Почему в XVII веке Малороссия так и не стала суверенным государством. Лекции по истории россии

Взгляд со стороны всегда субъективный, но способный подметить то, что мы привыкли обходить вниманием. Тем более интересен взгляд человека другой культуры и другого века. Взгляд на Россию Адама Олеария, секретаря Голштинского посольства, XVII век.

Русский – крепок, бородат, пузат, необуздан, высокомерен, лукав. Неотесанный невежда в рубахе, кафтане и шапке, чуждый высоким наукам и искусствам. Не привычный к перинам, нежным кушаньям и лакомствам, а, наоборот, довольствующийся циновкой, соломой, постеленной на печи или на лавке, употребляющий грубую пищу, обильно приправленную луком и чесноком, что непривычно и странно иностранному гостю…

Дива дивные, чуда чудные

Многое пришлось повидать немецкому ученому Адаму Олеарию в России, будучи секретарем голштинского посольства. Многому довелось дивиться и изумляться. Многое было впоследствии рассказано и проиллюстрировано им в книге «Описание путешествия в Московию», опубликованной впервые в 1647 году.

Обширные русские леса, чрезвычайно плодородная почва, несмотря на лютые морозы, когда отмерзают носы, уши, руки, ноги, громадное изобилие хлеба и пастбищ, не снившееся немцу, не могли не восхитить наблюдательного Олеария. Также как и церемониал встречи послов перед московскими вратами, богатые одеяния царя и его свиты во время аудиенций, обильные угощения с царского стола, торжественные церковные процессии на кремлевской площади, пышное празднование Нового Года, празднество в честь Входа Господня в Иерусалим, на которых Адаму Олеарию довелось побывать, безусловно, впечатлили участников посольства.

Но при этом постоянные и привычные для Москвы пожары и разбой, пьяные мужчины и женщины, валяющиеся повсеместно, будь то Новгород, Москва, Казань, Владимир, Архангельск, посреди улиц в грязи, или голые, в чем мать родила возвращающиеся домой из шинка, где пропили последнюю рубаху, крестьяне, разбегающиеся при виде приближающегося к деревне посольства, или растравливающие пчел, чтобы выжить иноземцев – все это приводило в недоумение, порождало хулу и порицание человека пришлого, не способного соизмерить грани души русской. Души противоречивой: откровенной и хитрой, покорной и дикой, глумливой и набожной, в грязи валяющейся и любящей в баньке попариться…

Откровенная и хитрая

Смышленость и лукавство – одни из отличительных черт русского характера, по мнению Адама Олеария. Хитрость у московитов - так Олеарий нередко называет русских – нередко используемая при сделках купли и продажи, способствует выгоде, хорошей прибыли. Не брезгуя обманом для личного обогащения, русский при этом весьма мнителен и недоверчив, и его не так легко обвести вокруг пальца. Но если кому и удастся объегорить московита, тот будет весьма почитаем и уважаем обманутым за проявленную смекалку и ум.

Олеарию довелось быть свидетелем того, как московские купцы упрашивали некоего голландца, обманувшего их в торговле на значительную сумму денег, вступить с ними в сотрудничество, полагая, что человек, обладающий такими мастерскими приемами обмана, будет преуспевать в торговом деле. Но вот что любопытно! Не стесняясь обманывать и не считая при этом обман и хитрость делом совести, но, наоборот, умным и похвальным поступком, русские почитают за грех не отдать лишек человеку, который при платеже заплатил лишнее по ошибке. Взять деньги, отданные по неволе, считалось бы кражей, а вот на хитрость участник сделки ведется осознанно и добровольно, следовательно, нечего и говорить о бесчестном поведении русского дельца!

Покорная и дикая

Русский народ не брезгует постыдными и гнусными словами, насмешками. Брань и ругань, иногда переходящие в кулачные бои, столь привычные для русского, ставшие «второй натурой» - обыденные атрибуты жизни в России.

Русский человек – груб и жестокосерден, заверяет автор «Описания путешествия в Московию». Поэтому-то, как считает Олеарий, русских надлежит держать «под жестоким и суровым ярмом и принуждением и постоянно понуждать к работе, прибегая к побоям и бичам».

Русские созданы для рабства, что и демонстрируют они, земно кланяясь знатным особам, нагибая низко голову, порою вплоть до самой земли и бросаясь к ногам их, выказывая благодарность за побои и наказания. Любой вельможа, дворянин, боярин, имеющий в подчинении крепостных крестьян, сам является рабом, царским «холопом», который всякий раз проявляет перед царем свое ничтожество, подписываясь в письмах и челобитных уменьшительным именем: «Петрушка, твой холоп».

Но! Сколь терпелив и вынослив русский человек, особенно простолюдин, обремененный тяжким ярмом крепостного права, сколь покорен крестьянин своему властителю, столь же неистов и жесток, необуздан русский, доведенный до крайности, обессиленный, притесненный. Не мало тому доказательств в истории: мятежи и бунты, захлестывающие, словно бурные потоки, все и вся на своем пути.

Глумливая и набожная

Первое, что делает русский человек, когда входит в избу, смотрит в святой угол, осеняет себя крестным знамением, низко кланяется иконам – величает Бога, а уж потом хозяев. Богобоязненный и набожный русский слушает обедню стоя, смиренно, кланяясь ликам Божиим, нашептывая «Господи, помилуй».

У русских постных дней в году больше, чем непостных. Но в преддверии строгого поста бесстрашно и отчаянно пускается народ во все тяжкие: обжорство, пьянство, разгул.

Избегая инакомыслия, ереси, священники в православной церкви не смеют читать проповедей, толкующих евангелие, а читают только сами библейские тексты. Но при этом ходили по рукам книги, в которых были собраны описания и толкования евангельских историй, с различными прибавками, баснями и «опасными», по мнению негодующего Адама Олеария, вымыслами.

Кто о чем, а вшивый о бане

Поваляться в грязи в беспамятстве под дверями шинка или кабака – это одна сторона медали. А вот и другая: любит русский человек в баньке попариться, ох, любит! Да чтобы банька пожарчее, да веничком березовым похлестать как следует, а когда невмоготу – в сугроб снега или реку кинуться, снегом будто мылом обтереться хорошенько и снова в баню, бревенчатую, горячую, невыносимую для немецких костей, немыслимую для секретаря голштинского посольства, ученого ума, брезгливого ума, Адама Олеария, предпочитавшего с рубахой срастись и мыться раз в год!

XVII век в Российской истории — это прежде всего начало трёхсотлетнего периода царствования династии Романовых, пришедшей на смену Московской династии Рюриковичей.
Этот период начался в разгар тяжелейшего политического, социального и экономического кризиса. Иван IV оставил после себя ослабленную и обедневшую страну, а прямой наследник Федор и царевич Дмитрий не могли принять бремя правления, поэтому фактическое управление страной взяли на себя бояре. Особенно среди них выделялся Борис Годунов, который посредством интриг и манипуляций избавился от всех кандидатов на престол, а после трагической гибели царевича Дмитрия воцарился единолично. Так окончилась история династии Рюриковичей.

Правление Бориса Годунова характеризовалось как положительными, так и отрицательными моментами. В число положительных можно занести реформаторскую деятельность, внесение определённого успокоения в общественную среду, попытки прекращения бояро-дворянских войн и достижения относительного внешнего спокойствия. При этом, на его царствование выпали одни из самых тяжёлых времён за всю историю России: Сильнейший экономический кризис, многочисленные стихийные бедствия и засуха, приведшие к массовому голоду. Обессиленный народ начинает обвинять в бедствиях «проклятого» царя.

На фоне этого, польский монарх Сигизмунд 3, в обмен на обещание вывести страну под покровительство Речи Посполитой, помогает самозваному «чудом выжившему» царевичу Дмитрию взойти на престол. Но позже вспыхивает мятеж и Лжедмитрия убивают, а польская поданная — Марина Мнишек, которую по договору выдали замуж за самозванца, остаётся “царской вдовой“. Вскоре в Москве объявляется ещё один самозванец, выдающий себя за Дмитрия. Полячка так же признаёт его, однако вскоре его тоже убивают. Сама же Марина, по одним сведениям, была умерщвлена вместе со своими сыном «воренком», а по другим - была заточена в темнице боярами, видевшими в ней политическую угрозу.

Затем власть в руки взял влиятельный боярин Василий Шуйский — но он был свергнут и насильно отправлен в монастырь.
Далее власть некоторое время принадлежала совету бояр, что в народе запомнилось как «семибоярщина».
Наконец, бояре решают обратиться за помощью к польскому королевству. Однако польская армия обманом вторгается в Москву, что приводит к формированию «народного ополчения», организованного Кузьмой Мининым и возглавляемого князем Дмитрием Пожарским. Польская интервенция была отбита, а на царство избрали Михаила Романова.

После воцарения Михаила в стране наступило спокойствие. Проходило снижение налогов, появлялось производство, страна понемногу развивалась.
Сын Михаила — Алексей, был прозван «Тишайшим». Его правление, в частности, запомнилось церковными реформами, благодаря которым церковь была фактически подчинена царю-самодержцу. Однако в то же время был осуществлен т.н. Церковный раскол, во главе которого стоял Патриарх Никон, привнёсший ряд реформ в существовавшую духовную практику, что вызвало серьёзный раскол в духовенстве и способствовало появлению «старообрядцев» (крестившихся двоеперстным образом), не принимавших данные реформы.

В дальнейшем, на протяжении всего семнадцатого века в России, старообрядцы подвергались серьёзным преследованиям, а Никон был лишён своего сана и заточён в темнице.
После смерти Алексея Михайловича началась новая волна политической смуты, которая привела к воцарению дочери Алексея Тишайшего — Софьи, которая успела проявить себя довольно успешной царицей, однако, тем временем, прямой наследник Алексея — царевич Петр, уже достаточно подрос и был готов взять бразды правления на себя.

К моменту окончания Смоленской войны (1632-1634) ситуация в русских воеводствах Речи Посполитой стала резко обостряться, поскольку именно тогда польская и местная малороссийская католическая шляхта и магнаты резко ужесточили и без того тяжелый социальный, национальный и религиозный гнет местного русского населения, где особую прослойку традиционно составляли казаки.

Все они делились на городовых или полковых, и низовских или запорожских. Первые жили оседло в среднем течении Днепра и официально входили в число «реестровых» казаков, которые находились на службе у польской короны. Городовыми казаками, которые за несение пограничной службы получали жалование из королевской казны, управляли выборные, но утверждаемые Варшавой гетман, полковники, старшины и есаулы. Низовские казаки жили на островах за днепровскими порогами на территории Запорожской Сечи, которая возникла на границах с Крымским ханством еще середине XYI в.

Формально запорожские казаки также считались подвластными польской короне, хотя фактически были независимы от Варшавы и все вопросы, в том числе выборы кошевого атамана и войскового писаря, решения об организации военных походов и разбойных набегов на сопредельные государства, решались на Общевойсковой Раде. Кошевому атаману, который обладал неограниченными полномочиями во время военных походов, подчинялись выборные куренные атаманы и полковники.

В конце XYI в. польская корона, кровно заинтересованная в прекращении грабительских походов запорожцев, а так же в их услугах по охране южных рубежей от постоянных набегов крымских татар, стала заигрывать со старшинской верхушкой, которая была зачислена в разряд «реестровых» казаков. Однако подавляющая часть запорожцев - «выписные» казаки, число которых постоянно росло за счет беглых русских крепостных крестьян и холопов, по-прежнему не признавала власть Варшавы.

Поэтому, время от времени, на южных рубежах польской короны возникали мощные восстания под руководством запорожских гетманов К.Косинского (1591-1593), С.Наливайко (1594-1596), Я.Бородавки (1619-1621), Т.Трясилы (1630), И.Сулимы (1635), П.Павлюка (1638) и других. После подавления последнего восстания целое десятилетие здесь сохранялось зыбкое перемирие, которое польская шляхта окрестила «золотым покоем», однако это было затишье перед бурей.

Новый этап борьбы русского народа против социального, национального и религиозного гнета панской Польши связан с именем Богдана Михайловича Хмельницкого (1595-1657), который в годы последнего восстания запорожских казаков занимал должность войскового писаря. За причастность к этому восстанию он был отстранен от этой должности и назначен с понижением сотником в пограничный Чигирин. Именно здесь в 1646 г. у него возник острый конфликт с местным старостой паном А.Чаплинским, который вынудил Б.М.Хмельницкого вновь бежать в Запорожскую Сечь. В начале 1648 г. на Общевойсковой Раде он был избран кошевым гетманом Запорожского войска и призвал запорожских казаков и малороссийских селян начать национально-освободительную борьбу против панской Польши.

В апреле-сентябре 1648 г. запорожцы разгромили армии коронных гетманов Н.Потоцкого, М.Калиновского и И.Вишневецкого в битвах у Желтых Вод, Корсуни и Пилявец, а затем освободил практически всю территорию Подолии и Волыни. В это время в Варшаве скончался король Владислав IY (1633-1648) и королевский престол занял его младший брат, польский кардинал Ян II Казимир (1648-1668), который предложил Б.М.Хмельницкому заключить перемирие, который принял это предложение и отвел свою армию к Киеву.

В марте 1649 г. Б.М.Хмельницкий, искавший союзников в борьбе с польской короной, послал в Москву полковника С.А.Мужиловского с личным посланием к царю Алексею Михайловичу, в котором просил его оказать посильную помощь в борьбе с Польшей. Это послание было благосклонно принято в Москве и по приказу царя в Чигирин, где размещалась ставка и канцелярия гетмана, выехал русский посол, думный дьяк Г.И.Унковский, который подписал с Б.М.Хмельницким следующее соглашение: 1) Поскольку Москва вынуждена соблюдать условия Поляновского договора (1634), она пока не сможет начать новую войну с Польшей, но окажет посильную помощь запорожскому гетману финансами и оружием; 2) Москва не будет возражать, если по просьбе запорожцев донские казаки примут участие в боевых действиях против польской короны.

Вскоре Ян II Казимир возобновил боевые действия против Б.М.Хмельницкого, но в августе 1649 г. польская армия была разбита под Зборовым, и он вынужден был объявить «Милость Его Королевского Величества Войску Запорожскому на пункты, предложенные в их челобитной». Суть этих привилегии состояла в следующем: 1) Варшава официально признала Б.М.Хмельницкого гетманом Запорожского войска; 2) Варшава передавала ему в управление Киевское, Брацлавское и Черниговское воеводства; 3) На территории этих воеводств запрещалось расквартирование польских коронных войск, однако местная польская шляхта получило право возвращения в свои владения; 4) Численность реестровых казаков, находящихся на службе у польской короны, увеличивалась с 20 до 40 тысяч сабель.

Естественно Б.М.Хмельницкий попытался максимально использовать возникшее перемирие для поиска новых союзников в борьбе с польской короной. Заручившись поддержкой Москвы, где идея союза с запорожским гетманом была поддержана в феврале 1651 г. на Земском Соборе, и Бахчисарая, заключившего военный союз с запорожцами, Б.М.Хмельницкий возобновил боевые действия против Польши. Но в июне 1651 г. под Берестечком из-за подлого предательства крымского хана Ислам-Гирея запорожцы потерпели сокрушительное поражение и вынуждены были сесть за стол переговоров. В сентябре 1651 г. воюющие стороны подписали Белоцерковский договор, по условиям которого: 1) Запорожский гетман лишался права внешних сношений; 2) В его управлении оставалось только Киевское воеводство; 3) Численность реестровых казаков вновь сокращалась до 20 тысяч сабель.

Этот мир оказался еще менее долговечным и вскоре боевые действия были возобновлены. В мае 1652 г. Б.Хмельницкий разгромил армию гетмана М.Калиновского под Батогом, а в октябре 1653 г. разбил армию полковника С.Маховского в битве под Жванцем. В результате Ян II Казимир вынужден был подписать Жванецкий мирный договор, который в точности воспроизводил условия «Зборовской милости», дарованной польским королем в 1649 г.

Тем временем, в октябре 1653 г. в Москве состоялся новый Земский Собор, на котором по новому прошению гетманских послов И.Е.Выговского и Г.Г.Гуляницкого было принято решение о принятии Запорожского войска под руку русского царя и начале войны с Польшей. Для оформления этого решения в ставку Б.М.Хмельницкого было послано Великое Посольство в составе боярина В.В.Бутурлина, окольничих И.В.Алферова и А.М.Матвеева и думного дьяка Л.В.Лопухина. В январе 1654 г. в Переяславле состоялась Общевойсковая Рада, на которой были официально одобрены все статьи договора, определявшие условия воссоединения Малороссии с Россией, а сам гетман, полковники, старшины и представители 166 «черкасских» городов дали присягу быть «вечными подданными его царскому величеству всероссийскому и наследникам его».

В марте 1654 г. в Москве в присутствии царя Алексея Михайловича, членов Боярской Думы, Освященного Собора и гетманских послов - полковников С.З.Богдановича и П.И.Тетери был подписан исторический договор о воссоединении исконных русских земель с Россией. В соответствии с «мартовскими статьями»: 1) На всей территории Малороссии сохранялась прежняя административная, то есть военно-полковая система управления, «чтоб Войско Запорожское само меж себя Гетмана избирали и Его Царскому Величеству извещали, чтоб то Его Царскому Величеству не в кручину было, понеже тот давный обычай войсковой». 2) «В Войске Запорожском, что своими правами суживалися и вольности свои имели в добрах и в судах, чтоб ни воевода, ни боярин, ни стольник в суды войсковые не вступалися», 3) «Войско Запорожское в числе 60 000 чтоб всегда полно было» и т.д. Причем, что особо интересно в «мартовских статьях» особо оговаривался конкретный размер государева жалования и владений всей казацкой верхушки, в частности войскового писаря, войсковых судей, войсковых полковников, полковых есаулов и сотников.

Надо сказать, что в современной украинской историографии, да и в широком общественном сознании многих «украинцев» господствует устойчивый миф о существовании особой формы республиканского правления в «Гетманщине», которая зримо проявилась в образе вольной Казацкой державы. Однако даже ряд современных украинских историков (В.А.Смолий, Н.Н.Яковенко) справедливо говорят о том, что в так называемой Казацкой республике в гораздо большей степени присутствовали элементы авторитаризма и олигархического правления, особенно в период гетманства Б.М.Хмельницкого, И.Е.Выговского, Ю.Б.Хмельницкого и П.И.Тетери. Причем, практически все претенденты на гетманскую булаву, демонстрируя приверженность идеям подчинения своих полномочий «коллективной воле» Запорожского войска, на деле прилагали максимум усилий для расширения границ своего авторитаризма и даже передачи гетманской булавы по наследству. Более того, профессор Н.Н.Яковенко прямо утверждала, что именно при Б.М.Хмельницком в «Гетманщине» установился режим военной диктатуры, поскольку все руководящие посты здесь занимала исключительно войсковая старшина.

Так же не состоятельны постоянные ссылки украинских самостийников об особом национально-автономном статусе Левобережной Украины в составе Московского царства, поскольку реально это была не национальная или региональная, а военно-сословная автономия, проистекавшая из особого пограничного положения малороссийских и новороссийских земель, расположенных на границах с Крымским ханством и Речью Посполитой. Точно такая же военно-сословная автономия существовала и в землях Донского и Яицкого казачьих войск, которые, как и запорожские казаки, несли пограничную службу на южных рубежах Московского царства, а затем Российской империи.

Принимая Запорожское войско или «Гетманщину» под свою высокую руку царь Алексей Михайлович, безусловно, учитывал неизбежность войны с Польшей, поэтому это решение было принято только тогда, когда русская армия была в состоянии начать новую войну со своим давним и сильным противником. Новая русско-польская война (1654-1667) началась в мае 1654 г., когда 100-тысячная русская армия выступила в поход в трех главных направлениях Царь Алексей Михайлович во главе основных сил двинулся из Москвы на Смоленск, князь А.Н.Трубецкой со своими полками выступил из Брянска на соединение с войсками гетмана Б.М.Хмельницкого, а боярин В.Б.Шереметьев из Путивля вышел на соединение с запорожскими казаками. Чтобы предупредить возможное выступление турок и крымских татар, тогда же на Дон был послан боярин В.А.Троекуров с наказом донским казакам зорко стеречь крымские рубежи, а при необходимости выступить против неприятеля.

В ходе военной кампании 1654 г. русская армия и запорожские казаки, нанеся ряд крупных поражений польской армии, взяли Смоленск, Дорогобуж, Рославль, Полоцк, Гомель, Оршу, Шклов, Умань и другие города в Белоруссии и Малороссии. Военная кампания 1655 г. так же оказалась на редкость удачной для русской армии, которая нанесла ряд крупных поражений полякам и овладела Минском, Гродно, Вильно, Ковно и вышла к Бресту. Но к лету 1655 г. серьезно осложнилась ситуация на территории самой Малороссии, поскольку часть казацкой старшины, которая не признала решений Переяславской Рады, поддержала польскую шляхту и гетману С.Потоцкому удалось собрать и вооружить новую армию. Однако уже в середине июня 1655 г. полки Б.М.Хмельницкого, А.Н.Трубецкого и В.В.Бутурлина разгромили поляков под Львовом, а сам город взяли в кольцо. Тем временем новый крымский хан Магомет Гирей решил оказать помощь Варшаве и вторгся в пределы Польской Украины, но в районе Озерной он был разбит и поспешно ретировался вспять. После этих событий польский король Ян II Казимир в панике бежал в Силезию, а литовский гетман Я.Радзивилл переметнулся к шведскому королю Карлу X Густаву, который еще год назад начал Северную войну (1555-1660) с польской короной.

Сокрушительным военным поражением Польши решили воспользоваться в Стокгольме, и уже в конце 1655 г. шведская армия захватила Познань, Краков, Варшаву и другие города южного соседа. Эта ситуация в корне изменила ход дальнейших событий. Не желая укрепления позиций Швеции в стратегически важном балтийском регионе, под давлением главы Посольского Приказа А.Л.Ордина-Нащекина и патриарха Никона Алексей Михайлович объявил войну Стокгольму и в мае 1656 г. русская армия спешно двинулась в Прибалтику.

Начало новой шведской кампании оказалось очень успешной для русской армии, и буквально за один месяц она овладела Динабургом и Мариенбургом и начала осаду Риги. Однако, в начале октября, получив известие о том, что Карл Х готовит поход в Ливонию, осаду Риги пришлось снять и отойти к Полоцку.

В этой ситуации в октябре 1656 г. Москва и Варшава подписали Виленское перемирие и начали совместные боевые действия против шведской армии, которая к тому времени взяла под контроль значительную часть польской территории. Это обстоятельство очень напугало Б.М.Хмельницкого и в феврале 1657 г. он заключил военный союз со шведским королем Карлом X, послав на помощь своим новым союзникам 12 тысяч запорожских казаков. Поляки тут же известили об этом Москву, откуда к Б.М.Хмельницкому была направлена посольская миссия во главе с боярином Б.М.Хитрово, которая застала запорожского гетмана уже тяжело больным. Пытаясь оправдаться перед царским послом, он поведал тому, что в феврале 1657 г. в Чигирин приезжал королевский посланник полковник С.Беневский, предложивший ему перейти на сторону короля, поэтому «вследствие таких хитростей и неправд, пустили мы против ляхов часть Войска Запорожского». В силу этих, явно надуманных, причин сам Б.М.Хмельницкий отказался отзывать своих казаков с польского фронта, однако запорожцы, узнав, что их поход не был согласован с русским царем, вернулись обратно и заявили своей старшине: «как де вам было от ляхов тесно, в те поры вы приклонились к государю, а как де за государевою обороною увидели себе простор и многое владенье и обогатились, так де хотите самовласными панами быть».

Надо сказать, что подобная «политическая проституция» была всегда характерна для всей казацкой старшины, которая постоянно металась в поисках более выгодных союзников, партнеров и спонсоров. И эта отличительная черта всей «украинской» политической элиты станет ее родовым проклятьем на все времена, а предательство будет возведено в ранг высшего достоинства любого «украинского» политика.

Тогда же в феврале 1657 г. шведская армия перешла в наступление в Ливонии, а в Москве было принят боярский приговор «промышлять всякими мерами, чтобы привести шведов к миру». В этой ситуации русские войска перешли к обороне и сковали армию М.Делагарди под Юрьевым и Гдовом, где в сентябре 1657 г. князь И.А.Хованский разгромил шведских вояк и вернул себе стратегическую инициативу.

Тем временем по завещанию Б.М.Хмельницкого, умершего в августе 1657 г., гетманскую булаву передали его 16-тилетнему сыну Юрию. Однако ввиду его малолетства, казацкая старшина, созвав в Чигирине новую Общевойсковую Раду, вручила гетманские полномочия генеральному писарю Запорожского войска И.Е.Выговскому, который вскоре изменил Москве и в июне 1658 г. подписал с Варшавой Гадячский мирный договор. По этому договору Гетманщина под названием Великое княжество Русское входила в состав Речи Посполитой как равноправная часть этого государства, наделенная внутренней автономией. При этом польской шляхте и католической церкви возвращалось все имущество и прежние земли. Первоначально статьи этого договора, были восторженно встречены «украинской» старшиной. Однако при их утверждении в Польском Сейме, многие из этих статей были отклонены польскими магнатами и шляхтой, и Гадячский договор был ратифицирован в сильно урезанном виде. Тем не менее, новоиспеченный пан И.Е.Выговский, возложив на себя титул «Великого гетмана княжества Русского», переметнулся на сторону поляков и совместно с ними начал активные боевые действия против России. Кстати, новый титул запорожского гетмана одна из самых страшных тайн современной «украинской историографии», поскольку она полностью рушит всю их бредовую концепцию о существовании «самостийной» Украинской Казачьей державы и об отдельном «украинском народе», который ни какого отношения к клятым кацапам и москалям не имел.

В августе 1658 г. войска И.Е.Выговского, ударив по тылам русских войск, взяли Полтаву, Лубны и Глухов, что крайне осложнило ситуацию на «украинском фронте». Поэтому русская армия срочно прекратила боевые действия против шведов и в конце декабря 1658 г. князь И.С.Прозоровский заключил со шведскими послами трехлетнее перемирие в Велиесаре, по которому Стокгольму передали все завоеванные земли в Прибалтике, что позднее будет закреплено в Кардиссом мирном договоре, подписанном в июне 1661 г.

В начале 1659 г. крымско-шляхетская армия под командованием И.Е.Выговского и Магомет Гирея нанесла крупное поражение русским войскам под Конотопом, где погибла лучшая часть поместной конницы во главе с князем А.Н.Трубецким. Тем временем против запорожского гетмана выступила Правобережная Малороссия, которую вскоре поддержали и в Левобережье. В результате И.Е.Выговский в панике бежал в Варшаву, а новым гетманом Запорожского войска был избран Ю.Б.Хмельницкий - абсолютно бездарная и ничтожная личность, страдавшая хроническими запоями.

В современной исторической науке и украинской публицистике (Т.В.Яковлева, Н.И.Яковенко, О.А.Бузина) события на Польской Украине, которые развернулись после смерти Б.М.Хмельницкого и продолжались ровно тридцать лет (1657-1687) традиционно именуют очень емким и предельно точным термином «Руины». Причем, большинство этих авторов, в том числе сами украинские самостийники, справедливо характеризуют ее как Гражданскую войну, которая имела катастрофические последствия для всех малороссийских земель. Хотя, ряд современных кандидатов украинских наук категорический отрицают данную характеристику и утверждают, что это была либо Украинская национальная революция (В.Смолий, В.Степанков), либо борьба за утверждение независимой Казацкой Державы (Т.Чухлиб, Ю.Мицик). Однако эта оценка носит откровенно спекулятивный характер и совершенно не согласуется с хорошо известными фактами, которые признавали даже такие столпы украинского сепаратизма, как Н.М.Костомаров и М.С.Грушевский.

Активное участие в этой Гражданской войне, которая носила абсолютно беспринципный характер борьбы за власть, приняли участие разные старшинские группировки запорожского казачества и малороссийской шляхты, которые возглавляли то гетман И.Е.Выговский (1657-1658), то гетман И.Ф.Беспалый (1658-1659), то гетман Ю.Б.Хмельницкий (1660-1663), которые в нарушение всех соглашений с Москвой стали как политические проститутки метаться между Варшавой и Стамбулом, заключая с ними различные военные и политические союзы. В этой ситуации в 1662 г. в Москве был создан Малороссийский приказ, который возглавил боярин П.М.Салтыков, поскольку внутренняя ситуация в Польской Украине, фактически вышла из-под контроля очень слабой гетманской администрации. Уже к концу 1663 г. Малороссия де-факто разделилась на две части: гетманом Правобережной (Польской) Малороссии стал переяславский полковник П.И.Тетеря (1663-1665), которого сменил генеральный есаул П.Д.Дорошенко (1663-1676), а гетманом Левобережной Малороссии был избран кошевой атаман И.М.Брюховецкий (1663-1668), которого затем сменил черниговский полковник Д.И.Многогрешный (1668-1672). При этом вся гетманская верхушка и полковая старшина не только воевала друг с другом, но и вела активные боевые действия на польском, крымском и русском «фронтах».

В январе 1664 г. Ян Казимир предпринял последнее наступление на Левобережную Малороссию, но под Глуховым был разбит гетманом И.Брюховецким, который совершили удачный рейд на правый берег Днепра, где захватили Канев и Черкассы. Тем временем в самой Польше часть шляхты подняла мятеж против Яна Казимира и в этой ситуации Варшава предложила Москве начать мирные переговоры, которые завершились в январе 1667 г. подписанием Андрусовского перемирия на 13,5 лет. По условиям этого перемирия: 1) Польша признавала за Россией Смоленские, Черниговские, Стародубские и Северские земли; 2) Польша признавала за Москвой всю Левобережную Малороссию и Киев; 3) Россия возвращала Польши все свои завоевания в Белоруссии и Литве; 4) Запорожская Сечь переходила под совместное управление России и Польши «на общую их службу от наступающих басурманских сил»; 5) Обе стороны брали на себя обязательства оказать запорожским казакам военную помощь в случае нападения на их порубежные земли крымских татар.

Заключение Андрусовского перемирия по-разному оцениваются в исторической науке. Например, все украинские самостийники, считают, что Россия предательски нарушила все свои обязательства о совместной борьбе с украинским народом против панской Польши. Однако в российской историографии это перемирие считают крупнейшей внешнеполитической победой русской дипломатии, в результате которой с Россией воссоединились исконные русские земли.

Андрусовское перемирие де-факто закрепило за Российским государством всю территорию Левобережной Малороссии, которую в современной украинской историографии называют «Гетманщина», занимавшую территорию современных Черниговской и Полтавской областей, а также значительную часть Киевской и Черкасской областей и незначительную часть Сумской области. На востоке Левобережная Малороссия граничила со Слободской Украиной, а на юге - с землями Запорожской Сечи. В административном отношении эта территория, где сохранилась прежняя военно-полковая система управления, делилась на пять полков - Черниговский, Полтавский, Переяславский, Прилуцкий и Миргородский, которые возглавляли войсковые полковники, подчинявшиеся Малороссийскому гетману и генеральной старшине.

Надо сказать, что в общественном сознании существует расхожее представление, что вместе с Малороссией в состав России вошла и Слободская Украина, которая практически полностью совпадала с границами современных Харьковской, Сумской, Луганской и части Полтавской и Донецкой областей. Однако это совершенно не так, поскольку эти земли еще с начала XYI в. де-факто принадлежали России. Именно здесь, на границах Дикого Поля, во времена Ивана Грозного началось строительство Большой засечной черты, предназначенной для защиты рубежей Русского государства от постоянных набегов крымских и ногайских татар.

С конца XYI в. царское правительство начало строительство Белгородской засечной черты, куда хлынул новый поток как русских поселенцев, основавших Белгород, Чугуев, Царёв-Борисов, Русскую Лозовую, Русские Тишки, так и малороссийских поселенцев из Русского, Киевского и Брацлавского воеводств. Основную массу этих поселенцев составляли запорожские казаки, малороссийские селяне и православное духовенство, но встречались среди них и представители малороссийской православной шляхты, которые основали города Олешню (1631) и Ахтырку (1641). Массовый исход запорожских казаков на Слободскую Украину начался при Б.М.Хмельницком, которые основали города Краснокутск (1651), Острогожск (1652), Сумы (1652), Харьков (1653) и другие. В период кровавой «Руины» началась новая волна переселения малороссийских селян и казаков на земли Слободской Украины, где они основали города Салтов (1659), Балаклею (1663), Волчанск (1674), Изюм (1681) и другие. Как и в соседней Малороссии, управление здесь строилось на принципах военно-полковой системы, основу которой составляли Острогожский, Сумской, Ахтырский, Харьковский и Изюмский полки, командиры которых подчинялись белгородскому воеводе, назначаемому из Москвы.

Тем временем новым гетманом Левобережья стал верный союзник Москвы генеральный войсковой судья И.С.Самойлович (1672-1687), а гетман Правобережья генеральный есаул П.Д.Дорошенко, который еще недавно был ярым поборником «самостийной Украины», признал себя вассалом крымского хана и заключил с ним новый военный союз. В 1672 г. объединенная крымско-турецкая армия при поддержке запорожских казаков вторглась на территорию Подольского воеводства, захватила Каменец-Подольский и осадила Львов. Польский король Михаил Вишневецкий (1668-1673), неспособный противостоять агрессору, сдался на милость победителя и заключил со Стамбулом Бучачский мирный договор, по которому передал ему всю территорию Правобережной Малороссии, управление которой было возложена на новоиспеченного гетмана Южной (Ханской) Украины П.Д.Дорошенко (1672-1676), резиденцией которого стал Чигирин.

Тогда же, в 1672 г. крымско-турецкая армия вторглась в Подолию и гетман П.Д.Дорошенко, заключив военный союз с турецким султаном Магометом IY, объявил войну Польше, которая закончилась подписанием Бучачского мирного договора, по которому Стамбулу передавалась вся территория Правобережной Малороссии и Подолии.

В 1676 г. русско-запорожская армия под водительством князя Г.Г.Ромодановского совершила удачный поход на Чигирин, в результате которого П.Д.Дорошенко был лишен гетманской булавы и новым запорожским гетманом стал полковник Иван Самойлович. В результате этих событий началась русско-турецкая война (1677-1681). В августе 1677 г. неприятель начал осаду пограничного Чигирина, оборону которого возглавил князь-воевода И.Ржевский. Но в сентябре 1677г., русская армия под командованием князя Г.Ромодановского и гетмана И.Самойловича разгромила крымско-турецких вояк у Бужина и обратила их в постыдное бегство.

На следующий год крымско-османская армия вновь вторглась в Малороссию и в августе 1678г. все же овладела Чигириным, но переправиться через Днепр ей так и не удалось. После нескольких локальных стычек, воюющие стороны сели за стол переговоров, по итогам которых в январе 1681г. был подписан Бахчисарайский мирный договор, по условиям которого: 1) Стамбул и Бахчисарай признавали за Москвой Киев и Левобережную Малороссию; 2) Правобережная Малороссия оставались под властью турецкого султана; 3) Все Причерноморские земли, на которых затем будет создана Новороссийская губерния, объявлялись нейтральным и не подлежали заселению подданными России и Крыма.

В 1686 г. под давлением Вены, возглавившей «Священную лигу» христианских европейских держав для борьбы с османской экспансией, новый польский король Ян III Собеский (1673-1696) вынужден был заключить «Вечный мир» с Москвой на условиях Андрусовкого перемирия, и Россия стала полноправным членом нового военного союза. В мае 1687 г. во исполнение своих союзнических обязательств русско-запорожская армия под командованием князя В.В.Голицына и гетмана И.Самойловича выступила в Первый Крымский поход, который окончился безрезультатно по причине его безобразной подготовки. Затем, в феврале 1689 г. русско-запорожская армия под командованием князя В.Голицына начала Второй Крымский поход. На сей раз, поход был подготовлен гораздо лучше, и русскому войску удалось дойти до Перекопа. Однако прорвать оборону противника В.Голицын так и не смог и, «несолоно хлебавши», повернул вспять.

Логическим продолжением Крымских походов В.В.Голицына стали Азовские походы Петра I1695-1696 гг. В мае 1695г. русская армия под командованием Ф.А.Головина, П.К.Гордона и Ф.Я.Лефорта вышли походом на Азов, который закрывал выход в Азовское и Черное моря. В июне 1695г. русские полки начали осаду крепости, которую через три месяца пришлось снять, поскольку русская армия так и не смогла полностью блокировать ее. Таким образом, Первый Азовский поход закончился безрезультатно.

В мае 1696г. русская армия под командованием царя Петра, воеводы А.С.Шеина и генерала Ф.Я.Лефорта начала Второй Азовский поход. На сей раз, крепость была окружена не только с суши, но и с моря, где несколько десятков галер и сотни казацких стругов надежно блокировали ее, и июля 1696 г. Азов был взят. А в июле 1700 г. после долгих и изнурительных переговоров русский посол дьяк Е.И.Украинцев подписал с турками Константинопольский (Стамбульский) мирный договор, по которому Азов признавался за Россией.

Таким образом, как бы не хотелось современным украинским самостийникам, Малороссия в XVII в. так и не смогла стать суверенным государством по вполне понятным причинам: 1) патологической неспособности самой малороссийской «элиты» к любым компромиссам ради создания собственного государства и 2) в связи с тем, что малороссийские земли стали ареной ожесточенной борьбы трех сильнейших государств тогдашнего мира - России, Речи Посполитой и Османской империи, где суверенной Украине объективно не было и не могло быть места.

("Тишайший"), Федор Алексеевич, царевичи Петр и Иван при регентстве царевны Софьи.

Главной отраслью экономики России оставалось с/х, а основными с/х культурами были рожь и овес. За счет освоения новых земель в Поволжье, в Сибири, на юге России производилось больше с/х продукции, чем в прошлом веке, хотя методы обработки земли оставались прежними, с помощью сохи, бороны; плуг внедрялся медленно.

В 17 веке зародилась первая мануфактура, развивалась торговля, но очень плохо, т.к. Россия не имела выхода к морю.

Русская культура 17 века характеризовалась постепенным отходом от церковных канонов, распространением светских знаний, обмирщением зодчества, живописи, скульптуры. Происходило это из-за ослабления влияния церкви, подчинения ее государству.

В конце 16 века после смерти остался его сын Федор, который был слабоумным, и малолетний царевич Дмитрий. Федор не мог править, т.к. из-за своего слабоумия он "не мог держать выражения лица", поэтому вместо него стали править бояре, среди которых выделился . Он имел большую известность, т.к. был татарским ханом, шурином Федора и зятем Малюты Скуратова, т.е. имел богатые родовые связи.

Борис Годунов все делал тихо, но "по смыслу", поэтому получил прозвище "Хитрый Бес". За несколько лет он уничтожил всех своих противников и стал единоличным правителем при Федоре. Когда в Угличе в 1591 г. погиб царевич Дмитрий (по официальной версии он сам напоролся на нож), а в 1598 г. умер царь Федор, на царство был венчан Борис Годунов. Народ поверил ему и крикнул: "Бориса на царство!" С воцарением Бориса на престоле династия Рюриковичей пресеклась.

Многие мероприятия, проведенные в период его царствования, были реформаторскими и напоминали правление . К положительным преобразованиям царя относятся следующие:

  1. Он первым пригласил на иностранных специалистов, при этом всех иностранцев стали называть немцами не только потому, что германцев среди них было больше всех, но и потому,что они не говорили по-русски, т.е. были "немыми".
  2. Постарался успокоить общество, объединив правящий класс. Для этого он перестал преследовать бояр и возносить дворян, тем самым прекратил гражданскую войну в России.
  3. Установил внешний мир за столом переговоров, т.к. практически не вел войн.
  4. Отправил несколько сот молодых дворян учиться за границу и попытался первый сбрить бороды боярам (хотя удалось это только Петру I).
  5. Начал освоение Поволжья, в его царствование были построены города Самара, Царицын, Саратов.

Отрицательным было ужесточение крепостного права - он ввел пятилетний срок сыска беглых крестьян. Тяжелое положение народа усугубляется голодом 1601-1603 гг., который начался из-за того, что в 1601 г. все лето шли дожди, и рано ударил мороз, а в 1602 г. наступила засуха. Это подорвало экономику России, люди умирали от голода, а в Москве началось людоедство.


Василий Шуйский фото

Борис Годунов пытается подавить социальный взрыв. Он начал раздачу хлеба даром из государственных запасов, установил твердые цены на хлеб. Но эти меры не имели успеха, т.к. раздатчики хлеба стали им спекулировать, к тому же, запасов не могло хватить на всех голодных, а ограничение цен на хлеб привело к тому, что его просто перестали продавать.

В Москве за время голода умерло около 127 тыс. человек, хоронить успевали не всех, и тела умерших подолгу оставались на улицах. Народ решает, что голод - это проклятие Господа, а Борис - сатана. Постепенно поползли слухи, что приказал убить царевича Дмитрия, потом вспомнили, что царь-татарин. Эта обстановка была благоприятной для дальнейших событий, которые произошли в .

В 1603 г. появляется Григорий Отрепьев - монах Саввино-Сторожевского монастыря, заявивший, что он "чудесно спасшийся" царевич Дмитрий. Люди ему поверили, Борис Годунов прозвал его , но доказать ничего не смог. Попасть на российский престол помог польский король Сигизмунд III . Лжедмитрий заключил с ним сделку, согласно которой Сигизмунд дает деньги и войско, а Григорий после воцарения на российском троне должен был жениться на польке, Марине Мнишек. Кроме этого, Лжедмитрий обещал отдать полякам западные русские земли со Смоленском и ввести на Руси католичество.

Поход Лжедмития на Москву продлился два года, но в 1605 г. он терпит поражение под Добрыничами. В июне 1605 г. умирает Борис Годунов, его 16-летнего сына Федора выкинули из окна четвертого этажа. Весь род Бориса Годунова убили, в живых оставили только дочь Бориса, Ксению, но ей была уготована участь любовницы Лжедмитрия.

Алексей Михайлович фото

Царевич Лжедмитрий был избран на царство всем народом, и в июне 1605 г. в Москву торжественно въехал царь и великий князь Дмитрий Иванович. Лжедмитрий был очень независим, он не собирался выполнять обещания, данные польскому королю (кроме женитьбы на Марине Мнишек). Попытался ввести в русских столовых этикет, вилку и сам очень ловко ею пользовался за обедом.

Наблюдая за этим, его приближенные решили, что он - Лжедмитрий, т.к. русские цари не умели пользоваться вилкой. В мае 1606 г. во время восстания, вспыхнувшего в Москве, Лжедмитрий был убит.

На Земском соборе 1606 г. царем был избран боярин . Именно в его правление появился - польский наемник, который собрал войско из крестьян и двинулся на Москву. При этом он говорил, что ведет на трон Дмитрия. В 1607 г. восстание было подавлено, но скоро в Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Марина Мнишек (за 3 тыс. рублей) даже "признала" в нем мужа, но взойти на трон ему не удалось, в 1610 г. был убит в Калуге.

В стране росло недовольство Шуйским. Дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым свергли Шуйского, и он был пострижен в монахи. Власть перешла к олигархии семи бояр, получившей название " ". Бояре во главе с Федором Мстиславским стали править Россией, но они не имели народного доверия и не могли решить, кто же из них, будет править.

патриарх Никон фото

В итоге, на престол позвали польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Владиславу нужно было перейти в православие, но он был католиком и менять веру не собирался. Бояре упросили его приехать "посмотреть", но сопровождало его польское войско, захватившее Москву. Сохранить независимость русского государства можно было только, опираясь на народ. Осенью 1611 г. в Рязани было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. Но ему не удалось договориться с казаками и его убили на казачьем кругу.

В конце 1611 года в Кузьма Минин пожертвовал деньги на создание . Возглавил его князь Дмитрий Пожарский. В октябре 1612 года польский гарнизон в Москве пал.

В начале 1613 года состоялся Земский собор, на котором должны были избрать царя. На нем были представлены все социальные сословия, были даже казаки. На царство был избран с подачи громкого крика казаков. Казаки думали, что царем можно будет легко манипулировать, т.к. ему было всего 16 лет, и он не знал ни одной буквы. Отец Михаила, митрополит Филарет, находился в польском плену, мать в монастыре. Первой женой Ивана Грозного был Романова, к тому же Романовы не были "замазаны" опричниной, что тоже играло немаловажную роль при избрании царем Михаила.

После восшествия его на престол между боярами начинается борьба. Решали, на ком женить юного монарха. Однако когда невесту подбирали, она умирала. Михаил женился только через 13 лет на Евдокии Стрешневой, и бояре так и смогли приобрести на него влияния.

В 1619 г. из плена вернулся отец Михаила, в результате в стране установилось двоевластие. Формально правил Михаил, официально - Филарет, и продолжалось это до смерти Филарета в 1633 г. Правление Михаила было справедливым и мудрым. Были снижены налоги, русский человек платил в казну так называемую "пятую деньгу", 4/5 оставлял себе. Иноземцам были предоставлены права на строительство заводов в России, началось развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности.


Петр 1 фото

Михаил Федорович почти не вел войн, в России наступило успокоение. В 1645 г. он тихо умер, и на престол взошел его сын, Алексей. За свою доброту и мягкость был прозван "Тишайшим". У него было две жены, от первой, Марии Милославской, родился сын Федор, от второй, Натальи Нарышкиной,- сыновья Петр и Иван, и дочь Софья.

Во время своего правления Алексей Михайлович проводил умеренные преобразования, а также провел церковную реформу и реформу городов. Важное деяние - издание Соборного Уложения 1649 г. Оно представляло собой свод законов по всем вопросам от хозяйства до государственного устройства (самодержавия).

Самой важной частью были статьи "О чести государевой". Никто не мог посягнуть на власть царя, но царь должен был советоваться с боярами. Устанавливалось наказание за покушение на государя "словом и делом" - смертная казнь.

Главы, посвященные крестьянскому вопросу - "Суд о крестьянах". Произошло оформление крепостного права, крестьяне являлись собственностью владельца, могли покупаться и продаваться. Судьей над крепостными был их помещик. Крепостной крестьянин имел только одно право жаловаться государю.

Согласно главе "О поместьях", поместья было разрешено передавать по наследству, лишить дворянина поместья не могли, т.е. роль дворянства усилилась.

Церковная реформа


До Алексея Михайловича церковь была независима от государства. Царь подчинил церковь государству с помощью следующих мер:

  • церковь стала платить государству налоги, т.е. была лишена финансовых привилегий;
  • судьей над церковью стал царь;
  • монастыри были лишены права покупать землю.

Предложил свою реформу: креститься не двумя пальцами, а тремя; отдавать поясные поклоны в церкви. Это вызвало недовольство части духовенства и светской знати. Произошел церковный раскол, появилось движение старообрядцев, во главе которых стоял протопоп Аваакум.

Алексею Михайловичу удалось сломить церковь и подчинить ее себе. В 1666 г. патриарх Никон был лишен своего сана и заключен в монастырскую тюрьму, а протопоп Аваакум - расстрижен и проклят на церковном соборе. После этого начались жестокие преследования старообрядцев.

Реформа городов

Горожане были признаны особым, независимым сословием, но они были прикреплены к городам. Защищались права горожан на торговлю: крестьянин должен был продать горожанину свою продукцию оптом, а горожане могли продавать в розницу.

В конце 17 века после смерти Алексея Михайловича на престоле началась чехарда, т.к. у него было три сына и дочь. В 1676 г.на престол взошел его старший сын, 14-летний Федор, но он был болен, не мог самостоятельно ходить и власть была в руках его родственников со стороны матери. В 1682 г. Федор умирает, и при малолетнем Иване и Петре стала править царевна Софья. Правила она до 1689 г. и успела совершить немало полезного:

  • дала свободу городам;
  • осознала необходимость прорыва к морю для развития торговли, для этого были предприняты два (правда, неудачных) крымских похода, в 1687 и 1689гг.

Софья пыталась захватить всю власть, но 17-летний царь уже был готов принять власть на себя.

Итоги

Итак, 17 век в - это не только " ", смутный век, но и век противоречий. В экономике России господствующее положение занимал феодальный уклад, и в то же время возникает капиталистический уклад хозяйства. Несмотря на то, что положение народа было крайне тяжелым, произошло оформление крепостного права, тем не менее, именно народ мог помочь стать царем тому или иному претенденту на российский престол, поверить ему и пойти за ним.

17 век в истории России имел переломное значение. Россия начала планомерный переход от средневековья к новому времени. Россия менялась. Как в культурном, так и в политическом плане. Русские цари смотрели на запад, и перенимали, пусть и с неохотой, некоторый опыт европейских коллег. Появились первые печатные книги, русская литература развивается бешеным темпом, появился первый русский театр. Большие успехи были и в области архитектуры. Русская культура 17 века была близка к западной Европе. И, слышать речи о русской отсталости от всего остального мира – это моветон. 17 век в русской истории, в истории русского народа, в истории его культуры стал временем ломки средневековых культурных ценностей и традиций, их пересмотр, и одновременно страстной защитой, эпохой быстрых перемен, временем споров о сущности и культурных задачах. Вот такой вот был 17 век в русской культуре и истории.

Слайд 2 из презентации «Русская культура 17 века» к урокам истории на тему «Русская культура 17 века»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке истории, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Русская культура 17 в.ppt» можно в zip-архиве размером 641 КБ.

Скачать презентацию

Русская культура 17 века

«История Бунташный век» - Земский собор. Казаки. Монеты. Социальное устройство России. Соборное уложение. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ XVII в. Холопы. Макарьевская ярмарка. Бунт горожан. История России «Почему XVII век - бунташный?». Владельческие. НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ XVII в. СЕРЕБРЯННЫЕ КОПЕЙКИ XVII в. Боярская дума. 1662 г. Духовенство.

«Россия XVII век» - XVII век – Новый период в истории России. Укрепление самодержавия нашло отражение и в титуле. Медный бунт. Русский первопечатник Иван Федоров. Фёдор. Софья Алексеевна. 16.06.2011. Убийство опричниками митрополита Филиппа. История России 10 класс. Вопросы и задания к главе V, Стр. 333-336. Борис Годунов.

«Россия в XVII» - Разделы Польши. Особая роль гвардии, т.к. отсутствовали традиционные и легальные общественно-политические организации. Абсолютизм в России формировался на базе феодально -крепостнической системы. «Эпоха дворцовых переворотов». Социальная опора - дворянство. Рост абсолютистских тенденций в России XVII в.

«XVII век» - Регулярно устраиваемый большой торг с увеселениями и развлечениями. 6. ……….. Столица России в XVII веке 9. ………………….. Слой населения, занимавшийся торговлей. 7. ………….. Лжедмитрий I - Григорий Отрепьев!? 2. Исторические деятели XVII века. 1. ………………….. Страны, которые начали интервенцию против России в 1609 г. 8. ……………. ……………

«Россия в XVII веке» - 2. Выберите из списка черты экономического развития России в XVII в.: Шатровый Классицизм Московское барокко Романский. 3. Крепостное состояние было признано наследственным и оформлено юридически в правление: «7 августа Разин в 10-тысячной армией выступил из Царицына. 6. В каком году было открыто учебное заведение, о котором говорится в тексте:

«Войны России XVII в» - В Москве понимали, что поддержка Хмельницкого означает войну с Польшей. В январе 1654 г. в ставку Хмельницкого прибыл московский посол боярин А.В. Бутурлин. Украина в XVII веке. После победы битвы при Зборове Хмельницкий заключил мир с Польшей. Гетман Иван Астафьевич Выговский. Не найдя управы на польского дворянина, Хмельницкий бежал в Запорожскую Сечь.