Рельеф и внутренние воды южной америки. План-конспект урока по географии (7 класс) на тему: климат и внутренние воды южной америки

Цели и задачи урока:

Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить их с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету; воспитание любви к природе.

Оборудование урока:

Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова для глоссария и магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас будет урок-экскурсия. Я – ваш экскурсовод. Вы – экскурсанты. Но наша экскурсия не совсем обычная. Чтобы её провести, нам не придётся выходить из кабинета. Это будет виртуальная экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования:

  • Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки;
  • Вы должны быть внимательны и помогать вашему экскурсоводу.

2. Изучение нового материала:

Начиная наше виртуальное путешествие, мы должны ввести ключевые слова , чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда.

Учащиеся: Это - Южная Америка

На экране открывается слайд № 1 – Южная Америка.

Учитель: Мы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам.

Открывается слайд № 2 – Внутренние воды.

Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, запишите тему урока.

ель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их.

Слайд № 3– Очертания материка с крупными речными системами и озёрами.

Учитель: А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.

  • Что вы можете сказать о речной системе материка?

Учащиеся: На материке много рек.

  • А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?

Учащиеся: Климат и рельеф.
Учитель: Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами.

Слайд № 4 – заголовок – Реки Южной Америки.

Учитель: Уважаемые экскурсанты, запишите в своих путеводных дневниках подзаголовок

«Реки Южной Америки ».

Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:

  • К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?

Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов.
Учитель:

  • Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных систем (объяснение причинно-следственных связей).
Учитель: Давайте эти заметки занесём в свои дневники, а сделаем это в схематичном виде.

Слайд № 5 – схема –опора. (Анды – главный водораздел между реками БТО и БАО)

Учитель: Так как бассейн Атлантического океана (БАО) значительно больше, чем бассейн Тихого океана (БТО), то мы обозначим на схеме только три наиболее крупные и значимые реки, по которым и пройдёт наша экскурсия.

Слайд №6 – значение названия рек в переводе на русский язык.

Учитель: Внесите эти сведения к себе в дневники. Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия.

Слайд №7 – дополняется схема фрагментом о климате.

Учитель: Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему?

Слайд № 8 – схема дополняется заключительным фрагментом.

Учащиеся: Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.

Учитель:

  • А теперь кто повторит, что мы зашифровали на схеме?

(Учащиеся, опираясь на схему, повторяют всё вышесказанное)

Учитель: Таким образом, мы выяснили, что оказывает наибольшее влияние на густоту и полноводность рек Южной Америки.

Слайд № 9 – таблица «Крупнейшие реки».

Учитель: А теперь посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна, притоки.

(Такие же таблички, распечатанные на листах лежат у ребят на партах).

Глядя в таблицы, ответьте на следующие вопросы:

  • Самая длинная река Южной Америки?
  • Самая короткая река Южной Америки?
  • Самая маленькая по площади бассейна река?

(Учащиеся, глядя в таблицу, отвечают на вопросы учителя).

Учитель: В силу разнообразия рельефа, в Южной Америке на реках очень много водопадов.
Слайд № 10 – таблица «Крупнейшие водопады».
На этой таблице лишь несколько из наиболее крупных водопадов Южной Америки.

  • Как называется самый высокий водопад?

Учащиеся: Водопад Анхель.

  • Как называется самый низкий водопад?

Учащиеся: Водопад Игуасу.
Учитель: Об этих водопадах вы сегодня ещё услышите от меня, уважаемые экскурсанты.

А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта.

Слайд № 11 – Амазонка.

Это река Амазонка.

Глоссарий – Амазонка.

P.S.(Учитель обращает внимание учащихся на правильное написание названия реки на карточке, которую помещает на магнитную доску в глоссарий (заменили словарь на новое и красивое название «Глоссарий». Далее появление новых терминов и понятий в ходе урока будет сопровождаться кратким сообщением о глоссарии).

Учитель: Найдите у себя на путеводителях место нашей остановки.

Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила. Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названием Мараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья.

Глоссарий – Укаяли.

В верховьях реки Укаяли - притока Амазонки, время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома.

Глоссарий – барранко.

Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду.

Слайд № 12 – река. На слайде видно, как близко находятся деревья у воды.

И в Амазонке, и в Укаяли вода оранжево-жёлтая, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке.

Слайд № 13 – кинофрагмент об Амазонке.

Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту

Слайд № 14 – дельфины

и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды.

Глоссарий – пираруку

Слайд № 15 – пираруку (иллюстрация)

Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг.

Слайд № 16 – пираруку (фотоснимок в воде).

Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи.

Глоссарий – пираньи.

Слайд № 17 – пираньи (иллюстрация)
Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы.
Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.
Слайд № 18 – пираньи (фотоснимок)
Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.
Слайд № 19 – стая пираний (фотоснимок).
Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.

  • Кто такие кайманы?

Учащиеся: Это вид крокодилов.
Слайд № 20 – кайман, слайд № 21 – (кайман во время охоты на пираний).
В этих же водах обитает самая большая змея в мире.

  • Как она называется?

Учащиеся: Это удав анаконда.
Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам пора продвигаться дальше.

Следующая наша остановка – река Ориноко.

Слайд № 22 – река Ориноко.

Глоссарий – Ориноко.

Учитель: Найдите эту реку на картах. Она берёт начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2740 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф.
В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет.
В бассейне реки Ориноко, её притоке Карони , находится самый высокий водопад на Земле – Анхель. (Находим водопад на картах).

Глоссарий – Карони, Анхель

Слайд № 23 – водопад Анхель.

Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.
Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так был открыт знаменитый водопад.

Глоссарий – Парана.

В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Ориноко берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу.

Слайд № 25 – водопад Игуасу (1)

Глоссарий – Игуасу. (находим его на картах)

В переводе с индейского Игуасу – «большая вода».

Слайд № 26 – водопад Игуасу (2)

Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа.
Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275.
Давайте посмотрим на это живописное зрелище поближе.

Слайд № 27 – кинофрагмент о водопаде.

Наше путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо ответить на несколько вопросов.

  • С какими реками Южной Америки вы познакомились?
  • Какой тип питания у этих рек преобладает?
  • Почему на некоторых реках Южной Америки встречаются пороги и водопады?

(Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.)

Учитель: Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше.

  • Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Учащиеся: Озёр на материке мало.

Учитель: Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны,
настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их
рассмотрим. У меня такая таблица дана на слайде.
Слайд № 28 – таблица «Крупнейшие озёра».
У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на
самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице.
Учащиеся: озеро Маракайбо.
Учитель: Верно, это озеро Маракайбо .

Глоссарий – Маракайбо.

Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах.
Оно находится на севере Южной Америки.
А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое играет
важное значение для жизни людей этого материка.
Следующая наша остановка – озеро Титикака.

Глоссарий – Титикака.

Слайд № 29 – схема –опора – начало

Учитель: Давайте сделаем в своих путеводных дневниках ещё некоторые заметки на память.

Слайд № 30-33 – построение схемы- опоры об озере Титикака.

(Построение схемы сопровождается комментариями учителя, затем учащиеся повторяют рассказ по этой схеме самостоятельно).
Учитель: А теперь мы можем посмотреть, как выглядит это озеро.

Слайд № 34 – озеро Титикака (1).

Название озера в переводе с индейского – «свинцовая скала». Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного
нагорья. По берегам озера живёт племя – уру.

Глоссарий – Уру.

по мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора.

Глоссарий – тотора.

Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь.

Слайд № 35 – озеро Титикака (2).

Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа.

У побережий озёр, которые расположены так же высоко в горах, как озеро Титикака, могут образовываться айсберги, когда вдруг с гор начинают сползать ледники. Таким примером может служить озеро Лаго на территории Аргентины.

Слайд № 36 – озеро Лаго.

3. Заключение:

Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо выполнить небольшое задание.
В ваших файл-папках под табличками находятся листы с заданиями для двух вариантов. Это чайнворды. Из его результатов я узнаю, как внимателен был каждый из вас сегодня, а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте.

4. Проверка усвоения материала:

Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда, выполненного в двух вариантах. На работу отводится 5 – 7 минут. Затем ребята сдают свои работы учителю.
По окончании работы учитель поочерёдно открывает для каждого варианта чайнворды уже с ответами на экране.

Слайд № 37 – 1 вариант.
Слайд № 38 – 2 вариант.

5. Домашнее задание: (выдаётся в распечатанном виде персонально для каждого учащегося).

Используя п.43 учебника, конспекты урока, таблицы, дополнительную литературу и сведения, которые получили на уроках, составить памятку для туриста, какие места ему следует посетить и чего надо опасаться во время путешествия по водным объектам Южной Америки.

Использованная литература:

1. Элькин Г.Н. «География материков и океанов», методическое пособие; СПб «Паритет», 2001.
2. Никитина Н.А. « Поурочные разработки по географии». Москва «Вако», 2005.
3. Крылова О.В. Уроки географии, 7 класс. Москва «Просвещение», 1990.
4.Смирнова Н.П., Шибанова А.А. «По материкам и океанам». Москва «Просвещение», 1988.
5.Рянжин С.В. Новый Экологический Букварь. СПб «Анатолия», 2006.
6. Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А. Учебник географии материков и океанов. Москва
«Дрофа», 2000.
7.Крылова О.В. Материки и океаны. Москва «Просвещение», 2000.
8.DVD - диск «Южная Америка».
9. Большая детская энциклопедия по географии.

Особенности рельефа и климата Южной Америки предопределили её исключительное богатство поверхностными и подземными водами, огромную величину стока, наличие самой полноводной реки земного шара - Амазонки. Занимая 12% площади суши Земли, Южной Америки получает примерно в 2 раза больше (1643 мм) среднего количества осадков на единицу всей площади. Полный речной сток составляет 27% всего стока Земли, средний слой стока (58 см) также почти в 2 раза больше средней величины для всей суши. Но величина стока резко колеблется по территории материка - от нескольких мм до сотен см. Крайне неравномерно распределены и реки между бассейнами океанов: бассейн Тихого океана в 12 раз меньше бассейна Атлантического (водораздел между ними проходит в основном по хребтам Анд); кроме того, около 10% территории Ю. А. относится к области внутреннего стока, пересекающей материк от залива Гуаякиль через Центрально-андийское нагорье до южной Пампы. Преобладают реки дождевого питания, на крайнем юге - также снегово-ледникового.

Наибольшей величины слой средне годового стока 150-400 см (до 90% осадков) достигает на Ю. Чили, что объясняется не только обилием осадков, но и крутизной склонов, низкой испаряемостью и запасами льда в верховьях рек, обусловливающих летние половодья, в том числе и у "транзитных" рек Патагонии; доля подземного питания рек Южных Анд не более 20-25%. Столь же велик сток (у отдельных рек даже до 800 см) на З. Колумбии, но там преобладают дождевое питание и ливневые летне-осенние паводки; подземный сток увеличивается до 40%. Сходны характеристики стока и Амазонии, уменьшающегося в её центральной и южной частях до 40-60 см. Режим крупных рек, как и самой Амазонки, зависит от сезона дождей в верхнем и среднем течении её притоков. На хорошо и более или менее равномерно увлажнённых окраинах Бразильского и Гвианского плоскогорий средний годовой сток составляет также 40-60 см (местами до 150 см) с долей подземного стока до 50%. Во внутренних районах Бразильского плоскогорья сток уменьшается (на С.-В. до 5 см) и становится крайне неравномерным: бурные летние паводки сменяются резким сокращением расхода воды зимой, вплоть до пересыхания мелких водотоков. Аналогичен режим стока и на равнинных территориях субэкваториальных и тропических поясов с дождевым питанием рек (Льянос-Ориноко, равнины Бени-Маморе, Гран-Чако). Резко выраженная сезонность в выпадении осадков приводит к изменчивости стока (средний сток убывает от 50-80 до 15- 20 см) и режимов рек: зимой соответствующего полушария местами сток прекращается и даже крупные водотоки (Рио-Бермехо, Рио-Саладо и др.) разбиваются на отдельные плёсы с засоленными водами, летом же паводки затопляют обширные пространства; регуляторами стока рек Парагвая и Параны служат болотно-озёрные низины Пантанала и Лаплатская низменность. Наименьший сток (3-5 мм) приурочен к пустынному тропическому западу Ю. А., где даже талые снеговые воды с высокогорий скапливаются в предгорных шлейфах и тектонических депрессиях, повышая до 50% долю подземного питания эпизодических рек (лишь река Лоа имеет постоянный сток в океан).

Большое количество осадков, приносимых с Атлантики, обширные плоскогорья, полого спускающиеся к огромным низменностям и равнинам, собирающим сток и с прилегающих склонов Анд, способствовали формированию на внеандийском Востоке Ю. А. крупных речных систем: Амазонки, Ориноко, Параны с Парагваем. Уругвая; в Андах наибольшей является система р. Магдалена, текущей в продольной впадине влажных Северных Анд. Для судоходства пригодны в основном лишь реки низменностей. Горные реки Анд и плоскогорий, изобилующие порогами и водопадами (Анхель, 1054 м, Кайетур, 226 м, Игуасу, 72 м, и др.), а также полноводные водотоки постоянно влажных равнин обладают огромным гидроэнергетическим потенциалом (свыше 300 млн. квт).

Крупные озёра, главным образом ледникового происхождения (концевые бассейны), сосредоточены преимущественно в Патагонских Андах (Лаго-Архентино, Буэнос-Айрес и др.) и на Ю. Среднего Чили (Льянкиуэ и др.). В Центральных Андах лежит самое высокогорное из больших озёр Земли - Титпкака, там же много остаточных озёр (Поопо и др.) и больших солончаков; последние типичны и для впадин между Пампинскими сьеррами (Салинас-Грандес и др.). Крупные лагунные озёра находятся на севере (Маракайбо) и на юго-востоке Ю. А. (Патус, Лагоа-Мирин).Река Амазонка

Крупнейшая река Южной Америки - Амазонка. Большая часть ее бассейна находится к югу от экватора. Площадь этого самого обширного речного бассейна мира свыше 7 млн км2, длина реки от главного истока (река Мараньон) составляет 6400 км. Если же за исток Амазонки принимать Укаяли и Апуримак, то ее длина достигает 7194 км, что превышает длину Нила. Расход воды Амазонки в несколько раз превышает расход всех крупнейших рек мира. Он равен в среднем 220 тыс. м3/с (максимальный расход может превышать 300 тыс. м3/с). Средний годовой сток Амазонки в нижнем течении (7000 км3) составляет большую часть стока всей Южной Америки и 15 % от стока всех рек Земли!

Главный исток Амазонки - река Мараньон - начинается в Андах на высоте 4840 м. Только после слияния с первым крупным притоком - Укаяли - в пределах равнины река получает название Амазонка.

Амазонка собирает свои многочисленные притоки (более 500) со склонов Анд, Бразильского и Гвианского нагорий. Многие из них по длине превышают 1500 км. Наиболее многочисленные и крупные притоки Амазонки - реки южного полушария. Самый большой левый приток - Риу-Негру (2300 км), самый большой правый, и крупнейший, приток Амазонки - Мадейра (3200 км).

Часть притоков, размывая глинистые породы, несут очень мутную воду («белые» реки), другие, с прозрачной водой, - темную от растворенных органических веществ («черные» реки). После впадения в Амазонку Риу-Негру (Черная река) светлые и темные воды текут параллельно, не смешиваясь, на протяжении примерно 20-30 км, что хорошо видно на космических снимках.

Ширина русла Амазонки после слияния Мараньона и Укаяли равна 1-2 км, но вниз по течению она быстро возрастает. У Манауса (1690 км от устья) она доходит уже до 5 км, в нижнем течении расширяется до 20 км, а в устье ширина главного русла Амазонки вместе с многочисленными островами во время разлива достигает 80 км. В западной части низменности Амазонка течет почти на уровне берегов, фактически не имея сформировавшейся долины. На востоке река образует глубоко врезанную долину, которая представляет резкий контраст с водораздельными пространствами.

Примерно в 350 км от Атлантического океана начинается дельта Амазонки. Несмотря на древний возраст, она не выдвинулась в океан за пределы коренных берегов. Хотя река и выносит огромные массы твердого материала (в среднем 1 млрд т в год), процессу нарастания дельты препятствуют деятельность приливов и отливов, влияние течений, а также опускание побережья.

В нижнем течении Амазонки большое влияние на ее режим и формирование берегов оказывают приливы и отливы. Приливная волна проникает вверх по течению более чем на 1000 км, в низовьях ее стена достигает высоты 1,5-5 м. Волна мчится против течения с огромной скоростью, вызывая сильное волнение на песчаных отмелях и банках, разрушая берега. У местного населения это явление известно под названием «поророка» и «амазуну».

Амазонка в течение всего года полноводна. Дважды в год уровень воды в реке поднимается на значительную высоту. Эти максимумы связаны с дождливыми периодами северного и южного полушарий. Наибольший расход на Амазонке бывает после периода дождей в южном полушарии (в мае), когда основную массу воды несут ее правые притоки. Река выходит из берегов и в среднем течении заливает огромную территорию, создавая своеобразное гигантское внутреннее озеро. Уровень воды поднимается на 12-15м, а в районе Манауса ширина реки может достигать 35 км. Потом наступает период постепенного снижения расхода воды, река входит в берега. Наименьший уровень воды в реке - в августе и сентябре, затем наблюдается второй максимум, связанный с периодом летних дождей северного полушария. На Амазонке он проявляется с некоторым запозданием, примерно в ноябре. Ноябрьский максимум значительно уступает майскому. В нижнем течении реки два максимума постепенно сливаются в один.

От устья до города Манаус Амазонка доступна для крупных судов. Суда с довольно глубокой осадкой могут проникать даже до Икитоса (Перу). Но в нижнем течении из-за приливов, обилия наносов и островов судоходство затруднено. Более глубок и доступен для океанских судов южный рукав - Пара, имеющий общее устье с рекой Токантинс. На нем стоит крупный океанский порт Бразилии - Белен. Но этот рукав Амазонки сейчас связан с основным руслом только небольшими протоками. Амазонка с притоками представляет собой систему водных путей сообщения общей протяженностью до 25 тыс. км. Транспортное значение реки велико. Долгое время она была единственным путем, связывающим внутренние части Амазонской низменности с Атлантическим побережьем.

Реки бассейна Амазонки обладают большими запасами водной энергии. Многие притоки Амазонки при выходе на низменность пересекают крутые края Бразильского и Гвианского нагорий, образуя крупные водопады. Но используются эти гидроресурсы пока еще очень слабо.

Так как в Южной Америке выпадает столько осадков, сколько не выпадает ни на одном другом материке мира, здесь сформировалось огромное количество рек. Самая полноводная река нашей планеты расположилась здесь именно поэтому. Амазонка полностью находится в экватор иальном поясе Южной Америки. А благодаря огромной его площади на материке, она собирает со своего бассейна столько воды, сколько ни одна другая река на Земле. Амазонка с лихвой опережает по количеству воды самую полноводную реку Восточного полушария - Конго. Расход воды в нижнем течении Амазонки доходит до 220 тысяч м3/с. Если измерять длину этой реки не от места слияния Мараньона и Укаяли, а от истока Укаяли в Андах, то Амазонка станет еще и самой длинной рекой на планете. При впадении в Атлантический океан Амазонка образует самую большую в мире дельту. Река остается полноводной весь год, хотя уровень воды несколько изменяется, это связано с разливами питающих Амазонку притоков. Многие притоки Амазонки имеют свои истоки уже в субэкваториальном климатиче ском поясе . Однако, левые притоки относятся к Северному, а правые - к Южному полушариям, потому разливы их чередуются. С приходом сезона дождей на север к июню-августу, водой наполняются левые притоки, а в декабре-феврале, сезон дождей приходит уже в Южное полушарие, так как теперь туда смещается влажная экваториальная воздуш ная масса вслед за наступлением лета. Притоки несут в Амазонку огромное количество воды, она пополняется от выпадающих дождей и от тающих ледников. Интересным является место впадения реки Риу-Негру в Амазонку. Риу-Негру получила свое название за счет темного цвета воды. Вода из нее при слиянии с Амазонкой еще несколько километров не смешивается и продолжает течь в виде отдельного темного потока (на Фото).

Еще одной очень крупной рекой материка является река Парана. Её исток расположен на бразильском плоскогорьи, сама она течет на юг через субэкваториальный, тропический и субтропический пояса материка, впадая в залив Ла-Плата. Разлив реки также связан с сезоном дождей и таянием ледников в Андах, питающих её многочисленные притоки. Поэтому разлив Параны приходится на летние месяцы Южного полушария - декабрь-февраль. В противоположность ей на севере Южной Америки протекает другая река - Ориноко. Несмотря на то, что её разлив также приурочен к лету, из-за нахождения в Северном полушарии, она разливается в июне-августе.
Особенностью расположения рек Южной Америки является то, что все крупные реки принадлежат бассейну Атлантического океана. Это связано с тем, что водораздел Атлантики и Тихого океана проходит через Анды, которые распологаются у самого тихоокеанского побережья. По этой причине формирование крупных рек, впадающих в Тихий океан невозможно.

Озера Южной Америки немногочисленны. Очень крупных озер здесь нет. Самыми большими по площади являются озера Титикака и Маракайбо. Титикака - самое высокогорное озеро в мире, пригодное для судоходства. Вода в нем всегда достаточно холодная из-за, того, что оно располагается на большой высоте. Рекой Десагуадеро Титикака соединяется с еще одним, тоже высокогорным, бессточным озером Поопо. Озеро Маракайбо (на фото) расположено на севере материка, узким и мелководным проливом оно соединено с Венесуэльским заливом и Карибским морем, однако, считается озером. Это самое крупное озеро в Южной Америке. Его название переводится как "Земля Мара" - местного вождя времен колонизации материка. Сейчас озеро играет очень большую роль в экономике Венесуэлы, так как здесь добываются огромные объемы нефти, остающейся важнейшим источником доходов для этой страны. На берегах озера расположилость большое количество нефтяных поселков. Настоящим чудом природы этих мест являются "молнии Кататумбо". В месте, где река Кататумбо впадает в озеро Маракайбо молния бьёт 1,2-1,6 миллиона раз в год, то есть от 140 до 160 дней в году, практически непрерывно по 7-10 часов за ночь. Это уникальное природное явление и по сей день является настоящим маяком озера Маракайбо, служащим для всех кораблей, ведь молнии видно за 400 километров! Феномен объясняется столкновением воздушных потоков с Анд с поднимающимся вверх метаном с местных болот, что формирует сильную разность потенциалов на облаках, постоянно разряжающуюся в виде небесного электричества.

Южная Америка, превышая по площади только Антарктиду и Австралию, по общему объему стока (7500 км 3) превосходит все остальные материки, кроме Евразии, а по средней толщи­не слоя стока (417 мм) занимает первое место на Земле.

Формированию густой, хорошо развитой речной сети Южной Америки благоприятствуют климатические условия, история развития и рельеф материка. Большая часть Южной Америки с мезозоя представляла собой сушу. Это определяет древность водной сети на значительной части материка. Для рельефа Южной Америки характерны крупные контрасты высот и со­седство величайших низменных равнин с высокогорными хреб­тами, что создает благоприятные условия для формирования больших и сложных речных систем.

Главный водораздел материка находится в Андах, но не всегда совпадает с наиболее высокими хребтами. Большая часть стока с материка направлена в Атлантический океан, в него текут крупнейшие реки Южной Америки. Бассейну Тихого океана принадлежат только сравнительно небольшие водотоки, берущие начало в западной части Анд.

Главный источник питания рек Южной Америки - дожде­вые осадки. Ледниковое питание имеет значение только на юге Анд; роль снегового ничтожна.

В связи с ограниченным распространением в Южной Амери­ке засушливых территорий области, лишенные периферичес­кого стока, занимают лишь небольшую часть ее поверхности. Это южные районы Гран-Чако, внутренние плоскогорья Анд, впадина Атакамы и центральные участки Тихоокеанского побережья.

Гидрологический режим большей части рек Южной Аме­рики определяется количеством дождевых осадков и резко вы­раженной сезонностью их выпадения. Только для приэквато­риальных районов и крайнего юго-запада характерен режим, определяемый равномерным выпадением осадков.

Крупнейшая река Южной Америки - Амазонка. Большая часть ее бассейна лежит к югу от экватора. Площадь бас­сейна реки свыше 7 млн. км 2 , длина ее от главного истока 6400 км. Расход воды Амазонки в несколько раз превышает расход всех крупнейших рек мира. Он равен в среднем 220 тыс м 3 /с. Средний годовой сток Амазонки в нижнем течении (7000 км 3) составляет большую часть стока всей Юж­ной Америки и 15% стока всех рек Земли.

Главный исток Амазонки - река Мараньон - начинается в Андах на высоте 4840 м. Только после слияния с первым крупным притоком - Укаяли - в пределах равнины река получает название Амазонка.

Амазонка собирает свой многочисленные притоки (более 500) со склонов Анд, Бразильского и Гвианского нагорий. Многие из них по длине превышают 1500 км. Наиболее многочисленные и крупные притоки Амазонки - реки южного полушария. Самый большой левый приток ее - Риу-Негру (2300 км), самый большой правый и вообще крупнейший приток Амазонки - Мадейра (3200 км).

Часть притоков, размывая глинистые породы, имеет очень мутную воду («белые» реки), другие обладают прозрачной водой, темной от растворенных органических веществ («чер­ные» реки).

Ширина русла Амазонки после слияния Мараньона и Укая­ли равна 1-2 км, но вниз по течению она быстро возрастает. У Манауса она доходит уже до 5 км, в нижнем течении расши­ряется до 20 км, а в устье ширина главного русла Амазонки вместе с многочисленными островами во время разлива дости­гает 80 км. В западной части низменности Амазонка течет почти на уровне берегов, фактически не имея сформировав­шейся долины. К востоку долина реки глубоко врезается в поверхность и представляет резкий контраст с водораздель­ными пространствами.

Примерно в 350 км от Атлантического океана начинается дельта Амазонки. Несмотря на древний возраст, она не выдви­нулась в океан за пределы коренных берегов. Хотя река и вы­носит огромные массы твердого материала (в среднем 1 млрд. т в год), процессу нарастания дельты препятствуют деятельность приливов и отливов, влияние течений, а также опускание побережья.

В нижнем течении Амазонки большое влияние на ее режим и формирование берегов оказывают приливы и отливы При­ливная волна проникает вверх по течению более чем на 1000 км, двигаясь в низовьях стеной высотой 1,5-5 м. Эта волна мчит­ся против течения с огромной скоростью, вызывая сильное вол­нение на песчаных отмелях и банках и разрушая берега. У местного населения это явление известно под названием «поророка» и «амазуну».

Амазонка в течение всего года полноводна. Дважды в год уровень воды в реке поднимается на значительную высоту. Эти максимумы связаны с дождливыми периодами северного и юж­ного полушарий. Наибольший расход на Амазонке бывает после периода дождей в южном полушарии (в мае), когда основную массу воды несут ее правые притоки. Река выходит из берегов и в среднем течении затопляет огромную территорию, создавая как бы гигантское внутреннее озеро. Потом наступает период постепенного снижения расхода воды, река входит в берега. Наименьший уровень воды в реке - в августе и сен­тябре, затем наступает второй максимум, связанный с периодом летних дождей северного полушария. На Амазонке он прояв­ляется с некоторым запозданием, примерно в ноябре. Этот ноябрьский максимум значительно уступает майскому. В ниж­нем течении реки два максимума постепенно сливаются в один.

До города Манауса Амазонка доступна для крупных судов. Суда с довольно глубокой осадкой могут проникать даже до Икитоса (Перу). Но в нижнем течении из-за приливов, обилия наносов и островов судоходство затруднено. Более глубок и Доступен для океанских судов южный рукав - Рио-Пара, имеющий общее устье с рекой Токантинс. На нем стоит круп­ный океанский порт Бразилии - Белен. Но этот рукав Амазон­ки сейчас связан с основным руслом только небольшими про­токами. Амазонка с притоками представляет собой систему внутренних путей сообщения общей протяженностью до 25 тыс. км.

Транспортное значение реки велико. В некоторых областях она долгое время была единственным путем, связывающим внутренние части Амазонской низменности с Атлантическим побережьем.

Реки бассейна Амазонки обладают большими запасами водной энергии. Многие притоки Амазонки при выходе на низ­менность пересекают крутые края Бразильского и Гвианского нагорий, образуя крупные водопады. Самый грандиозный из них - водопад Сан-Антонио на реке Мадейре. Но используются эти гидроресурсы пока еще очень слабо.

Вторая по величине речная система Южной Америки вклю­чает реку Парану с Парагваем и Уругвай, имеющий общее устье с Параной. Свое название (Ла-Платская) система полу­чила от одноименного гигантского эстуария Параны и Уруг­вая, достигающего 320 км в длину и 220 км в ширину в устьевой части. Площадь бассейна всей системы более 4 млн. км 2 , а длина Параны, по разным источникам, от 3300 до 4700 км.

Истоки Параны - Риу-Гранди и Паранаиба - лежат на Бразильском нагорье. Там же начинаются и многие другие реки системы. Все они в верхнем течении порожисты и обра­зуют несколько больших водопадов. Наиболее крупные водо­пады - Сети-Кедас (Гуайра) на Паране и Игуасу высотой 72 м на ее притоке того же названия. На них создана сеть гидростанций.

В нижнем течении Парана - типичная равнинная река. Главный максимум расхода наступает в мае в связи с летними дождями на Бразильском нагорье. Судоходное значение рек Ла-Платскрй системы и самой Ла-Платы очень велико.

Третья по величине река Южной Америки - Ориноко. Ее длина 2730 км, площадь бассейна - свыше 1 млн. км 2 . Ориноко берет начало на Гвианском нагорье. Ее исток был обнаружен и исследован французской экспедицией только в 1954 г.

Рекой Касикьяре Ориноко соединяется с притоком Амазонки Риу-Herpy, куда стекает часть воды верхней Ориноко. Это один из наиболее значительных примеров бифуркации рек на Земле.

При впадении в Атлантический океан река образует боль­шую дельту, длина которой достигает 200 км.

Уровень воды в Ориноко целиком зависит от дождевых осад­ков, которые выпадают в северной части ее бассейна летом (с мая по сентябрь). Максимум, наступающий на Ориноко в сен­тябре - октябре, бывает выражен очень резко. Разница между летним и зимним уровнем воды достигает 15 м.

Озера в Южной Америке немногочисленны. Основные гене­тические группы озер материка - тектонические, ледниковые, вулканические, лагунные. Небольшие ледниковые и вулкани­ческие озера есть в разных частях Анд. Наиболее крупные ледниковые и ледниково-тектонические озера сосредоточены на западе Южных Анд.

Самое крупное озеро материка - Титикака - расположено на Андийском плоскогорье на высоте более 3800 м, на грани­це между Перу и Боливией. Площадь его - 8300 км 2 , а мак­симальная глубина - 304 м. На берегах озера выражены тер­расы, свидетельствующие о неоднократном понижении его уровня. Озеро имеет сток в другое, более мелководное тек­тоническое озеро - Поопо. В связи с этим вода в озере Тити­кака пресная, а в Поопо сильно засолена.

На внутренних плато Анд и на равнине Гран-Чако много озер тектонического происхождения, мелководных бессточных и засоленных. Кроме того, распространены засоленные болота и солончаки (саларес).

Вдоль низменных берегов Атлантического океана и Кариб­ского моря есть большие озера-лагуны. Самая крупная из этих лагун находится на 1 севере, в обширной впадине между хреб­тами Анд. Она называется Маракайбо и соединена с Венесуэль­ским заливом. Площадь этой лагуны 16,3 км 2 , длина - 220 км. Вода в лагуне почти пресная, во время приливов, однако, соленость ее заметно увеличивается.

Лагуны, почти утратившие связь с Атлантическим океаном, расположены на юго-востоке материка. Наиболее крупные из них - Патус и Лагоа-Мирин

Тема: Климат и внутренние воды Южной Америки»

Цель урока: формировать представления о природе материка: разнообразии климата, его причинах и его влиянии на распределение внутренних вод;

Задачи урока: закрепить знания учащихся об особенностях рельефа Южной Америки; продолжать формирование умения работать с картами атласа и климатическими диаграммами.

Средства обучения: физическая карта Южной Америки, климатическая карта Южной Америки, шаблоны материка с отмеченными границами климатических поясов, атласы, мультимедийный проектор, компьютер.

Тип урока - комбинированный

Ход урока:

I. Оргмомент (на перемене раздать учащимся шаблоны материка, чтобы они их обвели на чистый лист в тетрадь) Слайд 1.

II. Проверка домашнего задания: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки

1 задание – Географический диктант (с краткими, точными ответами) - группе подготовленных учащихся. Слайд 2.

  1. Главная особенность рельефа Южной Америки. (Горный запад и равнинный восток).
  2. Величайшая равнина мира, расположенная здесь. (Амазонская низменность).
  3. В какой части Анды имеют наибольшую ширину? (В центральной).
  4. Что такое Аконкагуа? (Самая высокая точка Анд).
  5. Почему Амазонскую низменность называют «болотом дьявола»? (Здесь выпадает много осадков, места эти низкие, топкие).
  6. Что означает слово «анды»? (Медь)
  7. Почему Анды располагаются на западе материка? (Тихоокеанская и Южноамериканская плиты столкнулись, на границе образовались горы).
  8. Почему Анды называют молодыми горами? (Горообразование не завершилось, здесь часты землетрясения, извержения вулканов).
  9. Что такое щит? (Выход твердого фундамента платформы на дневную поверхность)
  10. Какими полезными ископаемыми богаты равнины Южной Америки? (Нефть, газ, уголь, железные руды).

2 задание – Номенклатура у карты Слайд 3. (сильный ученик опрашивает слабого)

3 задание (опережающее)- одному сильному ученику написать на доске опорные слова, с помощью которых можно определить климат материка.

Оценить работу учащихся .

III. Изучение нового материала:

1. Работа с ЛОКом «Климат Южной Америки» (Беседа с учащимися, запись на контуре материка в тетради – заполнение ЛОК).

1) Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для определенной местности).

2) Чтобы дать характеристику климату Южной Америки, вспомните сначала климатообразующие факторы . (ГП, рельеф, течения, воздушные массы, близость морей и океанов).

3) Какие слова-опоры нам понадобятся для характеристики климата? (опережающее задание) – экватор, южный тропик, горы, равнины, течения, океаны, температура, осадки, ветер, климатические пояса. Слайд 4.

4) Отметьте на шаблоне экватор, южный тропик, течения, океаны.

5) По картам атласа давайте дадим характеристику климата каждого пояса (заполнение ЛОК). Слайд 5.

Экваториальный и субэкваториальный пояс.

– Какое положение имеет Южная Америка относительно экватора? (положение в экваториальных широтах говорит о большом количестве тепла и влаги на данной территории).

– Каковы климатические показатели в этих поясах?

*** (t января =+24 о С, t июля =+24 о С, О экв.пояс =3000мм, О субэкв.пояс =2000мм, Ю-З и С-В пассаты)

Тропический пояс

Будет ли климат внутри этого пояса одинаковым ? (нет)

: В тропическом поясе Южной Америки находятся 2 климатические области – пустынная и влажная. Восточная часть подвержена влиянию воздушных масс с Атлантического океана, поэтому большую часть года погода влажная и жаркая: t января =+24 о С, t июля =+17…+19 о С, О=до 2000мм. Побережье Тихого океана и западные склоны Анд в тропическом поясе находятся под влиянием холодного Перуанского течения, воды которого охлаждая воздух, препятствуют выпадению осадков: t января =+13 о С, t июля =+20 о С, О=100мм. ***

Назовите холодную пустыню Южной Америки, расположенную в этом поясе . (Атакама)

Где мы уже встречали подобную пустыню ? (пустыня Намиб в Африке).

Субтропический пояс

– Какие климатические области выделяются в этом поясе? (средиземноморская, континентальная, с равномерным увлажнением)

Объяснение учителя по климатической карте: На востоке этого пояса климат влажный (t января =+20 0 С, t июля =+15 о С, О =2000мм). *** С продвижением в глубь материка он становится сухим (О = до 500 мм). На побережье Тихого океана климат субтропический средиземноморского типа с сухим жарким летом (t = +20 о ) и теплой влажной зимой (t = +10 о ). Западные ветры зимой приносят с океана обильные осадки более 1000 мм.

Умеренный пояс

Почему в Африке и Австралии нет, а в Южной Америке есть умеренный климатический пояс? (из-за большой протяженности с севера на юг, из-за близости Антарктиды ).

Объяснение учителя по климатической карте : В умеренном поясе на юге климат особенно контрастен. На западе он умеренный морской с мягкой теплой зимой (t = +8 о С), прохладным влажным летом (t = 0 +10 о С, О= до 3000мм). *** В восточной части климат умеренно-континентальный с небольшим количеством осадков до 300 мм, t января =+15 о С, t июля =+15 о С, дуют западные ветры. Иногда летом случаются снежные метели – дыхание близкой Антарктиды.

Слайд 6. Вывод: Южная Америка – самый влажный материк.

2. Работа с климатограммами в учебнике на стр.171-173: Используя ЛОК, определите типы климатов по климатограммам: Слайд 7.

1. тропический влажный;

2.субтропический континентальный;

3. умеренный морской;

4. экваториальный;

5. субэкваториальный;

6.тропический пустынный

3. Закрепление ЛОКа: беседа по вопросам.

– Чем отличается климат Южной Америки и Африки? (Южная Америка – самый влажный материк, а Африка – самый жаркий материк, в Африке нет умеренного пояса).

– Как Анды повлияли на климат материка? (Они препятствуют прохождению воздушных масс с океанов).

– Как влияют течения на климат? (Западное побережье, где проходит холодное течение, более сухое, чем восточное, где проходят теплые течения).

4. Сообщения учащихся об интересных водных объектах Южной Америки:

Слайд 8. Амазонка- самая крупная река Южной Америки и самая полноводная река мира. Она образуется на территории Перу в результате слияния рек Укаяли и Мараньон, протекает по Амазонской низменности, лежащей на территории Бразилии, и впадает в Атлантический океан. Свое название река получила в честь воинствующего племени амазонок, которые якобы жили на ее берегах. Годовой сток Амазонки составляет 6937 км 3 , площадь бассейна – 6915 тыс. км 2 . Воды свои несет медленно, спокойно. В период дождей вода поднимается на 10-15 м. Река имеет 500 притоков, которые образуют густую речную сеть. По берегам Амазонки растут густые, непроходимые леса. В водах можно увидеть уникальное растение – викторию-регию, здесь обитает 2000 видов рыб, среди которых более известна хищная рыба пиранья и речной дельфин.

Слайд 9. Анхель- самый высокий водопад в мире. Он находится на территории Венесуэлы, на Гвианском плоскогорье на маленькой речушке Чурун. Водопад был открыт только в ХХ веке, так как был скрыт плотной густой растительностью. Анхель- невероятно высокий – в километр!- упругий пенисто-белый водяной столб; тугая струя потока низвергается с плоскогорья в пропасть, на дне которой возрождается река Чуруми. Высота падения воды здесь настолько велика, что поток, не достигая дна пропасти, обращается в водяную пыль, которая оседает на камни дождем.

Слайд 10. Озеро Титикака – самое высокогорное в мире. Оно расположено в кратере потухшего вулкана.

5. Самостоятельное чтение текста учебника «Внутренние воды», стр. 172-174.

Закрепление прочитанного: Игра «Загадочные квадраты» (Угадайте слова и утверждения, зашифрованные в рисунках). Слайды 11-12.

Водосборный бассейн Амазонки по площади равен величине территории Австралии.

Озеро Маракайбо соединяется узким проливом с Карибским морем.

IV. Закрепление изученного материала.

Слайд 13. Вопросы к учащимся:

– Народная мудрость гласит: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде». Какая южноамериканская страна поступает наоборот? Почему? (Аргентина. «Ноги» расположены в пустынях Патагонии и на острове Огненная Земля, частично покрытых ледниками. «Тело» страны занято южноамериканской степью, а «голова» оказалась в дебрях тропического леса).

– Назовите реки Южной Америки и Африки, сходные по водному режиму. Почему вы так думаете? (Амазонка и Конго, находясь на экваторе, несут много воды; Нигер, Замбези и Ориноко, Парана – меньше, т. к. они удалены от влажных экваториальных широт).

V. Домашнее задание: Слайд 14.

1) § 42-43

2) На контурной карте Южной Америки отметить реки Амазонку (Мараньон и Укаяли), Ориноко, Парану; озера Титикака, Маракайбо; водопады Анхель и Игуасу.

3) Опережающие задания нескольким учащимся: подготовить короткие сообщения о животных Южной Америки.

Литература:

1. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений ВУЗов / Под ред. К.В. Пашканга. – М.: Высшая школа, 1991.

2. Селищев Е.Н. География для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

3. Ляхова К.А., Горбачева Е.Г.. Рекорды в мире природы. – М. Вече, 2003

4. Иллюстративный материал ресурсов сети Интернет.