Гоголь метель краткое содержание. А. С. Пушкин «Метель». Вступление. Художественное своеобразие "Метели"

В конце 1811 года в своем поместье Ненарадове жил Гаврила Гаврилович Р. Благодаря своему радушию и гостеприимству он был хорошо известен в здешней округе. Гости постоянно приезжали не только выпить и закусить, но и посмотреть на дочь его Марью Гавриловну - семнадцатилетнюю девицу. Она была воспитана на французских любовных романах и была влюблена в бедного армейского прапорщика, но родители были против их союза.

Молодые были вынуждены встречаться тайно. И если летом они могли видеться в лесу или у старой часовни, чтобы клясться в вечной любви друг другу, то зимой им оставалось только переписываться. И Владимир Николаевич (так звали возлюбленного) придумал тайно обвенчаться, чтобы потом вымолить у родителей прощение.

Владимир договорился с священником из села Жадрина о венчании, а Маша должна была во время ужина уйти якобы с головной болью к себе в комнату, где ее девушка уже ждала, чтобы помочь сесть в сани. Накануне этого дня Марья Гавриловна долго собирала вещи, писала длинные письма своей подруге и родителям и уснула только под утро. Поэтому родители, увидев ее бледной, ничего не заподозрили и, благословив по обычаю, отправили спать. Маша пришла в комнату, собрала вещи, вместе со служанкой они вынесли их в сани, и дочь навсегда уехала из родительского дома.

Владимир же весь день провел в предсвадебных хлопотах: договорился с жадринским священником, насилу разыскал свидетелей, послал за возлюбленной надежного кучера Терёшку, а сам без кучера на одной лошади отправился в хорошо знакомое Жадрино, до которого было минут двадцать еды. Но вскоре началась метель, отчего Владимир потерял дорогу и очень долго пробирался по заснеженному полю, которому не было конца и края.

Лошадь устала, а рощи все не было. Наконец он увидел деревья, но это оказался незнакомый лес. Только когда метель утихла, Владимир увидел равнину и незнакомую деревушку. Оказалось, что до Жадрина десять верст. Когда он наконец добрался до села, начался рассвет, церковь была заперта, а его тройки во дворе не оказалось.

Когда утром Гаврила Гаврилович послал узнать девочку, что с Машей, та, вернувшись, сказала, что барышня плохо спала, но сейчас выйдет. К ночи у Марьи Гавриловны началась горячка, и мать, дежурившая всю ночь у постели больной, поняла, что дочь ее смертельно влюблена во Владимира. Родители ничего не знали о побеге дочери, так как письма горничная сожгла, а все другие посвященные в тайну ничего не рассказали.

Почти две недели девушка находилась «у края гроба», и родители решили, что не будут больше препятствовать чувствам дочери и ее возлюбленного. Послали за Владимиром с известием, что согласны на брак, но получили письмо, в котором он просил забыть о нем навсегда. Вскоре он уехал в армию (был 1812 год), где его тяжело ранили под Бородино, а вскоре умер от ран.

Умер и Гаврила Гаврилович, а мать с дочерью переехали в другое поместье подальше от тяжелых воспоминаний. Женихи так и кружились возле милой и богатой невесты, но она, казалось, хранила верность умершему Владимиру.

После окончания войны недалеко от их поместья поселился гусарский полковник Бурмин. Он был молод, носил «Георгия в петлице» и обладал «интересной бледностью», которую так ценили барышни. И хотя молва утверждала, что когда-то он был ужасным повесой, Марья Гавриловна его отличала среди прочих.

Бурмин тоже проявлял интерес к девушке, и она это чувствовала. Все шло к решительному объяснению, и однажды, когда «добрая Прасковья Петровна» раскладывала гранпасьянс в надежде, что дочь наконец обрела достойного жениха, Бурмин встретил Машу в саду и попросил минуту внимания.

Молодой военный признался, что давно уже любит Марью Гавриловну, но не может составить ее счастье, потому что женат. Он рассказал о том, что четыре года назад спешил в Вильну, где находился его полк, и по дороге попал в ужасную метель. Он хотел переждать стихию, но что-то его как будто толкало вперед. Он велел запрягать лошадей и попал в самую бурю.

Когда среди снежного хаоса он увидел огонек, оказалось, что это сельская церковь. Возле ограды стояло несколько саней, и Бурмин увидел людей, которые бросились к нему с криками: «Сюда!» Ему сказали, чтобы он скорее заходил в церковь, потому что невеста почти в обмороке. Молодой человек подошел к налою, увидел, что невеста недурна собой, и священник их обвенчал. Но когда он предложил поцеловать невесту, девушка взглянула на своего мужа и закричала: «Ах, не он!»

Бурмин уехал из церкви и никогда не видел больше своей жены, над которой так жестоко пошутил. Молодой человек признался, что он теперь отомщен. А Марья Гавриловна схватила его за руку и воскликнула: «Это были вы? Вы не узнаете меня?»

Бурмин побледнел и бросился к ногам той, которая уже четвертый год была с ним обвенчана в церквушке села Жадрино.

  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

Повесть рассказывает о юной девушке Марии, которая влюбилась в бедного прапорщика. Родители были против брака. Влюбленные решили тайно обвенчаться. Но, получилось так, что Маша обвенчалась с незнакомцем. Только через много лет они встретились и полюбили друг друга.

Это произведение о том, что порой судьба преподносит людям неожиданные сюрпризы

Читать краткое содержание Пушкин Метель

В одной из российских губерний жил в своем поместье хороший и хлебосольный барин Гаврила Гаврилович с женой и семнадцатилетней дочерью Машей. Маша считалась в округе богатой наследницей, и претендентами на ее руку и сердце был заполнен весь дом. Однако, как это часто случается, Мария влюбилась в абсолютно неподходящего человека – приехавшего на побывку небогатого прапорщика Владимира.

Владимир отвечал Маше взаимностью. Естественно, Гаврила Гаврилович и его супруга были против увлечения дочери и принимали у себя Владимира с явной неохотой, считая его неподходящей для Марии парой. Виделись влюбленные редко, но вели бурную переписку. Зимой их встречи стали практически невозможны, и Владимир предложил своей возлюбленной тайно обвенчаться, а потом броситься в ноги к ее родителям и попросить прощения, абсолютно уверенный, что их простят. Мария долго думала и сомневалась. В один прекрасный день она решилась. План побега был такой: Владимир пришлет за Марией и ее горничной своего ямщика, который привезет их в церковь, где Владимир будет их ждать.

Владимир с трудом уговорил местного батюшку на тайное венчание, нашел свидетелей. Все было готово. В условленный час к дому Марии подъехали сани. Горничная погрузила вещи, они сели и поехали в церковь. Владимир тем временем один на санях направлялся в церковь. Неожиданно разыгралась сильная метель. Жених заблудился и долго плутал в снежной буре.

Заехал в незнакомую деревню и попросил, чтобы его проводили к церкви. До места он добрался только к рассвету. Естественно, его уже никто не ждал. Тем временем Мария вернулась в дом родителей и сильно заболела. Несколько дней она находилась между жизнью и смертью. Так как о Машином бегстве никто ничего не знал, родители списали ее болезнь на сильное чувство к Владимиру. И были готовы смириться с их браком. Они заметили, что Владимир давно у них не появлялся, и решили пригласить его к себе и дать согласие на их свадьбу с Машей. В ответ на это они получили от Владимира Николаевича крайне странное письмо, в котором он сообщал, что никогда не переступит порог их дома и будет искать утешения в смерти. Потом семья узнала, что Владимир отправился на войну с Наполеоном, храбро сражался при Бородино и получил тяжелое ранение. От таких новостей Маша лишилась чувств. В скором времени семью постигло еще одно горе: умер хозяин дома.

Мария и ее мама уехали в другое поместье. Как всегда, вокруг Маши кружились ухажеры, но она оставалась к ним холодна, хотя маменька уговаривала ее выбрать кого-нибудь из них. Маша оставалась непреклонна. Она свято хранила память по погибшему на войне Владимиру.

Война закончилась, и офицеры стали возвращаться домой. В доме Марии и ее матушки стал появляться двадцатишестилетний гусарский полковник Бурмин. Это был очень приятный и умный молодой человек, тихий и скромный. Бурмин нравился женщинам и умел себя с ними вести. Мария проявила к молодому человеку интерес, хотя сама не могла объяснить, что ее так в нем привлекало. Девушка была уверена, что Бурмин влюблен в нее, а их соседи в один голос говорили о скорой свадьбе.

Мария с тоской ждала признания в любви, а ее матушка одобряла подобный союз. Наконец Бурмин решил объясниться с Марией. Он признался, что давно и сильно любит ее, но не может быть с ней вместе, так как женат на другой. Мария была в шоке. Дальнейшие слова Бурмина удивили ее еще больше. Молодой человек заявил, что не знает на ком он женат, не видел свою супругу с момента венчания и не знает где она сейчас. Потом он рассказал странную историю. Будучи проездом в одной местности, в очень сильную метель, ночью он оказался рядом с деревенской церковью. Храм был открыт и освещен свечами. Люди стоящие рядом с церковью настойчиво звали его к себе. Ему сказали, что он сильно опоздал, и его невеста лишилась чувств, а местный поп не знает, что ему делать.

Бурмин вошел в церковь и увидел на лавке девушку в растрепанных чувствах. Священник спросил Бурина можно ли начинать венчание, то растерянно ответил, что можно. Девушку подвели к Бурмину, и их обвенчали. Когда пришло время поцеловаться, девушка вскрикнула, что это не он и погрузилась в глубокий обморок. Бурмин бросился вон из церкви и уехал. Мария была ошеломлена рассказом Бурмина и призналась ему, что это с ней он когда-то обвенчался. Бурмин остолбенел и упал на колени перед любимой.

Цикла «Повести Белкина». (Первое – «Выстрел », третье – «Гробовщик », четвёртое – « », пятое – «Барышня-крестьянка ».)

Перед самой Отечественной войной 1812 в поместье Ненарадове жили дворяне Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна Р** с красивой дочкой Марьей Гавриловной. Маша считалась богатой невестой, но влюбилась в бедного соседа, армейского прапорщика Владимира Николаевича, который казался её родителям женихом незавидным. Отец и мать запретили дочери встречаться с Владимиром. Тогда Марья Гавриловна сговорилась с предметом своей любви бежать в одну зимнюю ночь из дома и тайно венчаться в церкви соседнего села Жадрино. Молодые люди думали некоторое время после этого скрываться от Машиных родителей, а потом, бросившись вдвоём к их ногам, добиться прощения и согласия на уже совершившийся брак.

Накануне дня, когда должен был осуществиться замысел, чувствительная барышня видела страшные сны. О её плане знала лишь служанка. Поздно вечером за садом поместья Ненарадово Машу и её наперсницу ждали сани и кучер Владимира, чтобы отвезти в Жадрино. Сам Владимир, подговоривший тамошнего священника и не без труда отыскавший между соседями-помещиками трёх необходимых для совершения обряда свидетелей, предполагал приехать к церкви из своего имения в других, маленьких санях, сам правя лошадьми.

В Ненарадове всё пошло, как и предполагалось. Под сильным зимним ветром Маша и служанка тайком вышли из дому. Кучер жениха взял их и направил лошадей к церкви. Но Владимир, едва выехав из своего имения, попал в такую метель, что скоро сбился с дороги. Почти не видя ничего от снега, он взял неверный путь и оказался совсем в другой деревне. Владимир насилу отыскал там провожатых, лишь к утру добрался с их помощью через метель до Жадрино – и к глубокому отчаянию уже не увидел тройки со своим кучером на церковном дворе.

Что касается Марьи Гавриловны, то она на следующее утро была уже дома. Родители даже не заметили её ночного отсутствия. Однако к вечеру этого дня Маша впала в такую сильную горячку, что две недели потом находилась у края гроба. Из бреда дочери родители узнали о её непоколебимой любви к Владимиру и решили в случае выздоровления больше не противиться её браку с ним. О поездке Маши в метельную ночь отец и мать так и остались в неведении. Никогда не проговорились о ней ни кучер Владимира, ни три выбранных им в свидетели соседа. Но всех страшно поразила возникшая теперь странность: когда родители Марьи Гавриловны отправили её суженому письменное согласие на свадьбу, он отвечал полусумасшедшим письмом, где умолял забыть о нём. Следующим летом началась война с Наполеоном . Владимир уехал в армию, отличился в Бородинской битве , но получил там тяжкое ранение, от которого вскоре умер. Маша, несмотря на странный отказ от неё жениха после той роковой ночи, свято хранила воспоминания о нём.

На её руку, как и прежде, было много претендентов. Всех их вскоре оттеснил вернувшийся из заграничного похода герой-гусар, полковник Бурмин. После истории с Владимиром Марья Гавриловна долго отвергала иных воздыхателей, однако с появлением Бурмина её сердце, казалось, начало оттаивать. Тем не менее, к немалому удивлению родителей Маши, и их дочь, и неробкого храбреца Бурмина что-то долго удерживало от решительного шага.

Но неопределённость не могла длиться вечно. Бурмин был горячо влюблён. Встретив однажды Машу в саду наедине он приступил к страстному объяснению – и начал с признания… что имеет жену.

Кинофильм по повести А. С. Пушкина «Метель», 1984

История женитьбы Бурмина оказалась почти невероятной. Он поведал Маше, что зимой 1811-1812 гг. направлялся в полк и заблудился с ямщиком посреди ужасной метели. Они случайно заехали в незнакомую деревню. Посреди неё была церковь, откуда вышли трое каких-то людей. Плохо видя в густом снегу, они обратились к Бурмину как к знакомому и стали укорять его за «опоздание», замечая: «невеста в обмороке». Не понимая, что происходит, Бурмин вошёл в церковь. Незнакомцы повлекли его к приготовленному для венчания священнику и подвели сюда же ещё не пришедшую в себя хорошенькую девушку. Бурмина вдруг охватило лихое гусарское легкомыслие. Он стал с красавицей к венцу, но когда в конце обряда им велели поцеловаться, девушка посмотрела на него широко раскрытыми глазами и закричала: «Не он! Не он!» Посреди всеобщего переполоха Бурмин ретировался в свою кибитку и приказал ямщику гнать в метель. Теперь он глубоко раскаивался в том своём поступке, но считал себя человеком женатым, так как над ним был совершён церковный обряд.

В 1811 г. в поместье своем проживал с женой и дочерью Машей Гаврила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие пользовались его гостеприимством, а некоторые приезжали ради Марьи Гавриловны. Но Марья Гавриловна была влюблена в бедного армейского прапорщика по имени Владимир, проводившего отпуск в своей деревне по соседству. Молодые влюбленные, считая, что воля родителей препятствует их счастью, решили обойтись без благословения, то есть венчаться тайно, а потом броситься к ногам родителей, которые, конечно же, будут тронуты постоянством детей, простят и благословят их. План этот принадлежал Владимиру, но и Марья Гавриловна наконец поддалась его уговорам о бегстве. За ней должны были приехать сани, чтобы отвезти ее в соседнее село Жадрино, в котором было решено венчаться и где Владимир уже должен был ее ожидать.

В назначенный для побега вечер Марья Гавриловна была в сильном волнении, отказалась от ужина, сославшись на головную боль, и рано ушла к себе. В условленное время она вышла в сад. На дороге дожидался ее кучер Владимира с санями. На дворе бушевала метель.

Сам же Владимир весь этот день провел в хлопотах: ему необходимо было уговорить священника, а также найти свидетелей. Уладив эти дела, он, сам правя в маленьких санях в одну лошадь, отправился в Жадрино, но, едва выехал он за околицу, как поднялась метель, из-за которой Владимир сбился с пути и проплутал всю ночь в поисках дороги. На рассвете только добрался он до Жадрина и нашел церковь запертою.

А Марья Гавриловна утром как ни в чем не бывало вышла из своей комнаты и на вопросы родителей о самочувствии отвечала спокойно, но вечером с ней сделалась сильная горячка В бреду повторяла она имя Владимира, говорила о своей тайне, но слова ее были столь несвязны, что мать ничего не поняла, кроме того, что дочь влюблена в соседского помещика и что любовь, должно быть, была причиной болезни. И родители решили отдать Машу за Владимира. На приглашение Владимир отвечал сумбурным и невразумительным письмом, в котором писал, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нем. А через несколько дней уехал он в армию. Происходило это в 1812 г., и через некоторое время имя его было напечатано в числе отличившихся и раненных под Бородином. Этановость опечалила Машу, а вскоре скончался Гаврила Гаврилович, оставив ее своей наследницей. Женихи кружились вокруг нее, но она, казалось, была верна умершему в Москве от ран Владимиру.

«Между тем война со славою была окончена». Полки возвращались из-за границы. В имении Марьи Гавриловны появился раненый гусарский полковник Бурмин, который приехал в отпуск в свое поместье, находившееся неподалеку. Марья Гавриловна и Бурмин чувствовали, что нравились друг другу, но что-то удерживало каждого от решительного шага. Однажды Бурмин приехал с визитом и нашел Марью Гавриловну в саду. Он объявил Марье Гавриловне, что любит ее, но не может стать ее мужем, так как уже женат, но не знает, кто его жена, где она и жива ли. И он рассказал ей удивительную историю, как в начале 1812 г. ехал он из отпуска в полк и во время сильной метели сбился с дороги. Увидев вдалеке огонек, направился к нему и наехал на открытую церковь, около которой стояли сани и в нетерпении ходили люди. Они вели себя так, как будто ждали именно его. В церкви сидела молодая барышня, с которой Бурмина поставили перед налоем. Им двигало непростительное легкомыслие. Когда обряд венчания кончился, молодым предложили поцеловаться, и девушка, взглянув на Бурмина, с криком «не он, не он» упала без памяти. Бурмин беспрепятственно вышел из церкви и уехал. И вот теперь он не знает, что сделалось с его женою, как ее зовут, и не знает даже, где происходило венчание. Слуга, бывший с ним в то время, умер, так что нет никакой возможности отыскать эту женщину.

«Боже мой, Боже мой! - сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, - так это были вы! И вы не узнаете меня?

Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»

Вы прочитали краткое содержание повести Метель. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести Метель не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.

30-е годы XIX века - эпоха расцвета пушкинской прозы. «Лета к суровой прозе клонят, лета шалунью-рифму гонят», - так писал сам поэт. В это время один за другим возникают шедевры: «Повести Белкина» (1830), «Дубровский» (1833), «Пиковая дама», «Капитанская дочка» (1836).

Особенности прозы Пушкина

Пушкин создал художественную прозу принципиально нового, реалистического характера. Это особенно видно, если сопоставить ее с предшествующими и современными поэту произведениями. Русская литература XVIII - начала XIX веков была преимущественно стихотворной. Проза воспринималась, как низкий жанр. В центре литературы стояла ода - торжественная стихотворная форма. Первым, кто вывел прозу как жанр, сопоставимый по значимости со стихотворной формой, был Карамзин. Но все-таки прозаический слог его был искусственный, слишком художественный, усложненный метафорами и другими оборотами.

Уже в 1822 году Пушкин отмечает большой вклад Карамзина в становление русской прозы, однако отмечает, что, в отличие от стихотворных форм, язык прозы беден и не развит должным образом. Пушкин хочет добиться простоты и естественности в повествовании. Восполнить этот пробел были призваны «Повести Белкина», где писатель блестяще справляется с поставленными задачами.

Повести Белкина

«Повести Белкина» сыграли основополагающую роль в становлении реалистической прозы как в творчестве самого Пушкина, так и во всей русской литературе. Книга состоит из 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Образцом подлинной прозы считал «Повести Белкина» Лев Толстой, он советовал их перечитывать постоянно. Пушкин написал произведение, которое отличала широта взгляда на жизнь и на человека. Он смог показать жизнь в целом, с ее конфликтами и противоречиями, счастьем и трагизмом.

Основные принципы пушкинского стиля - драматизм и событийность. Причем последняя лишена исключительных событий, тайн, приключений. Если Пушкин и вводит в повествование фантастические сюжеты - они имеют фрагментарный характер, но никак не сюжетообразующий. По-особенному использует Пушкин и таинственное - оно всегда достоверно объясняется в ходе изложения событий.

Еще одна особенность «Повестей Белкина» и всей прозы Пушкина - отказ писателя от деления героев на резко положительных и отрицательных. Пушкин показывает характер героя со всех сторон, отмечает его неоднозначность и многогранность.

Пушкин приписал авторство «Повестей» условному автору - Ивану Петровичу Белкину. Писатель характеризует его как добродушного человека, который описал события, «слышанные от разных особ». Но эти простые рассказы уже Пушкин наделяет глубоким смыслом, наблюдательностью и жизненной правдой.

Повесть, которую второй поместил в «Повести Белкина» Пушкин - «Метель». Начинается она с описания семьи поместных дворян, проживающих в поместье Ненарадове: «доброго» Гаврилы Гавриловича Р*, его супруги и дочери Маши, 17 лет. Маша - завидная невеста для многих соседей. Воспитанная на любовных романах, она влюблена в заезжего армейского прапорщика, Владимира. Конечно, родители Марии Гавриловны против этих отношений.

Возлюбленные встречаются, ведут любовную переписку. Вскоре Маша и Владимир решают тайно обвенчаться. Расчет их прост: родителям не останется ничего, как признать факт женитьбы. Молодые назначили дату, Владимир договорился со священником из соседнего села, чтобы тот обвенчал их в одну из зимних ночей.

В назначенный час Маша, ссылаясь на головную боль, уходит спать раньше. Она переживает, что обманывает родителей, но тем не менее, сговорившись с горничной и кучером, темной зимней ночью убегает из дома. Начинается метель.

В это время Владимир, договорившись со свидетелями, спешит в село Жадрино, где должно совершиться венчание. Метель разыгрывается не на шутку, Владимир блуждает в буране всю ночь, и только под утро оказывается в церкви, но, увы, двери уже закрыты.

После этого Пушкин переносит читателя опять в семью Маши, а там утро начинается как обычно: завтрак родителей, к ним спускается Маша. К вечеру она заболевает горячкой: лежит в бреду несколько дней. Родители уже согласны на свадьбу ее с Владимиром. Ему отправляют письмо с приглашением, на что получают ответ, что он знать ничего не хочет о Маше. После этого Владимир отправляется на Отечественную войну. Между тем Маша идет на поправку и узнает о смерти возлюбленного.

Через несколько месяцев умирает Гаврила Гаврилович, Маша становится богатой наследницей. Они с матушкой уезжают от тяжелых воспоминаний в другое селение. Там Марию окружают женихи, но она ни с кем не хочет иметь дело. Единственный, к кому она испытывает симпатию - полковник Бурмин.

Он решается объясниться с Машей и рассказывает ей историю о том, что женат на девушке, которую даже не видел. Путаница случилась в зимнюю ночь, когда разбушевавшаяся метель завела его в небольшую церквушку в селе Жадрино. Оказывается, что его невестой в ту ночь стала Мария. Бурмин бросается к ногам Маши.

Мария Гавриловна: характеристика героини

Мария Гавриловна - это основной женский образ, который описывает повесть Пушкина «Метель». Девушка сентиментальна, она воспитана на французских романах. Любовь ее к Владимиру - следствие этой увлеченности. Отношения Марии и Владимира строятся также на традициях романов о любви: тайные встречи, переписка, неодобрение родителей и решение скрытно обвенчаться.

Накануне венчания Маша находится в смятении: все обстоятельства, происходящие с ней, говорят читателю о том, что она поступает неправильно. Да и сама героиня отчасти понимает это: в ее действиях и поступках нет решительности, скорее наоборот. Девушка со слезами прощается с родителями, плачет в своей комнате - она не ведет себя, как счастливая невеста. Особое внимание уделяется сну Маши накануне побега: она видит останавливающих ее родителей и Владимира, лежащего в луже крови. Тем не менее девушка сбегает. Только в конце повести читатель узнает, что пришлось пережить бедной Маше. Но она никак не выдала себя родителям.

За свой проступок Маша наказана судьбой: чуть не скончалась от болезни, лишилась жениха, умер отец, да еще и замуж выйти не может, потому что обвенчана с совершенно незнакомым человеком.

Мария хранит память о погибшем женихе, и только Бурмин смог растопить ее сердце. Пушкин сразу показывает читателю, что именно он - это тот, с кем Мария будет счастлива. Интересно, что спустя четыре года Маша не изменила любовным романам - она стала похожа на их героиню - именно так подмечает Бурмин. Скрыв от родителей тайный брак, героиня честна с возлюбленным: с горечью на душе она собирается ему рассказать о том, что с ней произошло той зимней ночью в метель.

Честность, открытость, романтичность Марии делает ее продолжательницей традиций Пушкина в описании русских девушек-дворянок, например, Татьяны Лариной. Только последняя была запечатлена в стихах, а Марию Гавриловну гений писателя изобразил в прозе. Далее эти традиции переймет Маша Миронова в «Капитанской дочке».

Владимир: нераскаявшийся эгоист

Два мужских персонажа: Владимира и Бурмина, женихов Маши, описывает Пушкин. Метель сыграла судьбоносное значение в их жизни.

Первый - Владимир, прапорщик, в которого влюблена Маша. Пушкин всячески намекает читателю, что вряд ли Владимиром движет любовь к Маше: «разумеется, молодой человек питал равные чувства», «разумеется, … счастливая мысль (о свадьбе - прим.) пришла в голову молодому человеку», «умолял в каждом письме … венчаться тайно». Владимир - эгоист, думающий только о своей выгоде. В отличие от Маши, он не испытывает сожаления по поводу того, что родители будут обмануты, нет у него чувства вины, что забирает у них дочь. Все приготовления к венчанию молодой человек откладывает на последний день, что говорит читателю о том, что свадьба для него не сакральный момент - она нужна как факт.

В отличие от Маши, «соучастницы» преступления, Владимир не испытывает никаких чувств раскаяния и сожаления. Единственное - отчаяние от того, что свадьба не состоялась. Интересно появление Владимира во сне Маши: раненый, окровавленный, он просит ее поскорее обвенчаться. Опять писателем делается упор на его эгоизм: обвенчаться несмотря на чувства девушки - во что бы то ни стало нужно выполнить задачу.

Судьба наказывает Владимира - он умирает от полученных под Бородино ран. Пушкин подчеркивает неотвратимость кары.

Бурмин: переосмысление поступков

Совершенно иной полковник Бурмин. С ним Маше «просто и свободно». В прошлом повеса, он искренне влюбляется в Марию Гавриловну и открывается ей в своем проступке. Бурмин не хочет обманывать возлюбленную: со скорбью рассказывает он ей о своем проступке в прошлом, который наложил печать на его жизнь. Бурмин тоже несет наказание: невозможность жениться на любимой. Его отличие от Владимира - раскаяние. Это видно по комментариям, которыми он сопровождает рассказ Маше о той ночи: «Непонятная, непростительная ветреность», «преступная проказа», «жестоко подшутил».

Конфликт в повести

Конфликт, который изображает в повести Пушкин: метель - человек. Все основные действия героев происходят на фоне бушующей стихии. Именно она помогает Пушкину донести до читателя главную мысль: неотвратимость наказания.

Важные нравственные проблемы поднимает в повести Александр Пушкин. «Метель» - произведение, которое обличает эгоизм, легкомыслие, непочитание старшего поколения, родителей. Каждый из героев повести повинен в каком-либо из этих проступков.

Чем провинились герои? Владимир - тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома. Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей. В то время это считалось большим грехом. Бурмин тоже провинился перед судьбой: он жестоко подшутил над неизвестной девушкой.

В итоге все герои наказаны судьбой. Причем, Владимир, как нераскаявшийся в «преступлении», несет самое жестокое наказание - умирает. Маша и Бурмин страдают в течение четырех лет. Повинившись в проступке, они обретают надежду на счастье - эти заканчивается повесть.

Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.

Место природной стихии в сюжете

Описанию природной стихии, сыгравшей решающую роль в повествовании, уделяет особое внимание Пушкин. Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин.

Действительно, она пытается остановить Машу от неверного шага, препятствует Владимиру добраться до церкви, приводит Бурмина к Маше, находящейся в полуобморочном состоянии перед алтарем.

Интересно, что отношения со стихией и ее восприятие у героев разное. Что касается Марии Гавриловны, то метель просто пытается не выпустить ее на улицу, буран кажется дурным знаком. Владимира же, напротив, метель сбивает с пути. Именно его восприятие снежной бури, плутания по заснеженному лесу занимают весомую часть повести. Владимир больше всех заинтересован в браке с Машей, он действует в пылу своего эгоизма, поэтому метели необходимо больше времени, чтобы отвести его в сторону, не дать осуществиться планам. Примечательно, что Пушкин, описывая восприятие Владимиром метели, использует слова, обозначающие время: «В одну минуту дорогу занесло», «поминутно был по пояс в снегу», «не прошло и минуты». Это показывает нам, как герой спешит. Он не думает о Маше, как там она, не переживает ли - ему важно успеть заключить брак.

Если Владимира метель отводит от церкви, то Бурмина, наоборот, приводит туда. Он говорит Маше: «казалось, кто-то меня так и толкал». Бурмин признает, что им двигала какая-то неведомая сила.

И хоть восприятие метели у всех трех героев разное - их роднит одно: все отмечают неумолкающий характер стихии. Судьбоносный случай - вот что такое метель. Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека. Именно поэтому метель писатель выносит в название повести - так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев.

Особенности композиции

Повесть Пушкина «Метель» имеет линейную композицию. Однако, отличается рядом особенностей:

  1. Несовпадение фабулы и сюжета повести (фабула - временная цепь событий; сюжет - это непосредственно повествование произведения). Этим писатель добивается интриги повествования.
  2. Отсутствие пролога и эпилога. Эта особенность сделала повесть легкой, простой и точной - то, чего добивался Пушкин. "Метель", содержание которой сжато и лаконично, полностью соответствовала задумке автора.
  3. Эпиграфом Пушкин выбрал строки стихотворения Жуковского. Они подготавливают читателя к событиям повести: метели, которая сыграет главную роль в судьбе героев, вещим снам Маши, тайному венчанию в церкви.

Композиционно произведение Пушкина «Метель» сопоставляет две стороны человеческой жизни: романтическую и реальную. К первой писатель относится иронически, даже высмеивает ее. Романтическая - это «любовь» Маши и Владимира, которая подпитывается тягой девушки к любовным романам. Вторая, реальная, - это быт, обстоятельства, которые окружают героев.

Художественное своеобразие "Метели"

Пушкин поставил себе целью создать такую прозу, которая, по его словам, будет «не петь, а говорить». Отсюда и предельная экономия художественных средств в повествовании. Знакомство читателя с героями происходит с первых же строк, отсутствуют портретные характеристики. Например, про Марию Гавриловну сказано только, что она была «стройная, бледная и семнадцатилетняя девица».

Также писатель не проводит психологического анализа состояния своих героев. Пушкин предлагает судить о персонаже по его поступкам и речам.

Все же в повести можно встретить эпитеты, особенно при описании метели: «мутная мгла» и метафоры: «равнина, устланная белым волнистым ковром». Но эти тропы использованы писателем очень скупо. Чаще даже в описании стихии встречаются глаголы: так событиям придается динамика. Пушкину не важно описать стихию, главное - какую роль она сыграет в судьбе героев.

"Метель" в музыке

Повесть легла в основу фильма, композитором на который был приглашен известный русский композитор Георгий Свиридов. К повести Пушкина «Метель» он написал такое музыкальное сопровождение, которое предельно точно раскрывает психологическое состояние героев: отчаяние, тревогу, надежду на счастье. Свиридов вводит формы, которые не употреблял Пушкин. Например, «Романс», который придает колорит произведению, показывает романтичные настроения Маши и Владимира.

Сравним, как показывают Свиридов и Пушкин метель. Отрывок, когда Владимир плутает в лесу. У писателя все построено лаконично, внимание сосредотачивается на поведении героя. То же самое показывает музыкой композитор: смятение, отчаянье, разрушающиеся планы и скорбь.