Open Library - открытая библиотека учебной информации. Комплексное природопользование. Комплексное очищение организма

"...2.3. Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду..."

Источник:

Приказ Минприроды РФ от 23.12.1993 N 273 "Об утверждении Временного положения о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование"

  • - природопо́льзование 1) совокупность всех форм воздействия человека на географическую среду, в том числе эксплуатацию природно-ресурсного потенциала и меры по его сохранению...

    Географическая энциклопедия

  • - в широком смысле использование природных ресурсов в процессе хоз. деятельности с целью достижения определ. экон. эффекта. В этом значении П. совпадает с процессом обществ...

    Демографический энциклопедический словарь

  • Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а...

    Экологический словарь

  • - совокупность воздействий человеч. об-ва на геогр. оболочку Земли...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - англ. nature using; нем. Naturnutzung. Вовлечение в процесс обществ, производства ресурсов первичной природы...

    Энциклопедия социологии

  • - хозяйственно-экономическая деятельность по использованию природных богатств для создания материальных ценностей, жизненных...

    Словарь бизнес терминов

  • - 1) сфера обществ.-производств, деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - документ, устанавливающий жоло! иче-ские требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия...

    Экологический словарь

  • - ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 1) теория и практика рационального использования человеком природных ресурсов...

    Экологический словарь

  • - Такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность...

    Словарь бизнес терминов

  • - Документ, устанавливающий требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для...

    Словарь бизнес терминов

  • - хозяйственно-экономическая деятельность общества, использующая природные богатства для создания материальных ценностей, жизненных благ. П. включает разработку и осуществление концепции и конкретных...

    Большой экономический словарь

  • - совокупность воздействий человечества на географическую оболочку Земли, рассматриваемая в комплексе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1) сфера общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - КО́МПЛЕКС, -а,...

    Толковый словарь Ожегова

"Комплексное природопользование" в книгах

Комплексное художественное воздействие

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

Комплексное художественное воздействие Опора на комплексное (синтетическое) художественное воздействие – важное средство усиления доступности. Причем для массовой музыки в равной мере важны все формы художественного синтеза (см. раздел 5.4.) – и со словом, и со

КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Комплексное управление качеством – это интенсивные длительные усилия, направленные на создание и поддержание высоких стандартов качества продукции и услуг, которых ожидают заказчики. Как таковое оно может быть основным фактором при

Комплексное упражнение № 1

автора Риппл Стивен

Комплексное упражнение № 2

Из книги Лечение позвоночника: научитесь жить без боли в спине. автора Риппл Стивен

Комплексное упражнение № 2 Лягте на спину, руки свободно вытяните вдоль тела. Сосредоточьте внимание на ощущениях в области плечевого пояса. Можно ли сказать, что оба ваших плеча одинаково соприкасаются с полом? Если нет, попробуйте определить, насколько значительно

Комплексное упражнение № 1

автора Риппл Стивен

Комплексное упражнение № 1 Лягте на спину, закройте глаза и сосредоточьтесь на своих физических ощущениях. Почувствуйте, как ваше тело соприкасается с поверхностью пола. На основании своих ощущений постарайтесь представить и понять, насколько велико расстояние между

Комплексное упражнение № 2

Из книги Жить без боли в спине: как вылечить позвоночник и улучшить общее самочувствие автора Риппл Стивен

Комплексное упражнение № 2 Поднимите руки под углом 90 градусов (то есть перпендикулярно по отношению к телу и полу) и согните их в локтях. Левой рукой обхватите правый локоть с внешней стороны, а правой – левый локоть с внутренней стороны. Изо всех сил толкайте правый

1.3. Комплексное закаливание

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

1.3. Комплексное закаливание Комплексное закаливание, с точки зрения ректора Московского городского народного университета комплексного закаливания человека кандидата медицинских наук В. Я. Крамских,– это повышение адаптивных возможностей человека путем оптимальных

Комплексное представление образа

Из книги Стратегии гениальных женщин автора Бадрак Валентин Владимирович

Комплексное представление образа Смежная деятельность и максимальный арсенал средств на службе выдающихся личностей Подобно выдающимся мужчинам, женщины, достигшие вершины Олимпа в конкретной деятельности, отличались не только непременным присутствием акцентуации,

Картографирование комплексное

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Комплексное использование сырья

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Природопользование

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Комплексное обследование ребенка

Из книги Анализы. Полный справочник автора Ингерлейб Михаил Борисович

Комплексное обследование ребенка Общий анализ крови с лейкоцитарной формулой Общий анализ мочи Общий белок Билирубин общий АЛТ АСТ Альбумин Амилаза Мочевина (кровь) Мочевая кислота (кровь) Глюкоза крови Креатинин ЛДГ

Комплексное лечение депрессии

автора Галло Фред П.

Комплексное лечение депрессии Если основное упражнение для лечения депрессии не ослабляет ее симптомы, расстройство, скорее всего, является более глубоким. В некоторых случаях это может быть вызвано другим уровнем психологического реверсирования, который должен быть

Комплексное лечение

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

Комплексное лечение Несмотря на то что энергетические упражнения способствуют исцелению, устранение хронических зависимостей требует комплексного подхода. Помимо участия в сеансах индивидуальной и семейной терапии, мы очень рекомендуем такие программы, как «Лечение

Комплексное очищение организма

Из книги Медитативные упражнения для глаз для восстановления зрения по методу профессора Олега Панкова автора Панков Олег

Комплексное очищение организма Глаза – часть системы, называемой человеческим организмом. Как и любой другой орган, их бессмысленно лечить отдельно, терапия должна охватывать весь организм. И очищение – это то, что необходимо сделать в первую очередь. Загрязнение

Лицензирование природопользования - это система экологичес­кого обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализуе­мая через выдачу специальных разрешительных документов - ли­цензий. В принципе лицензирование это элемент административ­но-правового управления, так как лицензия фиксирует конкрет­ные условия, ограничение пользования ресурсами природы. Но

лицензия может быть и элементом экономического (рыночного) управления и продаваться на аукционах.

В систему лицензирования природопользования входятдва вида разрешений:

    разрешение на право пользования (добычи, изъятия, исполь­зования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также на право выбросов, сбросов и размещения загрязня­ющих веществ и отходов (специальные лицензии);

    лицензия на комплексное природопользование.

Лицензирование является также одним из элементов террито­риального управления природопользованием наряду с учетом и экономической оценкой в кадастровой системе, платежами за ре­сурсы, контролем за качеством окружающей среды, механизмом финансирования природоохранных мероприятий. В настоящее время лицензии служат формой учета пользователей природными ресур­сами и контроля за потреблением природных ресурсов, а также инструментом реализации функций распоряжения природными ресурсами.

Специальные лицензии - документы, выдаваемые специаль­ными государственными органами, управляющими природными ресурсами. Они дают право на пользование одним видом природ­ных ресурсов в установленном месте и на определенных условиях. К ним относятся: лицензия на пользование ресурсами недр, разре­шения на спецводопользование и на выбросы (сбросы, размеще­ние отходов) загрязняющих веществ, землепользование, лицензия на отстрел охотничьих животных, лесорубочный и лесной билеты, выдаваемые соответствующими территориальными органами. Эти виды лицензии не увязаны между собой и тем самым нельзя ана­лизировать их совместное воздействие на окружающую природ­ную среду в целом. Может сложиться такая ситуация, что исполь­зование одного ресурса принесет ущерб другим ресурсам. Часто использование какого-то ресурса осуществляется без учета эколо­гической ситуации на территории. Эти недостатки призвана уст­ранить лицензия на комплексное природопользование, где отра­жаются экологические нормы и ограничения, условия пользова­ния и другие виды информации.

Под комплексным природопользованием для предприятий по­нимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим ре­сурсам, а хозяйственная деятельность предприятия в целом оказы­вает минимально возможное комплексное воздействие на окружа­ющую природную среду. Лицензия на комплексное природополь­зование устанавливает экологические требования, ограничения,

предельные объемы использования природных ресурсов и загряз­нения окружающей среды, условия природопользования. Она, в отличие от специальных лицензий, не дает право на вид природо­пользования, а лишь регламентирует условия последнего. Права же на пользование должны определяться в договорах аренды, на комплексное природопользование и в специальных лицензиях, выполняющих функцию таких договоров. Лицензия на комплекс­ное природопользование является нормативно-правовым докумен­том, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предприятия на окружающую среду. На основе лицензирования на комплексное природопользование и заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятель­ность могут быть заключены с предприятиями договора на комп­лексное природопользование.

Независимо от распределения прав владения, использования и распоряжения природными ресурсами, государственное управле­ние природопользования невозможно без полной информации о количестве, качестве, социально-экономической оценке ресурсов природы в границах административно-территориального образо­вания. Поэтому актуальными являются задачи инвентаризации при­родных ресурсов, оценка их состояния в натуральных и экономи­ческих показателях и правовая привязка. Информация о природно-ресурсном потенциале территории тесно связана с экологичес­кой экспертизой и лицензированием. На основе комплексной со­циально-экономической оценки природно-ресурсного потенциала и с учетом экологической обстановки должно приниматься реше­ние о приоритетах использования тех или иных природных ресур­сов, после этого только выдаваться лимиты их использования.

Необходимо иметь комплексный территориальный кадастр при­родно-ресурсного потенциала (КТКПРП) - информационную ос­нову региональной системы управления рациональным природо­пользованием. Многоцелевой кадастр должен выполнять функций информационного обеспечения для регионального и городского планирования, налогообложения природопользователей, перерас­пределения прав на ресурсы природы и т.д.

Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды в России осуществляется на основе Постановления Прави­тельства РФ от 26 февраля 1996 г. № 168. В Положении определя­ется порядок выдачи лицензий на: утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промыш­ленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактив­ных); проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования; осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения,

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ НА КОМПЛЕКСНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 23 декабря 1993 г. N 273 (Д) В целях реализации статьи 18 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование. 2. Республиканским, краевым, областным, окружным, городов Москвы и Санкт-Петербурга комитетам по экологии и природным ресурсам во взаимодействии с соответствующими исполнительными органами государственной власти провести работу по введению в практику порядка выдачи лицензий на комплексное природопользование на территории Российской Федерации. 3. Заместителям Министра А.М. Амирханову и А.А. Аверченкову в месячный срок подготовить предложения по организации выдачи лицензий на комплексное природопользование для природных ресурсов и объектов федерального значения. 4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой. Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации В.И. Данилов-Данильян Приложение к приказу Минприроды России от 23 декабря 1993 года N 273 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование I. Общие положения 1.1. Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование разработано на основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 942 "Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе" и от 22.09.93 N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды". 1.2. На основе данного Временного положения исполнительным органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, исполнительным органам местного самоуправления (администрации) рекомендуется утверждать порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование соответствующих регионов, территорий. 1.3. Настоящее Временное положение предназначено для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также для специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды. II. Термины и определения 2.1. Лицензия на комплексное природопользование - документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для предприятий. 2.2. Под предприятием в настоящем Положении понимается субъект хозяйственной деятельности, любое юридическое лицо, осуществляющее природопользование, включая частных предпринимателей, учреждения, организации, независимо от принадлежности, формы собственности и места регистрации. 2.3. Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду. 2.4. Природно-ресурсный потенциал территории - совокупность природных ресурсов, объектов, средообразующих факторов и условий (включая климатические, геологические, гидрологические и другие условия), которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности. III. Содержание и порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование 3.1. Перечень предприятий, обязанных получить лицензию на комплексное природопользование, устанавливается исполнительными органами власти субъектов Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России. Критериями отнесения предприятий к указанному перечню служат масштаб хозяйственного воздействия предприятия на окружающую среду, использование предприятием нескольких видов природных ресурсов и степень экологической безопасности вида деятельности. 3.2. Лицензия на комплексное природопользование для предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и объектов, имеющих в соответствии с действующим законодательством федеральное значение, выдается органами системы Минприроды России. Для природопользователей, использующих природные ресурсы и объекты, не относящиеся к исключительному ведению Российской Федерации, лицензия на комплексное природопользование выдается государственными органами в области охраны окружающей природной среды (далее - природоохранные органы), специально уполномоченными на то решениями субъектов Российской Федерации. 3.3. Лицензия на комплексное природопользование служит основанием для заключения договора на комплексное природопользование (закрепляющего права на использование природных ресурсов и воздействие на окружающую среду, условия, при которых данная деятельность должна осуществляться, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон) между предприятием и государственным органом исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Федерации. 3.4. Для предприятий, получивших лицензию на комплексное природопользование, в рамках лимитов, условий, требований и других ограничений, указанных в данной лицензии, сохраняется порядок получения разрешений, дающих право на пользование отдельными видами природных ресурсов и на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, установленные законодательством Российской Федерации, решениями органов власти субъектов федерации. 3.5. В лицензии на комплексное природопользование (приложение) указываются: данные о предприятии, получившем лицензию; данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием; границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования; перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов; уровни загрязнения компонентов природной среды до начала хозяйственной деятельности и предельные уровни загрязнения компонентов природной среды; план природоохранных мероприятий; особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность; сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений; ответственность за несоблюдение предприятием требований и условий, содержащихся в данной лицензии, в порядке, установленном законодательством. 3.6. Лицензия на комплексное природопользование действует в течение установленного в ней срока, но не более 5 лет. Решение о продлении срока лицензии принимается органами, выдавшими лицензию, на основании письменного заявления предприятия, подаваемого не позднее 1 месяца до истечения срока. Решение об отказе в выдаче лицензии (или продлении срока ее действия) должно направляться заявителю в письменной форме с указанием причины отказа. 3.7. Бланки лицензий на комплексное природопользование являются документами строгой отчетности, печатаются типографским способом, имеют серию и номер. Лицензия на комплексное природопользование скрепляется подписью и печатью и хранится на предприятии. Копии лицензии находятся в органе, выдавшем лицензию, и в органе исполнительной власти района (города), на территории которого осуществляется природопользование. IV. Порядок выдачи лицензий для действующих предприятий 4.1. Предприятие, обязанное в соответствии с пунктом 3.1., получить лицензию на комплексное природопользование, обращается в соответствующий природоохранный орган с письменной заявкой, а также прилагаемыми к ней лицензиями на право пользования природными ресурсами, на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и на размещение отходов и экологическим паспортом предприятия. 4.2. Природоохранный орган в двухнедельный срок организует рассмотренные заявки и принимает решение: о выдаче лицензии на комплексное природопользование; об отказе в выдаче названной лицензии; о проведении экологической экспертизы фактических показателей деятельности предприятия, по результатам которой выдаются "Требования для уточнения и согласования условий природопользования", включая набор показателей и перечень необходимых органов управления и контроля для корректировки лимитов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды; на основе согласованных условий природопользования природоохранный орган выдает предприятию лицензию на комплексное природопользование. 4.3. Выдача лицензий на комплексное природопользование для действующих предприятий осуществляется не позднее чем в 2-месячный срок со дня подачи заявки. V. Порядок выдачи лицензий для строящихся, расширяемых, реконструируемых, технически-перевооружаемых и подлежащих ликвидации предприятий 5.1. Предприятие, обязанное в соответствии с пунктом 3.1., получить лицензию на комплексное природопользование, обращается в соответствующий природоохранный орган с письменной заявкой и прилагаемым к ней заключением государственной экологической экспертизы, в котором указываются намечаемое место расположения объекта, вид природопользования, потребности в природных ресурсах, возможное воздействие на окружающую среду. 5.2. Согласование условий природопользования с соответствующими органами управления и контроля для определения лимитов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды предусмотрено порядком проведения государственной экологической экспертизы. 5.3. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы природоохранный орган в 2-недельный срок со дня получения заявки выдает лицензию на комплексное природопользование. 5.4. Требования, лимиты и другие ограничения по условиям природопользования, содержащиеся в лицензии на комплексное природопользование для названных предприятий, указываются отдельно для периода строительства и периода эксплуатации объекта. При вводе объекта в эксплуатацию указанная лицензия является обязательной в составе документации, предъявляемой для подписания акта о приемке объекта в эксплуатацию. VI. Пересмотр и аннулирование лицензий 6.1. Лицензия на комплексное природопользование может пересматриваться в случаях: ухудшения окружающей среды по причинам, не зависящим от предприятия; изменения режима природопользования, профиля деятельности предприятия, смены технологии; изменения действующих нормативов природопользования; истечения срока действия лицензии. 6.2. Аннулирование лицензии на комплексное природопользование производится природоохранным органом в случаях: решения предприятия прекратить дальнейшее природопользование; ликвидации предприятия; грубых нарушений условий природопользования, указанных в лицензии, или ухудшения состояния окружающей среды по вине предприятия. 6.3. Аннулирование лицензии на комплексное природопользование ведет к расторжению договора на комплексное природопользование, либо пересмотру иных документов, дающих право на пользование природными ресурсами и объектами и воздействие на окружающую среду. 6.4. Минприроды России, природоохранные органы субъектов Федерации, осуществляют контроль за выполнением субъектами хозяйственной деятельности условий и требований, установленных в лицензиях на комплексное природопользование. К предприятию, обязанному получить лицензию на комплексное природопользование, но осуществляющему природопользование без лицензии, органы госконтроля вправе применять предусмотренные действующим законодательством санкции. Начальник Главного управления экономики природопользования А.В. Шевчук Приложение к Временному положению о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование ________________________________ (наименование органа, ________________________________ выдавшего лицензию) Лицензия (серия, номер) на комплексное природопользование Выдана __________________________________________________________ (наименование юридического лица с указанием реквизитов) Основной вид деятельности природопользователя ___________________ ______________________________________________________________________ Местоположение объекта __________________________________________ (местонахождение, площадь представляемого ______________________________________________________________________ земельного участка с приложением карты (схемы) с указанием ______________________________________________________________________ источников загрязнения, границ пользования (по видам), особо ______________________________________________________________________ охраняемых зон и объектов) Особые условия __________________________________________________ (периодичность и форма отчетности, наименование ______________________________________________________________________ контролирующей организации) Меры ответственности природопользователя при несоблюдении требований и условий, содержащихся в лицензии ________________________ Основание для выдачи настоящей лицензии _________________________ Приложение к лицензии ___________________________________________ ______________________________________________________________________ Срок действия с "___" ________ 19__ г. по "___" _________ 19__ г. Дата выдачи "___" _________ 19__ г. Лицензию выдал МП _______________________________________ (подпись должностного лица, выдавшего разрешение) Лицензию получил _______________________________________ (подпись должностного лица, получившего лицензию) Срок действия лицензии продлен до "___" __________ 19__ г. Дата продления "___" __________ 19__ г. Лицензию продлил МП _______________________________________ (подпись должностного лица) Приложение к лицензии (разрешению) на комплексное природопользование (серия, номер, дата выдачи) Примерный перечень показателей, характеризующих условия природопользования (указываются отдельно для периода строительства и для периода эксплуатации) 1. Использование земель: а) площадь земель, изымаемых (изъятых) в постоянное и временное пользование (всего и по категориям земель - пашня, пастбища, сенокосы, леса, болота, солончаки и прочие несельскохозяйственные земли) (га); б) ограничения по использованию земельных ресурсов (особо охраняемых земель, водоохранной зоны, СЗЗ, земель заповедного, рекреационного и историко-культурного назначения) (га); в) объем земляных работ (выемки, карьеры, отвалы) (куб. м); г) нарушения почвенного покрова (виды нарушений и площадь нарушенных земель) (га); д) фоновые концентрации загрязняющих веществ в почвогрунтах до начала хозяйственной деятельности и уровни предельного загрязнения почвогрунтов (по компонентам, с указанием класса токсичности) (мг/кг); е) условия снятия и сохранения плодородного слоя (площадь (га) и мощность (м) снимаемого слоя, условия складирования); ж) мероприятия по сохранению (восстановлению) почвенного плодородия и ликвидации последствий загрязнения (вид мероприятий и площадь) (га); з) рекультивация земель (техническая и биологическая рекультивация, инженерная защита территории от загрязнения, подтопления, затопления по типам нарушений) (га). 2. Использование атмосферы: а) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ отдельными источниками (по компонентам) (т/год, г/сек); б) лимиты выбросов загрязняющих веществ отдельными источниками (по компонентам) (т/год, т/сек); в) фоновые концентрации (до начала хозяйственной деятельности) и уровни предельных концентраций основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; г) мероприятия по охране воздушного бассейна (в т.ч. по достижению ПДВ (ВСВ). 3. Использование водных ресурсов: а) лимит использования водных ресурсов (забор свежей воды из поверхностных водоемов, забор подземных вод (тыс. куб. м/год; куб. м/сут.; куб. м/с); б) сезонное водопотребление и водоотведение (тыс. куб. м); в) возможное ограничение водопотребления в маловодные годы; г) объемы и категория воды, отводимой в оросительные системы (с учетом использования сточных вод), в накопители и т.д. (тыс. куб. м/год; куб. м/сут.); д) предельно-допустимый сброс (ПДС) веществ со сточными водами в водный объект (по компонентам) (г/час, т/год); е) лимит сброса загрязняющих веществ - количество сбрасываемых сточных вод в водный объект по каждому выпуску (тыс. куб. м/год; куб. м/сут.) и их характеристика (фактическая концентрация, мг/л); ж) фоновые концентрации загрязняющих веществ в водных объектах (до начала хозяйственной деятельности) и уровни предельного загрязнения водных объектов (по компонентам) (мг/л); з) режим эксплуатации водохранилищ, включая объем природоохранного попуска; и) водоохранные мероприятия, в т.ч. первоочередные; к) прочие условия водопользования, вкл. условия сплава древесины. 4. Размещение отходов: а) перечень отходов разрешенных к размещению (наименование и класс опасности); б) объемы (лимиты) размещаемых отходов (по годам на срок выдачи разрешения) (т/сут., т/год); в) условия и место захоронения (обезвреживание, способ складирования и хранения, мероприятия по защите грунтовых вод от загрязнения). 5. Использование растительности: а) лимиты пользования (площадь угодий, подвергающихся полному уничтожению, вырубкам, уничтожению отдельных групп растений, редких, эндемичных видов) (га); б) ограничения по использованию лесных насаждений (особо ценных насаждений, молодняка, подроста, сеянцев, спелых древостоев); в) ограничения по использованию растительных ресурсов (недревесных растений - мхов, лишайников, трав, ягодников, кустарников); г) условия пользования растительностью в санитарно-защитной зоне (запрет на сенокошение, выпас скота, выращивание различных групп сельскохозяйственных культур); д) мероприятия по восстановлению и сохранению растительности (площади лесовосстановительных и других лесо- и луговомелиоративных работ) (га). 6. Условия сохранения животного мира: а) лимиты по использованию фауны (по видам); б) ограничения по использованию биотопов (перечень мест обитания и путей миграции промысловых, редких, эндемичных и занесенных в Красную книгу видов животных, наличие охранных территорий, для рыб - зимовальных ям, мест нереста и нагула); в) мероприятия по сохранению и восстановлению численности отдельных видов животных; г) мероприятия по сохранению мест обитания животных и их кормовой базы; д) рыбозащитные мероприятия. 7. Особые экологические требования (специфичные для объекта, местности, иное).

+: специального природопользования

-: общего природопользования

-: особого водопользования

-: коллективного природопользования

64. Субъектами специального природопользования могут выступать…

+: юридические лица и индивидуальные предприниматели

-: любые физические и юридические лица

-: только юридические лица.

-: субъекты РФ 8

65. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не…

+: наносит ущерба окружающей среде

+: нарушает прав и законных интересов иных лиц

-: вредит интересам других лиц

-: нарушает интересов государства

66. Совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде, рационального природопользования представляет собой…

+: управление

-: наблюдение

-: мониторинг

-: экспертизу

67. Органы специальной компетенции в сфере управления природопользованием – это …

+: Министерство природных ресурсов и экологии РФ

-: Федеральное Собрание РФ

-: Правительство РФ

-: Государственный комитет экологии

-: Министерство охраны окружающей среды

68. Целью Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды как официального документа является…

+: обеспечение государственных органов управления и населения объективной

систематизированной информацией о качестве окружающей природной среды

-: оценка особых видов воздействия на окружающую среду с учетом климатических

особенностей года, природных катастроф и стихийных бедствий

-: нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды

-: разработка плана действий для улучшения состояния окружающей природной среды и

повышения качества жизни населения на территории Российской Федерации

69. Санитарно-гигиеническое нормирование относится к задачам…

+: Министерства здравоохранения и социального развития РФ

-: Министерства природных ресурсов РФ



-: Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности

-: Министерства сельского и лесного хозяйства

70. Установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям – это #

+: экологическая экспертиза

+: экспертиза

71. Членами экспертной комиссии государственной экологической экспертизы могут быть:

+: внештатные эксперты

+: штатные сотрудники федерального органа исполнительной власти в области

экологической экспертизы

+: штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации

-: представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической

экспертизе

-: разработчик объекта государственной экологической экспертизы

Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной

экологической экспертизы осуществляется за счет средств…

+: заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе

-: федерального бюджета

-: бюджета субъекта РФ

-: экспертов государственной экологической экспертизы

73. Финансирование общественной экологической экспертизы не вправе осуществлять за счет…

+: заказчика документации на проведение государственной экологической экспертизы

-: собственных средств общественных организаций (объединений)

-: общественных экологических и других фондов

-: целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций

-: средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного

самоуправления

74. Решение о выдаче лицензии в сфере природопользования должно быть принято в срок не превышающий…

-: 3 месяца

-: 6 месяцев

75. Экологическая сертификация может быть…

+: обязательной и добровольной

-: только обязательной

-: только добровольной

-: общественной и государственной

76. Законодательство РФ предусматривает возможность проведения экологической аудита…

+: только добровольного

-: только обязательного

-: добровольного и обязательного

-: некоммерческого

77. Основанием возникновения страховых отношений в сфере экологического страхования выступает…

+: договор страхования

-: акт государственного органа исполнительной власти

-: приказ директора предприятия

-: протест прокурора

78. Стадия ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, предусматривает проведение … экологического контроля

+: предупредительного

-: текущего

-: последующего

-: общественного

79. Виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека является…

+: экологическим правонарушением

-: экологическим правоотношением

-: экологической ответственностью

-: мерами пресекающего характера

80. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений может устанавливаться…

+: как на федеральном, так и на региональном уровне

-: только на уровне субъектов РФ

-: исключительно на федеральном уровне

-: на уровне субъектов РФ в соответствии с природоохранным законодательством

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением

законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение....

+: двадцати

82. Нормативный правовой акт, не являющийся источником отрасли экологического права, - это…

+: Воздушный кодекс РФ

-: Водный кодекс РФ

-: Лесной кодекс РФ

-: Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

-: Градостроительный кодекс

Специальное природопользование – это такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, и связанное, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Формы специального природопользования:

  • комплексное природопользование;
  • специальное пользование водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Положения о комплексном природопользовании предусматриваются законами об охране окружающей природной среды субъектов РФ (в федеральном законодательстве они отсутствуют). К примеру, данные положения были установлены в ст. 20 Экологического кодекса Республики Башкортостан. В 2005 г. в Москве был принят Закон "О комплексном природопользовании в городе Москве".

Комплексное природопользование - это направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду, а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

Отдельные природные ресурсы - земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера - как правило, представляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.

Особой разновидностью специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих сред для удаления жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Основания возникновения и прекращения права специального природопользования

Для получения права специального природополь­зования необходимо получение разрешения соответствую­щего государственного органа в форме лицензии или иного документа либо вынесение органом государственной власти решения о предоставлении природопользователю природно­го ресурса (участка лесного фонда, горного отвода, участка акватории) и заключение предусмотренного законодатель­ством договора.

Решение органа государственной власти, за­ключение договора, предоставление лицензии не требуется для осуществления общего природопользования.

Общие основания возникновения права природопользования:

  1. Решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ, органом субъекта РФ либо их совместным решением, а также органом местного самоуправления.
  2. Лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования объектами животного мира, права комплексного природопользования и др.
  3. Договор на пользование природными ресурсами.

Основания прекращения права природопользования:

  1. отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;
  2. истечение срока природопользования;
  3. смерть