Определение и содержание понятия археология. Какими личностными качествами должен обладать археолог

Археолог - ученый, который занимается изучением прошлого человечества по вещественным источникам, занимается археологией (от архео (archios) - древний и от греч. lygos - слово, учение).

Археология представляет собой историческую дисциплину, изучающую по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Ученый-археолог может изучать останки затонувших кораблей на дне морском (морская археология), откапывать и осматривать все то, что осталось от человеческих поселений минувших веков (полевая археология) или с помощью специальных материалов и техник пытаться реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их буквально по крупицам (экспериментальная археология).

Профессию археолога часто сравнивают с трудом хирурга - и там, и там одно неверное движение ножом может привести к гибели пациента.

Конечно, в большинстве случаев «охотники за древностями» орудуют не ножом, а лопатой, совком, ложкой и даже обычной зубной щеткой. Ну и без пресловутых кисточек для очистки найденных ценностей не обойтись.

Помимо глубочайших знаний в области истории, профессиональный археолог должен обладать навыками рисования, черчения, уметь фотографировать, обязательно владеть основами реставрации и консервации различных предметов из камня, глины, металла, дерева, кожи, ткани, кости и так далее. Без специальных знаний по этнографии, антропологии, топографии, геодезии, геологии, без твердого владения информацией по вспомогательным историческим дисциплинам, такими как геральдика, сфрагистика, нумизматика, текстология археолог не может состояться как специалист.

Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.

Жизнь в экспедиции расписана очень четко: в 7 утра общий подъем (а дежурные по завтраку должны встать еще раньше), работа в течение всего часового дня с небольшими перерывами на еду и иногда на купание, отбой в 11 вечера.

Личные качечтва

Готовность к кропотливой работе,

Аккуратность,

Выдержка,

Терпение,

Ответственность,

Пунктуальность,

Целеустремленность,

Увлеченность,

Способность к абстрагированию,

Любовь к истории.

Профессиональный археолог обязательно должен иметь высшее образование.

Медицинские противопоказания

Заболевания сердца или нарушения артериального давления;

Судороги, потери сознания;

Расстройства слуха;

Расстройства речи;

Хронические инфекционные заболевания;

Сахарный диабет;

Геморроидальные расстройства;

Кожные заболевания;

Снижение остроты зрения.

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога - создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная - поиск под водой;
Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию
Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».
(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно».
(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.
Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

АРАХЕОЛОГИЯ(от Архео... и греч. lygos - слово, учение) наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников (См. Археологические памятники), исследуют и публикуют находки и результаты раскопок и восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение имеет А. для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время. А. необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн. лет) стал известен только благодаря развитию А. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. А. имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, т.к. сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Теоретической основой исторической реконструкций по археологическим данным является историко-материалистический принцип, согласно которому на любой ступени развития общества существует определенная закономерная связь между материальной культурой и социально-экономической жизнью. Этот принцип положили в основу своих исследований учёные-марксисты. Исследователи, отрицающие закономерность исторического процесса, считают невозможной реконструкцию истории по данным А. и рассматривают последние лишь как сумму фактов, не дающих общей картины.

А. обладает своими особыми методами исследования. Важнейшие из них: стратиграфический - наблюдение за чередованием культурных слоев, отложившихся в результате продолжительного обитания в данном месте человека, и установление хронологического соотношения этих слоев. Добытые при археологических раскопках вещи классифицируются по следующим признакам: назначение вещи, время и место её изготовления. Для определения назначения и функций орудий служит метод изучения следов работы на них. Для хронологической классификации служит Типологический метод. Кроме собственно археологических методов, применяют методы, заимствованные из других наук: датировку органических остатков по содержанию в них радиоактивного углерода 14C, установление относительных и абсолютных дат по годичным кольцам древесины, найденной в археологических памятниках, установление абсолютного возраста изделий из обожжённой глины путём измерений их остаточной намагниченности, различные геологические методы датировки (по отложениям ленточных глин и т.п.).

Для изучения древних вещей и способов их производства применяются спектральный анализ, металлография, техническая петрография и др.

Для установления взаимозависимости общественных явлений прошлого с географическими факторами необходимо изучить природное окружение человека в древности. Этим целям служит пыльцевой анализ, дающий возможность проследить эволюцию растительности, а вместе с тем и эволюцию климата в данной области. А., таким образом, связана с палеоклиматологией. Целям археологического исследования служат также полученные при раскопках данные о древних культурных растениях (палеоботаника), о животном мире (палеозоология). Археологи добывают останки древних людей, что позволяет палеоантропологам дать представление о жизни и типе человека минувших эпох и об изменениях его под влиянием различных социальных и природных условий.

Ввиду того что значительная часть археологических материалов представляет массовые находки, большое значение в А. имеет применение методов математической статистики.

А. тесно связана с естественными науками не только в использовании их методов, но и в привлечении их выводов для истолкования археологических данных, и сама, со своей стороны, представляет естественным наукам ценные материалы. Однако ещё теснее связи археологии с общественными науками, один из разделов которых она представляет: с историей, этнографией (См. Этнография), историей искусства, социологией, а также с т. н. вспомогательными историческими дисциплинами: эпиграфикой (См. Эпиграфика) -- наукой о надписях на камне, металле, глине и дереве, нумизматикой (См. Нумизматика) - наукой о монетах, сфрагистикой (См. Сфрагистика) - наукой о печатях, геральдикой (См. Геральдика) - наукой о гербах. А., являясь единой по своим методам исследований наукой, достигла высокой степени специализации. Ещё в 19 в. раздельно существовали 4 отрасли А.: классическая А., изучающая письменный период истории Др. Греции и Рима, восточная А., средневековая А. и первобытная А. Отдельные специалисты изучают эпохи Палеолита, Мезолита, Неолита, бронзового века (См. Бронзовый век), раннего железного века (См. Железный век). Есть и другие системы специализации: по этническим признакам и по отдельным странам.

А. В. Арциховский.

Литература:

Авдусин Д. А., Археология СССР, М., 1967;

Авдусин Д.А., Археологические разведки и раскопки, М., 1959;

Амальрик А. С. и Монгайт А. Л., В поисках исчезнувших цивилизаций, 2 изд., М., 1966;

Амальрик А.С. и Монгайт А.Л. Что такое археология, 3 изд., М., 1966;

Арциховский А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947;

Арцихлвский А.В., Основы археологии, 2 изд., М., 1955;

Блаватский В. Д., Античная полевая археология, М., 1967;

Бузескул В. П., Открытия XIX и начала XX века в области истории древнего мира, т. 1-2, П., 1923-24;

Жебелев С. А., Введение в археологию, ч. 1, История археологического знания, П., 1923, ч. 2, Теория и практика археологического знания, П., 1923;

Мерперт Н. Я. и Шелов Д. Б., Древности нашей земли, М., 1961;

Михаэлис А., Художественно-археологические открытия за 100 лет, М., 1913;

Монгайт А. Л., Археология в СССР, М., 1955;

Монгайт А.Л., Археология и современность, М., 1963;

Формозов А. А., Очерки по истории русской археологии, М., 1961;

Чайлд Г., Прогресс и археология, пер. с англ., М., 1949;

Археология и естественные науки, Сб., М., 1965;

Советская археологическая литература. Библиография 1918 - 1940, М-- Л., 1965;

то же, 1941 - 1957, М.- Л., 1959;

Сhilde G., A short introduction to archeology, L., 1956;

Clark G., Archaeology and society, L., 1960;

Kenyan К. М., Beginning in archaeology, L., 1952;

De Laet S., L"archeologie et ses problemes, Berchem - Brux., 1954;

Leroi-Gourhan A., Les fouilles prehistoriques, P., 1950.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

История человечества имеет множество темных пятен. Не все события находили свое отображение в хрониках. Иногда, чтобы узнать какие-либо подробности необходимо искать отдельные элементы, принадлежащие к тому или иному периоду. Именно такая деятельность является направляющей для археолога.

Что делает археолог

Что делает и чем занимается археолог? Многие считают, что археология – это захватывающее приключение, которое предполагает поиски сокровищ и массу впечатлений. Такой стереотип был сформирован под воздействием голливудских фильмов. Отчасти подобная подача информации является правдивой, но без массы прикрас. Человек, который хочет освоить профессию археолог, в первую очередь должен быть фанатом своего дела.

Поиск артефактов не является особо простым процессом. Все они в большинстве случаев надежно скрыты от человеческого взгляда. Иногда для великих открытий необходимо опускаться в водные глубины (чем и занимается морская археология). Полевая археология предполагает ведение раскопок вдалеке от удобств и цивилизации. Нередко найденные реликвии необходимо исследовать или консервировать прямо на месте.

Также стоит отметить, что отсутствие надлежащих условий проживания может быть не таким уж приятным моментом. Не всегда есть возможность умыться или даже почистить зубы. Профессия археолог связана с выполнением четкого графика: ранний подъем и поздний отбой с небольшими перерывами на отдых – это неотъемлемая часть данной специализации.

Плюсы и минусы профессии археолог

Преимущества:

  • бесконечно интересная профессия;
  • возможность побывать в самых отдаленных уголках планеты;
  • прикосновение к древности;
  • социальная значимость профессии. Каждый специалист может войти в историю как первооткрыватель чего-либо.

Недостатки:

  • жизнь не всегда в комфортных условиях (отсутствие возможности правильно питаться, сон в палатке, отсутствие душа, туалета);
  • изнурительный труд;
  • частые командировки могут помешать личной жизни;
  • нет гарантий успешного завершения экспедиции.

Не пропустите:

Как стать археологом

Время не щадит ничего. Именно поэтому все предметы, найденные во время раскопок, характеризуются высокой хрупкостью. Малейшее неверное движение может привести к непоправимым последствиям. Аккуратность в работе археолога занимает особое место.

Артефакты сами по себе не смогут рассказать ничего. Необходимо знать массу сведений о той местности, где ведутся исследования.

Очень часто ученые, занимающиеся археологией, превращаются в узких специалистов, ориентирующихся лишь в определенном отрезке истории. Находки не могут быть вырваны из общей картины действительности. Поэтому, очень важно знать исторические предпосылки того или иного явления.

Помимо глубоких познаний в этой сложной науке, археологу также стоит изучить элементарные основы рисования и фотографии. Все найденные предметы обязательно должны быть запечатлены. Никогда не знаешь, что с ними может случиться в дальнейшем. Знание древних языков также будет немаловажным дополнением.

Ценность открытия теряет всякий смысл, если о нем не сообщить людям. В данном случае пригодится умение анализировать все свои наблюдения и излагать мысли в статьях или научных публикациях.

Где учиться на археолога

  • Московский археологический институт
  • Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный Университет
  • Волгоградский государственный университет

Археология изучает историческое прошлое всего человечества. В этом ей помогают так называемые вещественные источники. К ним относятся постройки и различные предметы, созданные человеком и сохранившиеся до наших дней: оружие, посуда и украшения, произведения искусства. Они несут определенную информацию об истории человечества.

Определение археологии

Что такое археология? Чаще всего понятие «археология» раскрывается при изучении истории человечества с помощью различных материальных источников или свидетельств.

Изучают все эти источники и свидетельства специалисты-археологи. Они проводят раскопки, изучают найденные предметы и восстанавливают по ним историю, узнают, как жили люди в прошлом.

Подытожим, что такое археология и каково ее значение для современной науки и общества. Большое значение археологические находки представляют для составления исторического описания жизни общества в те времена, когда еще не существовало письменности.

Немного истории

Рассмотрим, откуда берет свое начало археология. Первое упоминание термина «археология» датируется 4 веком до нашей эры. Великий философ Платон говорил о существовании науки о древности. Но со временем этот термин в разных странах приобрел разное значение. Общенациональное современное понимание того, что изучает эта наука, сложилось примерно в 19 веке.

Итак, древняя археология берет свое начало еще со времен царствования Набонида в Вавилоне. В древности целью исследований в основном были поиск надписей фараонов и императоров. Эпоха Средневековья приостановила развитие этой науки. Но возобновились археологические раскопки уже в 16 веке в Италии. Научную цель раскопки приобрели только в 18 в. Деятели французской революции стали проявлять активный интерес к предметам времен античности.

Труды археолога из Швеции О. Монтелиуса включают распределение найденных предметов по определенным типам. Типы он заключил в ряды. Таким образом, имеется возможность проследить за эволюционными изменениями человечества.

Российская археология

Археология России тесно связана с именем А. Н. Радищева. Он поддерживал теорию о существовании трех веков (каменного, бронзового и железного) в истории развития человечества. Также большой вклад в развитие данной науки внесли такие ученые-археологи, как Э. Ларте, Дж. Леббок, К. Томсен, Э. Пьет.

В современной системе Российской академии наук свое место занял Институт археологии, являющийся одним из ведущих учреждений по исследованиям в данной области знаний.

Типология вещественных источников

В основном найденные предметы, которые представляют для археолога научную ценность, разделяются на несколько групп. К первой относятся артефакты. Это различные украшения, орудия труда, одежда, глиняная посуда и даже отходы производства.

Ко второй категории относятся постройки или сооружения, сделанные людьми, гробницы, туннели, а также самые обычные ямы для хранения. Отдельную группу составляют биологические остатки: пыльца и зерна растений (называются они экофактами), раковины улиток, древесина.

К последней категории относят почвенные и галечные отложения, которые скапливаются на площади памятника. Они помогают определить природу их происхождения. Образцы таких отложений обязательно берутся для проведения лабораторного исследования.