Алексей леонов космонавт сообщение на английском. Алексей леонов - биография, фото, открытый космос, семья космонавта. Один над звездной бездной

ЛЕОНОВ АЛЕКСЕЙ АРХИПОВИЧ

лётчик-космонавт, дважды Герой СССР,

первый в мире совершил выход в открытый космос .

Родился Алексей Леонов 30 мая 1934 года в Кемеровской области в семье шахтера. После окончания военного авиационного училища летчиков проходил службу в авиационных частях Военно-воздушных сил СССР. В марте 1960 года был зачислен в Первый отряд советских космонавтов. Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Восток», а затем типа «Восход».

Свой первый космический полет Алексей Леонов совершил в экипаже с Павлом Беляевым на космическом корабле «Восход-2». 18 марта 1965 года Алексей Леонов первым в мире совершил выход в открытый космос.


Страшно ли первым на планете шагнуть в бездну? Очень. Гагарин был первым космонавтом, но он знал, что до него летали собаки и представлял, что его ждёт в космосе. Выход Леонова в открытый космос, конечно же, подготовили десятки учёных-специалистов самых разных областей - врачи, инженеры, конструкторы, специалисты-материаловеды… Они предусмотрели всё, что можно было предусмотреть на Земле, но неприятностей избежать не удалось.


...Когда Алексей Леонов вышел в открытый космос, скафандр раздулся из-за избыточного давления (внутри 35 сотых атмосферы, снаружи — ноль). «Руки у меня выскочили из перчаток, а ноги из ботинок», — рассказывал потом Леонов. Это значит, что он казался внутри скафандра, надутого, как воздушный шарик, во «взвешенном» состоянии! И в таком положении ему надо было двигаться и работать! Алексей прикинул, что с момента, как он «закрыл скафандр» прошёл уже час, и рискнул уменьшить давление в скафандре, не спросив разрешения у специалистов и даже не доложив на Землю. Чем нарушил важное правило: космонавт на любые действия должен испрашивать разрешение у Земли. Но спрашивать было некогда: пока бы они там думали, у него закончился бы кислород, которого и так оставалось лишь на 20 минут!


Когда скафандр сдулся и снова стал нужного размера, сразу стало легче, можно было двигаться и работать с фотоаппаратом и кинокамерой, что он и делал, сообщая обо всем своему командиру и на Землю.


Но когда пришло время возвращаться в корабль (по инструкции надо было вплывать в люк ногами вперед), это ему не удалось. «У меня было продумано, что делать, если вход не получится, — говорит Леонов. — На Земле при тренировках состояние невесомости длилось самое большее 25 секунд, и сил, чтобы справиться со скафандром, хватало. Здесь же получилось, что я боролся со скафандром уже 20 минут, и силы были совсем на исходе. Сделал несколько попыток, понял, что в шлюз не войду. Надо что-то новое придумывать. Бросить кинокамеру? Но уж очень жалко — такой материал пропадет!»



Тогда он сунул кинокамеру в шлюз, развернулся головой, опять не спросив разрешения Земли («Чего спрашивать — никто лучше меня ситуацию не знал!»), ухватился руками за обрез люка и «пропихнул» себя в шлюз. Удалось это только благодаря незаурядной физической силе: «Я тогда каждой рукой 90 кг выжимал», — говорит Леонов.



В шлюзовой камере предстояло развернуться, а пространство для этого не предусмотрено. «Как я сумел там развернуться, уму непостижимо», — вспоминал Леонов. К тому же все время шла «война» с кинокамерой. «Вдруг смотрю — с правой стороны кинокамера в космос выходит! Я ее поймал и все время потом думал, как бы она опять не ушла, щупал ногой, где находится». Развернулся все-таки, дал команду на выравнивание давления и, не дождавшись окончания процесса, поднял стекло гермошлема. По инструкции открывать гермошлем в шлюзовой камере категорически запрещалось — от космоса отделяют только надувные стенки шлюза. Но: «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло. Я вытирал его перчаткой, а он все тек и тек». Давление в шлюзе наконец выровнялось, Павел Беляев открыл люк спускаемого аппарата и впустил Лешу «домой». Можно было облегченно вздохнуть и расслабиться: «Ну, все!»


Но их поджидал новый «сюрприз»: после того, как Леонов вернулся в корабль и люк закрыли, начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине. Оно подходило уже к опасной черте: малейшая искра в системе электропитания могла привести к взрыву. Конечно, сразу вспомнили погибшего на тренировке космонавта Бондаренко... Леонов несколько раз повторил: «Я же знаю, что Бондаренко загорелся, когда у него кислорода было вот столько, а у нас уже больше». Космонавты никак не могли понять, в чем дело, и Земля тоже ничего не могла им объяснить. Потом выяснилось, что из-за неплотного закрытия крышки люка происходило постоянное подтравливание воздуха из корабля, и система жизнеобеспечения, как выразился Леонов, честно отрабатывала свою программу, подавая в кабину кислород. Они ничего не могли сделать, сидели в креслах, следили за приборами и ждали взрыва. «Ждали, ждали — и уснули», — признается Леонов. Разбудил их действительно взрыв — к счастью, не тот, которого ждали: когда давление в кабине превысило определенный уровень, сработал клапан, корабль тряхнуло, крышка люка плотно села на свое место и состав атмосферы в кабине начал нормализоваться.


Беда не приходит одна — после отстрела шлюзовой камеры корабль начал вращаться со скоростью 18 оборотов в минуту! Леонов вспоминает: «Три иллюминатора, в глазах все мелькает. А если закрыть шторки — ничего не будет видно».

Включить систему ручной ориентации, чтобы успокоить корабль, не решились: уже горело табло «Спуск-1». Наконец наступил момент, когда система ориентации включилась автоматически. Они облегченно — в который уже раз! — вздохнули, но опять оказалось, что рано: устойчивой ориентации не получилось, корабль продолжал вращаться. Значит, будет ручная посадка — впервые в истории нашей космонавтики... «Мы искали место для посадки, где поменьше заселено, больше всего боялись задеть линии электропередач», — рассказывал Леонов.


При ручной ориентации корабля космонавт должен занимать фиксированное положение относительно прибора под названием «Взор». Но на Земле что-то не учли, и чтобы Беляев мог правильно управлять кораблём, Леонову пришлось лечь на пол между креслом и стенкой корабля. А Павел уселся на него и начал работать ручкой управления. Хорошо, что дело происходило в невесомости, а то Леонов бы его не выдержал!


Космонавты договорились, что будут совместно решать, как направить «бег Земли». Да уж, ошибка тут сродни ошибке сапера: если корабль сориентирован «по-посадочному», они сядут, а если наоборот, «по-самолетному», то перейдут на более высокую орбиту и так там и останутся... Но Алексею ничего не было видно, и, лежа на полу, он спрашивал: «Паша, Земля бежит так или так?» и показывал направление большим пальцем.


Когда Беляев закончил ориентацию и включил тормозной двигатель, они поспешно заняли свои места в креслах и пристегнулись.
Двигатель отработал, и они стали ждать разделения приборного отсека и спускаемого аппарата — это означало бы, что корабль сориентирован правильно и опускается на землю. Но время шло и шло, а разделения все не было. Алексей время от времени спрашивал:
— Паша, ты как сориентировал корабль, так или так?
Сначала, по словам Леонова, Беляев отвечал уверенно, потом признался:
— Я уже и сам засомневался...
Проходит еще время, разделения все нет. Алексей говорит:
— Паша, вспомни, как ты сориентировал корабль — так или так?
—А чего теперь вспоминать, скоро узнаем.
Можно представить себе весомость этих бесконечных минут, пока наконец они заметили, что пылинки в корабле начали оседать, а потом и сами почувствовали перегрузки. Парашютная система сработала нормально, и они приземлились, как и хотели, в совершенно безлюдном месте — в тайге.


Приключения космические кончились - начались приключения земные. Космонавты двое суток просидели в снегу: они приземлились в глухой тайге в Пермской области. В истории нашей космонавтики это был первый случай приземления в «незаданном» районе. Спасатели попытались пробиться к ним на машинах, но безуспешно, и тогда выбросили десант и принялись (по пояс в снегу) вырубать лес под посадочную площадку для вертолетов.


Был мороз, а теплой одежды у Леонова и Беляева не было и парашют, в который можно было бы закутаться, завис на верхушках деревьев. Космонавты сняли теплозащитные оболочки скафандров (у Леонова после работы на орбите она насквозь промокла от пота), выжали их и снова надели. Пистолеты были, они могли бы убить медведя, зажарить его и съесть, но, слава богу, медведь к ним не пришел. Топор, чтобы нарубить дров, теплые куртки (которые летчики сняли с себя) и продовольствие сбросили им с вертолета. Топор Леонов долго искал в снегу.


Известное выражение «с меня семь потов сошло» здесь слишком слабо. Не семь, а сто семь потов сто семь раз сходит с космонавта во время тренировок и в полете, и не в переносном, а в самом буквальном смысле слова. «Когда мы приземлились, у меня воды в скафандре было до колен», — рассказывал позже Алексей Леонов.

После полёта - обследования медиков и разбор нештатных ситуаций и снова - тренировки, занятия, подготовка к следующим полётам.

Потом Алексей Леонов готовился к полёту на Луну, но после внезапной смерти Генерального конструктора Сергея Павловича Королёва эту программу закрыли. Было решение, что для изучения Луны достаточно автоматических луноходов.

Но космонавту Леонову посчастливилось участвовать в другой, возможно даже более важной, чем полёт на Луну, программе. Свой второй полёт в космос Алексей Леонов выполнил в 1975 году по советско-американской программе «СОЮЗ» - «АПОЛЛОН».


К тому времени в космосе работали только советские космонавты и американские астронавты. Каждая страна сама строила в условиях строгой секретности свои космические корабли и всё оборудование для обеспечения космических полётов. Поэтому, случись на орбите авария космического корабля, «чужой» корабль мог бы только подойти поближе, чтобы снаружи описывать происходящее - пристыковаться к терпящему бедствию кораблю «чужак» бы не смог по причине несоответствия стыковочных узлов и систем сближения. Даже атмосфера внутри советских и американских кораблей была разной: наши космонавты дышали смесью кислорода и азота под повышенным давлением, а американские астронавты дышали чистым кислородом при нормальном давлении. При слишком быстром переходе из «Союза» в «Аполлон» наши космонавты могли получить кессонную болезнь, как при быстром всплытии аквалангиста! Поэтому переход из корабля в корабль был возможен только через специальную шлюзовую камеру.


Для выполнения программы стыковки советского космического корабля «Союз19» (командир Алексей Леонов) и американского «Апполона» была разработана специальная шлюзовая камера. Она имела совместимые стыковочные узлы: с одной стороны шлюзовой камеры пристыковывался «Союз» к люку своего размера, с другой, к своему люку, - «Аполлон». В этой же камере космонавты и астронавты адаптировались к чужой атмосфере и потом переплывали в гости к коллегам.



Подготовка по первой международной программе была сложнее обычной, ведь теперь надо было научиться отвечать не только за себя, но и «за того парня». Кстати, готовясь к этому полёту, Алексей Леонов выучил английский язык за один год «с нуля»! Ведь переводчика с собой в космос не возьмёшь, а в школе Леонов учил немецкий.


Сегодня на орбите работает огромный международный космический комплекс - МКС. Там и оборудование, изготовленное в разных странах, и целые модули работают слаженно и обслуживаются интернациональными экипажами. А началось космическое сотрудничество именно с программы «СОЮЗ»-«АПОЛЛОН».


У Алексея Архиповича Леонова интересная и насыщенная событиями жизнь.
Кроме подготовки к космическим полетам, Леонов был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов, командиром отряда космонавтов.


В 1981 году он защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук.

С 2000 года Алексей Архипович - Советник-Вице-президент ОАО «Альфа-Банк», сопредседатель Международной ассоциации участников космических полетов.


Леонов - талантливый художник. Его работы есть во многих музеях, экспонируются на выставках и вернисажах.



О своём выходе в открытый космос и космонавтике вообще Алексей Архипович Леонов написал книгу «Выхожу в космос», которую сам и проиллюстрировал. КОСМОС

Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации запаса, летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области РФ. В семье было девять детей. В 1936 году отца репрессировали, в 1939 году он был реабилитирован.

В марте 1960 года приказом Главкома ВВС зачислен на должность слушателя-космонавта в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС (первый набор).

С апреля 1961 года — космонавт отдела космонавтов ЦПК.

Летчик-космонавт — соавтор книг "Восприятие пространства и времени в космосе" (1968) "Психологические особенности межпланетного полета" (1975), "Солнечный ветер" (1977), "Жизнь среди звезд" (1981), "Выхожу в космос" (1984).

Алексей Леонов имеет четыре изобретения и написал более десяти научных трудов.

Является членом партии "Единая Россия".

Алексей Леонов — дважды Герой Советского Союза (1965, 1975), лауреат Государственной премии СССР (1981), премия Ленинского комсомола (1980). Награжден двумя орденами Ленина (1965, 1975), орденом Красной Звезды (1961), орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени (1975), российским орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2000), орденом Дружбы (2011), медалями.

Алексей Леонов был удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Среди наград иностранных государств — медаль "Золотая Звезда" Героя Болгарии, медаль "Золотая Звезда" Героя Труда Вьетнама, немецкий орден Карла Маркса, венгерский орден Государственного Знамени, сирийский орден "За отличие" I степени.

Он также удостоен золотой медали им. К.Э. Циолковского АН СССР, золотой медали имени Ю.А. Гагарина, медали имени С.П. Королева и др.

Почетный гражданин около 40 городов в России и других странах мира.

Его именем назван один из кратеров на Луне.

Международному аэропорту Кемерово было присвоено имя Алексея Леонова. здесь был открыт Музей космонавтики имени Алексея Леонова.

Алексей Леонов женат. Его супруга Светлана работала редактором редакционно-издательского отдела ЦПК. В семье родились две дочери — Виктория (1962-1996) и Оксана (1967).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Краткая биография Алексея Леонова, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации запаса, летчика-космонавта изложена в этой статье.

Алексей Леонов биография кратко

Леонов Алексей Архипович появился на свет в деревне Листвянка 30 мая 1934 года в многодетной семье. Его отца в 1936 году репрессировали, а через 3 года реабилитировали. Семья вынуждена была сначала переехать в Кемерово, потом в Калининград.

Юноша в 1955 году оканчивает Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге. Дальнейшее обучение также с авиацией: Леонов обучался в Чугуевском военном авиационном училище летчиков и Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. Получил квалификацию летчик-космонавт-инженер. В 1978 году окончил обучение в школе летчиков-испытателей.

В октябре 1957 года служит летчиком 113 авиационного полка 10 истребительной авиационной дивизии в Киевском военном округе. Через 2 года стал старшим летчиком, а в 1960 году, согласно приказу Главкома ВВС, Леонова зачислили в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов на должность слушателя-космонавта. В апреле 1961 года он стал космонавтом отдела Центра подготовки.

Вместе в П. Беляевым Алексей Архипович 18-19 марта 1965 года совершил космический полет. Их корабль «Восход-2» был первой машиной в мире, которая осуществила полет в открытом космосе продолжительностью в 12 минут. Кроме того Леонов проходил тщательную подготовку в полетам на спутник Земли – Луну.

В 1974 году получил должность заместителя начальника в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина и был командиром в отряде космонавтов.

Алексей Архипович 15-21 июля 1975 года совершил еще один полет на космическом корабле «Союз-19» в космос. Полет длился 5 суток 22 часа 30 минут. В период 1982-1991 годов он занимает пост первого заместителя начальника Центра подготовки им. Гагарина по космической и летной подготовке.

В отставку Леонов вышел в 1992 году, имея звание генерал-майора авиации. По 1993 год занимал пост директора в фирме «Четек» по космическим программам. С 1999 по 2000 год был президентом инвестиционного фонда «Альфа-капитал». Сегодня Леонов Алексей Архипович занимает должность советника первого заместителя «Альфа-банка».

Кроме научной деятельности Леонов был почетным членом Российской академии художеств. Его кисти принадлежит создание 200 графических и живописных полотен. Он написал несколько книг – «Психологические особенности межпланетного полета», «Восприятие пространства и времени в космосе», «Жизнь среди звезд», «Солнечный ветер», «Выхожу в космос».

Леонов является обладателям многих наград и медалей. Последнюю награду получил в мае 2014 году. Это был орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Герой Советского Союза имеет почетное гражданство в 40 городах России и других странах.

Что касается личной жизни, то Леонов женат на Светлане Леоновой, редакторе редакционно-издательского отдела ЦПК. В браке родилось 2 дочери — Виктория и Оксана.

Yuri Gagarin was a Soviet pilot and cosmonaut. He became the first person in the history to travel into outer space.

Childhood and youth

Yuri Gagarin was born in 1934. His parents had four children in total. In September 1941 he went to school, but soon the village where he lived was occupied by the German army. Only in 1943 Yuri continued his studies at school.

In 1951 Gagarin entered the Saratov Industrial Technical School and later joined local flying club. He completed his studies at the Technical School with distinction, achieved much success and performed his first flight on a Yak-18 trainer aircraft.

In 1955 Yuri Gagarin joined the Soviet Army. Later he was given the qualification of a military pilot.

In 1959 Gagarin was selected for the Soviet space program. He underwent special training which tested his physical and psychological endurance. Gagarin was chosen out of 20 candidates upon the Commission"s decision.

Journey into space

On 12 April 1961 Gagarin boarded spaceship “Vostok 1”. The main purpose of the flight was to check whether it is possible for a human being to stay in outer space on a specially equipped spacecraft.

During the flight Gagarin recorded everything, he ate and drank. He orbited the Earth once and finished his flight. It lasted 108 minutes. Because of the failure of the braking system Gagarin landed 110 km away from the destination.

Later life and career

After his flight Gagarin often went to foreign countries. Those trips took nearly all his time. In 1966 Gagarin resumed his training for the next flight into space. But that time he was chosen to be a backup pilot.

In March 1968 Gagarin died in a crash during a routine training flight.

During his life Gagarin was given several ranks and awarded several medals and orders. Many streets, institutions, crafts and aircrafts are named after Yuri Gagarin. The town of Gzhatsk was renamed Gagarin in honour of the first person to travel into space.

Юрий Гагарин – советский летчик-космонавт. Он стал первым человеком в истории, совершившим полет в открытый космос.

Детство и молодость

Юрий Гагарин родился в 1934 году. Всего у его родителей было четверо детей. В сентябре 1941 года он пошел в школу, но вскоре поселок, где он жил, оккупировали немецкие войска. Только в 1943 году Юрий продолжил обучение в школе.

В 1951 году Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, а позже вступил в местный аэроклуб. Он с отличием закончил учебу в техникуме, добился больших успехов и совершил свой первый полет на учебно-тренировочном самолете Як-18.

В 1955 году Гагарин был призван в Советскую Армию. Позже ему была присвоена квалификация военного летчика.

В 1959 году Гагарин был выбран для участия в Космической программе СССР. Он прошел специальную подготовку на проверку своей физической и психологической выносливости. По решению комиссии из 20 кандидатов был выбран Гагарин.

Полет в космос

12 апреля 1961 года Гагарин взошел на борт космического корабля «Восток 1». Главной целью полета было проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле.

Во время полета Гагарин все записывал, ел и пил. Он выполнил один оборот вокруг Земли и завершил полет. Он продлился 108 минут. Из-за сбоев в системе торможения Гагарин приземлился в 110 км от запланированного места.

Дальнейшая жизнь и карьера

После своего полета Гагарин часто ездил в зарубежные страны. Эти поездки занимали почти все его время. В 1966 году Гагарин возобновил тренировки для следующего полета в космос. Но в этот раз он был назначен дублером.

В марте 1968 Гагарин погиб, выполняя тренировочный полет.

В течение жизни Гагарину было присвоено несколько званий и вручено несколько наград и орденов. Имя Гагарина присвоено многим улицам, учреждениям, судам и самолетам. Город Гжатск впоследствии был переименован в Гагарин в честь первого человека, полетевшего в космос.

Космонавт: Леонов Алексей Архипович (30.05.1934 г.)

  • 11-й космонавт СССР (15-й в мире)
  • Длительность полета (1965 гг.): 1 сутки 2 часа 2 минуты, позывной: «Алмаз-2»
  • Длительность полета (1975 гг.): 5 суток 22 часа 31 минута, позывной: «Союз-1».

Биография космонавта Леонова берет свое начало в небольшом селе Листвянка, Кемеровской области, где советский летчик и космонавт родился 30-го мая 1934-го года. Алексей – восьмой ребенок в семье Леоновых. В 19 лет окончил среднюю школу в городе Калининград. Следующие два года Алексей Архипович проходит обучение в Военной авиационной школе города Кременчуг. В 1957-м году Леонов становится выпускником Военного авиаучилища города Чугуев, после чего отправляется на службу в роли летчика-истребителя. В 1961-м годе, помимо прохождения службы, Алексей также поступает на обучение в ВВИА им. Жуковского.

Космическая подготовка

В марте 1960-го года Алексей Архипович становится слушателем-космонавтом в ЦПК. В том же году начинается космическая подготовка (ОКП) советского летчика. В 1961-м году Алексей Леонов завершает ОКП, на отлично сдает итоговые экзамены и получает квалификацию «космонавт ВВС». Сперва, в 1963-м году Алексей Архипович проходит подготовку к полету на КК «Восток-5» в качестве резервного пилота, однако уже в 1964-м году Леонова назначают на роль 2-го пилота экипажа корабля «Восход-2». В рамках программы был запланирован выход в космос космонавта Леонова Алексея.

Во время подготовки совершил 12 полетов на самолете серии Ту-104ЛЛ и 6 полетов на Ил-14, а также проводил симуляцию выхода в открытое пространство при помощи модели корабля «Восход».

Первый полет и выход в открытый космос

18-го марта 1965-го года космический корабль «Восход-2» стартовал с 1-й площадки Байконура в 10 часов утра по МСК. После того как корабль оказался на орбите Земли, на первом витке вокруг планеты начала надуваться шлюзовая камера. Космонавты надели скафандры и Алексей Леонов готовился к выходу в космос. На втором витке космонавт проследовал в шлюзовую камеру. Павел закрыл люк в шлюзовую камеру и запустил ее разгерметизацию.

В момент открытия внешнего люка камеры космический корабль пролетал над Египтом и не имел связи с командным центом СССР. Спустя две минуты, в 11:34:51, когда воздух покинул камеру, вслед за ним совершил выход в космос и космонавт Леонов Алексей. Закрепленный с кораблем при помощи пятиметрового троса, Алексей Архипович пять раз удалялся в космос и возвращался к космическому кораблю. Во время выхода в космос у космонавта Леонова наблюдались нарушения в организме, симптомами которых стала тахикардия, вдвое учащенное неглубокое дыхание, повышенная температура (+38 °C) и повышенное потоотделение. По этим причинам возвращение на корабль потребовало от Алексея Леонова больших усилий.

За космонавтом снаружи наблюдали две телекамеры, установленные на борту корабля. Кроме того, сам Алексей Архипович вел съемку специальной камерой С-97. За напарником с борта корабля следил космонавт Беляев, который и передал сообщение на Землю о первом выходе человека в открытое пространство.

Возвращение Леонова на корабль

После 12-ти минут и 9-ти секунд свободного полета космонавт начал возвращение на борт корабля. Алексей Архипович должен был войти в шлюзовую камеру «ногами вперед», однако по причине сильно раздутого скафандра и наличия видеокамеры в руке, космонавту пришлось войти «головой вперед». Спустя 23 минуты и 41 секунду пребывания в космосе Алексей Леонов вернулся в шлюзовую камеру и закрыл за собой люк. Несмотря на установленные правила, космонавт открыл шлем скафандра еще до того, как шлюз был заполнен воздухом, чтобы протереть глаза, залитые потом.

В шлюзовой камере, диаметром всего один метр, космонавту предстояло сделать кувырок, чтобы успешно возвратиться на корабль. Вскоре, согласно протоколу, шлюзовая камера была отстрелена. Но по причине температурных деформаций была образована щель в люке, которая вела к разгерметизации. В данный момент система автоматически повысила количество подаваемого кислорода. Исход ситуации мог быть плачевным, так как повышенное количество кислорода создавало угрозу взрыва. Однако, находясь в состоянии кислородного отравления, Алексей Леонов случайно изменил подачу кислорода. Спустя семь часов космонавты устранили утечку и процент кислорода на борту корабля стал понижаться.

Посадка «Восход-2»

Согласно установленному плану посадка корабля должна была происходить автоматически после 17-го витка вокруг Земли, однако система отказала, и спустя еще один виток командир экипажа Павел Беляев решил взять управление корабля на себя, пока он окончательно не сбился с курса.

Так как кресла экипажа были развернуты на 90 градусов относительно пульта управления, Беляеву потребовалось отстегнуться от кресла. После настройки ориентации и запуска тормозной двигательной установки корабля космонавт вновь вернулся в кресло. На все вышеперечисленные действия у Павла Ивановича ушло 22 секунды, из-за чего корабль приземлился в 75-ти километрах от запланированного места посадки.

19-го марта космонавты оказались в заснеженной тайге, в двух сотнях километрах от Перми. Спустя четыре часа после посадки экипаж был обнаружен спасателями. Однако, на этом миссия космонавтов не окончилась и они провели в тайге еще два дня, чтобы расчистить место для посадки вертолета. Недалеко от места находился деревянный дом, в котором ночевали космонавты, и от которого добирались до вертолета на лыжах в последний день.

Советские космонавты опередили США на два с половиной месяца, по прохождению которых выход в открытый космос провел астронавт Эдвард Уайт.

По возвращению домой, 23-го марта Алексей Леонов был награжден медалью «Золотая Звезда» Героя СССР.

Второй полет

15-го июля 1975-го года Алексей Архипович начал свой второй полет вместе с Валерием Кубасовым на борту корабля «Союз-19» в рамках программы ЭПАС – совместного экспериментального полета «Аполлон» (США) и «Союз» (СССР). Спустя двое суток корабль «Аполлон» начал сближение с кораблем «Союз» со скоростью около 0.25 м/с. Стыковка длилась три часа и по ее окончанию произошло рукопожатие двух командиров – советского космонавта Леонова и американского Стаффорда. Было выполнено четыре перехода космонавтов между кораблями, за время нахождения в состыкованном состоянии. Еще через двое суток, 19-го июля, корабли расстыковались, и 21-го июля 1975-го года Алексей Леонов вернулся на Землю.

На следующий день Алексей Архипович, генерал-майор авиации, во второй раз был награжден званием Героя СССР, за выдающиеся заслуги перед мировой космонавтикой. В марте 1976-го года Леонов стал командиром отряда космонавтов. В 1981-м году заканчивает адъюктуру ААИА Жуковского и становится кандидатом технических наук. Уволен из отряда был 1982-го года, по причине назначения 1-м замом начальника ЦПК по космической подготовке, проработал в ЦПК до 1991-го года.

Дальнейшая жизнь

С 1991-го года человек, который первым совершил выход в космос – Алексей Леонов, работает на руководящих должностях различных компаний, в числе которых «Четек-космос», «Восток-Капитал» и «СладКо». С 1997-го года — вице-президент «Альфа-банка».

Помимо первенства в космическом пространстве, Алексей Архипович является автором четырех изобретений и 10-ти научных работ.