Гештальт-терапия. Гештальт терапия

Введение

Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз (1893-1970). В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения. Результатом его совместных с коллегами размышлений, в число которых входили его жена Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, стала книга «Гештальт-терапия», изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием «Практикум по гештальт-терапии». Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как концепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Перлз использовал также некоторые философские идеи - идеи феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека, экзистенциальной встрече Я - Ты.

Основные положения гештальт-терапии

Гештальт-терапия - форма психотерапии, разработанная в рамках гештальт-психологии Фредериком Перлзом. Гештальт-терапия - это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми. Гештальт-психология повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело).

В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях:

    человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным;

    человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм - окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие должны меняться;

    человеческое поведение, согласно теории гештальт-терапии, подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает привлекать доминирующее внимание организма - фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается;

    контакт - базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, так же, как и в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным;

    осознание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в окружающей его среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает переживание восприятия как стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма - ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности - идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, то есть охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии - это расширение осознания. Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и, зачастую, ложными представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма - процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания;

    здесь и теперь - принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания;

    ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя;

Цели психологической помощи.Основная цель - помочь человеку пол­ностью реализовать свой потенциал. Эта главная цель разбивается на вспо­могательные: обеспечение полноценной работы актуального самоосоз-навания; смещение локуса контроля вовнутрь, поощрение независимос­ти и самодостаточности; обнаружение психологических блоков, препят­ствующих росту, и изживание их.

Позиция психолога.В гештальт-терапии и консультировании психолог рассматривается как «катализатор», «помощник» и сотворец, интегрирован­ный в единое целое, в «гештальт» (нем. Gestalt - форма, образ) личности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента - скорее, он пытается облегчить выражение этих чувств. Его роль - роль активного, живого, творческого, сопереживающе­го, изменчивого, как сама жизнь, союзника в поисках собственного «Я» клиента. Назначение - активация внутренних личностных резервов кли­ента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Позиция клиента. В гештальт-терапии клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации, позиции и, глав­ное, - на осознавание «паттернов», схем своего поведения и жизни. Пред­полагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание, причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента и его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и го­ворить от их имени, а не просто сообщать о них.

Показанием к гештальт-терапии является востребованность со стороны клиента в психотерапии, его готовность изменить что-то в своей жизни и (или) в своем состоянии, его способность принятия на себя личной ответственности за свое существование в этом мире. Необходимой является способ­ность критически относиться к своему поведению.

Противопоказана гештальт-терапия лицам с соматическими заболеваниями на стадии явных органических изменений внутренних органов. Проведение фрустрирующей терапии вызовет обострение органического процесса. Таким лицам показаны нефрустрирующие формы терапии. Опытный гештальт-терапевт может позволить себе такую работу, контролируя степень фрустрации. Но здоровьем клиента лучше не рисковать.

Неэффективна гештальт-терапия у лиц с выраженными изменениями личности в виде ригидности, застреваемости, резонерства, аморфности мышления, с наличием активной психопатологической продукции, с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Недостатки гештальт-терапии. Ф. Перлз, основатель направления, изначально поставил проблему выживания здоровой личности в нездоровом обществе. Поэтому вся много­образная техника гештальт-терапии направлена на обеспечение психоло­гической поддержки личности, на освобождение человека от бремени про­шлых и будущих проблем и возвращение его “Я” в богатый и изменчивый мир личностного «сейчасного» бытия. С этим связаны как преимущества, так и очевидные ограничения концепции. Наиболее популярным направле­нием критики является недооценка гештальт-терапией когнитивных аспек­тов личности, односторонность ориентации на сиюминутные переживания.

Следующим уязвимым моментом становится тенденция представителей концепции избегать объяснений и оставлять клиента одного со своими пе­реживаниями, а также то обстоятельство, что приверженность гештальт-терапии к различным техникам открывает путь к злоупотреблению техни­ческой стороной дела в ущерб углубленной психологической работе.

Психотехники в гештальт-терапии. Психотехникам, которые в данном направлении именуются также «игры» и «эксперименты», придается в геш-тальт-терапии большое значение. Более того, гештальт-терапия получила известность во многом благодаря этим «играм», «трюкам» и тому подобным описаниям психотехник в массовой прессе. Рассмотрим наиболее извест­ные из них.

«Экспериментальный диалог», «диссоциированный диалог». Данная психотехника, известная также под названием «пустой стул», предназначе­на для проработки внутренних конфликтов клиента. Построена техника на использовании психодрамы, происходящей между двумя полярными позициями клиента, например, позицией жертвы и агрессора. Диалог осуществ­ляется самим клиентом, который по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции. Широко распростра­ненным приемом является использование двух игровых позиций: «боль­шой пес» и “»щенок». Техника обладает выраженным энергетическим по­тенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.

«Идти по кругу» - также известнейшая психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди и либо говорит им что-то, либо совер­шает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, для поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения. Часто участнику пред­лагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: «По­жалуйста, подойдите к каждому в группе и завершите следующее высказы­вание: Я чувствую себя неудобно, потому что...»

Техника «наоборот» («перевертыш»)- сущность техники заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый - стал вести себя вызывающе, при­торно-вежливый - грубо, тот, кто всегда соглашался, - занял бы позицию непрестанного отказывания и т.п. Техника направлена на принятие клиен­том себя в новом для него поведении и на интегрирование в «Я» новых структур опыта.

«Экспериментальное преувеличение»- техника направлена на разви­тие процессов самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и др. движений - это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению (все громче и громче повторять фразу, вырази­тельнее сделать жест и т.п.). Особое значение имеет ситуация, когда кли­ент стремится подавить какие-либо переживания. Использование техники приводит к развитию внутренней коммуникации.

«Я несу за это ответственность» - используя этот прием, психолог мо­жет обратиться к клиенту с просьбой выразить то или иное чувство или высказать суждение с обязательным добавлением: «...и я несу за это от­ветственность».

«Психодрама»- широко используется в гештальт-терапии, в том числе для прояснения межличностных отношений и для проработки сновидений, которые, в отличие от психодинамического подхода, не интерпретируются, а драматизируются.

К основным понятиям гештальт-терапии относятся: фигура и фон, осознание и сосредоточение на настоящем, полярности, защитные функции и зрелость.

Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и не может уступить место другому. Такая неотреагированная потребность становится, по Перлзу, причиной многих незавершенных проблем и может привести к неврозу.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге - нейтрализовать (завершить) ее.

Осознание и сосредоточение на настоящем.Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название здесь и теперь.

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм (как делал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознании настоящего.

Защитные механизмы. Защитные механизмы - это такие маневры и способы мышления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала. Некоторой аналогией понятию защитных механизмов в гештальт-терапии является прерывание контакта со средой.

Слияние - механизм защиты, фиксированный у тех, кто не переносит различий, стараясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. При этом нет разницы между Я и не-Я, различий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собственной потребности. Одна из проблем слияния - ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинаково. Слияние же - это своего рода игра, в которой скованные одной цепью партнеры заключили соглашение не спорить. Сам факт негласного договора может быть обнаружен постфактум, если один из участников нарушает установившиеся правила, а второй недоумевает, один негодует, а другой испытывает чувство вины. Но человек может пренебречь различиями ради важной цели. Такой шаг отличается от слияния как прерывания контакта, поскольку сделан по собственному выбору.

При интроекции человек пассивно принимает то, что предлагает среда. Он прилагает мало усилий, чтобы определить свои потребности и желания. В соответствии с перлзовской пищевой метафорой, он «проглотил» все ценности своих родителей, школы и среды и ждет, что дальше в жизни все будет, как было. Когда мир или ситуация вокруг него начинает изменяться, он использует свою энергию не на изменение ситуации, а на поддержание интроецированных ценностей.

Следующий защитный механизм или тип прерывания контакта, прерывания возбуждения, направленного в среду, - проекция. Ее определение близко к этому же защитному механизму, который описан в психоанализе.

Человек не признает свои собственные чувства и поступки, а приписывает их другим. В результате возникает разница между тем, что он знает о себе, и его реальными чувствами и действиями. Так, подозрение о том, что кто-то не любит его, в большинстве случаев может быть основано на неприятии того, что он сам так относится к другим людям.

Однако проекция не всегда противоречит контакту. Проецирование - это еще и нормальная человеческая реакция, с помощью которой человек узнает о мире. Ведь его предположения о «другом» могут быть не лишены оснований, а его деятельность во многом построена на планировании и предвидении ситуаций. Патологическим этот механизм становится тогда, когда возникает фиксация и теряется осознавание.

Ретрофлексия - это делание себе того, что человек первоначально делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми. Энергия его возбуждения перестает направляться наружу, туда, где он манипулирует людьми и объектами. Вместо этого он подставляет себя, и его личность делится на действующего и испытывающего воздействие.

Вспышки, горячность, крики или драки детей последовательно искореняются родителями. Интроекция «Я не должен злиться на них» направляет импульс на себя и создает ретрофлексивную оборону, поворачивая гнев на самого индивида и превращая его в вину.

Полезная функция ретрофлексии состоит в сдерживании деструктивных импульсов, временном ограничении, соответствующем содержанию ситуации. Однако если ретрофлексия становится особенностью характера, возникает ступор из-за противоположных стремлений человека. Тогда естественная задержка спонтанного поведения, временная и разумная, закрепляется в отказе от действия. Освобождение от ретрофлексии состоит в поиске какого-то иного, применимого к жизни, реального поведения, направленного в среду.

Дефлексия - способ снятия напряжения контакта. Это разглагольствование и вышучивание, избегание прямого взгляда на собеседника, реплики не по существу, банальности и общие фразы, минимум эмоций вместо живых реакций. Поведение человека не достигает цели, оно вяло и неэффективно. Его отношения с людьми не приносят того, чего он больше всего ждет. Иногда такое поведение полезно, поскольку есть ситуации, вызывающие слишком большой накал страстей, которого следует избегать (язык дипломатии).

Полярности. Разные части личности действуют в разных направлениях. Они «делят территорию» и «поселяются» на разных частях тела. Можно, например, наблюдать, как одна рука держит другую, или как борются разные мышцы, когда человек хочет расплакаться и сдерживает плач, бьет себя в грудь, порывается уйти, но остается на месте. Как и в случае с другими невротическими механизмами, полярность не всегда патологична. Она проявляется в обычной ситуации, когда человек сдерживает какие-либо импульсы, но при этом действует гибко и произвольно. Автоматизм и неосознанность являются критериями невротического характера данного механизма.

Зрелость.Перлз определяет зрелость, или психическое здоровье, как способность перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Для того, чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самом себе. Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равновесия. Условием достижения этого равновесия является осознавание иерархии потребностей.

Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того, чтобы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением.

К основным процедурам гештальт-терапии относятся:

    расширение осознавания;

    интеграция противоположностей;

    усиление внимания к чувствам;

    работа с мечтами (фантазией);

    принятие ответственности за себя;

    преодоление сопротивления.

Аутентичная личность. Аутентичная личность знает различия между своими ощущениями и мыслями, фантазиями, не приписывает реальности свои представления, не требует от нее соответствия своим ожиданиям. Принимать на себя ответственность - это прежде всего отвечать за свой внутренний мир, понимать свои чувства и потребности и действовать в соответствии с ними, доверять интуиции.

Контакт и сопротивление контакту. В гештальт-терапии котакт необходим для изменения и роста. Когда мы вступаем в контакт с окружающей средой, изменения неизбежны.

Хороший контакт обозначает взаимодействие с природой и другими людьми без потери индивидуальности. После переживания контакта типичным является отступление, чтобы интегрировать то, что было узнано. Гештальтисты обучают клиента лучше осознавать свое тело, ощущения и самих себя по отношению к окружающей среде.

Гештальт-терапевты также фиксируют внимание на сопротивлении контакту. С точки зрения гештальта сопротивление относится к защитным механизмам, развиваемым нами, которые препятствуют нам испытывать настоящее наиболее полным и реальным способом. Избегание сознавания и возникающую в результате этого ригидность восприятия и поведения - основное препятствие для психологического развития. Те, кто прерывает собственное развитие, не могут ясно видеть собственные потребности, а также не могут провести точное разграничение и установить правильное равновесие между собой и остальным миром.

Интроекция. Когда человек интроецирует, он пассивно усваивает то, что предлагает окружающая среда. При этом тратится мало времени на прояснение того, чего он хочет или в чем нуждается. Одно из следствий интроецирования состоит в том, что человек теряет способность различать, что он действительно чувствует. Примером интроекций могут служить родительские поучения, которые ycваиваются ребенком без критического осмысления их ценности.

Одна из задач терапевта состоит в том, чтобы отработать эти интроекты, позволить изучить то, что полезно и может быть ассимилировано, и то, что следует отбросить. Любой опыт, усиливающий чувсто «Я» - это важный шаг на пути освобождения от интроекций.

Проекция - противоположность интроекций. В проекции мы отчуждаем некоторые аспекты самого себя, приписывая их окружающей среде.

Когда мы проецируем, у нас возникают проблемы различения внешнего и внутреннего мира. Видя в других те самые качества, которые мы отказываемся признать в нас самих, мы избегаем брать на себя ответственность за свои собственные чувства и личность, которой мы являемся. Когда проективный человек сможет представить себе, что ему свойственны некие качества, которые он в прошлом не осознавал, а лишь замечал в других, это расширит его подавленное чувство идентичности.

Ретрофлексия состоит в том, что мы причиняем себе то, что желали бы сделать с кем-то другим. Это означает, что ту энергию, которую необходимо направить для преобразования среды с целью удовлетворения потребностей, мы направляем вовнутрь. Такими неудовлетворенными потребностями (незавершенными гештальтами) часто являются агрессивные чувства.

Ретрофлексия решительно прерывает контакт, заставляет субъекта действовать, отрицая другого. Она проявляется в мышечных зажимах, скованности. Если ребенок по требованию своих строгих родителей перестает плакать, он не должен приносить эту «жертву» всю оставшуюся жизнь.

Главная проблема нормального существования - научиться своевременно сдерживать себя только в соответствии с ситуацией, а не тиражировать данное поведение. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это», «Мне стыдно за себя». Ретрофлексия проявляется в задержке дыхания, сжатии кулаков, закусывании губ, психосоматических заболеваниях, самодеструктивном поведении.

Для того, чтобы освободиться от ретрофлексии, человеку нужно вновь осознать, как он сидит, как держит себя при людях и т.д. Если он знает, что происходит у него внутри, его энергия готова к преобразованию в реальное действие.

Таким образом, когда человек говорит «Я себя недооцениваю», то это ререфлексия; «Меня недооценивают» - это пример проекции; «Я ничего не стою» - это интроекция.

Слияние. Если идентификация представляет собой тип поведения здоровой личности, то слияние - это невротический механизм избегания контакта. Слияние происходит, когда индивидуум не может дифференцировать себя и других, не может определить, где кончается его «Я» и где начинается «Я» другого человека. Слияние легко выявить по преимущественному использованию при описании собственного поведения местоимения «мы» вместо «я».

Слияние делает невозможным здоровый ритм контакта и ухода, поскольку и контакт, и уход подразумевает «другого». Слияние делает невозможным принятие различий между людьми, поскольку при слиянии человек не может принять ощущения границы, не может дифференцировать себя и других.

Содержание статьи:

Гештальт-терапия - это самостоятельное направление в практической психологии, занимается изучением и корректировкой эмоций. Направлена на исцеление неврозов, психозов и других расстройств психики, вызывающих конфликт личности со своим внутренним «я» и внешним миром, изменяет поведение, сообразуя его с внешними обстоятельствами.

Особенности гештальт-терапии как нового направления в психиатрии

Гештальт-терапию разработал и внедрил в практику в середине прошлого века немецкий психоаналитик Фриц Перлз (1893-1970). Это самостоятельное направление психотерапии, включающее элементы биоэнергетики, психоанализа и психодрамы, ценностное своим гуманистическим, экзистенциальным подходом к личности пациента.

Его суть можно кратко охарактеризовать «гештальт-молитвой» основателя нового метода в лечении психических расстройств:

«Я делаю свое дело, и ты делаешь свое дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты - это ты, и я - это я,
И если нам случилось найти друг друга - это прекрасно».


То есть я могу помочь тебе, но ты сам должен этого хотеть и верить в свои силы. И тогда встреча пациента и гештальт-терапевта будет полезной.

Следует отличать от гештальт-психологии, последняя как научное направление оперирует таким понятием, как гештальт (нем. - представление, образ). Эта первая часть названия, пожалуй, только их и роднит, хотя некоторые идеи все же заимствованы.

Считается, что гештальт-терапия базируется на женском начале в психотерапии, когда не следует бороться с возникшими проблемами чисто по-мужски - силой воли, а принять их, осознать и постепенно менять свое отношение к ним, исходя из убеждения: «Я маленький, а мир большой». Все эмоции нельзя считать плохими, к ним нужно относиться уважительно, разбираться в причине их возникновения и постепенно, без чрезмерных усилий, гасить.

Гештальт-терапия базируется на таком понятии, как аутентичность - подлинность чувств и переживаний, позволяющих жить в гармонии со своим внутренним миром. «Гармония чувств» должна преобладать над «гармонией разума», иными словами, доверяй больше своим чувствам, чем своему сознанию. Опирайся на свой внутренний «барометр» поведения, но не игнорируй встающие на твоем пути реалии.

К ним стоит прислушиваться, чтобы не вступить в разлад с внешним миром, что неизбежно скажется на психическом здоровье. Аутентичность проявляется в конгруэнтности, это когда слова не расходятся с делом, человек живет в полной гармонии со своими личностными ценностными установками.

Принципы гештальт-терапии


В основе лежит биологический подход. Человек трактуется как живой организм, которому присущи потребности и своя среда обитания. Все, что мешает ему жить, это уже нарушения, они должны подлежать корректировке.

Такое понимание базируется на принципах гештальт-терапии:

  • Жизнью управляет не разум, а эмоции, главное - это энергия потребностей человека.
  • Цели только тогда вполне достижимы, если личность сама вполне осознанно стремится к их достижению, воспринимает их как свои, а не чужие, навязанные извне. Только энергия личных желаний может привести к положительному результату. Волевые усилия, не воспринимаемые чувственно, подпитываемые только пониманием, что так нужно, это пустая трата своих сил.
  • Живой организм всегда стремится к саморегуляции, все его системы должны находиться в динамическом равновесии. Человек тоже стремится к постоянству своего внутреннего мира.
  • У каждого своя жизнь и свои заботы. Чрезмерная забота о другом вызывает у гештальт-терапевта вопрос: «С чем это связано, почему это так для вас важно?» Если, допустим, уход за кем-то не связан с удовлетворением собственных потребностей, для психотерапевта это сигнал, что у клиента разлад со своим «я», проблема с самореализацией в обществе.
  • Личность живет в том окружении, которого достойна. Слабого среда «заедает», сильный сам выбирает условия своей жизни. Гештальт-терапия рассматривает поведение человека в той или иной ситуации как внутренний конфликт организма, который ведет к резкой смене поведенческих реакций на полярно противоположные.
  • Личность рассматривается как цельный организм, в ней все взаимосвязано: тело, ум и эмоции.

Обратите внимание! Гештальт-терапия исходит из того, что жизнью человека управляют эмоции (энергия потребностей). Энергия организма тратится только на удовлетворение своих личных надобностей. Разум тут только вторичен.

Основные задачи гештальт-терапевтической практики


Все их можно охарактеризовать как терапевтические. Гештальт-терапевт старается распознать причины душевного разлада пациента и, исходя из принципиальных установок своего метода, назначает ему курс лечения. Психолог не воспитывает и далек от проповеди смысла жизни. Изучая негативные эмоции, которые даже специально могут внушаться, он нащупывает противоречия, вызывающие серьезные беспокойства, и работает с ними.

Пациент в ходе сеанса должен не думать, а чувствовать, а через чувства осознавать, что с ним сейчас происходит. Нередко используются разговоры с воображаемым персонажем. Так при помощи гештальт-терапевта клиент «проигрывает» свои чувства, выходит на осознание и решение своих проблем, обретает уверенность в себе, верный контакт с окружающей средой.

К основным задачам гештальт-терапевтической практики следует отнести:

  1. Работа с эмоциями . Истинное здоровье - это когда выражаются подлинные чувства, их блокировка недопустима, различные умозаключения, то есть «работа головой», только тормозит проявление настоящего эмоционального настроения личности.
  2. В настоящем кроются следы прошлого . Необходимо их распознать и работать с ними.
  3. Анализ . Негативные эмоции трактуются как «эмоциональный гной», который следует возвратить тому, кто его вызвал. Происходит это в игровой форме.
  4. Внимание к телу . Кратко это можно охарактеризовать известной фразой: «В здоровом теле - здоровый дух». Гештальт-терапевт не склонен верить рассказам клиента о своих переживаниях, только расспрос о его телесных ощущениях может дать достоверную информацию, что же на самом деле с ним происходит.

Главные цели гештальт-терапии: лечение психических расстройств посредством эмоций, пациент при помощи врача, анализируя свои негативные чувства, должен найти свою внутреннюю опору; обретение положительной жизненной энергии, чтобы в дальнейшем жить в ладах со своей совестью и окружающим миром.

Кому подходит гештальт-терапия


Подходит всем, кто в разладе с самим собой и испытывает трудности в общении, желает изменить свою жизнь и положение в обществе к лучшему. Одним словом, она нужна тем людям, которые не зацикливаются на своих проблемах и хотят их решить. Однако существуют некоторые нюансы, которые следует знать.

К гештальт-терапевту чаще обращаются женщины. Они более чувственны, а потому лучше идут на контакт с психологом, охотнее участвуют в ролевых играх. Высока вероятность, что они прислушаются к совету врача и смогут изменить свой взгляд на волнующие их проблемы.

Мужчины в силу своего характера более скрытны, говорить о своих чувствах на групповых сеансах не склонны. Хотя все во многом зависит от личности гештальт-терапевта, если он сумеет найти ненавязчивый подход к своему клиенту, тогда к нему пойдут и сдержанные в проявлении эмоций люди, чувствующие острую необходимость в коррекции своего эмоционального состояния по тем или иным причинам.

К детям у гештальт-терапевта особый подход. Проблемным для него является ребенок, который никогда не обижается на своих родителей. Значит, он скрывает свои настоящие чувства, постоянно живет в страхе, что если их проявит, родители будут недовольны, отношения с ними испортятся.

Допустим, матери, которая жалуется на свое чадо, что девочка не всегда ровно разговаривает с ней, может даже надерзить, психолог может ответить, что это хорошо. У вас нормальные отношения, потому что ребенок не скрывает своих эмоций, он уверен, что вы его любите. А вот если с отцом она постоянно вежлива, значит, отношения с ним складываются не искренне, и это вызывает беспокойство, тут есть над чем задуматься.

Основные техники и приемы гештальт-терапии


Совокупность профессиональных приемов - это и есть техники, используемые в гештальт-терапевтическом подходе. Применяются они в играх, когда клиент имеет возможность экспериментировать со своими чувствами. К таким относится техника гештальт-терапии «горячий стул» или «пустой стул».

Тут главная цель - достичь нужного уровня эмоционального «просветления», который приводит к интеграции личности, когда организм человека работает слаженно.

Приведем наглядный пример. Красивая походка - хорошая осанка (тело). Уверенность в себе - это внутреннее спокойствие (ноль-состояние) или внутренняя целенаправленность (эмоции), подкрепленная знанием (интеллектом). Все это вместе составляет интеграцию личности.

Основная задача терапевта как в групповой, так и индивидуальной работе с клиентом - это сконцентрировать его внимание на осознании того, что сейчас происходит, фокусировка на этом своей энергии, выработка новой модели своих поведенческих реакций и принятие ответственности за их реализацию.

Приемов конкретной работы много, перечислим лишь основные. К ним относятся:

  • Осознание . Джон Энрайт в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» сказал: «Мы не столько переносим свое чувство в мир, сколько всматриваемся или вслушиваемся в то, что там уже есть, и усиливаем это в восприятии». Однако необходимо, чтобы восприятие окружающего было вполне осознанным. На это настраивает своих клиентов гештальт-терапевт.
  • Концентрация энергии . Чтобы осознать свои проблемы, необходимо сфокусировать на них всю свою энергию, только тогда может прийти понимание, что же на самом деле происходит с тобой.
  • Принятие решения . Логически вытекает из предыдущего, когда нужно сделать необходимые выводы и сделать решающий шаг навстречу новым жизненным установкам.
  • Работа с полярностями . Имеются в виду крайности в поведении, совсем разные образы жизни, между которыми раздваивается душа клиента. Допустим, грубость и вежливость, следовать раз и навсегда установленному порядку или никакого режима, когда все допустимо. И тут важно понимать, что гештальт-терапия стремится к единству всех полярностей поведения, а не к отказу от одной в пользу другой. Поиск «золотой середины» тоже неприемлем, он считается слепком, неким подобием истинных чувств.
  • Монодрама . Суть монодрамы в том, что клиент разыгрывает роль всех персонажей, имеющих отношение к его проблеме, от которой он хочет избавиться.
  • Работа со снами . Перлз говорил, что в снах проявляется глубинная сущность человека. Расшифровав сновидение, можно узнать о личности многое.
  • Использование переноса . Когда клиент с помощью терапевта воспроизводит свой прошлый опыт общения и вновь переживает возникшие тогда чувства.
Что такое гештальт-терапия - смотрите на видео:


Гештальт-терапевтическая практика в лечении различных расстройств психики получила широкое распространение. Главное тут - целостный подход, который учитывает телесное, духовное и психическое состояние здоровья, социальную значимость личности. Обращаясь к чувствам и образам (гештальтам), психолог посредством игр помогает клиенту осознать, что же с ним происходит на самом деле, и принять верное решение, которое в корне должно изменить внутреннее состояние человека и его контакты с окружающей действительностью. В таком подходе заключается ценность метода гештальт-терапии.

Гештальт-терапия, основные тезисы и принципы.
Материалы для ознакомительного курса.

Гештальт-психотерапия была создана во второй половине XX века психоаналитиком Фредериком Перлзом (Фриц Перлз), который пересмотрел и коренным образом изменил некоторые важнейшие положения теории и практики психоанализа Сигизмунда Фрейда (Зигмунд Фрейд). Фриц Перлз взял понятие «гештальт» из психологии восприятия (гештальт-психологии) Курта Гольдштейна и применил его к психотерапевтической практике в качестве главного принципа формирования потребности. Перлз отказался так же от концепции главенства сексуальной энергии либидо и назвал голод основной базовой потребностью. Влияние на новый метод оказал Вильгельм Райх и его идеи о психологии телесности. Гештальт-терапия приняла на вооружение технику «монодрама» (пустой стул) и ролевую игру из психодрамы Якоба Морено, некоторые принципы дзен-буддизма (здесь-и-сейчас) и понятия из современных западных философских течений. Ортодоксальная психоаналитическая практика стремилась игнорировать эмоции и переживания аналитика, гештальт-терапия вернула психотерапевту возможность личностно присутствовать в контакте с клиентом, вернула эмоции, чувства и человечность, более того - эти человеческие качества стали очень эффективными инструментами психотерапевтического процесса.

Важнейшая цель курса знакомства с гештальтом - это получение студентами опыта, который не может быть передан через литературу. В первую очередь это опыт и осознавание свойств чувственно-эмоциональных психических процессов, а так же умение оставаться в конструктивном контакте с окружающими людьми и средой.

БАЗОВЫЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Одна из первых идей гештальт-терапии, не очевидная, порою, даже для психологов - каким бы ни был сильным интеллект человека, одного понимания и знаний не достаточно для успешной саморегуляции. Перлз утверждал, что переживания важнее концепций и мыслей, поскольку переживания и чувства - это связь с физиологическими потребностями, с энергетическим источником жизни человека. За психическое здоровье человека и его адаптацию к условиям жизни отвечают такие способности - способность выдерживать переживания, способность оставаться в чувствах, даже в неприятных, а так же способность дифференцированно воспринимать оттенки переживания, направленность переживания и потребности, лежащие за чувствами, эмоциями и ощущениями. Назвать эту способность можно так: «контакт с собой» .

Гештальт-терапевты регулярно встречаются с тем фактом, что многие, даже психически здоровые люди в той или иной степени отчуждены от своих переживаний , часто не осознают происхождения своих эмоций и чувств, не отделяют эмоциональные процессы от мыслительных, не умеют говорить о чувствах и называть их словами, то есть их контакт с собой нарушен.

Вторая идея гештальт-терапевта говорит, что весь богатый чувственный и интеллектуальный мир человека не имеет смысла, если не проявляется в контакте с другими людьми, если не воздействует на окружающий мир. Человек существует только во взаимосвязи с другими, со средой, только через них он проявляется и может реализовывать свои потребности. Эту способность можно назвать: «контакт с другими» . Поэтому гештальт-терапию называют терапией контакта и терапией контактом.

Квинтэссенцией основных теоретических и практических принципов гештальт-терапии является парадоксальная теория изменений Арнольда Бейссера .
Её основные тезисы: «Изменение невозможно, пока пытаешься быть не тем, что есть, пока пытаешься стать другим, отрицая то, что есть сейчас. Чтобы изменение осуществилось, необходимо принять себя и ситуацию в том состоянии, которые есть сейчас, в настоящем моменте». Этот тезис трудно понять рационально, оставаясь в когнитивном пласте, но можно почувствовать, как он работает в вашей собственной жизни, осваивая гештальт-принципы на практике.

Следующий важнейший принцип, центральный для гештальт-терапии, который часто не принимается в расчёт в других методах, или существует в качестве второстепенного, тесно связан с парадоксальной теорией изменения. Выразить его можно так - если сознательно оставаться в переживании какого-либо чувства, оно меняется . Этот принцип лежит в основе стратегии гештальт-терапевта и противоречит стратегиям, например, борьбы с негативным переживанием, подмены негативного переживания позитивным, интеллектуализациям и рационализациям, перекрытия более сильным ресурсом и другим.

Следующий стратегический принцип гласит, что нет необходимости добывать скрытую в бессознательном информацию в обход защитных механизмов. Всё действительно актуальное, что необходимо человеку сейчас- лежит на поверхности осознавания , и именно с актуальным переживанием возможна самая эффективная работа. Как только актуальное переживание будет переработано, оно изменится и на поверхности сознания из общего фона появится новая актуальная фигура.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Гештальт - это принцип целостности. Целое всегда больше, чем сумма частей, его составляющих. Так же гештальт - это принцип стремления к завершённости.

Фигура и фон - понятия, взятые из гештальт-психологии. В гештальт-терапии фигурой называется актуальная потребность человека, к которой естественным образом притягивается его внимание в данный момент. Фоном назвается вся совокупность воспринимаемых событий. Например, голодный человек на улице будет обращать внимание на продуктовые магазины и кафе, кушающих людей, слова связанные с пищей или питанием, а все остальные магазины, люди, предметы и события будут составлять фон. Но как только голод удовлетворён, «фигура уходит в фон», а на поверхности сознания появляется новая фигура, соответствующая новой актуальной потребности, и из фона будут выделяться те объекты, которые соответствуют ей. Например, человек, желающий получить наличные деньги со счёта, будет замечать все банки и банкоматы, тревожный человек будет выискивать признаки угрозы в окружающих, жаждущий секса человек будет обращать внимание на тех, кто выглядит привлекательно, и т. д. Каждый человек складывает из воспринимаемой информации свой гештальт восприятия , в зависимости от актуальной потребности.

Гомеостаз это принцип сохранения равновесия как физиологического, так и психологического. Если равновесие нарушено - например, стало холодно, или какое-то событие вызвало страх, то организм испытывает дискомфорт, а человек стремится «завершить гештальт» - согреться или защититься. Если же потребность не удалось удовлетворить, она называется «незавершённым гештальтом» и сохраняется в организме как психическое напряжение или физиологический дискомфорт в ожидании удовлетворения. Все психологические проблемы являются такими незавершёнными гештальтами.

Организм и среда всегда находятся в контакте друг с другом посредством границы. В гештальте человека не рассматривают отдельно от среды обитания и контакта с нею.

Контакт - процесс взаимодействия, взаимофункционирования, обмена человека (организма) с окружающей средой, процесс соприкосновения с другим, отличным от меня.
Не любое взаимодействие – контакт. Контакт в гештальт-подходе предполагает полное проживание актуальной ситуации «здесь и сейчас», чувствование единого взаимофункционирования себя и среды при осознании различий. Условием развертывания контакта является выделение на фоне некоторой фигуры – желания, потребности, интереса, переживания. Только с тем, что образует фигуру, можно контактировать. По сути контакт обеспечивает естественный жизненный процесс создания – разрушения фигур. То, как человек устанавливает контакт с миром и является предметом гештальт- исследования. В процессе гештальт-терапии мы стремимся обнаружить способы, используя которые человек получает из среды то, что ему нужно, отдает, то, что не нужно, делится тем, что нужно другому.

Граница контакта – граница, отделяющая «я» от «не я». Граница осуществляет регулирование обмена, это динамическая характеристика процесса. При здоровом, естественном контакте с окружающей средой граница функциональна – открыта для обмена и прочна для автономии. В разные фазы контакта граница разная – от полного растворения до непроницаемости. Возможность осознавать свои границы – важный признак здоровья.

ЦИКЛ КОНТАКТА

Цикл контакта – модель, описывающая естественный процесс удовлетворения потребностей, процесс создания и разрушения фигур. Синонимы – цикл опыта, цикл организмической саморегуляции.
Существует несколько описаний цикла контакта. Остановимся на четырехфазной модели Пола Гудмана. Он выделяет:
преконтакт (обнаружение наличия потребности),
контактирование (приближение),
полный контакт (удовлетворение),
постконтакт (отступление).

1. Преконтакт - фаза ощущений, от их размытости до возникновения фигуры желания.
В фазе преконтакта само ощущение от внешнего мира или зарождающееся в моем теле возбуждение становится той фигурой, которая возбуждает интерес и желание. Желание может быть направлено либо на получение чего-либо необходимого, либо на избавление от чего-либо ненужного. К. примеру, мое сердце начинает стучать сильнее, когда я встречаюсь с любимым человеком. Мое сердце - это фигура, а тело - фон.

2. Контактирование – фаза формирования фигуры желания и перевода возбуждения во внешний план.
Это активная фаза, в ходе которой человек распознает свое желание и приступает к взаимодействию с окружающей средой с тем, чтобы его удовлетворить. Речь идет не об установившемся контакте, а об его установлении; имеется в виду процесс, а не состояние. В нашем примере в этой фазе я предприму некое действие, чтобы вступить в контакт с желанным человеком.
Сам желанный объект становится фигурой, в то время как телесное возбуждение постепенно уходит в фон. Как правило, эта фаза сопровождается эмоциональными переживаниями.

3. Полный контакт - фаза полного соединения с желаемым объектом и удовлетворения желания.
Границы между человеком и желанным объектом стираются. Осуществляется цельное действие, происходящее здесь и теперь, восприятие, эмоция и движение оказываются неразрывно связанными. В нашем примере – это соединение с любимым человеком, когда разница между мной и тобой не ощущается.

4. Постконтакт -фаза ассимиляции, осмысления свершившегося контакта.
Желание удовлетворено, оно уходит в фон. Границы восстанавливаются. Человек усваивает полученный опыт. Это усвоение сопровождается чувством удовлетворения (облегчения), или какими-то неприятными чувствами, если желание удовлетворено не тем способом или недостаточно. Это важная фаза, способствующая личностному росту.

ПРЕРЫВАНИЯ КОНТАКТА
Прерывания контакта – нарушения естественного обмена с окружающей средой, сбои в процессе создания – разрушения фигур, делающие невозможным или затрудняющие удовлетворение потребностей, желаний, интересов человека. Прерванный контакт фиксируется в опыте как «незавершенное дело», сопровождаемое напряжением невыраженных эмоций. Граница контакта при привычных прерываниях теряет свою функциональность, становится ригидной, поведенческий репертуар сужается.
Важно отметить, что способы прерывания контакта не являются патологическими сами по себе. По сути это те же самые способы, при помощи которых мы устанавливаем и развиваем контакт с миром, только ригидные, фиксированные.

СЛИЯНИЕ (конфлюенция) – это процесс, в котором нет понимания отдельности каждого человека, когда не учитывается разница между людьми.
«Когда человек совсем не чувствует границы между собой и окружением и когда ему кажется, что он и окружение есть единое целое – он слит с ним» (Перлз).
Энергия в слиянии становится общей, индивидуальность нивелируется, граница контакта размывается.
Слияние – основной способ контакта в зародышевом и новорожденном периодах.


Чувство сопричастности к чему-то большему, чем «я»: религиозный опыт, переживания, когда «радость на всех одна и беда одна», работа в команде, армия, командные виды спорта, хоровое пение и т.д.
Ощущение единства с другим человеком – естественный симбиоз матери и младенца, интимные любовные переживания, опыт «Я-ТЫ» в терапии.


Отношения, которые необходимы «как воздух», вне которых человек теряет себя. Оба (или кто-то один) могут верить в то, что они знают мысли и другого, переживают его чувства и его опыт. Это затянувшиеся симбиотические отношения матери и ребенка, любовная зависимость, ощущение, что невозможно жить вне какой-либо среды.

Признаки слияния:
- Использование в речи местоимения «мы» вместо «я, ты, он (она)»;
- Отсутствие уважения к разнице между собой и другими;
- Проявления злости, когда обнаруживаются различия;
- Искренняя вера в то, что люди испытывают одинаковые чувства;
- Размытая, обезличенная ответственность.

Слияние прерывает контакт в фазе преконтакта. Фигура желания не формируется.

Что с этим делать.
«Противодействие слиянию – дифференциация. Человек должен начать проживать опыт собственных выборов, потребностей и чувств и не смешивать его с выборами, потребностями и чувствами других людей. Он должен усвоить, что может столкнуться с ужасом отделения от других и при этом остаться живым». (Польстер)

ИНТРОЕКЦИЯ – это процесс, в котором нечто внешнее (правила, ценности, стандарты поведения, концепции и т.д.) берутся личностью целиком, без критической переработки и проверки. Такие «непереваренные», но присвоенные послания называются интроектами. При интроецировании внешние правила, ценности, концепции могут быть внедрены во внутриличностный план без желания человека, без ощущаемой им потребности (процесс воспитания).
Внешняя энергия больше, чем энергия желания. Граница контакта расширяется, человек как бы включает в себя часть внешнего мира.
Интроекция – основной способ установления контакта в раннем детстве, когда младенец принимает и поглощает без переработки не только молоко матери, но и значимые материнские отношения. По мере роста эти интроекты должны подвергаться проверке, переработке, чтобы быть усвоенными и принятыми как свои собственные.

Здоровые (полезные) проявления.
Обучение важным жизненным правилам безопасности, этическим нормам поведения. Законопослушность. Освоение репродуктивных видов деятельности, различных технологий, где личностная включенность играет скорее отрицательную роль.

Нездоровые (вредные) проявления.
Жизнь по инструкции. Жесткость жизненных правил, невозможность отступить от них, постоянный поиск инструкций на все случаи жизни. Отсутствие своих собственных жизненных ценностей, приоритетов. Невозможность сомневаться, сравнивать, частично принимать, частично отвергать. Невозможность опираться на себя, а не на внешние правила.
Интроекция прерывает контакт в фазе формировании фигуры желания (преконтакт), подменяя собственную потребность интроектом.

Признаки интроекции:
- В речи много выражений «Я должен», «Мне следует»;
- Поиск хороших правил, способов жизни «А как нужно поступить?»;
- Нереалистичные ожидания от себя и других;
- Один гуру сменяет другого, потребность быть ведомым.

Что с этим делать.
«Основным инструментом работы с интроекцией является фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможного для него, и, следовательно, утверждение его личностной силы, помогающей различать «мое» и «твое» (Польстер). Это возможно через выделение интроективного послания и человека, дающего это послание. Отделение собственных желаний, взглядов, верований от желаний, взглядов, верований человека, дающего интроект. И, в конечном итоге, принятие решения не жить по чужим ожиданиям.

ПРОЕКЦИЯ – это процесс, в котором нечто, присущее человеку – свойства, качества, поведение, отношения или чувства, приписывается внешним объектам или другим людям.
В процессе проецирования энергия желания переводится во внешний мир и позволяет осуществить поиск объекта, необходимого для удовлетворения желания или эмоциональную разрядку. Граница контакта сужается, часть личности воспринимается как чуждое, принадлежащее внешнему миру.
Проекция – основной способ установления контакта в период освоения способов взаимодействия с миром. Через проекцию в игре своих желаний и имеющихся интроектов ребенок осваивает социальные роли и получает обратную связь от окружения.

Здоровые (полезные) проявления.
Личностная идентификация и эмпатия, возможность сопереживать другому человеку. Способность прогнозировать поведение другого человека. Механизм проекции лежит в основе создания произведений искусства. Широко используются проективные методы в психотерапии и психодиагностике.

Нездоровые (вредные) проявления.
Отделение от себя и приписывание другим тех особенностей, которые человек в силу каких-то причин не принимает как свои собственные. Спроецировав на других собственные негативные качества, человек склонен осуждать их, критиковать, бороться с ними. Спроецировав собственную нуждаемость, постоянно помогать другим, заботиться о них вместо того, чтобы попросить помощь для себя.
Проекция прерывает контакт в фазе контактирования, соприкосновения с окружающей средой.

Признаки проекции:
- Употребление в речи местоимений «ты, вы, они» вместо «я».
- Склонность фокусировать внимание на негативных сторонах реальности.
- Много критических замечаний, осуждений в адрес других и мира в целом.
- Часто склонность чрезмерно заботиться, помогать слабым.

Что с этим делать.
Основной фокус в работе – возврат тех свойств, отношений, чувств, которые человек проецирует на других. Проекция возвращена, если человек может принять в себе эти отторгнутые и размещенные в других части своего «я» без самоосуждения.

РЕТРОФЛЕКСИЯ – это процесс блокирования действия по удовлетворению желания и возврата чувств назад, точно против себя. Человек подставляет сам себя как объект для выражения чувств, направленных к другому. «Ретрофлексия подчеркивает центральную человеческую силу, позволяющую разделять себя на наблюдателя и наблюдаемого – того, над кем производят действие и того, кто это действие производит» (Польстер).
Энергия действия по удовлетворению желания реализуется не во внешнем, а во внутреннем плане. Граница контакта становится непроницаемой.
Ретрофлексия появляется у ребенка в процессе развития в период формирования способности к автономии, когда ребенок учится сам регулировать свои физиологические потребности и свое поведение, проявляя или сдерживая свои импульсы.

Здоровые (полезные) проявления.
Саморегуляция, самодисциплина, сознательная адаптация к социальным нормам. Воспитанность. Способность к самоподдержке. Самоконтроль, защищающий от внешней опасности. Способность к дипломатии.

Нездоровые (вредные) проявления.
Саморазрушающее поведение. Психосоматические заболевания. Самовлюбленность (на себя могут быть направлены и позитивные чувства).
Ретрофлексия прерывает контакт в фазе действия, блокируя соединение с объектом, к которому направлено желание.

Признаки ретрофлексии:
- Наличие психосоматических заболеваний.
- Сдерживание телесных проявлений: задержки дыхания, «проглатывание чувств, слез».
- Мускульные напряжения: сжатие кулаков, сжатие зубов.
- Действия, направленные на себя, не обязательно деструктивные: грызение ногтей, поглаживания себя.
- В речи много возвратных выражений типа «сам виноват», «я себя люблю, ненавижу и т.п.».

Что с этим делать.
В психотерапевтической работе ретрофлексию необходимо развернуть, направить ее из внутренней реальности на отношения с окружающей средой. Это работа с дыханием, телесными зажимами с целью высвобождения энергии и направления ее на внешнее выражение чувств и удовлетворение потребностей.

ДЕФЛЕКСИЯ - это уход от контакта с болезненным переживанием. Энергия проявляется в виде любой более безопасной деятельности, перекрывая и маскируя реальный конфликт.
Граница контакта становится скользкой и неуловимой.

Здоровые (полезные) проявления.
Умение взять паузу во время конфликта. Умение поддержать себя чем-то ещё, пока основная проблема не решена. Умение отложить сложное дело до момента, когда будут собраны все необходимые ресурсы. Умение снизить накал переживания, если оно слишком сильное.

Нездоровые (вредные) проявления.
Избегание решения проблемы, имитация решения проблемы.

Признаки дефлексии:
- Уход от щекотливой темы в разговоре - «перевод стрелок», смена темы.
- Переключение деятельности, например, стремление «веселиться», когда грустно, вместо того, чтобы исследовать причину грусти.
- Занятия спортом или йогой вместо решения, например, семейных трудностей.
- Стремление к успокоению и контролю над чувствами вместо следования за чувствами для удовлетворения потребностей.
- Уход в работу от личных проблем.

Что с этим делать
Помощь в осознавании избегания и признании наличия трудности. Возвращение внимания в точку трудности. Возвращение переживаний в точку дискомфорта. Помощь человеку в том, чтобы выдерживать переживание и удерживаться в нём. Поиск и обнаружение настоящей потребности. Поиск иных способов удовлетворения потребности.

Интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он делал,
Проектор делает то, в чем обвиняет других,
Ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим,
Человек в слиянии не знает кто что кому делает.
Дефлектор делает что угодно другое, лишь бы не то, от чего бежит.

При составлении этого пособия темы «контакт» и «механизмы прерываний» (кроме дефлексии) взяты с небольшими изменениями из статьи Ларисы Никулиной, переработавшей рекомендации Б.Брински http://www.b17.ru/article/4564/ , остальной материал Вячеслава Ильина

Механизмы и техники гештальт-терапии

Систематическое описание методов и техник гештальт-терапии отсутствует. Конкретные упражнения представлены в книге « Ego , Hunger and Aggression » (Perls, 1947), а также в « Gestalt Therapy » (Perls et al., 1951).

Поскольку невроз является признаком задержки роста, лекарством должна быть не столько терапия, сколько метод возобновления роста. Именно эту цель преследуют упражнения. Задача состоит в обнаружении своего «Я», что достигается не путем интроспекции, а через действие.

У среднего человека осознание развито недостаточно. Первая половина книги « Gestalt Therapy » содержит два комплекса упражнений, призванные помочь человеку развить осознание своего функционирования как организма и личности. Эти упражнения являются неотъемлемой частью терапии:

Первый комплекс упражнений предназначен для всех и направлен на:

    контактирование с окружением с помощью осознания текущих чувств, ощущения противонаправленных сил, концентрации внимания, дифференциации и объединения;

    развитие самоосознания через воспоминания, оттачивание чувства тела, переживание непрерывности эмоций, слушание собственных вербализаций, интегрирующее осознание;

    направление осознавания посредством превращения слияния в контакт и изменения тревоги на возбуждение.

Второй комплекс нацелен на изменение хронических нарушений функционирования:

    ретрофлексия: исследование ошибочного поведения, напряжение мышц, выполнение противоположного действия;

    интроекция: интроецирование и процесс еды, смещение и переваривание интроектов;

    проекция: обнаружение проекций и ассимиляция проекций.

Терапия строится в духе импровизации. Методы варьируют в зависимости от пациента и конкретной ситуации, при этом терапевт опирается на уже известные техники. Особое внимание уделяется уникальным способам, при помощи которых пациенты пытаются манипулировать своим окружением (включая терапевта) для получения внешней поддержки.

Вариантов гештальт-терапии столько же, сколько гештальт-терапевтов (Latner, 1973). Некоторые техники все же можно считать общими, если не сказать, стандартными. Все они направлены на осознание. Групповой формат вызвал развитие техник, получивших название «игр».

Метод осознавания здесь и сейчас. Девиз гештальт-терапии: «Я и ты, здесь и сейчас». Настоящее, здесь и сейчас, - это собственно терапевтическая ситуация.

Пациент проживает свою проблему в интервью. Ему даже не надо формулировать свою проблему словами, поскольку она неизбежно проявится в невербальном поведении. Пациенту не разрешают говорить «о» проблемах в прошедшем времени или в терминах воспоминаний; ему предлагают пережить их сейчас. Говоря в общем, пациента просят пережить как можно полнее свое дыхание, жесты, чувства, эмоции и голос. Важна выразительная манера, а не содержание переживаний.

Пациенту следует повторять основное предложение: «Сейчас я осознаю». Обязательно использование настоящего времени. Возможны варианты вопроса: «Что вы осознаете сейчас?», «Где вы сейчас?», «Что вы видите? чувствуете?», «Что вы делаете рукой? ногой?» или «Осознаете ли вы, что вы сейчас делаете своей...?», «Что вы хотите?», «Чего ждете?».

Задача терапевта - привлечь внимание пациента к его поведению, чувствам, переживаниям, не давая им интерпретации. Задача состоит в том, чтобы выяснить как, а не почему - как пациент мешает собственному осознанию незавершенного или прерванного дела, «дыр», или недостающих частей личности, отвергаемых или диссоциированных ее аспектов. Осознание нельзя вызвать силой; если пациент сопротивляется работе с материалом, к которому привлекает его внимание терапевт, не следует его подталкивать. Придут другие времена, когда пациент будет готов к такой работе.

Само по себе осознание может оказаться целительным, поскольку ведет к контакту с незавершенными делами, которые могут быть завершены. Цель всех техник гештальт-терапии, а не только метода здесь и сейчас, - пробудить в пациенте осознание, чтобы он мог интегрировать отчужденные части своей личности.

Метод пробуждения у пациента ответственности. Реакции пациента на вопросы об осознавании, служат выражением самости. Терапевт наблюдает за этими реакциями, задавая дополнительные вопросы. Реакции пациента часто проявляются в форме избегания или встречных вопросов в адрес терапевта, они могут содержать другие указания на попытку избежать ответственности за поведение. «Для него ответственность есть вина, поэтому он боится быть обвиненным, но готов обвинять сам. Он словно говорит: "Я не несу ответственности за свои установки, все дело в моем неврозе"». Пациент проецирует ответственность на других людей, чаще родителей, или ранние переживания. Он может диссоциировать себя от невербальных реакций, говоря о своем теле или его частях «оно», а о его действиях «они».

Терапевт требует от пациента изменить формулировку с вопросов на утвердительные предложения, заставляя его взять на себя ответственность за них. Психотерапевт предлагает пациенту говорить я вместо оно ,когда речь идет о частях тела и их действиях. Так пациента подводят к тому, чтобы он взял ответственность за себя и свое поведение здесь и сейчас, чтобы он лучше осознавал себя.

Работа с драмой и фантазией. Терапевт может ускорить осознавание, вводя ряд техник, требующих драматической деятельности (принятие ролей) и воображения пациента. Этот подход особенно полезен, если взаимодействие пациента с реальностью блокировано. Фантазия с помощью символов отображает реальность в миниатюре, она может быть вербализована, записана или отыграна в различных формах с психотерапевтом, другими участниками группы или в процессе монотерапии.При монотерапии пациент создает и направляет все действо, сам играет все роли. Фантазия предполагает отыгрывание в терапии невротических тенденций, которые впоследствии могут быть взяты под контроль. В отличие от Морено, Перлз не вовлекал других в драматическое действо: он поручал пациенту самому играть все роли. Используя различные техники и ситуации, он поощрял исполнение ролей пациентом.

Техника челнока -переключение внимания пациента попеременно с одного вида деятельности или переживания на другой: например, говорение и слушание себя. Терапевт может облегчить процесс, привлекая внимание пациента к тому, что было сказано и как это было сказано: «Осознаете ли вы это предложение?»

Кроме того, пациент может переключаться с переживания прошлого опыта в воображении и в ситуации «здесь и сейчас». Переживание вызывает внутренние ощущения, которые, будучи осознаны, заполняют пробелы, связанные с переживанием, и способствуют завершению соответствующего незавершенного дела. Техника челнока частично входит в другие техники - в диалоги нападающий/защищающийся и технику «пустого стула».

Диалог нападающий/защищающийся . Невротические конфликты затрагивают противоположные или противостоящие черты или аспекты личности. Когда терапевт обнаруживает подобный раскол в личности, он предлагает пациенту провести эксперимент с вовлечением каждой конфликтующей стороны в диалог. Наиболее распространен раскол между двумя Я в личности, «нападающим» и «защищающимся». «Нападающий» = Суперэго: праведное, перфекционистское, авторитарное, наказующее и запугивающее образование. «Защищающийся» = Ид, или инфраэго , по Перлзу: нечто примитивное, уклончивое, оправдывающееся по типу «да, но», пассивно саботирующее требования «нападающего» и обычно одерживающее верх.

Конфликт может быть разрешен только путем интеграции пациентом двух аспектов своей личности. Процесс интеграции происходит, когда пациент осознает «нападающего/защищающегося», вступая в диалог, в котором он попеременно выступает от имени того и другого.

Пустой стул . Это метод фасилитации ролевого диалога между пациентом и другими людьми или между частями личности пациента. Обычно используется в групповой ситуации. Два стула ставят друг напротив друга: один соответствует пациенту или одному из аспектов его личности («нападающему»), другой - другому человеку или части личности («защищающемуся»). Меняя роли, пациент пересаживается с одного стула на другой.

Терапевт может ограничиться наблюдением за диалогом или рекомендовать пациенту, когда следует пересесть на другой стул, предлагать варианты ответов, привлекать внимание пациента к сказанному и к тому, как это было сказано, или же просить пациента повторить или усилить слова или действия. В процессе такой работы пробуждаются эмоции и конфликты, возникают и разрешаются тупики, может произойти осознавание и интеграция полярностей, или расколов, внутри пациента, между пациентом и другими людьми, между желаниями пациента («защищающимся») и социальными нормами («нападающим»).

Техника пустого стула часто используется в групповой ситуации, когда терапевт работает с участником группы один на один. Человек, с которым работают, занимает «горячий стул» и садится напротив пустого стула перед группой.

Работа со сновидениями. Перлз полагал: сновидения - прямой путь к интеграции. Терапевт пытается заставить пациента повторно пережить сновидение в настоящем, в терапевтической ситуации, включая его отыгрывание. Интерпретации не даются, поскольку они ведут лишь к интеллектуальному пониманию. Давать интерпретацию поручают самому пациенту.

Сновидение отражает или содержит в той или иной форме незавершенную, не ассимилированную ситуацию. Разные его части есть проекции разных и конфликтующих сторон самости. В принципе сновидение содержит все необходимое для исцеления, если понять и ассимилировать все его части.

Сновидения выявляют недостающие части личности и методы избегания, которыми пользуется пациент. Пациенты, не запоминающие сновидений (всех сновидений), отказываются взглянуть на свои проблемы; они «думают , что заключили сделку с жизнью». Таким пациентам предлагают обратиться к ускользнувшим сновидениям: «Сны, где вы?»

При работе со сновидением пациента просят сыграть роль разных людей и объектов. В процессе игры пациент отождествляет себя с отчужденными частями своей личности и интегрирует их. Затруднения при игре или отказ означают, что пациент не желает присвоить или получить назад свои отвергнутые части. Облегчает процесс использование техники пустого стула, когда пациент пересаживается со стула на стул при взаимодействии с героем сновидения, объектом или частью себя.

Домашнее задание. Пациент должен заново пережить сессию, представляя себя в терапевтической ситуации. Если почему-либо это дается с трудом, надо постараться выяснить, в чем проблема, может быть, что-то было недосказано на сессии. Если это так, то может ли пациент теперь это сказать? Акцент делается на осознавании факта избегания и прерывания самовыражения.

Правила и игры

Позволив пациенту играть и «обнаружить, что все это у него имеется (все, что, как он полагает, могут дать ему только другие), мы повышаем его потенциал... Таким образом, в процессе терапии мы пытаемся шаг за шагом помочь пациенту присвоить отчужденные части личности, пока он сам не станет достаточно сильным для фасилитации собственного роста» (Perls, 1969a).

Правила и игры гештальт-терапии обобщены Левицки и Перлзом.

Правила

    принцип «сейчас»:употребление настоящего времени;

    «я и ты»:прямое обращение к человеку, а не обсуждение этого человека с терапевтом;

    использование Я-высказываний:замена оно на «Я» , когда речь идет о теле, его действиях и поведении;

    использование континуума осознавания:фокусирование на как и что опыта, а не на почему ;

    недопустимость сплетен:прямое обращение к присутствующему человеку, а не комментарии о нем;

    просьба к пациенту переводить вопросы в утверждения.

Игры

1. Игры в диалог . Пациент играет роли аспектов расщепленной личности и ведет диалог между ними. Эти части включают «нападающего» (Суперэго или долженствования) и «защищающегося» (пассивное сопротивление), агрессивное/пассивное, хорошего парня/скандалиста, мужественность/женственность…

2. По кругу . Пациент развивает общее утверждение или тему (например, «Терпеть не могу всех, кто находится в этой комнате») перед каждым человеком в отдельности, с соответствующими дополнительными комментариями.

3. «Я беру на себя ответственность» . Пациенту предлагают заканчивать каждое утверждение о себе или своих чувствах высказыванием «и я беру на себя ответственность за это».

4. «У меня есть секрет» . Каждый человек думает о своем личном секрете, связанном с виной или стыдом и, не делясь этим секретом, представляет себе, как, по его мнению, отреагировали бы на него окружающие.

5. Отыгрывание проекции . Когда пациент высказывает мнение, являющееся проекцией, ему предлагают сыграть роль человека, вовлеченного в эту проекцию, с целью обнаружить скрытый конфликт.

6. Перестановки . Пациенту предлагается роль, противоположная его явному поведению (например, быть агрессивным, а не пассивным); ему следует распознать и наладить контакт с латентным, скрытым аспектом себя.

7. Смена контакта на отстраненность и обратно . Распознается и принимается естественная склонность к отстраненности, пациенту позволяют временно пережить безопасность отстраненности.

8. Репетиция . Поскольку мышление по большей части представляет собой репетиционную подготовку к исполнению социальной роли, участники группы проводят совместные репетиции.

9. Преувеличение . Преувеличение также относится к репетиционным играм. Когда пациент произносит важное утверждение обычным тоном, свидетельствующим о недооценке его важности, ему предлагается повторить это утверждение снова и снова, повышая громкость и делая на нем акцент.

10. « Можно мне подсказать вам предложение Терапевт предлагает пациенту повторить определенное предложение, которое, по мнению терапевта, отражает нечто важное для пациента, чтобы пациент мог примерить его на себя. Часто сопровождается интерпретацией.

Гештальт терапия Перлза

Гештальт-терапия – определенное направление в психологии, которое основывается на психоанализе, экзистенциализме, телесно-ориентированной терапии, а также восточных методах правильного развития сознания.

Основные понятия гештальт терапии

В основу этого направления психотерапии легли определенные принципы и понятия:

Целостность . Человек является целостным существом, поэтому всяческое его расчленение на составляющие, например, психику и тело, душу и тело – это определенно искусственные приемы, которые не могут помочь понять внутренний мир. Личность и окружающая ее среда объединены в один гештальт – некое единое поле.

Возникновение и разрушение гештальт-структур . Человек живет исходя из различных потребностей, которые занимают важное место в сфере его приоритетов – фигура резко выделяется из общего фона.

Незавершенный гештальт. Это источник особого напряжения, которые отбирает всю жизненную энергию человека. Каждый довольно часто формирует разные незавершенные ситуации, которые негативно влияют на постоянное психологическое состояние.

Контакт и его граница . Люди постоянно контактируют с чем-то: окружающей средой, животными, растениями и другими людьми, еще разными полями – информационным, биоэнергетическим, психологическим. Место встречи каждого человека с его окружением называется основной границей контакта.

Осознанность . Она не имеет ничего общего с интеллектуальными знаниями о себе и внешнем мире. Осознавание человека тесно связано с пребыванием людей в настоящем моменте, когда он живет не своей механической жизнью, а действует из своего непосредственного сознания, находясь в состоянии полной бдительности, осознанности.

Здесь-и-сейчас . Этот принцип означает, что все поистине важное для человека происходит именно в настоящем времени. Как правило, разум уводит всех в прошлое или же будущее, но именно такое мышление забирает лучшие моменты жизни.

Ответственность . Это качество человека рождается из его осознанности. Чем яснее вы осознаете окружающую действительность, тем более ответственно он относится к своей жизни.

Основные техники гештальт терапии

Психодрама – специальная групповая терапия, которая используется для правильного завершения неоконченных действий и решения ситуаций с помощью определенных ролевых игр, представлений театрального характера и драматического самовыражения. Во время использования такой техники чаще всего разыгрывают определенные сценки, которые дают возможность прожить драматические события из прошлого пациента, внутренний конфликт или сновидение. Игры отражают ситуацию из жизни или выводят на поверхность все внутренние боли, зажимы и травмы.

Пустой или горячий стул – техника, которая часто используется на тренингах. Во время нее один из участников должен представить на пустом стуле человека, с которым надо проработать отношения, героя своих снов или же какую-то часть свой индивидуальности. Затем надо обратиться к представленному образу. Во время такой специфической беседы проявляются стереотипы и штампы в поведении, возникают довольно сильные эмоции, которые трудно увидеть в простых диалогах.

Арт-терапия – техника психологической помощи, которая основывается на искусстве и творчестве. Основная цель способа – содействие гармоническому развитию человек посредством роста его способностей к интересному самовыражению. Основная ценность такой терапии заключается именно в том, что она позволяет символически выразить и полностью оценить самые разные чувства: страх, любовь, тревогу, гнев, счастье и ненависть.

Основные методы гештальт терапии

Психологическое консультирование – метод направлен на разрешение самых разных трудностей: индивидуальных, межличностных и семейных. Терапевт помогает правильно преодолевать стрессовые ситуации или жизненные кризисы, найти выход из трудных ситуаций. Внимание каждого клиента фокусируется на личных переживаниях в настоящем времени. Так происходит осознание и полное понимание сложившейся негативной ситуации, что ведет к ее непременному разрешению.

Телесно-ориентированный метод дает возможность достичь полного исцеления психики человека через правильную работу с его телом. В человеческом теле постоянно хранится множество интересных воспоминаний: ключевые события, чувства и переживания. Если взаимодействовать с телом, получается доступ к глубокому уровню подсознания, которое есть в теле. Так вы сможете выявить все причины возникающих с вами проблем.

Гештальт-терапия призывает людей узнавать себя и принимать такими, какими они являются в действительности. Этот подход позволяет идти вперед, придерживаясь индивидуального потока, а не растрачивать энергию и силы, стараясь его перебороть «на свою переделку».