Брокгауз и ефрон. римские папы. папа пий. Великая кастрация папы Пия IX

Syllabus,

или Перечень, заключающий в себе главнейшие заблуждения нашего времени, указанные в консисториальных аллокуциях, энцикликах и иных апостольских посланиях святейшего господина нашего Папы Пия IX

§ 1. Пантеизм, натурализм и абсолютный рационализм

1. Не существует никакого высшего, мудрейшего и провиденциальнейшего Божественного Существа, отличного от совокупности сих вещей, и Бог является одним и тем же с природой вещей, и потому подвластен изменениям, и Бог действительно существует в человеке и в мире, а также все является Богом и имеет собственнейшую субстанцию Бога; одной и той же вещью является Бог с миром и, соответственно, дух с материей, необходимость со свободой, истина с ложью, добро со злом и справедливость с несправедливостью.

2. Должно отрицать всякое действие Бога в отношении людей и мира. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

3. Человеческий разум, совершенно независимо от Бога, является единственным судьей истины и лжи, добра и зла, он является законом для самого себя, и его естественных сил достаточно для попечения о благе людей и народов. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

4. Все религиозные истины проистекают из прирожденных способностей человеческого разума; сей разум является главным правилом, на основании которого человек может и должен достигнуть познания всех различного рода истин. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.; Энциклика "Singulari quidem", 17 марта 1856 г.; Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

5. Божественное Откровение является несовершенным и, следовательно, подлежащим постоянному и неопределенному развитию, которое соответствует развитию человеческого разума. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

6. Вера Христова находится в противодействии с человеческим разумом, и Божественное Откровение не только не приносит никакой пользы, но даже препятствует совершенству человека. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.: Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

7. Пророчества и чудеса, показанные и рассказанные в Священных Писаниях, являются поэтическими вымыслами, а тайны христианской веры - суммой философских изысканий; и в книгах обоих Заветов содержатся мифические измышления; и Сам Иисус Христос является мифической выдумкой. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокущия "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

§ 2. Умеренный рационализм

8. Так как человеческий разум приравнивается к самой религии, следовательно богословские науки рассматриваются точно так же, как философские. Аллокуция "Singulari quadam perfusi", 9 декабря 1854 г.

9. Все без исключения догматы христианской религии являются предметом естественного знания или философии; и человеческий разум, исторически только образованный, может, исходя из своих естественных сил и принципов, прийти к истинному знанию обо всех, даже наиболее сокровенных, догматах, если только сии догматы были бы предложены самому разуму как предмет. Послание "Gravissimas" Архиепископу Фрейзингскому, 11 декабря 1862 г.; Послание "Tuas libenter" ему же, 21 декабря 1863 г.

10. Так как одним является философ, а другим философия, то первый имеет право и обязанность подчиняться авторитету, который сам признал истинным; но философия и не может, и не должна подчиняться какому-либо авторитету. Послание "Gravissimas" Архиепископу Фрейзингскому, 11 декабря 1862 г.; Послание "Tuas libenter" ему же 21 декабря 1863 г.

11. Церковь не только не должна когда-либо порицать философию, но даже должна терпеть заблуждения философии и предоставлять ей самой себя исправить. Послание "Gravissimas" Архиепископу Фрейзингскому, 11 декабря 1862 г.

12. Декреты Апостольского Престола и Римских Конгрегации препятствуют свободному развитию науки.

13. Методы и принципы, которыми древние Учители схоластики разрабатывали Богословие, никак не соответствуют нуждам нашего времени и развитию науки. Послание "Tuas libenter" Архиепископу Фрейзингскому, 21 декабря 1863 г.

14. Философия рассматривается без принятия во внимание сверхъестественного Откровения. Послание "Tuas libenter" Архиепископу Фрейзингскому, 21 декабря 1863 г.

NB. Системе рационализма соответствуют по большей части заблуждения Антона Понтера, которые осуждены в Послании Кардиналу Архиепископу Кельнскому "Eximiam tuam" от 15 июня 1857 г. и в Послании Епископу Бреслау "Dolore haud mediocri" от 30 апреля 1860 г.

§ 3. Индифферентизм, латитудинаризм

15. Каждый человек свободен избирать и ту религию, которую он при помощи света разума полагает истинной. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.; Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

16. Люди в культе какой бы то ни было религии могут найти путь вечного спасения и сподобиться оного. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокуция "Ubiprimum", 17 декабря 1847 г.; Энциклика "Singulari quidem", 17 марта 1856 г.

17. По крайней мере можно надеяться на вечное спасение всех тех, кто никоим образом не пребывает в истинной Церкви Христовой. Аллокуция "Singulari quadam ", 9 декабря 1854 г.; Энциклика "Quanta conjiciamur moerore ", 17 августа 1863 г.

18. Протестантизм является ни чем иным, как другой формой той же истинной христианской религии, в которой, так же, как и в католической Церкви, можно угодить Богу. Энциклика "Nostis et Nobiscum ", 8 декабря 1849 г.

§ 4. Социализм, коммунизм, тайные общества, библейские общества, клерикально-либеральные общества

Язвы этого рода часто и сурово осуждаются в Энциклике "Qui pluribus" от 9 ноября 1846 г., в Аллокуции "Quibus quantisque" от 20 апреля 1849 г., в Энциклике "Nostis et Nobiscum" от 8 декабря 1849 г., в Аллокуции "Singulari quadam" от 9 декабря 1854 г., в Энциклике "Quanto conficiamur moerore" от 10 августа 1863 г.

§ 5. Заблуждения, касающиеся Церкви и ее прав

19. Церковь не является истинным и совершенным обществом, вполне свободным; она не пользуется своими собственными и неизменными правами, дарованными ей Божественным ее Основателем; но светской власти подлежит определять, каковыми являются права Церкви, а также границы, в которых эти права могут осуществляться. Аллокуция "Singulari quadam", 9 декабря 1854 г.; Аллокуция "Multis gravibusque", 17 декабря 1860 г.; Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

20. Церковная власть не должна осуществлять свои полномочия без разрешения и одобрения светского правительства. Аллокуция "Meminit unusquisque", 30 сентября 1861 г.

21. Церковь не имеет власти догматически определять, что вера католической Церкви является единственной истинной религией.

22. Обязанность, которой полностью связываются католические ученые и писатели, ограничивается только тем, что безошибочным судом Церкви объявляется как догмат веры для всеобщего верования. Послание Архиепископу Фрейзингскому "Tuas libenter", 21 декабря 1863 г.

23. Римские Первосвященники и Вселенские Соборы превысили пределы своей власти, узурпировали права государей, а так же заблуждались в определении вещей, относящихся к вере и нравственности. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.

24. Церковь не имеет власти применять силу и не имеет никакой мирской власти, прямой или косвенной.

25. Кроме присущей епископату власти, есть еще мирская власть, дарованная [ему] светским государством явно или молчаливо, которая когда угодна может быть отъята. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

26. Церковь не имеет прирожденного и законного права приобретения и владения. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.; Энциклика "Incredibili", 17 сентября 1863 г.

27. Церковные священнослужители и Римский Первосвященник являются полностью отстраненными от попечения и господства над всеми мирскими вещами. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

28. Епископам, без разрешения правительства, не позволено обнародовать даже сами Апостольские Послания.

29. Милости, предоставленные Римским Первосвященником, должны рассматриваться как недействительные, если не были получены через посредство правительства. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.

30. Иммунитет Церкви и церковных лиц имел происхождение от светского права.

31. Церковная судебная юрисдикция для процессов клириков по мирским делам, как гражданских, так и уголовных, является полностью отмененной, даже без совета с Апостольским Престолом и учета его возражений. Аллокуция "Acerbissimum ", 27 сентября 1852 г.; Атокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.

32. Без всякого нарушения естественного права и справедливости может быть уничтожен личный иммунитет, которым клирики освобождаются от бремени вступления на военную службу и несения ее; этого уничтожения воистину требует гражданское развитие, особенно в обществе, основанном на либеральных узаконениях. Послание "Singularis Nobisque" Епископу Монреальскому, 29 сентября 1864 г.

33. Не принадлежит единственно к присущему и прирожденному праву власти церковной юрисдикции руководство обучением богословским предметам. Послание "Tuas libenter" Архиепископу Фрейзингскому, 21 декабря 1863 г.

34. Учение, сравнивающее Римского Первосвященника с независимым государем и властителем во всемирной Церкви, является учением, преобладавшим в средние века. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

35. Ничто не препятствует тому, чтобы решением какого-либо всеобщего Собора или действием всего народа достоинство Верховного Первосвященника от Римского Епископа и из города Рима было передано другому Епископу и в другой город. Апостольское послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

36. Определение национального собора никакого иного не дотекает обсуждения, и светская администрация может сообразовываться с этими пределами. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

37. Могут быть учреждаемы национальные Церкви, изъятые из-под власти Римского Первосвященника и полностью отделенные от него. Аллокуция "Multis gravibusque", 17 декабря 1860 г.; Аллокуция "Jamdudum cernimus", 18 марта 1861 г.

38. Разделению Церкви на Восточную и Западную способствовали непомерные претензии Римских Первосвященников. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

§ 6. Заблуждения о гражданском обществе, рассматриваемом либо само по себе, либо в его отношениях с Церковью

39. Государство, как начало и источник всякого права, пользуется правом, которое не ограничено никакими пределами. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

40. Учение Католической Церкви является противостоящим благу и пользе человеческого общества. Энциклика "Qui pluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокуция "Quibus quantisque", 20 апреля 1849 г.

41. Светской власти, даже осуществляемой неверным властителем, принадлежит косвенная негативная власть в отношении сакральных вещей; ей же, соответственно, принадлежит не только право, называемое exequatur, но также право апелляции, именуемой ab abusu. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

42. В случае конфликта законов между двумя властями светское право имеет преимущество. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

43. Светская власть имеет право разрывать и объявлять недействительными торжественные соглашения (обычно называемые конкордатами), заключенные с Апостольским Престолом касательно пользования правами, относящимися к церковному иммунитету, без его согласия и несмотря на его протесты. Аллокущия "In consistoriali", 1 ноября 1850 г.; Аллокуция "Multis gravibusque ", 17 декабря 1860 г.

44. Светская власть может вмешиваться в вещи, относящиеся к религии, нравственности и духовному руководству. Поэтому она может иметь суждение о наставлениях, которые пастыри Церкви издают согласно своему долгу, как правило, для совести; и даже она может принимать решение о преподании Божественных Таинств и о расположениях, необходимых для их принятия. Аллокуция "In consistoriali", 1 ноября 1850 г.; Аллокуция "Maxima quidem ", 9 июня 1862 г.

45. Все управление общественных школ, в коих обучается молодежь какого-либо христианского Государства, исключая только некоторым образом епископские семинарии, может и должно быть предоставлено светской власти, и при этом так, что никакой иной какой-либо власти не признается право вмешиваться в дисциплину школ, в руководство занятиями, в присвоение степеней, в выбор либо утверждение преподавателей. Аллокуция "In consistoriali", 1 ноября 1850 г.; Аллокуция "Qitibus luctuosissimus ", 5 сентября 1851 г.

46. Даже в самих духовных семинариях метод, употребляемый в научных занятиях, подчиняется светской власти. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.

47. Наилучшее устройство гражданского общества требует, чтобы народные школы, которые открыты для всех детей из каждого класса населения, а также в целом учреждения, которые предназначены для преподавания наук и серьезных дисциплин, для заботы об образовании молодежи, освобождались от всякой власти Церкви, от ее сдерживающего влияния и вмешательства и полностью подчинялись воле светских и политических властей, согласно предписаниям правящих и общему мнению эпохи. Послание Архиепископу Фрейбургскому "Сит поп sine", 14 июля 1864 г.

48. Католики могут принять систему образования их молодежи, которая была бы отдалена от католической веры и власти Церкви, и которая имела бы исключительной или по крайней мере основной целью только изучение чисто естественных вещей и общественной жизни на земле. Послание Архиепископу Фреибургскому "Сит поп sine", 14 июля 1864 г.

49. Светская власть может препятствовать свободному и взаимному общению священных Предстоятелей и верующего народа с Римским Первосвященником. Аллокуция "Maxima quidem ", 9 июня 1862 г.

50. Светская власть сама по себе имеет право представлять Епископов к должности и может от них требовать, чтобы они вступали в управление епархиями до получения канонического назначения от и апостолического послания. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.

51. Светская власть имеет даже право отстранять Епископов от пастырского служения и не обязана повиноваться Римскому Первосвященнику в том, что касается учреждения епархий и поставления Епископов. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.;

52. Правительство может, по принадлежащему ему праву, изменять возраст, предписанный Церковью для принесения монашеских обетов как женщинами, так и мужчинами, и приказывать монашеским общинам не допускать никого к принесению торжественных обетов без его разрешения. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.

53. Должно упразднить законы, покровительствующие существованию монашеских общин, их правам и функциям; более того, гражданская власть может оказывать помощь всем тем, кто хотел бы покинуть монашеское сословие, к которому они присоединились, и нарушить свои торжественные обеты; также она может полностью упразднять сии самые монашеские общины, равно как коллегиатские церкви, простые бенефиции, даже объятые правом патроната, присваивать и подчинять их имущества и доходы своему управлению и распоряжению. Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.; Аллокуция "Probe memineritis ", 22 января 1855 г.; Аллокуция "Cum saepe", 26 июля 1855 г.

54. Цари и князья являются не только изъятыми из юрисдикции Церкви, но даже стоящими выше Церкви, когда речь идет о разрешении вопросов юрисдикции. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.

55. Церковь должна быть отделена от Государства, а Государство от Церкви. Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.

§ 7. Заблуждения, касающиеся естественной и христианской нравственности

56. Нравственные законы не имеют нужды в Божественной санкции и совершенно не является необходимым, чтобы человеческие законы соответствовали естественному праву или получали от Бога обязывающую власть. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

57. Наука о философии и нравственности, равно как и гражданские законы, могут и должны быть изъятыми из под власти Божественной и Церковной. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

58. Не должно признавать иных сил, кроме заключающихся в материи, и вся нравственность и честность должны состоять в накоплении и увеличении любым способом своих богатств и в обеспечении своих наслаждений. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.; Энциклика "Quanta conficiamur moerore", 10 августа 1863 г.

59. Право состоит из материальных действий; все людские обязанности суть пустые названия, и все человеческие поступки имеют силу права. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

60. Власть является ни чем иным, как совокупностью чисел и материальных сил. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

61. Несправедливость, увенчанная на деле успехом, не несет никакого посягательства на святость права. Аллокуция "Jamdudum cernimus", 18 марта 1861 г.

62. Должно провозгласить и соблюдать принцип, называемый невмешательством. Аллокуция "Novos et ante", 28 сентября 1860 г.

63. Дозволено отказывать в послушании законным государям и даже восставать против них. Энциклика "Qui pluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокуция "Quisque vestrum ", 4 октября 1847 г.; Энциклика "Nostis et Nobiscum ", 8 декабря 1849 г.; Апостольское Послание "Cum catholica Ecclesia ", 26 марта 1860 г.

64. Нарушение присяги, сколь бы святой она ни была, и всякое преступное и постыдное действие, противостоящее вечному закону, не только не должно быть порицаемым, но оно является совершенно законным и достойным самых больших похвал, когда вдохновлено любовью к Родине. Аллокуция "Quibus quantisque", 20 апреля 1849 г.

§ 8. Заблуждения, касающиеся христианского брака

65. Нельзя установить никаким доводом, что Христос возвел брак в достоинство Таинства.

66. Таинство брака является лишь дополнением брачного контракта, которое может быть от него отделено, и само Таинство состоит в одном только свадебном благословении. Апостольское Послание "Ad apostolicae ", 22 августа 1851 г.

67. Согласно естественному праву, узы брака не являются нерасторжимыми, и в различных случаях развод, в точном смысле слова, может быть санкционирован гражданской властью.

68. Церковь не имеет права вводить препятствия, разрывающие брак, но это относится к компетенции светской власти, которой существующие препятствия должны быть устраняемы. Апостольское Послание "Multiplies inter", 10 июня 1851 г.

69. Церковь начала вводить в позднейшие века препятствия, разрывающие брак, не на основании присущего ей права, но используя право, полученное от гражданской власти. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

70. Каноны Тридентского Собора, налагающие анафему на дерзающих отрицать власть Церкви вводить препятствия, разрывающие брак, не являются догматическими, либо должны рассматриваться как заимствованные означенной властью. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

71. Форма, предписанная Тридентским Собором, не является обязательной под угрозой признания брака недействительным, когда гражданский закон устанавливает иную форму следования и желает, чтобы посредством сей формы брак был действительным. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

72. Бонифаций VIII первый заявил, что обет целомудрия, произнесенный при рукоположении, делает брак недействительным. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

73. В силу чисто гражданского контракта может существовать истинный брак между христианами; и является ложным, что либо брачное соглашение между христианами всегда было бы Таинством, либо сие соглашение было бы недействительным без Таинства. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.; Послание Его Святейшества Пия IX королю Сардинии, 9 сентября 1852 г.; Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.; Аллокуция "Multis gravibusque", 17 декабря 1860 г.

74. Дела о браке и обручении, по присущей им природе, принадлежат к гражданской юрисдикции. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.; Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.

NB. Здесь могут быть помещены два других заблуждения: уничтожение церковного целибата и предпочтение, отдаваемое состоянию брака над состоянием девства. Они осуждены, первое в Энциклике "Qui pluribus" от 9 ноября 1846 г., второе в Апостольском Послании "Multiplices inter" от 10 июня 1851 г.

§ 9. Заблуждения, касающиеся светской власти Римского Первосвященника

75. Чада христианской и католической Церкви спорят между собой о совместимости земного царства с духовной властью. Апостольское Послание "Ad apostolicae ", 22 августа 1851 г.

76. Упразднение светского суверенитета, которым пользуется Апостольский Престол, будет еще больше служить свободе и благу Церкви. Апостольское Послание "Quibus quantisque ", 20 апреля 1849 г.

NB. Помимо сих недвусмысленно обозначенных заблуждений, некоторые иные заблуждения осуждены по смыслу определенно представленным и изложенным учением, каковое все католики должны твердо исповедовать касательно светской власти Римского Первосвященника. Сие учение ясно преподается в Аллокуции "Quibus quantisque" от 20 апреля 1849 г., в Аллокуции "Si semper antea" от 20 мая 1850 г., в Апостольском Послании "Cum catholica Ecclesia" от 26 марта 1860 г., в Аллокуции "Novos et ante" от 28 сентября 1860г, в Аллокуции "Jamdudum cernimus" от 18 марта 1861г, в Аллокуции "Maxima quidem" от 9 июня 1862 г.

§ 10. Заблуждения, относящиеся к современному либерализму

77. В наше время более не является полезным рассматривать католическую религию как единственную государственную религию, исключая все иные культы. Аллокуция "Nemo vestrum", 26 июля 1852 г.

78. Также является похвальным, чтобы в каких-либо католических странах закон предоставил людям, туда вселяющимся, иметь публичное отправление их собственного культа. Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.

79. Является, в самом деле, ложным то, что гражданская свобода всякого культа и равно предоставленная всем полная возможность открыто и публично проявлять всяческие мнения и мысли, сделает для народов более легким разложение нравов и душ и распространит язву индифферентизма. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.

80. Римский Первосвященник может и должен примириться и вступить в соглашение с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией. Аллокуция "Jamdudum cemimus", 18 марта 1861 г.

Папа Пий IX

Папой Пием IX был Джованни Мария Мастаи-Ферретти (1792–1878), графский сын.

Тридцать один год и почти восемь месяцев он просидел на престоле Святого Петра, что считается самым долгим в истории доказанным понтификатом, и это без каких-либо ухищрений!

В 1846 году конклав совершенно неожиданно избрал его Папой. Он был последним Папой-королем, который кроме церковного сана обладал также светской властью над Папской областью. Он пробыл им всего пару лет, а потом Рим и Папскую область захватили и было основано королевство Италия.

После его избрания Пий IX провел несколько реформ, но позже стал противником республиканства, а также движения за объединение, хотя вначале и симпатизировал ему. Когда в Папской области, как и во многих местах Европы, в 1848 году вспыхнули революции, вместе со своими кардиналами он сбежал на берег Неаполя и Сицилии. На пару месяцев в Риме была образована Республика при участии радикально-демократического революционера Джузеппе Мадзини, но уже в середине 1849 года французские и испанские войска вошли в Рим и покончили с республиканской интермедией. Пий IX вернулся в Рим. Когда в 1870 году прусско-французская группа вышла из Рима, город захватили войска новой Италии и ликвидировали Папскую область. Папа уединился во дворце Ватикан. Верховенство Папы отныне терпели только в Ватиканском комплексе вокруг собора Святого Петра, во дворцах Ватикан и Латеран и в летней резиденции - дворце Гандольфо. Только в 1929 году итальянское государство официально вернуло Папе государственный суверенитет в этих областях.

Папа Пий IX всю свою жизнь выступал против итальянского государства с монархом и парламентом и получил прозвище «узник Ватикана».

Его протест изложен в энциклике «Ubi nos» (1871), в которой он осудил свободу вероисповедания и высказался против разделения Церкви и государства. Тем самым он поставил себя против распространившейся по Европе секуляризации, т. е. конфискации государством церковного и монастырского имущества.

Важными шагами были Первый Ватиканский вселенский собор, утвердивший догматическое учение о «непогрешимости Римского первосвященника» и догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии.

Провозглашение непогрешимости Папы привело в Германии к расколу так называемых старокатоликов. Бисмарк использовал слова Папы для оправдания своей культурной борьбы против католиков, во время которой их теперь не только дискриминировали; многих католических высокопоставленных лиц арестовали или изгнали из Германии.

В феврале 1878 года, всего через несколько дней после того, как королем объединенной Италии был объявлен Витторио Эммануэле II, Пий IX умер. В 2000 году Папа Иоанн Павел II причислил Пия IX к лику блаженных.

Пий IX.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Пий IX (Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти), 1846.VI.16 -1878.II.7

Пий IX (1792-1878), римский папа с 1846. В 1846-47 провел либеральные реформы в Папской обл., что побудило часть участников Рисорджименто видеть в нем будущего объединителя Италии. В начале Революции 1848-49 согласился на некоторые либеральные меры, но вскоре бежал из Рима. Автор «Силлабуса». После ликвидации папской власти над Римом (1870) отказался признать объединенное итальянское государство.

Пий IХ - в миру - граф Джованни Мариа Мастаи-Ферретти (Mastai-Ferretti) (13.V.1792 - 7.II.1878), - римский папа с 1846 года. В 1846 году объявил весьма ограниченную политическую амнистию, создал комиссии для изучения вопросов железнодорожного строительства и административной реорганизации Папского государства. В обстановке назревавшей в Италии революционной ситуации эти весьма умеренные реформы были восприняты либеральной буржуазией, частью республиканцев и народными массами как обещание большего и ошибочно побудили их увидеть в "либеральном папе" своего вождя в борьбе за национальную независимость и единство. В 1846 году - начале 1848 года народные демонстрации под лозунгом "Да здравствует Пий IX!", развязывая политическую активность масс, стали важным фактором назревания революционного кризиса в Италии. В период революции 1848-1849 годов в Италии Пий IX в марте 1848 года согласился на введение конституции и посылку войск на итало-австрийский фронт. Однако уже 29 апреля 1848 года он публично осудил освободительную войну против Австрии (чем подал сигнал к наступлению контрреволюции во всей Италии). 24 ноября 1848 года Пий IX бежал из восставшего Рима в неаполитанскую крепость Гаэту, откуда 18 февраля 1849 года обратился к главам католических держав с призывом к интервенции против Римской республики. Вернувшись 12 апреля 1850 года в Рим после падения республики, проводил открыто реакционную политику. Энцикликой "Силлабус" (1864) объявил поход церкви против сил прогресса и демократии. Завершение объединения Италии привело к окончательной ликвидации папского государства (1870). Упорно отказываясь примириться с потерей светской власти, Пий IX объявил себя "Ватиканским узником" (1 ноября 1870 года), не покидающим пределы Ватикана, осудил закон итальянского правительства "О гарантиях прерогатив папы и святого престола и о взаимоотношениях государства и церкви" (1871). Он запретил католикам участвовать в парламентских выборах (формула "non expedit ") и по существу призвал католиков бойкотировать объединенное итальянское государство . С именем Пий IX связано провозглашение догмата о "непогрешимости папы" (1870).

К. Э. Кирова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Блаженный Пий IX, Папа Римский (Pius Nonus). Мирское имя: Джованни Мария Мастаи-Ферретти. Происхождение: Сенигалья (Италия). Годы жизни: 13 мая 1792 - 7 февраля 1878. Годы понтификата: 16 июня 1846 - 7 февраля 1878. Отец: Джироламо, граф Мастаи-Ферретти. Мать: Катериан Солацци.

Джованни Мария Мастаи-Ферретти изучал философию и богословие в Риме. В 1810 г. во время беспорядков он покинул город. Вернувшись в 1814 г., из уважения к желанию отца он попросился в Благородную Охрану папы, но не был принят из-за проблем со здоровьем: у будущего главы церкви случались эпилептические припадки. Имея склонность к духовным занятиям, Джованни поступил в римскую семинарию и стал священником. Со временем припадки эпилепсии прекратились. В 1819 г. началась его служба в курии. В 1827 г. Лев XII назначил его архиепископом Сполето. Когда в 1831 г. городу угрожали австрийцы, Мастаи-Ферретти убедил солдат вернуться домой, дав денег на обратную дорогу, и уговорил главнокомандующего не преследовать их за дезертирство. В 1832 г. Джованни получил более престижную кафедру в Имоле, а в 1840 г. стал кардиналом. Он был любим людьми за дружелюбие и милосердие, а дружба с некоторыми революционерами создала ему репутацию либерала.
На конклаве, начавшемся после смерти Григория XVI, кардиналы оказались разделены на две фракции: консерваторов, одобрявших абсолютизм, и либералов, выступавших за умеренные реформы в управлении церковью. После двух недель совещаний победу одержал либерал Мастаи-Ферретти. Весть о его избрании была встречена в народе с радостью.
Упрямство Григория XVI и его статс-секретаря Ламбрускини поставило Папское государство на грань краха. Движение "Молодая Италия" требовала больших политических свобод, и Пий IX, вроде бы, поначалу высказывался за реформы. Его первым политическим актом стала амнистия политзаключенным и изгнанникам, объявленная 16 июля 1846 г. Некоторые реакционеры осудили папу за этот шаг, полагая, что политические противники, воспользовавшись освобождением, продолжат революционную деятельность. Невзирая на это, Пий продолжил реформы и 19 апреля 1847 г. объявил о намерении учредить Консультативный совет из мирян, создал Гражданскую гвардию и Совет кабинета министров. Но чем больше уступок делал папа, тем настойчивее были требования новых преобразований. Фактически власть в Риме захватило тайное общество "Чирчоло Романо" под предводительством Чичеруаккьо. Революционеры требовали введения конституционной формы правления, полностью светского правительства и войны с ненавистной Австрией. Бунт 8 февраля 1848 г. вынудил Пия пообещать светское правительство, а 14 февраля была обещана конституция, но войны против Австрии папа как Отец всех католиков допустить не мог. Однако восстания все равно следовали одно за другим. Папа был объявлен предателем, а на премьер-министра Росси было совершено удачное покушение. Пий был вынужден запереться в Квиринале. 24 ноября он бежал в Гаэту, где к нему присоединилось большинство кардиналов. Рим оказался в руках революционеров, 9 февраля 1849 г. провозгласивших республику. Папа обратился за помощью к Франции, Австрии, Испании и Неаполю. Уже 29 июня французская армия генерала Удино захватила мятежный Рим, а 12 апреля 1850 г. Пий вернулся в свои владения. Статс-секретарем был назначен кардинал Антонелли. Последующие годы прошли под знаком непрерывной борьбы с революционерами и королем Сардинии Виктором Эммануилом, стремившимся к объединению Италии. Агенты, действовавшие во многих городах Папского государства, агитировали людей за объединение страны. Тем временем, сардинско-франузская армия нанесла поражение Австрии при Мадженте, и папский престол лишился последнего политического союзника. В 1860 г. Виктор Эммануил потребовал аннексии Умбрии и Марке. После отказа папы эти области были захвачены силой. После двух поражений папской армии при Кастельфидаро и Анконе в сентябре 1860 г. под властью Пия остался лишь Рим и его непосредственные окрестности. Наконец 20 сентября 1870 г. был захвачен и Вечный Город, ставший столицей объединенной Италии. Светская власть папы была ликвидирована. "Закон о гарантиях" от 15 мая 1871 г. обещал ему личную независимость, ежегодное содержание в размере 3 миллионов лир и право экстерриториальности папских дворцов. Этот закон не был признан ни Пием IX, ни его преемниками.
Однако потеря суверенитета Папского государства была лишь одним из многих испытаний, постигших Пия IX за время его длинного понтификата. Вряд ли была хоть одна страна, где не были ущемлены права Римской церкви. По конкордату 1841 г. с Сардинией была отменена десятина, образование стало полностью светским, церковное имущество конфисковано, ордены распущены, а выступавшие против этого епископы брошены в тюрьму или высланы из страны. Более успешные для церкви конкордаты с Вюртембергом и Баденом были аннулированы. Однако наиболее враждебным к Риму немецким государством оказалась Пруссия. С 1873 г. правительство Бисмарка начало проводить антикатолические мероприятия, объединенные понятием "Культуркампф" ("Борьба за культуру"). В частности, были приняты законы о гражданском браке и об изгнании иезуитов. Особенно больно "Культуркампф" ударил по духовенству бывших польских земель. Даже в традиционно лояльной Святому Престолу Австрии конкордат 1855 г. был встречен общественностью в штыки. В 1870 г. австрийский парламент аннулировал его, оставив в руках церкви лишь ведение собственно духовными вопросами. Также следует отметить активность папской администрации в Америке. В 1852 - 1862 гг. были подписаны конкордаты с Коста-Рикой, Гватемалой, Никарагуа, Сальвадором, Гондурасом, Гаити, Венесуэлой и Эквадором.
Если на политическом фронте Пия IX, в основном, преследовали неудачи, то в делах духовных он был более успешен. Папа боролся против ложного либерализма, который угрожал уничтожить самую сущность веры и религии. В 1864 г. была выпущена известная энциклика "Quanta Cura" и приложенный к ней "Syllabus errorum", в которых осуждались пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, масонство и различные виды религиозного либерализма. Пий IX особо почитал Пресвятую Деву Марию. 8 декабря 1854 г. в присутствии двухсот епископов он провозгласил догмат о Непорочном Зачатии. Однако главным деянием Пия в духовной сфере, безусловно, является созыв Первого Ватиканского собора 8 декабря 1869 г. Основной задачей собора было определение доктрины церкви и утверждение двух конституций, "Догматической конституции католической веры" и "Первой догматической конституции Церкви Христа", определявших принцип примата папы и догмат о его непогрешимости. Накануне голосования шестьдесят епископов, несогласных с догматом, покинули Рим. Из-за Франко-Прусской войны собор пришлось прервать, а начавшаяся вскоре революция помешала возобновлению работы. Официально собор был закрыт лишь в 1960 г. во время подготовки ко Второму Ватиканскому собору.
Пий IX умер 7 февраля 1878 г. Его понтификат был самым длинным в истории. В 2000 г. Пий был объявлен блаженным, однако его нерешительная политика и преследования евреев вызвали у многих сомнения в целесообразности причисления его к лику святых.

Годы жизни: 13 мая 1792 - 7 февраля 1878
Понтификат: 16 июня 1846 - 7 февраля 1878

В молодости изучал философию и богословие в Риме. Во время беспорядков покинул город. Вернувшись из уважения к желанию отца Джованни попросился в Благородную Охрану папы, но не был принят из-за проблем со здоровьем: у будущего главы церкви случались эпилептические припадки.

Имея склонность к духовным занятиям, Джованни поступил в римскую семинарию и стал священником. Со временем припадки эпилепсии прекратились. После окончания обучения начал служить в курии. Был замечен Папой Львом XII, который назначил его архиепископом Сполето. Когда в 1831 г. городу угрожали австрийцы, Мастаи-Ферретти убедил солдат вернуться домой, дав денег на обратную дорогу, и уговорил главнокомандующего не преследовать их за дезертирство.

Первая месса Мастаи-Ферретти


Добившись определенных успехов, Джованни получил более престижную кафедру в Имоле, и, наконец, стал кардиналом. Он был любим людьми за дружелюбие и милосердие, а дружба с некоторыми революционерами создала ему репутацию либерала.

Тяжкое начало понтификата: конец Папского Государства

На конклаве, начавшемся после смерти Григория XVI, кардиналы оказались разделены на две фракции: консерваторов, одобрявших абсолютизм, и либералов, выступавших за умеренные реформы в управлении церковью. После двух недель совещаний победу одержал либерал Мастаи-Ферретти. Весть о его избрании была встречена в народе с радостью.

Герб Пия IX


Упрямство Григория XVI и его статс-секретаря Ламбрускини поставило Папское государство на грань краха. Движение "Молодая Италия" требовала больших политических свобод, и Пий IX, вроде бы, поначалу высказывался за реформы: объявил о намерении учредить Консультативный совет из мирян, создал Гражданскую гвардию и Совет кабинета министров.

Но чем больше уступок делал Папа, тем настойчивее были требования новых преобразований. Фактически власть в Риме захватило тайное общество "Чирчоло Романо" под предводительством Чичеруаккьо. Революционеры требовали введения конституционной формы правления, полностью светского правительства и войны с ненавистной Австрией.

Поднявшийся бунт вынудил Пия пообещать светское правительство, затем была обещана конституция, но войны против Австрии папа как Отец всех католиков допустить не мог.

Пий IX вскоре после избрания


Однако восстания все равно следовали одно за другим. Папа был объявлен предателем, а на премьер-министра Папского государства было совершено удачное покушение. Пий был вынужден запереться в Квиринале. Он бежал в Гаэту, где к нему присоединилось большинство кардиналов. Рим оказался в руках революционеров, объявивших о низложении Папы и провозгласивших республику.

Пий IX обратился за помощью к Франции, Австрии, Испании и Неаполю. и французская армия захватила мятежный Рим. Папа вернулся в свои владения.

Последующие годы прошли под знаком непрерывной борьбы с революционерами и королем Сардинии Виктором Эммануилом, стремившимся к объединению Италии. Агенты, действовавшие во многих городах Папского государства, агитировали людей за объединение страны. Тем временем, сардинско-франузская армия нанесла поражение Австрии при Мадженте, и папский престол лишился последнего политического союзника.

Солдаты папской армии


Постепенно под властью Пия IX остался лишь Рим и его непосредственные окрестности. Наконец был захвачен и Вечный Город, ставший столицей объединенной Италии. Светская власть папы была ликвидирована. "Закон о гарантиях" обещал ему личную независимость, ежегодное содержание в размере 3 миллионов лир и право экстерриториальности папских дворцов. Этот закон не был признан ни Пием IX, ни его преемниками.

«Узник Ватикана» лишается последнего влияния в Европпе

Однако потеря суверенитета Папского государства была лишь одним из многих испытаний, постигших Пия IX за время его длинного понтификата. Вряд ли была хоть одна страна, где не были ущемлены права Римской церкви: была отменена десятина, образование стало полностью светским, церковное имущество конфисковано, ордены распущены, а выступавшие против этого епископы брошены в тюрьму или высланы из страны. Более успешные для церкви конкордаты с Вюртембергом и Баденом были аннулированы.

Собор Святого Петра во времена понтификата Пия IX


Однако наиболее враждебным к Риму немецким государством оказалась Пруссия. Были приняты законы о гражданском браке и об изгнании иезуитов. В Австрии в руках церкви было оставлено лишь ведение собственно духовными вопросами.

Духовные изыскания Пия IX

Если на политическом фронте Пия IX, в основном, преследовали неудачи, то в делах духовных он был более успешен. Папа боролся против ложного либерализма, который угрожал уничтожить самую сущность веры и религии.

Он активно осуждал в своих энцикликах пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, масонство и различные виды религиозного либерализма. Он включил свои соображения в «Силлабус» - «Список важнейших заблуждений нашего времени». Также эта книга осуждает требование отделения церкви от государства, отрицание светской власти пап, признание преимущества светского права над церковным и свободу выбора религии.

Гравюра, изображающая Пия IX


Пий IX особо почитал Пресвятую Деву Марию. 8 декабря 1854 г. в присутствии двухсот епископов он провозгласил догмат о Ее Непорочном Зачатии. Также он причислил к лику святых испанского инквизитора Педро Арбуэса, убитого в 1485 году, и греко-католического епископа Иосафата Кунцевича, убитого православными Витебска.

Первый Ватиканский Собор. Отныне Папа Римский - непогрешим

Основной задачей собора, начатого Пием IX, было определение доктрины церкви и утверждение двух конституций, "Догматической конституции католической веры" и "Первой догматической конституции Церкви Христа", определявших принцип примата папы и догмат о его непогрешимости. Накануне голосования шестьдесят епископов, несогласных с догматом, покинули Рим.

Открытие I Ватиканского Вселенского Собора


Из-за Франко-Прусской войны собор пришлось прервать, а начавшаяся вскоре революция помешала возобновлению работы. Официально собор был закрыт лишь в 1960 г. во время подготовки ко Второму Ватиканскому собору.

Самый долгий понтификат в истории папства

Понтификат Пия IX - самый продолжительный в истории Римско-католической церкви, после апостола Петра. Он продолжался 31 год, 7 месяцев и 22 дня. Он умер 7 февраля 1878 г. и был погребён в римской базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура. Согласно его последнему желанию, Папа Пий IX был похоронен за пределами Ватикана, в недорогом гробу, украшенном простым крестом. Националисты пытались выкрасть его тело и сбросить его в Тибр.

Смерть Пия IX и его новый саркофаг


В 2000 г. Пий был объявлен блаженным, однако его нерешительная политика и преследования евреев вызвали у многих сомнения в целесообразности причисления его к лику святых.

A под шумок выложу несколько фотографий из музейной коллекции Ватикана

Ближе к середине прошлого тысячелетия появилась мода на античные скульптуры и, что естественно, тут же появились мастера делающие копии, подражалки и подделки. Скульптуры старили, вымачивая в навозной жиже и еще чем-то. Ходят слухи, что сам великий Микеланжело был пойман на этом. Но обошлось без скандала, более того - ему дали работу.
Основным заказчиком и покупателем этих скульптур была церковь. Но эпоха Возрождения, к сожалению, долго не продержалась и обнажённая натура начала вызывать возмущение. Если женская еще как-то и принималась, что взять с грешниц? то наличие болтающегося органа у мужских атлетов стало с точки зрения моралистов не допустимым. И началась война с "крантиками"!

Правда, Пий IX тут не при чём. Перефразируя одно высказывание из "Кавказской пленницы" -- всё уже было порубано до него.

Шишки за голые причандалы и торсы начали сыпаться на Микеланжело уже при написании "Страшного суда" , а это начало шестнадцатого века. Особо отличался в его травле кардинал Каррафа. Именно он и был организатором так называемой « Кампании Фигового листка »

Микеланжело тогда удалось отстоять свою фреску и фигуры на ней остались обнажёнными. Но не таков был кардинал Каррафа, что б забыть своё поражение. Через четверть века, будучи уже печально известным папой Павлом IV , он добивается осуждения наготы в религиозном искусстве через решение Тридентского собора. И фигурам на "Страшном суде" подрисуют штанишки

Битву за это произведение искусства можно считать законченной "в ничью". Каррафа добивался её уничтожения, а ограничился только приказом о прикрытии срамных мест. Если учесть, что по приказу этого инквизиторa на папском престоле были уничтожены тысячи и тысячи людей, то изведение мужских мраморных достоинств и нацепление фиговых листиков можно считать баловством.

О великой кастрации упоминает Дэн Браун в "Коде да Винчи" и приписывает ее Блаженному Пию IX. Может так надо было по сюжету книги (я её если честно прочесть не смогла, но пробежалась по верхам), что бы писячная война прошла в девятнадцатом веке, а может это надо было вписать в провозглашённый им догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Во всяком случае, истории об этом ничего не известно