Характеристика отца из рассказа детство толстого. Характеристика Николеньки из повести "Детство" Л. Н. Толстого. Лев Толстой. Детство. Аудиокнига

Толстой Николай Ильич (1794-1837) — отец Толстого, родился 26 июня 1794 г. «Отец был среднего роста, хорошо сложённый живой сангвиник, с приятным лицом и с всегда грустными глазами», — писал о нем Толстой в «Воспоминаниях». Он упоминал и другие характеристики отца, у которого были «сангвиническая красная шея», «бодрый быстрый шаг», «бодрый, ласковый голос», «добрые красивые глаза», «грациозные, мужественные движения».

Он был единственным сыном в любящей патриархальной семье, где дети и родители обожали друг друга, где кроме него росли ещё две дочери, Полина и Алина (горбатенький брат Илья умер в раннем детстве). Граф Николай Ильич Толстой родился 26 июня 1795 года. Пятилетним мальчиком был зачислен отцом в службу с чином губернского регистратора в Экспедицию Кремлевского строения, ведавшую строительством и уходом за зданиями в Кремле и всеми императорскими дворцами в Москве и Подмосковье. В 15 лет Николай Ильич был уже коллежский регистратор, а в 16 лет стал губернским секретарем. Столь стремительная карьера в гражданской службе была прервана Отечественной войной 1812 года.

В июне 1812 года семнадцати лет от роду он добровольно вступил в 3-й Украинский казачий регулярный полк корнетом, 28 июля 1812 г. был переведен в Московский гусарский полк. 17 декабря 1812 г. Салтыковский полк был влит в Иркутский драгунский переименованный в гусарский. 28 декабря 1812 г., писал родителям из Гродно: «Не бывши ещё ни разу в сражении и не имевши надежды в нём скоро быть, я видел всё то, что война имеет ужасное; я видел места, вёрст на десять засеянные телами; вы не можете представить, какое их множество по дороге от Смоленска до местечка Красное».

Из формулярного его списка узнаем, что «Граф Николай Ильин сын Толстой» после изгнания армии Наполеона из России «в походах был 1813 года апреля со 2-ого в Княжестве Варшавском, Силезии и Саксонии, оттуда при отступлении армии до города Люцена; с 21 апреля в арьергардных делах, 26 и 27 числ при удержании неприятеля под городом Дрезденом и при переправе через реку Эльбу; за оказанное в сих делах отличие награжден чином Поручика, мая 8 и 9 числ в Генеральном сражении при городе Бауцене и при приступлении к крепости Швейднец в сражениях и перестрелках находился; по окончании перемирия был при преследовании до города Теплиц, августа 14 при сильной рекогносцировке и города Дрездена, оттоль до крепости Кенигсштейна и при блокаде оной; за оказанное в сих делах отличие награжден Орденом Св. Владимира 4-ой степени с бантом; октября 2, 4, 6 и 7 числ в Генеральном сражении под городом Лейпцигом, за отличие во оном награжден чином Штабс-Ротмистра; оттоль в преследовании неприятеля до города Ерфурта и при блокаде оного до 17 числа октября; от оного в походе до города Гетингена, оттуда отправлен был Генералом от Кавалерии графом Витгенштейном курьером с нужными депешами к Военному Министру в город Санкт-Петербург и, возвращаясь обратно к армии, захвачен был неприятелем при местечке Сент-Оби в плен, из коего при взятии города Парижа освобожден. По-российски, по-французски, по-немецки читать, писать умеет, математику, географию знает, в штрафах не бывал».

Адъютантом генерала Витгенштейна в 1813 году был поручик Павел Иванович Пестель - будущий декабрист, автор знаменитой «Русской Правды», руководитель Южного общества. Николай Ильич Толстой состоял при князе Андрее Ивановиче Горчакове, командире 1-го Пехотного корпуса в группе войск Витгенштейна. И Толстой и Пестель были награждены за бои под Лейпцигом, Пестель в этом сражении был тяжело ранен, поэтому, очевидно, с донесениями в Петербург был направлен не П.И. Пестель, а адъютант Горчакова Н.И. Толстой.

Отец Льва Николаевича Толстого не был членом тайного общества, но был близко знаком со многими декабристами: С.П. Трубецким, С.Г. Волконским, А.И. Одоевским, З.Г. Чернышевым, Ф.П. Толстым.

Корнет Николай Ильич Толстой записан в часть 17 декабря 1812 года - следом за корнетом, будущим дипломатом, поэтом, автором комедии «Горе от ума» Александром Сергеевичем Грибоедовым.

Возвратившись в Россию, Толстой 8 августа 1814 года был переведен в кавалергардский полк и назначен адъютантом к командиру корпуса, генерал-лейтенанту князю Андрею Ивановичу Горчакову, троюродному брату его матери.

11 декабря 1817 года Толстой был переведен с чином майора в гусарский принца Оранского полк. Любопытны причины, вызвавшие этот перевод. Сохранился рапорт на имя Александра I от главнокомандующего второй армией генерала Бенигсена о том, что командир корпуса, генерал-лейтенант князь Горчаков просит перевести его адъютанта штабс-ротмистра графа Толстого в гусарский полк по той причине, что Толстой, «имея ревностное желание продолжать службу вашему императорскому величеству во фронте, не по недостаточному своему состоянию не имеет возможности продолжать служение в кавалергардском полку». Рапорт этот, датированный 15 ноября 1817 года, указывает на стесненное материальное положение Н.И. Толстого.

14 марта 1819 года Толстой «по болезни» был уволен в отставку с чином подполковника и уехал к родителям в Казань, где совсем уже разорившийся его отец Илья Андреевич Толстой был губернатором. В 1821 году, после смерти отца, приехав с матерью Пелагеей Николаевной из Казани в Москву, Николай Ильич поступил на службу в Военно-сиротское отделение при Московском комендантском управлении.

На руках у Николая осталась семья, требующая забот и попечения: старая мать, привыкшая к роскоши, сестра Алина со своей приёмной дочерью, и кузина, воспитанница матери, Татьяна Ёргольская. Последняя была ровесницей Николая, с детства они росли и воспитывались вместе, испытывая друг к другу романтическое чувство влюблённости. После смерти отца остались огромные долги, Николай вынужден был 15 декабря 1821 г. поступить на службу на очень незначительную должность смотрительского помощника (воспитателя) в Московское военно-сиротское отделение при Московском комендантском управлении.

В 1822 году граф Н.И. Толстой посватался к богатой наследнице, княжне Марии Николаевне Волконской, которая приняла его предложение. 9 июля 1822 г. в церкви села Ясенева близ подмосковного имения князей Трубецких Знаменского граф Н.И. Толстой обвенчался с княжной М.Н. Волконской, дочерью Николая Сергеевича Волконского и Екатерины Дмитриевны Трубецкой. «Весёлый, блестящий молодой человек с именем и связями» (ему было 28 лет) стал мужем не очень красивой, старше его на четыре года, княжны Марьи, обладавшей очень значительным состоянием. Это был классический брак по расчёту, оказавшийся браком по любви. Толстые сразу уехали в Ясную Поляну, чтобы начать ту семейную, замкнутую кругом домашних забот и радостей жизнь. В 1823 году у молодых Толстых родился первый сын - Николай. После нескольких неблагополучных родов в 1826 году родился Сергей, в 1827 году - Дмитрий, а 1828 году - Лев. Единственная дочь - Мария - родилась в 1830 году.

Толстой вспоминал о яснополянских делах отца: «Занятие его составляло хозяйство и, главное, процессы, которых тогда было очень много у всех и, кажется, особенно много у отца, которому надо было распутывать дела деда. Процессы эти заставляли отца часто уезжать из дома. Кроме того, уезжал он часто и для охоты — и для ружейной и для псовой». Кроме занятий хозяйством (отец достроил большой дом, начатый дедом Волконским, посадил сад), он занимался детьми и много читал, собрав в Ясной Поляне библиотеку, состоявшую из французских классиков, исторических и естественнонаучных сочинений (даже из Парижа привёз несколько десятков книг).

Толстые лето и зиму жили в имении, не переезжая в город, ведя очень уединённый образ жизни. Позже, создавая образы героев «Войны и мира» княжны Марьи и Николая Ростова, писатель использовал некоторые факты из жизни отца и матери, Многие черты внешности и характера отца Толстого запечатлены не только в «Войне и мире», но и в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» и в ранней рукописи трилогии, которую печатают под заглавием «Четыре эпохи развития».

В 1829 г. Н.И. Толстой выкупил Никольское-Вяземское, в 1836 г. построил здесь каменную церковь.

Н.И. Толстой скоропостижно скончался 21 июля 1837 года в Туле и был похоронен рядом с женой в фамильном склепе на Кочаковском кладбище.

Младшему сыну Льву было почти 9 лет, когда отец умер, и он помнил весёлые шутки и рассказы отца за обедом и ужином, когда и бабушка, и тётушки, и дети смеялись, слушая его. Дети с интересом рассматривали рисунки, которые он для них делал и которые им казались «верхом совершенства». Лёвочка запомнил приготовления отца к охоте, общие прогулки по Ясной Поляне. Запомнилось, как вечерами дети приходили к отцу в кабинет играть или прощаться перед сном, как он ласкал их и иногда, к великой их радости, пускал к себе за спину на кожаный диван, продолжая в то же время читать или разговаривать с приказчиком.

Лёвочка с особенной нежностью, прощаясь вечером с отцом, целовал «его белую жилистую руку» и был «умилённо счастлив», когда отец ласкал его. «Я очень любил отца, но не знал ещё, как сильна была эта моя любовь к нему, до тех пор пока он не умер».

Глава I. Описание живущего в семье дворян-Иртеньевых пожилого-учителя, немца Карла Ивановича Мауера. Николенька Иртеньев (мальчик, от лица которого ведётся повествование «Детства») испытывает к этому одинокому, чудаковатому человеку чувство сострадания и жалости.

Глава II. Литературный портрет тихой и доброй матери Николеньки.

Глава III. Николенька слышит разговор своего отца с приказчиком имения, Яковом Михайловым. Отец сообщает Николеньке и его брату Володе, что собирается поехать в Москву, к бабушке, и взять их с собой, а мать останется в имении. Из слов отца Николенька понимает, что Карла Ивановича в связи с этим переездом собираются уволить.

Глава IV. На уроке у Карла Ивановича Николенька не может удержаться от слёз при мысли о предстоящей разлуке с матерью. Карл Иванович уже знает о своём увольнении. Он горько жалуется дядьке-воспитателю детей, Николаю, на то, что господа не ценят его заслуг. Последней фразой в тетрадях мальчиков старый учитель велит написать: «Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность».

Глава V. В имении появляется юродивый странник Гриша, который зиму и лето ходит босиком, посещает монастыри и говорит загадочные слова, принимаемые некоторыми за предсказания. В этот раз Гриша как будто предчувствует, что дом Иртеньевых вскоре посетит беда.

Отец Николеньки относится к Грише скептически, считая его шарлатаном. Мать же очень уважает нищего странника.

Глава VI. По приказу отца дворовые псари готовят выезд семьи Иртеньевых на охоту.

Глава VII. Семейство едет охотиться вдоль осеннего поля. Отец велит Николеньке стать с собакой Жираном в засаду на зайца, которого выгонят к ним другие псы. Николенька так волнуется, что, увидев зайца, спускает на него Жирана прежде времени – и упускает добычу.

Глава VIII. После охоты семья Иртеньевых обедает в тени берёз. Сёстра Николеньки, Любочка, и дочь гувернантки, Катенька, предлагают мальчикам поиграть в Робинзона, но повзрослевший Володя уже не хочет заниматься «детскими глупостями».

Лев Толстой. Детство. Аудиокнига

Глава IX. Наклонившись с другими детьми рассмотреть червячка, Николенька вдруг замечает, как хороша шейка Катеньки. Охваченный чем-то вроде первой влюблённости он целует её, а на обратном пути к дому старается вихрем пронестись перед Катей верхом на лошади.

Глава X. Описание характера отца Николеньки. Самоуверенный и статный мужчина, он более всего предан в жизни двум страстям: карточной игре и женщинам. Не быв никогда человеком очень большого света , он, тем не менее, своей гордостью умел внушить там уважение к себе. Человек практичный, он не следовал твёрдым нравственным правилам и мог тот же поступок рассказать как самую милую шалость и как низкую подлость.

Глава XI. Николенька видит, как в кабинет отца в большом волнении и с мрачным лицом входит учитель Карл Иванович. Через некоторое время он выходит оттуда, утирая слёзы. Затем отец Николеньки сообщает матери, что после разговора с Карлом Ивановичем решил не увольнять этого старика, к которому сильно привязаны дети, и взять его вместе с ними в Москву.

Глава XII. Спрятавшись в чулане, дети-Иртеньевы следят за горячей молитвой, которую читает перед сном юродивый Гриша, оставшийся у них ночевать. Сердечная религиозность странника производит на Николеньку незабываемое впечатление.

Глава XIII. История старой няни Иртеньевых, крестьянки Натальи Савишны. Трогательное описание её заботливости, доброты, деловитости и преданности господам, от которых она не хочет уходить, даже получив вольную и перестав быть крепостной.

Глава XIV. После трогательного прощания с матерью и дворовыми Николенька, Володя и их отец уезжают из имения в Москву.

Глава XV. Размышления Толстого о детстве в его судьбе: это пора, «когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни».

Глава XVI. В Москве Николенька, Володя и отец останавливаются в доме у бабушки по матери. Через месяц она празднует свой день рождения. Учитель Карл Иванович дарит ей искусно сделанную коробочку, оклеенную золотыми каёмками, Володя – нарисованную им картинку с головой турка, а Николенька (страшно волнуясь) – стихи собственного сочинения.

Глава XVII. На день рождения бабушки приезжает неприятная, сухопарая княгиня Корнакова, которая рассказывает, что в воспитательных целях сечёт своих детей.

Глава XVIII. Приходит на день рождения и князь Иван Иванович, человек очень знатный, но простой и великодушный. Случайно оставшись наедине с Иваном и Ивановичем и бабушкой, Николенька слышит бабушкин рассказ о том, что его отец нарочно оставил мать в имении, чтобы самому удобнее развлекаться в Москве.

Глава XIX. Поздравлять бабушку приходят и три находящихся с ней в родстве мальчика-брата Ивиных. Один из них, красивый и самоуверенный Серёжа, очень нравится Николеньке, который стремится близко подружиться с ним. Но эта симпатия слабеет, когда Серёжа и другие его братья безжалостно насмехаются над Иленькой Граппом, тихим и робким сыном бедного иностранца.

Глава XX. Вечером у бабушки ожидаются танцы. На них приезжает госпожа Валахина, привозя очень красивую 12-летнюю дочку, Сонечку. Николенька очарован ею и втайне ревнует её к Серёже Ивину за одно то, что тот её увидит. Вновь появляется и княгиня Корнакова с несколькими неприятными дочерьми и нагловатым, пустым сыном Этьеном. Тот имеет как раз такой вид, какой и должен иметь мальчик, которого секут розгами.

Глава XXI. В жажде понравиться Сонечке Николенька ищет танцевальные перчатки, но находит лишь старую перчатку Карла Ивановича с одним отрезанным пальцем. Увидев её у него на руке, гости смеются. Смеётся и Сонечка, однако это добродушное веселье лишь ободряет Николеньку: он убеждается, что все хорошо относятся к нему. Начинаются танцы. Николенька приглашает Сонечку на кадриль. Она улыбается ему. Он после танцев садится с нею рядом и пробует завести разговор по-французски.

Глава XXII. Николенька хочет пригласить Сонечку и на мазурку, однако на сей раз ему приходится танцевать с одной из уродливых княжон Корнаковых. С расстройства он путает танцевальные фигуры и едва не становится посмешищем бала.

Глава XXIII. После танцев Николенька провожает Сонечку к карете. Она предлагает ему подружиться, перейти на ты и приглашает его гулять на Тверской бульвар, куда родители часто её возят.

Глава XXIV. Николенька ложится в постель, весь в мыслях о Сонечке. Вместе с ним в комнате не спит и его брат Володя, тоже обворожённый девочкой.

Глава XXV. Через полгода, весной, к Иртеньевым в Москву приходит письмо от матери. Она сообщает, что заболела, простудившись во время прогулки, и лежит с сильным жаром. Мать выражает надежду на скорое своё выздоровление, однако во французской приписке к письму, предназначенной для одного отца, убеждает: ей не избежать скорой смерти, поэтому пусть он поторопится обратно в имение.

Глава XXVI. Николенька с отцом и братом возвращается в имение. Маменька уже так плоха, что даже не узнаёт детей. За ней помогает ухаживать приехавшая как раз погостить родственница – «Прекрасная фламандка». На следующий день маменька умирает в ужасных страданиях.

Глава XXVII. Страшное горе Николеньки. Печальные похороны, на которые собираются все деревенские крестьяне. Когда одна из крестьянок подходит к гробу проститься с покойницей, пятилетняя дочь у неё на руках пронзительно кричит в испуге от вида бледного лица усопшей. Николенька в страшном смятении выбегает из комнаты. «Мысль, что то лицо, которое за несколько дней было исполнено красоты и нежности, лицо той, которую я любил больше всего на свете, могло возбуждать ужас, как будто в первый раз открыла мне горькую истину и наполнила душу отчаянием».

Столкновение со смертью разрушает в Николеньке светлую безмятежность детства, открывая новый период его жизни.

Отец Николеньки – Петр Александрович, является второстепенным героем произведения Льва Николаевича Толстого «Детство». Несмотря на то, что отец не является главным персонажем в рассказе, он сыграл значительную роль в жизни своего сына Николеньки и в значительной мере повлиял на его мировоззрение и дальнейшую жизнь.

Отец главного героя повести – дворянин и помещик. У семьи маленького Николая во владении несколько имений. Его звание – отставной поручик гвардии и автор повести говорит, что он остался им навсегда.

Что касается внешности персонажа, то Толстой описывает его большой рост, большие руки и большой орлиный нос. На этом сильном телосложении выделяется описание маленьких глаз и странная походка – маленькими шажками. Автор также подчеркивает, что герой одевается не по последней моде, но с изяществом и оригинальностью.

Отец Николая – очень самоуверенный человек, ему присущ характер «любезности и разгула». Самые любимые на свете вещи, которые любит отец Николеньки – это карты и женщины. За свою жизнь он выигрывал миллионы и имел, наверное, также миллион связей с самыми разными женщинами. Он прослыл удачливым человеком, но, помимо фортуны и крупных выигрышей, частенько к нашему персонажу приходит неудача, и тогда он проигрывает довольно крупные суммы.

Персонаж врет своей доверчивой жене. А она ему верит. Кроме того, ее почему-то совсем не огорчают потери крупных сумм денег, которые зачастую проигрывает в карты ее любимый и честный (по ее мнению) муж.

В обществе персонажа считают очень порядочным и благородным человеком, добрым и очень хорошим мужем. Он просто умеет нравиться людям, независимо от их положения в обществе. Если уж ему хотелось кому-то понравиться, то это для него было проще простого. Несмотря на то, что он не относился к большому свету, среди людей того общества он был очень уважаем.

У Петра Александровича есть связи в обществе. Часть он приобрел в молодости, а часть ему досталась благодаря своей матери.

Петр Александрович – очень чувствительный человек. Зачастую, читая книгу, он мог прослезиться на каком-нибудь особенном моменте.

Отец маленького Николая очень любит музыку, он иногда поет и подыгрывает себе на фортепиано. Ему нравятся песни, романсы и некоторые мотивы из опер, а от Бетховена его клонит в сон.

Герой, в отличие от матери Николеньки, не любит помогать юродивым и говорит своей жене, что все они «на один покрой».

2 вариант

Пётр Александрович приходится отцом Николеньке. Он персонаж второстепенный, но от этого не менее важный, чем мать Николая. Он оказал большое влияние на воспитания своего сына, а также на его мировоззрение и дальнейший образ жизни.

Отец - помещик и дворянин. Под его надзором находится некоторое количество имений и деревней. В армии он дослужился до отставного гвардейского поручика. С этим званием он остался на всю жизнь.

Описывая его внешность, автор выделяет могучее телосложение, высокий рост, крепкие руки и нос как у орла. На этом фоне сильного человека выделены небольшие глаза и странная поступь маленькими шагами. Толстой также отмечает, что Пётр хоть и не соответствует последнему крику моды, но одевается со вкусом и как-то по-особенному.

Пётр человек самонадеянный. В его жизни есть две самые излюбленные вещи. Таковыми являются женщины и игра в карты. За всё своё время существования он наверное выиграл не один миллион, а также связывался с множеством женщин. В общественных кругах он удачливый игрок. Фортуна часто приходила ему на помощь. Но бывало и наоборот, и тогда уже он проигрывал очень большие суммы денег.

Свою жену он постоянно обманывает. Но она ему вполне доверяет и даже не догадывается, что муж нагло врёт. И её совсем не заботит то, что Пётр время от времени проигрывает крупные деньги. Она уверена в том, что её муж честный человек.

Общество же, считает Петра Александровича добропорядочным и хорошим человеком. А как мужа, его относят к доброму, верному и честному. По своей природе он может понравиться человеку вне зависимости от того, какое общественное положение он занимает. Для него нет ничего более простого, чем просто быть приятным для какого-либо человека. Конечно, он не был известен в кругах высшего светского общества. Но зато в тех кругах, в которых он пребывал, его полностью уважали и почитали. Помимо этого у Петра есть прочные общественные связи, коих немало. Некоторые из них он приобрёл ещё будучи молодым, а другие достались ему после матери.

Он человек чувствительный. Например, когда он читал какое-либо произведение, он мог не сдержать своих эмоций.

В отличие от своей жены, он не собирается помочь юродивым. Петр считает, что все они одинаковые попрошайки.

Сочинение Отец в произведении Детство

В данном произведении отец мальчика Николеньки, это Петр Александрович. Он ранее служил в армии, был военным, сейчас в отставке. Это немолодой мужчина с большой залысиной на голове, еще одна из его отличительных характеристик привычка подергивать плечом, тихий разговор, переходящий на шепот. Кроме этого у Петра был орлиный нос и маленькие глаза.

Вся внешность смотрелась незаурядно, выглядит он как все люди, особое внимание к себе привлекал умением общаться с людьми. Так же благодаря тому, что в его владении было несколько имений, он был достаточно богатым человеком. Поэтому часто бывал на балах и различных светских мероприятиях.

Одежда была подобрана добротно и аккуратно, вся фигура Петра Александровича выражала аристократическую сдержанность и изящность. Костюмы не были модными, но выглядели очень элегантно, манера держать себя и общаться с другими людьми, сразу выдавала в нем истинного дворянина.

В характере этого персонажа собраны рыцарские качества и разгульный образ жизни золотой молодежи. Он любит азартные игры, особенно карты, общается с разными женщинами, хотя и женат. Его жена не подозревает об изменах мужа, она верит, что он искренний и честный семьянин.

Играя в карты, Петр проиграл огромные суммы денег, но выигрыши тоже есть, поэтому они живут не бедствуя. Репутация при этом у него великолепная, его уважают в обществе. Его ценят, любят жена и дети, в обществе высказываются как о порядочном семьянине и гражданине своей страны.

Кроме того, что состояние Петра Александровича, является внушительным, он обладает еще и большим количеством связей. Эти связи он получило по каналам отца и от друзей, с которыми познакомился во время учебы.

В то же врем герой очень сентиментален и чувствителен, во время чтения романов, в некоторых сюжетных линиях его пробирает слеза. Так же он умеет играть на фортепиано и петь. Любит песни, которые написал его друг, цыганские мотивы, некоторые романсы. К классической музыке совершенно безразличен, играет сам и поет.

Петр Александрович очень любит общество, он постоянно, где то в центре внимания, любит шумные сборы и полные залы людей. Его эпицентр, это общество, он постоянно на виду, любит все, что предлагают на званых балах и раутах. Он живет ради того, чтоб получать от жизни больше удовольствий и приятных вещей.

Своего мнения у него нет, он любит все то, что все любят. Так же и с семьей, она у него есть потому, что есть у всех. Характер героя непонятен и изменчив, все плохое он прячет глубоко внутри, а наружу выставляет красивую внешность и свои тонкие манеры. Его главная любовь в жизни, это публичность, он один из тех, кто не может жить без одобрения общества.

Кохання це велике почуття, яке може охопити кожного, але не всі зможуть відчути справжню силу кохання. Кохати – це значить розуміти кохану людину лише за поглядом, бажання бути поряд.

  • Сочинение Утро изменившее жизнь После бала для 8 класса

    Иногда случается так, что один небольшой эпизод может изменить мнение о человеке и дальнейшую жизнь. Так случилось и в рассказе Л.Н.Тольстого «После бала»

  • Твір Характер людини

    Внутрішній світ людини, її відношення до подій, навколишнього середовища та інших людей називається характером. Не існує тільки поганих рис характеру, наприклад жадібність можна назвати економністю, а гордість пихатістю

  • ) была первой в русской литературе попыткой изобразить историю внутреннего развития ребенка, историю его души. Предметом воспроизведения в данном случае служил для себя сам автор в его прошлом, материалом для него были многочисленные воспоминания собственной детской жизни, очень ярко сохранившаяся в памяти, благодаря художественной наблюдательности Толстого . И впоследствии он проникновенно и правдиво изображал внутренние состояния других людей, натур ему совершенно чуждых, совершая так называемое чудо художественного перевоплощения, силой творческого воображения представляя себе события душевной жизни людей так, как они происходят на самом деле, со всеми характерными их деталями.

    Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

    Героем повести «Детство» является Николенька Иртеньев – мальчик с натурой своеобразной, даровитой, недюжинной. Какие-то неясные еще для него самого силы зреют в нем, какое-то призвание ждет его, готовя ему особую судьбу. Детство такого исключительного ребенка не может проходить так, как оно проходит у детей остальных, особые свойства еще не определившейся натуры большей частью создают столкновения между ним и окружающей средой, и редко бывают счастливыми детские годы таких людей. То же мы видим и в детстве Николеньки.

    Болезненно-впечатлительный, всегда погруженный в свои думы, размышления и наблюдения над окружающей жизнью, мальчик растет одиноким, самоуглубленным и тихим. Он совершенно не знает той беззаботной радости существования, тех беззаветных игр и мимолетных легких впечатлений, которыми обыкновенно полно существование жизнерадостных детей. Работа мысли началась для него с первых лет сознательной жизни, печать духовного призвания отметила его. Мальчик занят не внешним, окружающим миром, как дети, а своим внутренним мирком.

    Впечатления окружающего он схватывает очень глубоко и уносит их в свой внутренний мирок и там вновь переживает, смутно вдумываясь в их смысл. Он подмечает невысказанное и невыраженное, что скрывается за словами и внешними проявлениями в отношениях отца и матери, слуг и пр. Кроме того, он отличается особенной склонностью к анализу собственных поступков, чувств и мыслей (сцена у гроба матери и др.) Все это уменьшает в нем непосредственность, детскую жизнерадостность, а также простоту и свободу в обращении с другими людьми. Николенька Иртеньев застенчив, самолюбив, скрытен, он ревниво следит за каждым своим шагом и словом, боясь сказать или сделать что-то такое, что уронит его в глазах других, приходит в отчаяние от сделанного промаха и мучительно завидует простоте, свободе и красивой ловкости других жизнерадостных и любимых всеми детей.

    Склонность к анализу своих поступков усугубляется в нем еще остро развитым эстетическим чувством; у мальчика есть тонкое чувство красоты, и он тем сильней пугается тем, что кажется ему в себе некрасивым, отдаваясь в то же время беззаветному восторгу перед другими, в которых он видит черты красоты. Николенька с детства говорил, что он некрасив, а неловкость и конфузливость еще подчеркивали смешные стороны этого маленького философа, с торчащими волосами и ушами и умным взглядом глаз. Но наряду со всем этим в нем живет страстная жажда любви, потребность нежности, ласки, стремление отдаться чему-либо всей душой. В семье же царит атмосфера довольно холодная: болезненная, тихая мать мало уделяет внимания детям, отец погружен частью в дела сельского хозяйства, частью в светскую жизнь, дети предоставлены заботам учителей и слуг. Свою потребность любить Николенька переносить на приятеля, Сережу Ивина, который своей красотой, ловкостью и независимостью ласкал его эстетическое чувство и казался ему идеалом человека.

    Эта история детских переживаний Николеньки показывает в нем также еще одну характерную его черту: большую силу воображения. Живущий в своем внутреннем мирке, мальчик создает себе картины воображаемой жизни, в которых все обиды и вся неудовлетворенность реальной жизни возмещались подвигами и геройством, созданными фантазией. Под влиянием перенесенных нравственных потрясений и разочарований эта способность вспыхивала в ребенке с особенной силой, и он весь отдавался картинам своего воображения, под влиянием которых радовался или плакал (например, сидя в карцере).

    / / / Образ Петра Александровича в повести Толстого «Детство»

    Главным героем автобиографичной повести Льва Николаевича Толстого является Николенька Иртеньев, мальчик десяти лет, воспитывающийся в дворянской семье.

    Его отца, о котором пойдет речь, зовут Петром Александровичем. Человек этот серьезный и суровый, его отличает крутой нрав. Служил он поручиком гвардии, сейчас же в отставке.

    Мальчик вот так описывает внешность своего отца: большие жилистые руки, высокий рост, стать, интересная походка мелкими шажками, маленькие глаза, лицо с постоянной улыбкой, большой орлиный нос, неправильные, но приятно сложенные губы, лысина во всю голову. У Петра Александровича есть и еще одна специфичная черта, только уже в произношении, – пришептывание.

    Петр Александрович, как и любой другой бывший военный, одевался, не следуя моде, но с изящностью и оригинальностью. Основными составными частями его костюма были: дорогое белье, широкое платье из легкой ткани, манжеты и воротнички. Такая одежда очень шла его высокой и хорошо сложенной фигуре. Все движения Петра Александровича отличались спокойствием и самоуверенностью.

    В жизни отца Николеньки были две страсти – карты и женщины. Он выигрывал и проигрывал, но не переступал ту черту, за которой шла потеря всего состояния и нищета. А вот что касается женщин, то Петр Александрович имел такое число связей, которое не поддается подсчетам, причем с представительницами прекрасного пола разных сословий.

    Свою жену, Наталью Николаевну, он постоянно обманывал, с ее мнением нисколько не считался, она же слепо ему верила, ждала и скучала.

    Петр Александрович, как и его жена, любил музыку, исполнял романсы под собственный аккомпанемент на фортепиано. Причем, его привлекали цыганские песни или некоторые мотивы из опер, а вот Бетховен, по его словам, нагоняет сон, тоскливо становится от его сонат.

    Детей Петр Александрович очень любил, он старался дать им воспитание, достойное дворянского происхождения. не может до конца понять отца, он представляется мальчику загадочным. Но ребенок отдает должное красивой внешности родителя.

    Семья Иртеньевых во время тех событий, которые разворачиваются на страницах повести «Детство», живет в деревне. Но однажды Петр Александрович ставит мальчишек в известность, что они поедут жить к бабушке в Москву. Расставание с маменькой сильно огорчало Николеньку, ведь он был очень к ней привязан.

    Хотя время – лучший лекарь, и братья быстро привыкли к новой жизни. Мальчишки нашли новых друзей, к ним стали приходить новые учителя. Однако, безоблачному детству не суждено было долго длиться: серьезно заболела Наталья Николаевна. Отец повез детей увидеться с больной маменькой.

    Поездка выдалась печальной: Наталья Николаевна не вставала и уже ничего не видела. Но попросить благословения для своих любимых сыновей она все же успела. Молодая женщина умерла в муках. Иртеньев после ее похорон окончательно перевез семью в Москву. Иногда они наведывались в деревню. Николенька во время таких приездов всегда навещал могилу горячо любимой маменьки.