Проявление чести. Соотношение категорий "честь" и "достоинство"



Честь

Честь

сущ. , ж. , употр. очень часто

Морфология: (нет) чего? че́сти , чему? че́сти , (вижу) что? че́сть , чем? че́стью , о чём? о че́сти

1. Честь - это добрая, незапятнанная репутация, честное имя.

Честь семьи. | Честь фирмы. | Береги платье снову, а честь смолоду. | Сражаться за честь кого-либо, чью-либо. | Отстаивать свою честь в газетной статье.

2. Честь - это честность, порядочность, добросовестность, достоинство, вообще все моральные качества и принципы, достойные уважения.

Человек чести. | Понятие чести. | Оскорбить, уронить, запятнать чью-либо честь.

3. Делом чести вы называете какое-либо дело, поступок и т. п., которые необходимо сделать, совершить, в противном случае ваше достоинство будет задето, вы не сможете уважать себя и т. п.

4. Честью называют гражданское, сословное, профессиональное и т. п. достоинства.

Рабочая, профессиональная, воинская, научная честь. | Защищать, хранить честь и достоинство граждан.

5. Закон чести , кодекс чести - это комплекс личных или групповых правил поведения, которые считаются человеком или группой людей обязательными, ненарушимыми и оберегают чувство личного (группового) достоинства и порядочности.

6. Честью мундира, белого халата и т. д. называют официальный авторитет, репутацию военных людей, врачей и т. д.

Беречь честь мундира.

7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.

8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.

9. Судом чести называется разбирательство чьей-либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей.

10. Если вы говорите, что пора или надо и честь знать , то это означает, что ваш визит в какое-то место подошёл к концу и вам следует уходить.

11. Если вы вежливо обращаетесь к кому-то, что-то предлагая или кого-то представляя, то вы говорите имею честь предложить, имею честь представить и т. д.

Группа независимых художников имеет честь предложить вам уникальные образцы декоративной живописи и приветствовать вас на нашем сайте.

12. Если кто-то живёт по чести, по совести , то это означает, что этот человек поступает в соответствии с представлениями о чести.

13. Честью называют целомудрие, непорочность, девственность.

Беречь свою девичью честь.

14. Честью называют почёт, уважение.

Большая честь. | Воздать, оказать честь кому-либо. | Честь и слава героям! | Честь и хвала тебе!

15. Если вы говорите, что честь сделать что-то принадлежит (доверена) кому-либо или чему-либо, то это означает, что они получили почётное право это сделать.

16. Если вы говорите, что вы сочтёте (почтёте) за честь что-то сделать, то это означает, что предстоящее вам дело принимается вами с благодарностью, что вы с радостью возьмётесь за него.

17. Если вы говорите о ком-либо или о чём-либо невелика честь , то это означает, что вы считаете этого человека или объект не достойным уважения, не стоящим усилий, внимания и т. п.

18. Если вы говорите (слишком) много чести кому-либо, значит, вы считаете, что этот человек не достоин, не заслуживает чего-либо.

19. Если военный человек отдаёт честь , то это означает, что он приветствует кого-либо по-военному, приложив руку к головному убору.

20. Если вы говорите о ком-либо, что он оказался в чести́ у кого-либо, то это означает, что этот человек кем-то особо отмечен, облагодетельствован, получил преимущества по сравнению с другими.

21. Фраза Была бы честь предложена означает выражение безразличия к чьему-либо отказу что-то сделать.

22. Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь , то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны.

Саша вообще очень принципиальный человек. - Это делает ему честь.

23. Честью называют человека или предмет, которые вызывают гордость, восхищение близких или тех, кто обладает этим предметом.

Писатели - честь и слава пашей родины.

24. Выражение сказать по чести вы используете как вводную фразу перед тем, как сказать кому-либо что-то искреннее, правдивое.

25. Если вы что-то сделали честь честью , то это означает, что вы это сделали правильно, должным образом, достойно.

26. Если что-либо названо или сделано, совершено в честь кого-то или чего-то, то это означает, что это сделано в знак уважения, почтения, в память о чём-либо или ком-либо.

Назвать улицу в честь героя войны. | Приём в честь английского посланника. | Произносить тосты в честь новобрачных.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "честь" в других словарях:

    честь - 1, и … Русский орфографический словарь

    Жен. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже… … Толковый словарь Даля

    Толковый словарь Ушакова

    1. ЧЕСТЬ1, чести, о чести, в чести и в чести, мн. (устар.) чести, честей, честям, жен. 1. только ед. Моральное или социальное достоинство, то,что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). «И первый клад мой честь… … Толковый словарь Ушакова

    ЧЕСТЬ, и, о чести, в чести и в чести, жен. 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей н. чести). Задеть чью н. ч. Суд чести (офицерский). 2. Хорошая,… … Толковый словарь Ожегова

    Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов

    И; ж. 1. Совокупность высших морально этических принципов личности (честность, порядочность, добросовестность и т.п.); сохранение собственного достоинства и уважения личного достоинства другого. Человек чести. Родиться без чести, без совести (о… … Энциклопедический словарь

    См. почтение войти в честь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. честь потерять честь; целомудрие, девичий цвет, почет, чистота, гордость, почтение, почтительность,… … Словарь синонимов

Честь - понятие морального сознания и категория этики; она включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь. Категория чести относится к числу важнейших категорий профессиональной этики. Честь - это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства.

Достоинство - неотчуждаемое качество человека, которым он обладает безотносительно к своему статусу, заслугам, финансовым возможностям. Это одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо. Унижение достоинства личности и распространение ложных сведений, порочащих достоинство личности, являются административными правонарушениями.

Честь и достоинство - категории самооценки и оценки со стороны окружающих, составляющих важное измерение человеческого бытия, его ценностное и смысловое наполнение.

Достоинство - одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. Человек, обладающий положительными нравственными качествами, становится ценностью в глазах других людей и в своих собственных глазах. На этих оценках основывается самосознание человека и определяется его идентичность. Значимость человека поднимается или уменьшается в зависимости от того, насколько нравственные ценности стали для него правилами, вошли в его внутренний мир.

Каждый человек желает обладать моральным авторитетом, хочет, чтобы с ним считались и к его мнению прислушивались. Но не каждый этим достоянием обладает. Моральный авторитет - духовная власть и влияние человека на окружающих людей, степень их одобрения и доверия к человеку. В некоторых культурах моральный авторитет рассматривается как главное качество человека, потеря которого означает полное фиаско. Например, в Китае человек больше всего боится "потерять лицо", так как это означает социальную смерть.

Уже в древности существовали различные формы состязаний, выявлявших лучших, например в античном обществе состязались в ораторском мастерстве, спорте, изобразительном искусстве. Лучшим достаются уважение и почет, а также больше жизненных благ. Принадлежность к лучшим осознавалась как ценность. Лучшие - аристократы, худшие - плебеи. Аристократические добродетели имели разнообразное наполнение в разные эпохи и включали мудрость, рассудительность, величавость, великолепие (Аристотель. Никомахова этика). В Древнем Риме распределение статусов осуществлялось римским правом и включало три категории лиц: граждан, обладающих всеми правами, граждан с ограниченными правами и не-граждан, не имеющих никаких прав.

Этот порядок распределения статусов в самом общем виде сохраняется в современном обществе, и распределение статусов происходит соответственно трем группам: индивиды, занимающие самое высокое положение (они осуществляют власть); индивиды, опустившиеся в самый низ; индивиды, не имеющие никакой власти, но и не аутсайдеры (среднее звено). Эта простейшая структура любого сообщества совпадает с делением на основные социальные слои (богатые, бедные, средний класс). В современных индустриально развитых странах средний класс охватывает большую часть населения и обладает разнообразными правами (включая гражданские и политические), позволяющими осуществлять контроль за деятельностью власти. Именно средний класс является главным носителем моральных норм, ценностей и правил.

Верхние слои общества, т.е. структуры, обладающие властью, заинтересованы в том, чтобы сохранить свое положение, и для этого используют все средства, в том числе пытаются убедить всех остальных в своей особой ценности для общества. В случае если их деятельность не соответствует социальным ожиданиям, общество (парод) имеет право на смещение власти революционным путем.

В традиционном обществе моральный авторитет человека и его социальный статус были связаны с его происхождением, знатностью, родовитостью. Власть имущие наделялись сакральным статусом как обладающие врожденным благородством и аристократизмом, а еще раньше - магическими способностями (жрецы, древние цари). Часто высшие классы действительно имели иное происхождение и говорили на другом языке (так было с кастой брахманов в Индии).

Статус человека выражался в его манере поведения, отношении к нему других людей, в степени уважения, готовности его слушать и повиноваться. Максимальная степень уважения называется славой. Слава относится к экзистенциальным ценностям.

Противоположностью уважения является презрение, направленное на людей, которые не обладают положительными качествами или обладают отрицательными. Презирать означает смотреть и не видеть, воспринимать как пустое место. Люди, вызывающие презрение, находятся в самом низу социальной иерархии, с их мнением никто не считается. Они могут только выполнять чужую волю.

Внутренние представления о собственной чести и достоинстве формируются на основе внешней оценки со стороны окружающих. Чем более жесткой является сословная структура общества, чем выше барьеры, отделяющие одно сословие от другого, тем большую роль в нем играет честь. В условиях традиционного общества сословно-статусная структура отношений между людьми закрепляла и поддерживала социальный порядок. Наиболее характерными феноменами феодального общества являются рыцарство в средневековой Европе, сословие самураев - в Японии. Традиционно рыцарская честь включала преданность государю и своему начальнику, честную службу по защите отечества, защиту слабых и угнетенных, верность данному слову, честность, неспособность к обману и лицемерию. Рыцари "должны избегать всякого обмана и лжи". Рыцарю присущи такие качества, как великодушие, щедрость, справедливость, благородство, учтивость, стремление прославиться своими подвигами. "Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего чистого доверия малейшей ложью; да сохранят они непоколебимо это доверие ко всем, и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие... Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству".

Дворянство на Руси также характеризовалось высокими этическими стандартами, включавшими честь дворянина. Честь дворянина оценивалась прежде всего самими дворянами. "Человек чести" - один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Таким человеком становится тот, кто привык честно исполнять данные однажды обязательства и обещания. Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово, становится человеком чести.

В наше время существуют понятия "профессиональная честь", "честь мундира", которые означают оценку поведения специалиста со стороны общества, мнения окружающих. Честь можно потерять, но нельзя приобрести. Честь призвана удерживать человека от плохих поступков, дискредитирующих его в глазах окружающих. Следствием утраты чести является позор. Честь включает две стороны: объективную (ценность, которой наделяют человека окружающие люди) и субъективную (самоценность, или то мнение, которое имеет о себе сам индивид). Честь рыцаря (дворянина) определяется другими рыцарями (дворянами). Профессиональная честь определяется профессиональным сообществом. Именно сообщество решает, достоин ли человек быть в нем. Оценка производится также другими слоями общества, например общественным мнением, которое имеет свои представления о том, каким должен быть индивид, чтобы соответствовать профессиональному статусу.

Честь может быть врожденной или приобретенной. Приобретаемая честь - заслуги человека, его достижения, вызывающие почет, уважение, авторитет, славу. Знаками приобретаемой чести являются дипломы, почетные звания, ордена, медали, ученые степени. Отсутствие этих атрибутов не является трагедией, но их наличие повышает самооценку личности. Если высокая самооценка совпадает с высокой оценкой окружающих, возникает чувство гордости. Если самооценка выше, чем оценка окружающих, человек страдает, чувствует себя оскорбленным, непризнанным. Недооценка человеком самого себя вызывает состояние приниженности, неполноценности. У японских самураев в случае оскорбления совершается харакири.

Честолюбие - субъективное переживание, признающее высшей ценностью почет и славу. Это чувство является одним из самых мощных мотивов поведения, которые порой бывают сильнее, чем жажда наживы или любовь. Честолюбие необходимо учителю, артисту, врачу - всем тем специальностям, которые имеют дело с людьми, с духовностью, а не с материальным производством.

Именно достоинство в отличие от идеи счастья обладает качествами объективности, общезначимости и универсализуемости. В этой связи Кант пишет: "Не поддерживает ли честного человека в огромном несчастье, которого он мог бы избежать, если бы мог пренебречь своим долгом, сознание того, что в своем лице он сохранил достоинство человечества и оказал ему честь и что у него нет основания стыдиться себя и бояться внутреннего взора самоиспытания?

Человек живет и не хочет в собственных глазах стать недостойным жизни. Это внутреннее успокоение удерживает человека от опасности потерять собственное достоинство... Оно - результат уважения не к жизни, а к чему-то совершенно другому, в сравнении с чем жизнь со всеми ее удовольствиями не имеет никакого значения". Таким образом, идея сохранения человеческого достоинства, по мнению Канта, важнее идеи счастья и даже идеи сохранения жизни.

Нравственные ценности важнее самой жизни, ведь именно они придают жизни смысл, а лишенная нравственной ценности жизнь сама по себе не имеет ценности. Таким образом, достоинство - центральная категория этики Канта. Именно эта идея является основанием возможности существования смысла жизни. Без нравственного измерения жизнь не имеет ценности.

Каждый человек имеет право на защиту своей чести и репутации (ст.152. ГК РФ), если порочащие сведения не соответствуют действительности.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Размер морального ущерба зависит от самооценки истца, а также от платежеспособности ответчика. За оскорбление (например, сказанные в неприличной форме слова) возможно тюремное заключение сроком до года (если эксперты докажут, что слова являются неприличными).

Честь – довольно объемное понятие, о котором в последнее время стали забывать. Однако в культуре многих народов оно находится даже на более важном месте, чем человеческая жизнь. Так что такое честь?

Словарное значение

Это комплексное понятие, объединяющее в себе верность собственным принципам, благородство, достоинство, тягу к справедливости. Сейчас подобные вещи часто отходят на второй план, потому определение того, что такое честь, знает не каждый. Словарь гласит, что это достойные уважения моральные качества и этнические принципы личности. Ассоциации с данным словом в русской культуре только хорошие. Его часто слышали в речи, встречалось оно и в прозе, и в песнях. Человек чести – тот, кто может жить по совести и сохранять достоинство даже в тяжелейших ситуациях. Власть и богатство для него вторичны.

Представления об этом закладываются еще в раннем возрасте – за то, насколько хорошо человек будет следовать своим идеалам, ответственны его родители. В дальнейшем же за состояние своего нравственного стержня отвечает он сам.

Что такое женская честь?

Интересно, но значения этого слова применительно к людям разных полов отличались. Что такое честь для девушки? Ранее она заключалась только в соблюдении целомудрия, для замужней женщины – в супружеской верности. Были разные методы наказания той, которая не сохранила свою девственность до свадьбы – в 19 веке на таких невест надевали хомут, причем получить его могла не только сама провинившаяся, карались также родители и сваха. Именно последняя считалась главным человеком, ответственным за целомудрие невесты.

К женам запросы были еще жестче – неверную супругу могли высечь или избить. Лишь в прошлом столетии жестокие наказания завершились – теперь, хотя бесчестие и порицается, никаких серьезных проблем от общества не ожидается. Сейчас все сводится к тому, изменяет ли женщина или нет в отношениях с партнером. Начали иметь значение и нравственные критерии, о которых дальше.

Честь в широком смысле

Для мужчины это понятие тоже включает в себя сексуальный аспект – если он изменяет жене, то является бесчестным человеком. Но этим дело не ограничивается – термин охватывает нравственность в целом, причем уже не имеет зависимости от пола. Обман других людей с целью получения выгоды, их использование, возможность бросить другого в беде, забыть о данном кому-либо слове – все это делает человека бесчестным.

Людям, желающим знать, что такое честь и бесчестие, стоит помнить, что следование своим идеалам – основной постулат любого человека, желающего сохранить свое достоинство. Еще в данное понятие входят незапятнанная репутация и доброе имя – что сейчас по-прежнему стоит дорого, так как надежных людей можно встретить не так уж часто, а ценятся они высоко.

Профессиональная честь

Говорят о том, что такое честь человека, и применительно к его профессии. Особого внимания заслуживает это понятие в Вооруженных силах. Здесь это собирательное понятие, которое определяет отношение воина к сослуживцам, воинскому долгу и Отечеству.

Надо заметить, что раньше в армии это слово встречалось гораздо чаще, чем теперь. В войсках существовал термин «отдать честь», который в конце прошлого века был заменен на безликое «воинское приветствие». Означал он воздание почестей другому военному. Особо ценилось это понятие в Российской Империи. Поражение для воина тех времен было тяжелейшим позором, морально справиться с которым мог не каждый. Желающим знать, что такое офицерская честь, можно сказать просто – это долг защищать границы и достоинство страны.

Что честь дает человеку?

В моральном плане приверженность принципам дает немало – с ее помощью можно преодолеть даже самые сложные и страшные препятствия. Ее преимущества – это свобода от низких поступков и ощущение собственного достоинства.

Как стать человеком чести?

Если считаете, что не следуете принципам, хотя хотели бы этого, придется приложить немало усилий, чтобы добиться успеха. Научитесь исполнять обязательства и обещания. Важно понять, что такое дело чести – то, что обязательно надлежит выполнить. Приучите себя не давать невыполнимых обещаний и держать слово – это первый шаг.

Устраивайте психологические тренинги. Опасения и страх – то, чего вы не должны допускать в себе. Чем сильнее они, тем больше вероятность, что в сложной ситуации вы смалодушничаете. Побороть страх поможет работа над собой, а если без чужой помощи справиться непросто, стоит прибегнуть к психологическим тренингам, помогающим стать увереннее. И помните – только в сложных ситуациях судите о том, достигли ли успеха.

Главное – самосовершенствование. Если будете развиваться, сможете трезво оценивать возможности, не только видеть негативные черты характера, но и стараться победить в борьбе с ними, то встанете на правильный путь.

Честь и достоинство как категории оценки нравственного

Статуса личности

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности. В них заключается общественная и индивидуальная оценка нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга , следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство » и «честь ». Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание заслуг человека, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Вольтер метко сказал, что честь - это бриллиант на руке у добродетели. Чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих.

Достоинство - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою моральную независимость. И только потом достоинство человека должно получить общественное признание.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его окружения, честь воздается ему как достойному представителю социальной группы. Поэтому обычно речь ведется о воинской , женской , профессиональной чести, то есть о каких-то нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого . Независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта , которое должно поддерживаться им самим и признаваться окружающими.

Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы , общества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества . Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Важный показатель достоинства – это уважение к достоинству других людей.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали по-разному. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, родовая честь). В этом случае задача личности - «не уронить», «не замарать эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение, присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение общества.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной культуре, и от характера связи личности с обществом.

Для людей древних культур высшее место в иерархии ценностей занимала не отдельная личность, а социальная общность (род, община, семья), нравственный статус которой должны поддерживать ее члены. Критерием оценки человека служила принадлежность к «своим». «Чужой» человек в архаической культуре оценивался заведомо отрицательно, а принадлежность к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников.

В античную эпоху, с образованием государств, зародилось понятие гражданского достоинства , которое определялось исключительно с принадлежностью к свободным гражданам полиса (Рима, Афин или Спарты).

В оформлении категорий чести и достоинства немалую роль сыграл воинский этос . Воины издревле образовывали особую социальную группу, статус которой был обусловлен опасностью занятий и важностью защиты общества. Замкнутость, иерархичность и высокое положение этой группы сделали ее прекрасной питательной средой для формирования чувства чести. Везде, где военное сословие занимало в обществе доминирующее положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе. Это отразилось в «Илиаде» Гомера, в римской культуре, в скандинавском эпосе, в рыцарской культуре, в русских былинах о богатырях. Личная честь добывалась путем тщательного следования нравственному образцу в соперничестве с другими членами аристократического круга, одобрение которого следовало еще заслужить.

В эпоху Возрождения понятие о достоинстве, чести, благородстве стали связываться с личными добродетелями, заслугами и достижениями человека. В Новое время основой для представлений о человеческом достоинстве как изначально присущем (по роду) индивиду стала идея «естественного равенства ». Основу понятия чести составили личные добродетели, связанные с индивидуальным самосознанием личности. Социальный статус стал уже вторичным. «Честь – жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Автономная личность стала субъектом моральной регуляции . Вместе с тем Новое и Новейшее время часто связывают понятия чести и достоинства с успехом, богатством, властью. Это отразилось в литературе, в романах Д. Лондона, Т. Драйзера, Б. Шоу.

Марксистская этика обосновывала правомерность классовой ненависти и борьбы как способа утверждения достоинства и чести рабочих. Ф. Энгельс писал, что рабочие, недовольные условиями своего существования, «черпают сознание и чувство своего человеческого достоинства только в самой пламенной ненависти» к власти буржуазии. В.И. Ленин высказался еще резче: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюни текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».

В советском обществе имела место двойная мораль по отношению к чести и достоинству человека. С одной стороны, утверждалось всеобщее равенство людей, независимо от их происхождения, материального или служебного положения. Честь заслуженно воздавалась героям труда, войны. С другой стороны, она часто незаслуженно присваивалась представителям партийной номенклатуры (по должностям). Западный писатель Дж. Оруэлл по этому поводу с сарказмом говорил: «Все равны, но некоторые равнее».



Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его «естественные права » (Дж. Локк): право на жизнь, на свободу, на собственность . В XX веке эти нрава были зафиксированы во «Всеобщей декларации прав человека ». Однако естественное право человека на признание его достоинства не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен доказать свое достоинство благородным поведением: порядочностью, честностью, принципиальностью, справедливостью, цельностью убеждений. Доброе имя, честь человек должен завоевывать .

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство - это нравственное величие человеческой личности . Оно присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг , живущему согласно нравственным принципам. Так, благороден честный труд, а неблагородно тунеядство, благородно уважение к достоинству других людей, но неблагородно бесчестное, хамское поведение, благородна щедрость и неблагородна жадность, благороден патриотизм, а унижает достоинство человека предательство или даже безразличие к отечеству.

Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Честь - это достоинство нравственно живущего человека – подчеркнул Д.С. Лихачев.

Для человека важны здоровое честолюбие и способность к адекватной самооценке. При адекватной самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства. При высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, свои возможности и реализующий себя в соответствии с ними, правомерно ждет от общества соответствующей оценки - чести. Правда, если погоня за честью становится самоцелью, развивается тщеславие. При низкой адекватной самооценке, зная свои достоинства, человек не претендует на многое, и поэтому не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.

При заниженной самооценке у человека развивается комплекс неполноценности и установка на средний результат, незаметное место в жизни. При этом возможна глубокая внутренняя трагедия: неуверенность в себе мешает человеку реализовать свои достоинства, которые могли бы принести ему честь. При завышенной самооценке, напротив, человек явно переоценивает свои достоинства, становится высокомерным, нетерпимым, излишне подозрительным и конфликтным.

Честь и достоинство человека относительно независимы друг от друга. Например, утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один смирится и начать пересмотр самооценки. Или он может, внешне смиряясь, внутренне упиваться собственным самоуничижением, приходя к гордыне.

Другой, снося унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, активно защищая честь. Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Чувство собственного достоинства помогало и заставляло заботиться о возвращении чести доказательством своей невиновности или дуэлью. Были созданы даже целые сборники дуэльных кодексов.

Благородным является также умение с глубоким внутренним достоинством принять внешнее бесчестье, сознательно пойти на страдание во имя Бога, идеи, истины. Таких людей обычно называют великомучениками, страстотерпцами. Это, например, христианские святые.

Итак , исторически понятия чести и достоинства развивались в единстве друг с другом, как категории комплементарные, взаимопредполагающие и взаимодополняющие друг друга. Если честь , - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием. Честь - это то, что человек должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения (человеческое достоинство). В благородной личности с адекватной самооценкой честь и достоинство гармонично сочетаются.


Он стремился определить место каждого вида искусства в системе художественной деятельности согласно его качествам и признакам, что позволило бы лучше воспроизвести связи и отношения реального мира.

Ф. Шиллер как-то заметил, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда когда играет».

Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство, искусство Возрождения, Нового времени во многом определили характер эпох и устремления людей.

Музыканты отражают мир через гармонию звуков, а деятели изобразительных искусств передают мир с помощью линий, форм, образов, цвета, света.

Риторические фигуры формируют стиль и придают архитектурному тексту художественность посредством его отклонения от чисто функциональной конструкции, способной удовлетворить утилитарные потребности и не имеющей художественной ценности (хрущевки, например). Отклонение от утилитарной конструкции происходит с помощью риторических фигур – ордерной системы, например, в классической архитектуре, геометрических конструкций в модерне.

Средства изобразительного искусства совершенствовались в ходе истории. Древнейшие изображения достаточно примитивны. Они скорее обозначали, чем изображали окружающий мир. Живопись Египта, Месопотамии и др. древнейших цивилизаций более совершенна. Но и в Египте художники ради смыслового выражения изображали военачальника в несколько раз больше, чем солдат. Изображения в древности носили символический характер. Средневековая живопись давала условно- плоскостное изображение мира. Акцент делался на смысле и значении предмета. Живопись Ренессанса и барокко отличается высокой техникой. Художники учитывали анатомию человека, колористическую композицию, выделяющую главное при помощи света и тени (Рембрандт). Они использовали прямую перспективу (Брунеллески, Альберти), умели передавать дематериализованное пространство (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан).

Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и отбрасывая тени, создают пространственную игру форм, оказывающую эстетическое воздействие. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру, как, например, в статуе Венеры Милосской.

Очищение, духовное возвышение вследствие сопереживания.

В ХХ в. театр пережил великие реформы, что повлияло и на выразительные возможности. К.С.Станиславский разработал и воплотил в художественную практику принципы актерской игры в театре переживания . В. Мейерхольд и Е.Вахтангов сделали принципом игры актеров «отчуждение» от исполняемой роли, что позволило исполнителю выразить отношение к герою. Искусство представления и искусство перевоплощения – два принципа актерского творчества. Первый больше проявляется в интеллектуальном театре, другой – в бытовой драме. В ХХI в. театральное искусство тяготеет все больше к интеллектуальному анализу жизни, философскому раздумью над состоянием мира, глубокому обобщению природы человека.

Этос – это устойчивая природа явления, обычай, нрав, характер, правила и образцы житейского поведения, уклада, строя, стиля жизни.

Честь и достоинство, являясь непреходящими ценностями человеческого общества, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования. Развитие личности невозможно без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства. Одним из важнейших признаков и принципов демократии является уважение к правам, чести и достоинству личности. В то же время развитие человека, строящего свою жизнь на основе высших нравственных ценностей — добра, справедливости, чести, совести, достоинства, возможно лишь в условиях подлинного уважения самой личности, т.е. уважения ее прав, чести, достоинства.

Уважение чести и достоинства личности носит характер отношений, основанных на нормах права и морали, на принципах свободы и взаимной ответственности между государством, обществом и личностью, между различными личностями и социальными группами.
В словаре русского языка С.И. Ожегова даны следующие определения: «честь — достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы», «достоинство — совокупность высоких моральных качеств в самом себе». Однако эти определения весьма условны. Понятия «честь», «достоинство», «репутация» определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств. На практике же, являются ли сведения порочащими честь и достоинство и что понимать под определениями «честь» и «достоинство», в каждом конкретном случае должен определять суд по своему усмотрению.

Как считает М.Н. Малеина, честь — это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина. В свою очередь, И.Я. Дюрягин полагает, что честь означает высокую общественную оценку личности. Проанализировав понятия чести, сформулированные отечественными философами, Х.П. Маннанова указывает, что категория чести в этике выражает прежде всего высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, выражающуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека, и вместе с тем в высокой самооценке, т.е. осмыслении общественного признания личности.

На мой взгляд, наиболее четким определением чести является определение, данное А.М. Эрделевским: «Сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании». По мнению А.Л. Анисимова, понятие чести имеет три стороны, три аспекта. Во-первых, это характеристика самой личности («качества лица»). Эта сторона понятия чести наиболее ярко выступает в словарных определениях, особенно в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля («внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть»). Во-вторых, это общественная оценка личности («отражение качеств лица в общественном сознании»). Понятие чести изначально предполагает, что эта оценка положительная. В-третьих, это общественная оценка, принятая самой личностью, «способность человека оценивать свои поступки… действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в… обществе моральными нормами, правилами и требованиями».

Приведенные суждения демонстрируют противопоставление двух подходов: понятие «честь» рассматривается как категория оценки другими людьми и как собственная самооценка.По моему мнению, объединение этих двух подходов возможно, исходя из того что честь — это и общественная оценка личности и в то же время осмысление самой личностью такой оценки, т.е. самооценка. Таким образом, понятие чести имеет два аспекта: внешний, или, как его иначе называют, объективный, и внутренний, или субъективный.Внешняя сторона понятия чести объективна по содержанию, так как не зависит от оценки конкретного человека, а отражает обобщенные в данном понятии ценности конкретного общества, социальной группы. Внешняя сторона чести есть также морально-политическая оценка деятельности и поведения конкретной личности другими людьми, обществом в целом, носящая устойчивый характер и касающаяся личности в целом либо отдельных ее сторон. Внешняя оценка чести тесно связана с понятиями «репутация», «доброе имя», «престиж». И если репутация означает общее устойчивое мнение об оценке личности и ее деятельности, преобладающее в определенной общности людей, то престиж является такой же оценкой, но ограниченной пределом более узкого круга людей.

Поэтому объективная сторона чести по своему содержанию носит конкретно-исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношений, о требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества, о личных и общественных оценках его деятельности, т.е. отражает общие для конкретного общества нравственные явления.Следовательно, объективная, внешняя сторона чести заключается в признании и уважении заслуг личности со стороны общества и является ее репутацией, добрым именем, моральным значением, нашедшим выражение в высоком мнении окружающих. Кроме этого, честь представляет собой и этическое благо, поскольку направляет деятельность личности на достижение положительной оценки со стороны общества и тем самым доставляет ей моральное удовлетворение.

Внутренняя же сторона чести субъективна по форме и неразрывно связана со способностью человека самостоятельно оценивать свои действия и поступки, с осознанием своей чести, репутации, с его чувствительностью к тому, какое мнение будет о нем существовать в определенной общественной среде. Чувство, сознание чести — важное свойство личности, так как от степени его развития зависит восприимчивость личности к моральному воздействию общественного мнения. Таким образом, честь в субъективном, внутреннем своем аспекте выступает как внутренний мотив деятельности и поведения личности.Что касается понятия достоинства, то оно нашло широкое употребление сравнительно недавно.Достоинство — внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством.Так же как и честь, достоинство сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обусловливаются общественными отношениями и зависят от них.
В понимании достоинства, как и чести, отмечают два аспекта — внешний (объективный) и внутренний (субъективный). Объективный аспект достоинства заключается в признании человека высшей ценностью. Внутренняя сторона категории достоинства связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу.

Честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время общеправовой характер. Они тесно связаны между собой и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.
Понятия чести и достоинства имеют и определенную общественную направленность. Их объектом являются прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, вытекают одно из другого.

Вместе с тем тесное взаимодействие этих категорий, отражающее реальность, не исключает их различия и наличия у каждой из них специфических, самостоятельных черт и особенностей. Основное различие этих понятий, на мой взгляд, заключается в том, что если честь определяет степень признания, уважения личности со стороны общества как результат выполнения ею общепринятых нравственных и правовых норм, то достоинство предполагает равные возможности всех людей достигнуть такого признания, уважения. То есть «категория достоинства связана с идеей нравственного самоутверждения личности, а категория чести — с идеей общественного признания человека».
Достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, внутреннего духовного мира, особенностей психического склада.
Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.Итак, можно сделать вывод, что в современном обществе в понятие «честь» вкладывают положительное общественное мнение о нравственных качествах конкретной личности, объективную оценку личности, определяющую отношение общества к гражданину; это социальная оценка моральных и иных качеств личности. Понятие «достоинство» рассматривают как внутреннюю самооценку личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения.