Всемирный день науки мероприятия. Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко дню российской науки. В мире живой природы

3.3 Основы тренировки оздоровительным бегом

С помощью бега человек может улучшить состояние своего здоровья, сохранить его на прежнем уровне или ухудшить вплоть до крайне негативных последствий. Оздоровительным бегом, как средством воздействия на свой организм, нужно пользоваться умело: правильно определять нагрузку, владеть техникой бега, уметь контролировать состояние своего здоровья и т.д. Знание основ спортивной тренировки и умение использовать их в практике поможет вам достичь намеченной цели и избежать нежелательных последствий.

Принципы тренировки

Занятия оздоровительным бегом позволяют повысить степень не только физической, но и других сторон подготовленности: технической, психологической и т.д. Однако главной для здоровья является физическая сторона. Физическая подготовка, как организованный процесс, основывается на ряде принципов , т.е. методических положений, объективно отражающих закономерности, выявленные в сфере спортивной тренировки. Их соблюдение позволит получить от занятий максимально положительный эффект. Анализируя эти закономерности и проверив их на практике, специалистами и были сформулированы принципы, которых рекомендуется придерживаться. Основные из них для занимающихся бегом – это специфический принцип непрерывности занятий оздоровительным бегом, и общеметодический принцип доступности , имеющий в спортивной тренировке специфическое наполнение.

Принцип непрерывности. Физиологической основой этого принципа является учение о следовых явлениях в тканях и ЦНС. Согласно ему, израсходованные во время бега ресурсы организма восстанавливаются, причем не только до исходного уровня, а с некоторым превышением его. И.П.Павлов это явление назвал (1890) избыточной компенсацией .

Важнейшую роль при оздоровлении бегом играет интервал отдыха между пробежками. В зависимости от состояния вашей работоспособности перед пробежкой эффект от занятия при одной и той же тренировочной нагрузке может существенно отличатся. В свою очередь, на состояние работоспособности перед занятием влияет выполненная работа и эффект от нее на предыдущих занятиях, а также продолжительность отдыха после предыдущего занятия. Таким образом, интервалы отдыха между пробежками должны быть такой продолжительности, чтобы в каждой тренировке при решении конкретных задач максимально использовался эффект от предыдущих занятий.

Непрерывность тренировочного процесса обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха. В зависимости от состояния работоспособности, в котором человек находится перед пробежкой, выделяют несколько видов интервалов отдыха:

  • сокращенный интервал отдыха (состояние пониженной работоспособности перед занятием);
  • полный интервал отдыха (состояние полного восстановления перед занятием);
  • оптимизированный интервал отдыха (состояние восстановления, превышающее исходное, т.е. сверхвосстановление );
  • «следы» от предыдущего занятия перед пробежкой практически утеряны (после предыдущей тренировки организм последовательно прошел состояния пониженной работоспособности, полного восстановления и сверхвосстановления, после чего его работоспособность снизилась).

Сокращенный интервал отдыха используется главным образом в спорте для развития специальной выносливости. Любителям оздоровительного бега, в чьи планы не входит подготовка к состязаниям, подобный «жесткий» режим тренировок не рекомендуется, т.к. оздоровительный эффект в этом случае слабо выражен, а недостаточно подготовленным бегунам сокращенный интервал отдыха противопоказан.

Наибольший оздоровительный эффект обеспечивается при полном и оптимизированном интервалах отдыха между пробежками. В этой связи, пробежки через день (3-4 занятия в неделю) приобрели популярность во многих странах мира.

Ежедневный бег у начинающих бегунов менее популярен, т.к пониженная работоспособность перед занятием и во время бега может вызвать у человека дискомфортное состояние. Однако при снижении дневной тренировочной нагрузки также обеспечивается положительный оздоровительный эффект и устраняются неприятные ощущения тяжести и др. У опытных бегунов число тренировок в неделю достигает пяти и более, при этом важно уметь контролировать состояние своего здоровья и вносить в планы тренировки необходимые коррективы.

Двухразовая тренировка в неделю менее эффективна, а эпизодические занятия с большими нагрузками могут даже нанести вред вашему здоровью.

Принцип доступности . Для каждого человека перед занятием существует оптимальная величена нагрузки, выполнение которой принесет наибольший оздоровительный эффект. Искусство оздоровления заключается в нахождении этого оптимума или в максимальном приближении к нему. Значительные отклонения от оптимальной величены в ту или иную сторону приведут к следующим последствиям:

  • в случае недостаточной нагрузки эффект от пробежки будет явно снижен по сравнению с возможным от занятия;
  • следствием превышения нагрузки над возможностями организма явится перенапряжение органов и функциональных систем, травмы и другие негативные последствия.

В результате занятий оздоровительным бегом при правильном их построении возможности организма повышаются, и он способен справиться с более существенными нагрузками без вреда для себя. Важно подчеркнуть и обратную связь: повышение возможностей вашего организма напрямую связано с ростом величин тренировочных нагрузок. Однако следует помнить, что при быстром их наращивании опасность превысить оптимум возрастает. «Лучше недобежать, чем перебежать» - золотое правило любителя оздоровительного бега.

Таким образом, при реализации рассматриваемого принципа необходимо соблюдать требование: создаваемые при беге трудности не должны превышать возможностей организма .

Нахождению оптимальной меры трудностей способствует врачебный контроль и самоконтроль, определение с помощью тестов исходного уровня вашей подготовленности, научно обоснованные нормы нагрузок и др.

Оптимальная мера величены нагрузки у всех людей разная. Она зависит от возраста, состояния здоровья, телосложения, условий труда и быта, эффективности техники бега и других факторов. Поэтому индивидуальный подход - главное требование при разработке и реализации программ тренировок. Если вы решили бегать с партнером (партнерами), у вас могут возникнуть трудности в реализации запланированной нагрузки. Избежать их вам поможет одиночный бег или тщательный подбор партнеров, равных по силе (см. в главе 2 § 4).

Бег как средство оздоровления

Оздоровительный бег является таковым в том случае, если он вызывает в организме ответные реакции, оказывающее положительно значимое влияние на здоровье. Такой бег по скорости передвижения занимает промежуточное положение между оздоровительной ходьбой и спортивным бегом. Доказано , что наш организм, исходя из соображений экономии энергии, способен сам выбрать способ передвижения, т.е. ходьбу или бег, надо только довериться своим ощущениям. При передвижении со скоростью 4-6 км/ч ходьба энергетически экономичнее. Расход энергии при передвижении со скоростью 7 км/ч в ходьбе и беге приблизительно одинаков. При более высокой скорости расход энергии при ходьбе превышает энерготраты при беге.

Рекомендуемая скорость передвижения бегом находится в диапазоне 7-12 км/ч. Превышение верхнего скоростного предела, т.е. преодоление каждого километра пути быстрее 5 минут, является признаком спортивного бега, при этом расход энергии с увеличением скорости резко возрастает, а вместе возрастает и нагрузка на организм. При скорости передвижения меньше 7 км/ч целесообразнее переходить на оздоровительную ходьбу. В свою очередь, оздоровительный бег разделяют на джоггинг (медленный бег со скоростью 7-9 км/ч и футинг (бег со скоростью 10-12 км/ч. Бег спортивный также оказывает оздоровительный эффект, но при высокой скорости бега возрастает опасность негативных влияний на здоровье, о которых говорилось выше. Отрицательной стороной спортивного бега при оздоровлении следует считать и состояние дискомфорта от напряжения организма. Стремление некоторых любителей бега к предельной функциональной активности органов и систем свидетельствует о непонимании ими правил оздоровления.

Техника оздоровительного бега

Технику бега необходимо рассматривать в двух аспектах:

  • влияние техники бега на скорость передвижения;
  • техника бега как фактор профилактики травматизма.

В спортивном беге рассматривается главным образом первый аспект, любителям оздоровительного бега значительно важнее другой из них, т.к. при любой технике бега нагрузка способна вызвать необходимые для оздоровления ответные реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Интересно, что с увеличением соревновательной дистанции техника профессиональных спортсменов изменяется от параметров, позволяющих развивать и поддерживать максимальную скорость, при этом организм расходует огромные энергетические запасы в единицу времени (к примеру, спринтерский бег 100 м), до варианта, при котором энергетические расходы в единицу времени минимальны (к примеру, марафонский бег).

В оздоровительном беге организм, как уже отмечалось, сам способен выбрать выгодную с позиции энерготрат технику бега. С точки зрения биомеханики это может быть и не достаточно рациональная техника, т.к. органы и функциональные системы, задействованные в беге, у разных людей имеют различную работоспособность. Однако в процессе занятий повышение возможностей организма и накопленный со временем практический опыт позволят вам естественным путем освоить экономную и рациональную технику. Для нас особый интерес представляет физиологическое воздействие бега на костно-мышечную систему человека. В связи с этим, обратим внимание на основные ошибки в технике бега, способные вызвать травматизм у бегунов.

Постановка стоп. В оздоровительном беге нога ставится на опору с пятки, а не на переднюю часть стопы, как в спортивном беге, в противном случае может наступить перенапряжение мышц голени или травмироваться ахиллово сухожилие. Техника постановки ноги с пятки имеет свою тонкость : при ударах краем пятки о грунт («натыкании») можно травмировать позвоночник и суставы нижних конечностей. Поэтому целесообразнее мягким загребающим движением приземляться на опору одновременно серединой пятки и внешним сводом, осуществляя мягкий перекат на носок. В этом случае силы инерции минимальны, «стопор» отсутствует, и скорость бега не снижается. Следует также избегать разворота стоп в стороны, т.к. в подобном случае действие отталкивания направлено частично в сторону, скорость поступательного движения снижается, а вертикальные боковые колебания могут привести к травмам суставов.

Повысить скорость бега при одинаковых энергозатратах позволяет параллельная постановка стоп. Ступни ставятся по одной линии, касаясь ее внутренней частью (см. рис. 2). Допускается незначительный разворот носка кнаружи.

Рис. 2. Правильная техника постановки стоп в оздоровительном беге.

Работа рук. С целью профилактики травматизма не рекомендуются движения руками поперек туловища. В противном случае, возникают боковые колебания корпуса, что снижает скорость бега, и это может привести к травмам коленных суставов. Плечи должны быть свободно опущены, мышцы плечевого пояса расслаблены, руки согнуты примерно под прямым углом и двигаются вперед-внутрь и назад–наружу, не пересекая центральную ось тела, кисти слегка сжаты. Величина амплитуды движения рук оказывает на оздоровительный эффект бега незначительное влияние.

Скорость передвижения. В зависимости от того, с какой скоростью вы бежите, естественным образом изменяется и техника бега. При беге со скоростью 10-12 км/ч (футинг) отталкивание направлено больше вперед, вертикальные колебания центра тяжести минимальны, что снижает опасность травм и экономит расход энергии. При более медленном беге (джоггинг) отталкивание направлено больше вверх, чем вперед, что увеличивает вертикальные колебания центра тяжести, энергия тратится не экономно, повышается опасность травм опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, при оздоровлении между техникой бега и скоростью передвижения мы видим некоторое противоречие: медленный бег в большей степени предохраняет от перенапряжения сердечно-сосудистую систему, однако создает условия получить травму опорно-двигательного аппарата. Надо находить компромис. Новичкам и людям со значительными нарушениями здоровья при выборе скорости бега следует в первую очередь помнить о необходимости медленного и постепенного увеличения тренировочных нагрузок. Начните с джоггинга, а в процессе систематических занятий вы сами сможете выбрать безопасную для вашего здоровья технику бега. Защитить опорно-двигательный аппарат от травм вам помогут упражнения, направленные на его укрепление, описание которых найдете в специальной литературе.

Методы использования оздоровительного бега

В теории спортивной тренировки выделяют ряд методов использования бега. Они отличаются различным сочетанием длины беговых отрезков , скоростью их преодоления , наличием и видами отдыха между ними. Основные из них следующие:

  • метод равномерного непрерывного бега (не останавливаясь, человек преодолевает дистанцию практически с одинаковой скоростью);
  • метод непрерывного переменного бега («форт – лек») (непрерывный бег с изменениями скорости передвижения);
  • метод интервального бега со стандартной нагрузкой (пробегание равных по длине отрезков с одинаковой скоростью их преодоления через равные интервалы отдыха);
  • методы интервального бега с переменной нагрузкой (после каждого интервала отдыха изменяется скорость и (или) длина отрезка, а также (или) продолжительность самого отдыха);

Среди методов интервального бега с переменной нагрузкой различают метод интервального бега с прогрессирующей нагрузкой (после каждого интервала отдыха длина отрезка и (или) скорость бега увеличиваются), метод интервального бега с убывающей нагрузкой (после каждого интервала отдыха длина отрезка и (или) скорость бега уменьшаются) и метод интервального бега с варьирующейся нагрузкой (после каждого интервала отдыха длина отрезка и (или) скорость бега изменятся то в сторону уменьшения, то в сторону увеличения).

Различают также всевозможные комбинации названных методов (методы бега комбинированного типа ).

При оздоровлении предпочтение отдается методу равномерного непрерывного бега . Такой бег самый экономичный в отношении расхода энергии, эффективен при повышении сократительной функции сердечной мышцы и меньше подвергает организм опасности перенапряжения. Равномерный непрерывный бег продолжительностью 20-30 минут – основное средство тренировки для начинающих бегунов. Более подготовленные бегуны используют его в «разгрузочные» дни для восстановления. Продолжительный равномерный бег (60-120 минут) применяется хорошо подготовленными бегунами 1 и более раз в неделю для поддержания и развития общей выносливости.

Другим по популярности может быть назван метод интервального бега со стандартной нагрузкой. Для начинающих бегунов и людей пожилого возраста непрерывный бег, даже небольшой продолжительности (до 10 минут), может нарушить функции дыхания (вызвать одышку), сердечно-сосудистой системы (значительное увеличение частоты пульса) и др. В этом случае обязательно надо чередовать бег с ходьбой (см. § 5).

Непрерывный переменный бег используется главным образом профессионалами и хорошо подготовленными любителями бега. Иногда сложившиеся обстоятельства могут заставить бегунов любой квалификации двигаться с переменной скоростью (к примеру, место занятий предполагает спуски и подъемы). Такой бег характеризуется большими изменениями частоты пульса и другими ответными реакциями. В результате использования непрерывного переменного бега повышается и анаэробная, и аэробная производительность организма (главным образом за счет увеличения размеров сердца).

Другие методы используются главным образом в подготовке профессиональных спортсменов.

Конечный результат, к которому стремится занимающийся, т.е. наибольший оздоровительный эффект от занятий , и является тем фактором, который предопределяет выбор средств и методов, требует соблюдения принципов тренировки. Выполняя физические упражнения, мы воздействуем на наш организм, и он отвечает специфическими реакциями. Ответные реакции нашего организма в конечном счете и определяют эффект от занятий. Таким образом, ключевым вопросом при построении занятий оздоровительным бегом является выбор оптимальной тренировочной нагрузки . Настало время определить понятие «».

Под нагрузкой понимают и физическую меру воздействия на организм, и дополнительную по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, вызванную выполнением упражнения или упражнений.

Если в результате выполнения какой-либо физической работы активность органов и функциональных систем организма не повысилась, говорить о нагрузке не приходится. К примеру, вы, идя в среднем темпе, добираетесь до места учебы (работы) за 30 мин. В начале ваш пульс во время ходьбы повышается, появляется усталость мышц ног и другие реакции организма, вызванные повышенной двигательной активностью. Однако при систематическом использовании такого способа передвижения ответные реакции в результате приспособления (адаптации) организма начнут ослабевать, и может наступить момент, когда вы сможете преодолеть этот же путь за 30 мин, не почувствовав усталости, при этом пульс во время ходьбы не повысится. Это будет означать, что ходьба до места учебы (работы) уже не является нагрузкой для вашего организма. С годами возможности организма человека естественным образом снижаются, и 30-минутная ходьба снова станет для вас нагрузкой, вызывающей усиление реакций организма.

Физическую меру, т.е. что человек сделал, принято называть внешней стороной нагрузки , а ответные реакции – внутренней стороной нагрузки. Между ними имеется глубокая взаимосвязь: повысив физическую меру, мы усилим ответные реакции организма, а стабилизировав ее показатели при систематических занятиях, как видно из примера, мы приспособим наш организм, в результате чего его ответные реакции ослабнут.

Внешняя сторона нагрузки характеризуется следующими показателями:

  • продолжительностью бега (в мин ) или преодоленным расстоянием (м );
  • интенсивностью бега (скоростью передвижения);
  • продолжительностью интервалов отдыха между повторным пробеганием отрезков;
  • характером отдыха (человек в это время занимается другой двигательной деятельностью или пассивен);
  • длиной преодоленных отрезков и числом их повторений;

Изменяя эти показатели и их сочетания, можно увеличить или уменьшить нагрузку, а, следовательно, и характер ответных реакций организма.

В непрерывном беге, который и используется главным образом для оздоровления, при характеристике нагрузки пользуются показателями «продолжительность» и «интенсивность бега». Охарактеризуем эти показатели.

Продолжительность бега. Специалисты в области оздоровительного бега сходятся во мнении, что минимальная продолжительность занятий должна составлять 20-30 мин при пульсе не ниже 120 уд/мин, при этом количество занятий в неделю должно быть не меньше трех. При снижении любого из этих показателей занятия не дают значительного оздоровительного эффекта. Трехразовые недельные занятия по 20-30 мин стали у начинающих любителей бега как в нашей стране, так и за рубежом наиболее популярными. Однако слабо подготовленные бегуны, как мы уже отмечали, не способны выдержать даже 10-минутный непрерывный бег. Такие занимающиеся должны в обязательном порядке начинать занятия с ходьбы или чередовать бег с ходьбой.

Вы сами можете разработать схему чередования ходьбы и бега в занятии, учитывая связь частоты пульса с возможностями организма выполнять ту или иную работу. Частота вашего пульса, который не должен превышать оптимальных величин (см. Интенсивность бега), является важнейшим показателем при подборе схем чередования ходьбы и бега. Пульс измеряется перед началом бега и сразу после перехода с бега на ходьбу. Исходя из полученных величин ЧСС, длины отрезков для бега и ходьбы корректируют следующим образом.

1. Коррекция длины бегового отрезка . Если после бега частота сердцебиения превысила допустимую норму, длина отрезка уменьшается; если не достигла оптимального верхнего предела, то отрезок бега может быть удлинен;

2. Коррекция расстояния для ходьбы . Если вы, закончив ходьбу, определили по пульсу, что организм перед бегом не восстановился, т.е. ЧСС выше допустимой, отрезок для ходьбы следует удлинить; если организм восстановился раньше, т.е. перед бегом ЧСС оказалась ниже оптимальной, отрезок ходьбы может быть уменьшен.

Как ориентиры, начинающим бегунам могут быть рекомендованы занятия с чередованием 100 м ходьбы и 100 м бега или 200 м ходьбы и 200 м бега и другие схемы. Однако вопрос об использовании тех или иных схем решается строго индивидуально, с учетом уровня подготовленности занимающихся

Важным является еще один показатель пульса – как скоро он приходит в норму после занятия. Н.М.Амосов (1984) считает, что спустя 1 мин пульс должен снизиться на треть, а через 5 мин – незначительно (на 5-7 ударов) отличатся от показателя в покое. Если через 15-20 мин пульс не восстановится, нагрузка для вас была чрезмерной.

Превышение максимально допустимой продолжительности бега может привести к снижению иммунитета, травмам двигательного аппарата и другим негативным последствиям. Начинающим бегунам рекомендуется ограничить предельный недельный километраж бега 20 км для женщин и 20-30 км для мужчин. Для подготовленных бегунов этот показатель увеличивается до 40-50 км для женщин и до 40-90 км для мужчин.Опасность превысить такой уровень повышается в связи с тем, что продолжительные пробежки стимулируют гормональную активность желез внутренней секреции. В результате в кровь выделяется избыточное содержание гормонов, вызывающих эйфорическое состояние. Имеются достоверные данные , что длительный бег повышает у мужчин половую потенцию. В связи с этим необходимо помнить, что мы решаем задачи оздоровления, поэтому следует придерживаться установленных научными исследованиями и подтвержденных практикой разумных ограничений.

Интенсивность бега. В спорте высших достижений цель тренировки – подготовить организм к определенной скорости и продолжительности бега, позволяющих спортсмену успешно состязаться с соперниками. С помощью оздоровительного бега мы стремимся так изменить возможности нашего организма, чтобы он мог успешно справляться с различными жизненными трудностями. Изменяя скорость передвижения, мы регулируем характер и величину воздействия на органы и системы организма. Следует, однако, заметить, что при одной и той же скорости бега показатели деятельности органов и систем организма у разных людей могут значительно отличаться. Это объясняется различиями в физических возможностях человека, разной экономичностью техники бега и другими факторами. На функциональную активность организма оказывает влияние и рельеф трассы: при равной скорости передвижения бег в гору усиливает реакции организма, а под гору – снижает их.

При выборе оптимальной скорости учитывают, прежде всего, характер энергообеспечения мышечной деятельности, о котором, в свою очередь, судят по частоте пульса:

Различают три зоны энергообеспечения мышечной деятельности и соответствующие им одноименные тренировочные зоны: аэробную, аэробно-анаэробную (смешанную) и анаэробную.

При оздоровлении основной по праву считается аэробная тренировочная зона.

Аэробная зона. При беге в этой зоне к работающим мышцам доставляется столько кислорода, сколько требуется для их энергообеспечения аэробными источниками энергии (углеводами и жирами) без образования кислородного долга. Частота пульса в аэробной зоне не превышает 150 уд/мин, в противном случае мощность работы превысит возможности организма в доставке кислорода, и запросы в нем не будут удовлетворены.

Верхняя граница аэробной зоны (ЧСС - 150 уд/мин) – это усредненный показатель. В зависимости от возраста и степени подготовленности бегунов недостаток кислорода может проявиться при некотором отклонении от этой величины.

Для начинающих бегунов верхняя граница аэробной зоны может быть вычислена по формуле, предложенной Хольманом (1963 г.):

ЧСС = 180 уд/мин – возраст (в годах ). (1)

У подготовленных бегунов недостаток кислорода начинает проявляться при более высокой ЧСС. Поэтому к полученной по формуле (1) величине прибавляют еще 5-10 ударов пульса.

Нижняя граница аэробной зоны, как, впрочем, и верхняя, устанавливается с учетом задач, которые ставит человек, и возможностей его организма. Однако следует иметь в виду, что бег со скоростью, при которой пульс не превышает 110 уд/мин, недостаточно эффективно решает задачи оздоровления. Эта величина и может быть принята за минимальную.

В аэробной зоне выделяют три ступени, где в зависимости от скорости бега и ЧСС решаются те или иные задачи оздоровления.

I ступень - реабилитационно-восстановительная, ЧСС – 110-120 уд/мин. Бег при таком пульсе используется:

  • подготовленными бегунами для восстановления организма после больших нагрузок аэробного и анаэробного характера;
  • людьми, имеющими отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы;
  • пожилыми и ослабленными людьми в качестве восстановления и поддержания уровня подготовленности.

II ступень - поддерживающая, ЧСС – 130-140 уд/мин. Используется для развития (начинающие бегуны) и поддержания (подготовленные бегуны) аэробных возможностей.

III ступень - развивающая, ЧСС – 144-156 уд/мин. Используется подготовленными бегунами для повышения аэробных способностей.

Аэробно–анаэробная (смешанная) зона. Как уже отмечалось, границей между аэробной и смешанной зонами является момент начала образования кислородного долга, т.е. начало накопления молочной кислоты. Этот момент наступает до исчерпания организмом возможностей увеличивать потребление кислорода, т.е. величина МПК не достигнута. Таким образом, зона смешанного энергообеспечения мышечной деятельности соответствует мощности работы от начала образования кислородного долга до момента, когда организм достигает уровня максимального потребления кислорода. Частота сердцебиения в аэробно-анаэробной зоне - 150-170 уд/мин, индивидуальные особенности бегунов могут вносить в эти величины некоторые уточнения.

Анаэробная зона. Достигнув уровня максимального потребления кислорода (нижняя граница анаэробной зоны) организм переходит преимущественно на анаэробный (бескислородный) способ энергообеспечения мышечных сокращений. Пульс во время бега в этой зоне превышает 180-190 уд/мин, образуется значительное количество молочной кислоты, что затрудняет обменные процессы и может вынудить человека прекратить бег или снизить скорость передвижения.

Анаэробная тренировочная зона используется главным образом профессиональными спортсменами при подготовке к состязаниям. Задачи оздоровления и коррекции фигуры успешно решаются в аэробной зоне. Подготовленные занимающиеся, не имеющие отклонений в состоянии сердечно–сосудистой системы, могут использовать для тренировок границу аэробной и смешанной зон, или выполнять работу чуть большей мощности, когда увеличение концентрации молочной кислоты в крови незначительно.

Показатели дыхания как критерии интенсивности бега. Человек может дышать через нос или одновременно через нос и рот. В покое предпочтение должно отдаваться носовому дыханию, т.к. слизистая оболочка носа задерживает механические частицы (до 90 %), уменьшая тем самым токсическое действие вредных для организма газов и паров. Считается также, что в холодную погоду дыхание через нос предохраняет легкие от переохлаждения. В тоже время, при прохождении воздуха через носовые отверстия и полость носоглотки он согревается всего на 2-3°. Поэтому для защиты легких от действия холодного зимнего воздуха эффективнее осенью проводить закаливающие процедуры : использовать бег с дыханием через рот в прохладную погоду, полоскать полость рта и носоглотки холодной водой и др.

Таким образом, управлять дыханием во время бега (носовое или смешанное) нет острой необходимости. Не рекомендуется при оздоровительном беге акцентировать внимание и на ритме дыхания, как это делается, к примеру, в плавании и гребле. Дыхание должно быть произвольным . В зависимости от потребностей организма в кислороде он сам способен автоматически спрограммировать и воплотить в действие тип, ритм, частоту и глубину дыхания. При напряженной мышечной работе носовое дыхание затруднено вследствие высокого сопротивления току воздуха. Носовые ходы очень узкие. Во время бега кровоток через слизистую носа возрастает на 50-60%, происходит более обильное выделение слизи, слизистая оболочка разбухает, и сопротивление току воздуха возрастает еще быстрее. Произвольное дыхание довольно точно отражает интенсивность нагрузки и соответствующую ей зону энергообеспечения. Выяснено, что момент произвольного перехода от носового к смешанному (носом и ртом) дыханию соответствует увеличению ЧСС до 130-160 уд/мин, т.е. верхней границе аэробной зоны. Поэтому начинающим бегунам специалисты рекомендуют дышать только через нос (при здоровой носоглотке), что автоматически ограничивает скорость бега и делает его безопасным, разумеется, если нет одышки. Однако у многих людей в силу различных обстоятельств выработался условный рефлекс даже при незначительной скорости бега дышать одновременно носом и ртом. У таких людей волевой переход на дыхание через нос при беге в аэробной зоне резко снижает комфортное состояние, сбивает ритм дыхания и т.д. В этом случае рекомендуется использовать дыхание через нос только для контроля : во время бега на несколько минут перейдите от смешанного дыхания к дыханию через нос, и уточните интенсивность своего бега. Со временем организм сам выберет для конкретных величин интенсивности бега наиболее эффективный способ дыхания.

Подготовленные бегуны, тренирующиеся в аэробно–анаэробной (смешанной) зоне энергообеспечения, дышат через рот и нос одновременно.

Показателем соответствия нагрузки возможностям вашего организма может служить так называемый «разговорный темп» бега. Если во время бега человек способен вести непринужденную беседу, то интенсивность передвижения соответствует аэробной зоне энергообеспечения. Если же бегун задыхается и отвечает односложными словами, то интенсивность бега соответствует или превышает границу смешанного энергообеспечения, и неподготовленным бегунам необходимо снизить скорость бега.

В новых федеральных образовательных стандартах особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности школьников, а также их вовлечению в проектную и исследовательскую деятельность.

Для того чтобы справиться с задачами, поставленными ФГОС, в школах организуются специальные научные общества учащихся, проводятся тематические праздники, направленные на формирование у подрастающего поколения позитивного отношения к современной науке. Если правильно продумать сценарий линейки открытия Дня науки, можно направить детей на активную умственную деятельность. В настоящее время во многих учебных заведениях проводят декады науки, в рамках которых школьникам предлагается множество интересных мероприятий.

Значимость дней науки

День науки в начальной школе, сценарий которого будет представлен чуть позже, направлен на стимулирование познавательной активности младших школьников. Именно в такие дни, когда ребята получают возможность ощутить себя настоящими исследователями, повышается престиж качественного образования, осуществляется знакомство малышей с интересными людьми: учеными, лаборантами, медицинскими работниками.

Правила проведения

Для того чтобы сценарий Дня науки в школе получился ярким и запоминающимся, предлагаем полезную инструкцию.

Изменения российской современной школы происходят ежегодно, причем не только в вариантах выпускных испытаний в форме ОГЭ и ЕГЭ, но и в самом содержании учебных дисциплин.

В новом образовательном стандарте особое внимание отводится самообучению. Разработчики подобных инноваций убеждены в том, что ребята самостоятельно должны проявлять к науке интерес, стремиться к разработке индивидуальных и коллективных проектов, проводить исследования под руководством педагога.

Сценарий Дня науки в школе должен обязательно учитывать эти аспекты, стимулировать самостоятельность подрастающего поколения.

Конференция для малышей

Сценарий праздника «День науки» в школе может включать в себя в качестве итогового мероприятия научно-исследовательскую конференцию, в рамках которой школьники смогут представить своим сверстникам результаты собственных исследований и экспериментов.

Самым распространенным видом научной деятельности в школе, которую ребята могут осуществлять самостоятельно, является научно-исследовательская. На протяжении многих лет ею предлагали заниматься воспитанникам гимназий и лицеев, а после введения стандартов второго поколения такая деятельность стала обязательным элементом образовательного процесса и в обычных школах.

Сценарий Дня науки в школе предполагает наличие мини-конференции, на которой ребята получат опыт публичного выступления. Кроме того, малыши смогут корректировать свои интеллектуальные способности, научиться стремиться к саморазвитию.

Интеллектуальный турнир

В сценарий Дня науки в школе можно включить интеллектуальную игру, правила которой аналогичны телевизионной версии программы «Что? Где? Когда?». В ходе турнира развивается эрудиция, творческое и логическое мышление, стимулируется

Суть игры заключается в том, что на параллели из каждого класса выбирается команда и 5-6 ребят. Ведущий озвучивает вопрос, ребята вместе ищут на него ответ, записывают его на листке бумаги. Выигрывает та команда, которая даст большее количество правильных ответов.

Встречи с интересными людьми

Как эффектно организовать открытие Дня науки в школе? Сценарий можно выстроить так, чтобы в нем была встреча с учеными, работающими в различных отраслях российской современной науки. У малышей будет возможность задать им вопросы, осмыслить значимость проведения научных экспериментов.

Например, в рамках ученической конференции сначала можно запланировать лекцию с участием представителей высшей школы, а потом приступать к работе по секциям. Награждение участников, призеров и победителей могут проводить не педагоги, а приглашенные на конференцию ученые.

Уроки-семинары

Сценарий проведения Дня науки в школе может включать и уроки-семинары, которые посвящены знакомству с биографиями великих российских и зарубежных ученых.

В рамках таких семинаров активными участниками могут стать и сами ученики подготовив яркие презентации, стенды, устные сообщения, а в функции педагогов будет входить только консультация участников семинара.

Вариант праздника

Как организовать и провести День науки в начальной школе? Сценарий мероприятия, которым можно начать этот праздник, разработан для учеников 3-4 классов.

Открытие можно организовать в актовом зале. В качестве ведущих выступают старшеклассники и ребята из начальной школы.

Старшеклассник: Добрый день, друзья! Сегодня мы будет отмечать важный и ответственный праздник - День науки!

Первый ведущий: Ну и что? Ведь мы, школьники, не ученые!

Старшеклассник: Все дело в том, что с различными науками мы знакомимся именно в школе, поэтому День науки - праздник всех учеников.

Второй ведущий: Вот бы и мне стать знаменитым ученым!

Первый ведущий: Да ну, какой из тебя ученый? Ты - девочка. У настоящего ученого есть очки, галстук, например, как у профессора из произведения «Денискины рассказы».

Второй ведущий: Неправда! Ученые бывают разными, среди них очень много женщин. И дело вовсе не в одежде. Для того чтобы стать настоящим профессором, нужно хорошо учиться, стать образованным человеком.

Старшеклассник: Все верно, но не умения и знания являются самыми важными факторами для того, чтобы стать настоящим ученым. Такой человек обязан думать быстро, отвечать за свои действия, не бояться принимать самостоятельные решения. Именно во время учебы в школе нам необходимо этому научиться, а потому сегодняшний день станет для всех хорошей тренировкой.

Далее в сценарий праздника «День науки» в начальной школе включаем игру. Ребят делят на несколько команд, в каждой из которых по десять человек. Группы получают флажки определенного цвета и начинают свое путешествие в мир разных наук, которые располагаются в кабинетах математики, физики, химии, астрономии, географии, биологии. Здесь учеников начальной школы ждут увлекательные задания и вопросы, благодаря которым они смогут сделать свои первые научные открытия, ощутить себя подлинными профессорами.

По мере выполнения заданий каждая команда должна собрать картинку, состоящую из отдельных пазлов. Успешное выполнение всех испытаний, предлагаемых в «научных» кабинетах, дает право на получение одного пазла. Выигрывает та команда, которая быстрее всего завершит все конкурсные испытания.

Вопросы для игры

Какие вопросы можно включить в сценарий мероприятия ко Дню науки в школе? Например, в кабинете астрономии можно повесить карту звездного неба, на доске прикрепить фотографию Солнца, приготовить для команд карточки с названиями созвездий. Руководит в этом кабинете «представитель центра управления космическими полетами».

Он приглашает школьников совершить путешествие по Солнечной системе. Сначала проверяются знания потенциальных «космонавтов» в виде разминки. Ребята перечисляют названия планет Солнечной системы, их количество, рассказывают о том, что такое комета, созвездие, спутник.

Далее команды получают карточки с изображением созвездий: они должны найти их на карте звездного неба. За каждое правильно выполненное задание ребятам выдается планета. После сбора всех планет они располагают их в правильном порядке по отдаленности от Солнца.

В качестве дополнительного (бонусного) задания «представитель центра управления космическими полетами» предлагает ребятам рассказать обо всех планетах.

За него у юных астрономов есть возможность получить «звездочки», которые пригодятся им при подведении итогов игры.

В мире живой природы

Кроме астрономии можно включить в игру множество других наук, изучение которых предполагает исследования и эксперименты. Как вовлечь ребят в этот сложный предмет в День науки в школе? Сценарий интересен только в том случае, если его мероприятия станут стимулом для последующей познавательной активности младших школьников. Например, во время игры в кабинете биологии ребят встретит юная девушка, которая будет ассоциироваться с Жизнью.

Расположившись по кругу, ребята называют поочередно птиц, животных, растения, которые есть в конкретном регионе. Далее они всей командой разгадывают кроссворд, получая за правильные ответы баллы. После того как «биология» проверит знания у ребят по природе родного края, юные ценители живой природы получают ответственное задание. Они должны посадить в стаканчик с землей цветок, за которым они будут ухаживать в своем классе.

В мире увлекательной химии

Разве можно обойтись без экспериментов в день науки и творчества в школе? Сценарии разнообразных игр по станциям могут включать и задания, которые связаны с бытовой химией. У школьников начальных классов еще нет теоретических знаний по этому предмету, но они имеют представление о крахмале, йоде, зубной пасте, стиральном порошке, мыле, пищевых красителях. В классе ребят ждет настоящий волшебник. Он приглашает учеников в настоящую химическую лабораторию, демонстрирует для них занимательные эксперименты, просит детей ассистировать ему.

Царица наук

Сложно представить себе науку без математики. Какой бы сценарий ни использовался для организации Дня науки в школе, в него обязательно должны быть включены задания, связанные с логическим мышлением. Например, в рамках путешествия по «научным кабинетам» в математическом классе команда встречает настоящего клоуна.

На удивленные взгляды школьников клоун отвечает, что он любит не только математику, но и различные виды искусства. В команде выбирается один человек, который получает карточку, на которой указано, какую математическую фигуру или действие школьник должен продемонстрировать своим товарищам. В случае правильного ответа вся команда получает баллы.

Чтобы проверить уровень логического мышления подрастающего поколения, клоун предлагает детям необычные задачки. Например, нужно определить, сколько груш упало с елки, если на ней росло 25 яблок и 9 груш.

Бонусом будет задача следующего содержания: в одном автобусе было 15 мальчиков, а во втором ехало 15 девочек. 5 мальчиков пересели к девочкам, но водитель не захотел управлять переполненным автобусом. Тогда 5 человек, среди которых были и мальчики, и девочки, вернулись в первый автобус. Кого больше было в автобусах: мальчиков или девочек?

Заключение

Научно-исследовательской деятельности в настоящее время в общеобразовательных школах начали уделять должное внимание. Причиной подобного интереса является введение в школы федеральных стандартов нового поколения. Для того чтобы было заинтересовано в самостоятельном развитии, выстраивании для себя индивидуальных образовательных траекторий, в рамках школ разрабатываются сценарии дней и декад науки.

Помимо занимательных игр, лекций с представителями высшей школы, предметных олимпиад, в рамках разработанных мероприятий обязательно планируется проектная и учебно-исследовательская деятельность. В качестве логичного финала такого праздника науки можно рассматривать проведение учебно-исследовательской конференции, где в качестве жюри на секциях, помимо педагогов, будут участвовать старшие школьники.

Логическим завершением всех мероприятий станет награждение участников и победителей мероприятий, проводимых в рамках Дня науки.

Основной задачей подобных занятий является ознакомление с жизнью и деятельностью ученых, с тем, что способствовало развитию их способностей и помогло им стать выдающимися; какие качества и черты характера помогли юношам прийти к своей заветной цели, преодолеть жизненные трудности.

На примере выдающихся людей ребята должны понять: чтобы добиться желаемого, мало одного таланта, врожденных способностей. Необходимы сильная воля, целеустремленность, жажда познания, умение преодолевать трудности и большое трудолюбие.

Как правило, День науки является общешкольным мероприятием, которое проводится 11 ноября. Именно с этого дня ежегодно, в течение недели, по призыву специального политического комитета 43-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН, во всем мире проводится Международная неделя науки и мира.

8 февраля отмечается День российской науки (установлен Указом Президента РФ в 1999 году - в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук).

День науки отмечается и в третье воскресенье апреля. В этот день учащихся 5-11 классов вместо привычных занятий ожидают классные часы, беседы, тематические занятия и др. мероприятия, посвященные теме науки.

К дню проведения мероприятия можно подготовить силами учащихся своеобразный калейдоскоп научных достижений и открытий XXI века; провести конкурс на лучший реферат или проект, «защитить диссертацию» по какому-либо самостоятельно выбранному вопросу.

Естественно, работы учащихся не должны остаться без внимания. Необходимо создать условия, стимулирующие стремление учащихся к самостоятельному изучению предмета и самообразованию. Лучшие работы ребят могут быть представлены на общешкольной выставке, посвященной Дню науки, их можно отметить дипломами, билетами на городскую выставку научных достижений, научной энциклопедией и т. п.

Ход мероприятия

На доске выписаны строки, принадлежите Александру Блоку. Блок писал о Менделееве: «Он давно ВСЕ знает...во все проник. Не скрывается от него ничего. Его знание самое важное. Оно происходит от гениальности... Он все и давно знает... даже не видя и не слыша. Это все познание...».

Учитель. Знаете ли вы о том, почему именно 8 февраля провозглашено Днем российской науки? (Заранее, за несколько дней до проведения тематического занятия, целесообразно дать учащимся перечень тех вопросов, которые будут затрагиваться в ходе беседы, а также литературные источники, из которых они бы могли получить нужную информацию. Необходимо, чтобы ребята подготовились к занятию, самостоятельно обдумали и проработали вопросы, смогли не только поддержать беседу, но и высказать свою точку зрения, выразить свое мнение и т. п.)

Предполагаемый ответ учащихся: Эта дата знаменательна для России тем, что в этот день родился великий русский ученый - Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907 гг.). А еще раньше - в 1724 г. - Петр I издал Указ об учреждении Российской Академии наук.

В ознаменование этих памятных дат и было принято российским правительством решение считать 8 февраля Днем российской науки.

1. Какие факторы повлияли на становление личности Дмитрия Менделеева - семья, социальное происхождение, школа, институт или стечение обстоятельств?

2. Какими отличительными чертами характера был наделен мальчик?

3. Какие напутственные слова матери станут для Менделеева девизом всей его последующей жизни?

4. В чем заключается секрет гениальности Д. И. Менделеева?

На классной доске прикреплен портрет ученого в увеличенном виде, рядом запись: «Дмитрий Иванович Менделеев, 1834-1907 гг. - физик, химик, математик, зоолог, ботаник, минеролог и метеоролог. Автор периодической системы химических элементов, изобретатель бездымного пороха, автор ряда открытий и проектов в различных отраслях производства и науки».

Учитель рассказывает о детских и юношеских годах жизни будущего ученого.

Учитель . Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в городе Тобольске (в те времена главном городе Сибири), в семье бывшего учителя гимназии. Отец его рано ушел в отставку из-за потери зрения, и семья жила на небольшую пенсию. Митя был последним - семнадцатым — ребенком в семье, и потому самым любимым и оберегаемым.

Мать, Мария Дмитриевна, оказала большое влияние на воспитание и раннее становление мальчика. Она была женщиной далеко не заурядной: сама выучилась грамоте, много читала и старалась привить своим детям любовь и уважение к книге. Мария Дмитриевна собрала большую библиотеку и не рассталась с ней даже в тяжелые и трудные для семьи времена. Она говорила, что находит в чтении радость и утешение.

Раннее свое детство Митя провел с матерью на стекольном заводе неподалеку от Тобольска. Живя на заводе, мальчик с интересом наблюдал за всеми технологическими процессами изготовления стекла. Детские наблюдения в дальнейшем помогли ему разобраться в сложных вопросах взаимосвязи физических и химических взаимодействий в производственных процессах.

По своей природе Митя был наблюдательным и любознательным ребенком. Он жадно наблюдал за превращением головастика в лягушку в близлежащем водоеме, за появлением нового цветка, за заготовкой сена для заводских лошадей и коров, за пахотой и сбором урожая. Из рассказов матери он узнавал, например, о том, что можно повысить урожайность при помощи удобрений. В дальнейшем, в более зрелые годы, провел ряд исследований с целью улучшения почв российских земель. Одно из своих открытий («Исследование водных растворов по удельному весу», 1887 год) Дмитрий Иванович посвятил памяти своей матери.

В долгие зимние вечера Мария Дмитриевна много читала своим детям, а вскоре и сам мальчик пристрастился к чтению. Он обладал хорошей памятью и наблюдательностью; знания, полученные в детстве, помогли Дмитрию в дальнейшем. Часто бегая с деревенскими мальчишками в лес по ягоды и грибы, он досконально изучил и полюбил природу северного края. Маленький Митя был не по годам развитым ребенком, в свои неполные пять лет он уже мог писать и читать. И поэтому, когда пришло время учить его старшего брата, Мария Дмитриевна, не задумываясь, отдает вместе со старшим сыном и младшего.

В те времена Тобольск был местом ссылки передовой высокообразованной интеллигенции, в том числе декабристов. Многие из ссыльных были частыми гостями в семье Менделеевых. Именно от них мальчик узнал о тяжелой жизни простых русских людей. Слушая разговоры и научно-философские споры, Митя не понимал, как столь культурные и образованные люди, с болью в сердце переживавшие за судьбу своего народа, могли оказаться «преступниками».

Повезло Дмитрию и с учителями. Среди учителей гимназии, в которой он учился, был известный всем нам писатель, автор сказки «Конек-горбунок», Павел Петрович Ершов. Он знакомил своих подопечных с творчеством передовых писателей и мыслителей, таких, например, как Ломоносов, сочинял пьесы для гимназического театра и сам занимался их постановкой.

Учителя истории, физики, рисования и черчения также оказали большое влияние на развитие мальчика. Митя продолжает много читать, берет книги в гимназической библиотеке. Что-то давали и ссыльные. Благодаря общению с ними он основательно изучает иностранные языки.

В гимназические годы Митя не блистал высокими оценками, учился посредственно. Он еще не вступил в ту стадию своего развития, когда количество накопленных знаний переходит в новое качество: быстро проникать в суть незнакомой ранее темы.

После окончания гимназии (1849 год) по желанию отца Дмитрий едет поступать в Московский университет. Мария Дмитриевна продает все свое имущество в Тобольске и едет вместе с сыном в Москву. Там они поселяются у богатых родственников - у дяди по матери Василия Дмитриевича Корнильева, частыми гостями которого были П. В. Гоголь, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский и другие известные писатели и общественные деятели.

Целый год Мария Дмитриевна пыталась добиться разрешения для сына на поступление в университет, но безрезультатно. Дело в том, что Дмитрий окончил курс в гимназии Казанского учебного округа и мог поступить лишь в Казанский университет. Менделеевы переезжают в Петербург, но по той же причине им отказывают и в Петербургском университете. Деньги подходили к концу, Дмитрий уже не мог рассчитывать на материальную поддержку своей семьи. Он подает прошение в Главный Петербургский педагогический институт, где обучался и его отец. Но и здесь юношу ждало разочарование. Набор должен был осуществляться только через год. После хлопот он наконец получает право на поступление, но с условием, что через полгода снова пройдет первый курс.

Институт готовил учителей для средней школы. Студенты находились на полном казенном содержании, что вполне устраивало Дмитрия. Не пугало его и то, что в заведении все было подчинено жесткому распорядку и строжайшей дисциплине. Он усердно занимается. То, что его однокурсники впервые узнавали из лекций, Мите было давно знакомо, поэтому он пополнял и расширял свои знания самостоятельно. Наряду с химией и физикой, которые преподавали ученые, сделавшие ряд открытий в своей области, юноша серьезно занимается минералогией и зоологией. Его первая научная работа, созданная в студенческие годы, была настолько хороша, что его преподаватель обратился в институтский Педагогический Совет с просьбой об издании работы. Но так как на публикацию не нашлось средств, просьбу отклонили...

Вопрос к учащимся:

Почему будущий химик и физик занимался зоологией, минералогией и другими науками, а не отдался полностью химии или физике?

Предполагаемый ответ: Менделеев считал, что все явления природы связаны между собой и для понимания каждого из них нужно изучать всю природу в целом. Будущий ученый был убежден, что будучи биологом, нельзя не иметь понятия о строении кристаллов, или будучи химиком, нельзя не знать основ астрономии - все науки находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Эти убеждения, огромная работоспособность и упорство позволили ему глубоко изучить не только химию и физику, но и все родственные дисциплины.

Дмитрий охотно посещает лекции по различным дисциплинам, совершает разнообразные экскурсии. Профессора, в свою очередь, старались направить способного и любознательного студента в сторону научного исследования. Зная о стесненных обстоятельствах Менделеева, они старались помочь ему советом, новейшими книгами, частными занятиями для своих детей.

Не все было просто и безоблачно в студенческой жизни Дмитрия. Смерть матери была для него тяжелейшим ударом. Материнским заветом были ее слова о том, чтобы он не обольщался и не останавливался на достигнутом, «настаивал в труде, а не в словах, и терпеливо искал научную правду».

Дмитрий часто и помногу болел, месяцами лежал в больницах, но, несмотря на это, все экзамены сдавал в срок и на «отлично». Казалось, что не было ни одной области знания, которая бы его не интересовала. Например, когда задали сочинение на тему «О школах в Китае», Менделеев прочел всевозможную литературу, посетил все, какие имелись в городе, музеи и выставки в Академии наук. Профессорский состав был просто поражен осведомленностью студента о Китае, в те времена мало изученной и загадочной для всех страны. Студенты других факультетов часто приходили послушать, как экзаменуется Менделеев.

После успешного окончания института и защиты магистерской диссертации Дмитрий получает право поехать для дальнейшего своего совершенствования за границу. Но поездка за неимением денег и сильных покровителей казалась нереальной. После многочисленных хлопот Менделеев, наконец, отправляется в заграничную командировку. В дешевой почтовой карете, под проливным дождем и порывами сильного ветра, проехал он всю Польшу, Францию и Германию. Менделеев посещает различные мастерские по изготовлению научных приборов, заводы химических веществ, соляные копи и другие, самые различные производства. Поселяется он в небольшом немецком университетском городке Гейдельберге. Здесь близко сходится с кругом русских: с химиком и композитором А. П. Бородиным (в дальнейшем близким другом), И. М. Сеченовым - великим физиологом, двоюродной сестрой А. И. Герцена - Пассек и другими.

Менделеев проводит серию опытов с жидкостями. Его работа приносит большие научные результаты. Эдинбургский университет присваивает русскому ученому степень почетного доктора. Это событие стало первой ступенькой к мировой славе. Вскоре Дмитрий получает приглашение принять участие в конгрессе химиков в Карлсруэ (1860 год). Во время научных дискуссий седовласые старцы зашли в тупик по одному из главных обсуждаемых вопросов, и тогда двадцатишестилетний русский ученый, благодаря своей способности ясно формулировать научные вопросы, был выбран в комитет для установления истины и разрешения конфликтной ситуации. Менделеев успешно справился с возложенной на него задачей - обусловил правильные выводы конгресса.

Срок командировки заканчивался, и Дмитрий вместе с Бородиным перед своим возвращением в Россию путешествуют по Швейцарии и Италии. Последующие два года прошли для Менделеева в мучительном ожидании места. Чтобы как-то перебиться и не умереть с голоду, он дает частные уроки, преподает во многих учебных заведениях. Наконец Дмитрий Иванович получает постоянную должность преподавателя в Технологическом институте. Здесь он добивается пристройки новой лаборатории, продолжает свои исследования и вскоре защищает диссертацию о виноделии и способах определения содержания сахара и спирта в водных растворах. Мало кто знает, что именно Менделеев «изобрел» огненную жидкость - классическую водку, что принесло немалый доход в российскую казну и славу Отечеству. За свои успешные теоретические и практические исследования Менделеев получает от Академии наук крупную премию в пять тысяч рублей.

Дмитрий Иванович избирается профессором университета и получает право читать лекции по химии в своем родном институте. Он не был хорошим оратором, речь его была несколько корява и невыразительна: то говорил быстро, почти скороговоркой, то растягивал слова. Тем не менее профессор собирал огромные аудитории - его мысли завораживали и воодушевляли слушателей, вызывали подлинный интерес.

Вскоре он защищает свою докторскую диссертацию (ученый работал над нею двадцать лет - с 1869 по 1889 год) и продолжает свою научную деятельность, делает ряд открытий в различных отраслях науки.

В девяностые годы Дмитрий Иванович был вынужден покинуть институт из-за множества недоброжелателей, чиновничьих придирок, а также за свое сочувствие и поддержку требований своих студентов и принимает предложение морского министерства, а потом и министерства финансов. В лаборатории, при Главной палате мер и весов, находящейся в ведомстве министерства, Менделеев работает над разрешением вопроса о том, что такое всемирное тяготение. В это же время выходят его книги «Об эфире», 1903 г., и «К познанию России» (1906 год). На этот момент Дмитрию Ивановичу было уже за семьдесят, но он был полон сил и энергии и продолжал свою деятельность.

В декабре 1906 года Главную палату мер и весов министерства финансов посетил министр. Провожая его из одного крыла здания в другое, Менделеев простудился и заболел воспалением легких. В январе 1907 года Дмитрия Ивановича Менделеева не стало.

Научные достижения Менделеева велики и разнообразны. Первое полное издание его трудов состоит из двадцати пяти объемистых томов, без включения его черновых бумаг и обширной переписки.

Он был почетным членом многих академий мира, но не был членом императорской Академии наук. Ученый с мировым именем, увы, не снискал уважения на родине и не был почитаем при жизни. Всегда соединяя теоретическую работу с работой практической, производственной, он сделал немало для процветания российской промышленности, но часто испытывал нехватку средств для продолжения своих научных изысканий.

В чем же заключается секрет феноменальности и гения Менделеева? - на этот, довольно непростой вопрос вы должны попытаться ответить сами.

Конечно же, в целеустремленности, громадной жизнестойкости и трудолюбии, вере в собственные силы и уникальность. При наличии всех этих качеств характера и свойств личности человек может добиться многого и даже порой невозможного. Многие жизнеописания выдающихся деятелей, общепризнанных гениев, являются тому примером.

Для того чтобы узнать степень подготовленности и осведомленности учащихся, можно внести в занятие элементы игры, состязания. Например, на карточках с изображением того или иного русского ученого выписывается краткая характеристика его научной деятельности, либо высказывание известного деятеля о личности данного ученого. Ребята должны правильно назвать фамилию, имя и отчество ученого, изображенного на карточке, рассказать все, что они знают о его научной деятельности и открытиях.

Возможен и другой вариант игры. Учитель (или же ученик) дает лаконичную характеристику российского научного деятеля, а ребята должны угадать, о ком идет речь.

Например:

. «... был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом...» (А. С. Пушкин о М. В. Ломоносове.)

Сын рыбака, страстно мечтавший покорить вершины знаний. Преодолев все трудности и жизненные преграды, он осуществил свои юношеские мечты. В конце своей жизни был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий. Его заслуги перед Отечеством велики: совершил ряд важных открытий в области химии, физики, астрономии; значительно реформировал систему русского языка, заложив основы развития современного стихосложения; отстаивал права низших сословий на образование... (Речь идет о М. В. Ломоносове, 1711-1765 гг.)

Известный русский математик, годы жизни 1792-1856; профессор, член Ганноверской академии наук. Читал лекции в Казанском университете о небесной механике и теории чисел. Автор теории «воображаемой геометрии». По мнению ученых- современников считался (и не без основания) автором «звездной геометрии»... (Н. И. Лобачевский, 1792-1856гг.)

Знаменитый русский ученый-ботаник. Провел исследование роли хлорофилла в процессе усвоения растениями углекислого газа. Сочувствовал революционно настроенному студенчеству, за что царское правительство лишило его кафедры в Петровской сельскохозяйственной академии, носящей сегодня его имя... (К. А. Тимирязев, 1843-1920 гг.)

Великий врач, в 26 лет стал профессором хирургии. Создатель новой науки в медицине - хирургической анатомии; создатель первой в России хирургической клиники, в которой основал еще одно направление медицины — госпитальную хирургию. Автор известных трудов по хирургической анатомии; автор проекта первого в мире Анатомического института, в стенах которого прошло первое испытание эфирного наркоза (в октябре 1846 года). Участник военных действий на Кавказе, в Крымской войне. Благодаря его инициативе в русской армии была введена новая форма медицинской помощи - появились сестры милосердия. Им были заложены основы военно-полевой медицины... (Н. И. Пирогов, 1810-1881 гг.)

Великий русский ученый-физиолог. Создал учение о высшей нервной деятельности. Подвел физиологическую базу под понимание психических процессов... (И. П. Павлов, 1849-1936 гг.)

Внес большой вклад в развитие органической химии. Его открытия дали толчок развитию анилинокрасочной промышленности. Основатель и председатель петербургского Русского химического общества. Член-корреспондент Академии наук (1858 г.), с 1862 г. - действительный член Академии наук... (И. Н. Зинин, 1812-1880 гг.)

Русский эмбриолог, физиолог, бактериолог и иммунолог. Много лет находился во главе Бактериологического института. Удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине (1908 г.) за труды по иммунитету... (И. И. Мечников, 1845-1916 гг.)

Основатель русской школы физиологов. Написал работу о рефлексах головного мозга. Впервые стал объяснять физиологическими законами психическую деятельность человека... (И. М. Сеченов, 1829-1905 гг.)

Дополнительный материал

Как совершались все научные открытия?

Вы думаете, в лабораториях, среди таинственных и непонятных приборов, за микроскопом? Или же, быть может, свои открытия великие мужи науки совершали сидя в глубоком кожаном кресле, за солидным дубовым столом внушительных размеров, приняв при этом глубокомысленный вид? Иногда все происходило намного прозаичнее и будничнее.

Например, известный русский хирург Николай Иванович Пирогов как-то, проходя по рынку, в мясном отделе случайно увидел, как мясники распиливали на части мороженые коровьи туши. Он обратил внимание на то, что на срезе хорошо видно расположение внутренних органов. Ученый применил этот метод, прозванный им «ледяной анатомией», в своих анатомических опытах. Так в медицине появилась новая дисциплина - топографическая анатомия.

Дмитрию Ивановичу Менделееву, долгое время работавшему над классификацией химических элементов, периодическая система в своем завершенном виде приснилась во сне.

Обычный зонт натолкнул французского ученого Себастьяна Ленормана на мысль о создании парашюта. Взяв в руки два больших раскрытых зонта, ученый взобрался на высокое дерево в своем саду и спрыгнул вниз. Зонты затормозили его падение, но удар о землю был ощутимый. Однако Ленорман не сдался. Едва оправившись от падения, продолжил свои эксперименты; решив увеличить зонт в несколько раз, он сшил его из полотна. Получился зонт, напоминающий огромную воронку. К нему Ленорман привязал много тонких шнуров, прицепив к ним сиденье, сплетенное из ивовых прутьев. Свое изобретение ученый подвесил под самой крышей высокой башни. Забравшись через окно на сиденье, он отцепился и... плавно опустился на землю. Так был изобретен первый в мире аппарат, «предотвращающий падение», - парашют.

Михаил Васильевич Ломоносов в юности работал в рыбной артели своего отца. Часто выходил в море с другими рыбаками. Его юношеские наблюдения за природой северного края помогли ему в зрелом возрасте сделать ряд важных открытий в океанологии и разработать грандиозный план освоения Северного морского пути, который был успешно осуществлен через два столетия.

Благодаря досадной случайности появилась на свет такая очень нужная и необходимая вещь, как карандаш. До XVI века для писания использовались свинцовые, серебряные или золотые палочки, вставлявшиеся в металлический футляр. В начале XVI века в Англии были обнаружены залежи графита. Глыбы графита путем выпиливания, отшлифовки превращались в хрупкие стерженьки, которые помещались в красивую оправу из тростника или красного дерева. Этот процесс требовал кропотливой работы и искусного умения, поэтому такие графитовые пишущие палочки считались предметом роскоши. Два столетия спустя чешский фабрикант Гармут рассматривал продукцию своего завода, на котором изготавливались из глины и графита чашки для химических опытов - тигли. Одна такая чашка, выскользнув из рук Гармута, разбилась, осколки же разбитой чашки при падении прочертили четкую линию на бумаге. Фабрикант, заинтересованный происшедшим, решил провести серию опытов с целью найти оптимальное соотношение графита и глины. Вскоре на фабрике из них начали делать стержни для письма. А некоторое время спустя другой французский ученый - Канте - изобрел деревянную «одежду» для пишущего стержня. Вскоре по всей Европе стали открываться фабрики по производству карандашей.

Маленькие курьезы из жизни русских ученых

М. В. Ломоносов, несмотря на свой внушительный и солидный «академический» вид, был от природы веселым и добрым, хотя и вспыльчивым. Однако иногда его вспыльчивость доходила до ярости и полного негодования. Как-то раз трое подвыпивших матросов решили его ограбить, но вскоре пожалели о своем намерении. Один грабитель распростерся без чувств на земле, другой с расквашенным лицом был обращен в бегство, третий сам оказался ограбленным. Ломоносов, недолго думая, снял с бедолаги всю одежду, оставив того не только без куртки, но и без штанов.

Известный ученый-химик Николай Николаевич Зинин в минуты своего отдыха наслаждался чтением... математических работ.

Оказавшись в Париже, молодой, талантливый хирург Николай Иванович Пирогов первым делом направился к известному французскому научному светилу, профессору хирургии и анатомии Вельпо, чтобы засвидетельствовать тому свое почтение и уважение. Каково же было удивление Пирогова, когда, зайдя в кабинет знаменитого медика, он застал его за чтением своего труда «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций»...

И вновь о М. В. Ломоносове. В последние годы жизни он был чрезмерно рассеянным. Погруженный в свои размышления, ученый мог за обеденным столом по привычке засунуть за ухо ложку, которой только что ел горячее. Такие манипуляции Ломоносов частенько проделывал с пером, работая за письменным столом.