Пленение и казнь степана разина. "Голутва" и "домовитые". Как атаман Разин устроил «персидскую Цусиму»

Предводитель казаков Степан Тимофеевич Разин , также известный как Стенька Разин, — одна из культовых фигур российской истории, о которой немало наслышаны даже за рубежом.

Образ Разина оброс легендами ещё при жизни, и разобраться, где правда, а где вымысел, историки не могут до сих пор.

В советской историографии Разин фигурировал как вождь крестьянской войны, борец за социальную справедливость против гнёта власть имущих. В ту пору имя Разина широко использовалось при наименовании улиц и площадей, а памятники бунтарю устанавливались наравне с другими героями революционной борьбы.

При этом историки советской поры старались не заострять внимание на чинимых атаманом грабежах, насилии и убийствах, поскольку в благородный образ народного героя это никак не вписывалось.

О молодых годах Степана Разина известно мало. Он был сыном беглого воронежского крестьянина Тимофея Рази, который нашёл убежище на Дону.

Такие, как Тимофей, вновь принятые казаки, не имеющие своего имущества, считались «голытьбой». Единственным надёжным источником дохода были походы на Волгу, где ватаги казаков грабили купеческие караваны. Подобный, откровенно криминальный, промысел поощрялся и более обеспеченными казаками, снабжавшими «голытьбу» всем необходимым, а взамен получавшими свою долю от добычи.

Власти на подобные вещи смотрели сквозь пальцы, как на неизбежное зло, отправляя войска в карательные экспедиции только в тех случаях, когда казаки окончательно теряли меру.

Тимофей Разя в подобных походах преуспел — обзавёлся не только имуществом, но и женой — взятой в плен турчанкой. Восточной женщине к насилию было не привыкать, и она смирилась со своей участью, родив мужу трёх сыновей: Ивана, Степана и Фрола. Впрочем, возможно, мать-турчанка — это тоже лишь легенда.

Лаковая миниатюра «Степан Разин» на крышке палехской шкатулки, работа художника Д. Турина, 1934 год. Фото: РИА Новости

Брат за брата

Что известно точно, так это то, что появившийся на свет примерно в 1630 году Степан Тимофеевич Разин с юных лет принимал участие в военных походах и к своим 25 годам стал среди казаков влиятельной фигурой, так же как и старший брат Иван.

В 1661 году Степан Разин вместе с Фёдором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вёл переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар.

В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп.

У московских властей Степан и Иван Разины были на хорошем счету вплоть до событий, которые разыгрались в 1665 году во время войны с Речью Посполитой.

Картина «Стенька Разин», 1926 год. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Фото: РИА Новости

Казаки — люди вольные, и в разгар вооружённого конфликта атаман Иван Разин, не нашедший общего языка с московским воеводой, принял решение увести казаков на Дон.

Воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, не отличавшийся большими способностями дипломата, пришёл в гнев, повелел догнать ушедших. Когда казаков настиг Долгоруков, он приказал немедленно казнить Ивана Разина.

Степан был потрясён гибелью брата. Как привыкший ходить в походы человек, он относился к смерти философски, но одно дело — гибель в бою, и совсем другое — бессудная расправа по воле вельможи-самодура.

Мысль о мести крепко засела в голове Разина, однако к претворению её в жизнь он перешёл не сразу.

Вперёд «за зипунами»!

Спустя два года Степан Разин стал предводителем организованного им же самим большого «похода за зипунами» на нижнюю Волгу. Под своё начало ему удалось собрать целое войско в 2000 человек.

После гибели брата стесняться атаман не собирался. Грабили всех подряд, фактически парализовав важнейшие для Москвы торговые пути. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей.

Такое поведение было дерзким, но всё-таки не из ряда вон выходящим. А вот когда разинцы разгромили отряд стрельцов, а затем захватили Яицкий городок — это уже стало походить на откровенный бунт. Перезимовав на Яике, Разин вывел своих людей в Каспийское море. Атамана интересовала богатая добыча, и он направился во владения персидского шаха.

Шах быстро понял, что такие «гости» сулят разорение, и выслал навстречу войска. Сражение у персидского города Решта завершилось вничью, и стороны приступили к переговорам. Шахский представитель, опасаясь, что казаки действуют по воле русского царя, был готов отпустить их на все четыре стороны с добычей, лишь бы они как можно скорее убрались с персидской территории.

Но в разгар переговоров неожиданно появился русский посол с царской грамотой, в которой говорилось, что казаки — воры и смутьяны, и предлагалось их «смертию уморять без пощады».

Представителей казаков тут же заковали в цепи, а одного затравили собаками. Атаман Разин, убедившись, что по части бессудных расправ персидские власти ничуть не лучше русских, атаковал и захватил город Фарабат. Укрепившись в его окрестностях, разинцы провели там зиму.

Как атаман Разин устроил «персидскую Цусиму»

Весной 1669 года отряд Разина наводил ужас на купцов и состоятельных людей на каспийском побережье нынешней Туркмении, а к лету казаки-разбойники обосновались на Свином острове, неподалёку от современного Баку.

В июне 1669 года к Свиному острову подошло персидское войско на 50-70 судах общей численностью от 4 до 7 тысяч человек во главе с полководцем Мамед-ханом. Персы намеревались покончить с разбойниками.

Отряд Разина уступал и в численности, и в количестве и оснащении судов. Тем не менее из гордости казаки приняли решение не бежать, а принять бой, причём на воде.

«Степан Разин». 1918 год. Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Фото: Public Domain

Затея эта представлялась отчаянной и безнадёжной, и Мамед-хан, предвкушая триумф, отдал приказ соединить свои суда железными цепями, взяв разинцев в глухое кольцо, чтобы никто не мог скрыться.

Степан Тимофеевич Разин, однако, был опытным командиром и ошибки противника использовал моментально. Казаки сосредоточили весь огонь на флагманском корабле персов, который загорелся и пошёл на дно. Соединённый цепями с соседними кораблями, он стал утаскивать за собой и их. Среди персов началась паника, а разинцы принялись громить вражеские корабли один за другим.

Дело закончилось полной катастрофой. Уйти удалось лишь трём судам персов, большая часть войска погибла. В плен к Разину попал сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда . По легенде, вместе с ним была захвачена и его сестра, ставшая наложницей атамана, а затем брошенная в «набежавшую волну».

На самом деле с княжной всё непросто. Хотя о её существовании и упоминали некоторые иностранные дипломаты, описывавшие похождения Разина, но достоверных доказательств нет. А вот принц был и писал слёзные челобитные с просьбой отпустить его домой. Но при всей свободе нравов в казачьей вольнице вряд ли атаман Разин сделал своей наложницей персидского принца, а не принцессу.

Несмотря на разгромную победу, было понятно, что дальше противостоять персам у разинцев сил не хватит. Они двинулись к Астрахани, но там их уже поджидали правительственные войска.

Казнь Степана Разина. Худ. С. Кириллов. Фото: Public Domain

Война с режимом

После переговоров местный воевода князь Прозоровский принял атамана с почётом и пропустил его на Дон. Власти готовы были закрыть глаза на прежние грехи Разина, лишь бы он успокоился.

Степан Тимофеевич Разин, однако, успокаиваться не собирался. Напротив, он почувствовал силу, уверенность, поддержку бедноты, считавшей его героем, и посчитал, что пришло время для настоящей мести.

Весной 1670 года он вновь отправился на Волгу, теперь уже с откровенной целью — вешать воевод и дьяков, грабить и жечь богачей. Разин рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, призывая присоединяться к его походу. У атамана была политическая платформа — он заявлял, что не является противником царя Алексея Михайловича , а выступает против, как бы сейчас сказали, «партии жуликов и воров».

Сообщалось также, что к восставшим якобы примкнули патриарх Никон (на самом деле находившийся в ссылке) и царевич Алексей Алексеевич (к тому времени умерший).

За несколько месяцев поход Разина превратился в полномасштабную войну. Его войско взяло Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, целый ряд более мелких городов и населённых пунктов.

Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались.

Всё это, естественно, сопровождалось повальными грабежами и бессудными расправами, которые были ничуть не лучше той, что учинил князь Долгоруков над братом Разина.

Особенности казачьей солидарности

В Москве почувствовали, что дело пахнет жареным, новой смутой. О Степане Разине говорила уже вся Европа, иностранные дипломаты сообщали, что русский царь не контролирует свою территорию. Того и гляди можно было ожидать иностранного вторжения.

По приказу царя Алексея Михайловича, против Разина была направлена 60-тысячная армия под командованием воеводы Юрия Барятинского . 3 октября 1670 года в битве под Симбирском войско Степана Разина было разбито, а сам он был ранен. Верные люди помогли атаману вернуться на Дон.

И здесь произошло то, что неоднократно повторялось в истории и что очень хорошо говорит о так называемой «казачьей солидарности». Домовитые казаки, до той поры помогавшие Разину и имевшие свою долю от добычи, боясь карательных мер со стороны царя, 13 апреля 1671 года захватили последнее убежище атамана и выдали его властям.

Атамана Разина и его брата Фрола доставили в Москву, где подвергли жестоким пыткам. Казни бунтовщика придавалось важное государственное значение — она должна была продемонстрировать, что русский царь умеет наводить порядок в своих владениях.

За Разина отомстили стрельцы

Само восстание окончательно удалось подавить в конце 1671 года.

Власти, разумеется, хотели бы, чтобы о Стеньке Разине не осталось никакого напоминания, но уж больно масштабными получились события с его участием. Атаман ушёл в народную легенду, где ему списали бесчинства, беспорядочные связи с женщинами, грабежи и прочую уголовщину, оставив лишь образ народного мстителя, врага злодеев, стоящих у власти, защитника бедных и угнетённых.

В конце концов, смирился и правящий царский режим. Дошло до того, что первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» был посвящён именно Стеньке Разину. Правда, не его охоте на караваны и не убийствам царских слуг, а всё тому же эпохальному броску княжны в реку.

А что же воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, с опрометчивого приказа которого и началось превращения Степана Разина во «врага режима»?

Князь счастливо пережил устроенную Стенькой бурю, но, видимо, на роду ему не было написано умереть своей смертью. В мае 1682 года престарелого вельможу, которому стукнуло 80 лет, вместе с сыном убили взбунтовавшиеся в Москве стрельцы.

Весь уклад Руси XVII века - свирепость законов, бесправие народа, закрепление кабалы крестьян, - все давало пищу для народного недовольства.

Городки и села были обременены бесчисленными повинностями, более того, любые народные промыслы и ремесла были обложены множеством разнообразных пошлин. Корыстолюбие воевод и произвол чиновников увеличивали тягостное положение народа.

В русском судопроизводстве все зависело от произвола властей. Осужденные или обобранные чиновниками люди бежали к вольным казакам, им сочувствовали и в них видели надежду.

Между рек Тишиня и Иловня Стенька Разин выбрал высокое место и там заложил свой стан. «Стоит Стенька на высоких буграх, а кругом его полая вода: ни пройти, ни проехать, ни проведать, сколько их там есть, ни языка поймать никак не можно, а, кажись, человек тысячу будет, а, може быть, и поболе».

В скором времени по Царицыну разнесся слух, что на Дону собираются казаки-воры и хотят перейти на Волгу, напасть на Царицын, взять там суда и поплыть вниз по Волге. Вскоре «воровское полчище» снялось со своего стана и перешло на Волгу. Войско Степана Разина было разделено на сотни и десятки. Сам Разин был над ними атаманом.

Добыв судовых ружей и набрав припасов, Разин направился по воде к Царицыну. Город сдался без единого выстрела. Стенька направился к Яику. У него было 30 стругов и до 1300 человек войска, хитростью он захватил Яик и казнил 170 человек. Там же он пополнил войско из местного населения, тех же, кто не хотел идти с ним, Стенька «жег огнем и заколачивал до смерти».

Морем казаки направились к берегам Дагестана. Тем временем в Персии построили флот, чтобы утихомирить Стеньку. Завязалась битва. Персидские суда были потоплены и взяты в плен, только три судна ушли. Однако победа досталась казакам нелегко - в морской битве около 500 человек были убиты. Нужно было возвращаться на Дон.

Казаки возвращались по Волге обратно через Астрахань. Астраханское начальство готовилось встретить казаков гораздо милостивее, чем следовало по заслугам. Воеводы заранее выправили от имени царя грамоту, которая давала прощение казакам, если они принесут повинную. Получалось так, что Стенька некоторым образом отплатил Персии за оскорбления, нанесенные России, Россия же не нарушила соглашения с Персией, а разорение ее берегов свалила на своевольных казаков.

Стенька с верными своими сподвижниками прибыл в Астрахань и в приказной избе положил в знак послушания свой бунчук - символ власти. Казаки отдали властям пять медных и 16 железных пушек.

Сказания говорят, что Стенька в порыве своей преданности великому государю говорил, что казаки преподносят его царскому величеству острова, которые завоевали саблей у персидского шаха.

Отправившись на Дон, Разин выбрал место между Кагальницкой и Ведерниковской станицами, на острове. Там устроил он городок Кагальник и приказал обнести его земляным валом. Казаки построили себе земляные избы.

Повсюду разнеслась молва о его славе; отовсюду бежала к нему голытьба; бежали к нему казаки верховных станиц и с Волги гулящие люди; дошла его слава и до Украины. Через месяц в войске его было 2700 человек. Он был щедр и приветлив, оделял бедных и голодных. Его называли батюшкой, считали колдуном, верили в его ум, силу и счастье.

«И приказывает Стенька своим казакам беспрестанно, чтоб они были готовы, а какая у него мысль, про то казаки ведают, но молчат». Стенька говорил, что настало время идти против бояр, и звал войско с собой на Волгу. Бояр ненавидели многие.

В мае Стенька поплыл вверх по Дону к Царицыну и взял его штурмом.

Горожанам он говорил: «Мы бьемся против изменников-бояр, за великого государя!»Астраханские воеводы начали собирать войско против бунтовщика. На этот раз в войске у Разина было уже от 8 до 10 тысяч сабель.

С помощью астраханских предателей Стенька без потерь взял город Астрахань.

441 человека приказал казнить Разин, одних рубили мечом, других бердышами, иных закалывали копьями.

Астрахань была обращена в казачество, жителей Разин заставил совершить обряд присяги «великому государю и атаману Степану Тимофеевичу, войску служить и изменников выводить».

Следующей добычей Разина стал Саратов. Таким образом, в первых числах сентября Стенька дошел до Симбирска.

Посыльные Разина рассеялись по Московскому государству, достигали они берегов Белого моря, прокрадывались в столицу. В своих воззваниях и речах Стенька извещал, что идет истребить бояр, дворян, приказных людей, искоренить всякую власть, установить во всей Руси казачество и учинить так, чтоб всяк всякому был равен.

Поправший церковь и верховную власть, Разин тем не менее сознавал, что в русском народе к ним сохраняется уважение, и решил прикрыться личиной этого уважения. Он изготовил два судна: одно было покрыто красным, другое - черным бархатом. О первом он распространил слух, будто на нем находится сын Алексея Михайловича, царевич Алексей, якобы убежавший от злобы бояр. На другом судне, по словам атамана, находился низверженный патриарх Никон.

Под Симбирском Стенька впервые потерпел поражение. Это уронило его в глазах народа. В продолжении зимы мятеж Разина был задушен воеводами.

Неизвестны подробности ареста атамана. В государевых грамотах говорится об этом по-разному: в одной - что Стенька был связан цепью железной донскими казаками, которые выдали его царским войскам «от злоб своих», в другой - что Стенька был схвачен обманом.

Стенька и его брат Фрол были привезены в Черкасск. Предание говорит, что казаки очень боялись, чтоб Стенька не ушел из неволи: уверяли, что он был чернокнижник, никакая тюрьма не удержала бы его, никакое железо не устояло бы против ведовства. Поэтому его сковали освященною цепью и содержали в церковном притворе, надеясь, что только сила святыни уничтожит его волшебство. В конце апреля обоих удалых братьев повезли в Москву.

4 июня по Москве распространилась весть, что казаки везут Стеньку. Толпы народа посыпали за город смотреть на чудовище, имя которого столько времени не сходило с уст всего русского люда. За несколько верст от столицы поезд остановился. Из Москвы привезли большую телегу с виселицей. Стеньку поставили на телегу и привязали цепью за шею к перекладине виселицы, а руки и ноги прикрепили цепями к телеге. За телегою должен был бежать Фрол, привязанный цепью за шею к телеге.

В такой триумфальной колеснице въехал атаман воровских казаков в столицу московского государя, которую он грозил сжечь дотла. Он следовал с хладнокровным видом, опустив глаза, Как бы стараясь скрыть, что у него было на душе. Одни смотрели на него с ненавистью, другие - с состраданием.

Их привезли прямо в Земский приказ и тотчас начали допрос. Стенька молчал. Молчал он и под пытками.

Предание говорит, что, сидя в темнице и дожидаясь своей казни, Стенька сложил песню, и теперь повсюду известную, в которой он как бы в знамение своей славы завещал похоронить его на распутье трех дорог земли русской.

6 июня 1671 года его вывели на казнь на лобное место вместе с братом. Множество народа стеклось на кровавое зрелище. Прочитали длинный приговор, где изложены были все преступления обвиненных. Стенька слушал спокойно, с гордым видом. По окончании чтения палач взял его под руки. Стенька обратился к церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Василия Блаженного), перекрестился, потом поклонился на все четыре стороны и сказал: «Простите!»

Его положили между двух досок. Палач отрубил ему сначала правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Стенька при этих страданиях не издал ни одного стона, не показал знака, что чувствует боль. Он, по словам современника, как будто хотел показать народу, что мстит гордым молчанием за свои муки, за которые не в силах уже отомстить оружием. Ужасные истязания брата окончательно лишили мужества Фрола, видевшего то, что ожидало его самого через несколько минут.

«Я знаю слово государево!» - закричал он.

«Молчи, собака!» - сказал ему Стенька.

То были последние его слова. Палач отрубил ему голову. Его туловище рассекли на части и насадили на колья, как и голову, а внутренности бросили собакам на съедение.

Катастрофа освободительного похода атамана Степана Разина к Москве означала для истории России нечто большее, чем просто гибель очередного восстания народа. В значительной мере проигрыш Разина стал продолжением исторической катастрофы древней славянской демократической традиции. Эта традиция насчитывала более тысячи лет, но на рубеже ХVII века, по мнению известного литератора Николая Добролюбова, была заменена «с помощью топора и плахи на ужас татарщины с петербургским фасадом».

Народ казаками желает быть

Лев Толстой в дневниковой записи отметил: «Вся история России сделана казаками. Недаром русских зовут европейцы казаками. Народ [очевидно, что имеется ввиду великорусский народ. - Н.Л.] казаками желает быть».

Тот же Толстой, наблюдая во время своего пребывания на Кавказе за взаимоотношениями этнических казаков и русских солдат, с удивлением констатировал: «Русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо».

Эти два умозаключения в значительной мере объясняют действительную причину военного проигрыша Степана Разина - за которым со всей неизбежностью наступил проигрыш политический. Разин не сумел соединить два восточнославянских этнических потока в одно организованное военно-политическое целое. Сделав главную ставку на преимущественное отражение политических настроений великорусских крестьян, атаман собственными руками оттолкнул от участия в своей эпопее значительную часть этнических казаков Нижнего Дона. Безоговорочная поддержка многих тысяч крепостных крестьян, искренне пожелавших стать «казаками», не дала Разину профессионального войска, с которым он мог с надеждой на успех бросить вызов регулярным московским рейтарским полкам. Он получил только вооруженную толпу - в равной мере неустойчивую в обороне и бесполезную в активном наступлении. С таким войском победить отмобилизованные царем Алексеем Михайловичем рейтарские полки было крайне сложно.

С учетом состояния исторических источников второй половины ХVII века трудно сделать вполне определенный вывод о том, почему атаман Разин в начале своей эпопеи недооценил значение полной мобилизации казацких сил Дона, Днепра и Урала на борьбу с Московией. Что послужило причиной этой роковой для повстанцев ошибки? Избыточность великорусской крестьянской массы, хлынувшей потоком в войско Разина и создавшей у него иллюзорное ощущение безбрежности наличных сил? Или же это стало результатом политических интриг московской дипломатии и подкупленной казацкой старшины, во главе с главным политическим оппонентом Разина - атаманом Корнилием Яковлевым? А быть может, не последнюю роль в роковом решении Разина сыграло его безотчетное желание не подвергать опасности репрессий коренные земли своей казацкой родины в случае возможного проигрыша войны?

Предположение о том, что грозный атаман надеялся, при возможных негативных обстоятельствах, сохранить человеческий потенциал казацкого народа, находит подтверждение в словах его «атаманской скаски», адресованной казакам Войска Донского. «А буде с ним, с атаманом, - предупреждал Разин своих соплеменников, - чернь и московские стрельцы на бояр не потянут и великого государя ратные люди на него, атамана, с Москвы пойдут, - то он-де побежит назад в Войско».

Мысли Разина о сохранении человеческого потенциала Войска Донского, очень ослабленного после пятилетней (1637–1641) казацко-турецкой войны, вполне разделялись той частью казацкой старшины, которая безоговорочно верила в атамана.

Во время обсуждения на Войсковом Круге маршрута движения повстанцев к Москве этнические казаки категорично выступили за поход войска не по землям казацкого Дона, а по землям населенной преимущественно великорусами средней и верхней Волги. «Дон - река коренная, - заявили казаки своему атаману, - и как-де запустошить окраинные городы казацкие, которые к Дону блиско, и у них-де, казаков, на Дону запасов не будет».

Выводя из-под удара московитских войск земли «старых», т.е. этнических, казаков Дона, Разин последовательно пытался создать себе опору в новом «казачестве», поверстанном из русских крестьян, стрельцов, другого податного люда.

«Астрахань, вслед за другими захваченными разинцами городами, - пишет известный историк Николай Костомаров, - была обращена в казачество: жители получили числовое деление, общее казакам, на тысячи, сотни и десятки; должны были правиться Кругом или народным сборищем, управляться выборными атаманами, есаулами, сотниками и десятниками».

Верстая великорусских людей в «казаков», Степан Разин пытался использовать понятные русским и признаваемые ими законными социальные ритуалы. В Астрахани, например, учредив своим указом «казачество», Разин велел вывести всех русских астраханцев за город и приводил их там к крестному целованию. Новоиспеченные «казаки» присягали прежде всего «стоять за великого государя» (ритуал немыслимый в среде этнических казаков), а уж только потом присягали служить своему атаману Степану Тимофеевичу и всему «войску козацкому».

Любопытно, что в некоторых случаях великорусские по этническому происхождению люди, узнав о желании Разина поверстать весь «черный люд» Московии в казачество, самочинно производили себя в «казаки».

Историк Костомаров приводит в этой связи опыт богатого русского села Лысково на Волге. В конце сентября 1670 года лысковцы «учинили между собою круг по козацкому обычаю», а затем послали гонца к курмышскому атаману Максиму Осипову, чтобы он со «старыми» казаками прибыл к ним и установил подлинно казацкие порядки.

Казацкая стихия, неотделимая от представления об органичных - «данных от Бога» - свободе и достоинстве человека, по мере продвижения войска Разина вверх по Волге захватывала все более широкие слои русского общества. Крестьяне, посадское население, городовые стрельцы, работные люди и даже священники из простонародья - шли к Разину. В руки повстанцев без всякого сопротивления переходили даже хорошо укрепленные города, например, Саратов. Горожане сами открыли ворота крепости казакам и торжественно встретили их - «Богородицкого монастыря игумен и саратовские все жители с хлебом».

Идеологическая борьба атамана

Степан Разин проявил себя как искушенный политический игрок, хорошо чувствующий настроения той великорусской среды, в которой ему приходилось действовать. Атаман понимал, что русские люди легко могут быть мобилизованы против бояр, чиновников и дворян-помещиков, но никогда не будут осознанно бороться против владычества царя и русской Церкви, тесно связанной с самодержавием.

Разин дал указание изготовить два роскошно украшенных судна: одно было сплошь обито красным, а другое черным бархатом. На «красном» судне плыл по Волге вслед за Разиным, якобы, царевич Алексей Алексеевич - умерший «де-факто» в начале 1670 года второй сын царя Алексея Михайловича. Роль царевича незатейливо играл, под страхом смерти, какой-то черкесский князек, взятый казаками в плен.

«Черное» судно принадлежало, по версии атаманских пропагандистов, опальному патриарху Никону. Сыграть кому-то роль Никона было много сложнее - тысячи людей знали патриарха-мордвина в лицо, поэтому утверждалось, что Никон благословил воинство атамана Разина на очищение Москвы и вот-вот, со дня на день, прибудет на свой корабль.

«Агенты Стеньки, - пишет с явным негативизмом к Разину Николай Костомаров, – возмущали народ всякими способами и говорили разное: в одном месте проповедовали казацкое равенство и полное уничтожение властей; в другом возбуждали толпу именем царевича, обещающего народу льготы и волю; здесь ополчали православных за гонимого патриарха; там подущали старообрядцев враждою против нововведений, за которые обвиняли того же патриарха. В то же время они вооружали и черемис, и чувашей, и мордву, раздували в них неприязнь против русских вообще, а татар разгорячали фанатизмом магометанства».

Профессор Костомаров, как видится сегодня, был слишком пристрастен в своем подчеркнуто негативном изображении идеологической «беспринципности» Разина.

В архивах найдено личное послание Разина, адресованное всем народностям Среднего Поволжья, в котором атаман, - в полном противоречии с оценкой Костомарова - призывает к политическому единению православных и мусульман. «Стоять бы вам, черне, - пишет Разин, - русские люди и татаровя, и чюваша, и мордве за великого государя царя и вливаться в наше казацкое войско. Слово наше то: для Бога и Пророка, и для государя, и для Войска Донского быть вам заодно. А буде заодно не будете, и вам бы не пенять после. Бог тому свидетель - ничего вам худова не будет и мы, атаман и казаки, за вас радеем».

Этот простой, доступный сознанию «черного люда» документ являлся, бесспорно, главным политическим манифестом Разина о грядущем национально-государственном единстве новой Казацкой Руси.

Распыление казацких войсковых сил

Важнейшим стратегическим пунктом, который было необходимо захватить Разину на пути к Москве, была Симбирская крепость. Симбирск являлся центральным, важнейшим звеном в цепи городов-крепостей, которыми московиты постепенно сжимали внутреннее пространство казацкого «Дикого поля».

4(14) сентября 1670 года близ Симбирска высадилось войско Разина, которое подошло на 200 стругах от Саратова. Наличных сил у атамана было относительно немного - не более пяти тысяч человек, из которых только около двух тысяч составляли этнические казаки Дона.

Когда 20 июля 1670 года Разин вышел из Астрахани в свой «московский поход», с ним было не менее 11 тысяч войска, причем в его составе находилось около восьми тысяч этнических казаков. Куда же исчезла за неполных полтора месяца наиболее боеспособная часть армии повстанцев?

Не доверяя в полной мере моральным и боевым качествам «казаков», поверстанных из неказацкой среды, Разин в каждой захваченной русской крепости оставлял гарнизон из казаков «старых», т.е. этнических. В Астрахани осталось две тысячи донцов во главе с атаманом Усом, около одной тысячи было оставлено в качестве гарнизона в Самаре, примерно столько же в Саратове. Небольшие гарнизоны от 50 до 100 казаков оставлялись в небольших крепостицах.

Лето 1670 года выдалось исключительно засушливым: от жары и бескормицы стали погибать лошади. Разведчик московитов стрелец Алексинц сообщал о полном распаде конницы повстанцев: «А конных казацких людей у него, Стеньки, нет ни одного человека, и, которые конные люди у него были - у них-де лошади у всех попадали, и не осталось-де у них ни одной лошади».

В другом разведсообщении в Разрядный приказ о ситуации под Самарой отмечалась ненадежность воинских формирований Разина, составленных из представителей неказацких народов. Здесь же подчеркивалось, что только на стойкость «воровских» этнических казаков может рассчитывать атаман: «А с ним-де, вором, прямых донских воровских казаков, которые от него побегу не чают, всего тысяч с пять».

Существовала и еще одна весомая причина распыления сил этнических казаков Дона: жесткая блокада московитскими заставами любых хлебных поставок на Дон.

Донские казаки в части поставок зерна и муки всецело зависели от северных великорусских областей, поскольку решением Войскового Круга этническим казакам, под страхом смерти, запрещалось заниматься землепашеством. Война, отгонное скотоводство, торговля пушной «рухлядью» и трофеями войны, охота, рыбная ловля - вот сфера социально престижных занятий в этнически казацких областях.

С первых дней повстанческой эпопеи Разина царская администрация Московии прекратила все хлебные поставки на Дон, расчетливо полагая, что угроза хлебного голода в родных станицах заставит «воровских» казаков покинуть Разина.

Этот расчет отчасти оправдался: откликаясь на просьбы войсковых старшин на Дону, которые засыпали атамана сообщениями о продовольственных нехватках и «малолюдстве» станиц, не способных сдержать участившиеся набеги калмыков, Разин отправил на Дон две тысячи казаков. Во главе отряда был поставлен испытанный боевой товарищ Разина, атаман Яков Гаврилов. Казаки повезли на родину «10 пушек, до 40 000 денежной казны, всякие иные грабежные животы». На атамана Гаврилова, кроме того, была возложена миссия: «Идтить вверх рекою Доном очистить боярские заставы, чтоб-де к ним рекою Доном запасы ходили по-прежнему».

У Симбирска ослабленное в своем казацком стержне войско Разина поджидал с карательным корпусом энергичный царский окольничий, князь Юрий Барятинский.

Симбирская катастрофа

Гарнизоном Симбирска, состоящим из четырех тысяч стрельцов, командовал воевода, князь Иван Милославский. Симбирск был хорошо укреплен: центральную, высокую часть города занимал кремль, от него к Волге спускался посад, частично обнесенный стеной и крепостным рвом.

Сразу после высадки с судов войско Разина пыталось подойти к Симбирску. Однако карательный корпус Барятинского, насчитывающий около пяти тысяч солдат и сформированный преимущественно из рейтарских полков «нового строя» преградил путь повстанцам.

Произошло ожесточенное сражение, которое длилось целый день и в итоге закончилось вничью. Разин вновь подошел к Симбирску и в последующие два дня захватил посад города. Пытавшийся противодействовать Барятинский был отброшен, потерял значительную часть солдат, а затем ушел в Казань для сбора войск. Полное отсутствие конницы у Разина не позволило повстанцам догнать и добить разгромленный корпус рейтаров.

Кремль Симбирска был небольшой по размеру, но располагался на горе, имел высокие стены. В гарнизон Милославского вступило множество русских дворян, сбежавшихся под защиту крепостных стен со всего Симбирского уезда. Обороняющиеся располагали большим числом крепостных пушек, а главное - дрались отчаянно, поскольку знали, что бояр, чиновников и дворян казаки в плен не берут.

Отчаянная защита русских дворян в Симбирске дорого стоила Разину: почти месяц он впустую простоял у стен города, теряя боевой потенциал казаков в неудачных штурмах. В численном отношении его армия росла - за короткое время под его знамена стеклось еще около 15 тысяч человек, в абсолютном большинстве это были марийцы, чуваши и мордва.

Немногочисленные этнические казаки стали теряться в этом инертном, плохо организованном войске, более похожем на вооруженную толпу. Обучить повстанцев из числа невоинственных по природе поволжских народов профессиональным боевым приемам, конечно, пытались, но результаты этой науки не впечатляли: войско оставалось нестойким в обороне, быстро поддавалось панике, почти не понимало смысла боевого маневра.

1 (11) октября князь Юрий Барятинский, разгромив все выставленные Разиным повстанческие заслоны, вновь подошел к Симбирску. Царские войска - восемь тысяч штыков и сабель - существенно уступали в числе разинцам, но это были хорошо обученные рейтарские полки, имевшие полевую артиллерию. Главным козырем Барятинского стал специальный конный отряд - Разин практически не имел значимой конницы.

Сражение продемонстрировало всю силу хорошо обученных войск. Не отвечая на нестройную пальбу повстанцев, полки Барятинского подошли к ним почти вплотную - на 20 сажень - и дали мощный согласованный залп. Черемисы, чуваши и мордва немедленно бросились бежать - за ними замелькали лапти русских крестьян.

Бросив всех своих казаков останавливать бегущих, Разин лишь с огромным трудом смог восстановить управление войском. «Собравшимся со всеми силами, с конными и с пешими людьми» атаман пытался атаковать противника.

Мужественный Барятинский вновь оказался хватом: его конница нанесла удар по центру боевого порядка повстанцев и тут же обратилась в ложное бегство. Лапотники с тем же энтузиазмом, с каким они только что бежали, кинулись преследовать. Тщетно казаки Разина пытались сдержать эту вооруженную толпу: вчерашние землепашцы рвались вперед - к победе, а попали под прямой огонь артиллерийского заслона и штыковой удар рейтаров.

Поняв, что вновь восстановить управление этой толпой ему не удастся, Разин, скрипя зубами, ввел в бой свой немногочисленный казацкий резерв.

Закипел упорный бой, часто переходящий в рукопашные схватки. Казаки дрались отчаянно, глядя на них постепенно воодушевились остальные повстанцы. «Люди в людех мешались, - писал впоследствии в своем донесении князь Барятинский, - и стрельба на обе стороны из мелкова ружья и пушечная была в притин [в упор. - Н.Л.], а бились мы с тем вором с утра и до сумерек».

Исход битвы решила к вечеру решительная атака конницы во главе с самим Барятинским. Атаману нечем было ответить на этот вызов: Разин лично бросился в первые ряды сражающихся, пытаясь удержать строй, но конницы для встречного удара у него не было.

«Нестройные, непривычные к военному делу толпы мордвы и чувашей не в силах были сладить с войском Барятинского, - пишет Николай Костомаров, - упорнее держались только донские казаки. Сам Стенька бился отчаянно: его хватили по голове саблею; пищаль прострелила ему ногу, и какой-то смелый алатырец, Семен Степанов, схватил было атамана и повалил на землю, но сам был убит над ним подоспевшими казаками».

Стало смеркаться - Разин вынужденно отступил в острог, находящийся на территории укрепленного им посада. Атаман потерял много крови и временами терял сознание. Он оказался перед выбором - либо уходить из Симбирска, либо попытаться во чтобы то ни стало захватить кремль.

В ночь на 4 октября казаки вновь пошли на штурм симбирской цитадели, удерживаемой князем Милославским. Вплоть до рассвета продолжались яростные попытки прорваться на стены кремля, но собственно казацких сил было катастрофически мало, и повстанцы в итоге отступили.

Исторические источники повествуют о невероятной силе духа Разина, его упорстве в ситуациях гораздо более безнадежных, нежели положение под Симбирском. Поэтому можно предположить, что не будь тяжелого ранения атамана, приведшего к сильному нагноению раны на ноге, «огненной горячке» и частым провалам в сознании, - сражение за город было бы продолжено. На принятие решения об отступлении повлиял, бесспорно, факт полного отсутствия казацких резервов.

На следующую ночь после финального штурма крепости соратники Разина в полном порядке вывели казацкую часть войска на суда и ушли вниз по Волге. Атаман без сознания метался в горячке на медвежьей шкуре, заменявшей ему постель. Князь Барятинский получил возможность жесточайше расправиться с оставшейся на берегу вооруженной толпой, из которой атаману так и не удалось создать армию.

Московское лобби Черкасска и Запорожья

На родном Дону Разину удалось оправиться от ран. Своим живым, ясным умом атаман быстро понял действительную причину своего поражения под Симбирском. Теперь мобилизация всех казацких сил Дона и Запорожья стала его главной задачей.

Психологически Разину очень мешало, что выборным атаманом Войска Донского был его крестный отец Корнилий Яковлев, воспитывавший маленького Степана после гибели его родного отца.

Атаман Яковлев обладал изощренным политическим чутьем и был бесспорным лидером той части донской казацкой старшины, которая ориентировалась на Московию. Идеологические побратимы Яковлева хотели продолжать «служить» за бесперебойно отправляемые на Дон «государевы отпуски». Корнилий не верил в возможность продолжения независимой политики Войска Донского. Вместе с казацкой старшиной Яковлев рассчитывал, что нарочитым послушанием Кремлю удастся сохранить исконные казацкие вольности Дона, - если не юридически, то хотя бы де-факто.

В итоге донская казацкая старшина не оказала Степану Разину ни малейшей поддержки, более того, - по мере сил и возможностей пыталась ограничить или сделать политически малоэффективными его контакты с Запорожской Сечью.

Внутреннее положение в сечевой казацкой республике также не способствовало повстанческим планам Разина. В Запорожской Сечи шла ожесточенная политическая борьба между сторонниками гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко, отстаивавшего в тот период независимость Сечи от Московии и Польши, и промосковской казацкой партией. Последняя выдвинула своим вождем войскового есаула Демьяна Многогрешного.

В конце 1669 года Многогрешный, с огромной поддержкой Посольского приказа, был избран на Раде гетманом Левобережной Украины. Воспользовавшись сложным внутриполитическим положением Московии, гетман заключил с царем Алексеем Михайловичем знаменитые Глуховские статьи - фактически межгосударственный договор, существенно ограничивавший возможность влияния Москвы на внутренние дела Запорожья.

В этих условиях Разин не мог рассчитывать на массированную военную поддержку сечевиков.

Демьян Многогрешный отказался даже обсуждать с посланцем Разина возможность похода запорожцев на Москву. Гетман высоко ценил значение Глуховских статей и считал, что этот документ гарантирует на долгое время фактическую независимость Сечи.

Однако царство Романовых в конце ХVII века предпочитало в своей политике руководствоваться не статьями межгосударственных договоров, а актуальной политической целесообразностью. Демьян Многогрешный понял это уже в 1672 году, т.е. на следующий год после казни Разина, когда дьяки Посольского приказа обвинили его в запорожском сепаратизме, вероломно арестовали и сослали, вместе с братом Василием, в холодную Сибирь. В сырой тюрьме Иркутского острога вчерашний союзник Московии имел, по-видимому, все возможности поразмышлять над содержанием последнего личного письма Разина, которое он опрометчиво разорвал в начале 1671 года.

Духом не сломленный

В конце апреля 1671 года атаман Разин, арестованный подручными Корнилия Яковлева, был выдан царским эмиссарам - стольнику Григорию Косогову и дьяку Андрею Богданову. Вместе с атаманом был выдан московитам и его брат Фрол.

2 июня 1671 года Степана Разина привезли в Москву прикованным к виселице, которую вмонтировали в огромную телегу. За телегой с цепью на шее брел несчастный Фрол.

В Сыскном приказе атамана подвергли невероятно изощренным, даже по меркам позднего средневековья, истязаниям. Его били кнутом, вздернув на дыбе, выворачивали суставы плеч и рук, жгли, проложив голой спиной на угли огромной жаровни. Атаман, с презрением глядя на мучителей, молчал. За все три дня невероятных истязаний Разин не издал даже слабого стона и ни разу не потерял сознание.

На второй день пыток, устав от воплей истязаемого Фрола, Степан Разин попытался поддержать брата. «Вспомни наше прежнее житье, ведь долго мы прожили со славою, - увещевал Фрола окровавленный атаман, - повелевали тысячами людей: надобно ж теперь бодро переносить и несчастье. Что, это разве больно? Словно баба уколола!»

6 июня 1671 года братьев Разиных вывели на Лобное место. По свидетельству курляндского путешественника Якоба Рейтенфельса, московские власти, опасаясь волнений простонародья, окружили площадь «тройным рядом преданнейших солдат, а на перекрестках по всему городу стояли отряды войск».

Разин, твердо переставляя ноги, взошел на помост к палачу. Очевидцы казни сообщают, что голубые глаза казацкого вождя смотрели совершенно спокойно, величественно спокойным было и его лицо. Атаман, демонстративно избегая поклона в сторону Кремля и царя, поклонился на три стороны народу и с достоинством проговорил: «Простите!»

С его плеч сорвали ветхое рубище. «Все тело Стеньки, – свидетельствует Рейтенфельс, – представляло безобразную багровую массу волдырей, кое-где сухая обожженная кожа висела лохмотьями».

Разина уронили на специальные доски для четвертования. Палач взмахнул секирой - раздался хруст перебитых костей и страшный тупой звук удара - это упала с досок отрубленная по локоть правая рука Разина. Новый взмах секиры и удар по левой ноге. Степан Разин не проронил ни звука.

«Он как будто хотел показать народу, - свидетельствует очевидец казни, - что мстит гордым молчанием за свои муки, за которые не в силах уже отомстить оружием».

«Я знаю слово и дело государево!» - в ужасе закричал не выдержавший этой чудовищной картины Фрол Разин. «Слово и дело государево» - означало знание особо важных для судьбы царской династии сведений. Так Фрол рассчитывал избежать смерти.

«Молчи, собака!» - яростно, удивительно молодым голосом крикнул брату Степан. В этот момент упал топор - и голова великого атамана донцов гулко покатилась по окровавленному помосту.

Триумф мытарей и палачей

В изданном в 1672 году в Германии первом иностранном сочинении о войне казаков Степана Разина есть важный вывод, с которым трудно не согласиться. Только «при помощи виселиц, костров, плахи, иных кровавых расправ, и того, что в сражениях истребили не менее ста тысяч человек, все пришедшие в колебание и взбунтовавшиеся земли Московии были снова приведены к повиновению».

Взаимоотношения Москвы с Войском Донским по-прежнему происходили как бы на межгосударственном уровне, т.е. велись через Посольский приказ. Одновременно московское правительство жестко потребовало от донцов принести присягу на верность «великому государю». После бурных споров трижды собиравшиеся на Войсковой Круг казаки требуемую присягу из себя вымучили.

Это стало началом конца вольностей Дона, ибо немедленно вслед за присягой Посольский приказ Московии потребовал от казаков «казнити смертью ворят Стеньки, а наипущих заводчиков присылать к великому государю к Москве».

На «вольных» землях Войска Донского стали происходить совершенно немыслимые до сих пор события.

В 1672 году были казнены на Дону трое казаков – активных сподвижников атамана Разина. Чуть позже, через полгода, сами же казаки отсекли голову этническому донцу Ивану Карамышеву за «непристойные речи» (!) об атамане К. Яковлеве, а также за угрозы (!) «опять Русью трехнуть». В 1675 году казнили двух «старых» казаков, участников разинских походов, только за то, что они где-то сболтнули, что собираются «идтить воровать на Волгу».

Прежде Великое, а ныне просто Войско Донское медленно, но неуклонно шло по пути превращения в периферийную провинцию Российского государства. Народ казаков все быстрее превращался в нового данника создававшейся на рубеже ХVIII века государственной системы - в данника своей кровью, щедро проливаемой в бесконечных, очень далеких от донской земли, войнах новой империи.

Читайте в рубрике «История» Один из самых результативных летчиков Второй Мировой войны Николай Дмитриевич Гулаев родился 26 февраля 1918 года

Казнь Степана Разина

Казнь Степана Разина


Живописать все русские бунты и всех в ходе их казненных - задача трудная и неблагодарная, уж больно много было и первых и вторых, и далеко не всегда в ходе репрессий соблюдались закон и порядок. Одним словом, вешали, можно сказать, направо и налево, без суда и следствия… Однако встречаются в нашей истории личности незаурядные, которых нельзя не отметить на страницах нашего исследования.

Весь уклад Руси XVII века - свирепость законов, бесправие народа, закрепление кабалы крестьян, - все давало пищу для народного недовольства. Городки и села были обнесены бесчисленными повинностями, более того, любые народные промыслы и ремесла были обложены множеством разнообразных пошлин. Корыстолюбие воевод и произвол чиновников увеличивали тягостное положение народа.

В русском судопроизводстве все зависело от произвола властей. Осужденные или обобранные чиновниками люди бежали к вольным казакам, им сочувствовали и в них видели надежду.

В 1665 году князь Юрий Долгорукий был в походе против поляков. В его войске имелись отряды донских казаков. Наступала осень. Атаман одного из казачьих отрядов, Разин, явился к князю, ударил челом и попросил отпустить донцов на вольный Дон. Князь приказал ему остаться на службе. Никто из ратных людей не смел уходить со службы без разрешения начальника, но казаки даже на службе считали себя вольными людьми. Атаман самовольно ушел со своей станицей, но их догнали, и Долгорукий осудил атамана на смерть. У него было двое братьев. Степан, или Стенька, и Фрол, или Фролка. Они видели, как повесили старшего брата.

Неизвестно, ушел ли Стенька тотчас же или дослужил положенный срок, но в следующем году он решил не только отомстить за брата, но и задать страху всем боярам и знатным людям Московского Государства, которых казаки вообще терпеть не могли.

Стенька посадил на 4 струга свою ватагу и в апреле поплыл вверх по Дону. По пути ватага грабила богатых казаков и разоряла их дома.

Между рек Тишини и Иловни Стенька выбрал высокое место и там заложил свой стан. «Стоит Стенька на высоких буграх, а кругом его полая вода: ни пройти, ни проехать, ни проведать, сколько их там есть, ни языка поймать никак не можно, а, кажись, человек тысячу будет, а, може быть, и поболе».

В скором времени по Царицыну разнесся слух, что на Дону собираются казаки-воры и хотят перейти на Волгу, напасть на Царицын, взять там суда и поплыть вниз по Волге. Это оказалось не пустым слухом. Вскоре «воровское полчище» снялось со своего стана и перешло на Волгу. Войско Степана Разина было разделено на сотни и десятки; над сотней начальствовал сотник, над десяткой - десятник. Сам Разин был над ними атаманом.

По весне ватага Разина начала грабить караваны. Грабил атаман с причудливой жестокостью: иного без причины убьет, другого без причины пощадит; в одном месте все заберет, в другом - ничего не тронет. Добыв судовых ружей и набрав припасов, Разин направился по воде к Царицыну. Город сдался без единого выстрела. В последних числах мая Стенька направился к Яику. У него было 30 стругов и до 1300 человек войска, - хитростью он захватил Яик и казнил 170 человек. Там же он пополнил войско из местного населения, тех же, кто не хотел идти с ним, Стенька «жег огнем и заколачивал до смерти».

Морем казаки направились к берегам Дагестана. Казаки безжалостно издевались над дагестанскими татарами - сжигали села и деревни, убивали жителей, разоряли их имущество. Так достигли они Баку, здесь им удалось разорить город, перебить множество жителей, набрать пленных и потерять не более семи человек убитыми и двух ранеными. Тем временем в Персии построили флот, чтобы утихомирить Стеньку. Завязалась битва. Персидские суда были потоплены и взяты в плен, только три судна ушли с ханом, но казаки полонили его сына и красавицу дочь. Стенька взял себе в жены царевну-персиянку. Однако победа досталась казакам нелегко - в морской битве около 500 человек были убиты. Нужно было возвращаться на Дон. Казаки возвращались по Волге обратно через Астрахань. Астраханское начальство готовилось встретить казаков гораздо милостивее, чем следовало по заслугам. Воеводы заранее выправили от имени царя грамоту, которая давала прощение казакам, если они принесут повинную. Получалось так, что Стенька некоторым образом отплатил Персии за оскорбления, нанесенные России, Россия же не нарушила соглашения с Персией, а разорение ее берегов свалила на своевольных казаков. Стенька с верными своими сподвижниками прибыл в Астрахань и в приказной избе положил, в знак послушания, свой бунчук - символ власти. Казаки отдали властям пять медных и 16 железных пушек, отдали ханского сына, одного персидского офицера и трех персидских вельмож.

Сказания говорят, что Стенька, в порыве своей преданности великому государю, говорил, что казаки преподносят его царскому величеству острова, которые завоевали саблей у персидского шаха.

Отправившись на Дон, Разин выбрал место между Кагальницкой и Ведерниковской станицами, на острове. Там устроил он городок Кагальник и приказал обнести его земляным валом. Казаки построили себе земляные избы.

Повсюду разнеслась молва о его славе; отовсюду бежала к нему голытьба; бежали к нему казаки верховных станиц и с Волги гулящие люди; дошла его слава и до Украины. Через месяц в войске его было 2700 человек. Он был щедр и приветлив, оделял бедных и голодных. Его называли батюшкой, считали колдуном, верили в его ум, силу и счастье.

Он никого не грабил, и это было гораздо страшнее. «И приказывает Стенька своим казакам беспрестанно, чтоб они были готовы, а какая у него мысль, про то казаки ведают, но молчат». Стенька говорил, что настало время идти против бояр, и звал войско с собой на Волгу. Бояр ненавидели многие, но имя царя было священным. Стенька пошел дальше всех - он сделался врагом церкви.

«На что нужны церкви? К чему вам попы? - говорил Стенька. - Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева да попляшите вокруг него - вот и повенчались!»

В мае Стенька поплыл вверх по Дону к Царицыну и взял его штурмом.

Горожанам он говорил: «Мы бьемся против изменников-бояр, за великого государя!» Астраханские воеводы начали собирать войско против бунтовщика. На этот раз в войске у Разина было уже от 8 до 10 тысяч сабель.

Как возговорит Стенька ко товарищам своим:
«Уж и чтой-то это, братцы,
Мне тошным-тошно,
Мне сегодняшний денек
Да грустненько?
Уж я в Астрахань зайду -
Выжгу, вырублю,
Астраханского воеводу
Я под суд возьму».

Стенька приближался к Астрахани, и зловещими предзнаменованиями грозила природа. Пошли проливные дожди с градом; наступил холод, а в небе радужным цветом играли три столпа - наверху их были круги, наподобие венцов.

«Быть беде! Быть гневу Божию!» - говорили люди.

С помощью астраханских предателей Стенька без потерь взял город Астрахань. 441-го человека приказал казнить Разин, одних рубили мечом, других бердышами, иных закалывали копьями. Мимо церкви до самой приказной избы текла рекой кровь человеческая.

Астрахань была обращена в казачество, жителей Разин заставил совершить обряд присяги «великому государю и атаману Степану Тимофеевичу, войску служить и изменников выводить».

Следующей добычей Разина стал Саратов. Таким образом в первых числах сентября Стенька дошел до Симбирска.

Агенты Разина рассеялись по Московскому Государству, достигали они берегов Белого моря, прокрадывались в столицу. В своих воззваниях и речах Стенька извещал, что идет истребить бояр, дворян, приказных людей, искоренить всякую власть, установить во всей Руси казачество и учинить так, чтоб всяк всякому был равен.

Поправший церковь и верховную власть, Разин тем не менее сознавал, что в русском народе к ним сохраняется уважение, и решил прикрыться личиной этого уважения. Он изготовил два судна: одно было покрыто красным, другое - черным бархатом. О первом он распространил слух, будто в нем находится сын Алексея Михайловича, царевич Алексей, умерший в том же году 17 января, якобы убежавший от злобы бояр. В другом судне находился низверженный патриарх Никон. Под Симбирском Стенька впервые потерпел поражение. Это уронило его в глазах народа. В продолжении зимы мятеж Разина был задушен воеводами. Неизвестны подробности ареста атамана. В государевых грамотах говорится об этом по-разному: в одной - что Стенька был связан цепью железной донскими казаками, которые выдали его царским войскам «от злоб своих», в другой - что Стенька был схвачен обманом.

Стенька и Фролка были привезены в Черкаск. Предание говорит, что казаки очень боялись, чтоб Стенька не ушел из неволи: уверяли, что он был чернокнижник; никакая тюрьма не удержала бы его, никакое железо не устояло бы против ведовства. Поэтому его сковали освященною цепью и содержали в церковном притворе, надеясь, что только сила святыни уничтожит его волшебство. В конце апреля обоих удалых братьев повезли в Москву.

4 июня по Москве распространилась весть, что казаки везут Стеньку. Толпы народа посыпали за город смотреть на чудовище, имя которого столько времени не сходило с уст всего русского люда. За несколько верст от столицы поезд остановился. Стенька все еще был одет в свое богатое платье; там с него сняли богатые одежды и одели в лохмотья. Из Москвы привезли большую телегу с виселицей. Тогда Стеньку поставили на телегу и привязали цепью за шею к перекладине виселицы, а руки и ноги прикрепили цепями к телеге. За телегою должен был бежать, как собака, Фролка, привязанный цепью за шею к телеге.

В такой триумфальной колеснице въехал атаман воровских казаков в столицу московского государя, которую он грозил сжечь дотла. Он следовал с хладнокровным видом, опустив глаза, как бы стараясь скрыть, что у него было на душе. Одни смотрели на него с ненавистью, другие - с состраданием. Без сомнения, были и такие, кто желали бы иного въезда этому человеку, бывшему столько времени идолом черни.

Их привезли прямо в Земский приказ, и тотчас начали допрос. Стенька молчал. Его повели на пытку. Первой пыткой был кнут - толстая ременная полоса в палец толщиной и в пять локтей длиною. Преступнику связывали назад руки и поднимали вверх, потом связывали ремнем ноги; один палач садился на ремень и вытягивал тело так, что руки выходили из суставов и становились вровень с головою, а другой палач бил по спине жертвы кнутом. Тело вздувалось, лопалось, открывались язвы, как от ножа. Стенька получил таких ударов около сотни, и уж, конечно, палач не оказывал сострадания к такому подсудимому. Но Стенька не испустил стона. Все, стоявшие около него, дивились его выдержке.

Тогда ему связали руки и ноги, продели сквозь них бревно и положили на горящие уголья. Стенька молчал.

Тогда по избитому, обожженному телу начали водить раскаленным железом. Стенька молчал.

Ему дали роздых и принялись за Фролку. Более слабый, он от боли начал вопить. «Экая ты баба! - сказал Стенька. - Вспомни наше прежнее житье; долго мы прожили со славой, повелевали тысячами людей: надобно теперь бодро переносить и несчастье. Что, это разве больно? Словно баба уколола!»

Стеньку принялись мучить другой пыткой. Ему обрили макушку и оставили виски. «Вот как! - сказал Стенька брату. - Слыхали мы, что ученым людям венцы на голову кладут, а мы, брат, с тобой простаки, да нам такую почесть воздают!» Ему начали лить на макушку по капле холодной воды. Это было мучение, против которого никто не мог устоять; самые твердые натуры теряли присутствие духа. Стенька вытерпел и эту муку и не издал ни одного звука.

Все тело его представляло безобразную, багровую массу волдырей. С досады, что его ничто не донимает, начали Стеньку колотить со всего размаха по ногам. Стенька молчал.

Предание говорит, что, сидя в темнице и дожидаясь последних смертных мучений, Стенька сложил песню и теперь повсюду известную, в которой он, как бы в знамение своей славы, завещал похоронить его на распутье трех дорог земли русской:
«Схороните меня, братцы, между трех дорог:
Меж московской, астраханской, славной киевской;
В головах моих поставьте животворный крест,
Во ногах мне положите саблю вострую.
Кто пройдет, или проедет - остановится,
Моему ли животворному кресту помолится,
Моей сабли, моей вострой испужается:
Что лежит тут вор удалый добрый молодец,
Стенька Разин Тимофеев по прозванию!»

6 июня 1671 года его вывели на лобное место вместе с братом. Множество народа стеклось на кровавое зрелище. Прочитали длинный приговор, где изложены были все преступления обвиненных. Стенька слушал спокойно, с гордым видом. По окончании чтения палач взял его под руки. Стенька обратился к церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Василия Блаженного), перекрестился, потом поклонился на все четыре стороны и сказал: «Простите!»

Его положили между двух досок. Палач отрубил ему сначала правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Стенька при этих страданиях не издал ни одного стона, не показал знака, что чувствует боль. Он, по словам современника, как будто хотел показать народу, что мстит гордым молчанием за свои муки, за которые не в силах уже отомстить оружием. Ужасные истязания брата окончательно лишили мужества Фролку, видевшего то, что ожидало его самого через несколько минут. «Я знаю слово государево!» - закричал он.

«Молчи, собака!» - сказал ему Стенька.

То были последние его слова. Палач отрубил ему голову. Его туловище рассекли на части и насадили на колья, как и голову, а внутренности бросили собакам на съедение.

Степан Тимофеевич Разин, известный также как Стенька Разин; (около 1630 года, станица Зимовейская на Дону, Русское царство - 6 (16) июня 1671, Москва, Русское царство) - донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.

Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, он стал героем фольклора, а затем - и первого российского кинофильма. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти).

Родился в станице Зимовейская, там же позднее родился Емельян Пугачёв, в настоящее время станция Пугачёвская Котельниковского района Волгоградской области.

На страницах истории Разин является в 1652 году. К этому времени он был уже атаманом и действовал, как один из двух полномочных представителей донского казачества; по-видимому, военный опыт и авторитет его в кругу донцов был к этому времени уже велик. Видным казачьим предводителем был также старший брат Разина Иван. В 1662-1663 годах Степан командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства и Османской империи.

В 1665 году царский воевода князь Ю. А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками, желающими во время несения царской службы уйти на Дон, велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Вскоре, по-видимому, Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство.

Разинское движение 1667-1671 годов было результатом обострения социальной обстановки в казачьих областях, прежде всего на Дону, в связи с притоком беглых крестьян из внутренних уездов России после принятия Соборного уложения 1649 года и полного закрепощения крестьян. Пришедший на Дон становился казаком, но он, в отличие от многих «старых» казаков, не имел корней в крае, не располагал имуществом, назывался «голутвенным» казаком, и, стоя особняком от казаков старожилых и коренных, с неизбежностью тянулся к такой же голытьбе, как и он сам. С ними он ходил в воровские походы на Волгу, куда тянула нужда и стремление к столь необходимой для казака славе. «Старые» казаки тайно снабжали голытьбу всем необходимым для воровских походов, а те по возвращении отдавали им часть своей добычи. Поэтому воровские походы были делом всего казачества - донского, терского, яицкого. В них происходило сплочение голытьбы, осознание ею своего особого места в рядах казачьего сообщества. По мере своего численного увеличения за счет вновь прибывавших беглых людей она все активнее заявляла о себе.

В 1667 году предводителем казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Всего весной 1667 года вблизи Волго-Донской переволоки у городков Паншина и Качалина собралось 600-800 казаков, но к ним прибывали все новые люди и число собравшихся возросло до 2000 человек.

По своим целям это был обычный казачий поход «за зипунами», с целью взятия военной добычи. Но он отличался от аналогичных предприятий своими масштабами. Поход распространился на нижнюю Волгу, на Яик и в Персию, носил характер неповиновения правительству и блокировал торговый путь на Волгу. Все это неизбежно вело к столкновениям столь крупного казачьего отряда с царскими воеводами и к превращению привычного похода за добычей в восстание, поднятое казацкой голытьбой.

Поход начался 15 мая 1667 года. Через реки Иловля и Камышенка разинцы вышли на Волгу, выше Царицына они ограбили торговые суда гостя В. Шорина и других купцов, а также суда патриарха Иоасафа. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей. Все это ещё находилось в пределах того, что обычно делали казаки на Волге. Но последующие действия разинцев вышли за рамки обычного казачьего воровства и превратились в антиправительственное выступление. Это - разгром стрельцов во главе с воеводой Чёрного Яра С. Беклемишевым на протоке Бузан, а затем - взятие Яицкого городка.

Зиму разинцы провели на Яике, а весной 1668 года вышли в Каспийское море. Ряды их пополнялись казаками, прибывшими с Дона, а также черкасами (жители северного Кавказа) и жителями русских уездов. На Каспии вблизи персидского города Решта у казаков произошел бой с шахскими силами. Бой был тяжелый, и разинцам пришлось вступить в переговоры. Но прибывший к шаху Сулейману посланник русского царя Пальмар привез царскую грамоту, где сообщалось о выходе в море воровских казаков. В грамоте предлагалось персам, чтобы они «побивали бы их везде и смертию уморяли без пощады». Переговоры с казаками были прерваны. По приказу шаха казаков перековали, а одного затравили собаками. В ответ разинцы взяли Фарабат. Они зимовали близ него, сделав укрепленный городок.

Весной 1669 года казаки выдержали несколько боёв в «Трухменской земле», где погиб друг Разина Сергей Кривой, а затем у Свиного острова вблизи Баку (?) подверглись нападению большого шахского флота под командованием Мамед-хана астаринского - произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Сафавиды сцепили свои суда цепями, чтобы окружить казачий флот. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, после чего уничтожили весь его флот. Именно в этом сражении (у Свиного острова) в плен к разинцам попали сын и дочь командующего персидским флотом - дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин, впоследствии, как поётся в известной песне «Из-за острова на стрежень…», бросил с корабля в воду. Но и после победы положение казаков оставалось сложным. Следовало ожидать подхода новых сафавидских сил. Поэтому разинцы отправились к Астрахани.

Вступив в переговоры с астраханскими воеводами, Степан Разин добился того, что его с почётом принимал главный воевода князь И. Прозоровский и пропускал на Дон, а казаки должны были отдать пушки, пленных и часть добытой в походе рухляди. Но казаки уклонились от выполнения своих обещаний. В сентябре они прибыли на Дон.

Основная статья: Крестьянская война под предводительством Степана Разина

Весной 1670 года Разин организовал новый поход на Волгу, имевший уже характер открытого восстания. Он рассылал «прелестные» прельстительные) письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему.Он не собирался(по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной администрации - воевод, дьяков, представителей церкви,обвинив их в «измене» царю. Разинцы распустили слух, что в их рядах находятся царевич Алексей Алексеевич (в действительности умерший в Москве 17 января 1670) и патриарх Никон (в то время находившийся в ссылке). Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили.

Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь вожаками выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные предводители, из которых наиболее известна беглая монахиня Алёна Арзамасская. Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, мордвы.

Захватив Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, а также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска осенью 1670 г. Между тем правительство направило для подавления восстания 60-тысячное войско.3 октября 1670 г. под Симбирском правительственное войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесли разинцам жестокое поражение. Степан Разин был тяжело ранен (4 октября 1670) и был вывезен преданными ему казаками на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на все казачество, 13 апреля 1671 года взяли штурмом Кагальницкий городок и после жестокого боя на следующий день пленили Разина и впоследствии выдали его царским воеводам.

Пленение и казнь

В конце апреля 1671 года Разин вместе с младшим братом Фролом (Фролкой) донскими властями был выдан царским воеводам - стольнику Григорию Косогову и дьяку Андрею Богданову, которые доставили их в Москву (2 июня). Разин был подвергнут жестоким пыткам, во время которых сохранял непоколебимое мужество. 6 июня 1671 Степан Разин после оглашения приговора был четвертован на эшафоте на Болотной площади. Прочитали длинный приговор. Разин выслушал его спокойно, потом повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя кремль с царем и сказал: «Простите». Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Его брат Фрол, видя мучения Степана, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево»!
«Молчи, собака!» - прохрипел Степан. Это были его последние слова: после них палач спешно отсек ему голову. Признание помогло Фролу отсрочить казнь, которой впрочем, он в конце концов не избежал и был казнен отсечением головы на том же месте на Болотной площади в 1676 году.

Разин - герой огромного количества русских народных песен; в одних реальный образ жестокого казачьего вождя подвергается эпической идеализации и нередко смешивается с фигурой другого знаменитого казака - Ермака Тимофеевича, завоевателя Сибири, в других содержатся почти документально точные подробности восстания и биографии его предводителя.

Три песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные, написал А. С. Пушкин. В конце XIX века популярной народной песней стало стихотворение Д. М. Садовникова «Из-за острова на стрежень», созданное на сюжет одной из легенд о Разине. По мотивам сюжета именно этой песни в 1908 году был снят первый российский художественный кинофильм «Понизовая вольница».
В. А. Гиляровским была написана поэма «Стенька Разин».

Главными причинами поражения восстания Разина явились его стихийность и низкая организованность, разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина, отсутствие у восставших ясноосознаваемых целей. Даже в том случае, если бы разинцам удалось одержать победу и захватить Москву (в России такого не случалось, но в других странах, например, в Китае, восставшим крестьянам несколько раз удавалось взять власть), они не смогли бы создать новое справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счет захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах. Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа неорганизованных крестьянских и казацких масс неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию российского государства.

В исторической науке нет единства по вопросу о том, считать ли восстание Разина крестьянско-казацким восстанием или крестьянской войной. В советское время употреблялось наименование «крестьянская война», в дореволюционный период речь шла о восстании. В последние годы вновь преобладающим является определение «восстание».

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

17 18 27 37 51 69 88 94 110 111 125 144 154 167 182 203 209 215 218 228 252
Р А З И Н С Т Е П А Н Т И М О Ф Е Е В И Ч
252 235 234 225 215 201 183 164 158 142 141 127 108 98 85 70 49 43 37 34 24

18 37 43 59 60 74 93 103 116 131 152 158 164 167 177 201 218 219 228 238 252
С Т Е П А Н Т И М О Ф Е Е В И Ч Р А З И Н
252 234 215 209 193 192 178 159 149 136 121 100 94 88 85 75 51 34 33 24 14

РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ = 252 = 69-КОНЕЦ + 183-ЖИЗНИ НА ЭШАФОТЕ.

252 = 201-НА ЭШАФОТЕ КОНЕЦ + 51-ЖИЗНИ.

252 = 108-ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ + 144-\ 108-ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ + 36-ОБЕЗГ(лавливание)\.

252 = 98-КАЗНЁННЫ\ й \ + 154-УДАРОМ ТОПОРА.

154 - 98 = 56 = КАЗНЁН, УМЕР.

252 = 84-ОБЕЗГЛАВЛЕН + 84-ОБЕЗГЛАВЛЕН + 84-ОБЕЗГЛАВЛЕН.

154 = УДАРОМ ТОПОРА
_________________________________________
108 = ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ = КАЗНЁННЫЙ

176 = 68-УБИЕНИЕ + 108-ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 76-СОРОК + 44-ОДИН = 120 = КОНЕЦ ЖИЗНИ.

252 = 120-СОРОК ОДИН, КОНЕЦ ЖИЗНИ + 132-НА ЭШАФОТЕ.