Программа окружающий мир плешаков («мир вокруг нас») Данная линия учебников имеет грифы «Рекомендовано» и«Допущено» Пояснительная записка. Знакомство с окружающим миром в интересной форме

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Жил-был в одном муравейнике очень любознательный муравей. Такой любознательный, что друзья-муравьи прозвали его Вопросик.
С утра до вечера, а иногда и ночью Вопросик спрашивал обо всём на свете.
И тогда друзья посоветовали ему пойти учиться в 1 класс. Вместе с вами, ребята.
Дорогу в школу ему показала Мудрая Черепаха. Она тоже решила приходить к вам на уроки, чтобы помогать муравьишке учиться. Да и вы, ребята, узнаете от неё много интересного об окружающем мире.

ВОДА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА.
(Рассказ автора)
Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.
В детстве мне было очень интересно - куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал.

Осётр впадает в другую реку - Оку. Она шире и длиннее Осетра. Ока впадает в реку Волгу. Волга - великая русская река. Местами она так широка, что с трудом виден другой берег. Волга несёт свои воды в Каспийское море.
Так вода-путешественница из маленькой реки попадает в далёкое большое море.

Содержание
Задавайте вопросы!
Что и кто?
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что растёт на подоконнике?
Что растёт на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Что общего у разных растений?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что такое зоопарк?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
Что мы знаем о нашей стране и своём городе (селе)?
На что похожа наша планета?
Что и кто?
Как, откуда и куда?
Куда текут реки?
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?.
Откуда в наш дом приходит электричество?
Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как ухаживать за кошкой и собакой?
Как зимой помочь птицам?
Как путешествует письмо?
Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Как, откуда и куда?
Где и когда?
Когда придёт суббота?,
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда жили динозавры?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда ты станешь взрослым?
Где и когда?
Почему и зачем?
Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?
Почему на Луне не живут люди?
Почему идёт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему их так назвали?
Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем мы спим ночью?
Зачем строят корабли?
Зачем нужны автомобили?
Почему поезда такие длинные?
Зачем нужны самолёты?
Зачем летают в космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Почему и зачем?
Как мы находили ответы на свои вопросы?

Тема: Почему их так назвали?

Цель: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями, расширить знания об окружающем мире.

Задачи:

  • познакомить с растениями, грибами и животными, в названиях которых скрыты их особенности;
  • расширить знания детей об этих растениях, грибах и животных;
  • воспитывать интерес и любовь к окружающей природе;
  • развивать умение пользоваться энциклопедической литературой.

Оборудование:

  • учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 2007 г.;
  • рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 2007 г.;
  • книга для учащихся А.А.Плешакова «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики»;
  • атлас-определитель А.А.Плешакова «От земли до неба»;
  • энциклопедия «Кирилла и Мефодия» (электронная версия);
  • мультимедийный проектор, экран, компьютер.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент, сообщение целей

– Ребята, Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха приглашают нас с вами на прогулку. Угадайте, куда мы пойдем?

Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянут холод злой –
Скинет с плеч ее долой? (Лес)

– Правильно, сегодня мы все вместе отправимся в лес (Приложение . Слайд 2). Чтобы нам во время прогулки не было скучно, Муравьишка с Черепахой приготовили нам задания.

2. Тайны растений

– «Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки?» (Н.Сладков) А вот и первая загадка. Помогите Муравьишке Вопросику отыскать растение (Приложение . Cлайды 3–7)

  • Листья этого растения похожи на след лошадиного копыта. (Копытень)
  • У этого растения цветки похожи на звездочки. (Звездчатка)
  • Старинная легенда гласит, что в это растение превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки – брат, желтые цветки – сестра. (Иван-да-Марья)
  • В цветках этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчелы делают мед. (Медуница)
  • Если дотронуться до этого растения, он резко скручивается и выстреливает семена. (Недотрога)

– А теперь сами попробуйте угадать, почему так назвали эти растения? (Приложение . Cлайды 8–10) (Подорожник, одуванчик, колокольчик)
Звучат рассказы заранее подготовленных детей.

Подорожник

Америка до прихода белых людей не знала подорожника. Его семена завезли из Европы. Наблюдательные индейцы сразу же заметили – это растение появляется там, где прошел белый человек. А так как завоеватели несли туземному населению смерть и горе, индейцы стали его проклинать.

– Ребята, а что вы знаете о подорожнике? (ответы о целебных свойствах этого растения)

Одуванчик

Встало однажды Солнышко спозаранку, умылось теплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит: и леса, и луга – все в зеленом наряде, каждая травинка бисером переливается. А все-таки чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки – одуванчики! А сердитая Зима неподалеку пряталась – в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеется, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы – одуванчики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.

– Ребята, а что вы знаете об одуванчике? (О кулинарном применении этого растения этого растения)

Колокольчик

Колокольчик служит гостиницей для насекомых. Спрячется солнышко за тучи – наклонит цветок свою головку, прикроет ее чуточку лепестками, чтобы капли дождя или росы туда не попали, нежную пыльцу не намочили, и становиться похожий на маленький шалашик. Заберутся туда мелкие насекомые – тепло им там, сухо и уютно. А выглянет солнышко – колокольчик опять свою головку поднимет, выпустит мошек на волю.

3. Живые «цветы»

Расту червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Но теплой весной я вновь оживаю
И как птичка порхаю. (Бабочка)

– Ребята, с помощью атласа – определителя постарайтесь определить какие бабочки у меня на слайде и почему их так назвали. (Лимонница, капустница, павлиний глаз, голубянка) (Приложение . Cлайд 11) Прочтите статьи об этих бабочках на странице139 атласа определителя.

4. Физкультминутка (Приложение . Cлайд 12)

5. В гости к насекомым

– Ребята, послушайте загадку Мудрой Черепахи и вы узнаете к кому мы сейчас пойдем в гости:

Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «Ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я твержу весной и летом. (Жук)

– Посмотрите в учебнике – каких зверей вам напоминают эти насекомые? Соедини линиями насекомого, его название и животного на которое оно похоже. Проверь себя, посмотрев на слайд 13. (Жук-олень, жук-носорог, жук-слон)
– А какой жук носит имя – название того месяца, в котором появляются? (Майский жук)
– Прочтите, что о нем говорит Мудрая Черепаха: «Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берез, еще опаснее его личинки».

6. По грибки…

– Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. Посмотрите, что нашел Муравьишка!

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)

– Откройте тетради на странице 39 и выполните задание №1 и №2: узнай грибы на полянке и объясни их название. Соедини загадки и отгадки линиями.
– Какие правила сбора грибов вы знаете? Давайте составим памятку:

  • Не знаешь гриб – не бери его!
  • Никогда не пробуй гриб на вкус!
  • Не собирай грибы у дорог и предприятий!
  • Не собирай старые, перезрелые грибы!
  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой. Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу. (Приложение . Слайд 14)

– Пока мы вспоминали правила, Муравьишка Вопросик насобирал полное лукошко грибов. Чтобы узнать какие грибы собрал Муравьишка надо разгадать кроссворд. (Приложение . Слайд 15)

1. Какой гриб служит лекарством для животных, а для людей ядовитый? (Мухомор)
2.У этого гриба шапочка будто маслом намазана… (Масленок)
3. Эта семейка грибов любит селится на старых пнях. (Опята)
4. Они любят сырые места, сухости не переносят. Сырыми их не едят. (Сыроежки)
5. Растет под березой. (Подберезовик)

7. Физминутка (Приложение . Cлайд 16)

8. Страничка пернатых друзей
Много мы дел переделали давайте сядем и отдохнем. А лесные музыканты развлекут нас песнями. Догадались о ком речь? Конечно же, это наши пернатые друзья. (Пение птиц слушаем по DVD энциклопедии «Кирилл и Мефодий»)

  • Вот и первый певец – зарянка.Веселая зарянка прилетает ранней весной – на заре года, когда снег еще не везде сошел. Песня зарянки мелодична, сложна и разнообразна, с многочисленными свистящими, скрипучими, журчащими коленами. Наиболее интенсивно птицы поют на утренней и вечерней зорях (отсюда название), но могут петь и всю ночь. (Приложение . Слайд 17)
  • Следующий артист – поползень. Мелкие птицы размером с воробья Поползень весь день по стволам деревьев бегает, насекомых разыскивает. То вверх по стволу побежит, то вниз головой спускается. Из всех птиц спускаться так только поползни могут. (Приложение . Слайд 18)
  • А вот птичка – лакомка. Имя ее – нектарница. Ярко и обычно пестроокрашенные небольшие птички с длинным, изогнутым вниз клювом. Самые маленькие нектарницы имеют длину тела около 8 см. Язык длинный, узкий, с продольным желобком и кисточкой на конце. Они едят нектар и мелких насекомых, иногда кормятся на лету. (Приложение . Слайд 19)
  • А вот птичка – огонечек. Зовут ее горихвостка. Горихвостка – резвая птичка. Везде торопится побывать – где муху, где паучка склюнет. Только хвостик огоньком мелькает! (Приложение . Слайд 20)

9. Итог занятия

– Ну, вот и закончилось наше путешествие по лесу. Мы отгадали много загадок. Названия каких растений или животных вы запомнили? (Ответы детей)

Список используемой литературы.

  1. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» к учебному комлекту Плешакова А.А. – М.:»ВАКО», 2003.
  2. Чаплина В.В. Птицы в нашем лесу. – М,: «Малыш», 1984г.

Для оформления слайдов использованы фотографии с сайтов:

  1. Бабочки – www.espot.ru
  2. Грибы – www.qpig.ru
  3. Анимационные картинки – www.destroer.ru
  4. Птицы – энциклопедия «Кирилл и Мефодий» (DVD)

Программа ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Плешаков («МИР ВОКРУГ НАС»)

Пояснительная записка

Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1-4 классах четырехлетней начальной школы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся :

· воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,

· формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

· развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности .

1. Идея многообразия мира.

2. Идея экологической целостности мира.

3. Идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира - важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру - это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя. 2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей). 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Остановимся на особенностях содержания курса по классам.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика» . Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам» , которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество» , при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край - часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые , водоемы , почвы, природные сообщества, сельское хозяйство , охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующая тема программы - «Страницы всемирной истории» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.

Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. В программе указано также минимальное количество экскурсий и практических работ, которое может быть увеличено учителем по его усмотрению.

В учебно-методический комплект по курсу «Мир вокруг нас» входят:

а) учебники, рабочие тетради, тетради «Проверим себя», методические пособия для каждого года обучения;

б) книги для учащихся, используемые на протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе;

в) учебные наглядные пособия.

В настоящее время курс обеспечен следующими учебными изданиями.

1 класс

1. Мир вокруг нас : Учебник для 1 класса

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 1 класса (авт. , издательство «Просвещение»).

3. Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» (авторы, 3. Д. Назарова, издательство «Просвещение»).

Тетрадь для учащихся 1 класса

5. Мир вокруг нас: Методическое пособие: 1 класс (авт. , издательство «Просвещение»).

2 класс

1. Мир вокруг нас: Учебник для 2 класса

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас для 2 класса»: В 2-х ч. (авт. , издательство «Просвещение»).

3. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 2 класса (авт. , издательство «Дрофа»).

4. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса (авт. , издательство «Вита-Пресс»).

5. Поурочные разработки к учебнику для 2 класса

3 класс

1. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса : В 2 ч. (авт. , издательство «Просвещение»).

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас для 3 класса»: В 2-х ч. (авт. , издательство «Просвещение»).

Тетрадь для учащихся3 класса (авт. , издательство «Вита-Пресс»).

4. Поурочные разработки к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» (авт. , издательство «Просвещение»).

1. Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса : В 2 ч. (авт. , издательство «Просвещение»).

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас для 4 класса»: В 2-х ч. (авт. , издательство «Просвещение»).

3. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса (авт. , издательство «Вита-Пресс»).

4. Поурочные разработки к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» (авт. , издательство «Просвещение»).

Для всех классов

1. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (авт. , издательство «Просвещение»).

2. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (авт. , издательство «Просвещение»).

3. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (авт. А.А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

4.Окружающий мир: Комплект учебных таблиц и методические рекомендации к нему (авт. , издательство «Дрофа»).

ПРОГРАММА

1 КЛАСС - 66 ч (33 ч)

Введение 9 ч (3 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.

Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? 18 ч (10 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) - часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы:

· знакомство с разнообразием камней;

· знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя;

· знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам);

· знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним;

· знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? 12 ч (6 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения .

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы:

· сборка простейшей электрической цепи;

· изучение свойств снега и льда;

· отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями;

· изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? 9 ч (5 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры - удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

Профессии взрослых Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? 17 ч (8 ч)

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля - День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

Заключение (1 ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

ПРОГРАММА

II КЛАСС - 68 ч (34 ч)

Где мы живем 2 ч (1 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа 21 ч (10 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы:

· знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;

· знакомство с горными породами и минералами;

· распознавание деревьев, кустарников и трав;

· знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;

· отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Жизнь города и села 12 ч (6 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.

Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

Здоровье и безопасность 10 ч (6 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог , отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой , острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение 5 ч (3 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.

Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия 17 ч (7 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

· неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

· строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

· имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

· основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

· названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

· различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

· различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

· выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

· использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

ВВЕДЕНИЕ.

В последние годы в связи с изменением целей начального образования произошло обновление содержания и методов преподавания всех образовательных областей. В Базисном учебном плане, введенном в действие в 1998/99 учебном году, две образовательные области - естествознание и обществознание на уровне начального звена объединены в один образовательный компонент “Окружающий мир”, реализующий содержание, которое является пропедевтическим для последующего изучения в основной школе биологии, физики, химии, географии, обществознания и истории.
Что же представляет собой образовательный компонент “Окружающий мир” в современной четырехлетней начальной школе?

Во-первых, следует сказать о том, что в российской начальной школе накоплен достаточно богатый опыт начального естественнонаучного образования. Учителя хорошо знакомы с предметом “Природоведение”, который начал преподаваться в школах с 1972 года. В последние годы произошло осознание высокой развивающей и воспитательной значимости данной образовательной сферы. Сегодня содержание природоведения - это часть содержания образовательного компонента “Окружающий мир”. Само название говорит о том, что содержание данного компонента стало гораздо шире. Основу его составляют три группы знаний: человек, природа, общество. Таким образом, происходит интеграция естественно-научного и обществоведческого знаний с целью формирования у детей младшего школьного возраста целостного взгляда на окружающий мир и место в этом мире человека.

Приказом Минобразования России от 19.05.98 № 1235 утвержден обязательный минимум содержания начального общего образования, где в числе других определено содержание двух образовательных областей - “Естествознание” и “Обществознание”. Авторы всех вариативных программ для начальной школы обеспечивают выполнение обязательного минимума содержания, расширяя и углубляя его.

В четырехлетней начальной школе на изучение образовательного компонента “Окружающий мир” в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322) в инвариантой (обязательной) части в 1 и 2 классах выделено по одному часу в неделю, в 3 и 4 - по два. Учитывая то, что в содержание данного образовательного компонента включены элементы знаний из двух образовательных областей, в 1 и 2 классах “Окружающий мир” дается интегрированно без деления на предметы.

Во-вторых, “Окружающий мир” - это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также представляет самые широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать. Также на уроках по предметам, реализующим образовательный компонент “Окружающий мир”, младшие школьники усваивают этические нормы поведения.
В-третьих, при изучении содержания курса “Окружающий мир” ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка.
Четвертый момент, о котором следует сказать, - это значение курса “Окружающий мир” для адаптации ребенка к школьной жизни. На современном этапе перехода от трехлетней начальной школы к четырехлетней в первые классы приходят дети разного возраста и разной готовности к школе. Уроки “Окружающего мира” могут облегчить задачу адаптационного периода для ученика, ведь содержание данных уроков выстраивается на более близком ребенку материале, чем содержание других уроков. Вот поэтому вхождение в учебную деятельность на уроках “Окружающего мира” проходит легче. Все утвержденные Минобразованием России курсы для 1 класса, реализующие содержание образовательного компонета “Окружающий мир”, рассчитаны на ребенка 7-го года жизни.
Вряд ли нужно сегодня доказывать кому-либо остроту экологических проблем и необходимость природоохранной деятельности человека. Поэтому в настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов, что вызвало необходимость увеличения сведений о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Усилено также внимание к вопросам прикладной экологии - вопросам охраны природы.

Много вопросов вызывает организация проведения уроков по ОБЖ. Следует отметить, что в начальной школе у детей, наряду
с развитием представлений о научной картине мира, идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Учащиеся учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Поэтому знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире. Особенностью всех курсов, реализующих содержание образовательного компонента “Окружающий мир”, является то, что они учитывают особенности усвоения младшими школьниками знаний по безопасной жизнедеятельности как части знаний об окружающем мире и включают эти знания в содержание программ и учебников, но в разной степени.
Еще одна особенность образовательного компонента “Окружающий мир” состоит в том, что он предусматривает предварительное (пропедевтическое) ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. На ярком и доступном детям этого возраста материале формируются образные представления о прошлом и настоящем нашей страны. Эта работа начинается
с 3 класса. Как уже было сказано выше, курс “Введение в историю” вводится параллельно с курсом “Природоведение” или “Окружающий мир”. В настоящее время разработаны интегрированные курсы “Окружающий мир”, включающие историческое содержание.

Для традиционной начальной школы разработано для всех четырех классов пять курсов: “Зеленый дом”, автор А.А.Плешаков (М.: Просвещение); “Природа и люди”, автор З.А.Клепинина (Смоленск: Ассоциация “ХХI век”); “Окружающий мир”, авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов (М.: Просвещение); “Мир и человек”, авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан (М.: Дрофа); “Окружающий мир”, авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин (М.: Инпро-Рес). Эти курсы представлены авторскими программами и обеспечены учебниками, учебными пособиями и методическими разработками для учителя.

Как уже говорилось выше, в каждом курсе полностью реализуется обязательный минимум содержания начального общего образования.
Программа “Зеленый дом” А.А. Плешакова имеет ярко выраженную экологическую направленность. Она построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности овладевать теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Вопросы безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья являются одной из ведущих содержательных линий и поэтому представлены достаточно широко.
Основные курсы дополнены факультативами “Экология для младших школьников” и “Планета загадок”, что позволяет полнее учитывать интересы и способности детей, обеспечивать более широкую и разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране среды. Программа “Зеленый дом” получает развитие в основной школе, где создан новый учебный курс для 5 класса, обеспечивающий переход к изучению естественно-научных дисциплин (биология, физика, химия и др.)

В 1998 году на основе обязательного минимума содержания начального общего образования разработана примерная программа “Окружающий мир”, рассчитанная на количество часов, отводимое на изучение образовательного компонента “Окружающий мир” в инвариантной части Базисного учебного плана (М.: Дрофа, 1998). Программа содержит примерный объем знаний и не разделена по классам, что позволяет разработчикам вариативных программ по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения данного образовательного компонента, не нарушив при этом требования минимального содержания.

Таким образом, примерная программа служит как ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов, так и создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

Программа учебного курса «Мир вокруг нас»

Учебный курс Мир вокруг нас преподается в I и II классах четырехлетней начальной школы. Он соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана (образовательный компонент «Окружающий Мир»).

Приоритетной задачей курса, как и программы «Зеленый дом» в целом, является формирование у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению. В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в

природной и социальной среде. При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

В I классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т.д.). Ребенок в этом возрасте Њ первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») Њ это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей.

Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») - обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности. Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, воспитателя группы продленного дня, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов.

Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках.

Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального и школьного компонентов образования.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.

ПРОГРАММА

I класс (30 ч)

Что и кто? (9 ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью?

Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению учителя).

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение (изучается по усмотрению учителя). Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Наш город (село) - часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Как, откуда и куда? (6 ч)

Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?

Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо? Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания (например, шоколад, изюм, мед и др. по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду? Как сделать Землю чище?

Где и когда? (5 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом?

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры Њ удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров? Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий мир в будущем? Зависит ли это от тебя?

Почему и зачем? (10 ч)

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди? Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?

Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-носорог и др. по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих «хозяевах».

Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего?

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Кос-

мические станции.

Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля - День Земли.

Тематическое планирование уроков, содержащих компоненты нравственно-правовой культуры.
"Мир вокруг нас", А.А. Плешаков, 1 класс.

Компоненты
нравственно-правовой
культуры

Тема урока

Основные понятия, беседы.

I. Главные ценности нашей жизни.

1. Неживая природа. "Что у нас над головой", "Что у нас под ногами".


Беседа: "Чудо жизни".

2. Живая природа. "Что растет на подоконнике, "Что растет на клумбе".

Окружающая природа как условие жизни и здоровья людей.
Беседа: "Чудо жизни".

3. Какие бывают растения. Значение растений в жизни человека.

Окружающая природа как условие жизни и здоровья людей.
Беседа: "В лес пришла беда" (о лесном пожаре).

4. Природа разных уголков Земли. "Где живут белые медведи", "Где живут слоны".

Окружающая природа как условие жизни и здоровья людей.
Беседа: "Что написано в Красной книге".

5. Мой домашний адрес. "Что нас окружает дома". Моя семья.

Родные и близкие люди, их любовь и забота.
Беседа: "Дари близким свою любовь и заботу".

6. Что мы знаем о нашей стране и о своем городе.

Строительство в нашем городе.

Понятия "гражданин России", "горожанин", "малаяРодина - город, в котором ты родился."
Беседа: "Всякому мила своя сторона".

7. Мы живем на планете Земля. Вид Земли из космоса.

Мир между людьми, отсутствие насилия, агрессии, войн.
Беседа: "Своя Земля и в горсти мила".

8. Труд людей. Профессии людей. "Как путешествует письмо".

Труд условие развития человека. Уважительное отношение ко всему, что создано трудом.
Беседа: "Трудом славен человек".

9. Школьные товарищи. Друзья.

Ценность общения со сверстниками.
Беседа: "О дружбе мальчиков и девочек".

II. Представление о правах человека.

10. Мое здоровье. Режим питания.

Каждый человек имеет право на охрану здоровья.
Беседа: "если хочешь быть здоров".

III. Понятие "гражданин России".

11. Какие бывают животные. Насекомые, рыбы, птицы, звери.


Беседа: "Разрушители и защитники природы".

12 Растения и животные ближайшего окружения. Подкормка птиц.

Охрана природы - обязанность гражданина.
Беседа: "Почему надо беречь природу".

13. Значения животных в жизни людей. "Что такое зоопарк".

Охрана природы - обязанность гражданина.
Беседа: "Осторожно, жестокость"

14. Животные живого уголка. Собака. Кошка. Уход за ними.

Охрана природы - обязанность гражданина.
Беседа: "Наши друзья - домашние животные".

15. Москва - столица России.

Осознание своей принадлежности к россиянам.
Беседа: "Моя Родина - Россия".

IV. Понятие "закон".

16. Экология. Что такое экология.

Закон - важный государственный документ. Значение экологии.
Беседа: "Зеленый патруль действует".

V. Роль правил в жизни человека и общества.

17. Наш дом. Как он снабжается водой.

Экономия воды в быту.
Беседа: "Город и горожане".

VI. Правила поведения в общественных местах.

18 Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный.

Правила пользования городским транспортом
Беседа: "Человек в мире правил".

VII. Правила вежливости.

19. Общение. Правила вежливости. Прием гостей.

Правила вежливости основаны на уважении к человеку.
Беседа: "Вежливость и речь".

VIII. правила личной безопасности.

20. Правила безопасности при обращении с бытовыми приборами. "Что вокруг нас может быть опасным".

Понимание опасности обращения с электричеством. Формирование навыка правильного обращения с бытовыми приборами.
Беседа: "Осторожно - опасно для жизни".

21. Как удаляется мусор.

Негативное отношение к загрязнению улиц, дворов.
Беседа: "Пачкуны и разрушители".

22. Правила личной гигиены. Мытье рук, уход за зубами.

Вредные привычки - угроза здоровью.
Беседа: " Вредные привычки - угроза здоровью".

23. Режим дня.

Значение режима дня в охране здоровья.
Беседа: "Как стать сильным и ловким".

Дидактический материал.

В качестве дидактического материала я хочу предложить программно-методический комплекс "Естествознание с основами экологии", предназначен для поддержки школьного курса естествознания, природоведения или ознакомления с окружающим миром (стандартного или углубленного эколого - биологического направления). Комплекс предназначен для использования параллельно с традиционными занятиями в 1 или 2 классах по учебникам Клепининой и Плешакова. Предлагаемый программно-методический комплекс позволяет ребенку "проигрывать" различные сложные природные процессы и явления в удобной, веселой и интересной форме. Программно-методический комплекс состоит из блоков - отдельных тем, каждая из которых включает в себя краткий теоретический материалом с элементами мультипликации, практическую работу и контрольные вопросы. Каждое теоретическое, практическое или контрольное занятие предусматривает работу на компьютере в течение 20 - 35 минут (в зависимости от выбранного режима работ и задания учителя), что с точки зрения влияния на здоровье ребенка совершенно безопасно. В течение года обучения комплекс предусматривает обращение к компьютеру 8 - 10 раз. Программно-методический комплекс проектируется в универсальной инструментальной системе "Stratum Computer". Помимо углубления знаний, умений и навыков в области естествознания, программно-методический комплекс призван способствовать развитию самостоятельности, логического мышления, наблюдательности, способности анализировать события и делать выводы.

  • Температура;
  • Суточное движение Земли вокруг Солнца;
  • Годовое движение Земли вокруг Солнца;
  • Природное сообщество "Лес";
  • Природное сообщество "Водоем";
  • Проектирование города.

Пользователями программно-методического комплекса, будут являться младшие школьники и их преподаватели, равно как и отдельные дети, для которых родители приобретают компьютерные программы для индивидуальной работы дома. Программно-методический комплекс. “Естествознание с основами экологии” для начальной школы предназначен для компьютерной поддержки школьного курса естествознания (природоведения или предмета "знакомство с окружающим миром"), для углубления и закрепления знаний и умений учащихся, осмысленного усвоения основных понятий, законов природы, их логических и причинно-следственных связей, a также для развития активных познавательных и аналитических способностей, самостоятельности и наблюдательности. Для предлагаемого компьютерного учебника имеются значительные наработки, выполненные в яркой увлекательной форме. Апробация показала, что дети с большим удовольствием работают в среде, играя и обучать одновременно. Параллельно, ненавязчиво и интересно происходит знакомство ребенка с компьютером, формируется отношение к персональной электронно-вычислительной машине не как к игрушке, а как к инструменту познания окружающего мира. Количество часов отведенных в школьных курсах на изучение естествознания с элементами экологии колеблется в зависимости от принятых программ около30 часов. Программно-методический комплекс является одновременно и инструментом, помогающим учителю организовать учебный процесс и средством активизации познавательной деятельности учащихся.

Основными учебными целями являются:

  • прочное усвоение знаний по изучаемым темам;
  • выработка навыков активного моделирования при исследовании природных процессов и явлений;
  • формирование элементов экологического мировоззрения (т.е. умения осознавать систему связей в природе и постоянно прогнозировать результаты вмешательства в природную среду).

Программно-методический комплекс сопровождается методическими рекомендациями для учителя. В рекомендациях оговариваются основные правила работы с программным продуктом и предлагаются формы использования программы по каждой теме. В рекомендациях указываются виды организации практических работ и способы их оформления. Однако учителю предоставляется самый широкий выбор для варьирования.

Формы предполагаемого использования КОП в учебном процессе:

  • на уроках при изучении нового материала, на проведении практических занятий или при организации контроля знаний;
  • при внеурочных занятиях (обязательных самостоятельных в учебном заведении или дома, факультативных, при самостоятельном изучении курса) - в соответствии с прилагаемыми методическими пособиям.

Основные функциональные возможности учебного пособия:

  • игровая форма познания;
  • возможность моделировать физические и биологические процессы, которые фактически невозможно продемонстрировать в классе;
  • активное вмешательство в любой процесс или явление, моделируемое в ходе работы;
  • наглядное отображение вмешательства ребенка в процесс или явление;
  • возможность для каждого ребенка выбрать свой темп и режим работы;
  • наличие конструктора и экспертной системы для проверки знаний.

Так же в качестве дидактического материала я предлагаю наглядные иллюстрации, выполненые мною.

1)Знакомство с представителями флоры и фауны нашего региона. Кто живет в лесу? Кто живет в водоемах? Каждая иллюстрация выполнена в цветном изображении на формате А4 рис 7, рис 8. Далее ученикам предлагается расселить представителей флоры и фауны в местах их обитания рис 1, рис 2, рис 4.

2) День и ночь, лето и зима рис 5. Планета Земля рис 6. Почему бывает день и ночь? Лето и зима? Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Каждая из иллюстраций выполняется на формате А4.

3) Почему бывают зима и лето? Рис. №9.

4) В форме самостоятельной работы о смене времен года. Рис 10.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1)Начальная школа №8 1998г.

2)Башкирский институт развития образования. Официальный сайт...

3)«Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, Просвещение, М., 2000г.

  1. Пермский Государственный Технический Университет. Официальный сайт. www.stratum.pstu.ac.ru
  2. «Мир вокруг нас» Хрестоматия. 1 кл. Плешаков А.А., АСТ-Пресс, 1997.