Путешествие в поисках ресурсов. «Вернуться к себе» — техника восстановления внутренних ресурсов. Здоровье и физическая сила

Актуальное состояние.

Актуальное состояние (АС) – это то, что вы хотите изменить в своей жизни. Но пока не получается. Вас по каким-то причинам не устраивает это положение вещей. Например:
  • вижу собаку – чувствую страх;
  • сложно начать разговор первому;
  • слишком много ем;
  • не уверена в себе;
  • трудно вставать по утрам.

И вы хотите эту ситуацию изменить.

АС – это не обязательно то, что вас не устраивает. Это может быть и вариант "делаю хорошо – хочу делать ещё лучше". "Я хорошо играю в футбол – но хочу ещё лучше это делать". "Я умею выступать на публике – но хочу это делать лучше".

Желаемое состояние.

Желаемое состояние (ЖС) – это то, что вы хотите вместо АС.

Собственно, любое изменение – это переход из АС в ЖС.

Например:

  • хочу чувствовать себя спокойно рядом с собаками;
  • хочу уметь легко начинать разговор;
  • хочу есть столько, чтобы оставаться стройной;
  • хочу чувствовать себя более уверенно;
  • хочу легко вставать по утрам.

Формула изменения.

Итак, если человек хочет попасть из АС в ЖС, то возникает вопрос: что такого нужно добавить в АС, чтобы получить ЖС? Назовём то, что нужно добавить "ресурсом ". И тогда получаем формулу изменения:

Актуальное Состояние + Ресурс = Желаемое Состояние

Актуальное Состояние и Желаемое Состояние вроде как вещи постоянные, а вот Ресурс – это та переменная, которую стоит вычислить и подобрать.

Упражнение "Что я хочу изменить"

Возьмите лист бумаги и напишите в любом порядке 10 вещей, которые вы хотите изменить в своей жизни (которые вас не устраивают). Они могут быть совершенно разные по важности для вас. Например:

  • тяжело вставать по утрам;
  • большой вес;
  • стесняюсь попросить надбавку к зарплате;
  • теряюсь, когда на меня кричат;
  • грызу ногти;

После этого, запишите 10 целей, которые вы перед собой ставили, но пока не достигли (если цель есть в первом списке – пропустите её). Например:

  • научиться ездить на роликовых коньках;
  • купить новый шкаф;
  • съездить в Испанию;
  • починить зонтик;

Упражнение "Желаемое состояние"

Ко всем пунктам из первого списка дописать, "чего вы хотите вместо этого" (желаемое состояние). Желаемое состояние должно быть сформулировано положительно.

  • тяжело вставать по утрам – по утрам я встаю бодрым и выспавшимся;
  • большой вес – я стройная;
  • стесняюсь попросить надбавку к зарплате – могу легко разговаривать с начальником на любые темы;
  • теряюсь, когда на меня кричат – могу контролировать своё состояние в кризисной ситуации;
  • грызу ногти - могу контролировать своё состояние в кризисной ситуации;

Ресурсы

Ресурсы: все что нам может помочь в достижении цели.

Это могут быть наши способности, умения, информация, ценности , убеждения , состояния и т.д.

"Ресурсы – это то, что пока не используется. Но может пригодиться. Для экономики это руда всякая, нефть, люди и там ещё чего-то. У человека тоже есть свои ресурсы – то, что он пока не использовал для достижения результата. Это может быть его спокойствие, радость, вера в победу, умение держать себя в руках… Всё то, что у него где-то есть, но вот пока для преодоления препятствия не используется."

Например, ресурсом может быть:

  • состояния (спокойствие, уверенность в себе);
  • качества (настойчивость, усидчивость);
  • убеждения ("Я имею право на ошибку");
  • способности (умение выбирать друзей, способность убеждать собеседника);
  • знания/информация (динамика изменения цены нефти марки "Urals " на Лондонской товарно-сырьевой бирже).

Ресурсы могут быть внутренними и внешними.

Внутренние ресурсы – это наши состояния, умения, убеждения , знания и т.д.

Внешние ресурсы – это другие люди, чужие убеждения, информация и т.д.

При определённых условиях внешние ресурсы могут стать внутренними: информация может стать знанием, мы можем использовать чужие убеждения или научиться чужим умениям.

Внешние ресурсы мы можем контролировать через собственное поведение.

Единственное, что человек может контролировать – это он сам. Всем остальным он может управлять только при помощи себя. То есть если нам нужна помощь других людей, мы можем получить её, воздействуя на них самим собой. Слова там говоря всякие, улыбаясь и жестикулируя. Если им наша жестикуляция понравится – помогут. Не понравится – значит надо жестикулировать как-то по другому. Или слова другие подобрать.

Именно поэтому в НЛП работают в первую очередь с внутренними ресурсами, а получение доступа к внешним ресурсам – это скорее цель поведения.

То что является ресурсом в одном месте, в другом может сильно мешать.

Расслабленность очень полезна, когда вы хотите отдохнуть. Но представьте: поздний вечер, вы возвращаетесь домой. Но по дороге к вам подходит пара небритых личностей и начинает у вас настойчиво требовать деньги, одежду и ценные вещи, а вы начинаете расслабляться… Тут скорее надо напрячься и быстро-быстро убежать.

Ресурс часто есть, но не в том месте, где он нужен прямо сейчас.

Уверенности куча дома на диване, но никак не при общении с начальником. Естественно, потом надо эти самые ресурсы из места их захоронения как-то перенести в место их использования. Как нефть выкачивают из скважины и транспортируют на завод, где из неё бензин делают. Но об этом чуть позже. Сначала более подробно разберёмся с тем, что такое ресурсы.

Если кратко, то наверно можно так. У нас внутри замечательная кладовая, в которой всё что нужно есть. В крайнем случае можно всегда положить то, чего там не хватает. Главный вопрос в том, как в этой здоровенной кладовой найти то, что нужно прямо сейчас и как из этой кладовой перетащить в то место, где это нужно прямо сейчас.

Удобно считать, что все необходимые ресурсы для достижения цели у нас либо есть, либо мы можем их получить.

Просто такое полезное убеждение.

Ресурсы и выборы.

Вообще, в НЛП считается, что если у человека чего-то не получается, у него просто не достаёт выборов. В том смысле, что он просто выбирает лучшее что подходит и использует. Если это лучшее не слишком хорошее, получается ерунда. То есть для человека, который пытается повесится – это лучший выбор для него из тех, которые у него есть в данной ситуации. Если же добавить ему выборов (ресурсов), у него может оказаться что-то более приемлемое.

Упражнение "Что может быть ресурсом"

Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В левой запишите всё, что может быть внутренним ресурсом, а в правой – всё что может быть внешним ресурсом. Желательно, чтобы с каждой стороны было не менее 15 пунктов.

Упражнение "Поиск ресурса"

Для актуального состояния составьте список ресурсов, которые нужно к нему добавить, чтобы получить желаемое состояние.

Не менее 5 АС для разных контекстов (личный, межличностный, профессиональный, друзья, дети и т.д.).

Упражнение "Ресурс и контекст"

Одна и та же вещь в одних контекстах может быть полезной (быть ресурсом), в других – мешать.

Возьмите какой-то конкретный ресурс ("состояние спокойствия", "независимость от чужого мнения") и определите, в каких контекстах это может быть ресурсом, а в каких – мешать.

Например:

состояние спокойствия

ресурс: при беседе с налоговым инспектором;

не ресурс: в роли болельщика на футбольном матче.

Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры Коллектив авторов

Тренинг «Активизация личностных ресурсов, развитие чувства собственного достоинства» (для подростков).

Пояснительная записка.

Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими – взрослыми и сверстниками – ищет критерии для такого сравнения. Благодаря этому у него постепенно вырабатываются некоторые собственные критерии оценки себя, и он переходит от взгляда «извне» на взгляд «изнутри». Ориентация на оценку окружающих сменяется ориентацией на самооценку, формируется представление о Я – идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я – концепции подростка. Новый уровень самосознания, формирующийся под влиянием ведущих потребностей возраста определяет и влияет на самоутверждение, уверенное поведение и общение со сверстниками. Данный психокоррекционный тренинг поможет подросткам обрести уверенность в собственных силах, повысить собственную значимость, активизировать личностные ресурсы, развить чувство собственного достоинства и независимости. Тренинг направлен не только на выработку индивидуального стиля поведения, но и на осознание причин, порождающих психологические барьеры в поведении. Предложенный тренинг ориентирован на внутренний мир подростка, на восстановление устойчивой самооценки, уверенности в себе, и минимизации между разбалансировкой в реальном и идеальном «Я».

Цели психокоррекционного тренинга:

Помочь подросткам наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

Помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.

Программа включает 3 этапа:

I этап – ориентировочный (2 занятия)

Цель этапа: эмоциональное объединение участников. Основное содержание образуют психотерапевтические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочения группы, а также на самоопределение и самосознание.

II этап – развивающий (2 занятия)

Цель этапа: активизация уверенности в поведении. Повышение собственной значимости, ценности.

III этап – закрепляющий (1 занятие) Цель этапа: повышение уверенности в себе с целью актуализации личностных ресурсов.

Упражнения закрепляющего характера .

Организация психокоррекционной группы: программа предназначена для социально – психологической работы с детьми подросткового возраста, общеобразовательных классов. Оптимальное количество членов группы 15 – 25 человек.

Частота и продолжительность сеансов: занятия проводятся в течение недели по 6 часов. Особенность данного психокоррекционного тренинга заключается в том, что в ходе работы используются игровые методы, методы групповой дискуссии, а также психогимнастика. Тренинг позволяет помочь подростку осознать собственные силы, повысить уверенность в собственной значимости, сформировать уверенность в поведении. Тренинг предполагает гуманистическую позицию тренера, основывается на принципах постепенности, поэтапности: каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому подросток постепенно углубляется в процесс познания себя и своего поведения.

Занятие первое

Тема «Здравствуй, я рад познакомиться»

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы социально-психологического тренинга, первичное освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия, а также активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

1.Упражнение «Представление»

Цель: самопрезентация, знакомство.

В начале работы каждый участник оформляет карточку – визитку, где указывает своё тренинговое имя: своё настоящее или игровое. На протяжении тренинга его можно менять, соответственно оформляя новую визитку. Она крепится на булавку, и все участники обращаются друг к другу по указанным именам.

Представиться можно:

С помощью хобби

Встать и сказать, в чём вы великолепны

Обыграть имя.

Время выполнения: 10 минут

2. Правила нашей группы

Цель: выработка правил и норм для продуктивной работы в группе, создание рабочей атмосферы.

– После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. (Раскрытие общих правил смотри в предыдущих тренингах).

1. Доверительный стиль общения.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

3. Персонификация высказываний.

4. Искренность в общении.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

6. Определение сильных сторон личности.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

8. Как можно больше контактов и общения с различными людьми.

9. Активное участие в происходящем.

10. Уважение к говорящему.

3.Упражнение «Один – лишний»

Цель: эмоциональное и телесное раскрепощение, дальнейшее знакомство.

Один член группы в кругу задаёт вопрос, например: «Кто любит розы?». Те, кто их любит, встают и бегают до команды «стоп». Затем садятся на свободные места, тот, кто остался, становится ведущим и т.д. Время выполнения: 10 минут

4. Тест на самоопределение

Цель: первичное освоение приемов самодиагностики, способствовать более глубокому самораскрытию, которое ведет к изменению себя.

– Мы начинаем большую и серьезную работу над собой. Но сначала нам нужно понять, каковы мы на самом деле. Для этого предлагается тест, который поможет вам ответить на этот вопрос. А в дальнейшем мы будем постоянно возвращаться к результатам этого теста. Так что будьте внимательны и откровенны сами с собой, если вы хотите действительно изменить себя, стать более сильными и ответственными, научиться понимать свои чувства и контролировать свое поведение.

Вам предлагается ответить на вопросы, сгруппированные по блокам, в каждом блоке 5 вопросов. Каждая группа обозначается буквой. Вам нужно ответить на каждый вопрос «да» или «нет». Не стоит долго раздумывать над каждым вопросом, отвечайте первое, что приходит в голову.

Тест

A1. Есть ли у тебя чувство юмора?

А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями?

A3. Легко ли тебе просидеть больше часа, не разговаривая?

А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи?

А5. Много ли у тебя друзей?

Б1. Умеешь ли ты занять гостей?

Б2. Точность, пунктуальность тебе свойственны?

БЗ. Делаешь ли ты денежные сбережения?

Б4. Любишь ли ты строгий стиль в одежде?

Б5. Считаешь ли ты, что правила внутреннего распорядка необходимы?

В1. Проявляешь ли ты публично свою антипатию к кому-либо?

В2. Заносчив ли ты?

ВЗ. Силен ли в тебе дух противоречия?

В4. Стараешься ли ты стать центром внимания в компании?

В5. Подражают ли тебе?

Г1. Употребляешь ли ты грубые слова, разговаривая с людьми, которых это шокирует?

Г2. Любишь ли ты накануне экзамена похвастаться, что отлично все знаешь?

ГЗ. Имеешь ли ты обыкновение делать замечания, читать нотации и т. п.?

Г4. Бывает ли у тебя желание во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью?

Г5. Доставляет ли тебе удовольствие высмеивать мнения других?

Д1. Предпочитаешь ли ты профессии жокея, актера, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?

Д2. Чувствуешь ли ты себя непринужденно в обществе малознакомых людей?

ДЗ. Предпочитаешь ли ты заняться вечером спортом вместо того, что бы посидеть спокойно дома и почитать книгу?

Д4. Способен ли ты хранить секреты?

Д5. Любишь ли ты праздничную атмосферу?

E1. Строго ли ты соблюдаешь в письмах правила пунктуации?

Е2. Готовишься ли ты заранее к воскресным развлечениям?

Е4. Любишь ли ты наводить порядок?

Е5. Свойственна ли тебе мнительность

Обработка.

Подсчитайте количество ответов «да» в каждой части теста, обозначенной буквой. В тех частях, где большинство ответов «да», ставьте индекс: А, Б, В, Г, Д, Е. Затем там, где большинство ответов «нет», поставьте «О». Должен получиться один из вариантов ответа по каждой группе индексов: 1) А, Б, В; 2) Г, Д, Е.

Например: 1) ДОГ; 2) 0Д0.

Интерпретация ответов.

1. По трем первым группам (А, Б, В), или «Каким ты кажешься окружающим».

А00. Тебя часто считают надежным человеком, хотя в действительности ты чуть-чуть легкомыслен. Ты весел и разговорчив, делаешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах ты можешь настоять на своем.

АОВ. Ты производишь впечатление человека не очень застенчивого, иногда даже невежливого. Стремясь к оригинальности, противоречишь другим, а подчас и себе, опровергая сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необязательным. Но стоит захотеть – станешь ловким и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.

АБО. Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставишь друзей в трудную минуту. Но дружбу твою заслужить нелегко,

АБВ. Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая свое мнение, не думаешь о том, какое воздействие твои слова могут оказать на людей. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты их обидишь.

000. Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. Понять тебя трудно.

00В. Не исключено, что о тебе говорят: «Какой несносный характер». Ты раздражаешь собеседников, не даешь им высказаться, навязываешь свое мнение и никогда не делаешь уступок.

ОБО. Такие люди, как ты, – примерные ученики, вежливые, аккуратные, дисциплинированные, всегда с хорошими отметками. Учителя уважают их и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких «задаваками», другие предлагают им свою дружбу.

ОБВ. Возможно, кое-кто считает тебя человеком, которому постоянно кажется, что его обижают. Ты ссоришься из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем, ты производишь впечатление обидчивого и мнительного человека.

2. По трем последним группам (Г, Д, Е), или «Каков ты на самом деле». 000. Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение, однообразие тебе в тягость.

Но мало кто доподлинно знает, каков ты на самом деле. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремишься к жизни, наполненной яркими событиями.

00Е. Скорее всего, ты застенчивый человек. Это видно, когда тебе приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой бываешь только в кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии посторонних чувствуешь себя скованно, но стараешься скрыть это. Ты добросовестен, трудолюбив. У тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени.

0Д0. Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, собирать их вокруг себя. Даже думать не можешь о том, чтобы остаться одному, считая, что тогда «все пропало». Тебе трудно даже запереться в комнате, чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. Очень силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься.

ОДЕ. Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общителен, вежлив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких на то усилий с твоей стороны. Без общества друзей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках.

Г00. Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные точки зрения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда тебя понимают. Но тебя это мало вол н ует.

ГОЕ. Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный, крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмора, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и заставляешь других поступать так, как ты хочешь. А если тебе не подчиняются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей.

ГДО. Ты большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст тебе совет, делаешь все наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. Тебя это забавляет, а других раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так самоуверен, как кажется.

ГДЕ. Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой, общителен, но, похоже, любишь общество друзей только при условии, что ты играешь в компании главную роль. Любишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях всегда есть большая доля здравого смысла. Но тем не менее твое стремление вечно поучать утомляет окружающих.

4. Принятие себя

А.-Давайте поработаем с некоторыми нашими недостатками и привычками, теми, которые нам помог выявить проведенный тест и теми, о которых вы хорошо знали еще до начала занятий.

Для этого разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в колонку «Мои недостатки», предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу всем отводится 5 минут. Не жалейте себя, заполняя левую часть таблицы, недостатки есть у всех, и в этом нет ничего страшного.

После этого напротив каждого недостатка, о котором вы вспомнили и который внесли в список, напишите одно из своих достоинств, т. е. то, что можно противопоставить недостатку, что есть у вас в данный момент и что принимают в вас окружающие люди. Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам так же отводится 5 ми н ут.

Б. – Следующий этап – объединение в группы по 3-4 человека и обсуждение записей. Будет лучше, если вы сядете в группу с теми людьми, которых вы меньше всего знаете, с которыми еще не общались на данном занятии. Во время обсуждения будьте предельно откровенны в своих высказываниях и внимательны к тому, что вам говорит ваш партнер. Помните, пожалуйста, о наших правилах. Вы можете задавать друг другу вопросы, но ни в коем случае не «критиковать» выступившего перед вами. Просто поблагодарите его за искренность и доверие к вам. На обсуждение внутри группы вам дается 10 минут.

В. – «Кто не против нас, тот с нами».

Есть два процесса, которые в любой учебной группе должны быть запущены одновременно, например как движения правой и левой ног при ходьбе. Речь идет об одновременной проработке содержания совместной деятельности и самой формы совместности, способов общения и сотрудничества при освоении данного содержания. Все мы должны, иными словами, самоопределиться в двух вопросах: что мы собираемся делать вместе? Как мы собираемся делать это вместе?

Совместность строится на уровне:

а) сознательной договоренности группы о нормах сотрудничества;

б) на уровне телесного и эмоционального доверия.

Время выполнения: 60 минут

5.Упражнение «Счет до десяти».

Цель: сплочение группы, развитие умения контролировать свои чувства.

Все становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали» следует закрыть глаза, опустить свои носы вниз и сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать вы будете по очереди. Кто-то скажет «один», другой – «два», третий – «три» и т. д. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести толь ко один человек. Если два голоса одновременно скажут, например, «четыре», счет начинается сначала. Все ясно? Начнем?

У вас есть десять попыток. Если за десять попыток вы доведете счет до десяти, считайте себя волшебниками, а свою группу – необыкновенно согласованной. После каждой неудавшейся попытки вы можете открыть глаза, посмотреть друг на друга, но без переговоров. Попробуйте понять друг друга без слов – объясняйтесь взглядами, жестами.

Вы обнаружили важную психологическую закономерность. Когд а что-то не получается, люди начинают злиться, раздражаться, становятся агрессивными, недоброжелательными по отношению друг к другу. Надо учиться сдерживаться, не выражать гнев. Попробуем еще раз…

Время выполнения: 20 минут

6. Какие мы?

Цель: самораскрытие участников, развитие умения владеть вербальными и невербальными средствами общения.

Все садятся в круг, получают от психолога небольшой листок. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую отмечаем сверху знаком «+», правую – знаком «-». Под знаком «+» перечисляем: название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, название книги, то, каким образом легче всего доставить участнику удовольствие, и т. п.

В правой части листа под знаком «-» каждый называет: нелюбимый цвет и т. д. Тренер по очереди читает название каждого пункта, пишет свои ответы и участвует в упражнении вместе со всеми. Знакомство с ответами.

Время выполнения: 20 минут

7. Упражнение «Рефлексия прошедших упражнений»

Время выполнения: 20 минут

8.Упражнение «Передай движение»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Участники стоят в кругу и по сигналу тренера делают вид, что передают друг другу большой мяч, тяжёлую гирю, горячий блин, цветочек и др. Рекомендации тренеру: упражнение выполняется молча.

Время выполнения: 15 минут.

9. Упражнение «Кто я?»

Цель: развитие дальнейшего самораскрытие, самопознание, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.

У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Детям группы предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, они перемешиваются, затем каждый, не глядя, берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем листочки снова складываются на стол и каждый забирает свой.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:

Повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;

О чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);

Насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

Отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);

Совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других об этом человеке;

Из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям) и т. д.

Время выполнения: 40 минут

10. Упражнение «Приятно сказать…»

Цель: развитие рефлексии, психологическая поддержка.

– Давайте встанем поближе друг к другу, образуем тесный круг и протянем руки к его середине.

По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами.

Итак, давайте начнем. Раз, два, три… Теперь, соприкоснувшиеся руками, вы должны сказать друг другу ласковое слово.

Время выполнения: 15 минут

11. Притча «Ворона и павлин» (Н. Пезешкеяна)

Цель: развитие дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.

В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: «Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее оперение – что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не стала носить. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица». Ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом же деле, я – все что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, потому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего нравится людям…»

Обсуждение…

Время выполнения: 60 минут

12. Упражнение «Ассоциация»

Цель: эмоциональное и физическое раскрепощение.

Встать в круг. Положите руки друг другу на плечи. Приветливо посмотрите друг на друга. Радостно улыбнетесь друг другу и скажете: «Ты, индивидуальность!», добавьте при этом свои ассоциации с яркими личностями, например с политическими деятелями, киноактерами, историческими личностями или литературными персонажами.

Любой из вас вправе спросить, почему именно с этим лицом или героем вы ассоциируетесь у вашего партнера. Советую записать все, что вам скажут во время приветствий. Это интересный материал для осмысления. А действительно, почему, например, вас связали с образом Хлестакова или Красной Шапочки?

Время выполнения: 20 минут

13.Упражнение « Легкие пути ведут в тупик »

Цель: научить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

– В самом начале занятия мы познакомились друг с другом, узнали новые имена и, самое главное, индивидуальные особенности всех членов нашей группы. Сейчас вам нужно записать в таблицу «Индивидуальность» то, что вы запомнили в каждом человеке, т. е. суть высказывания каждого участника о своей индивидуальности. Вспомните то, что он говорил во время знакомства с вами, что говорили о нем другие, когда мы сидели широким кругом. Это, безусловно, не очень легко, но «легкие пути всегда ведут в тупик». Вы можете добавить и свои выводы об индивидуальности этого человека, которые вы смогли сделать во время занятия. Например, вы можете написать: «Ирина отличается от всех своим спокойствием».

Индивидуальность

Затем вы соберетесь в большой круг и по очереди зачитаете свои записи, исправляя неточности в графе «Его собственное высказывание».

Время выполнения: 30 минут

14. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Цель: развитие умения определять свои личностные особенности.

– Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

Время выполнения: 15 минут

15. Упражнение «Рефлексия прошедшего занятия»

1. Какое упражнение оказало на вас наибольшее влияние?

2. Кто из членов группы был сегодня ближе всего к цели тренинга?

3. Насколько свободно вы себя чувствовали?

4. Поведение кого из участников вам мешало или помогало вам?

Время выполнения: 15 минут.

Занятие второе

Тема: «Самоопределение и самопознание участников»

Цель: создание в группе атмосферы доверия и открытости. Обучение способности высказывать свою точку зрения. Активизация процесса самопознания, углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.

Время выполнения: 10 минут

2.Упражнение «Представление»

«Все мы» – это ассоциативно-ролевой портрет участников, всех тех, кто собрался в группе. Он покажет, как каждый видит себя.

Один участник выходит. Психолог просит каждого участника сказать об ушедшем что-нибудь приятное. Это записывается. Затем участник входит. Психолог говорит, например: «Пока вы отсутствовали, мы случайно завели о вас разговор. Не поверите, как много приятного о вас было сказано. Один сказал…» Участник должен отгадать, кто что сказал и почему.

Время выполнения: 15 минут

3. Упражнение «Самый-самый»

Цель: раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.

– Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть неудовлетворен тем, как окружающие к нему относятся. Давайте же исправим это. Пусть внутри каждой команды участники расскажут о своих достоинствах, которыми они могут соперничать с другими. Итак, задумайтесь и все по очереди внутри команды расскажите о своих достоинствах и подтвердите их фактами. А теперь просим вас рассказать о своих достоинствах с подтверждающими это фактами. Пожалуйста. Давайте теперь подведем итоги и внутри каждой команды выделим «самого-самого» по тем показателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый высокий, самый-самый. веселый, самый-самый находчивый и т. д. Теперь нам остается определить «самого-самого» из всех команд. В заключение поаплодируем «самым-самым».

Время выполнения: 40 минут

4. Упражнение «Никто не знает»

Цель: создание в группе атмосферы доверия и открытости.

Дети сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

– Сейчас мы будем бро сать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…»

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

Время выполнения: 15 минут

5. Упражнение «Мое качество»

Цель: укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов.

– Выберите из перечня своих характеристик одно нравящееся вам качество.. Сядьте поудобнее, глубоко вздохните, расслабьтесь.

Когда и как в последний раз проявилось в вашем поведении это качество? Восстановите в своем воображении этот случай. Что вы видели тогда? Что слышали? Что ощущало ваше тело… ваши руки… кожа на лице? Погрузитесь в ту ситуацию, переживите ее заново…

Вы можете оставаться в этом воспоминании столько, сколько захотите. И, глубоко вздохнув, вы можете выйти из него тогда, когда захотите.

Время выполнения: 40 минут

6. Упражнение «Скульптура»

Цель: Выявление отношений между членами группы, развитие сенситивности, преодоление телесных барьеров.

Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая – человека без чувства собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, «создают» ему мимику. Каждая подгруппа выбирает «экскурсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

Время выполнения: 20 минут

7. Упражнение «Уступки»

Цель: развитие доверия, раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.

– Известно, что, отдавая другим, человек при этом больше полу чает, хотя с первого взгляда это не так уж очевидно. Любой широкий жест во имя других остается в памяти надолго. Тем не менее в каждом человеке есть собственническое начало, которое сдерживает благотворительные порывы. Давайте попробуем противопоставить эти два начала. Пожалуйста, разделитесь на пары. Теперь я предлагаю об судить ваши сокровенные мечты. Ведь у каждого есть своя мечта, далекая, близкая, реальная или неосуществимая. Давайте поделимся своими мечтами друг с другом… А сейчас неплохо бы поразмышлять вслух: чем каждый из вас смог бы помочь в осуществлении заветной мечты. Что бы вы могли друг другу уступить, подарить, отдать? Просто так, от чистого сердца! Иногда бывает существенно помочь даже хорошим советом. Попробуйте поговорить на эту тему. Чувствовали ли вы иногда, что дарить подарки приятней, чем получать их? Поделитесь своими впечатлениями.

Время выполнения: 35 минут

8. Упражнение «Подарок»

– Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Время выполнения: 15 минут

9. Упражнение «Части моего « Я»

Цель: активизация процесса познания собственного «Я», углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов.

Материалы: бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов). Психолог предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях в зависимости от обстоятельств (порой действуют так непохоже на себя самих, как будто они другие люди), как они, случается, ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, быть может, символически.

После выполнения задания дети и ведущий по очереди показывают свои рисунки группе и объясняют, что на них изображено.

Подростки обмениваются впечатлениями о том, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут оставить их себе) с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей, но участники могут их посмотреть до и после занятий.

Время выполнения: 60 минут

1. Какие упражнения вам понравились или не понравилось

2. Что вы ощущаете в данный момент

3. Что нового вы узнали о себе или о других в процессе выполнения упражнений.

Время выполнения: 20 минут

11. Упражнение «Ассоциация»

Цель: развитие эмоционального чувствования другого, расширение представлений участников о себе.

Один из участников тренинга выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из группы, которого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: «На какой цветок он похож? На какой вкус? На какую песню? На какую книгу?» и т. п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становиться водящим. Если нет – уходит вновь. Если не угадал более двух раз – выбывает из игры.

Обсуждение.

Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой?

С чем это связано?

Различие между тем, какими мы представляемся самим себе и какими – другим людям.

Время выполнения: 20 минут

12. Упражнение «Приятный разговор»

Цель: создание в группе атмосферы доверия и открытости, формирование эмпатии по отношению к окружающим.

– Человеку обычно нравится, когда окружающие говорят о нем: «приятный собеседник». Это действительно полезное умение – легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор и также непринужденно расстаться со своим собеседником. Умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними. Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. Вам нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним.

Дети группы встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (дети стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (дети стоят лицом к центру круга).

По сигналу психолога все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам предлагаете вы.

Примеры ситуации «встреча»

A. «Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в некое место в городе, где вы находитесь впервые».

Время на весь разговор, т. е. на установление контакта, взаимные приветствия и проведение самой беседы, 2-3 минуты, Затем вы даете сигнал, участники должны в течение 10 секунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации.

Б. «Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним».

B. «Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокой те его».

Г. «Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся. Вы начинаете словами…»

Время выполнения: 40 минут

13. Упражнение «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Тренер тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – два шага назад. Вдох – два шага вперёд. Выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе».

Время выполнения: 20 минут.

14. Упражнение « Листок за спиной»

Цель: формирование доверительного отношения друг к другу, обучение способности высказывать свою точку зрения. Активизация процесса самопознания.

– Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как они чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным в том, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение помогает преодолеть барьер: оно анонимно, однако происходит при контакте «глаза в глаза».

У каждого на спине будет прикреплен лист бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около тех людей, которые вас заинтересовали, смотреть на него, чтобы составить о человеке впечатление, и это впечатление записывать на листе бумаги, приколотом на его спине.

Сейчас посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас? Чем?

К какому человеку вам хотелось бы подойти?

Готовы ли вы быть искренними?

Сейчас вы будете ходить, встречаться друг с другом. Пока вы не будете ничего писать – только смотрите друг на друга: какие вы?

Вперед, вы можете двигаться!

Многим из вас это кажется странным – ходить и смотреть друг на друга.

Да, взрослым часто кажется странным то, что естественно для детей. Дети любят разглядывать людей, просто смотреть на них, рассматривать, любоваться или удивляться. И поэтому дети такие прекрасные психологи.

Обсуждение.

– Наверное, лучше будет, если вы поделитесь со всеми своими чувствами. Пожалуйста, пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что написали ему, а кто хочет, может зачитать одно – два послания ему. А теперь поднимите руки те, кто во время этой игры был действительно искренним. Быть абсолютно искренним очень трудно.

Все встают в общий круг, психолог говорит теплые слова о доверии друг к другу.

Время выполнения: 40 минут.

15. Упражнение «Я тебя понимаю»

Цель: активизация процесса самопознания, углубление процессов самораскрытия,

Каждому подростку предлагается среди членов группы выбрать человека, чье состояние и мысли он сможет отгадать по глазам, по выражению лица, по позе и т. п.

Участникам дается 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем думал выбранный человек во время занятия, какие чувства испытывал и т. д. ,

Продолжение упражнения может проходить в двух вариантах.

А. Каждый подросток, обращаясь к человеку, состояние которого он описывал, рассказывает ему о нем (о его состоянии и его мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ. Если рассказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность наблюдений. В противном случае он может опровергнуть догадки, указав на допущенные ошибки.

Б. Каждый подросток описывает состояние партнера, который не знает, что все это относится к нему. Дети должны определить, чье состояние было описано.

Время выполнения: 30 минут.

16.Упражнение «Бездомный заяц»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов.

Дети становятся в круг, считалкой выбирают «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети (зайцы) встают в обручи (домики), выложенные по кругу. По команде «раз – два – три – охотник лови» охотник бегает за бездомным зайцем вокруг домиков. Заяц может спрятаться в любом домике, но тогда другой заяц должен из домика убежать. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями.

Время выполнения: 20 минут.

17. Упражнение «Автопилот»

Цель: осознание собственной уникальности, настрой на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем.

Вы должны записать не менее десяти фраз-установок типа: «Я умный!», «Я сильный!», «Я обаятельная!», «Я красивая!» и т. п.

Естественно, эти установки должны относиться непосредственно к вам, отражать ваши жизненные цели и стремление стать именно таким.

Отнеситесь к этому заданию серьезно, так как жизнь человека во многом определяется именно тем, что он о себе думает, что он чаще всего себе говорит. Ни в коем случае не пишите фраз, подчеркивающих ваши слабости и недостатки. Это должна быть оптимистическая программа будущего, своеобразный автопилот, который поможет вам в любых жизненных ситуациях.

Время выполнения: 30 минут.

18. Упражнение «Рефлексия прошедшего занятия»

Какое упражнение оказало на вас наибольшее влияние?

Кто из членов группы был сегодня ближе всего к цели тренинга?

Насколько свободно вы себя чувствовали?

Поведение кого из участников вам мешало или помогало вам? Время выполнения: 10 минут.

Занятие третье

Тема: «Уверенное поведение»

Цель: обучение приемам уверенного поведения и содействие чувству уверенности в себе.

1.Упражнение «Ожидание и самочувствие»

Цель: развитие рефлексии и обучение открытости

Осознать и выразить в кругу чувства и настроение, с которым пришли участники сегодня.

Время выполнения: 10 минут

2. Упражнение «Воспроизведение»

Цель: создание эмоционального комфорта.

Дети садятся в круг.

– Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, какую захочет, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч (и чью позу мы только что воспроизвели), бросает мяч следующему и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из нас.

Время выполнения: 15 минут

3. Упражнение «Мое поведение»

Цель: научить различать, когда человек ведет себя уверенно, а когда неуверенно.

Вот эта кукла (ведущий надевает куклу на руку) будет говорить, что произошло, а тот, кто наденет на руку вторую куклу, должен будет показать, как ведет себя в этой ситуации, что говорит уверенный и неуверенный в себе человек.

Психолог от имени куклы предлагает определенную ситуацию. Вторую куклу надевает тот, кто должен дать ответ. После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно предложить участникам тренинга придумать свои собственные ситуации. Если желающих нет, предлагаются ситуации, заранее заготовленные ведущим.

Важно, чтобы в упражнении участвовали все школьники, причем ведущий обращает внимание на то, чтобы школьники сами квалифицировали ответ как уверенный или неуверенный.

Примеры предлагаемых ситуаций:

Незаслуженно поставили двойку;

Хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять;

Не принимают в игру;

Хочешь познакомиться со сверстником и т. д.

В конце проводится краткое обсуждение и дается определение уверенному и неуверенному поведению.

Время выполнения: 40 минут

4.Упражнение «Ладонь к ладони».

Цель: развитие координации движений, навыков взаимодействия.

Дети садятся друг напротив друга, прикасаются своими ладонями к ладоням партнёра. Ведущий партнёр задаёт какое-либо движение своими руками, ведомый следует за ними. Затем партнёры меняются ролями. После выполнения этого упражнения выполняется похожее, только руки партнёров не соприкасаются.

Время выполнения: 15 минут.

5. Упражнение « Зеркало»

Цель: формирование уверенного поведения, развитие эмоционального чувствования другого.

Дети образуют два круга – внутренний и внешний (если это невозможно, то делятся на две команды – тех, кто сидит на правой и на левой стороне парты).

По сигналу психолога тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики – уверенного или неуверенного человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участника поднимают одну руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот.

После того как будет пройден весь круг, роли меняются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, а стоящие во внутреннем – отгадывают.

Психолог фиксирует количество правильно угаданных поз.

После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение.

Какие позы чаще загадывались, почему?

Какие легче угадывались, почему?

Время выполнения: 30 минут.

6.Упражнение «Пластилиновая кукла»

Цель: осознание своего тела.

Тренер делит детей на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль скульптора, другой – пластилина. «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пластилину» определённую позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым. После того как каждый ребёнок побывает в разных ролях, тренер спрашивает: «Кем больше понравилось быть: скульптором или пластилиновой куклой? Почему? Удобно ли было кукле находиться в той позе, которую придумал для неё скульптор? Почему?» и т.д.

Время выполнения: 10 минут.

7.Упражнение «Город уверенности»

Цель: обучение приемам уверенного поведения и содействие чувству уверенности в себе.

Участники сидят в кругу.

– Давайте все вместе напишем рассказ о городе, в котором собрались и живут самые неуверенные люди из всех живущих на Земле. Кто-то из нас будет первым и скажет одну-две фразы, с которых начнется наш рассказ.

Время выполнения: 40 минут.

8.Упражнение «Прогулка с компасом»

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, де есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнёру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти всё игровое поле вперёд и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами.

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнёра.

Время выполнения: 15 минут.

9. Упражнение «Круг уверенности»

Цель: формирование уверенности в поведении, путём визуализации.

– Представьте себе невидимый круг диаметром около 60 см на полу примерно в полуметре от себя.

Зайдите в круг и вспомните прекрасное время, когда вы были «на гребне успеха».В той ситуации максимально проявились все ваши способности. Все было хорошо, удача сопутствовала вам. Если трудно вспомнить свою историю, вы можете воспользоваться историей героя кинофильма или легенды, которым восхищаетесь. Удивительная способность вашего мозга – это то, что для него нет разницы между реальной историей и воображаемой. Фантазируйте смело – никто не будет знать об этом!

Время выполнения: 40 минут.

10. Упражнение «Рефлексия прошедших упражнений»

1. Какие упражнения вам понравились или не понравилось

2. Что вы ощущаете в данный момент

3. Что нового вы узнали о себе или о других в процессе выполнения упражнений.

Время выполнения: 20 минут

11.Упражнение «Эмоции»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие доверия детей друг к другу, развитие произвольности и самоконтроля.

Дети садятся на стульчики. Тренер показывает детям карточки с изображением лиц. Дети, определив эмоциональное состояние человека, изображенного на рисунке, молча, поднимают руку. Тренер произносит: «Раз, два, три». На счёт «три» дети все вместе должны прошептать ответ.

По окончании этого упражнения тренер предлагает детям при помощи пантомимики следующие эмоциональные состояния: грусть, обиду, радость, злость, удивление, спокойствие.

Время выполнения: 15 минут.

12. Упражнение «Я хозяин»

Цель: формирование уверенности в себе.

– Каково ваше представление о хозяине? (возможные варианты: это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, он готов оценивать сам; это не тревожный, не суетливый человек, чувствует себя раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться другими).

Из книги О воспитании. Записки матери автора Творогова Мария Васильевна

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО «Я» Начало формирования «я» Вопрос о способах, которыми детское чувство собственного «я» и его ментальное представление становится отличным от восприятия им окружающего мира, уже давно занимали психоаналитиков. Координация рука - рот

Из книги Как стать настоящей женщиной автора Еникеева Диля

Воспитание независимости, чувства собственного достоинства и ответственности. О послушании Все эти качества связаны.Чувство собственного достоинства - важная часть человеческой личности. Человек не может без него нормально существовать.«Больное самолюбие» часто

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА О достоинствах человека можно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется.Ф. ЛарошфукоПсихотерапевт Линда Санфорд, придумавшая термин «самооценка», провела большую работу, чтобы помочь своим пациенткам повысить

Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри Аугусто

Самосознание и чувство собственного достоинства Люди хотят развить в себе ассертивность по многим причинам: чтобы обрести уверенность в себе, чтобы улучшить навыки общения, чтобы сменить агрессию в поведении на более спокойное и рациональное взаимодействие, чтобы не

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Синдром паники, лишающий чувства собственного достоинства и безопасности X. Н. был блестящим доктором. Он был квалифицированным хирургом, уверенным в себе и ловким в работе со скальпелем. Он был чувствительным и общительным человеком. Как-то раз при выполнении обычной

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Чувство собственного достоинства Маленький ребенок не осознает себя. Поэтому его поведение определяется внешними факторами. Увидел что-то интересное – полез туда, ушибся – заплакал, дали конфетку – снова повеселел. По мере развития лобных долей непосредственная

Из книги Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка автора Оклендер Вайолет

Хуцпа, чувство собственного достоинства и незастенчивые евреи Среди студентов, заполнивших наш опросник, американцы еврейского происхождения оказались наименее застенчивыми. В сравнении с 40 % застенчивых, фигурировавшими во всех прочих выборках, лишь 24 % американских

Из книги Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха автора Шапарь Виктор Борисович

Глава 4 Усиление чувства собственного «я» у детей и подростков Ребенку нужна опора внутри самого себя, чтобы выразить свои заблокированные эмоции. Дети, пережившие травму, жестокое обращение, надругательство, смерть близкого или развод родителей, аккумулируют связанные

Из книги Психология вредных привычек автора О’Коннор Ричард

Развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства Уверенность – это один из ключевых моментов для достижения желаемой цели в жизни. В свою очередь, когда вы добиваетесь того, чего хотите, вы чувствуете себя более уверенно и ощущаете бо?льшую уверенность в

Из книги Первая психологическая помощь автора Винч Гай

Защита собственного достоинства Если нас радует сознание, что мы лучше остальных, но при этом вынуждены мириться с тем, что в работе хуже многих других, приходится сотни раз отрицать этот неприятный факт: «Сегодня мне было не по себе, этот тест был необъективным; с моим

Из книги Мужской стиль автора Менегетти Антонио

Лекарство В: возвращение чувства собственного достоинства Один из лучших способов уменьшить боль, вызванную отвержением, восстановить уверенность в себе и вернуть самоуважение заключается в напоминании себе о важных чертах своего характера, за которые нас любят и

Из книги автора

Упражнение для возвращения чувства собственного достоинства Следующее упражнение поможет вам вспомнить о своих достоинствах и вернуть самоуважение.1. Составьте список из пяти черт своего характера или особенностей, которые вы цените особенно высоко. Желательно, чтобы

Из книги автора

Краткий обзор лечения: возвращение чувства собственного достоинства Показания к применению: ситуации отвержения. В случае необходимости примите повторно.Действие: залечивает душевные раны, притупляет эмоциональную боль и восстанавливает чувство собственного

Из книги автора

Глава восьмая Ответственность и чувство собственного достоинства мужчины 1. Адам: первый человек, но настоящий ли мужчина? В Библии сказано, что Бог создал Адама, первого, совершенного человека, который знал, что означает быть метафизическим разумом, будучи человеком.

Психологические ресурсы личности, как правило скрыты от сознания человека — носителя этих самых ресурсов. Под психологическим ресурсом обычно понимают внутренние резервы человека, которые хранятся за семью печатями в подсознания, ожидая когда он их задействует. Психолог выступает для клиента как активатор его ресурсов.

Психологические ресурсы человека

Психологический ресурс — внутренний ресурс человека как умение противостоять жизненным невзгодам, это набор качеств и умений, это его потенциальные и реальные возможности.

Не всякий человек осознает все свои ресурсы, не все психологические ресурсы доступны к применению по запросу. Некоторые из них еще только предстоит открыть в себе и активировать.

Насколько Вы психологически ресурсная личность?

Психологический ресурс человека считается активным , когда:

  • он осознается как свой,

  • он уместно применяется в ответ на угрозу организму и/или личности,

Насколько Вы осознаете себя психологически готовым к трудностям жизни, настолько Вы ресурсная и активная личность.

Вообразите себя попавшим на тропический остров в открытом океане. У Вас есть топор, лодка и снасти для охоты и ловли рыбы. Так вот то, что я перечислил — не ресурсы, а инструменты. А Вашими психологическими ресурсами будет умение использовать эти инструменты для выживания, уверенность в собственных силах, способность отвечать вызовам природных сил. Вера в свои способности и возможности.

Какие психологические ресурсы своей личности вам известны? Напишите ответ в комментариях.

Всё возможно, если человек активировал свои ресурсы

4 типа психологических ресурсов личности

Существует четыре мира человека, которые задействуют различные психологические ресурсы его личности:

  1. Витальный мир. Использует ресурсы связанные с физиологическим выживанием как биологического организма. Как приспособиться к новой диете, как , умение быстро собраться в трудной ситуации и расслабиться после ее завершения.

  2. Деятельностный мир. Задействует психологические ресурсы навыкового поля. Такие как или способность метко стрелять из лука. Навык разжечь костер с одной спички может спасти жизнь заблудившемуся в лесу человеку. Сюда относятся так же способности к прикладным видам творчества.

  3. Сознательный мир. Активирует когнитивные ресурсы, связанные с умением впитывать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и обрабатывать информацию. и изобретать новое относятся к «сознательным» психологическим ресурсом.

  4. Волевой мир. Востребует от человека психологические ресурсы, связанные с эмоционально-волевой сферой. Умение управлять своим психологическим состоянием и эмоциями, вера в себя и свои возможности.

Таким образом, если вернуться к ситуации с выживанием на необитаемом острове, то Ваша способность кардинально поменять рацион задействует витальные психологические ресурсы. А навык ловли рыбы относятся к деятельностным. Если Вы изобретете ловушку для добычи крабов и устриц, то Вы активируете сознательные ресурсы. И если займете активную позицию в ответ на трудности ситуации и будете верить в спасение — волевые.

Психолог как активатор психологических ресурсов человека

Роль психолога активировать во время психологической работы эмоциональные и волевые, витальные и мыслительные ресурсы человека — его Клиента.

Задача психолога быть ресурсом для своих Клиентов

На самом деле роль психолога вывести из подсознания Клиента, помочь ему осознать собственную силу и побудить к активации и закреплению данного ресурса в жизни.

Настоящий психолог выступает для своих Клиентах в 3-х ипостасях:

  • психолог как ресурс поддержки и принятия,

  • психолог как образец для подражания и копирования его ресурсов клиентом,

  • психолог как активатор внутренних психологических ресурсов человека.

Психолог как психологический ресурс верит в возможности человека самостоятельно справиться с вызовами жизни, он помогает человеку поверить в его ресурсность и способности.

Используйте ресурсы психолога как психологический ресурс >>>

Психологический ресурс как присвоенный навык

Позвольте показать развитый деятельностный ресурс очень известного лучника, который довел навык стрельбы из лука до совершенства.

Из данного видеоролика, который не нуждается в переводе, становится понятно, что данный навык был бы невозможен без задействования и активации волевых, эмоциональных и других психологических ресурсов.

Книга о развитии ресурса выживания в городских джунглях по методике спецслужб

Я веду речь о книге «Защити себя по методике спецслужб Бывший спец. агент раскрывает методы, которые могут спасти жизнь вам и вашей семье / Джейсон Хансон.

Бывший офицер ЦРУ Джейсон Хансон знает все о том, как не стать жертвой разбойного нападения или мошенничества. В своей книге он предупреждает об опасностях, которые подстерегают нас на улице и на парковке, в путешествии и в собственном доме, разоблачает многие уловки современных злоумышленников и учит быть готовым к любым неожиданностям.

Освой и используй ресурсные методики безопасности на улицах города!

Приобретите справочник по безопасности в издательстве МИФ!

Профессиональные приемы сотрудников спецслужб, которые вы освоите, прочитав его книгу, помогут вам защитить себя и свою семью в любой ситуации.

Приведу один из множества приемов описанных в этом справочнике, он пригодится вам, в случае, если Вам кажется что за вами следят.

Прием четвертый: не покидайте людных мест

Если вы уверены, что кто-то вас преследует, ни в коем случае сразу же домой не бегите. Кажется, что нет ничего надежнее собственного дома - можно запереть все двери, можно позвать на помощь, однако это последнее место, куда вы должны идти. Вы хотите показать преступнику, где вы живете?

Он может ворваться в дом вслед за вами, а может затаиться и попытаться проникнуть позже.

Если за вами следят…

Оставайтесь в людном месте и обратитесь за помощью. Безопасные места - рестораны, кафе, магазины, в которых много покупателей, людные улицы.

Никогда не сворачивайте на темные улицы, в переулки, в проходы, потому что там преступник может на вас напасть.

Если вас преследуют в каком-то месте, где много людей, вроде большого магазина, не пытайтесь выйти из него и добраться до своей машины. Преступнику нужно всего лишь дождаться вас у выхода. А потом он может нагнать вас у машины или проследить за вами до самого дома.

Обратите внимание на обувь

Если вам кажется, что за вами следят, обратите внимание на обувь преследователя, чтобы убедиться в том, что это один и тот же человек. Потому что очень просто снять или надеть кепку, очки или применить какой-либо иной прием, позволяющий изменить внешность. Но вот сменить обувь очень даже нелегко: вряд ли преступник станет таскать с собой запасную пару.

Если Вы живете в крупном городе — советы из книги от бывшего спец.агента ЦРУ — автора книги будут для Вас незаменимы.

Напишите в комментариях, какие психологические ресурсы уже активированы и используются вами? Как Вы считаете есть ли ресурсы внутри Вашей психики, которые заблокированы или не осознаваемы? Как Вы собираетесь их активизировать и сделать практическими навыком?

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Паника атакует? Тревога заполонила собой сознание? Контролируйте тревогу и приступы панических атак, понижая уровень адреналина до нормального. […]
  • 5 принципов счастливой жизни, которые открыты в исследовании психологов, длившемся более 50 лет. Психология счастливой жизни существует - это […]
  • Цель и видение - две стороны одной медали. Как поставить цели на 2015 год. Технология постановки и реализации цели. Мечту превращаем в цели, а цели […]
  • На самом деле существует больше, чем 3 типа эмоциональных реакций и способов отношения к жизни, чем рассмотрено в статье. Рассмотрим 3 основные […]

Александр Любимов


Из пункта А в пункт Б вышел поезд… Для того, чтобы он проехал поезду нужна энергия - электричество. Или дизельное топливо, если тепловоз. Или уголь, если паровоз. Точно так же и нам, чтобы попасть из пункта А (актуальное состояние) в пункт Б (желаемое состояние) требуется энергия, горючее. Называется это горючее «ресурсы».

Ресурсы: все что нам может помочь в достижении цели.

Это могут быть наши способности, умения, информация, ценности, убеждения, состояния, качества и т.д.
Например, ресурсом может быть:

  • состояния (спокойствие, уверенность в себе);
  • качества (настойчивость, усидчивость);
  • убеждения ("Я имею право на ошибку");
  • способности (умение выбирать друзей, способность убеждать собеседника);
  • знания/информация (динамика изменения цены нефти марки "Urals" на Лондонской товарно-сырьевой бирже).
Ресурсы могут быть внутренними и внешними

Внутренние ресурсы - это наши состояния, умения, убеждения, знания и т.д.
Внешние ресурсы - это другие люди, деньги, информация и т.д.
При определённых условиях внешние ресурсы могут стать внутренними: информация может стать знанием, мы можем использовать чужие убеждения или научиться чужим умениям.

Внешние ресурсы мы можем контролировать только через собственное поведение

Единственное, что человек может контролировать - это он сам. Всем остальным он может управлять только при помощи себя. То есть, если нам нужна помощь других людей, мы можем получить её воздействуя на них самим собой. Слова там говоря всякие, улыбаясь и жестикулируя. Если им наша жестикуляция понравится - помогут. Не понравится - значит надо жестикулировать как-то по-другому. Или слова другие подобрать.
Именно поэтому в НЛП работают, в первую очередь, с внутренними ресурсами.
Так же удобно считать, что

все необходимые ресурсы для достижения цели у нас либо есть, либо мы можем их получить.

Просто такое полезное убеждение.

То что является ресурсом в одном месте, в другом может сильно мешать

Расслабленность очень полезна, когда вы хотите отдохнуть. Но представьте: поздний вечер, вы возвращаетесь домой, и вдруг на дороге к вам подходит пара небритых личностей и начинает у вас настойчиво требовать деньги, одежду и ценные вещи. А вы начинаете расслабляться… Хотя тут скорее надо напрячься и быстро-быстро убежать.
Злость может быть полезна в спорте, но мешать при общении с близкими людьми.
Бодрость полезна утром, но мешает, когда вы ложитесь спать.

Ресурс часто есть, но не в том месте, где он нужен прямо сейчас

Многие очень уверенны лёжа дома на диване, но вся уверенность куда-то пропадает при общении с начальником. Если кратко, то наверно можно так. У нас внутри замечательная кладовая, в которой всё что нужно есть. В крайнем случае, можно всегда положить то, чего там не хватает. Главный вопрос в том, как в этой здоровенной кладовой найти то, что нужно прямо сейчас и как из этой кладовой перетащить в то место, где это нужно прямо сейчас. Но об этом чуть дальше.

Упражнение "Что может быть ресурсом"

Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В левой запишите всё, что может быть внутренним ресурсом, а в правой - всё что может быть внешним ресурсом. Желательно, чтобы в каждом столбике было не менее 7 пунктов.
Внутренние ресурсы

  • убеждения;
  • эмоции;
  • качества

Внешние ресурсы

  • информация;
  • деньги;
  • отношения;

Упражнение "Ресурс и контекст".

Возьмите какой-то конкретный ресурс ("состояние спокойствия", "независимость от чужого мнения") и определите, в каких контекстах это может быть ресурсом, а в каких - наоборот.
Например:
состояние спокойствия
ресурс: при беседе с налоговым инспектором;
не ресурс: в роли болельщика на футбольном матче.

Упражнение "Поиск ресурса"

Выберите то, что вы хотите изменить (актуальное состояние) и напишите список конкретных ресурсов, которые могут пригодиться для изменения (достижения желаемого состояния).

Ресурса может быть мало или много, ресурс может тратиться или накапливаться. Ресурсные трансы. Ресурсные состояния. Ресурсы психики.
Что же означает это слово?
Заимствованное из французского языка, оно означает "запас, источник". В данном контексте - запас, источник психической энергии, психических сил. Человеком психический ресурс ощущается как имеющаяся у него свободная сила, энергия, которую он может тратить на что-либо по своему усмотрению.

Откуда берется и на что тратится ресурс?

У здорового человека он всегда есть по умолчанию. Свойство здорового организма - этот ресурс вырабатывать и восстанавливать после того, как он был на что-то потрачен. Определенная часть ресурса тратится на поддержание нормальной работы органов и систем организма, на сон, дыхание, усвоение пищи, двигательную активность и т.д. Эти траты для человека незаметны, он их не ощущает и не контролирует осознанно. Остальное человек расходует на какую-то деятельность - совершение какой-либо работы, произвольных поступков по своему желанию, мыслительную активность, переживание чувств, эмоций и т.д.

Дополнительно ресурс может поступать и из внешних источников, которыми являются обстоятельства, ситуации, занятия, дающие человеку возможность отдохнуть и восстановиться, набраться сил и энергии. Внешние источники ресурса могут быть самыми разными, у каждого человека они свои. Это может быть активный отдых, бездеятельное расслабление, разные способы развлечений, общение, хобби - все что угодно.

Для того, чтобы человек был здоров, нужно чтобы сверх того ресурса, который в данный момент занят, тратится на что-либо, совершает какую-то работу, всегда оставалось еще некоторое количество свободного незанятого ресурса "про запас". Тогда то, что человек в своей жизни делает, ощущается им как, может быть, не всегда легкое, но ему по силам. Интересное, даже если не во всем приятное. Как то, что он сам хочет делать. Краски жизни яркие, она может быть трудная, но интересная, наполненная вдохновением и азартом. В этом временном периоде хочется жить, хочется, чтобы он длился и дальше.

Совсем по-другому человек ощущает себя, когда свободного ресурса почти не остается. Когда длительное время он живет, что называется, на пределе сил, на пределе ресурсов. Краски жизни тускнеют, она уже не так радует и воспринимается не как интересная, а как слишком напряженная. Как нечто, что нужно перенести, перетерпеть и дождаться лучших времен. Хочется, чтобы этот период жизни побыстрее закончился. В этом периоде человек если и обращается за помощью к специалисту, то чаще всего он приходит к психологу и говорит о том, что в жизни его что-либо не устраивает и хотелось бы это изменить.

Если в какой-то момент свободного ресурса не остается совсем, а затраты продолжают нарастать, то появляется клиническая симптоматика психического расстройства: тревожность, плаксивость, подавленность, апатия, страхи, панические атаки, навязчивости, нарушения сна и аппетита и т.д. Такое появление симптомов похоже на то, как при работе компьютера появляется предупреждающее сообщение о том, что недостаточно ресурсов для его нормальной работы:

Как при работе компьютера, когда сообщение появляется вновь и вновь до тех пор, пока нужный уровень свободных ресурсов не будет обеспечен, так и симптомы проявляются до тех пор, пока не будет восстановлен нормальный баланс между затратами и накоплением психических ресурсов.

В чем причины такого истощения ресурса?

1. Слишком большая рабочая нагрузка. Например, человек работает не 8 часов в день, а раза в 1,5 - 2 больше. Или после рабочего дня много занимается каким-то трудом вместо отдыха. В этом случае ресурса тратится больше, чем восстанавливается.

2. Соматические заболевания. Недостаток сна. Недостаточное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни. При этом организм ресурса начинает вырабатывать меньше, чем ему нужно.

3. Относительно кратковременные, но большой силы переживания. Например, реакция на одномоментное тяжело переносимое событие. Острый стресс. Ресурс при этом очень быстро в большом количестве тратится и не успевает восстановиться.

4. Длительное время сохраняющиеся переживания негативных чувств, ставшие привычными и фоновыми. Коварство их в том, что со временем жить с этими чувствами становится для человека обыденностью. Он может почти не замечать, сколько сил у него отнимает чувство вины, обиды, тревоги, неудовлетворенности чем-либо, с которым он живет долгое время, порой даже годы, а иногда и с самого детства. Такие чувства могут незаметно, исподволь накапливаться, понемногу создавая ощущение возрастающего внутреннего напряжения и недостатка сил.

5. Недостаточное поступление ресурса извне. Например, человек может почти не иметь внешних источников ресурса и на вопрос "как вы отдыхаете, как развлекаетесь" отвечать "никак". Причем это может быть не связано с нехваткой времени или средств, а быть привычным для него образом жизни: "... как-то так сложилось."
Или же в какой-то напряженный период жизни человек начинает сам себя лишать внешних источников ресурса, рассуждая "не до того сейчас, некогда отдыхать, лучше сейчас поработать, выложиться на полную, а потом отдохнуть". При этом делает ошибку, переоценивая свои силы: если в какой-то период жизни ресурса начинает тратиться больше, то его больше должно и поступать. В это время "подпитываться" ресурсом желательно каждый день, а не переносить на выходные или период отпуска раз в год.
Еще одна причина - "неподходящие" внешние источники ресурса, когда человек отдыхает формально, делает то же, что и другие, его близкие или супруг, но сам при этом себя не чувствует отдохнувшим, потому что именно этот способ отдыха ему не подходит. "Все ходят в баню по выходным, и я хожу. Все играют в домино, и я играю." Найти свой собственный источник ресурса, сохранять и поддерживать с ним контакт - это тоже требует определенных усилий.

Эти причины в различных сочетаниях и приводят к тому, что в какой-то момент психологическая проблема уже переходит в разряд психического расстройства. Надеюсь, у меня получилось кратко и в доступной форме объяснить, как и почему это происходит, а выводы о том, как использовать эту информацию, читателю предлагается сделать самостоятельно.