Отношения России с орденом при Екатерине II

Император видел, что существующие ордена изначально оформились как средства награждения, и не хотел ломать этой традиции. Но наряду с ними он желал иметь в своем распоряжении орденскую организацию, занимающуюся воспитанием дворянства и служащую целям его внутренней и внешней политики. В введении Мальтийского ордена переплелись и романтическая рыцарская настроенность государя, и его вполне реальные внутригосударственные и дипломатические замыслы. Со стороны ордена Госпитальеров также существовала заинтересованность в помощи русского государя. В Россию снарядили орденское посольство, благосклонно принятое императором. Павел I взял орден под свое высочайшее покровительство и учредил два приората - католический в Польше и православный в России. Остров Мальта император повелел считать русской губернией.

Статут ордена

В 1798 г. генерал революционной Франции Наполеон Бонапарт захватил Мальту. Остров вполне мог отразить нападение, но великий магистр Ф. Гомпеш проявил возмутительное малодушие и капитулировал. Его проступок вызвал всеобщее возмущение рыцарей, и 15 августа 1798 г. он был лишен своего сана. Одновременно госпитальеры обратились к императору Павлу с прошением о том, чтобы он стал великим магистром ордена.

С строго юридической стороны всероссийский император, православный и женатый вторым браком, не вполне соответствовал требованиям, предъявлявшимся к великим магистрам католического ордена, кавалеры которого давали обет безбрачия. Но в отношении государей, как помазанников Божиих, стоящих над законом, всегда действовали особые правила. Сегодня Мальтийский орден признает императора Павла своим великим магистром только де-факто, но если бы государь не пал жертвой заговора, возможно, его желание сделать великое магистерство наследственным в своем доме получило бы полное признание и юридическое оформление.

Как бы то ни было, но 29 ноября 1798 г. Павел I принял сан великого магистра ордена Св. Иоанна Иерусалимского и заявил о его официальном учреждении в Российской Империи. Мальтийский крест государь включил в государственный герб, а звание великого магистра - в титул всероссийских императоров. Он узаконил наследственные командорства ордена, учреждавшиеся с его особого разрешения и ввел степень почетных кавалеров. Император стремился сделать Мальтийский орден авангардом борьбы с революцией в Европе. Увы, его планы были прерваны 11 марта 1801 г., когда изменники злодейски умертвили своего царя в Михайловском замке.

Вступивший на обагренный кровью отца трон император Александр I отказался от сана великого магистра Мальтийского ордена, и провозгласил себя лишь его «Протектором» (покровителем). Но и от этого звания он отрекся в 1803 г. А 20 января 1817 г. Александр Благословенный полностью упразднил на территории своей империи орден иоаннитов, ликвидировав и наследственные командорства. Данный акт имеет для русских верноподданных обязательную силу, поэтому попытки восстановить православную ветвь Мальтийского ордена на основе принципа наследственности, имевшие место после революции, в частности инициатива великого князя Александра Михайловича, не имеют никакой легитимной основы.

Кавалерами Большого Креста Мальтийского ордена до революции стали императоры Александр III и Николай II, императрица Александра Феодоровна и великий князь Сергей Александрович.

Орден носили:

* лица мужского пола - Большой Крест на шее на черной шелковой муаровой ленте (Великий приор и командоры); Малый Крест в петлице на черной шелковой муаровой ленте (прочие награжденные);
* лица женского пола - I степень (Большой Крест) на ленте через левое плечо, II степень (Малый Крест) - на левой стороне груди.

Описание ордена

Знак ордена представляет собой золотой восьмиугольный крест, с лицевой и оборотной стороны покрытый белой эмалью. Между концами креста расположен золотой орнамент в виде лилий. К верхнему концу прикреплено кольцо с большой ажурной короной.

Лента черная шелковая муаровая.

Звезда ордена

Звезда ордена в виде мальтийского креста была сшита из белого батиста, Носить ее положено было слева. Почетным кавалерам такие знаки не полагались. Не носили их и все кавалеры русско-католического приорства. Звезды были положены лишь кавалерам Греко-российского приорства.

Похоже на то, что большая часть кавалеров не соблюдали этого правила и вместо тканевого знака надевали кресты из золота или серебра. Это можно заметить, рассматривая портреты, относящиеся к той эпохе. По этой причине осенью 1800 года Великим Магистром был наложен запрет на такие замены.

Великий магистр Павел I

После того как Наполеон в 1798 году, высадившись на Мальте, захватил крепость госпитальеров, члены братства были разогнаны. Великий Магистр Фердинанд фон Гомпеш сдался с готовностью. Свой поступок он объяснил тем, что устав ордена не позволял его членам сражаться с христианами. После этого осенью 1998 года совет ордена октября выбрал на эту должность русского царя Павла I.

В конце 1798 года император присоединил это звание к императорскому титулу. Мальтийские символы с 1800 года стали входить в российские герб и печать. Многие рыцари ордена переехали в Петербург. Там резиденцией высших чинов госпитальеров стал Воронцовский дворец. Священный совет состоял из 25 человек. 16 из них были россиянами.

28.12.1798 г. император выпустил указ о том, что в состав ордена будут входить 2 великих приорства. Это российское и российско-католическое. Российское возглавил сын Павла, Александр.

Порядок вступления в орден россиян

Каким образом российские дворяне будут вступать в орден, было определено 17.02.1799 года. Членом братства имел право стать любой человек, документально доказавший, что его дворянскому происхождение 150 и более лет. Еще должны быть представлены рекомендации 4 дворян.

Вся информация проверялась, после чего Капитул представлял претендента Великому Магистру. Утверждение производил последний. В случае положительного решения новый член должен был внести сумму 1,2 тысячи рублей. Если претендент еще не достиг совершеннолетия, сумма удваивалась.

Членами ордена могли стать и православные священники. К примеру, митрополит Амвросий занимал должность «Призрителя бедных». Командорский крест был вручен Пустыни св. Н. Чудотворца. Вместе с ним была положена ежегодная выплата в размере 2 тыс. руб.

Если человек обладал высоким происхождением (родовой командор) или отказывался от вступления в брак, им положен был командорский крест. К нему добавлялись звания почетных командоров либо кавалеров. Звания давались за службу.

Какое место занимал мальтийский орден в российской системе наград

Первые вручения орденов Св. Иоанна Иерусалимского в нашей стране были произведены по благоволению императора Павла. Однако, через некоторое время русские подданные могли становиться обладателями ордена исключительно по праву высокого происхождения. Появились родовые командорства. Одним из первых фамильных российских командоров стал И. Барятинский. Это родовое командорство основала мать князя, бывшая принцессой Гольштейн-Бекской.

Мальтийский орден в нашей стране в результате стал тем же, что в западноевропейских странах - символом хорошего рода. Вместе с тем Мальтийский крест превратился в знаком благорасположения русского царя. Когда Россия вступила в коалицию против Франции, выяснилось, что система наград страны несовершенна. Военнослужащих, отличившихся в боях, нужно было поощрять.

Если же офицеру был вручен орден Св. Анны 2 ст., на более высокий знак рассчитывать он уже не мог. С генералами все было еще сложнее. Император мог выйти из этой ситуации несколькими путями, но он решил изменить статус мальтийского ордена. В результате 15.06.1799 г. было образовано двадцать командорств.

В результате орден Св. Иоанна Иерусалимского стал в нашей стране знаком военного отличия. Именно для этого он изначально и предназначался. К примеру, нескольким офицерам, участникам Итальянского похода, были вручены командорские кресты. Среди них были М. Милорадович и П. Багратион.

Традиции награждения

Так как знаков за военные подвиги стало несколько, появилась потребность сформировать их иерархию. К тому же Мальтийский орден не только дополнял, но также заменял другие российские знаки отличия. К примеру, существовала аннинская медаль, которой отмечались военнослужащие низших чинов за 20-летнюю службу.

Летом 1800 года император велел наградить 64 унтер-офицеров, которым должна была быть вручена аннинская медаль, еще и донатами. Последними отмечались нижние чины ордена госпитальеров. В следующий раз было награждено большее количество людей. Осенью 1800 года Павел постановил, что все обладатели аннинских медалей одновременно получали и донаты.

Несмотря на то, что орден св. И. Иерусалимского стал дополнением системы наград России, объединить его с Российским кавалерским не представлялось возможным. Претензии императора на Мальту и звание Великого магистра всей знати Европы были не совсем обоснованы. В результате после кончины царя сформировались следующий порядок пожалований (от низшего к высшему):

  • Донат мальтийского ордена.
  • Орден Святой Анны 3 ст.
  • Орден Святой Анны 2 ст.
  • Почетный кавалер мальтийского ордена.
  • Кавалер мальтийского ордена.
  • Почетный командор мальтийского ордена.
  • Орден Святой Анны 1 ст.
  • Командор мальтийского ордена.
  • Орден Св. А. Невского.
  • Кавалер Большого креста мальтийского ордена.
  • Орден Св. А. Первозванного.

Как в России относились к награде

Отношение к данной награде лучше всего видно из слов А.В. Суворова. Известно, что этот полководец отличался независимостью суждений. Александр Васильевич называл его очень почтенным орденом, ведь, по словам генералиссимуса, знатный род превыше отваги и мужества в бою. Однако, несмотря на подобную язвительность в оценке, сам Суворов, которого наградили мальтийским орденом при Павле, с гордостью носил его. А ведь в повседневной жизни полководец практически не надевал наград.

В результате на время кончины Павла мальтийский орден превратился в одну из самых почетных в нашей стране наград. На похоронах императора несли его ордена. Мальтийский крест был на 3 месте. Впереди оказались только ордена Петра - святых Екатерины и Андрея.

Преемник Павла и его сын, Александр, не стал убирать из наградной системы орден Св. И. Иерусалимского. Царь оставил его как символ знатного происхождения. Для иных задач он восстановил ордена своей бабушки, Екатерины - Святых Владимира и Георгия. Вместо доната стала использоваться аннинская медаль.

К 1799 году в нашей стране было приблизительно 300 членов ордена госпитальеров. 129 человек входили в Российско-католическое приорство. 166 человек - в Российское великое приорство. 20 рыцарей не были членами никаких приорств. Среди них 13 родственников царя, а также легендарная Эмма Гамильтон, возлюбленная адмирала Нельсона.

В общей сложности знаками ордена было награждено приблизительно 1,5 тысяч человек. Более того, был создан Кавалергардский корпус. Это учреждение стало гвардией Великого Магистра. Оно финансировалось из денег Капитула ордена.

Одеяния ордена

Командорам, принадлежащим к греко-российскому приорству, предписано было надевать мундир алого цвета. Лацканы у него были черными, пуговицы золотистыми. На последних был изображен Мальтийский крест. Эполеты были золотыми, с бахромой.

Членам российско-католического приорства положено было надевать аналогичные мундиры. Однако, эполеты на них были серебряными. Почетный кавалеры носили идентичную одежду. Отвороты и нашивки были белоснежными.

В праздничный вариант входил золотой далматик и черная бархатная мантия. Спереди и сзади были нашиты кресты из белого полотна. На левом плече находился позумент. На нем были нарисованы страдания Иисуса.

Храм ордена

В 1999 году царь предоставил Мальтийскому ордену собственное здание. Им стал Воронцовский дворец, расположенный на Садовой. Архитектором здания был Растрелли. При доме была и собственная церковь. Годом позже по соседству с ней был построен новый храм, архитектор - Д, Кваренги. Рядом находилась и католическая Мальтийская капелла. При Александре, в 1810 году в помещения дворца въехал Пажеский корпус. Сегодня там располагается Суворовское военное училище.

Мальтийским рыцарям была передана и церковь Св. Иоанна Крестителя. Она располагалась на Каменном острове. В Гатчине был для эмигрировавшего из Франции принца Конде был построен Приоратский дворец-замок. Архитектором стал Н. Львов. Так как принц отказался приезжать в Гатчину, дворец был передан русским мальтийцам. Он служил как запасное здание для проведения собраний братства, на которых председательствовал Великий Магистр.

Судьба ордена при наследниках Павла

После того, как император Павел пал жертвой заговорщиков, его сын Александр не захотел становиться Великим Магистром. Он стал просто «протектором», передав высшие полномочия Н. Салтыкову.

В 1801 году мальтийские символы были исключены из российских герба и печати. Уже в 1803 году члены ордена выбрали очередного Великого Магистра. Он был католиком, российский император его признал. В результате все регалии и архивные бумаги были переданы новому Великому Магистру. В 1810 году были упразднены российские приорства, а в 1817 обладателям ордена Св. И. Иерусалимского было запрещено его носить.

Считается, что после этого никаких контактов с мальтийским орденом больше не было. Это не так. Все русские цари, за исключением Александра II, и многие члены императорской семьи были бальи Большого креста. Александр 3 стал даже кавалером Большого креста. В 1891 году кавалером Большого креста стал и Николай II. Бальи стал и он сам, и и его жена, Александра Федоровна. Документ об этом награждении был утвержден 74 Великим Магистром.

Долгое время ордену было запрещено выбирать свою главу. Это право братству было возвращено лишь в 1879 году. Разрешение дал папа римский Лев XII. Магистром стал Чечиди Санте-Кроче, которые стремился к дружбе с нашей страной.

Статут ордена

В историческом музее сохранился проект статута ордена. В этот документ входит 31 глава. В них очень детально перечислены все права и обязанности кавалеров. В статуте говорится, что Великим Магистром является российский император. Эти бумаги составлены, скорее всего, перед коронацией царя Александра 2. В них говорится о восстановлении ордена госпитальеров, который был введен Павлом 1.

Помимо этого, определены следующие его задачи. Орден обязан заниматься делами Христианского милосердия. Кроме того, он должен осуществлять заведывание всеми российским госпиталями. Под надзором ордена должны будут находиться не только заведения, которые принадлежат братству, но и государственные, и частные. Эта работа должна проводиться безвозмездно.

В состав ордена входят:

  • 80 кавалеров Большого Креста.
  • 250 Больших командоров.
  • 500 командоров.
  • 1 тысяча офицеров.
  • 3 тысячи кавалеров.

Не забыты были и женщины. Но их должно было быть вдвое меньше.

Чтобы претендовать на членство, человек должен был обладать христианским происхождением в 3 поколениях. К тому же он должен быль отслужить минимум 10 лет в звании офицера. Членами ордена могли стать исключительно дворяне.

Этот документ был разработан на основе статута ордена Св. И. Иерусалимского, принятого в Пруссии в 1852 году. В этой стране действовал самостоятельный бальяж ордена, аннулированный королем Фридрихом-Вильгельмом 3 в 1811 году. Спустя год им был основан «Прусский Орден Св. Иоанна». В 1852 году были введены новые статуты, которые предполагали возвращение деятельности ордена к первоначальным задачам - организации госпиталей и домов приема странников. Это и стало причиной разработки аналогичного проекта в России. Однако, этот план, к сожалению, так и не был реализован.

Долгое время существовала традиция жаловать ношение знаков, которые были получены еще при Павле, потомкам награжденных.

Святого Иоанна Иерусалимского

Орден Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест ) - орден Российской империи.

История [ | ]

20 января 1817 года последовал высочайший указ «О не­доз­во­ле­нии по­лу­чаю­щим в ны­неш­нее вре­мя Ор­ден Св. Ио­ан­на Ие­ру­са­лим­ско­го но­сить оный» . Указ был издан в связи с тем, что при посредничестве кавалера Большого командорского креста ор­дена Св. Ио­ан­на Ие­ру­са­лим­ско­го, посланника Серра-де-Каприолы , несколько российских подданных получили этот орден незадолго до издания указа. В указе запрет мотивировался тем, что Российского Приорства Ордена уже не существует . Указ не содержал запрета на ношение ордена, полученного во время существования его Российского Приорства.

Степени [ | ]

Орден имел три степени:

  • I степень - Большой командорский крест;
  • II степень - Командор;
  • III степень - Кавалер;

Литература [ | ]

См. также [ | ]

Комментарии [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Высочайше утвержденное установление о российских императорских орденах // Полное собрание законов Российской империи Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1830. - Т. XXIV. С 6 ноября 1796 по 1798. № 17908 . - С. 569-587 .
  2. Александр I . О распорядке сумм Ордена Св. Иоанна Иерусалимского // Полное собрание законов Российской империи , с 1649 года. - СПб. : Типография II отделения

Октябрь 2004 года. От древней Красной ратуши старинного немецкого ганзейского города Бремена длинными рядами шествует к стоящему напротив ратуши собору Святого Петра торжественная процессия рыцарей и кавалерственных дам Иерусалимского Ордена Святого Гроба, или Гроба Господня. Рыцари в белых орденских плащах с большим темно-красным “иерусалимским крестом”, с четырьмя маленькими крестиками по краям, на левом плече и в черных бархатных беретах со знаками различия по орденским степеням. Орденские кавалерственные дамы в длинных черных косынках, одетые в черное с ног до головы, но также с красным “иерусалимским” орденским крестом напротив сердца. Всего в процессии участвуют около четырехсот человек.

Собравшиеся в это воскресное утро на соборной площади зеваки-бременцы и заезжие туристы в изумлении наблюдают за процессией. Еще никогда в жизни они не видели ничего подобного. Наконец кто-то из толпы осмеливается шепотом, чтобы – не дай Бог! – не нарушить торжественности церемонии, спросить у одного из шествующих о смысле и значении происходящего. Спрошенный отвечает любопытному, что сегодня состоится инвеститура двух новых кавалерственных дам и семнадцати кандидатов в рыцари Ордена Гроба Господня. Турист невольно бросает взгляд на огромные часы, украшающие башню древней ратуши. На циферблате многозначительная надпись: “Время свято”.

Инвеститура, то есть облачение новых рыцарей в белый, а кавалерственных дам – в черный плащ, напоминает о далекой эпохе Крестовых походов.

Свою историю “Святой Военный Иерусалимский Орден Святого Гроба Господня”, он же “Рыцарский Орден Иерусалимского Святого Гроба”, или, как его еще называют “Рыцарский Орден Святого Гроба, что в Иерусалиме” (Ordo Equestris Sancti Sepulcri Hierosilymitani) – именно таково нынешнее официальное название Ордена Гроба Господня – ведет, как мы знаем, со стародавних времен, по некоторым данным, даже предшествовавших эпохе Крестовых походов, на которую приходятся первые письменные упоминания о “рыцарях Святого Гроба”. Истоки его теряются во мраке раннего Средневековья, а корни уходят, согласно утверждениям ряда орденских историков XVI, XVII и XVIII вв., (правда, не имеющим документальных подтверждений!) в первые годы после Воскресения Христова. Среди предполагаемых основателей Ордена Гроба Господня в разные времена называли Святого Апостола Иакова – первого епископа древней Иерусалимской Христианской Церкви, именуемого Братом Господним, римского Императора Константина Великого и его Мать – Святую Равноапостольную Царицу Елену, обретшую в Иерусалиме Истинный Крест. С другой стороны, существуют неоспоримые летописные свидетельства о том, что в конце VIII в. франкский король и основатель Священной Римской Империи, Карл Великий, получил от багдадского халифа Харуна ар-Рашида, во владения которого входила в тот период Святая Земля, ключи от церкви Гроба Господня и право на оказание покровительства иерусалимским и вообще всем палестинским христианам, а также право содержать в Святом Граде конгрегацию так называемых “сепулькриеров” – хранителей Гроба Господня – носящих монашеский сан. Православный Патриарх Иерусалимский дал сепулькриерам дозволение использовать в качестве символа своего благочестивого братства “иерусалимский крест”. В геральдике “иерусалимский крест” именуется, по своей форме, “костыльным” „усиленным“, или “виселицеобразным”. Эта форма креста весьма широко применяется при украшении храмов, богослужебных предметов, церковной утвари, святительских облачений и в особенности – архиерейских омофоров. Особенно часто “иерусалимский крестом” украшается на иконах облачение Вселенского Учителя, Святого Иоанна Златоуста.

В церковной традиции крест такой формы именуется “крестом Императора Констанция”. По старинным преданиям, крест именно такой формы в правление римского Императора Констанция, сына Святого Равноапостольного Царя Константина Великого, 7 мая 451 г. был явлен верующим в иерусалимском небе над Голгофою. Это дивное знамение было описано в послании архиепископа Иерусалимского Кирилла к Императору Констанцию (“в обличение заблудших, - то есть еретиков-ариан, - и для утверждения православных”).

Иногда основание Ордена Гроба Господня ставят в заслугу предводителю I Крестового похода, герцогу Нижней Лотарингии Готфриду Бульонскому, освободителю Иерусалима от неверных, принявшему в 1099 г. почетное звание “адвоката (защитника) Гроба Господня” (поскольку, будучи благочестивым христианином, он «не пожелал носить царский златой венец там, где сам Царь Небесный носил венец терновый»!) , или же брату Готфрида, первому королю Иерусалимскому Балдуину I Булонскому. Подобная же “фантастическая”, “легендарная” или “сомнительная” генеалогия, характерна, впрочем, и для многих других древних Орденов. Так, скажем, основание рыцарского Ордена Золотого Руна долгое время без тени сомнения приписывалось Ясону, легендарному предводителю аргонавтов; основание Константиновского Ордена Святого Георгия и соперничающего с ним рыцарского Константиновского (Константинианского) Ордена до сих пор приписывается римскому Императору Константину Великому, правившему в IV в. п. Р.Х, и т.д. Зачастую подобная «сверхдревняя» генеалогия рыцарских Орденов основана на недоразумении, неточном переводе с древних языков старинных реалий и терминов, утративших со временем свой первоначальный смысл, иои на их неверном толковании. Дело в том, что в древнеримской республике (а позднее – в древней Римской империи) одно из двух высших сословий (следующее по знатности после первенствующего сословия патрициев) именовалось „сословием (чином) всадников“ (по-латыни: ordo equester, что, с учетом переноса значения древнеримских понятий на выросшие из них, но уже не вполне соответствовавшие им средневековые понятия, в средневековой Европе толковалось как „рыцарское сословие“, или, буквально, как „рыцарский Орден“). Не случайно в современных западноевропейских языках древнеримский всадник и средневековый рыцарь и поныне обозначаются одним и тем же словом (по-немецки: Ritter; по-английски: knight; по-шведски: ridder и т.п. – при том, что рыцарь действительно происходит от конного воина, т.е. всадника, раннего Средневековья!). Но вернемся к истории Ордена сепулькриеров.

Вероятнее всего, после освобождения Иерусалима от мусульман крестоносцами было сформировано нечто вроде “почетного караула” при Храме Гроба Господня. Правда, это предположение не подтверждается никакими документами той далекой эпохи. Не подлежит сомнению, что в начале XII в. в Иерусалимском королевстве был основан (или восстановлен – памятуя о “сепулькриерах” времен Карла Великого!) монашеский Орден Каноников Гроба Господня, следовавший уставу Ордена августинцев. Этот Орден вскоре вышел за пределы собственно Святой земли и даже приобрел немалые владения “за морем”, т.е. в Европе. Однако опять-таки отсутствуют неоспоримые свидетельства или доказательство того, что эти Каноники исполняли воинские функции или же включили в состав своего Ордена какое-либо воинское братство, поставившее себе уставной целью защиту Гроба Господня при помощи вооруженной силы. В Орден каноников Гроба Господня входили главным образом престарелые или израненные в боях рыцари-крестоносцы, которые не могли больше считаться полноценными воинами. Оставив военную службу, эти рыцари уходили на покой, отныне посвятив себя благочестивым размышлениям и молитвам у Гроба Господня. Каноники избрали себе отличительные знаки – в частности, белый плащ с красным костыльным “иерусалимским крестом” напротив сердца (по орденской легенде, первым такой плащ стал носить Готфрид Бульонский – в память о крестных муках Спасителя, ибо четыре маленьких крестика по краям символизируют стигматы – раны от гвоздей на руках и ногах распятого Христа, а большой центральный крест – рану от копья римского сотника Лонгина, пронзившего ребро распятого Богочеловека, дабы убедиться в Его смерти, либо, по другой версии, не дать слугам иерусалимского первосвященника сокрушить Его кости, чтобы доказать тем самым, что Он – не Мессия, о котором в Писании сказано, что «кость его не сокрушится»), а с 1114 г. принимали обет послушания настоятелю Храма Гроба Господня. Впрочем, в хрониках Иерусалимского королевства и в других летописях “латинских” хронистов все же сохранились и отрывочные сведения об участии “рыцарей Святого Гроба” в перипетиях вооруженной борьбы крестоносцев с сарацинами. Конечно, не следует забывать, что “рыцарями Святого Гроба” или “хранителями Гроба Господня” порой именовали себя также госпитальеры-иоанниты и храмовники-тамплиеры. Один из титулов Великого Магистра Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена) и поныне звучит как: “смиренный магистр рыцарского Ордена Святого Гроба Господня” (militaris Ordinis Sancti Sepulcri Domini magister)! С другой стороны, папа римский Адриан IV в своем послании графу Барселонскому Раймунду в 1155 г. совершенно однозначно упоминает “Орден братии Гроба Господня” в одном ряду с Орденами госпитальеров и храмовников, что говорит, во-первых, о самостоятельном существовании Ордена Гроба Господня, а во-вторых, о важной роли, которую он играл к тому времени в обороне Святой Земли от неверных (папа не стал бы упоминать “серулькриеров” в одном ряду с военно-монашескими Орденами тамплиеров и иоаннитов, если бы “каноники Святого Гроба” не выполняли аналогичную воинскую функцию). Поэтому историки с полным основанием ссылаются на данное послание папы Адриана, как на подтверждение эволюции Ордена Гроба Господня от чисто монашеского братства к духовно-рыцарскому Ордену, подобно упомянутым папой вместе с ним Орденам странноприимцев и “бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова”. Конечно, многое из того, что было позднее (до XIV в. включительно!) написано об истории Ордена Гроба Господня, с целью возвеличить его и придать его и без того славной подлинной истории дополнительный блеск, представляется нынешним историкам маловероятным и противоречивым. И, тем не менее, кто бы ни был в действительности его основателем – Карл Великий, Готфрид Бульонский, французский король-пилигрим Людовик IX Святой или даже сам Апостол Иаков Младший, брат Господень (которому, как мы уже знаем, приписывают учреждение Ордена Святого Гроба иные ревнители древности этого почтенного института!) – все историки сходятся между собой в том, что “Ordo Equestris Sancti Sepulcri Hierosolymitani” по праву занимает достойное место в ряду наиболее известных рыцарских Орденов.

После поражения армии крестоносцев при Хиттине и захвата сарацинами Иерусалима Ордену Гроба Господня пришлось перебраться в Акру (Аккарон, Аккон, Сен-Жан д’Акр или Птолемаиду), последний опорный пункт владычества “франков” (как тогда именовали “латинян” на Востоке). Падение Акры в 1291 г. фактически завершило историю крестовых походов в Святую Землю. Правда, попытки отвоевать у мусульман святыни Палестины предпринимались и позднее, но все они остались безуспешными. После ряда тяжелых поражений в борьбе с мусульманским Полумесяцем крестоносного энтузиазма у государей и народов Западной Европы порядком поубавилось, зато возросла их печаль об утраченной – как тогда казалось, навеки! – Святой Земле.

После изгнания Ордена Святого Гроба Господня из Палестины он раскололся на несколько частей, отношения между которыми принимали нередко враждебный или, по менбшей мере, недружественный характер. Так, аббат орденского монастыря в Мечове, близ Кракова в Польше самочинно провозгласил себя “генералом Ордена Гроба Господня” и потребовал от папского престола утвердить его в качестве Великого Приора. Такое же звание самочинно присвоил себе и аббат орденского монастыря в Перудже (Италия), также притязавший на главенство над всем Орденом Святого Гроба. В то же время члены Ордена во Франции, Испании и Алемании (Германии) не признавали верховенства ни того, ни другого. Эта внутриорденская распря привела к довольно быстрой утрате Орденом Святого Гроба Господня своего былого престижа в глазах папы, клира и мирян.

Наконец, папа Климент VI (тот самый, что, на пару с французским королем Филиппом Красивым, разгромил Орден “бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова”) назначил Хранителями Гроба Господня монахов францисканского Ордена. Последние смогли обосноваться в Иерусалиме только в 1336 г., после долгих переговоров с мусульманскими “властями предержащими”.

Теперь в Палестину с Запада все чаще отправлялись не монахи или воины, а паломники-миряне, одержимые страстным желанием узреть воочию Гроб Спасителя. Это страстное желание любопытным образом сочеталось с идеей стать ленником и верным дружинником Верховного Сюзерена – Самого Царя Небесного – Иисуса Христа, им же Царие Царствуют (не случайно именно Христу, вечно пребывающему на Небесном Престоле, протягивал, как своему новому Сеньору, перчатку смертельно раненый сарацинами Роланд – идеал всякого христианского рыцаря!). Эту идею неустанно пропагандировали проповедники крестовых походов во всех градах и весях, во всех дворянских замках Германии, Франции, Испании, Италии, Англии и других государств христианской Европы. И вот теперь она давала всходы! При этом далеко не всякий рыцарь должен был, подобно иоаннитам, тамплиерам или братьям Тевтонского Ордена, в соответствии с орденским уставом, отказаться от семьи, “от мира и всего, что в мире”. Благодаря вооруженной борьбе с арабами (маврами) и крестовым походам поистине чудесным образом произошло окончательное примирение Церкви с военным (т. е., в тогдашнем понимании – прежде всего, рыцарским) сословием. Хотя Церковь по-прежнему осуждала войну, она признала справедливыми войны в защиту Отечества и Христианских святынь, христианской веры и Церкви, в защиту вдов и сирот.

Согласно документальным сведениям об этом Ордене, датируемым серединой XIV в., каноники Гроба Господня к этому времени уже успели основать собственные монастыри и построить орденские церкви в Арагоне, Каталонии, Италии (Перуджа), Сицилии, Германии, Англии, Фландрии и даже Польше.

Начиная с XIV в. особой популярностью среди европейских – в первую очередь, немецких – дворян и патрициев (т.е. представителей аристократических бюргерских родов – вот еще один наглядный пример заимствования средневековыми европейцами еще одного древнеримского понятия и приложения его к совершенно иному сословию!) стало пользоваться посвящение в рыцари у Гроба Господня – величайшей Святыни всего христианского мира – или же подтверждение канониками Гроба Господня посвящения в рыцари, уже состоявшегося ранее за пределами Святой Земли. Еще в XIII cтолетии в героическом рыцарском эпосе заняла прочное место идея посвящения в рыцари у Гроба Господня в качестве высшей награды за рыцарскую доблесть. Наглядным свидетельством широкого распространения этой идеи служат, например, поэма немецких шпильманов (скоморохов) о короле Оренделе (1229 г.) или сказание о рыцаре Петере фон Штауфенберге (1310).

Судя по всему, Орден Святого Гроба Господня описываемого периода отличался от Орденов храмовников, иоаннитов и тевтонских рыцарей тем, что папы не были склонны рассматривать его (особенно после его раскола на несколько враждующих “фракций”) в качестве полноценного духовно-рыцарского Ордена римской Церкви. В то же время паломничество к палестинским святыням в условиях Средневековья, особенно после утраты христианами владений в Святой Земле, стало само по себе чрезвычайно опасным и трудным предприятием. Далеко не всем паломникам в ту беспокойную эпоху удавалось благополучно добраться до Иерусалима, а тем более – благополучно вернуться обратно. Не зря еще Бернар Клервосский, покровитель тамплиеров, в проповеди, обращенной к женам крестоносцев, призвал их заранее считать себя вдовами! Поэтому посвящение в рыцари при Гробе Господнем должно было с полным правом рассматриваться в качестве заслуженной награды за совершенный пилигримом подвиг паломничества.

Первоначально пилигримов, не имевших еще рыцарского звания, посвящали в рыцари у Гроба Господня исключительно лица, которые сами были ранее посвящены там в рыцари.

Первое документально засвидетельствованное средневековым летописцем посвящение западноевропейского пилигрима в рыцари у Святого Гроба в Иерусалиме датируется первой половиной XIV в. Нижнесаксонский граф Вильгельм фон Больдензеле (являвшийся, кстати, рыцарем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского), совершил в 1333-1336 гг. паломничество в Иерусалим. В марте 1335 г. он посвятил в рыцари у Гроба Господня двух членов своей свиты. Это самое первое из документально подтвержденных посвящение в рыцари пред Святым Гробом произошло в глубокой тайне. Благочестивый граф описал его в следующих выражениях: “Я распорядился провести над Гробом Христовым торжественное богослужение о Воскресении Господа нашего, и некоторые из моих спутников благоговейно причастились Святых Таин. После завершения богослужения я посвятил двоих из них в рыцари пред Святым Гробом, препоясав их мечом и позаботившись о соблюдении всех правил посвящения в рыцари. Посвящение смогло состояться лишь благодаря тому, что эмир Иерусалимский (так именуется верховный сарацинский предводитель) передал мне ключи от церкви Гроба Господня и не позволил никому, кроме нас, войти в кувуклию”.

Новый рыцарь совершенно сознательно соглашался на посвящение в новое достоинство у Гроба Спасителя и считал себя посвященным в рыцари, в определенной мере, как бы самим Иисусом Христом.

Наряду с этим описанием возведения пилигримов в рыцарское звание в Иерусалиме, оставленное графом Вильгельмом фон Больдензеле, от той эпохи дошли и другие документы, описывающие порядок посвящения паломников в рыцари, церемонию их опоясывания рыцарским поясом и вручения им меча. За весь XIV в. в „рыцари Гроба Господня“ были посвящены таким образом только 20 пилигримов, в том числе 4 немца, 4 француза и 5 нидерландцев (о национальной принадлежности остальных до нас свидетельств не дошло). Для сравнения, за первую половину XV в. при Гробе Господнем были посвящены в рыцари уже 130 паломников, из которых, согласно сохранившимся записям, было 97 немцев. Из 503 паломников, посвященных в “рыцари Гроба Господня” во второй половине XV в., немцы составляли уже 385 человек. Впрочем, большинство сохранившихся документов об иерусалимских инвеститурах – германского происхождения, что может послужить объяснением подобной диспропорции. Но, как бы то ни было, после первого, зафиксированного Вильгельмом фон Больдензеле, посвящения в “рыцари Гроба Господня”, их число неуклонно возрастало. Об этом свидетельствуют по преимуществу сами участники паломничеств – как миряне, так и священнослужители. Герцог Иоганн Клевский (в 1450 г.) и герцог Бальтазар Мекленбургский (в 1479 г.) специально привезли из Германии в Иерусалим собственные церемониальные мечи для посвящения своих спутников в рыцари. Кроме немцев, в Иерусалим потянулись пилигримы рыцарского звания всех стран и народов христианского Запада. Подобное паломничество называлось “странствованием ради рыцарства”. В число паломников входило немало представителей правящих династий и владетельных домов – преимущественно французов, англичан, испанцев, нидерландцев, но также итальянцев и даже скандинавов. Так, в 1372 г. Биргер, сын Святой Бригитты Шведской, прибыл в свите своей матери к Гробу Господню и был там посвящен в рыцари.

В XIV-XV вв. пилигримов, посвященных в рыцари в Святой земле, именовали не только “рыцарями Гроба Господня”, но также “рыцарями Иерусалима” или “рыцарями Небесного Иерусалима”. В качестве знака отличия они носили знак “иерусалимского креста” на шее на цепи или ленте, а многие, к тому же, нашивали красный “иерусалимский крест” с четырьмя маленькими красными крестиками по краям на плащ напротив сердца, наподобие древних “хранителей Гроба Господня” эпохи Крестовых походов и Иерусалимского королевства. “Рыцари Гроба Господня” почитались “превыше всех прочих рыцарей в мире” и пользовались гораздо большим почетом, чем те, кто был посвящен в рыцари своими сеньорами и даже монархами. Даже римские папы считали “рыцарей Гроба Господня” вторыми из всех рыцарей по достоинству - после своих собственных рыцарей “Ордена Золотой Шпоры”, именовавшегося также “Орденом Золотого Рыцарства” (Ordo militia aurata).

В Германии, пожалуй, не было ни одного знатного рода, чьи представители не совершили бы “странствие ради рыцарства” в Святую Землю. В “рыцари Святого Гроба” были посвящены, в частности, граф Гуго фон Монфор и Освальд фон Волькенштейн – последние немецкие миннезингеры (трубадуры). На рубеже XIV-XV вв. на церемонии посвящения в “рыцари Гроба Господня” в качестве духовных ассистентов начинают фигурировать монахи Францисканского Ордена (о передаче которым функций “сепулькриеров” папой Климентом VI говорилось выше). По некоторым сведениям, в конце XV в. папский престол даровал пожизненное право посвящать паломников из Европы в рыцари у Гроба Господня представителю францисканского Ордена в Святом Граде Иерусалиме - брату Иоанну из Пруссии. Об участии монаха-францисканца в инвеституре при Гробе Господнем свидетельствует, например, немецкий герцог Оттон II Пфальцский в описании своего “странствия ради рыцарства”:

“Около полуночи я поднялся и отправился в часовню Гроба Господня. Вместе со мной пошел и мой господин, герцог Оттон Баварский, в сопровождении своих спутников. И пришел туда же господин Артур фон Вадерэ, бургундец, посвященный в рыцари Святого Гроба Господня одним рыцарем из Британии в первую ночь нашего пребывания в Иерусалиме, и когда мы пришли в храм, он там посвятил меня в рыцари. Присутствовавший при этом босоногий монах рассказал мне по-французски об истории Ордена Гроба Господня, его задачах и обетах, которые должен принести каждый желающий быть посвященным в рыцари Ордена ударом меча, и что это богоугодное, достойное и достохвальное дело…”

Из описания церемонии посвящения в рыцари Святого Гроба Господня явствует, что его “хранитель” (custos), которым, по всей вероятности, и являлся вышеупомянутый, говоривший по-французски “босоногий монах”, наставлял кандидата в вопросах обязанностей и прав рыцарей Гроба Господня. Однако присягу кандидата принимал не монах (брат Иоанн?), а представитель рыцарского Ордена Святого Гроба, посвящавший кандидата в рыцари. Посвящение в рыцари Святого Гроба Господня происходило под знаком “иерусалимского креста”, в форме троекратного удара мечом плашмя по плечам кандидата. При этом посвящавший кандидата в рыцари член Ордена Гроба Господня призывал имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Согласно сообщению швейцарского рыцаря Гроба Господня Ганса фон Эптингена, церемония его посвящения продолжалась около полутора часов. После завершения инвеституры “хранитель Святого Гроба” отслужил торжественную мессу на “Краниевском Месте” (то есть на Голгофе, находящейся внутри храма Гроба Господня).

Несмотря на соблюдение многочисленных чисто внешних атрибутов, в церемонии посвящения четко прослеживается ее преимущественно религиозная подоплека – обращенный к кандидату призыв во всем следовать за Христом. Чаще всего желание кандидата следовать за Христом было уже доказано тем, что он стойко вынес многочисленные лишения, морские бури и нападения пиратов (если прибыл в Палестину морем) или разбойников (если его паломничество было сухопутным).

Как правило, паломничество в Святую Землю продолжалось в ту эпоху не менее трех лет. Однако все связанные с ним лишения и трудности с лихвой окупались (как свидетельствует, например, средневековый монах доминиканского Ордена Феликс Фабер из Ульма), тем почетом, которым пользовались рыцари Святого Гроба в христианском мире благодаря всеобщему и повсеместному признанию их доброй воли к благородным духовным устремлениям. Постепенно в разных странах Европы стали появляться местные орденские ассоциации рыцарей Гроба Господня.

После смерти францисканца Иоанна в 1498 г. встал вопрос о замене его достойным преемником. Но папа решил использовать право на посвящение в рыцари Гроба Господня в качестве источника дополнительных доходов для поддержания палестинских святынь в надлежащем состоянии. В 1485 г. папа, ввиду того, что должность “латинского” (католического) Патриарха Иерусалимского была в тот момент вакантной, специальным эдиктом принял титул и взял на себя функции Великого Магистра Ордена Святого Гроба Господня, закрепив их навечно за всеми своими преемниками на Святейшем престоле. Право посвящения достойных того пилигримов в рыцари Гроба Господня от имени папы было передано римским понтификом уполномоченному Апостольского (папского) Престола в Святой Земле, которому папа присвоил титул “Хранителя горы Сион”.

По некоторым данным, полномочия “Хранителей Гроба Господня” были впервые сформулированы папой Александром VI Борджиа в 1496-98 гг, по другим – папой Львом Х в 1516 г. Полномочия монахов францисканского Ордена, в качестве Хранителей Гроба Господня, были подтверждены папской буллой “Divina disponenta clementia“ от 23 июля 1561 г. и уточнены папой Бенедиктом XIV в булле „In supremo militantis Ecclesiae“ от 7 февраля 1746 г.

Еще в XIV в. в нидерландских провинциях Фландрии, Брабанте и Голландии образовались местные объединения рыцарей Святого Гроба в форме братств. Задача этих братств заключалась в оказании помощи рыцарям Гроба Господня в деле выполнения теми принесенных ими в Иерусалиме религиозных обетов и в сборе средств на поддержание Иерусалимского Храма Гроба Господня. Однако вплоть до XVI в. рыцарям-иоаннитам (своего рода “конкурентам” рыцарей Гроба Господня - ведь иоанниты сами, как известно, претендовали на то, чтобы быть его “хранителями”!) удавалось не допустить консолидации рыцарей Святого Гроба в единый, полноценный Орден с четкой организационной структурой. Тем более что папа Иннокентий VIII в 1489 г. своей буллой „Cum solerti meditatione pensamus“ объединил Орден каноников (рыцарей) Гроба Господня с Орденом рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, что, по идее, ставило крест на дальнейшем самостоятельном существовании Ордена рыцарей Гроба Господня! Однако строптивый Mечовский монастырь Гроба Господня в Польше, вопреки папской булле, наотрез отказался объединиться с Орденом Святого Иоанна Иерусалимского. А новый папа Лев X своим апостольским посланием от 13 марта 1510 г. по просьбе расположенных в Испании монастырей каноников Гроба Господня также восстановил их независимость от Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, подтвердив свое решение в 1513 г.

В Нидерландах самое престижное, Aнтверпенское объединение рыцарей Гроба Господня – так называемое „Иерусалимское братство“ -, в состав которого, наряду с брабантскими аристократами, входило немало испанских грандов, приняло твердое решение объединиться в Орден по образцу древнего рыцарского Ордена Святого Гроба эпохи Kрестовых походов. Восстановленный Орден Гроба Господня должен был иметь двойное подчинение – папе римскому, как высшему духовному авторитету, и королю Испании, как светскому главе.

26 марта 1558 г. испанский король Филипп II Габсбург был торжественно избран Великим Магистром Ордена Святого Гроба – в пику папе, самому претендовавшему на этот титул! Церемония избрания короля гросмейстером “сепулькриеров” состоялась в церкви Святой Екатерины Александрийской в Хук Страатене. Однако Орден под руководством короля испанского так и не стал международной рыцарской организацией. Этому противились и обозленная римская курия, и французский король, и рыцари-иоанниты (в силу вышеизложенных причин). Во Франции король Генрих III Валуа в ноябре 1574 г. дал свое согласие на объединение тамошних каноников Святого Гроба с Орденом иоаннитов, в соответствии с решением Ватикана. Однако многие французские рыцари Гроба Господня отказались выполнить волю папы и своего короля. При этом „сепулькриеры“ ссылались на то, что их Орден был основан не папой, а предводителем I крестового похода Готфридом Бульонским (церемониальный меч, использовавшийся при посвящениях в рыцари Гроба Господня, считался ими „мечом самого Готфрида“). Первое французское братство рыцарей Гроба Господня было основано еще в начале XVI века в Париже. К вступлению в него допускались не только лица дворянского происхождения, но и заплатившие достаточно крупный денежный взнос горожане (причем в Орден можно было вступить и по доверенности!). Так, гражданин Марселя Жан Буазон был посвящен в рыцари Гроба Господня по доверенности за своего друга Франсуа Серси, никогда не совершавшего паломничества в Иерусалим! В 1615 г. группа французских рыцарей Гроба Господня избрала Великим Магистром Ордена Шарля де Гонзага, герцога Неверского (ставшего в 1627 г. Суверенным герцогом Мантуанским).

Рыцарям „папской ветви“ Ордена Гроба Господня Ватикан пожаловал целый ряд привилегий – титул палатина, или пфальцграфа (лат.: comes palatinus), старшинство над членами всех прочих рыцарских Орденов, кроме Ордена Золотой Шпоры (Золотого рыцарства) и Ордена Золотого Руна); право узаконивать внебрачных детей (!), изменять данные им при крещении имена, миловать осужденных на смерть на пути к эшафоту. Кроме того, папы пожаловали рыцарям „своего“ Ордена Гроба Господня право присоединять орденский „иерусалимский крест“ к своим родовым гербам и именоваться во всех официальных документах „рыцарями Святого Гроба Господня“.

В 1847 г. папа Пий IX даровал латинскому Патриарху Иерусалимскому право посвящать достойных кандидатов в рыцари Святого Гроба от имени папы.

После нескольких предпринимавшихся в дальнейшем (неудачных) попыток преодоления раскола и воссоздания единого Ордена Святого Гроба, только папе Пию IX удалось в 1868 г. создать стабильное объединение рыцарей Святого Гроба, поставив его под прямое папское управление, и даровать ему статус папского „рыцарского Ордена Римской Церкви“. Этот Орден был всецело подчинен римскому папе, как верховному главе всех христиан-католиков. С этого момента все члены Ордена Святого Гроба Господня стали подразделяться на три класса, или ранга:

1)великих рыцарей;

2)комтуров (командоров);

3)просто рыцарей.

Эмблемой Ордена по-прежнему оставался древний красный „иерусалимский крест“ с четырьмя крестиками поменьше по бокам. Благодаря усилиям рыцарей Ордена Святого Гроба удалось реконструировать и расширить резиденцию католического Патриарха Иерусалимского и латинской Патриаршей церкви в Иерусалиме. Католический Патриарх Иерусалимский Валерга незадолго до своей смерти добился от папы Пия IX полномочий на дарование званий и инсигний (знаков принадлежности к Ордену) рыцарей Ордена Святого Гроба не только мужчинам, но и женщинам, за выдающиеся заслуги в деле распространения римско-католической веры в Святой Земле. Папа Лев XIII подтвердил эти полномочия Патриарха Иерусалимского в своем Апостолическом послании от 3 августа 1888 г. В этом же послании он даровал принятым в Орден “кавалерственным дамам” почетный титул “матрон Святого гроба” (matronae Sancti Sepulcri). Лишь сравнительно недавно они стали именоваться не “матронами”, а “дамами Святого Гроба”.

Годы понтификата папы Льва XIII (1878-1903) ознаменовались значительным увеличением численности рыцарей Ордена Гроба Господня, особенно за счет притока новых членов в Италии и Франции. При нем по образцу древних Орденов рыцарей-крестоносцев были организованы многочисленные национальные ассоциации рыцарей и матрон в форме землячеств. В Германии численный рост Ордена Святого Гроба Господня некоторое время сдерживался так называемым “культуркампфом” (борьбой германского имперского канцлера князя Отто фон Бисмарка против влияния католической церкви, которую он считал враждебной силой, препятствующей прочному объединению Германии). Со временем Бисмарк, однако, пересмотрел свое непримиримое отношение к римской Церкви и католицизму и даже удостоился в 1885 г. награждения Большим Крестом папского Ордена Христа – в качестве единственного протестанта за всю историю этого сугубо католического Ордена! В конце 90-х гг. XIX в. в Риме было открыто официальное представительство Ордена Святого Гроба Господня.

В 1906 г. папа назначил Патриарха Иерусалимского Великим Магистром Ордена Гроба Господня, а испанского короля Альфонса XIII де Бурбона – Администратором и регентом Ордена Святого Гроба в Испании.

Чтобы положить конец многовековой ожесточенной конфронтации между рыцарями Святого Гроба и Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, принявшей на рубеже веков крайне обостренные формы, папа Пий X в своем бреве от 3 мая 1907 г. распорядился, дабы поднять престиж “сепулькриеров” и уравнять их даже внешне с мальтийскими рыцарями, добавить к знакам (“клейнодам”) Ордена Гроба Господня “рыцарскую эмблему” в форме “трофея”, т.е. увенчанного пернатым золоченым шлемом панциря в обрамлении знамен, копий и бердышей. Этот “трофей” был совершенно аналогичен “трофею” на орденских знаках мальтийских рыцарей. С тех пор данная эмблема, наряду с “придающим силы и служащим поддержкой” костыльным “иерусалимским крестом”, является неотъемлемой орденской принадлежностью “серулькриеров”. Вообще же их многовековой антагонизм с мальтийскими рыцарями порой доходил до гротеска, выражаясь даже в “контрастных” цветах рыцарских облачений этих двух Орденов. Так, у рыцарей Ордена Святого Иоанна Иерусалимского были красные мундиры с белыми отворотами, черные брюки с красными лампасами и черные плащи с белым крестом, а у рыцарей Иерусалимского Ордена Святого Гроба Господня – “как нарочно”! - белые мундиры с черными отворотами, белые брюки с золотыми лампасами и белые плащи с красным костыльным крестом. Значение Ордена Святого Гроба Господня было дополнительно подчеркнуто двумя особо важными для его реноме посвящениями в рыцари, произведенными по личному распоряжению папы Пия IX, в качестве исключения из правил орденского устава, согласно которым в рыцари Гроба Господня может быть посвящен только верующий-католик. Обе инвеституры имели исключительно важное политическое значение для всей католической Церкви. 25 мая 1905 г. кардинал и князь-епископ Бреслауский (Вроцлавский) Копп, по поручению римского папы, торжественно возложил в г. Меце знаки Большого Креста Рыцарского Ордена Святого Гроба Господня на германского Императора Вильгельма II Гогенцоллерна (хотя кайзер был протестантом лютеранского вероисповедания). Этим награждением Орден желал выразить Императору свою благодарность за то, что тот подарил “Германскому Союзу Святой Земли” (своеобразному германскому аналогу “Императорского Российского Палестинского Общества”) участок земли на горе Сион в Иерусалиме, приобретенный кайзером Вильгельмом в собственность у турецкого султана во время паломничества кайзера в Палестину в 1898 г. На этом участке “Германский Союз Святой Земли”, при поддержке рыцарей Ордена Святого Гроба Господня, построил и освятил в 1910 г. храм и монастырь. К тому же Император Вильгельм всегда относился к римской курии с подчеркнутым уважением и даже подарил папе один из изготовленных по его приказу 2-х экземпляров копии Священного Лабарума – знамени Императора Константина Великого, украшенного монограммой Иисуса Христа (другой экземпляр хранился в Потсдамской гарнизонной церкви, откуда он был похищен в начале Ноябрьской революции 1918 г. в Германии).

Вторым христианином-некатоликом, посвященным в рыцари Ордена Святого Гроба Господня вопреки правилам орденского Устава, оказался абиссинский (эфиопский) Негус-негести (Царь Царей, т.е. Император), потомок по прямой линии библейских царя Соломона и царицы Савской, “Лев из колена Иудина” - Менелик II. Во-первых, этот монарх всю свою жизнь трудился над тем, чтобы путем реформ поднять отсталую Эфиопию до уровня цивилизованных стран. Во-вторых, негус Менелик в 1895 г. нанес сокрушительное поражение колониальным войскам Итальянского королевства, с которым Ватикан в конце XIX в. был, как говорится, “на ножах” (папа, лишенный итальянским королем светской власти, считал себя “ватиканским узником”). И, наконец, эфиопский негус оказывал католическим миссиям на территории его североафриканской империи всемерную поддержку и защиту. В благодарность за все эти заслуги папа Пий Х осенью 1907 г. наградил абиссинского потомка царя Соломона Большим Крестом (Большой Цепью) Ордена Святого Гроба Господня. Папскому нунцию, французу-капуцину – было в виде исключения (ибо, по абиссинским законам того времени никто, под страхом смерти, не вправе был публично прикасаться к священной особе Помазанника Божия!) дозволено собственноручно возложить на негуса знаки Ордена Гроба Господня.

Большой Цепью Ордена Святого Гроба в конце 90-х г. XIX были награждены также австрийские эрцгерцоги Евгений (Верховный Магистр Тевтонского Ордена) и Йозеф-Август, бельгийский король Леопольд II и его сын кронпринц Альберт (будущий герой I мировой войны, вошедший в историю под именем “короля-рыцаря”) и многие другие.

Перед I мировой войной Орден Святого Гроба насчитывал в своих рядах более 3 000 матрон и рыцарей (сегодня их число перевалило далеко за 19 000). Дальнейшее позитивное развитие древнего, успешно обновленного рыцарского Ордена было прервано двумя мировыми войнами. Прошло немало лет, прежде чем жизнь в европейских странах вернулась, наконец, в свою нормальную колею.

В 1928 г. папа сложил с себя звание Великого Магистра Ордена Святого Гроба Господня. С тех пор “Бессрочным главой и администратором” Ордена является латинский Патриарх Иерусалимский. С 1931 г. Орден официально именуется уже не “рыцарским”, а “Святым Военным Орденом Святого Гроба Господня, что в Иерусалиме”, или “Святым Военным Иерусалимским Орденом Святого Гроба Господня”.

Наряду с Великим Магистром, Орденом управляют должностные лица, входящие в Великий Магистрат, состоящий из назначаемых Великим Магистром из числа наиболее уважаемых кавалеров т.н. генерал-губернаторов, и из т.н. вице-генерал-губернаторов, избираемых самими рыцарями. Кроме них, в состав Великого Магистрата входят Канцлер Ордена (избираемый из членов Ордена рыцарского или духовного звания) и Церемониймейстер (избираемый непременно из числа орденских священников). Кроме того, существует Совет Ордена, в который входят Великий Приор (эта должность неразрывно связана с саном латинского Патриарха Иерусалимского), Асессор Ордена (второе по важности лицо после Великого Магистра), члены вышеупомянутого Великого Магистрата, национальные Лейтенанты и рыцари, делегированные своими собратьями в Магистрат в качестве сменяемых членов (“делегаты Магистрата”).

С 1932 г., согласно реформированному Уставу, члены Ордена подразделяются на четыре класса:

рыцари Большого Креста /кавалерственные дамы Большого Креста

Командоры со звездой (старшие офицеры Ордена)/кавалерственные дамы-командоры со звездой;

Командоры/кавалерственные дамы-командоры;

Рыцари/или кавалерственные дамы.

Выше членов Ордена 1-го класса стоят Рыцари Цепи/Кавалерственные дамы Цепи (иногда выделяемые в отдельный класс), награжденные высшей степенью знака Иерусалимского Ордена Святого Гроба Господня – Цепью (collana). На Цепи в особо торжественных случаях носится знак высшей степени Ордена Святого Гроба – окруженный лавровым венком из золота с зеленой эмалью орденский “иерусалимский” красный крест с накладной золотой фигуркой Иисуса Христа, восстающего из Гроба Господня, в центре креста, подвешенный к орденскому “трофею” (для кавалерственных дам – к ажурному золотому банту), являющемуся одним из звеньев орденской цепи. Первоначально орденская цепь состояла из золотых колец, чередующихся с небольшими красными “костыльными” крестами. В настоящее время она состоит из круглых медальончиков с красными эмалевыми “костыльными” крестами, чередующимися с золотыми прямоугольными пластинками со словами орденского девиза DEUS LO VULT („Так хочет Бог” - девиз участников I крестового похода).

К Цепи полагается серебряная восьмиконечная нагрудная звезда с круглым золотым медальонам, покрытым белой эмалью, в середине, на котором изображен красный эмалевый иерусалимский крест, окруженный зеленым лавровым венком, с золотой фигуркой Иисуса Христа, восстающего из Гроба Господня, в центре креста.

Рыцари и кавалерственные дамы Большого креста носят на черной муаровой ленте через плечо знаки Ордена, а на груди – звезды Ордена, идентичные вышеописанным, но без золотой фигурки Христа, восстающего из Гроба Господня.

Командоры носят “иерусалимский крест” на шее (командоры со звездой – еще и звезду слева на груди); рыцари (кавалеры) носят свой “костыльный” крест на левой стороне груди на черной муаровой ленте.

Современное парадное орденское облачение рыцаря Ордена Святого Гроба Господня состоит из белого фрака с расшитыми золотом черными бархатными отворотами обшлагами и погонами из золотого крученого шнура, белых брюк с золотыми лампасами, шляпы с плюмажем, шпаги на расшитом золотом поясе и длинного белого суконного плаща с красным иерусалимским крестом слева на груди. В менее торжественных случаях кавалеры Ордена Святого Гроба носят черные береты, знаки Ордена на шее и белые орденские плащи поверх гражданского костюма.

16 июля 1940 г. папа назначил Регентом Ордена Святого Гроба кардинала Николу Канали (между прочим, заклятого недруга Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, которому чуть было не удалось в конце 40-х гг. добиться упразднения Мальтийского Ордена и слияния его с Орденом Святого Гроба Господня!) со званием Великого Магистра, назначаемого папой. 26 декабря 1949 г. кардинал Канали был назначен Великим Магистром Ордена Святого Гроба Господня, а латинский Патриарх Иерусалимский стал его Великим Приором. Орден Святого Гроба был узаконен как юридическое лицо и субъект международного права, зарегистрированное по своему юридическому адресу в монастыре Святого Онуфрия, близ Базилики Святого Петра в г. Риме (не иначе, как в пику Мальтийскому Ордену, не в меру кичащемуся своим “суверенитетом” и неустанно повторяющему, что якобы только он, изо всех Орденов, является субъектом международного права!) После смерти Великого Магистра Канали в 1963 г. его сменил в должности кардинал Эжен Тиссеран. После смерти Великого Магистра Тиссерана в 1972 г. Орден Святого Гроба возглавил Великий Магистр кардинал Максимилиан барон фон Фюрстенберг. После смерти Фюрстенберга в 1988 г. Великим Магистром стал кардинал Каприо, а в 1996 г. – кардинал Карло Фурно.

В 1920 г. в кавалеры (рыцари) Ордена Святого Гроба Господея был посвящен Главнокомандующий Русской армией генерал-лейтенант барон П.Н. Врангель.

После II мировой войны в Орден Святого Гроба вступали многочисленные представители европейской элиты – например, первый канцлер Федеративной Республики Германии Конрад Аденауэр, лидер ХДС, являвшийся также кавалером папского Ордена Христа (в то время, как другой известный правый германский политик, Франц-Йозеф Штраус, был членом Тевтонского Ордена). На похоронах Аденауэра за гробом шли рыцари Святого Гроба в белых орденских плащах с красными “иерусалимскими крестами”.

В настоящее время Орден Святого Гроба Господня является таким же общепризнанным и уважаемым рыцарским Орденом Святейшего престола, как и папские рыцарские Ордены Золотой Шпоры (Золотого Воинства), Пия, Святого Григория Великого и Святого Сильвестра. Но, поскольку Иерусалимский Орден Гроба Господня, в отличие от вышеперечисленных Орденов Святого Престола, был, как мы знаем, не учрежден кем-либо из римских пап, а основан рыцарями-крестоносцами в раннем Средневековье, папа считается не его Великим Магистром, а всего лишь духовным протектором (покровителем) этого Ордена. Тем не менее, все рыцари и кавалерственные дамы Ордена Святого Гроба Господня, в соответствии с орденским уставом, приносят папе особую клятву верности, напоминающую присягу.

Подобно своим вечным соперникам – мальтийским рыцарям, учредившим для награждения друзей и доброхотов своего Ордена “Мальтийский Орден за Заслуги” (Pro Merito Melitensi) и ряд медалей, “серулькриеры” учредили аналогичный “Орден за заслуги перед Иерусалимским Орденом Святого Гроба Господня” (имеющий 3 степени – с золотой звездой, с серебряной звездой и без звезды), т.н. “Иерусалимскую Пальму” (также 3-х степеней - в золоте, серебре и бронзе) т особую награду для паломников в Святую Землю – т.н. “Раковину пилигрима” с “иерусалимским” крестом.

В настоящее время в мире насчитывается 40 наместничеств (т.н. “лейтенантств”, или представительств) Ордена Гроба Господня. И все их объединяет огромное беспокойство в связи с тем, что творится сейчас в Палестине. Как известно, политическая ситуация в Святой Земле нестабильна и взрывоопасна, как никогда. У христиан в Палестине почти нет шансов на достойное будущее. В Израиле и на оккупированных израильтянами территориях христиане (главным образом, арабы-палестинцы) составляют не более 2,5 процентов от общей численности населения. Орден Гроба Господня, по мере сил, пытается оказывать поддержку палестинским христианам, хотя делать это в современных условиях отнюдь не легко.

В связи с этой деятельностью Ордена определенными кругами усиленно муссируются слухи о связях Ордена Святого Гроба Господня с национал-социалистами, бывшими военными преступниками “третьего рейха” и в то же время – с франкмасонами и боссами мафии! В вину Ордену ставится не только приносимая его рыцарями и “кавалерственными дамами” при посвящении уставная клятва “возрождать в современной форме дух и идеалы крестоносцев оружием веры, апостольским наследием и христианским милосердием”, но даже его официальный девиз “Deus lo vult“ (Так хочет Бог), под которым папа Урбан II, как мы помним, в 1095 г. поднял западных христиан на I Крестовый поход на помощь их восточным единоверцам, теснимым врагами Креста.

Впрочем, подобный стандартный набор обвинений предъявляется всем духовно-рыцарским Орденам, сохранившимся доныне. Причем предъявляется по преимуществу людьми, откровенно враждебными Христианству. Людьми, которым абсолютно чужды понятия рыцарства и чести. Нам представляется уместным заключить этот краткий экскурс во многовековую историю рыцарского Ордена Святого Гроба Господня словами из проповеди, обращенными к новопосвященным рыцарям Святого Гроба:

“Рыцарство есть добровольное подчинение себя требованиям дисциплины и чести. Так было всегда, так это есть и ныне! Святой Гроб для нас – повсюду, где верят в Воскресение Христа и Бога нашего! Аминь!”.

Орден Св. Иоанна Иерусалимского, который также называется Мальтийским крестом, с 1798 года являлся одним из российских орденов. Произошло это следующим образом. В конце XVIII века, когда Наполеон Бонапарт завоевал Мальту, рыцари ордена составили обращение к русскому царю Павлу I. В нем они просили, чтобы император стал их Великим магистром.

Царь дал согласие, в результате Мальтийский крест стал одним из высших знаков отличия. Однако сын Павла, Александр, объявил, что складывает с себя полномочия Великого магистра. В 1810 г вышел Указ о прекращении вручения Мальтийского Ордена. В результате со временем русская ветвь Ордена почти перестала существовать.

История основания ордена

Во времена крестовых походов появилось множество духовно-рыцарских орденов. В их уставах сплетались воедино идеи церковные и воинские. 1-й крестовый поход начался в 1096 году. Одной из его задач было освобождение Иерусалима и святой земли от мусульман. Спустя 3 года город был взят. Однако, завоевать Иерусалим было недостаточно, нужно было его удержать. Для этого в Малой Азии было основано несколько колоний.

Колонии постоянно подвергались турецким набегам, поэтому требовалось их защищать. Для этой цели и создавались духовно-рыцарские ордена, в их числе и Св. Иоанна Иерусалимского, основателем которого считался Жерар Благословенный. Он приобрел возле Иерусалима земли и имущество. Булла Папы римского вышла в 1113 году. Согласно ему были названы приюты братства. Они располагались во Франции, Испании, Италии.

Сначала задачи ордена были исключительно благотворительными. Братья давали кров паломникам, ухаживали за больными и т.д. Со временем цели менялись и уже к середине XII века орден стал мощной военной организацией с отличной дисциплиной.

Как был организован орден

Первый Устав братства был принят его магистром Р. дю Пюи, преемником Жерара. В этом документе были разделены задачи духовенства и мирян. Главное правило организации подобных орденов, согласно которым они делились на рыцарей, капелланов и служащих было выработано папой римским Иннокентием II.

Высшим классом считались рыцари. В их обязанности входила защита паломников. Капелланы принадлежали ко 2-му классу. Они служили в церквях ордена, следовали за рыцарями в походах. 3-й класс - служащие братья. Эта самая многочисленная часть ордена выполняла работу оруженосцев. К тому же они обязаны были ухаживать за паломниками и больными.

Была принята и собственная форма одежды. Отличительной особенностью рыцарского одеяния был белый 8-конечный крест. В будущем он получил название «Мальтийского» и стал одним из самых популярных знаков в геральдике. На высоких должностях в братстве находились только знатные рыцари. Они имели большую родословную и звались «Рыцарями по праву». Люди, которые были произведены в рыцари за заслуги, звались «Рыцарями по милости».

Люди, которые желали стать членами братства, не должны были иметь никаких физических недостатков. Если раньше подобные религиозные объединения часто становились приютом для убогих и увечных, духовно- военные братства старались не взваливать на себя подобный груз. Помимо того, претендент должен был обладать безупречной репутацией. Еще одно условие - его род должен был быть дворянским в 8 поколениях.

Каждый кандидат в рыцари должен был заплатить определенный вклад. Это могли быть деньги либо имущество. При жизни рыцаря вкладом распоряжалось братство, а после его смерти он полностью переходил ордену. Зато после того, как рыцарь по возрасту не мог более исполнять своих обязанностей, он жил за счет братства.

Количество членов братства в 1180 году составила 600 человек. В эту организации стали стремиться вступить многие дворяне Европы. В результате орден стал многонациональным и был поделен на 7 «языков». Каждый из них выбирал своего главу - Столпа и предоставляла кандидата на одну из высших должностей ордена.

Все «языки» были поделены на Великие приораты. Последние состояли из бальяжи, в составе которых находились командорства, управляемые прецепторами либо командорами. К концу XIV века в составе ордена было 656 командорств. Они давали братству каждый год 45 000 флоринов. Высшим советом ордена был Капитул. Он состоял из «Столпов». Помимо того, там был заместитель Великого Магистра и епископ. В братстве имелась и собственная судебная система.

Как были реформированы ордена

Шли годы, различные ордена укреплялись и богатели. Однако, их статус оставался практически прежним. Римский папа имел над ними очень большую власть и мог даже распускать. Самой громкой была расправа над тамплиерами, случившаяся в 1312 году по сговору папы Климента V и короля Франции Филиппа Красивого, присвоившего богатства ордена себе. Великий Магистр Жак де Моле был сожжен на костре и перед смертью проклял своих врагов. Интересно, что все его проклятия сбылись в точности.

После этого события положение аналогичных орденов значительно изменилось. Их действия подверглись сильной критике. Речь даже шла об их объединении и конфискации принадлежащих им земель. Гонениям подвергся Тевтонский орден, на работу которого поступило много жалоб. В результате эта организация была даже на несколько лет отлучена от церкви.

Госпитальерам удалось избежать печальной судьбы тамплиеров. Они в 1306 году начали завоевывать Родос, который перешел в их владение в 1309 году. Это было приравнено к крестовому походу. Этот орден был единственным, который осуществлял духовно-рыцарскую деятельность до конца XVIII века. Причина в том, что госпитальеры продолжали воевать против мусульман, от чего иные ордена давно отказались.

В начале 16 века Родос был завоеван Сулейманом Великолепным. Император Карл V предложил членам ордена Мальту. Там госпитальеры обосновались в 1530 году. Предполагалось, что Мальтийский орден станет надежным форпостом, так как в намерения императора входило продолжение крестовых походов против неверных.

Однако, реформация привела к тому, что приорства ордена в Швеции, Англии, Норвегии и Дании были ликвидированы. Несмотря на это, орден продолжал пользоваться популярностью и количество его членов постоянно росло.

Орден госпитальеров в России

Впервые наши соотечественники стали знакомиться с членами ордена в начале XVI века. Чаще всего это случалось, когда их освобождали с галер, принадлежащих Турции. Летом 1656 года в ходе морской битвы рыцарями было освобождено почти 1200 русских, обращенных турками в рабов. Чтобы они без проблем добрались домой, Великий магистр ордена выдал каждому охранный документ.

Впервые Россия попыталась установить связь с Мальтийским орденом в 1697 году. Тогда царь Петр направил за рубеж посольство, которое возглавил Б. Шереметев. Задачей было возродить содружество европейских стран против турок. С этой целью посланник должен был провести переговоры с многими лицами, в том числе великим магистром госпитальеров. На Мальту Шереметев приехал весной 1698 года.

Встречен он был как почетный гость. Во время визита Шереметев был награжден знаком ордена, украшенном бриллиантами. Таким образом, именно он стал первым кавалером ордена в России. Царь Петр оценил это решение как знак признания высокого значения нашей страны. В дальнейшем фельдмаршал Шереметев гордо носил Мальтийский крест и даже включил его в свой титул.

В царствование Елизаветы обладателем Мальтийского ордена стал граф М.П. Бестужев-Рюмин. Упоминание об этом событии есть в верительной грамоте королю Франции Людовику XV, которая была выдана Елизаветой графу.

Отношения России с орденом при Екатерине II

Значительно более тесными отношения России и Мальты стали только при Екатерине Великой. Шла постоянная война с турками и царица пыталась укрепить сотрудничество с госпитальерами. Екатерина написала Великому магистру письмо с предложением дружбы. Однако, из-за сложившегося в Европе положения Мальта держалась «дружественного» нейтралитета. Несмотря на это Россия, послала на остров 6 офицеров, чтобы они научились морскому делу. Одновременно с тем несколько рыцарей госпитальеров служили в русском флоте.

Когда в 1768 году началась война с Турцией, императрица попросила госпитальеров стать союзниками и предоставить свои порты для российского флота. Но мальтийцы не спешили этого делать. Портом разрешено было пользоваться лишь 4 российским кораблям одновременно. И в дальнейшем великие магистры осторожно относились к просьбам Екатерины II. Но вместе с тем шел взаимный обмен презентами и любезностями.

В 1788 году Екатерине было вновь отказано в поддержке мальтийскими кораблями. Но в нашу страну был послан рыцарь Джулио Литта, который должен был заниматься обучением русской эскадры. Джулио сделал в России хорошую карьеру. Одновременно с ним в России приехал и знаменитый мальтийский корсар капитан Лоренци, который в 1792 году получил орден Св. Георгия 4 ст.

Екатерина была в хороших отношениях с мальтийским дипломатом Саграмозо. Она познакомилась с ним еще в юности, до замужества. Есть сведения, что кавалером мальтийского креста стал посол Екатерины О"Хара.

Обладателем ордена стал и С.Г. Зорич. Он попал в туркам в плен, где провел 4 года. Через год после освобождения великий Магистр сделал его командором. Вместе с тем Зоричу были присланы знаки ордена. Позже стал царским фаворитом и получил чин генерал-майора. Ему было вручено несколько иностранных орденов: польских и шведских.

При Екатерине даже рассматривался вариант, что Мальтийский орден получит некоторые российские и польские земли.

Госпитальеры при Павле I

В начале 1797 года Россия заключила с Мальтой соглашение, по которому император и его сыновья становились почетными рыцарями ордена. Вскоре Павел стал протектором ордена, ему был преподнесен доставленный с острова серебряный крест. Император сам надел на себя этот крест. Павел стремился соблюдать все рыцарские традиции.

После того, как Мальта в ходе египетской экспедиции была захвачена Наполеоном, госпитальеры были разогнаны. Большая их часть была приглашена Павлом в Россию. Рыцари, приехавшие в Петербург, избрали царя великим магистром. Был создан российский приорат ордена. Однако, папа римский так и не утвердил Павла в этом звании.

Орден Св. Иоанна Иерусалимского

Учреждение ордена состоялось в 1113 году. Капитулом ордена 27.10. 1798 года Великим Магистром был назначен Павел 1. Это отражено в соответствующем Манифесте. Девизом являются слова «За веру».

Согласно традиции обладатели Большого креста находились на 2-м месте вслед за кавалерами ордена Св. А. Первозванного. Командоры находились вслед за обладателями Св. А. Невского. Место почетных командоров, кавалеров -после кавалеров Св. Анны 1 ст. Донаты - вслед за обладателями Св. Анны 3 ст.

Знак располагался на черной ленте. Ее ширина составляла 65 миллиметров. Орден состоял из трех степеней:

  • Большой крест.
  • Командорский крест. Его обладателями становились командоры по праву, с пенсией, почетные, фамильные.
  • Кавалерский крест. Вручался кавалерам по праву, почетным, по милости.

Чтобы увеличить значимость ордена, Павел награждал знаками с бриллиантами.

Знак мальтийского ордена

Знак - белый эмалированный крест. В его углах были расположены лилии. Вверху находилась мальтийская корона. Этот знак был соединен с колодкой, представляющую собой набор рыцарских регалий. Первые 2 степени предписано было носить на шейной ленточке. Ст. отличалась меньшим размером, не имела колодки и крепилась в петлице кителя.

Женщинам награды также вручалась. Для этого использовались 2 степени. Первая -Большой крест, аналогичный крестам для мужчин, и Малый. Над их коронами располагался металлический эмалированный бант. 1 ст. надевалась на черную чересплечную ленту. 2 ст. располагалась на левой стороне груди.

Для нижних чинов военных существовали «Донаты». Это были небольшие мальтийские кресты, сделанные из меди, имеющие ушко для ленты. С осени 1800 г. вручались рядовым и унтер-офицерам за 20-летнюю службу.

Звезда представляла собой мальтийский крест, выполненный из белого батиста. Надевалась слева.