Отряд космонавтов-испытателей минавиапрома ссср

После полета на Луну американских астронавтов Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина, в результате которого США доказали всеми миру свое превосходство в освоении космоса, перед Америкой стал вопрос о выработке дальнейших шагов по проникновению в космическое пространство. Для разработки и реализации космических программ требовались большие затраты. Но даже такая богатая страна, как Америка, не могла себе позволить такие расходы, поскольку в конце 60-х годов требовались значительные средства на реализацию социальных программ и на ведение военной операции во Вьетнаме. Руководство NASA обратилось к американским фирмам, работающим в области космических технологий, с просьбой рассмотреть возможность создания многоразовой космической системы. В результате исследовательская группа предложила два варианта: первый – экспедиция на Марс (программа максимум) и второй - вывод на окололунную или на околоземную орбиту пилотируемой станции, которая будет обслуживаться кораблями многоразового использования (программа минимум). Реализация программы минимум (космическая станция и челнок) требовала финансирования в размере $5 млрд. в год, что также было очень дорогостоящим проектом для США.


Было принято решение, разрабатывать новую космическую систему – станция и транспортный корабль многоразового использования, как окупаемый проект, способный принести прибыль за счет выведения на орбиту спутников на рыночной основе. По экономическим подсчетам при выполнении ряда условий (снижение уровня эксплуатационных расходов, отказ от эксплуатации одноразовых транспортных кораблей, установление для каждого из челноков минимум 30 полетов в год) возможна окупаемость всего проекта. То есть проектирование пошло по пути не оптимального пути развития космической техники и технологий, а по пути коммерческой эффективности и максимального снижения затрат.

Советские космические эксперты не могли понять истинных причин разработки американцами программы Space Shuttle. Все экономические расчеты показывали отсутствие рентабельности этой программы. Даже возможно допустимый уровень грузоперевозок с Земли на станцию и обратно не обеспечивал окупаемость проекта. Не имея сведений, что американцы планировали использовать шаттлы для обслуживания крупной космической станции, советские специалисты терялись в догадках. По одной из выдвинутых ими версии, шаттлы могли быть использованы в военных целях для поражения любой цели на территории СССР. Скорее всего, именно по причине сохранения безопасности страны, советским руководством было принято решение о строительстве советского шаттла – корабля многоразового использования «Буран».

В марте 1972 года был утвержден облик советского транспортного корабля многоразового использования. Конструкция шаттла состояла из двух твердотопливных ускорителей (I ступень) и самого корабля с тремя маршевыми двигателями, а также подвесного топливного отсека (II ступень). В этой системе только топливный отсек являлся одноразовым элементом. По подсчетам одни и те же ускорители могли быть использованы в двадцати полетах, двигатели рассчитаны на 55 полетов, а сам корабль мог совершить около ста полетов.

Главным разработчиком советского шаттла стало НПО «Молния», где уже были наработки в проектировании многоразовой авиа-космической системы «Спираль». Производство наладили на Тушинском машиностроительном заводе (Москва). На аэродроме Байконур реконструировали взлетно-посадочную полосу, поскольку для обеспечения полетов «Бурана» требовалась усиленная площадка. Также были оборудованы 16 резервных мест для приземления «Бурана»: аэродром Багерово (Крым), Восточный (Приморье), на Кубе, в Ливии и другие.

Конструкторы «Бурана» не скрывали, что их корабль частично скопирован с американского шаттла: например, конфигурация аппарата, двигатель, некоторые узлы конструкции, а также габариты грузового отсека. Но были и отличия. На «Буране» была сконструирована надежная и эффективная система срочного спасения экипажа. В случае необходимости «Буран» имел возможность отделяться от ракеты-носителя и совершать самостоятельную срочную посадку. В советском шаттле многоразовыми частями был сам корабль и блоки первой ступени, а вот вторая ступень вместе с двигателями, топливными баками, отсеками и системами контроля утрачивались в процессе запуска, а значит являлись частями одноразового использования. И это обстоятельство значительно увеличивало затраты на строительство и эксплуатацию «Бурана».

Одновременно с конструированием и строительством космического корабля многоразового использования создавалась и команда космонавтов, которые должны были стать пилотами «Бурана». Первая группа была набрана среди летчиков-испытателей. В нее входило пять человек. Возглавил этот отряд лучший пилот Летно-исследовательского института (ЛИИ) Игорь Петрович Волк. Профессия летчика-испытателя не только призвание, она накладывает отпечаток на весь образ жизни человека. Летчик испытатель должен обладать не только профессиональными навыками: знанием авиа-космической техники, умением находить выход в экстремальной ситуации, способностью освоения новой техники и технологий, поддерживать свою физическую форму на надлежащем уровне, но и быть просто земным хорошим человеком, надежным другом и товарищем. Именно по этим причинам командиром «бурановской» группы стал И.П. Волк.

Игорь Петрович Волк уже имел за плечами обучение в Кировоградском военном авиационном училище, в Московском авиационном институте и школе летчиков-испытателей. Работая в ЛИИ, он испытывал практически все типы авиационной техники военного назначения (истребители, транспортники, бомбардировщики и вертолеты). Из общего налета в 7 тыс. часов 50% составляли испытательные полеты.

Он первым испытал новейший самолет СУ-27 на закритических углах атаки.

Осенью 1985 года совершил первый полет на аналоге «Бурана» отработке горизонтального полета в слоях атмосферы Земли. Всего таких испытательных полетов было 13, в 10 из которых Волк выполнял функции командира.

Под стать ему были и другие члены группы.

Анатолий Семенович Левченко - заслуженный летчик-испытатель (1986), летчик-космонавт (1987) и Герой Советского Союза (1987). Был земляком И.П. Волка (их путь в авиацию начался в Харьковской области). После завершения обучения в Черниговском высшем военном авиационном училище (1964) и школе летчиков-испытателей (1971) он работал в ЛИИ. Летал на новейших моделях истребителей, бомбардировщиков и самолетах для транспортной авиации. Общий налет составлял 3600 часов. В качестве космонавта исследователя участвовал в космическом полете на корабле «Союз ТМ-4» и станции «Мир» (1987). Совершил четыре испытательных полета на аналоге «Бурана» по программе тестирования нового оборудования.

Олег Григорьевич Кононенко - один из лучших ассов-вертолетчиков увлекался авиамодельным и парашютным спортом.

Станкявичюс Римантас Антанас - Антано. Заслуженный лётчик-испытатель (1989).

Прошел курс обучения такой же, как А.С. Левченко. С 1985 года работал в ЛИИ. Общий налет составлял 2 тыс. часов. Он участвовал в испытании 57 типов самолетов. По программе подготовки к полету на «Буране» отрабатывал систему ручного управления и автоматической посадки на самолетах, оснащенных аналогом системы управления «Бураном». Он также участвовал в 14 горизонтальных испытательных полетах на машине 002 ГЛИ, являющейся подобием «Бурана».

Римантас Станкявичюс был очень артистической натурой: играл на нескольких видах музыкальных инструментах и очень любил петь.

Увлекался музыкой и еще один член отряда - Александр Владимирович Щукин: он обладал прекрасным слухом, часами мог возиться с музыкальной аппаратурой, пытаясь довести ее до совершенства.

А.В. Щукин лётчик-испытатель 1-го класса (1984). Окончил Качинское высшее военной авиационное училище летчиков (1970), Московский авиационный институт (1980) и школу летчиков-испытателей ЛИИ (1977). Летал на 50 типах отечественных самолетов военного назначения. Общий налет составлял 3 тыс. часов. Вместе с товарищами из «бурановской» группы участвовал в испытании системы управления кораблем многоразового использования. С 1987 года выполнял обязанности заместителя отряда космонавтов-испытателей.

Члены отряда были не только сослуживцами, но и хорошими товарищами, проводившими вместе много свободного времени. Частые посиделки, где сослуживцы обменивались своими мнениями по многим вопросам, заканчивались пением задушевных и любимых песен. Товарищи по службе часто в шутку называли первый «бурановский» отряд «волчьей стаей» из-за фамилии их руководителя.

Пока конструкторы работали над строительством «Бурана», летчики-испытатели продолжали выполнять свои обязанности по испытанию новых типов самолетов и занятиями на тренажерах, шлифуя свои профессиональные навыки. Но еще до полета «Бурана» отряд начал безвозвратно терять своих членов.

Первым группа потеряла О. Кононенко, который погиб при испытании реактивного самолета. Отрабатывался взлет Як-38 с палубы авианосца. Из-за того, что после короткого разбега по палубе корабля сопло двигателя самолета не развернулось до необходимого уровня, машина упала в море.

А. Левченко в результате получения травмы головы, при приземлении спускаемого аппарата после полета на станцию «Мир» в 1987 году, умер через пять месяцев после аварии.

А. Щукин погиб при испытательном полете на спортивном самолете СУ-26М. Пилот не успел вывести самолет из плоского штопора - не сработала годами наработанная методика.

В сентябре 1990 года при совершении показательного полета на международном авиасалоне в Италии погиб Станкявичюс.
Лишь один член «волчьей стаи» остался в живых, испытав горе от гибели друзей и похоронив своих товарищей - это командир отряда И.П. Волк.

Но программа по подготовке полета «Бурана» продолжалась. Игорь Петрович Волк в качестве космонавта-исследователя участвовал в космической экспедиции в 1984 году на корабле «Союз Т-12», со стыковой и работой на станции «Салют-7». Полет длился около 12 суток. Перед Игорем Петровичем стояла задача подтвердить возможность пилотирования самолетов МиГ-25 и Ту-154, а следовательно и «Бураном», сразу после многосуточного пребывания в космосе. Как вспоминает И. Волк, что после длительного космического полета космонавтов Джанибекова и Савицкую спасатели после приземления бережно вынесли на руках, поскольку после полета трудно даже стоять на ногах, а не то, что ходить. А вот Волку никто не оказывает поддержки - он сам выбирается из люка и нетвердой походкой идет к вертолету Ми-8, чтобы самостоятельно совершить на нем запланированный перелет. Затем сразу пересаживается на Ту-154, кабина которого переделана под «Буран», которым управляет в длительном полете до Ахтубинска. Возвращается он на Байконур на сверхзвуковом истребителе МиГ-25. По результатам его полетов, медики сделали заключение, что хорошо подготовленный космонавт сможет выполнить экстренную посадку «Бурана» при отказе автоматики.

После космического полета он продолжал заниматься делом всей своей жизни - испытанием новой авиатехники, а с 1995 года был руководителем ЛИИ. Заслуги Игоря Петровича по достоинству были оценены государством: ему присвоены звания заслуженного летчика-испытателя (1986), летчика-космонавта (1987) и Героя Советского Союза (1987).

Трагическую судьбу первого отряда советского шаттла повторил и сам «Буран».

Успешные испытания в 1988 году ракетно-космической системы «Энергия-Буран» вселяли уверенность в возможность удачно выполнить намеченную программу. «Волчья стая» готовилась к будущим, и казалось, к таким близким по времени космическим полетам.

В 1976 году было принято решение о строительстве пяти «Буранов», но реально к 80-м годам готовность к полету была только у двух. Программа испытаний постоянно менялась, что не способствовало ускорению работ по запуску «Бурана». Планировалось, что первые четыре полета должны быть беспилотными. Перед конструкторами стояла задача отработать автоматическое сближение и стыковку с комплексом «Мир». А вот в пятый полет должен быть направлен корабль оборудованный системой жизнеобеспечения и двумя местами для космонавтов. В состав первого экипажа этого испытательного полета были намечены И. Волк (командир) и А Иванченков (бортинженер). Руководители программы не учли мнение И. Волка о необходимости включения в состав экипажа испытательного полета еще одного пилота - Римантаса Станкявичуса, вместо бортинженера.

Поскольку конструкторы уделяли большое внимание безопасности для космонавтов полетов на «Буране» они многократно проверяли функционирование всей системы полета: запуск, автоматическая стыковка со станцией «Мир», переход космонавтов на борт «Бурана», расстыковка со станцией, управление в автоматическом режиме, автономный полет по орбите, отделение «Бурана» от корабля-носителя и посадка в беспилотном режиме.

В ноябре 1988 года состоялся единственный полет «Бурана». На орбиту он был выведен с помощью ракеты-носителя «Энергия». Сделав два витка вокруг Земли, корабль приземлился на аэродроме Юбилейный. Полет проходил в автоматическом режиме, без экипажа. Управляла полетом автоматика. Этот полет внесен в книгу рекордов Гиннеса, как космическое путешествие, проведенное полностью в автоматическом режиме.

Специалистам было понятно, что ситуация в ракетно-космической отрасли страны сложилась так, что первый полет «Бурана» станет для него единственным. «Буран» совершил еще один перелет на самолете-носителе Ан-225 “Мрия», который доставил его в 1991 году на авиашоу в Париж.

На прекращение работ по программе «Буран» повлияло не только сокращение финансирования космонавтики, как отрасли российской экономики, но и изменение военной доктрины страны.

В 1993 году работы по программе «Буран» были прекращены. Пришел в упадок стартовый комплекс «Энергия-Буран» на Байконуре и аэродром «Юбилейный». Оборудование и техника, включая «Буран», были переданы Казахстану. Все это привело к тому, что для «Бурана» космос закрыли. Это не только печальная, но и трагическая страница советской космонавтики. Труд многих ученых и конструкторов, отдавших годы свое жизни на реализацию программы «Буран», перечеркнут.

А сам уникальный космический корабль «Буран» был уничтожен в результате аварии при ремонте крыши ангара на космодроме Байконур где хранился аппарат.

У «Бурана» было еще четыре копии.

Один экземпляр, названный «Бурей», планировался к полету к станции «Мир», но стал экспонатом музея на Байконуре.

Второй, долгое время простоявший на причале Химкинского водохранилища, сейчас передан в город Жуковский для реставрации. Планируется, что он будет продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2013.

Еще две копии не покинули стен своего производителя - Тушинского машиностроительного завода и были, в последствии, разобраны.

В московском парке Горького и городе Королеве (Московская область) установлены макеты легендарного корабля многоразового использования «Буран».

Оригинальные конструкторские решения, которые воплотили в жизнь советские конструкторы и промышленники при создании «Бурана», до настоящего времени не утратили актуальности. Остается надежда, что настанет время, когда человечество воспользуется ими при реализации программ по освоению космического пространства.

Использованы материалы:
http://tainy.info/disasters/bratstvo-volka/
http://otvet.mail.ru/question/56267776
http://www.mapsssr.ru/piloty.html
http://www.buran.ru/htm/pilots.htm

В возрасте 79 лет скончался знаменитый советский и российский летчик-космонавт Игорь Петрович Волк.

3 января в Болгарии на 80-м году жизни скончался известный советский и российский космонавт, первый командир отряда пилотов космического корабля «Буран» Игорь Петрович Волк.

Об этом сообщили на официальном портале городского округа Жуковский.

«Игорь Петрович был представителем легендарного поколения летчиков-космонавтов - человеком большой силы воли и мужества, профессионалом высочайшего класса, который многое сделал для развития отечественной космической программы и крупных научно-исследовательских проектов», - говорится в сообщении.

Президент России выразил соболезнования в связи с кончиной летчика-космонавта Героя Советского Союза Игоря Волка, отметив его вклад в профессию.

"Посвятив себя авиации, космонавтике, он многое сделал для освоения внеземного пространства, участвовал в реализации легендарных проектов. Игорь Петрович подавал пример мужества и ответственности, неравнодушия и верности долгу. Был бесконечно предан профессии", - говорится телеграмме, опубликованной в четверг пресс-службой Кремля.

Игорь Волк в программе "Познер"

Учился в средней школе № 2 в городе Змиёв и средней школе № 14 в городе Ворошилов (нынешний Уссурийск) Приморского края.

В 1954 г. окончил среднюю школу № 5 в городе Курске.

Занимался в Курском аэроклубе, первый полёт совершил в апреле 1954 года.

С 1954 г. - на действительной службе.

В 1956 досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ).

С 1956 г. служил лётчиком Бакинского округа ПВО, Азербайджанская ССР, летал на самолётах Ил-28, Ту-16.

Вышел в запас в 1963 г. в звании старший лейтенант, с 1987 г. - полковник запаса.

Общий налёт более 7000 часов, из них в испытательных полётах более 3500 часов.

С 1965 г. лётчик-испытатель 4-го класса, с 22 июля 1966 г. лётчик-испытатель 3-го класса, с 1969 г. лётчик-испытатель 2-го класса, с 16 ноября 1971 г. лётчик-испытатель 1-го класса.

С 1984 г. Космонавт 3-го класса.

В 1963-1965 гг. прошёл обучение в Школе лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института имени Громова (ЛИИ), с 1965 г. на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ.

В 1995-1997 гг. работал начальником этого центра, заместителем начальника ЛИИ.

За годы работы летал на всех типах отечественных истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолётов. Особое умение проявил в сложных испытаниях различных самолётов на штопор. Первым в мире провёл испытания поведения самолётов на больших закритических углах атаки (до 90°), выполнив фигуру высшего пилотажа «кобра».

Без отрыва от основной работы в 1969 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.

В рамках авиационно-космической программы «Спираль» в мае 1976 года проводил испытания дозвукового аналога орбитального самолёта - МиГ-105.11 (начальный этап).

12 июля 1977 года зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран» , 3 августа 1978 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК). В конце 1978 года назначен командиром создающегося отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А» ЛИЦ ЛИИ.

Приказом Министра авиационной промышленности СССР от 23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа 1981 года № 26) в ЛИИ им. М. М. Громова был создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР в составе лётчиков-испытателей: Волк И. П. - командир, Левченко А. С., Станкявичус Р. А. и Щукин А. В. (первый набор).

С апреля 1979 по декабрь 1980 года прошёл общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю. А. Гагарина, 12 февраля 1982 года ему присвоена квалификация космонавт-испытатель .

С сентября 1982 по май 1983 года проходил подготовку к космическому полёту в составе основного экипажа совместно с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьёвым, но в связи с изменением программы полётов станции «Салют-7» был выведен из экипажа.

С 26 декабря 1983 года проходил подготовку к полёту на КК «Союз-Т». Совершил космический полёт (с 17 по 29 июля 1984 года) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая).

Джанибеков, Савицкая, Волк

Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» - «Союз Т-11» (экипаж: Кизим, Соловьёв, Атьков) - «Союз Т-12». Экспедиция посещения вернулась на Землю на КК «Союз Т-11». Продолжительность полёта - 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд.

Персональный позывной - «Памир-3».

В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал вертолёт и самолёты Ту-154 и МиГ-25 по маршруту Байконур - Ахтубинск - Байконур с целью оценки возможностей пилота после нахождения в условиях невесомости. Как считает сам Игорь Петрович, главной целью его полёта было доказательство возможности космонавта пилотировать «Буран» после работы на орбите, и ему это удалось в полной мере.

И. П. Волк в ходе испытаний проекта «Буран» выполнил пять рулёжек и тринадцать полётов на специальном экземпляре корабля. Он должен был стать командиром экипажа первого космического полёта МТКК «Буран» (совместно с Римантасом Станкявичюсом), однако из-за сложных политических интриг в высших кругах космической и авиационной отраслей первый и единственный полёт был совершён в автоматическом режиме. Огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полёта принадлежит И. П. Волку и его товарищам по отряду ЛИИ им. М. М. Громова.

Проходил подготовку в качестве командира экипажа совместно с Александром Иванченковым. До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.

В последующие годы занимался общественной работой.

В 1984-1987 годы - депутат городского Совета г. Жуковский.

В 1986-1990 годах - президент Всесоюзной федерации тенниса СССР.

С 1988 года - президент Федерации любителей авиации.

С 1989 года - член Исполкома «Движения зелёных».

В 2003-2005 годах - первый вице-президент Федерации космонавтики России, председатель Исполкома ФКР.

С апреля 1990 года являлся членом редакционной коллегии журнала «Крылья Родины».

Президент международной ассоциации «Земля и космонавтика».

21 ноября 2013 года подписал открытое письмо президенту с требованием поддержать производство отечественных самолётов.

В мае 2016 г. поддержал программу экологов на выборах и праймериз «Единой России» в Подмосковье.

Ровно 35 лет назад, в июле 1977 года, был сформирован отряд летчиков-испытателей комплекса "А" группы специальной подготовки по программе "Буран" - самой мистической страницы в истории космонавтики. Говорили что летчиков-испытателей этого проекта убирали иностранные спецслужбы, намекали на инопланетян, но больше всего говорили о мистике. О "проклятии "Бурана""...

Когда американцы запустили свой "Шаттл", в СССР сразу просчитали его опасность - американский корабль мог сбросить ядерный заряд над любой точкой Советского Союза и защитить от такого удара не могло ни одно ПВО. Кроме того "Шаттл" теоретически был способен подлететь к советским военным спутникам, схватить их, погрузить в свой грузовой отсек и привести на Землю. И не удивительно что в Союзе решили - у СССР должен быть адекватный ответ: разведчикам было поручено добыть чертежи "Шаттла", а инженерам разработать свой собственный советский челнок, который назвали "Бураном". По сути это был просто многоразовый космический самолет, рассчитанный минимум на 20 полетов по транспортировке в космосе грузов большого размера и массы. А отличие "Бурана" от "Шаттла" было в наличии системы автоматической беспилотной посадки. Он мог сам взлететь, пробыть в космосе положенное время и сам приземлиться на аэродром.

Но полностью полагаться на технику разработчики не стали, и вскоре появился первый отряд испытателей "Бурана" - в июле 1977 года для особо секретной работы отобрали 8 летчиков. Более 500 человек подали тогда заявки, летчики стремились попасть в элитный отряд - "волчью стаю", как их назвали по имени лидера, а потом и командира отряда Игоря Волка. Тогда никто и предположить не мог, что Игорь Волк станет единственным из первого набора, кто доживет до преклонных лет.

Вот она - первая восьмерка испытателей "Бурана": Игорь Волк, Олег Каноненко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев, Александр Лысенко.

Первые потери начались еще накануне официального формирования отряда - 17 мая 1977 года Виктор Букреев совершал тренировочный полет на МиГ-25ПУ, когда тот загорелся. Пилота еще живого вытащили из самолета, но 22 мая Букреев скончался в госпитале.
Вторым 23 июня 1977 года погиб Александр Лысенко. Вместе с напарником они испытывали на истребителе МиГ-23УБ новый пилотажный прибор, и самолет рухнул на землю. Пилот, не имевший к "Бурану" никакого отношения, выжил и продолжил летать, а вот Александр Лысенко погиб.
8 сентября 1980 года отряд теряет Олега Каноненко. При взлете с палубы крейсера "Минск" у его ЯК-38 не раскрылись сопла, и самолет рухнул в Южно-Китайское море. Каноненко не катапультировался.

Был объявлен новый набор в отряд, но после последней смерти среди суеверных летчиков пошли слухи о "проклятии "Бурана"" и они уже не так стремились попасть в элитный отряд - "волчью стаю". Были даже отказы, но не захотели (или не смогли) отказаться от заманчивого предложения: Владимир Туровец, Виктор Заболоцкий, Урал Султанов, Магомед Толбоев, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер и Юрий Приходько.

На поминках Олега Каноненко по традиции на столе поставили приборы и стаканы для погибших товарищей, а кандидат в отряд Владимир Туровец написал на салфетке стихотворение, которое заканчивалось словами "кто следующий?". Следующим стал сам Владимир Туровец, который погиб 8 февраля 1981 года при испытании вертолета Ми-8, и это была четвертая смерть в отряде.
То что члены "волчьей стаи" гибнут один за другим, показалось странным ЦК КПСС и КГБ с ГРУ, которые не верили ни в мистику, ни в инопланетян. Но зато они верили во вражеские спецслужбы и специальная смешанная комиссия повторно исследовала каждую аварию с участием бурановских испытателей. Расследование установило, что все летчики погибли случайно и проект продолжился. Испытания "Бурана" близились к завершению, когда было решено для начала отправить в космос членов бурановского отряда на обычных кораблях "Союз", и сразу после приземления посадив их в кресла пилотов проверить смогут ли они управлять самолетом после нескольких дней невесомости. Первым в космос в 1984 году в составе экипажа Джанибекова и Савицкой отправился Игорь Волк. Экипаж приземлился нормально, и Волк подтвердил, что посадить "Буран" в ручном режиме после 12 суток невесомости вполне возможно.

В 1987 году с аналогичной программой на очередном корабле "Союз" в космос полетел Анатолий Левченко. Несмотря на аварийную посадку и сильные ушибы, он тоже удачно завершил эксперимент. Но в результате жесткой посадки у Левченко образовалась опухоль головного мозга и через шесть месяцев, 6 августа 1988, года Анатолий Левченко умирает.
Поминки справляли в том же самом офицерском клубе, где поминали Каноненко и Туровца, а за столом было уже пять пустых стаканов. Полета в космос еще не было, а погибло уже пять испытателей "Бурана".

Шестым стал Александр Щукин, который 18 августа 1988 года разбился на спортивном самолете Су-26М в Жуковском.
Во время его похорон по старой летной традиции проход над ним в небе сделал Римантас Станкявичюс, который через два года, 9 сентября 1990-го, разобьется на Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне Сальгареда в Италии, и станет седьмым.

В конце концов, в первый полет "Буран" было решено отправить 25 октября 1988 года без людей в автоматическом режиме. За 42 секунды до взлета полет отменили - ошибка механизма. Но никаких неполадок в нем не нашли, и повторный пуск 15 ноября состоялся нормально, а приземлился пустой "Буран" идеально. Следующий полет "Бурана", уже с космонавтами на борту, запланировали на 1991 год, но стране тогда стало не до этого, а вскоре не стало и самой страны...

Многоразовый "Буран" оказался одноразовым, программу закрыли, но проклятие не исчезло. Николай Садовников в конце 1977 года ушел из программы, и работал в другом летном отряде. Дважды катапультировался из аварийных самолётов, после полученных травм был списан, и умер от их последствий в 1994 году. В июне 2001 года неожиданно умрет испытатель "Бурана" Юрий Шеффер - его сердце остановил тромб. А через полтора месяца от рака скончается летчик-испытатель Юрий Приходько.

12 марта 2002 года на космодроме Байконур умрет и единственный летавший в космос "Буран", но не один: бетонная крыша монтажно-испытательного комплекса похоронит под собой и сам челнок, и 8 человек из ремонтной бригады. А с исчезновением самого мощного и самого дорогого советского космического корабля, исчезнет и его "проклятие" - с гибелью "Бурана" прекратятся и неожиданные смерти его испытателей.
Хотите - давайте поговорим о мистике, а хотите - давайте вспомним 15 ноября 1988 года, последний день в истории СССР когда советские люди испытали гордость за свою страну...

Космонавт-испытатель Минавиапрома СССР
Игорь Петрович Волк рассказывает
о некоторых страницах истории создания
ОК "Буран", в том числе:

О роли Министерства авиационной
промышленности СССР, 12 Главного
управления и руководителей Министерства;

О принципах принятия решений по Бурану;

Об участии лётчиков-испытателей ЛИИ,
членов отряда космонавтов-испытателей
Минавиапрома СССР.

Запись выполнена у него дома 24-04-2010 г.
Е.В.Копыловым.

История создания отряда космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР (по теме МКС "Буран"):

1. 1977 год - создана Группа лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ)
для работ по тематике «Буран» приказом начальника ЛИИ от 12 июля 1977 года №630 в составе:

Волк Игорь Петрович
Кононенко Олег Григорьевич
Левченко Анатолий Семёнович
Садовников Николай Фёдорович
Щукин Александр Владимирович

2. 1981 год - создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР приказом Министра
авиационной промышленности СССР от 23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа
1981 года №26) в составе (первый набор):

Волк Игорь Петрович - командир отряда
Левченко Анатолий Семёнович
Станкявичюс Римантас Антанас-Антано
Щукин Александр Владимирович

3. 1983 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 25 апреля 1983 г. № 213 в Отряд
ы: Султанов Урал Назибович и
Толбоев Магомед Омарович.

4. 1984 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 12 апреля 1984 г. № 177 в Отряд
космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислен Заболотский Виктор Васильевич .

5. 1985 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 21 ноября 1985 г. № 537 в Отряд
Тресвятский Сергей Николаевич и
Шеффер Юрий Петрович.

6. 1987 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 3 февраля 1987 г. № 7 в ЛИИ
им. М.М. Громова создан Отраслевой комплекс подготовки космонавтов-испытателей МАП (ОКПКИ МАП)
- начальник Волк И.П.,в следующем составе: отряд космонавтов-испытателей, медицинский отдел, инженерный
отдел, отдел кино-видеосъёмок. Штат сотрудников ОКПКИ МАП был установлен 60 человек.

7. 1989 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 22 марта 1989 г. № 126 в Отряд
космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислен Приходько Юрий Викторович .

В 1956 году досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ).
В 1969 году окончил Жуковский филиал Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе.
В 1965 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.

С 1965 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.
Летал на всех типах современных отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения и вертолётах.
Общий налёт более 7000 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 3500 часов.

Первым в мире провёл лётные исследования поведения самолёта Су-27 на закритических углах атаки
(до 100°), впервые выполнив и впоследствии описав, фигуру высшего пилотажа «Кобра» (впоследствии, по недоразумению, названной "Коброй Пугачёва").

По программе подготовки к пилотированию ОК "Буран"c 17 по 29 июля 1984 года участвовал в космической экспедиции посещения на кораблях «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» в качестве космонавта-исследователя.
Продолжительность космического полёта составила 11 суток 19 часов.
Главной целью этого полёта было подтверждение возможности пилотирования самолётов Ту-154 и МиГ-25 космонавтом сразу после многодневного пребывания в космическом пространстве.

10 ноября 1985 года, совместно с Р.А.Станкявичусом, совершил первый атмосферный
полёт на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.

Всего выполнил 13 испытательных атмосферных полётов на машине 002 ГЛИ, в том числе:
10 полётов в качестве командира и 3 в качестве второго пилота.


В феврале 1987 года назначен начальником, созданного Минавиапромом СССР, Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ - ОКПКИ (аналога Центра подготовки космонавтов Минобороны).
С 1995 по 1997 года работал начальником Лётно-испытательного центра ЛИИ. Работал заместителем начальника ЛИИ до 2002 года.
Первый Вице-президент Федерации космонавтики России, Председатель Исполкома Федерации космонавтики России в 2003-2005 г.г.

Волк Игорь Петрович

-

командир отряда космонавтов-испытателей
Минавиапрома СССР

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1983).
Летчик-космонавт СССР (1984).
Герой Советского Союза (1984).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1986),
Летчик-космонавт СССР (1987),
Герой Советского Союза (1987).

Родился 21 мая 1941 года в городе Краснокутск Харьковской области УССР.
Скоропостижно скончался 6 августа 1988 года.

Левченко Анатолий Семёнович

В 1964 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЧВВАУЛ).
В 1971 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.

С 1971 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.

Общий налёт более 3600 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 1900 часов.

По программе подготовки к пилотированию ОК "Буран"c 21 по 29 декабря 1987 года участвовал в космической экспедиции посещения на кораблях «Союз ТМ-4» и орбитальной станции «Мир» в качестве космонавта-исследователя. Продолжительность полета составила 7 суток 21 час.

В 1986 - 1987 годах, совместно с А.В. Щукиным совершил 4 испытательных полёта на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.

Станкявичюс Римантас Антанас - Антано

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1989).

Родился 26 июля 1944 года в городе Мариямполе Литовской ССР.
Погиб 9 сентября 1990 года во время демонстрационного полёта на Су-27 на международном авиасалоне в городе Сальгареда Италия.

В 1966 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЧВВАУЛ).
В 1975 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.

С 1975 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.
Летал на многих типах отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения.
Общий налёт более 4000 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 2000 часов. Освоил 57 типов самолетов.

С сентября 1984 года по программе подготовки к космическому полету на ОК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолетах-лабораториях Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Бурана».

10 ноября 1985 года, совместно с И.П. Волком, совершил первый атмосферный полёт на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.
Продолжительность полёта составила 12 минут, высота - 1500 метров.
Всего выполнил 14 испытательных атмосферных полётов на машине 002 ГЛИ.

Щукин Александр Владимирович

Лётчик-испытатель 1-го класса (1984).

Родился 19 января 1946 года в городе Вена, Австрия, в семье военнослужащего.
Погиб 18 августа 1988 года во время тренировочного полёта на спортивном самолете Су-26М.

В 1970 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков (КВВАУЛ).
В 1980 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе.
В 1977 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.

С 1977 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.
Летал на многих типах отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения.
Общий налёт более 3000 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 1200 часов. Освоил 50 типов самолетов.

С 1984 года по программе подготовки к космическому полету на ОК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолетах-лабораториях Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Бурана».

В 1986 - 1988 годах, совместно с И.П. Волком, А.С. Левченко и Р.А.А. Станкявичюсом совершил 7 испытательных полётов на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.

В феврале 1987 года был назначен заместителем командира отряда космонавтов-испытателей Минавиапрома.

ОТРЯД КОСМОНАВТОВ-ИСПЫТАТЕЛЕЙ МИНАВИАПРОМА СССР (состав 1989 года)

Сидят (слева-направо): Ю.П. Шеффер, У.Н. Султанов, И.П. Волк, М.О. Толбоев
Стоят (слева-направо) : Ю.В. Приходько, С.Н. Тресвятский, Р.А.А. Станкявичюс, В.В. Заболотский

Беседа В.В. Волоконского (МАП СССР) с космонавтом-испытателем Минавиапрома СССР
Игорем Петровичем ВОЛКОМ
об истории создания отряда космонавтов-испытателей в авиапроме:

Об испытаниях самолётов на бездвигательную
посадку;

О подборе и подготовке первого состава
отряда космонавтов-испытателей;

Воспоминания о членах отряда космонавтов-
испытателей первого набора.

Документальный фильм студии "Крылья России"

"Лётчик-испытатель Игорь Волк"

Из цикла "Дороже золота" 2008 год.

Фильм рассказывает о жизни и лётной работе
.великого лётчика-испытателя современности,
"Чкалова наших дней" -
Героя Советского Союза, Заслуженного
лётчика-испытателя СССР,
Космонавта-испытателя Минавиапрома
Игоря Петровича ВОЛКА