Что необходимо знать каждому о физике. Лайфхаки для тех, кто учит физику: как выучить все силы? Силы в природе и фундаментальные взаимодействия

Физика — точная и фундаментальная наука, которая изучает общие закономерности различных природных явлений, а также законы строения и движения материи. Все законы и понятия физики формируют основы предмета естествознания.

В средней школе появляется отдельный предмет — физика, главной целью которого является формирование у учащихся знания предмета, стиля мышления и научного мировоззрения. С седьмого по девятый класс школьники изучают базовый курс физики , благодаря которому формируется представление о физической картине мира, изучаются основные физические понятия, термины и законы, а также основные алгоритмы для решения задач, развиваются исследовательские и экспериментальные навыки. В конце девятого класса ученики сдают ГИА по физике . По запросу в поисковике «физика бесплатно» в Интернете можно найти различные видеоуроки, справочники, книги и статьи, которые помогут подготовиться самостоятельно.

Экспериментальная и теоретическая физика

Очень трудно определить грань, где заканчивается теоретическая часть курса по физике и начинается экспериментальная, так как они очень тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Целью экспериментальной физики является проведение различных экспериментов для проверки гипотез, законов, а также установление новых фактов. Теоретическая физика ориентирована на объяснение различных природных явлений исходя из физических законов.

Структура предмета физика

Структурно предмет физики поделить достаточно сложно, так как она тесно связана с другими дисциплинами. Однако в основе всех ее разделов лежат фундаментальные теории, законы и принципы, которые описывают суть физических процессов и явлений.

Основные разделы физики:

  • механика — наука о движении и вызывающих движение силах;
  • молекулярная физика — раздел изучающий физические свойства тел с точки зрения их молекулярного строения;
  • колебания и волны — раздел физики, в котором рассматриваются периодические изменения движения частиц;
  • теплофизика — группа дисциплин по теоретическим основам энергетики;
  • электродинамика — раздел, изучающий свойства электромагнитного поля, электрические и магнитные явления, электрический ток;
  • электростатика — раздел физики, в котором рассматривается электростатическое поле, а также электрические заряды;
  • магнетизм — наука о магнитных полях;
  • оптика изучает свойства и природу света;
  • атомная физика — раздел физики о свойствах атомов и молекул;
  • квантовая физика — раздел физики, который изучает квантово-механические и квантово-полевые системы, законы их движения.

Как подготовиться к ГИА по физике?

Нужно повторять и изучать материал в соответствии с требованиями к ГИА по физике. В этом помогут различные справочники, пособия и сборники тестовых заданий. Полезными будут по физике бесплатные занятия с разбором демовариантов ГИА, которые представлены на сайте сайт.

Следует интересоваться дополнительными материалами и принять участие в пробном тестировании. Во время выполнения тестовых заданий происходит знакомство с особенностями вопросов. Замечено, что ученики, которые проходили тестовые занятия в итоге набирали более высокие баллы. Необходимо составить план самостоятельных занятий с указанием тем, которые планируется выучить для ГИА по физике . Можно начать с наиболее трудных и непонятных. Также не нужно стараться выучить сразу весь учебник или пересмотреть все видеоуроки. Важно структурировать изучаемый материал, составлять планы и таблицы, которые помогут лучшему запоминанию и повторению. Не помешает чередовать занятия и отдых, а также быть уверенным в своих силах и не думать о неудачах.

5.2.

5.3.

6.

Физику можно назвать основной наукой об изучении природы. Все закономерности её существования изучает данная отрасль знаний. При всей её сложности, найти способ как легко выучить физику, не составляет труда.

Главное — грамотно подойти к учебному процессу.

Зачем учить физику?

После того, как только начинаешь изучать физику, не всегда понимаешь, зачем она может сгодиться. Дело не только в том, что приобретённые знания могут понадобиться с профессиональной точки зрения.

Физика как наука, даёт многое:

. формирование абсолютной наблюдательности;

. умение видеть связь, её сохранение в явлениях. (Если зарядить пушку, и поджечь фитиль — она выстрелит);

. правильно направленное мышление, порой нестандартное;

. изучение физики помогает познать окружающий мир в полной мере и узнать, что кроется за самыми обыденными вещами;

. хорошие познания станут основой для хорошей карьеры за рубежом.

При изучении дисциплины она может восприниматься как очень трудная и запутанная. Если же изучать науку как систему, постоянно практиковаться и найти хорошего преподавателя, она станет простой, даже интересной.

Какие бывают разделы физики?

«Физика» в переводе с древнегреческого означает «природа». Данная наука старается охватить в своих теоретических выкладках и практических выводах все формы и способы существования материи и поля. Основы физики изучаются в двух различных разделах: микро- и макрофизике.

Микрофизика основным предметом изучения имеет те объекты, которые невозможно увидеть невооруженным глазом (молекулы, атомы, электроны, другие элементарные частицы).

Макрофизика изучает как объекты привычных для нас размеров (к примеру, движение мяча), так и большей массы (планеты).

В состав макроскопической физики входит механика — изучает движение тел и взаимодействие между ними, скорость, передвижение, расстояние (бывает классической, релятивистской, квантовой).


Микроскопическая включает в себя разделы квантовой, ядерной, физики элементов, их свойства.

Школьный курс физики формируется в таком же порядке. Это объясняется тем, что гораздо легче ученики воспринимают то, с чем знакомы с детства. Поэтому изучение абстрактных физических категорий микрофизики даётся труднее, чем классическая механика.

Почему физика трудно даётся к изучению?

Первое ознакомление с физическими законами происходит в школе, начиная с 6-го или 7-го классов. Вначале происходит плавный переход от природоведения к более конкретным примерам из жизни. Изучаются скорость, путь, масса тела.

Изучение физики с нуля не всегда может быть эффективным. Причин этому может быть несколько:

. отсутствие необходимого оборудования для наглядной демонстрации физических законов. Даже самые простые из них трудно объяснить, оперируя лишь отвлечёнными понятиями «контур», «кинетическая энергия», «потенциальная энергия», «атом», «ток», «сохранение энергии», «газовая постоянная», «волна». Лишь абстрактное изложение в учебнике темы не заменит физического эксперимента;

. учителя не всегда заинтересовывают детей узнать, что изучает физика. Учебный процесс сводится к запоминанию определений, заучивании законов и сухой теории;

. сложные темы подаются сугубо в рамках учебной программы, только то количество часов, которое ею было отведено. Интересные примеры и парадоксы остаются в стороне.


Именно «оторванность» учебного процесса и поверхностность изучения дисциплины от реальных примеров приводит к затруднению изучения физики в школе и сохранению знаний.

Популярные ошибки при подготовке к ЗНО по физике

Готовясь к ЗНО многие допускают те ошибки, которые можно окрестить типичными:

. практические задания и задачи решаются наугад, при этом все необходимые для решения задания формулы по физике не были выучены;

. новые формулы и законы изучаются наизусть, при этом не повторяются самые необходимые, базовые;

. мгновенное решение кажется всегда правильным из-за простоты;

. готовясь к ЗНО по физике, можно забыть о том, что основной язык физики — это математика. Необходимо повторить абсолютные и относительные величины, основные теоремы (квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов);

. более трудные темы (квантовая физика, теория относительности, термодинамика) остаются в стороне;

. перед тем, как решить задачу по физике, не допускается даже мысли, что она может быть комбинированной: чтобы найти ответ, необходимо сочетать несколько разделов науки, вспомнить единицы измерений величин;

. занятия по подготовке проводятся нерегулярно, и часто назначаются лишь за несколько месяцев до ЗНО.

Чтобы избежать таких ошибок, дополнительно необходимо решать задания более высокого уровня, они помогут сформировать свойства быстрого и правильного решения.

Так как учить физику эффективно?

Изучать физику может понадобиться во многих случаях: поступление в специализированный вуз, сдача экзамена, написание контрольной работы, или просто для себя. С чего начать изучение физики — это является главным вопросом, и ответ на него: оформить для себя план учёбы. Это эффективно во всех перечисленных случаях.

В этот план входит не только график занятий, но принцип их усвоения:

. при рассмотрении новой темы необходимо выписать все определения, величины, формулы, единицы измерения;

. разбирая физический закон и его математическое выражение, выяснить, какие величины в нём взаимосвязаны;

. тренируясь в решении новых заданий, для повторения решить несколько из прошлых тем. Пробовать придумывать задачи самостоятельно;

. не работать на скорость — всё делать постепенно. Объем материала необходимо дозировать;

. решать задачи, не прибегать к промежуточным числам. Конечная формула должна содержать лишь величины, которые даны в условии.

Как понять физику и её формулы?

Изначально физика была неотделима от природы. Первые наблюдения велись благодаря тем предметам и явлениям, которые ежедневно окружали человека. Основные законы физики формировались на основании опыта, который постепенно накапливался, двигаясь от контура к центру. Лишь со временем опыт оформлялся вначале в разрозненные законы, а затем — в теорию.


Понятная физика составляла основу для более сложных гипотетических построений, которые привели к современному пониманию мира.

Чтобы понять физику как науку и формулы, которые описывают взаимосвязи явлений, необходимо просто выйти на улицу или взглянуть в окно. Все теоретические выкладки, услышанные на лекции, находятся на каждом мгновенном шагу.

Падение камня — это превращение потенциальной энергии в кинетическую, преодоление расстояния к земле. Натяжение оконной занавески — результат перемещение воздушных масс под действием разного давления в разных точках. Газовый выхлоп автомобиля — действие давления. А вот если вставить пальцы в розетку — это электрический ток.

Этот предмет является не просто напечатанным параграфом в учебнике, или абстрактной задачей. Все же полученные знания необходимо проецировать на окружающий мир, и узнавать пропорционально имеющимся.

Как решать задачи по физике?

Решение задач по физике предполагает собой определённый алгоритм:

. внимательно прочитать условие задания, выяснить, какие разделы физики в нём задействованы;

. грамотно составить условие, привести все единицы измерения величин в систему СИ: километры — в метры, граммы — в килограммы;

. иметь под рукой список известных формул. Выбрать из них те, которые могут пригодиться;

. пользоваться таблицами констант (скорость света, плотности веществ, постоянная газа, длинна волны, объем 1 моля идеального газа);

. вспомнить законы, описывающие взаимодействия предложенных величин (они могут быть как из начальных разделов, так из квантовой физики);

. используя формулы, скомбинировать их для нахождения конечного числа ответа;

. произвести расчёты и вывести единицу измерения требуемой величины.


Если возникают трудности, действенным способом будет представить условие в реальной жизни. Обычная жизненная логика подскажет, какой ответ окажется абсолютным и правильным, а какие варианты стоит отбросить.

Как запомнить формулы по физике?

На экзаменах и контрольных работах списком необходимых формул не разрешается пользоваться. Поэтому полезным будет использовать мнемонические правила для запоминания соотношений и законов — вот как быстро выучить физику.

Формулы запоминаются, если связать в звуковую ассоциацию или звукоряд:

Закон Архимеда для жидкости: F = pgV : РоЖа — Во!

Закон Ампера F = Bilsina : Ампер с силой бил синус альфа.

Потенциальная энергия: E = mgh : МыЖе — Шшш!

Движение заряженной частицы в однородном электрическом поле: p = qBR , импульс частицы ( p ) — импульс кобры ( q , B , R ).

Уравнение идеального газа: pV = (m / M ) RT . Поворот от Мадрида на Москву: pV - пово-, RT - рот, m / M - от Мадрида на Москву ( R - константа, универсальный коэффициент).

Первый закон Ньютона: не пнёшь — не полетит;

Второй закон Ньютона (для ускорения): как пнёшь — так и полетит;

Третий закон Ньютона: как пнёшь — так и получишь.

Физические законы намного легче запоминаются в форме стишков:

Закон Ома для участка цепи:

Кто не знает закон Ома?

С ним, конечно, все знакомы.

Быстро схему повтори.

U равняется RI .

Определение понятия «рычаг» :

Если любое твёрдое тело вокруг неподвижной опоры вращается,

То знай — оно рычагом называется.


К подготовке к ЗНО по физике необходимо подойти со всей серьезностью:

1. Разработать план обучения, и чётко следовать ему.

2. Заниматься регулярно, около трёх раз в неделю по полтора-два часа, без напряжения.

3. Найти список тем, рекомендуемых для подготовки к ЗНО.

4. Все формулы и законы, единицы измерения (напр., 1 километр = 1000 метров) выписывать в отдельную тетрадь.

5. Решать задачи на каждую из тем и различных уровней сложности, а также задания на сочетание различных разделов науки (к примеру, энергии и движения, теплоты и электрического поля, термодинамики, теории относительности).

6. За несколько месяцев до ЗНО проходить примеры предыдущих лет, решая их за один присест.

7. Если возникнут вопросы — обратиться за помощью или консультацией к профессиональному преподавателю.

Хорошими теоретическими и практическими пособиями по физике являются:

. Яворский Б. М., Детлаф А. А. Физика для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М. Дрофа. 2003.

. Савченко Н. Е. Задачи по физике с анализом их решения. М.: Просвещение, 2000.

Коршак Е. В. , О.І. Ляшенко О. І. Фізика. К.: Перун, 2011.

Самая распространенная жалоба школьника на трудность предмета звучит так: “Зачем мне эта дурацкая …. (тут можно поставить что угодно – физику, математику, историю, биологию), если я не собираюсь заниматься ей после школы?!”

Действительно, а нужно ли бедному ребеночку зубрить формулы и разбираться с законами Ньютона и Фарадея? Может, ну ее, эту пакость, займемся лучше чем-то интересным? Удивительно, но многие взрослые и сами не понимают, зачем учили физику в школе и искренне не видят связи между этой занимательной наукой и повседневной жизнью. Давайте же найдем эту связь!

Представьте себе свой обычный день. Вот вы встали с кровати, потянулись и посмотрели в зеркало. И законы физики заработали прямо с началом вашего дня!

Движение, отражение в зеркале, гравитация, которая заставляет вас идти по земле, а воду течь в раковину, а не вам в лицо, сила, которая требуется для того, чтобы поднять сумку или открыть дверь – все это физика .

Обратите внимание на лифт, легко и быстро поднимающий вас на нужный этаж, автомобиль или другой транспорт, компьютеры, планшеты и телефоны. Без физики все это никуда бы не поехало, не включилось и не заработало.

Развитие физики можно приравнять к прогрессу.

Сначала люди поняли законы оптики и изобрели простые очки , чтобы те, кто плохо видит, могли лучше ориентироваться, читать и писать. А затем на свете появились микроскопы , с помощью которых ученые сделали невероятные открытия в таких областях, как биология и медицина. И телескопы , в которые астрономы увидели планеты, звезды и целые галактики и смогли сделать выводы об устройстве Вселенной. Каждое открытие в физике помогает человечеству сделать новый шаг вперед.

Хорошо, скажете вы. Но ведь для всего перечисленного, для всех этих открытий и разработок существуют физики. То есть люди, сознательно выбравшие именно эту науку своей основной профессией. Причем же здесь остальные, да еще и гуманитарии? Им-то на что эти знания, если можно просто прочитать инструкцию к своему телефону и этого будет достаточно для его использования?


Мы уже писали, что , но кроме этого, приведем несколько примеров из повседневной жизни, когда базовое знание физики может пригодиться каждому. Причем, разберем только один раздел физики, практически полностью созданный Исааком Ньютоном, - механику.

Движение, скорость, ускорение.

Итак, все во Вселенной постоянно двигается, включая нашу планету и землю, по которой мы ходим. А ходим мы почти ежедневно в разные места. Значит, мы постоянно рассчитываем, насколько быстро доберемся до театра, работы, друзей, чтобы не опоздать. Задачи на скорость мы решаем в средней школе в рамках курса математики, но на самом деле это базовая физика.


Теперь представьте, что вы выбираете машину. У вас есть желание получить резвый автомобиль, но вам нужно возить семью, поэтому размер тоже имеет значение. То есть резвый и большой. И как же понять, какой подойдет? На что вы обратите внимание? На ускорение , конечно! Есть такой параметр – постоянное ускорение, то есть разгон от 0 до 100 км за количество секунд. Так вот чем меньше время от 0 до 100, тем бодрее будет ваша машина на старте и виражах. И это подскажет вам физика!

Когда вы начинаете (и продолжаете) водить машину, кое-что из базового курса физики вам очень пригодится. Например, вы сами поймете, что резко тормозить на трассе при скорости 120 км/ч только потому, что вам внезапно захотелось полюбоваться красивым видом, пожалуй, не стоит.


Даже если за вами не едет на такой же скорости еще несколько автомобилей, водители которых могут не успеть среагировать. Просто при торможении ускорение отрицательное, поэтому всех, кто сидит в машине, резко бросает вперед. Поверьте, впивающиеся в тело ремни и растянутые шейные мышцы – это неприятно. Просто имейте в виду такое понятие из физики, как ускорение.

Сила тяготения, импульс и другие полезности.

Физика расскажет о законе тяготения . То есть мы уже и так знаем, что если бросить предмет, то он упадет на землю. Что это значит? Земля притягивает нас и все предметы. Мало того, планета Земля притягивает даже такой тяжелый космический предмет, как Луна. Заметим, что Луна не улетает по своей траектории и каждый вечер показывается людям. Также не зависают в воздухе любые штуки, которые мы в сердцах бросили на пол. На брошенные предметы действует еще и ускорение, потому что у Земли огромная сила притяжения. А также сила трения.


Поэтому, зная об этих законах, можно понять, что происходит, если человек прыгает с парашютом. Связана ли площадь парашюта связана с замедлением скорости падения? Может, стоит просить парашют побольше? Как действует импульс на коленки парашютиста, и почему нельзя приземляться на прямые ноги?

А как выбрать горные лыжи? Вы отлично катаетесь или только начинаете? Подумайте о трении, уточните именно эти параметры своих новых лыж. Если вы новичок, не знающий физики, то очень вероятна ошибка в выборе. Успеете ли вы остановиться?


Окей, вы не собираетесь прыгать с парашютом и ничего не хотите знать про горные лыжи.

Вернемся к повседневности. Вот перед вами гайка и гаечный ключ. За какую часть ключа нужно взяться, чтобы приложить к гайке максимальную силу? Те, кто изучал физику, возьмутся за ключ как можно дальше от гайки. Чтобы открыть тяжеленную дверь в старое здание, нужно давить на нее с самого краю, подальше от петель. Нужно ли рассказывать про рычаг и точку опоры, которой так не хватало Галилею?


Наверное, этих примеров пока достаточно для иллюстрации ежедневного присутствия физики в нашей жизни. И это была только механика! А ведь есть еще оптика, которую мы упоминали в начале статьи, и электричество с магнитными полями. И это мы скромно молчим про теорию относительности.

Поверьте, физика на базовом уровне необходима каждому, чтобы не выглядеть глупо и смешно в самых обычных ситуациях.

Начинаем серию статей о проблемах и устаревших концепциях в школьной программе и предлагаем порассуждать о том, зачем школьникам нужна физика, и почему сегодня её преподают не так, как хотелось бы.

Для чего современный школьник изучает физику? Или для того, чтобы ему не надоедали родители и учителя, или же затем, чтобы успешно сдать ЕГЭ по выбору, набрать нужное количество баллов и поступить в хороший вуз. Есть ещё вариант, что школьник физику любит, но эта любовь обычно существует как-то отдельно от школьной программы.

В любом из этих случаев преподавание ведётся по одинаковой схеме. Оно подстраивается под систему собственного контроля - знания должны преподноситься в такой форме, чтобы их можно было легко проверить. Для этого и существует система ГИА и ЕГЭ, а подготовка к этим экзаменам в результате и становится главной целью обучения.

Как устроено ЕГЭ по физике в его сегодняшнем варианте? Задания экзамена составляются по специальному кодификатору , куда входят формулы, которые, по идее, должен знать каждый ученик. Это около сотни формул по всем разделам школьной программы - от кинематики до физики атомного ядра.

Большая часть заданий - где-то 80% - направлена именно на применение этих формул. Причем другие способы решения использовать нельзя: подставил формулу, которой нет в списке - недополучил какое-то количество баллов, даже если ответ сошелся. И только оставшиеся 20% - это задачи на понимание.

В результате главная цель преподавательской работы сводится к тому, чтобы ученики знали этот набор формул и могли его применять. А вся физика сводится к несложной комбинаторике: прочитай условия задачи, пойми, какая формула тебе нужна, подставь нужные показатели и просто получи результат.

В элитарных и специализированных физико-математических школах обучение, конечно, устроено иначе. Там, как и при подготовке к всевозможным олимпиадам, присутствует какой-то элемент творчества, а комбинаторика формул становится намного сложнее. Но нас здесь интересует именно базовая программа по физике и её недостатки.

Стандартные задачи и абстрактные теоретические построения, которые должен знать обычный школьник, очень быстро выветриваются из головы. В результате физику после окончания школы уже никто не знает - кроме того меньшинства, которому это почему-то интересно или нужно по специальности.

Получается, что наука, главной целью которой было познание природы и реального физического мира, в школе становится донельзя абстрактной и удаленной от повседневного человеческого опыта. Физику, как и другие предметы, учат зубрёжкой, а когда в старших классах объём знаний, который необходимо усвоить, резко возрастает, всё зазубрить становится просто невозможно.

Наглядно о «формульном» подходе к обучению.

Но это было бы и необязательно, если бы целью обучения было не применение формул, а понимание предмета. Понимать - это, в конечном счёте, намного легче, чем зубрить.

Формировать картину мира

Посмотрим, к примеру, как работают книжки Якова Перельмана «Занимательная физика», «Занимательная математика», которыми зачитывались многие поколения школьников и после-школьников. Почти каждый параграф перельмановской «Физики» учит ставить вопросы, которые каждый ребенок может себе задать, отталкиваясь от элементарной логики и житейского опыта.

Задачки, которые нам здесь предлагают решить - не количественные, а качественные: нужно не подсчитать какой-то абстрактный показатель вроде коэффициента полезного действия, а поразмышлять, почему вечный двигатель невозможен в реальности, можно ли выстрелить из пушки до луны; нужно провести опыт и оценить, каким будет эффект от какого-либо физического взаимодействия.

Пример из «Занимательной физики» 1932 года: задача о крыловских лебеде, раке и щуке, решённая по правилам механики. Равнодействующая (OD) должна увлекать воз в воду.

Одним словом, заучивать формулы здесь не обязательно - главное понимать, каким физическим законам подчиняются предметы окружающей действительности. Проблема только в том, что знания такого рода куда сложнее поддаются объективной проверке, чем наличие в голове школьника точно определённого набора формул и уравнений.

Поэтому физика для обычного ученика оборачивается тупой зубрежкой, а в лучшем случае - некой абстрактной игрой ума. Формировать у человека целостную картину мира - совсем не та задача, которую де факто выполняет современная система образования. В этом отношении, кстати, она не слишком отличается от советской, которую многие склонны переоценивать (потому что раньше мы, мол, атомные бомбы разрабатывали и в космос летали, а сейчас только нефть умеем продавать).

По знанию физики ученики после окончания школы сейчас, как и тогда, делятся примерно на две категории: те, кто знает её очень хорошо, и те, кто не знает совсем. Со второй категорией ситуация особенно ухудшилась, когда время преподавания физики в 7-11 классе сократилось с 5 до 2 часов в неделю.

Большинству школьников физические формулы и теории действительно не нужны (что они прекрасно понимают), а главное - неинтересны в том абстрактном и сухом виде, в котором они преподносятся сейчас. В итоге массовое образование не выполняет никакой функции - только отнимает время и силы. У школьников - не меньше, чем у учителей.

Attention: неправильный подход к преподаванию точных наук может иметь разрушительные последствия

Если бы задачей школьной программы было формирование картины мира, ситуация была бы совершенно иной.

Конечно, должны быть и специализированные классы, где учат решать сложные задачи и глубоко знакомят с теорией, которая уже не пересекается с повседневным опытом. Но обычному, «массовому» школьнику было бы интереснее и полезнее знать, по каким законам работает физический мир, в котором он живет.

Дело, конечно, не сводится к тому, чтобы школьники вместо учебников читали Перельмана. Нужно изменить сам подход к преподаванию. Многие разделы (например, квантовую механику) можно было бы изъять из школьной программы, другие - сократить или пересмотреть, если бы не вездесущие организационные трудности, принципиальный консерватизм предмета и образовательной системы в целом.

Но позволим себе немного помечтать. После этих изменений, может быть, повысилась бы и общая социальная адекватность: люди бы меньше верили всяческим торсионным аферистам, спекулирующим на «защите биополя» и «нормализации ауры» с помощью нехитрых приспособлений и кусков неведомых минералов.

Все эти последствия порочной системы образования мы уже наблюдали в 90-е, когда самые удачливые мошенники даже пользовались немалыми суммами из госбюджета, - наблюдаем и сейчас, хотя и в меньших масштабах.

Знаменитый Григорий Грабовой не только уверял, что может воскрешать людей, но и отводил астероиды от Земли силой мысли и «экстрасенсорно диагностровал» правительственные самолёты. Ему покровительствовал не кто-нибудь, а генерал Георгий Рогозин, заместитель начальника Службы безопасности при президенте РФ.

Как готовиться к ЕГЭ по физике? Да и нужна ли старательному ученику какая-то специальная подготовка ?

«В школе по физике пятерка. Ходим на курсы. Что еще надо? Ведь физика - не литература, где надо прочитать 100 книг, прежде чем написать сочинение. Здесь всё просто: подставишь числа в формулу - получишь свои баллы».

Так обычно рассуждают недальновидные родители и ученики. «Для порядка» посещают подготовительные курсы при вузе. За месяц до экзамена обращаются к репетитору: «Поднатаскайте нас перед ЕГЭ и покажите, как решать типовые задачи». И вдруг гром среди ясного неба – низкие баллы на ЕГЭ по физике. Почему? Кто виноват? Может быть, репетитор?

Оказывается, что школьная пятерка по физике ничего не стоила! Получить ее несложно – прочитай параграф в учебнике, подними руку на уроке, сделай доклад по теме «Жизнь Ломоносова», - и готово. В школе не учат решать задачи по физике , а ЕГЭ по этому предмету почти полностью состоит из задач.

Оказывается, что в школе практически нет физического эксперимента. Ученик представляет себе конденсатор или рамку с током так, как ему фантазия подскажет. Очевидно, каждому фантазия подсказывает что-то своё.

Оказывается, во многих школах Москвы вообще нет физики. Часто ученики сообщают: «А у нас физику ведет историк. А у нас физичка год болела, а потом эмигрировала».

Физика оказалась где-то на задворках школьного образования! Она давно превратилась во второстепенный предмет, что-то вроде ОБЖ или природоведения.
В школе с физикой – настоящая катастрофа .

Последствия этой катастрофы наше общество ощущает уже сейчас. Острая нехватка специалистов – инженеров, строителей, конструкторов. Техногенные аварии. Неспособность персонала управляться даже с тем оборудованием, которое построено в советское время. И в то же время – переизбыток людей с дипломами экономиста, юриста или «менеджера по маркетингу».

На инженерные специальности многие идут лишь потому, что там низкий конкурс. «В МГИМО не получится, в армию не хотим, значит, пойдем в МАИ, придется готовиться к ЕГЭ по физике». Вот и готовятся со скрипом, прогуливая занятия и удивляясь: почему это задачки не решаются?

К вам это не относится, правда?

Физика - это настоящая наука. Красивая. Парадоксальная. И очень интересная. «Натаскаться» здесь невозможно – надо изучать саму физику как науку.

Нет никаких «типовых» задач ЕГЭ. Нет волшебных «формул», в которые надо что-то подставить. Физика – это понимание на уровне идей. Это стройная система сложных идей о том, как устроен мир .

Если вы решили готовиться к ЕГЭ по физике и поступать в технический вуз – настраивайтесь на серьезную работу.

Вот несколько практических советов:

Совет 1.
Начинайте готовиться к ЕГЭ по физике заблаговременно. Два года, то есть 10 и 11 класс – оптимальный срок подготовки. За один учебный год еще можно успеть что-то сделать. А начнете за два месяца до экзамена – рассчитывайте максимум на 50 баллов.

Сразу предостерегаем от самостоятельной подготовки. Решать задачи по физике – это мастерство. Более того – это искусство, научиться которому можно только под руководством мастера – опытного репетитора.

Совет 2.
Физика невозможна без математики. Если у вас есть пробелы в математической подготовке – ликвидируйте их немедленно. Вы не знаете, есть ли у вас эти пробелы? Легко проверить. Если вы не можете разложить вектор по составляющим, выразить неизвестную величину из формулы или решить уравнение – значит, займитесь математикой .

Ведь решение многих задач ЕГЭ по физике заканчивается получением численного ответа. Вам нужен непрограммируемый калькулятор с синусами и логарифмами. Офисный калькулятор с четырьмя действиями или калькулятор в мобильном телефоне – не годится.
Купите непрограммируемый калькулятор в самом начале подготовки, чтобы освоить его на уровне автоматизма. Каждую задачу, которую решаете, доводите до конца, то есть до правильного численного ответа.

По каким книгам лучше всего готовиться к ЕГЭ по физике?

1. Задачник Рымкевича.

Он содержит много простых задач, на которых хорошо набивать руку. После «Рымкевича» формулы запоминаются сами собой, и задачи части А решаются без труда.

2. Еще несколько полезных книг:
Бендриков Г. А., Буховцев Б. Б., Керженцев В. В., Мякишев Г. Я. Задачи по физике для поступающих в ВУЗы.
Баканина Л. П., Белонучкин В. Е., Козел С. М. Сборник задач по физике: Для 10–11 классов с углубленным изучением физики.
Парфентьева Н. А. Сборник задач по физике. 10–11 класс.

Самое главное. Чтобы успешно готовиться к ЕГЭ по физике, надо четко осознавать, для чего вам это нужно. Ведь не только для того, чтобы сдать ЕГЭ, поступить и откосить от армии?
Возможный ответ может быть таким. Готовиться к ЕГЭ по физике надо для того, чтобы стать в будущем высококлассным, востребованным специалистом. Более того – знание физики поможет вам стать по-настоящему образованным человеком.