Все о 1 мировой войне кратко. Начало первой мировой войны. Навстречу к перемирию

Вынос плащаницы в Страстную пятницу совершается в третий час дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте.

Страстная пятница, называемая ещё Великой, — это самый скорбный день во всем году (в 2019 он выпадает на 26 апреля). Именно в этот день произошло распятие Спасителя человечества Иисуса Христа. В этот день, пока Плащаницу не вынесут из алтаря, всем верующим христианам запрещено развлекаться, а также есть и мыться. После того как Плащаница будет возложена в храме, постящимся разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.

Что такое Страстная пятница? Это богослужение в особом порядке. Во всех церквях повествуются трагические события и страсти, которые в этот день испытал Спаситель. Священнослужители всего мира читают евангельские повествования, которые прочитываются трижды:

  • на утрене,
  • на Великих часах,
  • на Великой вечерне.

В Страстную пятницу в 2019 году (26 апреля), как и в другие годы, верующие всего мира молятся о прощении Господа, благодарят Иисуса за его подвиг, которым он искупил многочисленные грехи человечества, и скорбят о том, что душа человеческая может быть настолько темной, что некогда позволила погибнуть самому светлому.

Утреня

Богослужение, которое проходило в Иерусалиме в древние времена, длилось всю ночь. Начиная с четверга и заканчиваясь в пятницу. Этой ночью все верующие, во главе которых был епископ, посещали те места, на которых свершились трагические поступки того времени. Это арест, страшный суд, крестная смерть и погребение Иисуса Христа. Для всех из вышеперечисленных мест предназначен свой отрывок Евангелия. Порядок прочтения евангельских отрывков сохранился и до наших времен.

В начале утрени поются погребальные тропари, читаются 19-й и 20-й псалмы, затем начинается чтение шестопсалмия.

В перерывах между чтениями Евангелия служащие поют стихиры и антифоны, которые указывают на неблагодарный поступок Иуды, который обрек на гибель Спасителя.

Великие часы (Царские часы)

Служба в Великий Пяток отличается тем, что чтение литургии не проводится. Дни, на которые выпадает великий праздник Благовещение, подвергаются исключению из данного правила. Для чтения Царских часов характерна одна особенность: объединяются 1, 3, 6 и 9-й час, в каждом из которых проводится чтение паремии, Апостола и Евангелия. Повествования, написанные каждым из четырех евангелистов, читаются по отдельности. Подобная служба проводится также на сочельниках Рождества Христова и Богоявления. Царскими часами стало принято называть ещё со времен московских царей, так как их участие в службе было обязательным.

Великая вечерня (вынос Плащаницы)

Плащаница — важнейшая часть всего богослужения, совершающегося в Великий Пяток Страстной седмицы.

Великая вечерня и вынос Плащаницы в Страстную пятницу происходят в 14-15 часов. Этим действием завершается цикл богослужений этого дня. Именно это время принято считать временем смерти Спасителя. К этому часу Плащаница выносится в храм. Вынос осуществляется через Царские врата. Прежде чем поднять Плащаницу с престола, священнослужитель обязан трижды поклониться до земли. Затем, в присутствии диакона со свечой и кадилом, а также свещеносцев Плащаницу выносят в храм через северные врата. Для нее подготавливается специальное место на возвышенности, которое может называться «гроб». Его украшают различными цветами в знак скорби об Иисусе Христе, а также умащают место благовониями. В центр Плащаницы возлагают Евангелие.

После великой вечерни проводится малое повечерие. Поются песнопения о плаче Пресвятой Богородицы, а также канон о распятии Иисуса Христа. После этого к Плащанице могут приложиться все желающие. Плащаница лежит в центре храма три дня (неполных), тем самым напоминая верующим нахождение Иисуса Христа в гробу.

В завершении утрени Великой субботы вокруг храма делается крестный ход. Проходит он со свечами и Плащаницей.

Что представляет собой Плащаница и почему она так важна?

Плащаница – это полотно, которое было использовано в качестве савана, в нее был положен и завернут Иисус Христос после его снятия с креста. В нынешнее время Плащаницей принято называть изображение Иисуса Христа, лежащего в гробу. Его используют для преклонения прихожан в Страстную пятницу. Плащаница остается в храме в течение трех дней до пасхальной полуночи, впоследствии ее обратно заносят в алтарь.

Обычно Плащаницу изготавливают из бархата, её размер примерно с человеческий рост.

Традиции выноса Плащаницы в Страстную Пятницу

На вечернем крестном ходе вокруг храма Плащаницу несут в руках священнослужители или старшие прихожане, держа за четыре угла. Крестный ход обязательно сопровождается погребальным перезвоном колоколов. В некоторых храмах перед занесением Плащаницы и возложением ее на специальное возвышение священнослужители, несущие святыню в руках, останавливаются перед входом и поднимают ее высоко над головой. Тем самым позволяя верующим, идущим сзади, пройти в храм под святыней.

Святая Плащаница обладает чудотворным действием. Считается, что прикладывание к ней помогает верующим излечиться от многих болезней.

В Страстную пятницу 2019 люди всего мира с особым трепетом преклоняются перед Плащаницей. Она является насущным символом того, что сделал для человечества Иисус. Согласно церковным толкованиям, его героические муки и смерть смогли открыть для нас вход в рай, который был закрыт после греха первых людей, а также дать надежду на встречу с Господом после смерти.

В этот день не принято созывать на службу колокольным звоном. День посвящен вспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Спасителя.

Служба Боготелесного погребения Спасителя

В пятницу вечером служится Утреня с чином погребения Плащаницы.

С началом пения тропарей зажигается паникадило, отверзаются Царские врата. Духовенство выходит на середину храма. Совершается полное каждение всего храма, которое начинается троекратным каждением вокруг Плащаницы, в зна´мение Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мiра (Быт. 1:2).

Сразу после тропарей совершается древний чин - пение «непорочных». Этот чин получил своё название от первых слов 118 псалма, который составляет 17 кафисму: «Блажени непорочнии…»

В этом чине после каждого стиха (отдельного предложения) заупокойной 17 кафисмы духовенством торжественно читаются похвалы - краткие, но ёмкие стихословия в честь принявшего Свою смерть на Кресте за нас Спасителя.

Части «непорочных», соответствующие «славам» кафисм (они называются «статии») разделяются малыми ектениями. Их 3 - во образ Пресвятой Троицы - после каждой статии. После малой ектении священник произносит особый возглас: эти возгласы произносятся только 2 раза в году - в чине погребения Спасителя и в чине погребения Богородицы.

Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма. По возвращении в храм начинается чтение пророков, послание апостола и Евангелие. Оно о том, как священники и иудейские фарисеи просили Пилата опечатать гроб Спасителя и поставили там свою стражу.

После прощального песнопения: «Придите ублажим Иосифа приснопамятного…» все подходят приложиться к Плащанице.


В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву , – совершаются Царские часы с особыми псалмами, паримиями, чтением Апостола и Евангели я.

8:00 - Царские часы.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

14:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.

16:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице.

В этот день:

(1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61)

Воспоминание ареста, суда, избиения, поругания, казни и крестной смерти Спасителя.

Страстная пятница - самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни.




кадры из фильма "Страсти Христовы"

Тогда на жестком, грубом деревянном кресте, после многочасового страдания, умер плотью воплотившийся Сын Божий. Тогда, с того креста, ученики, которые до того были тайными, а теперь, перед лицом случившегося, открылись без страха, Иосиф и Никодим сняли тело. Было слишком поздно для похорон: тело отнесли в ближнюю пещеру в Гефсиманском саду, положили на плиту, как полагалось тогда, обвив плащаницей, закрыв лицо платом, и вход в пещеру заградили камнем - и это было как будто все. Но вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти. Тогда пятница была последним днем. За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Девы Богородицы и для учеников Христовых. Начиналось дление бесконечных дней.


Я ничего вам не могу передать, если вы сами не почувствуете, если вы сами не постоите, если сами не отложите всякое житейское попечение и послушаете, поучаствуете. Такое благодатное дело происходит в церкви с людьми: когда читается Евангелие, то Господь дает слушающим реальное участие в этих великих святых событиях.

Я вот только хочу прочесть отпуст, то есть, последние слова священника, когда он кланяется своим прихожанам, такие замечательные слова

Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница - это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Вынос Плащаницы и Чин погребения - это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница


На вечерне Великой Пятницы заканчивается чтение книги Иова. Богослужение этого дня пронизано каким-то созерцательным оцепенением, умышленной сдержанностью чувств и образов. Мы ничего не просим, не высекаем из себя слёзы, не сокрушаемся о своем. Сегодня – всё о Нем, всё Его, всё Им.

Многострадальный Иов, судившийся с Богом за свои несчастья, наконец, получил

Утром читаются Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено …

Вечерня начинается как обычно. Однако песнопения и тексты, которые мы слышим, кажется, обжигают. По-моему нет в православном богослужении более пронзительных текстов, чем тексты этих дней. Вспоминаю, что когда я посмотрел нашумевший фильм «Страсти Христовы» я поймал себя на мысли: интенсивность пережива


Отданный на казнь, Христос еще много пострадал до нее самой. Поруганию, избиению и насмешкам Спасителя предали римские воины, которые должны были сопровождать Его на место казни. Возложив на голову Господа терновый венец, впивавшийся своими колючками в плоть, и дав Ему тяжелый крест – орудие казни, они вышли на путь к Голгофе. Голгофой или лобным местом называлась возвышенность к западу от Иерусалима, на которую можно было пройти через городские Судные ворота. Этим путем и пошел Спаситель, пройдя его в итоге за всех людей.

Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали ко кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты

Я сегодня Тебя провожала

На Голгофу, на крест...

Под смоковницей тихо стояла-

Рядом не было мест.

Я старалась к Тебе прикоснуться,

Чтобы Ты исцелил.

С самарянкой пришла к колодцу,

Чтобы Ты напоил.

Протянула сухую душу,

Чтоб она ожила.

Ожидая с Закхеем на ужин,

Все долги раздала.

А теперь Ты подал мне раны

Целовать и рыдать,

С Богородицей и Иоанном

На Голгофе стоять.

Я сегодня Тебя хоронила-

Ты меня допустил...

Нет страшнее Твоей могилы

Среди всех могил.

Замолчала вся плоть человеча-

Сам Господь молчит.

Но надежда, как тонкая свечка

В моём сердце горит.

Я приду сюда завтра рано,

Ароматы неся,

С мироносицами женами

Не боясь, а любя.

Ты меня осияешь светом

И растает печаль.

Я пойду за Тобой с рассветом-

Мне себя не жаль.

Ты научишь меня смиренью и любви святой,

Чтобы нам уже не расстаться

Никогда с Тобой.

(Галина Кременова, г.Херсон)

Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в 9 час (около 3 часов дня по на-шему времени). Поэтому во второй половине дня в храмах при пении тропаря: "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...", священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников (все молящиеся стоят с зажженными свечами) и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице), которая будет находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.



Затем, на чине выноса Плащаницы читается канон "Плач Божией Матери". "Увы мне, чадо мое, увы мне, свете мой", - скорбно восклицает Церковь от лица Пресвятой Богородицы, созерцая ужас Страстных дней.

Устав предписывает совершать его келейно, так что те кто не попал на службу, обязательно прочтите этот удивительный по глубине канон.

"Жизнь вечная, како умираеши?" - в недоумении вопрошает Сына Своего и Бога Приснодева. Тысячи, тысячи матерей могут узнать этот плач - но, Ее плач страшнее всякого плача: Она хоронила не только Сына Своего, но всякую надежду на победу Божию, всякую надежду на вечную жизнь. Многие, верно, глядели на Христа, многие, верно, постыдились и испугались и не посмотрели в лицо Матери. С каким ужасом в душе должны бы мы стоять перед лицом Матери, Которую мы убийством обездолили.,. Встаньте перед Ее лицом, встаньте и посмотрите в очи Девы Богородицы!.. Слушайте, слушайте этот плач! Говорите: Мать, я повинен - пусть среди других - в смерти Твоего Сына; я повинен - Ты заступись. Если Ты простишь - никто нас не осудит и не погубит... Но если Ты не простишь, то Твое слово будет сильнее всякого слова в нашу защиту...

Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. И в это остающееся короткое время вникнем душой в эту смерть, потому что весь этот ужас зиждется на одном: НА ГРЕХЕ, и каждый из нас ответственен за эту страшную Великую Пятницу. Поэтому, прикладываясь к священной Плащанице, будем это делать с трепетом. Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает! - и будем слушать этот Плач, плач всея земли, плач надежды надорванной, и благодарить Бога за спасение, которое нам дается так легко и мимо которого мы так безразлично проходим, тогда как оно далось такой страшной ценой и Богу, и Матери Божией, и ученикам.


Каждый человек, действительно живущий жизнью Церкви, знает ужас и бесприютность этого дня. Этот день страшен еще и потому, что перед каждым он со всей беспощадностью ставит вопрос: А где я был бы тогда, в ту страшную ночь? И ответ на него неутешителен: даже апостолы, говорившие, что готовы умереть за Христа, и действительно думавшие, что умрут за Него, все разбежались, даже Петр, самый твердый и ревностный среди них, трижды перед лицом, если посмотреть, самой ничтожной опасности отрекся от своего Учителя.

Путь к смерти ужасен для каждого человека, а Иисус истинно был человеком, но, и более того, для Христа он был особенно труден. Мы должны в это вдуматься: нам всегда - или часто - кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, Который стал человеком. Но умирает-то Спаситель наш Христос как человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом!».

«Солнце увидело невиданное им, - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов, - и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь».

Тогда храм погружен в темноту. Звуки покаяния нарастают и охватывают молящихся. Каждый поставляется в этой суровой темноте на суд своей совести, остается с ней наедине, а голос покаянных строк то осуждает содеянное, то горько укоряет за него. Стоят в темноте перед Богом все возрасты человеческой жизни; замирает, вдруг услышав звуки вечной правды, юность. Стоит, исповедуется Богу в молчании весь храм, а за окном в глубокую темноту неба уходят отражения зеленых огней лампад, будто там, в небосводе обретающих свое твердое пребывание. Это все, пережитое накануне - и покаянное пение, и мрак храма, и дрожащие за окном во мгле неба зеленые огни, - все это наполняет небывалой широтой переживаний. Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Это день особенно строгого поста. Есть благочестивая традиция не вкушать в Великую Пятницу никакой пищи до окончания чина выноса Плащаницы (то есть примерно до трех часов пополудни), а затем принимать в пищу только хлеб и воду. (читается 1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61)

А вечером в пятницу - совершается утреня Великой Субботы (сутки по церковному календарю начинаются с вечера) с чином погребения Плащаницы. Вечернее богослужение имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа. Как на отпевании, все в храме стоят с зажженными свечами. В начале утрени читается семнадцатая кафизма - часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах.


"Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смер-тию смерть и ад умертвившему", - так начинается канон Великой Субботы. Это тоже плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема - ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся", - поет хор. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали. До Пасхи остается чуть больше суток…

Тихим крестным ходом с Плащаницей и со свечами завершается утреня Великой Субботы. Когда шествие обходит храм, все поют заупокойное "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас..." И уже всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, совершаемого в воскресную полночь, уже пасхального.

Как началась 1-я Мировая война. Часть 1.

Как началась 1-я Мировая война.Часть 1.

Сараевское убийство

1 августа 1914 года началась первая мировая война. Причин у неё было множество, и нужен был лишь повод к её началу. Таким поводом послужило событие, произошедшее за месяц до этого - 28 июня 1914 года.

Наследник австро-венгерского престола Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург был старшим сыном эрцгерцога Карла Людвига, брата императора Франца Иосифа.

Эрцгерцог Карл Людвиг

Император Франц-Иосиф

Престарелый император правил к тому времени уже 66-й год, успев пережить всех остальных наследников. Единственный сын и наследник Франца Иосифа кронпринц Рудольф, по одной из версий, застрелился в 1889 году в замке Майерлинг, убив перед тем свою возлюбленную баронессу Марию Вечера, а по другой версии, стал жертвой тщательно спланированного политического убийства, имитировавшего самоубийство единственного прямого наследника престола. В 1896 году умер брат Франца Иосифа Карл Людвиг, выпив воды из реки Иордан. После этого наследником престола стал сын Карла Людвига Франц Фердинанд.

Франц Фердинанд

Франц Фердинанд был главной надеждой загнивающей монархии. В 1906 году эрцгерцог составил план преобразования Австро-Венгрии, который в случае его осуществления мог продлить жизнь Империи Габсбургов, снизив градус межнациональных противоречий. Согласно этому плану, Лоскутная Империя превращалась бы в федеративное государство Соединенные Штаты Великой Австрии, в котором образовывались 12 национальных автономий для каждой из крупных народностей, проживавших в Австро-Венгрии. Однако этому плану противился премьер-министр Венгрии граф Иштван Тиса, поскольку такое преобразование страны положило бы конец привилегированному положению венгров.

Иштван Тиса

Противился он настолько, что был готов убить ненавистного наследника. Он говорил об этом настолько откровенно, что появилась даже версия о том, что именно он и стал заказчиком убийства эрцгерцога.

28 июня 1914 года Франц Фердинанд по приглашению наместника в Боснии и Герцеговине фельдцейхмейстера (то есть, генерала от артиллерии) Оскара Потиорека приехал в Сараево на манёвры.

Генерал Оскар Потиорек

Сараево было главным городом Боснии. До русско-турецкой войны Босния принадлежала туркам, и по её итогам должна была отойти к Сербии. Однако в Боснию были введены австро-венгерские войска, а в 1908 году Австро-Венгрия официально присоединила Боснию к своим владениям. Таким положением, не были довольны, ни сербы, ни турки, ни русские, и тогда, в 1908-09 годах из-за этого присоединения чуть было не разразилась война, но тогдашний министр иностранных дел Александр Петрович Извольский предостерёг царя от опрометчивых действий, и война состоялась несколько позже.

Александр Петрович Извольский

В 1912 году для освобождения Боснии и Герцеговины от оккупации и объединения с Сербией в Боснии была создана организация «Млада Босна». Приезд наследника был для младобоснийцев как нельзя кстати, и они решили убить эрцгерцога. Для покушения было отряжено шестеро младобоснийцев, страдавших туберкулёзом. Терять им было нечего: в ближайшие месяцы их так и так ждала смерть.

Трифко Грабецком, Неделько Чабринович, Гаврило Принцип

Франц Фердинанд и его морганатическая супруга София-Мария-Йозефина-Альбина Хотек фон Хотков унд Вогнин прибыли в Сараево рано утром.

София-Мария-Йозефина-Альбина Хотек фон Хотков унд Вогнин

Франц Фердинанд и герцогиня София Гогенберг

По пути в ратушу чета подверглась первому покушению: один из этих шестерых Неделько Чабринович бросил бомбу на пути следования кортежа, но запал оказался слишком длинный, и бомба взорвалась лишь под третьей машиной. Бомбой убило шофёра этой машины и ранило её пассажиров, самой значительной персоной из которых был адъютант Пиотрека Эрих фон Мерицце, а также полицейского и прохожих из толпы. Чабринович пытался отравиться цианистым калием и утопиться в реке Миляцке, но ни то, ни другое не подействовало. Его арестовали и приговорили к 20 годам, но умер он через полтора года от того самого туберкулёза.

По прибытии в ратушу эрцгерцог произнёс заготовленную речь и решил отправиться в больницу навестить раненых.

Франц Фердинанд был одет в голубой мундир, черные брюки с красными лампасами, высокая фуражка с зелеными попугаичьими перьями. На Софии было белое платье и широкая шляпа с пером страуса. За руль вместо шофёра эрцгерцога Франца Урбана сел хозяин машины граф Гаррах, а слева от него, чтобы показывать дорогу, сидел Потиорек. Машина марки Gräf & Stift мчалась по набережной Аппель.

Схема места убийства

На перекрестке у Латинского моста автомобиль слегка притормозил, переключаясь на пониженную передачу, и водитель начал поворот направо. В это время, только что выпив кофе в магазине Штиллера, на улицу вышел один из той самой туберкулёзной шестёрки 19-летний гимназист Гаврило Принцип.

Гаврило Принцип

Он как раз шёл по Латинскому мосту и увидел поворачивающий Gräf & Stift совершенно случайно. Не раздумывая ни секунды, Принцип выхватил Браунинг и первым же выстрелом продырявил живот эрцгерцогу. Вторая пуля досталась Софии. Третью Принцип хотел потратить на Потиорека, но не успел - сбежавшийся народ обезоружил юнца и начал избивать. Лишь вмешательство полиции спасло жизнь Гавриле.

“ Браунинг “ Гаврило Принципа

Арест Гаврило Принципа

Как несовершеннолетнего его вместо смертной казни приговорили к тем же 20 годам, и во время заключения даже принялись лечить его от туберкулёза, продлив ему жизнь аж до 28 апреля 1918 года.

Место, на котором убили эрцгерцога, в наши дни. Вид с Латинского моста.

Раненого эрцгерцога и его супругу повезли почему-то не в госпиталь, до которого уже оставалось пара кварталов, а в резиденцию Потиорека, где под вой и причитания свиты оба скончались от кровопотери, так и не получив медицинской помощи.

Дальнейшее всем известно: поскольку террористы были сербами, Австрия предъявила ультиматум Сербии. За Сербию вступилась Россия, угрожая Австрии, а за Австрию вступилась Германия. В результате через месяц началась мировая война.

Франц Иосиф пережил и этого наследника, и после его смерти императором стал 27-летний Карл - сын императорского племянника Отто, умершего в 1906 году.

Карл Франц Иосиф

Править ему пришлось чуть менее двух лет. Развал империи застал его в Будапеште. В 1921 году Карл попытался стать королём Венгрии. Организовав мятеж, он с верными ему войсками дошёл почти до самого Будапешта, но был арестован и 19 ноября того же года был доставлен на португальский остров Мадейра, определенный ему в качестве места ссылки. Через несколько месяцев он скоропостижно скончался якобы от воспаления лёгких.

Тот самый Gräf & Stift. Автомобиль имел четырёхцилиндровый 32-сильный двигатель, позволявший развивать 70-километровую скорость. Рабочий объём двигателя составлял 5,88 литра. Машина не имела стартёра и заводилась заводной рукояткой. Находится он в венском военном музее. На нём даже сохранилась номерная табличка с номером «A III118». Впоследствии кто-то из параноиков расшифровал этот номер как дату окончания первой мировой войны. В соответствии с этой расшифровкой, а означает «Armistice», то есть, перемирие, причём почему-то по-английски. Первые две римских единицы означают «11», третья римская и первая арабская единицы означают «ноябрь», а последняя единица и восьмёрка обозначают 1918 год - именно 11 ноября 1918 года и состоялось Компьенское перемирие, положившее конец первой мировой войне.

Первой мировой войны можно было избежать

После того, как Гаврила Принцип 28 июня 1914 совершил в Сараево убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда, возможность предотвратить войну сохранялась, и ни Австрия, ни Германия не считали эту войну неизбежной.

Между днем, когда было совершено убийство эрцгерцога, и днем объявления Австро-Венгрией ультиматума Сербии прошло три недели. Тревога, поднявшаяся после этого события, вскоре улеглась, и Австрийское правительство и лично император Франц-Иосиф поспешили заверить Санкт-Петербург в том, что не намерено предпринимать каких-либо акций военного характера. О том, что Германия еще в начале июля не думала воевать, свидетельствует и тот факт, что через неделю после убийства эрцгерцога кайзер Вильгельм II отправился на летний отдых в норвежские фиорды

Вильгельм II

Наступило политическое затишье, обычное для летнего сезона. Уезжали в отпуск министры, члены парламента, высокопоставленные правительственные и военные чиновники. Трагедия в Сараеве никого особенно не встревожила и в России: большинство политических деятелей с головой ушли в проблемы внутренней жизни.

Всё испортило событие, случившееся в середине июля. В те дни, воспользовавшись парламентскими каникулами, президент Французской республики Раймон Пуанкаре и премьер-министр и, одновременно, министр иностранных дел Рене Вивиани нанесли официальный визит Николаю II, прибыв в Россию на борту французского линейного корабля.

Французский линкор

Встреча состоялась 7-10(20-23) июля в летней резиденции царя Петергофе. Ранним утром 7(20) июля французские гости перешли с линкора, ставшего на якорь в Кронштадте, на царскую яхту, которая доставила их в Петергоф.

Раймон Пуанкаре и Николай II

После трех дней переговоров, банкетов и приемов, перемежавшихся посещением традиционных летних маневров гвардейских полков и частей Санкт-Петербургского военного округа, французские визитеры возвратились на свой линкор и отбыли в Скандинавию. Однако, несмотря на политическое затишье, эта встреча не осталась без внимания разведок Центральных держав. Такой визит однозначно свидетельствовал: Россия и Франция что-то готовят, и это что-то готовится против них.

Надо прямо признать, что Николай не хотел войны и всячески старался не допустить ее начала. В противоположность этому высшие дипломатические и военные чины были настроены в пользу военных действий и старались оказать на Николая сильнейшее давление. Как только 24(11) июля 1914 года из Белграда пришла телеграмма о том, что Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, Сазонов радостно воскликнул: «Да это же европейская война». В тот же день за завтраком у французского посла, на котором присутствовал и посол английский, Сазонов призвал союзников предпринять решительные действия. А в три часа дня он потребовал созвать заседание Совета министров, на котором поставил вопрос о демонстративных военных приготовлениях. На этом заседании было принято решение о мобилизации против Австрии четырех округов: Одесского, Киевского, Московского и Казанского, а также Черноморского, и, что странно, Балтийского флота. Последнее было уже угрозой не столько Австро-Венгрии, имеющей выход лишь в Адриатику, сколько против Германии, морская граница с которой как раз по Балтике и проходила. Кроме того, Совет министров предложил ввести с 26(13) июля на всей территории страны «положение о подготовительном к войне периоде».

Владимир Александрович Сухомлинов

25(12) июля Австро-Венгрия заявила, что отказывается продлить срок для ответа Сербии. Последняя же в своем ответе по совету России выражала готовность удовлетворить австрийские требования на 90%. Отвергалось только требование въезда чиновников и военных на территорию страны. Сербия готова была также к передаче дела в Гаагский международный трибунал или на рассмотрение великих держав. Однако 18 часов 30 минут этого дня австрийский посланник в Белграде уведомил правительство Сербии, что ее ответ на ультиматум является неудовлетворительным, и он вместе со всем составом миссии покидает Белград. Но и на этом этапе возможности мирного урегулирования не были исчерпаны.

Сергей Дмитриевич Сазонов

Однако усилиями Сазонова в Берлин (а почему-то не в Вену) было сообщено, что 29(16) июля будет объявлена мобилизация четырех военных округов. Сазонов делал все возможное, чтобы как можно сильнее задеть Германию, связанную с Австрией союзническими обязательствами. А каковы были альтернативы? - спросят некоторые. Ведь нельзя же было оставлять в беде сербов. Правильно, нельзя. Но те шаги, которые производил Сазонов, вели именно к тому, что Сербия, не имеющая ни морской, ни сухопутной связи с Россией, оказывалась один на один с разъяренной Австро-Венгрией. Мобилизация четырех округов ничем Сербии помочь не могла. Более того, уведомление о ее начале сделало шаги Австрии еще более решительными. Создается впечатление, что объявления Австрией войны Сербии Сазонов хотел больше, чем сами австрияки. Наоборот, в своих дипломатических шагах Австро-Венгрия и Германия утверждали, что Австрия не ищет территориальных приобретений в Сербии и не угрожает ее целостности. Ее единственная цель - обеспечить собственное спокойствие и общественную безопасность.

Министр иностранных дел Российской империи (1910-1916) Сергей Дмитриевич Сазонов и германский посол в России (1907-1914) граф Фридрих фон Пурталес

Германский посол, пытаясь хоть как-то выровнять ситуацию, посетил Сазонова и спросил, удовлетворится ли Россия обещанием Австрии не нарушать целостность Сербии. Сазонов дал такой письменный ответ: «Если Австрия, осознав, что австро-сербский конфликт приобрел европейский характер, заявит о своей готовности исключить из своего ультиматума пункты, нарушающие суверенные права Сербии, Россия обязуется прекратить свои военные приготовления». Этот ответ был жестче, чем позиция Англии и Италии, которые предусматривали возможность принятия данных пунктов. Это обстоятельство свидетельствует о том, что российские министры в это время решились на войну, совершенно не считаясь с мнением императора.

Генералы поспешили провести мобилизацию с наибольшим шумом. С утра 31 (18) июля в Петербурге появились напечатанные на красной бумаге объявления, призывавшие к мобилизации. Взволнованный германский посол пытался добиться объяснений и уступок от Сазонова. В 12 часов ночи Пурталес посетил Сазонова и передал ему по поручению своего правительства заявление о том, что если в 12 часов дня Россия не приступит к демобилизации, германское правительство отдаст приказ о мобилизации.

Стоило отменить мобилизацию, и война бы не началась.

Однако вместо того, чтобы по истечении срока объявить мобилизацию, как сделала бы Германия, если бы она действительно хотела войны, немецкий МИД несколько раз требовал, чтобы Пурталес добивался свидания с Сазоновым. Сазонов же умышленно оттягивал встречу с германским послом, чтобы вынудить Германию первой сделать враждебный шаг. Наконец, в седьмом часу министр иностранных дел прибыл в здание министерства. Вскоре германский посол уже входил в его кабинет. В сильном волнении он спросил, согласно ли российское правительство дать ответ на вчерашнюю германскую ноту в благоприятном тоне. В этот момент только от Сазонова зависело, быть или не быть войне.

Министр иностранных дел Российской империи (1910-1916) Сергей Дмитриевич Сазонов

Сазонов не мог не знать последствий своего ответа. Он знал, что до полного выполнения нашей военной программы оставалось еще три года, в то время, как Германия свою программу выполнила в январе. Он знал, что война ударит по внешней торговле, перекрыв пути нашего экспорта. Он также не мог не знать, что против войны выступает большая часть русских производителей, и что против войны выступает сам государь и императорская фамилия. Скажи он да, и на планете продолжался бы мир. Русские добровольцы через Болгарию и Грецию попадали бы в Сербию. Россия помогала бы ей вооружением. А в это время созывались бы конференции, которые, в конце концов, смогли бы затушить австро-сербский конфликт, и Сербия не была бы на три года оккупирована. Но Сазонов сказал свое «нет». Но это был еще не конец. Пурталес вновь спросил, может ли Россия дать Германии благоприятный ответ. Сазонов вновь твердо отказался. А ведь тогда не трудно было догадаться, что находится в кармане у германского посла. Если он во второй раз задает один и тот же вопрос, ясно, что в случае отрицательного ответа будет что-то страшное. Но Пурталес задал этот вопрос еще и в третий раз, давая Сазонову последний шанс. Кто он такой этот Сазонов, чтобы за народ, за думу, за царя и за правительство принять такое решение? Если история и поставило его перед необходимостью дачи немедленного ответа, он должен был вспомнить об интересах России, о том, хочет ли она воевать, чтобы отработать кровью русских солдат англо-французские кредиты. И все равно Сазонов повторил свое «нет» в третий раз. После третьего отказа Пурталес вынул из кармана ноту германского посольства, которая содержала объявление войны.

Фридрих фон Пурталес

Создаётся впечатление, что отдельные русские чиновники делали всё возможное, чтобы война началась как можно скорее, и если бы они этого не делали, то первой мировой войны можно было если не избежать, то хотя бы отсрочить до более удобного времени.

В знак обоюдной любви и вечной дружбы, незадолго до войны, “ братья “ поменялись парадными мундирами.

http://lemur59.ru/node/8984}