"Тени сизые смесились" (Тютчев): анализ стихотворения. Стихотворение «Тени сизые смесились…» Ф.И. Тютчева. Восприятие, толкование, оценка. История написания стихотворения

В стихотворении «Тени сизые смесились…» (Тютчев), анализ которого мы проведем, возникает картина ночной природы. Форма исповедального излияния способствует тому, что в каждой подробности очевидна специфика лирического восприятия. Темнота скрывает цвета предметов, в ночной тишине кажется, что звуки уснули, движение замерло, вся жизнь приостановила свой ход:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Однако это обманчивая видимость, в природе ничего не исчезает, хотя и может стать незримым, неслышным. Благодаря тому что чувства лирического героя становятся необыкновенно обостренными, изощренными, ему доступны и такие впечатления:

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Такая чуткость вызывает к нему доверие, и к выводам его размышлений хочется прислушиваться с повышенным вниманием.

Философская наполненность характерна для первого же образа: тени вокруг созерцателя не просто черные, но сизые, то есть темные с синевой, с голубоватым отливом. В эпитете подчеркнуто смешение, слияние цветов, возможность разрешения противоречий, контрастов.

Но не умиротворенностью наполняет душу такой вывод, в ней пробуждается «тоска невыразимая», свидетельствующая о том, что достижение гармонии сопряжено с мученьем. Во второй строфе стихотворения (восьмистишие четырехстопного хорея) выражено смятение, возникшее из-за предчувствия смерти. Действительно, слияние с миром — это самозабвенье, уничтожение личностных особенностей. И все же, определяя уже в конце первого восьмистишия свое состояние в час ночной тишины и сумрака, лирический герой выражает его с помощью восклицаний, в которых слышится восторг. Его идеал осуществился, и цена за это, оказавшаяся невыразимо высокой, подтверждает значение личности, отдающей все земные блага за верность своим стремлениям:

Час тоски невыразимой!..

Все во мне, и я во всем!..

Восклицания во второй строфе продолжают приветственный клич миру. Лирический герой не только согласен с правотой жизни, специфика его позиции состоит в том, что он возвышает способность человека совершить сознательный выбор.

Оба полюса в восприятии жизни обрисованы как тихая созерцательность и самозабвенная жажда слияния с миром. В глубине души он чувствует созвучие двух впечатлений, переход от одного к другому понятен ему, они не отделены непреодолимой преградой. Ему понятно счастье, состоящее в умиротворенности и покое:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Однако такое существование похоже на сон, а он жаждет «жизни, движенья». Его душа стремится к предельному напряжению — но не воли, не бунтарской активности (мысль о том, что духовная жизнь «тиха», повторена три раза во втором четверостишии), а мысли. Романтический конфликт, в который вступает личность,— это попытка человека приблизиться к пониманию своего предназначения, смысла бытия. Для того чтобы сосредоточиться на нем, нужны тишина, сумрак, а главное, решимость шагнуть за грань земного, забыть о себе:

Чувства — мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Абсолют «самозабвенья» — это смерть, но лирический герой готов принять ее, отдавая жизнь за исполнение своей мечты, даже призывая «уничтоженье», позволяющее слиться «с миром дремлющим» (на этот аспект его настроения указывают формы повелительного наклонения: лейся, залей, утиши, а затем с восклицательным знаком — переполни, дай вкусить, смешай). Таков его выбор слияние с миром в наслаждении природой предстает иллюзией, он ищет гармонии в другом:

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Последнее требование обращено к «сумраку», так как в ночной природе ему слышатся страшные, но любимые песни «Про древний хаос, про родимый!» («О чем ты воешь, ветр ночной?», 1836). Как и лирический герой Лермонтова, он «даром славы не берет» («Я жить хочу! хочу печали...», 1832). Сходство в мироощущении двух поэтов-романтиков в 1830-е годы свидетельствует об усилении трагических тенденций в осознании неразрешимости противоречий между идеалом и действительностью. У Тютчева не отвергается безысходность (в стихотворении «Тени сизые смесились...», анализ которого мы провели, она внушает «тоску невыразимую»), но личности вступающей, невзирая на нее, в конфликт с судьбой, адресован восторг лирического героя, благодаря чему пафос его стихотворений приобретает жизнеутверждающую окраску.

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Одним из шедевров характеризуемой лирики является стихотворение «Тени сизые смесились…». Первоначально оно называлось «Сумерки». Этот ранний заголовок подчеркивает, что в начале произведение мыслилось как пейзажная зарисовка особой, переходной поры суток, где поэт пытается уловить почти неразличимое.

Композиция стихотворения - две строфы - традиционная для Тютчева. Первая строфа - картина наступающей ночи, вторая - страстный монолог-обращение лирического героя к «сумраку».

Изображаемое время суток - сумерки (уже не вечер, но еще и не ночь) не случайно выбрано поэтом: его неизменно волнуют именно промежуточные состояния в жизни природы и человека.

В первой строфе картина сумерек, наступающей ночи дана через восприятие лирического героя. Уловлена сама эта зыбкая грань перехода, когда окружающий мир растворяется в темноте, исчезает из зрительного восприятия человека:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул…

Сизый - самый смешанный цвет: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою» (В.Даль)Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» - 50-61с.Смысловая острота эпитета усиленна внутри-строчным созвучием: «сизые смесились». В одном только этом эпитете - сизый - как в зерне, содержится всё стихотворение с его темой космического смешения, слияние всего со всем.

…звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Звук, неизменный спутник движения, жизни, уснул. В мире так тихо, что «мотылька полет незримый слышен в воздухе ночном».

Слова «жизнь» и «сумрак» находятся в сильной позиции начала строки, они как бы противопоставлены. Но только «как бы», потому что сумрак зыбкий - жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в глубину («дальний угол»).

Сумрак, тени, тишина - это условие, в которых пробуждаются скрытые душевные силы человека. Его мысли сливаются с «дальним гулом», на смену исчезнувшему, растворившемуся миру приходит иная реальность. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя и сам сливается с ним: «Все во мне, и я во всем». Однако странным образом эта причастность к «жизни божеско-всемирной» не вызывает ликования, а определяется как «час тоски не выразимой». В чем же причина этой тоски?

Вся вторая строфа - страстная мольба, нарастающий призыв, обращенный к «сумраку» (в данном случае синониму природы, жизни): лейся, залей, переполни через край и, наконец, смешай.

«Единственная, более энергичное чувство, которое я испытываю, - это невозможность уйти от самого себя» Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: очерк жизни и творчества - 16с.(из письма Тютчева жене) Во второй строфе лирический герой отказывается от собственного «я», что присутствовало в конце первой строфы («Все во мне, и я во всем»). Его страстное стремление - раствориться в окружающем мире, слиться с ним, стереть грань меж «я» и «не-я»:

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Композиционное кольцо стихотворения замыкается: совместились первые и последние строки, глаголы смесились и смешай. Слиться с миром природы, раствориться в нем - для человека это редкая возможность «уйти от самого себя». Однако противоречие сознательно-индивидуального («я») и бессознательно-стихийного («жизнь») остается для Тютчева не разрешимым. (Точнее, проблема эта решалась многократно и по-разному.)

Ф. И. Тютчев - один из величайших наших философских лириков. Его поэзия, как дивная музыка, волнует и наполняет душу любовью к миру. Нашей темой станет произведение, которое вначале называлось «Сумерки». Теперь его название звучит так: «Тени сизые смесились…» Оно до слез взволновало Л. Толстого, и писатель назвал его «истинным произведением искусства».

Образ ночи в творчестве поэта

Лирические миниатюры Федора Ивановича проникают в потаенные уголки сердца и души. Его поэтические произведения направляют ум на глубокое восприятие всего, что происходит, и позволяют осмыслить свое внутреннее состояние. По Тютчеву, мир - это древний девственный хаос, не поддающаяся контролю стихия.

Все, что мы видим вокруг, - лишь ее зыбкое порождение. Потому поэт часто обращает свой взор на тьму ночи. Только ночью «мыслящий тростник» остается наедине с собой и предстает пред вечным миром. В ночном мраке он ощущает себя особенно малым и беспомощным и остро переживает свое существование как трагедию.

Тютчева также привлекают состояния, которые находятся на грани перехода от дня к ночной мгле. Один из примеров - стихотворение «Тени сизые смесились…». В нем воспет сумрак. Пришел вечер, освободивший от дневных мелочных забот, и в покое полумрака наступает момент, когда человек сливается душой с природой и приобщается к вечности. Вот он, этот момент: «тени сизые смесились…» и «все во мне, и я во всем».

История создания стихотворения

Произведение написано в 1835 году. В это время Ф. И. Тютчев переживал любовную драму. Он уже девять лет был счастливо женат на бесконечно очаровательной Элеоноре Петерсон, имел от нее трех дочерей. Жена обожала Федора Ивановича.

На его скромное жалованье она в Мюнхене умудрялась прилично вести дом, в котором было уютно и гостеприимно.

Но в 1833 году на балу Федор Иванович встретил красавицу, которая покорила его блеском ума. Сначала он испытал тягу к ней как духовно близкому человеку. Но их отношения углубились. Милая и простодушная жена, узнав о связи мужа, пыталась, как могла, сохранить семью.

Былеще один страшный момент в 1835 году. Сам поэт находился в Петербурге, а семья отправилась морем к его новому месту службы. Пароход потерпел крушение. Элеонора вела себя чрезвычайно мужественно, и все были спасены. Но эта драма сказалась на хрупком здоровье Элеоноры. Она слегла и не вставала с постели. В обстановке мучительной раздвоенности, жалости и сочувствия к жене и неумолимой тяге к другой женщине у поэта родились строки «тени сизые смесились…».

Можно предположить, что, когда детей уводили спать, а в доме стихали их веселые голоса и жена оставляла его в одиночестве, то, не зажигая свечей, Федор Иванович сидел в сгущающемся сумраке и тягостно размышлял. Его терзала невыразимая тоска, и он просил, чтобы полумрак влился вглубь его души и дал, наконец, ей покоя.

Тема, идея

Вечерняя жизнь, которая объединяет Человека и Мироздание, стала основной темой произведения «Тени сизые смесились…». Лирический герой погружен в невыносимые раздумья, выливающиеся в мучительную тоску. Депрессию лирического героя немного снимает наблюдение за спокойствием, которое его окружает: звуки уснули, дневные цвета не режут глаз, слышен полет мотылька. Он ищет выход из одиночества, пытаясь объединиться с окружающим миром, и завершает свои наблюдения утверждением, что все растворилось в нем: будто достигнута долгожданная гармония. Сумрак, «сонный» и «тихий», загадочным образом наделяется целительной силой. Он может утишить страдания и переполнить чувства мглой, забвением себя.

Образы

В произведении «Тени сизые смесились…», анализ которого мы уже начали, противопоставляются образы материального и духовного миров.

Материальное выявлено в цвете, который поблекнул или потонул в сумраке, в звуке - уснул, то есть почти затих, жизнь и движенье отошли на задний план, и слышен только далекий гул, а незримый полет мотылька отзывается в душе тихим эхом.

Духовное проявляет себя иначе. Бессмертная душа открывается через чувства, которые лирический герой просит наполнить самозабвеньем в дремлющем мире, дарующем упоительный покой.

Два этих противоположных начала объединяет образ сумрака. Инверсиями эпитетов поэт показывает значимость для него сумрака. Он, тихий, сонный, а также благовонный, как сладостный ладан, дарящий удовольствие, несет неподвижность.

Лирический герой

Сложен его внутренний мир, который не стоит полностью соотносить с личностью поэта.

Он отражает не только личные черты автора, но его современников, людей его класса, которые способны понять своеобразное мироощущение поэта. Переходные состояния природы волнуют поэта: как зима становится весной, лето - осенью, вечер - ночью. Эта динамика, за которой наблюдает находящийся в тягостных переживаниях лирический герой, отражена в произведении «Тени сизые смесились…». Тютчев показывает это время как час невыразимой тоски и желание его героя понять природу, раствориться в ней. Но ему присуще трагическое одиночество. Он, тонко понимая мир природы и любви, хочет глубоко постичь свою судьбу в этом мире. Но от себя уйти ему не дано. В этом состоит глубокое противоречие между личным, индивидуальным, и реальностями жизни.

Ритм и размер

Произведение «Тени сизые смесились…» Тютчев написал хореем с перекрестной рифмой. Оно состоит из шестнадцати строф, разделенных по смыслу на две части.

Композиция

Если в стихотворении «Тени сизые смесились» анализу подвергнуть композицию по строфам, то можно сделать вывод, что она делится пополам - первые восемь строф посвящены картине ночной жизни.

Эпитет «сизый» важен для поэта. Он, как художник на палитре, смешивает краски: черную, белую, голубую, серую - и получает зыбкую сизую грань перехода от дня к ночи. В это время звук уснул и движение жизни отдается где-то далеким гулом. Мучительное спокойствие вдруг заканчивается эмоциональным всплеском, который подчеркнут восклицательным знаком. Весь мир неожиданно вместился в душу, и лирический герой в нем растворился.

Во втором восьмистишии он обращается со страстной мольбой к сумраку: дать ему «самозабвенье» и уничтожение, что передает сильнейшее стремление лирического героя обрести гармонию, слиться с природой, уйти от себя. На эту пламенную жажду указывает знак восклицания и тщательно подобранные глаголы.

Поэтические средства

В заключении анализа стихотворения «Тени сизые смесились…» мы рассмотрим эпитеты. В первой части они создают образ реальных сумерек на исходе дня: сизые тени, зыбкий сумрак, дальний гул, незримый полет мотылька, невыразимая тоска. Их инверсия усиливает впечатление, что приближается ночь. Кроме того, олицетворение «звук уснул» и словосочетание «поблекнул цвет» показывают наступление ночной тишины. Аллитерации со свистящим, многократно повторяющимся «с» создают чувство, что с читателем шепотом делятся тайной.

Вторая часть, обращение к сумраку, наполнена глаголами в повелительном наклонении, которые демонстрируют то, к чему стремится душа, - к покою и самозабвению.

В заключение следует сказать, что стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились…» - один из образцов философско-романтической лирики поэта. В нем душевное настроение лирического героя угадывается по сопоставлению с явлениями природы. Это придает стихотворению символический смысл.

  • Ознакомление с особенностями философской лирики Ф.И. Тютчева через организацию ассоциативно-семантического анализа стихотворения «Тени сизые смесились…».
  • Развитие воображения, ассоциативного мышления.
  • Создание условий для социализации обучающихся через организацию работы в парах, группе.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Оборудование и материалы: текст стихотворения «Тени сизые смесились», Толковый словарь В. Даля.

Оформление доски: тема, структура урока, алгоритм анализа поэтического текста .

Структура урока:

I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Сообщение темы, цели, задач урока.
IV. Применение знаний и умений в новых условиях.

анализа стихотворения.
2. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.

V. Подведение итогов урока.
VI. Сообщение домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Учитель: Из воспоминаний пианиста Александра Гольденвейзера, навестившего в декабре 1899 года занемогшего Л.Н. Толстого: «Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорил, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство; или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать его без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас скажу его». Лев Николаевич начал прерывающимся голосом: «Тени сизые смесились…» Я умирать буду, не забуду того впечатления, которое произвел на меня в этот раз Лев Николаевич. Он лежал на спине, судорожно сжимая пальцами край одеяла и тщетно стараясь удержать душившие его слезы. Несколько раз он прерывал чтение и начинал сызнова. Но наконец, когда он произнес конец первой строфы: «Все во мне и я во всем…», – голос его оборвался».

II. Актуализация знаний

Мы продолжаем разговор о творчестве последнего русского романтика, творившего в эпоху реализма – о творчестве Ф. И. Тютчева.

  1. Вспомним, в чем особенность лирики как рода литературы?
  2. Какова задача рода?
  3. Что является предметом изображения в лирическом произведении?
  4. Кто повествует в лирическом произведении?
  5. Каково основное событие переживания в лирическом произведении?
  6. В чем заключается задача читателя лирического произведения?

III. Сообщение темы, цели и задач урока

Предметом нашего внимания станет стихотворение, которое Лев Николаевич Толстой назвал «истинным произведением искусства».

Тема урока: «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…».

Цель урока: при чтении и интерпретации стихотворения «Тени сизые смесились…», написанного поэтом в 1835 г., мы используем уже известный нам алгоритм ассоциативно-семантического анализа.

Сегодня, читая лирическое произведение и размышляя над его художественными образами, композиционной организацией стиха, мы, во-первых, постараемся увидеть мастерство художника в изображении мира (определим некоторые особенности поэтики Ф.И. Тютчева), во-вторых, через осмысление авторского замысла попробуем понять отношение автора к миру, человеку.

IV. Применение знаний и умений в новых условиях

1. Организация ассоциативно-семантического анализа стихотворения.

У.: Удивительна творческая судьба Тютчева. Поэт, пребывая более 20 лет за пределами России на дипломатической службе, постоянно находясь в иноязычной среде, изъясняясь и в семье, и в обществе преимущественно на французском, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства. Таким шедевром является и стихотворение «Тени сизые смесились…».

Выразительное чтение стихотворения «Тени сизые смесились…» учителем.

Чтение стихотворения учениками «про себя».

У.: Какие образы вызывают в нас разнонаправленные, противоположные эмоции?

О.: Мы наблюдаем противостояние двух образов «жизнь-сумрак».

У.: Выстроим лексические цепочки, соотносимые с каждым из предложенных вами ключевых образов (коллективная работа).

У.: В чем же «событие переживания» лирического героя?

О.: Перед нами момент перехода мира природы из одного состояния в другое – момент погружения мира, живого, полного звуков, цвета, движения в «сумрак тихий», в «сумрак сонный», когда блекнут краски, замирают звуки, становятся незримыми, невидимыми предметы. «Событие переживания» лирического героя – это кратковременный момент («сумрак зыбкий»), он вызывает у лирического героя ощущение «тоски невыразимой» и желание раствориться в этом сумраке.

У.: О чем это стихотворение?

О.: Это стихотворение о том времени суток, когда день постепенно переходит в ночь («Жизнь, движенье разрешились// В сумрак зыбкий, в дальний гул...»), все затихает, погружается в сумрак, дремоту, сон.

У.: Действительно, образы «жизнь» и «сумрак» вроде бы противопоставлены. «Жизнь» и «сумрак» – образы из мира природы, их противостояние понятно нам как две стороны одного явления. Но обратите внимание, «сумрак зыбкий» – жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в «дальний гул». Попробуем рассмотреть в стихотворении нечто большее, чем то, что очевидно.

Вспомним о философских воззрениях Ф.И. Тютчева.

О.: Тютчеву был дан титул «поэт природы», и он имеет право так именоваться. Но не потому, что превосходит других поэтов числом написанных «пейзажей в стихах», а потому что само восприятие природы у Тютчева особенное: Человек и Природа у Тютчева таинственно соотносятся как микрокосмос – Человек и макрокосмос – Вселенная.

У.: «Слиянность, неразделимость двух миров – природного и человеческого – и есть одна из основных примет поэтики Ф.И. Тютчева и его философии» . Если мы посмотрим на стихотворение с точки зрения мировоззрения поэта, то, обнаружим другую образную пару более важную и характерную для Тютчева, где противопоставлены не природные образы, а образы из мира природы и человека.

Вчитайтесь в текст стихотворения, попробуйте выявить лексические полюса, ключевые образы из мира природы и человека, противоположные по эмоциональному звучанию, назовите их, обосновывая свою точку зрения (коллективная работа, запись учителем на доске предложенных вариантов и коллективный выбор наиболее обоснованной точки зрения).

Вывод: Противопоставлены два образа – «материальный мир» и «духовный мир».

У.: Выпишем лексические ряды, соотносимые по смыслу с каждым из названных нами полюсов. Лексические цепочки помогут нам прояснить первоначальное эмоциональное впечатление и выявят новые оттенки и грани противопоставленных образов (коллективная работа).

У.: Какие ассоциации вызывают в нашем сознании образы, выделенные нами в стихотворении?

Задание: Выстроим ассоциативные образные цепочки, идущие от каждого лексического образа и соотнесенных с образами лексических рядов, располагая материал в таблице (работа в микрогруппах с последующим представлением результатов работы).

Материальный мир Духовный мир
Лексическая цепочка Ассоциации Лексическая цепочка Ассоциации
цвет поблекнул угасает, растворяется душа бессмертие,
Вселенная,
сущность,
божественная суть
звук уснул затихает, исчезает чувства душа, любовь
жизнь, движенье разрешились превратились в нечто иное самозабвенье упоение
мотылька полет незримый//Слышен… как такового мотылька уже нет, остался отзвук, эхо мир дремлющий покой,
неподвижность
уничтожение исчезновение,
незаметный уход
сумрак тихий
сумрак сонный
благовонный ладан,
удовольствие,
сладость

О.: Чтобы показать, что материальный мир конечен, смертен, а духовный мир (картина мироздания) – бесконечен, вечен.

У.: Какой образ сближает два противоположных мира?

О.: «Сумрак зыбкий» – та субстанция, которая в сознании лирического героя сближает эти два противоположных мира и делает возможным проникновение лирического героя в мир духовный. «Все во мне и я во всем!..». Здесь выражено растворение лирического героя «во всем».

У.: Почему же для лирического героя происходящее – «час тоски невыразимой»? В чем причина этой тоски, такой дисгармонии?

О.: Осознание собственного растворения «во всем», ощущение утраты своей индивидуальности вызывает у лирического героя чувство отчаяние и тоски. «Час тоски невыразимой!..» – в этом слышится неприятие картины мироустройства. Модель исчезновения материального мира вызывает страх перед конечностью земного существования.

У.: Но на этом стихотворение не заканчивается. Во второй строфе продолжает жить только духовный мир. И побеждает желание лирического героя познать, что же находиться за гранью, заглянуть за пределы материального мира, слиться со Вселенной.

Как это желание выражено в стихотворении?

О.: «Сумрак тихий, сумрак сонный, // Лейся в глубь моей души», «Все залей и утиши», «Чувства мглой самозабвенья// Переполни через край!..», «С миром дремлющим смешай…»

У.: Тоска по единству человеческой души и природы оборачивается страстным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья».

В чем необычность выражения «вкусить уничтоженья»?

О.: Вкушают обычно удовольствие, сладость. Значит в этом «уничтожении» для лирического героя есть удовольствие. «Уничтожение» мы можем здесь понимать как желанное слияние с миром духовным.

У.: Для того, чтобы точнее сформулировать авторскую позицию анализ образной системы стихотворения мы дополним обращением и композиции стихотворения, художественным деталям, второстепенным элементам текста (работа в микрогруппах с последующей публичной защитой результатов исследований).

Задания для микрогрупп:

  1. Какова композиционная организация стихотворения? Насколько композиция поддерживает ключевые образы, выделенные нами?
  2. Какие художественные средства способствуют созданию ключевых образов, уточнению и расширению их значений?
  3. Почему «тени сизые», а не серые, не темные? Каково значение глагола «смесились»?
  4. В чем особенность звуковой организации стиха и как этот художественный прием помогает в создании образной системы?
  5. Какой поэтический смысл передан повелительным наклонением глаголов во 2 строфе?
  6. Как автор использует ритмический рисунок для усиления эмоционального напряжения? В чем особенности синтаксической организации стихотворения?

У.: Действительно, композиция стихотворения поддерживает ключевые образы, выделены нами. Первая строфа стихотворения – изображение «материального мира», при этом взгляд лирического героя направлен «вокруг себя». Вторая строфа, где взгляд лирического героя обращен «внутрь себя» – «духовный мир».

Первая строфа вызывает негативные эмоции у лирического героя, что подтверждает анализ художественных средств и приемов, выполненный нами.

Во второй строфе мы слышим мотив смирения с картиной мироздания и приятие картины мироустройства.

Ф.И. Тютчев – православный человек. Для него духовные принципы, провозглашенные Иисусом Христом – единственная система ценностей, в которой любовь, добро, сострадание являются сутью человеческого бытия, а «совершенный человек» воплощает в себе полноту Божественного. Стремление к совершенству – для Тютчева смысл земной жизни .

Каково «событие переживания», выраженное в стихотворении?

О.: Ощущение слияния с Макрокосмосом – это осознание лирическим героем единства человеческой души и Вселенной, осмысления себя частицей божественного мира.

1. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.

У.: И.С. Аксаков, известный публицист, поэт, общественный деятель 19 века так писал о поэзии Тютчева: «У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, а мысль чувствующая и живая».

В чем же особенность поэтики Тютчева? (коллективная работа, запись в рабочие тетради выводов)

  1. Особенность художественного мира поэта – философская наполненность его произведений.
  2. Для выражения мира человеческой души Тютчев использует образы из мира природы.
  3. Человек изображается поэтом не на фоне природы, а «внутри» нее, как ее неотъемлемая часть. Обращение к миру природы помогает поэту передать переживания лирического героя, внутренний мир которого неотделим от мира природы.
  4. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что едва намечено в поэтическом образе и угадывается по характерным признакам предметов или явлений.

V. Подведение итогов

1. Беседа:

1. Каков художественный принцип Ф.И. Тютчева.
2. В чем специфика поэтики Ф.И. Тютчева.

2. На следующем уроке мы обратимся к лирике позднего периода творчества поэта и проследим эволюцию образов и настроений.

VI. Сообщение домашнего задания.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева («Тихой ночью, поздним летом…», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Осенний вечер» – по выбору).

Список литературы

  1. Каганович С.Л.
Обучение анализу поэтического текста: методическое пособие для учителей-словесников. [Текст]/ С.Л. Каганович. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 112 с.
  • Роговер Е.С.
  • Русская литература второй половины XIX века: учебное пособие. [Текст]/ Е.С. Роговер. – С-Пб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2004.– 352 с.

    Стихотворение «Тени сизые смесились…» было написано Ф.И. Тютчевым в 30-е годы. В начале мая 1836 г. поэт послал его Гагарину. Впервые оно было напечатано в журнале «Русский архив» за 1879 год и в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф.И. Тютчева» под названием «Сумерки». Известно, что это произведение очень любил Л.Н. . Вот как вспоминает об этом А.Б. Гольденвейзер: «На столике у него лежал том Тютчева…Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорю, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство. Или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас его скажу»…Лев Николаевич прочел тютчевское «Сумерки» тихим, прерывающимся голосом, почти шепотом, задыхаясь и обливаясь слезами. Он менее всего «декламировал», но и не произносил стихи как прозу; чтение было мерным, и ритм стиха, несмотря на прерывистость, ясно ощущался» .
    Мы можем отнести это произведение к философской и пейзажной лирике, жанр его – лирический фрагмент. Стиль – романтический. Основная тема – вечерняя и ночная жизнь природы и человеческой души.
    Первая строфа рисует картину погружения мира в сумерки. Жизнь с ее суетой и активностью, яркостью дневных красок, громогласием звуков, определенностью здесь как будто замирает, разрешаясь в неподвижность, в «сумрак зыбкий», в тишину. Все становится неопределенным, незримым, мир лишается четкости своих очертаний. Мир покрывает тишина, и лишь полет мотылька нарушает этот покой. Время здесь как будто вливается в душу лирического героя, который видит свое отражение во всем окружающем – в жизни и природе:

    Тени сизые смесились,
    Цвет поблекнул, звук уснул -
    Жизнь, движенье разрешились
    В сумрак зыбкий, в дальний гул…
    Мотылька полет незримый
    Слышен в воздухе ночном…
    Час тоски невыразимой!..
    Всё во мне, и я во всем!..

    Исследователи отмечали здесь оксюморонность созданной поэтом картины. «Незримый» полет мотылька у Тютчева «слышен». Это противоречие символически передает разъединенность героя с окружающим миром. По Тютчеву, именно развитый индивидуализм не дает человеку ощутить себя частью природы. Чувства лирического героя противоречивы. Ночное время для него – «час тоски невыразимой». Но вместе с тем он жаждет полностью слиться с природой и временем. Только так он может открыть для себя истину, проникнуть в самую суть явлений.
    Вторая строфа начинается спокойной, умиротворяющей интонацией. Лирический герой обращается к «сумраку», видя в нем спасение для своей измученной души:

    Сумрак тихий, сумрак сонный,
    Лейся в глубь моей души,
    Тихий, томный, благовонный,
    Все залей и утиши.

    Затем тон стихотворения резко меняются. Интонации лирического героя становятся энергичными и напористыми:

    Чувства – мглой самозабвенья
    Переполни через край!..
    Дай вкусить уничтоженья,
    С миром дремлющим смешай!

    Ночное время суток для героя – «уничтоженье» ясности, четкости, гармонии дум и чувств. Но вместе с тем он жаждет приобщиться к этому Хаосу, полностью слиться с ночным миром и обрести желанную гармонию, преодолев собственное одиночество и индивидуализм. Таким образом, мироощущение лирического героя – романтическое.
    Композиционно произведение делится на две части (построфно). Первая часть – это тихая и гармоничная картина ночной жизни. Однако заканчивается она мучительным восклицанием: «Час тоски невыразимой! Всё во мне, и я во всем!..». Во второй части лирический герой передает свою жажду обретения желанной гармонии со временем через «самозабвенье» и уничтоженье. Ночной мрак способен исцелить и утешить измученную душу, но способен и испугать, обнажить все дремлющие доселе чувства. Заканчивается вторая строфа также энергичным, решительным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!». Таким образом, в основе композиции лежит противопоставление двух сторон ночной стихии: умиротворяющей и пугающей. Начинается и заканчивается стихотворение темой замирания мира: «Тени сизые смесились…» – «С миром дремлющим смешай!». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.
    Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифмовка – перекрестная. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («полет незримый», «час тоски невыразимой», «сумрак сонный»), метафоры («звук уснул», «Сумрак тихий, сумрак сонный», «Лейся в глубь моей души», «дай вкусить уничтоженья»), аллитерацию («Тени сизые смесились»).
    Произведение мы можем рассматривать в контексте всего творчества поэта. Оно развивает традиционные для Тютчева темы и мотивы: дня и ночи, Хаоса и Космоса, человека и природы. «Тени сизые смесились…» перекликается с такими стихотворениями поэта, как «День и ночь», «День вечереет, ночь близка…», «Святая ночь на небосклон взошла…».