Формулировка цели. Как ставить среднесрочные цели. Создайте вспомогательные ритуалы

Если очень сильно захотеть, все получится. Так? А вот и нет! Все получится, если правильно сформулировать цель! Для тебя азы life coaching!

Лайф Коучинг

Любой психолог или специалист по лайф-коучинг (life coaching, личностный рост) скажет: начинать нужно с четкой формулировки цели. Мечты абстрактны и не имеют силы. Но цель – это всегда что-то конкретное! Что-то вполне достижимое (даже если на первый взгляд так не кажется).

Внимательно проштудировав целую библиотеку психологической литературы, редакция WomanJournal.ru составила для тебя памятку: как нужно загадывать желания и по какому принципу выбирать свои цели?

  • Цель должна быть сформулирована как образцовая аффирмация : в 1–2 предложениях, в настоящем времени и без отрицательной частицы «не». Например: «Я легко получаю в собственность отличную новую иномарку» или «Я легко и с удовольствием худею на 10 килограммов и чувствую себя отлично» (Обрати внимание, что в цель нужно включить также важные для тебя обстоятельства.). Ни в коем случае нельзя заявлять цель как «Я не толстею» или «Я не бедная». Потому что наш мозг не воспринимает отрицательную частицу «не», и желание скорее всего будет исполнено с точностью до наоборот.
  • Нельзя распыляться ! Лайф-коучинг предполагает, что ты выберешь одну главную цель, которой и будешь упорно добиваться. Но ты можешь попутно работать над еще несколькими проблемами попроще, только они должны быть из других сфер жизни. Например, если твоя главная цель выйти замуж, то параллельно ты можешь работать над более мелкими задачами: совершенствование фигуры , увеличение зарплаты, изучение иностранного языка и т.д.
  • Формулируй четче цель и сразу заказывай конечный результат ! Например: «Я получаю в собственность трехкомнатную квартиру» вместо «Я получаю столько-то денег на покупку квартиры» (в противном случае ты и вправду можешь получить эти деньги в банке... в кредит под огромный процент).
  • Цель должна касаться только тебя . Запросы, сформулированные по принципу «Роберт Паттинсон влюбляется в меня и женится на мне», увы, не сбываются!
  • Цель должна быть истинной , а не навязанной глянцевыми журналами, родителями или компанией.

Лайф Коучинг

В психологии нет понятия «не достижимая цель». Конечно, бывают цели разной степени трудности. Может, сейчас тебе кажется невозможным стать миллионершей или полететь в отпуск на Марс.

Но имей в виду, что когда-то общаться с человеком, находящимся на другом конце света, тоже было фантастикой. А сегодня мобильные телефоны есть даже у детей! Так что достижимо все! Но все ли тебе нужно?

Когда ты выбрала и грамотно сформулировала свою цель, наступает момент, когда ты должна проверить ее на истинность и актуальность! Ведь многим людям только кажется, что они хотят дорогущий «Мерседес». Но, получив эту роскошную машину , они на деле испытают страшный дискомфорт и не знают, что с ней делать, на какие деньги чинить, где ставить, как страховать и т. д. Так что перед тем, как бросить все свои силы на достижение желаемого, проверь себя и свое желание с помощью тестовых вопросов!

  • Зачем тебе это (то есть осуществление твоей цели)? Что тебе даст реализация твоего желания? (Данный вопрос поможет тебе понять свою мотивацию. Если ответом будет: утереть нос бывшему или доказать родителям, что я не пустое место – лучше сразу пересмотри свою цель. Даже если ты ее достигнешь, желаемое ты вряд ли получишь).
  • Можешь ли ты представить себя обладательницей того, о чем мечтаешь? (Ответ на этот вопрос откроет для тебя твой уровень потребления. Если ты мечтаешь о шикарном особняке в Каннах, но с трудом представляешь себя его хозяйкой, значит, твой уровень потребления пока недостаточно высок. Ты можешь развивать его постепенно. Для этого просто закажи сначала что-нибудь попроще. Например, квартиру или дом в менее престижном месте).
  • Что ты можешь потерять, если достигнешь цели? Чем ты рискуешь? (Ответ на этот вопрос позволит тебе заранее просчитать возможные риски и обезвредить твои подсознательные . Например, ты хочешь выйти замуж за олигарха, но подсознательно боишься, что подруги станут тебе завидовать, а окружающие сочтут продажной. Так что взвесь все перспективы, чтобы понять, стоит ли овчинка выделки?).

Инструкция

Запомните требования к формулировке цели:
Цель должна быть
а) четко сформулированной;
б) понятной;
в) достижимой;
г) проверяемой;
д) конкретной.
Поэтому цели «изучить тему «Цветковые», «углубить знания по теме» - не конкретные, не проверяемые, не имеющие четких критериев достижения. А цель «ознакомиться с представителями цветковых , изучить их отличительные признаки» - четкая, конкретная, достижимая и проверяемая.

Прописывайте цель . Исходя из современных представлений о структуре урока , его цель носит триединый , состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, и воспитывающего. Познавательный компонент. Помните, что по дидактической цели выделяют такие типы уроков (Б. П. Есипов, Н. И. Болдырев, Г. И. Щукина, В. А. Онищук и другие):
- урок ознакомления с новым материалом;
- урок закрепления изученного;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки и коррекции знаний и умений;
- комбинированный урок.
Исходя из типа урока , цель . Когда урок предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний, ее можно сформулировать следующим образом:
- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей...;
- и систематизировать знания о...;
- отработать навыки (указать какие);
- устранить пробелы в знаниях;
- добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
При формулировке целей можно использовать : «ознакомиться», «изучить», «закрепить», «применить», «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д. На уроке-обобщении используйте слова «выделить», «обобщить», «актуализировать». На практических урока х - «применить знания», «сделать», «способствовать формированию навыка, умению обращаться с…» и т.д.

Развивающий компонент цели. Здесь частой ошибкой является стремление приписать к каждому новую развивающую функцию. Но проблема в том, что развитие не идет так быстро, как обучение, и темпы развития у каждого ребенка свои. Поэтому развивающий компонент может повторяться от урока к уроку, и даже быть одним на всю тему. Вряд ли хоть один педагог сможет по истечении урока проверить, насколько развилась память или аналитические способности у ребенка/ . Поэтому формулировка подпункта цели начинается со слов «создать условия для развития …», «способствовать развитию …» (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умение составлять план и пользоваться им, и т.д.)

Воспитательный компонент цели. На каждом уроке педагог должен оказывать и воздействие, а воспитание, также как и развитие, не проходит за один урок. Невозможно проверить как к концу урока будут сформированы те или иные личностные качества. Поэтому педагог также может создать только условия для , например, чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д. Опять же формулировка «создать (или обеспечить) условия для …». Тогда, при подведении итогов, можно проверить достигнута цель или нет, были ли применены приемы, создающие условия для формирования некоторых качеств характера и черт личности.

Вы знали, что можете на порядок увеличить свою успешность в реализации поставленной только правильно формулируя саму цель? Правильно подбирая правильные слова для ее постановки?

Как обычно вы задаётесь целью? Мечта плавно превращается в желание, желание в намерение, которое уже и трансформируется в цель… Ну ладно, все проще: жизнь прижала – нужно добыть, достать или сделать нечто, и это нечто и есть цель. Как формулируем цель?

Обычная формулировка цели: С завтрашнего дня попытаюсь меньше есть, Постараюсь больше зарабатывать, Может быть в следующем году выучи английский…

При такой постановки цели – ваш равен нулю, достижение цели заранее обречено на провал!

Одно из правил : цель должна быть конкретной! Еще более мощное и важное уточнение: формулировка самой цели, так же должны быть конкретной!

Слова типа: попытаюсь, постараюсь, может быть, вроде бы, как бы … . и подобные, предполагают, что вы после первой же неудаче (а они будут, еще как будут) – опустите ручки.

Эти плохие слова для целеполагания означают, что вы заранее себя программируете на поражение…

Эти «неуверенные в себе слова», которые используют неуверенные в себе люди, скажут, что человек, который, возможно, и задается благородной целью: так же неверен, что не хватит ему , что не будет он стоек, что… (смысл вы поняли, надеюсь, вставьте свое)

Правильная формулировка цели

1. Это моя цель, это «Я…»

Позвольте вас спросить, чья это цель? Ваша, вы уверены? А где в этой цели обозначены вы?

Всегда в постановки и формулировке целей используйте местоимение: «Я »

Я – значит это ваша цель, Я –значит это вы будете выполнять ее.

Я достигну…, Я похудею, Я разбогатею, Я выучу…

2. Что? Где? Когда?

На вопросы «Что?» и «Где?» вы сами ответите, но …

Не устанавливать сроки – значит, не иметь мотивации выполнить свою цель. Одного желания на «авось» и «когда ни будь» – не достаточно.

Цель должна быть обозначена по срокам!

Я похудею на 20 кг к лету , я увеличу свои доходы на 20% к следующему кварталу

3. И главное правило формулировки цели: что я буду делать для этого? Сейчас?

Это глагол, который должен, обязан, и быть, в утвердительной форме.

Это глагол, который связывает ваше «Я » и Дату , когда цель будет выполнена.

Этот глагол должен обязывать безоговорочное твердое выполнение цели + проверочный вопросик самому себе.

Я дострою дом к лету! А что я делаю сейчас , чтоб его достроить!?

Я похудею к своему дню рождению! А что я делаю сейчас , чтоб это произошло!?

Я к 6.06.2012 выучу английский язык! А что я делаю сейчас , чтоб его выучить к этой дате!?

Грамотная формулировка цели повысит шансы успеха в разы! Чего вам и желаю!

Как нужно ставить цели - главный вопрос, волнующий людей, которые хотят что-то изменить в своей жизни. Но прежде чем приниматься к осуществлению своих желаний, перед собой необходимо иметь чёткую картину того, что вы действительно хотите добиться в этой жизни.

Сформулировать чёткие цели помогут ответы на вопросы, которые должен задать себе каждый, кто хочет изменить свою жизнь в лучшую сторону и готов начать действовать.

Для того чтобы внести ясность в свои цели, следует прежде задать себе несколько вопросов о своих задачах, которые вы собираетесь поставить перед собой. Они также помогут понять, действительно ли это то, что вы хотите на самом деле.

Вот список вопросов, на которые необходимо ответить, прежде чем ставить перед собой цели:

Как ставить долгосрочные цели

Прежде чем ставить перед собой задачи на долгосрочную перспективу, ответьте на следующие вопросы:

  1. Кем вы видите себя через десять лет?
  2. Чем вы хотите заниматься спустя десять лет?
  3. Каких результатов вы желаете добиться через десять лет?
  4. Каким человеком вы хотите через десять лет стать?
  5. Где вы хотите побывать в ближайшее десятилетие?
  6. Как вы видите свое финансовое положение спустя десять лет?

Спросите себя аналогичным образом про ближайшие пять лет и запишите ответы в своем дневнике целей. Записав мысли, вы найдете ответ на главный вопрос: как ставить большие цели.

Как ставить среднесрочные цели

Прежде чем определяться с задачами на долгосрочную перспективу, необходимо научиться составлять их на ближайшее время.

Возьмите свой дневник и запишите туда ответы, на следующие вопросы:


Ответив на эти вопросы, перед вами появится четкая картина того, что вы желаете добиться в ближайшем году.

Как ставить цели и составлять план на ближайшее время

Для того чтобы реализовать всё то, что вы задумали на ближайший год, необходимо составить план на каждый месяц, ближайшую неделю, день. Записав задачи на лист бумаги, остается лишь придерживаться написанного плана и выполнять необходимые действия.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что вы можете сделать в ближайший час, чтобы воплотить свое желание в жизнь?
  2. Что вы собираетесь предпринять в следующие 24 часа для реализации своего плана?
  3. Какие задачи вы поставили перед собой на ближайшую неделю, месяц?

Это небольшое задание поможет прояснить, как ставить конкретные цели.

Как правильно ставить цели в жизни: четкая формулировка

Запишите все свои мечты и конкретную дату, к которой вы планируете осуществить желаемое.

Определите к какой из нижеописанных категорий относятся ваши задачи:

  • Бизнес или карьера;
  • Здоровье;
  • Личные отношения;
  • Путешествия;
  • Финансы;
  • Личностный рост;
  • Помощь окружающим.

Выбрав нужные сферы, в которых вы хотите добиться результатов, ответьте себе, почему то или иное желание так важно для вас.

Как научиться ставить цели и добиваться их: итоги

Определившись со своими желаниями и задачами, придерживайтесь следующей тактики:


Выполнив все вышеперечисленные задания и ответив на вопросы, вы поймёте, как правильно ставить цели и достигать их.

Как ставить цели: книги

На сегодняшний день существует большое количество литературы, которая учит формулировать задачи и действовать.

Правильные книги по достижению желаемого помогают не только сформулировать четкий план действий, но и зажечься своей мечтой. Среди самых успешных книг о том, как научиться ставить цели, можно выделить:

  • «Достижение максимума» (Б. Трейси);
  • «Смелость достичь успеха» (Р. Гонсалес);
  • «52 понедельника: Как за год добиться любых целей» (Д. Вик);
  • «Делаем невозможное: 25 правил» (Патрик Бет-Дэвид)
  • «Фокус. Достижение приоритетных целей» (С. Кови);
  • «Правила достижения целей: Как получать то, что хочешь» (Т. Ричард).

Люди, написавшие эти книги, являются не теоретиками, а практиками, испытавшими действенность описанных методов, с помощью которых они сами научились, как ставить цели и достигать их.

После обоснования актуальности научной работы обычно формулируют ее цель и задачи. Очень часто начинающие исследователи не разграничивают этих понятий.

Цель работы - этосовокупный конечный ее результат, это то, чего мы хотим достичь. Но цель достигается поэтапным выполнением определенныхзадач. Например, для того чтобы построить улей (цель работы ), необходимо выполнить ряд задач: подобрать соответствующую конструкцию, подготовить инструменты, материалы, выполнить ряд плотнических работ и др., вследствие чего достигнем цели – будет построена квартира для пчел – улей.

Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы. С количеством формулируемых задач сообразуется количество подразделов (параграфов) основной части работы.

В научных произведениях каждая мысль формулируется очень скрупулезно, так, чтобы она звучала однозначно и точно. Ключевыми словами в формулировке цели выступают или глагол в неопределенной форме (исследовать, описать, осуществить, выучить, раскрыть и т.п.), или соответствующие отглагольные существительные(исследование, описание и т.п.). Поскольку цель – это понятие более широкое, чем задача, здесь часто употребляются определения комплексный, всесторонний (комплексное исследование, всестороннее изучение), монографический. Старайтесь формулировать цель по возможности компактнее, желательно, чтобы в ней просматривалась основная мысль научного исследования, а при определении задач не приходилосьдругими словами повторять уже сказанное – цель.

Задачи необходимо не только правильно, четко сформулировать, но и ставить их в определенном порядке, так, чтобы перед читателем разворачивалась программа действий автора работы. Наблюдения показывают, что в научных исследованиях обычно выделяются задачи, которые можно разделить на четыре группы.

Первая группа задач связана с рассмотрением состояния исследуемой проблемы в теории и практике, выработке теоретических основ исследования.Вторая группа задач направлена уточнение предмета и объекта изучения. Задачитретьей группы (их, как правило, несколько) имеют в большинстве случаев процессуальный характер – это непосредственный анализ изучаемых единиц. Задачичетвертой группы обобщающего, подытоживающего типа. Теперь рассмотрим эти задачи детальнее.

Любая исследовательская работа начинается с изучения научной литературы по проблеме – это вопрос техники работы. Поэтому не следует формулировать первую задачу, как это иногда бывает, так:изучить и проанализировать литературу по проблеме (называется проблема).

Исследование может начинаться с анализа разных теорий, на базе чего строится собственное понимание предмета анализа, концепция работы. Наиболее приемлемый вид имеют задачи, которые начинаются словами разработать теоретические основы (указывается чего),выяснить статус (природу) определенных единиц, категорий и т.п.,определить понятие (называется объект),определить природу (называются единицы, явления и т.п.),обосновать (принципы, подходы, методику и т.п.).

Для науки часто бывает очень важным выявление круга тех явлений, которые будут исследоваться. Поэтому нередко формулирование второй задачи может начинаться словосочетаниями

    выявить состав (модели, языковые единицы),

    определить корпус,

    определить (уточнить) границы распространения,

    очертить совокупность и др.

Выполнения этой задачи, с одной стороны, даст возможность получить более широкое представление об объекте и предмете исследования, с другой – во многих случаях, особенно там, где объект исследования выделяется впервые, определение количества тех единиц языка, которые должны изучаться, – это уже весомый результат работы.

Если задачи первой и второй группы в филологических исследованиях могут не очерчиваться (когда в этом нет необходимости), то без задач третьей группы нельзя обойтись, ведь их выполнение – это основа работы, это непосредственный анализ собранных фактов. Начинается формулировка этих задач словами

    выяснить значение (происхождение, семантику, генезис, причины, пути появления, особенности, природу, роль, место, специфику, частотность, факторы и т.п.);

    исследовать (характер, характеристики, факторы, свойства, происхождение, связи, потенциал, средства, механизмы, функции, соотношение, единицы, историю, структуру, явление);

    выявить (признаки, причины, распространение, отношения, пути, средства, специфику, факторы, типы, соотношение, структуру);

    изучить (возможности, специфику, функционирование, потенциал),

    проанализировать (структуру, семантику, характер, зависимость, особенности, реализацию);

    описать (функционирование, способ);

    обосновать (понятие, статус);

    определить (объем, типы, модели, структуру, потенциал, функции, средства, систему, группы, общее и единичное);

    установить (взаимосвязь, взаимодействие, функции, степень производительности, мотивы, влияние, типы, признаки, особенности, связи, роль, критерии);

    осуществить (анализ, описание);

    проследить (функционирование, особенности, зависимость, средства, развитие, глубину, эволюцию, соотношение);

    определить (динамику, возможности, процессы, границы, специфику, место, роль, принадлежность);

    показать (связь);

    описать (особенности, группы, средства, механизмы, значение, конструкции);

    сопоставить (формы);

    раскрыть (характер, статус, функции, особенности, содержание, влияние);

    рассмотреть (взаимодействие, средства);

    охарактеризовать (особенности, средства, типы, специфику, приемы);

    уточнить (хронологию, границы, этимологию);

    осветить (взаимодействие) и т.п.

Задачи четвертой группы не обязательно ставить в конце работы, хотя, в большинстве случаев, им там стоять «логичнее»: они базируются на выполнении предыдущих задач. К ним можно отнести следующее:

    определить (очертить) место и роль;

    выявить (установить) тенденции развития;

    выяснить закономерности создания;

    разработать практические рекомендации.