Что такое стратегия развития образования. Об основных направлениях стратегии развития российского образования. Вопросы и задания

Вопрос развития образования – ключевой вопрос существования современной России. Успех развития образования будет во многом определяться тем, насколько точно мы сумеем сформулировать стратегию его развития и найти правильные средства и оптимальные способы ее реализации. Своим опытом делится Владимир Михайлович Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор

Какой должна быть стратегия развития российского образования?

Сформулировать стратегию развития российского образования – значит выявить тенденции его развития, которые определяются, с одной стороны, перспективами развития общества, с другой – логикой своего внутреннего развития, его потенциалом.

Главная тенденция развития современного общества – крайне сложное, противоречивое и практически непредсказуемое его развитие. Можно утверждать, что оптимальной системой образования для современного общества становится инновационное непрерывное образование, нацеленное на формирование всесторонне развитого человека, готового к жизни в ситуации непредсказуемого развития общества. Инновационное – это значит, что образование должно готовить человека, готового решать класс постоянно возникающих новых задач, т.е. готовить творческую личность. Непрерывное – образование должно стать образованием на всю жизнь человека, оно должно стать повседневным образом его жизни.

Каким должно быть российское образование в свете главной тенденции его развития?

Такое образование должно, с одной стороны, полноценно ввести человека в современный мир, а для этого дать каждому человеку фундаментальное академическое образование, с другой – готовить его к решению постоянно возникающих новых задач, а это значит, что необходимо образование, формирующее творческую личность.

Отсюда требование организации двух систем образования: с одной стороны, общего –ориентированного на то, чтобы дать человеку современную картину мира, ввести в пространство фундаментальных деятельностей, базового социального опыта, с другой – образования, развивающего творческое начало в человеке. При этом эти системы могут сосуществовать и отдельно и вместе.

Есть ли у России социальные предпосылки для создания системы инновационного непрерывного образования?

Два фактора определяют развитие образования – развитие общества и потенциал и состояние самого образования. Если оценивать развитие современного образования России с позиций первого фактора – социально-экономического развития страны, то развитие системы образования России под большим вопросом. Если Россия останется в нынешнем состоянии: нефтяная и ракетная игла и безбрежный челночно-банковский бизнес от моря до моря, то никакого нового образования у России не будет, потому что оно ему просто-напросто будет не нужно.

Конечно, нельзя исключать, что придет наконец-то понимание, что если Россия не станет страной развитой промышленности и сельского хозяйства, самых передовых технологий, науки и культуры, т.е. не создаст новую модель своего современного развития (а ведь именно такую задачу и поставил президент страны В.В. Путин в своих майских указах, вплоть до требования создать 25 млн новых рабочих мест), то очень скоро не будет самой страны.

Проблема создания инновационного непрерывного образования должна стать важнейшей жизненной задачей всей страны, какой была, скажем, для СССР в конце 1920-х – начале 1930-х гг., в эпоху индустриализации страны, задача создания массового высшего образования. Напомню, что в 1940 г. наша страна имела студентов больше, чем вся Западная Европа.

Педагогический потенциал России перед лицом нового глобального вызова в образовании

Если в свете указанной тенденции оценить педагогический потенциал России, то можно сказать, что России несказанно повезло. С одной стороны, у России есть классическое, или академическое, общее и профессиональное образование, а с другой – есть система дополнительного образования, ориентированная на творческое развитие личности ребенка, так как творческие способности человека проявляются и формируются в конкретной постоянной системной деятельности.

Следует оговориться, что когда мы говорим о системе дополнительного образования как о системе формирования творческого начала, то нельзя противопоставлять ее системе общего образования. Советская система общего и профессионального образования готовила по-настоящему творческих людей, о чем свидетельствуют успехи СССР и то, что российские специалисты работают по всему миру. Но система дополнительного образования, ориентированная на подготовку человека в конкретной деятельности, более направлена на углубленное развитие отдельных способностей человека в отдельных областях деятельности: спорт, техника, искусство и т.д. Поэтому надо выразить самую глубокую благодарность Советскому Союзу, который сохранил и существенно развил общее и профессиональное образование, доставшееся ему от дореволюционной школы, а также создал прекрасно работающую систему всестороннего дополнительного образования.

Конечно, теоретически можно предположить, что страна, располагая таким большим педагогическим потенциалом, может готовить кадры высшей квалификации для всего мира, став «мировой фабрикой по производству мозгов». Но чтобы пойти на этот вариант развития образования, нужна команда практиков и теоретиков высочайшего мирового уровня. Говорить сегодня о создании такой команды в современной России – несбыточная мечта.

Идеология – как важнейшее условие развития образования

Состояние любой социальной сферы определяется не только общим развитием страны, но и в силу того, что она имеет и значительную автономию своего развития, ее внутренним состоянием. Поэтому отдельные социальные сферы способны уходить далеко вперед в своем развитии. Сможет ли российское образование в своем развитии по-настоящему задействовать свой потенциал? Чтобы ответить на этот вопрос, надо ответить на два вопроса: какую идеологию исповедует наше образование? и какой слой людей реально руководит им?

Кто же сегодня торжественно не клянется, что у нас нет руководящей идеологии. Даже государство в Конституции РФ клянется в этом. Но такое утверждение – свидетельство полного непонимания, что такое идеология. Идеология – это осознание обществом целей и смыслов своего бытия, своего развития. Соответственно, обществ без идеологии не бывает так же, как не бывает человека без цели и смысла жизни.

Соответственно, и современное российское общество, и российское образование имеют идеологию развития. Глобально идеология России представлена сегодня двумя направлениями: с одной стороны – это либеральное направление, с другой – консервативно-патриотическое.

Либерализм – идеология, определяющая развитие современного российского образования

Господствующей идеологией, реально определяющей развитие страны и образования, является либерализм. В то же время хорошо известно всем, что народ просто-напросто ненавидит эту идеологию. Главная причина этой неприязни, безусловно, не в личности людей, олицетворяющих либерализм, хотя среди его представителей нет ни одного известного человека – от Егора Гайдара до Маши Гайдар, – который не вызвал бы глубокой неприязни в народе, а прежде всего в самой идеологии либерализма. Казалось бы, либерализм выступает за индивидуализм, гуманизм, свободу во всем и вся. А тем не менее абсолютное большинство народа России его ненавидит. Почему?

Причина в самом либерализме. Либерализм предлагает развитие любого явления не путем совершенствования его закона, канона, традиции, а путем их отрицания, и в силу этого он несет только смерть и разрушение. Это страшное, по сути сатанинское начало либерализма, уже начинавшего определять развитие Европы во второй половине XIX века, одним из первых почувствовал К.Н. Леонтьев. Он писал: «Если можно жить и действовать при подобных условиях, то как же было бы не жить и не действовать спокойно при учреждениях новых и столь мягких?.. Однако мы видим, что нигде люди на этих учреждениях остановиться не могут, и все цивилизованное человечество теперь несметной толпой стремится в какую-то темную бездну будущего… бездну незримую еще, но близость которой уже на всех мало-помалу начинает наводить отчаяние и ужас!..»

Теперь уже очевидно, что реализующаяся либеральная идеология везде и всюду – от семьи до политики – несет только разрушение, уничтожение и смерть. Согласитесь, большая разница между внешней политикой министров иностранных дел Козырева, системно сдавшего национальные интересы России, и Лаврова, их отстаивающего.

Либеральные интеллигенты, как и их великий предшественник П.Я. Чаадаев, в отличие от нынешних либералов, искренне любивший Россию, считают, что Россия – это нечто отсталое, косное, несостоявшееся, заблудившееся в путях своего развития. И ее предназначение – встав на путь западноевропейского развития, показать всему человечеству, как правильно развиваться, следуя единственно правильным путем – путем западноевропейского развития. В результате такой политики получается только разрушение.

Насколько верна эта идеология по отношению к образованию

Естественно, что либеральная идеология распространяется сегодня и на современное российское образование. Как бы она не обосновалась на уровне простой констатации «российское образование – это тоталитарный пережиток тоталитарной страны» или заумной аргументации, вроде той, что Россия – «локальная цивилизация» (и это вопреки даже А. Тойнби, который считал, что Россия – это одна из мировых цивилизаций) и потому должна переформатироваться в глобальную цивилизацию, разумеется американскую, и, соответственно, отказаться от существующей системы образования.

Если же говорить о сути либерализма в российском образовании, то ее с гениальной простотой и математической точностью сформулировал А.А. Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

Но в том-то и дело, что образование во все века у всех народов наряду с религией хранит национальный код народа; оно готовит, во-первых, хранителей традиций общества, во-вторых, творческих людей, продолжающих развитие традиций, национального кода; оно, как это и было в СССР, – готовит созидателей.

Следовательно, главная причина ухудшения качества российского образования не в людях, а в либеральной идеологии, направленной на то, чтобы построить новое российское образование путем его тотального переформатирования.

Как разрушается и будет разрушаться российское образование

Поскольку российское образование сегодня – безраздельная вотчина либеральной интеллигенции (именно она пишет сценарий его развития), то, зная идеологию и мировоззрение либерализма, его ненависть ко всему российскому, не так трудно понять, что делается в существующем российском образовании и какая судьба его ждет в будущем. Разрушение – сегодня, разрушение – завтра. И увеличение зарплат учительского корпуса не изменит этой тенденции – сами по себе зарплаты учителей не решают судьбу образования. Конечно, при всех прочих условиях, хорошо получающий учитель будет лучше работать. Но американские учителя получают на уровень больше российских учителей, а разве они учат лучше, чем их российские коллеги? Главное же – чему и как, в каких условиях он будет учить – не учитель определяет.

Итак, разрушение российского образования идет прежде всего путем разрушения самого идеала классического образования; разрушением классического содержания при все возрастающей сложности учебного материала (нередко школьные учебники написаны более сложным языком, чем учебники для вузов); разрушением единого образовательного и особенно воспитательного пространства (как профессионал, я могу оценить, сколь эффективно уничтожено в России зарождавшееся духовно-нравственное воспитание); переводом обучения из процесса труда в процесс развлечения; неопределенностью в развитии среднего профессионального образования; все возрастающим увеличением сферы платных услуг.

Безусловно, прежде всего разрушается высшее образование. Великим благом для России в 1990-е гг., в период разрушения всего и вся, при всех известных минусах – стало резкое расширение высшего образования. Господь буквально спас молодежь России, отправив ее не в тюрьмы, а в университеты. Либеральная интеллигенция, до патологической одержимости любящая считать деньги (ведь она же эффективный (!) менеджер (!), с возмущением повторяет: зачем России столько людей с высшим образованием, если они не «востребованы»? Даже если отвлечься от мировой тенденции развития мирового образования (непрерывное образование), перейти на язык «эффективных менеджеров» и спросить: где дешевле обходится обучение студента – в университете или тюрьме? И какая уборщица более «конкурентоспособна»: уборщица с университетским образованием или тюремным. А чтобы снять все вопросы, спросим наших либеральных собратий: уборщиц с каким образованием они нанимают убирать в своих «сиротских хижинах»? С университетским! А с тюремным будем посылать в школы? Так ведь закон запрещает! Так что как ни крути и как ни считай эффективно деньги, университетское образование конкурентоспособнее тюремного, в том числе и по финансовой затратности.

Итак, разрушение высшей школы будет идти путем подмены самой концепции российского университетского образования, в ходе осуществления Болонских решений: разрушение фундаментализма содержания образования; резкое снижение часов на аудиторные занятия, что по факту делает невозможным фундаментальное образование, и в то же время резкое увеличение нагрузки преподавателей, что делает невозможным их занятия наукой и т.д.

Уничтожение науки будет идти не столько путем недофинансирования, сколько путем массового закрытия диссертационных советов, потому что подготовить необходимое количество кадров даже для университетов без значительного числа диссертационных советов невозможно. Сегодня чиновники прикрывают массовое закрытие советов падением качества диссертаций! Допустим, их качество упало. Но где и когда в мире видели, чтобы простым сокращением советов улучшалось качество диссертаций?! В 2014 г. число защищенных диссертаций сократилось в два раза по сравненной с 2013 г., но улучшилось ли их качество? Тогда ради чего произведен разгром диссертационных советов?

А вместе с закрытием советов происходит самое страшное: исчезают учреждения подготовки кадров высшей квалификации, потому что людям, обучающимся в аспирантуре надо нормально защищаться, а не бегать по стране в поисках места защиты своей диссертации. Тогда как мы будем строить инновационное образование в условиях тотального уничтожения святая святых науки – системы подготовки ученых?

Усугубляет ситуацию и то, что сегодня реформирование российского образования идет и по внешним рецептам. В результате современная школьная политика напоминает внешнюю политику России времен Козырева. А в целом внутренние механизмы разрушения российского образования усиливаются внешними.

Но что мы получим, разрушив лучшее по концепции образование в мире и заменив его (американским)? И хотя практически сделать это невозможно – слишком в разных культурных традициях мы живем, – допустим мы его построим. И что мы получим! Американское образование по концепции хуже, чем имеющееся сегодня традиционное российское образование, потому что американское образование, о котором либералы всегда говорят только с придыханием: индивидуализм, свободная и творческая личность и т.д. и т.п., – сравнительно с российским, если только трезво оценивать американскую и российскую школу. Образно говоря, то же, что российская классическая музыка и кантри. Нет, я не имею ничего против кантри. Я просто не уверен, что эта музыка лучше классического искусства России, а самое главное, что если симфонический оркестр Большого театра под управлением самого Федосеева вооружить банджо, то он будет играть кантри лучше американских ковбоев.

Знаю все возмущение либерального лагеря: ты против развития российского образования? Объясняю. Нет, я не против его развития. Просто нельзя созидать что-то разрушением великой традиции. Неужели горькая судьба царской России и СССР, разрушенных руками наших предков и нашими собственными руками, нас ничему не научила? Неужели не понятно, что нельзя созидать российское образование, заменяя его худшим по концепции образованием. Нельзя развивать Большой театр, ставя в нем «Детей Розенталя». Соответственно, что «Дети Розенталя» в Большом театре – то современная либеральная политика в российском образовании.

Возможно ли настоящее развитие российского образования?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, что нет простой связи между развитием общества и его отдельными социальными сферами. Общество может отставать в своем развитии в одних сферах, но быть впереди в других.

Одним из высших достижений СССР было его образование! Секрет успеха нашего образования был в том, что в СССР удалось построить подлинно классическую систему образования для всех.

И значит, наша задача, поняв, что нам досталась по концепции лучшая система образования в мире (на Западе она существует только в виде элитарных школ), – сохранять и развивать эту систему. А это можно сделать, только органично развивая эту систему, для чего вспомнить, что много раз президент России указывал на необходимость развития образования на основе традиционных ценностей нашей страны. Увы, его прямые указания не выполнены. Возникает вопрос: «А что ты предлагаешь?» Прежде всего кардинально изменить идеологию развития российского образования. Это должна быть не либеральная, а консервативно-патриотическая идеология, предполагающая развитие страны и ее образования на своих собственных устоях. При этом речь вовсе не идет ни об изоляции, ни тем более об отставании в развитии. Просто развивать что-то можно только внутренне развивая саму систему, совершенствуя ее в логике внутреннего развития, взаимодействуя при этом со всем миром.

Соответственно, и успешное развитие нашего образования возможно как органичное развитие классических начал. Это и есть образование, наиболее успешно развивающее всесторонне развитую творческую личность, и есть ответ на вызовы времени, на непредсказуемые природные и социальные вызовы. А это требует сверхнапряженного ежедневного труда по развитию нашего образования всеми его субъектами – от государства до родителей.

А далее необходим подбор кадров. Мало принять решение о полете в космос и выделить средства на постройку ракеты, надо найти Королева, способного сконструировать и построить ракету. Подчеркну: речь идет не о чистке кадров, а о подборе кадров, способных решить колоссальную по трудности проблему органичного развития российского образования, стоящего перед глобальными вызовами.

Духовно-нравственное воспитание как важнейшее направление развития общего образования

Если о российском образовании в целом можно говорить как о системе, находящейся в стадии своего разрушения, то о его фундаменте – духовно-нравственном воспитании, а именно оно традиционно определяет характеристику российского образования, можно говорить как о сфере, которой уже вынесен смертный приговор, и дело остается только за тем, чтобы время – буквально за 3–5 лет – его окончательно похоронило.

Конечно, когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании, то прежде всего возникает вопрос: а нужно ли оно вообще России и каким оно должно быть? И насколько были правы наши предки, полагая его в фундамент нашего образования?

Нужно ли? Никакой другой вопрос развития нашего образования не вызывает сегодня такой ожесточенной полемики, как проблема организации духовно-нравственного воспитания на основе традиционных религиозных культур России. Либералы, выступая против системного преподавания православной культуры, приводят массу доводов против этого, начиная с сугубо практического – учебного плана, который «не резиновый», и заканчивая теоретическими, вроде того что никакой души нет! Допустим, нет. Но тогда почему в год в нашей стране от духовных болезней (алкоголизм, наркомания, самоубийства и т.д.) гибнет более 1,5 млн человек, что в два раза превышает количество жертв в ГУЛАГе за все сталинское правление? Задумаемся над цифрами: у нас 8 млн человек в стране по официальным данным употребляют наркотики. Еще больше – алкоголь. Как противостоять этому?

Только одним-единственным способом: созданием педагогической системы, формирующей духовно и нравственно здоровых людей. Очевидная истина. Но вместо этого либеральное сообщество эффективно разгромило духовно-нравственное воспитание в российской школе. Его разгром начался с ликвидации регионального компонента, в рамках которого преподавалась православная культура. Окончательным приговором стала «Стратегия развития воспитания в России на период до 2025 г.». Это полная безоговорочная победа, причем при всеобщей радости православной общественности, активно принимающей участие в подготовке и принятии этой «Стратегии» и радующейся, что в этом документе наконец-то (!) нет «либеральной лабуды»! При этом то, что в «Стратегии» отсутствует положение о системе духовно-нравственного воспитания, ее меньше всего волнует. Если в «Стратегии» нет духовного воспитания, то совсем скоро от ее организации в школе даже воспоминаний не останется. Значит, громадный труд сотен ученых и тысяч учителей, труд, уже проделанный Россией, руками православных деятелей, принимавших участие в разработке «Стратегии», превратится в прах.

Ну а теперь давайте поймем, что мы теряем, упраздняя духовно-нравственное воспитание. Мы теряем не только духовно-нравственное воспитание, позволявшее формировать духовно-нравственный иммунитет страны, но и саму возможность воспроизводства цивилизационной матрицы России. Ведь она воссоздается людьми. А эти люди могут формироваться только в системе духовно-нравственного воспитания, построенного на основе традиционных религиозных ценностей, подобно тому, как научно-техническая сфера общества формируется людьми, получившими умственное воспитание, содержание которого построено на основе научных ценностей.

Чтобы понять, что мы потеряли, проведем следующий мысленный эксперимент. Как известно, Л.Н. Толстой был не только гениальным писателем, но и духовным деятелем. Как духовный деятель, он известен как самый беспощадный критик Русской Православной Церкви. Как альтернативу ей он предложил свое учение, получившее название толстовство. И сколько людей в России толстовство объединило? Но допустим, он прав в своей критике, и Православной Церкви не должно быть на земле. Теперь представим, что взамен в России ввели бы толстовство! И что бы получила Россия? Во-первых, отрицание всей предшествующей культуры, полный разрыв с предшествующей культурой. Во-вторых, полное переформатирование общества. Не уверен, что в стране, исповедующей толстовство, сохранились бы книги даже самого Л.Н. Толстого. Выжила бы Россия в результате такого переформатирования? Можно совершенно определенно сказать: нет! нет! и нет!

Итак, если общество хочет видеть свое подрастающее поколение здоровым, оно организует систему физического воспитания. Соответственно, если общество хочет иметь духовно и нравственно здоровых людей, оно должно организовать системное духовно-нравственное воспитание. И наши предки, полагавшие такое воспитание в основу образования, были правы.

Какое содержание и как должно быть организовано такое воспитание? Любое воспитание успешно развивается, только имея свое оптимальное содержание: так для умственного воспитания оптимальным является система научных ценностей, для эстетического – художественных и т.п. Для духовно-нравственного воспитания оптимальной является система традиционных религиозных ценностей. Равноценной замены этому содержанию нет. Без этой системы ценностей духовно-нравственное воспитание перестает существовать как абсолютно необходимый жизненный вид воспитания, оно превращается в набор благих пожеланий, а не абсолютных живых истин, потому что нравственные ценности имеют свое жизненное значение и свой смысл только в системе духовных ценностей. В силу этого духовные ценности детерминируют не только систему нравственных ценностей, а все культурное, все цивилизационное пространство российского общества.

Значит, для успешного развития российского воспитания и образования необходима целостная система духовно-нравственного воспитания – от детского сада до вуза – на основе традиционных религиозных ценностей. Она должна стать смысловой основой всего нашего образования и воспитания, которые должны иметь систему общего православного образования, аналогичную системе общего образования с углубленным изучением разных отраслей культуры; специальные военные школы, музыкальные, спортивные школы; систему дополнительного образования в системе воскресных школ и т.д.

И только когда мы восстановим духовно-нравственный фундамент, мы можем построить образование, которое, развиваясь на этой основе, способно ответить на глобальные вызовы своего времени.

Заключение

Выстраивание идеологии страны на фундаменте христианской цивилизации и научно-технического прогресса могло бы стать основой развития современной системы образования возрождающейся России – образования, нацеленного на формирование человека, способного жить в условиях социальной неопределенности.

Однако не меньшее значение, чем понимание магистрального направления общих параметров и условий успешного развития образования, имеет вопрос: кто и как будет осуществлять этот процесс?

Как вырваться из лабиринта уничтожения своих правильных идей своими же руками, точнее – руками тех, кто инстинктивно нацелен на уничтожение России? Единственный способ – ставить руководителями образования не разрушителей, а созидателей. И чем выше уровень управления, тем большее значение должно иметь это требование к руководителю.

Не менее важен вопрос: как? Для этого надо понять, что мы живем в гораздо худших условиях, чем во время войны, потому что мы живем в условиях неопределенности. Если во время войны начинает работать мобилизационный проект, то во время духовно-нравственного кризиса этот способ организации жизни должен быть еще более востребован, поскольку осуществить проект развития в условиях мирового духовно-нравственного кризиса можно только невероятным усилием веры, воли и разума, ибо противостоять социальному распаду может только энергия веры, разума, воли (мужества) и совести.

Основные стратегические ориентиры развития образования

Остановимся на основных стратегических направлениях Государственной политики, на тех документах, которые должен знать каждый педагог и использовать в работе.

  1. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утвержден Распоряжением правительства РФ 29 мая 2015 года)

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основные направления развития воспитания

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

  • обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
  • полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
  • содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
  • развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
  • использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
  • совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
  • развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
  • создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;
  • знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
  1. Указ Президента РФ «О десятилетия Детства до 2027 года» от 29 мая 2017 года и Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 N 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства»

План включает следующие направления:

  1. Повышение благосостояния семей с детьми
  2. Современная инфраструктура детства
  3. Обеспечение безопасности детей
  4. Здоровый ребенок
  5. Всестороннее образование – детям
  6. Культурное развитие детей
  7. Развитие физкультуры и спорта для детей
  8. Безопасный детский отдых
  9. Доступный детский туризм
  10. Безопасное информационное пространство для детей
  11. Ребенок и его право на семью
  12. Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество
  13. Обеспечение и защита прав и интересов детей

В рамках межведомственной конференции 28 августа проходило обсуждение и проектирование муниципального плана.

  1. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года

Указ подписан «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».

К 2024 году необходимо обеспечить в системе образования:

а) достижение следующих целей и целевых показателей:

обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

б) решение следующих задач:

внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;

создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;

модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;

формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;

создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).

  1. Национальный проект «Образование» включает Девять направлений

Первое и важнейшее направление -федеральный проект «Современная школа» включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, создание на селе сети из 25 пилотных школ нового типа, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ.

Серьезно обновится предмет «Технология»: уроки по нему будут проходить в том числе в детских технопарках. Цель поставлена — Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Второй федеральный проект — «Успех каждого ребенка». Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей. Планируется, что детские технопарки «Кванториум» появятся в каждом регионе. Кроме того, в каждом субъекте РФ к 2024 году будут созданы центры выявления и поддержки талантов. Они будут учитывать опыт образовательного фонда «Талант и успех» — сочинского «Сириуса».

«С сентября этого года запускается большой профориентационный проект «Билет в будущее», рассчитанный на школьников 6-11 классов. Поддержка ранней профориентации.

Третий проект — «Современные родители». Будет создан единый федеральный портал для мам и пап, где они смогут получить консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую помощь. К 2024 году во всех регионах начнут работу центры скорой психолого-педагогической помощи родителям.

Четвертый — «Цифровая образовательная среда». Его первая часть — техническая: школам нужен высокоскоростной интернет, электронные журналы, дневники, бухгалтерия, системы прохода и питания по электронным карточкам. Вторая часть — Российская электронная школа, которая станет помощником учителю: виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории.

Пятый — Федеральный проект «Учитель будущего». Не менее половины учителей должны пройти переподготовку. Национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста. То есть не вертикальную: учитель-директор-завуч, а горизонтальную. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи, например, учитель-мастер, учитель-наставник.

Шестой — федеральный проект «Молодые профессионалы» направлен на модернизацию профобразования. В его рамках пройдет мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Worldskills в 2019 году в Казани.

Седьмой проект — «Новые возможности для каждого» позволит непрерывно учиться абсолютно всем, даже уже работающим людям. Для этого создается единая платформа-навигатор по доступным курсам и программам, в том числе онлайн-курсам.

Восьмой проект — «Социальная активность». Будет сформирована сеть центров поддержки добровольчества, лучшие волонтерские проекты смогут ежегодно участвовать в конкурсе на получение грантов.

Девятый — «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования».

Остаются системные инновации в реализации ФГОС, предметных концепций, профессиональных стандартов и национальной системы учительского роста.

Выступление на педагогическом совете

Дата: 09.01.2014 год

Тема: «Стратегия развития современного образования»

В инновационном сценарии развития страны системе российского образования отведена особая роль. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года образование рассматривается как один из результатов инновационного развития и как необходимое условие для системных изменений во всех сферах жизнедеятельности государства. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование зависит благосостояние всех будущих поколений.

Каким же должно быть общее образование на современном этапе, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?

Основная цель стратегии – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Соответствие требованиям инновационного развития и современным потребностям общества и каждого гражданина предполагает:

  • Определение требований инновационного развития к образованию;
  • Определение потребностей общества и каждого гражданина в области образования;
  • Установление необходимого или приемлемого соответствия образования этим требованиям.

Для достижения стратегической цели необходимо решить четыре основные задачи:

  • Обеспечение инновационного характера базового образования;
  • Модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
  • Создание современной системы непрерывного образования;
  • Формирование системы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы....

«Профориентационные стратегии в современном образовании на основе атласа новых профессий»

Внешкольная игра на основе Атласа новых профессий. Данная играпозволяет расширить границы представления о будущем, позволяет детям узнать о новых профессиях, которых еще нет. Но эти профессии уж...

Классное руководство, стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. "Петербургская Школа 2020": формирование Петербургской концепции духовно-нравственного развития детей и молодежи.

Программа Четвертой региональной конференции."Бально-рейтинговая система (БРС)" оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербуга в 2011-2020 г...

В 2018 году одной из наиболее важных задач в области образования признана разработка документа, который бы охватывал и объединял единой идеей все уровни образования. Таким нормативным актом станет отраслевая стратегия развития образования . Работа над ее проектом уже ведется. Так, уже в марте состоится первое заседание межведомственной рабочей группы по разработке стратегии развития, а до конца года при Минобрнауки России будет создан Совет по стратегическому развитию образования.


По словам министра образования Ольги Васильевой, государственная программа "Развитие образование" (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642) будет дополняться новыми приоритетными и ведомственными проектами. Что изменится в образовании в ближайши й и последующие годы? Каковы перспективы развития российского образования? Какие нововведения ждут дошкольных учреждения, будет ли отменен ЕГЭ в школах? Какие главные задачи ставятся для высшего образования и дополнительного обучения переквалификации? Смогут ли окончательно внедрить инклюзивное образование?

Основные проектные направления

Продолжится процесс воплощения в жизнь еще пяти основных проектов. Первый – это "Создание современной образовательной среды для школьников". Второй - "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации". Третий - "Доступное дополнительное образование для детей". Естественно, продолжится работа по проектам "Вузы как центры пространства создания инноваций" и "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий".

Дополнительно будет усовершенствована программа "Развитие образования" (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642). Ее дополнят новыми приоритетными и ведомственными проектами. Сейчас в рамках этой госпрограммы дополнительно реализуются три ведомственных проекта, которые не были предусмотрены в первоначальной редакции.

Цель первого проекта - обеспечение условий для занятий физкультурой и спортом в сельских школах. Он должен работать на популяризацию спорта как непосредственно на уроках физкультуры, так и во внеурочное время. Второй проект имеет целью развитие олимпиадного движения по общеобразовательным предметам. Третий проект должен способствовать созданию информационного портала для взаимодействия абитуриентов и вузов. Такой сервис назвали "Поступай правильно".

Дошкольное образование

В 2018 г. власти планируют обеспечить 100% детей в возрасте от трех до семи лет доступным и качественным образованием. Сегодня таким результатом могут похвастаться 72 региона страны. Еще 6 субъектов достигли уровня обеспеченности детскими дошкольными учреждениями в 95-99%. В 7 регионах этот показатель ниже 95%.

Наибольшие проблемы наблюдаются в плане доступности детских дошкольных учреждений для детей в возрасте детей от двух месяцев до трех лет. Среди таких ребят только 79,8% обеспечены местами в яслях и детских садах. Для решения проблемы разработан проект по содействию регионам в создании дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей младше трех лет. На его реализацию только в 2018 г. выделяется 24,5 млрд руб. По итогам воплощения в жизнь указанного проекта к 2021 году на каждого ребенка младше трех лет будет приходиться одно место в яслях.

Для чиновников не менее важно добиться того, чтобы обеспечить реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования в каждом дошкольном образовательном учреждении.

Обеспеченность местами в детских садах и школах

Сегодня проблема обеспечения современными условиями обучения в школах решается не только путем создания новых мест для обучающихся за счет строительства новых школ или выкупа с последующим перепрофилированием зданий, выполнением капитального ремонта и создания должных санитарно-гигиенических условий для обучения, но и ликвидацией практики обучения в несколько смен.

В ряде регионов школьники учатся не только в 2, но даже в 3 смены. Исправить сложившуюся ситуацию получится лишь к 2025 г., когда будут созданы новые 6,5 млн мест в школах. Конечно, для соблюдения указанных сроков придется ускорить темпы ввода в эксплуатацию дополнительных площадей. Например, в 2017 г. в России уже было создано 56 888 новых мест.

Концепции содержания общего образования

Не менее важной задачей считается систематическое обновление содержания общего образования. Предполагается, что это произойдет в результате модернизации ФГОС и изменения принципов формирования федерального перечня учебников, которые Минобрнауки рекомендует для изучения школьниками. В частности, планируется установить более серьезный контроль за содержанием увеличивающегося количества учебников.

Так президент Российской академии образования и председатель общественного совета при Минобрнауки России Людмила Вербицкая говорит о необходимости формирования концепции единого учебника русского языка. По этому принципу ранее создавался единый учебник истории. Об актуальности проблемы свидетельствует тот факт, что сегодня в перечне содержится 80 учебников по русскому языку и литературе.

В 2018 г. также будет продолжена работа по внедрению предметных концепций. Сейчас уже одобрены концепции развития математического образования, преподавания русского языка и литературы, отечественной истории. В ближайшем будущем утвердят концепции преподавания обществознания, географии и физической культуры. В течение года будут разработаны и утверждены предметные концепции по физике, химии, биологии, астрономии и ОБЖ.

Контроль качества общего образования

Под особым контролем останется оценка качества общего образования. В 2017 году была создана и внедрена единая система оценки качества знаний учащихся общеобразовательных учреждений. Она предполагает итоговую аттестацию в 9-х и 11-х классах (ОГЭ и ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования, а также участие России в международных исследованиях.

В 2018 году ВПР будут писать уже большее число учащихся. В прошлом году такие работы писали свыше 3 млн учащихся 4, 5, 10 и 11-х классов. В этом году ВПР напишут еще и шестиклассники (Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2017 г. № 1025 "О проведении мониторинга качества образования").

Учащиеся 9-х классов в этом году впервые пройдут новое испытание. Начиная с 2018 г. они станут проходить устное собеседование по русскому языку. В апреле этого года во всех регионах страны пройдет апробация испытания. С 2019 г. такое собеседование станет обязательным. В ЕГЭ в 2017 году содержательных изменений не предполагается.

Начиная с 2019 г. все экзаменационные задания по информатике испытуемые будут выполнять на компьютере. Исключение – задания «на листочках». В перечне иностранных языков, которые можно сдавать в форме ЕГЭ по выбору, появится китайский язык. Сегодня будущие выпускники вправе сдавать английский, испанский, немецкий или французский язык.

Проверка знаний учителей

Минобрнауки вскоре станет проверять не только знания учеников, но и педагогов. В 2017 г. 4,5 тысячи учителей из 13 регионов участвовали в апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики. Автором инициативы выступил Московский педагогический государственный университет. По итогам проверки каждый учитель получил свою оценку с персональными рекомендациями, какие вопросы и темы ему следует изучить более внимательно.

В 2019 г. такому тестированию подвергнут весь педсостав по всем предметам. Однако такая проверка (по крайней мере, официально) не является основанием для каких-либо административных решений.

Рособрнадзор в своей контрольной деятельности, начиная с прошлого года, практикует риск-ориентированный подход, что позволило уменьшить объем годовых проверок на 30%. В итоге, например, в текущем году в первую очередь станут проверять только те образовательные организации, которые не объективно проводили оценку результатов предметных олимпиад и награждали медалями своих выпускников.

Дополнительное образование

Планируется продолжить работу над расширением федеральной сети детских технопарков "Кванториум". Гарантированно построят еще 7 таких центров. Сейчас в 51 технопарке, что находятся в 39 регионах, приняли к обучению 45 тысяч детей, и более 400 тысяч ребят активно вовлечены в их деятельность.

Также есть идея по созданию 31 регионального модельного центра дополнительного образования. Целью таких учреждений станут организационное и методическое сопровождение системы дополнительного образования детей. Сегодня такие центры функционируют в 9 регионах. В этих же субъектах практикуется персонифицированное финансирование. В результате 124 тыс. детей предоставили сертификаты на освоение дополнительных образовательных программ.

Отдых и оздоровление детей – это уже самостоятельное направление дополнительного образования. Данную сферу отныне курирует Минобрнауки России. В его компетенцию входит координирование деятельности федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в сфере детского отдыха (Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 444).

За 2017 г. организованными формами отдыха смогли воспользоваться почти 6,6 млн детей. Однако большинство организованных мест отдыха, а это 38 970 единиц – это лагеря с дневным пребыванием. А они, согласно мнению экспертов, не обеспечивают полноценный отдых. Всего же по стране в 2017 г. функционировало 48 804 организаций отдыха и оздоровления детей. Среди них стационарными являются – 2 357, санаторно-оздоровительными – 609, а лагерями труда и отдыха – 4 718, палаточными лагерями – 2 150.

Учитывая вышесказанное, в Минобрнауки ратуют за создание новых детских лагерей. Особо подчеркивается необходимость основания стационарных организованных мест отдыха. Естественно, при условии, что они будут соответствовать всем нормативным требованиям.

Важно, что практически каждый регион составил реестр учреждений, организующих отдых и оздоровление детей. В таких базах есть информация об их инфраструктуре и реализуемых программах (образовательных, спортивных, творческих, оздоровительных и так далее).

Более того, уже начиная с этого лета, в лагерях с детьми начнут работать профессиональные вожатые. Сейчас в 11 вузах идет подготовка специалистов по образовательному модулю "Основы вожатской деятельности".

Среднее профессиональное образование

Одними из основных задач в сфере среднего профессионального образования являются разработка примерных основных образовательных программ, ориентированных на потребности потенциальных работодателей и международных требований, а также формирование сети образовательных организаций с необходимыми для реализации программ СПО согласно современным стандартам и передовым технологиям условиями (материально-технической и учебно-методической базой).

В рамках государственной итоговой аттестации учащиеся сузов в прошлом году в тестовом режиме сдали демонстрационный экзамен. В ходе данного испытания проверялись умения и навыки выпускников посредством моделирования реальных производственных условий. Те, кто успешно справился с заданиями, получили документ, удостоверяющий уровень профессиональной компетенции согласно стандартам Ворлдскиллс Россия (англ. WorldSkills Russia), – паспорт компетенций (англ. Skills Passport).

Каждый такой паспорт регистрируется в базе данных молодых профессионалов. Сервис, как ожидается, будет использован работодателями, признавшими формат демонстрационного экзамена, для подбора персонала. Кстати, представители таких предприятий уполномочены присутствовать во время проведения подобных экзаменов.

Эксперты, правда, отмечают, что для повсеместного распространения демонстрационного экзамена нужно закрепить положения о применении стандартов Ворлдскиллс в соответствующих нормативных актах.

Ожидается, что в текущем и последующих годах ссузы получат дополнительную финансовую поддержку для обновления материально технической базы. Современное оборудование и расходные материалы необходимы для подготовки специалистов в соответствии с упомянутыми стандартами.

Президент страны В.В. Путин анонсировал основание по всей России центров опережающей профессиональной подготовки. Здесь предполагается организовать обучение студентов и переподготовку преподавателей, а также обеспечить повышение квалификации действующих специалистов. Сегодня подготовка кадров по самым востребованным и перспективным профессиям, которые входят в так называемый ТОП-50, осуществляется на базе межрегиональных центров компетенций, функционирующих в 7 регионах.

Высшее образование

В сфере высшего образования основная задача – развитие данного направления в части повышения конкурентоспособности отечественных вузов на мировом рынке. Добиться успеха на этом поприще планируют за счет включения российских университетов в мировые рейтинги лучших вузов, а также формирования опорных университетов, центров инновационного, технологического и социального развития региона. Сегодня статус таких организаций получил 51 университет, расположенный в 39 регионах. В Минобрнауки полагают, что в ближайшее время такие центры будут созданы в каждом субъекте страны.

К настоящему моменту завершена массовая проверка вузов. По результатам четырехлетней работы Рособрнадзора сократилась численность аккредитованных вузов: с 2605 в 2013 году до 1100 в 2017 году. Уменьшилось и количество филиалов негосударственных вузов: с 523 до 56.

Отныне планируется изменить основания для аккредитации вузов. Теперь проверять станут не формальные результаты их работы, а реальный уровень знаний их студентов.

Есть мнение, что необходимо совершенствовать и сферу целевого обучения. Так Правительство уже подготовило проект закона согласно которому целевик будет обязан освоить образовательную программу, что прописана в договоре о целевом обучении, и впоследствии - по окончании обучения -трудоустроиться в организацию, выдавшую направление, в течение определенного срока. Документ может быть принят уже во время текущей весенней сессии.

Нужно учитывать и то, что вузы - основная платформа формирования современной цифровой образовательной среды. Например, в 2017 г. стартовал экспериментальный ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по так называемому принципу одного окна (online.edu.ru). Здесь можно получить доступ к 473 курсам, сформированным 15-ю образовательными платформами. Ожидается, что к 2025 г. онлайн-обучение пройдут 11 млн человек.

Обучение отдельных категорий граждан

Сейчас Минобрнауки работает над проектом "Равные возможности". Его цель - развитие системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Проект также предусматривает оказание помощи указанной категории обучающихся как во время учебы, так и при трудоустройстве.

Ведомство подчеркивает необходимость поэтапного внедрения ФГОС для учащихся с ОВЗ. Данные стандарты должны быть приняты на всех уровнях образования. Пока они реализуются только на уровне начального общего образования. Не менее важной задачей Минобрнауки считает увеличение числа детских садов, школ и вузов, которые могли бы принять на обучение граждан указанной категории. Важно, что уже в этом году начинается работа по адаптации заданий ОГЭ для лиц с ОВЗ.

Еще одно особое направление работы ведомства - иностранные граждане. Для увеличения данного контингента обучающихся в российских вузах, особенно по очной форме обучения, планируется оптимизировать условия их пребывания в стране. Это возможно, в том числе, в рамках межпрограммного приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". В итоге уже в текущем году от экспорта российского образования планируется получение более 92 млрд руб., а к концу 2025 года – не менее 373 млрд руб.

Качество образования зависит не только от педагогов и уровня знаний обучаемых, но и от образовательной политики, вектор которой определяют региональные министерства. Поэтому, начиная с прошлого года, оценивается также эффективность управления образованием на региональном уровне. Однако какие последствия грядут за признанием работы регионального министерства образования неэффективной, еще не определено.


Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обучение и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или колледжи); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров; з) последипломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров. На развитие системы образования влияет: Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, обусловливающих все возрастающие требований общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. В более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть различных школ, раньше создаются новые типы учебных заведений. Государственная политика в области образования, влияющая на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и характер их работы. Именно иногда политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие – для обслуживания элиты общества.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: – модернизация институтов образования как инструментов социального развития; – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта. Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.
К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются:
формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;
системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;
создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.
Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.