Полёты на Луну — как это было. Начало лунной гонки. Странности с лунным грунтом

Прямая трансляция высадки на Луну велась по всему миру, за исключением СССР и КНР. Широко распространена легенда, которую изложил советский журналист и популяризатор науки Ярослав Голованов в своей книге «Правда о программе Apollo». Он писал: «Поздно вечером 21 июля 1969 года по Центральному телевидению, если мне не изменяет память, демонстрировали кинокомедию «Свинарка и пастух». В это время всё человечество, затаив дыхание, следило за первой высадкой землян на Луну. Мы проявили тогда неуважение не к астронавтам, не к стране их пославшей, а к себе...». Но в этот момент, 5:56 утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач. В то время трансляция начиналась только в 8 утра.

Взлетная ступень лунной кабины с двумя космонавтами на борту стартовала с поверхности Луны.

Это произошло в 20 часов 54 мин. по московскому времени. После выхода на орбиту Луны и маневрирования кабина должна перейти на орбиту основного блока "Аполлона-11" и провести с ним стыковку.

В 15 часов 11 минут по вашингтонскому времени в воскресенье 20 июля космонавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин отделили лунный отсек от командного отсека, в котором остался Майкл Коллинз, и начали самостоятельный полет.

Примерно через 56 минут они включили тормозной двигатель и перевели лунный отсек на траекторию к месту посадки. Началась одна из ответственнейших фаз программы полета "Аполлона-11".

Даже глядя на экран телевизора, ощущаешь напряжение, охватившее космический центр в Хьюстоне. Лунный отсек быстро снижается. Он летит сперва как бы на животе, стальными паучьими ногами вперед. Космонавты лежат в своей нише лицом вниз. Затем кабина постепенно принимает горизонтальное положение. Космонавты сообщают, что на борту все идет нормально. Связь с ними не прекращается. Слышен далекий голос Армстронга:

- Снижаемся в соответствии с планом. 20 километров до поверхности Луны... 18... 15...

До посадки остается несколько минут.

- Тысяча футов! - восклицает контролер на командном пункте в Хьюстоне. - 1500 футов!.. 100 футов!..

- Осталось 40 футов, - сообщает из лунного отсека Армстронг. - Двигатель поднимает с поверхности Луны клубы пыли. Видим собственную тень.

Как их встретит Луна? Не завалится ли набок лунная кабина? Приборы в Хьюстоне регистрируют пульс космонавтов: у Олдрина 130 ударов в минуту, у Армстронга - 150.

- Двигатель выключен! - Слышен заметно взволнованный голос Армстронга. - Садимся!

Наступает пауза. Стрелка часов показывает четверть пятого (вашингтонское время).

- Алло, Хьюстон! Говорит база Море Спокойствия. "Орел" (кодовое название лунного отсека) сел!

- Вы заставили всех в Хьюстоне позеленеть от волнения, - отвечают с Земли. - Теперь мы перевели дух. Сообщаю, что теперь здесь у всех на лицах улыбки.

- Учтите, на Луне тоже две улыбки,- шутит Армстронг.

- Не забудьте еще одну в космосе,- доносится голос Майкла Коллинза из кабины командного отсека. Коллинз просит сообщать ему обо всем, что происходит в районе посадки.

"Орел" прилунился примерно в четырех милях от заданной цели в юго-западной части Моря Спокойствия. Судя по дальнейшим рассказам космонавтов, посадка была нелегкой.

- Мы опускались прямо на кратер размером с футбольное поле,- докладывал Армстронг через 5 минут после посадки.- Вокруг было много огромных камней. Пришлось перейти на ручное управление, чтобы выбрать другое место для посадки.

Еще несколько минут спустя, глядя в иллюминатор, Олдрин дал первое описание района, в котором сел лунный отсек:

- Вокруг целая коллекция серых камней различной формы. Каких только камней здесь нет!

Стоя у другого иллюминатора, Армстронг продолжил описание района посадки:

- Это сравнительно ровная поверхность с множеством кратеров от 5 до 50 футов в диаметре. Ряд каменных гряд высотой в 20-30 футов. Тысячи маленьких кратеров диаметром в 1-2 фута. Прямо перед нами несколько валов высотой в 2 фута. Вдалеке холм. До него может быть полмили или миля.

По просьбе космонавтов космический центр в Хьюстоне согласился сократить время их отдыха и разрешил им выйти из лунного отсека на поверхность Луны на несколько часов раньше, чем было предусмотрено планом.

Поздно вечером по вашингтонскому времени (в Москве было раннее утро 21 июля) космонавты приступили к разгерметизации кабины. Вместо 15 минут, предусмотренных планом, это заняло больше часа. По радио было слышно, как переговариваются между, собой Армстронг и Олдрин, осматривая и проверяя друг на друге скафандры, гермошлемы и системы жизнеобеспечения, которые помещаются в ранце на их спинах.Наконец слышен голос Армстронга:

- К выходу на поверхность готов.

Открывается люк кабины, но космонавты не спешат. Им нужно освоиться. Проходит минута, другая.

- Начинаю выход,- докладывает Армстронг.

Олдрин помогает ему на коленях подползти к люку. Космонавт начинает медленный, осторожный спуск по 9-ступенчатой лестнице на поверхность Луны. По пути вниз он открывает еще один люк, в котором хранятся инструменты, целлофановые мешки для лунного грунта, специальная лопаточка для работы на почве и телевизионная камера. Эдвин Олдрин изнутри кабины включает камеру, и на экране телевизора появляется изображение, передававшееся с Луны. В первую минуту трудно что-либо разобрать. Потом мы понимаем, что видим лунную поверхность и лестницу лунной кабины. Изображение не очень четкое, как будто в тумане.

Неожиданно мы видим, как на ступеньку ступает нога человека. Вот вторая нога. Армстронг спускается лицом к кабине. На последней ступени он останавливается и "пробует" почву левой ногой. Вот он уже стоит на лунной поверхности, не отрывая правой руки от лестницы.

Он делает первый шаг, небольшой шаг, осторожный и неуверенный.

Правая рука по-прежнему лежит на лестнице. Но первый шаг сделан. И мы слышим слова космонавта, первые слова человека на Луне:

- Один маленький шаг человека - огромный шаг человечества.

Армстронг отходит от кабины. Движения его напоминают движения водолаза на морском дне. И сам он в своем скафандре похож на водолаза. За ним тянется веревка, которую держит оставшийся в кабине Олдрин. Это на случай неожиданностей.

- Не испытываю затруднения в движениях,- докладывает космонавт.- Здесь даже легче, чем во время тренировок на Земле.

Его первое задание на лунной поверхности после "приобретения уверенности" - взять образец лунной почвы. Он берет ее специальной лопаточкой, мы видим, как он укладывает его в целлофановый мешок и кладет в карман, пришитый выше колена левой ноги. Движения его становятся увереннее и быстрее. Он уходит все дальше и, наконец, исчезает за рамкой телевизионного экрана.

Неожиданно он появляется на экране снова, и зрители на Земле не могут сдержать возгласа удивления: он бежит. Но не так, как бегают на Земле. Так бегают на экране кино, снятые замедленной съемкой. Он берет из люка-кладовки еще один мешочек для образцов почвы и снова уходит за рамку экрана.

Из люка кабины появляется Эдвин Олдрин. Он спускается уверенней, чем его предшественник. И снова зрители изумленно ахают: Олдрин прыгает с последних двух ступенек.

Тут же он поднимается на лестницу и снова прыгает.

Теперь на экране телевизора двое космонавтов. Армстронг дважды подпрыгивает на месте и даже пытается присесть, но скафандр мешает ему.

Олдрин обходит лунную кабину, осматривает ее и докладывает на Землю, что повреждений не нашел.

Армстронг вынимает телевизионную камеру из гнезда в люке-кладовке, относит ее на несколько метров от кабины и устанавливает на треножнике. Теперь мы видим всю лунную кабину, близкий, неровный лунный горизонт. Кругом безжизненная, какая-то рябая пустыня, вся в оспинах-кратерах. Видны большие валуны и каменные гряды, о которых рассказывал Армстронг сразу после посадки.

Несколько часов работали космонавты на поверхности Луны. Они установили лазерно-радарный рефлектор для измерения расстояния между Землей и Луной и изучения неравномерности во вращении Земли. Расстелили лист алюминиевой фольги для обнаружения следов "благородных газов" - гелия, аргона, неона, провели другие научные эксперименты.

Космонавты Нейл Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз с успехом справились с задачами первой половины их миссии. Их мужество вызывает восхищение.

Командир корабля "Аполлон-11" Нейл Армстронг, голубоглазый, с юношеской прической и застенчивой улыбкой, по свидетельству всех, кто знает его, обладает завидным хладнокровием, выдержкой и быстротой реакции.

Этот молчаливый и несколько на вид флегматичный гражданский летчик-испытатель уже дважды за время пребывания в отряде космонавтов успешно выходил, из весьма опасных положений. В марте 1966 года ему удалось предотвратить катастрофу космического корабля "Джеминай-8", которым он командовал. Произошло это во время попытки стыковать корабль с одной из ступеней ракеты-носителя. Полет тогда пришлось прервать, и Армстронг благополучно посадил "Джеминай-8" в водах Тихого океана. В прошлом году Армстронг совершал полет в тренажере. Неожиданно он начал вращаться и падать. Армстронг успел выброситься с парашютом.

Он уроженец маленького городка Вапаконета в штате Огайо (около 7 тысяч жителей). В 16 лет, еще до того, как он научился управлять автомобилем, Нейл Армстронг получил права на управление самолетом. Чтобы иметь возможность платить за обучение в частном аэроклубе 9 долларов в час, Нейл работал рассыльным в аптеке. С тех пор он на всю жизнь связал себя с воздухом, а затем с космосом.

Про Эдвина Олдрина говорят, что его мозг подобен электронно-вычислительной машине. Перед тем, как стать космонавтом, Олдрин успешно закончил известный в США Массачусетский технологический институт и защитил диссертацию, темой которой были вопросы стыковки кораблей в космосе. В ноябре 1966 года он был членом экипажа космического корабля "Джеминай-12", выходил из корабля в открытый космос.

Майкл Коллинз, общительный и веселый человек, тоже не новичок в космосе. Он пилотировал космический корабль "Джеминай-10", который совершил 43 витка вокруг Земли в июле 1966 года. Коллинз должен был лететь вместе с Борманом на "Аполлоне-8" в декабре прошлого года, но заболел и был заменен. Он перенес две серьезные операции позвоночника и благодаря силе воли вернулся в семью космонавтов.

Когда читаешь о них в здешних журналах, видишь кинофильм, сделанный о них, замечаешь, что эти люди очень похожи на советских космонавтов. Они так же просты, общительны. Они так же мужественны и преданы своему делу - завоеванию космоса.

...Сейчас, космонавты отдыхают внутри лунной кабины. Завтра - не менее напряженный день.

Также на последней полосе в «Правде» под заголовком «Первая лунная экспедиция» было опубликовано интервью геохимика А.П. Виноградова корреспонденту газеты.

Кроме того, были напечатаны поздравительные заявления советских официальных лиц, учёных и космонавтов в адрес американцев.

Об освещении лунной высадки в советских СМИ говорил 27 июля 1969 года в эфире «Радио Свобода» Виктор Франк. Он заявил: «"Земляне на Луне". Под таким заголовком "Правда" сообщила в прошлый вторник о блестящем прилунении американских космонавтов. Я думаю, что не одного меня порадовала установка органа ЦК КПСС к достижению американцев. И особенно хорошо то, что редакция "Правды" назвала американских космонавтов "землянами", то есть, представила их не как граждан государства, с которым у Советского Союза, выражаясь мягко, свои особые счеты, а как сограждан по планете Земля. Вряд ли меня можно будет упрекнуть в излишней язвительности, если я выражу предположение, что высадись первыми на Луне не американские, а советские космонавты, то "Правда" вряд ли назвала бы их "землянами"».

Хорошую характеристику советским публикациям о лунной экспедиции дал соратник С.П. Королёва, советский космический конструктор В.П. Мишин в своей брошюре «Почему мы не слетали на Луну?», опубликованной в 1990 году. Он писал, что «успехи США в осуществлении высадки американских астронавтов на поверхность Луны освещались нашими средствами массовой информации явно односторонне и недостаточно. Замалчивая реальные факты, положение дел мы представляли таким образом, будто в СССР работы по пилотируемому полету на Луну не проводились и наши усилия были сосредоточены только на ее исследованиях при помощи автоматических космических аппаратов. Более того, мы даже стали утверждать, что в исследовании Луны можно обойтись только автоматическими аппаратами, что человеку на Луне делать нечего».

Ещё 1 комментарий

Прокомментировать

Среди событий, которыми был запомнился XX век, одно из главных мест занимает высадка астронавтов на Луну , состоявшаяся 16 июля 1969 года. По своему значению это событие можно назвать эпохальным и историческим. Человек впервые в истории не только покинул пределы земной тверди, но и сумел ступить на внеземной космический объект. Кадры первых шагов, сделанных человеком по лунной поверхности, облетели весь мир, стали символической вехой цивилизации. Свои действия американский астронавт Нил Армстронг, в один миг превратившийся в живую легенду, комментировал так: «Этот один маленький шаг для человека - один гигантский прыжок для человечества».

С технической стороны, несомненно, программа «Аполлон» является огромным технологическим прорывом. Насколько космическая одиссея американцев оказалась полезной для науки — споры продолжаются и в наши дни. Однако бесспорным остается факт: космическая гонка, которая предшествовала высадке человека на Луне, благотворно отразилась практически на всех сферах жизнедеятельности человека, открыв новые технологии и технические возможности.

Главные конкуренты, СССР и США, сумели в полной мере использовать свои достижения в области пилотируемых космических полетов, во многом определив нынешнюю ситуацию с освоением космического пространства.

Полеты на Луну – большая политика или чистая наука?

В 50-е годы между Советским Союзом и США развернулось беспрецедентное по своим масштабам соперничество. Наступившая эра ракетной техники сулила стороне, которая сумеет построить мощные ракетоносители, огромное преимущество. В СССР этому вопросу придавали особое значение, ракетные технологии давали реальную возможность противостоять возросшей ядерной угрозе со стороны Запада. Первые советские ракеты строились в качестве основного средства доставки ядерного боеприпаса. Гражданское использование ракет, рассчитанных для полетов в космос, находилось на втором плане. В США ракетная программа развивалась аналогично: в приоритете был военно-политический фактор. Обе противоборствующие стороны подстегивала и гонка вооружений, которая вместе с холодной войной стартовала после окончания Второй Мировой.

Соединенные Штаты и СССР использовали все способы и средства для достижения результата. Советская разведка активно вела работу в секретных лабораториях космического агентства США и наоборот, американцы не спускали глаз с советской ракетостроительной программы. Однако Советы сумели в данном соревновании опередить американцев. Под руководством Сергея Королева в СССР была создана первая баллистическая ракета Р-7, которая могла доставить ядерный боезаряд на расстояние в 1200 км. Именно с этой ракетой и связано начало космической гонки. Получив в свои руки мощную ракету-носитель, Советский Союз не упустил возможность утереть нос заокеанским конкурентам. Добиться паритета с США по количеству носителей ядерного оружия для СССР в те годы было практически нереально. Таким образом, оставался единственный способ добиться равенства с Соединенными Штатами и, может быть, обогнать заокеанских конкурентов – это сделать прорыв в области освоения космоса. В 1957 году с помощью ракеты Р-7 на околоземную орбиту был выведен искусственный спутник Земли.

С этого момента на арену вышли не только вопросы военного соперничества двух сверхдержав. Освоение космоса стало первоочередным фактором внешнеполитического давления на соперника. Страна, располагающая технической возможностью совершать полеты в космос, априори выглядела самой мощной и развитой. Советскому Союзу в этом отношении удалось нанести американцам чувствительный удар. Сначала, в 1957 году состоялся запуск искусственного спутника. В СССР появилась ракета, которая могла быть использована для полета человека в космос. Через четыре года, в апреле 1961 года американцы были повергнуты в нокдаун. Сногсшибательная новость о полете в космос Юрия Гагарина на борту космического корабля «Восток-1» нанесла удар по самолюбию американцев. Меньше чем через месяц, 5 мая 1961 года астронавт Алан Шепард совершил орбитальный полет.

Последующая космическая программа американцев была очень похожа на советские разработки в данной области. Ставка делалась на совершение пилотируемых полетов экипажем в составе двух-трех человек. Базовой платформой для последующего развития американской космической программы стали корабли серии «Джемини». Именно на них проходили облет будущие покорители Луны, на этих космических аппаратах отрабатывались системы приземления, приводнения и ручного управления. Проиграв Советскому Союзу первый этап космической гонки, американцы решили сделать ответный шаг, направленный на качественно иной результат освоения космоса. В высоких кабинетах НАСА, на Капитолийском холме и в Белом доме было решено опередить русских, совершив высадку на Луну. На карту ставился международный престиж страны, поэтому работы в этом направлении приняли фантастический размах.

Совершенно не брался во внимание колоссальный размер средств, которые потребуются для реализации такого грандиозного мероприятия. Политика возобладала над экономикой. Посредством такого экстраординарного решения могло стать безоговорочное лидерство США в космической гонке. На данном этапе соревнование между двумя государствами могло закончиться двумя вариантами:

  • ошеломляющий успех и последующее развитие программы пилотируемых полетов на Луну и на другие планеты;
  • разгромный провал и колоссальная дыра в бюджете, которая могла поставить крест на всех последующих космических программах.

Обе стороны прекрасно осознавали это. Официально старт американской лунной программе был дан в 1961 году, когда с пламенной речью выступил американский Президент Дж. Кеннеди. Программа, получившая звучное название «Аполлон», предусматривала в течение 10 лет создать все необходимые технические условия для высадки человека на поверхность спутника Земли и последующего возвращения экипажа на Землю. Из политических побуждений американцы предложили Советскому Союзу совместно работать над лунной программой. За океаном делали ставку на то, что СССР откажется от совместной работы в этом направлении. Тем самым в США на кон было поставлено все: политический престиж, экономика и наука. Идея заключалась в том, чтобы раз и навсегда обогнать СССР в сфере освоения космического пространства.

Начало лунной гонки

В СССР серьезно отнеслись к вызову, брошенному из-за океана. К тому времени в Советском Союзе уже рассматривался вопрос пилотируемых полетов к естественному спутнику Земли, полет и высадка космонавтов на Луну. Работы возглавлял Сергей Павлович Королев в КБ В.Н. Челомея. В августе 1964 года Совет Министров СССР утвердил начало работ по лунной пилотируемой программе, которая предусматривала два направления:

  • облет Луны на пилотируемом корабле;
  • посадка космического модуля на поверхность спутника Земли.

Начало конструкторских и летных испытаний было намечено на 1966 год. В США масштабы работ в этом направлении получили более широкий размах. Об этом свидетельствует размер ассигнований, затраченных на реализацию всех этапов программы «Аполлон», который по завершению полетов составил колоссальную даже по сегодняшним меркам сумму — 25 млрд. долларов. Сумела бы потянуть подобные расходы советская экономика – большой вопрос. В этом кроется часть ответа на вопрос, почему Советы добровольно уступили Штатам пальму первенства в лунной гонке.

Техническая сторона вопроса, связанная с реализацией лунной программы, представляла собой огромный объем работы. Требовалось не только создать огромную ракету-носитель, способную вывести на орбиту космический корабль, оснащенный спускаемым аппаратом для прилунения. Необходимо было также сконструировать аппараты для посадки на Луну, способные вернуться обратно на Землю.

Помимо громадного объема работы, стоящего перед конструкторами, не меньше потрудиться пришлось астрофизикам, которым предстояло произвести точнейшие математические расчеты траектории полета космического корабля к спутнику Земли, последующее отделение и прилунение модуля с двумя астронавтами. Все разработки имели смысл только при условии удачного возвращения экипажа обратно. Этим и объясняется такое количество стартов, которым была насыщена программа «Аполлон». До того момента, когда 20 июля 1969 года состоялась высадка астронавтов на Луну, было совершено 25 учебных, пробных и подготовительных запусков в ходе которых рассматривалась работы всех системы огромного ракетно-космического комплекса, начиная с состояния ракеты носителя Сатурн 5 в полете, заканчивая поведением лунного модуля на окололунной орбите.

В течение долгих восьми лет шла кропотливая работа. Предстоящему событию предшествовали серьезные аварии и удачные пуски. Самым печальным событием в истории программы «Аполлон» стала гибель трех астронавтов. Командный отсек с астронавтами сгорел на наземном стартовом комплексе во время испытаний космического аппарата «Аполлон-1» в январе 1967 года. Однако в целом проект обнадеживал. Американцам удалось создать надежную и мощную ракету-носитель «Сатурн 5», способную доставить на окололунную орбиту груз массой до 47 тонн. Сам аппарат «Аполлон» можно было назвать чудом техники. Впервые в истории человечества был разработан космический аппарат, способный доставить людей на внеземной объект и обеспечить безопасное возвращение экипажа назад.

Корабль включал в себя командный отсек и лунный модуль — средство доставки астронавтов на Луну. Две ступени лунного модуля, посадочная и взлетная, были созданы с учетом всех предусмотренных программой технологически операций. Кабина лунного модуля была самостоятельным космическим летательным аппаратом, способным совершать определенные эволюции. К слову, именно конструкция лунного модуля космического аппарата «Аполлон» стала прообразом первой орбитальной американской космической станции «Скайлэб».

Американцы более чем тщательно подходили к решению всех вопросов, стремясь наверняка добиться успеха. До того момента, как первый космический корабль «Аполлон-8» достиг орбиты Луны и совершил 24 декабря 1968 года облет нашего спутника, в тяжелой и рутинной работе прошли 7 лет. Результатом колоссальной работы стал запуск одиннадцатого корабля семейства «Аполлон», экипаж которого в итоге объявил всему миру о том, что человек достиг поверхности Луны.

Правда ли это? Действительно ли американские астронавты сумели высадиться 20 июля 1969 года на Луне? Эта загадка, которую продолжают решать до сих пор. Эксперты и ученые всего мира разделились на два противоборствующих лагеря, продолжая выдвигать новые гипотезы и создавать очередные версии в защиту той или иной точки зрения.

Правда о высадке американцев на Луну — ошеломляющий успех и ловкая афера

Ложь и клевета, с которыми вынуждены были столкнуться легендарные астронавты – члены экипажа «Аполлон-11» Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз, поражают своими масштабами. Не успела еще остыть обшивка посадочного модуля «Аполлона-11», как вместе со всенародным ликованием раздались слова, что никакой высадки на самом деле не было. Сотни раз по телевидению во всем мире показали исторические кадры, запечатлевшие пребывание землян на Луне, тысячи раз прокручивались пленки с переговорами командного центра с астронавтами, находившимися на окололунной орбите. Утверждается, что космический корабль, если и летал к нашему спутнику, то находился на орбите Луны, не совершив никаких операций по прилунению.

Критические доводы и факты стали платформой для теории заговора, которая бытует и в наши дни и ставит знак вопроса под всей американской лунной программой.

Какими аргументами апеллируют скептики и сторонники теории заговора:

  • фотоснимки, сделанные во время посадки лунного модуля на поверхность Луны, сделаны в земных условиях;
  • поведение астронавтов во время пребывания на поверхности Луны несвойственно для безвоздушного пространства;
  • анализ переговоров экипажа корабля «Аполлон-11» с командным центром дает повод говорить о том, что отсутствовала задержка связи, которая присуща при радиопереговорах на большие расстояния;
  • лунный грунт, взятый в качестве проб с поверхности Луны, мало чем отличается от пород земного происхождения.

Эти и другие аспекты, которые до сих пор муссируются в прессе, при определенном анализе могут ставить под сомнение факт пребывания американцев на нашем естественном спутнике. Вопросы и ответы, которые сегодня звучат по этому поводу, позволяют говорить, что большая часть спорных фактов надумана и не имеет под собой реальной почвы. Неоднократно сотрудники НАСА и сами астронавты выступали с докладами, в которых описывали все технические тонкости и детали того легендарного полета. Майкл Коллинз, находясь на окололунной орбите, фиксировал все действия экипажа. Действия астронавтов дублировались на командном посту в центре управления полетом. В Хьюстоне во время путешествия астронавтов на Луну прекрасно знали о том, что происходило на самом деле. Доклады экипажа неоднократно поддавались анализу. Параллельно изучались стенограммы командира корабля Нила Армстронга и его коллеги Эдвина Олдрина, записанные в момент пребывания на поверхности Луны.

Ни в том, ни в другом случае не удалось установить лживость показаний членов экипажа «Аполлон-11». В каждом отельном примере идет речь о четком выполнении поставленной экипажу задачи. Уличить всех троих астронавтов в преднамеренной и искусной лжи не удалось. На вопрос, как в лунном модуле высаживают астронавтов на Луну, если в нем на каждого члена экипажа приходится всего 2 кубических метра внутреннего объема корабля, был дан следующий ответ. Время пребывания астронавтов на борту лунного модуля ограничивалось всего 8-10 часами. Человек в защитном скафандре находился в стационарном положении, не предпринимая значительных физических движений. Время лунной одиссеи совпадало с хронометром командного модуля «Колумбия». Во всяком случае, время пребывания двух американских астронавтов на Луне зафиксировано в бортовом журнале, в аудиозаписях ЦУПа и отображено на фотографиях.

Была ли высадка людей на Луну в 1969 году?

После легендарного полета в июле 1969 года американцы продолжили запуски космических кораблей к нашей космической соседке. После «Аполлона-11» в путешествие отправились 12-я миссия, которая также увенчалась очередной высадкой астронавтов на поверхность Луны. Места посадок, в том числе для последующих миссий, выбирались с расчетом получить представление о разных участках лунной поверхности. Если лунный модуль «Орел» корабля «Аполлон-11» прилунился в районе моря Спокойствия, то другие корабли совершали посадку в других районах нашего спутника.

Оценивая объем усилий и техническим приготовлений, связанных с организацией последующих лунных экспедиций, невольно задаешься вопросом: если изначально высадка на Луну планировалась как афера, зачем после достигнутого успеха продолжать изображать титанические усилия, запуская остальные миссии «Аполлонов» к нашему спутнику? Тем более если это несет высокую степень риска для членов экипажа. Показательна в этом аспекте история с тринадцатой миссией. Внештатная ситуация на борту «Аполлона-13» грозила перерасти в катастрофу. Ценой огромный усилий членов экипажа и наземных служб корабль вместе с живым экипажем удалось вернуть на землю. Эти драматические события легли в основу сюжета художественного фильма-блокбастера «Аполлон-13», снятого талантливым режиссером Роном Ховардом.

Эдвину Олдрину, другому человеку, которому удалось побывать на поверхности нашей Луны, пришлось написать даже книгу о своей миссии. Его книги «Первые на Луне» и «Возвращение на Землю», которые вышли в 1970-73 годах, стали бестселлерами, а не научно-фантастическими романами. Астронавт в мельчайших подробностях изложил всю историю их полета к Луне, описал все штатные и внештатные ситуации, возникшие на борту лунного модуля и командирского корабля.

Дальнейшее развитие лунных миссий

Говорить сегодня о том, что земляне не были на Луне, некорректно и невежливо по отношению к людям, принимавшим участие в этом грандиозном проекте. Всего к Луне было отправлено шесть экспедиций, которые завершились высадкой человека на поверхность нашего спутника. Своими стартами ракет к Луне американцы дали шанс человеческой цивилизации по-настоящему оценить масштабы космоса, взглянуть на нашу планету со стороны. Последний полет к земному спутнику состоялся в декабре 1972 года. После этого ракетные пуски в сторону Луны не осуществлялись.

Можно только догадываться об истинных причинах сворачивания столь грандиозной и масштабной программы. Одной из версий, которой придерживается сегодня большинство экспертов, является высокая стоимость проекта. По сегодняшним меркам на космическую программу по освоению Луны было потрачено более 130 млрд. долларов. Нельзя сказать, что американская экономика с натугой тащила лунную программу. Высока вероятность того, что просто возобладал здравый смысл. Особой научной ценности полеты человека на Луну не имели. Данные, с которыми сегодня работает большинство ученых и астрофизиков, позволяют достаточно точно сделать анализ того, что представляет собой наша ближайшая соседка.

Чтобы получить необходимую информацию о нашем спутнике, совсем не обязательно отправлять в столь рискованное путешествие человека. С этой задачей прекрасно справились советские автоматические зонды «Луна», доставившие на Землю сотни килограммов лунной породы и сотни снимков и изображений лунного ландшафта.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Роль руководства СССР в лунной афeре NASA. Часть 2

В 1969-1972 годах США шесть раз сообщили о высадках своих астронавтов на Луне. Политическое руководство СССР признало победу США в лунной гонке и не предприняло никаких открытых попыток к реваншу. После этого сотни исследователей изучали «лунные» доказательства НАСА и пришли к выводу, что американцы мистифицировали полёты на Луну . Мистификация состоялась при содействии СССР.

«Луна-15» «сорвалась с орбиты и шлепнулась. Причины не установлены»

Обложка спецвыпуска журнала «A Look». Снизу автором вмонтирован фрагмент текста из этого же журнала

Колонка из журнала ”A Look”, посвящённая «Луне-15» (фото автора)

Вот на этом фоне рассказов о прямых диверсиях, игре «нечистых сил» и шпионе- художнике, мы и вернёмся к злоключениям «Луны-15».

Итак, «Луне-15» вроде бы повезло. Она не взорвалась на старте, достигла Луны и находится на окололунной орбите. И её возможный успех очень беспокоит американцев. В спецвыпуске американского журнала «A Look» за август 1969 г., посвящённого первой «высадке», «Луна-15» упоминается трижды и со многими подробностями. В рубрике «18 июля» сообщается, что политический советник Белого дома, астронавт Ф. Борман, на днях вернувшийся из СССР, (где он, наверняка, обзавёлся новыми влиятельными знакомыми), позвонил «русским» и запросил «информацию об орбите советского космического аппарата». Обоснование – опасность столкновения «Луны-15» с «Аполлоном-11». В ответной телеграмме сам президент АН СССР академик М.В. Келдыш сообщил, что «орбита «Луны-15» не пересекается с объявленной Вами траекторией полёта «Аполлона-11» . Значит, тема исчерпана? Но американцам зачем-то сообщаются параметры орбиты - высота, время оборота, наклон к экватору (все они приведены в «A Look»). При этом Келдыш заверил, что «в случае дальнейших изменений этой орбиты Вы получите дополнительную информацию». Кроме того, Келдыш сообщает, «что «Луна-15» останется на своей первоначальной орбите ещё два дня».

В то время как Борман запрашивал развединформацию из Америки, в Москве некто Б. Гверцман тоже «отслеживал активность «Луны-15». Его имя отмечено в почётном разделе «Благодарности». Наконец, после 3-х суток «топтания» на орбите 21 июля 1969 года в 18 часов 46 минут «Луне-15» послан сигнал на посадку, и на этом связь со станцией оборвалась.

Станция вместо мягкой посадки сорвалась с орбиты и шлепнулась на Луну. Причины не установлены.

Попробуем представить эти причины в свете того, что нам стало известно. Представьте себе, что некто «А» настойчиво интересуется, по какой дорожке и в какое время ходит субъект «Б», пребывание которого в данной местности для «А» очень неприятно. Ему эту дорожку называют и добавляют, что «Б» на ней задержится на двое суток. Вскоре «Б» приказывает долго жить. У Вас не возникнут подозрения?

Здесь уместен рассказ ветерана – ракетчика Н.В. Лебедева (Приложение 2) о том, как американцы своими радиокомандами пытались сбить с курса наши военные ракеты:

Американцы объявили нам форменную электронную войну. Против нас действовало мощное подразделение электронного слежения, расположенное, если мне не изменяет память, в Мазандаране (Иран) у города Бехшехр. Одно дело слежение за пуском. Наши тоже следили за американскими испытаниями. Другое дело вмешательство в полет ракеты. Не успевало изделие стартовать, как на него обрушивался поток помех, от простого «глушения» команд до их искажения. Так, летом 1964 года при восьмом пуске ракета 8К81 стала отклоняться от курса. Пришлось отключить основную бортовую телеметрическую станцию и перейти на резервную. Зная нравы янки, наши конструктора предусматривали автоматическую регистрацию электронного воздействия на бортовые системы испытываемых ракет, «прыжки» по частотам в случаях засечки такого воздействия, установку, кроме основной телеметрической станции, двух, а то и трех резервных.

К сожалению, в отличие от создателей военных ракет, разработчики нашей космической техники были настроены весьма благодушно. Как писал Н.П. Каманин,

из 45 команд, передаваемых на корабль, четыре, управляющие его спуском, являются самыми незащищенными. Наши корабли смогут легко сажать не только спецслужбы США, но и просто радиолюбители ».

Ещё за три года до «Луны-15» западные специалисты расшифровывали сигналы советских лунных АМС . В 1966 году на Луну мягко села АМС «Луна-9» и передала по телеканалу панораму окружающей её местности. Одновременно с советскими специалистами сигналы с «Луны-9» приняли англичане, работавшие на радиотелескопе «Джодрэлл-Бэнк». Они их расшифровали и быстро передали лунную панораму в печать. И она появилась в английских газетах раньше, чем в советских.

АМС «Луна-9», впервые в мире совершившая мягкую посадку на Луне, и переданная ею панорама лунной поверхности, эта лунная телепередача была перехвачена англичанами

М.В.Келдыш, президент АН СССР в годы лунной гонки

Как видите, «помочь» «Луне-15» «шлёпнуться» было вполне реально. И, по мнению авторов, в тот момент, когда «Луне-15» была послана команда на посадку, американцы вмешались в эту команду, и «Луна-15» «шлёпнулась». Но для этого обязательно нужны параметры орбиты. Иначе, действуя наугад, можно поднять орбиту, вместо того, чтобы снизить её и «шлёпнуть» станцию. А их Келдыш сказал. К тому же, благодаря заверениям М.В. Келдыша, у американцев было целых два дня на подготовку электронного воздействия. И не вызывает сомнения, что сообщая американцам все необходимые данные, М. В. Келдыш действовал с ведома советского руководства.

Анализ американского «лунного» грунта в СССР не проводить (1970 и далее)

Согласно НАСА астронавты привезли с Луны почти 400 кг лунного грунта. Но обстоятельный анализ, проведённый Ю.И. Мухиным и многими другими авторами показывает, что история с американским «лунным грунтом» - это сплошная цепь сомнений, особенно при сопоставлении его с советским лунным грунтом.

Те 100г лунного грунта, которые доставила «Луна-16», можно было распределить между сотнями лабораторий. Однако он «поступил в распоряжение узкого круга (51 группа) практически только московских ученых, в основном, из ГЕОХИ» им. Вернадского, возглавляемого академиком А.П. Виноградовым.

а) 1970 г. - лунный грунт из Моря Изобилия, доставленный «Луной-16» , монтаж на фоне вырезок из советских газет. б) 1972 г. - сообщение «Правды» об обмене грунтом

В качестве главного редактора газеты «Дуэль» Ю.И. Мухин 10.09.2003 г обратился в ГЕОХИ с просьбой сообщить:

а) когда и сколько лунного грунта было прислано из США Вашему институту;

в) кто еще в СССР получал из США пробы лунного грунта для исследований.

ГЕОХИ от письменного ответа на заданные вопросы уклонился.

Тогда Ю.И. Мухин, который сам имеет богатый практический опыт в области химического анализа, изучил сборник статей «Лунный грунт из моря Изобилия". Эта книга

сдана в набор в марте 1973 года, то есть через три года после возвращения «Луны-16» и через три месяца после полета последнего "Аполлона". Из 93 статей 51 статью написали советские ученые, 29 - американцы, 11 - французы и 2 - венгры. Если читать одну статью, то ничего особенного не замечаешь… Но если просмотреть их все, то невольно возникают некоторые мысли…. Из 51 советских групп 46 работали только с советским лунным грунтом.

И только 5 советских групп якобы исследовали американский грунт. «Якобы» - потому что «счастливчики» не пишут, как выглядит этот американский грунт, тогда как описание внешнего вида грунта – это первое, что пишут в таких статьях. Возникает вопрос, а видели ли они вообще этот американский лунный грунт? Кроме того, эти статьи как будто «склеены» из собственных результатов исследований советского грунта и присланных результатов исследований американского грунта. Прежде всего, бросается в глаза то обстоятельство, что образцы советского и американского грунта исследованы по разным методикам.

То есть, американский лунный грунт был недоступен советским учёным.

Американская АМС «Сервейер» мягко садилась на Луну и передавала по радио результаты анализа лунного грунта

Вот то единственное официальное сообщение об обмене, которое Д.П. Кропотову удалось разыскать в главной советской газете «Правда». Оно очень лаконично, хотя «Лунам», доставившим советский лунный грунт на Землю, советские газеты посвящали целые полосы. Почему же так скромно выглядит сообщение об обмене самым драгоценным в буквальном смысле грунтом? Может быть, обмен был фикцией?

За полтора года до «Аполлона-11 » на Луну сели несколько американских автоматических станций «Сервейер». На этих станциях были устройства для анализа (грунта). Точное содержание всех элементов американцы получить не могли, но приблизительное получили.

Аполлон-11» летал более чем за год до «Луны-16». Американцы не предполагали, что СССР сможет доставить лунный грунт так быстро. Поэтому Хьюстон раздал свой фальсификат американским и западным лабораториям. Не имея настоящий грунт, отличить подделку невозможно.

Когда же «Луна-16» доставила настоящий лунный грунт и многие зарубежные лаборатории его получили, то вскоре появились данные о резких (в сотни раз) отличиях состава американского «грунта» от настоящего лунного. Ю. И. Мухин так подытоживает изучение сборника:

Советский лунный грунт, поступил в распоряжение узкого круга ученых. Американский грунт они не исследовали… Независимые от НАСА американские и французские исследовательские группы отметили резкое отличие грунта "Луны-16" и американских образцов по десяткам параметров. Объяснение: американцы вместо лунного грунта дали образцы, сфальсифицированные на Земле .

Американский «лунный камень» - окаменевшая деревяшка

Эти слова совсем недавно получили любопытное подтверждение:

Голландские специалисты провели анализ "лунного камня", официально , через Госдепартамент, подаренного премьер-министру Нидерландов Виллему Дризу послом США Вильямом Миддендорфом во время визита в страну астронавтов "Аполлона-11" - 9 октября 1969 года. После кончины г-на Дриза реликвия, застрахованная на $500 тыс., стала экспонатом музея Rijksmuseum в Амстердаме. И лишь теперь исследования "лунного камня" показали, что дар США оказался нехитрой подделкой - куском окаменевшей древесины.

И Ю.И. Мухин заканчивает:

Советские учёные могли навести ясность. Но им не дали этого сделать, ограничив их круг и лишив возможности провести сравнительный анализ американского и советского грунта. Тогда то, что они резко различны, уже нельзя было бы держать в тайне. А это наводило бы на вопрос - откуда американцы взяли свой грунт? И были ли они на Луне ? Эту тайну хотело скрыть Политбюро ЦК КПСС .

Доктор М.А. Назаров из ГЕОХИ в противовес Ю.И. Мухину, утверждает, что «американцами было передано в СССР 29,4 г лунного реголита из всех экспедиций «Аполлон», а из нашей коллекции образцов «Луны-16, 20 и 24» было выдано за рубеж 30,2 г». Даже, если это так, то эти граммы соответствуют возможностям доставки его с помощью автоматических станций. Ведь три советские автоматические станции сообща доставили с Луны всего около 300 г реголита и никто не говорит, что его привезли советские космонавты. И 29 г никак не доказывают высадок американцев на Луне , как это утверждает уважаемый доктор в конце статьи.

Выловленный в Атлантике пустой макет «Аполлона» – козырной туз в колоде Политбюро (1970)

Передача капсулы американским морякам и её погрузка на американский корабль.Фото: Венгерское Агентство новостей, 8 сентября 1970г. Впервые опубликовано в 1981 г;

Согласно НАСА, после полёта к Луне капсулы (кабины) «Аполлонов» с астронавтами на борту приводнялись в Тихом океане. Чтобы капсулы не сгорели при входе в атмосферу Земли, их покрывают слоем теплозащиты. И вот такую капсулу, совершенно пустую и без теплозащиты, в 1970 году нашли советские моряки и не в Тихом океане, а в водах Атлантики. А

8 сентября 1970 г в Советской гавани Мурманска экипажу ледокола США «Southwind» в торжественной обстановке был передан командный модуль «Apollo», «выловленный советским рыболовным траулером в Бискайском заливе»! При этом в секретном порту Мурманска оказались венгерские журналисты с фотоаппаратами. Капсулу загрузили и «Southwind» ушел.

Это был первый заход американского корабля в Мурманск со времён Второй мировой войны , когда СССР и США были союзниками и совершенно уникальный случай в истории космонавтики. Правда в «случайность» его совершенно не верится - настолько же, насколько мала находка по сравнению с размерами Атлантики. И почему об этой истории промолчали и обе главные стороны и свидетели венгры?

Ни один из авторитетных космических специалистов – участников лунной гонки. (среди них - Мишин В.П., Черток Б.Е, Каманин Н.П., Феоктистов К.П) в своих мемуарах не упоминает о событии в Мурманске. Похоже, что им о находке не сочли нужным сообщить. Только через 11 лет после события свидетели-венгры приоткрыли завесу молчания и опубликовали в книге фотографии капсулы в порту Мурманска. Однако широкой известности эта книга не получила, и событие долго оставалось практически неизвестным. И лишь в последнее время благодаря настойчивости тех же венгров, история стала приобретать огласку. Автор пишет:

Началось все с того, что на имя Марка Вейда, создателя «Энциклопедии Космонавтики" пришло письмо от одного венгра, где он указывал, что сей абсолютно секретный снимок опубликован двадцать пять лет назад в венгерской книге. Озадаченный Вейд решил провести свое собственное расследование, поскольку ни один из западных источников никогда не упоминал об этом факте .

Вдумаемся в необычность происшедшего. США теряют в океане макет космического корабля, а СССР его находит и через некоторое время возвращает. И обе стороны держат это событие в глубокой тайне. А в это время во Вьетнаме советское оружие и советские военнослужащие противостоят военной интервенции США. Идёт холодная война, одним из звеньев которой является лунная гонка. По всему фронту мировой политики происходит жёсткое противостояние США и СССР. Да только по всему ли? Взаимная демонстрация силы в одном месте не исключает одновременного взаимного торга где-то в другом.

Из того, что мы узнали, вытекают следующие выводы:

1) Версия скептиков о наличии и действии некой договорённости между СССР и США относительно американской лунной программы переходит из разряда предположений в разряд установленных фактов, так как сохранить этот эпизод в тайне невозможно без соглашения между теми, кто терял и кто находил. Впрочем, американцы, получив капсулу без свидетелей, могли и «забыть» расплатиться. Видимо, поэтому на церемонию передачи приглашены венгерские фотожурналисты. В то время Венгрия была союзником СССР, и венгры молчали 11 лет.

2) Оповещение общественности об этом событии было чревато для США какими-то крупными неприятностями. Скорее всего, мог вызвать подозрение полёт «Аполлона-13». Того самого, на борту которого якобы произошла драматическая авария. Это был единственный полёт на «Луну» в 1970 году. «Аполлон-13» стартовал 11 апреля, а через 5 месяцев американцам возвратили пустую капсулу от «Аполлона», найденную советскими моряками в Атлантике. И нашли её, как полагает автор в апреле того года по дате очень близко совпадающей с датой старта А-13. Но не в Бискайкском заливе, и не рыбаки, а советские военморы в рамках специальной операции. Этот же автор напрямую связывает найденную капсулу с полётом «Аполлона-13». Версия автора развита в том направлении, что именно этот пустой макет и стоял на вершине ракеты, якобы стартовавшей на Луну под номером «Аполлон-13» .

Высадку советских космонавтов отменить. Лунная ракета Н1 близка к успеху – закрыть! (1974)

Н1 на старте. На вставках – ракета Р7 («Восток», «Восход») академик В.П. Мишин

Хотя в 1970 году Политбюро отменило облёт Луны, задача высадки космонавта на Луне пока не снималась, и под эту задачу продолжалась разработка советской лунной ракеты Н1 (илл.19). Это означало угрозу «лунного» контрнаступления СССР. Но в 1974-76 г.г. и эта работа была остановлена якобы по причине отсутствия успехов. Между тем изучение исторических материалов выявляет иную картину.

До победы полшага и два года на подготовку

Гигантская ракета Н1 была детищем С.П. Королёва. После его смерти работой руководил его преемник на посту академик В. П. Мишин (илл.19). Высота ракеты составляла 105м, масса – около 3000 т, полезная нагрузка ~ 90-100т.

Лунный комплекс Н1-Л3 создавался не как аналог отработанных ракет-носителей, а как колоссальный шаг вперед. Н-1 по своей стартовой массе был на порядок больше замечательного носителя “Восток”.

С самого начала было запланировано 6 испытаний Н1 . Заметим, что несравненно более простая первая советская межконтинентальная ракета Р-7 («Восток») полетела только с четвёртого пуска. С 1969г по 1972 год было проведено четыре испытания Н1. Все они закончились авариями, но шаг за шагом в работе над ракетой был достигнут значительный прогресс. Во время четвёртого испытания первая ступень отработала 95% от положенного ей времени , прежде чем взорвался насос №4. Промедли «нечистая сила» ещё 7 секунд с этим насосом, и первая ступень к радости её создателей и огорчению американцев отработала бы всё, что ей положено.

Очень расстроен был руководитель испытаний Б.Е. Черток. Так хотелось полного успеха. И, тем не менее,

конструктора и все службы космодрома несказанно радовались. Было ясно - до победы полшага.

Ведь оставалось ещё два испытания. И уже готовы новые и очень надёжные двигатели. «Даже самые осторожные умы называли 1976 год как крайний срок, когда новая машина будет полностью отлажена».

У Политбюро, однако, были другие планы.

Утверждённую программу испытаний отменить, все готовые ракеты уничтожить!

После четвёртого испытания в напряжённой работе прошло почти 2 года. Б.Е. Черток так пишет об этом периоде:

В 1974 году было еще не поздно взять реванш в лунной гонке. Готовился пуск H1 № 8 с новыми двигателями. Я уверен: через один-два пуска ракета начнет летать. Тогда за три-четыре года мы способны осуществить лунную экспедицию и создать лунную базу. С H1 (связаны) межпланетные и другие не столь фантастические перспективы… Тем самым обойдем американцев. Мы способны на гораздо большее.

И вот, в середине этого самого 1974 года, когда всё готово к испытаниям новой ракеты с новыми двигателями, В.П. Мишина отстраняют от руководства «королёвской фирмой», а на его место назначают давнего соперника покойного Королёва - В.П. Глушко. Подготовленные испытания отменяют.

…Зачем надо было запрещать пуски двух практически собранных ракет? Запуск их не мешал работам по новой тематике, они начались более чем два года спустя. А опыт запуска этих двух ракет дал бы ценный материал. Трудно было объяснить решение об уничтожении задела для семи комплектов ракет-носителей тем специалистам, чьим трудом они были созданы

Недоумевает В.П. Мишин.

Если бы причиной закрытия было бы недовольство Политбюро технической стороной вопроса, то логично было бы ожидать закрытия сразу после четвёртого испытания в 1972 году. Но людям дали ещё почти два года на доработку ракеты. И они сделали всё возможное. Единственно, что могло разрушить уверенность в успехе, это новые пуски, окажись они неудачными. Но их-то и не допустили. Так что дело тут не в технике. И не в нехватке денег, потому что через два года был с нуля запущен в три раза более дорогой проект новой ракеты с такими же параметрами («Энергия»). Глушко, запрещая испытания,

знал то, чего не знали тогда мы, участники этой работы,

Так пишет Б.Е. Черток

Д.Ф. Устинов - секретарь ЦК по оборонной промышленности, кандидат в члены Политбюро, с 1976 г. – член Политбюро и Министр обороны СССР

Профессор Ю.А. Мозжорин, директор головного института, выступивший против заранее оглашённого политического приговора

В начале 1974 года Устинов собрал у себя близких людей для решения судьбы Н1 . Предстояло подготовить приговор, который должен быть доложен Политбюро, а затем оформлен постановлением. Никто из создателей Н1 приглашен не был. Самый близкий в те годы к Устинову из главных конструкторов Пилюгин мог разрушить предполагаемое единство» (и тоже не был приглашён).

Вот как проходило это совещание по воспоминаниям его главного научно-технического эксперта профессора Ю.А. Мозжорина, директора ЦНИИМАШ (в сокращении):

Во вступительном слове Дмитрий Федорович отметил, что лунная программа провалена , причина в ненадежности двигателя Кузнецова, пора выйти с предложением в Политбюро о закрытии программы. А теперь послушаем точку зрения головного института , - завершил он.

Я испытывал большую неловкость, так как мнение секретаря ЦК уже изложено. Описал значимость отечественных исследований Луны с помощью автоматических аппаратов. Поэтому значимость нашей лунной (пилотируемой) экспедиции исчезла. Отказ от неё не должен сопровождаться прекращением отработки Н1. Вопрос о неотработанности двигателя снят. Развитие космической техники приводит к резкому росту массы космических объектов. Поэтому потребность в сверхтяжелых носителях не исчезнет с закрытием лунной программы. Закрытие Н1 отбросит нас далеко назад...

Я оказался в единственном числе. В заключение Устинов поручил подготовить проект доклада в Политбюро. В то время как я, сидя в своем кабинете, обдумывал ситуацию, позвонил (министр) Афанасьев: - Ты замечательно и убедительно выступал. Продолжай работать! Могу объяснить неожиданную реакцию Сергея Александровича только одним. Ему не хотелось закрывать программу. Однако Афанасьев видел, что сопротивляться такому решению просто опасно . Поэтому мое храброе выступление, вопреки давлению секретаря ЦК, не могло не доставить министру удовлетворения».

А через два года другой участник совещания (Б.А. Комиссаров) сказал Мозжорину:

А ты был прав, выступая против закрытия Н1. Мы совершили ошибку.

Итак, кто похвалил храброго Мозжорина сразу после совещания, кто через два года. А с самого начала совещания его участники осознали из слов Устинова – приговор Н1 уже вынесен в Политбюро и обжалованию не полежит . И технические подробности здесь лишь декорация уже принятого политического решения.

С самой процедурой закрытия проекта Политбюро немного «потянуло». Если первый приказ Глушко издал в 1974 году, то окончательно весь проект закрыли лишь в 1976 году. Напрашивается такое сравнение. Представьте, что на высоких переговорах одна сторона взяла на себя обязательство прекратить производство некоего типа ракеты. И прекратила. Но завод по производству этой ракеты сохранила. И КБ при нём оставила и всё, всё прочее, что позволяло в любой момент возобновить только что остановленное производство. Будет ли это беспокоить партнёра по переговорам? Бесспорно. Незакрытый завод (в данном случае незакрытый проект Н1) нервировал партнёра. А раз так, то можно и плату получить дополнительную за окончательное решение вопроса.

Мы расскажем о том, кто и сколько раз совершал путешествие на Луну, каково там и есть ли перспективы у таких «полетов». И о том, были ли вообще эти полеты…

Луна играет очень важную роль в существовании нашей планеты, Солнце, конечно, ей не затмить, однако без Луны не факт, что вообще наша Земля была бы жива.

Пара слов о Луне.

Несмотря на споры о том, чем является Луна — спутником Земли или самостоятельной планетой ныне считается, что она спутник Земли.

«Луна́ - естественный спутник Земли. Самый близкий к Солнцу спутник планеты, так как у ближайших к Солнцу планет, Меркурия и Венеры, спутников нет. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планеты Солнечной системы. Среднее расстояние между центрами Земли и Луны - 384 467 км (0,002 57 а. е., ~ 30 диаметров Земли).

Луна является единственным астрономическим объектом вне Земли, на котором побывал человек».

Одна из самых распространенных версий возникновения Луны — она является обломками столкнувшегося с Землей небесного тела Тейа и земной мантии. «В результате большая часть вещества ударившегося объекта и часть вещества земной мантии были выброшены на околоземную орбиту. Из этих обломков собралась прото-Луна и стала обращаться по орбите с радиусом около 60 000 км (сейчас ~ 384 тыс. км). Земля в результате удара получила резкий прирост скорости вращения (один оборот за 5 часов) и заметный наклон оси вращения».

Луна полна кратеров. Основные гипотезы их происхождения - вулканическая и метеоритная. Кратерам дают имена великих ученых, знаменитостей.

Изучать Луну стали еще до нашей эры, например, Гиппарх исследовал ее движение. Ближе к 20-му веку земляне основательнее подошли к вопросу освоения загадочного спутника Земли, но до по полетов в Космос было еще далеко. В 1902 году во Франции выходит первый научно-фантастический фильм в истории кинематографа «Путешествие на Луну» (его можно посмотреть по ссылке внизу статьи, длительность 12 минут). Люди, тогда еще на наивному уровне, спрогнозировали полет на Луну, фантазировали, как это может быть.

Первыми осваивать просторы Луны именно воочию стали русские. В 1959 году на Луну отправились станции «Луна» (1-2-3).

«14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик».

В том же 59-м году станция «Луна-3» «добыла» первое фото обратной стороны Луны, пролетев над невидимой с Земли поверхностью.

«Луна-24» в 1976 году принесла на Землю грунт с поверхности Луны для важных исследований.

Список астронавтов США, побывавших на Луне (всего 12 человек)

Чарльз («Пит») Конрад, Алан Бин — 1969 (Аполлон-12)

Алан Шепард, Эдгар Митчелл — 1971 (Аполлон-14)

Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин 1971 (Аполлон-15)

Джон Янг, Чарльз Дьюк — 1972 (Аполлон-16)

Юджин Сернан, Харрисон Шмитт — 1972 (Аполлон-17)

«Аполлон-11»

Итак, ступить на Луну ногами, пусть и в скафандре, удалось в 1969 году американскому астронавту — Нилу Олдену Армстронгу. 20 июля 1969 года Армстронг совершил то, к чему человечество готовилось веками, тысячелетиями, сказав при этом: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

Через 20 минут, когда Армстронг уже мирно прогуливался по кратерам Луны, к первому человеку, нарушившему мир Луны, присоединился Базз О́лдрин (американский авиационный инженер, полковник ВВС США в отставке и астронавт НАСА). Это второй человек, побывавший на Луне.

Эти двое астронавтов были частью команды «Аполлон-11».

«Аполло́н-11» (англ. Apollo 11) - пилотируемый космический корабль серии «Аполлон», в ходе полёта которого 16-24 июля 1969 года жители Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела - Луны.

Тогда выход на поверхность Луны Армстронга и его напарник Базза Олдрина длился целых 2 часа 31 минута 40 секунд.

«20 июля 1969 года, в 20:17:39 UTC командир экипажа Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин посадили лунный модуль корабля в юго-западном районе Моря Спокойствия. Они оставались на поверхности Луны в течение 21 часа 36 минут и 21 секунды. Всё это время пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите. Астронавты совершили один выход на лунную поверхность, который продолжался 2 часа 31 минуту 40 секунд. Первым человеком, ступившим на Луну, стал Нил Армстронг. Это произошло 21 июля, в 02:56:15 UTC. Через 15 минут к нему присоединился Олдрин.

Астронавты установили в месте посадки флаг США, разместили комплект научных приборов и собрали 21,55 кг образцов лунного грунта, которые были доставлены на Землю. После полёта члены экипажа и образцы лунной породы прошли строгий карантин, который не выявил никаких лунных микроорганизмов.

Успешное выполнение программы полёта «Аполлона-11» означало достижение национальной цели, поставленной Президентом США Джоном Кеннеди в мае 1961 года - до конца десятилетия осуществить высадку на Луну, и ознаменовало победу США в лунной гонке с СССР».

Первым шагам людей на Луне посвящено много материалов: «Это произошло в 109 часов 24 минуты 20 секунд полётного времени, или в 02 часа 56 минут 15 секунд UTC 21 июля 1969 года. Всё ещё продолжая держаться рукой за лестницу, Армстронг поставил на грунт и правую ногу, после чего доложил о своих первых впечатлениях. По его словам, мелкие частицы грунта походили на порошок, который можно легко подбросить вверх мыском. Они прилипали тонкими слоями к подошвам и бокам лунных ботинок, как измельчённый древесный уголь.

Ноги утопали в нём совсем немного, не более чем на 0,3 см. Но Армстронг мог видеть свои следы на поверхности. Астронавт сообщил, что двигаться на Луне совсем несложно, в действительности это даже проще, чем во время имитаций 1/6 земного притяжения на Земле».

На фото астронавты «Аполлон 11» во время высадки на Луну

«Аполлон 12»

Космический корабль «Аполлон 12», осуществивший запуск 14 ноября 1969 года и высадку на Луне — вторую очную встречу человека с лунной поверхностью, корабль вернулся на Землю 24 ноября 1969 года. Чарльз («Пит») Конрад и Алан Бин — астронавты, которые вторыми посетили Луну воочию.

На фото астронавты «Аполлон 12» во время высадки на Луну

«Аполлон 14»

Запуск корабля, миссией которого было третье посещение Луны, был произведен 31 января 1971 года. Алан Шепард и Эдгар Митчелл третьими посетили Луну. Астронавты совершили два выхода на Луну, за время которых собрали несколько десятков образцов грунта, всего 23 кг образцов,привезли «лунные» деревья, семена, побывавшие багажом на Луне и после высаженные в лесах Америки.

На фото астронавты «Аполлон 14» во время высадки на Луну

«Аполлон 15»

«Аполло́н-15» (англ. Apollo 15) - девятый пилотируемый космический корабль в рамках программы «Аполлон», четвёртая высадка людей на Луну. Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток (чуть менее 67 часов).

Общая продолжительность трёх выходов на лунную поверхность составила 18 ч 30 мин. На Луне экипаж впервые использовал лунный автомобиль, проехав на нём в общей сложности 27,9 км. Было собрано и затем доставлено на Землю 77 килограммов образцов лунного грунта. После полёта специалисты назвали образцы, доставленные этой экспедицией, «богатейшим уловом» всей программы, а миссию «Аполлона-15» - «одной из самых блистательных с научной точки зрения».

На фото астронавты «Аполлон 15» во время высадки на Луну

«Аполлон 16»

Десятый пилотируемый полет в рамках программы «Аполлон», в пятый раз привез людей на Луну, дата — 16-27 апреля 1972 года, полет длился чуть более 10 дней.

«Первая посадка в горной местности, на плоскогорье неподалёку от кратера Декарт. Это была вторая, после «Аполлона-15», Джей-миссия (англ. J-mission) с акцентом на научные исследования. В распоряжении астронавтов (как и у экипажа предыдущей экспедиции) был лунный автомобиль, «Лунный Ровер № 2»».

На фото астронавты «Аполлон 16» во время высадки на Луну

«Аполлон 17»

Это был заключающий полет в рамках программы «Аполлон», шестая и последняя высадка людей на Луну, третья научная миссия — 7 декабря 1972 — 19 декабря 1972 года.

Астронавты совершили три выхода из корабля общей продолжительностью 22 часа 3 минуты 57 секунд. Было собрано и привезено на Землю 110,5 кг образцов лунной породы.

На фото астронавты «Аполлон 17» во время высадки на Луну

Чуть более чем за три года американцы совершили 6 высадок на Луне, 12 человек при этом ступили на лунную поверхность.

Последние миссии были особо продуктивными в научном плане: были получены образцы грунта, в том числе с глубокой пробой с использованием бурящих инструментов, астронавты «разъезжали» по Луне специальном ровере, совершали несколько выходов за один полет, гуляли, оставляли на память разные предметы, возможно для иноземных наций.

Однако полеты на Луну резко закончились в 1972 году, с тех пор поверхности спутника Земли касались лишь искусственные аппараты. Почему сейчас нет попыток полететь на Луну не ясно, ведь космонавтика достигла гораздо больших высот чем в 1970-х.

Отступление. Упомянутое ранее в цитатах выражение — «лунная гонка» — это архиважное действо, которое можно перевести на философски-политический уровень.

Как вы думаете, Земля — это просто планета, с некими участками домов, лесов, где суетятся люди, желая отвоевать себе кусок побольше? А Луна — это абстрактный загадочный нимб, освещающий нашу Землю по ночам и о полетах, на которую можно мечтать, когда хочется несбыточного? Все в этом мире (и не только в этом, и не только в этой Вселенной — возможно), что Земля, что Луна — объекты самоутверждения государств, и это прежде всего.

Настолько людей пронизали низменные инстинкты — жажда власти, жадность, тщеславие и т.д. Вот поэтому в гонке, кто полетит первым на Луну, кто добудет больше нефти на Земле, кто построит самый крутой небоскреб — остервенело участвуют все, реально лишь пара государств. В лунной гонке боролись два государства, два особенных государства — США и СССР.

Есть другая сторона этой гонки — ничто так не приближается к прогрессу как соперничество, конфликт, желание самоутверждения. И неизвестно, где бы мы были с освоением Луны, если бы не задетые самолюбия государств. Но прогресс в данном случае идет по головам… трупам.. и дает пример всему человечеству, как надо добиваться своих целей.

Что мы получили с выходом в Космос? Ученые отметят много научных достижений, полученных благодаря полету человека в Космос и на Луну, достижений безумно нужных для освоения и небесных и земных просторов. Но я думаю есть одно очень важное достижение, помимо материального, — мы стали меньше боятся неизвестности. Ведь люди веками жили в небытии по поводу того, что есть Космос и эта круглая тарелка, освещая ночь. Люди знают не только количество планет в нашей Галактике, но и было получено фото небесных тел, взяты образцы грунта, вокруг Земли летают искусственные спутники и т.д. Мир продвинулся, однако вот государствам больше важно было не уменьшение страха перед размерами и наполнением Вселенной, а кто первым флаг поставит на Луне.

Да, кстати, есть мнение, что высадка людей во время экспедиций «Аполлон» — фальсификация.

«Лу́нный за́говор» - теория заговора, центральной идеей которой является утверждение, что во времена «лунной гонки» в ходе американской космической программы «Аполлон» (1969-1972) высадка людей на Луну не производилась, а фотографии, киносъёмки и другие документальные материалы лунных экспедиций были сфальсифицированы правительством США.

Если полетов на Луну не было (в ссылках под статьей видео с документальными фильмами о том как нас могли обмануть, тонкости, подробности, технология), то зачем же тогда все это нужно было Америке? Дело понятное - Америка любыми способами хотела быть впереди… И потом на программу «Аполлон» было положено столько материальных ресурсов, что стыдно было подвести весь мир и не полететь на Луну. Весь маскарад тщательно продумывался, хорошо игрался, все причастные подписывали документы о неразглашении…

Если действительно американцы не были на Луне - значит, все впереди, и перспектив масса.

Тогда фильм 1902 года «Путешествие на Луну» прав: полет на Луну для мира большая фантазия. Мы как сто лет назад фантазировали, так и сегодня… Просто американцы сыграли чуть правдоподобнее чем французы.

Мы все-таки привыкли думать, что человек на Луне был. По сути ничего особо не поменяется для большинства из нас если мы узнаем правду, что ступал ли человек ногой на Луну или нет. Поэтому можно верить в любую правду.

А как вы считаете, был человек на Луне или все-таки нет?

45 лет назад, 16 июля 1969 пилотируемый космический корабль «Аполлон-11» отправился в полет, в ходе которого жители Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела — Луны. 20 июля 1969 года астронавт Нил Армстронг стал первым человеком, когда-либо ступавшим на поверхность Луны. В тот момент он произнес свою знаменитую фразу: «Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

Экипаж корабля «Аполлон-11»: астронавт Нил Армстронг (слева), который был командиром этой миссии, пилот лунного модуля Эдвин Базз Олдрин (справа) и Майкл Коллинз, который во время высадки Армстронга и Олдрина на Луну пилотировал командный модуль на орбите. 1 мая 1969 года.

Ракету Saturn V с космическим кораблем «Аполлон-11» выкатывают на стартовую площадку в космическом центре имени Кеннеди перед стартом на Луну, 20 мая 1969 года.

Вид вблизи.

Многие во всем мире наблюдали за стартом Аполлона. Это прохожие в Берлине, смотрят телевизор через витрину магазина, 16 июня 1969.

Земля и облака. Снимок сделан с корабля «Аполлон-11».

Интерьер лунного модуля «Аполлон-11» и Эдвин Олдрин.

Выход на лунную орбиту. Уже видны лунные кратеры.

Земля за горизонтом Луны.

Спуск на поверхность Луны.

Лунный модуль «Орел».

После прилунения Армстронг передал Земле: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. „Орёл“ сел».

Первый человек на Луне — астронавт Нил Армстронг, ступает на поверхность Луны 20 июля 1969 года.

Первое фото Нила Армстронга после спуска на Луну.

Лунные пейзажи.

Тем временем, некоторые исследователи называют высадку американцев на Луну самой большой мистификацией XX века. По их мнению, существует ряд неопровержимых доказательств того, что американские астронавты вообще не высаживались на поверхность естественного спутника Земли. В сети на эту тему можно найти массу материалов.

Возможно, что в силу определенных причин, американцы действительно занимались павильонными съемками. Некоторые фотографии действительно больше похожи на подделку, чем на реальные снимки, сделанные на Луне, но для этого могло быть ряд причин. Например, некоторые фото могли оказаться просто неудачными, ведь фотоаппараты в то время были без видоискателей. Или на Луне вышла из строя какая-то съемочная аппаратура. Вполне возможно, что часть фотографий пришлось дорисовать, а часть доснять в павильонах. Но сам факт, что они там были, сомнения не вызывает.

К 40-летию высадки человека на спутник Земли, американское космическое агентство запустило на орбиту Луны космический зонд. Впервые в истории он передал на Землю детальные снимки всех космических модулей, оставленного астронавтами оборудования и даже следов от протекторов вездеходов, на которых американские астронавты передвигались по Луне.

Спустя ровно год индийские астрофизики тоже запустили к Луне автоматический зонд, и он как и американский смог сделать детальные фотографии посадочных модулей и других следов, доказывающих, что полет человека на Луну все-таки был.

Космонавт А. А. Леонов: «Всерьез верить в то, что американцы не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди».

Базз Олдрин на Луне.

Базз Олдрин и лунный модуль.

Базз Олдрин на Луне.

Тень Армстронга и лунный модуль.

Лунный модуль «Орел». Выше видна наша Земля.

Возвращение домой. Лунный модуль оторвался от лунной поверхности.

Последний взгляд на Луну.

А вот и Земля.

кипаж корабля «Аполлон-11» успешно вернулся на Землю и приводнился.