Пособия по фэмп в доу. Пособие по фэмп. младшая-средняя группа. При организации работы по ориентировке в пространстве

любовь агафонова

Проблема : Имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с последовательностью смены времен года, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Актуальность : Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

Таким образом, важность и необходимость формирование у детей временных представлений, привели к созданию дидактического пособия для детей старшего дошкольного возраста.

Представляю вашему вниманию свое наглядное пособие «Дружная семейка »

Используя его, можно решать следующие дидактические задачи :

Познакомить с временами года (младший дошкольный возраст) ;

Познакомить с месяцами года (младший дошкольный возраст) ;

Закрепить знания о временах года и месяцах (старший дошкольный возраст) ;

Систематизировать последовательность времен года и месяцев года (старший дошкольный возраст) ;

Развивать диалогическую и монологическую речь;

Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

А также :

Знакомить и закреплять порядковый и количественный счет, состав числа (первый месяц года – январь, второй – февраль, сколько месяцев составляет каждое время года и т. д.);

Формировать понятие о пространственных отношениях (сначала, потом, слева, справа, между и т. д. (Какой месяц стоит между январем и мартом) ;

Развивать у детей память, мышление, воображение.

Материально–техническое обеспечение :

Наборы для работы : цветной картон, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей и др.

Это пособие можно использовать в таких дидактических играх :«Где мое место, «Что раньше, что потом?» , «Когда это бывает?» , «Назови пропущенное слово» , «Назови соседей» , «Где мое место?» , «Какой месяц лишний» , «Назови какой месяц сначала, какой потом» , «Мое любимое время года» , «Приметы времени года» , «Подбери братья-месяцы» ; использовать при театрализации сказки «Двенадцать месяцев» .

Пособие состоит :

из четырех плоскостных домиков, сделанных из картона и заламинированных, с прозрачными кармашками- домики времен года;

гномы- времена года, сделанные из цветного картона и заламинированные;


маленькие гномики- месяцы (по три гномика оттеночных цветов к каждому времени года) ;


карточки с изображением природных явлений, соответствующие временам года.





Предполагаемый результат :

На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (время года, месяц, год, научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях.


Публикации по теме:

Я хочу предоставить на ваше внимание коллективную работу"Дружная семейка". В свободное время мы очень любим с детьми читать народные сказки.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию развивающую книгу – трансформер «Робот - Арифмет». В нашем детском саду проходил конкурс.

Дидактическое пособие «Аквафон цветной» состоит их пяти одинаковых стеклянных емкостей, стоящих на подносе. Емкости наполнены водой. Вода.

"Волшебный мешочек". Добрый день или вечер, уважаемые коллеги! Хочу представить Вам, ещё одну свою работу - дидактическое пособие "Волшебный.

Дидактическое пособие «Умная гусеница» По требования ФГОС в дошкольных учреждениях необходимо создавать благоприятные условия развития детей.

В детском саду был проведен конкурс

НА ЛУЧШЕЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (ИГРУ)

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель конкурса: пополнение, обогащение развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ детский сад комбинированного вида № 13.

Задачи:

- создать благоприятные условия для организации самостоятельной, совместной деятельности педагогов и детей по ФЭМП, развитию познавательной активности и логического мышления у детей дошкольного возраста, сенсорного развития у детей раннего возраста;

- презентовать творческие идеи и находки через оформление дидактических игр, методических пособий по ФЭМП;

- стимулировать творческую активность педагогов в ходе создания дидактических материалов, пособий по ФЭМП.

Срок проведения конкурса: 29.01.2018 г.

Участники: воспитатели всех возрастных групп

Номинации конкурса:

  • дидактическое пособие (игра);
  • цифровой образовательный ресурс.

Порядок проведения конкурса:

1. Участники конкурса представляют дидактическое пособие /игру/ по ФЭМП, изготовленное и оформленное самостоятельно (авторская разработка приветствуется).

2. Представленное дидактическое пособие (игра) должны иметь название, цель, задачи, описание.

3. От каждого участника в конкурсе могут быть представлены не более одного дидактического пособия (игры) в каждой номинации.

Состав жюри:

1. Т.С.Васильченко, заведующий

2. Н.В.Плясовских, старший воспитатель

3. Е.Т.Лубянская, воспитатель

4. Л.П.Беска, воспитатель

При оценивании работ обращалось внимание на:

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей заявленного возраста;

правильность оформления: название, цель, задачи, описание;

эстетика оформления дидактического пособия, безопасность в использовании;

многофункциональность дидактического пособия;

оригинальность идеи и творческий подход.

Подведение итогов конкурса состоялось на педагогическом совете 31 января 2018 г. Победители и призеры были награждены грамотами.

Итоги конкурса

В номинации "Цифровой образовательный ресурс "

1 место - интерактивные игровые задания для детей старшего дошкольного возраста "В стране игрушек" (Н.В.Плясовских);

2 место - задачи на сложение и вычитание для детей старшего дошкольного возраста (А.Г.Жарова);

математическая игра "Отгадай-ка" для детей старшего дошкольного возраста (Р.Ю.Кияшко).

В номинации "Дидактическая разработка"

1 место: игра "Симметрия" (Беляева Т.С.);

"Математические весы" (Л.П.Беска);

"Математическое лото" (Е.Т.Лубянская).

2 место: игра "Четыре квадрата" (Е.В.Зиброва);

игра "Математическое домино" (Т.С.Беломаз).

3 место: комплекс математических игр "Поле чудес" (Н.В.Хорошко).

1 место

Беляева Татьяна Сергеевна

Игра "Симметрия"




Лубянская Елена Тимофеевна

Математическое лото

2 место

Зиброва Елена Владимировна

Игра "Четыре квадрата"

1.1 Из истории развития количественных представлений

2.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин

3.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение

4.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста

6.1 Общая характеристика содержания ФЭМП

8.4 Ориентировка в пространстве

8.5 Ориентировка во времени

Краткий анализ преподавания арифметики в 1 классе начальной школы (до введения новых программ)

О некоторых направлениях в реформе математического образования в начальных классах школы

Новая программа по математике в I классе школы (утверждена Министерством просвещения СССР)

§ 1. Обучение и развитие детей

§ 2. Своеобразие обучения маленьких детей элементам математических знаний

§ 3. Сенсорное развитие - чувственная основа умственного и математического развития детей

§ 1. Методы обучения детой арифметике в XVIII-XIX вв. в начальной школе

§ 2. Вопросы методики обучения детей числу и счету в дошкольной педагогической литературе

§ 1. Развитие у детей представлении о множестве

§ 2. Споеабы сравнения множеств детьми разного возраста

§ 3. Роль различных анализаторов в развитии навыков счета и представлений о множестве

§ 4. О развитии у детей деятельности счета

§ 5. Развитие у детей представления об известных отрезках натурального ряда

§ 1. Организация обучения детей во второй младшей группе

§ 2. Программный материал для детей трех лет

§ 3. Примерные занятия с множествами в группе детей трех лет

§ 4. Методика работы по развитию пространственных и временных представлений у детей второй младшей группы

§ 1. Организация работы с детьми пятого года жизни

§ 2. Программный материал для группы детей пятого года жизни

§ 3. Примерные занятия с множествами и по счету в группе детей пятого года жизни

§ 4. Примерные занятия по развитию пространственных и временных представлений

§ 1. Организация работы с детьми шестого года жкзни

§ 2. Программный материал для группы детей шестого года жизни

§ 3. Примерные занятия: множество, число и счет

§ 4. Формирование пространственных и временных представлении

§ 5. Закрепление и использование усвоенных знаний на других занятиях, в играх и бытовой жизни

§ 1. Организация работы с детьми седьмого года жизни

§ 2. Программный материал для подготовительной группы

§ 3. Примерные занятия в подготовительной к школе группе детского сада: множество, счет, число

§ 4. Обучение детей элементам вычислительной деятельности

§ 5. Способы обучения детей решению арифметических задач в детском саду

§ 6. Примерные занятия по развитию у детей представлений о величине и измерении, о форме, о пространственных и временных отношениях

§ 7. Закрепление представлений и применение полученных знаний, умений, навыков на занятиях, в игре и в быту

История формирования элементарных математических представлений

Становление и развитие методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии

Первый этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Второй этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

Предполагаемые результаты обучения

Третий этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

Предполагаемые результаты обучения

Владение некоторыми общими принципами счета

Владение навыками отвлеченного счета

Владение навыками счета на наглядном материале

Обследование навыков соотнесения количества предметов

Владение умением решать арифметические задачи (старший дошкольный возраст)

Владение словарем, необходимым для формирования математических представлений

Владение геометрическими представлениями

Владение представлениями о величине

Владение пространственными представлениями

Владение представлениями о времени

Игры и игровые упражнения в коррекционной работе с детьми

Экскурсии и наблюдения

Использование художественной литературы в играх с математическим содержанием

Игры с пальчиками

Игры с песком

Игры с бытовыми предметами-орудиями

Вариант игрового занятия

Игры с водой

Театрализованные игры

Игра-драматизация по обучению детей решению арифметических задач

Сюжетно-дидактические игры

Игры с зайчиками

Cодержание игры-занятия

Зайчики и солнышко

В гостях у ежика

Прогулка за грибами

Cодержание игры-занятия

Купаемся и загораем с куклами и собачкой на речке

I. Информационно-справочные данные о пособии.
Название пособия (1):
«Длинняшка и Коротыш» (полифункциональное пособие)

«Картинки с секретом» (полифункциональное пособие)
Тип проекта:
практико-ориентированный.
Актуальность:
У детей 3-5 лет все основные психические процессы носят непроизвольный характер. В этом возрасте ребенок не может управлять своим вниманием, мышлением, памятью целенаправленно. Ребенок воспринимает и запоминает только тот учебный материал, который заинтересовал его, вызвал у ребенка яркое эмоциональное восприятие, впечатление.
В соответствии с основными (комплексными) программами дошкольного образования для детей средней возрастной группы предусмотрен этап знакомства со счетом в пределах 5 – 10 и больше в зависимости от успехов группы, выстраивание предметов по высоте, длине, ширине, обучение различению и называнию основных геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, овала.
Руководствуясь выше сказанным, была поставлена цель: разработать пособие для занятий по ФЭМП, по ознакомлению с окружающим для средней возрастной группы.
Предметно-содержательная область :
математика, ознакомление с окружающим.
Задачи:
Образовательные:
1. Развитие элементарных математических представлений о форме предметов (квадрат, треугольник, круг, овал), о размере предметов (длинный, короткий, большой, маленький).
2. Обучение оперированию пространственными терминами (ближе, между, впереди, дальше, справа, слева).
3. Обучение, совершенствование и закрепление навыка счета.
Развивающие:
1. Развитие мыслительных процессов.
2. Развитие мелкой моторики, целенаправленности действий.
3. Развитие речи.
4. Формирование и развитие зрительной координации, развитие прослеживающей функции глаз.
Воспитательные:
Воспитание положительной установки на участие в занятии, навыков взаимодействия в
учебной деятельности
Результат проекта (исходный продукт):
Макеты пособий «Длинняшка и Коротыш», с наборным материалом (квадраты, круги, треугольники, овалы разных цветов), разработка дидактических игр и упражнений.
II. Способы применения (варианты игр)
Игра «Сосчитай-ка!»
Задачи:
- закрепление навыка счета, оперирование понятиями «больше, меньше, вычислить, прибавить»
Материал:

Вопросы:
1) Сосчитай, сколько треугольников у Длинняшки?
2) Сосчитай, сколько кругов у Коротыша?
3) Сосчитай, сколько квадратов у Длинняшки?
4) Сосчитай, сколько треугольников у Коротыша?
5) Сосчитай, сколько овалов у Длинняшки?
6) Каких фигур у Коротыши больше, чем у Длинняшки (по форме)? По цвету?
7) Сосчитай, сколько маленьких, а сколько больших фигур у Коротыша.
8) Что нужно сделать, чтобы фигур у Длинняшки стало больше? Меньше?
Игра «Различай-ка!» (индивидуальное и групповое занятие)
Задачи:
- закрепление навыка счета, закрепление элементарных математических представлений о форме, размере фигуры.
Материал:
- фигуры хаотично размещены на ленте (туловищах Длинняшки и Коротыша)
Вопросы:
1) В чем отличие Длинняшки и Коротыша?
2) У кого больше треугольников? Квадратов? Кругов?
3) У кого меньше треугольников?
4) Кто короче? Кто длиннее?
5) Кто взрослее? Почему? (проблемный вопрос).
Игра «Называй-ка!» (индивидуальное и групповое занятие)
Задачи:
- развитие умения оперировать понятием «место предмета по отношению к другому»
Материал:
- фигуры хаотично размещены на ленте (туловищах Длинняшки и Коротыша)
Вопросы:
1) Найди красный квадрат
2) Назови, какая фигура находится справа (слева) от него.
3) Назови фигуру, которая находится между желтым и зеленым кругами.
4) Назови фигуру, которая находится перед красным квадратом и после синего круга.
Игра «Повтори-ка!» (индивидуальное занятие)
Задачи:
- учить на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур и продолжать её
(по форме, по цвету, по величине)
- развитие внимания.
Задание: Воспитатель выполняет демонстрацию расположения фигур на Длинняшке, просит повторить данный набор на Коротыше.
Задание: Воспитатель предлагает найти закономерность в ряду (большой круг, маленький круг, большой квадрат, …….), продолжить ряд.
Задание: Разложить фигуры от большей к меньшей или наоборот.
«Картинки с секретом» (полифункциональное пособие)
(2) для занятий по ФЭМП, ознакомлению с окружающим
Способы применения (варианты игр и упражнений)
Игра «Сосчитай зверей»
(индивидуальное занятие)
Задачи:
- развитие умения сопоставлять цифру (число) и количество предметов
Материал:
- карточки с цифрами, карточки с изображением животных (возможен набор других картинок)
Задание:.
- соединить с помощью цветных шнурков соответствующие картинки (цифру – количество животных)
Игра «Пятый лишний»
(индивидуальное занятие)
Задачи:
- развитие умения анализировать, исключать
Материал:
- карточки с цифрами, карточки с изображением предметов (набор картинок, одна из которых не соответствует цифре в левом столбце)
Задание:.
- соединить с помощью цветных шнурков соответствующие картинки (цифру – количество предметов).
Игра «На что похоже?»
(индивидуальное занятие)
Задачи:
- знакомство с основными геометрическими фигурами и телами,
- развитие умения видеть геометрические формы в окружающих предметах
Материал:
- карточки с цифрами, карточки с изображением предметов (набор картинок)
Задание:.
- соединить с помощью цветных шнурков соответствующие картинки (например, круг – тарелка, окружность – колесо, прямоугольник – ковер и т.д.)