Почему мир воюет. Если люди знают, что война — это плохо, почему люди воюют? Борьба за убеждения вносит вклад, поддерживает самооценку, позволяет ощутить свою значимость

Вся история человека - это история войн. Попутно, конечно, еще изобреталось колесо и мытье рук, но любой открывший учебник истории неизбежно утонет в обилии взмыленных конских крупов, окровавленных мечей и прорывов линии Мажино.

Даже самые великие литературные произведения древности - это в основном вдохновенные повествования о том, как Ахилл выдирает сухожилия из Гектора, Шива раздает пинки асурам, прекрасный Усивака изничтожает дом Тайра, а Кухулин, сломав спину своему другу Фердиаду, говорит по этому поводу несколько добрых, прочувствованных слов. Про Библию и говорить нечего: там сплошное избиение младенцев от первой страницы до последней.

Учитывая, что биологически человек - каннибал и падальщик, другого поведения от него, наверное, ждать было бы наивно. Тем не менее за годы эволюции этот хищник набрался такого альт­руизма и таких способностей к сопереживанию, состраданию и милосердию, что если смотреть на человечество с какой-нибудь Альфы Центавра, то, наверное, можно было бы ожидать, что уже к палеолиту homo как бы sapiens отложит в сторону свой древний каменный топор и преисполнится любви и благости. Нет, ну в самом деле, как можно плакать над увядающим цветочком, а потом идти выпускать кишки своим соседям?

Откуда в нас эта интересная шизофрения? Почему человек так долго формировался как животное вою­ющее и что происходит на этом фронте сейчас? Очень любопытные ответы на эти вопросы дают последние исследования антропологов и социопсихологов.



За всю обозримую историю не было ни минуты на планете, когда где-нибудь не шла бы война, и до XX века примерно 7–10 процентов населения Земли погибало в результате военных действий (в XX веке резко возросшая численность населения обрушила этот процент, невзирая на несколько войн мирового масштаба). Надо сказать, что человечество так и не придумало ни одной обширной идеологической системы, которая однозначно говорила бы, что война - это что-то плохое: все религии так или иначе поддерживали святое право одной группы людей резать другие группы людей, если, конечно, очень хочется. Отдельные пацифисты всегда воспринимались большинством как существа малахольные, плохо понимающие важность исторических моментов.

При этом собственно убийство - отнятие жизни человека - практически всегда считалось преступлением. С одной оговоркой: убийца действовал один или в небольшой группе. Как только группа становилась большой, то любое убийство, совершенное ею, называлось ли это войной, казнью, революцией или подавлением бунта, получало полную моральную индульгенцию.

И вот этот момент - человек имеет право убивать, если находится в группе, но не имеет, если он один, - объясняет очень многое про природу войны и человека. Правда, очень долго на него не обращали внимания.


Существуют десятки теорий, объясняющих феномен войны: Фрейд объяснял ее агрессией и тягой к смерти, Мальтус - борьбой с перенаселением, Гегель - законами диалектического развития общества, Ленин - классовой борьбой. В последние годы появилась масса замечательных теорий: пассионарности, возрастного дисбаланса (чем моложе население в обществе, тем охотнее оно воюет), экономические и рационалистические теории. И все они замечательно показывают, в каких условиях люди охотнее воюют, но не отвечают на главный вопрос: зачем они вообще это делают? То есть понятно, что победители получают какие-то блага, но в целом война практически всегда разорительна для всех сторон и крайне невыгодна для абсолютного большинства ее участников. Приятно, конечно, получить на халяву кувшин, две циновки и моложавую рабыню - но стоило ли это риска остаться без головы? Обрати внимание, что сплошь и рядом люди воюют вообще без шансов на какую-либо награду. Достаточно изучить историю военных конфликтов между примитивными племенами папуасов Новой Гвинеи, где каждое племя находится в перманентном состоянии жестокой войны со всеми остальными, где любой незнакомец воспринимается одновременно убийцей и жертвой и где смерть от естественных причин для мужчин (да и для многих женщин) является событием исключительным. Люди просто живут тем, что уничтожают друг друга. Забота о пропитании, жилье, потомстве там второстепенна, на первом месте стоят постоянная бдительность, страх перед врагом и ненависть к соседям.

В общем, если бы люди тратили столько же усилий, сколько тратят на войны и на поиски компромиссов, они бы, несомненно, сумели решать все мировые вопросы, проливая одну-единственную жидкость - чернила.

Биологи и этологи, робко пытавшиеся внести в дискуссии свои предложения, обычно жестко выставлялись за дверь. Ладно, говорили им, вы еще можете что-то вякать про секс, психику или там, про генетику, но война к биологии никакого отношения не имеет. Звери не воюют. Покажите нам зяблика с гранатометом - тогда поговорим.

И зяблик таки нашелся. Ну, то есть не совсем зяблик…

Факты о войне

90% всех компьютерных игр, выпускаемых в мире, предполагают, что игрок будет развлекаться убивая. Игры, в которых нужно лечить, растить или строить, пользуются куда меньшим спросом, особенно среди мужской аудитории.


Самая короткая война в мире - это война 1896 года между Великобританией и Занзибаром. Она продолжалась 38 минут - именно столько времени понадобилось британской эскадре, чтобы разнести дворец султана и выкурить оттуда правителя. Во время войны погибло 500 человек, все - занзибарцы.


Самая длинная война - вой­на между Нидерландами и архипелагом Силли, на котором проживает около 2000 человек. Она продолжалась 335 лет. Жертв ни с той ни с другой стороны не было. Мир был подписан в 1986 году.

Зверские манеры


Животные действительно не воюют. Они могут драться, кусаться, царапаться, выгонять со своей территории и вести брачные сражения, но в плане полномасштабных боевых действий у них имеется большой ноль в анамнезе. Хищники могут охотиться группами, но, встретив группу-конкурента, они не станут выстраиваться в шеренгу и смыкать штыки; отдельные особи могут сцепиться, но в целом группы будут стараться держаться подальше друг от друга. Знаменитые «войны муравьев» тоже не являются войнами в человеческом понимании: это просто хищнические набеги на муравейники другого вида с разорением этих муравейников. Охота - да. Но не битва.

Разумность приматов обусловлена их агрессивностью


А вот чтобы группа одного вида целенаправленно ходила истреблять представителей другой группы, относящихся к тому же виду, - нет, образцов такого плана природа человеку не показывала. До поры до времени. А точнее, до середины 1970-х годов, когда исследовательница Джейн Гудолл, специализировавшаяся на изучении шимпанзе в естественных условиях, выпустила книгу, свидетельствующую о том, что шимпанзе воюют. Именно воюют, без каких-либо разночтений. Самцы (иногда и самки) группы собираются в боевые отряды и стараются незаметно пробраться к стоянке другой группы, попутно жестоко избивая, а иногда и уничтожая встретившихся им «врагов», в том числе и детенышей.

Биолог, временно превратившаяся в летописца, детально описывает такие вылазки: «Шестеро взрослых самцов группы Касакелы, один самец-подросток и одна взрослая самка, оставив младших шимпанзе стаи, направились на юг, а затем услышали крики шимпанзе, доносившиеся с той стороны, и застали врасплох самца Кахамы - Годи. Один из самцов Касакелы повалил убегавшего Годи на землю, сел ему на голову и прижал его ноги, а остальные в течение десяти минут били его и кусали. Наконец один из нападавших бросил в Годи большой камень, после чего нападавшие убежали. Годи смог подняться, но он был тяжело ранен, истекал кровью, тело его покрывали укусы. Годи умер от ран. На следующий месяц три самца Касакелы и одна самка снова отправились на юг и напали на самца Кахамы по кличке Де, который на тот момент ослабел из-за болезни или предшествовавших драк. Нападавшие стащили Де с дерева, топтали его, кусали, били и вырывали у него клочья шкуры. Сопровождавшую Де самку, у которой была течка, нападавшие заставили пойти вместе с ними на север. Два месяца спустя Де видели живым, но истощенным настолько, что позвоночник и кости таза торчали из-под шкуры; у него отсутствовали несколько когтей, была оторвана часть пальца на ноге. После этого его не видели. В феврале 1975 года пять взрослых самцов и один самец-подросток Касакелы выследили старого самца Голиафа из стаи Кахамы. Восемнадцать минут они били его, колотили и пинали, наступали на него, поднимали и швыряли навзничь, таскали по земле и выкручивали ему ноги...»


Самое интересное то, что совсем недавно обе эти группы были одной. Она разделилась после расхождения лидеров. Все члены этой группы были близкими родственниками, испытывавшими до «развода» добрые чувства друг к другу.

Книга Гудолл вызвала огромный скандал, особенно в лагере поклонников теории о том, что настоящая жестокость в природе свойственна только человеку - существу, от природы оторвавшемуся.

Увы, дальнейшие исследования ученых подтвердили наблюдения и даже расширили их. Выяснилось, что военные вылазки (правда, менее жестокие и реже приводящие к смертям) совершают и другие обезьяны, например гиббоны и павианы. Даже травоядные гориллы и паукообразные обезьяны периодически встают на тропу войны, чтобы как следует навалять соседям.



Вопрос «почему» все еще продолжал витать в воздухе. Наблюдаемые Гудолл шимпанзе не страдали от бескормицы, у них были вполне обширные охотничьи угодья, способные прокормить и большее число представителей вида. Возникало ощущение, что они совершают такие набеги просто из удовольствия. Глумление над трупами и радостные танцы вокруг них казались актом бессмысленной и неоправданной жестокости. И почему шимпанзе - такие умные, привязчивые и эмпатичные, так трогательно сотрудничающие друг с другом и заботящиеся о безопасности своих ближних - вдруг превращаются в обезумевших садистов? Какие механизмы позволили эволюционировать и закрепиться такому явно вредному для вида свойству?

И тогда возник следующий вопрос: а вредному ли? Самые жестокие воители среди приматов - это шимпанзе, они же являются самым разумным из ныне живущих видов (если не считать людей, конечно). Так что появилось раньше - разумность или жестокость?

В групповых сражениях побеждали не сильнейшие, а умнейшие


Ряд исследователей полагают, что жестокость воюющих приматов - это следствие их высокоразвитой способности к размышлению и состраданию. Именно потому, что умеют понимать чужую боль, они причиняют ее, испытывая агрессию и возбуждение. И это возбуждение, страх и эмпатия становятся своего рода наркотиком, который совершенно нельзя добыть иначе, как только муча себе подобных. Единственные детеныши, которые осознанно калечат маленьких животных и приходят в возбуждение, глядя на их агонию, - это шимпанзята (опять-таки если отвлечься от человека). Котенок может изувечить мышь, но он не будет задумываться о чувствах мыши - он просто играет дергающимся клубком. Детеныш шимпанзе прекрасно понимает, что птичке с оторванной ножкой больно, - он демонстрирует поочередно и страх, и жалость, и злорадство, играя своей живой игрушкой*.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Так, пожалуй, уволюсь. Я и раньше был не самого лучшего мнения о всяких обезьянах, но после такого раскрытия карт я, право, начинаю чувствовать себя в вашем обществе некомфортн »


Но большинство эволюционных психологов все же придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что как раз разумность приматов обусловлена их чрезвычайной агрессивностью по отношению к себе подобным.


Если собрать воедино различные теории на эту тему, то все происходило примерно так.

Предки приматов жили в местности, в которой постепенно началась жестокая конкуренция за ресурсы. Расселение вне привычного ареала по каким-то причинам долгое время было затруднено, и популяция страдала от периодических голодовок, после чего начались активные стычки между ее членами с целью, например, каннибализма или просто регуляции численности (такие картины мы можем наблюдать у некоторых современных видов, например у львов, гиен и крыс). Вот тогда и оказались крайне выгодными мутации, которые ориентировали особей на альтруизм по отношению к «своим», то есть самым близким родственникам, и на агрессию к «чужим» - более дальним родственникам. Будучи от природы существом, не слишком хорошо вооруженным для уничтожения себе подобных, в отличие от львов, гиен и крыс, предок человека и обезьян не мог легко убивать соперников в одиночку. Зато объединившись группой, можно было истребить всех лишних кузенов и троюродных дядюшек.

Достаточно крупное животное-собиратель, нуждающееся в большом количестве белка, не специализированное на травоедении и не обладающее мощными клыками, когтями или зубами, сделало ставку на сотрудничество и на агрессию к чужакам. Миллионы лет оно совершенствовалось в этих замечательных навыках. Часть его потомков научилась скакать по деревьям и питаться листиками, так что у растительноядных обезьян такие вылазки являются, скорее, атавизмом. Но вот обезьяны-мясоеды вынуждены были и дальше тренировать свой патриотизм и непримиримость к врагам, так как проще всего было получить белок из такой же обезьяны, если, конечно, подкараулить ее толпой и оторвать у нее вкусные и питательные ноги (шимпанзе, будучи не таким выраженным каннибалом, как человек, тоже не брезгуют поеданием частей тел убитых, прежде всего детенышей).

И да, в групповых сражениях побеждали не сильнейшие, а умнейшие. Наблюдательные, осторожные, с высокими способностями к коммуникации, взаимопониманию и взаимовыручке. Те, которые старались не допустить никаких свар в своей группе (вспомним тот важный момент, что убийца-одиночка у нас всегда изгой, так как личная агрессия, особенно по отношению к «своим», не приносит бонусных очков группе, а отнимает их).

Так что не разум породил агрессию, а, вероятно, наоборот: наш большой и умный мозг мы получили в подарок от прапрадедушки, который с его помощью успешно добывал мозги поменьше.

Вот такие интересные новости приходят к нам из мира птичек и зверюшек.


Прокляты навеки


И что же, человек так и обречен пожизненно быть «человеком убивающим», раз уж такая видовая специализация получилась?

Представим себе отца семейства, который нежно целует детей и жену, поправляет вязаное одеялко на младенце, гладит киску, треплет за ухом собачку, подсыпает пшена канарейке, а потом берет берданку и идет стрелять в мерзавца, который покусился на мир и покой в любимой семье. Готовы ли мы его понять? Конечно готовы! По крайней мере, на данном этапе развития общества. Защита своих, особенно самок и детенышей, у нас находится в таком приоритете перед всеми иными формами сострадания, что даже тогда, когда мы видим в кино нападения на мирные домашние гнездышки, у нас сжимаются кулаки и шерсть встает дыбом на хребте. Способность человека к любви и состраданию поистине безгранична, с ней может сравниться только ярость по отношению к угрожающим тому, что мы любим, - наша ли это семья, имущество или спасаемый нами от забоя кит.

Осталось только поделить мир на «своих» и «чужих». Для шимпанзе «свои» - это те шимпанзе, с которыми он контактировал последнюю пару месяцев. Или не только шимпанзе, но и, скажем, те же собачки или любимые плюшевые игрушки - в общем, то, что шимпанзе недавно обнюхивал, оглаживал и почитал своим.


У человека с его обширнейшими коммуникациями и сверхнакачанным мозгом все куда сложнее. Он может искренне ненавидеть соседа по коммуналке и горячо любить своего президента, хотя соседа он нюхает ежедневно, а президента никогда в глаза не видел (хотя телевизор пытается исправить ситуацию). Он просто вырос в сознании, что «свои» - это его самый лучший в мире народ, возглавляемый самым лучшим в мире вождем, и это не обсуждается. Даже вполне развитого и цивилизованного человека можно в считаные недели превратить в пылающего ненавистью шимпанзе, если ежедневно из специальных ящичков доверительно рассказывать ему, как проклятые печенеги делают колбасу из христианских младенцев, а порочные финикийцы планируют десантировать свою морскую пехоту в его санузел.

А вот если из этого же ящика, или с церковных кафедр, или со страниц хороших книг постоянно повторять, что все люди - братья, все дети нуждаются в защите, что нельзя обижать слабых, какого бы цвета у них ни были жабры, и вообще «не тронь птичку, положь собачку», то понятие «свои» вполне может растянуться до объемов Галактики и даже сверх того. И все эти пацифисты прошлого - Эразмы Роттердамские, Викторы Гюго, Франциски Ассизские и Львы Толстые - в конечном счете расширяют-таки эту Галактику. Не для всех, неравномерно, но процесс идет.

Вот японский писатель XVII века пишет сказку про разбойника, который грабил и убивал людей, а потом его поймали и приговорили к казни в кипящем масле. В котел кинули и маленького сына разбойника, и, когда масло стали заливать, разбойник, спасаясь от жара, встал на ребенка ногами, и «зрители над ним смеялись». Семнадцатый век, просвещенный писатель. А ведь сегодня даже в ИГИЛ мы вряд ли наберем зрителей, которые сумели бы посмеяться над таким зрелищем...

Потому что человек, к счастью, меняется - меняется стремительно и к лучшему. Вид растерзанных тел врагов все меньше радует пуб­лику, если не брать совсем атавистических особей. Чем безопаснее мы себя ощущаем, тем больше добросердечия мы готовы изливать на головы своих ближних и дальних. Чем больше нам твердят из каждого утюга, что насилие недопустимо, тем более мы склонны с этим соглашаться.

И наоборот: там, где, забрав рычаги информации, к власти приходят обезьяны, очень скоро почти все общество покроется дикой шерстью. Особенно та часть общества, образование которой по своей малости и чахлости не сможет выступить надежным щитом, защищающим от страха и ненависти к «чужим». К счастью, информация в современном мире не знает границ, и с каждым годом тоталитарным властителям этой планеты все труднее по-настоящему заряжать свой народ страхом и ненавистью, если на самом деле этому народу ничто не угрожает.

Так что с шимпанзе, в общем, можно начинать прощаться - до худших времен. А то кто знает, как там на Альфе Центавра эволюция шла.


Фото: Everett Collection / East News; Getty Images; Rex Features / Fotodom.ru; Shutterstock.

XXI век на дворе, а воз и ныне там. Может быть, дело в каких-то глубинных основаниях человечности? Война... Война всегда была частью человеческой истории. Более того, есть сведения, что шимпанзе и муравьи тоже ведут войны. Почему мы этим занимаемся? Вот десятка самых распространённых гипотез. Разумеется, они не только различны, но и по-своему схожи.

«Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью» («Дхаммапада» I, 5).


1. Мужчина = воин

Ряд эволюционных психологов полагает, что всё дело, как нетрудно догадаться, в эволюции (у них на любой вопрос готов такой ответ!): сильные и воинственные мужчины чаще других получали доступ к женщинам и другим ресурсам, производя на свет больше потомства. Собственно, ради спаривания всё это и делалось: создавались союзы с другими мужчинами, планировались набеги и т. п. Когда семьи стали создаваться чуть более цивилизованным образом, воинственные коалиции пригодились для того, чтобы отбирать ресурсы для своей семьи. Таким образом, говорят нам, возникли общество и государство. Иными словами, от идеи государства неотделима идея армии. И об этом много писали не только психологи, но и философы, вспомните хотя бы Хосе Ортега-и-Гассета.

У этой гипотезы, впрочем, есть любопытное ответвление, которое возводит нашу воинственность к последнему общему предку людей и обезьян. Поскольку шимпанзе демонстрируют поведение, похожее на человеческие войны, такое предположение выглядит как минимум логичным. Иными словами, мужчины стали воинами задолго до появления нашего с вами вида и даже рода.

2. Месть хищникам

Эссеист Барбара Эренрайх полагает, что вышеприведённая гипотеза плохо согласуется с фактами. По её мнению, корни войны следует искать в древнем страхе перед хищными животными. На протяжении всей человеческой эволюции (и прежде всего на её ранних этапах) перед нашими пращурами стояла задача скрыться, убежать, спастись от хищников, которые были и сильнее, и быстрее. Но как только в распоряжении двуногих появилось подходящее оружие, охотник и жертва поменялись местами. По-видимому, охота на хищников выполнялась в ритуальных целях, а со временем на смену животным пришли люди, и мы стали совершать кровавые набеги на соседей. Г-жа Эренрайх пытается доказать свою правоту ссылкой на то, что для большинства людей война не является психологически комфортным мероприятием и требуется радикальная перестройка психики в процессе своего рода ритуалов (магические заклинания с высоких трибун, шаманское вызывание духа патриотизма, призывание духов предков, представление о чести мундира и знамени, все эти бесконечные парады). Война, делает она вывод, пример усвоенного поведения, а не врождённого.

3. Убедительный ястреб

Когда разгорается общественная дискуссия по поводу конфликта с той или иной страной, всегда есть ястребы, требующие положить конец напряжённости силовыми действиями, и голуби, призывающие к переговорам. Лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман в соавторстве с Джонатаном Реншоном написал статью, в которой утверждал, что ястребы побеждают чаще, поскольку именно такая идеология отвечает нашим врождённым оптимистическим (sic!) устремлениям. «Психологические исследования показали, что подавляющее большинство людей уверены в том, что они умнее, привлекательнее и талантливее среднего обывателя, а потому переоценивают свои шансы на успех, - вещал учёный дуэт в журнале Foreign Policy. - Кроме того, людям свойственна иллюзия того, что у них всё под контролем. Они постоянно преувеличивают степень своего влияния на последствия своих поступков».

Иными словами, мы идём на войну, потому что ошибочно верим в неизбежность победы.

Несколько иной, но очень похожий взгляд на ситуацию гласит: как только мы понимаем, что в нас видят угрозу (тем более - если нас боятся), мы переходим психологический рубикон и отказываемся от рационального взгляда на вещи, предпочитая риск. Поэтому, вместо того чтобы исчерпать сначала все мирные альтернативы, мы начинаем войну в угоду ястребам.

4. Перенаселение

Томас Мальтус учил, что война - неизбежный результат роста населения в условиях ограниченного доступа к ресурсам. Эта идея по сей день пользуется популярностью. Стэнфордский экономист Рэн Амбрамицки поясняет: население мира увеличивается в геометрической прогрессии, а рост производства продуктов питания отстаёт. Если мы, чувствуя приближение катастрофы, начинаем экономить и рожать меньше детей, ситуация остаётся под контролем. В противном случае того же эффекта природа добивается сама - с помощью войн, голода и эпидемий.

5. Юный задор

Эта гипотеза сейчас особенно популярна. Считается, что всплеск жестокости (и война в том числе) - следствие увеличения доли молодых людей, лишённых возможности проявить себя на мирном поприще. Если не направить их энергию вовне, они передерутся между собой и нанесут вред нашему обществу.

6. Стадное чувство

В кризисное время у общества включается инстинкт самосохранения. Отбрасывается всякая рациональность. Инакомыслие подавляется. Единственная ценность - сплочённость рядов. Есть только «мы» и «они». Для многих людей с незрелой психикой (о чём можно прочитать, например, у Эриха Фромма) это прекрасная возможность решить извечную проблему своей психологической идентичности, и немудрено, что они хватаются за неё при первой же возможности.

7. Продолжение торговли

Некоторые социологи (особенно испытавшие влияние идей Карла Маркса) полагают, что не следует искать корни войны в мутных водах эволюции или психологии. По их мнению, война всего лишь разновидность политического манёвра, который развивался параллельно со становлением цивилизации. Мы всегда вступаем с кем-то в переговоры - и группами, и поодиночке. Перед нами постоянно встают вопросы о распределении ресурсов, о социальной справедливости и пр. Сторонник этой модели Дэн Рейтер писал, что войну не следует воспринимать как отказ от дипломатии, это продолжение торговых отношений другими средствами. С началом войны переговоры не прекращаются, и как только сторонам удаётся прийти к соглашению, заключается мир.

8. Страх смерти

Данная гипотеза исходит из того, что люди образуют культурные группы (племена и народы), поскольку им надо знать, что после смерти от них что-то останется. Это одна из тех успокоительных подушек безопасности, благодаря которой мы не боимся смерти. И мы всё время опасаемся, что кто-нибудь уничтожит нашу культуру и сотрёт память о нас с лица земли. И вот мы точим мечи и возбуждаем воинственный дух, чтобы на всякий случай напасть первыми. Мы готовы умереть за свою культуру, чтобы после нас что-то осталось. В нас воспитывают это чувство патриотическими рассказами о предках, которые били врага и на Куликовом поле, и на Курской дуге. Мы гордимся ими, чтобы быть уверенными, что потом точно так же будут гордиться нами.

9. Примитивная агрессия

Агрессия - инстинкт, способствующий выживанию. Животное, чтобы его не убил более сильный и голодный представитель того же вида, демонстрирует отказ от агрессии, готовность к послушанию (посмотрите, как котёнок играет с взрослым: я тебя кусаю только понарошку). Мы, с одной стороны, ведём себя похожим образом. С другой стороны, человек как общественное животное в процессе социального развития выработал иные стратегии выживания: в особых случаях агрессия разрешается - по отношению к заранее назначенному врагу.

10. Обратимая социальная адаптация

В начале XX века антрополог Маргарет Мид высказала мысль о том, что война вовсе не обязательное следствие нашей агрессивной, конкурентной натуры. Это, скорее, социальная адаптация, от которой мы вполне могли бы отказаться по своей воле. Для этого совсем не обязательно проводить социальные преобразования и ждать, пока все вокруг станут лучше. Можно начать с себя. Есть даже хороший учебник на эту тему, которому уже пара тысяч лет. Называется «Дхаммапада».

Подготовлено по материалам io9.

Цели и задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах возникновения войн на земле;
  • совершенствовать умение работать в группах;
  • учить детей делать выводы, анализировать, наблюдать;
  • воспитывать патриотические чувства.

Приемы:

  • кластер
  • синквейн

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир”. 4 класс. Н. Ф. Виноградова; М., “Вентана-Граф”, 2006 г.;
  • иллюстрация репродукции картины В. В. Верещагина “Апофеоз войны”;
  • листы с текстами для работы в группах;
  • тематические листы для составления кластера;
  • Конституция РФ.

Ход урока

I. Стадия вызова.

  • Ответы учащихся на вопросы учителя.
    • Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?
    • Что являлось причиной ваших ссор?
    • Что вы чувствовали?
    • А чем заканчивались ваши ссоры?
    • Что произойдет, если поссорятся между собой страны? (происходят войны)
  • Сообщение темы урока.
  • Работа в группах (5 групп). Составление кластера “Почему люди воюют?”.
  • Учащиеся высказывают предположения, учитель фиксирует на доске.

II. Стадия осмысления. Работа в группах. Дополнение кластера.

  • Учащиеся работают в пяти группах.

I гр., II гр., III гр.: тексты на листочках;

IV и V гр.: работа по учебнику (с. 131)

I группа:

“Что такое война и почему люди воюют?

Соперники в искусстве брани
Не знайте мира меж собой;
Несите мрачной славе дани,
И упивайтеся враждой!
Пусть мир пред вами цепенеет,
Дивяся грозным торжествам
Никто о Вас не пожалеет,
Никто не помешает Вам.

(А.С. Пушкин)

Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за родину, за веру, за идею, за свободу, за счастье, просто из желания убивать - список можно продолжать и продолжать... Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Войну, как известно, начать легко, закончить трудно, выиграть - невозможно. Но в наше время войны давно уже ведутся не ради победы, а исключительно ради удовлетворения чьих-то личных и узкокорпоративных интересов - вот что самое страшное! Ведь все соглашаются, что война - это ужасно, но войны от этого не прекращаются.”

II группа:

“Почему мы воюем? Вопрос, который, наверное, задавал себя любой здравомыслящий человек, вот уже не одно тысячелетие остается без ответа. Что заставляет одного человека хватать оружие и идти убивать другого человека? Современному поколению война видится забавной и интересной игрушкой, где есть подвиги, плотно сжатые зубы, выстрелы с расстояния и гранаты, буравящие землю там, где вы просто не можете умереть. Самое страшное в войне то, что в ней теряется ценность одной единственной жизни, одной единственной свечи, горящей в сумерках чужих судеб и чужой смерти. Единичная смерть, вплетенная в веретено других смертей, не воспринимается человечеством как трагедия. Она воспринимается как еще одна злополучная потеря, еще один промах, еще одно доказательство, что войны без потерь – не бывает.”

III группа:

“Историки подсчитали, что за 5600 лет на Земле было всего 294 года мира. Представляете! Всего 294 года за 5600 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости ненависти! Когда же на Земле закончатся войны? Об этом очень чётко написано в Библии, в пророчестве Исайи. "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
Видимо, когда сбудется пророчество Исайи, закончатся на Земле войны...”

IV и V группы - работа по учебнику (с. 131, I абзац)

В ходе самостоятельной работы учащиеся изучают материал, обсуждают его в группах и рассказывают классу.

В результате обсуждения изученного материала кластер дополняется.

  • Обсуждение в группах. Продолжить высказывание:

Война – это… (смерть, боль, горе, печаль, убийства, грабежи, разбой, насилие, слезы, ужас…)

  • Рассматривание репродукции картины В. В. Верещагина “Апофеоз войны” и беседа с учащимися.

Учитель: “В. В. Верещагин знал, что несет с собой война. Изобразил ее на своих картинах. И сам погиб при взрыве броненосца “Петропавловск” во время русско-японской войны вместе со своим другом С. О. Макаровым – командующим русской эскадрой”.

Что изобразил Верещагин на своей картине?

Как он это сделал?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Самостоятельная работа по учебнику, с. 131, I и II абзац.

Какие бываю войны?

Какая обязанность существует у каждого гражданина страны?

Коллективное составление кластера:

  • Чтение статьи 59 Конституции РФ.
  • Ответы на вопросы:

Какие войны велись на территории России?

Каких героев, полководцев вы знаете?

Как русский народ сражался с врагами?

  • Работа в группах с пословицами. Разделить пословицы на 2 группы, определить их тему (“Защита Родины”, “Война и мир”).

Пословицы:

  1. Береги землю любимую, как мать родимую.
  2. Тот герой, кто за Родину стоит горой.
  3. Мир строит, а война разрушает.
  4. Умелый воин не дрогнет в бою.
  5. Худой мир лучше доброй ссоры.
  6. За край родной иди бесстрашно в бой.
  7. Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
  8. Свет победит тьму, а мир – войну.
  9. Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.
  10. Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление.

III. Рефлексия.

Назовите тему урока. Какой вопрос вам хочется задать? (“Когда же на Земле закончатся войны?”)

Происходят ли войны сейчас в мире?

Как предотвратить войны?

Почему мы должны знать о войнах и помнить о них?

Назовите антоним слову “война”.

  • Составление по группам синквейна по теме урока.

I группа.

Война.
Захватническая, освободительная.
Убивает, разрушает, уничтожает.
Пусть исчезнут войны на Земле!
Смерть.

Итог урока.

Заключительное слово учителя. Чтение цитаты высказывания целительницы Ванги: “Придет день, когда ложь исчезнет с лица Земли. Не будет насилия и воровства. Прекратятся войны, оставшиеся в живых будут знать цену жизни и будут оберегать ее”.

IV. Домашнее задание.

По выбору:

  1. Нарисовать плакат на тему: “Миру – да, войне – нет!”
  2. Написать сочинение на тему: “Почему люди воюют?”

Список использованной литературы.

  1. http://www. AURORA Forum.ru/
  2. “Технология развития критического мышления”. Институт развития образования “Смена”. Санкт-Петербург, 2005 г.

Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений.
Анри Барбюс

Все погибшие «за родину» отдавали свою жизнь за глупости, ошибки или капризы режима.
Александр Невзоров

Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
Лао-цзы

Я полагаю, что рациональные объяснения природы войн далеки от истины по крайней мере по двум причинам: войны по природе своей иррациональны и ведут их не столько даже для захватов, сколько ради навязанных обществу мифологий либо глубоко спрятанных вожделений.

Мифами, отражающими вожделения народов, являются национальные идеи, не имеющие никакого отношения к правде, но сплачивающие людей и ведущие их на войну. Политика - конкуренция мифов и при всей условности, искусственности и неадекватности коллективных мифов они ведут одни народы к процветанию и успеху, а других выбрасывают на обочину исторического процесса. Парадигмальные изменения общественных структур, такие как войны, революции или иные сингулярности - не что иное как смены мифов. Народы существенно отличаются качеством жизни не из-за биологии, генетики или географии, а благодаря доминирующим идеям-представлениям о реальности, заложенным в конституции или правилах игры.

В книге "Русский фашизм" я писал, что фашизм является не столько социальным явлением, сколько негативным свойством человеческой души, свойством патогенным и разрушительным, извлекающим из людей всю мразь, самые низменные и темные качества человеческой природы. Эрих Фромм считал, что человеческий мозг живет в ХХ веке, сердца же большинства людей - в неолите. Поэтому фашизм рождается изнутри, из самих душ, которым нужны враги, внешние и внутренние, а зажигают эти души агрессией и ненавистью нелюди ада, бесы разных калибров, одержимые мифами и психическими патологиями собственного сознания.

Война - это всегда сатанизм, психическое отклонение от нормы, заражающее охлос, быдло, пекус, агрессивную, темную и невежественную часть населения. Поражая народные массы, такого рода сатанизм ведет к коллапсу государств и империй. История учит, что народы и страны, ставшие на этот порочный путь, движутся в небытие. Война - это заражение народных масс войной с помощью химер, воспринимаемых быдлом, как патриотический долг, святая обязанность или героизм. Альберт Эйнштейн по этому поводу писал: "Героизм по команде, бессмысленная жестокость и омерзительная бессмысленность, называющаяся патриотизмом - как сильно я ненавижу всё это, какой низкой и подлой является война".

«Есть центры принятия решения, и есть место сражения. Приближаясь к месту сражения человек, начинает подвергаться тем чувствам и ощущения, которые далеки от его интересов. Органы чувств напряжены, обострены, сосредоточены до такой степени, когда наступает момент невосприимчивости более ни к чему. В голове становится пусто. И прошлое, и будущее исчезают; в момент разрыва снаряда такие понятия как «потому, что» и «для того, что» попросту не существуют, тогда как тело и разум стремятся к полной концентрации, без которой человеку в этих обстоятельствах не выжить. Говоря прямо, в основе битвы никогда не может лежать интерес, потому что у мертвых нет интереса. Человек вполне может отдать жизнь за Бога, короля, страну, семью, или даже за все сразу. Однако утверждать, что он сделал это потому что у него был некий посмертный «интерес», состоящий хотя бы в выживании самых близких и дорогих ему людей, было бы искажением смысла данного термина и превращением его в собственную карикатуру».

Мотивы, которые побуждают людей идти на войну и жертвовать жизнью, темны как книги Гримуара или заклинания для вызова бесов. Для нормального человека абсурдно умирать ради собственных интересов, но умирать ради чьих-нибудь психических патологий - еще абсурднее.

В своих глубинах война не инструмент политики и даже не массовое убийство ради определенной стратегии или цели, война - безумие одних, заражающее массу других. И чем больше крови пролито во имя сумасбродного мифа, тем священнее этот миф и его символы в сознании безмозглых.

«Режим может быть сколь угодно глуп, злобен и губителен. Он может плескаться в «крови и гное народа», насиловать, унижать и убивать миллионы своих подданных. Но если он умеет показывать один-единственный фокус, то убиваемое и насилуемое население всегда будет ему благодарно. От режима требуется всего лишь суметь прикинуться «родиной». Сделать это не просто, а очень просто».

Я обращаю внимание на то, что для всех без исключения поджигателей войн цели, ценности, символы кровопролития являются способами заражения йеху, такими же как понятие «наших бьют», «честь», «слава», «патриотизм», «победа», «энтузиазм», «знамя» или «награда».

Война - это не грандиозный театр, а гигантская скотобойня. И то, что вся история человека - это история войн, свидетельствует, что бесовство всегда брало и по сей день берет вверх над божественностью. За обозримую историю не было ни минуты на планете, когда где-нибудь не шла бы война, и до XX века примерно до 10 процентов населения Земли погибало в результате военных действий.

«Даже самые великие литературные произведения древности - это в основном вдохновенные повествования о том, как Ахилл выдирает сухожилия из Гектора, Шива раздает пинки асурам, прекрасный Усивака изничтожает дом Тайра, а Кухулин, сломав спину своему другу Фердиаду, говорит по этому поводу несколько добрых, прочувствованных слов. Про Библию и говорить нечего: там сплошное избиение младенцев от первой страницы до последней… Учитывая, что биологически человек - каннибал и падальщик, другого поведения от него, наверное, ждать было бы наивно».

Я еще мог бы понять стремление кроманьонца выпустить кишки из неандертальца, но ведь 99 % всех компьютерных игр, ныне выпускаемых в мире, предполагают, что игрок будет развлекаться убивая. А Вам известны игры, в которых нужно лечить, растить или строить?

Создав грандиозные мегаполисы, запустив спутники и летая на Луну, человечество так и не придумало ни одной идеологической системы, которая однозначно говорила бы, что война - это безумие, это опасность уничтожения человечества. А немногочисленные пацифисты всегда представлялись обществу и воспринимались большинством как существа малахольные, плохо понимающие важность и ценность «исторических моментов» и «великих побед». Я уж не говорю о «самом духовном» институте человечества: почти все мировые религии так или иначе поддерживают «святое право» одних народов резать другие народы, и не просто поддерживают, а благословляют массовое уничтожение, по сей день освящая ракеты и атомные бомбы.

Мне практически не известны получившие массовую поддержку теории, ориентирующие людей на сотрудничество и мир, но зато существуют десятки теорий, объясняющих неотвратимость войны: «Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы» (Томас Гоббс). Фрейд объяснял войну агрессией и тягой к смерти, Мальтус - борьбой с перенаселением, Гегель - законами диалектического развития общества, Ленин - классовой борьбой, Гитлер - преимуществом одной расы над всеми остальными, Лоренц - врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных, современные ученые - естественным проявлением коллективизма…

Теоретики замечательно показывают, в каких условиях люди охотнее воюют, но никто не разъясняет, зачем они вообще это делают? Тем более - в наши дни, когда война особенно разорительна для всех сторон конфликта и крайне невыгодна для ее участников.

«В общем, если бы люди тратили столько же усилий, сколько тратят на войны и на поиски компромиссов, они бы, несомненно, сумели решать все мировые вопросы, проливая одну-единственную жидкость - чернила».

Иногда войну называют зверством, даже говорят о «зверином оскале патриотизма», но мне неведомо зверство в виде перманентных и полномасштабных боевых действий самых беспощадных хищников. Да, хищники могут охотиться группами, но, встретив более сильного конкурента, чаще всего убегают. Они умеют охотиться, но не вступать в битвы. Поэтому термин «обезьяна с гранатой», наверное, была бы оскорбительной для обезьян… Поэтому даже если человеческая агрессивность и имеет глубокие биологические корни, то количественно у человека нет конкурентов за исключением вирусов…

Только скотская покорность и фанатизм человеческих толп делали и до сих пор делают возможным существование войн.

Война - это психоз, порожденный неумением прозревать взаимоотношения вещей. Война есть бедствие и преступление, заключающее в себе все бедствия и все преступления. Война - варварство. Война - учитель насилия. Война - преступление, которое не искупается победой. Война - политический рак, разъедающий тело самых сильных государств. Война - это гидра, которая в современных условиях угрожает самому существованию человечества. Война - не приключение. Война - болезнь. Как тиф. Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.

Лишь немногие, чье подлое благополучие зависит от народного горя, делают войны. Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой.

Ведущий войну с другими не заключил мира с самим собой. Война и культура - несовместимы, они существуют в различных сферах и разговаривают на разных языках. Я убежден, что убийство под предлогом войны не перестает быть убийством. Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире. Если мы не прикончим войны, война прикончит нас.

«С тех пор, как Земля вращается вокруг солнца, пока существует холод и жара, буря и солнечный свет, до тех пор будет существовать и борьба. В том числе среди людей и народов. Если бы люди остались жить в раю, они бы сгнили. Человечество стало тем, что оно есть, благодаря войне. Война - естественное и обыденное дело. Война идет всегда и повсюду. У нее нет начала, нет конца. Война - это сама жизнь. Война - это отправная точка».
Адольф Гитлер "Моя борьба"

Дети о войне.

Мясорубка - это и есть война.
Алексей, 6 класс

Война – это самое страшное слово во всех языках мира. Начиная с древнейших времен и по сегодняшний день, войны на Земле не прекращаются. От копий, стрел и щитов человечество пришло к самому страшному и разрушительному оружию – атомным бомбам, применение которых может уничтожить дом всего живого – планету Земля.
Но Войны не проходят сами по себе, их начинают люди. Группы, стоящие у власти, решают судьбы народов. Эти опьяненные силой и властью политики стремятся к мировому превосходству, не понимая самого простого и главного, что каждый человек на Земле любой национальности и любого цвета кожи имеет право на жизнь…
Долгова Ирина, 6 класс

В этом году наша страна празднует 60-летие Победы. Во время войны огромное количество людей погибло и много пропало без вести. Война, я не хочу встречаться с тобой. Ты такая подлая, противная, мерзкая, приносящая горе всем. Многие дети остались без родителей…
Филиппова Даша, 6 класс

У Войны не женское лицо. У Войны лицо смерти. Война, ты несешь с собой боль и страдания. Ты унесла миллионы жизней. Ты сделала несчастными каждого второго на земле. Там, куда приходишь ты, уничтожается все живое и человеческое. Ты приносишь горе и разрушение, болезни и голод. Твои щупальца простираются на многие тысячи километров. Из-за тебя остаются дети сиротами, жены без мужей, матери без сыновей.
Тебя не должно быть.
Петрова Анастасия, 6 класс

Я ненавижу тебя, Война! Мне противны все люди, которые разжигают великий Огонь Войны. А ведь именно в этом Огне сгорают человеческие мечты, жизни и судьбы! Ну, а больше всего мне противны люди, которые фанатично следуют за тобой, которые обожествляют тебя, Война! Ведь эти люди не живут в нашем мире, они живут в мире, где главными ценностями являются не героизм и патриотизм, а в мире, где ценятся злость, ненависть, жестокость и коварство.
Фурсова Надя, 6 класс

Война! Что это такое? Какой страшный смысл хранит в себе это слово? Я хочу, чтоб ты больше не повторялась. Когда ты началась, ты унесла очень много жизней. Из-за тебя пострадали дети. Многие из них потеряли родителей. Я не хочу больше выстрелов. Я хочу, чтоб ты, наконец, кончилась, а на Земле воцарился мир.
Фиохин Антон, 5 класс

Обращаюсь к тебе, Война, не с уважением, а с презрением. За то, что ты бесцеремонно вторглась в наши дома, неся хаос и разрушение. Все те страдания, которые ты причинила, мы никогда не забудем. Вспоминая эти события, мы будем проклинать тот день, тот год и тот час, когда ты пришла в наши города.
Ларькова Арина, 7 класс

Война, ты гибель невинных людей, природы. Ты уродуешь землю, выжигаешь леса. Война, ты катастрофа всей Земли. Ты забираешь из жизни лучших людей, смелых и отчаянных, которые, не задумываясь, отдают свою жизнь ради жизни других. Я ненавижу тебя и хочу, чтобы люди жили в мире и никогда не знали тебя. Война, ты кровожадный хищник. Мы против тебя. Да здравствует жизнь и мир!
Фисенко Ксения, 6 класс

Вся история человечества пронизана конфликтами. Войны происходят с незапамятных времен. Фактически война – это неразрывная часть человеческой истории, ведь каждый день на земле где-то люди воевали, воюют, и наверняка будут воевать. Дней без войны за всю историю земли было немного.

Наступил уже 21 век. Жестокие уже в прошлом и вроде бы прогресс должен был остановить войны, но видимо человек не может без них. Сегодня в мире насчитывается более десятка конфликтов, от которых умирают тысячи людей. Так почему же люди воюют?

Причины войны

Как правило, истинные причины войны всегда скрыты. Важность представляет лишь повод.

Главная причина возникновения всех войн – стремление определенных политических сил применить вооруженную борьбу, чтобы достичь различные внутри- и внешнеполитические цели.

— материальные;

— человеческие;

— информационные и другие.

Именно они толкают определенные силы на ведение войны.

Война с точки зрения психологии

С точки зрения психологии человеку по природе свойственна определенная агрессия. Она подпитывается проекцией и сублимацией, когда человек переводит свое недовольство в ненависть и предубеждения к другим идеологиям, нациям, религиям и . Согласно этой теории, государство образует и сохраняет в местном обществе определенный порядок, то же время оно может создавать базу для агрессии в виде войны.

Если война – это неотъемлемая часть человеческой натуры, как утверждают многие психологические теории, то изжить ее полностью не получится.

Почему люди воюют? Гипотезы

1. Воин = мужчина

Некоторые эволюционные психологи заявляют, что воинственные и сильные мужчины чаще других имели доступ к ресурсам и женщинам. Именно ради спаривания создавались союзы, планировались набеги и тому подобное. Воинственные коалиции ложились в основу создания государства.

2. Месть хищникам

Чтобы выжить, древнему человеку нужно было охотится. Для этого он создавал оружие и совершенствовал его. На смену животным со временем пришли люди, ведь проще отобрать добычу, чем долго и упорно охотиться на нее.

Именно поэтому война является примером не врожденного, а усвоенного поведения.

3. Перенаселение

Война, согласно идее Томаса Мальтуса, является результатом роста населения при ограниченном доступе к ресурсам. Данная идея и сегодня пользуется популярностью.

4. Юный задор

Считается, что зарождение жестокости, в том числе войны, является следствием роста доли молодых людей, которые лишены возможности проявлять себя на мирном поприще. Однако, если не удается перенаправить их энергию вовне, то они способны передраться между собой и могут нести вред всему обществу.

5. Стадное чувство

У общества в кризисное время включается инстинкт самосохранения. Люди отбрасывают всякую рациональность. Инакомыслие подавляется. Главной ценностью становится сплоченность рядов. Для многих людей, обладающих незрелой психикой, это возможность разрешить проблему своей идентичности.

6. Примитивная агрессия

Агрессия является инстинктом, который способствует выживанию. Человек в процессе развития выработал новые стратегии выживания: агрессия в особых случаях разрешается по отношению к уже назначенному врагу. Советуем почитать,

7. Обратимая социальная адаптация

Маргарет Мид, антрополог, высказала мысль, что война не является следствием нашей агрессивной натуры. Возможно, это лишь социальная адаптация и от нее можно по своей воле отказаться. Для этого нет необходимости проводить преобразования, чтобы люди стали лучше. Необходимо начать с себя.