Я спросил у яблони. «Старая яблоня» Иван Бунин










Жираф. Жираф. Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад, Послушай: далёко, далёко, на озере Чад, Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран. Я знаю веселые сказки таинственных стран. Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман, Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя И как я тебе расскажу про тропический сад, И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Изысканный бродит жираф.


Всё время держалась настоящая весенняя погода. По ночам подмораживало и звёзды усеивали тёмное небо. В ночном воздухе чувствовалась лёгкая весенняя свежесть. Всё время держалась настоящая весенняя погода. По ночам подмораживало и звёзды усеивали тёмное небо. В ночном воздухе чувствовалась лёгкая весенняя свежесть. А дни стояли солнечные. И лес весь день рисовался на голубом безоблачном небе. В затишье сильно пригревало, и южная сторона избы и завалинки около неё оттаивали и темнели… Корни деревьев окружились проталинами, снег рыхлел и быстро таял. А дни стояли солнечные. И лес весь день рисовался на голубом безоблачном небе. В затишье сильно пригревало, и южная сторона избы и завалинки около неё оттаивали и темнели… Корни деревьев окружились проталинами, снег рыхлел и быстро таял. И. А. Бунин. И. А. Бунин.

«Старая яблоня» Иван Бунин

Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчел и ос, завистливых и злых…
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других!

Анализ стихотворения Бунина «Старая яблоня»

Иван Бунин вошел в мировую литературу как замечательный прозаик, тонкий и остроумный публицист, пейзажист и переводчик. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал со стихов, которыми увлекался еще в юности. Бунин получил прекрасное домашнее образование, занимаясь под руководством старшего брата. Однако он никогда не питал склонности к точным наукам, предпочитая математику чтению книг. В итоге уже в 18 лет Бунин решает связать свою жизнь с литературой, дебютируя в качестве молодого поэта. Впоследствии его судьба сложится таким образом, что поэзия уступит место прозе. Тем не менее, время от времени Бунин все же будет возвращаться к стихам, считая, что они – плод его сиюминутной прихоти, отражение настроения и душевных порывов.

В 1916 году появляется в печати короткая пейзажная зарисовка Бунина под названием «Старая яблоня», в которой присутствует элемент философских размышлений. Из окна своей московской квартиры поэт наблюдает за старой яблоней, которая весной преображается до неузнаваемости. «Вся в снегу, кудрявом, благовонном, вся-то ты гудишь блаженным звоном», — отмечает автор с некоторым снисхождением и удовлетворением. Все дело в том, что только деревья могут так преображаться, черпая силы в природе для того, чтобы вновь выглядеть молодо и привлекательно на зависть «пчел и ос», которых поэт считает потребителями и уничтожителями этой естественной красоты.

Мысленно обращаясь к старой яблоне, Бунин восхищается ее красотой и ведет с ней скрытый от посторонних ушей монолог, наполненный сочувствием и пониманием. Ведь и сам автор уже далеко не молод, поэтому он видит свое сходство со старым деревом, которое каждую весну находит в себе силы для цветения. Подобной живучестью и оптимизмом сам поэт, к сожалению, похвастаться не может, поэтому втайне радуется за старую яблоню и даже завидует ей. Раскрывают истинный смысл этого стихотворения его последние строки, в которых автор задается вопросом: «Вот будет ли такая молодая старость у других?». Ему еще трудно представить, что чувствует человек, переступивший порог зрелости. Однако жизненный опыт подсказывает Бунину, что далеко каждому удается в преклонном возрасте сохранить бодрость духа, жизненные силы, оптимизм и способность находить утешение в окружающем мире. Старой яблоне это удается в полной мере, чего не скажешь о людях, разучившихся ценить то, что дается им судьбой.

255. Найдите в приведённых стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры. Проведите наблюдение над существительными в словосочетаниях житейский вихрь, сокрушительным набегом, струны рвал, заносил холодным снегом (в 1-м стихотворении); над прилагательными в словосочетаниях нивы печальные, с улыбкою странной, небо широкое (во 2-м стихотворении). Как изменяется их обычное значение в стихотворении? Сделайте вывод о своеобразии обычных слов в поэтической речи (письменно). Подводя итоги лингвистического эксперимента, оформите результаты в виде презентации. Подготовьте чтение, передающее настроение и мысли автора, красоту стихотворной речи.
***
Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты -
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна,
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье...
(А. К. Толстой)
В ДОРОГЕ
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
(И. Тургенев)
СТАРАЯ ЯБЛОНЯ
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчёл и ос, завистливых и злых...
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других!
(И. Бунин)
Поясните художественный образ, созданный в стихотворении «Старая яблоня» словосочетанием молодая старость. Как он связан с содержанием стихотворения в целом, с другими художественными деталями стихотворения?
ГЛАЗА
Привычные к степям - глаза,
Привычные к слезам - глаза,
Зелёные - солёные -
Крестьянские глаза!

Была бы бабою простой -
Всегда б платили за постой -
Всё эти же - весёлые -
Зелёные глаза.

Шёл мимо паренёк с лотком...
Спят под монашеским платком
Смиренные - степенные -
Крестьянские глаза.

Привычные к степям - глаза,
Привычные к слезам - глаза...
Что видели - не выдадут
Крестьянские глаза!
(М. Цветаева)
Какие другие, кроме названных в задании, изобразительно-выразительные средства вы находите в стихотворении М. Цветаевой?

Иван Бунин вошел в мировую литературу как замечательный прозаик, тонкий и остроумный публицист, пейзажист и переводчик. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал со стихов, которыми увлекался еще в юности. Бунин получил прекрасное домашнее образование, занимаясь под руководством старшего брата. Однако он никогда не питал склонности к точным наукам. В итоге уже в 18 лет Бунин решает связать свою жизнь с литературой, дебютируя в качестве молодого поэта. Впоследствии его судьба сложится таким образом, что поэзия уступит место прозе. Тем не менее, время от времени Бунин все же будет возвращаться к стихам, считая, что они – плод его сиюминутной прихоти, отражение настроения и душевных порывов.

В 1916 году появляется в печати короткая пейзажная зарисовка Бунина под названием “Старая яблоня” , в которой присутствует элемент философских размышлений. Из окна своей московской квартиры поэт наблюдает за старой яблоней, которая весной преображается до неузнаваемости. “Вся в снегу, кудрявом, благовонном, вся-то ты гудишь блаженным звоном”, – отмечает автор с некоторым снисхождением и удовлетворением. Все дело в том, что только деревья могут так преображаться, черпая силы в природе для того, чтобы вновь выглядеть молодо и привлекательно на зависть “пчел и ос”, которых поэт считает потребителями и уничтожителями этой естественной красоты.

Мысленно обращаясь к старой яблоне, Бунин Восхищается ее красотой и ведет с ней скрытый от посторонних ушей монолог, наполненный сочувствием и пониманием. Ведь и сам автор уже далеко не молод, поэтому он видит свое сходство со старым деревом, которое каждую весну находит в себе силы для цветения. Подобной живучестью и оптимизмом сам поэт, к сожалению, похвастаться не может, поэтому втайне радуется за старую яблоню и даже завидует ей. Раскрывают истинный смысл этого стихотворения его последние строки, в которых автор задается вопросом: “Вот будет ли такая молодая старость у других?”. Ему еще трудно представить, что чувствует человек, переступивший порог зрелости. Однако жизненный опыт подсказывает Бунину, что далеко не каждому удается в преклонном возрасте сохранить бодрость духа, жизненные силы, оптимизм и способность находить утешение в окружающем мире. Старой яблоне это удается в полной мере, чего не скажешь о людях, разучившихся ценить то, что дается им судьбой.

(No Ratings Yet)

  1. В 1920 году Иван Бунин навсегда покидает Россию, охваченную революцией. Это решение далось литератору очень непросто, и перед тем, как отправиться в Париж, Бунин несколько месяцев прожил в Одессе, которая...
  2. Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи воспоминания об удивительной красоте лесов и полей...
  3. И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или...
  4. Бунин-поэт – это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что создано самой природой. В лирических...
  5. Иван Бунин – один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на...
  6. Стихи Николая Заболоцкого наделены глубинным философским смыслом. Этот поэт умел не только подмечать наиболее важные моменты жизни, но и проводить параллели меду событиями и явлениями. Именно по этой причине над...
  7. Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в...
  8. Далеко не все знают о том, что свой путь в литературу Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Впоследствии он нередко возвращался к стихам, считая их наиболее точной...
  9. В 1907 году Бунин Много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья,...
  10. Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с розой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и образной формой передачи своих мыслей...
  11. Поэзия Ивана Бунина в наше время не так известна широкой публике, как его прозаические произведения, в частности, рассказы о любви. При этом писатель успел выпустить около десятка стихотворных сборников. В...
  12. В рассказе “Антоновские яблоки” Иван Алексеевич Бунин описывает жизнь и уклад русской усадьбы. Согласно задумке автора, именно в этом месте переплетается прошлое с настоящим, культура золотого времени и периода на...
  13. Почетное место в живописи русского народа занимают картины Поленова Василия Дмитриевича. Его знаменитые портреты и пейзажи не оставляют равнодушными многих ценителей искусства. Любимой и самой удивительной для меня есть его...
  14. Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет...
  15. С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село...
  16. Валерий Брюсов с юности увлекался символизмом, поэтому неудивительно, что его первые литературные эксперименты были связаны именно с этим направлением. Позже уверенность в том, что произведения с двойным смыслом представляют несомненную...
  17. В начале 20 века Валерий Брюсов открыл для себя такое литературное течение, как символизм, и был настолько им восхищен, что, не долго думая, примкнул к немногочисленной группе литераторов, которые разделяли...
  18. Произведения И. А. Бунина о деревне. Проблема национального характера Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским...
  19. У Николая Заболоцкого довольно много лирических произведений, однако в большинстве своем они имеют социальный либо политический подтекст. Исключение составляет “Поэма весны” , созданная поэтом в 1956 году, за несколько лет...
  20. Жанры и стили произведений И. А. Бунина Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романическое начало – в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”), Бунин...
  21. В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период упадка. Это своеобразные “унесенные ветром” – люди, которые не смогли...
  22. В 1837 году Михаил Лермонтов, потрясенный гибелью Пушкина И возмущенный тем, как общество отреагировало на столь значительную утрату, написал стихотворение “Смерть поэта” , из-за которого был вынужден провести несколько месяцев...
  23. Николай Рубцов не был поэтом-диссидентом, однако не считал нужным скрывать свои взгляды на те вопросы, которые считал для себя важными. Одним из краеугольных камней в его многочисленных дискуссиях с друзьями...
  24. Можно ли утверждать, что в творчестве И. А. Бунина “большая любовь словно бы несовместима с обычной нормальной жизнью”? Можно ли утверждать, что в классической литературе есть все ответы на сегодняшние...
  25. Брюсов считал себя настоящим патриотом России, поэтому начало первой мировой войны он воспринял с воодушевлением. Однако очень скоро оно сменилось депрессивностью, в творчестве поэта вновь стали проскальзывать нотки декадентства, к... В юности Валерий Брюсов пережил бурный роман, который закончился весьма трагически. Его возлюбленная Елена Краскова, с которой поэт рассчитывал сочетаться узами законного брака, в 1893 году скончалась от оспы. Однако...
Из приведенного ниже текста выписать все простые словосочетания, выполнить их грамматический разбор: 1) определите главное и зависимое слово, 2)

задайте вопрос от главного слова к зависимому, 3) определите тип словосочетания по главному слову, 4) определите тип подчинительной связи, составьте схему словосочетания. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. Вот с вершины высокого дерева упала белой пылью и рассыпалась снежная шапка. С тихим свистом прилетели, закачались на шишках хлопотливые клесты. Пестрым платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на высокую сухую вершину и пустил весеннюю звонкую трель лесной барабанщик дятел. Потоки ясного солнечного света заливают лесные поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся весенние прозрачные облака. (По Соколову-Микитову)

1)Море гудело под ними грозно, выделяяс

1)Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. 2)Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. 3)Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье.4) Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью.5) Одно море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы.6) Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.

Задание:1.выписать все прилагательные и разобрать их морфологически

Помогите пожалуйста! Нужно из этого текста выписать все средства выразительности речи и указать их тип(метафора, эпитеты, инверсии и т.д.)

Изобретательность О. Генри в создании новелл просто поразительна. Иногда кажется, что все усилия писателя направлены на то, чтобы поразить нас неожиданным финалом. Построение новелл у О. Генри определяется задачей такого изложения событий, которое делало бы для читателя невозможным разгадать их исход. Секрет этой композиции в сущности прост, хотя по ходу повествования писатель кое-где сообщает обстоятельства, подготавливающие развязку, но при этом какой-то существенный факт утаивается и мы узнаем о нем только в финале. Концовка новеллы у О. Генри, подобно яркой вспышке молнии, озаряет все то, что раньше таилось во мраке, и картина сразу становится ясной. Финал рассказа раскрывает не только смысл всего происшествия, но и всю жизненную реальность характера и поведения героев