Жанр романтической поэмы в русской литературе. Романтические поэмы А. С. Пушкина: образы и стиль. Разработка жанра романтической поэмы в творчестве пушкина


В 1820 году Пушкин принимается за работу над своей первой южной поэмой «Кавказский пленник» (1820-1821). В «Руслане и Людмиле» поэт уносился на «крыльях вымысла» в мир светлой сказки древних лет. Новая поэма обращена реальной жизни, к современности.

В ней есть «стихи моего сердца»,- писал Пушкин.Неудачу разработки характера героя Пушкин прямо склонен был объяснять тем, что он действовал здесь субъективно- лирическим методом: «списал» его с самого себя: «Характер Пленника неудачен; доказывает это, что я не гожусь в герои романтического стихотворения» (письмо Горчакову- ноябрь 1822).

Увлечение поэзией Байрона, основоположника «новейшего романтизма»(Белинский), творческое использование его опыта и достижений имели важное значение для Пушкина в период создания им своих первых южных поэм и наложили на них заметный отпечаток.

Но уже в Кавказском пленнике при несомненном сходстве с Байроном обнаруживаются и существенные от него отличия, которые придадут творчеству Пушкина совсем иной по отношению к великому английскому поэту характер.

В Кавказском пленнике наряду с лирическим началом сказывается пристальное внимание поэта к окружающей действительности, умение верно воспроизвести некоторые ее черты.

Об образе Пленника сам Пушкин писал: « Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к е наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертам молодежи 19го века». Пушкин дает в лице главного героя образ, типичный для современности, наделенный «отличительными чертами» своей эпохи. Психологический портрет Пленника Пушкин в основном списывает с себя. Своего героя ставит в необычную, экзотическую обстановку. Мы лишь знаем, что герой «изведал людей и свет», разочаровался и в том, и в другом, что в прошлом он «обнял» некое «грозное страданье», что его сердце «увяло», наконец, что охладев ко всему, он ищет одного –свободы. Весьма романтична и любовная линия поэмы. Явно романтизированный образ героини- младой черкешенки.

Поэт был неудовлетворен созданным им образом. Пушкин писал «это был первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил». По отзыву критиков-современников, образ этот был «означен слегка».(характерно, что Пленник, как и героиня-черкешенка, даже не имеют в поэме собственного имени). Пленник бестрепетно глядит в лицо смерти, «с радостью» внимает «бури немощному вою», даже «грозные» черкесы дивятся его смелости и гордятся своей добычей. В то же время он выступает в качестве элегического героя, страдающего – «вянущего» - от неразделенной любви. Столкновение вольнолюбивого героя с общественной средой- глубоко не удовлетворяющим его, презираемым им «светом» -разрешается Пушкиным в соответствии с излюбленной сюжетной схемой романтиков: бегство из мира культуры в мир первобытной, «естественной» жизни.

Обстоятельные описательные места К.п. явно нарушают канон романтической поэмы байроновского типа, которая вся должна быть сконцентрирована на личности и переживаниях героя. Природа и быт Кавказа показаны у Пушкина по преимуществу с романтической их стороны и «дышат чертам ярко

верными»(Белинский).

В финале поэмы в характере Пленника, не делающего ни малейшей попытки спасти только что освободившую его и бросившуюся в горный поток «деву гор», неожиданно проступает совсем не героическая черта. Возвышенно- героическое начало воплощено в поэме в образе не героя, а героини. Характерно, что Пушкин и сам соглашался, что поэму было бы правильнее назвать «Черкешенка».

Пушкин в этой первой южной поэме дает образец вольнолюбивого романтического произведения лирико-повествовательно типа, открывая этим новую и важную страницу в литературе- «новейший романтизм».Таким образом двадцатитрехлетний Пушкин становится во главе всей современной ему литературы.

Разнообразные искания П. разрешаются созданием им новой романтической поэмы «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823).

Б.ф.- тоже поэма о прошлом, но если в «Руслане и Людмиле» старина в основном облечена в форму сказки, то есть здесь она дается в форме воспроизведения хотя и легендарного, но все же рассказа о былом.

Как и Кавказский пленник, новая поэма тесно связана с непосредственными, на этот раз крымскими, впечатлениями Пушкина. Есть в ней и автобиографический элемент. Но он дан не в сюжете и образах героев, а в лирических излияниях- «любовном бреде», который прорывает повествовательную ткань поэмы. Романтичнсоть сюжета, в основу которого положено местное предание об исключительной по страстности и силе, преображающей душу любви крымского хана к плененной им польской княжне, яркая живописность образов- разочарованного и мрачного Гирея, трагической натуры грузинки Заремы, «неистовой» страсти которой контрастно противопоставлен ангельски чистый облик Марии, таинственная недоговоренность повествования- все это делает Б.ф. произведением, наиболее отвечающим поэтике «байронической» поэмы.

«Цыганы» - как бы новая вариация «Кавказского пленника». Подобно Пленнику, Алеко в поисках свободы бросает свою «отчизну», цивилизованную жизнь, уходит в степи Молдавии, присоединяется к кочующим цыганам.

Неясно, из чего проистекали его жадные поиски свободы, равно как и то, какой «тюрьме» противопоставлялась свобода, к которой он порывался. Свободные от оседлой, устоявшейся жизни, от сковывающей собственности, земли, дома, от связанных со всем этим «законов», вольные, как ветер тех степей, по которым они кочуют, цыгане являют собой как бы предельное выражение искомой героем романтической «вольности». В цыганский табор Алеко приходит добровольно. В дальнейшем никто н емешает его свободе, которой он невозбранно и пользуется. Но Алеко внутренне не достоин этой свободы. Алеко- незаурядный, резко выделяющийся из окружающей среды человек, обладающий многими несомненно положительными качествами- острокритическим умом, способностью к глубоким чувствам, сильной волей, смелостью, решительностью. Алеко стоит на высотах современной ему образованности. И в то же время он глубоко не удовлетворен окружающим, исполнен передовых стремлений своего времени, искренне ненавидит рабский и торгашеский строй своего времени.

Алеко оказывается игралищем «страстей», их «послушным рабом» и мучеником:

Но,боже, как играли страсти

Его послушною душой!

По ходу поэма раскрывается эгоистическая, злая природа этих страстей. Со всей наглядностью это проявляется в отношениях Алеко и Земфиры. Земфира- предельное выражение степной, цыганской свободы. Эту свободу она вносит и в свое чувство. Мгновенно и своенравно увлеклась она Алеко с которым сошлась без всяких обрядов, обязательств. Два года была она ему подругой но затем его любовь ей прискучила. «Его любовь постыла мне. Мне скучно, сердце воли просит».

Алеко- проповедник вольности оказывается беспредельным эгоистом, злым ревнивцем, собственником, рассматривающим, как принадлежащую ему вещь, судьбу другого человека- женщины, свободно отдававшейся ему, пок АОНа его любила. Так открывается изнанка героя, сокровенная суть, - он совершает страшное преступление- двойное убийство.

В поэме почти отсутствуют черты портретной живописи (наружность Земфиры характеризуется всего лишь одним эпитетом: «черноокая»).

В Цыганах показывано безысходно трагическое положение вкотором оказывается «современный человек», сам зараженный пороками «городского», собственнического общества, которое так ненавидит и презирает.

У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали духу его романтического творчества. Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в 1824 году были написаны «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» , в октябре того же года были закончены «Цыганы») .

Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: «Сколько я ни читал о романтизме, все не то.»

В шестой главе « Евгения Онегина» , Пушкин, цитируя предсмертные стихи Ленского замечал:

Так он писал темно и вяло

(Что романтизмом мы зовем,

Хоть романтизма тут нимало

Не вижу я; да что нам в том?)

Это ироническое замечание по поводу стихов было похоже на сделанное Пушкиным позднее, в 30-е годы категорическое заявление: нельзя относить к романтической литературе «все произведения, носящие на себе печать уныния или мечтательности».

Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего антиклассическими. Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет «по всем правилам парнасского православия». Он утверждал, что романтическая школа «есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства». Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. В одном из писем к П.А. Катенину он говорил о « перевороте» в словесности, который должны произвести романтики.

Теоретические позиции Пушкина определяли и его взгляды на конкретную историю романтизма. Пушкин относил к романтической литературе произведения Данте, Шекспира, Сервантеса, Лопе де Вега и многих других писателей. Это довольно неожиданно, но с точки зрения теорий Пушкина, который считал самой привлекательной чертой поэта-романтика художественную смелость разрыва с общепринятыми нормами, было вполне логичным.

Таким образом, Пушкин теоретически определял романтизм как отказ от старых классических литературных форм. В своей переписке Пушкин дал ряд высказываний о романтических героях в жизни. Эти высказывания проливают яркий свет на то, в чём он видел содержание романтизма. Пушкин не считал, что романтических героев в современной ему русской жизни можно найти только среди разочарованных молодых людей. читающих Байрона. Он связывал с понятием романтизма людей, совершенно чуждых чувствам уныния и разочарованности. Это люди, отличающиеся бурными страстями, которые являются героями самых необыкновенных приключений, поднимающих человека над обыденностью. Таким образом Пушкин включал в интеллектуально-психологическую сферу романтизма необыкновенное, поднимающее человека над повседневностью. Как художник он воплотил это в своих произведениях. Пушкин хотел нарисовать в своих романтических произведениях именно современного героя. В « равнодушии к жизни, к её наслаждениям», в «преждевременной старости души» , т. е. в душевной охладелости романтического героя, он видел «отличительные черты» « молодёжи 19-го века». Впервые в русской романтической литературе Пушкин создаёт образ современного героя. живущего интересами и волнениями своего века. Этим объясняется успех пушкинских «южных поэм». В противоречивом внутреннем мире их главных героев и в их необычайной судьбе современники узнавали самих себя.

Пушкин-романтик изображает исключительные, чаще всего контрастные психологические состояния, непохожие на пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической лирике Пушкина нарисованы или «могучая страсть», подчиняющая все переживания и поступки человека, или душевная охладелость. То же мы находим в южных поэмах Пушкина. В «Кавказском пленнике» Черкешенка- «страстная дева», полная «восторгов сердца». Ей противопоставлен Пленник, который погубил « страстями сердце» , стал «жертвою страстей». Он почти совершенно охладел душой. В «Бахчисарайском фонтане» Заремой владеют «порывы пламенных желаний» , она «для страсти рождена» и говорит «языком мучительных страстей» . Но тут же нарисован образ разочарованного героя- татарского хана Гирея. Он ещё в начале поэмы «скучает бранной славой» , а после смерти Марии приходит к полному унынию. В «Цыганах» , вершине романтизма Пушкина, « всюду страсти роковые». Поэт подчёркивает, что « послушной душой» Алеко «играли страсти» . Играют они и Земфирой, и её любовником – молодым цыганом, и её матерью Мариулой. Но в поэме действует также охладевший герой – старый цыган, которому после любовной катастрофы «постыли... все девы мира» .

Романтические поэмы Пушкина

Перед русским романтизмом, освоившим мелкие стихотворные жанры, встала задача создания эпических форм, в частности поэмы. Она была решена Пушкиным, завершившим в 1820 г. свою первую поэму «Руслан и Людмила». Она так и осталась единственным в русской литературе произведением, которое соответствовало теоретическим представлениям в «Словаре древней и новой поэзии» (1821) Николая Остолопова: «Поэма романтическая есть стихотворческое повествование о каком-либо происшествии рыцарском, составляющем смесь любви, храбрости, благочестия и основанном на действиях чудесных».

Необыкновенный успех и такие же споры вокруг поэмы объясняются ее новаторством на уровне и содержания, и формы, что определено Белинским как предчувствие нового мира творчества. Своей поэмой на уровне времени ее создания Пушкин решал проблему народности. Поэма написана в духе народных сказок, сказочны детали (живая и мертвая вода), из истории Карамзина взяты исторические сведения (на Киев нападают печенеги; происхождение Финна связано с ремаркой: финские чародейства подробно описываются в северных сказках); внимание к этнографической и бытовой картинам Но сюжет создан Пушкиным, а все герои -воображаемые, приключения - придуманные; просторечия же, встречающиеся в поэме, были не смелой новизной, а рецидивом шуточно-волшебных сказок. Новаторство поэмы: герои наделены жизненными чертами, что не встречается до Пушкина; образ автора-рассказчика; иронический тон повествования. Поэма была обращена не в прошлое, а к будущему, что очень скоро отозвалось в первой главе «Евгения Онегина» (друзья Людмилы и Руслана«, т. е. новое поколение читателей).

Южные поэмы - следующая ступень в развитии пушкинского романтизма. Пушкин причисляет себя к тем романтикам, которым присущи поэтическое новаторство, нарушение отживших форм и традиций. Именно в таком духе написаны «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».

Проблема героя: Пушкин ставит целью не изображение своего внутреннего мира в виде исповеди, а создание характера с чертами, присущими молодежи двадцатых годов, а именно: «равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, преждевременную старость души» (в письме Горчакову в 1822г.): Эта новая задача требовала иной формы, отличной от общеизвестного представления о байроновских образцах. Поэтому жанр Пушкин определит как повесть.

Главная тема - поиски свободы. В этом причина бегства Пленника из привычной (европейской) жизни. Родственность душевных устремлений героя и вольных горцев подчеркнута в поэме. Описание природы и нравов дополняет характеристику героя. Для Пушкина - «черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть повести».

Центральный эпизод - объяснение Пленника с Черкешенкой. Трагическая развязка заложена в характерах героев: Пленник еще не исцелился от прежней любви, любовь Черкешенки наивна. Противоречия намечены резко - слова Черкешенки «Свободу, родину забудь» Пленник принять не может. Успокоение души, усыпление чувств не для него. Отсюда берет начало будущий характер Онегина.

Отдавая дань проблеме народности на уровне ее тогдашнего понимания, Пушкин во все южные поэмы вводит народную песню. Ее эволюция может служить еще одним доказательством развития творчества Пушкина от романтизма к реализму.

Другой особенностью пушкинского романтизма (как романтического направления, требующего необычного, экзотичного места событий) становится образ Востока, по-разному присутствующий в южных поэмах. Восточный колорит подчинялся для него следующим требованиям: «Слог восточный был для меня образцом, сколько возможно нам, благоразумным, холодным европейцам. Европеец и в упоении восточной роскоши должен сохранить вкус и взор европейца» (в письме Вяземскому 1825 г.). Так в «Бахчисарайском фонтане» - исторические неточности и условность «восточного колорита», изображение Крыма вообще на основе фантазии и личных впечатлений, а не историко-археологических разысканий.

Осенью 1824 г. уже в Михайловском Пушкин закончил поэму «Цыганы». Герой продолжает Пленника из первой южной поэмы. Вторжение его, .европейца, в жизнь племени, чуждого цивилизации, приводит к гибели героини. Алеко, как и Пленник, имел некоторые автопортретные черты (выбор имени). Прошлое героя также неизвестно, но конфликт в прошлом очерчен точно: его преследует закон. Авторское отношение к герою исключительно новаторское - осуждение индивидуализма и эгоизма. Современные Пушкину романтики, как Жуковский и Рылеев, не приняли Алеко как героя романтической поэмы, хотя и по разным причинам (для Жуковского Алеко жесток, для Рылеева «низок» - ходит, т. е. выступает с медведем). В своем романтизме Пушкин обогнал современные представления.

Характеристика Земфиры не совпадает с характеристикой. Совершенно новым характером является старый цыган. Он проповедует гуманистические идеалы, которые вдохновляли пушкинских современников - лучших представителей эпохи. Его речи умудренного жизнью человека отражают опыт не только индивидуальный, но и коллективный.

Особенностью поэмы явилась ее новая форма. Если «Руслан и Людмила» -поэма в шести песнях с посвящением и эпилогом, «Кавказский пленник» - повесть в двух частях с посвящением и эпилогом, то эта поэма представляет драматический диалог. Таким образом в самой форме выступает драматическая природа поэмы.

Чувство современности руководило Пушкиным при создании поэмы. Она рассказывала о современном человеке и для современного человека. Отказ от цивилизации не мог сделать героя счастливым. Причина зла - в отношениях человека к человеку, в извечных его страстях.

«Цыганы» - не только последняя из южных поэм, но и завершающая, самая зрелая. «Пушкин исчерпал романтическую тему» (Томашевский).

Александр Сергеевич Пушкин - гениальный поэт, создавший ряд замечательных стихотворных произведений. В юности поэт отдал дань романтизму. Благодаря этому мы можем теперь наслаждаться его романтической лирикой и поэмами: “Кавказский пленник”, “Братья разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” и “Цыганы”.

Яркие, необузданные, порой жестокие и холодные, герои этих поэм привлекают к себе внимание читателей не только своей необычностью, но и закономерным появлением этих характеров в определенную эпоху развития России. Поэмы созданы по канонам романтизма. Мы не знаем предыстории героев. Они появились ниоткуда и через некоторое время канут в никуда. Всех их отличает сила характера, порыв к свободе. В прошлом у каждого бурная и бесплодная молодость:

Где бурной жизнью погубил

Надежду, радость и желанье,

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.

Герой поэмы “Кавказский пленник” жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ - край сильных и свободолюбивых людей - обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен:

Свобода! Он одной тебя

Еще искал в пустынном мире.

Страстями чувства истребя.

Охолодев к мечтам и лире...

Свершилось... целью упованья

Не зрит он в мире ничего... Он раб...

И жаждет сени гробовой.

Оказывается, свобода - это иллюзия, к которой стремился наш герой. Жажда жизни, которую на словах он не ценит, заставляет его приспособиться и к плену:

Казалось, пленник безнадежный

К унылой жизни привыкал.

Тоску неволи, жар мятежный

В душе глубоко он скрывал.

И на челе его высоком

Не изменялось ничего.

Благодаря любви молодой черкешенки, наш герой получает возможность обрести свободу. “Ты волен,- дева говорит,- беги”. Из-за безответной любви гибнет “дева гор”, но, все поняв, наш герой ни слезинки не роняет. Душа его холодна. Безответна.

В поэме “Цыганы” мы видим подобный характер, но он проработан автором более тщательно, детально. Алеко покидает свой мир, “преследуемый законом”. Ему кажется, что он обретает покой и счастье в цыганском таборе, среди свободного народа, не связанного узами, а лишь чувствами:

Подобно птичке беззаботной,

И он, изгнанник перелетный.

Гнезда надежного не знал

И ни к чему не привыкал...

Но Алеко лишь попутчик их. Он совершенно иной. Придя из другого мира, он приносит с собой и его законы. Как предостережение, звучат слова автора:

Но Боже! как играли страсти

Его послушною душой!

Рассказывая Земфире о своем прошлом, Алеко с презрением говорит о том мире, который покинул:

Там люди, в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой.

Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысли гонят.

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Алеко готов вечно делить “досуг и добровольное изгнанье” с любимой. Он доволен своей новой жизнью, внешне разделяя с цыганами их быт. Но герой не может до конца принять законов вольного народа. По словам старого цыгана:

Он “любит горестно и трудно...

А сердце женское - шутя”.

В ответ на рассказ старика о своей жизни Алеко удивляется, что тот не убил свою неверную жену. Алеко не понятны слова цыгана: “Кто в силах удержать любовь?” Он грозно отвечает: “Я не таков!” Алеко готов биться за свою любовь или хотя бы мщением утешиться. Придя к цыганам, он не изменяется. Свободолюбивый народ отвергает Алеко с его жестокостью:

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов;

Мы не терзаем, не казним -

Не нужно крови нам и стонов,

Но жить с убийцей не хотим...

Сильные и свободолюбивые, цыганы так же милосердны, как и мудры. Они понимают Алеко:

Ты для себя лишь хочешь воли...

Герои поэм Пушкина, мятежные духом и противоречивые, холодные и уставшие от жизни, найдут свое продолжение в образе Евгения Онегина.

Несколько иной оттенок получат они в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.

1. Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано

важными переменами в его художественном развитии. Пушкин создал новый жанр

русской поэзии - оригинальную русскую романтическую поэму. К этому жанру

относятся поэмы, написанные в период с 1820 по 1824 год: «Кавказский

пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Завершает цикл

«южных» поэм поэма «Цыганы», написанная в Михайловском и явно порывающая с

романтизмом.

2. В романтизме Пушкина привлекала борьба за народность литературы, за

освобождение от правил, стеснявших ее развитие, стремление к раскрытию

внутреннего мира героя, его человеческой индивидуальности, отстаивание прав

личности, обращение к истокам народного творчества. Такой романтизм был

формой борьбы за правдивое изображение жизни. Вот почему в романтических

произведениях Пушкина отчетливо ощущаются тенденции реалистические,

выражающие стремление постигнуть закономерности действительности. Эти черты

резко выделяют своеобразие пушкинского романтизма. Романтический период в

пушкинском творчестве - это переходный этап к реализму. Реалистические

тенденции в пушкинском романтизме обусловили и своеобразие задач, которые

поэт ставил перед собой, создавая романтические поэмы.

Их основная тема - «противуречия страстей», неудовлетворенность героев

действительностью и поиски социальной гармонии. Активное отрицание всего

того, что сковывает и калечит людей, борьба за свободу, за условия,

способствующие раскрытию всех духовных возможностей человека, полноценного,

отвечающего идеалу внутренней и внешней гармонии, - таков основной идейный

пафос поэм. Сюжеты «южных» поэм весьма индивидуальны и исключительны, но в

основе каждого из них лежит реальный факт.

3. В поэме «Кавказский пленник» (1820-1821) Пушкин хотел воспроизвести

некоторые типические черты современного героя. «...Я в нем хотел изобразить

равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души,

которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века», - писал Пушкин

В. П. Горчакову.

Герой «Кавказского пленника», «отступник света, друг природы», типичен.

Но его типичность не ограничивается характерными особенностями той или иной

социальной группы. Пушкин оттенял в Пленнике «увядшее сердце», «души

печальный хлад», безучастность «к мечтам о мире», разочарованность. Жизни

светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, в

прославлении которой пафос поэмы:

Свобода! он одной тебя

Еще искал в пустынном мире.

Душа Пленника во власти страстей. Это и отвращение к свету, и

неразделенная любовь, и пламенная жажда свободы. Герой «Кавказского

пленника» - человек из высшего света в плену у черкесов - друг природы,

сторонник идеи о том, что естественное состояние человека - свобода и

независимость. Но душа его опустошена, и он «вянет» от «злой отравы»

страстей, «истребивших» его чувства. Он

Бурной жизнью погубил

Надежду, радость и желанье,

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.

В явном контрасте с душевной вялостью Пленника рисуется волевая сила

Черкешенки, Ее сочувствие несчастному, ее самоотверженная, жертвенная

любовь пробуждает «окаменевшего» героя к новой жизни:

К Черкешенке простер он руки,

Воскресшим сердцем к ней летел,

И долгий поцелуй разлуки

Союз любви запечатлел.

Но после объяснения с Пленником трепетное чувство Черкешенки

превращается в опустошительную романтическую страсть, которая точно

поменяла местами героя и героиню. Он «летит» к ней «воскресшим сердцем», а

она остается холодной и разочарованной. Именно это и становится причиной ее

гибели. Освободив из неволи Пленника, она уже не может возвратиться в

родной аул. В прощальном монологе она говорит:

Нет, русский, нет!

Она исчезла, жизни сладость;

Я знала все, я знала радость,

И все прошло, пропал и след.

В поэме «Кавказский пленник» проявляются эпические, объективно-

повествовательные и реалистические картины кавказской природы и черкесских

нравов.

4. Испытав сильное влияние великого английского поэта Байрона, Пушкин

не стал его подражателем. Его «южные» поэмы отличаются от восточных поэм

Байрона единством любовной и социальной проблематики при главенстве

социальных мотивов; изображением глубоко жизненных событий и лиц, природы и

нравов в свойственных им «местных красках»; противопоставлением

человеческого мира миру демоническому, загадочному. Переживания героев,

патетика изображены Пушкиным в единстве с эпической характеристикой их

жизненных обстоятельств. В. Г. Белинский сказал о Пушкине: «Он заботился не

о том, чтобы походить на Байрона, а о том, чтоб быть самим собою и быть

верным той действительности... которая просилась под его перо».


Похожая информация.


развитие немецкого романтизма отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, “облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм”. Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали духу его романтического творчества. Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы

(в 1824 году были написаны “Кавказский пленник” и “Бахчисарайский фонтан”. в октябре того же года были закончены “Цыганы”). Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: “Сколько я ни читал о романтизме, все не то”. Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего антиклассическими. Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет “по всем правилам парнасского православия”. Он утверждал. что романтическая школа “есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства”. Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. Пушкин-романтик изображает исключительные, чаще всего контрастные психологические состояния. непохожие на пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической лирике Пушкина нарисованы или “могучая страсть”, подчиняющая все переживания и поступки человека, или душевная охладелость. То же мы находим в южных поэмах Пушкина. В “Кавказском пленнике” Черкешенка – “страстная дева”, полная “восторгов сердца”. Ей противопоставлен Пленник, который погубил “страстями сердце”, стал “жертвою страстей”. Он почти совершенно охладел душой. В “Бахчисарайском фонтане” Заремой владеют “порывы пламенных желаний”. она “для страсти рождена” и говорит “языком мучительных страстей”. Но тут же нарисован образ разочарованного героя – татарского хана Гирея. Он еще в начале поэмы “скучает бранной славой”, а после смерти Марии

приходит к полному унынию. В “Цыганах”. вершине романтизма Пушкина, “всюду страсти роковые”. Поэт подчеркивает, что ” послушной душой” Алеко “играли страсти”. Играют они и Земфирой. и ее любовником – молодым цыганом, и ее матерью Мариулой. Но в поэме действует также охладевший герой – старый цыган, которому после любовной катастрофы “постыли. все девы мира”.

Первая романтическая поэма Пушкина-“Кавказский пленник”, – законченная в феврале 1821 года. принесла ему успех. наибольший в его литературной деятельности. Успех был вызван тем, что читатели находили в ней образ современного романтического героя, отсутствовавший в допушкинской литературе. Легко убедиться в том, что основные психологические черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными. В Пленнике живет яркое и смелое

вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому. что ищет свободы. которой нет в неудовлетворяющем его “свете”- в цивилизованном обществе:

Отступник света друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы.

Свобода! он одной тебя

Еще искал в пустынном мире.

Сам сюжет поэмы организует тема свободы: герой, лишенный духовной свободы и стремящийся обрести ее, попав в плен, лишается свободы физической. Таким образом, опять оказывается бессильным найти счастье. В поэме сказано о закованном в цепи Пленнике:

Затмилась перед ним природа.

Прости, священная свобода!

Другая важная черта Пленника – душевная охладелость. Пленник не может ответить на чувство влюбившейся в него Черкешенки потому. что он лишился способности чувствовать. Об этом говорят его слова, обращенные к Черкешенке:

Бесценных дней не трать со мною;

Другого юношу зови.

Его любовь тебе заменит

Моей души печальный хлад.

Рисуя душевную охладелость Пленника, Пушкин стремился запечатлеть характерную сторону психологии не только русской. но и западноевропейской молодежи. Но вместе с тем Пушкин нарисовал эту “преждевременную старость души” на основе доступного ему жизненного и литературного материала. О том, что пленника привели к душевной охладелости страсти. подробно рассказано в том месте поэмы. где закованный Пленник вспоминает о родине:

Где первую познал он радость,

Где много милого любил,

Где бурной жизнью погубил

Надежду, радость и желанье

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.

Это чисто романтическая предыстория Пленника. Особенно важен здесь образ “душевного увядания”. Особенности же психологии “увядшего” Пленника были раскрыты Пушкиным по законам романтической поэмы, в которой часто встречался

прием контраста. который позволяет оттенить психологические черты героев. Душевному холоду и увяданию Пушкин – романтик противопоставил пылкую расцветающую страсть. Пушкинская сюжетная ситуация “Пленник-Черкешенка”, сталкивает людей не имеющих ничего общего в своем психологическом складе. Черкешенка – прежде всего страстная дева. Вторая часть поэмы начинается описанием “огненных” душевных переживаний героини:

Развесели свой взгляд унылый,

Склонись главой ко мне на грудь,

Свободу, родину забудь.

Скрываться рада я в пустыне

С тобою, царь души моей!

Но “огню” в поэме был противопоставлен “холод” а иногда и “окаменелость”. Пленник в ответ на признания Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и жалел. что он уже не может разделить пылкое чувство:

Умер я для счастья,

Надежды призрак улетел;

Твой друг отвык от сладострастья,

Для нежных чувств окаменел.

Здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме звучала еще одна тема. Герой рассказывал о какой-то своей прошлой любви, которая не принесла ему счастья. Мы узнаем, что это была любовь неразделенная, что герой “не знал любви взаимной. любил один. страдал один”. Эта тема влекла за собой другую тему – ревности героини. Черкешенка хотела узнать, кто ее соперница:

Твоя прекрасная подруга?

Ты любишь, русский? Ты любим?

Но Черкешенка преодолевает ревность-в этом-то и состоит ее душевный героизм. Освобождая Пленника, Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром, когда она идет освобождать Пленника, Пушкин говорит:

Казалось, будто дева шла

На тайный бой, на подвиг ратный.

В этой сцене поэмы Черкешенка действительно героична: распилив оковы Пленника, она желает ему счастья и даже соединения с “другой”, хотя ее собственная любовь разбита. Это место поэмы отмечено тонким психологизмом. Хотя

Черкешенка преодолела ревность, в ее словах еще звучат отголоски этого чувства. Она не хочет бежать с Пленником именно из-за его любви к “другой”, благословляя его в то же время на новую жизнь, полную любви:

Прости, любви благословенья

С тобою буду каждый час.

Прости – забудь мои мученья,

Дай руку мне. в последний раз.

(Пока оценок нет)

У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали духу его романтического творчества. Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в 1824 году были написаны «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» , в октябре того же года были закончены «Цыганы») .

Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: «Сколько я ни читал о романтизме, все не то.»

В шестой главе « Евгения Онегина» , Пушкин, цитируя предсмертные стихи Ленского замечал:

Так он писал темно и вяло

(Что романтизмом мы зовем,

Хоть романтизма тут нимало

Не вижу я; да что нам в том?)

Это ироническое замечание по поводу стихов было похоже на сделанное Пушкиным позднее, в 30-е годы категорическое заявление: нельзя относить к романтической литературе «все произведения, носящие на себе печать уныния или мечтательности».

Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего антиклассическими. Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет «по всем правилам парнасского православия». Он утверждал, что романтическая школа «есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства». Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. В одном из писем к П.А. Катенину он говорил о « перевороте» в словесности, который должны произвести романтики.

Теоретические позиции Пушкина определяли и его взгляды на конкретную историю романтизма. Пушкин относил к романтической литературе произведения Данте, Шекспира, Сервантеса, Лопе де Вега и многих других писателей. Это довольно неожиданно, но с точки зрения теорий Пушкина, который считал самой привлекательной чертой поэта-романтика художественную смелость разрыва с общепринятыми нормами, было вполне логичным.

Таким образом, Пушкин теоретически определял романтизм как отказ от старых классических литературных форм. В своей переписке Пушкин дал ряд высказываний о романтических героях в жизни. Эти высказывания проливают яркий свет на то, в чём он видел содержание романтизма. Пушкин не считал, что романтических героев в современной ему русской жизни можно найти только среди разочарованных молодых людей. читающих Байрона. Он связывал с понятием романтизма людей, совершенно чуждых чувствам уныния и разочарованности. Это люди, отличающиеся бурными страстями, которые являются героями самых необыкновенных приключений, поднимающих человека над обыденностью. Таким образом Пушкин включал в интеллектуально-психологическую сферу романтизма необыкновенное, поднимающее человека над повседневностью. Как художник он воплотил это в своих произведениях. Пушкин хотел нарисовать в своих романтических произведениях именно современного героя. В « равнодушии к жизни, к её наслаждениям», в «преждевременной старости души» , т. е. в душевной охладелости романтического героя, он видел «отличительные черты» « молодёжи 19-го века». Впервые в русской романтической литературе Пушкин создаёт образ современного героя. живущего интересами и волнениями своего века. Этим объясняется успех пушкинских «южных поэм». В противоречивом внутреннем мире их главных героев и в их необычайной судьбе современники узнавали самих себя.



Пушкин-романтик изображает исключительные, чаще всего контрастные психологические состояния, непохожие на пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической лирике Пушкина нарисованы или «могучая страсть», подчиняющая все переживания и поступки человека, или душевная охладелость. То же мы находим в южных поэмах Пушкина. В «Кавказском пленнике» Черкешенка- «страстная дева», полная «восторгов сердца». Ей противопоставлен Пленник, который погубил « страстями сердце» , стал «жертвою страстей». Он почти совершенно охладел душой. В «Бахчисарайском фонтане» Заремой владеют «порывы пламенных желаний» , она «для страсти рождена» и говорит «языком мучительных страстей» . Но тут же нарисован образ разочарованного героя- татарского хана Гирея. Он ещё в начале поэмы «скучает бранной славой» , а после смерти Марии приходит к полному унынию. В «Цыганах» , вершине романтизма Пушкина, « всюду страсти роковые». Поэт подчёркивает, что « послушной душой» Алеко «играли страсти» . Играют они и Земфирой, и её любовником – молодым цыганом, и её матерью Мариулой. Но в поэме действует также охладевший герой – старый цыган, которому после любовной катастрофы «постыли... все девы мира» .



Романтические поэмы Пушкина

Перед русским романтизмом, освоившим мелкие стихотворные жанры, встала задача создания эпических форм, в частности поэмы. Она была решена Пушкиным, завершившим в 1820 г. свою первую поэму «Руслан и Людмила». Она так и осталась единственным в русской литературе произведением, которое соответствовало теоретическим представлениям в «Словаре древней и новой поэзии» (1821) Николая Остолопова: «Поэма романтическая есть стихотворческое повествование о каком-либо происшествии рыцарском, составляющем смесь любви, храбрости, благочестия и основанном на действиях чудесных».

Необыкновенный успех и такие же споры вокруг поэмы объясняются ее новаторством на уровне и содержания, и формы, что определено Белинским как предчувствие нового мира творчества. Своей поэмой на уровне времени ее создания Пушкин решал проблему народности. Поэма написана в духе народных сказок, сказочны детали (живая и мертвая вода), из истории Карамзина взяты исторические сведения (на Киев нападают печенеги; происхождение Финна связано с ремаркой: финские чародейства подробно описываются в северных сказках); внимание к этнографической и бытовой картинам Но сюжет создан Пушкиным, а все герои -воображаемые, приключения - придуманные; просторечия же, встречающиеся в поэме, были не смелой новизной, а рецидивом шуточно-волшебных сказок. Новаторство поэмы: герои наделены жизненными чертами, что не встречается до Пушкина; образ автора-рассказчика; иронический тон повествования. Поэма была обращена не в прошлое, а к будущему, что очень скоро отозвалось в первой главе «Евгения Онегина» (друзья Людмилы и Руслана«, т. е. новое поколение читателей).

Южные поэмы - следующая ступень в развитии пушкинского романтизма. Пушкин причисляет себя к тем романтикам, которым присущи поэтическое новаторство, нарушение отживших форм и традиций. Именно в таком духе написаны «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».

Проблема героя: Пушкин ставит целью не изображение своего внутреннего мира в виде исповеди, а создание характера с чертами, присущими молодежи двадцатых годов, а именно: «равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, преждевременную старость души» (в письме Горчакову в 1822г.): Эта новая задача требовала иной формы, отличной от общеизвестного представления о байроновских образцах. Поэтому жанр Пушкин определит как повесть.

Главная тема - поиски свободы. В этом причина бегства Пленника из привычной (европейской) жизни. Родственность душевных устремлений героя и вольных горцев подчеркнута в поэме. Описание природы и нравов дополняет характеристику героя. Для Пушкина - «черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть повести».

Центральный эпизод - объяснение Пленника с Черкешенкой. Трагическая развязка заложена в характерах героев: Пленник еще не исцелился от прежней любви, любовь Черкешенки наивна. Противоречия намечены резко - слова Черкешенки «Свободу, родину забудь» Пленник принять не может. Успокоение души, усыпление чувств не для него. Отсюда берет начало будущий характер Онегина.

Отдавая дань проблеме народности на уровне ее тогдашнего понимания, Пушкин во все южные поэмы вводит народную песню. Ее эволюция может служить еще одним доказательством развития творчества Пушкина от романтизма к реализму.

Другой особенностью пушкинского романтизма (как романтического направления, требующего необычного, экзотичного места событий) становится образ Востока, по-разному присутствующий в южных поэмах. Восточный колорит подчинялся для него следующим требованиям: «Слог восточный был для меня образцом, сколько возможно нам, благоразумным, холодным европейцам. Европеец и в упоении восточной роскоши должен сохранить вкус и взор европейца» (в письме Вяземскому 1825 г.). Так в «Бахчисарайском фонтане» - исторические неточности и условность «восточного колорита», изображение Крыма вообще на основе фантазии и личных впечатлений, а не историко-археологических разысканий.

Осенью 1824 г. уже в Михайловском Пушкин закончил поэму «Цыганы». Герой продолжает Пленника из первой южной поэмы. Вторжение его, .европейца, в жизнь племени, чуждого цивилизации, приводит к гибели героини. Алеко, как и Пленник, имел некоторые автопортретные черты (выбор имени). Прошлое героя также неизвестно, но конфликт в прошлом очерчен точно: его преследует закон. Авторское отношение к герою исключительно новаторское - осуждение индивидуализма и эгоизма. Современные Пушкину романтики, как Жуковский и Рылеев, не приняли Алеко как героя романтической поэмы, хотя и по разным причинам (для Жуковского Алеко жесток, для Рылеева «низок» - ходит, т. е. выступает с медведем). В своем романтизме Пушкин обогнал современные представления.

Характеристика Земфиры не совпадает с характеристикой. Совершенно новым характером является старый цыган. Он проповедует гуманистические идеалы, которые вдохновляли пушкинских современников - лучших представителей эпохи. Его речи умудренного жизнью человека отражают опыт не только индивидуальный, но и коллективный.

Особенностью поэмы явилась ее новая форма. Если «Руслан и Людмила» -поэма в шести песнях с посвящением и эпилогом, «Кавказский пленник» - повесть в двух частях с посвящением и эпилогом, то эта поэма представляет драматический диалог. Таким образом в самой форме выступает драматическая природа поэмы.

Чувство современности руководило Пушкиным при создании поэмы. Она рассказывала о современном человеке и для современного человека. Отказ от цивилизации не мог сделать героя счастливым. Причина зла - в отношениях человека к человеку, в извечных его страстях.

«Цыганы» - не только последняя из южных поэм, но и завершающая, самая зрелая. «Пушкин исчерпал романтическую тему» (Томашевский).

Александр Сергеевич Пушкин - гениальный поэт, создавший ряд замечательных стихотворных произведений. В юности поэт отдал дань романтизму. Благодаря этому мы можем теперь наслаждаться его романтической лирикой и поэмами: “Кавказский пленник”, “Братья разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” и “Цыганы”.

Яркие, необузданные, порой жестокие и холодные, герои этих поэм привлекают к себе внимание читателей не только своей необычностью, но и закономерным появлением этих характеров в определенную эпоху развития России. Поэмы созданы по канонам романтизма. Мы не знаем предыстории героев. Они появились ниоткуда и через некоторое время канут в никуда. Всех их отличает сила характера, порыв к свободе. В прошлом у каждого бурная и бесплодная молодость:

Где бурной жизнью погубил

Надежду, радость и желанье,

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.

Герой поэмы “Кавказский пленник” жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ - край сильных и свободолюбивых людей - обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен:

Свобода! Он одной тебя

Еще искал в пустынном мире.

Страстями чувства истребя.

Охолодев к мечтам и лире...

Свершилось... целью упованья

Не зрит он в мире ничего... Он раб...

И жаждет сени гробовой.

Оказывается, свобода - это иллюзия, к которой стремился наш герой. Жажда жизни, которую на словах он не ценит, заставляет его приспособиться и к плену:

Казалось, пленник безнадежный

К унылой жизни привыкал.

Тоску неволи, жар мятежный

В душе глубоко он скрывал.

И на челе его высоком

Не изменялось ничего.

Благодаря любви молодой черкешенки, наш герой получает возможность обрести свободу. “Ты волен,- дева говорит,- беги”. Из-за безответной любви гибнет “дева гор”, но, все поняв, наш герой ни слезинки не роняет. Душа его холодна. Безответна.

В поэме “Цыганы” мы видим подобный характер, но он проработан автором более тщательно, детально. Алеко покидает свой мир, “преследуемый законом”. Ему кажется, что он обретает покой и счастье в цыганском таборе, среди свободного народа, не связанного узами, а лишь чувствами:

Подобно птичке беззаботной,

И он, изгнанник перелетный.

Гнезда надежного не знал

И ни к чему не привыкал...

Но Алеко лишь попутчик их. Он совершенно иной. Придя из другого мира, он приносит с собой и его законы. Как предостережение, звучат слова автора:

Но Боже! как играли страсти

Его послушною душой!

Рассказывая Земфире о своем прошлом, Алеко с презрением говорит о том мире, который покинул:

Там люди, в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой.

Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысли гонят.

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Алеко готов вечно делить “досуг и добровольное изгнанье” с любимой. Он доволен своей новой жизнью, внешне разделяя с цыганами их быт. Но герой не может до конца принять законов вольного народа. По словам старого цыгана:

Он “любит горестно и трудно...

А сердце женское - шутя”.

В ответ на рассказ старика о своей жизни Алеко удивляется, что тот не убил свою неверную жену. Алеко не понятны слова цыгана: “Кто в силах удержать любовь?” Он грозно отвечает: “Я не таков!” Алеко готов биться за свою любовь или хотя бы мщением утешиться. Придя к цыганам, он не изменяется. Свободолюбивый народ отвергает Алеко с его жестокостью:

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов;

Мы не терзаем, не казним -

Не нужно крови нам и стонов,

Но жить с убийцей не хотим...

Сильные и свободолюбивые, цыганы так же милосердны, как и мудры. Они понимают Алеко:

Ты для себя лишь хочешь воли...

Герои поэм Пушкина, мятежные духом и противоречивые, холодные и уставшие от жизни, найдут свое продолжение в образе Евгения Онегина.

Несколько иной оттенок получат они в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.

1. Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано

важными переменами в его художественном развитии. Пушкин создал новый жанр

русской поэзии - оригинальную русскую романтическую поэму. К этому жанру

относятся поэмы, написанные в период с 1820 по 1824 год: «Кавказский

пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Завершает цикл

«южных» поэм поэма «Цыганы», написанная в Михайловском и явно порывающая с

романтизмом.

2. В романтизме Пушкина привлекала борьба за народность литературы, за

освобождение от правил, стеснявших ее развитие, стремление к раскрытию

внутреннего мира героя, его человеческой индивидуальности, отстаивание прав

личности, обращение к истокам народного творчества. Такой романтизм был

формой борьбы за правдивое изображение жизни. Вот почему в романтических

произведениях Пушкина отчетливо ощущаются тенденции реалистические,

выражающие стремление постигнуть закономерности действительности. Эти черты

резко выделяют своеобразие пушкинского романтизма. Романтический период в

пушкинском творчестве - это переходный этап к реализму. Реалистические

тенденции в пушкинском романтизме обусловили и своеобразие задач, которые

поэт ставил перед собой, создавая романтические поэмы.

Их основная тема - «противуречия страстей», неудовлетворенность героев

действительностью и поиски социальной гармонии. Активное отрицание всего

того, что сковывает и калечит людей, борьба за свободу, за условия,

способствующие раскрытию всех духовных возможностей человека, полноценного,

отвечающего идеалу внутренней и внешней гармонии, - таков основной идейный

пафос поэм. Сюжеты «южных» поэм весьма индивидуальны и исключительны, но в

основе каждого из них лежит реальный факт.

3. В поэме «Кавказский пленник» (1820-1821) Пушкин хотел воспроизвести

некоторые типические черты современного героя. «...Я в нем хотел изобразить

равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души,

которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века», - писал Пушкин

В. П. Горчакову.

Герой «Кавказского пленника», «отступник света, друг природы», типичен.

Но его типичность не ограничивается характерными особенностями той или иной

социальной группы. Пушкин оттенял в Пленнике «увядшее сердце», «души

печальный хлад», безучастность «к мечтам о мире», разочарованность. Жизни

светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, в

прославлении которой пафос поэмы:

Свобода! он одной тебя

Еще искал в пустынном мире.

Душа Пленника во власти страстей. Это и отвращение к свету, и

неразделенная любовь, и пламенная жажда свободы. Герой «Кавказского

пленника» - человек из высшего света в плену у черкесов - друг природы,

сторонник идеи о том, что естественное состояние человека - свобода и

независимость. Но душа его опустошена, и он «вянет» от «злой отравы»

страстей, «истребивших» его чувства. Он

Бурной жизнью погубил

Надежду, радость и желанье,

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.

В явном контрасте с душевной вялостью Пленника рисуется волевая сила

Черкешенки, Ее сочувствие несчастному, ее самоотверженная, жертвенная

любовь пробуждает «окаменевшего» героя к новой жизни:

К Черкешенке простер он руки,

Воскресшим сердцем к ней летел,

И долгий поцелуй разлуки

Союз любви запечатлел.

Но после объяснения с Пленником трепетное чувство Черкешенки

превращается в опустошительную романтическую страсть, которая точно

поменяла местами героя и героиню. Он «летит» к ней «воскресшим сердцем», а

она остается холодной и разочарованной. Именно это и становится причиной ее

гибели. Освободив из неволи Пленника, она уже не может возвратиться в

родной аул. В прощальном монологе она говорит:

Нет, русский, нет!

Она исчезла, жизни сладость;

Я знала все, я знала радость,

И все прошло, пропал и след.

В поэме «Кавказский пленник» проявляются эпические, объективно-

повествовательные и реалистические картины кавказской природы и черкесских

нравов.

4. Испытав сильное влияние великого английского поэта Байрона, Пушкин

не стал его подражателем. Его «южные» поэмы отличаются от восточных поэм

Байрона единством любовной и социальной проблематики при главенстве

социальных мотивов; изображением глубоко жизненных событий и лиц, природы и

нравов в свойственных им «местных красках»; противопоставлением

человеческого мира миру демоническому, загадочному. Переживания героев,

патетика изображены Пушкиным в единстве с эпической характеристикой их

жизненных обстоятельств. В. Г. Белинский сказал о Пушкине: «Он заботился не

о том, чтобы походить на Байрона, а о том, чтоб быть самим собою и быть

верным той действительности... которая просилась под его перо».

— это направление в литературе, проникнутое особым пафосом и яркими эмоциями при выражении чувств. Героями романтических стихов и повестей являются люди мятежные, талантливые, красивые… и глубоко несчастные. Они стремятся достичь совершенства, горят желанием помочь людям и с горечью осознают, что в обществе, обремененном пороками, это невозможно. Первыми поэтами-романтиками в России были Дмитрий Веневитинов и Александр Полежаев, но вскоре в литературу входит Александр Сергеевич Пушкин, и с тех пор многие талантливые писатели вынуждены оставаться в тени его неоспоримой гениальности. И сегодня стихи Пушкина известны во всем мире.

Период романтизма в творчестве Пушкина

Период романтизма в творчестве великого поэта был коротким (1820-1824 г.г.). В это время были написаны «Кавказский пленник», поэма «Цыганы», стихотворение «К морю», «Погасло дневное светило», цикл любовной лирики. Надо заметить, что романтизм Пушкина, лишенный высокопарности и близкий к обычной жизни, отличался по смыслу и содержанию от творчества предшественников, а сам он считал, что романтическая школа всецело подчинена искусству, а не правилам «парнасского православия».

К романтической литературе поэт относил произведения Шекспира, Сервантеса, Данте, Байрона. Герои стихов Пушкина, однако, в отличие от персонажей западных классиков, вовсе не предаются унынию и глубокому разочарованию. Это люди энергичные, неравнодушные, живущие интересами своего времени, способные на глубокие искренние чувства. Вера в человека, жизнеутверждающий настрой, изящное и удивительно глубокое описание душевных переживаний, поразительная мудрость — таковы стихи Пушкина во все периоды его творчества.

Особенностью поэта романтического периода является частое обращение к мифологии (стихотворения «Прозерпина», «Муза», «Нереида»), описание пейзажей, любовных страстей и мятежных чувств главных героев. Поэт рассказывает о сложностях человеческих взаимоотношений, любовных разочарованиях, душевной пустоте, которая приходит на смену бурной страсти. Все, о чем он пишет, близко и понятно каждому человеку — в этом и состоит уникальность его романтизма и творчества в целом: стихи Пушкина всегда наполнены его присутствием, он наставляет мудрыми советами, заставляя забыть о мирской печали. Сам поэт всегда умел находить отраду «в судьбе…унылой», горячо предавался новым страстям, и никогда надолго не погружался в отчаяние.

Жизнеутверждающий романтизм Пушкина

Поэт влюблялся страстно и отчаянно, и каждый раз это сопровождалось рождением гениальных стихотворений. Воспевая женскую красоту и страдая от неразделенных чувств, поэт искренне желает счастья своей возлюбленной (« я вас любил так искренне, так нежно - как дай вам бог любимой быть другим»). Обладая даром тонко иронизировать и подмечать самые мелкие недостатки в людях, поэт никогда не позволяет себе проявить слабость в отношениях с женщиной.

Его герой, как и он сам, — покорный слуга прекрасной дамы, которая являет для поэта «чистейшей прелести чистейший образец». всегда предельно искренни, какие бы чувства автор ни испытывал — страх, тревогу, сомнение, разочарование. Он делится своими переживаниями, радуется разным проявлениям жизни, печалится из-за неизбежных утрат. Он обращается ко всем современникам с верой в торжество разума и справедливости: «Товарищ, верь! Взойдет она — звезда пленительного счастья, и на обломках самовластья напишут наши имена!». В его творчестве романтизм неразрывно связан с реализмом, и не всегда можно определить ту незримую грань, разделяющую эти направления в его поэзии.

Учителям и школьникам предоставляется возможность подробно познакомиться с лирикой поэта романтического периода на образовательном портале .