Сергей голицын сорок. Сергей голицын - сорок изыскателей. Какие роковые последствия произошли из-за непродуманной подмазки сковороды

Слово «изыскатель» я впервые услышал от своего сына Миши, ещё когда он учился в седьмом классе.Примчался он однажды из школы весь взъерошенный и, бросив книги на стол, радостно объявил нам, что хочет быть только изыскателем, и даже не просто изыскателем, а непременно геологом. Оказывается, в этот знаменательный день, с самого первого
урока усевшись на задней парте, трое мальчишек с упоением читали книгу академика Ферсмана «Занимательная минералогия». книга эта бесповоротно решила Мишину судьбу. Он
стал мечтать о путешествиях: в тайгу, в горы, в пустыни, в Арктику, в Антарктику и как будто даже в космическое пространство. В будущем собирался он открывать новые месторождения нефти и газа, свинца и урана, угля и железа.

Пионеротряд желает выслушать ваш доклад о путешествиях, - твёрдо сказал Витя большой, подойдя ко мне.
-Айдате к костру, - затеребили меня оба близнеца.
И вот меня уже подхватили, поволокли под руки. Я еле переступал ногами и шёл, словно к зубному врачу. Вдруг вдали за рекой что-то заворчало, словно какой-то великан загромыхал громадными железными листами. Вдалеке вспыхнула молния. Все вскочили. Несомненно, приближалась гроза. Звёзд не стало видно. По кустам зашелестел ветер. На-ступила такая темнота, как в погребе.
Гроза в лесу ночью. это очень страшно! И всё же я ликовал.
Непогода меня спасла по крайней мере на целые сутки!
- Как я была права! как я доказывала, что ночевать нужно только в школе! - волновалась Магдалина Харитоновна. - Что нам теперь делать?
- Что делать? - удивлённо переспросила Люся. - Прятаться надо. На горе ветвистые высокие ели, скорее туда!
- Нет-нет, ни в коем случае! Под ёлками нельзя! «Справочник туриста»... там всё сказано... Надо что-то другое при-думать, - стонала Магдалина Харитоновна.
А молния сверкнула так ярко, гром ударил так близко! Ребята схватили рюкзаки, стеснились в кучку, ожидая наших распоряжений.
Витя большой выступил вперёд:
- При дожде ковбои делают из одеял палатки. Сперва забивают два больших кола, потом по диагонали...

Наконец раздался звонок. Несколько человек бросились открывать.
Явился он - долгожданный Номер Первый. Его лицо было серьёзно, губы сжаты, щёки надуты.
- Принёс, - глухо и загадочно сказал он, отирая пот с лица и лысины.
- Где же вы пропадали? - спросил я Номера Первого.
- Утром не застал директора, - лихорадочно дыша объяснял он, - а противная напудренная секретарша из-за Майкла вообще не хотела со мной разговаривать. он, видите ли, её напугал. Только к вечеру мне наконец отдали это письмо, и я побежал к Номеру Шестому - художнику
Иллариону, - хотел с ним посоветоваться. Два часа битых прождал я у его порога, так и не дождался. а потом знаете, какие концы по Москве приходится с Майклом делать? Такая несправедливость - собак ни в автобусы, ни в метро не пускают!
-так расскажите, что же в письме? - не утерпела Люся.
- Пять дней они работали и с большим трудом расшифровали. Мало того, что всё расплылось, - почерк оказался исключительно неразборчивый. автор письма находился в крайнем волнении - так мне объяснили в институте.

Вот что он нам прочитал:
«Дорогая моя Иринушка, может, не свидимся больше, про-щай, буду о тебе помнить и любить тебя вечно. Будь покойна. Вещь спрятана у Прохора. Оставляю тебе кинжал - может, пригодится. Твой навсегда - Егор. Лета 1838 июля 18-го дня».

ИЗ ДНЕВНИКА ВИТИ ПЕРЦА
Мы сидели в кустах сзади Дома пионеров и совещались.
Витя Большой сказал: «Наверняка портрет в сундуках.
А доктор с Номером Первым целую неделю будут думать, как сундуки открыть, как портрет достать, да ещё попросят разбойника: „Пожалуйста, покажите“. Давайте, ребята, организуем операцию „Сатурн“. Сундуки откроем сами. А то он ещё портрет в другое место перепрячет».
Вдруг Володька из-за угла высунулся: «А я всё слышал! А я Магдалине Харитоновне скажу!»
Ух, я б его сейчас!.. А Витька Большой подошёл к нему и потихонечку: «Расскажешь - на кусочки тебя изрежем, в мясо-рубке вместе с луком три раза провернём. Понял? Будешь ябедничать?»
«Нет, не буду».
Володька убежал, а мы - айда к разбойникову дому. По-стучали в то окошечко, где доктор живёт. Доктор вместе с Номером Первым к нам в тёмный проулок вышли.
Витька Большой им сказал: «Мы в два часа ночи опять сюда придём, возьмём с собой два охотничьих ружья, пугач, верёвки, шпаги. Мы постучим, вы нам откроете, а мы вас всех свяжем: и доктора, и Номера Первого, и художника, и Соньку. Потом прямиком - к разбойнику и к его жене. Мы на них накинемся, они испугаются, мы им тоже - руки назад. А сундуки топором взломаем».

Дорогие читатели!

Перед вами - книга, написанная двадцать с лишним лет назад. Книга эта и веселая, и грустная, и поэтичная. А посвящена она юным изыскателям.

Кто такие изыскатели?

Это те мальчики и девочки, а также те взрослые, которые все время что-то придумывают, изобретают, ищут - на земле, под водой, в воздухе и даже в космосе…

С тех пор как написана эта книга, многое изменилось.

Сейчас юные туристы изыскатели-следопыты никогда не будут устраивать свой ночлег в шалашах, не станут губить молоденькие деревца, а расставят палатки, которые есть в каждой школе, в каждом Доме пионеров.

И в телефон-автомат опускают не пятнадцать копеек, а две.

И Москва стала еще краше, еще многолюднее.

Герои книги стали взрослыми, у них у самих появились дети. Соня, например, стала детским врачом, Миша - кандидат наук, начальник отдела Научно-исследовательского института геологии. Ларюша стал известным художником, его произведения есть и в Третьяковской галерее.

А доктор ушел на пенсию, живет в отдельной двухкомнатной квартире и, наверное, смог бы с большими удобствами устроить у себя на ночлег отряд ребят-изыскателей. И хоть стал он совсем старым, но все равно по-прежнему любит ребят, встречается с ними, лечит их, переписывается с ними. И пишет для них повести.

Быть может, и вы, дорогие читатели, закрыв последнюю страницу этой книги, захотите стать неутомимыми изыскателями, отправиться в поход по стране, по нашим прекрасным городам, старым и новым, вдоль наших рек, то быстрых, то тихоструйных, по лугам, полям, горам и лесам…

Напишите нам, понравилась ли вам эта книга, интересно ли было ее читать?

Письма шлите по адресу: 125047, Москва, ул. Горького, 43. Дом детской книги.

Глава первая

Какие роковые последствия произошли из-за непродуманной подмазки сковороды

Слово «изыскатель» я впервые услышал от своего сына Миши, еще когда он учился в седьмом классе.

Примчался он однажды из школы весь взъерошенный и, бросив книги на стол, радостно объявил нам, что хочет быть только изыскателем, и даже не просто изыскателем, а непременно геологом.

Оказывается, в этот знаменательный день, с самого первого урока усевшись на задней парте, трое мальчишек с упоением читали книгу академика Ферсмана «Занимательная минералогия». Книга эта бесповоротно решила Мишину судьбу. Он стал мечтать о путешествиях - в тайгу, в горы, в пустыни, в Арктику, в Антарктику и как будто даже в космическое пространство. В будущем собирался он открывать новые месторождения нефти и газа, свинца и урана, угля и железа. А пока по выходным дням осенью и весной, а летом чуть ли не каждый день ранним утром с двумя-тремя приятелями, надев рюкзак на плечи, отправлялся он на обследование подмосковных оврагов или каменоломен.

Так начался тот период семейной жизни, который наша мама называла «периодом мук». Ведь, на самом деле, рюкзак, набитый камнями, весит тридцать килограммов. За год Миша ездил в экскурсии раз семьдесят. Трофеев у нас набралось полным-полно - пожалуй, еще пол провалится. Под всеми кроватями, в книжном шкафу, на буфете, даже в моем письменном столе были запрятаны коробки и ящики, коробочки и ящички с камешками и камнями.

Но не говорите Мише этих слов. С негодованием глянет он на вас своими серыми глазищами, тряхнет растрепанным чубом и обиженно пробасит: «Ну, папа, ну какие это камни! Это минералы». Или: «Это окаменелости».

С виду ну самая обыкновенная булыга, а он повертит перед моим носом и пробасит: «Вот гранит из валуна, принесенного ледяным потоком в древнюю эпоху со Скандинавских гор» - или пинцетом подхватит кусочек известняка и покажет отпечаток на нем древней раковины.

Уж на что я высокий, а Миша вырос чуть пониже дяди Степы. Посмотрит он на меня сверху вниз и начнет настоящую лекцию. И объясняет он эдаким учительски-снисходительным тоном: дескать, хоть ты мне и папа, а все-таки многого не знаешь.

Позднее Миша всех взрослых и всех ребят стал разделять на изыскателей и на прочих. К изыскателям он относил тех, кто все время что-то изобретает, что-то придумывает или мечтает разыскать новое, неизвестное, таинственное и ищет на земле, под землей, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе. Вот изыскательские профессии - топографы, снимающие карты местности, гидрологи, изучающие реки, ботаники, зоологи и многие другие, и самые-самые интересные из них - геологи.

Из разных прочих Миша специально выделил «тюфяков»: в этой группе очутились мальчишки сонливые, медлительные, ничем не интересующиеся, любители покушать.

Девочек, всех безоговорочно, Миша обозвал «тюфячками». Впрочем, год спустя он мне как-то доверительно шепнул:

А знаешь, папа, и среди девчонок нет-нет да попадаются изыскательницы.

А вот кого Миша откровенно считал тюфячкой, так это свою младшую сестру Соню. И хотя Соня целый день ищет то завалившийся за кровать чулок, то уроненную на пол тетрадь или «Арифметику», все равно в изыскатели, по мнению Миши, ей не попасть никогда.

Еще наша соседка по квартире, Роза Петровна. Миша прозвал ее Газелью, хотя она толстая и неповоротливая, как черепаха. Он говорит, что у нее взгляд умирающей газели. Когда он прибегает из школы и гремит по всей квартире, торопя маму с обедом, Роза Петровна устремляет на него томные и тоскливые, как осенний дождь, глаза и молчит. И сколько в этих глазах упрека и обиды за резкий шум, за наводнение в ванной комнате, за громкие и длительные разговоры по телефону и даже за прошлогодние грехи!

Газель систематически занимается изысканиями. Как отправится с утра по магазинам, так только к вечеру вернется, усталая до последней степени. А что она там ищет? Только разную снедь, чтобы как можно вкуснее накормить себя и своего любимого супруга. Конечно, Газель самая настоящая тюфячка.

Меня и маму Миша искренне уважает и любит, но я чувствую, что и нас он считает тюфяками.

Ведь кто я такой? Обыкновенный детский врач. Каждый день я хожу в поликлинику, выслушиваю и мну больших и малых ребят, здоровых и больных, прописываю им лекарства, утешаю перепуганных родителей.

А кто моя жена - наша мама? Просто домашняя хозяйка. Она ходит на рынок, готовит обед, штопает носки, стирает, ведет нескончаемые беседы с Розой Петровной, и все. Конечно, ничего изыскательского ни в ней, ни во мне нет.

«Что бы эдакое придумать? - рассуждал я. - Изобрести, скажем, чудодейственное лекарство, моментально излечивающее насморк или расстроенный желудок?..» Увы, дальше мечтаний дело у меня не шло, и в изыскатели я безусловно не годился.

Каждое лето мы выезжали на дачу. Я стремился так устроиться, чтобы дача была недалеко от станции, а станция - недалеко от Москвы. Миша целыми днями где-то пропадал со своим неизменным рюкзаком, а мы с мамой и Соней чинно прогуливались по улицам дачного поселка меж раскрашенных заборчиков или садились под тощими сосенками на берегу илистого пруда. Соня любила купаться и барахталась вместе с оравой ребятишек в мутной воде на манер головастиков в высыхающей луже.

А в этом году все у нас пошло по-иному. Миша кончил школу и собирался поступать в геологоразведочный институт. Поэтому в апреле и мае он ездил за минералами и окаменел остями только раз в две недели, но зато притаскивал рюкзаки двойной тяжести, а однажды приволок раковину аммонита, изогнутую спиралью, величиной с колесо от детского велосипеда.

И я и мама ругали Мишу:

Не смей ездить на экскурсии! Изволь заниматься с утра до вечера!

Главный герой повести «Сорок изыскателей» — московский врач. Он рассказывает о том, как однажды во время летнего отпуска он вместе с дочерью Соней стал участником интересных событий. Герой рассказа имел обыкновение снимать на время отпуска дачу, где и отдыхал со всей семьей. Но в тот год его сын Миша окончил школу и готовился к поступлению в геологоразведочный институт. Миша делил всех людей на изыскателей, который колесят по стране и отыскивают полезные ископаемые, и «тюфяков», сидящих безвылазно дома. Мама Миши решила остаться в Москве с сыном, поэтому врач отправился на отдых только с дочерью Соней, которой было двенадцать с половиной лет.

Место для отдыха, город Зеленый Бор, врачу посоветовал сосед по коммунальной квартире, Иван Иванович, который работал историком-архивариусом. Он же обратился к врачу с необычной просьбой: когда-то давно в городе Любец, что неподалеку от Зеленого Бора, историк случайно увидел в одном доме старинный женский портрет необычайной красоты, написанный талантливым, но неизвестным автором. Хозяин того дома обошелся с историком невежливо и выпроводил его. Но картина запала Ивану Ивановичу в душу и он хотел хоть что-нибудь узнать о ее судьбе и о неизвестном художнике. К сожалению, бумажка с адресом того дома не сохранилась, и историк просил врача поискать информацию о портрете и его авторе. Так герой рассказа и его дочь стали изыскателями.

Когда они ехали на поезде в Зеленый Бор, то в купе познакомились с женщиной из этого города и сняли комнату в ее доме. Муж хозяйки дома оказался человеком неразговорчивым, он целыми днями работал в своем саду, в который никого не допускал.

Отдыхая на речке, отец с дочерью познакомились с местными школьниками. От их руководительницы, Магдалины Харитоновны, они узнали, что намечается пеший поход школьников в Любец, в местный музей, и решили отправиться вместе с ними.

По дороге ребята услышали историю о таинственном портрете и горели желанием немедленно отыскать его. Поэтому, когда отряд вошел в Любец, то сразу направился в музей, который размещался на территории старинного кремля. От директора музея ребята узнали много интересного об истории города. Также они увидели в музее натюрморт, на котором стояла необычная подпись автора «Я не могу даже подписаться». Точно такая же надпись была и на таинственном портрете. Когда директор музея узнал о портрете, он разволновался и проявил большое желание его отыскать.

В разговорах с ребятами директор музея упоминал разных людей, которые могли помочь в поисках, и почему-то называл их номерами: Первый, Третий, Седьмой. Позже ребята узнали, что в городе существовала группа людей, занимавшихся различными изысканиями: историческими, ботаническими и даже кулинарными. И эти люди называли друг друга таким необычным образом.

Всего их было семеро. Седьмой изыскатель занимался историческими исследованиями. Он интересовался судьбой дочери местного помещика, Ирины Загвоздецкой, которая умерла от болезни в возрасте восемнадцати лет. Возможно, именно ее портрет и написал неизвестный художник.

Ребята решили пообщаться со всеми семерыми изыскателями. Им понравилась как эти люди называли друг друга, и юные изыскатели себе тоже присвоили номера, с Восьмого по Тридцать Девятый. После музея они отправились к человеку, которого называли Первый. У него дома хранился старинный бокал, который был изображен на натюрморте. В доме Первого ребята подружились с его собакой, овчаркой по кличке Майкл. Позднее этой собаке присвоили номер Сороковой, когда она нашла в пещере ценный минерал. Получилось ровно сорок изыскателей.

Поиски портрета и установление личности его автора оказались увлекательнейшим и вместе с тем трудным занятием. Поначалу ребятам повезло – в детском альбоме дочери Загвоздецкого, который они нашли у изыскателя номер Три, директора местной школы, был рисунок одной из башен Любецкого кремля, помеченный таинственной надписью.

Разгадав секрет этой надписи, ребята обнаружили в башне тайник, из которого извлекли старинный кинжал, тоже изображенный на натюрморте и письмо в конверте. Но прочесть письмо не получалось, так как буквы расплылись от времени. Письмо удалось отправить на специальную экспертизу, а тем временем ребята продолжили свои поиски.

Они побывали в гостях у номера Седьмого, директора мемориального музея художника Ситникова. К Седьмому изыскатели плавали на пароходе, а позже они поехали в Москву и там познакомились с его сыном, номером Шестым, молодым художником. Поиски в Москве привели их к известному писателю, который оказался далеким потомком одного из жителей города Любец. Из старинных бумаг прадеда знаменитого писателя, а также из текста письма, найденного в башне, удалось узнать историю жизни автора таинственного портрета.

Его звали Егор и он был крепостным Загвоздецкого. У юноши обнаружились художественные способности и его отправили учиться в Петербург. Но через несколько лет Загвоздецкий вызвал его из Петербурга и отправил работать на принадлежащий ему хрустальный завод. А вскоре барин поручил Егору написать тот самый натюрморт, который хранился в Любецком музее. Натюрморт удался, и довольный Загвоздецкий потребовал у крепостного художника написать портрет своей дочери, Ирины Загвоздецкой. Ирина и Егор полюбили друг друга, но Загвоздецкий, узнав об этом, запер дочь в доме, а Егору удалось скрыться от гнева помещика. Но позднее Загвоздецкий нашел его и отправил в солдаты. Ирина не вынесла испытаний, выпавших на ее долю и вскоре умерла.

Теперь изыскатели знали историю появления таинственного портрета. Оставалось найти сам портрет. В бумагах упоминалась, что Егор отдал портрет на хранение своему другу. Поиски портрета снова продолжились в Любце. Но нашелся портрет в соседнем Зеленом Бору. Каково же было удивление врача, когда хранителем портрета оказался хозяин дома, в котором он с дочерью снимал комнату. Этот неразговорчивый человек оказался потомком друга крепостного художника, и он бережно хранил картину, как ему было завещано – никому не показывая.

Таково краткое содержание повести.

Главная мысль повести «Сорок изыскателей» заключается в том, что каждому человеку необходимо развивать в себе исследовательские способности. Исследования, проводимые в самых различных направлениях, активизируют мышление, и способствуют формированию у человека активной жизненной позиции. Повесть учит стремиться к достижению намеченной цели и не опускать руки перед трудностями.

Какие пословицы подходят к повести «Сорок изыскателей»?

Бороться, искать, найти и не сдаваться.
Кто ищет, тот всегда найдет.

Сергей Михайлович Голицын


Сорок изыскателей


Дорогие читатели!

Перед вами - книга, написанная двадцать с лишним лет назад. Книга эта и веселая, и грустная, и поэтичная. А посвящена она юным изыскателям.

Кто такие изыскатели?

Это те мальчики и девочки, а также те взрослые, которые все время что-то придумывают, изобретают, ищут - на земле, под водой, в воздухе и даже в космосе…

С тех пор как написана эта книга, многое изменилось.

Сейчас юные туристы изыскатели-следопыты никогда не будут устраивать свой ночлег в шалашах, не станут губить молоденькие деревца, а расставят палатки, которые есть в каждой школе, в каждом Доме пионеров.

И в телефон-автомат опускают не пятнадцать копеек, а две.

И Москва стала еще краше, еще многолюднее.

Герои книги стали взрослыми, у них у самих появились дети. Соня, например, стала детским врачом, Миша - кандидат наук, начальник отдела Научно-исследовательского института геологии. Ларюша стал известным художником, его произведения есть и в Третьяковской галерее.

А доктор ушел на пенсию, живет в отдельной двухкомнатной квартире и, наверное, смог бы с большими удобствами устроить у себя на ночлег отряд ребят-изыскателей. И хоть стал он совсем старым, но все равно по-прежнему любит ребят, встречается с ними, лечит их, переписывается с ними. И пишет для них повести.

Быть может, и вы, дорогие читатели, закрыв последнюю страницу этой книги, захотите стать неутомимыми изыскателями, отправиться в поход по стране, по нашим прекрасным городам, старым и новым, вдоль наших рек, то быстрых, то тихоструйных, по лугам, полям, горам и лесам…

Напишите нам, понравилась ли вам эта книга, интересно ли было ее читать?

Письма шлите по адресу: 125047, Москва, ул. Горького, 43. Дом детской книги.

Глава первая

Какие роковые последствия произошли из-за непродуманной подмазки сковороды


Слово «изыскатель» я впервые услышал от своего сына Миши, еще когда он учился в седьмом классе.

Примчался он однажды из школы весь взъерошенный и, бросив книги на стол, радостно объявил нам, что хочет быть только изыскателем, и даже не просто изыскателем, а непременно геологом.

Оказывается, в этот знаменательный день, с самого первого урока усевшись на задней парте, трое мальчишек с упоением читали книгу академика Ферсмана «Занимательная минералогия». Книга эта бесповоротно решила Мишину судьбу. Он стал мечтать о путешествиях - в тайгу, в горы, в пустыни, в Арктику, в Антарктику и как будто даже в космическое пространство. В будущем собирался он открывать новые месторождения нефти и газа, свинца и урана, угля и железа. А пока по выходным дням осенью и весной, а летом чуть ли не каждый день ранним утром с двумя-тремя приятелями, надев рюкзак на плечи, отправлялся он на обследование подмосковных оврагов или каменоломен.

Так начался тот период семейной жизни, который наша мама называла «периодом мук». Ведь, на самом деле, рюкзак, набитый камнями, весит тридцать килограммов. За год Миша ездил в экскурсии раз семьдесят. Трофеев у нас набралось полным-полно; пожалуй, еще пол провалится. Под всеми кроватями, в книжном шкафу, на буфете, даже в моем письменном столе были запрятаны коробки и ящики, коробочки и ящички с камешками и камнями.

Но не говорите Мише этих слов. С негодованием глянет он на вас своими серыми глазищами, тряхнет растрепанным чубом и обиженно пробасит: «Ну, папа, ну какие это камни! Это минералы». Или: «Это окаменелости».

С виду ну самая обыкновенная булыга, а он повертит перед моим носом и пробасит: «Вот гранит из валуна, принесенного ледяным потоком в древнюю эпоху со Скандинавских гор» - или пинцетом подхватит кусочек известняка и покажет отпечаток на нем древней раковины.

Уж на что я высокий, а Миша вырос чуть пониже дяди Степы. Посмотрит он на меня сверху вниз и начнет настоящую лекцию. И объясняет он эдаким учительски-снисходительным тоном: дескать, хоть ты мне и папа, а все-таки многого не знаешь.

Позднее Миша всех взрослых и всех ребят стал разделять на изыскателей и на прочих . К изыскателям он относил тех, кто все время что-то изобретает, что-то придумывает или мечтает разыскать новое, неизвестное, таинственное и ищет на земле, под землей, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе. Вот изыскательские профессии - топографы, снимающие карты местности, гидрологи, изучающие реки, ботаники, зоологи и многие другие, и самые-самые интересные из них - геологи.

На этом уроке вы начнёте знакомство с творчеством Сергея Голицына, с его произведением «Сорок изыскателей», прочитаете первую главу повести, обратите внимание на важные моменты в ней.

Он рос в атмосфере любви и уважения к литературному слову.

«Сорок изыскателей» - это первая, но не последняя повесть Голицына (рис. 2).

Рис. 2. Обложка книги «Сорок изыскателей» ()

Подумайте над названием повести. Какую информацию оно в себе таит? Сорок - это количество изыскателей. А чтобы понять, кто такие изыскатели, подберём однокоренные слова к слову изыскатель :

Изыскатель : искатель, искать, поиск, выискивать.

Изыскатель - человек, который занимается изысканием, то есть что-то постоянно ищет, изобретает в какой-то определённой области деятельности.

Сорок изыскателей (рис. 3)

Рис. 3. «Сорок изыскателей» ()

Слово «изыскатель» я впервые услышал от своего сына Миши, еще когда он учился в седьмом классе.

Примчался он однажды из школы весь взъерошенный и, бросив книги на стол, радостно объявил нам, что хочет быть только изыскателем, и даже не просто изыскателем, а непременно геологом.

Оказывается, в этот знаменательный день, с самого первого урока усевшись на задней парте, трое мальчишек с упоением читали книгу академика Ферсмана «Занимательная минералогия». Книга эта бесповоротно решила Мишину судьбу. Он стал мечтать о путешествиях - в тайгу, в горы, в пустыни, в Арктику, в Антарктику и как будто даже в космическое пространство. В будущем собирался он открывать новые месторождения нефти и газа, свинца и урана, угля и железа. А пока по выходным дням осенью и весной, а летом чуть ли не каждый день ранним утром с двумя-тремя приятелями, надев рюкзак на плечи, отправлялся он на обследование подмосковных оврагов или каменоломен.

В тексте прозвучало название книги «Занимательная минералогия» .

Минералогия - это наука о минералах (рис. 4), каменных и горных породах, которые добывают как полезные ископаемые.

Рис. 4. Минералы ()

Позднее Миша всех взрослых и всех ребят стал разделять на изыскателей и на прочих. К изыскателям он относил тех, кто все время что-то изобретает, что-то придумывает или мечтает разыскать новое, неизвестное, таинственное и ищет на земле, под землей, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе. Вот изыскательские профессии - топографы, снимающие карты местности, гидрологи, изучающие реки, ботаники, зоологи и многие другие, и самые-самые интересные из них - геологи.

Из разных прочих Миша специально выделил «тюфяков»: в этой группе очутились мальчишки сонливые, медлительные, ничем не интересующиеся, любители покушать. <…>

А вот кого Миша откровенно считал тюфячкой, так это свою младшую сестру Соню. И хотя Соня целый день ищет то завалившийся за кровать чулок, то уроненную на пол тетрадь или «Арифметику», все равно в изыскатели, по мнению Миши, ей не попасть никогда. <…>

Меня и маму Миша искренне уважает и любит, но я чувствую, что и нас он считает тюфяками.

Ведь кто я такой? Обыкновенный детский врач. <…>

А кто моя жена - наша мама? Просто домашняя хозяйка. Конечно, ничего изыскательского ни в ней, ни во мне нет.

К самым изыскательским, интересным профессиям Миша относит профессию геологов (рис. 5).

Каждое лето мы выезжали на дачу. <…>

Миша кончил школу и собирался поступать в геологоразведочный институт. <…> …

Геолог - это специалист по геологии.

Наука о строении и составе земной коры, о методах изыскания полезных ископаемых.

С Мишей оставалась мама. А мне пришлось думать, как провести свой отпуск вдвоем с Соней. <…>

Да, я еще ничего не рассказал о моей Соне. Упомянул, что она невероятная растеряха и тюфячка, и все. У нее две косы с голубыми ленточками, голубые глаза, крошечный, чуть вздернутый носик, она перешла в шестой класс, учится на четверки, любит покушать, за обедом уплетает по две тарелки супа и по три котлетки. Когда сидит за уроками, от усердия высовывает язык, в свободное время все больше прыгает и смеется.

Куда же все-таки поехать?

- Поезжайте в Золотой Бор, - посоветовал мне сосед, старичок, историк-архивариус Иван Иванович. - По имеющимся у меня сведениям, это чудесное место - районный центр, изобилие вишен и яблок, достаточно широкая река. И учтите - от Москвы не столь далеко. И потом… Иван Иванович немного замялся. - Я хотел вам предварительно показать один любопытнейший документик. <…>

Уважаемый Иван Иванович был исключительно почтенный и культурный человек. Я с ним встречался каждое утро. Он ходил в пижаме, синей с белым, я - в красной с желтым. Я был худой и высокий, он - худой и совсем коротышка. За тщедушность, за малый рост Миша прозвал его Тычинкой.

Наш герой в раздумьях, где же провести отпуск. Скорее всего, это будет Золотой Бор. Но так ли это, мы узнаем позже.

Тычинка вернулся ко мне не через пять, а через восемь минут.

- Вы помните, как мы вас угощали блинами? - закричал он трагическим голосом.

- Помню, - удивленно ответил я.

- Все погибло! - простонал Тычинка и упал в кресло (рис. 6).

Рис. 6. Иллюстрация к повести «Сорок изыскателе» ()

- Расскажите, что случилось?

- Золотой Бор находится в двадцати километрах от Любца. Вот я и хотел дать вам незначительное поручение… И все погибло! - вновь простонал Тычинка.

- Проживал когда-то в Любце, в маленьком домике, некий гражданин, по слухам нелюдимый, сердитый и скупой. Направился наш библиотекарь к нему с целью выяснить, нельзя ли у сего гражданина купить старинные книги. Библиотекарь ошибся дверью и очутился в прескверном чулане, пропахшем мышами, и знаете, что он там обнаружил? На стене, между развалившимся шкафом и рассохшимися бочками, висел покрытый пылью портрет. Библиотекарь полой плаща смахнул пыль с полотна и увидел такое изумительное произведение искусства, что… одним словом, увидел девушку - красавицу с темными волосами, в сиреневом платье с кружевами. Черные печальные глаза красавицы горели вдохновенным огнем. Неожиданно выскочил хозяин, обругал библиотекаря, назвал чуть ли не вором и выгнал вон.

- А кто же был художник? - спросил я.

- Неизвестно. В том-то и дело, что неизвестно. В правом нижнем углу портрета библиотекарь едва разобрал загадочную надпись: «Я не могу даже подписаться». Что значат эти слова? Какой в них смысл? И до сегодняшнего дня никто и понятия не имеет о существовании того портрета. И знаете, в чем самая трагедия? Ни фамилии сего хранителя, ни его адрес так же неизвестны. Тогда наш библиотекарь начертил, как пройти от базарной площади к тому дому. Я этот план как зеницу ока берег в одной книге. Сейчас я нашел эту книгу, перелистал ее - плана нет. Я спросил Розу. И что же выяснилось? Тогда, перед моим днем рождения, она решила произвести генеральную уборку, стала вытирать пыль на книжных полках, а после уборки затеяла печь блины. Она накрутила этот драгоценный документ на палочку для подмазки сковороды. Только одно сохранилось в моей памяти: тот дом стоит на одной из окраин города, но на какой окраине, восточной или западной, северной или южной, простите, позабыл. Впрочем, я полагаю, Любец - город небольшой, вы и так найдете.

«А ведь поиски портрета, - подумал я, - тоже очень заманчивое и самое настоящее изыскательское занятие».

- Уважаемый Иван Иванович, успокойтесь, пожалуйста. Обещаю вам сделать все возможное и все невозможное и попытаться таинственный портрет разыскать даже и без вашего плана, - торжественно произнес я.

А вы согласны, что поиски портрета - это настоящее изыскательское дело? Вернёмся к названию повести и перечислим, сколько изыскателей в первой главе.

Герои повести:

  1. Я - детский врач, папа.
  2. Сын Миша .
  3. Младшая сестра Миши - Соня .
  4. Мама - домашняя хозяйка.
  5. Сосед, историк-архивариус Иван Иванович , он же Тычинка .

Значит, встреча с остальными героями повести впереди.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение» уч. для 3 кл. Часть 1,2. - М. Просвещение, 2013
  2. Кубасова О.В., Литературное чтение в 4 частях. - «Ассоциация XXI век», 2014.
  3. Кац Э.Э. Литературное чтение в 3-х частях. - «Астрель», 2014.
  1. Deti-book.info ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Profilib.com ().

Домашнее задание

  1. Изучить самостоятельно биографию Сергея Голицына.
  2. Пересказать содержание первой главы повести «Сорок изыскателей».
  3. Назвать героев повести, встречающихся в первой главе.