Долгое эхо Сухой Речки. Факты и загадки. Сухая речка и грот Каймос (карта, фото). Как американцы приморье бомбили

8 октября 1950 г. в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США Локхид F-80C «Шутинг Стар» («Метеор») нарушили государственную границу СССР и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром Сухая Речка в 165 км от Владивостока, в Хасанском районе. В результате обстрела самолетами ВВС США на стоянке были повреждены семь самолетов советской эскадрильи, один сгорел полностью.

Американские очевидцы вспоминают


Не так давно один из владельцев компании Coca-Cola Bottling Co. в Вашингтоне на вопрос российского журналиста: «Что вы знаете об инциденте, произошедшем в 1950 г. на аэродроме Сухая Речка? По вашему мнению, это была провокация или ошибка?» ответил: «Этот инцидент стал позорищем для США. Сама идея о том, что два пилота не знали, где они находятся, не знали места расположения советской границы и были не способны понять, что за аэродром они атакуют, кажется невероятной.

Однако житель Владивостока Владимир Михайлов нашел такого человека. Это непосредственный участник атаки - американский летчик Олтон Квонбек, который после 22 лет службы в ВВС работал в сенатском комитете по разведке и в ЦРУ, вышел на пенсию и теперь занимается сельским хозяйством на своей ферме в Мидделбурге. Квонбек рассказал, что другой пилот - Аллен Дифендорф, отслужив 33 года в ВВС, скончался в 1996 г. Как рассказал Квонбек, расстрелянный русский аэродром - жертва ошибки. Низкие облака и неожиданно сильный ветер явились причиной того, что самолеты снесло к северо-востоку и пострадал не намеченный заранее американским руководством аэродром в порту Чхонджин (КНДР), а советский - Сухая Речка.

«Шла война в Корее. Советские метеорологические данные были засекречены, что лишило нас сведений о погоде в Сибири и на Дальнем Востоке, - вспоминал Квонбек. - Опознавательных знаков на земле не было видно, радионавигации не существовало. Расчеты делались только исходя из направления и силы ветра, и время полета до цели определяло необходимость снижения. Полет проходил над облаками на высоте более 11 тыс. метров. На высоте 3 тыс. метров в облаках я нашел прореху, мы ринулись в нее и обнаружили себя над широкой речной долиной... Я не знал точно, где мы... По пыльной дороге на запад шел грузовик».

Американцы решили догнать грузовик и, преследуя машину, вышли на аэродром. Это было похоже на аэродром Чхонджин, который пилоты видели на крупномасштабной карте. «Советские радары, должно быть, запеленговали нас на расстоянии около 100 миль от границы. Следив за нашим снижением, они, вероятно, потеряли нас в складках местности, когда мы спустились в долину реки. Была объявлена общая боевая тревога, но у русских не было самолетов или ракет, готовых отразить атаку.

Это было в воскресенье после обеда. На аэродроме стояло много самолетов - мечта любого военного летчика. В два ряда были выстроены около 20 самолетов типа Р-39 и Р-63... На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Времени на принятие решений почти не было, топливо тоже было на исходе... Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал как я». Удостоверившись, что цель поражена, «Метеоры» развернулись и улетели. На отходе от цели американцы взяли курс к базе и неожиданно увидели остров рядом с побережьем. «Ничего себе, - подумал я, - вспоминал Квонбек. - Рядом с Чхонджином нет острова...».

Немного обеспокоившись и сверившись с картой, американцы решили, что нанесли удар по другому северокорейскому аэродрому. Вернувшись, летчики доложили, что разбомбили аэродром с самолетами. Специалисты проверили запись камеры самолета, и оказалось, что самолеты на аэродроме были американскими «Кингкобрами», поставлявшимися американцами русским по лендлизу. Камера показала, что самолеты на земле не вспыхнули - вероятно, не было топлива, значит, это точно был не военный аэродром северокорейцев и пилоты ошиблись.

Уже на следующий день, 9 октября, министр иностранных дел СССР Громыко выступил с официальным протестом в ООН. В ноте протеста инцидент именовался «вероломным нарушением советских границ», «провокационным актом». СССР потребовал, чтобы виновные понесли наказание.

Неделю в Кремле ломали голову: что это - начало третьей мировой, запугивание или действительно ошибка? Через 11 дней президент Трумэн выступил с обращением к ООН, в котором признал вину США и заявил, что «Правительство США желает публично выразить сожаление по поводу того, что американские вооруженные силы оказались замешанными в этом нарушении советской границы» и что Правительство США «готово предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности». Он также заявил, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от занимаемой должности, дисциплинарные меры приняты по отношению к пилотам: американские летчики были преданы военному трибуналу, отстранены от боевых действий и переведены в другие части.

Русские очевидцы вспоминают

Летом 1950 г. началась война в Корее между Севером и Югом. Юг поддерживали силы ООН во главе с американцами, а на стороне Севера выступали русские и китайцы. В конце 1950 г. американцы заменили все свои F-51 на реактивные Локхид F-80С, ставшие основными истребителями-бомбардировщиками ВВС США в Корее. С 28 сентября по 1 октября 1950 г. F-80 перелетели из Японии на южнокорейскую авиабазу Тэгу. 49-я FBG (истребительно-бомбардировочная эскадрилья) стала первой на корейском полуострове частью, полностью вооруженной реактивными истребителями.

В ноябре эта группа воевала в составе временного 6149-го крыла тактической поддержки, которое специально было создано 5 сентября. Ее девизом было «Защищаю и мщу». 8 ноября четыре одноместных F-80, оснащенные каждый шестью 12,7 мм пулеметами и боезапасом в 1800 патронов, 2 авиабомбами и 10 ракетами, вылетели с базы Тэгу на север…

«Выходной был. Все отдыхали на море, и тут они прилетели. Покружили, постреляли из пулеметов по самолетам и скрылись за сопками. Мне тогда уж 13-й год пошел», - вспоминал житель поселка Сухая Речка Григорий Больдусов, проживающий там до сих пор.

В конце 1950 г. в связи с войной в Корее в Приморье стали проводить учения с перебазированием частей на полевые аэродромы. Полевой аэродром Сухая Речка принадлежал авиации ТОФ. Здесь уже находились корректировщики По-2 отдельной авиаэскадрильи, предназначавшиеся для воздушного прикрытия и корректировки огня 130 мм флотских башенных батарей Хасанского сектора береговой обороны. По плану учений, сюда для временного размещения прибыли «Кингкобры» 821-го истребительного авиаполка 190-й истребительной авиадивизии. Все самолеты стояли на открытых стоянках вдоль взлетно-посадочной полосы, выстроенные в линейку, которая и подверглась штурмовой атаке американцев.

В момент атаки аэродрома командира полка полковника В.И. Савельева на аэродроме не было, он находился в наземных войсках с начальником штаба авиакорпуса, для организации взаимодействия на период учений. Вместо него на аэродроме оставался заместитель командира полка подполковник Н.С. Виноградов, который вместо того, чтобы дать сигнал на вылет дежурной 1-й аэроэскадрилье, высадил летчиков из самолетов. Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка».

«После того как два американских «Метеора» прилетели и разбомбили наш полк на берегу Сухой речки, наше руководство приняло меры. Сразу же пришла 303-я авиационная дивизия, которая летала уже на реактивных «МИГах» в Подмосковье. И после этого случая срочно создали 64-й авиационный корпус и стали готовиться к перевооружению, - вспоминал летчик 821-го полка Николай Забелин. - После нападения также было введено боевое дежурство в полках. Этого с окончания Второй мировой войны не было. Сидели от зари до зари в кабинах и около. Возникло ощущение близкой войны…».

Почти полвека, пока шла так называемая «холодная война» между СССР и Западом, нас пугали американскими бомбами. И мало кто знает, что на самом деле в те годы заокеанские самолеты все же нанесли безнаказанный удар по советской территории. Случилось это на Дальнем Востоке 60 лет назад — в октябре 1950 года.

Той осенью уже вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Боевые самолеты вероятного противника совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз. Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.

В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно «Пластун», входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче — Тихоокеанский флот). Был смертельно ранен командир «Пластуна» капитан-лейтенант Колесников, ранены помощник командира лейтенант Ковалев, рулевой и сигнальщик. Корабли противника отошли лишь после того, как моряки «Пластуна» открыли ответный огонь из 45-миллиметровой пушки и крупнокалиберного пулемета ДШК.

4 сентября того же года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 километров к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж «Бостон» старшего лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его два наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя «Бостон» загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли.

Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке. Неудивительно, что части и соединения советских Вооруженных сил в тех краях находились в постоянном напряжении. Тревоги, приказы о немедленном рассредоточении следовали один за другим. 7 октября 1950 года именно такой пришел в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми «Кингкобрами», полученными еще по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Летчикам предстояло срочно перелететь на полевой аэродром Тихоокеанского флота Сухая Речка в Хасанском районе Приморского края в 100 километрах от советско-корейской границы. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте. Дальше началось нечто почти невероятное.

В воскресенье в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь. Никто ничего и понять не успел, как шесть советских самолетов оказались повреждены, а один сгорел. О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Но об этом — ниже.

Выяснилось, что штурмовали Сухую Речку американские истребители F-80 «Щутинг стар». Преследовать реактивные F-80 летчики 821-го авиаполка и не пытались. Да это было бы и невозможно на их поршневых «Кингкобрах».

На другой день в Москве в кабинет первого заместителя министра иностранных дел Андрея Громыко был вызван советник-посланник посольства США в СССР У. Барбур. Ему была вручена нота протеста с требованием расследования опаснейшего инцидента и строгого наказания виновных в атаке на аэродром Сухая Речка. Еще через десять дней правительство Соединенных Штатов по этому же поводу направило официальное письмо Генеральному секретарю ООН. В нем оно сообщило, что нападение на территорию Советского Союза стало «результатом навигационной ошибки и плохого расчета» пилотов. А еще — что командир авиационного соединения, в которое входили F-80, смещен с должности, дисциплинарные взыскания наложены и на летчиков.

Участники этих событий с советской стороны считают, что ни о какой навигационной ошибке речь идти не могла. По их мнению, имела место чистейшая провокация. В этом уверен, например, бывший летчик 821-го авиаполка В. Забелин. По его словам, «американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились».

Кроме того, Забелин вспоминал, что командир оскандалившегося истребительного полка полковник Савельев и его заместитель подполковник Виноградов , не сумевшие организовать отпор американцам, были отданы под суд и понижены в должностях. Для укрепления государственной границы из Подмосковья на Дальний Восток командование ВВС срочно перебросило 303-ю истребительную авиадивизию, вооруженную реактивными МиГ-15. Такие боевые машины с американцами могли биться на равных. Возможно, именно по этой причине F-80 больше в советском небе не появлялись. Хотя в продолжавшейся войне на Корейском полуострове «Шустинг стары» с МиГами сражались, и не раз.

Любопытно, что в Соединенных Штатах об этой истории вспомнили лишь, когда закончилась «холодная война» — в 1990 году. В «Вашингтон пост» появилась статья под названием «Моя короткая война с Россией». Ее автор — Олтон Квонбек , бывший сотрудник ЦРУ и сенатского комитета по разведке. А еще — бывший пилот одного из двух американских истребителей, штурмовавших аэродром Сухая Речка в 1950 году. Квонбек снова отстаивал версию о навигационной ошибке, которая, будто бы, привела к серьезнейшему международному инциденту, улаживать который пришлось даже ООН. Якобы виной всему низкая облачность и сильный ветер. В статье американского аса говорится: «Я не знал, где мы находимся. Через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге на запад шел грузовик». Квонбек, по его словам, решил догнать автомашину. Она и привела к аэродрому. Автор статьи утверждает, что ему показалось, будто это северокорейский военный аэродром Чхонджин. «На аэродроме стояло много самолетов — мечта любого летчика, — продолжает он. — На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Время на принятие решения почти не было, топливо тоже было на исходе… Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я». «Для русских это было, как Перл-Харбор», — не отказал себе в сильном преувеличении Квонбек.

К сожалению, уже нет в живых одного из наших героев войны в Корее генерал-лейтенанта Георгия Лобова, командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом. Но остались воспоминания генерала. В то, что американцы бомбили советский аэродром по ошибке, он не верил. По свидетельству Лобова, никакой низкой облачности над Сухой Речкой в тот день не было. Наоборот, светило яркое солнце, что исключало потерю ориентировки пилотами F-80. По данным советского генерала, очертания тихоокеанского побережья на подходе к цели были прекрасно различимы с воздуха, а они совсем не похожи на те, что вблизи корейского аэродрома Чхонджин. Это обстоятельство, а также послевоенный послужной список Олтона Квонбека, ставят под сомнение версию Вашингтона и искренность его извинений перед Советским Союзом.

Однако в любом случае это не единственная тайна тех событий. Как уже говорилось, в архивных документах Министерства обороны и Министерства иностранных дел СССР говорится лишь о разбитых и поврежденных в результате внезапной штурмовки советских самолетах. И ни слова — о человеческих потерях. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы. А может быть, дело в старой советской традиции? Главное — пересчитать разбитую технику. А мужиков бабы еще нарожают. У нас и в Великую Отечественную павших закапывали где и как попало, не заботясь об отметке на карте. Вот седьмой десяток лет и бродят по местам боев поисковые отряды. И долго еще бродить будут.

Мотоциклисты Приморья напомнили жителям края, да и всей России, об исторической дате, которую давно забыли. 8 октября 2015 года исполнилось ровно 65 лет с того момента, когда самолеты США нанесли удар по советской территории. В 1950 году два истребителя ВВС США Локхид F-80C "Шутинг Стар" ("Метеор") нарушили государственную границу СССР и атаковали советский военный полевой аэродром "Сухая Речка" в Хасанском районе Приморья. В результате обстрела были повреждены семь самолетов советской эскадрильи, один самолет сгорел полностью, сообщает РИА PrimaMedia.

Тем не менее, американцы продолжали отстаивать версию об ошибке пилотов вплоть до 1990 года.

О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится "братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году". Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

Справка: Сухая Речка расположена на одноименной реке, в 2 км от ее впадения в бухту Перевозную Амурского залива. Село связано автомобильной дорогой длиной 26 км с трассой А 189 Раздольное - Хасан. Расстояние до райцентра, поселка Славянка, по дороге составляет 54 км, до Владивостока - около 154 км. Ближайшая железнодорожная станция Кедровая расположена в 1 км к югу.

На поиски памятника

Мотоциклисты Владивостока нашли памятник. Как рассказал представитель мотообъединения Приморского края "Русские самураи" Андрей Белоконь , идея найти памятник погибшим советским летчикам при бомбардировке советской территории американцами возникла из-за того, что историю начали забывать.

"Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы. У нас и в Великую Отечественную павших закапывали где и как попало, не заботясь об отметке на карте. Вот уже 65 лет и бродят по местам боев поисковые отряды. И долго еще бродить будут, - отметил Андрей Белоконь. - Вряд ли в школах на уроках истории вспоминают эти события, да и взрослое население края не знает тех трагических дней, которые произошли 65 лет тому назад. Правда, от памятника остался один железный остов, табличка с датой пропала, по всей вероятности, уже давно, в списках памятников Приморского края он числится, но нигде не было ни одной фотографии с точным указанием места его расположения".

Мотоциклисты Владивостока отправились на поиски памятника. Фото: Дмитрий Семенов (Брест), "Русские самураи" Владивосток

На поиски памятника отправился Дмитрий Семенов (Брест). По его словам, чтобы найти братскую могилу и сам памятник пришлось немного поплутать.

"Местное население практически не помнит тех событий и не знает, что за памятник стоит на окраине села. Полазив по кустам и оврагам, я его, конечно же, нашел - он стоит у дороги ведущей к станции. Найти его достаточно просто (для тех, кто знает). Видно, что он никому не нужен, таблички нет, весь грязный. Разгребал кусты, плиты почистил от земли и сфотографировал сам "памятник", - рассказал Дмитрий Семенов.



Все, что осталось от памятника. Фото: Дмитрий Семенов (Брест), "Русские самураи" Владивосток

Воспоминание непосредственного участника тех событий, летчика 821-го полка Владимира Николаевича Забелина:

"821-й полк проводил учение с перебазированием авиации и наземного обеспечения. Полк перебазировался, расставили все три эскадрильи по стоянкам, а 8 октября прилетели два "Шутинга", и нанесли удар по стоянкам. Официальные отчеты и то, что я видел, несколько расходятся. Считается, что 1 самолет взорвался, и еще 6 самолетов было сильно повреждено. На самом деле было повреждено более 20 самолетов, а в полку по штату всего 40 самолетов должно быть. В официальных документах: они сделали один заход, и ушли. А на самом деле они сделали 2 захода. Расстреляли самолеты "Кингкобры", стоящие по линейке. Вот такая ситуация. И никаких "МиГов" там не было. Американцы самолеты своего производства расстреляли".

Действия Корейской войны распространились на территорию СССР

Той осенью вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Их самолеты совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз.

Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.

Серия нападений США на СССР

В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно "Пластун", входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче - Тихоокеанский флот), в результате чего погиб командир судна капитан-лейтенант Колесников. Часть членов экипажа была ранена. Противник отошел только после того, как был открыт ответный огонь.

4 сентября 1950 года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 км к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж "Бостон" ст.лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его 2 наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя "Бостон" загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли. Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке.

7 октября 1950 года в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми "Кингкобрами", полученными еще в годы Великой Отечественной войны, передислоцировались в район Сухой Речки Хасанского района Приморского края. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте и в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь.

9 октября СССР представил в ООН официальную ноту протеста. Не могли понять – или это начало Третьей мировой войны, или ошибка пилотов. 20 октября президент США Гарри Трумэн, выступая в ООН, признал вину США и выразил сожаление, в том, что американские вооруженные силы оказались замешанными в инциденте с нарушением границы СССР и нанесении ущерба советской собственности. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду военного трибунала, а нападение на территорию Советского Союза стало "результатом навигационной ошибки и плохого расчета" пилотов.

Несмотря на то что инцидент казался исчерпанным, немедленно была перебазирована из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия. Имевшая в своем составе реактивные "МИГ-15". В войсках ввели боевое дежурство. Обстановка в частях была тревожная.

Хроники необъявленной советско-американской воздушной войны:

8 апреля 1950 года американский разведчик нарушает рубежи СССР в районе военно-морской базы в Либаве. Четверка истребителей Ла-11 сбивает разведчика со всем экипажем из десяти человек.

В мае 1950 года два истребителя F-51 "Мустанг" в небе над Чукоткой встречаются с парой Ла-11. В бою сбит один "Мустанг".

В декабре 1950 года пара МиГ-15 в Приморье сбивает над морем разведчик РБ-29.

7 октября 1952 года "Суперкрепость" Б-29 вторгся в небо над Курилами, открыл огонь из своих пушек по двум патрульным МиГам и был тут же сразу уничтожен.

18 ноября 1951 года произошел воздушный бой между четырьмя советскими истребителями МиГ-15 и группой истребителей ВВС США Ф-9 над заливом Петра Великого. Сбиты два наших самолета, еще один из патрулировавших тот район разбился из-за аварии (отказ двигателя). У американцев только один самолет получил повреждения.

Восьмого октября 1950 года в 16.17 по местному времени два американских истребителя F-80C «Шутинг Стар» из состава 49 FBG вторглись в советское воздушное пространство и, углубившись почти на сто километров, атаковали советский военный полевой аэродром «Сухая речка».

Атаковали американцы аэродром авиации Тихоокеанского флота, куда, на время учений перебазировались 821-й ИАП 190-й ИАД. Под удар американских истребителей попала 1-ая авиаэскадрилья 821-ого полка, находившаяся в тот момент на боевом дежурстве.
По официальным данным были повреждены 7 самолетов эскадрильи, один из них - Р-63 был полностью уничтожен, остальные получили повреждения разной степени тяжести.


Белл P-63 «Кингкобра» — американский истребитель-бомбардировщик. США поставило в СССР по ленд-лизу примерно 2400 самолетов этой модели.

Американские самолеты совершили два захода с обстрелом аэродрома, после чего удалились в сторону государственной границы.
В момент атаки на аэродром командир полка полковник Савельев В.И. находился в наземных войсках с начштаба авиакорпуса, организуя взаимодействие на период учений. Вместо него за командира полка на аэродроме оставался зам. командира полка подполковник Виноградов Н.С., который вместо того, чтобы дать сигнал на вылет дежурной АЭ, высадил лётчиков из самолётов. Позволило ли именно это нанести американцам урон и остаться безнаказанными? Но могли ли Кингкобры противостоять F-80?


На фото: Советские авиатехники ремонтируют двигатель истребителя Р-39 «Аэрокобра», также поставлявшегося в СССР из США по программе ленд-лиза, в полевых условиях. Необычность компоновочной схемы данного истребителя заключалась в размещении двигателя за кабиной летчика вблизи центра масс

Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка». Из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные "МИГ-15".


Снимок подписан: 821-й ИАП. Забелин на крыле «Кобры». Конец 1950 г.

По воспоминаниям В. Н. Забелина, бывшего начальника службы безопасности полетов 76 Воздушной Армии и служившего в 821-й ИАП, американцы уничтожили более 20 самолетов. Нападение он считал провокацией. Очертания тихоокеанского побережья на подходе к цели были прекрасно различимы с воздуха и совсем не похожи на те, что вблизи корейского аэродрома Чхонджин. К тому же в день налета была ясная и солнечная погода, что исключала потерю ориентировки американскими пилотами.
Позднее американские лётчики объясняли свои действия ошибкой в навигации (радионавигации тогда не было); красные звезды с белым ободком на фюзеляжах самолётов лётчики приняли за опознавательные знаки северокорейцев.


Истребители Р-63 «Кингкобра» на аэродроме Буффало, перед отправкой в СССР.

На следующий день после налёта представитель СССР выступил с официальным протестом в ООН. Через 11 дней президент США Гарри Трумэн выступил с обращением, в котором признал вину США, предложил «…предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности» и сообщил о том, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от должности, а лётчики отданы под трибунал.


На фото: Гарри Трумэн (в центре) посещает штаб-квартиру ООН. Снимок сделан 3 июля 1953 года.

Непосредственные участники атаки Олтон Квонбек и Аллен Дифендорф прослужили в ВВС 22 и 33 года. Олтон Квонбек затем работал в ЦРУ и комитете Сената по разведке. В 1990 году в «Вашингтон пост» он написал статью «Моя короткая война с Россией», в которой снова отстаивал версию о навигационной ошибке, которая, будто бы, привела к серьезнейшему международному инциденту, улаживать который пришлось даже ООН. Он писал: «Я не знал, где мы находимся. Через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге на запад шел грузовик».

Для того, чтобы вы могли оценить крюк, который сделали американские летчики посмотрите на следующую карту:


Расстояние по прямой между аэропортом Чхонджин и Сухой речкой примерно 200 км.

Квонбек же, по его словам, решил догнать автомашину. Она и привела к аэродрому. Ему показалось, будто это северокорейский военный аэродром Чхонджин. «На аэродроме стояло много самолетов - мечта любого летчика, - продолжает он. - На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Время на принятие решения почти не было, топливо тоже было на исходе… Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я».
«Для русских это было, как Перл-Харбор,» - писал Квонбек.
Многим специалистам сама идея о том, что два пилота не знали, где они находятся, не знали места расположения Советской границы, и были не способны понять, что за аэродром они атакуют, кажется невероятной.


На снимке советские военные после окончания академии - 12.1957-05.1958, зам.командира полка, подполковник ВВС ТОФ аэродром Сухая Речка г. Ворошилов-Уссурийск. Это единственный обнаруженный мной в Сети снимок, который относится к аэродрому Сухая Речка и людям, служившим на нем.

Согласно советской версии человеческих жертв при налете в полку не было, что подтверждает и В. Н. Забелин. Однако, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится "братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году". Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка. Неравнодушные жители Владивостока нашли этот памятник:

«Правда, от памятника остался один железный остов, табличка с датой пропала, по всей вероятности, уже давно, в списках памятников Приморского края он числится, но нигде не было ни одной фотографии с точным указанием места его расположения» - сообщает нашедший его человек. Могли ли перепутать его с еще тремя памятниками, установленными над другими захоронениями, находящимися в этом же районе, сказать трудно.
Сам аэродром был заброшен с конца 1950-х. На 1 января 2005 года население составляло 19 человек.


Есть под Севастополем Сухая речка, она же Куру-Узень (тюркский вариант названия), она же Ксеро-Потамос (вариант новогреческий), причем все три идентичны, как говорят языковеды, «кальки». Эта речка — левый приток Черной, впадающей в нее у . Приток пересекает шоссе Севастополь — Ялта на 17-м километре, а далее следует вдоль шоссе, на несколько десятков метров ниже.

Казалось бы, что тут интересного? Едешь в автобусе в Ялту , а под тобой невидимая (обрыв слишком крут) течет рядом река. Или не течет — пересохла. Словом, картина привычная.

Если посмотреть на подробную карту (на других Сухая речка по малости своей не обозначена), то ее истоки выглядят так: по Варнутской долине бежит ручей Варнутка, в нижней части долины он сливается с другим, безымянным, текущим перпендикулярно ему. От их слияния и начинается Сухая речка. А происходит это слияние, если верить картам, на 23-м километре шоссе Ялта — Севастополь.

Иной раз и посомневаться не мешает. В данном случае сомнение оправданно: карты ведь могут устареть. Еще в 1970-1973 гг. при строительстве новой дороги на 22-м километре были произведены значительные земляные работы. В результате возникла высокая насыпь (нечто вроде плотины), полностью перекрывшая русло. Таким образом, 23-й километр отпадает — карты требуют корректировки.

Почему мне захотелось обследовать каньон Сухой речки? Опыт научил, что интересное и неожиданное всегда рядом — стоит только протянуть руку. (Пример тому — Килен-балка, о которой уже шла речь). Сотни раз я проезжал по Ялтинскому шоссе, направляясь на Южный берег, и всегда вытягивал шею, пытаясь заглянуть вниз, через край откоса. Что там, на дне каньона? Но сверху был виден только противоположный склон, заросший лесом. Каждый раз я давал себе слово, что пройду его сверху донизу, но всегда находились другие — дальние маршруты. А Сухая речка была «под рукой» и, конечно, откладывалась на потом.

И вот настал день, когда я, решительно отказавшись от всех заманчивых предложений, отправился к верховьям каньона. Было это в начале ноября 1984 г. Три последних года в районе Севастополя стояла засуха. Чернореченское водохранилище обмелело, на нем появились никогда не виданные острова и косы. При таких условиях я был уверен, что пройду речку из конца в конец по сухому дну без всяких хлопот.

Высадился я из утреннего пригородного автобуса на 23-м километре Ялтинского шоссе, у поворота в село Резервное. Дорога в село пересекает русло Сухой речки почти в месте ее возникновения. Именно здесь — читатель это уже знает — сливаются ручьи Варнутка и безымянный, рождая (как я тогда думал) Сухую речку. Здесь же начинается и каньон. Левый его берег — высокий крутой склон, усеянный темными пятнами можжевельника; правый более полог, причем настолько, что по вырубленной в нем полке проходит шоссе, ограниченное откосом. Отдельные валуны, сваленные вниз при строительстве, достигли дна русла.

Русло, как я и ожидал, было совершенно сухим, лишь изредка встречались высыхающие лужи. Шел по нему, путаясь в длинных тонких плетях засохших водных растений. В одном месте был, очевидно, плес; сейчас это широкая поляна, как бы выстланная сеном — теми же водными растениями.

Местами высохшее русло тянется прямо, заключенное между параллельными берегами, на которых ровными рядами выстроились деревья. Была пора листопада, и листья, целыми стаями срывавшиеся при порывах ветра, густо устилали землю. Ощущение такое, будто идешь по аллее старого, несколько запущенного парка.

Пройдя километр, я и сделал открытие. Первый отрезок Сухой речки здесь заканчивался. Русло на протяжении примерно ста метров было завалено землей и каменными глыбами (издержки дорожного строительства) да еще и забетонировано. Здесь в речку впадал справа, если была, конечно, вода, скромный приток — ручей Суук-Су («холодная вода»), образовавший живописный лесистый овраг Суук-Су-Дере. Чтобы пропустить ручей, под дорогой построили тоннель длиной более тридцати метров, шириной и высотой около трех. По этому сумрачному переходу можно пройти в урочище. Там, кстати, есть площадка для отдыха, где останавливаются автомобилисты. Именно отсюда теперь начинается Сухая речка, ставшая на километр короче.

Дальше для стока воды оборудованы (материал — железобетон) водобойные уступы, образовавшие настоящую лестницу великанов, за нею подлинные «джунгли» из кустов и лиан, берега резко повышаются, уходя в небо вершинами гор. Местами склоны сочатся влагой, покрыты пятнами мхов и лишайников, но русло по-прежнему сухо. Тропы нет — приходится пробираться то среди густого подлеска левого берега, то, прыгая с валуна на валун, по руслу. За три сухих года оно успело зарасти колючими плетями ожины, нещадно цепляющейся за одежду.

И вот первая ботаническая достопримечательность — могучий дуб диаметром метра в полтора, на высоте около метра он делится на четыре ствола, тоже внушительной толщины. Между ними образовалась площадка, на которой могут свободно встать четыре человека.

Неожиданно нога моя ступает на давно нехоженую тропу, рядом с которой и первый след человека — очень старое кострище. Шума машин с дороги почти не слышно — шоссе ушло вверх по склону. Стены каньона сблизились; иду по руслу, усеянному валунами.

Склоны то сужаются, то расширяются. Лес на левом берегу становится похожим на осенний парк. Поляны, широкие тропинки, следы многочисленных привалов… Но правый по-прежнему крут и обнажен — сплошная каменная осыпь. Один вид сменяется другим — удивительное разнообразие! Вначале вырисовывается вершина довольно высокой горы — высота ее более 500 м над уровнем моря. Это слева. А справа известковая круча, за которой следует 20-метровая вертикаль совершенно гладкой скалы, под ней — небольшое озерцо в русле бывшей реки. Вода черная, как тушь, в ее матовой поверхности четко отражается скала.

От этого места в русле все чаще встречаются лужи — выходят на поверхность подрусловые воды Сухой речки, У пересечения ее с грунтовой дорогой остановимся. Дорога уходит влево по широкой залесённой балке, и если мы свернем туда, то сможем осмотреть место, где в 1980 г. совершено интересное археологическое открытие.

…Однажды из Балаклавы пришли в Херсонесский заповедник два школьника и сообщили, что ими обнаружена неизвестная пещера, а в ней лежат кости и разные предметы. Захоронения в пещерах — не редкость под Севастополем, их находили часто, но все они были разграблены еще в древности или в средние века. Поэтому археологи, отправляясь в пещеру, на многое не рассчитывали. Но то, что они увидели, превзошло все ожидания: пещера оказалась совершенно не тронутой. Основные раскопки были окончены в течение месяца, и все предметы, находившиеся в верхнем, наиболее доступном для расхищения слое, вывезены в музей.

Мне тогда не удалось побывать в пещере, все время что-то мешало, но в феврале 1981 г. экскурсия, наконец, состоялась. Доехали рейсовым автобусом по Ялтинскому шоссе до поворота на , а потом — пешком в горы.

Зима в том году выдалась очень теплой: на окраине села мы прошли мимо цветущей сливы, в лесу цвел кизил. Через сорок минут подъема по дороге, ведущей в сторону моря, увидели пещеру. Вход в нее просматривался на противоположном склоне глубокой, сплошь заросшей лиственным лесом лощины, и нам предстоял вначале нелегкий спуск по просеке, а затем такой же подъем на кручу. Под деревьями земля была покрыта толстым слоем дубовых листьев, сквозь которые всюду пробивались подснежники. Я никогда не видел их сразу в таком количестве. Это убеждало, что место посещается редко. Наконец последнее препятствие — отвесный участок высотой около двух метров, и мы на небольшом карнизе у входа в пещеру (прим. грот Каймос).

Высокий треугольный портал, далее 28-метровый прямой ход в глубь горы, посередине его — ответвление вправо; здесь открыты наиболее древние из захоронений. Пещера служила склепом начиная с VIII в. до н. э. и кончая XIV-XV вв., о чем можно судить по находкам (украшения, бытовые предметы), научная ценность которых неоспорима.

В пещере сухо, только в двух-трех местах по капле сочится вода, на потолке — слабые натечные образования. Я ушел один в дальний угол, зажег свечу и прислушался. Сверху доносился странный шум, как будто ветер шумел в ветвях. Поднял свечу, но потолок здесь повышался и тонул во мраке — ничего не было видно. Наш проводник объяснил, что это один из двух пчелиных роев, вместе с большой совой составляющих все «население» пещеры.

Обратный путь пролегал в том направлении, где тальвег лощины пересекался с руслом Сухой речки. Мы шли, утопая в листьях, они шуршали так сильно, что невозможно было расслышать слова идущего впереди. Вскоре донесся шум автотранспорта на Ялтинском шоссе и говор реки, которая на этот раз — после недавних ливней — совсем не желала оправдывать свое имя. Она завивалась немыслимыми водоворотами, грохотала каскадами по валунам. Мои резиновые сапоги оказались как нельзя кстати, а спутникам пришлось упражняться в прыжках с камня на камень, рискуя принять освежающую ванну.

Но продолжим нашу прогулку вдоль русла Сухой речки. Дорога, идущая вправо от переправы через нее, выведет нас наверх, где неподалеку от шоссе расположились строения дорожной службы. Это место издавна называется и связано с именем участника обороны Севастополя 1854-1855 гг., который командовал батареей на знаменитом Камчатском люнете. Впечатление, производимое на современников личностью командира батареи, лучше всего выразил другой участник обороны — П. Алабин: «Надобно видеть этого громовержца, стоящего бестрепетно в урагане смерти и обдуманно поражающего врагов, тогда как десятки его товарищей и подчиненных падают вокруг… Да, надо видеть этих героев, чтобы научиться благоговеть перед ними…».

Вернемся, однако, в ноябрь 1984 г. После пересечения русла С дорогой, ведущей на Торопову дачу, я стал свидетелем «маленького чуда»: Сухая речка вдруг ожила! Откуда же взялась в русле вода? Очевидно, в этом месте — другого объяснения не вижу — бьют родники. Один за другим следуют миниатюрные водопады, стекающие с обточенных валунов; вот и глубокий омут под навесом из диких скал, густо увитых плющом. А впереди — отвесный пик, у основания которого скопилось целое озеро — искупаться можно. Со скалы свисают к воде папоротники…

Поток настолько расширился, что его уже не перепрыгнешь — в одном месте даже устроен примитивный мост — поваленное бревно. Прошел я так метров триста и вдруг… Да, приходится повторить это слово: и вдруг все кончилось. Река вновь исчезла, ушла под землю, русло ее совершенно сухо. Дальше она еще дважды выходит на поверхность, но уже в виде слабеньких ручейков.

Ущелье кончилось, впереди ровная и довольно широкая долина, которая затем опять сужается сдвинувшимися склонами. В узком месте устроена плотина, и часть долины занята зеркалом большого пруда. Это третий по величине водоем в окрестностях Севастополя — не верится, что его создала Сухая речка, которой, собственно говоря, и не существует. Но я помню март 1978 г., когда по ее руслу несся такой мощный поток, что перейти его вброд не было какой возможности. Вода переливалась поверх плотины и обрушивалась с нее грохочущим водопадом.

Евгений Витальевич Веникеев «Севастопольские маршруты. Путеводитель»

Фото

Сухая речка зимой Настоящие джунгли Сухореченский каньон
Сухая речка Водопадик на Сухой речке Грот, да не тот…
Грот Каймос О нем писал Веникеев Вид из грота Каймос
Натечности Грот Каймос Грот Каймос