Закон о поступлении в школу. Как записать ребенка в первый класс. Какие документы нужны для записи

Записать ребенка в первый класс в 2018 году не составит никакого труда, если вы внимательно прочитаете нашу статью. Мы постарались собрать полную информацию о том — куда подавать заявление на запись в первый класс, как и когда записываться в школу, какие документы нужно предоставить и какую школу выбрать.

Когда и как можно записать ребенка в школу в 2018 году

В наше время записать ребенка в первый, или другие классы, довольно просто, и для этого доступны два способа:

  • электронный вид записи на портале Госуслуги
  • личная подача заявления непосредственно в учебное заведение

В случае с первым вариантом родители могут сделать все, не выходя из дома. Однако стоит иметь в виду, что в течение трех дней в учебное заведение, которое вы выбрали для обучения вашего ребенка, необходимо принести пакет документов. Какие документы нужны для записи в школу, мы поговорим немного позже.

Если вы решите подавать заявление лично, то сразу же возьмите с собой оригиналы и копии документов, чтобы не приходить в школу повторно. Ведь зачастую этот визит сопровождается настоящим стрессом для родителей будущих первоклассников, так как во многих крупных городах очереди в общеобразовательные учреждения приходится занимать за сутки. При этом попасть к директору удается далеко не всегда с первого раза.

Сроки подачи заявления о приеме ребенка в первый класс

Имейте в виду, что в зависимости от того, какой вариант записи в школу вы выберете, будут зависеть и сроки подачи заявления. К примеру, запись через портал Госуслуги открывается приблизительно с 15 декабря . Т. е. для того, чтобы ваш ребенок смог пойти в школу 1 сентября 2018 г., подавать заявление на прием в первый класс можно с 15 декабря 2017 г. Сроки окончания подачи заявки на запись в школу могут варьироваться в зависимости от региона.

Сроки подачи заявления в разных городах России также могут отличаться, поэтому более точную информацию узнавайте непосредственно на сайте выбранного вами учебного заведения, или на сайте местного департамента образования.

Для тех, кто планирует подавать заявление лично, установлены другие сроки. С первого февраля принимаются документы на детей в школу по месту прописки. Эти первоклашки зачисляются без очереди вплоть до первого июля . К этому моменту администрация учебного заведения должна вывесить списки всех принятых детей и оставшиеся свободные места. До пятого сентября ведется прием первоклассников из других районов. Однако часто случается, что уже к началу лета все места заняты, поэтому детям, проживающим не в микрорайоне, где расположена выбранная школа, администрация может отказать. В некоторых случаях, дирекция учебного заведения идет на встречу, и, в случае наличия свободных мест, может принять вашего ребенка в школу, если даже вы не проживаете в том районе. В этом случае заявление принимается администрацией школы с 1 июля и вплоть до начала занятий, но не позднее 5 сентября. Однако, в некоторых случаях школы могут начать прием заявлений на свободные места раньше 1 июля. Информация об этом будет размещена на сайте школы.

Как записать ребенка в школу через Госуслуги

Самый простой способ записать ребенка в школу — через портал Госуслуги. Электронная запись через интернет дает возможность родителям экономить свое время и произвести запись в школу буквально за пятнадцать минут. Конечно, для этого вы должны быть зарегистрированы на портале Госуслуг и иметь в нем личный кабинет. Услуга предоставляется бесплатно.

Для того чтобы проводить некоторые операции в личном кабинете портала Госуслуги, вы должны иметь подтвержденный аккаунт.

Для этого предлагается три способа:

  • по почте
  • в многофункциональном центре «Мои документы»
  • при помощи электронной подписи или УЭК.

Самый простой и доступный способ подтвердить свой аккаунт в Госуслугах — обратиться в ближайшее отделение Многофункционального центра (МФЦ «Мои документы»). Обратившись в МФЦ с паспортом, вы подтверждаете свою личность и ваш аккаунт на портале Госуслуг. После этого вам откроются все услуги на портале и вы сможете начать запись своего ребенка в школу.

Обращаем ваше внимание, что данная услуга доступна далеко не во всех регионах России.

Что вам потребуется, чтобы сделать электронную запись ребенка в первый класс в 2018 г

  • создать аккаунт на сайте Госуслуг и подтвердить его одним из трех возможных способов
  • выбрать из перечня подходящее образовательное учреждение, которое вам доступно по адресу регистрации ребенка
  • сформировать заявление и отправить

Если с этим проблем у вас нет, то вам останется только заполнить электронное заявление с указанием выбранной школы. Имейте в виду, что электронная запись позволяет выбрать до трех учебных заведений, при чем одно из них должно быть обязательно в вашем микрорайоне, т. е. по месту прописки ребенка. К заявлению необходимо приложить сканированные копии документов, а оригиналы потребуется донести в течение трех дней в образовательное учреждение.

Чтобы записать ребёнка в первый класс через интернет потребуются следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность родителя (как правило, гражданский паспорт)
  • свидетельство о рождении ребёнка
  • документ (справка), подтверждающий адрес регистрации ребёнка (адрес должен совпадать с указанный в заявлении)

Примечательно, что ответ на заявку приходит в личный кабинет и на адрес электронной почты, указанный при регистрации на портале Госуслуг. Если вам откажут в зачислении в учебное заведение не по микрорайону, то школа, находящаяся рядом с домом, однозначно будет обязана принять ребенка. Ее администрация пришлет вам в личный кабинет приглашение в первый класс.

Внимание! Подача заявления на зачисление в школу через сайт Госуслуги не является окончательным приемом ребенка в первый класс.

Запись в первый класс общеобразовательного учреждения в 2018 г. производится на данной странице портала Госуслуги

Совет: если вы решили подавать заявления в электронном виде, внимательно прочитайте инструкцию на портале Госуслуги.

Запись в другие классы образовательного учреждения

Какие документы нужны для записи в первый класс при личном обращении

Если вы собираете пакет документов для личного обращения в учебное заведение, то вам понадобятся и оригиналы. и копии. Естественно, что оригиналы вы заберете с собой, а копии будут приложены к заявлению. Из обязательных документов, которые необходимо предоставить сразу же, можно назвать следующие:

  • заявление от родителей или любого другого уполномоченного представителя ребенка (заполняется оно на месте);
  • свидетельство о рождении (вы должны иметь на руках оригинал и копию);
  • паспорт лица, пишущего заявление, и его копия (в случае оформленного опекунства вам понадобятся бумаги, подтверждающие данный факт);
  • справка о месте проживания ребенка и ее копия (адрес должен совпадать с тем, что вы указали в заявлении).

Если же вы подаете заявление в электронном виде через портал Госуслуг, то перечень документов останется прежним, с той лишь разницей, что для электронной записи вам не понадобятся копии документов.

Также родители должны знать, что до тридцатого августа необходимо принести в школу:

  • страховой полис будущего первоклассника
  • две цветные фотографии
  • медицинскую карту с прививочным сертификатом.

Последний документ вызывает некоторые трудности у определенной категории родителей. Дело в том, что детишки, которые ходят в дошкольное учреждение, получают медицинскую карту на месте. Родителям останется только заверить ее у своего участкового педиатра. А вот малыши, находившиеся до первого класса на домашнем воспитании, будут проходить медицинскую комиссию на общих основаниях по записи. Зачастую этот процесс занимает несколько месяцев и может не закончиться к указанному на сайте школы сроку из-за того, что в течение лета многие узкие специалисты уходят в отпуск. поэтому родители таких деток должны заранее позаботиться о медкомиссии. Если у вас есть возможность, то можете пройти медицинское обследование и в частной клинике. Здесь вам оформят и прививочный сертификат. Родителям, которые выступают против прививок, в медицинскую карту ребенка сразу же вклеят бланк с отказом.

Данный вопрос является чуть ли не самым важным для мамы и папы будущего первоклассника. Ведь от того, в какое учебное заведение пойдет ваше чадо зависит довольно много, а потому к его выбору стоит отнестись максимально серьезно и ответственно. Мы предлагаем вам несколько критериев, по которым можно и нужно выбирать будущую школу:

  • Педагог. Нередко родители желают попасть в первый класс к определенному учителю, имеющему безупречную репутацию. И такой подход является правильным, ведь именно от первого учителя будет зависеть отношение первоклассника к школе и учебному процессу в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором учителя, переговорите со знакомыми, послушайте отзывы и познакомьтесь с педагогом лично. У него вы получите информацию о школьной программе, по которой будут обучаться ученики и о других немаловажных нюансах учебного процесса. Пообщавшись с учителем лично, вы сможете составить представление о его темпераменте. Ведь порой неудачи в усвоении материала являются прямым следствием несовпадений в психотипе учителя и ученика. К примеру, первоклашке-меланхолику будет сложно на уроках активного педагога с психотипом холерика или сангвиника.
  • Рейтинг учебного заведения. Эти списки обновляются ежегодно и составляются по нескольким критериям. Если выбранная вами школа каждый год занимает лидирующие позиции в рейтинге, стоит рассмотреть ее в качестве образовательного заведения для вашего ребенка.

Согласно закону, приём граждан в общеобразовательные учреждения осуществляется в соответствии с:

Конституцией Российской Федерации;

Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.02.2012 № 107 «Об утверждении Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения» (вступил в действие с 07.05.2012 года);

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.06.2012 № ИР-535/03 «О правилах приёма в ОУ»;

Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 „Санитарно-эпиде- миологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»;

Нормативными актами администраций районов города, в котором проживает ребёнок;

Уставом образовательного учреждения;

Локальными актами образовательного учреждения, регламентирующими порядок приёма.

Порядок приёма в общеобразовательные учреждения иностранных граждан, лиц без гражданства и их учёт осуществляется на основании Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и граждане Российской Федерации, не имеющие регистрации, принимаются в образовательные учреждения по направлению администрации района.

Для поступления ребёнка в школу родителям необходимо подготовить следующие документы:

Копию свидетельства о рождении с вкладышем, подтверждающим российское гражданство;

Медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утверждённую приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации

от 03.07.2000 № 241 (справка о возможности обучения в общеобразовательной школе);

Справку о регистрации ребёнка и родителей или лиц их замещающих (форма № 9 или справка органа внутренних дел о регистрации проживания, или справка Миграционной службы);

Сертификат о профилактических прививках;

Заявление (образец предоставляется в школе).

Образовательное учреждение вправе объявлять приём граждан

только при наличии лицензии на ведение образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.

Образовательное учреждение обязано ознакомить поступающих, родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, информировать о порядке приёма в данное образовательное учреждение, о работе приёмной комиссии и порядке подачи апелляции.

Образовательное учреждение предоставляет поступающим, родителям (законным представителям) возможность ознакомиться с содержанием образовательных программ и других документов, регламентирующих организацию образовательного процесса.

В 1-й класс принимаются дети в возрасте 6—7 лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, следует проводить с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей шестилетнего возраста.

Конечно, зачислить в 1-й класс могут, даже если ещё нет шести с половиной лет. Но в этом случае нужно проконсультироваться с психологом. Бывает так, что интеллектуально ребёнок готов к школьному обучению и в 5 лет, но его физические возможности не позволят ему выдержать нагрузку первоклассника, вследствие чего будет накапливаться усталость, возможен стресс и невроз.

Иногда ребёнок по каким-либо причинам (например, по состоянию здоровья) не может учиться в школе с 7 лет. В этом случае по медицинским показаниям ребёнок идёт в 1-й класс после 7 лет (в 8 или 9 лет).

Приём граждан в 1-е классы образовательных учреждений проводится в заявительном порядке.

Однако с 2013 года приём в школы осуществляется на основании прописки ребёнка. Администрация районов совместно с муниципальными округами закрепляют за каждым образовательным учреждением микрорайон с целью учёта детей, проживающих на данной территории и подлежащих обучению в образовательных учреждениях для реализации прав детей на получение образования. Это значит, что преимущественным правом при зачислении в образовательное учреждение пользуются:

Дети, проживающие в непосредственной близости от образовательного учреждения в соответствии с пунктом 2.1.6. СанПиН 2.4.2.1176-02;

Выпускники дошкольной ступени данного образовательного учреждения (имеется в виду детский сад при школе).

Родители имеют право выбора образовательного учреждения и несут ответственность за своевременность и целесообразность такого выбора.

Если родители выбрали для ребёнка школу из другого муниципалитета или региона, то это возможно, но в этом случае время подачи заявления в 1-й класс будет несколько отсрочено. Приём заявлений о зачислении в 1-й класс родители могут подать с 1 марта по 31 августа, но при этом с 1 марта по 31 августа подают заявление те родители, которые проживают в непосредственной близости от школы, по списку адресов, закреплённых за конкретной школой.

С 1 августа имеют право подать заявление в школу те родители, которые выбрали для ребёнка школу из другого муниципалитета или региона, которая не относится к ним территориально.

При приёме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закреплённой территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (статья 46) данная льгота установлена для следующих категорий граждан:

Детей сотрудника полиции;

Детей сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

Детей сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

Детей гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

Детей гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

Детей, находящихся (находившихся) на иждивении сотрудников полиции, граждан Российской Федерации, указанных в вышеприведенных пунктах.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» данная льгота также установлена для следующих категорий граждан:

1) детей военнослужащих по месту жительства их семей (статья 19);

2) детей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штат- ными мероприятиями.

По причине отсутствия вакантных мест в учреждении;

При наличии медицинских противопоказаний.

В этом случае администрация района предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в образовательных учреждениях на данной территории (в данном микрорайоне, районе) и обеспечивает зачисление детей в образовательное учреждение.

Приём заявлений о зачислении в 1-й класс проводится в период с 1 марта по 15 мая текущего года. Количество классов и их наполняемость устанавливаются государственным образовательным учреждением по согласованию с учредителем в пределах выделяемых им учреждению бюджетных средств. Для приёма документов руководителем образовательного учреждения создаётся приёмная комиссия. Председателем приёмной комиссии является руководитель образовательного учреждения. Регламент работы приёмной комиссии утверждается отдельным приказом (распоряжением) руководителя образовательного учреждения и доводится до сведения населения. До начала приёма документов приёмная комиссия информирует:

О перечне образовательных программ, на которые объявляется приём документов, и сроках их освоения в соответствии с лицензией;

О списке адресов, закреплённых за данным образовательным учреждением;

О планируемом количестве мест по классам и образовательным программам.

Для приёма ребёнка в образовательное учреждение родители (законные представители) подают заявление по форме. К заявлению о приёме на обучение должны быть приложены необходимые документы. Администрация образовательного учреждения при приёме заявления обязана ознакомиться с документом, удостоверяющим личность заявителя, для установления факта родственных отношений и полномочий законного представителя.

Заявления о приёме ребёнка в образовательное учреждение в обязательном порядке регистрируются в журнале приёма заявлений в 1-й класс.

После регистрации заявления и пакета документов заявителю выдаётся отрывной контрольный талон, где указаны:

Входящий номер заявления о приёме в образовательное учреждение;

Перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за приём документов и печатью образовательного учреждения;

Сведения об образовательном учреждении (наименование по уставу, номер и дата выдачи лицензии, срок её действия, номер и дата свидетельства об аккредитации образовательного учреждения);

Где и когда можно получить информацию о правилах приёма в образовательное учреждение;

Сроки уведомления о зачислении в 1-й класс, контактные телефоны для получения информации;

Телефон территориального органа управления образованием для получения информации о наличии вакантных мест в других образовательных учреждениях и подаче апелляции.

Зачисление на обучение проводится в строгом соответствии с журналом регистрации и указанной в нём очерёдностью подачи заявлений в пределах запланированных мест. Учётный номер заявления по книге регистрации должен совпадать с номером контрольного талона, выдаваемого родителям. Если количество поданных заявлений превышает число запланированных мест, образовательное учреждение обязано совместно с учредителем в срок до 1 июня решить вопрос об увеличении в образовательном учреждении числа запланированных к открытию классов и приёму детей в данное образовательное учреждение или принять меры для приёма детей в другое образовательное учреждение, расположенное на территории подведомственного района, с учётом фактического проживания ребёнка и мнения родителей (законных представителей).

Если количество поданных заявлений меньше числа запланированных мест, образовательное учреждение обязано совместно с учредителем в срок до 1 июня решить вопрос о продолжении приёма заявлений в данное образовательное учреждение до 25 августа текущего года или об уменьшении в образовательном учреждении числа запланированных к открытию классов и принять меры для приёма детей в другое образовательное учреждение, расположенное на территории подведомственного района, с учётом фактического проживания ребёнка и мнения родителей (законных представителей).

При пропуске сроков подачи заявления или отказе в приёме заявления по причине отсутствия мест заявитель может обратиться в другие образовательные учреждения, где есть вакантные места, в орган управления образованием по месту фактического проживания. Учредитель обязан принять меры к устройству ребёнка для прохождения обучения, как правило, в ближайшее к месту его фактического проживания образовательное учреждение.

После окончания приёма заявлений зачисление в образовательное учреждение оформляется приказом руководителя образовательного учреждения по мере комплектования классов, но не позднее 2 сентября текущего года, и доводится до сведения родителей (законных представителей).

В настоящее время запрещается осуществлять приём детей в 1-й класс на конкурсной основе (п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»): «Приём закреплённых лиц в общеобразовательные учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора)».

В некоторых школах, чаще всего в гимназиях и лицеях, с будущими первоклассниками могут проводить собеседование, чтобы понять, какими особыми индивидуальными способностями обладает ребёнок. «Только государственные и негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определённым видом искусства или спорта, в целях наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся предусматривают в правилах приёма граждан в учреждение механизмы выявления у детей данных способностей» («Порядок приёма граждан в общеобразовательные учреждения», п. 7).

В школах с бесконкурсным набором в 1-й класс проводится собеседование с будущими школьниками. Результаты собеседования не влияют на процесс зачисления ребёнка в 1-й класс. Собеседование помогает учителям и психологам школы учитывать в процессе обучения индивидуальные особенности ребёнка.


3. Правила приема граждан в 1-ый класс

  1. Получение начального общего образования начинается по достижении детьми к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель школы вправе разрешить приём детей на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

  2. Прием детей в 1-ый класс в более раннем возрасте проводится только на основании личного заявления родителей (законных представителей), по согласованию с Управлением образования.
3.3. В приеме в 1-й класс может быть отказано только по причине отсутствия свободных
мест в классе.

3.4. Не допускается при приеме ребенка в 1-ый класс проведение любых испытаний,
направленных на выявление уровня подготовки ребенка к школе. Все дети, достигшие
школьного возраста, зачисляются в 1-ые классы Школы не зависимо от уровня их
подготовки.

3.5. Прием заявлений в первый класс Школы для граждан, проживающих на закрепленной
территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего
года.

Зачисление в Школу оформляется приказом в течение 7 рабочих дней после приема документов. Зачисление детей для обучения в возрасте младше 6 лет 6 месяцев и детей старше 8 лет оформляется приказом в течение 7 рабочих дней после согласования с управлением образования.

Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест.

3.6. Для удобства родителей (законных представителей) детей Школа устанавливают
график приема документов в зависимости от адреса регистрации по месту жительства
(пребывания) ребенка.

3.7. При приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной
территории, преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на
первоочередное предоставление места в Школе в соответствии с законодательством
Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.

3.8. До начала приема документов Школа информирует граждан:


  • о перечне образовательных программ, на которые объявляется прием учащихся, и сроках их освоения в соответствии с лицензией;

  • о планируемом количестве мест по классам и образовательным программам;

  • о назначении должностных лиц, ответственных за прием заявлений и документов родителей (законных представителей).
3.6. Для записи ребенка в первый класс родители (законные представители) предъявляют
документ, удостоверяющий личность, и в обязательном порядке представляют:

Письменное заявление о приеме ребенка в первый класс;

Оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка (ксерокопия заверяется подписью директора Школы и печатью, после чего оригинал документа возвращается родителям (законным представителям). При несовпадении фамилии одного из родителей, предоставившего паспорт с фамилией ребенка, родители представляют документы, на основании которых фамилии были изменены (свидетельство о браке, разводе, установлении отцовства).

Для приема в Школу, родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют:


  • оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя;

  • свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории
Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять и другие документы.

3.7. Документы, представленные родителями (законными представителями),
регистрируются в журнале приема документов для зачисления в первый класс

На заявлении о приеме в первый класс (в левом верхнем углу) ставится входящий номер и дата регистрации заявления.

3.8. С целью проведения организованного приема в первые классы администрация школы:


  • назначает должностных лиц, ответственных за прием заявлений и документов родителей (законных представителей), в срок не позднее, чем за месяц до начала приема в первые классы;

  • размещает на информационном стенде в школе, на официальном сайте в сети «Интернет» в срок не позднее, чем за месяц до начала приема в первые классы, информацию о количестве мест в первых классах;
- размещает на информационном стенде в школе, на официальном сайте в сети «Интернет» не позднее 01 июля текущего года информацию о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории;

Утверждает график приема документов в зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) ребенка.

Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за прием заявлений и документов родителей (законных представителей), график приема документов размещаются на информационном стенде в общеобразовательной организации, на официальном сайте в сети «Интернет».

3.9. На каждого ребенка, зачисленного в Школу, заводится личное дело, в котором
хранятся все сданные документы.


  1. В случае отказа в приеме на обучение родителю (законному представителю) несовершеннолетнего гражданина выдается уведомление об отказе в приеме в школу.

  2. Прием на обучение в первый класс в течение учебного года осуществляется на свободные места. При приеме в первый класс в течение учебного года родители (законные представители) учащегося дополнительно представляют в Школу личное дело учащегося, выданное ОУ, реализующим основную общеобразовательную программу начального общего образования, в которой он обучался ранее.

  3. Количество первых классов, подлежащих набору в Школе в следующем учебном году, определяется из статистических данных о количестве детей соответствующего возраста, проживающих на закрепленной территории, количества поданных заявлений с учетом установленных нормативов наполняемости классов, санитарно-гигиенических норм, проектной мощности Школы, наличия необходимого материально-технического и кадрового обеспечения.

  4. Определение учащихся в классные коллективы, перевод учащихся из одного класса в другой в пределах параллели является компетенцией Школы.

  5. Количество первых классов в Школе определяется муниципальным заданием с учетом предельной наполняемости школы.
4. Порядок приема во 2-9-ые классы

  1. Для обучения на уровне основного общего образования, при наличии свободных мест, принимаются все учащиеся, прибывшие для проживания на закреплённой за Школой территории, освоившие в полном объеме образовательные программы начального общего образования.

  2. Приём для обучения на уровне основного общего образования учащихся в порядке перевода из другого общеобразовательного учреждения или учащихся, ранее получивших общее образование в форме самообразования, семейного образования осуществляется при наличии свободных мест. Зачисление учащегося оформляется приказом директора школы. Свободными считаются места в классах с наполняемостью менее 25 человек.

  3. Прием во 2-9-ые, классы осуществляется при предоставлении следующих документов:



  • личного дела учащегося с годовыми оценками, заверенного печатью общеобразовательного учреждения и с записью о выбытии из предыдущего места учебы;



  • справки, содержащей сведения о результатах текущего контроля успеваемости по всем предметам учебного плана и промежуточной аттестации учащегося, заверенной печатью (при переходе в течение учебного года).
Кроме того, может представляться портфолио, содержащий выписку из ведомости экзаменационных оценок, полученных на экзаменах, а также свидетельства всех достижений претендента на зачисление.

  1. Зачисление учащегося в Школу в порядке перевода оформляется приказом директора школы в течение трех рабочих дней после приема заявления и документов с указанием даты зачисления и класса.

  2. Школа при зачислении учащегося в течение двух рабочих дней с даты издания приказа о зачислении учащегося в порядке перевода письменно уведомляет ОУ, из которого прибыл учащийся, о номере и дате приказа о зачислении учащегося.
4.6. Учащиеся, прибывающие в течение учебного года из других территорий, без
перечисленных выше документов, могут быть приняты в школу, в класс, определенный в
заявлении родителей (законных представителей), с последующей аттестацией с целью
определения уровня подготовки учащегося в месячный срок.

4.7. В случае отказа в приеме в порядке перевода, администрация Школы выдает
родителям (законным представителям) уведомление об отказе в приеме в порядке
перевода с указанием причины отказа.

5. Приём учащихся на уровень среднего общего образования

5.1. В 10-е классы школы принимаются и зачисляются выпускники 9-х классов,
получившие основное общее образование вне зависимости от места его получения.

5.2. Количество 10 классов, открываемых в школе, должно обеспечить приём учащихся
школы, освоивших программу основного общего образования и желающих получить
среднее общее образование.

Количество 10-х классов, их профиль регламентируются наличием социального заказа, педагогических кадров, помещений, материальной базы и учебно-лабораторного оборудования в школе и согласуется каждый учебный год с Учредителем.

5.3. Прием заявлений в 10 классы школы осуществляется в период с 20 июня по 30 июня
текущего года, при наличии свободных мест объявляется дополнительный набор, который
завершается не позднее 31 августа текущего года.

5.4. Прием и зачисление учащихся в 10-й класс осуществляется при представлении
следующих документов:

Документа, удостоверяющего личность одного из родителей (законных представителей); заявления родителей (законных представителей) на имя директора; аттестата об основном общем образовании; личного дела учащегося;

ксерокопии свидетельства о рождении ребенка (с 14 лет - паспорта);

оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или Свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории.


  1. В целях наиболее полного удовлетворения потребностей учащихся в обучении повышенного уровня школа может комплектовать классы на основе объективной оценки готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю при условии обеспечения приема граждан, которые проживают на территории, закрепленной за школой. Наряду с классами профильного изучения отдельных предметов могут комплектоваться классы, реализующие общеобразовательную программу базового уровня. Преимущества при зачислении учащихся в 10-й класс школы имеют граждане, проживающие на территории, за которой закреплена Школа, а также граждане, получившие основное общее образование в школе.

  2. Порядок приема учащихся в профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов для освоения программ среднего общего образования определяется «Положением о классах профильного обучения», «Положением о классах с углубленным изучением отдельных предметов», утверждаемым школой.
5.7. Для решения вопросов, связанных с комплектованием профильных классов,
обеспечения прав учащихся в условиях введения системы профильного обучения в
классах, реализующих ряд предметов федерального компонента учебного плана по
избранному направлению на профильном уровне, в школе создастся комиссия для
проведения индивидуального отбора при приеме либо переводе учащихся для получения
среднего общего образования в профильных классах. Зачисление учащихся в классы
проводится с учетом желаний учащихся, их родителей (законных представителей) и
возможностей школы по их приему на основании рейтинга по результатам
индивидуального отбора учащихся. На рассмотрение комиссии для проведения
индивидуального отбора с целью комплектования профильных классов родители
(законные представители) предоставляют следующие документы:

заявление родителей (законных представителей) на имя директора общеобразовательного учреждения (не позднее 10 календарных дней до срока проведения индивидуального отбора, установленного школой);


  • копию атгестата об основном общем образовании;

  • документы, подтверждающие рейтинг достижений учащегося (портфолио): грамоты, дипломы, сертификаты, удостоверения, подтверждающие учебные, интеллектуальные, творческие и спортивные достижения (призовые места) учащихся.
При подаче заявления родители (законные представители) должны предъявить документы, подтверждающие родительские права, а также документы о регистрации проживания на территории Киквидзенского района. В заявлении необходимо указать:

Наименование общеобразовательного учреждения, в которое подается заявление;


  • указание на выбранный(е) предмет(ы) профильного обучения (при поступлении в профильные классы, группы);

  • изучаемый иностранный язык;

  • ФИО, дату и год рождения ребенка:

  • место жительства ребенка;

  • сведения о родителях (ФИО, контактный телефон);

  • дату написания заявления;

  • подпись лица, подавшего заявление.
Рейтинг учащихся доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей), размещается на сайте школы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационных стендах школы в день оформления протокола заседания комиссии.

Зачисление учащихся в профильный класс осуществляется на основании протокола комиссии по результатам индивидуального отбора (рейтинга учащихся) и оформляется приказом директора школы не позднее 10 календарных дней после оформления протокола.

Информация об итогах индивидуального отбора и зачислении доводится до сведения учащихся, родителей (законных представителей) и размещается на сайте школы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационных стендах школы, не позднее 3 календарных дней после зачисления.

5.8. Перевод учащихся из одного класса в другой, с одного профиля обучения на другой
осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) или
учащегося, достигшего 14-летнего возраста, при наличии свободных мест в классе и
только в интересах учащегося.

5.9. Если количество поданных заявлений превышает количество мест в профильных
классах, выпускникам 9 классов предоставляется возможность продолжения обучения в
другом классе данной школы или в других учреждениях по заявленному профилю.

5.10. Прием в 10 класс детей беженцев, вынужденных переселенцев, иностранных
граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, признанные беженцами, и прибывшие с ними члены семьи, вынужденные
переселенцы, иностранные граждане, имеющие детей и проживающие на территории
города, пользуются правом на получение среднего общего образования наравне с
гражданами Российской Федерации.

При приеме детей из вышеназванных семей в 10 класс предоставляется документ о получении основного общего образования, эквивалентный российскому документу государственного образца о получении основного общего образования, паспорт одного из родителей (законных представителей) с отметкой о записи ребенка, письменное заявление с указанием адреса фактического проживания.

5.11. Прием учащихся в 11 классы, при наличии свободных мест, при поступлении в
школу осуществляется на основании следующих документов:


  • заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося о зачислении в порядке перевода из другого ОУ в соответствующий класс;

  • оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) несовершеннолетнего учащегося;

  • личного дела учащегося с годовыми отметками, заверенного печатью общеобразовательного учреждения и с записью о выбытии из предыдущего места учебы;

  • свидетельства о рождении (паспорт) поступающего (копию и оригинал, оригинал возвращается заявителю после того, как заверена копия);

  • свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства на закрепленной территории (копия и оригинал);

  • справки, содержащей сведения о результатах текущего контроля успеваемости по всем предметам учебного плана и промежуточной аттестации учащегося, заверенной печатью (при переходе в течение учебного года);

  • аттестата об основном общем образовании.
Зачисление учащегося оформляется приказом директора школы.

Свободными считаются места в классах с наполняемостью менее 25 человек.

1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

2. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

3.1. Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

5. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской федерации и пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. Граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства. Вместе с тем, при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Территориальная доступность муниципальных общеобразовательных учреждений для граждан, проживающих на закрепленной территории, нашла свое отражение во вступившем 6 мая 2012г. в законную силу Приказе Министерства образования и науки от 15.02.2012г. №107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения».

В соответствии с новым Порядком прием детей в школу будет осуществляться по территориальному принципу, суть которого состоит в том, что за каждым муниципальным общеобразовательным учреждением (школой) органами местного самоуправления закрепляется определенная территория, так называемые «микроучастки». Прием детей в школу на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется по месту регистрации ребенка. При этом, для детей, не достигших 14 лет, или находящихся под опекой, местом жительства признается место жительства их законных представителей- родителей, усыновителей или опекунов (п.2. ст.20 Гражданского кодекса РФ). При раздельном проживании родителей место жительства закрепленных лиц устанавливается соглашением родителей, при отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом (п.3 ст.65 Семейного кодекса РФ).

Новый Порядок четко разъясняет: прием заявлений в первый класс школы для закрепленных детей начинается не позднее 10 марта и завершается не позднее 31 июля текущего года.

Для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 августа текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

При этом, школа, закончившая прием в первый класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории, вправе осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, ранее 1 августа.

При приеме на свободные места детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное представление места в школе в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ (дети-льготники: дети сотрудников полиции, дети военнослужащих по месту жительства их семей, дети граждан, уволенных с военной службы, дети из многодетных семей).

Прием закрепленных лиц в школы всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора).

Прием детей в школу осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя). В заявлении родителями (законными представителями) указываются следующие сведения:

ФИО ребенка;

дата и место рождения ребенка;

ФИО родителей (законных представителей).

Родители (законные представители) закрепленных лиц, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя, а также оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории. Копии предъявленных при приеме документов хранятся в школе на время обучения ребенка.

Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

Представляется, что в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья родителям целесообразно доводить до должностных лиц образовательных учреждений соответствующие документальные сведения о детях.

При приеме в первый класс в течение учебного года или во второй и последующий классы родители (законные представители) обучающегося дополнительно представляют личное дело обучающегося, выданное учреждением, в котором он обучался ранее.

При приеме в учреждение на ступень среднего (полного) общего образования родители (законные представители) обучающегося дополнительно представляют выданный ему документ государственного образца об основном общем образовании.

Требование предоставления других документов в качестве основания для приема в школу не допускается.

Свидетельство о регистрации по месту жительства является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, право ребенка на образование при этом не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Поэтому, если родители (законные представители) выбрали для своего ребенка школу в другом «микрорайоне» их право на образование будет «несколько отстрочено»: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1-го августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1-го августа.

В настоящее время в порядке исполнения Федерального закона №210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» началась апробация системы электронного заявления о приеме в школу с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

Необходимо обратить внимание на то, что общеобразовательное учреждение обязано принять и зарегистрировать все поступающие заявления о приеме детей, независимо от места регистрации (и/или пребывания).

Ежегодно в период с марта по апрель в школах района проводятся собрания родителей (законных представителей) будущих первоклассников, на которых родители могут получить всю необходимую информацию по правилам приема детей в школу, перечне необходимых документов и иным организационным моментам. Информацию о порядке приема детей в школу можно получить также на сайтах школ (адреса сайтов всех школ Варнавинского района представлены на официальном сайте управления образования www.metodika.su), а также на информационных стендах в образовательных учреждениях.

Для удобства родителей (законных представителей) школы вправе устанавливать графики приема документов в зависимости от адреса регистрации.

Зачисление ребенка в школу оформляется приказом директора в течение 7 дней после приема документов.

Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правом на получение образования наравне с гражданами РФ.

Закрепленным лицам отказывается в приеме в школу только по причине отсутствия в ней свободных мест. Исходя из положений законодательства РФ в области образования, санитарных правил и нормативов под отсутствием свободного места следует понимать ситуацию, при которой очередной поступающий на обучение ребенок либо становится «двадцать шестым» (норматив в городе -25 учеников в классе), либо с его зачислением будет нарушен лицензионный норматив наполняемости школы в целом. В случае отказа в предоставлении места в школе родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое образовательное учреждение следует обратиться в Управление образования администрации Варнавинского района.

Таким образом, новый Порядок приема детей в школу устанавливает механизм реализации преимущественного права граждан на обучение по месту жительства.