Основные способы организации жизни управление стрессами. Способы борьбы со стрессом. Причины стресса в организации

Стресс (от англ. stress - давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний че­ловека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Согласно теории стрессов Г. Селье, стресс рассматрива­ется как постоянное состояние напряженности человеческой психики, вызванное большим или меньшим несоответствием стиля жизни человека способам реагирования на него нервной системы.

Стресс был всегда. В ходе эволюции сама жизнь требо­вала от человека постоянной готовности сохранять и защищать себя и своих близких. Чем быстрее он умел мобилизовать си­лы, тем больше у него было шансов победить, тем он был удачливей.

Первоначальное понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, т. е. обеспечения мобили­зации психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. Позднее понятие «стресс» стало использо­ваться для описания состояния индивида в экстремальных усло­виях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Особенно популярным термин «стресс» стал в начале 40-х гг. XX в., после того как его употребил в своих работах врач-физиолог Г. Селье (1936 г.).

Стресс есть везде - и в частной жизни, и в каждой про­фессии. Но он проистекает не столько от труда как такового, сколько из условий или обстоятельств, при которых выполняет­ся та или иная работа, от ощущения безвыходности в стрессовой ситуации.

Менеджер постоянно находится в состоянии нервного на­пряжения, что разрушающе действует на его здоровье. Согласно исследованиям психологов частота возникновения стрессовых ситуаций в его деятельности составляет примерно 6–7 баллов по десятибалльной шкале

О том, что стрессы стали бедой очень и очень многих, го­ворят исследования, проведенные недавно в странах Общего рынка. Результаты этих исследований свидетельствуют, что при­чиной стресса в 61% случаев являются служебные проблемы, се­мейные переживания и финансовые трудности, 22% случаев вы­званы причинами «психологического характера», а 7% - серьез­ными заболеваниями. При этом скрыть свое стрессовое состояние практически невозможно.

Исследования показывают, что стресс вызывает в орга­низме нежелательные сдвиги, которые ведут к изменениям в психике: люди отказываются от активной деятельности, уходят в себя. Такое поведение усугубляет их физиологическое со­стояние.

Однако организму вреден не сам по себе стресс (в конце концов положительные эмоции человека тоже связаны со стрес­сом), а его чрезмерная интенсивность. Вредоносность воздейст­вий отмечается только при чрезмерном напряжении. В этом слу­чае говорят о дистрессе. Именно дистресс несет человеку всякие неприятности.

Вместе с тем стресс во многом даже полезен. В связи с этим Г. Селье назвал стресс "универсальным феноменом жизни, своего рода спасительной реакцией, подающей сигнал «тревоги», когда организму нужно в доли секунды мобилизовать физические силы на отражение опасности. Реакция на стресс во многих слу­чаях заставляет работать эффективнее, предпринимать большие усилия, направленные на достижение поставленной цели, т. е. преодолевать его. Пассивность же может обернуться такими рас­стройствами, как гипертония, сердечные приступы, нарушения психики и т. д. Г. Селье в 1936 г. говорил, что отсутствие стресса равнозначно смерти.

Таким образом, стресс может оказывать как положитель­ное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятель­ность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Однако граница межу стрессом и дистрессом очень подвижна, она зави­сит от многих факторов, среди которых главным является эмо­циональная устойчивость человека.

Стрессы, которые имеют отношение к руководителям, ха­рактеризуются чрезмерным психическим или физиологическим напряжением.

Факторами физиологического стресса являются: чрезмер­ная физическая нагрузка, голод, шум, высокая или низкая темпе­ратура, огонь, травма, болевые стимулы, операция, беспорядки, затрудненное дыхание, собственная болезнь.

Исследования показывают, что к физиологическим прояв­лениям стресса относятся язвы, гипертония, мигрень, боль в спи­не, артрит, астма, боли в сердце.

Психический стресс может быть двух видов: эмоциональ­ный и информационный.

Первый возникает в ситуациях производственных неуря­диц, опасений, тревог и т. д. Этот стресс вызывают: ситуации уг­розы, опасности, обиды, грубость, зависть, измена, несправедли­вость, борьба за власть, неоправдавшиеся надежды, плохое об­служивание, денежные проблемы, вынужденное ожидание, пред­стоящий экзамен, смерть близкого человека, увольнение с рабо­ты, трудности с начальством, условия труда, ожидаемое повыше­ние, финансовые трудности, получение значительного кредита, строительство собственного дома и многое другое.

Для менеджеров наиболее характерным является информа­ционный стресс, который возникает в ситуациях информацион­ных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, с пото­ком обрушивающейся на него информации, не успевает прини­мать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

Психологические стрессы вызываются, как правило, не ка­ким-нибудь одним раздражителем, а серией мелких постоянных, каждодневных волнений. Психологические проявления включа­ют раздражительность, потерю аппетита, депрессию и понижен­ный интерес к общению и сексуальным отношениям.

Причины стресса в работе менеджеров:

  1. В бизнесе любое начинание всегда риск. Конечно, права поговорка «Кто не рискует, тот не выигрывает». Но, с другой сто­роны, работа в условиях повышенного нервного напряжения не проходит бесследно.
  2. «Ловушка богатства». Порой бизнесмена охватывает азарт: прибыль - любой ценой. Работа ради работы.
  3. Боязнь (страх) потери - семьи, имущества, денег. Зарабо­тав деньги, они зарабатывают страх. Ставят стальную дверь, ос­нащают машину «сторожем» и т. п. Они живут в состоянии веч­ного стресса.
  4. «Болезни разрушенных идеалов». Утрата ценностей и идеалов. Если в доперестроечное время преобладали недуги, вы­званные невозможностью реализовать себя в советском общест­ве,- «болезни нереализованное™», то теперь причиной заболева­ний гораздо чаще является утрата ценностей.
  5. «Болезни разрушенных идеалов» приводят к более тяжелым последствиям - угасанию, заканчивающемуся смертью, к некон­тролируемой агрессии, к борьбе как способу существования. В основном это болезни пожилых. Хотя возраст не играет решаю­щей роли.
  6. Во что вы верите, ради чего живете? Человек с разрушен­ными идеалами, как правило, этого не знает.
  7. «Работоголизм», при котором теряется контакт с близки­ми, с собой, собственное прошлое становится чужим.
  8. «Деловой сумбур» - крайний беспорядок в работе. Такие люди постоянно нервничают, не находя нужные им вещи, пани­куют, вспоминая вдруг о несделанном, растрачивают свою энер­гию, хватаясь то за одно, то за другое, хронически опаздывают.

В данном случае прежде всего необходимо изменить стиль своей работы. В профилактических целях рекомендуется не взва­ливать на себя лишнего, учиться выбирать приоритеты, точно определять границы возможного и необходимого, доставляющего удовлетворение или вызывающего реакцию отторжения.

Существует весьма большое количество факторов, способ­ствующих возникновению стрессов. Их можно условно разделить натри группы.

Внешние факторы. К ним относятся, например, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, ин­фляция, рост безработицы и т. п.

Факторы, зависящие от организации. Среди них выделяют такие, как: характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, ус­ловия труда и т. п.), нечеткое распределение ролей и функций работников, неблагоприятные взаимоотношения и психологиче­ский климат в коллективе, определенная организационная струк­тура (например, двойное подчинение), стиль управления, связан­ный с неоправданным систематическим давлением, угрозами и т. п.

Факторы, связанные непосредственно с самим человеком (особенности нервной системы, характера, личностные проблемы и т. п.).

Большое значение для характеристики стресса имеет также определение степени напряженности. Для этих целей можно пользоваться методикой американских исследователей Томаса Холмса и Ричарда Рея. Они доказали, что каждый человек носит в себе вполне конкретный заряд стресса, и, когда этот заряд дос­тигает критической силы, человек умирает. Данные ученые вы­явили целый ряд факторов, которые по степени их воздействия выразили в баллах. Если в течение полугода человек набирает до 200–300 баллов, то он подбирается к грани потрясения, а если к 700, то и к более серьезному исходу.

Холмс и Рей предложили на этой основе шкалу определе­ния степени напряженности. Данная шкала построена на предпо­ложении, что стрессовые явления вызываются резкими измене­ниями в жизнедеятельности человека. При этом практически не учитывается характер изменений (положительный или отрица­тельный). Кроме того, показатели шкалы отражают разную на­пряженность у людей с разными типами нервной деятельности и, естественно, с разными темпераментами.

По степени устойчивости к стрессам все люди подразделя­ются на специфические типы, а именно: тип «А» и тип «Б».

Тип «А» характеризуется тем, что испытывает постоянное стремление быть впереди; непременно хочет достичь своей це­ли, но часто не знает, в чем заключается эта цель; чувствует по­требность соревноваться и одерживать верх; всегда занят сразу многими делами; обычно спешит; стремится форсировать дела; находится в состоянии сильного беспокойства. Такой человек относится к коронарному типу, он очень сильно подвержен стрессу.

Тип «Б» прямо противоположный типу «А». Стрессы на не­го влияют меньше.

Следует также заметить, что люди с теми или иными соционическими темпераментами в разной степени подвержены стрессам в такой последовательности (по мере возрастания под­верженности стрессам):

  • флегматики;
  • сангвиники;
  • холерики;
  • меланхолики.

Управление стрессами требует выявления актуальных для конкретного человека стрессоров, т. е. неблагоприятных факто­ров, вызывающих в организме человека состояния напряжения - стрессов. Для этих целей служат перечни стрессоров. Один из таких перечней представлен ниже:

  • высокая напряженность труда;
  • нехватка времени;
  • неблагоприятные гигиенические факторы;
  • монотонность труда;
  • отсутствие творчества;
  • вынужденная бездеятельность;
  • несогласованность планов;
  • неудовлетворенность правами и обязанностями;
  • длительное пребывание на работе;
  • неудовлетворенность трудом;
  • ощущение своей бесполезности;
  • бремя ответственности;
  • неблагоприятные ситуации на работе;
  • тревога о должностном продвижении;
  • конфликты с сотрудниками;
  • неблагоприятная атмосфера в семье;
  • волнение в связи с перемещениями;
  • неприятности с родственниками;
  • неудовлетворенность должностью;
  • трудности взаимоотношений с руководством;
  • раздвоенность между семьей и работой;
  • плохое самочувствие;
  • конфликт ролей, когда к работнику предъявляются про­тиворечивые требования;
  • неопределенность ролей в будущем;
  • неинтересная работа.

Со временем под влиянием прогрессирующей напряженно­сти труда у каждого человека складывается «своя» группа сигна­лов, свидетельствующих о наличии стрессового состояния:

  • кратковременные сигналы (раздражительность, усилен­ная тяга к курению, «говорливость», периодические боли в за­тылке, изжога, икота);
  • долговременные сигналы (длительные боли в какой-то области головы, сердца, депрессия, полная потеря аппетита, зату­хание жизненного тонуса, лихорадочный блеск в глазах).

Управление стрессами предполагает также применение ме­тодов профилактики стресса. Наиболее распространенным сред­ством профилактики является отдых (но не ничегонеделание).

Важным методом профилактики стрессовых состояний яв­ляется применение упражнений по созданию и поддержанию ма­жорного настроения. Для этого следует приучить себя включать психорегулирующие упражнения в свой режим дня. Начать с подъема и утренних процедур. Проделывать некоторые упражне­ния в течение дня. Данные специальные упражнения можно раз­делить на следующие группы:

  • утренняя физзарядка;
  • дыхательная гимнастика;
  • микропаузы.

Профилактика и нахождение путей преодоления стресса должны осуществляться как на уровне организации, так и на уровне отдельного индивида. На уровне организации профилак­тика стресса и стрессовых ситуаций может осуществляться за счет правильного подбора и расстановки кадров, постановки кон­кретных и реально выполнимых задач, верного проектирования работ, взаимодействия с членами коллектива и группового при­нятия решений, а также реализации программы оздоровления ра­ботников. На уровне отдельного индивида справиться со стрес­сом и сохранить психическое здоровье можно, следуя определен­ным психологическим рекомендациям:

  • научиться планировать свою жизнь и верно определять приоритетные задачи;
  • правильно соотносить свои возможности и потребности и ставить перед собой достижимые цели;
  • иногда отвлекаться от жизненных проблем и находить для себя приятные, интересные занятия;
  • избегать критики других и стараться хвалить людей за те качества, которые вы в них цените;
  • научиться понимать, прощать и принимать других;
  • стараться избегать излишней ненужной конкуренции;
  • регулярно заниматься спортом или выполнять физиче­ские упражнения;
  • овладевать методами снятия психического напряжения (медитация, релаксация, аутогенная тренировка и т. п.).

В настоящее время специалистами в области психологии разработано огромное количество тестов, анкет, которые должны помочь человеку определить уровень раздраженности, возможно­сти нервного срыва, угрозы стресса.

  1. Если человек будет руководствоваться правилом: «Посту­пай так, чтобы завоевать любовь других, вызвать расположение и доброжелательное отношение окружающих», он создает для себя максимум психологического комфорта и возможность успеха.
  2. Стремясь к хорошим отношениям с окружающими, все же не заводите дружбы с «трудными», несдержанными людьми.
  3. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада: напыщенная искусственность вызывает неприязнь у окружаю­щих.
  4. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, по­думайте, стоит ли сражаться.

Другие специалисты по преодолениям последствий стрес­сов рекомендуют:

  • использовать физические упражнения, заряжающие ор­ганизм бодростью и энергией;
  • в каждом виде достижений есть своя вершина, поэтому следует стремиться к ней и довольствоваться этим;
  • постоянно сосредоточивать внимание на светлых сторо­нах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше состоя­ние. Лучший способ уменьшить стресс - это отвлечься;
  • если предстоит удручающе неприятное дело, не откла­дывать его;
  • не забывать, что нет готового рецепта успеха, пригодно­го для всех. Мы все разные, и наши проблемы тоже;
  • возможен и такой подход к сложившейся ситуации: я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а отгораживаюсь от него или учусь реализовывать свои жизненные программы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить;
  • «профилактика радостью». Предполагается овладение тренингом самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы;
  • разработать систему приоритетов в своей работе;
  • научиться говорить «нет», когда нет больше сил для дальнейшей работы;
  • наладить хорошие отношения с руководителем;
  • не занимать обвинительно-агрессивной позиции.

Начнем с ситуации, которая знакома каждому. Представьте, вы опоздали в офис на пару минут, и тут же на вас накинулся начальник с обвинениями. Вы начинаете злиться - на себя, на начальника, пропадает настроение работать, день становится мрачным и тусклым. А сегодня у вас еще и защита проекта перед заказчиком, и сил справиться с эти у вас просто нет.

Что происходит? У вас стресс!


Стресс с точки зрения науки

Когда мы воспринимаем ситуацию, как опасную:

  • надпочечники выбрасывают картизол в нашу кровь, давая телу прилив энергии и силы, чтобы помочь справиться с проблемой;
  • повышает нашу терпимость к боли и улучшает память;
  • адреналин и норадреналин усиливают работу эндокринных желез и мозга. Именно поэтому в стрессе человек быстрее принимает решение, но не лучше;
  • повышается выносливость.
  • Ученые назвали такой вид стресса "Бей или беги". Он мобилизует нас и дает энергию для немедленных действий.

    Т.е. стресс - это реакция адаптации к изменчивой среде.

    Но если это механизм адаптации, почему же я чувствую себя плохо, находясь в этом состоянии? Почему ученые предупреждает о негативном влиянии чрезмерного стресса на здоровье человека? Дело в том, что в современном мире механизм "Бей или Беги" работает слишком часто, включаясь не только на реальные опасности, но и на многие "нейтральные" ситуации. Мы нервничаем, стоя в пробках, получая выговор от начальства, долго не получая повышения. И В каждой такой ситуации гормоны стресса негативно воздействуют на наше здоровье. А главное - дезорганизуют нашу деятельность, снижая ее продуктивность.

    И значит, современному человеку необходим специальный навык, умение регулировать уровень стресса в своей жизни. Предлагаем вам освоить приемы управления стрессом.

    Механизм стресса "Бей или Беги"

    В нашей жизни есть стрессоры - это фактор внешней среды, воспринимаемый вами как угроза. У каждого свое отношение к проблемным ситуациям, именно поэтому стрессоры индивидуальны.

    Как правильно поступать на этапе острого стресса? Важно знать, что вы можете взять свое состояние под контроль и влиять на него. Как это сделать, читайте далее в статье. А сейчас попробуем разобраться, мешает ли стресс мыслить реалистично? Да. Научитесь отслеживать симптомы стресса у себя и менять негативные мысли ("у меня ничего не получится", "я ничего не знаю") на позитивные, которые будут помогать в ситуациях, требующих напряжения.

    Стресс мешает нашей способности принимать правильные решения и сужает наше видение ситуации.

    Реакция на стресс - это череда взаимосвязанных событий, каждое из которых запускает последующее. Физиологическая реакция на стресс приводит к панике и негативным эмоциям. Это мешает вам правильно оценить ситуацию и принять оптимальное решение.

    Возможно ли остановить это нарастание и взять ситуацию под контроль? Да. Навык стрессоустойчивости и состоит в умении взять контроль над эмоциями, мыслями и собственным восприятием и тем самым изменить течение стресса, ослабить его.

    Какие факторы ведут к нарастанию стресса?

    1. Восприятие ситуации как стрессора.
    2. Эмоциональные негативные переживания: страх неуверенность, гнев.
    3. Негативные мысли и ожидания.
    4. Отсутствие опыта.

    Учитывая эти факторы, как остановить развитие стресса?

    1. Восприятие ситуации как типовой. Т.е. вы уже с этим сталкивались ранее и сейчас справитесь без проблем.
    2. Контроль своих эмоций.
    3. Позитивное мышление и настрой.
    4. Развитые коммуникативные навыки: навыки оратора, работа с людьми, умение воспринимать критику.

    Личные и универсальные стресс-факторы

    Как каждый из нас узнает, что находится в стрессовой ситуации? По внутреннему напряжению, которое мы испытываем в ответ на ситуацию либо если находимся в напряжении длительное время. Данное напряжение - это ответ на внешние причины.

    Как встречать и распознавать свои стрессоры? Ранее мы определили, что для возникновения напряжения нужен внешний стимул - стрессор. Это некий источник, который нас пугает, угрожает или раздражает. Любые объекты вокруг вас - это лишь потенциальные источники стресса. Все зависит от того, как вы сами воспринимаете эти причины, считаю ли я их поводом для ответной реакции.

    Ваша первая реакция на стресс - перенаправить энергию стресса в позитивное русло.

    Рассмотрим 2 факта о стрессорах, которые должен знать каждый:

  • У каждого человека есть свой личный ТОП стрессоров , т.е. они субъективны. Это те стрессоры, которые возникли в ходе нашей жизни, зависят от нашей личной истории и достаточно типичны для нас. С другой стороны, эти стрессоры вызывают напряжение прямо сейчас, если вы о них подумаете.
  • Есть универсальные стрессоры , которые усиливают действие наших личных. Это - значимость ситуации, ее новизна, уровень нагрузки, нехватка времени и неопределенность ситуации. Т.е. ряд условий, которые почти всегда воспринимаются как стрессоры.
  • Осознавая личные и универсальные стрессоры, мы может значительно снизить их влияние на нас. Но как же работать со стрессорами?

    1. Составьте свой ТОП стрессоров, обязательно учитывая действие универсальных факторов.
    2. Определите степень своего влияния на ситуацию. Часто мы не можем изменять ситуации и необходимо разобраться, что мы можем контролировать, а что - только принять.
    3. Распределите выделенные стрессоры по 3 корзинам:
    4. Я могу влиять и могу побеждать стресс;

      А влияю косвенно;

      Вне зоны моего контроля. Я могу только принять действительность и подстраиваться под нее.

    5. Составьте план действий по отношению к стрессорам:
    6. Начинайте действовать в той области, где вы можете изменить что-то прямо сейчас;

      Составьте долгосрочный план по работе со стрессорами, где вы влияете косвенно;

      Принимайте те стрессоры, которые вне области вашего влияния.

    Таким образом, осознавая свои личные стрессоры и определяя степень своего влияния на ситуацию, мы делаем первый шаг к ослаблению своего напряжения. А что если эмоции зашкаливают, а стрессор является универсальным и малоконтролируемым? Об это читайте далее.

    Как справиться с эмоциями?

    Когда нас критикуют или обвиняют, что мы испытываем в тот момент? Нас захлестывает волна гнева, раздражения, тревоги, что не дает нам сконцентрироваться на том, чтобы анализировать ситуацию здраво. Наши эмоции в ситуации стресса регулируются не нашим интеллектом и не нашей силой воли, а примитивной реакцией "Бей или Беги". Поэтому их действие на нас так тотально. Эмоции буквально захлестывают нас. Под их влиянием мы действуем импульсивно, а потом сожалеем об этом, коря себя за свою несдержанность.

    Когда мы в ситуации стресса, ситуация представляется более угрожающей и катастрофической, чем на самом деле. И зная это, мы должны начать влиять на свои эмоции, понимая, что от них во много зависит принятое решение.

    Что делать? Схема успокоения негативных эмоций может выглядеть так:

    1. Осознать свою эмоцию, взять паузу.
    2. Продышаться, чтобы остановить нарастание негативных переживаний.
    3. Восстановиться после неприятных переживаний.

    Давайте рассмотрим подробнее. Первый шаг эмоциональной саморегуляции - это необходимость избавиться от автоматизированной реакции сразу отвечать на стрессор (критикуют - сразу нападать в ответ, обвиняют - сразу оправдываться). Не всегда первая реакция самая адекватная. Нам нужно научиться переключать рычаг внутреннего контроля с эмоций на осознание того, что в действительности происходит. Для этого нужны усилия, но если практиковаться как можно чаще, то возможно выработать очень важный навык - переключаться с эмоций на принятие обдуманных решений .

    Дыхание при стрессе

    Давайте пойдем еще дальше и научимся влиять на свои эмоции до того момента, как они испортят отношения с нашим оппонентом. Психологи давно установили, что тело и эмоции взаимно влияют друг на друга. И приемы регулирования эмоционального состояния опираются в первую очередь на работу с дыханием. Когда вы спокойно и размеренно дышите, в ваш мозг поступают сигналы - все спокойно, нет причин для волнений. И вы автоматически берете управление механизмом "Бей или Беги" на себя.

    Большинство методик работы с дыханием работают в момент неприятной ситуации. Их можно применять в любой ситуации, когда острый стресс мешает нам здраво мыслить.

    Основа любой методики - это сосредоточиться на вдохе и выдохе. Наша цель - сделать наше дыхание глубоким и спокойным.

    Релаксация с помощью дыхания.

    Вдох на 3 счета, пауза один счет, выдох 5 счетов.

  • Сядьте в удобную позу
  • Сделайте короткий глубокий вдох.
  • Выдыхайте медленно.
  • Выдох должен быть равномерным, длинным. Делайте вдох относительно коротким, но спокойным.

  • Выдох должен быть длиннее вдоха как минимум в 2 раза. Чем длиннее получается выдох, тем большего состояния расслабления можно достичь.
  • Наблюдайте за ощущением расслабления. Когда тело начинает расслабляться, вы можете почувствовать ощущение тепла и тяжести в руках и ногах.
  • Когда будет получаться делать вдох короче выхода без вашего контроля, вы научились технике.
  • Переход на спокойное медленное дыхание снижает эмоциональное напряжение, психика и физиология начинают работать в нормальном режиме.

    Также я предлагаю вам прием визуализации - представление себя в приятном наполняющим силой месте. Эта техника подойдет для восстановления нормального эмоционального состояния.

    Как работает визуализация? Наш мозг может реагировать на картинку в нашем воображении так же, как и на факт в реальной жизни. При использовании визуализации в качестве техники релаксации мы включаем воображаемую картинку, в которой мы чувствуем себя в мире, свободном от напряжения и беспокойства.

    Найдите тихое, спокойное место. Новички иногда засыпают во время медитации визуализации, поэтому вы можете попробовать проделать упражнение, сидя или стоя.

    Закройте глаза и пусть отойдут на время все ваши повседневные заботы. Представьте, что вы находитесь в спокойном месте. Причем представьте это так ярко, как вы можете. Вы должны видеть, слышать, обонять и чувствовать все, что творится вокруг вас.

    При визуализации сами выбирайте изображение, которое вам нравится, а не то, которое кто-то предлагает вам или вы думаете, что оно более привлекательное. Пусть ваши изображения сами придут и работайте с ними.

    Если вы думаете о тихом горном озере, например:

  • Мысленно ходите по берегу озера, обратите внимание на цвет и текстуру воды, объектов вокруг вас.
  • Потратьте некоторое время на изучение каждого из ваших чувств.
  • Смотрите на закат солнца над водой.
  • Слушайте пение птиц.
  • Чувствуйте запах сосновой хвои.
  • Почувствуйте, как прохладная вода омывает ваши ноги.
  • Почувствуйте запах свежего, чистого горного воздуха.
  • Наслаждайтесь чувством глубокого расслабления. Когда завершится сеанс, осторожно откройте глаза и вернитесь в реальность.

    Не волнуйтесь, если в процессе сеанса будут появляться посторонние мысли, образы или вы потеряете ваш управляемый визуальный образ. Это нормально. Вы можете испытывать чувство скованности или тяжести в конечностях, мелкие и непроизвольные движения мышц, кашель или зевоту. Опять же, это нормальная реакция.

    Вы можете включить эти два приема релаксации в ваш ежедневный распорядок дня, практикую за столом во время обеда, во время поездок на автобусе на работу, в офис. Это работает не только на снятие стресса, но и на восстановление наших эмоциональных сил и повышает устойчивость к напряжению.

    Но все же избежать всех негативных переживаний невозможно. И тут к месту подходит пословица "В здоровом теле - здоровый дух". И здесь можно выделить лучшие средства для восстановления после стресса: сон и физическая активность. Это лучшие способы нейтрализовать негативные последствия стресса.

    Итак, сделаем выводы по работе с эмоциями:

    1. Сконцентрируйтесь, когда вы перегружены, на своих эмоциях и осознайте их, возьмите паузу.
    2. Работайте с дыханием в ситуациях, когда вы взволнованы или раздражены, применяя технику визуализации для восстановления нормального эмоционального состояния.
    3. Поддерживайте организм сном и физической активностью.

    О том, как изменить наш внутренний диалог на позитивный и созидающий, далее в нашей статье.

    Техники позитивного мышления

    Современная наука доказала, что то, как мы относимся к стрессу, имеет большое значение для нашего сознания и здоровья. Внутренняя установка на то, что состояние можно контролировать и, следовательно, снижать уровень тревожности, является техникой, повышающей стрессоустойчивость.

    Схема работы с мыслями выглядит следующим образом:

    1. Корректировать свои ожидания от окружающих.
    2. Оценить ситуацию.
    3. Переформулировать из проблемы в задачу.

    Одна из наиболее частых причин стресса - это противоречие между реальностью и представлениями человека. Ваша реакция одинаково запускается как от реальных событий, так и от существующих в вашем воображении. Поэтому стрессоустойчивое мышление начинается с реалистичных установок и ожиданий. Понижение ожиданий часто приводит к понижению уровня стресса.

    Около 70% всех переживаний происходит по поводу событий, которые существуют в воображении человека, а не в реальности.

    В момент осознания стрессовой ситуации задайте себе несколько простых вопросов:

  • Насколько ситуацию угрожающая?
  • Как она повлияет на мою жизнь?
  • Могу ли я изменить ситуацию?
  • Могу ли я изменить свое отношение к ситуации?
  • Что даст и чему меня научит данная ситуация?
  • Трезвая оценка ситуации позволит избавиться от катастрофического мышления, которое способно лишь усилить стресс. Намного легче сохранять устойчивость в условиях неопределенности, если относиться к проблемам, как к временным затруднениям, которые рано или поздно разрешатся.

    Изменив отношение к ситуации, вы сможете взглянуть на проблему под другим углом и найти новое решение.

    Переформулирование из проблемы в задачу

    Еще один прием позитивного мышления. Рассмотрим, как работает прием на практике.

    Проблема: "Не знаю, куда идти".

    Задача: "Разобраться, в какую сторону нам двигаться".

    Другой пример:

    Проблема: "Меня сильно раздражает критик моего начальника".

    Переформулируем в задачу: "Я хочу научиться воспринимать критику более спокойно и конструктивно, это поможет мне улучшить свою работу".

    Позитивное мышление предполагает, что в нашей жизни бывают и поражения, и стрессы, и победы. Задача личности - научиться правильно воспринимать и объяснять эти события. Это не мышление "всё хорошо", это мышление, которое дает возможность видеть то, что удается, что МОЖЕТ пойти хорошо.

    Позитивное мышление связано и с нашей проактивностью , т.е. способностью брать ответственность за свою жизнь на себя.

    Многие люди подсознательно игнорируют трудности, которые их окружают, стараются не замечать их. Примерами могут быть конфликты в коллективе, скучная работа, низкая зарплата, плохие отношения с начальством. Научитесь быть честным по отношению к самому себе, признайте проблему, осознайте ее роль в вашей жизни и ваш вклад в ее развитие. Самообман еще никому не помогал. Оцените степень своего влияния на нее, подумайте, как выйти из нее с наименьшими для себя потерями. И не откладывая, приступайте к действиям. Устраняйте проблемы, которые являются для вас стрессовыми.

    Стрессоустойчивое поведение

    Проанализируйте, каких знаний и навыков вам не хватает, чтобы стать более стрессоустойчивыми. Это могут быть профессиональные навыки (умение выступать на публике, составление отчетов), универсальные (навык коммуникации, принятие критики), личные (умение выстраивать конструктивные отношения с людьми).

    Давайте поговорим об этих навыках и как они связаны с повышением стрессоустойчивости.

  • Навыки тайм менеджмента . Часто мы испытываем стресс, потому что не успеваем в сроки то, что необходимо сделать. Единственное решение - это планирование и грамотное распределение времени. Для этого расставьте приоритеты к достижению собственных целей. Выделите то, над чем вы работаете прямо сейчас, например, 5 приоритетных целей, и решайте их последовательно, а не одновременно. Остальные цели, не входящие в пятерку приоритетных, либо завершите, либо откажитесь от них.
  • Составьте подробный план действий с расчетом времени, как вы будете реализовывать первую цель. Контролируйте свое продвижение к цели и поощряйте себя за следование выработанному плану.

    Ученые доказали, что если мы держим в голове несколько незаконченных дел, это мешает нам продуктивно выполнять текущую задачу.

  • Навык коммуникации . Этот навык включает в себя умение логично и аргументировано высказывать свои мысли, умение слушать и слышать собеседника, умение выстраивать общение таким образом, чтобы общение приносило пользу и удовольствие обеим сторонам.
  • Если вы выявили, что ваша коммуникация приносит вам неприятные переживания и вызывает напряжение, значит, ваш ресурс стрессоустойчивости развивает свои навыки общения.

  • Навык работы с критикой тоже очень важен для снижения напряжения. Никто не любит критику, особенно если она носит неконструктивный характер. Но в ваших силах "прокачать" этот навых и начать относиться к критике, как к мнению; начать воспринимать ее менее эмоционально и более продуктивно.
  • Навык построения конструктивных отношений . Если отношения с другими гармоничны, они наполняют нас энергией и оптимизмом. Если же отношения с кем-либо нас огорчают или являются конфликтными, мы сильно сосредотачиваемся на том, что другой человек должен делать или не делать, чтобы перестать приносить нам проблемы. Если мы неспособны занять нейтральную позицию и настроиться положительно на человека, мы лишаем себя возможности повлиять на ситуацию.
  • Для построения конструктивных отношений измените свое отношение к собеседнику, поменяйте манеру речи, ищите грамотный подход к собеседнику.

    Работайте над своими навыками. Это поможет снизить стресс в долгосрочной перспективе.

    Личные ресурсы для борьбы со стрессом

    Каждый из нас обладаем довольно обширным набором внешних и внутренних ресурсов. Человек в различные периоды своей жизни имеет доступ к самым разнообразным ресурсам. Однако мы не всегда осознаем их наличие, а иногда не можем получить к ним доступ в силу каких-либо психологических барьеров: влияние вашего прошлого негативного опыта, неадекватность родительских установок или негативного мышления.

    Давайте проведем ревизию, какими же ресурсами мы обладаем, а какие нам нужно получать или развивать.

  • Наша личность . Мы с вами на протяжении жизни сформировались в яркие индивидуальности. И в то же время наличие определенных черт поможет нам справиться со стрессом. Никогда не поздно изменяться и развиваться, если мы видим в этом смысл.
  • Психологи выявили, что наличие следующих качеств, значительно улучшает нашу способность справляться со стрессом и оставаться продуктивными:

    Эмоциональная стабильность личности;

    Умение брать ответственность на себя за происходящее в своей жизни;

    Позитивное мышление;

    Уверенно поведение без агрессии и ухода от ситуации;

    Готовность человека обратиться за поддержкой к другим людям;

    Наличие веры в собственные силы;

    Оптимизм.

    Посмотрите на этот список и соотнесите, какие качества у вас уже есть, а какие вам бы хотелось развивать в себе. Многие из этих качеств мы уже потренировали выше в статье.

  • Внешние условия для улучшения стрессоустойчивости: здоровый образ жизни (правильное питание и физическая активность), время для отдыха и полноценный сон, забота о сохранении и укреплении здоровья, любимое хобби, общение с близкими, оптимальные условия труда, забота о других.
  • Стратегия повышения стрессоустойчивости

    И в конце давайте построим вашу личную стратегию повышения стрессоустойчивости:

    1. Понаблюдайте за собой в течение некоторого времени и выясните, в чем заключаются ваши личные и универсальные стрессоры.
    2. Составьте план работы со своими стрессорами.
    3. Научитесь влиять на свое эмоциональное состояние - освойте техники быстрой саморегуляции с помощью дыхания и визуализации.
    4. Работайте со своими мыслями - научитесь оценивать ситуацию и тренируйте позитивное мышление, освойте прием "Из проблемы в задачу".
    5. Улучшайте свои навыки, в том числе и коммуникативные - работайте над улучшением себя и принимайте других такими, какие они есть.
    6. Составьте долгосрочную стратегию уменьшения стресса и получайте удовольствие от жихни настолько, насколько это возможно.

    В этой статье мы рассмотрели, как работать с восприятием, отделить личные стрессоры от универсальных, контролируемые от неконтролируемых. Как работать с эмоциями и научиться справлять с ними в ситуации стресса и переключаться с эмоций на решение проблемы. Узнали, как работать с мыслями, научились видеть в проблеме задачу и потренировали позитивное мышление. Разработали план увеличения стрессоустойчивости. Составили схему необходимых самоулучшений, чтобы лучше справляться со своими типичными стрессорами. Как распознавать стрессоры, отличать их от универсальных и снизить влияние и тех, и других.

    Человек ежедневно подвергается влиянию различных раздражителей. Самое сильное напряжение доставляет общение с людьми на работе. Даже при чётком контроле начальства, координировании всех рабочих задач не удается избежать конфликтных ситуаций, причиной которых является человеческий фактор. Для этого нужны умения и навыки управления стрессами.

    В работе важно умение управлять стрессами

    Определение

    Стресс-менеджмент – это совокупность способов, которые позволяют справиться с синдромом после неприятных ситуаций, а также методы управления стрессом, позволяющие препятствовать конфликтам в рабочем коллективе. Очень важно научиться управлять стрессом, чтобы проработать на одном месте длительное время. Важно обучить людей всех должностей управлять стрессом. Сотрудникам и руководителям необходим краткий курс стресс-менеджмента. Процесс обучения направлен на адаптацию человеческого восприятия к нестандартным ситуациям. Некоторые, испытывая нервное напряжение, начинают лучше работать. Сознательное управление уровнем стресса позволяет перенаправить ресурсы организма в нужное русло, а не на разрушение систем и органов. Для этого работник должен овладеть стратегией преодоления эмоционального напряжения.

    В связи с гонкой технологий повышаются требования к сотрудникам компаний, перед ними каждый раз ставят новые задачи, требующие дополнительных знаний и навыков. Перенапряжение физическое, умственное и моральное приводит к значительному снижению работоспособности. Под влиянием нервов значительно снижаются защитные функции организма, работники часто берут больничные, стараются отказываться от сложных проектов. Контролировать стресс можно двумя методами:

    1. Снизить напряжение во всей структуре предприятия;
    2. Снизить влияние напряжённых ситуаций на одного сотрудника.

    В наших фирмах, далеко не каждый руководитель заботится о моральном состоянии своих сотрудников, в то время как заграницей широко используется стратегия управления стрессом в команде. Ярким примером этого является руководство лондонского метрополитена, которое направило менеджеров высшего звена на длительный психологический тренинг: «Стресс под контролем». Результаты превзошли все ожидания:

    • затраты на удержание больничных сократились;
    • работоспособность повысилась;
    • работники стали браться за самые новые проекты.

    Причины беспокойства на работе

    Психология управления стрессами выделяет несколько главных причин, которые провоцируют сильное расстройство у сотрудников:

    • неэффективное построение менеджмента на предприятии;
    • противоречивые требования к сотрудникам, давление со стороны руководства;
    • несоблюдение штатных норм;
    • напряжённые планёрки и совещания;
    • постоянные инновации, требующие повышения квалификации;
    • нестабильные отношения между членами коллектива;
    • бесперспективность, невозможность продвижения по карьерной лестнице, шаткость положения компании;
    • сложности в отношениях с близкими людьми из-за перегруженности работой.

    Полностью избежать критических моментов невозможно, но при помощи конфликтного менеджера можно организовать нормальное взаимодействие между участниками ссоры. Поведенческая линия сотрудников и самого начальника во многом зависит от домашней атмосферы. Сотрудник должен иметь возможность отдыхать дома: не нужно звонить им в выходной день или срочно вызывать на работу.

    Семейные проблемы из-за перегруженности работой — одна из причин стресса

    Как справиться с нервным напряжением

    В менеджменте управления стрессами первоочередная задача отводится понижению уровня раздражительной ситуации. Чтобы научиться эффективно управлять своим расстройством, нужно оценить несколько факторов:

    • источник раздражения;
    • уровень интенсивности;
    • обученность методам борьбы при помощи стресс-менеджмента.

    Выделяют несколько источников стрессовых ситуаций. Сюда относится значимость самой ситуации для индивида, её новизна, мнимые риски, перегруз. Контроль стресса начинается со снижения значимости. Нужно реально оценить ситуацию и понять, что случится при невыполнении той или иной задачи.

    При большой загруженности лучше спокойно выполнять дела в удобном для вас порядке или разложить все материалы по степени важности и сложности. Такой ход поможет вам определить первоочерёдность выполнения дел и поможет значительно снизить нагрузку.

    Вы сможете справляться с перенапряжением, если освоите методы борьбы со стрессом, которые представлены ниже.

    Работа с психологическим состоянием

    Для преодоления конфликтов человек должен изучить методы саморегуляции. Нужно научиться систематизировать состояния и симптомы нервного напряжения. Затем – отличать периодические психические состояния.

    Стратегии стресса направлены на преодоление конфликта посредством перехода из одного состояния в другое. Управление стрессами на стадии расслабления предполагает использование всевозможных методик релаксации, дыхательных упражнений. В совокупности эти методики позволят достичь расслабления высшей стадии.

    Понятие управления стрессом по Г. Селье

    Самостоятельное восстановление

    Чтобы научиться управлять своим стрессом, нужно понять, как расслабить своё сознание и тело. Это помогает не только восстановиться после нервного напряжения, но и расслабить своё тело в разгар самого конфликта.

    1. Организуйте для себя хороший отдых: поездка за город, поход в кино, отдых дома и т. д. С нашей загруженностью часто не получается отдохнуть в выходной день, поэтому и появляется хроническое чувство усталости, мозг отказывается работать, возникает раздражительность и агрессия.
    2. Распланируйте для себя график. Нужно совмещать работу с отдыхом. Монотонная работа значительно снижает работоспособность мозга. Делайте перерывы, отвлекайте себя. Контролем стресса предусматривается специальная гимнастика для отдельных групп работников. Например, работникам, которые проводят большую часть времени за ПК, рекомендуется делать гимнастику для глаз, наклоны головы, чтобы направить к мозгу кровоток.
    3. Очень важно здоровое питание, массажные и водные процедуры. Все эти мероприятия отлично сказываются на общем состоянии здоровья, помогают расслабиться и поднимают настроение.
    4. Прием медикаментозных средств. Этот метод включает седативные препараты на травах, витамины, ароматерапию. Иногда врач может прописать антидепрессанты или транквилизаторы. Но это делают только в крайних случаях, когда последствием эмоционального перенапряжения становится нервный срыв.

    Поведение руководителя

    В работе руководителя стресс-менеджмент должен стоять на первом месте, потому что от качества работы коллектива будет зависеть процветание организации. Руководитель должен быть осведомлён о стратегиях управления стрессом. Следует адекватно оценивать умственные и физические способности своих сотрудников. Кто-то будет очень рад, если его список заданий расширят, а для других – это станет потрясением.

    В любом коллективе должен быть устав. Это поможет разграничить обязанности и предупредить стресс или конфликты. Критиковать сотрудников можно, но не затрагивать личностные недостатки. Сотрудники должны ощущать себя комфортно. Для этого нужно не забывать об организации:

    • полноценного обеда;
    • тематических вечеринок на фирме;
    • тимбилдинга;
    • поздравлений сотрудников.

    Руководитель должен научиться осознанному овладению копингом стресса. Начальник, транслирующий уверенность, легко сможет справиться с любой неразберихой в коллективе.

    Общение с подчиненными

    Важно уметь управлять раздражительностью и конфликтами людям, которые работают в сфере обслуживания. Например, управление конфликтами и стрессами в сестринском деле предполагает обучение абстрагированию. Слишком большой поток больных людей, уход за ранеными, может стать для слишком впечатлительного человека толчком к нервному срыву.

    Менеджмент предупреждения конфликтов в педагогической деятельности больше основан на качественном отдыхе.

    Учителям очень важно разграничивать работу и личное. Не стоит слишком сильно переживать о детях во внеучебное время. Запомните, что вы несёте ответственность за детей только в учебное время, и вы не можете находиться с ними 24 часа в сутки.

    Организационные меры управления стрессом

    Заключение

    Методы управления нервозным состоянием будут полностью зависеть от природы стресса и его появления. Менеджмент стресса предлагает осознать бессознательное поведение, которое часто продиктовано стереотипами или детскими травмами, провоцирующими неуверенность в себе. Попробуйте подсчитать все то, что вам удалось и не удалось. Сделайте собственный рейтинг достижений, чтобы видеть свой рост и набраться уверенности. Этот метод одинаково успешно работает как с руководствующим звеном, так и с подчинёнными.

    Сознательное управление уровнем нервозности помогает свободно переходить из одного состояния в другое, расслабить организм при помощи различных методик. На любом предприятии сотрудники должны проходить краткий экскурс по стрессоустойчивости в рамках менеджмента управления.

    Стресс на рабочем месте - одна из проблем XXI века.

    Результаты опросов показывают, что работники жалуются на стресс, вызванный безуспешными попытками добиться баланса в вы­полнении рабочих и семейных обязанностей. Оказание работникам посильной помощи в преодолении стресса стало одной из важнейших задач современных руководителей.

    Определение


    Сам по себе стресс необязательно плох, он не всегда негативно влияет на нашу жизнь. У него есть две стороны: позитивная и негативная. Кон­структивный стресс оказывает положительное воздействие. Умеренный уровень стресса способствует повышению работоспособности, стиму­лирует творчество и прилежание. Многие студенты знакомы с данной ситуацией-такое напряжение заставляет их усердно заниматься на­кануне экзамена, уделять больше внимание и вовремя выполнять все задания по трудному предмету. Стресс нередко помогает спортсменам или актерам демонстрировать выдающиеся результаты. Деструктивный стресс, или дистресс, является дисфункциональным и для индивида, и для организации. Слишком высокий уровень стресса вызывает пере­грузку, разрушает физическое и психическое здоровье человека, что ведет к невыходам на работу, текучести кадров, ошибкам, несчастным случаям, чувству неудовлетворенности, снижению производительности, неэтичному поведению и даже заболеваниям. Так, ученые критикуют организации со слишком высоким уровнем стресса за то, что они создают «ядовитые рабочие места». Отношение такой ядовитой компании к своим работникам формулируется следующим образом: «Мы со­бираемся поместить вас в условия, в которых вам придется выдерживать невыносимый стиль и темп работы. Мы хотим, чтобы вы пришли к нам и выгорели дотла. А тогда вы можете идти на все четыре стороны».

    Определение

    Стресс-это общий термин, применимый ко всем испыты­ваемым индивидами формам давления. Несмотря на сущест­вование многочисленных определений и разногласий по по­воду термина «стресс», можно считать, что это - «адаптивная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и (или) психологическими процессами, которая является отве­том на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие, которые предъявляют к человеку повышенные требования психологического и (или) физического характера».

    Симптомы стресса можно разделить на три большие категории: физиологические, психологические и поведенческие.



    Раньше исследования были посвящены главным образом физио­логическим симптомам стресса. Возможно, это объясняется тем, что проводили их медики. Эти исследования привели к заключению, что стресс может влиять на обмен веществ, повышать кровяное давление, частоту дыхания и сердцебиения, вызывать головную боль и провоци­ровать сердечные приступы. Однако для руководителей физиологиче­ские симптомы стресса не так уж и важны.

    Гораздо важнее в организационной обстановке психологические симптомы стресса. Стресс может вызывать у людей неудовлетворен­ность, в том числе неудовлетворенность работой, которая, по сути, представляет собой простейшее и наиболее очевидное психологиче­ское последствие стресса. Однако стресс проявляется и в других пси­хологических состояниях: внутренней напряженности, беспокойстве, раздражительности, тоске и замедленной реакции.

    К. поведенческим симптомам стресса относятся: снижение про­изводительности, склонность к прогулам и перемене места работы, увеличение количества выкуриваемых сигарет или потребляемого алкоголя, ускорение речи, нетерпеливость, беспокойство и бессон­ница.

    Психологические и поведенческие последствия стресса у работников оборачиваются для работодателей колоссальными издержками. Например, по некоторым оценкам, стресс на работе обходится аме­риканской экономике ежегодно в сумму 200-300 млрд долл. (прогулы снижение производительности, высокая текучесть кадров, несчастные случаи на работе, затраты на компенсацию работникам, а также непо­средственные выплаты на медицинское обслуживание, юридические услуги и страховку).

    Стресс на рабочем месте может быть вызван высоким уровнем тре­бований и низким уровнем контроля над процессом труда. Он связан, прежде всего, с изменениями, которые вызывает взаимодействие лю­дей и их работы.

    Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека дей­ствительности, так и в его психологическом окружении. Различают рабочие и нерабочие факторы, которые могут являться источниками стресса (стрессорами).

    Будучи реалистами, мы должны признать, что полностью устранить стресс из жизни человека -как на работе, так и вне ее -невозможно. Кроме того, рассматривая методы снижения стресса, необходимо пом­нить, что речь идет лишь о деструктивном стрессе.

    Лучшей стратегией в борьбе против стресса является его профилак­тика. Она включает в себя меры, направленные, прежде всего на то, чтобы не допустить деструктивного стресса.

    Существует несколько путей управления стрессом. Можно изменить объективную реальность, чтобы удалить стрессовый фактор, или из­менить психологическое окружение, в котором находится человек. В других случаях можно изменить стрессовые симптомы таким образом, что они не будут иметь долгосрочного эффекта.

    Стрессом можно управлять хотя бы потому, что человек может избежать стрессовых условий, изменить их или научиться эффективно с ними бороться.

    Психологический подход к управлению стрессом включает в себя следующие элементы:

    1) изменение окружения, в котором возникает стресс;

    2) изменение познавательной оценки окружения;

    3) изменение поведения для изменения окружения.

    Предположим, что человек испытывает стресс на работе. Один путь решения проблемы будет заключаться в изменении места работы внутри компании или уход из нее. Второй путь - это изменение познавательной оценки ситуации. Можно сказать себе, что ситуация не настолько деструктивна, чтобы из-за этого испытывать стресс. Третий путь - изменение поведения на работе путем изменения стиля ра­боты.

    Физиологический подход к управлению стрессом утверждает, что хорошее физическое состояние помогает человеку бороться со стрессом очень эффективно. Тренировки, диета, отказ от курения имеют поло­жительный эффект для каждого. Сердцебиение замедляется, кровяное давление снижается, и тело становится более выносливым, повыша­ется способность противостоять стрессу. В наши дни на первый план в занятиях спортом для человека выходит не победа или поражение, а активный образ жизни. Велика роль организации в управлении стрессом.

    Любые попытки снижения стресса должны начинаться уже на стадии отбора персонала. Руководство организации должно удосто­вериться в том, что способности нового работника отвечают тре­бованиям его будущей работы, потому что в противном случае он будет испытывать стресс. Объективный анализ содержания пред­стоящей работы во время отбора помогает снизить уровень стресса, устраняя неопределенность. Совершенствование организационных коммуникаций позволяет максимально сократить стресс, обуслов­ленный неопределенностью. Аналогично программа постановки це­лей проясняет работнику его будущие должностные обязанности и ставит перед ним четкие цели (т. е. ожидаемые от него показатели работы).

    Необходимо распознавать личные и нерабочие стрессоры и пред­принимать действия, предупреждающие их негативные последствия.

    Перепроектирование работы - еще один способ снижения стрес­са. Если стресс вызван скучной работой или непосильной для челове­ка нагрузкой, работу можно попытаться перестроить таким образом, чтобы повысить интерес работника к ней или сократить величину нагрузки.

    Если же стресс достигает деструктивного уровня, то можно при­менить специальные техники управления стрессом. Для этого сначала необходимо распознать симптомы стресса, а затем предпринять необ­ходимые шаги для выполнения работы на уровне, предупреждающем развитие деструктивного стресса. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с употреблением слова «благополучие». Личное благополучие включает в себя раскрытие физического и психического потенциала посредст­вом персональной программы улучшения здоровья. Эта концепция предусматривает ответственность самого человека за повышение и со­хранение благополучия с помощью дисциплинированного отношения к физическому и психическому здоровью. Организация может извлечь пользу, поддерживая личное благополучие. Проведенные зарубежными специалистами исследования показали, что фирмы экономят до 600 долл. в год на каждом работнике, помогая снизить риск возникновения серьезных проблем со здоровьем.

    ЭТО ВАЖНО!

    Организациям, которым удалось создать благоприятную рабочую обстановку и которые вкладывают крупные инве­стиции в своих сотрудников, легче всего извлечь максимальную выгоду из их талантов и рабочего потенциала. Специалисты утверждают: «Единственное, что обеспечивает вам отрыв от ваших конкурентов, - это навыки, знания, заинтересован­ность и способности людей, работающих на вас. Организации, которые правильно обращаются со своим людьми, получают высокие прибыли».

    Не следует бояться стресса.
    Стрессом надо управлять.
    Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни.
    Г. Селье

    Цейтноты на работе, постоянно нарастающий темп жизни, «индивидуальная непереносимость» большого наплыва информации, сезонная хандра - это лишь часть причин, способных вызвать состояние усталости или даже депрессии.

    О том, как не допустить влияния внешних факторов на наше внутреннее состояние, а также о том, как «победить» уже существующий стресс и пойдет речь в этом материале.

    Определимся с понятием стресс

    «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)» – такую формулировку понятия «стресс» дает словарь.

    Если окунуться в этимологию слова «стресс» (stress), то можно обнаружить, что оно пришло к нам из английского языка, перекочевав в свое время из латинского. В переводе означает «нажим, давление, напряжение».

    В XVIII-XIX веках в английском языке это слово использовалось преимущественно в сфере физики и обозначало собой силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой; деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы. В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье (Hans Selie) перенёс слово «стресс» в медицину. Сегодня этот термин широко используется в биологии и психологии.

    Однако чтобы понять, что такое стресс достаточно просто оглянуться вокруг.

    Мини-стрессы врываются в нашу повседневную жизнь со звонком будильника и сопровождают нас в течение дня вместе с заторами на дорогах, оторвавшейся пуговицей, плохим сервисом в магазинах и ресторанах, скверным характером соседа по лестничной площадке, сбоями на работе или проблемами в семье… Также причинами стресса могут стать глобальные факторы: постоянно нарастающий темп жизни, политическая и экономическая нестабильность в стране, высокий уровень инфляции, падение курса валют и т.п. В общем, выходит, стресс является неотъемлемой частью жизни и наша задача – если не предотвратить, то, по крайней мере, минимизировать его влияние на организм.

    Как выглядит человек в состоянии сильного стресса? Он уныл, капризен и раздражителен, неспособен сконцентрировать внимание и логически мыслить, а решения принимает необдуманно и безответственно. Следствием постоянного стресса и чувства неудовлетворенности может послужить целый «букет» невротических и психо-соматиченских заболеваний, например бессонница, гипертония или вегето-сосудистая дистония, нарушения функций желудочно-кишечного тракта, регулярные мигрени, мышечные боли и т. п.

    В то же время, стресс для современного сотрудника преуспевающей компании – одна из форм неизбежной расплаты за продвижение вверх по карьерной лестнице, ведущей к власти, влиянию и благополучию. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит на плечи, тем больше решений приходится принимать быстро и самостоятельно, тем большим количеством подчиненных приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем.

    К сожалению, большинство людей предпочитают игнорировать или тщательно скрывать свой стресс не только от окружающих, но и от самих себя. Безусловно, это несет значительный урон организму человека, более того ситуация может стать еще и опасной – когда речь идет о сотрудниках, ответственных за принятие сверх важных решений или за жизни других людей. Оглянитесь вокруг и наверняка узнаете таких людей среди своих знакомых, а, возможно, и в самом себе.

    Стресс – вред или польза?

    Амплитуда последствий стресса может быть самой разной – от снижения эффективности труда, создания нездоровой обстановки в коллективе до серьезных нарушений здоровья и ощущения полной безысходности и апатии.

    Но на самом деле стресс – это сложное, неоднозначное явление, и говорить только о его негативных последствиях будет некорректно.

    Помимо отрицательных эмоций, стрессовые ситуации могут стимулировать нашу активность, побуждать к действиям, вносить в жизнь остроту ощущений, спасая от рутины и будничности. Жизнь, лишенная эмоциональных встрясок, кажется, превратилась бы в некое существование – ни желаний, ни интересов, ни действий. Кроме того, стресс способен быстро поднять производительность труда и мобилизировать скрытые ресурсы организма.

    Однако ставить целью привлечение стресса в нашу жизнь искусственным путем явно нелогично, поскольку будни большинства из нас и так переполнены стрессовыми ситуациями.

    При этом, изменив свое отношение к стрессу как к таковому, мы заставим его работать на нас. Научившись управлять стрессом, мы сможем выходить из стрессового состояния, получая при этом положительный результат в виде личного и профессионального роста, опыта и уроков, которые нас развивают и укрепляют.

    Как предупредить возникновение стресса.

    Согласно большинству теорий возникновения стресса, его источник находится не во внешней среде, а в сознании самого человека.

    Распознавать причины возникновения стресса, научиться предупреждать его появление или управлять уже возникшим деструктивным состоянием, извлекая при этом максимальную пользу, можно используя один из инструментов стресс-менеджмента – эмоциональную компетентность (EQ)*.

    К сожалению, на сегодняшний день людей с высоким уровнем эмоциональной компетенции, не так много, поэтому большинству из нас избежать стресса довольно трудно, а, пытаясь подавить стресс, мы только усугубляем ситуацию. В этом случае могут помочь другие способы профилактики стресса: позитивное мышление и решение проблем по методике «рамка результата».

    Позитивное мышление

    К наиболее часто встречаемым ошибкам при отношении к стрессовой ситуации относятся «чёрно-белое мышление» и чрезмерный пессимизм: в этом случае человек мыслит категориями «всё или ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью.

    Проведем эксперимент. В течение следующих двух-трех минут не думайте, пожалуйста, о зеленой обезьяне. Не представляйте себе, как она подпрыгивает, почесывая макушку, не слушайте громкие звуки, которые она издает, не чувствуйте специфический запах, который исходит от этого животного… Ну как, не думаете об обезьяне?

    Суть этого парадокса состоит в том, что слово «нет» или отрицательную частицу «не» мы воспринимаем только на уровне сознания; мыслящее образами подсознание слово «нет» просто не воспринимает.

    Основа позитивного мышления – позитивная структура речи . Как придать силу своему языку? Для этого важно осознано использовать позитивные выражения. Вместо того чтобы говорить «не забуду то-то и то-то», скажите «буду помнить об этом»; вместо того, чтобы сказать «я не болею…», лучше утверждайте «я здоров (а)» и т.д. Если перед выступлением или переговорами мы про себя несколько раз повторим «только бы мне не провалиться», возможности провала резко возрастут. Гораздо правильнее повторять фразу «я отлично с этим справлюсь» или любую другую позитивную формулировку.

    Глобально позитивное мышление предполагает умение концентрироваться на позитивном конечном результате и получать удовольствие от самого процесса, независимо от окраски текущих событий.

    Для иллюстрации позитивного мышления, приводим слова колумбийского писателя-прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе, Габриеля Гарсиа Маркеса (Gabriel García Márquez): «Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было».

    «Рамка результата»

    Помимо позитивного мышления, для профилактики стресса можно использовать технику «рамка результата» вместо привычной «рамки проблемы».

    Вспомните, какие обычно вопросы мы задаем, решая проблему? Для наглядности возьмите реальную проблемную ситуацию, которая Вас волнует. Хорошо сосредоточившись на ней, искренне ответьте на вопросы, приведенные ниже:

    • Что это за проблема? В чем ее суть?
    • Почему она у меня появилась?
    • Кто и что мне мешает достичь того, чего я хочу?
    • Кто виноват в том, что эта проблема существует?

    Теперь отследите свое состояние – что Вы сейчас чувствуете? Хотите ли решать проблему дальше? Есть ли у Вас для этого энергия, мотивация, силы?

    Заполните таблицу, проставив в правом столбце баллы по шкале от 0 до 10, опираясь на градацию: «0» баллов – «совсем не ощущаю», 10 баллов – «ощущаю на 100 %»:

    А теперь ответьте на вопросы относительно этой же проблемы в «рамке результата»:

    • Какой мой желаемый результат? Чего я хочу?
    • Как я могу этого достичь? (Какие возможности мне могут помочь?)
    • Как я узнаю, что достиг желаемого результата?
    • Чему из этого я могу научиться?

    Снова зафиксируйте свои ощущения, руководствуясь тем же принципом, что и в предыдущей таблице:

    Не правда ли, после «рамки результата» ощущения другие, да и отношение к проблеме изменилось?

    Действительно, при мышлении в «рамке результата» у человека появляется ясность, энергия и мотивация, так как фокус внимания смещается с самой проблемы, на конструктивные действия для достижения желаемого результата.

    Как управлять стрессом

    В случае, когда профилактика уже бесполезна, и стресс застал Вас врасплох, первым шагом к управлению стрессом станет выявление его симптомов: интеллектуальных, эмоциональных, физиологических и/или поведенческих.

    Выявляем симптомы стресса

    Для того чтобы определить наличие и уровень стресса, предлагаем завести «дневник» или использовать таблицу, приведенную ниже, чтобы в течение месяца фиксировать наблюдаемые у Вас признаки стресса (отметьте их в столбце справа):

    Интеллектуальные:
    1. нерешительность
    2. ослабление памяти
    3. ухудшение концентрации внимания
    4. повышенная отвлекаемость
    5. «туннельное» зрение
    6. плохие сны, кошмары
    7. ошибочные действия
    8. потеря инициативы
    9. постоянные негативные мысли
    10. нарушение суждений, непоследовательность хода мыслей
    11. импульсивность мышления, поспешные решения
    Эмоциональные:
    1. раздражительность
    2. беспокойство
    3. подозрительность
    4. частое плохое настроение, депрессия
    5. суетливость
    6. ощущение напряжения
    7. истощенность
    8. подверженность приступам гнева
    9. циничный, неуместный юмор
    10. ощущение нервозности, боязливости, тревоги
    11. потеря уверенности
    12. уменьшение удовлетворенности жизнью
    13. чувство отчужденности
    14. отсутствие заинтересованности, энтузиазма
    15. сниженная самооценка
    16. неудовлетворенность работой
    Физиологические:
    1.
    2. неопределенные боли
    3. нарушение пищеварения
    4.
    5. сбои сердцебиения (учащенное, неравномерное)
    6. стойкие головные боли, мигрень
    7. неопределенные боли
    8. нарушение пищеварения
    9. спазматические, резкие боли в животе
    10. ощущение нехватки воздуха на вдохе
    11. тошнота
    12. судороги
    13. подверженность аллергиям
    14. частые простудные заболевания, грипп, инфекции
    15. быстрое увеличение или потеря веса тела
    16. кожные сыпи
    17. чувство комка в горле
    18. двоение в глазах, слезоточивость и затруднения при рассматривании предметов
    Поведенческие:
    1. потеря аппетита или переедание
    2. рассеянность за рулем автомобиля
    3. нарушение речи, дрожание полоса
    4. увеличение проблем в семье
    5. нерациональное распределение времени
    6. избегание поддерживающих, дружеских отношений
    7. неухоженность
    8. антисоциальное поведение, лживость
    9. неспособность к развитию
    10. низкая продуктивность
    11. склонность к травмам и авариям
    12. нарушение сна, бессонница
    13. более интенсивное курение и употребление алкоголя
    14. доделывание работы дома
    15. намеренное игнорирование отдыха

    Теперь, когда свойственные для Вас симптомы зафиксированы, переходим к следующему этапу стресс-менеджмента: оцениваем уровень стресса: наличие каждого симптома оценивается в один балл.

    Уровень стресса до 10 баллов считается приемлемым, более 10 – требующим принятия мер. Количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 – на превышающий всякие нормы!
    На основании полученного результата, вырабатываем стратегию выхода из стресса.

    Стратегии выхода из стресса.

    Предлагаем ознакомиться с тремя основными стратегиями стресс-менеджмента:

    • Уход от проблемы
    • Изменение проблемы
    • Изменение отношения к проблеме

    В отличиях между этими стратегиями нам поможет разобраться наглядный пример. Итак, представьте себе ситуацию: Вы пришли в кинотеатр и настроились на просмотр интересного фильма. Фильм уже начался, а рядом с Вами оказался ворчливый и неспокойный сосед. Он вполголоса постоянно что-то комментирует, иногда отпускает замечания и в Ваш адрес, что, скорее всего, вызывает раздражение и агрессию.

    Как поступить в подобной ситуации? Самый простой вариант – уход из стрессогенной зоны. Если кинотеатр полупустой и в зале есть свободные места, вполне логичным будет просто пересесть подальше от назойливого комментатора. Но что предпринять, если свободных мест в кинотеатре нет или сосед увидел в Вас благодарного слушателя и повсюду следует за Вами? У Вас остаются ещё как минимум два варианта: изменение проблемы и изменение отношения к ней.

    То, что Вы можете сделать – это попытаться изменить поведение соседа, обратившись к нему с просьбой вести себя потише. Если это не подействует, можно предупредить его, что Вы позовете администратора, если сосед будет продолжать разговаривать и т. д. Цель перечисленных действий – изменить проблему, в данном случае поведение соседа.

    Если же все проделанные манипуляции не приносят желаемых плодов (сосед никак не реагирует на просьбы и предупреждения, а администратора найти не удалось), Вы можете использовать третью модель поведения – изменение своего отношения к проблеме. В конце концов, громкость голоса ворчащего соседа не так уж и высока по сравнению с уровнем звука в современном кинотеатре. А если фильм действительно интересен, можно переключить внимание на происходящее на экране и абстрагироваться от назойливых комментариев.

    Стратегии управления стрессом не случайно указаны именно в такой последовательности: уход, изменение проблемы, изменение отношения. Уход от стрессогенных обстоятельств – самый быстрый и простой вариант. Но, к сожалению, далеко не всегда у нас есть возможность использовать этот метод. Есть проблемы, от которых уйти довольно сложно (например, связанные с характером, с установками, отношением к чему-либо и т.д.).

    Выход из стресса есть всегда!

    Еще древние философы говорили о том, что мы реагируем не на события как таковые, а на то, что мы о них думаем, сюда же можно отнести и стрессовые реакции. Когда мы испытываем страх, неприязнь, злобу, агрессию, раздражительность или чрезмерное возбуждение, ни одна из стратегий поведения в стрессе не принесет ожидаемого эффекта.

    Для начала необходимо научиться устранять непродуктивные состояния по факту их возникновения. В качестве примера можем привести одно упражнение, которое поможет Вам избавиться от любого из этих состояний локально – в конкретной ситуации.

    Упражнение «Апельсин».

    Предположим, что Вы только что повздорили с близким человеком. Внутри бушует ураган негодования или даже агрессия по отношению друг к другу.

    Понимаем, что в таком состоянии найти выход – довольно сложно. Для этого можно заранее договориться с близкими о том, что в такие моменты обе стороны готовы совершить над собой усилия для примирения.

    Возьмите два апельсина и срежьте макушки фруктов. Теперь найдите две глубокие тарелки или мисочки и отдайте один апельсин с посудиной своему «обидчику». Сядьте друг напротив друга и вместе представьте, что сок этих фруктов – та сила, которая поможет вам двоим найти общий язык, а сила, с которой вы давите на апельсин, помогает избавиться от накопленного негатива. Затем старательно выдавив весь сок из апельсинов в тарелки, торжественно выпейте его. Держим пари: Вы обязательно обретете обещанную силу понимания благодаря хорошему настроению, полученному при обоюдном выполнении этого упражнения!

    Упражнение «апельсин» также можно выполнять одному; хороший эффект получится и с детьми; упражнение поможет выйти из непродуктивного состояния и успокоиться, а также найти ресурс для альтернативного поведения.

    Суть управления стрессом

    Суть управления стрессом лежит не в том, чтобы полностью вычеркнуть стресс из нашей жизни. Истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки и несбывшиеся мечты, а наше отношение ко всему этому. А то, что происходит внутри нас, подвластно управлению.

    Следовательно, если источник тревоги таится в наших собственных мыслях и переживаниях, то наилучшим путем избавления от стресса является как минимум, во-первых, позитивное мышление, во-вторых, умение управлять своими эмоциями, в-третьих, умение изменять свое отношение к тем или иным событиям, расценивая их как полезный опыт на пути к успеху.

    Закончить этот материал хотим словами одного английского мыслителя: «Сознание человека – самостоятельная страна, и только оно способно превратить нашу жизнь в ад или в рай».