Ермак западная сибирь. Поход ермака. Список использованных источников

). Деятельное участие в оснащении отряда всем необходимым приняли купцы Строгановы . Казаки Ермака прибыли в Пермский край по приглашению Строгановых в 1579 году для защиты их владений от нападений вогулов и остяков . Поход осуществлялся без ведома центральных властей, и Карамзин назвал его участников «малочисленной шайкой бродяг». Костяк завоевателей Сибири составили донские казаки в числе пяти сотен во главе с такими атаманами как Иван Кольцо , Матвей Мещеряк , Никита Пан , Яков Михайлов. Помимо них в походе принимали участие татары, немцы и литва . Войско было погружено в 80 стругов

Переход через «Камень»

Разгром Сибирского ханства

Первая стычка казаков с сибирскими татарами произошла в районе современного города Туринск (Свердловская область), где воины князя Епанчи обстреляли струги Ермака из луков. Здесь Ермак при помощи пищалей и пушек разогнал конницу мурзы Епанчи. Затем казаки без боя заняли городок Чинги-туру (Тюменский район). На месте современной Тюмени было взято множество сокровищ: серебро, золото и драгоценные сибирские меха.

Голодная зима

Зимой 1584/1585 года температура в окрестностях Кашлыка падала до -47°, начинали дуть ледяные северные ветры. Глубокие снега делали невозможной охоту в таежных лесах. В голодное зимнее время волки собирались большими стаями и появлялись подле человеческих жилищ. Стрельцы не пережили сибирскую зиму. Они погибли поголовно, так и не приняв участия в войне с Кучумом. Умер и сам Семен Болховской, назначенный первым воеводой Сибири. После голодной зимы численность отряда Ермака катастрофически сократилась. Чтобы сберечь уцелевших людей, Ермак старался избегать столкновений с татарами .

Восстание мурзы Карача

После похода

В конце сентября 1585 года в Кашлык прибыло 100 служилых людей под командой Ивана Мансурова, посланных на помощь Ермаку. В Кашлыке они никого не застали. При попытке возвратиться из Сибири путем своих предшественников - вниз по Оби и далее «через Камень» - служилые люди были вынуждены из-за «смерзения льда» поставить «град над Обью против устья реки» Иртыша и в нем «седоша зимовати». Выдержав здесь осаду «от множества остяков», люди Ивана Мансурова летом 1586 г. возвратились из Сибири.

Третий отряд, прибывший весной 1586 г. и состоявший из 300 человек под руководством воевод Василия Сукина и Ивана Мясного, привез с собой «письменного голову Данилу Чулкова » «для заведения дел» на месте. Экспедиция, судя по ее результатам, была тщательно подготовлена и экипирована. Для утверждения в Сибири власти русского правительства она должна была основать первый сибирский правительственный острог и русский город

В то время как неудачи на западе сильно огорчали Ивана Грозного, нежданно его порадовало завоевание на востоке огромной Сибири.

Еще в 1558 году царь подарил богатому промышленнику Григорию Строганову большие незаселенные земли по обе стороны реки Камы до Чусовой на протяжении 146 верст. Григорий Строганов с братом Яковом, по примеру отца, нажившего громадное состояние в Сольвычегодске соляным промыслом, задумал завести соляные варницы в большом размере в новом краю, заселить его, завести хлебопашество и торговлю. Заселение пустопорожних мест, заведение новых промыслов было, конечно, очень выгодно для всего государства, и потому царь не только охотно уступал земли предприимчивым промышленникам, но давал им и большие льготы.

Строгановым дано было право призывать в свои земли свободных людей, творить суд над поселенцами, которые на двадцать лет избавлялись от всяких податей и повинностей; потом дано право строить укрепления и держать вооруженные отряды для обороны от нападений соседних народцев (остяков, черемисы, ногаев и др.). Наконец, позволено было Строгановым набирать себе охочих людей, казаков, и ходить войной против враждебных инородцев. Скоро Строгановым пришлось столкнуться и с племенами, жившими по соседству, за Уральскими горами. Здесь, на берегах рек Тобола, Иртыша и Туры, находилось татарское царство; главный город назывался Искер, или Сибирь, на реке Тоболе; по имени этого города и все царство называлось Сибирским. Раньше сибирские ханы искали покровительства московского царя, одно время платили ему даже ясак (дань) мехами, но последний хан Кучум выказал вражду к Москве, бил и брал в плен остяков, плативших ей дань; а царевич сибирский Махмет-Кул ходил с войском на реку Чусовую проведывать пути к строгановским городкам, причем побил здесь много московских данников, жен и детей их забрал в плен. Строгановы уведомили об этом Ивана Грозного и челом ему били позволить им укрепиться за Уралом, держать для обороны и там огненный наряд (артиллерию) и на свой счет набирать добровольцев для борьбы с ханами Сибири. Царь позволил. Это было в 1574 году. Григория и Якова Строгановых уже не было в живых. Дело продолжали их младший брат Семен и дети: Максим, сын Якова, и Никита, сын Григория.

Навербовать дружину удальцов в то время было нетрудно.

По южным и восточным степным окраинам Московского государства, как было сказано, являются еще с XV века вольные, гулящие люди, охочие до войны, – казаки. Одни из них жили по станицам, несли государеву службу, обороняли границы от нападений разбойничьих татарских шаек, а другие, в полном смысле вольные «степные птицы», уходили из-под всякого надзора, «гуляли» в степном раздолье, нападали, на свой страх, на татар, грабили их, охотились в степи, рыбачили по рекам, разбивали купеческие караваны татарские, да и русским купцам порою спуску не давали... Шайки таких казаков гуляли и по Дону, и по Волге. На жалобы ногайского хана, что казаки, несмотря на то что он в мире с Москвой, грабят татарских купцов на Дону, Иван Грозный отвечал:

«Эти разбойники живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы и прежде посылали не один раз, чтобы их переловить, но люди наши добыть их не могут».

Изловить в широких степях шайки этих «воровских» казаков, как их звали, действительно было очень мудрено.

Ватагу такой казацкой вольницы, более 500 человек, привел на службу Строгановым атаман Василий Тимофеев, по прозвищу Ермак. Это был удалец богатырской силы, притом очень ловкий, сметливый... Главными помощниками Ермака были Иван Кольцо, за свои разбои осужденный на смерть, но не пойманный, Никита Пан и Василий Мещеряк, – все это были молодцы, прошедшие, как говорится, огонь и воду, не знавшие страха. Походили на них и остальные товарищи Ермака. Таких-то людей, готовых на все, и надо было Строгановым. Они хотели не только оборонить свои владения от набегов сибирского царя, но дать ему острастку, чтобы надолго отвадить от нападений. Для этого решено было напасть на Кучума в его собственной Сибири. Это предприятие, сулившее и добычу хорошую, и славу воинскую, пришлось очень по душе Ермаку и его молодцам. Строгановы снабдили их всем нужным: съестными припасами, ружьями, даже небольшими пушками.

К отряду Ермака присоединилось еще несколько десятков удальцов-охотников, так что всего в отряде насчитывали 840 человек. Забрав с собою вожатых, знавших хорошо речные пути, и толмачей, Ермак 1 сентября 1582 года отправился с удалой дружиной в Сибирь искать счастья.

По наветам одного воеводы, недоброхота Строгановых, царь приказал им вернуть Ермака и не задирать сибирского «Салтана»; но царская грамота пришла поздно: казаки были уже далеко.

Сначала плыли они на стругах и челнах вверх по реке Чусовой; затем повернули в реку Серебрянку. Труден был этот путь, в иных местах по мелководью приходилось плыть на плотах. Из Серебрянки люди Ермака перевезлись волоком чрез проходы в Уральском хребте в реку Жаровлю, впадающую в Тагил, отсюда спустились в реку Туру. До сих пор казаки никакой помехи не встречали; редко даже и людей по берегам видели: земля здесь была дикая, почти совсем безлюдная. По реке Туре пошло люднее. Здесь впервые встретили городок (теперь город Туринск), где властвовал сибирский князек Епанча. Тут пришлось уже в дело пустить оружие, потому что с берега стали по казакам Ермака стрелять из луков. Они дали залп из ружей. Несколько татар упало; остальные в ужасе ударились в бегство: никогда еще они не видали огнестрельного оружия. Городок Епанчи был разорен казаками. Скоро пришлось им и другую толпу татар разогнать пальбой. Захваченных в плен настращали выстрелами, показывали им, как пули пробивают их доспехи, и добыли от них сведения о Кучуме и силах его. Некоторых из пленников Ермак нарочно отпускал на волю, чтобы они разносили всюду страх своими рассказами о чудесном свойстве русского оружия.

– Сильны русские воины, – говорили они, по свидетельству летописи, – когда стрельнут из своих луков, тогда огонь из них пышет, дым великий исходит и как будто гром грянет. Стрел не видно, а ранят и насмерть бьют. Ущититься от них никакими доспехами нельзя; куяки, панцири и кольчуги наши – все пробивают насквозь!

На ружье, конечно, более всего и надеялась горсть храбрецов во главе с Ермаком, задумавшая не более, не менее, как завоевать целое царство и покорить десятки тысяч людей.

Карта Сибирского ханства и похода Ермака

Казаки плыли вниз по Тоболу, и не раз приходилось им разгонять выстрелами толпы туземцев. Владетель Сибири Кучум хотя и был напуган и рассказами беглецов о больших силах врага и разными зловещими предсказаниями, но сдаваться без боя не намерен был. Собрал он все свое войско. Сам расположился станом на берегу Иртыша, близ устья Тобола (неподалеку от нынешнего города Тобольска), на горе Чувашево, устроил здесь новую засеку на всякий случай, а царевича Махмет-Кула отрядил с большим войском вперед, навстречу казакам Ермака. Он встретил их на берегу Тобола, при урочище Бабасан, завязал битву, но не мог осилить их. Они плыли вперед; на пути взяли еще один сибирский городок; нашли тут богатую добычу, забрали с собою и отправились дальше. При впадении Тобола в Иртыш татары снова настигли казаков и осыпали их стрелами. Люди Ермака отбили и это нападение, но у них было уже несколько убитых, и почти все были переранены стрелами. Дело становилось горячим. Татары, верно, разглядели, что врагов не слишком-то много, и всеми силами налегли на них. Но Ермак был уже недалеко от столицы; скоро должна была решиться участь его сибирского похода. Надо было выбить Кучума из его засеки и овладеть столицей. Призадумались было казаки: силы у Кучума было гораздо больше – на каждого русского, пожалуй, по двадцати татар приходилось. Собрались казаки в круг и стали толковать, как быть: вперед ли идти или назад вернуться. Одни стали говорить, что надо вернуться; другие и сам Ермак иначе рассуждали.

– Братцы, – говорили они, – куда нам бежать? Осень уже: в реках лед смерзается... Не примем худой славы, укоризны на себя не положим, будем надеяться на Бога: Он и беспомощным помощник! Вспомним, братцы, обещание, какое мы дали честным людям (Строгановым). Назад со стыдом возвратиться из Сибири нам нельзя. Коли Бог нам поможет, то и по смерти память наша не оскудеет в этих странах, и слава наша вечна будет!

Согласились с этим все, порешили – оставаться и до смерти биться.

На рассвете, 23 октября, казаки Ермака двинулись на засеку. Пушки и ружья сослужили теперь им свою службу. Татары из-за своей ограды пускали тучи стрел, но мало вреда причиняли русским удальцам; наконец сами проломали свою засеку в трех местах и ударили на казаков. Начался страшный рукопашный бой. Тут уж ружья не помогали: приходилось рубиться мечами или схватываться прямо руками. Оказалось, что люди Ермака и здесь себя показали богатырями: несмотря на то что враги были в двадцать раз многочисленнее, казаки сломили их. Махмет-Кул был ранен, татары смешались, многие упали духом; иные подвластные Кучуму сибирские князьки, видя, что враги одолевают, оставили бой. Кучум бежал сначала в свою столицу Сибирь, захватил здесь свои пожитки и бежал дальше.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895

26 октября казаки Ермака заняли покинутую жителями Сибирь. Приуныли было победители в пустом городе. Их сильно уж поубавилось: в последнем только сражении пало их 107 человек; было немало раненых и больных. Идти дальше им стало уже невмочь, а между тем запасы у них кончились и наступала лютая зима. Голод и смерть грозили им...

Но чрез несколько дней остяки, вогуличи, татары со своими князьками стали приходить к Ермаку, бить ему челом, – приносили ему дары и разные припасы; он же приводил их к присяге государю, обнадеживал их его милостью, обходился ласково и отпускал без всякой обиды в их юрты. Казакам строго было запрещено обижать покорившихся туземцев.

Зиму провели казаки спокойно; только Махмет-Кул напал было на них, Ермак разбил его, и он несколько времени не беспокоил казаков; но с наступлением весны думал было врасплох напасть на них, да сам попал впросак: казаки подстерегли врагов, напали на них сонных ночью и захватили в плен Махмет-Кула. Ермак обошелся с ним очень приветливо. Плен этого храброго и ретивого татарского витязя был ударом для Кучума. В это время на него шел войной его личный враг, один татарский князь; наконец, свой воевода изменил ему. Дела Кучума были совсем плохи.

Лето 1582 года казаки провели в походах, покоряя татарские городки и улусы по сибирским рекам Иртышу и Оби. Между тем Ермак дал знать Строгановым, что он «салтана Кучума одолел, стольный город его взял и царевича Махмета-Кула полонил». Строгановы спешили обрадовать этою вестью царя. Скоро явилось в Москву и особое посольство от Ермака – Иван Кольцо с несколькими товарищами – бить челом государю царством Сибирским и поднести ему в дар драгоценные произведения завоеванной Сибири: меха собольи, бобровые и лисьи.

Давно уже, говорят современники, не бывало такой радости в Москве. Молва, что не оскудела милость Божия к России, что Бог послал ей новое обширное Сибирское царство, быстро разносилась в народе и радовала всех, привыкших слышать за последние годы только о неудачах и бедствиях.

Грозный царь принял Ивана Кольцо милостиво, не только простил его с товарищами за прежние их преступления, но щедро наградил, а Ермаку, говорят, послал в подарок шубу с плеча своего, серебряный ковш и два панциря; но что важнее всего – отправил в Сибирь воеводу, князя Волховского, со значительным отрядом войска. Очень уж немного удальцов оставалось под рукою Ермака, и трудно ему было бы удержать свое завоевание без помоги. Махмет-Кул был отправлен в Москву, где поступил на службу царю; но Кучум все-таки успел оправиться и войти в силу. Русским воинам плохо пришлось в Сибири: они терпели часто недостатки в жизненных припасах; распространились между ними болезни; случалось, что татарские князьки, притворившись сначала верными данниками и союзниками, губили потом отряды Ермака, доверившиеся им. Так погиб Иван Кольцо с несколькими товарищами. Воевода, присланный царем, умер от болезни.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895. Фрагмент

Скоро затем погиб и сам Ермак. Проведал он, что Кучум собирается перехватить на пути бухарский караван, шедший в Сибирь. Захватив с собою 50 своих удальцов, Ермак поспешил навстречу бухарским купцам, чтобы охранять их от хищников на пути по Иртышу. Целый день казаки поджидали караван, при впадении реки Вагая в Иртыш; но ни купцы, ни хищники не показывались... Ночь была бурная. Дождь лил ливмя. Ветер бушевал на реке. Истомленные казаки расположились отдохнуть на берегу и скоро заснули как убитые. Оплошал на этот раз Ермак – не поставил сторожей, не думал, видно, чтобы враги напали в такую ночь. А неприятель был очень близок: с другой стороны реки подстерегал казаков!.. Кучумовы лазутчики нашли в реке брод, пробрались к русским и затем принесли своим радостную весть, что казаки Ермака спят мертвецким сном, в доказательство чего представили три похищенные у них пищали и пороховницы. По указанию лазутчиков татары перебрели тайком чрез реку, напали на спящих казаков и перерезали их всех, кроме двух. Один спасся и принес в Сибирь ужасную весть об избиении отряда, а другой – сам Ермак, услышав стоны, вскочил, успел своей саблей отбить убийц, кинувшихся на него, бросился с берега в Иртыш, думая спастись вплавь, но утонул от тяжести своих железных доспехов (5 августа 1584 г.). Чрез несколько дней тело Ермака течением реки прибило к берегу, где и нашли его татары и по богатым доспехам с медной оправой, с золотым орлом на груди, узнали в утопленнике покорителя Сибири. Понятно, как обрадовался этому Кучум, как торжествовали гибель Ермака все враги его! А в Сибири весть о смерти вождя привела русских в такое отчаяние, что они уже не пытались и бороться с Кучумом, покинули Сибирь, чтобы вернуться к себе на родину. Это случилось уже по смерти Грозного.

Но дело Ермака не погибло. Путь в Сибирь был указан, и начало русскому владычеству здесь положено. После смерти Грозного и гибели Ермака русские отряды один за другим шли по пути, который он указал, за Каменный Пояс (Урал) в Сибирь; туземные полудикие народцы одни за другими подпадали под власть русского царя, несли ему свой ясак (подать); заводились в новом краю русские поселки, строились города, и мало-помалу весь север Азии с его неисчерпаемыми богатствами достался России.

Не ошибся Ермак, когда говорил своим сподвижникам: «Не оскудеет память наша в этих странах». Память об удальцах, положивших начало русскому владычеству в Сибири, живет доныне и здесь, и на их родине. В своих песнях наш народ и до сих пор вспоминает об удалом казацком атамане, который искупил свои вины перед царем покорением Сибири. В одной песне говорится о Ермаке, как он, одолев Кучума, послал сказать царю:

«Ой ты гой еси, надежа православный царь!
Не вели меня казнить, да вели речь говорить:
Как и я-то, Ермак, сын Тимофеевич,
Как и я-то гулял по синю морю,
Что по синю морю по Хвалынскому (Каспийскому),
Как и я-то разбивал ведь бусы-корабли...
А теперича, надежа православный царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйной головушкой царство Сибирское!»

Сохранились в Сибири и местные предания о Ермаке; а в 1839 году в городе Тобольске, неподалеку от места, где находился древний Искер, или Сибирь, поставлен памятник, чтобы увековечить память удалого покорителя этого края.

Ермолай Тимофеевич (1537-1585) был великим русским первооткрывателем Сибири. В истории он известен под именем Ермак. Поход Ермака помог русскому народу завоевать широкие просторы и богатства Сибири. Это был отважный и целеустремленный человек, который умел вести за собой. Его помогли ему не только оставить огромный след в истории великой страны, завоевать уважение своих противников.

Поход Ермака длился с 1582 года до 1585, а погиб он во время сражения с ханом Кучумом. Народ сложил много героических песен о нем. Ученым так и не удалось узнать настоящую фамилию героя. Люди его называли Ермолаем или Ермаком Тимофеевым, так как в то время многим русским давали имена по отцу, либо по кличке. Также у него было еще одно имя - это Ермолай Тимофеевич Токмак. Он обладал огромной физической силой, поистине богатырской.

В те времена в стране были голод и разруха, поэтому будущий герой был вынужден переселиться на Волгу и там нанялся на работу к престарелому казаку разнорабочим.

Это было в мирное время, а во время военных походов Ермак был оруженосцем. Он обучился ратному делу и даже приобрел собственное оружие. Вскоре благодаря своим физическим и умственным способностям Ермак становится атаманом.

В то время в Сибири проживало около 250 тыс. человек и она представляла значительный интерес для российского государства. Эта территория славилась своим богатством и первозданной красотой.

Но существовала и огромная проблема, связанная с Сибирью. разорвал в те годы все отношения с Россией и периодически устраивал набеги на Урал, чем очень мешал его освоению. Восточная граница по приказу Ивана Грозного должна была укрепиться, куда для этого и был направлен атаман. Так началось завоевание Сибири Ермаком.

Войско атамана состояло из 600 солдат, которые обладали отличной подготовкой. Целью похода было завоевание и Ермаком было приложено максимум сил для достижения поставленной задачи.

В тех условиях только неожиданное наступление могло обеспечить успех. Основное сражение произошло 26 октября на где Ермак разбил татарские войска родственника Кучума и вступил в город Кашлык - столицу Хан Маметкул сумел скрыться, опасаясь расправы, но поход Ермака на этом не закончился.

Атаман завоевал княжество Назым и дошел со своим войском до Колпукольской волости, где произошла битва с князем Самаром, который был уничтожен. Немного позже Ермак заключил перемирие с князем из Нижнего Приобья. Этот князь стал управлять на этой территории от имени Ермака.

Позже был взят в плен и доставлен в Сибирь сам Маметкул.

Завоевание Сибири продолжалось. Казаки воевали с татарами, один за другим погибали люди Ермака, который в создавшейся ситуации вынужден был отправить в Москву 25 своих воинов-казаков просить помощи.

Истории известен факт, когда все воины похода на Сибирь были награждены царем. Также царь помиловал всех преступников, действовавших против государства, и дал обещание выслать на помощь войску Ермака 300 стрельцов.

Смерть царя спутала все планы атамана, царские обещания долго не выполнялись. Освоение Сибири Ермаком очутилось под угрозой, приобрело непредсказуемый характер.

Помощь подоспела слишком поздно. Отряды казаков к этому времени были уничтожены, а основной состав войска Ермака вместе с подоспевшими на помощь солдатами из Москвы заблокирован в Кашлыке 12 марта 1585 года. Еда не доставлялась. Людей осталось очень мало. Войску Ермака пришлось самостоятельно добывать себе провизию. Подобрав нужный момент, Кучум перебил людей Ермака, затем убил и атамана. Таким трагическим концом закончился поход Ермака.

О его подвиге написано много песен и преданий. Его героизм неоднократно описывался в различных литературных произведениях. Художники рисовали его образ, создавая великие полотна. Именем Ермака были названы многие выдающиеся места того времени.

Результаты оказались неоценимыми для Русского государства. На ее необъятных просторах стали жить крестьяне, были возведены новые города, а в русской казне появилось больше денежных сборов - налогов. Поход Ермака способствовал освоению новых богатых земель, расположенных за горами Урала.


Наше восприятие о начале русской Сибири связано с именем Ермака Тимофеевича. Четыре столетия назад его дружина в 1581 году перешла "Каменный пояс" Урала и разгромила агрессивное Сибирское ханство - один из последних осколков Золотой Орды.

Произошло событие огромной исторической важности: последний монгольский царь Кучум был разбит, и этим была заложена основа Азиатской России. Поход Ермака в пределы Сибирского ханства положил начало освоению Сибири русскими. За Урал двинулись казаки и переселенцы. Подвиг Ермака и его дружины навсегда был вписан в сибирские летописи. Но так ли было это на самом деле? Как мог Ермак завоевать Сибирь, если она была в вассальной зависимости от Московии? Как можно завоевать огромные просторы Сибири с численностью отряда в шестьсот человек и разгромить ханскую власть Кучума? Народные предания говорят о том, что Ермак не погиб, но кого же тогда нашли утонувшим в реке и в доспехах? А также, Иван Грозный - потомок Чингизхана и почему не состоялась английская колонизация Сибири? Об этом всём и поговорим.

Что нам известно про огромную страну тех времен, где жили наши предки? Вместо истории Московской Тартарии с Великой (Сибирской) Тартарией, нам подсовывают историю покорения Сибири, а точнее, Сибирского ханства, которое располагалось в районе течения Тобола. Эта Сибирь по занимаемой площади была настолько маленькой, что едва составляла хотя бы пятнадцатую часть современной Сибири. А что же происходило на остальной территории?

Географические размеры Сибирского ханства, покоренного Ермаком, (где несколько летописей повествуют его легендарный поход), примерно сопоставимы с Францией. В той же Британике, в географической таблице указаны размеры территорий: Франция - 139 000 кв. миль, Московитская Татария - 3 050 000 кв. миль. Разница - более чем в двадцать раз. Кажется, странным, что история громадного края сведена к истории (даже не к истории, а лишь к истории завоевания) его одной двадцатой части. И это, очевидно, является большой проблемой в исторической науке.

О покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем существует несколько летописей:

1) Самая древняя, правдивая и признанная всеми - Есиповская летопись, написанная донским казаком Саввою Ефимовым, сподвижником Ермака, который был глубоко верующим человеком и в последствии стал дьяком архиепископа Тобольского и Сибирского. Летопись эта окончена в 1636 году, когда автору её было около 80 лет.
Название у неё было длинное и само по себе уже отражает идейные пристрастия автора: "О сибирстей стране, како соизволением божиим взята бысть от русского копья, собранного и водимого атаманом Ермаком Тимофеевым и своею храброю и предоброю дружиною и соединомысленною".

2) Строгановская, написанная около 1600 года, которой больше всего придерживался Карамзин. Оно и понятно, летопись эта отличается большой пристрастностью, склоняющеюся к возвеличению перед Россией заслуг купцов Строгоновых, а потому во многих деталях является искаженной.

3) Краткая Сибирская летопись Спасского.

4) Латинская, относящаяся к концу ХVII века. Летопись эта хранится в Императорской Публичной Библиотеке и в 1849 году переведена на русский язык Небольсиным.

5) Новая летопись, составленная в конце ХVII или в начале ХVIII в.в.

6) Летопись Сибирская краткая Кунгурская, - одна из летописей, возникшая во 2-й пол. 17 в. в Прикамье. В полном виде текст К. л. не сохранился. Известен по включениям в первоначальный текст Ремезовской летописи.

7) "История Сибирская" С.У. Ремезова (Ремезовская летопись) - уникальный памятник русской культуры, созданный в Тобольске в конце XVII века.

8) Опросы в 1621 г. первого Тобольского архиепископа Киприана, одного из оставшихся в живых сподвижников Ермака. Он описал о покорении ими Сибири во всех обстоятельствах похода.

Есиповская летопись признается Фишером, Миллером и Карамзиным за самую достоверную; она начинается так: "Избрав Бог не от славных муж, не от царского веления воевод, а вооружи славою и ратоборством атамана Ермака, Тимофеева сына, и с ним 540 человек". По этим летописям, Ермак был роста среднего, широк в плечах, сложения крепкого, волосы на голове имел черные, кудреватые, бороду черную, глаза весьма быстрые, лицо широкое и пригожее, нос с горбинкой; хорошо сносил стужу и жар, голод и жажду, бессонные ночи, тяжелую работу и проч. Он имел бодрый и затейливый дух, который не давал ему долго сидеть праздно; хитер на вымыслы и быстро приводил их в исполнение; храбр до дерзости и милосерд к побежденным. Считая себя борцом за православную веру, он, как и все казаки того времени, был всегда набожен, строг в соблюдении постов и обрядов веры и всегда призывал в своих предприятиях на помощь Бога и Пречистую Его Матерь. Строго наблюдая за нравственностью казаков и требуя от них целомудрия, атаман Ермак перед каждой битвой или после победы всегда приказывал бывшим в его войске трем священникам и одному иеромонаху служить обедни или петь благодарственные молебны. Перед битвами любимые его слова были: "Когда Бог нам поможет, то одолеем врага".

Но посмотрим, что говорит Карамзин, придерживавшийся, как известно, Строгановской летописи.

"Мысль о покорении Сибири внушили Ермаку купцы Строгановы, владевшие по жалованным грамотам всеми землями по рекам Вычегде, Сильве и Каме до р. Чусовой. Слыша о подвигах казаков в низовьях Волги, умные Строгоновы будто бы предложили Ермаку и его товарищам службу честную: послали им дары, написали грамоту ласковую (6 апреля 1579 года), убеждали их отвергнуть ремесло, недостойное христиан, быть не разбойниками, а воинами царя белого, искать опасностей не бесславных, примириться с Богом и Россией; сказали: "Имеем крепости и земли, но мало дружины: идите к нам оборонять Великую Пермь и восточный край христианства". Ермак со товарищами прослезился от умиления, говорит Строгановская летопись: мысль свергнуть с себя опалу делами честными, заслугою государственною и променять имя смелых грабителей на имя доблестных воинов отечества, тронула сердца грубые, но еще не лишенные угрызений совести... Они подняли знамя на берегу Волги, кликнули дружину, собрали 540 отважных бойцов и 21 июня прибыли к Строгоновым - "с радостью и на радость", говорит летописец: "чего хотели одни, что обещали другие, то исполнилось: атаманы стали грудью за область христианскую. Неверные трепетали. Где показывались, там и гибли".

Как видим, Есиповская летопись показывает нам набожного Ермака, соблюдающего посты, обряды и т.д., а Строгановская показывает нам Ермака разбойником и безбожником. О дружине Ермака, как о разбойничьей шайке историки упоминают слова Ивана Грозного: "Мы на тех казаков волжских, на Митю Бритоусова и Ивана Юрьева (Кольцо) опалу свою положили, казнить их велели...". Но в документах той поры, упоминающих Ивана Кольцо, Митрия Бритоусова и других волжских атаманов, занимающихся разбоем, имени Ермака нет, он в соответствии с грамотой, в это время состоял на службе у Строгановых. Становится понятным приход именно Ивана Кольцо с повинной к царю и дарующим освобождённые Сибирские земли.

О численности казаков у Ермака данные разнятся, но вот что сумел выяснить Герард Фридрих Миллер, по его данным казаков было несколько тысяч человек, данные Ремезовской летописи показывают, что Ермак привел на Чусовую 6 тысяч человек. В оконечном итоге, Ермак привел в столицу Искер (Сибир) только четыре сотни боеспособных казаков, да ещё полторы-две сотни раненых, которые не могли сражаться. А у Саввы Есипова мысль о превосходстве огнестрельного оружия родилась из представления о том, что русский отряд, приведенный в Сибирь, был крайне малочисленным.

По Миллеру Ермак самовольно отправился в Сибирь и грабил Строгановские вотчины, а по Строгановской летописи, Ермак был снаряжен в поход царём и Строгоновыми. В то же время Иван Грозный пожаловал в 1572 году Строгановым огромную площадь земель "за Камнем", то есть за Уралом, по Тоболу, Иртышу и Оби. Поэтому Карамзин и предположил, что поход Ермака осуществлялся по царской воле и с царского указа. Если вспомнить, донское казачество с 1671 года признало протекторат московского царя Алексея Михайловича, то есть отказалось от самостоятельной внешней политики, подчинив интересы Войска интересам Москвы, Внутренний распорядок остался прежним. И только когда Романовская колонизация юга продвинулась до границ Земли Войска Донского, тогда Петром I была проведена инкорпорация Земли Войска Донского в состав Российского государства. То есть, донцы, начиная с Алексея Михайловича стали служить интересам Московии.

"Мы, Донские казаки, бьем тебе, царь Иван, царством Сибирским", повествует летописец. Эти слова говорят сами за себя. Следовательно, атаман Ермак и его сподвижники, если и не все, то большая их часть, были природные Донские казаки, которых летописцы ХV и ХVI в.в. называли Азовскими.

Когда-то из Сибири, часть племён Андроновской культуры переселилась в Индию, а после некоторая их часть переселилась обратно, но уже минуя территорию Средней Азии, пройдя Каспий, перейдя Волгу, они поселились на территории Кубани, это были синды. Они-то и составили основу азовского казачьего войска. Будучи в Индии, они немного приняли в себя кровь местных племен с темным цветом кожи - Дравидов и среди всего казачества, они единственные имеют темный цвет волос и глаз. Также при переселении они претерпели метисацию крови с южными народами, древними персами, парфянами, тюрскими племенами, эллино-скифами. Поэтому среди них большей частью встречаются брюнеты с вьющимися или волнистыми волосами, атаман Ермак как раз был один из них. Они среднего роста, крепкого сложения, выносливы, храбры и предприимчивы. Тип этот и теперь очень резко выражается среди казаков низовых станиц, в особенности, в Старочеркасской и Раздорской на Дону и даже выше, до хутора Калача Пятиизбянской станицы. Выше по Дону он почти отсутствует. Примерно в XIII веке, часть из них ушла в устье Днепра, где позже стали называться запорожскими казаками.

До нас не дошел ни один живописный портрет Ермака, да и вряд ли они существовали при его жизни. Портретов с "воров", "разбойников" и "татар", как называли тогда казаков - разумеется никто не писал, а когда к Ермаку пришла официально признанная слава, его уже не было в живых. Во время похода в Сибирь ему было 35 - 40 лет.

Также скрыто и настоящее имя Ермака. Историки дали Ермаку семь имен: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей и Еремей. Для одних он волжский, для других донской казак. Историк войска донского В. Броневский без ссылок на документы писал о Ермаке, как уроженце донской станицы Качалинской. В списке атаманов, приложенном к "Краткой летописи Донского казачьего войска", опубликованной в "Донском календаре" за 1876 год, Ермак Тимофеевич упоминается среди атаманов за 1579 - 1584 годы, но опять - таки без всяких документальных свидетельств. Есть среди этих свидетельств и неподтвержденное имя Ермака - Василий Тимофеевич Аленин.

До нас не дошли имена казачьих атаманов и есаулов, храбро бившихся под казанскими стенами с татарами, не сохранилась и грамота царская. Но участие донцов в казанской осаде осталось в памяти народной. У стариков-станичников Багаевской и других станиц еще сто лет тому назад можно было слышать песню, где воспевали подвиги донского атамана Ермака Тимофеевича, взявшего Казань и подарившего ее царю Иоанну Васильевичу. Есть и еще песни, где поется о Ермаке, который явился к царю Иоанну Васильевичу и посоветовал ему, как взять Казань. Очевидно, что в народной памяти остались подвиги наших дедов под казанскими стенами. Ермаку Тимофеевичу, этому первому герою-казаку, казаки приписывали и атаманство под Казанью. После взятия Казани начались постоянные сношения Московского царя Иоанна IV Васильевича с донскими казаками.

Так, в одной из казачьих песен рассказывается о взятии Казани, как при взрыве стены погиб отец Ермака - атаман Тимофей Чига, в этом сражении принимал участие и его молодой сын Ермак. Возможно, сражался он и при взятии Астрахани, где дрались до 5000 донских казаков.

"Казаки в Казань ворываются,
А орда из ней убирается,
Царь въезжает во Казань-город,
Он там хвалится, прославляется.
Вот Ермак к нему является:
- Чем, Ермак, тебя пожаловать?
- Ты отдай, государь, нам Тихий Дон,
Снизу доверху, сверху донизу,
С его реками и вершинами! "...

Кстати, реваншистам разных мастей можно разъяснить, что взятие Казани - это не злобное русское нашествие, а результат борьбы за осколки Золотой Орды между Москвой и Стамбулом, ставшей актуальной после падения Византии, и вылившаяся в гражданскую войну в Казанском, Астраханском, Крымском ханстве и Ногайской орде. Причем если в Казанском и Астраханском ханстве в этой борьбе победили прорусские силы, то в Крымском - протурецкие.

Именно Золотая Орда спасла Русь от покорения католической Европой, чего очень боялась православная церковь. Так как тюрки-мусульмане не ставили задачу рекрутировать славян в свою веру. А Ватикан такую цель ставил. И война с крестоносцами в 13-14 веках яркое тому свидетельство. Невский приветствовал власть Орды, ибо считал, что только она в состоянии сдержать натиск "католических вероотступников". Падение Золотой Орды привело к интервенции со стороны Польши, Швеции в период великой смуты. Вхождение татар в состав России было добровольным и осознанным выбором, путь к которому в силу тогдашних геополитических реалий и противоборств был труден и кровав. Уже одно то, что во время русской смуты татары поддержали Русское государство, а не ляхов, говорит об этом.

Также огорчу тех, кто считает, что по традиции Золотой Орды власть могла принадлежать только чингизидам (потомкам Чингисхана), в том числе и над Казанью. Так вот, Иван Грозный имел на Казанский престол династические права не меньшие (если не большие), чем правитель Казани Едигер (Ядигер). В крови матери Ивана Грозного Е. Глинской текла кровь чингизидов. Елена Глинская была дочерью Олексы - сына Мансура Киятовича, который был сыном Мамая и дочери Бердибека, являвшегося ханом Золотой Орды. Чтобы было понятно, Бердыбек - прямой потомок Чингизхана, дочь Бердибека была замужем за Мамаем, у них было, по крайней мере, два сына. Один из них - князь Мансур Кият, у него был сын Алекса, который в 1390 году принял христианскую веру в Киеве. Алекса Мансурович при крещении был наречен Александром. Тогда же был крещен и его сын, ставший Иваном.

Вот этот-то Иван Александрович (правнук Мамая) добился для себя в 1399 году от великого князя Литовского Витовта титула князя Глинского. Великий князь Витовт женил молодого князя Ивана Александровича на острожской княжне Настасье Даниловне. Таким образом, дети правнука Мамая обрели генеалогическую связь с молдавскими господарями и сербским королевским родом Неманичей.

Его сын Борис Иванович Глинский (умер в 1451г.) родил Льва Борисовича Тёмного Глинского. Его дочь - Княжна Елена Васильевна Глинская - вторая жена московского великого князя Василия Ивановича, мать Ивана Грозного, правительница государства во время его малолетства. Таким образом, Иван Грозный был потомком Чингизхана, такой вот расклад. Ну и соль на рану тем, кто сеет вражду между русскими и татарами, посмотрите, как татары Казань брали.

В истории Ермака отмечено, что его поход был первым военным походом русских в дикую, пустынную и неизведанную страну Сибирь. Конечно, это не совсем так. Ермак не был первым русским полководцем, который привел в Сибирь свой отряд.

Народы севера Западной Сибири издавна поддерживали экономические связи с русскими землями и прежде всего с Новгородом. Еще в XI столетии предприимчивые новгородские и поморские купцы проникали в низовья Оби и Таза, куда привлекали их в первую очередь пушные богатства. Самые первые сведения о военном походе русских в Сибирь относятся к 1384 году, когда новгородский отряд прошел на Печору, и далее, северным походом через Урал, на Обь. Сведения об этом походе крайне отрывочные, и неизвестно, кто возглавлял отряд, сколько в нем было человек и какие цели он ставил перед собой.

С ослаблением Новгорода и подпаданием его под власть московских великих князей, разведкой и завоеванием Приуралья и Сибири стали заниматься московские воеводы. Если новгородцы преследовали главным образом экономические интересы, то есть завязывали мирный торг, то московиты преследовали явно политические цели и хотели присоединения северных земель. Их главной задачей в новых землях было приведение местного населения под власть московского государя и взимание дани в его пользу.

Когда торговые и политические связи новгородцев унаследовало Московское государство, то в конечном итоге далекие сибирские земли включило в состав своей территории. В Югорскую "вотчину" великие князья московские неоднократно посылали ратных людей для сбора дани. Таковыми были походы устюжанина Василия Скрыта (Скрябы) в Югру (1465 г.). Через несколько лет, в 1472 году воевода Федор Пестрый совершил крупный военный поход в Пермь, завоевал её и выстроил в центре этой земли укрепленный город Чердынь, который стал форпостом русского присутствия в Пермском крае и Предуралье. В 1478 году Москва присоединяет к своим владениям огромные владения Господина Великого Новгорода на севере, в том числе и на северо-востоке, по Печоре и Двине.

В 1483 году состоялся крупный поход воевод князей Федора Курбского и Ивана Салтыкова-Травкина на Пелымское княжество, которое занимало земли на Урале, по Тавде и Пелыму. Воеводы прошли Пелымское княжество, разгромили войско пелымского князя, наложили дань на его население и потом прошли вверх по Оби до слияния с Обью Иртыша. От Иртыша отряд воевод прошел до устья Тобола и вернулся в Московию. Получается, что они прошли маршрутом Ермака за сто лет до казачьего похода.

В 1499 году состоялся крупный военный поход воевод князей Семена Федоровича Курбского, Василия Заболоцкого - Бражника и Петра Федоровича Ушатого во главе отряда из 4 тысяч ратников в Югорскую землю. Отряды князей двигались по Мезени и Печоре к городку Усташу, где должны были соединиться. 21 ноября 1499 года объединенный отряд вышел в поход за Югорский Камень, то есть должен был перевалить высокий Приполярный Урал по горному проходу, уже хорошо известному русским. Поход должен был покорить остяков и вогулов, живших по восточную сторону Урала, вплоть до устья Сосьвы, впадающей в Обь. Всего до тех мест отряд прошел более 6,5 тысяч верст.

Отряд взял штурмом более 40 укрепленных городков, захватил в плен 58 князей и богатырей, множество простых воинов. На население была наложена дань в пользу московского князя. В 1502 году, после возвращения князей из похода, Иван III присвоил себе титул князя Кондорского и Обдорского. Одним словом, за 80 лет до Ермака русские уже завоевали северную часть Восточного Предуралья.

Выше вы видите первую карту России 1525 года (кликабельно). Задолго до Ермака Сибирские земли от Перми, Кондоры и до Байды и Лугории (Приобский бассейн) были известны Московии и в некоторой степени подчинены ей. Московское княжество имело влияние до земель Сибирской Тартарии, до земель Пегой Орды, где были многочисленные казачьи объединения. Также обратите на рисунок справа, где изображен большой город Архангельск, который по официальной версии основан в 1584 году.

Но все эти походы до времён Ермака, не привели к присоединению и освоению Сибири. Зависимость местных племен от Московии была в значительной степени формальной и ограничивалась нерегулярной уплатой дани. Влияние Московского государства за Югорским Камнем в XV - XVI веках оспаривало Сибирское ханство. Оно выделилось из состава Золотой орды в первой трети XV века. Основателем династии сибирских ханов был Хаджи - Мухаммед - хан, потомок одного из братьев знаменитого Батыя, Шейбани. Татары вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством, охотой и рыболовством. Земледелие в небольших размерах существовало только в поймах Тобола и Иртыша, и большого хозяйственного значения не имело. Сибирское ханство было эфемерным политическим образованием. В нем никогда не прекращалась междоусобная борьба. Власть с переменным успехом оспаривали потомки чингизида Шейбани - хана и местного татарского княжеского рода Тайбугинов. Когда появился Сибирский хан Едыгей, то он постарался заключить союз с Московией и согласился платить ей дань. Едыгей понимал, что Иван Грозный взял Казань, разгромил Давлят Гирея и видел в нём поддержку, потому, что с Южных земель повеяло сильной угрозой.

В Сибирской Тартарии и особенно в Пегой Орде никто тогда строго не придерживался какой-либо веры, между собой мирно сосуществовали язычники, магометане, христиане, никто не навязывал насильно свои убеждения.

Но как в случае с Чингизханом, Мамаем, а потом и Темурмаликом, опять появились тёмные силы, которые стали стравливать народы и теперь уже из Бухарского ханства появился очередной завоеватель Кучум и он появился не с проста. В 1559 году состоялся договор между Ливонским орденом и Сигизмундом, после чего Ливония вступила под протекторат Польши. Было чего опасаться, Ливонский орден в 1242 году был в составе Тевтонского ордена и участвовал в Ледовом побоище на Чудском озере, Запад с тех пор своих планов по отношению к нам не менял. В ходе Ливонской войны XVI века, орден потерпел ряд поражений от войск Ивана Грозного, после чего в 1561 году распался.

В 1562 году Иван Грозный включает в царский титул слова "... и всея Сибирской земли повелитель". При Иване Грозном Россия присоединила Поволжье, Северный Кавказ. Пробивала дорогу к Балтике, сокрушила Ливонский Орден. Однако вздыбились Литва, Польша, Швеция, Дания, Крымское ханство. Добавились измены собственной знати. Тем не менее, наша страна успешно справлялась со всеми трудностями. Литву разгромила, татар отражала. Шведов и датчан сумела перетянуть на свою сторону. А для искоренения внутренней оппозиции был введен чрезвычайный режим - опричнина.

Вот тогда-то и закрутился тайный антироссийский альянс. Возглавили его папа римский и орден иезуитов, так они принялись направлять и координировать деятельность врагов нашей страны.

Даже польский король Сигизмунд II Август слёзно писал английской королеве Елизавете I о значении русских в Ливонии: "Московский государь ежедневно увеличивает своё могущество приобретением товаров, которые привозятся в Нарву, ибо сюда помимо прочего, привозится оружие, до сих пор ему не известное... приезжают военные специалисты, посредством которых, он приобретает средства побеждать всех"...

Англичане, обеспокоенные по поводу укрепления Русского государства, под видом торговых отношений, с 1553 года начинают активные действия в отношении Сибирской колонизации, но у них ничего не вышло и всё это вылилось в создание торговых отношений с Москвой. Вот как это было по официальной версии.

В XV веке Сибирью заинтересовались европейцы. Их интерес был таков: из Китая вывозились товары, пользующиеся огромным спросом по всей Азии и в Европе. Сметливые купцы понимали, что если наладить прямую торговлю с Китаем, то можно получить совершенно фантастические прибыли на торговле этими редкими товарами. Англичане стремились во что бы то ни стало разведать прямой путь в Китай. Согласно представлениям о географии того времени, столица Китая - Пекин, находилась на берегу Срединного озера, из которого вытекала большая река, несущая свои воды к северу. Англичане думали, что эта река - Обь.

Английские купцы учредили "Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений", которое занялось разведкой пути в Китай через Сибирь. В 1553 году общество снарядило экспедицию из трех судов под командованием Хью Уиллоуби, но два судна погибли, попав в бурю. Уцелевший корабль под командованием Ричарда Ченслора отбился от экспедиции и его вынесло к устью Северной Двины. Здесь команду и капитана подобрали поморы. На санях Ченслор приехал в Москву, где был принят самим царем Иваном IV. Государь щедро одарил моряка и отпустил на родину.

После этого "Общество купцов-предпринимателей", получившее признание королевы, стало снаряжать новые экспедиции. Через несколько лет после неудачной экспедиции Уиллоуби в море, вышла новая экспедиция под командованием Стивена Барроу. Опыт предыдущего плавания был учтен. Корабль Барроу перешел Баренцево море и достиг берегов Новой Земли и острова Вайгач. Путь в устье Оби он не нашел и вернулся в Англию.

В 1580 году "Общество купцов-предпринимателей" снарядило ещё одну экспедицию. Теперь англичане уже приблизительно представляли себе расположение устья Оби. Знали и то, что на Оби находится Сибирское ханство и что столица его - Искер. Два корабля под командованием Артура Пета и Чарльза Дженкина дошли до самой Обской губы. По плану экспедиции предполагалось подняться вверх по Оби до Искера и зазимовать в нем. Но и эта экспедиция завершилась неудачно. Корабль Дженкина погиб в Обской губе, а второй корабль Артура Пета - повернул назад.

Исследователи не могут утвердительно ответить на вопрос, «кому принадлежала идея выступить походом в Сибирь» (промышленникам Строгановым, атаману Ермаку Тимофеевичу или же самому царю Ивану Грозному). Историки сходятся во мнении, что поход был выгоден всем сторонам. Грозному – новые вассалы и земли, Ермаку и казакам – возможность наживы, прикрывая её государственной необходимостью, а Строгановым – безопасность.

Итак, в сентябре 1581 года (по другим сведениям, летом 1582 года) атаман Ермак отправляется в военный поход. В состав его войска входили триста ополченцев от Строгановых, а также пятьсот сорок собственных казаков. Рать выдвинулась на стругах по реке Чусовой. От городков расположенных по руслу реки отряд дошёл до речки Серебряная, поднялся по ней в реку Баранча (по другой версии – войско Ермака дошло до речки Межевая Утка, затем перевалили струги в рек Журавлик и добрались в реку Вью).

По реке Тагил казаки спустились до Туры, сразившись там впервые с татарскими отрядами. Победа была за Ермаком. Как гласит предание, атаман посадил на струги чучела, а сам напал с берега и одолел татар с тыла. Однако первый серьёзный бой произошёл в октябре 1582 года около реки Тавды, когда флотилия вошла в Тобол.

После изгнания Ермаком Кучума из города Кашлык, он начинает покорять один за другим вогульские и татарские города, расположенные по Оби и Иртышу, где его не раз приветствовало местное население, желая самим перейти под власть Москвы. После взятия войском Ермака Кучума он отправляет к царю посла (атамана Ивана Кольцо), а также гонцов к Строгановым. Царь был доволен итогом военных действий и послал Ермаку не только дорогие подарки (в числе которых была и кольчуга князя Шуйского), но и воевод Глухова и Болховского, а с ними триста ратников.

Прибывшее в Сибирь осенью 1583 года царское подкрепление не смогло исправить сложившуюся ситуацию. Превосходящие своей численностью отряды Кучума по отдельности разбивали казацкие сотни, перебив всех атаманов. В марте 1584 года умер Иван Грозный, и московское правительство вовсе забросило Сибирь.

Ермак погиб 6 августа 1585 года, остановившись с пятидесяти воинами в устье речки Вагай, которая впадает в Иртыш. Отряды Кучума напали на спящих казаков, а сам Ермак утонул в Иртыше, пытаясь добраться до стругов (по словам очевидцев, атаман был одет в две кольчуги, что и не позволило ему добраться до цели).

Исторический фильм: Освоение Сибири казаком Ермаком