Военно морской музей в балаклаве. О музее истории Военно-Морского Флота России. Внутри подводной лодки

На экскурсии в музей Военно-Морского Флота можно увидеть:

  1. Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-396;
  2. Выставка, посвященная истории ВМФ России;
  3. Катер на воздушной подушке "Скат";
  4. Экраноплан "Орленок".

Экскурсия на подводную лодку Б-396

Продолжительность программы 1 час.

В группе туристов на экскурсии не более 15 человек.

В стандартную экскурсионную программу включено посещение Подводной лодки.

В настоящее время подводная лодка Б-396 расположена на Химкинском водохранилище.

Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-396 состоит из семи отсеков. Все отсеки доступны в ходе экскурсии для туристов.

Дополнительно в программу может быть включено посещение рубки и верхней палубы лодки.

Стоимость экскурсии на подводную лодку Б-396

Взрослые, граждане РФ – 8000 рублей на группу туристов.

Дети – 6000 рублей на группу.

Детская группа из Москвы – 4500 рублей на группу. При наличии у каждого туриста социальной карты Москвича.

При посещении рубки и верхней палубы Подводной лодки дополнительно оплачиваются входные билеты 300 рублей на взрослого и 200 рублей на ребенка.

Экскурсия на выставку Военно-Морского Флота

Продолжительность 45 минут.

В группе туристов не более 15 человек.

В программу включено посещение выставочной экспозиции музея ВМФ, представленной на двух этажах музея.

В ходе программы участники экскурсии познакомятся с историей образования Военно-Морского Флота России, этапах его становления и особенностях развития.

На выставочной экспозиции достаточно широко представлены документальные материалы и фотографии из истории становления Военно-Морского Флота.

Стоимость экскурсии на выставку ВМФ

Взрослые туристы, граждане РФ – 8000 рублей на группу до 15 человек.

Дети – 6000 рублей на группу до 15 туристов.

Детская группа из Москвы – 4500 рублей на группу до 15 детей. При наличии у каждого туриста социальной карты Москвича.

Комплексная экскурсионная программа с посещением выставки ВМФ и Подводной лодки

Продолжительность программы 1 час 30 минут.

Максимальное количество туристов на программе до 15 гостей.

Единый билет на экскурсии в музей ВМФ (музей + подводная лодка):

Взрослые (до 15 человек) 11000 рублей.

Пенсионеры, школьники (до 15 человек) 8500 рублей.

Школьники из Москвы, при предоставлении социальной карты – 6000 рублей на группу до 15 школьников

В стоимость экскурсий на Подводную лодку, выставку истории ВМФ России включено :

  • входные билеты,
  • экскурсионное обслуживание,
  • услуги профессионального экскурсовода.

Внимание! Для иностранных граждан дополнительно оплачиваются услуги гида-переводчика со знанием иностранного языка.

Компания "Городской Вояж" готова предложить к вашим услугам гидов-переводчиков практически на любом языке мира.

Стоимость услуг зависит от языка проведения экскурсии.

О музее истории Военно-Морского Флота России

Музей истории ВМФ России представляет собой уникальный комплекс объектов, который находится на севере Москвы.

Подводная лодка Б-396 была произведена в 1979 году. В течение 20 лет она выполняла государственные задачи в Атлантике, Средиземноморье, в Норвежском и Баренцевом морях.

С 2003 года является музейным экспонатом и гордостью москвичей и всего Военно-Морского Флота России.

Подводная лодка имеет семь отсеков.

Отсек № 1 – торпедный. В нем находится вооружение, приборы управления, контрольно-измерительные приборы.

Дополнительно для обозрения туристов в рамках экскурсии представлен гидрокостюм, в котором экипаж подлодки выходит за ее пределы в случае аварийно-спасательных операций.

Отсек № 2 – аккумуляторный. Является жилым. В настоящее время данный отсек оборудован для проведения лекций и конференций, вмещает до 30 человек в посадочном варианте.

Отсек № 3. ЦПУ или иными словами центральный пост управления.

Отсек двухпалубный, имеет верхнюю и нижнюю палубы.

Верхняя палуба это радиолокационная рубка, центральный пост, штурманская и гидроакустическая рубки.

Все механизмы подводной лодки восставлены и даже часть оборудования подключена и находится в рабочем состоянии.

Здесь находятся перископы, они подняты в верхнее положение. Каждый желающий сможет осмотреть окружающую местность с помощью перископа.

Отсек № 4. Жилой, также является аккумуляторным.

В отсеке находятся две палубы, верхняя и нижняя.

Верхняя палуба представляет собой выставочный зал, музей истории развития подлодок.

Отсек № 5. Дизельный.

Для восприятия туристов дизель подлодки представлен в реальном виде со всеми системами работы двигателя.

Отсек № 6. Электромоторный.

Экскурсанты могут увидеть электрический двигатель подводной лодки со всеми системами жизнеобеспечения.

Отсек № 7 является жилым. Кормовой отсек.

Здесь расположены спальные места команды подводной лодки, штатный кормовой люк с водолазным тубусом для аварийного покидания подлодки командой, а также можно увидеть устройства и механизмы общекорабельной системы.

ТТХ подводной лодки Б-396 .

Длина 90,2 метра

Ширина 8,6 метра

Глубина погружения до 300 метров

Автономность до 80 суток

Дальность хода до 15 тыс. миль

Скорость хода: надводная, узлы / подводная, узлы 13,5 / 16

Количество торпед 24

Экипаж 78 человек.

В ходе экскурсии по территории музея истории Военно-Морского Флота дополнительно можно увидеть :

Катер на воздушной подушке "Скат", который является десантно-штурмовым, доставлен в Москву из Каспийска.

Экраноплан "Орленок".

Также из Каспийска в музей ВМФ был привезен боевой морской транспортно-десантный экраноплан «Орленок».

Экраноплан является уникальным в своем роде, это смешение самолета и корабля.

Есть существенные отличия у него от гидросамолета. Он может летать над водой, выходить на берег, перемещаться надо льдом, тундрой, независимо от поверхности, которая находится под экранопланом. Будь то это болото или бетон.

Время работы музея истории ВМФ России

Экскурсии в музей ВМФ (Подводная лодка Б-396) проводятся:

Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье: с 11.00 до 19.00.

Четверг: с 13.00 до 21.00.

Выходной день – понедельник.

При необходимости мы готовы предоставить для экскурсионных групп в аренду транспорт: комфортабельные автобусы, микроавтобусы и легковые автомобили.

Свежие отзывы

Скворцова Анна Сергеевна

Алексей, добрый день, Дмитрий Александрович выразил огромную благодарность за прекрасно организованное мероприятие! Все было на высшем уровне! Спасибо за работу! С уважением, Анна E-mail: [email protected] Впечатления нашего партнера об организации индивидуальной экскурсии на выставку "Илья Репин" в Новой Третьяковке.

Сазонова Розалия Саяровна

Спасибо огромное! Все круто, четко, грамотно, на высшем уровне! Экскурсовод прекрасная женщина, подстраивалась по детей! Розалия. E-mail: [email protected]. Впечатления наших туристов об организации и проведении индивидуальной экскурсии в Третьяковскую галерею на русском языке.

Елена Тупика

Анна, здравствуйте! Извините, что сразу не ответила. Нам очень понравилась экскурсия. Елена (экскурсовод) хорошо подготовила программу с передвижением от картины к картине. Рассказала самое интересное. Было комфортно, уютно. Картины и сам художник открылись для нас в другом ракурсе. Особо благодарим вашу организацию. За быстрое решение вопроса о создании индивидуальной Экскурсии. Продумано все до мелочей. Нам осталось только оплатить, вовремя приехать и наслаждаться путешествием. Спасибо. С уважением, Елена Тупика E-mail: [email protected] Впечатления наших туристов об организации индивидуальной экскурсии на выставку "Архип Куинджи" в Третьяковской галерее.

Любой мальчишка, будь он матерым дошкольником или молодым пенсионером, с удовольствием примет предложение пройтись по отсекам настоящей боевой субмарины. Жаль только, что на действующую подлодку может попасть далеко не каждый, а кораблей-памятников у нас в России можно перечесть по пальцам.

Один такой стоит у набережной Химкинского водохранилища в Москве. Это настоящая дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 «Б» или «Букаха», как ее любовно и немного фамильярно называют моряки-подводники. Она стала первым экспонатом целого музейного комплекса, посвященного истории военно-морского флота и по совместительству исполняющему обязанности культурно-развлекательного центра.

История музея ВМФ в Москве началась с обращения в апреле 1999 года ветеранов Военно-Морского Флота России к мэру города Ю.М. Лужкову о том, что неплохо иметь в столице свой флотский музей, который популяризировал бы морскую службу и работал на дело патриотического воспитания молодежи. Оно было поддержано правительством Москвы, и уже в 2003 году начались работы по организации мемориального комплекса истории ВМФ в акватории Химкинского водохранилища.

Дело облегчалось тем, что с 1998 года на балансе правительства Москвы числилась выкупленная у Северного флота подводная лодка проекта 641 «Б» с тактическим номером Б-396 и именем «Новосибирский комсомолец», которую ранее планировалось использовать как главный экспонат музея военного кораблестроения.

Музей «Подводная лодка» как административная единица был создан в августе 2003 года, а официально открыт 26 июля (в День ВМФ) 2006 года. Три года ушло на обустройство территории и приведения подводной лодки в приличествующий боевому кораблю вид. На церемонии открытия присутствовали многочисленные официальные лица, в числе которых мэр Москвы Ю.М. Лужков и главнокомандующий ВМФ России В.В. Масорин.

На этом празднике были также офицеры Военно-Морского Флота России, воспитанники Нахимовского и кадетских морских училищ, много москвичей, интересующихся историей ВМФ России.

О главном экспонате

Главным экспонатом является подводная лодка проекта 641 «Б», строительство которых было начато в 1972 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (в те времена город Горький). Всего было построено 18 субмарин этого типа.

Это большие, длиной в 90,2 метра, дизель-электрические подводные лодки океанского класса, способные совершать автономное плавание в течение 80 дней. Они попортили немало крови супостату во время Холодной войны, следуя за американскими Авиационно-Ударными Группами. Лодки этого проекта проходили службу на Северном, Балтийском и Черноморском флотах.

Экспонатом музея стала подводная лодка «Новосибирский комсомолец», имеющая тактический номер Б-396, проходившая службу на Северном флоте. Военно-морской флаг на ней был поднят в 1979 году. Первым командиром стал капитан второго ранга М. Я. Маначинский. Основное вооружение субмарины – электрические самонаводящиеся торпеды калибра 533 мм. Для их пуска в носовом отсеке установлено шесть торпедных аппаратов. На борту лодки размещалось 22 торпеды или 44 мины.

Скорость лодки в надводном положении 13 узлов, в подводном – 16 (около 32 км/час). Она была способна погружаться на глубину 246–300 метров (максимально). На ней служили 78 моряков, из них 17 офицеров. На борту лодки была установлена гидроакустическая система, способная обнаруживать цели на дистанции до пятнадцати километров.

За время службы «Новосибирский комсомолец» неоднократно ходил в боевые походы, нес службу в Северной и Южной Атлантике, Баренцевом и Норвежском морях. Из состава ВМФ подводная лодка была выведена в 1998 году.

«Новосибирский комсомолец» – музей

Поэтому подводную лодку Б-369 «Новосибирский комсомолец» немного реконструировали и привели в вид, пригодный для посещения, в том числе – людьми с ограниченными физическими возможностями.

Лодка поставлена в 10 метрах от берега Химкинского водохранилища на бетонное основание. Ее корпус частично погружен в воду, для осмотра оставлены винты и перо руля. В правом борту первого носового (торпедного) отсека прорезано входное отверстие, достаточное для прохода человека в полный рост. Чтобы осматривать экспозицию музея было удобно, почти все механизмы и помещения по правому борту лодки убраны, там организован широкий проход, а в водонепроницаемых переборках отсеков прорезаны полноразмерные дверные проемы.

Полностью сохранены герметично закрывающиеся люки в переборках отсеков, механизмы и жилые помещения по левому борту субмарины. Верхняя палуба Б-369 ограждена леерами для безопасности посетителей, чего на боевом корабле, конечно же, нет. Для наглядности над ходовой рубкой подняты все выдвижные устройства: перископы, антенны радиотехнических устройств. На лодке подняты флаг и гюйс ВМФ, она украшена флагами расцвечивания. Служба на субмарине не несется, она полностью разоружена и является музеем.

Что можно увидеть на ее борту

Для осмотра доступны все семь отсеков подводной лодки.

Он начинается с первого (торпедного) отсека , где можно увидеть макеты торпед – основного вооружения лодки, приборы управления. Представлен гидрокостюм, в котором осуществляется выход из ПЛ в случае чрезвычайных ситуаций, аварийный буй, также выпускаемый через торпедный аппарат.

Второй отсек – жилой . В нем сохранена каюта командира, на переборке которой закреплен стенд, повествующий о боевом пути корабля. На нижней палубе отсека оборудован конференц-зал, способный вместить 30 человек.

Третий – это центральный отсек , откуда осуществляется все управление субмариной. В нем полностью восстановлены все приборы и механизмы, часть из них подключена и действует. Можно увидеть гидроакустическую и штурманскую рубки, осмотреть окрестности через поднятый перископ. В летнее время люди с хорошей физической подготовкой могут подняться по вертикальному трапу на ходовой мостик субмарины, выйти на верхнюю палубу.

В четвертом (жилом) отсеке устроен выставочный зал, где рассказывается об истории развития подводных сил ВМФ России.

В пятом (дизельном) отсеке стоит один из дизелей, приводящих лодку в движение в надводном положении, а также обслуживающие механизмы. Все механизмы и устройства в отсеке – реальные, которые работали во время службы лодки.

Шестой отсек – электротехнический . Доступен к осмотру электромотор, с помощью которого субмарина передвигается под водой (потому лодка и дизель-электрическая, что в зависимости от положения она двигается под электромоторами или дизелями). В этом отсеке все сохраненные приборы, посты управления и механизмы также соответствуют действительности.

Седьмой отсек – жилой . В нем оставлены для осмотра подвесные койки матросов, стоят приборы и механизмы, обеспечивающие жизнь экипажа и работу устройств подводной лодки. В подволоке этого же отсека доступен для осмотра тубус люка аварийного выхода, а в его кормовой части – дейдвудные сальники и линии валопроводов. Выход из субмарины находится в правом борту седьмого отсека.

Все сохраненные помещения подводной лодки имеют прозрачные двери, чтобы их можно было осмотреть, освещение отсеков изменено для лучшего восприятия. В каждом отсеке есть интерактивные медиасистемы, повествующие об истории подводных сил России и самого корабля. К посещению лодки проявляют большой интерес не только мужчины, но и девушки. На субмарине все можно потрогать руками, никаких ограничений (в пределах разумного) нет.

Что еще можно увидеть

На территории музейного комплекса истории ВМФ кроме подводной лодки можно посетить еще несколько интересных экспонатов.

В 2007 году на территории комплекса был установлен экраноплан «Орленок» – особый тип летательного аппарата, который, используя эффект так называемого аэродинамического экрана, передвигается над поверхностью воды на высоте полуметра. Он способен летать со скоростью 400 км в час не только над водой, но и над тундрой, льдом – любой относительно ровной поверхностью. Внутри экраноплана сохранены все приборы и механизмы, кресла и штурвалы пилотов. В принципе, он способен летать даже сейчас. Для тех, кто хочет попробовать себя в роли его пилота или пассажира, есть специальный компьютерный стенд-симулятор.

Также в 2007 году экспозиция музея была пополнена боевым десантным катером на воздушной подушке «Скат». Он доступен для наружного осмотра.

Где находится музей и как в него попасть

Музей «Подводная лодка» и музейный комплекс истории ВМФ России находится на южной окраине ПКиО «Северное Тушино». Ближайшая станция метро – «Сходненская». От нее надо пройти по Химкинскому бульвару до улицы Свободы, идущей вдоль всего берега Химкинского водохранилища.



Фото: Михаил Архипов

Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России (музей ВМФ) находится на территории парка «Северное Тушино», расположенного на северо-западе Москвы, на (относящегося к ), напротив столицы. Был открыт в 2009 году.

В настоящее время Музей истории ВМФ России насчитывает три крупных экспоната: подводная лодка Б-396 «Новосибирский Комсомолец», экраноплан А-90 «Орленок» и десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат». Все объекты расположены на акватории Химкинского водохранилища, но для посещения доступна только подводная лодка.

Подводную лодку «Новосибирский Комсомолец» доставили в Москву в сентябре 2003 года из Северодвинска (Архангельская область), а экраноплан «Орленок» и ДШК «Скат» - из города Каспийска (Дагестан) в июне 2007 года.

Согласно первоначальным планам в состав экспозиции музея должен был входить сторожевой корабль «Дружный», доставленный в Москву из Калининграда в ноябре 2003 года, но из-за разногласий с владельцем судно в состав музея не было включено, не эксплуатировалось, и весной 2016 года .

Идея создания в Москве музея военно-морского флота появилась во второй половине 1990-х годов. После исключения подводной лодки из состава Военно-морского флота (Краснознамённый Северный флот) в марте 1998 года лодка была выкуплена московскими властями вместе со сторожевым кораблем «Дружный» (Дважды Краснознамённый Балтийский флот) в качестве экспонатов будущего музея истории отечественного флота и кораблестроения в Москве.

Первоначально планировалось, что музей будет расположен на реке Москве в районе Парка Горького в центре столицы. Но этому помешали несколько обстоятельств. Во-первых, требовались значительные работы по обустройству территории для размещения объектов, на которые нужно было немалое финансирование. К тому же, возникала проблема транспортировки объектов будущего музея в центр столицы. Если доставить туда подлодку проблем не было, то чтобы провести «Дружного» его требовалось почти полностью разобрать. Да и Минобороны, недалеко от здания которого на Фрунзенской набережной хотели разместить плавучий музей, поддерживать проект не захотело.

В итоге согласно постановлению правительства Москвы от 18.11.2003 года «О размещении музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России и культурно-развлекательного центра в акватории Химкинского водохранилища» местом нахождения музея была определена акватория Химкинского водохранилища в районе территории парка «Северное Тушино» (южная часть).

Как добраться до музея ВМФ в парке Северное Тушино: ближайшая станция метро - «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии. Выход из первого вагона в сторону станции «Планерная», далее выход направо, затем пешком по Химкинскому бульвару 15 минут до пересечения с улицей Свободы, затем пешком по парку 5 минут.

На общественном наземном транспорте: остановка «Захарково» (троллейбус №70 от метро «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» или «Сокол»; автобус «Т» и №102 от станции метро «Планерная»).

График работы музея ВМФ: понедельник - выходной; все прочие дни - с 11 до 19 часов, кроме четверга, когда музей работает с 13 до 21 часа. Последний четверг месяца - санитарный день. Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея. Экскурсии для индивидуальных посетителей проводятся в 15:00 и 17:00 (вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье), в 17:00 и в 19:00 в четверг.

Об объекте на основе отзывов туристов:

Тематика музея: ;
Специализация музея: ;
Интересность экспозиции: высокая;
Экскурсионное обслуживание: да ;
Рекомендуемая возрастная группа: от 7 до 70 лет;
Доступность места: ограниченная (кроме людей с ограниченными физическими возможностями, детей грудного и дошкольного возрастов, а также страдающих клаустрофобией);
Сувенирная продукция: нет;
Фото-видео съемка: платно;
Возможность самостоятельного посещения: да
Существующие аналоги: (Вологодская область), подводная лодка С-189 в Санкт-Петербурге, подводная лодка Б-307 в Тольятти (Самарская область).

Большая (океанская) дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец». Построена на заводе в 1980 году. Проходила службу с 1981 года в боевом составе Северного флота. За время несения службы она совершала боевые походы в Средиземное море, выполняла задачи боевой службы в Северной и Южной Атлантике, у западного побережья Африки, а также осуществляла патрулирование советских и российских границ в Баренцевом и Норвежском морях, неоднократно удостаивалась звания лучшего корабля Северного флота. Фото: Михаил Архипов

Транспортно-десантный экраноплан А-90 «Орлёнок». Построен в 1983 году на . До 2006 года был закреплен на Краснознамённом Черноморском флоте, 236-Дивизион Кораблей Экранопланов. Фото: Михаил Архипов

Десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат».

В десяти километрах от Севастополя находится живописный курортный городок — Балаклава. Еще совсем недавно, во второй половине XX века, он был закрытым для посещения туристов. Виной тому стала подземная военно-морская база в Балаклаве.

Когда в пятидесятые годы прошлого столетия только начиналась холодная война, Соединенные Штаты Америки и Советский Союз стали наращивать арсеналы атомного вооружения, угрожая превентивными ударами друг другу, а также ударами возмездия. Именно в этот сложный исторический период Сталин отдал секретный приказ Берии: найти место для базирования советских подводных лодок, для нанесения ядерного удара.

Выбор спецслужб пал на мирную и тихую Балаклаву. Город тут же засекретили, его название исчезло с карты Крыма. Город превратился в один из но не в обычный, а в особо секретный: войти сюда можно было только по спецпропускам. Сталин лично рассматривал и визировал проект секретной базы по ремонту и техническому обслуживанию Так, появилась первая и единственная в мире подземная гавань, имеющая на своей территории завод по ремонту субмарин, получившая название — объект № 825.

Где находится база?

Когда-то секретная подземная база, а сегодня военно-морской комплекс «Балаклава» находится в одноименной бухте, в горе Таврос. У нее есть два выхода, а вход в канал — со стороны бухты. Его сотрудники назвали штольней. В случае возникновения угрозы, вход в нее блокировался огромным батопортом, весом сто пятьдесят тонн.

На северном горном склоне был сооружен выход лодок в море. Его тоже закрывал батопорт. Необходимо отметить, что все отверстия в горе были столь мастерски укрыты различными маскировочными приспособлениями, что их очень сложно было заметить даже на близком расстоянии.

История строительства

Сегодня подземный военно-морской музейный комплекс является самой популярной История секретного объекта началась в далеком 1957 году. Для сохранения конфиденциальности строящемуся объекту дали вполне мирное называние — ГТС (городская телефонная станция) № 825. Существует и вторая расшифровка аббревиатуры — «гидротехническое сооружение». Она более логична: мало кто мог бы поверить в строительство телефонной станции в горе Таврос.

Специалисты в создании подобных комплексов утверждают, что ни один из них (рассекреченных) и сегодня по величине и мощи не превзошел базу в Балаклаве. Строительство велось поэтапно, при этом рабочий день был разбит на четыре смены. Строители вывезли с западного утеса горы Таврос строители более двухсот тысяч кубометров грунта.

Так, появился глубоководный канал, цеха, сухой док, арсеналы, подземные дороги, хранилища, причалы, командный пункт. Породу вывозили глубокой ночью, в целях конспирации, когда маленький южный городок спокойно спал. Баржами ее вывозили и сбрасывали в море.

Сотрудничество с метростроевцами

Изначально возведение этого объекта было поручено военным специалистам, но они неожиданно столкнулись со сложностями во время бурения грунта. Правительство страны приняло решение о привлечении к работе метростроевцев, которые и помогли построить подземный канал, глубина которого была более восьми метров. На разных участках его ширина колебалась от восьми до двенадцати метров.

Секретная подводная база заняла огромную территорию (более пяти тысяч метров квадратных). Площадь акватории, под которой находится объект, составляет три тысячи метров. Первая очередь объекта (ремонтная база) была сдана в 1961 году. Топливные склады для хранения ГСМ, объемом девять с половиной тысяч тонн вошли во вторую очередь, строительство которой было завершено в 1963 году. Подводный завод мог вместить до семи судов. Надо сказать, что даже сегодняшних военных специалистов этот показатель впечатляет.

Весной 1994 года с территории базы в море вышла последняя субмарина. С тех пор уникальный объект оказался заброшенным и попросту расхищался.

Для чего строился объект?

Этот вопрос интересует многих, кто сегодня посещает уникальный музейный комплекс в Балаклаве. Напомним, что строительство объекта велось в годы холодной войны, когда до предела была накалена международная обстановка.

База создавалась для технического обслуживания и ремонта и подводных лодок класса 633 и 613. На территории объекта хранились запасные части к подводным судам и боеприпасы. В центральную штольню входили семь лодок этих типов, однако в экстренных случаях проектом предусматривалось размещение до четырнадцати судов различного класса.

Кроме того, проектировщиками была предусмотрена специальная штольня (на случай ядерной атаки) для погружения лодок на станцию под водой. Здесь же, кроме обычных видов вооружений, находилось и ядерное оружие.

Недостатки комплекса

Современные специалисты нередко спорят, обсуждая, была ли база действительно уникальным и идеальным объектом, или у нее были недостатки. По поводу уникальности возражений, как правило, не возникает, а что касается недостатков сооружения, то они, конечно же, были.

За время строительства подводной станции, стали поступать на вооружение Черноморского флота новые образцы — подводные лодки 625 класса, которые работали на дизельном топливе. Они уже не могли уместиться в созданных каналах. Кроме того, на территорию базы было довольно сложно попасть даже во время слабого шторма.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»: описание

Это огромное сооружение, которое расположено глубоко под землей было способно защитить от атомного взрыва - к примеру, при поражении атомной бомбы, мощностью не менее ста килотонн. В этом случае все боеприпасы, подводные суда и работающий там персонал остались бы невредимы.

Сегодня военно-морской музей «Балаклава» в Севастополе открыт для всех желающих. Он был основан в 2003 году, когда объект № 825 был рассекречен. Экскурсии проводятся группами по двадцать человек. Время экскурсии - около часа.

Экскурсионные маршруты

Музей подводных лодок в Балаклаве можно осмотреть по одному из двух предлагаемых маршрутов. Базовая экскурсия — это пешеходная часовая прогулка по лабиринтам горы Таврос. В этот маршрут включены посещения секретного объекта для укрытия лодок, судоходного канала, арсенала ядерного оружия, которое сегодня преобразовано в просторные выставочные залы.

Второй маршрут более короткий: за полчаса вы сможете осмотреть балаклавский подземный музейный комплекс, проехав на катере, совершить путешествие по подземному каналу, увидеть цеха по обслуживанию субмарин, посетить стометровый сухой док, который находится на глубине восемь метров и посмотреть на настоящую которая предназначалась для поражения морских целей неприятеля и была способна уничтожить все в радиусе 100 м.

Заводская паттерна

Это огромный транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Его длина - 296 метров, высота четыре с половиной метра, ширина - четыре. Это помещение использовалось для транспортировки торпед из МТЧ и доставки оборудования и материалов в цеха. Кроме того, здесь было оборудовано убежище для персонала.

Подземный док

На всех, кто впервые посещает военно-морской музейный комплекс «Балаклава», особое впечатление производит именно это помещение, в котором и проводился ремонт лодок. Его длина 505 метров, ширина от шести до двадцати двух метров (на разных участках). Кроме подземного, на базе был и сухой док — огороженная часть канала, длина которой составляла сто два метра.

Перед входом лодки в сухой док, он заполнялся водой. Когда судно заходило, воду откачивали и начинался ремонт, который длился от двух до шести недель.

Арсенал

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» сегодня может предложить туристам посетить арсенал, где хранились головные боевые части для торпед и ракет, в том числе и ядерных. Это помещение было условно разделено на две части — техническую и локальную, в которой и находилось самое секретное место базы. Здесь хранились и собирались головные части. Войти сюда могли только расчеты, состоящие из офицеров и мичманов.

  • Лодки в канал входили только в ночное время, и в Балаклаве в это время отключали электричество.
  • Стены и потолок арсенала покрывает слой бетона, толщина которого достигает нескольких метров.
  • После входа лодки в док, из него спускали воду. Огромное количество оставшейся на дне рыбы рабочие собирали и коптили. По всей округе разносился ароматный дымок, по которому местные жители четко определяли что очередная лодка стала на ремонт.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»: контакты

Музей расположен на Таврической набережной, 22. Работает ежедневно с 10:00 до 19:00 часов. Предварительно записаться на экскурсию можно у администратора музея.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Фото: static.panoramio.com

«Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай всё-таки я взял с собой три револьвера, - соврал землемер. - А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться…» А. П. Чехов, «Пересолил».

В моем советском детстве был популярен фразеологизм «на всякий пожарный»… О нем я невольно вспомнил при написании этой статьи. Сегодня поговорим об объекте, цели строительства которого с удивительной точностью характеризуют значение и смысл вышеупомянутого фразеологизма.

Построенный на всякий (особый) случай, в режиме строжайшей секретности. Спроектированный лучшими советскими инженерами, по приказу Сталина. Когда-то стратегически важный объект спустя 42 года стал просто музеем. К счастью…

Объект 825 ГТС

Бывший военно-секретный объект времен «холодной войны» — одна из главных достопримечательностей Балаклавы. Имеет несколько названий — Объект 825 ГТС, К-825, иногда называется просто — «Музей холодной войны».

Проект представлял собой подводную гавань для укрытия и ремонта подводных лодок и закрытая со всех сторон от ветра и волн, Балаклавская бухта, незаметная со стороны моря, скрытая горами — была идеальным местом для строительства.

Огроменные склады для хранения продовольственных продуктов, топливные хранилища, тайники для военного снаряжения и боевых снарядов — всё это было построено здесь на случай атомной войны. При строительстве учитывалась возможность выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью 100 кт.

Для сравнения — «Little Boy» («Малыш»), сброшенный на Хиросиму в августе 1945 года, обладал мощностью эквивалентной от 13 до 18 килотонн тротила. А сброшенная тремя днями позже — 9 августа 1945 на город Нагасаки атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») обл. мощностью эквивалентной 21 килотонны тротила.

Немного истории

Замысел о строительстве военно-стратегического объекта такого масштаба впервые появился в послевоенный период, когда обе сверхдержавы - СССР и США стали активно наращивать свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву:

город сразу же засекретили и поменяли статус - город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь.

«Балаклава», бухта.

Подземный комплекс строился 8 лет. Начали строить в 1953 г. — в год смерти Сталина, а закончили в 1961 г. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности, дабы не засветиться перед пролетающими вражескими спутниками, вывоз породы производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом подключили специалистов-метростроевцев, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Расположение и характеристики

Располагается музей в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Вход в канал (штольня) со стороны Балаклавской бухты. А выход в открытое море пробурили в северной стороне горы. И выход и вход с двух сторон по необходимости могли быть перекрыты специальными плавучими батопортами, вес каждого из них достигал 150 тонн. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект был рассчитан на одновременное размещение сразу 7 подводных лодок. Длина канала внушительная — 602 метра. Глубина достигает 8 м, а ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь объекта составила 15 тыс. квадратных метров, а находившиеся там люди могли провести автономно до 30 суток.


Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»

В скрытых от окружающего мира штольнях работали почти 1000 человек. По своему назначению сооружение использовали почти 30 лет. После распада СССР объект законсервировали, и за короткий срок это место облюбовали вездесущие мародеры, растаскивая все более-менее ценное. В 2000 году объект перешел на баланс Украины. И уже в 2003 году Киев принял решение рассекретить объект, сделав из него музей.