Шпаргалка: История развития географии. Основные этапы развития географии

Основные этапы развития географии

План лекции

Что такое география? Первый этап – с древнейших времен до середины XVII в. Второй этап - с середины XVII до середины ХI Х в. Третий этап - с середины ХI Х до 20-x годов ХХ в. Четвертый этап - с 20-х годов ХХ в. до настоящего времени.

1. Что такое география?

Цель освоения дисциплины:

    Ввести студентов в профессиональный Мир географии, относящейся к системам естественных и общественных наук. Дисциплина, которая закладывает основы географического мировоззрения, мышления и знания. Своеобразный «мост» между школьной и университетской географией.

Геогр а фия в БСЭС (от гео... и ...графия ), система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми ими объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создания наиболее благоприятной среды для жизни людей.

Географические науки изучают поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои вещества (сферы), как природные (часть литосферы, тропосферу, гидросферу, биосферу), так и не природные (социосферу, техносферу). В совокупности они составляют особого рода географический объект изучения, который до настоящего времени не получил од­нозначного определения и объяснения в системе географических наук. Причина в сложной структуре этой географической действи­тельности, которую часто называют географической картиной мира. Поэтому география пошла путем дифференциации наук, т. е. от множества фактов к их обобщению в отдельные науки, у кото­рых хорошо обозначен объект изучения.

Объектом составляющей такого подхода может быть геоверсум как целостное явление в особом геопространстве Земли со своей структурой и закономерностями функционирования по принципу двух подсистем - природы и общества. Предметом исследования у такого сложенного объекта являются компоненты (абиотические, биотические, социальные), геосферы и локальные геосистемы поверхности Земли - природные, социальные, интегральные и др.

Современная география – сложный комплекс (система) наук, тесно взаимодействующих друг с другом. При все сложности этой системы в ней обычно выделяются три главные, стволовые ветви.

Первая ветвь – физическая география, которая включает общее землеведение, ландшафтоведение, геоморфологию, климатологию, гидрологию, географию почв, биогеографию и др. Вторая ветвь – экономическая и социальная география, которая включает географию населения, промышленности, сельского хозяйства , транспорта, обслуживания и др.

Третья ветвь – картография. На стыках между физической и экономической географией , а также между ними и другими смежными науками возникли многие «пограничные» направления географических исследований: политическая география, историческая география, медицинская география, рекреационная география, география природных ресурсов и др.

В зависимости от подходов и широты территориального охвата различают также общую географию, предметом которой служат более общие, прежде всего глобального масштаба, вопросы как физической, так и экономической и социальной географии, и региональную географию, изучающую отдельные природные территории, страны и районы.

Первый этап – с древнейших времен до середины XVII в.

Этот этап характеризуется первоначальным накоплением г eo г pa фических знаний. В общих чертах (на доступном уровне) на этом этапе была изучена почти вся поверхность Земли, т. е. к концу этапа у человечества сформировался глобальный географический кругозор, зародились многие важные для географии идеи и представления, унаследованные и развитые другими поколениями ученых.

Географические представления возникли в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей – охотой, рыболовством, кочевым скотоводством, примитивным земледелием. Круг фактических (бытийных) знаний определялся характером деятельности человека и непосредственным природным окружением. С наблюдением тесно связано и умение ориентироваться в пространстве. Наблюдательность и хорошее знание отдельных фактов сочеталось у них с неразвитостью мышления. Отсюда неумение объяснять многие природные процессы и явления (засухи, землетрясения, наводнения и др.), рождение и смерть человека, что нашло свое выражение в анимизме (представление о духах и душе) и магии (чародействе, волшебстве, колдовстве). Представление первобытного человека о происхождении вещей неизбежно было фантастическим и передавалось в устной форме из поколения в поколение. Оно приобретало форму мифов, т. е. народных сказаний о богах и легендарных героях, о происхождении мира.

Уже в глубокой древности признавалась шарообразность Земли (Парменид, VI - V вв. до н. э., Аристотель, IV в. до н. э., Эратосфен, 111 ­ 11 вв. до н. э.). На этой основе возникло представление географической зональности (Эвдокс, IV в. до н. э., Посидоний,вв. до н. э., Страбон, I в. до н. э. и др.). Философская мысль подошла к идее изменений земной поверхности (Гераклит, VI - V вв. до н. э.). Зародились общая география и географическое страноведение, картография и гидрология.

К числу наиболее важных философско-географических достижений эпохи античной культуры можно отнести:

Формирование пространственного (геопространственного) подхода, который играл большую роль (в методологии географии) на всех остальных этапах формирования географических наук. Его методологическая сущность, конечно с учетом временных особенностей разных эпох, сохранилась и дошла до наших дней.

Становление натурфилософии на базе целостного мышления того времени, в котором объединялись многие стороны истории, математики, естествознания, этнографии и других направлений. Географические идеи формировались в единстве указанных воззрений и не составляли самостоятельного направления. «Я считаю, - писал Страбон, - что наука география, которой я теперь решил заниматься, так же, как и всякая другая наука, входит в круг занятий философии».

В географии формируется описательно-страноведческое направление, которое способствовало накоплению географических фактов о различных регионах (пространствах) Ойкумены и образованию единой (описательной) географии (хорографии) . Первыми страноведческими описаниями стали периплы (описание берегов), периэгезы (описания суши) и периоды (объезды земли). С обобщениями подобных сочинений выступили Гекатей, Страбон, Птоломей и др. Это было страноведческое направление географии тесно связанное с историей. Дж. О. Томпсон называл ее общей географий.

Происходит зарождение естественнонаучного или общеземлеведческого направления (линия Аристотеля), связанного с попыткой объяснения описываемых природных явлений. Здесь просматриваются основы теоретического осмысления через систему понятийного аппарата: о фигуре и сферах Земли, тепловых поясах, соотношении суши и моря, климате и климатических поясах, геоцентрической модели космоса, географии, хорографии и др. Эти идеи формировались не только в трудах Аристотеля, но и Фалеса, Эвдокса, Гераклита, Фунидида и др.

Появляется математико-географическое направление, которое заложило основы математической географии, геодезии и картографии . Трудами Эвдокса, Анаксимандра, Эратосфена, Гиппарха, Птолемея вводятся такие понятия как топография, широта и долгота, картографическая проекция, длина меридиана и др.

Прослеживаются экологические мотивы в географии, связанные с мыслями о природной детерминации (обусловленности) бытия человека (Демокрит), роли климата в жизни людей, формировании их характера, традиций и обычаев (Гекатей, Гиппократ). Эти мысли, видимо, оказали влияние на Ш. Монтексье, когда он формулировал понятия географического детерминизма .

В раннем средневековье распад Римской империи ослабил сухопутные торговые связи Европы с Востоком. Низкие технологии кораблестроения, религиозная замкнутость стран, суеверия и мифы препятствовали далеким путешествиям. Сухопутные путешествия в основном к «священным местам» совершались паломниками или миссионерами. Образовательный процесс начинался с латинской патристики, т. е. совокупности теологических и философских доктрин христианских мыслителей (отцов церкви). В истории географии она была временем сохранения элементов античных знаний на общем фоне их упадка и первых попыток интерпритации христианскими авторами географических сведений с библейских позиций. Примером могут быть труды Козьмы Индикоплова, написанные в VI веке. Это нашло отражение на раннесредневековых «колесных картах», что ассоциировалось с плоской формой нашей планеты. Их центром, осью мироздания был признан Иерусалим , местоположение «Гроба Господня».

В среднем средневековье происходит расширение пространственного кругозора на Севере Европы и Северной Атлантике (плавания ирландских мореходов и скандинавских викингов) и знакомство европейцев с арабоязычной наукой. Это было время схоластики (религиозной философии с предпосылками рационализма), временем эмпирических исследований и накопления нового фактического материала о природе и населении Ойкумены, началом его систематизации и выявлением некоторых причинно-следственных связей в трудах Ибн Батуты, Ибн Сины и др. Арабы ассимилировали достижения культуры и науки коренных народов, создали крупные научные центры в Багдаде, Кордове и Палермо, в которых на арабский язык переводились произведения греческих, римских и иных мыслителей. Из Индии они почерпнули десятичную систему счета, у китайцев – компас, усовершенствовали систему орошаемого земледелия, строили новые каналы, производили шелк. География арабов была прежде всего наукой о путях, связывающих отдельные территории и о самих территориях. Однако арабская география в теоретических положениях не продвинулась дальше античных географов. Ее заслуга заключается в расширении пространственного кругозора (двигателем была торговля) и в сохранении для потомков идей античности. Карты арабских географов до XV века оставались без градусной сетки.

Завершается это время становлением раннего гуманизма, что стало апогеем средневековой географии с ее представлением о единой в мире Ойкумены и преддверием ВГО, которые коренным образом изменили средневековую парадигму. Этому предшествовал ряд обстоятельств, связанных с книгопечатанием и публикаций страноведческих описаний о странах Востока богатых золотом, драгоценными камнями и пряностями. Появляется и достоверный картографический материал, обеспечивающий предсказуемость путешествий. Центром географической мысли становится Венеция, которая, по словам К. Риттера, стала «высшей школой географических и исторических наук». В библиотеках города были собраны многочисленные рукописи античных, персидских и арабских авторов. Составлялись сборники путешствий и локаций. Появляются и первые учебные заведения, называемые добровольными «академиями».

ВГО раздвинули границы географического мира. Это был необычайно трудный, требующий огромного личного героизма и энергии, процесс познания мира в пространстве Земли, которого не знала ни одна наука, кроме географии. Эпоха ВГО, по словам Ф. Энгельса, была эпохой титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Зарождающийся капитализм требовал достоверных данных о сухопутных и морских путях, о природных условиях известных и вновь открытых территориях. В европейских странах начался процесс накопления знаний о географическом пространстве, вытеснивших иконографичность представлений о мире. В современном мире наиболее значимыми становятся «горизонтальные», десакрализованные взаимоотношения между культурами и странами .

Основными достижениями географии в средние века можно назвать:

Развитие картографии, формирование современной карты мира, издательство карт, которое стало возможным благодаря распространению книгопечатания и гравирования на меди. В XVI веке центром картографии становится Антверпен со своей знаменитой фламандской школой, прославившейся именами А. Ортелия и Г. Меркатора. Первый оставил о себе память изданием собрания карт под названием «Театрум», включавших 70 наименований. Второй разработал математические основы картографии. М. Бехайм изготовил первый дошедший до нас глобус. К сожалению, большинство карт издавалось в виде приложения к «Географии» Птоломея, что создавало немало противоречий.

Освещением в литературе географических открытий. Были опубликованы письма и дневники Х. Колумба, А. Веспуччи, Пигаффеты и др. Педро Мартир составил первую летопись истории открытий. Позже литература плаваний и путешествий издается многотомными собраниями сочинений. В 1507 г. лотарингский географ М. Вольдзеемюллер под впечатлением писем А. Веспуччи предложил называть Новый Свет Америкой.

Появлением первых страноведческо-статистических описаний. Например, книги флорентийского купца Л. Гриччардини «Описание Нидерландов», где описывается природа, население, хозяйство и города.

Развитием идей математической географии. Наиболее известны труды М. Вальдзеемюллера «Введение в космографию» и П. Апиана «Космография», в которых основное внимание уделялось навигации, а не географии. Они продолжали традиции землеведческого направления античных авторов о месте Земли во Вселенной и особенностях ее устройства, а также суммировали знания по астрономии , физике и географии.

Возникают представления о залегании слоев земной коры (Леонардо да Винчи), об общем строении Земли (Р. Декарт, г. Лейбниц), процессах горообразования (Н. Стенон). В конце этапа появляются первые труды, обобщающие накопленные географически е знания, имеющие в известной степени теоретический характер (работа Б. Варениуса и др.).

Второй этап - с середины XVII до середины Х I Х в.

Кризис географии в XVIII -XIX веках возник не столько от недопонимания географической действительности, сложности ее структуры (соотношения части и целого, общего и единичного, места в ней биоты и человека), сколько уровнем развития и состояния методологии (суммы методов исследования), ее возможностью исследовать только простые географические объекты. Например, отдельные компоненты природы. Однако уже в XIX веке начинают формироваться основные положения теории физической географии и она перестает быть частью натурфилософии, выделившись в самостоятельную науку.

Становление капиталистического способа производства в Европе привело к изменению мировоззренческих критериев и стремлению к освобождению от религиозных догм и опеки церкви. Создаются философские учения, получившие название метафизического (механистического) материализма.

Мировоззрение базировалось на экспериментальном естествознании, основы которого заложили Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон и др. С осмыслением огромного фактического материала эпохи ВГО происходит смена принципов познания от мироощущения окружающей действительности к ее миропониманию. Вводится научный метод познания, отвечающий на вопрос как получить новое достоверное знание. Ф. Бэкон, используя положение философского позитивизма, обосновал индуктивный метод познания . В географии это послужило началом становления отраслевых наук, изучающих отдельные компоненты природы.

Р. Декарт заложил основы методологии как философской сущности процесса научного познания. Являясь родоначальником рационализма (разум – основа познания) он обосновал дедуктивный метод познания , отводя в нем большую роль математическим методам . Опытом такого дедуктивного анализа в географии можно считать работу Б. Варения «Всеобщая география», которая являлось прообразом общеземлеведческого направления в физической географии. Впервые определяется объект изучения географии (автор его называет предметом) – «земноводный шар», который рассматривается как целое (модель-образ), так и по частям (региональные образования поверхности Земли). Поэтому географию он делил на всеобщую, познаваемую через чувственный опыт, и частную – хорографию и топографию, использующих описательный метод. Вторым опытом дедуктивного анализа является представление И. Канта о пространстве как независимом от материи абсолютном вместилище вещей (ньютоновская интерпретация). Такое пространство он считал объектом изучения единой географии.

Важным событием этого времени было появление первых учебников по географии: И. Гюбнера «Земноводного круга краткое описание», С. Наковальнина «Политическая география», Г. Крафта «Краткое руководство к математической и натуральной географии», Х. Чеботарева «Географическое методическое описание Российской империи и др.

Для становления географической науки чрезвычайно важно то, что этот этап заканчивается формированием эволюционных представлений в естествознании. Осознается идея глобального единства при роды земной поверхности. география начинает преподаваться в школах и университетах. Однако усиление ее дифференциации приводит к углублению кризиса единой географии, поставившего под вопрос существование ее как науки. Вместе с тем активно развиваются дисциплины, изучающие отдельные компоненты природы. Начиная с XVIII в., интенсивно развиваются экспериментальные науки и техника, формируются новые отрасли естествознания, обогащающие географию, стимулирующие географические исследования. Рост производительных сил и расширение промышленного производства способствуют активному географическому изучению природных условий и ресурсов. В географии прочно внедряется исторический подход.

Третий этап - с середины Х I Х до 20- x годов ХХ в.

Этот этап знаменуется преодолением кризиса единой географии, оформлением хорологической (А. Геттнер) и генетической () концепций, созданием основ учения о географической оболочке и учения об экономическом районировании, разработкой начал ландшафтоведения. Для географов все более интересным становится изучение прошлого природы земной поверхности, так как задача объяснения строения и изменений, происходящих в географической оболочке может быть решена только путем сочетания п poc транственного анализа с историческим. Этому способствовали традиции русской географии, начиная с, первым введшего в трактовку географических явлений идею развития, блестяще продолженные в работах В. В Докучаева (применительно к рельефу и почвам).

География Новог o времени закладывается прежде в ce г o идеями К. Риттера, начиная с 30-40-х гг. XIX в., но завершается этап в нашей стране в 20- x - начале ЗО-х гг. ХХ в.

Земная поверхность начинает осознаваться географами как особая целостная пространственно-временная система, состоящая из e стественно-исторических зон. Разрабатываются представления о географической оболочке, как иерархии ландшафтных систем, объекте физической г eo г pa фии, призванной не только описывать природу земной поверхности, но и объяснять ее закономерности. Формируются геокомпонентная и a нт po поэкологическая парадигмы.

В это же время в университетах основываются кафедры г eo г pa фии, географические факультеты , а также создаются специализированные научно-исследовательские институты, расширяется сеть научных географических обществ.

Рассмотренная эпоха характеризовалась следующими особенностями:

Идеи А. Гумбольдта и К. Риттера рассматриваются, с одной стороны, как завершающие классический период единой географии, с другой, как начинающие строительство современной географической науки. А. Гумбольдт и К. Риттер занимали очень высокое место в ученом сообществе, но имели существенные различия в мировоззренческих позициях на географию. Об этом писал: «Гумбольдт, кроме блестящих обобщений, внес в науку много новых фактов. Риттер только систематизировал прежде бывшее, осветив это известной идей… Гумбольдт признавал влияние природы на человека, но не старался на этом девизе построить самостоятельную, отдельную науку; он рассматривал землю не только как физическое тело, но и как мировое, он стремился расширить и постигнуть общие идеи о мироздании. Риттер же хотел на основном девизе (о влиянии природы на человека) создать совершенно новую, но невозможную науку», т. е. региональное страноведение. Поэтому усиливается расхождение взглядов ученых на географию. Одна часть ушла в «чистое» естествознание (унитарии), развивая идеи физической географии. Другая группа разрабатывала проблемы региональной географии (дуалисты), где природа, по словам, рассматривалась «как нечто фатально связанное с историей населяющих Землю народов, а специфика общественных отношений связывалась с определяющим влиянием природных условий».

XIX век был «серебряным веком» в развитии и становлении географии как науки, хотя еще оставались обширные «белые пятна» практических познаний, особенно в полярных странах. Путешественники и исследователи, «стиравшие» эти пятна на географических картах, становились национальными героями (Ф. Нансен, Д. Кук, Д. Левингстон и др.).

Попыткой географии определить свое место в системе наук в качестве одной из наук о Земле (наряду с геологией, геофизикой, биологией) с мощной установкой географического естествознания. В структуру земноводного шара кроме абиотических сфер включается еще «сфера жизни» А. Гумбольдта. Именно он впервые поставил вопрос о новом качестве Земли – комплексной оболочке, где объединяется абиотический и биотический субстрат материи. Это было связано с тем, что географические экспедиции способствовали развитию биоэкологических учений, которые во второй половине XIX века дополнили предмет изучения географии и определили отход от топографических описаний.

В конце XIX века трудами Ф. Рихтгофена, Ф. Ратцеля, окончательно оформляется геосферная общеземлеведческая концепция . Впервые определяется общий объект физической географии, состоящей из четырех сфер: лито-, атмо-, гидро - и биосферы. У разных авторов он, к сожалению, назывался по-разному: у Рихтгофена – земная поверхность, у Петри – наружный покров, у Броунова – наружная оболочка, у Аболина – эпигенема. Параллельно развивалось региональное направление, получившее название ландшафтной концепции (, З. Пассарге). Теоретическое обоснование эта концепция получила уже в 30-60-е годы ХХ века.

Под влиянием моделирующей установки философии и физики существенным изменением в географии стало понимание пространства – от субъективного подхода (божественного или «пустого» физического пространства») к объектному пониманию, т. е. пространству телесных вещей. В этом случае ведущими понятиями становятся «территория» (пространство по Геттнеру), «местность» и «район» как часть территории. Как следствие, начинает доминировать идея множества частных пространственных объектов на поверхности Земли. К. Реттер утверждал, что география должна иметь дело с пространственными категориями, с описанием заполненных пространств, начиная от конкретных реалий природы и кончая сферой духа. Идея единства жилища и его обитателей возводило учение о пространстве в проблему взаимоотношения человека с природой. В качестве особой категории измененной человеком природы он выделял «культурную сферу». В дальнейшем развитие шло в рамках биологического детерминизма и пассибилизма . Первое направление (Ф. Ратцель, Э. Реклю) пыталось распространить идеи дарвинизма и биологические законы на человеческое общество. Ф. Ратцель в работе «Политическая география» государство уподоблял живому организму, которое борется за расширение своего пространства, чтобы уцелеть. Э. Реклю представлял земной шар как целое, как некий живой организм с функционированием разных элементов природы и общества, взаимодействием органической и неорганической природы с человеком. Второе направление – поссибилизм (лат. possibilis – возможный), в дальнейшем разработанное Видаль де ля Блашем, было связано с описанием механизмов приспособления хозяйства и быта человека с окружающей средой, т. е. пространственно-временных геоадаптационных процессов. Это были основы будущей концепции культурного ландшафта .

По данным, в России при изучении региональных различий в середине XIX века уже употреблялись термины «пространства», «полосы» (), «пояса» (), «естественные области» (). В 1979 г. , разработавший сеть сельскохозяйственных «районов» России, вводит в географическую литературу термин «район», который в последующем получил широкое распространение в нашей стране. В большинстве зарубежных стран он не употребляется и ему соответствует понятие регион.

Становлением институциональных образований, укрепивших положение географии в мировой науке. Усиливается роль географических обществ в организации комплексных экспедиций. Идет становление кафедр географии в крупнейших университетах различных стран. Формируются профессиональные институты. Проводятся международные географические конгрессы.

Университетским географическим образованием, определившим становление профессиональной деятельности и появления профессионалов-географов. Это предопределило оформление двух направлений в развитии теоретических положений географии: «университетского землеведения», формирующегося в ходе осмысления отраженного в литературе эмпирического материала и личного опыта географической профессуры (Э. Реклю, Видаль де ля Блаш, Ф. Ратцель, А. Геттнер и др.), и «географического естествознания» складывающегося под влиянием совместных экспедиционных исследований (-Тян-Шанский, В Дэвис и др.).

Одним из крупнейших обобщений века стало обоснование закона мировой зональности в брошюре «К учению о законах природы» (1899), где он писал о теснейшей связи «между растительным, животном и минеральном царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром, с другой». Крупнейшие теоретические достижения связаны не только с законом зональности, но и с выходом Докучаева на общенаучное мировоззренческое обобщение: «в мире царствует, к счастью, не только один закон великого Дарвина – закон борьбы за существование, но и другой – противоположный – закон любви, сопомощи, особенно ярко проявляющийся в существовании наших зон».

Четвертый этап - с 20-х годов ХХ в. до настоящего времени.

На этом, новейшем, этапе c в oe г o развития мировая географическая наука проявила себя как важная составляющая в ce г o процесса научно-технического и культурного развития человечества. Основные тенденции ее развития определялись необходимостью решения вставших перед человеческим обществом сложных задач, особенно в системе "природа-общество", потребностью углубленного познания закономерностей природной среды Земли и ближайшего космоса, исследования актуальных проблем пространственной организации производительных сил, расселения и движения населения планеты, социально-политического развития стран и регионов мира.

" Kpy г интересов географии претерпевает изменения в соответствии с изменениями сферы господствующих интересов общества: поиски возобновимых (и, реже, невозобновимых) ресурсов ­ оценка природных pecyp сов слабообжитых пространств - территориальная организация производства (Лэнд-юз, индустриализация, ТПК) ­ "организация социальной жизни общества" ­ совершенствование сотворчества общества и природы. В этой связи менялось и представление о статусе географии в системе наук...

В исследованиях отмечается развертывание двух теоретических парадигм региональной географии – хорологической (А. Геттнер, Р. Хартшорн) и ландшафтной (, З. Пассарге, О. Шлютер), а в методах исследования – районирования, факторного и функционального анализа, математико-статистической обработки. Развиваются прикладные направления: исследование ресурсного потенциала стран, территориальной организации управления государством (районирование, районного планирования, систем расселения). Растет интерес к политической географии (глобальность мировых войн и грядущий распад колониальной системы) и военно-географической тематике.

Для советской географии это был сложный период, связанный с преемственностью дореволюционной географии и географии современной. Наметилось торможение ряда направлений науки (социальной и политической географий) и чрезмерная идеологизация философии конкретных наук в виде резкой критики географического детерминизма и неприятия хорологической концепции (геттнерианство как буржуазная идеология).

Основные достижения географии этого этапа:

Ведущей методологической установкой этой эпохи становится пространственно-комплексная установка, связанная с подходом к изучению объектов земной реальности как комплексов, у которых важнейшими свойствами являются взаимосвязи и отношения между элементами. Эта установка определила формирование представлений об общегеографических объектах: географической оболочке (,), природно-территориальном и территориально-производственном комплексах (,), экономическом районе (,). Предметная направленность географических исследований сосредотачивается как на пространственной морфологии (страны, зоны, районы) и внешних факторах этой морфологии, так и на рассмотрении процессов этой морфологической неоднородности. Так, вводятся понятия физико-географического процесса, в основе которого были особенности тепло - и влагообмена; геохимических процессов ландшафтов; энергопроизводственных циклов ТПК.

Интегративные идеи в географии конца XIX и начало ХХ века были обобщены и развиты, который закрепил за биосферой понятие «комплексной оболочки» как области существования жизни, живых организмов на Земле в виде единого образования. Биосфера рассматривалась им в качестве особого геологического «тела», строение и функции которого определяются особенностями Земли и Космоса, а живые организмы, популяции, виды и все живое вещество – это формы, уровни ее организации. Выделялся и еще один аспект, связанный с человечеством как новой геологической силой в масштабах Земли. Впервые были обозначены два важных планетарных феномена глобального геопространства Земли: биосфера и нечто новое – человечество.

Учение о биосфере было дополнено концепцией о Геомериде, под которой понимался весь живой покров Земли. Человечество также «входит в состав живого покрова Земли и постепенно становится его основным организующим началом». Эта концепция – одна из первых концепций глобальной экологии, т. е. проблемы субъект-объектных отношений: Она дополняла учение о биосфере, вводила в нее биоценологические и экологические характеристики, понятие об экосфере. По мнению, понятие «геомерида» подчеркивало элемент целостности, присущий этому высшему биоценозу, тогда как термин «биосфера» обозначает не высший биоценоз, а высший биотоп.

Идеи и позволили по новому посомотреть на сущность природного ландшафта. С одной стороны, понимать его как часть общего, т. е. биосферы. С другой стороны, понимать ландшафт как инвариантные условия существования и функционирования в его структуре определенных групп биоэкосистем в ранге фаций, которые являются в иерерхическиом плане первичной основы экосферы и определяют саморегулирование ее среды. Однако теоретическое осмысление эти идеи нашли во второй половине ХХ века.

Общие проблемы географии, которые формировались в научных направлениях ландшафтоведения, геоморфологии, почвоведения, антропогеографии, сравнительного страноведения. Преобладающей научной методологией были хорологический и ландшафтный подходы. Согласно хорологической концепции, наиболее яркими основоположниками которой были А. Геттнер и Р. Хартшорн, география – это «единая» наука, охватывающая как природу, так и человека. Философскую основу такой концепции составляли взгляды неокантианцев на «заполненное пространство», т. е. пространство по, в которое входят элементы от рек и гроз до сказок, обычаев и преступлений. Их описанием должно заниматься страноведение, ибо вся земная поверхность представляет собой комплекс или систему стран и местностей. При этом суть пространства как объекта изучения ни в трудах Гетнера, ни в работах современной социально-экономической географии с учетом географического подхода не раскрывается. В этом случае пространство стало синонимом «территории» (страны). Сущность географии в таком контесте состоит в познании (описании, классификации) множества индивидуальных территориальных образований с учетом принципа уникальности.

Территориальные исследования в СССР, имевшие своей целью изучение природных условий и естественных ресурсов, привели к выделению самого маленького объекта физической географии – ландшафта, который хорошо вписывался в концепцию новой биосферы с позиций холизма, т. е. фактора целостности (абиотического и биотического вещества). Как следствие, происходит формирование одного из ведущих разделов физической географии – ландшафтоведения. Трудами, и др. создаются методики ландшафтных исследований и ландшафтного картирования. При этом выделял ландшафт в качестве основного объекта физической географии (влияние идей хорологической концепции).

Идет становление экономической географии. В. Готц вводит в науку термин экономическая география. В Кристаллер и А. Леш создают пространственную модель размещения населенных пунктов и хозяйства, а также выделяют в географии непроизводственную сферу. В России ее основателем был, заведующий первой кафедрой экономической географии. Научная школа Дены носила отраслевое и статистическое направление. Методологические основы экономической географии базировалась на положениях экономической науки, опирающейся на статистическую информацию (законы рынка). Под влиянием идеологизации науки это направление подвергается резкой критике и его сторонниками, которые считали, что основным предметом изучения явялется экономический район как основа государственного регулирования экономики. Такой подход предполагал развитие промышленности на основе использования местных ресурсов и формирования представлений о районе как территориальном комплексе со специализацией в масштабах страны. Однако победа «районного направления» вызвала деэкономизацию (исчезновение рыночных отношений) и рост макротехнологических направлений (комбинаты, промзоны, производственно-технологические связи и др.).

Изменение приоритетов развития зарубежной и советской географии. Первые рассматривали проблемы общества и природы как общую часть пространственных отношений, центром которых был человек, его активная деятельность и среда жизни. Поэтому теоретической базой таких отношений был поссибилизм, а ведущими законами – социальные и экономические. В противовес природоведческой географии начинает быстро развиваться социальная география: учение о культурном ландшафте Р. Хартшорна, К. Зауэра и О. Шлютера, энвайроментализм Э. Сэмпла и др. В советской школе ведущим направлением остается природоведческая география, в значительной степени связанная с запросами производства на ресурсообеспечение. В общественной географии преобладала экономическая география, направленная на освоение малообжитых территорий и география населения, базирующаяся на статистике.

Происходит изменение приоритетов прикладных исследований. Пространственно-комплексная концепция сыграла роль в решении пространственно-морфологических задач – природной и сельскохозяйственной зональности, экономическом районировании, а также в оценке природных условий, освоения слабообжитых территорий и территориальной организации производства, размещении предприятий, создании территориально-производственных комплексов.

На развитии географии сказались тенденции идеологизации географических работ с геополитическими целями. С одной стороны, они влияли на развитие ошибочных методологических позиций и «националистических мотивов». Наиболее ярко это проявлялось в предвоенной Германии и связано было с идеей «национального ландшафта» (культурные ландшафты формируют особый «немецкий дух»), «жизненного пространства государства», праве господства арийской расы над другими. Этот круг идей фактически взлелеял геополитику К. Хаусхофера с фашистской идеологией и предопределил во многом развязывание Второй мировой войны. С другой стороны, идеологизация географии способствовала разделению ее на два лагеря – социалистический и капиталистический (буржуазный), что сказалось на торможении идей теоретической географии, особенно в СССР. Научная тематика часто подменялась навешиванием ярлыков: «идеализм», «вредители», «деновщина», «последователи буржуазной геттнеровской школы» и др. Критике подвергались даже ученые мировой известности: , и др. «Идеологическая борьба» привела: 1) к «разводу» физической и экономической географий, отказу от обсуждения их общих основ. После длительных дискуссий в 1954 г. решением второго географического съезда России физическая и экономическая географии были окончательно разделены на две самостоятельные науки; 2) к потере такого важного категориального понятия теории географии как «геопространство»; 3) к исключению из географии «человека», полному разрыву с демографией и этнографией. С другой стороны, процесс разделения географии определялся общим ходом эволюции этой науки. Как только географы занялись углубленным изучением явлений взаимодействия общества и природы, они встретились с качественно различными закономерностями, что и предопределило поляризацию физической и экономической географий.

Основными формами географических обобщений в трудах географов оставались страноведческие работы и монографические издания, очень разнообразные по объему, содержанию и научным достоинствам. Это работы А. Пенка по геоморфологии, В. Кристаллера «Центральные места южной Германии», о размещении промышленности СССР, «Субарктика», «Элементы водного баланса рек земного шара», «Географические зоны Советского Союза», «Палеогеография» и др.

Идет становление географии как сферы особой профессиональной деятельности. Организаторами экспедиционных работ выступают специализированные научно-исследовательские институты (Институт географии АН СССР, Институт британских географов). Шло становление и массовой профессии, связанной с ростом числа кафедр географии, факультетов, отраслевых курсов, изданием учебных пособий для высшей и средней школ . Формируются национальные школы Р. Хартшорна, и др.

В 70­ e г o ды проявляется стремление принять идеологию наук о человеке и прежде в ce г o социологии... С социологизацией, г y манизацией и экологизацией связано и желание занять достойное место в науках, обеспечивающих выживание человечества в быстро меняющемся мире.

В географии этого периода ярко выражен интерес к вопросам единства и целостности науки, комплексным проблемам и исследованиям. Происходит становление геокомплексной парадигмы, связанное со статистическим (морфологическим) и палеографическим (генетическим) изучением ландшафтов, а также экологической и геоструктурной парадигм. Широко внедряются такие общенаучные подходы и методы, как математическое моделирование, системный анализ и др.

Значительное влияние на формирование основных направлений и совершенствование методов географических исследований во второй половине ХХ в. оказала научно-техническая революция.

Для этого этапа, в частности, характерна так называемая "количественная революция" в географии, начавшаяся в 60- x гг. и выразившаяся в активном применении математических и статистических методов в географических исследованиях (с использованием компьютерного программирования).

Важно отметить и поиски географами пространственных закономерностей в размещении производительных сил, расселении населения ("теория центральных мест", теория "полюсов роста" и "центров развития" и другие концепции), и развитие "региональной науки". В мировой географии выделяются три основных подхода к познанию объекта науки - пространственный, региональный комплексный и эколого-географический.

К концу ХХ в. география заняла одно из ведущих мест среди отраслей знания в изучении проблем природопользования , глобальных и региональных проблем взаимодействия общества и природы, совершенствования территориальной организации жизни общества. Одновременно усилилось стремление к развитию международного сотрудничества географов, что обусловлено возрастанием их ответственности за решение актуальных проблем человечества, возрастанием конструктивной, преобразовательной роли науки.

Зачатки географических знаний появились еще у первобытных людей, само существование которых зависело от способности ориентироваться в пространстве и отыскивать естественные убежища, источники воды, места для охоты, камни для орудий и т.д. Первобытный человек отличался острой наблюдательностью и даже умением делать рисунки местности на шкурах, бересте, дереве - прообразы географических карт. Примитивная карта как способ передачи географической информации возникла, по-видимому, задолго до возникновения письменности. Уже на самых ранних стадиях своей хозяйственной деятельности первобытный человек вступил в сложные взаимодействия с окружающей природной средой.

Исследования археологов в последние годы показали, что уже в конце палеолита (древнего каменного века) человек уничтожил основную часть крупных млекопитающих в пределах умеренного пояса северного полушария, вызвав тем самым своеобразный “первый экологический кризис” в истории нашей планеты, и вынужден был от собирательства и охоты перейти к земледелию.

Первые письменные документы оставили нам земледельческие народы Древнего Востока: Египта, Двуречья (Ассирия и Вавилон), Северной Индии и Китая (IV-II тысячелетия до н.э.). У этих народов возникли зачатки научных знаний в области математики, астрономии, механики, которые использовались затем для решения проблем географического характера. Так, в Египте в эпоху Древнего царства (до 2500 г. до н.э.) проводилось межевание земель, создавался земельный кадастр (главным образом для определения размера налогов). В целях определения сроков различных сельскохозяйственных работ стали проводиться регулярные астрономические наблюдения. Египтяне довольно точно определили продолжительность года и ввели солнечный календарь.. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили закономерности повторения солнечных затмений и научились предсказывать их. Из Двуречья происходит деление эклиптики на 12 знаков зодиака, года - на 12 месяцев, суток - на 24 часа, окружности - на 360 градусов; там же было введено понятие “лунная неделя”. Из Индии ведет начало современная числовая нумерация.

Представления народов Древнего Востока о природе, хотя и имели в своей основе реальный практический опыт, в теоретическом плане сохраняли мифологический характер. Еще в III тысячелетии до н.э. шумеры создали мифы о сотворении мира, потопе и рае, которые оказались чрезвычайно живучими и отразились во многих религиях. Астрономические наблюдения в то время не привели к правильным взглядам на строение Вселенной. А вот вера в прямое воздействие небесных светил на судьбы людей привела к возникновению астрологии (особенно популярной она была в Вавилонии).

Представления о Земле основывались на непосредственном восприятии окружающего мира. Так, древним египтянам Земля представлялась в виде плоского вытянутого прямоугольника, окруженного со всех сторон горами. Согласно вавилонскому мифу, бог Мардук создал Землю среди первично сплошного океана. В аналогичной, хотя и более поэтической форме, происхождение Земли рисуется в священных книгах индийских браминов - “Ведах”: Земля возникла из воды и подобна распустившемуся цветку лотоса, один из лепестков которого образует Индия.

Среди географических идей древнего мира, унаследованных современной географией, особое значение имеют взгляды ученых античности. Античная (греко-римская) география достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме в период с XII в. до н.э. по 146 г. н.э.

В Древней Греции около 500 г. до н.э. была впервые высказана идея о шарообразности Земли (Парменид). Аристотель (IV в. до н.э.) привел первые достоверные доказательства в пользу этой идеи: круглую форму земной тени при лунных затмениях и изменение вида звездного неба при передвижении с севера на юг. Около 165 г. до н.э. греческий ученый Кратес из Маллы изготовил первую модель земного шара - глобус. Аристарх Самосский (III в. до н.э.) впервые приближенно определил расстояние от Земли до Солнца. Он первым начал учить, что Земля движется вокруг Солнца и вокруг своей оси (гелиоцентрическая модель космоса).

Представление о географической (климатической) зональности, основанное непосредственно на идее шарообразности Земли, также берет свое начало в античной географии (Эвдокс из Книды, 400-347 гг. до н.э.). Посидоний (на границе II-I вв. до н.э.) выделил 9 географических поясов (мы в настоящее время выделяем 13 поясов). Идея изменений земной поверхности также относится к старейшим достижениям античной мысли (Гераклит, 530-470 гг. до н.э.), а между тем борьба за нее закончилась только через два с половиной тысячелетия, в начале XIX в. н.э.

В Древней Греции зародились основные направления географической науки. Уже к VI в. до н.э. нужды мореплавания и торговли (греки основали в то время ряд колоний на берегах Средиземного и Черного морей) вызвали необходимость в описаниях суши и морских берегов. На рубеже VI в. до н.э. Гекатей из Милета составил описание Ойкумены - всех стран, известных в то время древним грекам. “Землеописание” Гекатея стало началом страноведческого направления в географии. В эпоху “классической Греции” виднейшим представителем страноведения был историк Геродот из Галикарнаса (485-423 гг. до н.э.). Его страноведение было тесно связано с историей и имело справочно-описательный характер. Геродот путешествовал по Египту, Вавилонии, Сирии, Малой Азии, западному побережью Черного моря; дал описание городов и стран в труде “История в девяти книгах”. Такие путешествия не приводили к открытию новых земель, но способствовали накоплению более полных и достоверных фактов и развитию описательно-страноведческого направления в науке.

Наука классической Греции нашла свое завершение в трудах Аристотеля из Стагиры (384-322 гг. до н.э.), основавшего в 335 г. до н.э. философскую школу - Ликей - в Афинах. Практически все, что было известно о географических явлениях к тому времени, обобщено в “Метеорологике” Аристотеля. Этот труд представляет собой начала общего землеведения, которые были выделены Аристотелем из нерасчлененной географической науки.

К эпохе эллинизма (330-146 гг. до н.э.) относится возникновение нового географического направления, которое получило впоследствии название математической географии. Одним из первых представителей этого направления был Эратосфен из Кирены (276-194 гг. до н.э.). Он впервые довольно точно определил размеры окружности земного шара путем измерения дуги меридиана (ошибка измерения составила не более 10%). Эратосфену принадлежит большой труд, который он назвал “Географические записки”, впервые употребив термин “география”. В книге дается описание Ойкумены, а также рассматриваются вопросы математической и физической географии (общего землеведения). Таким образом, Эратосфен объединил все три направления под единым наименованием “география”, и его считают истинным “отцом” географической науки.

Итоги античной географии были подведены уже в эпоху Римской империи двумя выдающимися учеными-греками - Страбоном (около 64 г. до н.э.) и Клавдием Птолемеем (90-168 гг. н.э.). Труды этих ученых отражают два разных взгляда на содержание, задачи и значение географии. Страбон представлял страноведческое направление. Он ограничивал задачи географии только описанием Ойкумены, предоставляя выяснение фигуры Земли и ее измерение математикам, а объяснение причин наблюдаемых на Земле явлений - философам. Его знаменитая “География” (в 17 книгах) - описательное сочинение, ценный источник по истории и физической географии античного мира, полностью до нас дошедший - сайт. К.Птолемей был последним и самым выдающимся представителем античной математической географии. Основную задачу географии он видел в создании карт. Составленное Птолемеем “Руководство по географии” - это перечень нескольких тысяч пунктов с указанием их широты и долготы, которому предпосылается изложение способов построения картографических проекций. Птолемеем во II в. н.э. была составлена наиболее совершенная карта древнего мира, которая неоднократно издавалась в средние века.

ДРЕВНЕЙШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ДРЕВНЕЙШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ
Рубрика (тематическая категория) География

1 Географические представления первобытных народов.

2 Развитие географических идей и представлений в странах Древнего Востока (IV-I тыс. до н.э.).

3 Географические представления минойцев и финикийцев.

Географические представления первобытных народов. География возникла в глубокой древности в связи с насущными жизненными потребностями людей – с охотой, собирательством, бортничеством, скотоводством и земледелием. Для ведения хозяйства – даже примитивного – было крайне важно достаточно глубокое знание местных условия – образа диких зверей и съедобных растений, хода рыбы в реках и озерах, сезонности и продуктивности пастбищ, плодородия почв. География началась с познания древними людьми окружающего мира и особенностей местности. При этом окружающий человека мир всœегда был несравнимо больше его самого (110).

Первые элементарные географические представления появились вместе с трудом, ᴛ.ᴇ. на самой первоначальной стадии развития человечества (126,279). Среди первых и самых важных вопросов, которые задавал себе первобытный человек, были и те, что относились к свойствам окружающей природы. ʼʼПодобно многим другим животным, первобытный человек выделял определœенные участки земной поверхности как необходимую для его жизни территорию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным предчувствием того, что, должна быть, в каких-то других местах трава еще зелœенееʼʼ (110, с. 15).

О характере географических представлений эпохи первобытнообщинного строя можно судить лишь косвенно, поскольку письменные памятники для этой эпохи отсутствуют. Косвенные же суждения основываются главным образом на изучении культуры отсталых племен и народностей, которые вплоть до столкновения с европейцами оставались на стадии первобытнообщинного строя. Огромный вклад в изучение культуры примитивных людей внесли Н. Миклухо-Маклай (1846-1888 гᴦ.), Л. Леви-Брюль (1857-1939 гᴦ.), Д. Кук (1728-1779 гᴦ.) и М.Мид (81,211,212,263,301,420,433).

Известно, что первобытный человек черпал свои знания о природе из своего непосредственного опыта͵ ограниченного площадью местообитания. При этом, по мнению ученых, знания эти отличались удивительной доскональностью. Европейских путешественников поражала способность ʼʼдикарейʼʼ всœех континœентов внимательно наблюдать и тонко чувствовать природу (211,212). Круг фактических знаний первобытного человека всœегда определялся характером его производственной деятельности и непосредственным природным окружением (126,279).

К примеру, в языке эскимосов Северной Америки, жизнь которых тесно связана с морем, имеется до 20 различных слов, обозначающих разные типы и состояния льда. У земледельческих племен наиболее богата терминология, относящаяся к различным сельскохозяйственным культурам, фазам их развития и т.д. Охотники и собиратели особенно хорошо знают дикорастущие растения и животных. С высоко развитой наблюдательностью тесно связаны навыки отлично ориентирования в пространстве. Вместе с тем у некоторых африканских народностей восприятие цвета ограничивается лишь красным и голубым, в их языке имеется только два слова для обозначения этих противоположных участков спектра видимого света. В результате этого они не воспринимают такие промежуточные цвета͵ как оранжевый, желтый или зелœеный (110, с.19).

Многие древние народы эмпирически подошли к выработке сложных географических понятий, напоминающих современные научные представления о ландшафтах и урочищах, что нашло отражение в их языке, в местных географических названиях (126,322).

Из психологии известно, воспринимая окружающие предметы, человек обособляет их пространстве и только затем устанавливает между ними пространственные связи и отношения (110,126,366,408,423). Отсюда вытекает и особый способ передачи этих отношений – географическая карта.

Карта в своем элементарном виде, ᴛ.ᴇ. картографический рисунок, появляется у первобытного человека задолго до изобретения письма. Правда, до нас не дошло ни одного картографического изображения тех времен. При этом некоторые петрографы, возможно, содержат в себе элементы топографического рисунка. Еще А. Гумбольдт (1769-1859 гᴦ.) видел в петроглифах Южной Америки зачатки географической карты. В случае если это так, то начало картографии восходит к позднему палеолиту. Палеолит - ϶ᴛᴏ древний каменный век (первый период каменного века), время существования человека, который пользовался примитивными каменными, деревянными и костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (свыше 2 миллионов лет назад) примерно до X тыс. до н.э. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, карта как метод фиксации данных хронологически предшествует письменному описанию географической реальности.

Самая же древняя из сохранившихся карт была создана в Шумере (Междуречье) примерно 2 500 лет до н.э. Она представляет собой рисунок небольшого участка местности, выполненный на глиняной табличке (110,126,279).

Элементы географических знаний занимали первое место в общей сумме представлений первобытного человека об окружающем мире. Вместе с тем на этом первом этапе развития Homo Sapiens мышление человека имело конкретный характер.
Размещено на реф.рф
Древний человек способен был дать собственные названия (имена) каждому местному предмету, но в его языке отсутствовали слова, обозначающие общие понятия, такие, как ʼʼрекаʼʼ, ʼʼгораʼʼ, ʼʼрастениеʼʼ, ʼʼживотноеʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Острая наблюдательность и относительно обширные знания отдельных конкретных фактов сочетались у него с неразвитостью абстрактного мышления (110,126).

2 Развитие географических идей и представлений в странах Древнего Востока (IV-I тыс. до н.э.) Первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тыс. до н.э. у земледельческих народов Египта͵ Междуречья, Северной Индии и Китая. Оседлое земледельческое хозяйство давало больше возможностей для применения рабского труда и развития металлургии, чем скотоводческое. Образованию развитых рабовладельческих государств в этих странах способствовали их благоприятные географические условия: положение вдоль больших рек – источников орошения и водных путей (ʼʼречные цивилизации ʼʼ, И.И.Мечников (1845-1916 гᴦ.)), относительно надежные естественные рубежи – горы, пустыни и т.д. Эти государства возникли независимо друг от друга. Лишь со временем взаимное влияние их культур в какой-либо степени стало проявляться достаточно отчетливо.

Древнейшие народы Востока оставили нам первые письменные документы. Любопытно, что самые ранние, дошедшие до нас литературные произведения были посвящены описанию путешествий. Повести и сказки о путешествиях в дальние страны – один из древнейших жанров мировой литературы.

Тема путешествий всœецело преобладает в древнейшем эпосœе. К примеру, в древнешумерской эпической поэме о Гильгамеше (IV тыс. до н.э.) рассказывается о скитаниях героя, который добрался через пустыни и горы до океана и перебрался через него (26,61,110,126).

Источники этого рода (сказки, песни, эпос и т.д.), наряду с археологическими данными, позволяют составить предположение о пространственно-географическом кругозоре народов Древнего Востока и их представлениях о Земле.

Древние египтяне , к примеру, уже в III тысячелœетии до н.э. вели оживленную торговлю с Сирией, Эфиопией, странами бассейна Средиземного моря. Возможно, они также имели торговые отношения с далекой Индией.

Кругозор народов Междуречья в III-II тысячелœетиях до н.э. распространялся на севере до Армении и Закавказья, а на юге – до современного Омана (85,110,126).

Пространственный кругозор древних китайцев вплоть до второй половины II в. до н.э. ограничивался главным образом восточной частью нынешней территории Китая. Дстоверные сведения о странах Центральной и Средней Азии древние китайцы получили лишь после путешествия Чжан Цяня (138-126 гᴦ. до н.э.). Это путешествие положило начало торговым связям Китая со странами Средней Азии, а через них и с Восточным Средиземноморьем, куда несколько позже был проложен ʼʼвеликий шелковый путьʼʼ, просуществовавший вплоть до 23 ᴦ. до н.э.. В Древнем Китае уделялось много внимания географическим исследованиям, в т.ч. поискам пути в Европу. Китайские путешественники сделали не меньше, ʼʼоткрываяʼʼ Европу, чем европейцы, прокладывая путь на ʼʼДальний Востокʼʼ. Но китайский свод знаний остался в стороне от потока западной мысли (110,126,158,279).

К рабовладельческой эпохе относится возникновение зачатков научных знаний в области математики, астрономии и механики. В Египте в эпоху Древнего Царства (около II тыс. до н.э.) проводилось межевание земель, создавался земельный кадастр (главным образом для определœения размера налогов). Аналогичные работы велись в Междуречье. Египтяне довольно точно определили продолжительность года и ввели в повсœедневный обиход солнечный календарь . Древним египтянам и вавилонянам были известны солнечные часы. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили закономерности повторения затмений и научились предсказывать их (126).

ʼʼЕгипет – колыбель наукиʼʼ. Египет называют колыбелью науки, т. к. здесь еще в глубокой древности возникли методы наблюдения, измерения и научного обобщения. Египетские жрецы обладали прочными практическими знаниями в области математики (алгебра), астрономии и геометрии, необходимыми для управления обществом. Οʜᴎ совершенствовали способы измерения земельных наделов и определœения границ полей, постоянно уничтожаемых во время половодий на Ниле. Οʜᴎ научились определять линию местного меридиана (направление север-юг), чтобы точно ориентировать воздвигаемые монументы и общественные сооружения. Οʜᴎ также изобрели письменность и нашли способ получения папируса – материала для письма – из растения, обильно произраставшего в заболоченной дельте Нила (110).

Междуречье. Народы Месопотамии также внесли свою лепту в накопление географических знаний. Самые первые в мире математики, жившие в государстве шумеров, владели всœеми основными правилами алгебры уже 3 000 лет тому назад, хотя алгебраические символы, которыми мы пользуемся теперь, не были известны вплоть до XVI столетия. Но и без них шумеры понимали и использовали многие алгебраические зависимости. Οʜᴎ также могли извлечь квадратный корень из любого числа.

Из Междуречья происходит делœение эклиптики на 12 знаков зодиака, года на 12 месяцев, суток на 24 часа, окружности на 360 градусов. В этой стране была принята лунная неделя .

В первых рабовладельческих государствах древнего Востока создавались и примитивные карты, служившие самым разным целям. Одна из самых древних карт относится приблизительно к 2 500 ᴦ. до н.э. Она представляет собой очень схематическое изображение на глиняной табличке северной части Междуречья с рекой Евфрат и двумя горными цепями. На более поздней вавилонской карте (около V века до. н.э.) изображена вся Земля в виде диска, окруженного океаном, с центром в Вавилоне (85,110,112,215).

Именно в странах древнего Востока появились первые идеи о божественном провидении . Согласно религиозным представлениям древних шумеров, мир управляется богами, похожими на людей, но наделœенными, в отличие от них, сверхчеловеческими возможностями и бессмертием. Каждому из богов подчинялись определœенные силы и явления окружающего человека мира природы – течение рек, морские приливы и отливы, ветровые потоки, урожайность нив, изобилие дичи. Боги состязались друг с другом, а их отношение к людям отличалось деспотизмом, а часто и мстительностью.

В древних культурах всœего мира многие явления природы объяснялись ссылкой на существование единого божества, чьи действия всœегда оказывались неподсудными. Это божество нужно было чаще ублаготворять жертвоприношениями для того, чтобы оно более благосклонно относилось к человеческим существам.

Представления древних народов о природе, хотя и имели в своей базе реальный практический опыт, сохраняли свой мифологический характер.
Размещено на реф.рф
Так, еще в III тыс. до н.э. древние шумеры создали мифы о сотворении мира , о потопе и рае, которые оказались очень живучими и нашли свое отражение в главной книге всœех христиан – ʼʼБиблииʼʼ.

Вера в прямое воздействие светил на судьбы людей привела к возникновению астрологии . Особенно популярной эта ʼʼнаукаʼʼ была в Вавилоне. Представления о Земле у всœех древних народов основывались на непосредственном восприятии окружающего мира.

Наблюдения над обозримым горизонтом привели к взгляду о Земле как неподвижном, плоском диске, находившемся в центре мира. В аналогичной, хотя и более поэтической форме, происхождение Земли рисуется в священной книге браминов – ʼʼВедахʼʼ: ʼʼЗемля возникла из воды и подобна распустившемуся цветку лотоса, один из лепестков которого образует Индияʼʼ (126).

3 Географические представления минойцев и финикийцев. К числу наиболее развитых народов III-II тыс. до н.э. относились минойцы и финикийцы. К II тысячелœетию до н.э. посредническая торговля между Западным и Восточным Средиземноморьем находилась в руках минойцев , которые на острове Крит основали мощную морскую державу. Имеются свидетельства о том, что торговые связи минойцев простирались от Британских островов до Канарских островов, Сенегала и Индии. При этом с середины II тыс. до н.э. господство на морских путях Средиземного моря переходит к финикийцам.

Финикийцы , родина которых располагалась на территории современного Ливана, принадлежали к числу первых мореплавателœей и первооткрывателœей новых земель. В своих плаваниях они проникали далеко за пределы известных земель. При этом, занятые лишь торговлей, они почти ничего не сообщали о посœещенных ими странах и народах.

В одной из горных долин современного Бейрута в те далекие времена было обнаружено рудное тело, в котором удачно сочетались медь и олово. Финикийцы разрабатывали его, изготовляли бронзу и торговали ее. Вообще же в рудных месторождениях Средиземноморского бассейна при обилии меди олова явно недоставало. По этой причине финикийцы совершали регулярные морские походы к островам Силли у берегов Великобритании, где добывали олово. Οʜᴎ также торговали древесиной кедра, обильно произраставшего в горных лесах Ливана. Один из древнейших письменных документов, составленный за 3 000 лет до н.э., представляет собой опись кедровых бревен, погруженных в финикийском порту Библе на сорок кораблей, которые должны были доставить данный груз в Египет.

Финикийцы заложили множество торговых портов по всœему побережью Средиземного моря, в т.ч. и Карфаген . Им же принадлежит создание первого фонетического алфавита. Он целиком состоял из согласных звуков, подобно современному семитскому алфавиту. Несколько позже греки дополнили данный алфавит краткими гласными звуками. Финикийский язык лег в основу абсолютного большинства всœех известных сегодня европейских алфавитов. В VI в. до н.э. Финикия была завоевана персами, а в 322 ᴦ. до н.э. покорена Александром Македонским . В 146 году до н.э. Карфаген был разрушен (11,110,126).

ТЕМА 3

ДРЕВНЕЙШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ДРЕВНЕЙШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ" 2017, 2018.

Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии

Географическое знание является одной из первых форм отражения человеком

окружающей среды. Поэтому его истоки восходят к далеким временам.

Возвращаясь к географическому знанию, нужно указать, что элементарные

географические представления имеются у всех народов, независимо от уровня

развития. Эти представления выражаются в местных географических терминах.

Например, в терминах "бор", "болото", "лес", "луг" на любом языке отражаются и выражаются представления о различных местоположениях и местопроизрастаниях, а также о различной хозяйственной ценности угодий, то есть, по существу, довольно глубокие знания о географических различиях местностей. Однако систематические географические знания сложились лишь в натурфилософских системах древних греков.

Впервые систематические географические знания сложились в натурфилософии древних греков, т. е. в философском, умозрительном по своему существу, истолковании природы в ее целостности, что было характерно для философских школ Древней Греции - милетской, пифагорейской и др. Что же касается средневековья, то оно не прибавило существенно нового в географических представлениях, и поэтому характеристику географии древнего мира и средних веков мы рассматриваем в рамках одной главы. В древнем мире удалось накопить так мало истинного знания, что один человек еще мог охватить весь его объем. Хотя подобие специализации по географии, истории, математике и т. д. и было, все знание достаточно полно контролировалось здравым смыслом, логикой и натурфилософией. Области знания еще не задавались вопросом об объектах и предметах исследования. В лучшем случае предпринимались попытки определения целей и задач, а также и адреса (Птолемей, Страбон). Тем не менее уже в трудах древнегреческих ученых были заложены истоки многих современных направлений географии.



Стремление знать свое пространственное окружение для человека изначально.

Поэтому не случайно то, что первым из этих направлений сформировалось страноведение: описание примечательных особенностей природы, богатств, ремесел, народов и их обычаев, размеров и расстояний. В древнегреческой письменной литературе первыми страноведческими документами явились периплы - описания берегов, периэгезы -описания суши, периоды - объезды земли. С обобщением всех известных в Милете1 подобных сочинений выступил Гекатей (ок. 546 - 480 до н. э.) в произведении "Периоды". Кроме ранее выделенных древними авторами Европы и Азии, Гекатей стал выделять и Ливию (Африку), т. е. уже в столь отдаленные времена производилось естественное расчленение земной поверхности. Историк географии Дж. О. Томсон писал, что в работе Гекатея проявляется "известный научный интерес к климату, обычаям, флоре и фауне, так что она стоит того, чтобы ее назвать общей географией, первой географией, о которой нам что-либо известно".

Наиболее древним сочинением по страноведению, из сохранившихся практически в полном объеме, является "История в девяти книгах" Геродота (490-424 гг. до н. э.). Геродот побывал во многих местах известного тогда мира и сделал описания городов и стран. Несмотря на негеографическое название, его сочинение является наиболее полным описанием географического характера, в котором, наряду с обычными страноведческими сведениями, содержится много этнографического материала. Кроме 1/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии того, Геродот проявил интерес к исторической географии: так, он, в частности, реконструировал берега дельты Нила, исходя из географического положения древних портовых городов, находившихся в его время вдали от моря.

Итогом географических знаний античности является сочинение Страбона (63/64 г. до н. э. - 23/24 г. н. э.)" География в 17 книгах". Несмотря на то, что в этом сочинении имеется изложение всех существовавших в то время направлений географии, точнее, истоков формирующихся направлений, его с полным основанием можно отнести к типу страноведческих произведений, хотя бы потому, что 83 % его объема отводится региональной характеристике стран и мест по природному, этническому или политическому принципу. При этом Страбон призывает к естественному делению территорий "по суставам, а не по целой кости". Так, Страбон предлагает деление Азии на две части по горной системе Тавр, которая разделяет бореальную Азию и средиземноморскую. В географических различиях между отдельными частями известного ему мира ученый видел большую роль широты места. Он писал, что, разделив обитаемый мир по кругам, параллельным экватору, ученые "могли бы показать изменения животных, растений и климатов, потому что одни из них принадлежат холодному, другие - жаркому".

Страбон дает полное страноведческое описание известной тогда обитаемой части Земли, хотя и исходит из множественности обитаемых миров на планете. В систему такого описания, как и в наши времена, входили природа, люди и хозяйство. Так что триединство подобного рода в страноведческих описаниях было заложено на заре географического знания.

Один из исследователей жизни и деятельности Страбона писал о нем:

"Малоазийский грек, живший на рубеже нашей эры, написал на склоне лет сочинение, которое, он надеялся, с пользой прочтут заинтересованные лица.

Современники не заметили этого произведения. Слава пришла через тысячу с лишним лет... В античные времена наиболее знаменитых деятелей нередко именовали по их "профессиям". Произносили: Поэт - и все понимали, что имеется в виду Гомер.

Говорили: Оратор - и было ясно, что речь идет о Цицероне.

Византийцы высоко оценили Страбона. Настолько, что могли не называть его имени имени ученого, за которым закрепилось авторитетное прозвище: ГЕОГРАФ".

Вторым направлением географии, которое зародилось в античное время, было землеведческое. В его рамках развивались идеи о фигуре Земли, тепловых поясах, соотношении суши и моря, разъяснялись причины многих природных явлений.

Основоположником этого направления стал Фалес из Милета (ок. 625 - ок. 547 гг. до н.э.), который является родоначальником всей античной философии и науки. Его идеи дошли до нас в упоминаниях других древних авторов. Известно, что основой всего земного бытия, всех природных явлений он считал воду в ее разных формах, а Землю представлял как остров, плавающий в огромном Мировом океане. Если исходить из того, что вода в виде осадков, стока и акваторий является важным географическим фактором, и на земном шаре большая часть поверхности занята Мировым океаном, то можно удивляться прозорливости древнего ученого. Поиски начала бытия, первоосновы, в последующем привели к формированию идей о сферах Земли.

Представители другой древнегреческой философской школы - пифагорейской, на острове Самос (вторая половина VI - V вв. до н. э.), ввели учение о центральном огне, который дает жизнь всему космосу и удерживает его от разрушения. Один из 2/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии пифагорейцев, Парменид, выдвинул идею о шарообразности Земли, не приводя никаких доказательств, что вообще было характерно для древнегреческих мыслителей до Аристотеля.

На основе этого предположения Парменида Эвдокс Книдский (около 408 г. - ок. 355 г.

до н.э.) обосновал идею о климатических поясах. При этом он учел возрастающий наклон падения солнечных лучей на земную поверхность по мере возрастания широты ("климат" в переводе с греческого означает "наклон"). Именно Эвдокс представил доказательства шарообразности Земли: изменение высоты звезд над горизонтом при движении на север, форма тени Земли при лунных затмениях. Он также ввел понятие "горизонт" для измерения высоты небесных светил.

Эвдокс впервые установил тепловые пояса Земли, определив их примерное соотношение: жаркого - 8 частей, умеренных - по 5 частей и холодных - по 6 частей на каждом полушарии. Полагают также, что он сделал попытку измерения окружности Земли, получив значительно завышенный результат - от 63000 до 70400 км, в зависимости от принятой единицы длины. Имеется также предположение о том, что Эвдокс впервые применил гномон для определения широтного положения географических объектов.

С обобщением всего древнегреческого землеведения выступил Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). У него вполне оформилась идея о геосферах: "Из четырех тел, то есть огня, воздуха, воды и земли, огонь занимает верхнее положение, а земля нижнее, два других тела соотносятся подобным образом, а именно, воздух ближе всех других к огню, а вода к земле". Ему также принадлежит мысль о едином Океане.

Аристотель систематизировал взгляды своих предшественников относительно тепловых поясов, происхождении и господствующих направлениях ветров. Он много рассуждал о причинах землетрясений, писал об изменениях климата и границ суши и моря во времени. При этом, в отличие от предшественников, Аристотель предпочитал рассуждения, опирающиеся на факты, Примечательно, например, следующее: "Не менее смехотворно, если кто-нибудь, утверждая, как Эмпедокл, что море - это пот земли, полагает, что изрек нечто мудрое. Такое выражение может, пожалуй, удовлетворить нас в поэзии..., но мы не можем довольствоваться им в познании природы".

Основываясь на фактах, он развил идею Эвдокса о шарообразности земли. Что касается обитаемых миров, Ойкумены и Антиподов, то Аристотель полагал их протянувшимися вокруг Земли поясами, которые прерываются водными пространствами.

Он стоял на точке зрения необитаемости жаркого пояса.

В трудах Аристотеля, особенно в работе "Метеорологика", можно найти и другие вопросы, относящиеся к компетенции общего землеведения. Поэтому вполне обоснованно его можно считать основоположником землеведческого направления географии. Последующие за ним греческие и римские ученые, а также ученые эпохи Возрождения в области общего землеведения преимущественно занимались комментариями Аристотеля, соглашались или спорили с ним. Отношение к Аристотелю долгое время характеризовало научное направление ученого, занимающегося естественными науками.

В истории географической науки карта всегда занимала значительное, исключительно важное место, ибо представляла собой жестко фиксированную форму географического знания. Создание первой карты в масштабе по традиции приписывается ученику Фалеса 3/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии Анаксимандру (около 610 г. - после 547 г. до н. э.), автору первого философского сочинения на греческом языке "О природе", создателю геоцентрической модели космоса. Карта Анаксимандра была выдержана по сторонам горизонта, но она не дошла до нас. Историческая молва (недокументированное сведение) гласит о том, что бронзовую копию с этой карты милет-цы отправили в Спарту в виде обоснования просьбы о помощи в борьбе с персами, но спартанцы нашли Персию весьма далекой, чтобы о ней беспокоиться.

Вообще же картоподобные рисунки характерны для всех народов на любом уровне цивилизации. Так, пиктографические "карты" шумеров дошли до наших дней с третьего тысячелетия до нашей эры.

Но все эти и другие картоподобные творения не имели научной основы. Карта, чтобы быть правильным отображением реальности, должна опираться на математические построения. Поэтому подлинным основоположником математико-картографического направления географии следует считать Эратосфена Киренского (около 276 - 194 гг. до н.э.), заложившего основы математической географии. В своей работе "Географические записки", известной нам только по изложению Страбона, он впервые вводит термин "география" взамен прежних периплов, периэгезов и периодов. Он же впервые указал возможность достижения Индии западным путем от Пиренейского полуострова. Однако наиболее важно то, что Эратосфен сделал очень близкое к современному (по полученным результатам) измерение длины дуги меридиана.

При этом он исходил из того, что в день летнего солнцестояния в Сиене не бывает тени - Солнце отражается в глубоком колодце. В этот день он измерил высоту Солнца над горизонтом и тень от длинной колонны во дворе Александрийского музея (в египетском городе Александрия). Определив таким образом, что дуга между этими городами составляет 1/50 часть меридиана (круг тогда делили на 60 частей), он умножил расстояние между городами на 50 и получил 252 тыс. стадий или 39690 км, что отличается всего на 319 км от современных измерений. Узнав длину меридиана, Эратосфен дал количественную оценку размеров Ойкумены и необитаемых частей Земли. Он же впервые применил термины "широта" и "долгота", так как эти понятия связаны с длиной и шириной Ойкумены и других частей земной поверхности. При построении карты он использовал 7 параллелей и перпендикулярные им меридианы.

Значительный вклад в формирование математико-географического направления внес Гиппарх (190-126 гг. до н.э.), заменивший Эратосфена на должности главного хранителя Александрийского музея. Он применил заимствованное от ассирийцев деление круга на 360 градусов, что позволило ему предложить построение карт по сеткам параллелей и меридианов. Гиппарх также разработал стереографическую и ортографическую картографические проекции, изобрел астролябию (для измерения широты места), при помощи которой стало возможным измерять высоту Полярной звезды. Кроме того, он показал возможность измерения долготы путем фиксирования местного времени при начале затмения Луны. Однако этот способ не был использован ни им самим, ни другими учеными на протяжении тысячелетия.

Следует отметить новое измерение окружности Земли Посидонием (135-51 гг. до н. э.), которое дало 28400 км. При этом расстояние между Пиренейским полуостровом и Индией получилось не более 11 тыс. км, что сыграло положительную роль во время Великих географических открытий. Посидоний одним из первых выступил с идеей 4/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии обитаемости экваториальной полосы, оспаривая тем самым мнение Аристотеля.

Вершиной картографической мысли античного периода является работа Клавдия Птолемея (около 90-168 гг.) "Руководство по географии в 8 книгах". Птолемей подошел к географии с астрономических позиций, предприняв наиболее грандиозную попытку нанести известный ему мир на карту. Он изобрел коническую и псевдоконическую проекции; в семи книгах дал материал для построения карт, описав 6000 географических мест. Для 400 мест из них были определены широты. Координаты других пунктов были измерены днями пути, что и привело к неизбежным искажениям. В одной книге Птолемей дает определение задач географии и ее подразделение. Под географией он подразумевал линейное изображение земель для лучшего их обозрения.

Качественную характеристику отдельных частей земной поверхности он назвал хорографией, а искусство создания карт-топографией.

К "Руководству..." Птолемея было приложено 27 карт (в последующих изданиях до 64, но авторство Птолемея оспаривается). Это была первая серия карт, которая получила затем нарицательное имя "птолемей".

Идея изменений земной поверхности также принадлежит к старейшим достижениям человеческой мысли (Гераклит, 530 - 470 годы до н.э.). Во времена Пифагора и Аристотеля (VI - IV вв. до н.э.) появляются первые представления о динамике природы земной поверхности, высказываются суждения о непостоянстве положения и конфигурации береговой линии моря, изменении рельефа и т. д. Учение Аристотеля получает широкое распространение и дальнейшее развитие в работах Ксенофана (VI -V вв. до н. э.), Фукидида (V в. до н. э.), Омара Аалема (X в.), Бируни (XI в.), Ибн Сины (XI в.) и др. В их трудах можно найти попытки истолковать события далекого прошлого как в мифологии, так и в области исследования строения и развития Земли методом сравнительного изучения, при котором события современности служат аналогами древних.

Прообразом современного экологического направления в географии является географический детерминизм ученых древнего мира. Так, мысли о природной детерминации (обусловленности) происхождения и бытия человека, вероятно, проистекают из материализма Демокрита (460-370 гг. до н. э.), который писал о влиянии окружающей среды, особенно климата, на весь органический мир, включая и человека.

Наибольшее развитие это направление получило в работе "О воздухах, водах и местностях" Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), названной не без основания трактатом по медицинской экологии13, поскольку здесь рассматривается влияние природных условий на человеческий организм.

Гиппократ, восприняв идею Геродота о трех поясах Земли, - холодном, умеренном и жарком, - приспособил ее к объяснению темпераментов, обычаев и общественного бытия народов. Так, Гиппократ пишет о том, что в холодной Скифии люди "угнетаются" холодом и поэтому прозябают в дикости, обладают вспыльчивым характером. В жарком же Египте у людей более цветущий вид, здесь более развиты искусства, но люди ввиду изнеженности благоприятным климатом слабовольны.

Оптимальные условия с сезонными перепадами, которые будят ум и возбуждают к действию, имеются в средней полосе, а именно в областях обитания греков. Кроме таких 5/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии "глобальных" обобщений, у Гиппократа имеются ценные медико-экологические наблюдения и рассуждения о влиянии погоды, свойств вод на здоровье и состояние духа человека.

О взаимодействии хозяйственной деятельности человека и природы оригинально рассуждал Платон (423 - 348 гг. до н.э.). Он отмечал, что под влиянием скотоводства плодородные земли Аттики с лесами превратились в голый остов суши, по которой вода, не задерживаясь, стекает по оголенной земле.

Развивая мысли своего учителя и своих предшественников в этом направлении, Аристотель разработал некоторое подобие концепции о различной пригодности земель для жизни в зависимости от природных условий. Но и он не избежал "традиционных" для той эпохи стереотипов: писал о свободолюбии и храбрости народов холодных стран Севера и Запада, о мудрости народов жаркого Востока и о сочетании всех этих качеств в греках.

Таким образом, частью умозрительно, частью эмпирически и математически обоснованно, древние натурфилософы и географы заложили основы главных современных направлений естественнонаучной ветви географии: страноведения, общего землеведения, картографии и экологического направления. Однако их системы взглядов, тесно связанные с историей и народоведением, имели гуманитарный характер, и поэтому в их трудах можно находить мысли, относящиеся и к обществоведческой ветви географии. В целом же две важнейшие концепции географии - единство природы, людей и хозяйства; изменение ситуации от места к месту - были верно уловлены древними учеными.

Человечество начало овладевать географическими знаниями с глубокой древности, очевидно еще до возникновения рабовладельческого строя, так как без них невозможно ведение даже самого примитивного хозяйства.

При этом хотя у разных племен и народов географические представления и не были одинаковыми, все же в них можно видеть и некоторые важные общие черты. Племена и народы глубокой древности в центре мира мыслили место своего обитания, свою страну (точнее - местность обитания). Их конкретные географические знания отличались территориальной ограниченностью. Довольно хорошо зная территорию своего расселения и условия, в которых происходила борьба за существование, первобытные народы очень мало знали о местностях, расположенных за этими пределами.

Наблюдения над природой у первобытных народов сводились к установлению отдельных фактов, без выявления общего характера местностей. Поэтому в нашем, современном понимании они мало географичны. Происходящие в природе процессы воспринимались как действия богов и демонов. Вместе с тем древние люди еще до возникновения рабовладения уже имели запас знаний о камнях, растениях, животных, ветрах, морских течениях и т. д. Потребности хозяйственной жизни, товарообмен между отдельными племенами, завоевания и собирания дани - все это, как и многое другое, приводило к необходимости накопления конкретных знаний географического характера.

Известно, что еще бродячие охотники рисовали грубые, но довольно точные картосхемы. Составлять карты и совершать далекие плавания, руководствуясь звездами, умели древние викинги и полинезийцы, хорошо изучившие морские течения, пассатные ветры и очертания берегов. Известны нарисованные на коже карты, распространенные у индейцев Лабрадора, береговые карты эскимосов и т. д. Таким образом, география, как и любая другая наука, возникла в результате практических потребностей, и возникла из частностей.

Изучая историю географии, нельзя пройти мимо периода ее развития внутри древнего общества, так как уже в то время были выдвинуты принципы, которые легли в основу современной географии.

Заметный скачок в развитии географии произошел в рабовладельческую эпоху потому, что именно при рабовладельческом строе произошло резкое размежевание между физическим и умственным трудом, возникло профессиональное и четко определилось территориальное разделение труда.

В самых древних рабовладельческих государствах можно видеть значительное развитие географии. В Египте, например, пользовались картами не менее чем за 1300 лет до нашей эры. Умели чертить карты и древние жители рабовладельческой Мексики задолго до появления на американском континенте первых европейцев. В древнем Китае география наряду с историей может быть названа одной из наиболее ранних отраслей знания. Она развивалась там в силу практических потребностей, связанных прежде всего с развитием ирригации. Древнейшее земледелие в долинах некоторых китайских рек, где позже сформировались феодальные государства, было бы невозможно, если бы население этих долин не обладало некоторой суммой географических знаний. Наконец, что для нас в данной работе особенно важно отметить, в рабовладельческую эпоху возникают первые космогонические учения, хотя и развивавшиеся в системе натурфилософских представлений, но тем не менее содержавшие в себе зародыши и географической науки как особой области человеческих знаний. С этого времени начинается теоретическое осмысливание географических явлений.

В ряде стран рабовладельческого мира (в Египте, Вавилоне, Индии, Китае и т. д.) все чаще предпринимаются попытки научного осознания окружающего человеческое общество мира. Делаются попытки создать научные представления о Земле и ее поверхности, причем многие философы исходили из гипотез о существовании материальной первоосновы, хотя и понимаемой весьма наивно (если к этим гипотезам относиться с точки зрения современной науки).

Первые теоретические представления географического характера развивались внутри космогонических, нередко материалистических в своей основе гипотез, содержавшихся в учениях философов рабовладельческого общества. Начавшаяся с самой глубокой древности борьба между материализмом и идеализмом отражалась на состоянии знаний о Земле, на состоянии географических представлений.