Что помогает нам лучше понимать другого презентация. Как понять человека? Понимание между людьми. Список использованной литературы

Приветствую вас, мои дорогие! Находится среди людей и не общаться с ними невозможно. Можно ли сделать это общение комфортным, приятным и полезным? Можно. Но как этого добиться? Сегодня я хочу рассказать вам, как научиться понимать людей, психология человека, язык тела, как не заплутать в чужом подсознании и с чего стоит начать.

В чужой монастырь без своего устава

Первое и главное правило - не навязывайте другим людям свое мнение. Не стоит пытаться переубедить других, объяснить их неправоту, настоять на своей правде. Запомните одну простую вещь - у каждого человека своя правда. Давайте разберем на примере.

Маша очень не любит дождь, потому что он портит ее прическу, на которую она тратит огромное количество времени. А Петя ждет каждый раз дождя, как манны небесной, потому что он занимается садоводством.

И когда Маша встречается с Петей и у них заходит разговор о погоде, то они обязательно ссорятся из-за разного отношения к дождю. Петя пытается убедить Машу, что дождь - это прекрасно, а Маша наоборот.

Все наши «хочу, могу, желаю» отличаются от чужих. Если вы поймете, что каждый человек смотрит на вещи под своим особенным углом, тогда вы поймете всю бессмысленность споров, станете лучше понимать людей, начнете прислушиваться к ним.

Именно наш взгляд на вещи и мешает лучше понимать окружающих. Каждый человек обладает своим опытом, набором знаний и ситуаций. Если вы научитесь это откидывать, попробуете смотреть на историю глазами собеседника, тогда и понимания между вами будет гораздо больше.

Предлагаю вашему вниманию книгу Эрика Берна «Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди ». В ней вы найдете примеры различных историй и ситуаций, которые помогут вам понять, почему знакомые и окружающие поступают именно так, а не иначе.

Пантомима

Можно ли научиться понимать людей по их жестам? Запросто. Это требует определенных усилий с вашей стороны, но нет ничего невозможного. Бывает у вас такое, что вы чувствуете о чем думает ваш друг без лишних слов? Или по глазам понимаете, что хочет сказать любимый человек?

Зачастую наше тело сообщает окружающим гораздо больше информации, нежели наша речь. Когда вы смотрите на выступающего, по каким признакам вы понимаете, что он волнуется, нервничает? Или неосознанное чувство, что собеседник вам врет. Откуда оно берется?

Для начала предлагаю вам ознакомиться со статьей « ». В ней вы найдете основные позы, научитесь отличать нервозность от стеснительности, и станете лучше разбираться в искренней доброжелательности человека.

Следите за собой и своими жестами. Иногда самоанализ отлично помогает в понимании других людей. Замечайте в каких ситуациях вы принимаете закрытые позы. Попробуйте отзеркаливание. Собеседник испытывает большую симпатию к человеку, который сидит в той же позе, что и он. Только это должно быть ненавязчивым и незаметным.

Когда вы научитесь немного разбираться в жестах и мимике, тогда вам пригодится книга Алана и Барбары Пиз «Новый язык телодвижений ». В ней вы найдете огромное количество примеров, объяснений и пояснений.

Помните, что не всегда можно правильно понять человека только по одному жесту. Старайтесь смотреть на ситуацию в целом, ищите дополнительные мелочи, которые помогут подобрать все пазлы образа человека.

Лабиринт

Иногда бывает сложно разобраться в собственных мыслях, что уж говорить про других людей. Очень часто я слышу фразу: я не понимаю своего любимого человека; хочется общаться легко и непринужденно, но все упирается в непонимание.
Для того чтобы общение было приятным и комфортным,

  1. старайтесь не учить других жизни,
  2. не давайте лишних советов, особенно когда об этом не просят,
  3. не настаивайте на своей правоте (перечитайте первую часть статьи),
  4. не задавайте лишних и неуместных вопросов,
  5. не ставьте человека в неудобное положение.

Все сводится к тому, что вам необходимо быть приветливым и доброжелательным. Более подробно я рассуждаю на эту тему в статье « ». Согласитесь, всегда приятно общаться с человеком, который улыбается, приветлив и доброжелателен.

В статье « » я рассказываю о нескольких приемах, которые помогают добиться своего от любого человека. Эти приемы отлично показывают как люди реагируют в той или иной ситуации. Это сильно вам поможет в понимании человеческой психологии.

Какие навыки помогают в общении с людьми? Умеете ли вы сходу определять, что вам врут?

Учитесь видеть в людях прекрасное. Всего вам доброго!

Исследователь Робин Данбар связывал активность неокортекса, основной части коры больших полушарий мозга, с уровнем социальной активности.

Он рассматривал размер социальных групп у разных животных и количество партнеров, занимающихся грумингом (важная часть ухаживаний у животных, например, перебирание шерсти у приматов).

Оказалось, что размер неокортекса напрямую связан с размером социальной группы и количеством особей, которые ухаживают друг за другом (постоянно общаются в человеческом эквиваленте).

Когда Данбар начал исследовать людей, он выяснил, что социальные группы насчитывают около 150 человек. То есть, у человека есть примерно 150 людей, которых он может попросить о помощи или предоставить что-то им.

Более близкая группа составляет 12 человек, но 150 социальных связей — это более значительная цифра. Это максимальное количество людей, с которыми мы поддерживаем социальные связи. Если у вас появляются знакомые свыше этого числа, какие-то из прошлых связей уходят, и вы прекращаете общение с ними.

Если выразить это по-другому, получается следующая картина:

Это количество людей, с которыми вы не откажетесь выпить в баре, если случайно встретите их там.

Писатель Рик Лакс пытался оспорить теорию Данбара, и в своем произведении писал о попытке сделать это:

Пытаясь оспорить теорию Данбара, я на самом деле подтвердил её. Даже если вы решите опровергнуть число Данбара и попытаетесь расширить свой круг знакомств, вы сможете поддерживать взаимодействие с большим количеством людей, но это большое количество как раз и есть 200 человек или даже меньше.

Этот эксперимент позволил Лаксу обратить внимание на более близкие связи:

После моего эксперимента я проникся уважением к:

1. Британской антропологии

2. Моим настоящим друзьям.

Я понял, что их не так много, но теперь я отношусь к ним гораздо лучше и больше их ценю.

Число Данбара особенно пригодится маркетологам и людям, работающим в сфере социальных медиа и брендинга. Если вы знаете, что каждый человек может взаимодействовать только со 150 друзьями и знакомыми, будет проще реагировать на отказ.

Вместо того чтобы злиться и расстраиваться из-за ситуации, когда люди не хотят общаться с вами и поддерживать ваш бренд, подумайте о том, что у них всего-то 150 контактов, и если они выбирают вас, отказываются от кого-то из своих знакомых. С другой стороны, если они идут на контакт, вы будете больше ценить то, что они выбрали именно вас.

А как же социальные сети, где у многих более тысячи друзей? С другой стороны, со сколькими из них вы хоть как-то поддерживаете общение? Наверняка число таких людей приближено к 150. И как только у вас появляются новые контакты, старые забываются и просто «висят» у вас в друзьях.

Многие периодически «чистят» свой список и удаляют тех, с кем не будут общаться, оставляя только близких людей, и это не совсем правильно. Дело в том, что важны не только сильные связи, то есть, ваше ближайшее окружение. В книге Мортена Хансена «Сотрудничество» описывается, насколько важны для человека слабые связи (в частности, связи, которые заводятся через социальные сети, например, друзья друзей, подписчики). Хансен пишет, что такие связи — это ключ к новым возможностям.

Исследование показало, что для развития человека важно не столько количество связей, сколько их разнообразие: люди, придерживающиеся разных точек зрения, с различным опытом и знаниями. И такой разнообразный контингент вполне можно найти в социальной сети.

Слабые связи полезны потому, что они выводят нас в незнакомые области, тогда как сильные связи существуют в уже изученных сферах.

Бритва Хэнлона

Никогда не приписывайте злому умыслу то, что можно объяснить глупостью.

В бритве Хэнлона вместо слова «глупость» можно поставить «невежество», то есть, недостаток информации перед принятием решения или каким-либо действием. И вот как работает эта бритва: когда вам кажется, что кто-то относится к вам со злым умыслом или делает что-то «назло», сначала копните глубже и узнайте, не связано ли это с невежеством.

Например, если вы получили e-mail от сотрудника, в котором он резко высказывается против вашей идеи, возможно, он просто не понял её сути, и его негодование не было направлено против вас, а только против идеи, которая казалось ему глупой или опасной.

Кроме того, часто бывает так, что люди стараются помочь человеку своими методами, а он воспринимает это, как злобные происки и вред. Люди по природе не злобные существа, так что каждый мнимый вред может оказаться желанием помочь, просто нелепым и невежественным.

Факторы мотивации Герцберга

Последняя теория может помочь в общении на работе с сотрудниками и коллегами, а может даже с друзьями и супругами. Эта теория была выдвинута в 1959 году Фредериком Герцбергом и её суть заключается в том, что удовлетворенность и неудовлетворенность от работы измеряются по-разному, и не являются двумя концами одной прямой.

В теории предполагается, что неудовлетворенность от работы зависит от «гигиенических факторов», таких как условия труда, размер заработной платы, отношение с начальством и коллегами. Если их нет, неудовлетворенность есть.

Но удовлетворенность работой возникает не от наличия вышеперечисленных факторов, а от следующей группы причин, «мотивации»: удовольствие от процесса работы, признание и возможности для роста.
Из этого можно вывести следующее: если вы работаете на высокооплачиваемой работе с комфортными условиями труда, всё равно можете чувствовать себя паршиво, если, например, у вас нет никакой ответственности, и вы никогда не чувствуете успех.

И наоборот - то, что вы получаете признание и понимаете, что создаете что-то ценное и стоящее, не возместит того факта, что за это вам платят копейки, а условия труда хуже не придумаешь.

Эта теория особенно пригодится тем, кто отвечает за персонал в компании. Теперь вам будет понятно, почему люди, несмотря на хорошие условия, всё равно увольняются с работы.

Для тех, кто сам недоволен работой, эта теория поможет выяснить, от чего возникает неудовлетворенность, и как с ней бороться. И ещё: если ваши друзья, родные или знакомые будут жаловаться на работу, вы никогда не скажете им: «Но тебе там так хорошо платят! Ты с жиру бесишься, оставайся». А это может быть очень важно для их будущего.

Или склада характера, особенностей работы, образа жизни.

В том случае, если для вас важно понимать другого, что в равной степени означает понимание себя, развивать и совершенствовать свое умение "видеть людей насквозь", вам будет интересно узнать о секретах "понимающих" людей.

Люди, которые хорошо понимают других, хорошо понимают в первую очередь себя, доверяют своему чутью и имеют много общего.

Вот некоторые черты характера, особенности поведения, приемы общения экспертов в этой области, знание которых будет полезно. И в силах любого человека развивать эти качества в себе.

Но сначала небольшой самоанализ, который дополнит картину наших сильных и слабых сторон в понимании других людей и себя , конечно. Как можно более искренне мысленно ответьте на следующие десять вопросов:

1. Как вы относитесь к своему прошлому?
2. Внимательно ли вы слушаете то, о чем вам говорят?
3. Уделяете ли вы внимание деталям или стараетесь сформировать общее представление о ком-то или о чем-то?
4. Как вы выражаете свои чувства, открыто или сдержанно?
5. Как вы ведете себя в незнакомой ситуации?
6. Опасаетесь ли вы трудностей и как вы с ними справляетесь?
7. Знаете ли вы, что может сделать вас счастливым в повседневной жизни?
8. Какая у вас память?
9. Насколько часто вы принимаете верные решения на работе?
10. Как вы принимаете решения - доверяете советам или прислушиваетесь к себе?

Какие ответы говорят о вашей проницательности , умении понимать себя и других:

1. Люди понимают других в том случае, когда воспринимают свое прошлое как необходимый опыт. Они, как правило, используют разные пути и приемы для достижения своей цели. Причем смотрят на неудачу, как изобретатель лампочки Эдисон: "Я нашел тысячу способов как нельзя сделать лампочку". А не ошибся тысячу раз, пусть даже всякий раз по другому. В идеале все, что требуется - это не повторять ошибок. Люди способные понять другого, прекрасно помнят, что чувствовали, когда у них возникали серьезные проблемы. Они очень остро реагируют на неприятности, поэтому делают все для того, чтобы они никогда не повторились.
2. Они уделяют самое пристальное внимание всему, что люди говорят, как говорят и как при этом выглядят. Благодаря этому им гораздо легче точно запомнить все, что говорят другие.
3. Они постоянно следят за реакцией человека - его движениями, жестикуляцией и выражением лица - и поэтому знают, как действуют на других и как другие действуют на них.
4. Они не боятся открыто выразить все свои эмоции - от гнева и страха до любви, поскольку всегда знают, что чувствуют в любой конкретной ситуации.
5. Они настолько восприимчивы ко всему, что происходит вокруг, что легко избегают угрозы стать жертвой в потенциально опасных для их здоровья и жизни ситуациях.
6. Они уверены в себе. Они знают, что не только выживут, но и победят, потому что умеют окружать себя надежными людьми.
7. Уделяя большое внимание даже незначительным деталям, они одновременно видят картину в целом и способны наслаждаться мелкими радостями жизни .
8. У них хорошая память, которую они развивают, внимательно следя за тем, что происходит вокруг, и изучая людей, с которыми им приходится иметь дело.
9. В своем бизнесе они чаще принимают удачные решения, чем неудачные. Если они идут на риск, то тщательно взвешивают все "за" и "против", поскольку им известно множество нюансов и возможных подходов к решению стоящих перед ними задач.
10. Они доверяют своей интуиции и своему личному опыту и не поддаются чужому влиянию. Благодаря своему широкому кругозору они редко выбирают себе в друзья и товарищи людей, способных доставить им одни огорчения и неприятности.

Поступая таким образом, вы обнаружите, что стали неизмеримо лучше понимать, что другие действительно имели в виду и что они на самом деле собой представляют. И чем активнее вы будете применять свои знания на практике, тем скорее научитесь отличать порядочных людей от тех, кто способен доставить больше неприятностей и проблем.

Прежде чем завязать те или иные деловые или личные отношения, стоит остановиться, сделать паузу - на минуту, две, присмотреться к выражению лица и жестикуляции другого человека, прислушаться к тому, что и как он говорит, и самое важное понять, какое он на нас производит впечатление. Например, вы осознаете, что не должны иметь с человеком никаких дел, потому что он вам совершенно противопоказан, но все равно на это идете. В этом случае вам нужно просто помнить, что отношения с подобными людьми не только доставят вам переживания, но и подорвут здоровье. Как только поймете, что из-за кого-то ваша жизнь буквально может оказаться в опасности, вам станет гораздо легче сказать такому человеку "нет", ибо здоровье и благополучие, конечно, превыше всего. Взяв себе за правило останавливаться, осматриваться и прислушиваться всякий раз, когда встречаете нового человека, вы разовьете у себя потрясающую проницательность в отношении других людей. И когда вам нужно будет принять принципиальное решение, касающееся какого-либо человека, вы сделаете правильный и точный выбор.

Чтобы "видеть человека насквозь ", необходимо правильно и своевременно декодировать всю информацию, которую он доносит всем своим поведением, а не только смыслом сказанных им слов. Расшифровку поведения другого человека легко сделать опираясь на четыре источника информации:

Расшифровывая речевой код.

Голос человека дает только часть ключей к его внутреннему миру; не меньшее значение имеет и то, какие он использует слова и что на самом деле имеет в виду. Что в действительности подразумевают люди под тем, что говорят? Насколько они искренни? Не отпускают ли они сомнительные комплименты, не являются ли их любезности, по сути, замаскированными колкостями? Не распускают ли они о вас сплетни? Нет ли у них привычки постоянно говорить только о себе? Каков их словарный запас и соблюдают ли они правила грамматики? О чем на самом деле они говорят, если прислушаться к тому, что находится "между строк"?

Голос может многое сказать о вашем состоянии. Особенно наглядно это проявляется, когда вы говорите по телефону. В мгновение вы определяете настроение человека на другом конце провода. Голосовой код задается тоном голоса. Многие элементы этого кода вам знакомы, но, возможно, вы не уделяли им должного внимания. К ним относятся диапазон голоса говорящего (голос высокий или низкий), его отличительные особенности (человек бормочет, разговаривает все тише и тише, голос жалобный, резкий, серьезный, сиплый, хриплый, мелодичный, низкий, звучный, тусклый, безжизненный, восторженный, возбужденный, агрессивный, слащавый или монотонный), а также громкость голоса и темп речи, которые в первую очередь зависят от техники речи того или иного человека.

Присматриваясь к коду языка тела.

Код языка тела - это своеобразная калька с человека, которая показывает, как он ходит, сидит и стоит. Как человек держит голову, имеет при анализе кода языка тела не меньшее значение, чем то, какие движения он делает руками и ногами. Понаблюдайте, например, какое пространство человек занимает, когда сидит, или на каком расстоянии от вас он обычно старается держаться.

Лицо каждого человека что-нибудь да выражает, и именно по лицу мы понимаем, что у него на душе. В коде выражения лица проявляется, как меняется у кого-нибудь лицо, когда он слушает других или говорит сам. При этом выражение глаз имеет не меньшее значение, чем мимика рта. Как человек вас слушает: с открытым ртом или со стиснутыми зубами? Может быть, он при этом хмурится, озирается, отводит взгляд? Внимательно присмотревшись к выражению лица собеседника, можно совершенно по-новому оценить, что на самом деле он сказал. Каждая деталь выражения лица человека способна рассказать о нем массу интересного.

Как ведет себя человек, способный понять других и понимающий себя, применимо к вышеперечисленным четырем кодам, т. е. такой с кем хочется иметь дело, завязать дружбу, близкое знакомство, сделать частью своей жизни, и у которого, ко всему прочему, есть чему поучиться. Сразу оговорю, что это описание усредненное, не означает, что его нужно копировать и отказываться от своих индивидуальных особенностей. Самое правильное сохранить свою личность, но то, что вам понравится и подходит, вы можете забрать в свою копилку полезных привычек.

Речевой код. Понимающие, или как еще их называют надежные, люди охотно вступают в беседу и разговаривают вежливо и доброжелательно. Они, как правило, думают перед тем, как что-то сказать, держат свое слово и знают, о чем говорят и что делают. Они не скупятся на комплименты и произносят их от души. Понимающие люди не склонны говорить о плохом и в любой ситуации находят хорошую сторону. При всем при этом они искренни и честны, везде, где только возможно.

Надежные люди несут ответственность за свои поступки и говорят и действуют соответствующим образом. Они принимают людей такими, какие они есть, и никого не стремятся их осуждать. Понимающие люди охотно делятся с другими информацией и всегда заботятся о том, чтобы разговор был полезен для всех его участников. Их манера общения говорит о скромности, простоте и отсутствии самомнения. Они обладают хорошим чувством юмора, но не высмеивают других и не пытаются сказать то, что может унизить другого человека. Они говорят по сути разговора, прямо и понятно, стараясь избегать двусмысленностей. Они прекрасные слушатели, помогающие собеседнику проявить себя с лучшей стороны. Понимающие люди ценят общение и искренне выказывают людям свое расположение.

Голосовой код. Манера речи понимающих людей позволяет им выразить самые разные чувства. Когда они что-нибудь обсуждают, то их тон выражает соответствующие случаю эмоции. Если они расстроены, довольны, напуганы или обеспокоены, это сразу отражается в их голосе. Тембр и громкость их голоса меняются в зависимости от обсуждаемой темы. Надежные люди ясно и понятно выговаривают слова, голос выразительный. В нем слышатся жизнерадостность и оптимизм, а в манере речи чувствуется сила, заставляющая собеседников внимательно слушать.

Код языка тела. Надежные люди двигаются свободно и держатся так, что люди видят их готовность к общению и не ощущают неловкости. Разговаривая, они часто склоняются к собеседнику и не боятся к нему прикоснуться. Любят кивать, чтобы подбодрить человека и показать ему свою заинтересованность. Надежные люди всегда принимают удобную позу, но сохраняют при этом хорошую осанку, высоко держат голову, расправляют плечи и не горбятся. Движениями рук они умеют проявить свой интерес или подчеркнуть ту или иную мысль. Жестикулируя, показывают собеседнику свои ладони и держат пальцы прямыми, демонстрируя, что им нечего скрывать. Сидя, понимающие люди свободно расставляют ноги или кладут их одна на другую, что также указывает на их открытость. Ступни плотно прижимаются к земле и смотрят в сторону собеседника.

Код выражения лица. Разговаривая, понимающие люди с удовольствием смотрят человеку прямо в глаза и не глядят по сторонам. Их собеседник чувствует, что для них в целом мире нет никого важнее его. Обычно у надежных людей спокойное и открытое выражение лица, указывающее на их готовность к общению. У них живая мимика, на лице заметна легкая улыбка, и его нижняя часть остается расслабленной, когда они говорят и слушают. Если они улыбаются, то только искренне, потому что при улыбке у них приподнимаются кончики губ, а вокруг глаз появляются морщинки, и они заражают окружающих своим весельем. Выражение лица соответствует тому, что они собираются выразить словами. Если они расстроены, то вы сразу почувствуете это не только по их тону, но и по выражению лица. Когда надежным людям кто-то нравится, их зрачки расширяются и они начинают все время улыбаться.

(По материалам книги Лиллиан Гласс "Я читаю ваши мысли" )

5 Rating 5.00 (1 Vote)

ФОТО Getty Images

«Не представляю, почему он так поступил»... «Мне непонятны твои чувства!» Многие из нас, даже если не произносили этих слов вслух, чувствовали нечто подобное. Иногда нам очень не хватает умения читать мысли и чувства других людей. Некоторым повезло - и они одарены эмпатией чуть ли не с рождения. А как быть остальным? Неужели они обречены оставаться в неведении? Вовсе нет.

Способность к пониманию других людей можно развивать. В этом помогут два простых и увлекательных упражнения. Оба они представляют собой вариации базовой техники, которая в психодраме называется «Дублированием». Когда есть желание или необходимость лучше понять состояние человека, вы на некоторое время входите в роль собеседника, пытаетесь думать его головой, чувствовать его телом, проговаривать его состояние.

Способ 1. С незнакомцами

Вы можете, например, в общественном транспорте выбрать для тренировки кого-нибудь из пассажиров. Теперь мысленно представьте, что вы - это он. Станьте им. О чем вы думаете, когда вы - это он? Что чувствуете? Какие эмоции переживаете? Следите за тем, чтобы говорить от первого лица (не «он радуется», а «я радуюсь»), как бы ставя себя на его место.

Не факт, что вы угадаете параметры состояния пассажира. И даже если угадаете, проверить это не всегда возможно. Но задача здесь в другом - привыкнуть входить в роль другого человека, примеривать его состояние на себя. Так же тренироваться можно в парке или в кафе. По окончании упражнения не забудьте «прийти в себя», то есть напомнить себе, кто вы.

Способ 2. С друзьями

Поиграйте с другом в «Угадайку».

1. Предложите другу поучаствовать в эксперименте.

2. Поставьте стул рядом с его стулом так, чтобы вы смотрели в одну сторону. Лавка или диван тоже подойдут.

3. Попросите друга посидеть некоторое время в тишине (15–20 секунд достаточно).

4. Представьте, что вы - это он. Можно воспроизвести его позу, постараться синхронизировать ритм вашего дыхания.

5. Теперь как бы из его роли проговаривайте состояние от первого лица. Например: «Я спокоен, и мне нравится эта игра» или «Я испытываю легкое раздражение, так как ты пристал с этой игрой, а я не допил кофе».

6. Задача человека, которого дублируют, повторять только ту часть сообщения, которая была угадана. Нельзя говорить «нет», «неправильно». Если ни одно слово «дублера» не подходит, то его собеседник просто описывает свое состояние своими словами.

Диалог может выглядеть следующим образом:

Дублер (Д): Я немного устал, столько работы накопилось.

Испытуемый (И): Я устал, так как не выспался сегодня.

Д: Если бы я больше высыпался, то чувствовал себя бодрее.

И: Я чувствовал бы себя бодрее, если бы этот выматывающий ремонт закончился.

Д: Не люблю, когда что-то недоделано, это создает постоянное напряжение.

И: Не люблю, когда что-то недоделано, это создает постоянное напряжение

Упражнение длится в среднем 2-3 минуты. При желании вы можете поменяться ролями.

Как использовать

В чистом виде техника не используется в общении. Но если регулярно ее практиковать, вы сможете гораздо лучше, чем раньше, приблизиться к пониманию чувств и мыслей других людей. Это поможет вам легче выстраивать хорошие отношения и разрешать возникающие конфликты.

Антон Воробьев - клинический психолог, бизнес-тренер, специалист по психодраме. 10 и 11 июня проводит масстер-классы «Работа в радость или игра в работу» и «Гитарный огонек» на Московской психодраматической конференции. Подробности см. на сайте http://pd-conf.ru/.

ФОТО Getty Images

Чтение не только развивает нас, тренирует воображение, обогащает нашу речь, улучшает способность к сопереживанию и помогает лучше понимать и чувствовать друг друга.

Канадский психолог и писатель Кит Отли (Keith Oatley) вместе с коллегами изучил данные экспериментов, в которых исследовалась польза художественной литературы для человеческого мозга и психики 1 . Он называет художественную литературу способом симуляции социального мира, своеобразной «матрицей», в которую нас переносит воображение. Находясь в этом вымышленном мире, мы получаем уроки, которые помогают нам лучше понимать других людей и в реальной жизни.

Под руководством Кита Отли были проведены эксперименты, в ходе которых участники проходили известный тест на распознавание эмоций по глазам. В этом тесте мужчинам и женщинам показывали по очереди 36 фотографий, на которых были видны только глаза людей, и просили определить, какие переживания и эмоции отражает их взгляд. Участники, регулярно читающие художественную литературу, показывали значительно лучшие результаты в этом тесте. При этом чтение технической и прочей нехудожественной литературы не давало такого эффекта.

После прочтения книги «Шафрановые сны» (роман о жизни мусульманки из Пакистана в Нью-Йорке) участники (белые американцы) меняли свое негативное отношение к эмигрантам

Чтение также стимулирует и развивает наш мозг. В еще одном эксперименте участников, находившихся внутри магнитно-резонансного томографа (МРТ) просили представить себе сцену, описанную в нескольких простых предложениях. Томограф показал, что в мозге испытуемых во время эксперимента повысилась активность гиппокампа – области, связанной с обучением и памятью. Аналогичные процессы происходят в нашем мозге во время чтения художественной литературы.

Кроме того, хорошая литература помогает бороться с предрассудками и может научить нас понимать людей других рас и культур и сопереживать им. Например, после прочтения книги «Шафрановые сны» (роман о жизни мусульманки из Пакистана в Нью-Йорке) участники (белые американцы) меняли свое негативное отношение к эмигрантам.

«Главное в человеке – его социальная жизнь. В отличие от животных, наши отношения с друзьями, любимыми, детьми не определяются инстинктами, – говорит Кит Отли. – Художественные произведения обогащают наш социальный опыт и помогают нам лучше понять других. Книги – не просто способ передачи информации, чтение помогает расширить кругозор, узнать жизнь других стран, других культур, исторических периодов. Что такое художественное произведение, будь это книга, фильм, пьеса или телесериал? Это фрагмент чужого сознания, который словно передается из одного разума в другой. Фантазия, сочинение различных историй присутствует почти во всех человеческих культурах. Некоторые пренебрежительно считают, что эти истории служат только для развлечения, на самом деле они играют очень важную роль».