Система школьного образования в финляндии. Финское образование лучшее в мире? Школьная система образования даёт детям мощный старт

Финское образование занимает лучшие позиции во всемирных рейтингах. Более того, согласно исследованиям международной организации PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Также финские школьники признаны самыми читающими детьми планеты и еще заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е - по математике.

Но загадка такого высокого результат становиться еще более сложной, ведь согласно тем же исследованиям, финские дети проводят в школе наименьшее количество времени, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

Учебный год в Финляндии начинается в августе, а не сентябре, с 8 по 16 на усмотрение каждой конкретной школы. Заканчивается учеба в конце мая. Дети учатся пять дней в неделю, только в дневное время и в пятницу сокращенный учебный день. Что касается каникул, то здесь есть 3-4 дня отдыха осенью, две недели рождественских каникул, весной дети отдыхают неделю на «лыжных» каникулах и неделю на Пасху.

Особенности учебы в финской школе

1. Равенство во всем. Здесь не существует лучших или худших школ, учеников, учителей, родителей, предметов. В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой - 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы - государственные, есть десяток частно-государственных. Также здесь есть детские садики, школы, университеты на различных международных языках.

2. Предметы в школе тоже считаются одинаково важными. Учителя не имеют доступа к информации о социальном статусе и профессии родителей. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

3. Здесь все дети считаются особенными, как гениальные, так и те, кто отстает. Они все учатся вместе, и никого не выделяют. Дети-инвалиды обучаются в общих классах вместе со всеми, при обычной школе могут быть созданы классы для деток с дефектом органом слуха и зрения.

Учителя так же все равны между собой и не выделяют никаких «любимчиков» или «свой класс». Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро - помощник, до 5 000 - учитель-предметник).

4. Здесь действует «принцип уважительного отношения к ученику» , поэтому ребенку с первого класса объясняют его права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику.

5. Школы в Финляндии абсолютно бесплатны. Более того, бесплатны также обеды, экскурсии, проезд на школьном такси, учебники, канцелярия, техника и даже планшеты.

6. Каждый ребенок в финской школе учится по индивидуальному учебному плану. У каждого ребенка свои учебники, количество и сложность заданий, упражнения и тд. На одном уроке дети выполняют каждый «свои» задачи и оценивается индивидуально, здесь запрещено сравнивать детей между собой.

7. Детей готовят к жизни, а не экзаменам. В финских школах учат только тому, что пригодится в жизни. Дети не изучают принцип устройства доменной печи, зато могут сами сделать сайт-визитку, посчитать процент налога на наследство или заработной платы в будущем, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности . Экзаменов здесь нет, есть несколько тестов, но к ним не относятся слишком серьезно.

8. Абсолютное доверие. Здесь нет никаких проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране - единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

9. Добровольное обучение . Здесь учиться никого не обязывают и не заставляют. Учителя постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

10. Самостоятельность во всем. Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни.

Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания . Новых тем учитель не рассказывает - все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором - привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем .

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.

По материалам Натальи Киреевой, terve.su

С тех пор как я приехала в страну тысячи озер я постоянно слышу от местных жителей, что у них лучшее в мире образование. Постоянно хотелось спросить: «Кто это решил?». Мне это заявление слегка напоминает слоган: «Корм для собак становится вкуснее и вкуснее!»…. А кто это решает, сами собаки, или люди пробуют каков он на вкус? Итак….. Образование.

Начну с того, что я работаю учителем, поэтому не просто вилами по воде вожу и теоретически предполагаю что и как происходит в финских школах, а знаю систему изнутри. Сразу хочу предупредить, что мнение свое я никому абсолютно не навязываю, это мой личный взгляд на вещи, я не соц.бюро, не провожу опросы, не сопоставляю таблицы, не записываю данные исследований.

Слышали когда-нибудь от знакомых, или бабушек и дедушек, что надо было ребенка отдать учиться в Россию, там бы из него сделали человека. А то в вашей Финляндии ничему не научится, загубили умную голову!!! Я слышала… что же на деле?

1. Образование в Финляндии я не считаю лучшим. Оно среднее. Однако огромным плюсом является то, что оно реально приближено к жизни. Я со времен своей школы помню как пыталась справиться с физикой и химией, хотя была отличницей, но просто абстрактные формулы гуманитарию давались очень тяжело. В Финляндии очень широко используются принципы Дьюи, учимся на практике и играя. Тут дети не просто учат что такое плотность предметов, а пытаются понять почему камень, например весит меньше в воде. Они не тупо зазубривают от чего зависит скорость маятника, а на уроках физики проводят эксперименты и сами записывают полученные результаты.

2. Программа не является сверхъестественной, но когда приезжают ребята из России, при том, что учатся они, судя по описаниям их родителей и их самих с утра до вечера, и с вечера до утра, уровень знаний оказывается одинаковым. Значит что то здесь работает лучше, чем в России, раз с меньшим количеством прилагаемых усилий удается добиться такого же результата.

3. Из плохого: сужу только по своим детям, плохо развивают память. В начальной школе, когда дети впитывают все как губка, можно и нужно задавать на дом учить стихи наизусть. Ну правда, очень хорошо для дальнейшего процесса, чтобы ребенок хорошо все запоминал.

4. Очень разнородный преподавательский состав. И в России, конечно это есть, но здесь просто бывают неконтролируемые кадры. Моей дочери очень не повезло в начальной школе. Учительница так кричала, что ее боялись переспросить. В результате пришлось в скайпе брать дополнительного учителя по нескольким предметам, а также к 5 классу мы заработали нервный срыв, попали в больницу с жуткими головными болями, отнялись ноги, и некоторое время после этого наблюдались у невропатолога. Мы перевелись в другую школу... Там картинка изменилась до с точностью наоборот. Учительница настолько не справлялась с классом, что вместо того, чтобы учить детей, пол урока снимала их с парт. И ничего особо не сделать. Если у учителя «virka», то его не сдвинуть. Профсоюз очень сильный и все в результате сводится к вашим словам, против слов учителя. Поверьте, вы проиграете в этом сражении (бывают учителя с диагнозом… у нас в одной из школ, в начальных классах есть учительница с диагнозом шизофрения.юю ничего, пару недель осенью, пару весной отдыхает, а остальное время бодрячком).

При этом есть огромное количество профессионалов своего дела, действительно учителей от Бога, у которых надо учиться вести уроки, держать внимание учеников.

5. Учитель на замену. Наверняка ваши дети, если они учатся в школе, рассказывали, что у них сегодня был замещающий. А вы знаете, что для того, чтобы замещать в школе не нужно специальное образование. Меня сначала удивляли рассказы о том, что мы смотрели фильм, мы ничего не делали, замещающий же был. Теперь я знаю. Задача учителя на замену не учить, а следить за тем, чтобы физически все сохранились в первозданном виде… расшифрую: чтобы дети друг друга не переубивали. Провести пару уроков это отличный способ подработки для студентов, или только что закончивших 11 класс.

6. С точки зрения работы учителя очень напрягает полное отсутсвие субординации учитель-ученик. Причем то ли от избыточного желания получить ваше внимание, то ли по глупости, многие стараются говорить явные пошлости, или ругаться матом, вполне даже по-русски, если знают что ты русский (а это тяжело спрятать).

7. Однако мне нравится, что в Финляндии равные шансы на одинаковое образование у всех. В России уж слишком явное нынче разделение на элитные школы и простые, в рабочих районах. Есть деньги, есть хорошие учителя, возможности, учебники. Нет, ну на нет и суда нет. В Финляндии все могут подняться до той ступени образования, до которой захотят… Все что для этого надо, это приложить немного усилий. Поступление в университет обычно не составляет большого труда… Для этого не нужен блат, деньги и знакомства. Все что нужно, немного подготовиться.

8. Финны очень гордятся тем, что в их стране есть возможность учиться всю жизнь. Можно получить сто профессий. Не подошла одна, иди переучивайся. За партой сидят разновозрастные ученики и это норма. Могу только из своего опыта учебы в высших учебных заведениях сказать, что все более расслабленно. Нам, после учебы в России, (я, кстати до сих пор вижу кошмары по ночам, что завтра экзамен), очень тяжело понять, как так учиться то можно.

9. Финское образование очень адаптировано. Если ребенок отстает, его не отправляют в специальную школу, они есть, но их мало, в основном стараются построить процесс так, чтобы все учились вместе. А если кто-то не понимает чего-то по одному предмету, именно этим предметам по упрощенным книгам с ним занимаются специальные преподаватели. Остальное же время он находится в классе.

10. Кстати, еще одна интересная находка финской школы, система отсидок. Если ты провинился, грубо разговаривал с учителем, мешал на уроке окружающим, ты получаешь штрафной час, или отсидку. Для молодых час их жизни это очень много, поэтому это серьезное наказание. С педагогической точки зрения мне не очень понятно почему надо час сидеть молча и ничего не делать. Более продуктивно было бы выдать дополнительные задания, например, можно было бы отсиживать с пользой для головы)))) Нет, просто сидят……

11. Очень хорошо работают школьные психологи. Чаще всего в каждой школе есть свой, штатный психолог. Если ребенок провинился, с ним проводят беседу. Там обычно разбирается каждый конкретный случай. Дальше вашему чаду предложат рассказать о случившемся родителям дома (кстати, эта часть чаще всего бывает самой сложной для подростка). А потом еще позвонит учитель, уточнит, что вы в курсе, и что дома тоже ситуация будет проговариваться.

Подведу итог. Думаю финское образование далеко не лучшее в мире. Но оно одно из самых приближенных к реальной жизни. Дети здесь учатся без стресса, у них много свободного времени после школы, которое можно потратить на различные секции или просто на общение с друзьями, при этом кто хочет, тот учится и знает. Идиотами финских подростков точно не назовешь. Развитые, веселые ребята. Не всегда с ними просто, но однозначно всегда зажигательно и интересно.

С любовью из Финляндии,
Alina Suomalainen

С недавних пор скандинавские страны стали приоритетными для получения как среднего, так и высшего образования среди детей и их родителей, а так же абитуриентов из СНГ. Одна из таких стран с большим количеством возможностей для обучения — Финляндия. Многих будущих студентов и учеников волнует вопрос — какая система образования в Финляндии и насколько она доступна?

Ступени

Образовательная система Финляндии состоит из трех ступеней:

  • Начальное образование – подразумевает под собою прохождение дошкольного и школьного учреждения;
  • Вторая ступень – училище или колледж;
  • Высшее образование – прохождение институтов и университетов.

Начальное образование

Дошкольное образование в Финляндии начинается только тогда, когда ребенку исполняется 6 лет. Дети в игровой форме обучаются всем необходимым навыкам, которые потребуются им в школе.

Настоящая же учеба начинается с 7 лет, когда дети отправляются в начальную школу, либо лицей. Если говорить о государственном стандарте, то школьное образование в стране бесплатное, причём для иностранных граждан тоже. Питание здесь также бесплатное, учебный год начинается с августа.
С 3-его класса начинается активное изучение английского языка, а затем по желанию можно выбрать факультативные занятия по изучению второго иностранного языка.

Процесс обучения в общеобразовательной школе длится 9 лет. Система оценивая учеников 10-балльная.

Обучение детей в Финляндии длится по времени столько же, сколько у других современных европейских стран. По этой причине многие российские родители стремятся дать своим детям образование за рубежом, что обусловлено его доступностью, престижностью. Невозможно оставлять без внимания и профессиональную работу высококлассных специалистов.

Видео о дошкольном образовании в Финляндии

Вторая ступень обучения

После того как ученик Финляндии получит основное образование в школе, он может действовать согласно своему выбору: пройти получение профессионального образования и далее работать по специальности или учиться в колледже/гимназии. Первый случай подразумевает посещение для обучения специализированных ПТУ или школ, во втором понадобится максимум усилий, так как обучение сложное. Отбор в ПТУ проходит на основе успеваемости школьника. После профессионального училища, обучение в котором длится от года до четырех лет, можно отправляться работать по специальности.

После обучения в гимназии или колледже необходимо сдать государственные экзамены по финскому языку (либо шведскому), второму государственному языку Финляндии, по выбранному иностранному языку, а так же по математике или гуманитарной дисциплине (на выбор).

Видео о школьном образовании в Финляндии

Система профессионального образования

Высшее образование

В Финляндии имеется два варианта получения высшего образования. Это вузы и университеты, и высшие профессиональные школы. Университеты, специальные институты, число подобных заведений насчитывает порядка 20. Университеты больше сориентированы на научные и исследовательские работы, а вот высшие школы больший упор делают на связь хозяйственной и деловой жизнью определенного региона. Высшие школы больше подходят тем, кто желает получить в Финляндии европейский диплом. Преподавание осуществляется на шведском и финском языках, но есть международные программы, что с каждым годом набирают обороты своего развития. В целом система высшего образования в Финляндии является простой доступной каждому, так что отправиться за поисками европейского качества знаний можно легко.

Финское образование для русских

В Финляндии имеется школа при посольстве России, она даст детям отличное образование, поможет реализоваться. Данная школа имеет свою богатую историю, традиции, они помогут воплотить мечты детей в жизнь.
Школа является отличным центром воспитания детей любого возраста, служит отличным вариантом для полноценного развития. Это начальная школа в Финляндии, где детей обучают развитию, основам знаний. Помимо этого, иностранные граждане из России могут получить среднее и высшее образование в Финляндии.

Для детей на каникулах

Помимо всех представленных возможностей здесь имеется достойная система образования для детей на каникулах.

С детьми школьного возраста, не зависимо от того, являются они учениками средней школы Финляндии или же просто приехали на каникулы, будут работать только высококлассные профессионалы.
Вся программа обучения согласовывается с российской программой, многие финские учебные учреждения предлагают дополнительные курсы для детей, на которых можно подтянуть или начать учить с нуля финский язык. Старшие дети могут посетить и колледж в Финляндии, где они узнают много нового и интересного, а младшее поколение посетит специальную школу с интересными дополнительными занятиями, которые им понравятся.

Бесплатное высшее образование

Для поступления придётся сдавать экзамены, иметь при этом достаточно высокий проходной балл из-за конкурса. Помимо того, можно попробовать обучение по программе на английском языке, многие из которых бесплатны. Для того, чтобы обучаться по такой программе, нужно предоставить свой аттестат, и чем выше в нем балл, тем лучше. Так же необходимо подтвердить наличие финансовых средств, чтобы проживать в стране. И, конечно, вы должны владеть английским языком.
Помимо высшего образования можно найти некоторые колледжи в Финляндии для русских, где можно получить все необходимые знания бесплатно — базовые, дополнительные, что позволит каждому студенту найти своё место и радоваться полученным знаниям.

Школьное образование

Финская система школьного образования лидирует в европейских рейтингах последние 16 лет. Когда в начале XXI века Финляндия превратилась в мирового лидера в области школьного образования, это стало неожиданностью и для всего мира, и для самих финнов. Сейчас средний балл финских старшеклассников по чтению, математике и научной грамотности — один из самых высоких среди стран-участниц PISA

В Финляндии сумели провести реформы образования, результатом которых, по мнению многих, стала «школа будущего». Там произвольно комбинируют предметы и пропагандируют «расслабленную концентрацию внимания». Никакого принуждения, только стимулирование тяги к знаниям. Ева Резван рассказывает об одной из самых модных и обсуждаемых систем среднего образования в мире.

Еще тридцать лет назад система образования Финляндии была не просто отстающей, но и вовсе не рассматривалась как нечто достойное внимания. Сегодня это одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Ее изучают, ей следуют. Ее даже почти не критикуют, что случается крайне редко в нашем беспокойном информационном пространстве, ведь вся критика легко разбивается о высочайшие показатели авторитетных рейтингов. Почти десять лет Финляндия занимала лидирующие позиции в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).

Даже радикально настроенные оппоненты финской образовательной системы признают, что ее главное преимущество состоит в том, что она relaxed («расслабленная»). Правда, дальше они добавляют, что главный недостаток ее же в том, что она too relaxed («слишком расслабленная»). Парадоксально, но для того, чтобы добиться ощутимых успехов в реформе образования, Финляндия применила мудрость, заимствованную из культуры своего идейного антипода — Китая. В восточных единоборствах есть понятие «расслабленная концентрация внимания».

Это значит, что для достижения максимальной эффективности, человек не должен быть напряжен. Ведь напряжение — это стресс, когда ресурсы организма направлены не на развитие, а на выживание

Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, — вот отправная точка финского успеха. Психологическая безопасность, создание возможностей и штучное отношение к индивидуальности открывают в детях поразительный потенциал, который в масштабах нации дает удивительные результаты.

Однако внутри страны эйфорию разделяют не полностью. Местные считают всемирные дифирамбы, восхваляющие финскую школу, правомерными примерно на 75%. Определяющая цель финской системы — обязательно довести всех до среднего уровня. И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим.

Если вы помните, в советской школе двойки в качестве итоговой оценки были исключением. Но не потому, что учителя были такими добрыми и внимательными, а потому что им не хотелось портить отчетность. Здесь фактор отчетности не так важен, но в систему заложен определенный средний уровень, и если ребенок не успевает, делается все, чтобы ему помочь. Организуют дополнительные занятия, помогают с домашней работой. В общем, всеми силами дотягивают слабенького до среднего уровня.

Однако если ребенок выше среднего уровня, умный, способный и учеба ему дается легко, то здесь и выплывают 25%, которые условно относятся к недостаткам системы. Одаренный ребенок, как правило, получает недостаточную нагрузку. Его потенциал оказывается невостребованным, и дальнейшее развитие уже находится полностью в компетенции родителей. В столице и крупных городах детям, планирующим карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимают репетиторов для подготовки к поступлению в вузы.

Среднего школьного уровня далеко не достаточно, чтобы претендовать на высшее образование, и родителям приходится организовывать дополнительные занятия самостоятельно

Кстати, стоимость таких занятий совсем недешевая — средняя цена часа с репетитором составляет 40-60 евро. Тут же проявляется еще одно достоинство финской школы (да и государства в целом): проблемы не замалчиваются. Сейчас идет широкая дискуссия о том, как можно улучшить ситуацию. Причем учителя на местах не ждут готовых решений «лучших умов», чтобы потом взять под козырек и приступить к исполнению. Поскольку финский учитель обладает достаточной свободой в выборе методики преподавания, корректировка начинается практически сразу, как выявляется проблема.

Успешная модель не была бы таковой, не имей она своеобразного системного подхода к решению непростых задач. Вместо того чтобы загрузить способных учеников до потери пульса, как сделали бы, например, в Китаеили Южной Корее, школа «переформатирует» учебные предметы таким образом, чтобы стимулировать самостоятельную познавательную активность детей.

Прежде всего, учебный день перестают делить на уроки. Жесткая схема, когда 45 минут отводятся на, допустим, математику, следующие — на родной язык и так далее, заменяется единым обучающим пространством.

У учителя есть план того, чему он должен научить детей. Но как именно он это сделает, педагог выбирает сам, произвольно комбинируя предметы

Природоведение легко может объединиться с родным языком или литературой. Тут же могут быть сделаны акценты на математику и искусство. Таким образом, давление на школьника уменьшается. Зато происходит вовлечение в миросозерцание, развитие умственных способностей и умения думать комплексно.

Эта практика уже сегодня широко используется в начальной школе. Параллельно обсуждается идея применять ее и в старших классах. Собственно, таким образом достигается ненасильственная диверсификация учеников согласно их способностям и возможностям. Не принудительным делением на сильные и посредственные группы, а путем создания возможностей, когда пытливый ум сам в состоянии взять столько знаний, сколько ему нужно.

Модель, в которой не нужно применять сверхусилий для достижения результата, не всегда понятна тем, кто вырос в иной системе координат. «Боже, какой ужас!» — вот характерное впечатление от школы русских родителей, живущих в Финляндии. Даже выдающиеся результаты на всемирных школьных Олимпиадах не могут конкурировать со сложившимся мировоззрением.

Анна Данцева, мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании

В Советском Союзе был такой слоган: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим». В Америке он звучит иначе: «Не можешь — твоя проблема, не хочешь — твоя проблема». А для Финляндии актуальное третье прочтение: «Не можешь — научим, не хочешь — твоя проблема». Вот это желание учиться, отданное на откуп самому ребенку, и есть самое сложное для принятия взрослыми. Мне, честно говоря, совершенно непонятно, каким образом у меня дети ухитряются учиться. Домашних заданий не так много. Но ребята отлично ориентируются в школьных предметах, плюс еще находят время на спорт и иностранные языки.

Иностранные языки в финской школе начинают учить с третьего класса. Каждый ученик может выбрать язык на свое усмотрение. Но чтобы обучение началось, должна набраться группа не менее 12 человек. Самыми распространенные, как и везде, английский, немецкий и французский. Если первым языком выбран не английский, то в четвертом классе его нужно будет учить уже принудительно.

Вообще, английский не считается таким уж «иностранным»: Финляндия занимает 7-е место в мире по уровню владения английским языком среди неанглоязычных стран

Многие директора школ настраивают родителей, что английский — это второй родной язык. Или даже третий, потому что в шестом классе начинается обязательное изучение шведского языка. Финляндия считается страной двуязычной, хотя шведский язык — родной лишь для 6% населения.

В восьмом классе можно взять еще один язык. Тут школьники обычно выбирают испанский, русский или китайский. Русский язык в последние годы набирает популярность: если раньше им владело около 3% финнов, то сейчас прослеживается тренд на увеличение числа изучающих его школьников.

Родной язык плюс четыре иностранных — вот набор, с которым покидает учебное заведение финский школьник

Конечно, не все смогут свободно рассуждать о литературе и философии на любом из выученных языков, но на бытовые темы разговор поддержать может каждый.

Анна Данцева, мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании

Для меня мистика, как они это учат. Для меня изучение языка — это бесконечная долбежка, отработка произношения, заучивание и повтор лексики. Здесь же я зубрежки вообще не вижу. И гораздо меньше упора на грамматику. Я даже не вижу, чтобы дети начинали учить язык с алфавита. Начинают с элементарных вещей, близких к твоей жизни. И в процессе как-то наращивается словарный запас. По моим наблюдениям, каждый следующий язык, по крайней мере в индоевропейской группе, дается все легче и легче.

Чтобы добиться таких потрясающих результатов, финская методика использует принцип познания родного языка младенцами. Ведь никому из родителей не приходит в голову учить новорожденного буквам или грамматике. Ребенок просто погружается в разговорную среду и в течение приблизительно двух лет осваивает устную речь. Примерно так же поступают и финские учителя, создавая прикладной контекст, который в ненавязчивой форме дает необходимые навыки. Кроме того, свою лепту в поразительное финское многоязычие вносит телевидение. Все программы и фильмы, как правило, не дублируются, а идут на языках оригинала.

Любая мировая система образования не живет в вакууме. Она, прежде всего, служит целям общества, в котором существует. Финская система на самом деле довольно прагматична и не тратит деньги на то, в чем не нуждается.

Если советская педагогика готовила всех поголовно «для Оксфорда», что до сих пор считается ностальгическим идеалом в нашей стране, то финская задача состоит в том, чтобы подготовить всех для профессиональной жизни.

Вряд ли кто-то вел подсчеты, но ни одна экономика не нуждается в большом количестве «Эйнштейнов»

Более того, специалистов высокого класса — врачей, ученых, юристов — нужно лишь определенное количество. А кассиры, продавцы, уборщики, сантехники и медсестры даже в постиндустриальном обществе востребованы гораздо больше. К тому же без этих специальностей цивилизованное общество быстро потеряет человеческий облик.

Для выживания социуму нужно разнообразие. Но для того, чтобы это разнообразие обеспечить, нет необходимости в поголовном высшем образовании. Зато есть необходимость в твердом интеллектуальном среднем уровне и грамотно привитых гуманистических ценностях. А также в возможностях достичь большего при наличии потенциала и желания. И это как раз то, что прекрасно обеспечивает финская модель.

Дошкольное образование

В Финляндии дети идут в школу только когда им исполняется семь лет. Но то, что происходит с ними до этого момента, — не менее важно. И нет, они не учатся читать, писать и решать уравнения. Они строят башни из кубиков и играют во дворе. На каких принципах строится финское дошкольное образование, выяснил редактор The Guardian Патрик Батлер .

Тесты PISA оценивают результаты школьного образования. Но работа над этими результатами начинается задолго до того, как дети поступают в первый класс.

Главное в раннем обучении в Финляндии — то, что оно начинается поздно. В финских детских садах акцент делают не на математику, чтение или письмо, а на творческие игры.

Дети не получают никакого формального образования, пока им не исполнится семь и они не пойдут в начальную школу. Это может удивить родителей, которые считают, что образование — это конкурентная гонка. «Мы считаем, что дети до семи лет не готовы к школе, — говорит Тина Марджониеми (Tiina Marjoniemi), глава детского центра Franzenia в Хельсинки. — Им нужно время, чтобы играть, бегать и прыгать. Это время для творчества».

Главная цель первых лет образования — здоровье и благополучие каждого ребёнка

В дошкольных центрах детей готовят к школе, но не в академическом смысле. Их учат общаться, дружить, уважать других, подходяще одеваться.

Можно подумать, что воспитатели в финских садах бездельничают: не учат детей читать и писать, а просто позволяют им играть сколько захочется. На самом деле нужно проделать большую работу, чтобы правильно организовать процесс игры. «Свободная игра» чередуется с играми под руководством воспитателя. Сотрудники центра наблюдают за тем, какие навыки дети проявляют, как развиваются. В детском саду Franzenia с детьми работают 44 сотрудника. В младшей группе (до трёх лет) — по одному взрослому на четырёх детей, в старшей — на семерых.

«На раннем этапе развития игра должна вовлечь ребёнка в процесс обучения, — говорит Дэвид Уайтбрэд, директор Центра по изучению игры в области образования, развития и обучения Кембриджского университета. — Однажды, увлёкшись заданием, которое ему нравится, будь это ролевая игра или сборка конструктора, он почувствует мотивацию совершенствоваться. Ему захочется в следующий раз справиться с более сложной задачей».

В детском саду ребёнок хочет построить более высокую башню, а в школе — написать диктант без ошибок

Во время игры ребёнку приходится быть внимательным и настойчивым, он учится принимать решения и справляться с проблемами. В четыре года эти навыки больше говорят о будущих академических успехах ребёнка, чем умение читать.

В Финляндии у каждого ребёнка есть законное право на качественное дошкольное образование. В Franzenia, как и в других детских садах, есть дети из семей с разным достатком. Максимальная плата — 290 € в месяц, для малообеспеченных семей — бесплатно. В дошкольные центры ходят 40% детей до трёх лет и 75% детей от трёх до пяти лет. В необязательный подготовительный класс при школе поступают 98% детей. Эта система сформировалась в 70-х годах, изначально — чтобы матери могли быстро вернуться к работе после рождения ребёнка. Сейчас детский сад стал важным элементом непрерывного образования. «Время, которое дети проводят в подготовительных центрах, концентрируясь на играх и социализации, — самые важные годы», — говорит Яаакко Сало, специальный советник Союза финских учителей (OAJ).

Идея о равенстве лежит в основе образовательной системы Финляндии. Финны убеждены, что их маленькая страна не может позволить себе неравенство или сегрегации в школе или здравоохранении. В Финляндии один из самых низких показателей детской бедности в Европе и один из самых высоких уровней благосостояния. «Цель состоит в том, что мы должны развиваться все вместе», — объясняет Гунилла Холм, профессор образования в Университете Хельсинки.

Финская система решительно противостояла модным течениям в образовании, принятым в развитых странах в 1980-90-х годах. Из соображений равенства здесь запрещены выбор школы, формальные экзамены (до 18 лет) и разделение по способностям. Гимназии отменили несколько десятилетий назад. В школах нет конкуренции, нет рейтингов, нет натаскивания на тесты. И родители дошкольников могут не беспокоиться о том, что их ребёнка не возьмут в школу, потому что он не успел до семи лет освоить чтение, математику и английский.

Российские родители очень рано начинают беспокоиться о том, попадёт ли ребёнок в хорошую школу и получит ли потом высокие баллы на ОГЭ и ЕГЭ, чтобы поступить в хороший вуз. В Финляндии различия в результатах образования между отдельными школами небольшие, и родители редко посылают своих детей дальше, чем в ближайшую общеобразовательную школу. Ученики, как правило, тоже нервничают меньше. Подход «качество, а не количество» означает, что школьные часы короче, а домашняя работа легче. Репетиторы после школы — очень редкое явление. В результате финские дети меньше устают и с радостью ходят в школу.

Удовольствие от процесса — единственная верная мотивация к учёбе.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Согласно исследованиям, финские школьники - одни из лучших учеников планеты. При этом они проводят в школе меньше времени, чем дети из других стран, а уроки делают максимум полчаса в день.

сайт рассказывает о том, в чем секрет финского образования, которым восхищается весь мир.

14. Все бесплатно

Финское образование - бесплатное . И все остальное - обеды, экскурсии, принадлежности для школы - тоже бесплатно. Если ученики живут дальше чем в 2 километрах от школы, их подвозит на уроки и домой школьный автобус. Все это оплачивает государство: на образование выделяется целых общего бюджета страны.

13. К каждому ученику индивидуальный подход

Здесь на одном уроке ученики могут выполнять разные по сложности задания - в зависимости от того, что им по силам. Дети с разными физическими и умственными способностями учатся вместе. Если ребенок не справляется, учителя организуют для него индивидуальные занятия. Дополнительно преподаются и другие предметы, например, родные языки для детей эмигрантов.

Считается, что школьник сам может выбрать, что для него полезнее: когда ему неинтересен урок, он может заниматься чем-то своим - читать книгу или шить.

12. Оценки сообщают только самому ученику

Оценочная система в Финляндии 10-балльная, но до 3-го класса в финской школе оценок не ставят. С 3-го по 7-й - оценки словесные: от «посредственно» до «отлично». Свои баллы знает только сам школьник. Ругать за оценки здесь не принято, они используются для того, чтобы мотивировать ребенка совершенствовать свои знания и корректировать его индивидуальный учебный план.

11. На уроки можно ходить даже в пижаме

В финских школах нет школьной формы. На уроки можно ходить в чем угодно: никаких требований к одежде не предъявляют. Часто дети не надевают в классе даже обувь и ходят в носках.

9. Домашних заданий очень мало

Финские учителя считают, что дети должны отдыхать и проводить время с родителями, а не за уроками. Домашние задания занимают немного времени и могут быть очень интересными: например, на уроке истории могут попросить взять интервью у бабушки, чтобы выяснить, какой была жизнь в 50-х годах, и найти отличия между тем временем и современной жизнью.

8. А экзаменов нет вообще

Финские учителя говорят: «Готовить нужно либо к жизни, либо к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в школах Финляндии нет. Учителя могут по своему усмотрению провести контрольную, но обязательным считается только стандартный тест в 16 лет, по окончании средней школы.

7. В некоторых финских школах отменили все предметы

Одно из новых направлений финской системы образования - изучение явлений вместо конкретных предметов (phenomenon based learning). Вместо уроков - 6-недельные «разделы», во время которых школьники изучают одну тему с разных сторон. Например, тема мигрантов изучается с точки зрения географии (откуда они приехали?), истории (что произошло перед этим?), культуры (какие у них традиции?). Дети сами придумывают вопросы и находят на них ответы.

Как бы ни было здорово учиться, все равно самое любимое время ребенка - перемена. Финские школьники после каждых 45 минут обучения отдыхают не менее 15 минут.