Гиперактивные школы. Гиперактивные дети и проблемы их обучения. Время работает на ребенка

Всё-таки педагогом быть очень непросто! В классе или группе все дети настолько разные, что не сразу разберёшься, к кому какой подход нужен. А в последние годы количество детей с особенностями в поведении не только не сокращается, но и даже увеличивается.

И сейчас практически в каждом классе есть свой «шустрик» («попрыгунчик», непоседа), а то и два или три сразу. Естественно, у учителя возникает целый ряд вопросов на тему «что делать, если в классе гиперактивный ребёнок?», потому что просто не обращать внимание на него нельзя (он тогда сам его на себя обратит, и не один раз), и в то же время есть и другие ученики, которым тоже нужно уделить время.

В общем, педагогу в такой ситуации не позавидуешь, но я могу дать несколько рекомендаций, которые помогут учителю или воспитателю сделать совместную с гиперактивным ребёнком жизнь более спокойной и комфортной, а обучение и воспитание – более эффективным и продуктивным.

Правда, эти рекомендации могут помочь только тем педагогам, которые готовы постараться и приложить усилия, чтобы начать изменения ситуации с себя, а не с ребёнка, потому как он находится в ещё более незавидном положении, чем учитель, работающий с ним (это во-первых), а большая ответственность за ненадлежащее поведение ученика лежит всё же не на нём самом, а на взрослом человеке, как более мудром (это во-вторых).

Сначала некоторые особенности синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (именно так называется это расстройство поведения), о которых обязательно нужно знать. Самое главное, гиперактивность – это не блажь ребёнка, не вредность и не последствия упущений в воспитании. Это медицинский диагноз , обусловленный определёнными физиологическими причинами , среди которых – патология вынашивания беременности матерью, родов, болезни в первый год жизни, минимальные мозговые дисфункции и ряд других. Чувствуете, в чём дело? Все эти причины от самого ребёнка совершенно не зависят! Значит, нет никакого смысла сердиться на него за излишнюю подвижность, недостаток внимания и порой не совсем адекватное поведение: он собой не владеет не потому, что не хочет, а потому, что не может.

Исходя из этого, первое, что нужно сделать педагогу, у которого в классе или группе есть такой «живчик», это отправить родителей вместе с ним на консультацию к врачу-неврологу и убедить их провести назначенное им медикаментозное лечение. Без этого шага все следующие рекомендации могут оказаться малоэффективными.

Ещё одна особенность ребёнка с гиперактивностью – это недостаток развития всех параметров внимания . То есть такой ученик не только не может усидеть какое-то время на месте, он к тому же часто отвлекается, с трудом сосредотачивается, не умеет распределить своё внимание на несколько объектов, допускает много ошибок и нередко не замечает их. Поэтому важно не только «успокоить» ребёнка, но и научить его управлять своим вниманием.

Итак, какие действия педагога будут способствовать улучшению поведения гиперактивного ребёнка, повышению его успеваемости и установлению более комфортных взаимоотношений между учеником и учителем, а также с одноклассниками?

1. Принять ребёнка с гиперактивностью как данность , т.е. посмотреть на него не как на источник лишних трудностей, от которого нужно поскорее избавиться или переделать, «сломать » его, а как на возможность с его помощью научиться новым умениям в плане общения, стать терпимее, гибче, терпеливее, понятливее, профессиональнее, лучше.

2. Принять ребёнка как личность , т.е. увидеть в нём, кроме отрицательных качеств (которые есть у всех, и у нас в том числе) ещё и положительные, такие, за которые он тоже достоин если не уважения и любви, то хотя бы принятия. Без этих двух одновременно простых и сложных действий к остальным перейти вы просто не сможете: у вас не будет для этого ни сил, ни желания. (Кстати, нелишним будет показать то хорошее, что есть в ребёнке, и его сверстникам: это будет способствовать установлению позитивных взаимоотношений в коллективе).

3. Ограничить до минимума отвлекающие факторы : посадить поближе к учительскому столу (в идеале – за первую парту напротив доски), убрать со стола вещи, которые в данный момент не нужны, и т.д.

4. Использовать похвалу и поощрения для гиперактивного ребёнка так часто, как это возможно (тем не менее, соблюдая меру): хвалите его за то, что смог на минуту дольше, чем обычно, внимательно слушать; за то, что сегодня допустил на две ошибки меньше, чем вчера; за то, что аккуратнее написал и т.д., и т.п. Только похвала должна быть не общими словами (молодец, хорошо и т.п.), а конкретная (что именно хорошо), чтобы ребёнок знал, какое конкретно поведение одобряется и ожидается от него, и повторял его снова и снова.

5. Так как у такого ребёнка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, следует давать ему возможность подвигаться несколько раз за время урока (да-да, снова индивидуальный подход!). Это может быть физминутка для всех или для него одного (ты устал сидеть, я понимаю. Встань и пройдись в конце класса туда-обратно несколько раз). Если остальным ученикам объяснить особенности гиперактивного ребёнка, они вряд ли будут возражать против такого хождения по классу. Или же можно давать ему задания типа «стереть с доски», «сходить в соседний класс за мелом», «помочь учителю раздать тетради» и подобные. Так он и полезное дело сделает, и подвигается, сбросит напряжение, и другие дети не будут высказывать неудовольствие по поводу того, что «почему ему можно, а нам нельзя».

6. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания испытывают большие трудности при организации своей деятельности (так как у них нарушены и волевые процессы). Поэтому необходимо помочь им в этом, используя различные средства : планы, таблицы, расписание, алгоритм, памятки, пиктограммы, схемы, списки, графики, часы со звонком, «напоминалки» в сотовом телефоне и прочее, прочее (придумайте сами, ведь педагогам фантазии не занимать). Кроме того, режим дня и расписание занятий должны быть чёткими, стереотипными, хорошо спланированными.

7.Если ученик или воспитанник часто отвлекается, учитель может привлечь его внимание к материалу урока, не делая замечания (которые могут вызвать отрицательную реакцию), а воспользовавшись такими приёмами: подойти к парте этого ребёнка, положить руку ему на плечо, погладить по голове, встретиться с ним взглядом, положить перед ним заранее приготовленную записку с коротким ёмким содержанием («сядь прямо и слушай меня», «Выполняй задание» и т.п.). Хорошие результаты даёт такой метод: ученик и педагог заранее договариваются о «секретном знаке» (специальном жесте), которые учитель будет использовать каждый раз, когда ребёнок «выключится» из работы.

8. Несмотря на то, что ребёнку с СДВГ бывает трудно достичь хороших результатов в учёбе, всё же у большинства таких детей нарушений в интеллектуальной деятельности нет , поэтому им вполне по силам учиться в обычном классе по обычной программе. Тем не менее, дополнительные занятия с учителем или репетиторами ему часто просто необходимы.

9. Гиперактивные ученики очень часто испытывают затруднения в обращении за помощью, в правильном понимании и выполнении инструкций, потому как одна из их особенностей – это недостатки в формировании речевых функций и эмоционального развития, и, как следствие, в речевом общении с окружающими. Именно поэтому учителю необходимо объяснять задание несколько раз другими словами, а также всегда давать ему возможность обратиться за помощью в случае возникновения затруднений, чтобы ребёнок не боялся показаться хуже остальных (можно объяснить детям, что спрашивать, если что-то непонятно, нужно всегда, потому что самый глупый вопрос – это незаданный). Кроме того, большое по объёму задание или инструкцию следует дробить на несколько более мелких, предлагая их последовательно, и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, чтобы своевременно внести коррективы.

10. И последнее. Педагогу будет очень полезно прочитать литературу по проблеме организации взаимодействия с гиперактивным ребёнком. Рекомендую книгу Е. Лютовой, Г. Мониной «Шпаргалка для родителей» (для учителей там тоже очень много полезного материала), а также книгу Н.Н. Заваденко «Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».

Педагог-психолог ПМПК Елена Михайловна Белоусова

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) нередко называют болезнью современных детей. И хотя он диагностируется у 6% детского населения в популяции независимо от региона, любой учитель начальных классов по личным ощущениям может вам сказать, что таких детей у него куда больше.

Родители смущаются больше: как говорить с детьми о половом воспитании

Как понять, что у ребенка СДВГ, и как с этим жить, чем ему могут помочь родители и о какой помощи стоит попросить школьного учителя, в начале учебного года корреспондент Sputnik Светлана Лицкевич поговорила с врачом-психотерапевтом, кандидатом медицинских наук, доцентом Татьяной Емельянцевой.

Что такое СДВГ?

Такие дети знакомы всем - расторможенные, импульсивные, дезорганизованные, не способные подолгу сосредотачиваться на одном деле. Они могут прыгать на месте, махать руками как птицы, быстро забывают произошедшее и не могут рассказать, что происходило сегодня в школе. Их поведение несдержанное, порой вовсе неуместное, а тетрадки полны исправлений, иногда они и вовсе могут оставаться пустыми, предложения недописанными. Как правило, при достаточно высоком интеллекте, дети с СДВГ учатся значительно хуже своих возможностей, высидеть до конца урок - для них невыносимая пытка. Как помочь такому ребенку адаптироваться в школе, а школе - быть лояльной к ребенку?

Время работает на ребенка

Так получилось, что тему приложения сил в науке врачу-психотерапевту Татьяне Емельянцевой подсказала сама жизнь. Изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ей пришлось заняться, потому что у сына появились характерные признаки этого недуга. Она не скрывает этот факт, равно как и то, что все поправимо - просто такие дети требуют большого родительского труда. И чаще всего с возрастом перерастают большинство своих трудностей.

Чаще всего СДВГ становится проблемой, когда ребенок идет в школу. Когда выявляется его неспособность прилежно учиться - такие дети расторможенные, рассеянные, катастрофически неорганизованные. В детском саду это может проходить практически незамеченным, если повезло с педагогом.

Психолог об опасных селфи: внимание сверстников не заменит родителей

Если такой ребенок попадает в поле зрения врача-психотерапевта до школы, чаще всего врачи просят отдавать ребенка с СДВГ в школу попозже?

Да, здесь время работает на ребенка. Его нервная система созревает, и чем позже он пойдет в школу, тем лучше будут результаты. Год для ребенка - это очень много. Пускай такой ребенок будет в своем классе переростком, но это пойдет на пользу и ему и учителю, который будет с ним работать.

- Многих волнует вопрос - надо ли говорить учителю про СДВГ?

Безусловно, это надо сделать. Ведь учитель должен стать вашим союзником. И только вместе вы сможете выйти на хорошие результаты. Но, возможно, лучше это делать постепенно, по мере поступления симптомов, - многих учителей этот диагноз пугает. Большое счастье, если вам удастся найти педагога, знакомого с СДВГ, прежде успешно работавшего с такими детьми или столкнувшегося с подобным в собственной семье.

К психотерапевту чаще всего обращаются, когда ребенок идет в школу и всем становится очевидно его "неудобное поведение"

Не стоит сразу становится в позу - будто учитель вам что-то должен. Вам нужно учиться находить общий язык. Но в большинстве своем школа с этим знакома. Я, например, когда пыталась объяснить учительнице сына про то, что у нас "особенности", она мне невозмутимо сказала: "особенности есть у всех, это же дети".

Том Сойер - типичный гиперактивный ребенок

Считается, что раньше такого диагноза не существовало, это особенность современных детей, которая проявляется у них все чаще. Это верно?

Нет, конечно. СДВГ - не новый диагноз. Он детально описан еще у Марка Твена. Том Сойер - типичный гиперактивный ребенок. Когда-то СДВГ называли гипердинамическим синдромом. Потому что эта непоседливость, непослушность были очевидны для окружающих. Это клинический феномен расстройства развития нервной системы. К ним, кстати, сейчас относят не только СДВГ, но и аутизм. И все чаще эти диагнозы могут сочетаться, особенно с синдромом Аспергера (одно из расстройств аутистического спектра). Существует, конечно, такая точка зрения, что детям с СДВГ повезло больше - у них менее выраженная слабость развития нервной системы, чем у детей с симптомами аутизма.

Чаще всего СДВГ - диагноз мальчишек. У девочек он встречается в 3-4 раза реже.

Психотерапевт: лечить нужно не бессонницу, а депрессию и неврозы

- Когда родителям надо начинать беспокоится?

Обычно СДВГ начинают "искать" после 4 лет. Признаки могут быть самыми различными, иногда совсем нетипичными. Но некоторые характерные черты узнаваемы. У 30% таких детей бывают проблемы с речевым развитием. Практически для всех характерно капризное протестное поведение. Они скандалят в супермаркетах не потому, что избалованы - они крайне нетерпеливы и не могут контролировать свои эмоции. У них рано, еще в дошкольном возрасте, начинают проявляться различные тики - признак слабости нервной системы. У многих обостренная сенсорная чувствительность. Некоторые могут впадать в истерику от звука пылесоса, "жмет - трет" - это тоже про них. Ко мне обратилась одна семья, в которой девочка приходила в первом классе из школы и раздевалась донага - ей все мешало. Они придирчивы к текстуре одежды, текстуре пищи. Пища с комочками для такого ребенка может стать 100% условиям, чтобы вообще не есть. У них могут долго сохраняться энурезы, энкопрезы (каломазание). Может неправильно формироваться акт дефекации - пока был в памперсах - проблем не было, а на горшок - не получается, протест. Зато почти сразу наложит в штаны, как только его оставят в покое. И иногда только по этим признакам обращаются к специалистам, других признаков проблемного поведения не заявляется. Если у ребенка есть подобные симптомы - это повод показать его врачу-психотерапевту.

Где родителям брать силы

- Что делать, если такой диагноз выставили?

Не воспринимать это как конец света и готовиться к длительной работе. В Америке эти вопросы решаются просто - условием обучения ребенка с тяжелой формой СДВГ в приличной школе является назначение психостимуляторов. Высокая эффективность их доказана. Они повышают уровень дофамина, которого у детей с СДВГ не хватает.

У нас такой практики нет, просто нет возможности назначать психостимуляторы. Важно понимать, что это не антибиотик, который пропил и забыл, они не вылечивают, они помогают на время. Психостимуляторы надо пить годами. Химические нейромедиаторы включают мозг, внимание - дают тот драйв, который помогает им довести начатое до конца. Уходит неудобное поведение. Дети начинают лучше учиться - потому что еще одна проблема таких детей - они учатся хуже свои возможностей. У них многое зависит от настроения, от работоспособности именно сегодня. Например, солнца сегодня больше - ребенок более адекватен, его мозги включаются лучше, он более собран. Но никто не думает о долгосрочной перспективе ребенка - что будет с ним дальше, сможет ли он без психостимуляторов, каким будет его поведение. По большому счету - это не решение проблемы, это ее откладывание.

Почему сбегают дети из "приличных" семей?

С ребенком надо постоянно работать, знать, как помочь ему справиться с его неусидчивостью, невнимательностью, сделать учителей и воспитателей своими союзниками. Здесь очень много значат группы родительской взаимопомощи.

Я занимаюсь СДВГ больше 10 лет, работаю и с детьми, и с родителями. За это время немало детей выросло - я удивлена тем, как со временем все меняется, как они выравниваются со сверстниками. Я, конечно, понимаю, что имею дело с мотивированными родителями. Дети с СДВГ при нормальном внимании и заботе могут вырасти достаточно успешными. Да - с маленькими нюансами. Зато из них получаются хорошие художники, архитекторы, врачи, режиссеры - они видят мир по-другому, видят образами, у них развито чувство сопереживания, они больше живут сердцем.

Вы говорите, что родители должны быть готовы работать с ребенком. Все мы вроде как детей воспитываем, учим шаг за шагом и т.д. Для детей с СДВГ что-то должно быть по-другому?

Нужно быть готовыми бесконечно проходить все заново. Если у родителей нет этого настроя марафонца, результатов может не быть. Недавно у меня была семья, они живут в Америке, сюда приехали к бабушке. У мамы там второй брак, есть маленький ребенок. Она неспокойная, неровная, - вижу, что у нее нет сил на старшего ребенка, у которого СДВГ. Маме нужен конкретный ответ: как сделать так, чтобы ребенок слушался, чтобы учился хорошо, чтобы понимал, что маме тяжело. По итогу беседы пришлось сказать бабушке, что нет вариантов, кроме психостимуляторов там у них, в Америке. Просто потому, что я вижу, что у мамы нет сил помогать. Мальчик очень непростой, ему 10 лет и он уже понимает, что с ним что-то не так. Знает, что предстоит прием лекарства. Спрашивает: "правда, что я не смогу так радоваться, как раньше, например, когда мой друг забивает гол?" Мне пришлось ему объяснять, что это только на время, чтобы изменилось отношение к нему. Это, на мой взгляд, высвечивает проблему отношения самих детей к назначению психостимуляторов, как несвободу.

Татьяна Емеьянцева не скрывает, что вплотную заняться изучением СДВГ ей пришлось в том числе и по личным мотивам

Хотя бывает и другое - я провожу много лет групповые занятия для родителей. У меня был один папа, который ходил ко мне год от года. Слушал приблизительно одно и то же по несколько раз. Когда я спросила - зачем, он сказал: "я хожу сюда за тем, чтобы у меня появились силы и дальше помогать своему ребенку". На групповых занятиях не только знания - но и эмоциональная поддержка, когда есть чей-то более удачный опыт взаимодействия со школой, например.

Достучитесь до него - в буквальном смысле

- Если вернуться к школе - чего можно ждать от учителя, на какую помощь рассчитывать?

Ребенку с СДВГ трудно адаптироваться в социуме, а его поведение часто бывает неуместным. Они неудобны, такие дети. Для родителей, для учителей. У них немало проблем с вербальной оперативной памятью. Так называемая внутренняя речь - умение проговаривать мысли "про себя" формируется у ребенка в норме к 7 годам, а у этих детей она может сильно запаздывать. Нередко бывает - задача решена, но объяснить последовательность действий он не может. Как компьютер без принтера. Но зато они отлично справляются с тестовыми заданиями, здесь они могут показывать хорошие результаты.

Одна из самых распространенных родительских и учительских жалоб: "он меня не слышит".

"Плохо – это не норма": как принять, что вам пора к психотерапевту

Для того чтобы он вас услышал, подойдите к нему, дотроньтесь, посмотрите ему в глаза - для них важен тактильный контакт, пускай он вслух проговорит вашу просьбу. Это способ усилить эффективность его памяти. А учитель, зная, как тяжело такому ребенку высидеть целый урок, может отправить его сполоснуть тряпку для доски или попросить раздать тетради, полить цветы. Их внимание необходимо переключать на двигательную активность, тогда он будет справляться. Если на контрольной такого ребенка посадить возле учительницы - он будет стараться куда больше. Учитель должен это учитывать. Но для этого родителям стоит сначала поговорить с ним об особенностях подхода к такому ученику. Своим пациентам я даю памятки для учителей, чтобы они знали, как успокоить, как переключить внимание гиперактивного ребенка. Информация доступна и в интернете. Не все ее ищут, к сожалению.

Важно понимать, что дети с СДВГ действительно устают больше других. При незрелости нервной системы и их подвижности они бегут впереди паровоза. Зачастую, когда устают, становятся просто неадекватными.

У нас с сыном была очень понимающая учительница, которая его отсаживала на диванчик, когда видела, что он укладывался на парту от того, что устал. Или разрешала сосать леденец, который включал внимание при выполнении контрольной работы.

- Можно ли таким детям ходить в продленку?

Категорически не советую. В продленке его завод закончится. И начнется расторможенность, клоунское поведение. А дома все будет по-другому - он сменит обстановку, переключится, отдохнет и вскоре будет способен заняться выполнением домашних заданий.

Одна из теорий, объясняющих СДВГ - так называемая энергетическая, теория "слабой батарейки мозга". С двигателем машины все в порядке. Но бензина иногда не хватает. Для них важна эмоциональная подзарядка. Очень помогают "обнимашки-целовашки". Но многие родители силу тактильного контакта недооценивают.

- Как их все-таки уговорить учиться?

Такого ребенка бесполезно ругать за плохие оценки - но если он получил хорошую, лучше поощрить его так, чтобы он запомнил это и захотел сделать еще раз. Наказание действует на них гораздо слабее, чем поощрение. Им быстро становится скучно, все надоедает. При дополнительной стимуляции эффективность всех людей повышается. И у этих детей - особенно. Они нуждаются в постоянном вознаграждении. Немедленно. Обещание - будешь хорошо учиться, через 2 месяца поедешь с классом на экскурсию - не для них. Их награда должна быть немедленной.

Люди на своей волне

- Откуда берется такой диагноз и есть ли надежда, что со временем ребенок выровняется, перерастет его?

В 60-х годах прошлого века было объявлено, что СДВГ - черта характера, которая наследуется. Сейчас снова считается, что это расстройство развития мозга, обусловленное как наследственными факторами, так и внешними. В том числе и тем, как проходила беременность, роды, в каких условиях воспитывается ребенок. И если генетически ребенок был предрасположен к дефициту дофамина, но в родах случилась асфиксия - это может стать очевидной проблемой.

СДВГ встречается и у взрослых. И цифры называются разные - от 30 до 70% случаев детского диагноза СДВГ может переходить во взрослый возраст. Ко мне за консультациями все чаще обращаются молодые люди, которым уже за 30 лет - они предприимчивые, занимаются IT, вроде как все нормально. Но они понимают, что с ними что-то не так.

- Какие жалобы бывают у взрослых?

Многие жалуются на проблемы внимания, работоспособности, выраженной астенизации, "депрессивности", не складываются отношения с близкими, с начальством. Одна молодая девушка выразила свою проблему так: "Я забыла все, чему меня учили…"

- Так это специфика нашего образования - сдал и забыл… Это вам и без СДВГ сотни взрослых могут сказать.

Я не совсем об этом. Люди с СДВГ - на своей волне. Они легко переходят социальные границы, не всегда соблюдают социальные условности - могут напрямую сказать другим нелицеприятные вещи. Их нередко не любят окружающие, а они не могут понять почему. У них часто бывают перепады настроения, характерна амбивалентность, двойственность - когда они не могут понять, что им надо. Впрочем, они нередко бывают очень успешны. Есть сайт "великие с СДВГ", но приводить примеры я не буду - для врача это некорректно.

Из своего опыта могу сказать - детей с СДВГ за последние годы стало больше, как и детей с аутизмом. И это проблема не только здоровья женщины в перинатальном периоде. Это проблема общества, его информатизации. Просто проявляет эту проблему, прежде всего, ребенок.

Конечно, с такими детьми непросто - постоянно организовывать его досуг, смотреть, чтобы у него было хорошее настроение, разруливать проблемы, держать руку на пульсе.

Но вы в любом случае должны верить в своего ребенка. При этом понимая, что вы можете сделать только то, что можете сделать. Но не сделать этого просто нельзя.

Гиперактивный ребёнок в начальной школе.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Психологи выделяют следующие симптомы гиперактивных детей:

– совершает беспокойные движения кистями и стопами;

– не может спокойно сидеть на месте, корчится, извивается;

– легко отвлекается на посторонние стимулы;

– с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников);

– на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца;

– с трудом выполняет предложенные задания (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания);

– с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;

– часто переходит от одного незавершенного действия к другому;

– не может играть тихо, спокойно;

– много болтает, мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей);

– часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;

– часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице;

– иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

– чрезмерная двигательная активность;

– импульсивность;

– отвлекаемость (невнимательность).

Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%: среди мальчиков – 22%, среди девочек – около 10%.

Гиперактивные дети и проблемы их обучения.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения и связанные с ними трудности обучения, в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка.

Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4–6 уроков подряд по 35–40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15–20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствуют малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.

Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.

Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняются психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

Коррекция в семье

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Частые изменения указаний и колебания настроения родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.

Сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу. Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия. В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т.д. Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.

Поведение близких ребенку взрослых:

1.Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

2.Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

3.Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Организация среды и окружающей обстановки в семье

1.Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

2.Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

3.Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

4.Активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Когда станет совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или которые были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему – все в ваших руках.


Школа - враг гиперактивных детей, ведь там нужно быть внимательным и сосредоточенным. Без концентрации и умения доводить начатое до конца успеваемость гиперактивного ученика будет оставлять желать лучшего.

Гиперактивность - бич младшеклассников . Их ведущая деятельность меняется с игровой на учебную, из-за чего нагрузка на мозг многократно возрастает.

Систематичность, длительность, повторение - все то, без чего сложно представить себе обучение никак не стыкуется с гиперактивным ребенком. Что делать в таком случае родителям?

Признаки гиперактивности

Как понять, гиперактивен ли ваш ребенок? Ответьте «да» или «нет» на 10 вопросов нашего теста:

  1. Ребенок постоянно шевелит кистями и стопами?
  2. Не может спокойно посидеть на месте даже минуту?
  3. С трудом дожидается своей очереди в игре?
  4. Отвечает на вопросы быстро, не дослушав до конца?
  5. С трудом выполняет предложенные задания?
  6. С трудом переключает внимание с одного занятия на другое?
  7. Его игры или рисунки часто остаются незавершенными?
  8. Много болтает, мешает другим, вмешивается во все разговоры?
  9. Не умеет играть сам, тихо и спокойно?
  10. Часто совершает импульсивные действия, не задумываясь о последствиях?

Если у вас 8-10 ответов «да», ваш ребенок склонен к гиперактивному поведению.

И вы не одиноки. По данным статистики, среди детей в возрасте от 5 до 11 лет гиперактивных больше 25%, причем мальчики страдают в два раза чаще девочек.

Психолог Елена Фролова рассказывает: «Причин, почему на гиперактивность своих чад чаще жалуются родители мальчиков, чем девочек, несколько. Мозг плода мужского пола более раним к различным патологиям беременности и родов. У психики девочек лучше развиты компенсаторные функции, а также они более эмоциональны и послушны. Например, девочке легче устроить истерику, и она уже получает разрядку, а в этой ситуации мальчик - начинает много говорить, сходить с ума и бегать по потолку».

Какие проблемы в школе

Возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые — такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам.

Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они не слышат, часто что-то теряют, забывают.

Гиперактивным детям необходимо постоянно двигаться, а это идет в разрез со школьными правилами. Просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 35-40 минут для них - непосильная задача. 15, максимум 20 минут - и ребенок теряет нить, его внимание рассеивается, необходима смена деятельности.

Как помочь гиперактивному ребенку

Запастись терпением . Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема, требующая внимания и длительной работы со стороны родителей, врачей, педагогов и психологов. Посещайте разных смециалистов, спрашивайте несколько мнений, ищите альтернативы, собирайте опыт.

Забыть слово «нет ». Для гиперактивного ребенка нет ничего хуже, чем слово «нет». Нет, нельзя, не бегай, не прыгай, не ходи, не бери, не кричи - сколько еще ему предстоит выслушать? Не формулируйте приказы - озвучивайте предложения. И подключайте выдумку. Ваши новые фразы-выручалочки: «Давай будем ходить как кошечки», «Давай минутку послушаем, что нам говорит тишина», «Давай попробуем договориться с ручкой». Если запрет жизненно необходим, старайтесь подать его с позитивной стороны, не говорите «не ходи по лужам», предложите «выйди на асфальт».

Найти свою схему . В семье, где , важно избегать крайностей. Не должно быть вседозволенности и равнодушия, но и требовать от такого ребенка беспрекословного подчинения, соблюдения правил и запугивать карающими санкциями - бессмысленно. Категоричность, упреки, одергивание не пойдут ему на пользу. Вырабатывайте свою тактику, схему, стратегию, ищите ее путем проб и ошибок.

Искать дзен . В школе и дома ребенку пригодится опыт овладения своими эмоциями. Учите маленького человека самоконтролю, шаг за шагом показывайте, как можно сгладить нахлынувшие чувства. Лучший пример - собственный, поэтому сдерживайте свои бурные аффекты, особенно в сторону ребенка. Вместе учитесь переключать внимание, менять направление деятельности и мысли, изучайте дыхательные практики, ходите на восточные единоборства.

Оказывать поддержку . Если бы вы знали, как много значат для гиперактивного ребенка слова «я тебя понимаю»! Ему просто необходима поддержка взрослых. Ему и так неуютно и беспокойно внутри себя, а тут еще вы со своими нотациями. Искренне пытайтесь понять ребенка, поддерживайте его попытки самоконтроля, хвалите за сдержанность и хорошее поведение.

Обнимать. . Никто так не нуждается в обнимашках, как гиперактивные дети. Они могут затихать в ваших руках, вырываться или елозить на коленях, но им просто необходимо ощущать физический контакт с близким человеком. Обнимите ребенка и спокойно поглаживайте его по спинке, словно успокаивая. Чем чаще вы будете проводить такое простое упражнение, тем лучше. Умеете делать массаж? Замечательно, приступайте, не раздумывая, только помните, ваша цель - расслабление ребенка.

Быть кратким. Гиперактивному ребенку задачи нужно обозначать четко, короткими предложениями, без длинных формулировок. В домашних заданиях выделяйте самые важные слова яркими фломастерами, одно слово ребенку будет легче запомнить.

Соблюдать очередность . Если вы скажете «допиши в тетради, помой руки и приходи ужинать», гиперактивному ребенку будет сложно сосредоточиться и удержать во внимании сразу три задачи. Поэтому ставьте задания по очереди. Выполнил одно - начинаем следующее.

Помнить о распорядке дня . Да, гиперактивному ребенку сложно придерживаться каких-то рамок. Но понимать, что после обеда ему нужно будет сделать уроки, а после уроков - собрать портфель - необходимо. Не нужно зацикливаться на минутах, важно соблюдать очередность действий. О том, что ребенку предстоит предупреждайте его заранее: «Мы сейчас досмотрим мультик и пойдем делать уроки». Следить за сроками - ваша задача, не перекладывайте ее на ребенка. В качестве помощника отлично работает календарь, на котором помимо расписания дня можно отмечать какие-то цели и планы на неделю, месяц, год.

Убрать отвлекалки . Ребенок делает уроки? Выключите радио, телевизор, уберите со стола все отвлекающие предметы. Гиперактивному ребенку чтобы сосредоточиться необходимо сделать над собой нечеловеческие усилия. Помогайте ему в этом - убирайте все, что может его отвлечь. Даже цвет стен, мебели, текстиля, одежды выбирайте успокаивающий, не раздражающий.

Гиперактивность чаще всего проходит к подростковому возрасту: признаки повышенной двигательной активности уменьшаются, изменения в психике сглаживаются.

Важно, чтобы к этому моменту ребенок пришел с верой в себя, положительными эмоциями и без груза комплекса неполноценности. А это - в ваших руках!

Может ли гиперактивный ребёнок учиться в обычной школе или существуют специализированные учебные заведения для такой шустрой ребятни? Справедливости ради надо отметить, что по умственным способностям эти ребята ничем не уступают своим сверстникам. Поэтому каких-то специальных школ для непосед не предусмотрено. И на вопрос может ли гиперактивный ребёнок учиться в нормальной школе , можно с уверенностью ответить, конечно!

Тем не менее, для такой малышни процесс обучения немного затруднён в силу психологических особенностей. Поэтому преподавателям и родителям рекомендовано исполнять предписания и рекомендации детского психотерапевта касательно некоторых нюансов обучения такого школьника. В этой статье мы попробуем объяснить кто такой гиперактивный ребёнок, а также дадим рекомендации родителям школьников-непосед .

Как проявляет себя СДВГ?

Гиперактивность можно смело обозначить приставкой «сверх». Такая детвора отличается повышенной потребностью в активном движении. Они сверхактивны, импульсивны, отличаются нестабильным настроением, громко разговаривают, неспособны концентрироваться на одном действии или предмете, имеют плохую память. Могут быть агрессивны и плаксивы если не получают желаемого. Все эти показатели - следствие неправильной работы отдельных участков мозга, отвечающих за поведенческие реакции.

Как определить учащегося с СДВГ?

Нередко взрослые путают банальную невоспитанность и избалованность с СДВГ. На самом деле, немного пристальней присмотревшись к учащимся, такого ученика определить, будет несложно:

  • Отвлечённость от занятий. Даже самой интересной деятельностью такого малого нельзя заставить сконцентрироваться. Он постоянно переключается, на что-либо другое.
  • Излишняя эмоциональность выражается буквально во всём. Может плакать без причины или громко смеяться, когда повода для веселья нет.
  • Громкая и быстрая речь. Даже после замечаний малый не убавляет громкости своего голоса.
  • Пишут такие непоседы, зачастую, совершая типичные ошибки; не дописывают окончаний, забывают писать с заглавной буквы, обходят стороной даже явные знаки препинания. Не способны исправить текст даже с помощью подсказок.
  • Отличаются суетливостью и массой совершенно лишних телодвижений. Неспособны усидеть на одном месте больше двух минут. Постоянно ёрзают и мнутся.
  • Обладают плохой памятью и забывчивостью. Забывают записывать домашнее задание, могут пойти домой без ранца или сменной обуви.
  • У них постоянно что-то падает, ломается, теряется.
  • Неспособны внятно что-либо объяснить или выстроить диалог.
  • Непоседу постоянно окружает беспорядок. Даже прейдя в учебное заведение опрятным, не способен сохранить соответствующий вид и 45 минут.
  • Ни в коем случае нельзя наказывать егозу за излишнюю активность. Тем более что это не спасёт положения, а ещё больше усугубит его.
  • Не запрещайте крохе двигаться. Конечно, в рамках школьного заведения беганина и стояние на голове не очень приветствуются. А вот на улице пускай бегает, прыгает и резвиться. Ведь вашему "вулканчику" необходимо, куда девать свою неудержимую энергию и пускай это лучше происходит за стенами школы.
  • Непоседу желательно записать в какую-либо спортивную секцию или кружок. Это может быть футбол, плаванье, лёгкая атлетика и т. д. В общем, что угодно, лишь бы он расходовал не иссекаемые запасы энергии.
  • Нужно попросить учителей задействовать егозу в активных действиях. Это может быть раздача инструментов на уроке, помощь в вытирании доски и т. д.
  • Не заставляйте сразу же после прихода домой садиться за домашнее задание. Делайте минимум час активного перерыва между занятиями дома и в школе.
  • Рекомендовано ввести в рацион малого продукты, требующие большой затраты энергии на переваривание (разные виды орехов, мясные блюда и т. д.).
  • Придерживайтесь рекомендаций детского психотерапевта и неукоснительно соблюдайте все предписания.
  • Составьте режим дня и следите за его выполнением. Причём распорядка дня должен придерживаться каждый член семьи.

СДВГ - не приговор, а всего лишь проблема, которую можно легко решить, соблюдая все рекомендации и пожелания врачей и психологов.

Гиперактивный ребёнок школьник, что делать родителям советы психолога

Как-то ещё можно выносить проделки егозы, когда он ходит в детский сад. Но когда гиперактивный ребёнок школьник что делать родителям? Советы психологов помогут вам справиться с этим непростым периодом в жизни малыша. Эта статья расскажет, как ведёт себя гиперактивный ребёнок в школе, разъяснит, что делать родителям, поможет советами психолога.

Нужно сказать, что младшие классы для ребятни с синдромом дефицита внимания - самые непростые. Ведь появляются новые обязанности, которые нужно неукоснительно выполнять. Непоседам непросто усидеть долго на одном месте, внимательно слушать учителя, сосредотачиваться и придерживаться норм поведения. Нередко по этой причине возникают проблемы с успеваемостью. Но не надо впадать в панику и думать, что теперь светлое будущее вашему малому не светит. Существуют специальные программы и методики воспитания , разработанные психологами специально для такой детворы.

Особенности обучения

К сожалению, не во всех учебных заведениях педагоги знают как вести себя с трудными детками. А родные теряются в догадках как усмирить егозу дома и заставить выполнять домашнее задание. Но если в стенах школы преподаватель всегда может прибегнуть к помощи штатного психолога что же делать родным егозы? Понимающие мамы и папы знают, кто такой гиперактивный ребёнок и прислушиваются к рекомендациям психологов родителям трудных школьников.

Итак, самым главным пунктом программы является составления распорядка дня для крохи. Режим следует составлять таким образом, чтобы умственные нагрузки чередовались с физической активностью. А также в дневном распорядке должны быть прописаны специальные уроки, направленные на развитие усидчивости и внимательности. Конечно, задания можно корректировать в зависимости от индивидуальных качеств маленького человека. Но существуют рекомендации, выполнение которых обязательно для всех трудных школьников:

  1. Желательно отдать егозу в класс с минимальным количеством учащихся;
  2. Выполняя домашнюю работу, делайте активные пятиминутки каждые 20 мин;
  3. Помогая делать уроки, предоставляете обучающий материал в интересной и красочной форме;
  4. Выполняйте ежедневно упражнения на развитие внимательности, усидчивости и ответственности;
  5. Приучайте работать в коллективе.

Избавляемся от лишней энергии

Избавиться от излишней энергии помогут физические упражнения и спортивные игры. При этом психологи советуют отдавать предпочтение играм, в которых нужно применять лишь физические способности. Помните - такие малыши очень впечатлительные и, например, соревновательные виды игр могут вызвать в них повышенную тревожность и страх.

Запреты и ограничения

Нельзя запрещать что-либо перед этим, не обосновав, свой запрет фактами и примерами. Любое замечание должно иметь под собой почву и быть разъяснено спокойным и размеренным тембром голоса. Не стоит также вводить табу сразу на все проказы озорника. Вводите свои правила постепенно. Так, крохе будет проще понять, что от него хотят, и он будет планомерно привыкать к новым нормам поведения.

Учимся успокаиваться

Когда вы начинаете замечать, что ваш "вулканчик" становиться неуправляемым, смените окружающую его обстановку, на более спокойную и тихую. На такую малышню очень успокоительно действует мамин голос, её объятия и поцелуи. Чадо нужно обнять, пожалеть, приласкать, успокоить тихим нежным голосом. В вечернее время можно принять расслабляющую ванну с успокоительными отварами. А также поможет массаж, чтение любимых сказок и книг.

Попробуйте настроиться с чадом на одну волну. Тогда вам будет намного проще понять, как себя вести, чтобы он начал вас слушать и выполнял ваши просьбы. Психику малого с СДВГ характеризует недостаток внимательности. Поэтому, общаясь с чадом, нужно говорить не спеша, чётко проговаривая каждое слово. Давая ребятёнку какое-либо задание, необходимо сформулировать просьбу в короткой и понятной форме. Слишком длинная формулировка запутает непоседу, и он через минуту попросту забудет о чём шла речь.

Учимся понимать время

Таким озорникам крайне важно научиться ориентироваться во временных рамках. Чтобы научить своё чадо чувствовать время ставьте перед ним задачи выполнять какое-либо поручение чётко по времени. Например, выполняем задачку 15 минут потом 5 минут прыгаем на месте. Или чистим зубы ровно 5 минут, кушаем 20 минут и так далее. Не забывайте напоминать чаду сколько осталось минут до окончания того или иного задания.

Наказание

К наказаниям такая детвора относится крайне чувствительно. Даже незначительное замечание в их сторону они воспринимают как глубокое оскорбление. Укоры мамы и папы «не делай этого» или «так нельзя», скорее всего, не будут поняты, а, напротив - чадо станет ещё более неуправляемым.

А вот к похвале такая ребятня относиться очень даже хорошо. Если мама хочет, чтобы ребятёнок, например, убрался в комнате - нужно похвалить его, сказав какой он чистоплотный, хозяйственный и ответственный. После таких эпитетов чадо побежит убираться в комнате, доказывая всем, что мамины слова непустой звук и он на самом деле такой прекрасный и хозяйственный.

Диагноз СДВГ не должен становиться стеной перед светлым и счастливым будущим маленького человека. И родные как никто другой способны направить энергию крохи в правильное русло и помочь ему стать достойным и уважаемым представителем социума.

Пройдите тест