Туристские путешествия история развития туризма. История развития туризма. Кратко развитие туризма. Предыстория развития мирового туризма

география туризм гостиничный маршрут

План лекции:

  • 1. Понятие индустрия туризма
  • 2. Организаторы туризма
  • 3. Гостиничная индустрия
  • 4. Ресторанный бизнес
  • 5. Индустрия развлечений

Индустрия туризма -- многоотраслевой производственный комплекс, занимающийся производством туристского продукта.

В индустрию туризма входят различные предприятия и учреждения: организаторы туризма (турагенты и туроператоры), перевозчики, отели и гостиницы, рестораны, объекты развлечения, экскурсионные бюро, предприятия торговли и страховые компании.

Организаторы туризма

Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, а также подготовкой и проведением экскурсий, называются туристско-экскурсионными организациями.

В настоящее время на туристском рынке действуют два вида туристских фирм: туроператоры и турагенты.

Туроператор - туристское предприятие (организация), которое занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу; рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам; продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям.

Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме, так как именно они пакетируют различные услуги (транспорт, размещение, питание, трансфер, развлечения и т. п.) в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть. За рубежом обычно выделяют четыре типа туроператоров:

массового рынка;

специализированного сегмента рынка;

внутреннего рынка;

внешнего рынка.

Туроператоры массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают пакеты на популярные курорты. Перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными перевозками.

Туроператоры специализированного сегмента рынка специализируются на предоставлении определенного направления.

Туроператоры внутреннего рынка (местные) продают турпакеты внутри страны проживания, т. е. организуют туры по своей стране.

Туроператоры внешнего рынка (въездные) продают турпакеты в разные страны. Они организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.

Туроператор - наиболее индустриализованный вид турфирмы, представляющий собой разновидность оптовой туристской фирмы и отличающийся более крупным объемом и широкой специализацией.

На практике по региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров на инициативных и внутренних (рецептивных) операторов.

Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с поставщиками услуг.

Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досуга - развлекательными учреждениями и т. д.).

Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.

Турагенты действуют, как правило, на определенном сегменте туристского рынка, где и реализуют туристский продукт.

Наши граждане, выбирая, где им провести отпуск, имеют сегодня те же возможности, что и граждане других стран. И многие из них выбирают чаще всего Египет, Турцию, Болгарию. Конкуренция за наших потребителей складывается пока не в пользу внутреннего туризма. Хотя исследования показывают, что у наших туристов имеется достаточно большая тяга к отдыху в Крыму. Но, попробовав высококлассного и квалифицированного организованного обслуживания в других странах, они считают, что отдых на турбазах Крыма без дополнительных услуг, специальной программы обслуживания и туроперейтинга на сегодня не может отвечать их требованиям.

В связи с этим основная доля туроператоров в Украине работает с преимущественной ориентацией на выезд.

Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития украинского туристского рынка.

Гостиничная индустрия

Размещение - важный элемент туризма. Нет гостиниц - нет туризма. Гостиничная индустрия берет свое начало с древнейших времен. Гостеприимность, уважение гостя, праздность приёма и обслуживания вот основа гостиничной индустрии. Сегодня мировая сеть отелей может удовлетворить любой вкус.

Основные объекты размещения

К объектам размещения относят гостиницы, мотели, кемпинги, бунгало, ротели итд. Основные гостиницы и мотели, а все остальные дополнительные. Гостиницы различаются в зависимости от назначения, местонахождения, расположения, перечня предоставляемых услуг. Можно выделить следующие виды гостиничных объектов:

ГОРОДСКАЯ ГОСТИНИЦА ОБЩЕГО ТИПА - расположена в центре города, обычно это гостиницы эконом класса. Должны иметь хорошие подъездные пути, автостоянки, рядом должна быть хорошо организованная зеленая зона. В таких гостиницах преобладают номера 1-ой категории, перечень услуг ограничен, наличие ресторана.

КУРОРТНАЯ ГОСТИНИЦА - Находятся в основном в непосредственной близости к достопримечательностям города или местности, недалеко от торговой части города. В такой гостинице внешний облик здания, внутренний интерьер подчинены интенсивности отдыха. Большой % полезной площади гостиницы занимают веранды, видеозалы, массажные кабинеты итд. Кроме того есть спортивные сооружения, теннисные корты, различные площадки и т.д. Особое внимание уделяется организации питания. Курортная гостиница имеет широкий перечень услуг (до 30 - 40 наименований)

ГОСТИНИЦА ПАНСИОНАТ - номера в основном 1 -2 категории, но снимают их для проживания на более длительный срок, чем в других гостиницах. Располагаются в местах сосредоточения рекреационных ресурсов. Гости проживают по путевкам.

ТУРИСТСКАЯ ГОСТИНИЦА - располагается вблизи трасс, на туристических маршрутах, рассчитана на большую пропускную способность, по ценам на номера и услуги доступна населению. Питание качественное и быстрое, узкий перечень услуг.

ГОСТИНИЦА КЕМПИНГ - гостиница сезонного типа, эксплуатируется обычно в летнее время, легкого типа постройки, очень дешевая по цене (домики, палатки, коттеджи). Вблизи располагаются столовые и отдельный корпус для бытовых услуг, кухня. Могут быть автостоянки и СТО.

МОТЕЛЬ - предназначена для обслуживания автотуристов. Обычно располагается на магистралях в непосредственной близости от СТО, заправочной станции, на перекрестках дорог. Предоставляет туристам жилье, питание, имеет боксы для стоянки автомобиля и его ремонта. Впервые появились в США.

БОТЕЛЬ - вид гостиниц для туристов путешествующих по воде. Располагаются вблизи рек и озер.

ФЛАЙОТЕЛЬ - для очень богатых людей. В мире они распространены в США и Австралии. Имеются посадки для самолетов и вертолетов. Путешественник может заказать по радиосвязи номер и стоянку.

ХОСТЕЛИ - дешевая молодежная гостиница, типа общежития. Коридорная система, общие туалеты и душевые, общие комнаты для отдыха с телевизором, один телефон и одна кухня на этаж, общие столовые или готовят сами. Часто этим типом гостиниц пользуется тип населения с низким достатком.

В последнее время частные предприниматели предлагают свои ГОСТИНИЦЫ КВАРТИРНОГО ТИПА

Классификация гостиниц

Наиболее распространены следующие виды классификаций:

Функциональное назначение: Целевые гостиницы, для отдыха, транзитные гостиницы и гостиницы для постоянного проживания.

Особенности предоставления услуг: гостиницы широкого профиля, квартирного типа, мотели, курортные гостиницы, клубы с проживанием.

Режим эксплуатации: различают гостиницы круглогодичного и сезонного действия.

По числу спальных мест: малые (до 100 мест), средние (100-500), крупные (более 500 мест).

По уровню комфорта:

Система звезд - Франция, Украины, Турция

Система букв - Греция

Система корон и ключей - Великобритания

Система баллов - Индия

Ресторанный бизнес

Физиологическую потребность туриста в пище удовлетворяет предприятия общественного питания. Они отличаются разнообразием форм. К туриндустрии питания относятся: рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные, дегустационные залы и др.

Ресторан - наиболее комфортабельное предприятие питания, предоставляет посетителям широкий ассортимент блюд. Рестораны бывают классического и национального типа.

Бар - предприятие питание, где происходит изготовление и реализация широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров; создание условий для их потребления у барной стойки или в зале.

Кафе - предприятие питания которое предлагает посетителям горячие, алкогольные и безалкогольные напитки (кофе, чай, коньяк, вино), холодные и горячие закуски и кондитерские изделия.

Столовая - изготовление кулинарной продукции разнообразной по дням недели или скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужины) для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.); создание условий для их потребления.

Классификация предприятий питания

Классификация предприятий питания выполняется по многим признакам:

По признаку связанности управления различают предприятия, объединенные в цепи, и работающие самостоятельно. К крупнейшим ресторанным цепям относят Макдональдс (с числом п/п 9460), Бургер Кинг.

В зависимости от ассортимента различают: комплексные, универсальные, специализированные.

В зависимости от обслуживаемого контингента предприятия могут работать с постоянным контингентом (такое пп питания находится при гостинице, санатории), с переменным контингентом (городской ресторан).

В зависимости от метода обслуживания различают предприятия, в которых потребители обслуживаются официантами; самообслуживания, смешанного обслуживания.

Питание отели

В международной тур практике питание, как правило, связывается с размещением. Его стоимость, наряду с проживанием, входит в гостиничный тариф.

  • 1. Европейский план - питание не входит в стоимость проживания
  • 2. Континентальный план - в стоимость проживания включен легкий завтрак
  • 3. Бермудский план - в стоимость проживания включен «американский» завтрак
  • 4. Модифицированный американский план - в стоимость питания включен завтрак и еще один вид питания.
  • 5. Американский план - в стоимость проживания включено трехразовое питание
  • 6. Питание по системе « Все включено»

Имеют место также различия в форме обслуживания: «А ля карт» предполагает свободный выбор клиентом блюд из предлагаемого рестораном меню, «Табльдот» - обслуживание по единому для всех клиентов меню без права выбора блюд, «Шведский стол» - свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуживание. Для развлечения посетителей комфортабельные рестораны приглашают музыкантов, артистов. На балансе ресторанов могут числиться: магазины, подсобные хозяйства.

Многие путешественники отправляются в специальные гастрономические и питейные туры, чтобы познакомиться с национальной кухней разных стран. Во время таких поездок они приобщаются к местным обычаям, нередко становясь участниками фольклорных празднеств (пребывание в Германии и Чехии, например, редко обходится без посещения пивных заведений).

Большой популярностью у туристов пользуются этнографические рестораны и кафе. В их национальное проявляется и в интерьере, и в одежде официантов, и в репертуаре оркестра, и в ассортименте предлагаемых блюд и напитков.

Организация питания должна учитывать и медицинские аспекты. Неправильное питание, плохо приготовленная (без соблюдения правил) пища может привести к отравлениям. Там, до 60% туристов страдают диареей при посещении Египта и Индии. А особенно опасна питьевая вода и пища с рук на улице у мелких торговцев.

Индустрия развлечений

Аттракция - система развлечений и мероприятий, цель которых сформировать позитивные ощущения от тура. Аттракция является важным элементов отдыха. В систему развлечений входят: экскурсии, тематические парки, аттракционы, казино и деятельность экскурсоводов и аниматоров.

Экскурсия - это форма познания действительности и расширения кругозора путём посещения достопримечательных объектов. Экскурсии классифицируются:

по тематике (природоведческие, исторические, литературные, производственные, экологические и прочие);

по месту проведения (городские, загородные, путевая информация, в музее, на производстве и т.д.);

по способу передвижения (пешеходные, с использованием транспорта, комбинированные);

Анимация - деятельность по разработке специальных программ проведения свободного времени туристов. Сюда входят: шоу-программы, медитации, игры, гимнастика, викторины и др.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие предприятия входят в индустрию туризма?
  • 2. Какую роль на рынке выполняют туроператоры и турагенты?
  • 3. Назовите основные средства размещения?
  • 4. Чем занимаются аниматоры в отеле?
  • 5. Какие существуют типы питания туристов?

Введение...................................................................................................3

1.Начало развития туризма - античный период....................................6

2.История развития туризма в средние века.........................................

3.Эпоха Возрождения...............................................................................

4.Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века...........

Заключение............................................................................................

Список литературы................................................. ..............................

Введение

Развитие цивилизации теснейшим образом связано с развитием и укреплением контактов между отдельными государствами, народностями, территориями. Многочисленные – с самого начала развития человеческого общества – путешествия изначально играли сугубо практическую роль: выявление характера соседей - их дружеского или враждебного настроя - обмен опытом, поиск рынков сбыта и приобретения товаров и т.п. В этом плане путешествия повторили судьбу предметов быта, которые постепенно приобрели помимо утилитарной еще и эстетическую функцию, несущественную для выживания, но важную для человека в психологическом плане. Так и путешествия с течением времени получили новый статус – также не игравший особой роли для жизни данного племени/города/государства, но оказавшийся столь существенным для каждого отдельного человека, что он не только не утрачен по сей день, но и продолжает активнейше использоваться, составляя одну из важных статей развития экономики фактически любой страны.

Итак, помимо людей, для которых путешествия являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи и ученые, купцы, позже - священники), появились люди, желавшие просто посмотреть новые земли и получить новые впечатления. Появилось такое понятие как туризм.

На сегодняшний день существует огромное количество видов туризма. По дальности путешествия выделяют местный (как правило, краеведческий) туризм, туризм внутри страны и международный туризм. Последний играет наиболее значимую роль в экономике, представляя собой одну из наиболее распространенных форм обмена услугами. Он стал важным источником доходов, которые во всем мире уже приближаются к 500 млрд. долларов в год.

По целям можно выделить туризм развлекательный, познавательный (может совпадать с предыдущим видом туризма, может выступать самостоятельно, как цель научных обзорных экспедиций), оздоровительный (может быть развлекательно-оздоровительным – рекреационным – или спортивно-оздоровительным), спортивный (также может быть элементом программы оздоровительных поездок, а может быть отдельной целью – например, горнолыжный туризм). Каждая из указанных целей содержит ряд конкретизирующих подпунктов – видов туризма: для оздоровительного это, например, курортный туризм, для спортивного – пешеходный (в т.ч. горные пешие походы), велосипедный, водный (гребной, парусный; речной, морской и т.п.). Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде.

Большинство из различных определений туризма сводятся к тому, что туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Таким образом, любой вид туризма так или иначе несет в себе познавательно-развлекательные элементы, в отличие, например, от профессиональных поездок и экспедиций, основная цель которых – выполнение определенной работы. Стремление увидеть и узнать что-то новое и поныне является основным побудительным мотивом туристических путешествий. Именно поэтому туризм теснейшим образом связан с уровнем развития цивилизации. От этого уровня зависит комфортабельность и дальность предполагаемого путешествия (во времена карет мало кто пожелал бы отправиться за приятными впечатлениями из Сибири в Средиземноморье), информированность общества о возможных местах отдыха, безопасность – определяемая не только природными условиями. но и политической обстановкой как в родной стране. так и в той, которая является целью путешествия, развитие инфраструктуры развлечений – в целом все то, что дает возможность интересного приятного отдыха и ярких впечатлений. Несомненно, данные параметры развивались вместе с человеческим обществом, определяя особенности туризма на данном этапе человеческой истории. и формируя историю туризма - историю возникновения путешествий в древнейших государствах мира, цели и мотивы этих путешествий, а также становления туризма как отрасли с раннего средневековья до наших дней, и определяя мотивацию этих путешествий.

Стоит сразу оговориться, что период до середины XIX века большинство исследователе относят к предыстории туризма. Путешествия не являются самоцелью, а лишь служат средством достижения цели. Саму историю туризма принято отсчитывать со знаменитой массовой (570 человек) двадцатимильной поездки по железной дороге с чаем, булочками и духовым оркестром, организованной в Англии в 1841 году Томасом Куком. Это был первый случай организации предоставления массового отдыха как единого комплекса услуг. Тем не менее, предшествующий этому событию период заложил основу для развития инфраструктуры отдыха, создания "домов вне дома", поэтому не может быть отброшен при рассмотрении условий и способов зарождения и развития туристических путешествий как особой сферы.


1.Начало развития туризма - античный период

В начале формирования человеческого общества путешествия, несомненно, были необходимы для выживания человечества. Люди периодически перемещались с места на место в поисках пропитания или для обеспечения собственной безопасности.

Позднее, когда человек начал вести оседлый образ жизни, путешествия стали приобретать иной смысл. С незапамятных времен многие путешествия мотивировались простым человеческим любопытством, например желанием узнать, что находится за самым дальним холмом или на другом берегу широкого водного пространства. Этот вид путешествий - что-то узнать, за чем-то понаблюдать, развлечься и отдохнуть - мог не иметь никакой определенной экономической, политической или познавательной цели. Вероятно, он не имел никакого сиюминутного эффекта, кроме чьего-либо личного интереса к неизведанному, но его результаты были тогда так же значимы, как и теперь: одни люди рассказывают о своих приключениях, после чего другие люди стремятся повторить их опыт.

В античный период большинство путешествий предпринималось с целью обмена товарных излишков, произведенных в одном регионе, на товары, имеющиеся в другом. Кроме того, путешествия становятся неотъемлемым спутником военных действий. Поездки часто носили учебный характер: известно, что десятеричная система счисления, как и алгебра в целом, основы буквенной письменности, многие познания в астрономии, навигации и т.п. "мигрировали" из Азии в Грецию в умах будущих известных ученых-филисофов.

Остальные побудительные мотивы путешествий можно свести к спортивным (помимо знаменитых Олимпийских игр, собиравших в Элладе фактически все Средиземноморье, так, что даже приостанавливались войны, существовал целый ряд аналогичных спортивных состязаний разного масштаба) и религиозным (уже в те времена зарождается понятие пилигримства).

Несмотря на то, что большинство поездок в перид античности и совершались, как мы видим, не с развлекательными целями, в Европе во времена Римской империи возникает новый вид путешествий – досуговый туризм. Римляне из богатых семей часто ездили в Грецию для пополнения образования. Постепенно эти поездки приобрели развлекательный характер: путешествия в Грецию совершались всей семьей или холостыми богатыми римлянами-мужчинами ради отдыха, главным образом к теплым минеральным источникам.

Уже в те времена можно было выделить два типа путей: сухопутные и водные. Поскольку античная цивилизация родилась в Средиземноморье, а также в дельте Нила и Месопотамии – долине между Тигром и Евфратом – водные пути были основными. Передвигаться морем, особенно с торговыми целями, было гораздо легче, чем путешествовать пешком, поскольку тогда было мало видов сухопутных транспортных средств. Ездовые животные (лошади, слоны) использовались в подавляющем большинстве случаев для передвижений войск и в сражениях, реже – для путешествий правителей. Высокопоставленные лица часто преодолевали небольшие сухопутные расстояния в паланкинах – своеобразных тканевых домиках, поставленных на носилки и переносимых рабами.

Таким образом, основными путями в то время были морские и речные как более быстрые и удобные. Были широко распространены легкие камышовые и папирусные лодки (Египет, Месопотамия). Аналогичные лодки, а также плоты из бальсовых бревен с загнутыми носом и кормой позже обнаружат у индейцев Центральной и Южной Америки. На таких плотах аборигенные цивилизации Америки перемещались вдоль океанических берегов уже в I в. до н.э. Долговечные камышовые плоты строили арабы из нижнего течения Тигра и Евфрата. Позднее на смену им пришли дощатые суда, технику изготовления которых быстро освоили греки. Древнейшее из сохранившихся до наших дней принадлежало фараону Хеопсу и датируется 2700 г. до н.э. О роли, которые играли средства мореплавания в жизни Средиземноморцев, свидетельствует тот факт, что в одной из опустыненных (на данный момент) областей Египта среди обнаруженных петроглифических значков наряду с изображениями людей и животных преобладают изображения камышовых ладей морской (серповидной) конструкции – то есть с загнутыми носом и кормой. В древнеегипетской письменности слово "главный" изображалось человеком, стоящим на корме лодки (рулевым).

Средиземное море и Персидский залив буквально исчерчены маршрутами древних плаваний. Так, основной ярмаркой месопотамских и египетских мореплавателей был остров Бахрейн в Персидском заливе. Греческие маршруты также в большинстве своем были связаны с Азией (реже – с Египтом, с которым у греков были напряженные отношения).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Начало развития туризма - античный период. История развития туризма в средние века. Эпоха Возрождения. Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. Международный туризм.

    реферат , добавлен 13.04.2004

    Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Социокультурные условия и основные предпосылки активизации путешествий в эпоху Античности. Становление Страбона как путешественника, географа и страноведа. Общая характеристика путешествий Страбона и их влияние на развитие туризма в эпоху античности.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2012

    Общая характеристика спортивного туризма: виды, разряды и классификация маршрутов. История становления спортивного туризма в России, его проблемы и особенности на современном этапе. Особенности развития спортивного туризма в странах Европы и Америки.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Понятие делового туризма, история зарождения и формирования. Разновидности MICE туризма. Анализ крупнейших выставок, организуемых международными выставочными компаниями ITE и "Экспоцентр" с точки зрения формирования туристических потоков в страну.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2011

    Массовый туризм как феномен XX века. История развития туризма в Древнем Китае. Быстрое развитие туризма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Туризм в XXI веке. Стремительное развитие рынков туриндустрии. Китайско-Российский туристический обмен.

    реферат , добавлен 26.03.2009

    Теоретические основы делового туризма, его история, цели, классификация. Основные центры, их туристическое развитие и потенциал, популярность и ресурсы. Особенности инсентив-туров, бизнес-путешествий. Туристические районы делового туризма в США.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

Основные этапы становления отрасли туризма

Историческое формирование отрасли туризма берет свое начало еще в древности и видоизменяется с развитием человечества, научно-техническими открытиями, подчиняясь изменениям во всех сферах общества.

Принято разделять четыре этапа становления туриндустрии:

    К первому этапу относится исторический период от древнейших времен до начала XIX века.

    Второй этап характеризуется как промежуток между началом XIX века и началом XX века.

    Третий этап затрагивает период от начала XX века до Второй мировой войны.

    Четвертым этапом считаются послевоенные годы до наших дней.

В ходе разработки данных этапов теоретики туризма ссылались на экономические, социальные, а также материально-технические предпосылки. Были учтены функции туризма в разные исторические периоды, его влияние на жизнь общества.

Замечание 1

Таким образом, развитие отрасли туризма берет свое начало с древнейших времен и до наших дней, проходя при этом четыре этапа становления.

Зарождение туризма в древности и средние века

Первый этап становления туристской отрасли также часто называют предысторией туризма. Ученые, чаще всего, относят к нему период античности в Древней Греции и Риме. Целями путешествий выступали торговля, религия, лечение, учеба. Появились первые спортивные поездки.

Для Средних веков паломничество становится основным видам туризма. Путешественники стремились посетить священные места. Позже, Европейские страны вступают в эпоху Возрожения и религиозный туризм уходит на второй план. Происходит усиление индивидуальных туров.

Эпоха Просвещения ознаменовалась возникновением образовательного туризма. Наиболее элитные слои населения, как правило, молодые люди отправлялись в соседние европейские страны с целью получения ученой степени, способствующей в будущем выбору профессии в области политики, экономики и прочее.

Следует отметить, что туризм в данный период времени обладал рядом признаков, среди которых:

    Туризм не являлся целью для путешественника, а лишь способом, средством достижения других целей, вынужденной необходимостью.

    Транспортное обеспечение носило примитивный характер и не обладало никаким уровнем комфорта.

Существенные изменения произошли с развитием мануфактурного производства. Также стимулирующими факторами выступили промышленные перевороты XVIII-XIX веков. Произошло разграничение труда и появлением свободного времени.

Элитарный и довоенный туризм

Следующий период становления индустрии туризма принято называть элитарным. Он ознаменовался появлением специализированных предприятий, занимающихся туризмом. Главным стимулирующим фактором выступает совершенствование транспортных средств.

Значительными событиями в сфере перевозок стали изобретение в $1807$ г. Фултоном первого парохода и в $1814$ г. Стефенсоном первого паровоза. Произошло совершенствование услуг почтовых отправлений, а также расширения сети дорог. При этом повышается качество перевозок, поездки становятся более комфортными и экономичными.

Середина XIX века привела к возникновению первых пароходных компаний, осуществляющих эмиграцию в Новый Свет.

Еще одним стимулирующими факторами стали научно-технический прогресс и появление профсоюзов на предприятиях. Повышается уровень жизни населения.

В данный период стали появляться первые гостиницы премиум-класса для людей с высоким уровнем дохода. Их главной чертой являлась роскошь. Со второй половины XIX века происходит расширение сферы производства. Открываются первые бюро путешествий, которые разработали первые пэкидж-туры. Первый тур был представлен Томасом Куком в $1841$ г. и представлял собой двадцатимильное путешествие по железной дороге, в которое входило чай, булочки и прослушивание духового оркестра. С $1862$ года начинается издание туристских каталогов, что привело к повышению спроса.

Довоенный период развития туризма характеризуется появлением и расширением такого понятия как социальный туризм. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Но положительным моментом является становление массового туризма расширение потенциальных потребителей на все слои населения.

Послевоенный этап развития туриндустрии

Массовый туризм получил свой расцвет в четвертом этапе становления индустрии туризма. Это уже не предмет роскоши как было в период элитарного туризма, а насущная потребность населения в индустриально развитых странах, где преобладает городское население.

Продолжается активный рост новых предприятий индустрии туризма в западноевропейских странах. При этом целевой аудиторией выступали большей частью американских, что привело к преобладанию долларовых капиталовложений.

Послевоенный период ознаменовался тем, что отрасль туризма получила дифференцированный характер, в котором принимают участие не только элитные слои населения, но и средний класс и определенное количество туристов из низших слоев населения. Главной его чертой считается большое разнообразие предпочтений и мотиваций клиентов. Это привело к появлению множества очень узкоспециализированных сегментов в туристском рынке и широкий диапазон предлагаемых туруслуг.

В данный период появляется рекреационный аспект. Туризм начинает рассматриваться как обычное явление жизни, необходимое для восстановления сил для более продуктивной работы.

Происходит стандартизация туруслуг и предложение пэкидж-туров. Расширение спроса на турпродукт приводит к увеличению новых предприятий туризма и вовлечение в отрасль других областей народного хозяйства. В первую очередь это транспорт и торговые компании. Туризм становится полноценной отраслью мировой экономики.

Замечание 2

Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм.