Где ночует. Конспект НОД "Где ночует Солнце?" с элементами экспериментирования. Спит ли Солнце

Думаю, никто не будет спорить, что умение разбираться в днях недели очень полезно для ребенка. Когда малыш начинает посещать детский сад, кружки, секции, сталкиваться с работой различных муниципальных учреждений, у него появляется множество вопросов: почему сегодня в детский сад идти не нужно? почему в бассейн только завтра? Все эти учреждения работают по каким-то законам, о которых ребенок, конечно, тоже хочет быть в курсе. Если вы научите малыша определять дни недели, то он сможет примерно представлять, что его ждет в тот или иной день. А это уже первый шаг на пути к планированию собственного времени.

Не стоит приставать с распорядком недели к ребенку младше трех лет, для него это понятие еще слишком абстрактное. Его нельзя пощупать и хорошенько рассмотреть. Да и чувство времени еще не сформировано достаточно хорошо. Самое оптимальное время для знакомства с днями недели – это период, когда ребенок начинает на постоянной основе ходить в различные кружки, секции, детский сад. Здесь уже вторники и среды будут не пустым звуком, а днями, связанными с конкретными событиями.

Из этой статьи вы узнаете, как выучить дни недели с детьми так, чтобы процесс прошел легко и интересно.

Как известно, дети усваивают любую информацию лучше всего, когда она подается в игре. Поэтому не торопитесь сразу предъявлять малышу годовой календарь с несчетным количеством цифр, а лучше подготовьте доступное и наглядное игровое пособие – что-то вроде недельного календаря, на котором ребенку будет интересно в ежедневном режиме отслеживать дни недели. Пока что забудьте про числа и месяцы, обращайте внимание только на дни недели! Желательно сделать календарь так, чтобы каждый день ребенок мог что-нибудь откреплять / прикреплять / наклеивать / закрашивать и т.д. Таким образом, будет задействован не только зрительный канал восприятия, но и чувственный.


У нас с Таисией календарь представляет собой паровоз, где каждый вагон – это кармашек. Висит паровозик на самом видном и используемом месте – холодильнике . С утра Тася пересаживает Машеньку в тот вагончик, который соответствует наступившему дню недели, и заодно проверяет, что запланировано на этот день. В этом ей помогают картинки-напоминалки, закрепленные над вагончиками. Картинки могут напоминать как о регулярных секциях, так и о других интересных грядущих событиях (например, поход в цирк, день рождения бабушки). Вот пример наших напоминалок – танцы, бассейн и музыкальная школа.

Паровоз – это лишь один из множества вариантов оформления первого календаря. Календарь также можно сделать в виде лестницы со ступеньками, цветика-семицветика, у которого лепестки отстегиваются и пристегиваются на липучки, или просто в виде круга с семью секторами и вращающейся стрелкой, и т.д.

После того, как вы нашли на календаре наступивший день недели, полезно обсудить с ребенком, будний это день или выходной (если родители работают по пятидневке и ребенок посещает детский сад, эти понятия, как правило, запоминаются довольно легко). Кроме того, можно вспомнить один из стишков про дни недели (см. ниже).

Будьте готовы к тому, что интерес ребенка к календарю не будет вечен, скорее всего, через 3-4 недели энтузиазма у малыша поубавится, и он будет все чаще забывать подходить к календарю. В этом случае лучше просто отложить календарь на какое-то время и вернуться к нему позже. Либо можно попробовать отслеживать дни другим способом. Например, нам очень понравился пазл «Я учу дни недели» фирмы «Оксва» .

Собирать такой, пазл, конечно, можно и за один присест, но, на мой взгляд, гораздо интереснее и познавательнее, каждый день дополнять пазл новыми деталями (например, во вторник даем ребенку цифру «2», слово «вторник» и соответствующую деталь картинки). Так, по мере приближения недели к концу картинка будет становиться все больше. Вид недостроенной картинки прямо-таки интригует Таисию, она усердно старается вспомнить, какой же там день идет следующим номером, лишь бы только поскорее получить еще один кусочек пазла

Детям постарше также можно предложить закрашивать каждый день на обычном календаре или переставлять день на календаре с передвижным окошечком. Даже если ребенок еще плохо знает двузначные цифры, это будет хорошей подготовкой к знакомству с ними.

Ребенку лет от 4-5 также может понравиться что-то вроде календаря природы (Лабиринт , Ozon , My-shop ). Он дает возможность отмечать не только день недели, но и времена года, месяц, число, погоду.

2. Стихи про дни недели для детей

В стихотворной форме, как известно, все легче и быстрее запоминается, поэтому и сейчас можно прибегнуть к помощи веселых стихов про дни недели. Приведу несколько хороших стихотворений. Нам нравится их читать, поочередно указывая на каждый день недели в календаре (например, на вагончики в паровозе).

В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели посчитали.
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник- это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днем всегда была.
А четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница-сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний, — воскресенье,
Назначаем днем веселья.
Подскажите-ка нам, звери,
Первый-понедельник –
Зайка-рукодельник!
За ним приходит вторник –
Соловей-задорник.
За вторником – среда,
Лисичкина еда.
За средой четверг –
Волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота,
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.
Муха – чистюха
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник — в вишневой наливке,
Во вторник — в томатной подливке,
В среду — в лимонном желе,
В четверг — в киселе и смоле.
В пятницу — в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: — Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала.
Бежит, спешит неделя
Мелькают быстро дни
Так чем же, в самом деле,
Наполнены они?
— Да разными делами!
Ответил мне сынок. –
Ходил я в понедельник
С друзьями на каток
Во вторник с братом Ване
В лошадки я играл,
А в среду взял я сани
И с гор его катал.
В четверг вдвоем с братишкой
Рассматривали книжки.
А в пятницу сначала
Немного поскучали,
А после к дню рождения
Писали приглашения.
В субботу в хоре пели,
Старались, кто как мог.
А в воскресенье ели
С клубникою пирог.

3. Игры

Ну и чтобы все, что вы выучили, не забывалось, полезно иногда играть вот в такие игры:

  • Взрослый называет дни недели в случайном порядке. Если ребенок слышит название буднего дня, то он делает вид, что занят какой-то деятельностью – рисует, строит из кубиков, читает книгу и т.д... Если же произносится название выходного дня, то ребенок делает вид, что отдыхает – спит, танцует, хлопает в ладоши – на ваш выбор.
  • Взрослый перечисляет разные слова, в том числе и названия дней недели. Когда ребенок услышит среди ряда слов день недели, он должен хлопнуть в ладоши. Все остальные слова нужно оставлять без внимания.
  • Во время игры в мяч с каждым броском называйте дни недели, в том порядке, как они стоят в календаре. Игра поможет запомнить последовательность дней.
  • Детям постарше можно время от времени задавать такие задачки: Какой день недели спрятался между вторником и четвергом? Какой день идет после пятницы? Перед средой? Какой день недели первый? А последний?

4. Мультфильмы про дни недели для детей

Среди мультфильмов, рассказывающих ребенку про дни недели, мне не удалось найти такие, которые действительно можно было бы от души порекомендовать. В основном попадаются мультики с весьма примитивными сюжетами и незапоминающимися героями. Но если уж выбирать из того, что есть, то самыми достойными мне показались мультики про паровозик Чух-чух «Учим дни недели с ребенком». Если вам попалось что-то поинтереснее, буду рада, если вы поделитесь в комментариях своими находками.

Напоследок как обычно упомяну одну полезную книжечку по теме, к моему удивлению, она оказалась очень хорошим подспорьем.

Приветствую Вас, подписчики, читатели и гости проекта «Растим и растем»!

С Вами Оксана Клокова.

Рано или поздно, любой маме приходится задуматься о том, как научить ребенка запомнить дни недели . Ведь знание дней недели необходимо малышу для того, чтобы правильно ориентироваться в пространстве и времени. Собственный интерес у ребенка к данному виду понятий происходит примерно к четырем годам, когда у малыша активным становится абстрактное мышление. В этой статье я поделюсь личным опытом, который помог в легкой и непринужденной форме научить дочку всем дням недели, в которых она стала быстро ориентироваться.

Сразу отмечу, что начинать обучение данным понятиям лучше постепенно, делать это сначала в обсуждениях и разговорах, а также отвечая на вопросы ребенка. Хорошо, когда есть события в жизни ребенка, которые привязаны к каким-то определенным дням недели. Например, в понедельник ребенка водят в бассейн, по пятницам из садика забирает всегда папа, по субботам приезжает бабушка в гости, в воскресенье вы по-особенному проводите день, ходите на какие-то мероприятия всей семьей. Безусловно это увеличит шанс на то, что ребенок успешно запомнит дни недели.

Конечно, обязательно нужно учитывать, что важный момент при любом обучении ребенка, и в частности, при запоминании дней недели, это игра. Только в игровой форме, в совместной творческой деятельности, где малышу нужно принимать непосредственное участие, получится легко, быстро и с удовольствием для малыша привить какие-то знания и навыки.

Итак, мой личный опыт по обучению детей дням недели . Со своим старшим сыном я начинала обучение дням недели в 3,5 года. Матвей с раннего возраста был увлечен рисованием и поэтому в запоминании дней недели мы это активно использовали. Вместе с ним рисовали большой паровоз с вагончиками и в каждый вагончик ежедневно вставляли бумажки — карточки с подписанными днями недели. Учили стихи про дни недели и рисовали рисунки к каждому дню, таким образом и память тренировали и дни недели легко запоминали….

Увидев, что насколько вышеописанные способы отлично дали свой результат (Матвей сразу стал хорошо ориентироваться по дням недели), я применила данный творческий подход и со средней дочкой….

Первое, что мы сделали – это совместный обучающий плакат. Яркий, красочный, выполненный по задумке ребенка и совместно с ребенком, он прекрасно подходит для визуального восприятия и научит ребенка запомнить дни недели. На плакате мы изобразили девушку-снегурочку, заснеженный лес, а «главным героем» по обучению дней недели стал зайчик, который должен «прыгать» по сугробам, на которых подписаны сами дни недели и их порядковый номер. К зайчику мы прикрепили палочку для мороженого с помощью скотча, чтобы было удобно его вставлять в прорези нарисованных сугробов. При появлении данного плаката София стала каждый день передвигать зайчика, называя, какой сейчас день недели, а потом отвечала на мои вопросы, какой день недели был вчера и какой будет завтра.

Следующая игра, которая также способствовала быстрому запоминанию дней недели – «нарисованный стих». Мы использовали стихотворение «В понедельник мы стирали, пол во вторник подметали…» Здесь нам помог старший брат Матвей, который рисовал картинки, а Соня раскрашивала. Достаточно было нарисовать картинки к каждой строчке и проговорить их во время рисования, как стих «выучился» за считанные минуты. Дополнили эту игру заданием – разложить карточки с названием дней недели к соответствующим картинкам. Кроме этого стихотворения выучили другой стих «Среди дней любой недели первым будет понедельник…», но уже не рисовали:)) Здесь дни недели соотносятся с их порядковым значением, что также необходимо для усвоения важных для ребенка понятий.

Для закрепления порядка дней недели я также сделала для дочки небольшое задание: разложить названия дней с соответствующей цифрой. Здесь немного почитали, вспомнили цифры и закрепили знания по дням недели.

Конечно, не забыли мы и про разгадывание загадок, которые Соня очень любит, особенно рифмованные)) С Матвеем же обсудили несколько пословиц и поговорок про дни недели.

В течение того времени, которое мы посвящали изучению дней недели, посмотрели несколько обучающих и развивающих видеороликов и мультфильмов по теме. Один из тех, которые нам особенно понравился — это «АБВГДейка. Дни недели».

https://youtu.be/SOFLfhonAa8

И, конечно, не стоит забывать, что «повторенье – мать учения» и для закрепления выученных дней недели необходимо хотя бы периодически задавать ребенка вопросы. Например, «Сегодня среда. Какой день недели был вчера, а какой будет завтра?», «В какой день недели к нам приедет бабушка?» и так далее.

Как видите, научить ребенка запомнить дни недели совсем сложно. Наоборот, это познавательный и творческий процесс, который в дальнейшем поможет ребенку легче ориентироваться и в других временных периодах, таких как время суток, а также выучить месяцы и сезоны года.

Про личный опыт по обучению ребенка дням недели делилась Оксана Клокова.

А вы научили ребенка дням недели или может вы только собираетесь обучать малыша, ищете подходящие идеи? Поделитесь своим опытом в комментариях к статье!

Для детей понятия «понедельника» и «субботы» - абстрактные и расплывчатые, ведь нельзя потрогать «субботу». Однако они постоянно на слуху, поэтому малыш задает вопросы, что это такое. Настает время, когда перед родителями стоит задача – научить ребенка дням недели. Нужно объяснить происхождение этих слов. Чтобы это не превратилось в унылые и скучные уроки, лучше превратить процесс обучения в игру.

Способы запомнить дни недели
  1. Нарисуйте календарь с животными. Или просто наклейте животных на каждый день недели. Ребенок их потрогает, поиграет с ними, «пощупает» дни недели. Расположите животных в соответствии со стихотворением и выучите его с ребенком.

    Подскажите-ка нам, звери,
    Как запомнить дни недели.
    Первый-понедельник -
    Зайка-рукодельник!
    За ним приходит вторник -
    Соловей-задорник.
    За вторником – среда,
    Лисичкина еда.
    За средой четверг -
    Волк глазами сверк.
    За четвергом к нам пятница
    Колобком прикатится.
    За пятницей – суббота,
    Баня у енота.
    За субботой – воскресенье,
    Целый день у нас веселье.


  2. Сделайте с малышом паровозик, каждый вагон подпишите по дням недели. Смастерите вагоны разных цветов (можно взять цвета радуги по порядку, тогда малыш выучит еще и их), подпишите номера вагонов, это поможет выучить еще и цифры от 1 до 7.

    Муха - чистюха

    Жила-была муха-чистюха.

    Все время купалась муха.

    Купалась она в воскресенье

    В отличном клубничном варенье.

    В понедельник - в вишневой наливке,

    Во вторник - в томатной подливке,

    В среду - в лимонном желе,

    В четверг - в киселе и смоле.

    В пятницу - в простокваше,

    в компоте и в манной каше…

    В субботу, помывшись в чернилах,

    Сказала: - Я больше не в силах!

    Ужжжасно, ужжжасно устала,

    Но, кажется, чище не стала!
    (Ян Бжехва)


  3. Придумайте малышу дело на каждый день недели. Например, в понедельник идем в детский сад, во вторник идем на музыку, в среду – на танцы, в четверг – занятия лепкой, в пятницу – театральное представление, в субботу приезжает бабушка, в воскресенье всей семьей готовим блинчики.

    В понедельник мы стирали,

    Пол во вторник подметали.

    В среду мы пекли калач.

    Весь четверг играли в мяч.

    В пятницу мы чашки мыли,

    А в субботу торт купили.

    И, конечно, в воскресенье

    Звали всех на день рожденья.

    Пели, прыгали, плясали,

    Дни недели посчитали.


  4. Повесьте на стену обычный календарь с передвижным окошком. Пусть ребенок каждое утро сам передвигает рамочку на нужный день, а вы называйте ему его.

    Куда девался понедельник
    -Где бездельник Понедельник?-
    Спрашивает Вторник.
    -Понедельник - не бездельник,
    Никакой он не бездельник,
    Он отличный дворник.
    Он для повара Среды
    Притащил бадью воды.
    Кочегару Четвергу
    Смастерил он кочергу.
    Но приходила Пятница,
    Скромница, опрятница.
    Он оставил всю работу
    И поехал с ней в субботу
    К Воскресенью на обед.
    Передал тебе привет.

  5. Смастерите «циферблат» с днями недели, дайте ребенку попередвигать стрелки по дням недели.

    Каков Емеля, такова и неделя
    Мы спросили у Емели:
    -Назови нам дни недели.
    Стал Емеля вспоминать.
    Стал Емеля называть.
    - Дядька крикнул мне "бездельник",
    Это было в понедельник.
    На забор я лез, и дворник
    Гнал меня метлой во вторник.
    В среду я ловил жука
    И свалился с чердака.
    Воевал в четверг с котами
    И застрял под воротами.
    В пятницу дразнил собаку -
    Изорвал себе рубаху.
    А в субботу - вот потеха! -
    На свинье верхом поехал.
    В воскресенье отдыхал:
    На мосту сидел, дремал,
    Да с моста свалился в реку.
    Не везёт же человеку!
    Так у нашего Емели
    Дни недели пролетели.

  6. Самый действенный способ – выучите с ребенком стихи про дни недели. Можно рассказать пословицы или загадать загадки.

    Старший братец Понедельник-
    Работяга, не бездельник.
    Он неделю открывает,
    Всех трудиться заставляет.
    Вторник следует за братом,
    У него идей богато.
    Он за все берется смело,
    И работа закипела.
    Вот и средняя сестрица,
    Не пристало ей лениться.
    А зовут её Среда,
    Мастерица хоть куда.
    Брат Четверг и так, и сяк,
    Он мечтательный чудак,
    Повернул к концу недели
    И тянулся еле-еле.
    Пятница-сестра сумела
    Побыстрей закончить дело.
    Если делаешь успехи,
    Время есть и для потехи.

    Предпоследний брат Суббота
    Не выходит на работу.
    Шалопай и озорник,
    Он работать не привык.
    У него другой талант -
    Он поэт и музыкант,
    Да не столяр и не плотник,
    Путешественник, охотник.
    В гости ходит Воскресенье,
    Очень любит угощение.
    Это самый младший брат,
    К Вам зайти он будет рад.
    Семь их ровно посмотри.
    Всех запомнил? Повтори!

    С. Михалков

  7. Найдите мультфильмы про дни недели, посмотрите их вместе с ребенком. Например, в мультфильме «Клуб Микки Мауса» - «Календарь Минни» мышка поет песенку про дни недели: «Понедельник, а после – вторник. Вспомним среду и четверг. Пятница, суббота. А за субботой – воскресенье. Каждый день веселье. Прошла неделя, день идет за днем».
  8. Возьмите 7 красивых листочков, скрепите их. Подпишите названия дней недели и дайте ребенку, пусть каждый день отрывает листочек.

    Среди дней любой недели
    Первым будет понедельник.
    День второй за ним пошел,
    Это вторник к нам пришел.
    Нам не деться никуда...
    Третий день всегда среда.
    Он четвертый там и тут,
    Этот день четверг зовут.
    В череде рабочих дней
    Пятый - пятница теперь.
    Вся закончена работа,
    День шестой всегда суббота.
    День седьмой? Его мы знаем:
    Воскресенье, - отдыхаем!

  9. Сшейте цветок с семью разноцветными лепестками на липучках, дайте ребенку отрывать каждый день по лепестку, повторяя при этом день недели.

    Бежит, спешит неделя,
    Мелькают быстро дни.
    Так чем же, в самом деле,
    Наполнены они?
    - Да разными делами!
    Ответил мне сынок. –

    Ходил я в понедельник
    С друзьями на каток.
    Во вторник с братом Ваней
    В лошадки я играл,
    А в среду взял я сани
    И с гор его катал.
    В четверг вдвоем с братишкой
    Рассматривали книжки.
    А в пятницу сначала
    Немного поскучали,
    А после к дню рождения
    Писали приглашения.
    В субботу в хоре пели,
    Старались, кто как мог.
    А в воскресенье ели
    С клубникою пирог.

  10. Нарисуйте лестницу, вырежьте в них отверстия. Нарисуйте и вырежьте человечка. Пусть ребенок вставляет его в отверстие на ступеньках каждый день все выше и выше.

    Семь дней недели

    Жаль, всего семь дней в неделе.

    Дел навалом у Емели:

    В понедельник на печи

    Протирает кирпичи.

    Не скучает и во вторник:

    Он плетёт слону намордник.

    Языком молотит в среду

    И баклуши бьёт соседу.

    После дождичка в четверг

    Он пускает фейерверк.

    Пятница – тяжёлый день:

    Тень наводит на плетень.

    И суббота – не суббота:

    У него на мух охота.

    Но седьмой настанет день –

    Сдвинет шапку набекрень…

    Потому что воскресенье –

    Это праздник и веселье.

    И, улёгшись на печи,

    Ест Емеля калачи!

    В общем, трудно жить Емеле…

    Было б восемь дней в неделе, -

    Вот тогда бы он успел

    Сделать много важных дел!
    (А. Усачёв)

  11. Объясните ребенку, что есть будние дни (с понедельника по пятницу), а есть выходные (суббота, воскресенье). Неделю называют седьмицей, потому что семь дней. Понедельник – потому что идет после недели, в названии видны слова «не делай», то есть идет после дня «ничегонеделания». Вторник – второй день. Среда – середина недели. Четверг - четвертый день. Пятница – пятый день. Название субботы происходит от слова «сабат» (еврейское), означает окончание всех дел. Воскресенье называется так в честь воскрешения Иисуса Христа, но у многих славян присутствует название «неделя» - день, когда ничего не делают.

    Вот неделька, в ней семь дней.
    Поскорей знакомься с ней.
    Первый день по всем неделькам
    Назовется понедельник.
    Вторник- это день второй,
    Он стоит перед средой.
    Серединочка среда
    Третьим днем всегда была.
    А четверг, четвертый день,
    Шапку носит набекрень.
    Пятый – пятница-сестрица,
    Очень модная девица.
    А в субботу, день шестой,
    Отдыхаем всей гурьбой.
    И последний, - воскресенье,
    Назначаем днем веселья.

  12. Поиграйте в дни недели. Например, играя в мяч, ребенок ловит мяч, когда слышит обычные слова, а когда услышит день недели, то отбивает. Или ребенок бегает в время того, как вы называете слова, но должен остановиться, как только услышит день недели.
Превратите процесс обучения в увлекательную забаву, уделяйте внимание изучению дней недели регулярно. Просыпаясь утром, говорите ребенку, какой сегодня день недели. Скоро он запомнит их и сам вам назовет.