Подвижное лицо. Неделю спустя Де Витт, словно призрак, появился в кабинете и молча уселся в кресло рядом с Файрли. Его лицо было непроницаемо, но в глазах светилось уныние. Основные случаи употребления отрицательных частиц

Подвижное лицо

Подвижность человеческого лица - это не строго контролируемый процесс. В основе его лежит простейший биологический факт, имеющий огромное значение. Нервная система человека сконструирована так, что визуальное воздействие движения лицевых мускулов гораздо сильнее, чем кинетическое. Например, маленькие мускулы вокруг рта могут сдвинуться только на пару миллиметров, причем сам человек порой этого даже не заметит, однако окружающие могут воспринять такое выражение рта как какой-то определенный знак. Можете проверить это перед зеркалом. Насколько человек не воспринимает собственного внешнего облика, легко показать на самом обыкновенном примере - когда он пытается прикоснуться языком к внешней стороне своих нижних или верхних зубов. Ему кажется, что он делает это скромно и деликатно. Лицо при этом остается как будто бы почти неподвижным Но если взглянуть на себя в зеркало, то станет видно, что даже легкое движение языка вызывает значительное искажение черт лица, особенно подбородка, и передается шейным мускулам. Если человек более чутко, чем обычно, прислушивается к своим ощущениям, то заметит движение мускулов и на лбу, и на висках.

В пылу общения такое происходит постоянно. Сам человек этого не замечает; то, что ему кажется легчайшим мускульным движением, вызывает изменение выражения его лица. А в это время Ребенок в его партнерше может жадно искать (насколько это допускают хорошие манеры) подтверждения в изменении его чувств и намерении. Так что выражение лица человека всегда высказывает больше, чем он сам предполагает, если, конечно, он не принадлежит к людям, сознательно делающим свое лицо неподвижным и непроницаемым, чтобы не обнаруживать своих подлинных реакций. Но в свою очередь это свидетельствует о том, как важны выражения лиц в ходе общения, так как непроницаемые лица заставляют других чувствовать себя неуютно, не способствуют контакту и стремлению вести себя естественно в сложившейся обстановке.

Подобные факты, наверное, и объясняют почти сверхъестественную интуицию, определяющую отношение детей к другим людям. Дети еще не знают, что нельзя пристально вглядываться в лицо другого, а потому смотрят и видят то, что сам субъект не осознает, а взрослые могут не заметить. Обычно Взрослый в человеке воспитанно избегает пристальных взглядов в лицо собеседника, тогда как его Ребенок нахально глазеет и заключает, чаще всего правильно, о том, что на самом деле думает и чувствует партнер по разговору. Особенно удачным это бывает в «первые десять секунд» после знакомства, когда человек еще не знает, как подать себя, и может выдать то, что позже попытается скрыть. В этом ценность первых впечатлений. В результате человеку не известно, сколь многое он обнаружил из-за подвижности своего лица. То, что он постарался скрыть даже от себя самого, собеседник сможет увидеть со всей очевидностью и соответственно организовать свое поведение, к удивлению своего партнера. Сам того не сознавая, человек подал сценарные сигналы. Окружающие в основном реагируют именно на них, а не на его «персону» или на его представление о самом себе. В результате сценарий может разворачиваться независимо от его желаний. Он, конечно, не может чувствовать себя ответственным за это и говорит, сохраняя иллюзию автономии: «Не понимаю, что это он так себя ведет. Я ведь не подал никакого повода. Странные все-таки люди...» Если его поведение достаточно необычно, окружающие могут реагировать совсем непостижимым для него образом. Так нередко возникают и подкрепляются обманы, различные сложные ситуации.

Справиться с таким положением довольно-таки просто. Изучив с помощью зеркала выражения собственного лица, можно понять, что заставляет людей реагировать на него так или иначе. При желании можно научиться изменять ситуацию. Если Вы не актер, у Вас, скорее всего, такое желание не возникнет. В действительности большинство людей так погружены в свои сценарии, что используют любой предлог, лишь бы не изучать собственное отражение. Некоторые люди заявляют, что это искусственная процедура, будто бы естественно предоставлять сценарию механически порождать заранее предопределенные ситуации.

Клара - очень воспитанная женщина из Латинской Америки. Она являет собой выразительный пример того, как глубоко воздействует подвижность лица на человеческие взаимоотношения. Она появилась в психотерапевтической группе в связи с тем, что ее муж задумал с ней расстаться. По ее словам, ей не с кем было посоветоваться, хотя дома вместе с ними жили их трое взрослых детей. Муж отказался прийти с нею, но двадцатилетний сын с готовностью принял наше приглашение.

«Мне трудно разговаривать с матерью вообще, - сказал он, - и даже сейчас нелегко говорить о ней. Она так ранима, что часто чувствует себя мученицей. Прежде чем сказать ей что-нибудь, я должен трижды подумать, как она это воспримет. Я ничего не могу сказать ей прямо...» Речь сына длилась несколько минут, а мать в это время сидела рядом в несколько напряженной позе, выпрямившись и сложив руки на коленях, как привыкла это делать в детстве. Можно было видеть лишь движения ее лица, головы, шеи. Слушая сына, она сначала удивленно подняла брови, затем насупилась, слегка покачала головой, поджала губы, печально склонила голову, вновь подняла глаза, а потом поникла головой набок в позе мученицы. Эти пластические движения головы и лица длились все время его речи - кинематографическая картина эмоциональной выразительности. Когда сын закончил, психотерапевт задал ей вопрос: «Почему вы так демонстрировали свое отношение к словам сына?» - «Я этого не делала», - удивленно возразила она. «...Но мимика и движения головы». - «Я этого не заметила». - «Все это было, - сказал психотерапевт. - Когда сын говорил, выражение вашего лица было реакцией на его слова. Вот почему ему так трудно к вам обращаться. Вы просите сына говорить все прямо, но если вы даже не произносите ни единого слова, все равно ваши мысли читаются на вашем лице. Причем вы сами об этом, наверное, и не догадываетесь. Вы видите, какое впечатление это производит на сына? А представьте себе, каково было ему в трехлетнем возрасте, когда он старался искать на материнском лице ответа на свои слова и поступки. Вот почему он должен трижды подумать, прежде чем заговорить с вами, вот почему вам не с кем поговорить дома». - «Что же теперь делать?» - спросила она. «Вернувшись домой, встаньте перед зеркалом. Сын будет с вами говорить, а вы следите за своей реакцией... Ну, а сейчас что вы думаете по существу им сказанного?» спросил психотерапевт.

В данном случае Родитель Клары прислушивался к словам сына с материнским вниманием, и это было активное состояние ее Я в тот момент. В то же время ее Ребенок реагировал совсем иначе, причем ни Родитель, ни Взрослый не воспринимали движений ее собственного лица, не чувствовали их. Сыну же реакции ее Ребенка в буквальном смысле слова бросались в глаза. Искренность ее Родителя не проявлялась вовсе, и все в группе, за исключением ее самой, ясно видели, почему сыну так трудно говорить с матерью прямо и откровенно.

Принцип подвижного лица относится и к улыбке матери, и к ухмылке весельчака. Мать может совсем не знать о том, что выражение ее лица очень сильно влияет на ее детей.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Лицо В момент самоовладевания оно должно быть непроницаемо. Такое выражение достигается ощущением маскообразности. Оно тебе хорошо знакомо. Отличие его в данный момент от маскообразности в уроке № 3 только в открытых глазахОсобо следует остановиться на взгляде. Глаза -

Из книги Настольная книга стервы автора Кронна Светлана

КАК НОСИТЬ ЛИЦО Если по правде, я не собиралась писать эту главу. И не писала бы, не вынуди это сделать женщины.Впрочем, рассказываю как было. По порядку.Было утро. Слезливое осеннее утро, от которого хочется спрятаться под ватное одеяло и там переждать до весны.Но позволить

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Лицо Многие мужчины, влюбившись в ямочку на щеке, по ошибке женятся на всей девушке. Ставен Ликок. А вот тут смотри и слушай крайне внимательно. Надеюсь, что ты понимаешь важность внешнего вида твоей товарной витрины, то есть лица. Когда я работал в продажах, лично и на

Из книги Аутотренинги автора Красоткина Ирина

ЛИЦО Удобно устройтесь пред зеркалом и начинайте воображаемый диалог с шефом. Следите за выражением своего лица: напрочь уберите выражение испуга, а следовательно, не испуганы и вы сами.Известно, что часто люди от страха и напряжения плотно сжимают челюсти и губы, а

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Лицо Выражение лица Не помню, кто там из нобелевских лауреатов говорил, что, улыбаясь, мы напрягаем всего две мышцы, а нахмуриваясь – 54.Важно другое – ваше лицо должно одновременно излучать безмятежность, загадку, жизнерадостность и уверенность в себе.Всякого рода

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Из книги Большая книга стервы. Полное пособие по стервологии автора Шацкая Евгения

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

А. Пластичное лицо Именно пластичность человеческого лица в первую очередь превращает жизнь из контролируемого эксперимента в приключение. В основе лежит простейший биологический принцип, который имеет огромное общественное значение. Нервная система человека

Из книги Библия стервы. Краткий курс автора Шацкая Евгения

Б. Подвижное Я Не менее чем пластичное лицо на действие сценария оказывает влияние имеющее психологическую природу подвижное Я. Оно основано на том же самом эффекте сознавания. Ощущение Я подвижно. В любой момент оно может сосредоточиваться на любом из трех состояний Я и,

Из книги Манипулятор [Секреты успешной манипуляции человеком] автора Адамчик Владимир Вячеславович

Мое лицо – мое богатство …От уксуса – куксятся…от горчицы – огорчаются, от лука – лукавят, от вина – винятся, а от сдобы – добреют. Как жалко, что никто об этом не знает… Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес» Тебе нравится, как ты получаешься на фотографиях? Нет, не на

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Лицо мужчины Верхушка уха выше, чем бровь Очень умный человек; его ожидает блестящее будущее. Родинка в губном желобке. Расположена непосредственно выше линии верхней губы Особое внимание следует обратить на это женам, собирающимся родить ребенка, так как при родах,

Из книги Сундук старого принца автора Гнездилов Андрей Владимирович

Лицо женщины Уши, так же как и щеки, сияют и искрятся розовым Это означает, что Бог всегда с вами. Будьте готовы к осуществлению замыслов. Уши выглядят серыми и мрачными Не соблазняйтесь азартной игрой, поскольку удача не с вами. Небольшая крестообразная отметина в

Из книги Я - женщина автора Шереметева Галина Борисовна

Лицо Лицо состоит из множества мышц, сокращение и растяжение которых приводит кожу в движение. Разные мышцы отвечают за разные выражения лица и, в свою очередь, за разные эмоции. Семь эмоциональных комбинаций универсальны для всех

Из книги автора

Лицо учителя Свет истины нисходит с небес, говорят преданья. Не потому ли отшельники и мудрецы ищут в горах убежище для своих уединенных трудов и откровений. Вот там, в сердце горных хребтов, некогда прошел Великий Учитель. Стерлись в памяти людей священные слова,

Из книги автора

Лицо Рассматривая все структуры, необходимо помнить, что все относительно. Люди разные, вы можете больше соответствовать то одному, то другому типу. Однако, все-таки, остаются черты, которые привлекают внимание и создают характерный портрет.Мышцы лица связаны с

Непроницаемость как качество личности – склонность не показывать проявлений своих чувств; скрывать от других свои намерения и чувства; быть скрытым, недоступным для понимания.

Мужчина пришел к своему приятелю, и видит такую картину: приятель увлеченно режется на деньги в очко со своей собакой. – Какая у тебя умная собака! – Да какая умная? Дура! Умная собака должна играть с непроницаемой мордой, чтоб соперник не догадался о содержании её карт. А какая тут, к чёрту, непроницаемость, когда ей карта приходит, хвостом машет, как веером.

Непроницаемость – щит от рентгена любопытных глаз. Непроницаемого человека в психологическом контексте невозможно сканировать, диагностировать, как-то понять и просчитать.

Как написал Наполеон в своём дневнике 11 апреля 1816 года: «Лицо Талейрана столь непроницаемо, что совершенно невозможно понять его. Ланн и Мюрат имели обыкновение шутить, что если он [Талейран] разговаривает с Вами, а в это время кто-нибудь сзади дает ему пинка, то по его лицу Вы не догадаетесь об этом».

Российский президент Владимир Путин «совершенно непроницаем», поэтому стратегия Кремля для Запада остаётся загадкой, пожаловался глава британского МИД Филип Хаммонд: «Наблюдая за Путиным как министр обороны, а сейчас и как министр иностранных дел, я понял, что неважно, как долго вы наблюдаете, вы не сможете ничего увидеть - совершенно непроницаем. Мы не имеем понятия, какова стратегия Кремля. Мы не знаем».

Непроницаемость души превращает человека в расчеловеченную особь. Если «лампочка» души накрыта непроницаемым темным сукном пороков, внутри и вокруг человека беспросветная тьма. Где уж тут увидеть прекрасное? Например, душа махрового эгоиста находится под непроницаемым «колпаком» эго. До неё не достучаться. Ее невозможно ничем расшевелить. Ей недоступны вершинные переживания. Она, как мертвая царевна, заколдована пороками и не может выполнять свои функции – освещать внутренний мир человека, принимать вместе с разумом активное участие в принятии благородных решений. Когда душа «арестована» непроницаемостью пороков, переживать чувство прекрасного также невозможно, как обедать в противогазе.

Непроницаемое невежество – удел всех, кто стал на путь деградации. Прекрасное видят люди, у которых душа свободна от пороков. Если душа непроницаема, то есть, закрыта наглухо в скорлупе эгоизма и корысти, она, соответственно, закрыта к пониманию духовности, красоты и гармонии в природе, в человеческих отношениях, в произведениях искусства, во внешнем и внутреннем облике человека.

Непроницаемость нужна разведчикам и дипломатам, игрокам и мошенникам, ловеласам и сердцеедкам, бизнесменам и переводчикам.

Импульсивный болтун – Хрущёв приехал в Китай. На площади десятки тысяч китайцев. Предоставили ему слово. Полчаса он разглагольствовал, наконец, дал возможность переводчику перевести речь. Тот вышел и с непроницаемым лицом сказал: - Тяо. Хрущёв удивился такому упрощённому переводу, но продолжил трепотню. Целый час сотрясал воздух. Переводчик с непроницаемым лицом перевёл: - Тяо. Очень удивлённый Хрущёв еще проговорил с полчаса и, наконец, закончил. Переводчик сказал: - Тяо сяо лио мяо.

Уже у себя в номере Хрущёв вызвал своего переводчика и спросил, как можно уложить двухчасовую речь в четыре слова? Неужели китайский язык достиг такой степени упрощённости? Переводчик сказал: - Первые два раза он сказал «Врёт», а в конце произнёс: – Кончил врать, тля кукурузная.

За безмятежной непроницаемостью облика можно спрятать половодье своих чувств и настроений.

Непроницаемость становится пороком, если направлена на равнодушное исключение всех людей из своей жизни. Философ Владимир Соловьёв писал: «Если корень ложного существования состоит в непроницаемости, то есть во взаимном исключении существ друг другом, то истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа».

Анекдот в тему. На уроке литературы Вовочка рассказывает отрывок из «Евгения Онегина»: - «Когда б надежду я имел хоть редко, хоть в неделю раз…» Марья Ивановна: - Ну что, Вовочка, опять забыл? Вовочка (с непроницаемым лицом): — Нет, просто думаю, какое все-таки красивое имя - Надежда.

Непроницаемость незаменима в юморе. Рассказывает очевидец: С Юрием Никулиным я познакомился на съемках программы «Белый попугай». Далеко не каждый человек может смешно рассказать анекдот, но то, как рассказывал анекдоты Юрий Владимирович, особенно в сопровождении своей жены Тани, когда она ему порой подыгрывала, – это было феноменально! Например, когда Никулин с совершенно непроницаемым лицом рассказывал анекдот, содержание которого сводится к тому, что человек медленно пьет водку у стойки в кафе, а рядом стоит женщина и все время под руку его спрашивает: «Водка холодная и теплая? Водка холодная и теплая?», а он пьет и только глазом косится на эту женщину. Совершенно нейтрально, не морщась, допивает водку, ставит стакан, оборачивается к женщине и говорит: «Приятная!..»

Вот я сейчас рассказываю этот анекдот – это так себе, но когда его рассказывал Юрий Владимирович – это было до слез смешно! А один раз на съемках «Белого попугая» упал софит, причем упал в десяти сантиметрах от головы Юрия Владимировича, увенчанной матросской фуражкой. И он, человек, прошедший войну, даже не поморщился! Просто посмотрел на упавший софит и продолжил рассказывать анекдот. Если бы софит упал ему прямо на голову – убил бы насмерть! Софит упал с диким грохотом, все бросились к Никулину, завизжали, а он даже не отреагировал, лишь сказал: «Ну, бывает…»

Петр Ковалев

Читайте также:
  1. ENELOOP Lite - аккумуляторы с низким саморазрядом для устройств с маленьким энергопотреблением
  2. А сердцевина белых лилий в затоне после того случая навеки приобрела розоватый цвет, словно впитала в себя кровь несчастной Зореславы».
  3. А тот и не жалел, что сбежал, топал рядом, пыхтел. Сам толстый, мордастый и выносливый, как верблюд...
  4. Безусловно жемчужиной римского градостроительства и архитектуры является сам Рим (фильм).
  5. Безусловное принятие - принцип без принятия которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными.
  6. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. ЧТО ВОЗВЫШАЕТ ВАС В ГЛАЗАХ ВАШИХ ДЕТЕЙ

– Надеюсь, все прошло успешно? – не удержавшись, съязвил Файрли. – Вам позволили нажимать на все пусковые кнопки?

– Мы не сдвинемся с мертвой точки, Боб, пока вы не достигнете серьезных результатов, – устало ответил Де Витт. – Скажите откровенно, есть ли хоть какая-то надежда получить их в обозримом будущем?

– Никакой, – с усмешкой бросил Файрли, наслаждаясь болью в глазах экс-полковника. – И вообще, я считаю, что ваш шеф Кристенсен прав. Это абсурд – изучать неизвестные машины, да еще созданные на другой планете, на основе всего двух слов «включено» и «выключено».

– Не так уж это и мало, – тихо возразил Де Витт. – Вы меня удивили, Боб. Я надеялся, что такой молодой человек, как вы, станет моим союзником, а вы…, вы оказались замшелым стариком. Кристенсена еще можно понять, он совершенно закостенел. Он долгие годы по кирпичику складывал фундамент своей карьеры и теперь просто не способен идти вперед, не оглядываясь. Но вы…, э-эх…

Де Витт внезапно поднялся и вышел из комнаты, громко хлопнув дверью. Файрли ошеломленно посмотрел ему вслед и вдруг почувствовал, что щеки его горят. В нем разгорался гнев – и не только по отношению к Де Витту…

Не выдержав, он вновь включил заветную запись и, закрыв глаза, в сотый раз стал слушать голос давно умершей женщины со звезд. Она звала его, звала…, а он струсил, встав на сторону Кристенсена и старперов из Вашингтона. Де Витт прав – он уже старик, который так никогда и не был по-настоящему молодым…

С этого дня Файрли стал работать с каким-то диким исступлением. Свет в его кабинете по ночам почти не гас, спал он не более двух-трех часов в сутки, держась на черном кофе и тонизирующих таблетках.

И наконец в, казалось бы, гранитной стене Непознанного появилась крохотная трещина. Файрли понимал, что это скорее всего оптический обман – уж слишком безумной и безнадежной была осенившая его идея, но продолжал упорно идти вперед.

Вскоре трещинка превратилась в расщелину, в конце которой появились робкие лучи света.

Он никому ничего не сказал, даже Спееру. Де Витт демонстративно не появлялся, словно поставив крест на нем, но иногда посреди ночи у Файрли появлялось неприятное ощущение, что кто-то следит за ним через оконное стекло.

Рабочий дневник распухал от торопливых записей. Вскоре в нем появился первый перевод одной из «инструкций» к машине пришельцев – ею оказался киберштурман; за ней последовала вторая инструкция, третья… Однажды ночью Файрли выключил компьютер и с изумлением и даже некоторым страхом посмотрел на толстые тетради, лежащие на столе. Если он окончательно не сошел с ума, то перед ним находился ключ к звездам. Фотографии машин, найденных в Гассенди, их подробное описание, сделанное инженерами, и переводы инструкций… Любая из авиакосмических фирм, работавших на НАСА, могла на основе всего этого материала начать проектировать звездолет. Звездолет!!


| | | | | | | | | | 11 | | | | | | | | | | | | | |


Во время судебного процесса над нацистскими преступниками 1945 года среди обвиняемых выделялась одна девушка. Она была довольно миловидной, но сидела с непроницаемым лицом. Это была Ирма Грезе – садистка, каких еще поискать. В ней странным образом сочетались красота и необыкновенная жестокость. Приносить мучения людям доставляло ей особое удовольствие, за что надзирательница концлагеря получила прозвище «белокурый дьявол».


Женские вспомогательные подразделения СС. Ирма Грезе в центре.

Ирма Грезе (Irma Grese) появилась на свет в 1923 году. Она была одной из пяти детей в семье. Когда Ирме исполнилось 13 лет, мать покончила с собой, выпив кислоту. Она не могла выдерживать побои мужа.

Через два года после смерти матери Ирма бросила школу. Она стала вести активную деятельность в Союзе немецких девушек, перепробовала несколько профессий, а в 19 лет, несмотря на протесты отца, записалась в состав вспомогательных подразделений СС.


После войны надзирательница собиралась стать актрисой.

Свою деятельность Ирма Грезе начала с лагеря Равенсбрюк, затем по собственному желанию ее перевели в Аушвиц. Грезе настолько рьяно исполняла свои обязанности, что уже через полгода стала старшей надзирательницей, вторым человеком после коменданта лагеря. Сегодня это звучит довольно забавно, но Ирма Грезе говорила, что не собиралась оставаться надзирательницей всю жизнь, а хотела потом играть в кино.

Ирма Грезе - самая жестокая надзирательница лагерей смерти во время Второй мировой войны.

За свою красоту и ужасную жестокость Грезе получила прозвища «Светловолосый дьявол», «Ангел смерти», «Прекрасное чудовище». Надзирательница с прекрасной прической, ароматом дорогих духов, исходивших от нее, вполне оправдывала свои прозвища. Она с особым садизмом расправлялась с заключенными.

Помимо оружия, у Ирмы всегда при себе имелся хлыст. Она лично забивала до смерти женщин-заключенных, устраивала отстрелы во время построения, отбирала тех, кто отправится в газовую камеру. Но больше всего удовольствия ей доставляли «забавы» с собаками. Грезе специально морила их голодом, а затем натравливала на заключенных. У нее даже имелся абажур, сделанный из кожи убитых женщин.


Надзирательница Ирма Грезе и комендант концлагеря Йозеф Крамер.


Зверства нацистов в концлагерях.

В марте 1945 года по личной просьбе Ирмы Грезе ее перевели в концлагерь Берген-Бельзен. Через месяц ее взяли в плен британские войска. Бывшая надзирательница вместе с другими работниками концлагеря предстала перед судом, который получил название «Бельзенский процесс». Ее приговорили к смертной казни через повешение. Приговор привели в исполнение 13 декабря 1945 года.

Ирма Грезе во время Бельзенского процесса.

По словам очевидцев, в ночь перед казнью Ирма Грезе вместе с еще одной приговоренной Элизабет Фолькенрат распевала песни и смеялась. На следующий день, когда ей накидывали петлю на шею, Ирма с непроницаемым лицом бросила палачу: «Schneller» (нем. «быстрее»). «Ангелу смерти» на тот момент было всего лишь 22 года. За свое недолгое существование она лишила жизни тысячи людей.