Урок обществознание 8. Основные виды деятельности ученика. Направления реализации непрерывности образования

Формирование представления учащихся об образовании как системе, раскрытие вопроса о возрастающей значимости образования в современном мире.Работа по развитию умений использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлечению информации из печатных и иллюстративных источников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п.НИЯ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ТЕМА: ОБРАЗОВАНИЕ

8 КЛАСС

Учебник: «Обществознание »

Под ред.Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой

Учитель: Михайлова Вера Анатольевна

2012-2013 учебный год

Тема урока : Образование, 8класс

Тип урока : комбинированный

Цель урока:

Образовательная: обобщить и закрепить знания по теме «Моральный выбор», продолжить формирование представления учащихся об образовании как системе, раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования в современном мире

Развивающая : продолжить работу по развитию умений использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников уметь анализировать, делать выводы и обобщения

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока

Ход урока:

На доске записан план урока:

1.Что такое «Образование»

2.Роль образования в современном обществе

3.Система образования в РФ

I. Орг. момент. Постановка целей урока.

II. Актуализация знаний

Учитель : на прошлом уроке мы с вами говорили о таких категориях, как моральный долг, моральный выбор, ответственность.

1. Фронтальный опрос

1) Назовите великий дар, которым не обладает ни одно живое существо, кроме человека (свобода выбора )

А какого выбора ?(морального)

2) Так объясните мне, что же такое «моральный выбор»

(это выбор своего отношения к другим людям-доброго или злого)

3) Как объясняют верующие люди, почему в одних случаях человек поступает плохо (грешно), а в других- честно, по- доброму

(На одном плече у человека сидит дьявол, а на другом – ангел, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так и поведет себя).

Учитель :Но выбирает он сам,т.е. какой выбор он делает (моральный )

Мы с вами говорили, что свобода – это ответственность.А что значит- быть человеком ответственным?(отвечать за свои поступки, за принятые решения.

2.Практическая работа.

Учитель : Работаете в паре У вас на парте по две пословицы.Вы, пользуясь правом выбора и руководствуясь своими моральными принципами, выбираете одну пословицу. Один из вас объясняет, почему вы выбрали именно эту пословицу, а дугой-почему не выбрали.

(пословицы противоречивые)

1.С кем поведешься от того и наберешься. Дерево живёт конями, а человек друзьями

2.Дай, Боже, все самому уметь, да не все самому делать!
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

3.Не делай добра - не получишь зла. Доброе дело бумерангом вернётся
4. Любовь зла - полюбишь и козла. Любовь спасёт мир.

5.Копейка рубль бережёт. Деньги надо тратить, а не копить

6. Делу - время, потехе - час. Работа не волк, в лес не убежит.

7.Из спасибо шубы не сошьешь. Доброму добрая память.

Учитель : Так от чего зависит отношение к нам окружающих людей.(от наших поступков).Я надеюсь, что в жизни вы будете делать всегда правильный выбор

III. Новая тема

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию афоризмы великих людей(слайд 1-3)

  1. Образование людей должно начаться пословицами и должно кончиться мыслями. Н.М.Карамзин
  2. Невежество-ночь ума, ночь безлунная и беззвездная. Цицерон
  3. Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи. К.Гельвеций

Кто сможет определить нашу новую тему? (Образование) (слайд 4)

Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы (план) – на доске

Прежде,чем мы перейдем к новой теме, запишем в тетрадь значение некоторых терминов, которые нам пригодятся при изучении новой темы

1.Словарная работа: (слайд 5)

  1. Невежество - 1. Отсутствие знаний; необразованность.
  2. Система - (от греч. sysntema - целое - составленное из частей; соединение),множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,образующих целостность, единство.
  3. Приоритетный-преобладающий, главный

4.Социализация –освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества

2. Я еще раз хочу обратиться к высказыванию Гельвеция « Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи» (слайд 6). О какой пище идет речь? (о духовной) А что является основной пищей для ума? (чтение). Вот сегодня мы будем с вами работать с текстами. Итак, у вас на столах лежит текст. Он содержит два отрывка.

1. Прочитайте, найдите и выделите маркером ключевые слова, которые отвечают на вопрос «Что такое образование»? (слайд 7)

1.«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (закон РФ «Об образовании»)

2.«Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации».

В чем отличие этих определений ?Речь идет осубъекте деятельности (В 1- Кто осуществляет обучение(д.сад, школа,вузы)

Во 2-знания приобретаются самими учениками)

2. В каком обществе мы живем?В постиндустриальном или иформационном.Для этого общества характерны небывало быстрые темпы научно- технического прогресса . А теперь ситуация.

«Руководителю фирмы потребовалось три специалиста- переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:

1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим на рынке труда услуги каждого стоят по 20 000 рублей);

2-й вариант: взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой и компьютером, на зарплату 35.000 руб»

1.?- Объясните, какой выбор и почему сделает руководитель фирмы. 2 .Каким образом эта ситуация связана с нашей темой?

Делаем вывод: чтобы добиться жизненного успеха, получить хорошую, интересную и хорошо оплачиваемую должность необходимо получить хорошее образование

(слайд 8)

Вы частично ответили на второй вопрос о роли образования в современном обществе.

3 . А теперь мы поговорим с вами об основных элементах системы образования в РФ. Будем работать по учебнику и составлять очень интересную схему.Называется она фишбоун (рыбья косточка) (слайд 9 ) .Откройте учебник на стр.63-64 .Читаем текст о системе образования, рассматриваем рисунки.

Фишбоун(рыбья косточка)

голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос,обобщение.

Дошкольн. Начальн. Основное. Среднее

Образование общее (полное)

Полное невежество приводит к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи. К.Гельвеций

Образование Учитель МОУ СОШ с.Ния Михайлова В.А.

1.Невежество - о тсутствие знаний; необразованность. 2.Система – целое, составленное из частей, соединение;множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,образующих целостность. 3.Приоритетный - преобладающий, главный 4.Социализация – освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества

Фишбоун(рыбья косточка) Общеобразовательная часть системы образования Подготовка к жизни: социализация дет.сад 1-4 кл. 5-9 кл. 10-11 кл Среднее Основное Началь н. Дошкольн.

Домашнее задание: §8, стр.64- составить фишбоун по профессиональной части системы образования РФ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №2 г. Демидова Смоленской области

План-конспект урока «Человек. Общество. Природа»

8 класс, обществознание (ФГОС)

Учитель: Дмитриева Надежда Ивановна,

Г.Демидов, 2016г.

Тема урока: Человек . Общество. Природа .

Цели : сформулировать основные вопросы и проблемы

Планируемые результаты : учащиеся должны характеризовать биологические и социальные черты человека; .владеть принципом работы с учебником, вести дискуссию, работать с документами, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа.

Метапредметные – 1). личностные: формировать компетентности в решении осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

2) регулятивные : формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, извлекать информацию из мнений и взглядов других людей;

4) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии;

Оборудование : учебник, схемы к уроку, материал для работы в группах, мультимедийная презентация, ФГОС Контрольно- измерительные материалы Обществознание,8 класс

Тип урока : общеметодологической направленности.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Мотивационно-целевой этап.

Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

По дороге жизни брел странник. В пути он часто находил разные предметы и складывал их в мешок. С каждым днем ноша становилась все тяжелее. Страннику приходилось все чаще останавливаться и отдыхать.

Однажды он встретил мудреца.

Что ты несешь с собой? А все ли тебе нужно в дороге?- спросил его мудрец.

Я думаю, тебе просто необходимо избавиться от лишнего, - сказал мудрец.

Странник начал вытаскивать все, что попадалось.

Посмотри на эти вещи и реши для себя, что тебе действительно необходимо в дороге? Остальное выбрось без сожаления,-заметил мудрец.

Странник выбросил две трети своей ноши. Его жизнь наполнилась смыслом, он больше смотрел по сторонам, а не под ноги,как раньше.

Но к сожалению, странник не сделал выводов и через годы его мешок стал неподъемным.

И снова ему посчастливилось встретиться с мудрецом. А мудрец не стал ничего говорить ему и прошел мимо. Странник сам решил обратиться к мудрецу.

Почему ненужные вещи опять накапливаются?- спросил странник.

Осознай, куда ты идешь и что тебе нужно для достижения твоей цели. Послушал путник этот совет и перестал собирать всякие вещи.

Вопрос классу

О чем эта притча?

Тема урока : «Человек. Общество. Природа»

Девиз: успех учеников, радость учителю!

ПРОБЛЕМА: Почему человек должен научиться жить в обществе?

3.Изучение нового материала.

ПЛАН урока:

Что такое природа?

Биосфера и ноосфера.

Взаимодействие человека и окружающей природы.

Место человека в мире природы

Человек и Вселенная.

Человек – звено в цепи эволюции или «Вершина пирамиды»

Задание. Запишите в таблицу,что вам известно по этой теме в графу «Знаю»,а вторую и третью колонки оставьте незаполненными до тех пор,пока не будет изучен параграф.


Подписи к слайдам:

Человек. Общество. Природа.

Прочитайте притчу и ответьте на вопрос. По дороге жизни брел странник. В пути он часто находил разные предметы и складывал их в мешок. С каждым днем ноша становилась все тяжелее. Страннику приходилось все чаще останавливаться и отдыхать. Однажды он встретил мудреца. - Что ты несешь с собой? А все ли тебе нужно в дороге?- спросил его мудрец. -Я думаю, тебе просто необходимо избавиться от лишнего, - сказал мудрец. Странник начал вытаскивать все, что попадалось. - Посмотри на эти вещи и реши для себя, что тебе действительно необходимо в дороге? Остальное выбрось без сожаления,-заметил мудрец. Странник выбросил две трети своей ноши. Его жизнь наполнилась смыслом, он больше смотрел по сторонам, а не под ноги,как раньше. Но к сожалению, странник не сделал выводов и через годы его мешок стал неподъемным. И снова ему посчастливилось встретиться с мудрецом. А мудрец не стал ничего говорить ему и прошел мимо. Странник сам решил обратиться к мудрецу. -Почему ненужные вещи опять накапливаются?- спросил странник. - Осознай, куда ты идешь и что тебе нужно для достижения твоей цели. Послушал путник этот совет и перестал собирать всякие вещи. Человек. Общество. Природа.

ПРОБЛЕМА: Почему человек должен научиться жить в обществе? Человек. Общество. Природа.

Знаю Узнал Хочу еще узнать Человек. Общество. Природа. Задание. Запишите в таблицу,что вам известно по этой теме в графу «Знаю», а вторую и третью колонки оставьте незаполненными до тех пор,пока не будет изучен параграф.

Биосфера - нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть литосферы Земли, населенная живыми организмами; самая крупная экосистема Земли. Ноосфера – высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества. Человек. Общество. Природа.

1 группа - « Что такое природа?» Дополнительное задание: покажи на известных примерах влияние природы на хозяйственную деятельность людей. 2 группа - «Связь человека с природой» Дополнительное задание: проанализируй, что в рассказе Р. Бредбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем автор показал себя как реалист. 3 группа – «Человек- венец природы?» Дополнительное задание: заполните таблицу 4 группа- «Вершина пирамиды или звено в цепи?» Дополнительное задание: В чем разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах « Обществознание» и «География»? Человек. Общество. Природа. Аргументы за Аргументы против

« Природа - единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех ее страницах » Человек. Общество. Природа. И. В. Гете (1749-1832), немецкий поэт, философ, ученый

Домашнее задание: § 2 выучить, ответить на вопросы. Начать работу над проектом «Как судьба человека зависит от судьбы общества» Человек. Общество. Природа.


Технологическая карта урока по
обществознанию.
Тема: Образование.
Класс: 8.
Учитель: Юшкова Мария Яковлевна.
Цель: познакомить учащихся с основными принципами образовательной системы нашей страны, с ее местом в российском обществе,
структурой образования.
Задачи:
Обучающая: Выяснить, в чём заключается приоритетность и конкурентоспособность образования; каковы основные уровни
образования в нашей стране.
Развивающая: использовать формы, приемы и методы работы, способствующие развитию критического мышления; умение работать со
справочной литературой и первоисточниками, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные
задачи.
Воспитательная: умение давать оценку современных процессам, происходящим в обществе, выражать свою позицию, уметь делать
личностный прогноз.
Планируемые образовательные результаты
Метапредметные УУД
коммуникативные – умение работать в группе, взаимодействовать и сотрудничать с одноклассниками;
познавательные – умение анализировать, делать выводы, выбирать нужную информацию, структурировать информацию,
систематизировать, определять значение понятий, аргументировать свою позицию, выбирать необходимую информацию;
регулятивные – целеполагание и построение жизненных планов, планирование и организация деятельности; прогнозирование;
самоконтроль.
личностные ­ проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают
положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности»; «примеряют»
полученную информацию к своей личности.
Предметные УУД

Научатся определять, в чём заключается приоритет образования, основные элементы системы образования в России, почему в
информационном обществе возрастает приоритет образования, а непрерывное образование является ключевой задачей общества.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы работы: наглядный, частично­поисковый, практический, проблемный, эвристическая беседа.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Образовательные ресурсы:
1. Учебник Обществознания под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.И. Городецкой 8 класс. Москва «Просвещение» 2014г.
2. Закон об образовании.
3. Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Москва 2006г.
4. Википедия.
5. Е.В.Домашек. Школьный справочник по обществознанию. Ростов н/Д:Феникс, 2010г.
Основные термины и понятия
Образование, приоритетность образования, конкурентоспособность, самообразование.
Этапы урока
Время Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные
действия.
Актуализация
знаний
«Вызов»
1 мин. Какую сферу общественной жизни мы с вами
изучаем? Что к ней относится?
Отвечают
Решение задачи
В современном мире налицо резкое
несоответствие: наука, техника, технологии
Отвечают на вопросы:
1.Какую главную проблему
вы выделили?
Личностные:
понимают значение знаний
для человека и принимают

идут вперед семимильными шагами, а люди
отстают. Глобализирующийся мир столкнулся
с резким дефицитом квалифицированных
кадров. Только в Европе не хватает около 700
тыс.
специалистов во всех отраслях
экономики. Такая же ситуация сложилась и в
России. Появилась новая техника, а тех, кто
должен на ней работать не хватает.
2.Как вы думаете,
что
помогло бы решить эту
проблему?
его.
Регулятивные: принимают
учебную задачу.
Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить?
Слайд
Говорит о первых школах на Руси.
Запишите тему урока в тетрадь.
Прошу вас заполнить таблицу с утверждениями:
Образование –это процесс приобретения знаний о
мире, приобщения к культуре(+); приоритетность
образования выражается в формировании делового
стиля общения(­); конкурентоспособность личности
выражается в умении приобретать и постоянно
обновлять
инициативу,
самостоятельность, быть творческим, качественно
выполнять свою работу(+); в стране существует
четыре ступени образования(­); самообразование –это
самостоятельный процесс приобретения знаний(+).
Как вы думаете, что такое образование?
проявлять
знания,

Выдвигают задачи урока.
Записывают тему в тетрадь
Заполняют таблицу.
Отвечают
«Осмысление
материала»
Давайте сравним, как звучит это понятие в различных
источниках.
слайд
1.Как вы думаете, что такое приоритетность
образования?
словарём
3 группы
Работают со словарём
Ожигова,
в
учебнике, Википедия.
1) 3 группы
Работают со словарём
в
Ожигова,
словарём

Коммуникативные:
допускают существование
различных точек зрения,
принимают другое мнение
и позицию, формулируют
собственное мнение и
позицию, строят понятное
для
партнёра
высказывание.

учебнике, Википедия.
2)Занимают
соответствующую позицию
по поводу определения
приоритетности.
Решают проблемную задачу.
2.Просит занять позицию.
В каком обществе мы живем? В постиндустриальном
или информационном? Для этого общества
характерны небывало быстрые темпы научно­
технического прогресса. А теперь ситуация.
«Руководителю фирмы потребовалось три
специалиста­ переводить тексты с иностранного
языка, производить по этим текстам математические
расчеты и осуществлять на этой основе
компьютерное программирование. У
предпринимателя есть выбор:
1­й вариант: пригласить на работу переводчика,
математика и программиста (предположим на рынке
труда услуги каждого стоят по 20 000 рублей);
2­й вариант: взять на работу одного специалиста,
владеющего иностранным языком, математикой и
компьютером, на зарплату 35.000 руб»
1.?­ Объясните, какой выбор и почему сделает
руководитель фирмы. 2.Каким образом эта ситуация
связана с нашей темой?

Познавательные:
Строят
осознанные
речевые высказывания,
формулируют ответы на
учителя;
вопросы

осуществляют
поиск
нужной информации из
различных источников и
практического опыта.

Регулятивные:
Учитывают выделенные
учителем
ориентиры
действия, принимают и
сохраняют
учебную
задачу.

Личностные:
Понимают
всё
возрастающую
роль
знаний и образования в
жизни человека.

В информационном обществе,
всё больше
прослеживается связь между уровнем образования,
положением
и
обществе
человека
в

конкурентоспособностью страны. (слайд).
?Вы мне можете объяснить, как это понять.
Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, я вам
предлагаю поработать над этой темой.
После выступления групп предлагает вернуться к
начальному вопросу о конкурентоспособности и
решить эту проблему.
Как вы понимаете словосочетание «непрерывность
образования»?
Предлагает выделить основные структурные
элементы системы образования РФ и составить
кластер.

3 группы
1.Работает с текстом
учебника стр.80­81(по
методу чтение с пометками).
2. Работает с текстом
учебника стр.81 и отвечает на
вопрос: Какие личные
качества человека
соответствуют запросам
информационного общества.
3.Работает со справочником
Домашека: Современное
понимание и определение
сущности информационной
культуры. Отвечает на
вопрос: Какие требования
предъявляются человеку в
информационном обществе
(выразить информационный и
коммуникативный аспект).
Высказывают своё мнение.
Высказывают своё мнение.
2 ученика работают с диском
«Консультант­плюс»: статьи
18,19,22­25.
Остальные с учебником

Первичное
закрепление
материала.
А что такое самообразование? Каким образом оно
осуществляется? Важно ли оно в современной жизни?
Предлагаю вам оценить ваше состояние на данный
момент фразеологическим оборотом: «каша в
голове», «ни в зуб ногой», «светлая голова».
Давайте вернёмся к вашей таблице с утверждениями.
Предлагает разделиться на группы и проверить свои
знания.
стр.82.
Составляют кластер на доске
по желанию.
Переносят записи в тетрадь.
Высказывают своё мнение.
Оценивают

со
пишет небольшой
словами:
ступени
Работают с таблицей.
1 гр. составляют синквейн со
словом образование;
2 гр.
рассказ
образование,
образования,
конкурентоспособность,
самообразование.
3 группа тестовые задания из
ФИПИ или с диска.

Познавательные:
Контроль
и оценка
результатов деятельности.
Внесение необходимых
изменений в таблицу.
Личностные:
выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Коммуникативные:
уметь оценивать свои мысли
в устной форме; уметь
оценивать
правильность
выполнения действий на
уровне
адекватной
ретроспективной оценки.

Рефлексия
В чём вы видите ценность сегодняшнего урока для
вашей дальнейшей жизни?
Отвечают.
Регулятивные:
Определяют уровень и
качество
усвоения
изучаемого материала.

Регулятивные:
Способность к самооценке

Каким вы видите свой дальнейший образовательный
маршрут?
(слайд) Поднимите красные карточки, если вы
удовлетворены уроком, и он был для вас полезен. Вы
хорошо работали на уроке, понимали всё, о чём
говорилось и происходило на уроке.
Поднимите жёлтые карточки, если урок был

интересен, вы принимали в нём активное участие.
Урок был полезным, и вы выполнили ряд заданий.
Поднимите чёрные карточки, если пользы от урока
было мало, вы не понимали о чём идёт речь. Вам это
не нужно.
Оценивает работу на уроке, прислушиваясь к
самооценке.
Изучить п.10, вопросы 1­6. На выбор: в классе и дома
2,3,5; ПОПС­формула по теме говорят мудрые;
составление рассказа со словами образование,
ступени образования,
конкурентоспособность,
самообразование.
Оценивают работу на уроке.
Самооценка
Оценивание
Домашнее
задание.

основе
на
успешности
деятельности.

критерия
учебной
Познавательные:
Рефлексия
и условий
процесса и результатов
деятельности.
Личностные:
Выделяют свой дальнейший
образовательный маршрут.
Оценивают
собственную
роль в учебном процессе.

Конспект урока по курсу Введение в обществознание (8-9 класс)

1. Тема урока: «Человек и общество».

2. Тип урока – изучение нового материала.

3. Форма урока – лекция.

4. Цели урока:

- образовательная: изучить основные сферы жизни общества и ступени его развития, рассмотреть взаимосвязь человека и общества.

- развивающие: развитие мышления и внимания путем привлечения нового материала; развитие навыков работы с информацией и навыков самостоятельной работы.

- воспитательные: воспитание чувств нравственности, гражданственности и патриотизма; овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

5. Оборудование:

    Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. // 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2000. – 271с.

    Видеосюжет.

    Мультимедийная презентация.

    Проектор, компьютер, экран.

6. Оформление доски:

Дата: 00.00.0000г.

Тема урока: «Человек и общество».

Цель: изучить основные сферы жизни общества и ступени его развития, рассмотреть взаимосвязь общества и человека.

План.

1. Что такое общество?

2. Основные сферы жизни общества.

3. Ступени развития общества.

4. Развитие общества и положение человека.

Основные термины:

общество;

экономическая сфера;

политическая сфера;

социальная сфера;

духовная сфера;

аграрное общество;

индустриальное общество;

постиндустриальное общество.

7. Ход урока

- приветствие учащихся;

Проверка их явки и готовности к уроку;

Разъяснение темы и плана урока.

Приветствие учителя;

Количество присутствующих;

Положительный настрой на работу на уроке.

2. Изучение нового материала(22 мин.)

Возникновение общества и возникновение человека – это единый процесс. Общество – это все человечество в его истории, современности и перспективе (демонстрирует видеосюжет).

Смотрят видеосюжет.

Сферы жизни общества

Фиксируют данные в тетрадь.

- социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации, семью, учреждения воспитания, медицинского обслуживания и досуга.

- экономическая сфера включает промышленное, сельскохозяйственное производство, обмен продуктами производственной деятельности.

- политическая сфера жизни общества включает политику, государство, связь между ними.

- духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, религиозные организации, научные учреждения.

Записывают за учителем подробнее о каждой из сфер общества.

Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней.

Для первой ступени – аграрное общество – характерны господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль церкви и армии.

На следующей ступени – индустриальное общество – определяющую роль играет промышленность.

Воспринимают информацию устно, записывают основные ступени развития общества, смотрят презентацию.

В облике общества отражается и положение человека. Для общества характерно неравное положение людей, где одни повергаются эксплуатации.

Учитель задает вопросы на размышление, после ответов высказывая свое мнение: Какие возможности имеет человек в эксплуататорском обществе? И вообще должен человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают?

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение.

3. Физкультминутка (3 мин.)

Учитель демонстрирует упражнения.

Выполняют упражнения за учителем.

4. Закрепление (3 мин.)

Для закрепления полученных знаний на уроке можно использовать следующие вопросы и задания:

1. Дать определение понятию «общество», связанное с человеком.

2. Перечислите основные сферы жизни общества. По каждой сфере привести по не менее одному примеру.

3. Сколько ступеней развития общества существует? Перечислить их.

Ученики отвечают на вопросы по теме занятия, пройденные на лекции:

1. Общество – это все человечество в его истории, современности и перспективе.

2. Социальная сфера (нация и национальные отношения); экономическая сфера (промышленное и сельскохозяйственное производство); политическая сфера (государство и политика); духовная сфера (искусство и религия).

3. Существует 3 ступени развития общества:

    аграрное общество;

    индустриальное общество;

    постиндустриальное общество.

5. Домашнее задание (3 мин.)

Творческое задание: составить кроссворд (не менее 7 слов) по теме занятия.

Записывают в дневник.

6. Рефлексия (3 мин.)

Учитель выясняет, что запомнилось, что понравилось, затем характеризует работу учащихся.

Ученики делятся своими впечатлениями.

7. Подведение итогов (3 мин.)

Учитель подводит итоги урока, затем прощается с учениками.

Слушают учителя, прощаются, наводят порядок на рабочем месте .

Обществознание, 8 класс

Урок № 01

Вводный урок

© А.И. Колмаков


Цели урока:

  • Познакомить восьмиклассников с содержательными компонентами учебника, обратив внимание на его экономическую составляющую.
  • Создать условия личной заинтересованности учащихся в продолжении изучения курса в 8 классе.
  • Способствовать пониманию интеграционного характера современного обществоведческого курса.

Основные виды деятельности ученика

  • Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
  • Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.
  • Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
  • Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Знать и уметь (УУД)

  • Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
  • Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.
  • Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
  • Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Понятия, термины

  • учебник;
  • рабочая тетрадь;
  • УУД;
  • система оценивания работы;
  • варианты учебной деятельности;
  • экономика (раздел учебника, наука, сфера деятельности человека, производство)

Изучение нового материала

  • Что мы уже знаем и умеем.
  • Чем мы будем заниматься в новом учебном году.
  • Как добиваться успехов в работе в классе и дома

  • Какие главы представлены в учебнике? Назовите их.
  • Какая глава является самой объёмной? Объясните почему (при ответе используйте знания, полученные по этой теме в 7 классе).
  • Какие вопросы изучаются в первой главе? В чём вы видите связь личности и общества?
  • Каково, на ваш взгляд, назначение второй главы? В чём её направленность?
  • Какие вопросы рассматриваются в главе «Социальная сфера»? Опираясь на имеющиеся знания, назовите, что вам известно о социальной сфере.

Особенности содержания курса обществознания в восьмом классе

Почему учебник становится сложнее?

Как меняется содержание курса?


Закрепите что усвоили!

  • Заполните в тетради таблицу, отражая характеристику каждого вида деятельности, рубрики

Делаем первые выводы

  • Во-первых, предметной основой гуманитарных наук является текст. Научить понимать смысл текстов, различных по характеру, - одна из задач гуманитарного образования. Во-вторых, систематическое использование источников способствует реализации целей обществоведческого образования. В-третьих, привлечение документов способствует подготовке учащихся к выполнению основных социальных ролей: гражданина, семьянина, производителя, потребителя, собственника.
  • Основу содержания обществоведческого образования составляют научные знания. Источниками философских, экономических, социологических, правовых знаний являются философские тексты, научные статьи, работы экономистов, социологов, юристов. Источники содержат научные знания, излагают гипотезы и научные теории, транслируют особенности научного познания, способствуют формированию научного мировоззрения. Значимость нормативных текстов состоит в том, что они учат пониманию языка юридического документа, способствуют развитию правового мышления, воспитанию уважения к закону, формированию активной жизненной позиции.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

  • Рубрики тетради проверяют разные стороны и степень усвоения материала через различные формы письменного контроля, анализа;
  • Имеют открытые и закрытые формы ответов;
  • Максимально способствуют подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы

  • Для оптимизации трудоемкости оценочно-измерительных процедур набора универсальных учебных действий для оценки сформированности УУД используются следующие положения:
  • - учёт системного характера видов универсальных учебных действий (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаковосимволическое действие и пр.);
  • - системный характер универсальных учебных действий позволяет использовать одну задачу для оценки сформированности нескольких видов универсальных учебных действий.

Система оценивания работы в классе и дома. Варианты организации учебной деятельности

  • Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта . Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект , макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Проверь себя

  • Что нового узнали сегодня на уроке?
  • Как грамотно распределить свой учебный труд при работе с учебником?
  • Как устройство учебника помогает нам в работе с учебным материалом?
  • С какой целью к учебнику разработана Рабочая тетрадь? Как она поможет в подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы?
  • Чему научимся в 8 классе?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?