Харбин китайский. Город Харбин (Harbin), Китай. Музеи и научные центры в городе Харбин

Китай - страна с богатейшей историей и большим количеством разнообразных городов, которые вызывают большой интерес у туристов и путешественников. Харбин - город, находящийся на северо-востоке Поднебесной. В начале 12 века город был всего лишь рыбацким поселком, как и поселки на побережеь . Но в настоящее время Харбин является современным городом с уникальным набором достопримечательностей. В 1998 году ему присудили звание одного из лучших туристических городов в Китае. Еще одним чудом Харбина является архитектура в готическом и византийском стилях, что объясняется влиянием Запада, ведь город с древних времен представлял собой центр мировой торговли и культуры.

Что надо посмотреть в Харбине

Знакомство с Харбином лучше начать с Центральной улицы города, построенной в период 1900-1925 годов. Прогуливаясь по ней, вы найдете разнообразные бары, рестораны, клубы и магазины. Кстати, это самый длинный "Бродвей" в Азии - почти 1,5 км. Не оставят своих гостей равнодушными здания, построенными в начале 20 века в стиле барокко, неоклассицизма и модерна. Начало улицы отмечено памятником, дорогим для всех жителей Харбина. Он посвящен памяти сильнейшего наводнения, произошедшего в 1957 году. Интерес представляет .

Самой яркой достопримечательностью Харбина является океанариум. В нем представлен мир северных районов нашей планеты. Туристы могут понаблюдать за жизнью полярных мишек, пингвинов и белух.

В зимнее время года на острове Солнца проводится очень красочный фестиваль льда. На этом острове выставляются тысячи скульптур изо льда, а также проводятся увеселительные мероприятия, такие как купания в проруби, игры в хоккей и ярмарки.
Кроме того, находясь в Харбине вы можете пойти в сафари-парк с тиграми, львами и другими жителями Африки, посетить собор Святой Софии, Музей науки и техники и представление поющих фонтанов. Читайте на нашем сайте про .

Цены на отели и шоппинг в Харбине

Цены на гостиницы в Харбине ранжируются в зависимости от количества "звезд" отеля. В городе представлены гостиницы от 2 до 5 звезд. Средняя цена за номер на двоих в лучших четырех- и пятизвездочных отелях города, таких как Fortune Days Hotel, Harbin Longda Holiday Hotel, Shangri-La Hotel Harbin и Sofitel Wanda Harbin, составляют от 160 до 300$ США за номер с двухместным размещением в сутки. В городе также предлагают свои услуги прекрасные трехзвездочные отели с сервисом, достойного 4 звезд. Среди них можно выделить Bremen Hotel, Golden Century Hotel, Holiday Inn City Centre Harbin, где снять двухместный номер возможно за 100-150$ в сутки. Если вы предпочитаете менее дорогостоящие остановки, то для вас работают двух- и трёхзвёздочные гостиницы. Например, Jinjiang Inn Hotel, Hotel IBIS Harbin, Harbin LongMen Hotel предоставляют номер на двоих за 30-50$ в сутки.

Заниматься шоппингом лучше всего, гуляя по Центральной улице города, где вы сможете приобрести женьшень высшего качества, меха, различные китайские лечебные бальзамы и травяные сборы, а также сувениры и украшения в оригинальном китайском стиле. Здесь же находится Центральный торговый центр Харбина, прогуляться по магазинчикам которого доставит вам большое удовольствие.

Рестораны и кухня в Харбине

Кухня этого региона использует типичные для него продукты, среди которых оленина, говяжье и баранье мясо, соя, кедровые орехи и травы. Особым уважением пользуется блюдо из баранины, сваренной в специальном котелке с пряностями и травами. Мясо с бульоном подается на стол вместе с горелкой, чтобы оно не остывало. Еще одной кулинарной особенностью Харбина является творог из сои - Доуфу, который нарезается правильными кубиками, а также знаменитые китайские пельмени с разными начинками.

Путешественники рекомендуют посетить Dongfang Jiaozi Wang, Bi Feng Tang, NG Kee Sauce Stew Bones Restaurant, New Concept of four Seasons Hot Pot, где вам гостям предложат вкуснейшие блюда китайской кухни. Стоимость среднего обеда в этих ресторанах составит от 10 до 20 долларов. Но если вам не по душе непривычная пища, то вы легко можете пообедать в ресторанах с типичной европейской кухней или в заведениях фастфуда.

Харбинские бани

Харбинские бани - своеобразная достопримечательность этого города. За небольшую плату вы получите неземное удовольствие от самого процесса мытья в бане, расслабляющего массажа. По желанию можно заказать очень приятный "массаж ногами". Предлагается широкий спектр различных масок для тела и лица, способствующие омоложению и восстановлению здоровья кожи. В банях предусмотрены даже танцевальные площадки, игровые автоматы, бильярды и бары. Для желающих покушать предусмотрен шведский стол с европейскими и национальными северо-восточными китайскими блюдами. Здесь вы точно отлично проведете время в компании друзей и близких. Стоимость билета за полный пакет услуг составляет около 25 долларов США.

Добираемся до Харбина

В город удобнее всего добраться двумя путями: на самолёте или на поезде.
Тайпин - так называется харбинский международный аэропорт, который был построен в 1979 году и сначала работал исключительно на местные авиалинии. Но уже через 5 лет стал принимать и международные рейсы. В северо-восточной части Китая он является самым крупным и загруженным. Ежедневно выполняются тысячи взлетов и посадок. Если вы направляетесь из города, откуда нет прямых авиарейсов до Харбина, то вы свободно можете совершить пересадку в Сеуле, Пекине, Гуанчжоу или Шанхае.

Аэропорт находится достаточно далеко от центра города, поэтому чтобы добраться до Харбина, вы можете приобрести билет на автобус, который стоит 20 юаней. Также вы можете воспользоваться такси от аэропорта до центра, но это будет стоить вам примерно 120 юаней, или порядка 20 долларов США.

Кроме того, Харбин - это крупный транспортный узел. Сюда подведены пять железнодорожных путей и семь автомагистралей. Поэтому до города можно вполне комфортно и быстро доехать на поезде. Удобно добираться до Харбина наземным транспортом из Пекина, Гуанчжоу или Шанхая.

Несмотря на все исторические события, произошедшие здесь, город пользуется бешеной популярностью у туристов.

Основан он был русскими, поэтому вся его культура изобилует русскими традициями и очень необычной для Китая архитектурой.

На сегодняшний день Харбин считается одним из самых больших городов с населением более 10 миллионов человек.

Его история четко пересекается с русским наследием, что придает Харбину особую изюминку. Несмотря на свою историю, известен он как «город льда». Ежегодно здесь проводится фестиваль ледяных фигур, собирая в гостях туристов со всех стран.

Название города

В ходе долгих исследований ученые выяснили, что название Харбин не имеет ничего общего с КНР. До сих пор расшифровать его не удалось, хотя есть предположение, что название произошло от монгольского слова «хараба», означающего «баранью лопатку».

Если судить с точки зрения географии, то такое объяснение вполне обосновано. Город Харбин расположился на возвышенности, которая с высоты птичьего полета очень напоминает лопатку.

Есть еще одна версия, по которой название произошло от маньчжурского и переводится как «переправа».

Благодаря огромному количеству живописнейших мест, город помимо официального имеет много других «украшающих» названий. Например, из-за своей изысканности Харбин прозвали «Восточной Францией».

История возникновения города

Долгое время Советский союз планировал объединить Сибирь с Востоком посредством железной дороги. Для этого требовалось согласие Китая.

В 1897 году начинается строительство Китайско-Восточной дороги. Именно в этот момент происходит основание Харбина. Много лет он считается русским городом. Через пять лет своего существования из небольшого поселения вырос большой процветающий мегаполис, где строились дома, школы, больницы, и начала развиваться торговля.

Но, несмотря на свое Китайское расположение, русские традиции навсегда отпечатались в быте и архитектуре города. Такой союз культур двух совершенно разных государств сделал Харбин уникальным городом, которому нет аналогов до сих пор.

В 1901 году город становится опорным пунктом пограничников Министерства финансов. При этом на страже безопасности стояла русско-китайская полиция. Приезжали в новый город не только рабочий люд, но и творческие лица, желающие сделать город лучше и возвысить его среди других.

В 1913 году Харбин населяло уже более 68 000 человек. Причем это были не только русские и китайцы. Здесь можно было встретить представителей из разных стран, говорящих на 50 разных языках. Город рос буквально по дням. Уже через пять лет его население составляло более 100 000 жителей.

Революция в России привела к тому, что население города увеличилось до 200 000 человек. Связано это было с большим числом беженцев, которые толпами бежали в единственный русский город в другой стране, не тронутый политикой.

К 1930 году население города Харбин составляло более 2 миллионов жителей. Причем китайское население не превышало 25% всех жителей.

В 1932 году начинается новый этап в жизни города. Маньчжурия переходит к Японии, а Россия отказывается от прав на дорогу. Из-за этого русскоязычное население уезжает на юг Китая.

К 50-му году остается лишь несколько тысяч человек русской национальности, жившие здесь с самого рождения.

С этого момента начинается новая история города. Появляются небоскребы, новые достопримечательности. Но россияне навсегда оставили свой след в истории Харбина. В нем до сих пор остались русские названия улиц и всемирно известные достопримечательности.

Город сегодня

В настоящее время город Харбин считается одним из самых важных стратегических центров Китая. Также он славится своими памятниками культуры. Ученые как-то насчитали здесь 58 памятных мест, из которых 17 самые интересные и удивительные.

В нем находится крупнейший аэропорт Китая. Отсюда самолеты отправляются в более 100 стран мира.

Ну и самое главное, город Харбин - частичка родины в чужой стране. Поэтому поездка сюда подарит незабываемые ощущения и даст почувствовать себя как дома.

Что посмотреть в городе самостоятельно

Благодаря переплетению культур, Харбин славится своими масштабными историческими комплексами. Познакомимся с некоторыми из них.

Солнечный остров

Это известное место не только в городе, но и во всей стране. Расположился он на побережье реки Сунгари. Это живописнейшее место с чистейшими озерами и экзотическими постройками.

Летом, благодаря приятной погоде, солнечный остров становится первым в списке на посещение, а зимой он превращается в рай для любителей зимних экскурсий. Ежегодно здесь проводится фестиваль ледяной скульптуры. Он представляет собой удивительное зрелище, ради которого многие туристы приезжают в Харбин.

Территория Солнечного острова занимает площадь в 3800 га. Она состоит из самого большого Солнечного острова и кучки островков поменьше. Однако всю территорию разделяют на три части. На одной из сторон находится мир животных. В самом центре расположился садовый центр. А на противоположной стороне от животного мира можно посетить многочисленные ледяные скульптуры.

Также рядом со скульптурами изо льда находится русский экзотический центр. В нем вы посетите русский ресторан, пройдетесь по аллеям и даже купите сувениры у местных ремесленников. Удивление и интерес вызывает деревня художников. Здесь представлены картины известных русских мастеров. В качестве бонуса, в деревне можно посмотреть русское кино и научиться танцевать.

Океанариум

Это еще одна из популярных достопримечательностей города Харбин. Здесь можно увидеть как морских, так и сухопутных представителей животного мира. Для желающих ежедневно проводятся целое шоу с участием животных.

Самым полюбившимся стало шоу с белухами. Здание океанариума не самое большое, но коллекция впечатляет. Здесь представлено все разнообразие морских обитателей: рыбы, черепахи, дельфины, пингвины и т.д.

Парк «Окно в Европу и Азию»

Если очень хочется посмотреть все мировые достопримечательности, можно приехать в Харбин. Здесь находится очень любопытный парк «Окно в Европу и Азию».

Каждый год его посещает более 200 тысяч человек. Славится парк своими копиями мировых достопримечательностей с Европы, Азии, Америки, Африки. Здесь собрано более 40 копий в человеческий рост, начиная с Кремля и заканчивая египетскими пирамидами. Пока взрослые будут путешествовать, детей развлекут пейнтболом и картингом. После экскурсии, уставшие и довольные туристы, могут отдохнуть в бассейне или поесть в ресторане.

В зимнее время в парке также устраивается выставка фигур изо льда, и проводятся уроки для начинающих скалолазов.

Парк Иосифу Сталину

Парк имеет площадь в 10 кв. км. и считается самым посещаемым в Харбине. Построен он был сразу после смерти Сталина. Китайцы очень уважают его, и каждый праздник вывешивают портрет политического деятеля рядом с Энгельсом и Марксом.

Никаких увеселительных заведений в парке нет, так как он предназначен для спокойных прогулок.

Парк Чжаолинь

Основан парк Чжаолинь в 1900 году. Он считается одной из первых построек города Харбин. Здесь находится могила известного китайского генерала Ли Чжаолиня, прославившегося во время Японской войны. В 1946 году произошло публичное погребение героя Китая.

В 1985 году парк был отреставрирован. Теперь здесь есть много разнообразных развлечений: живописные искусственные озера, аллеи, парк сирени и милые маленькие вагончики, которые провезут по всей территории парка.

Каждый год в парке Чжаолинь проводится традиционный фестиваль ледяных фонарей.

Заповедник амурских тигров

Это не только заповедник, но и один из популярнейших объектов посещения отдыхающими. Создателем парка-заповедника стал центр по защите тигров. Основали заповедник еще в 1986 году, но официальное открытие состоялось только через 10 лет. В самом начале своей деятельности здесь обитало только 8 тигров.

Заповедник делится на пять районов: инкубатор, территория со взрослыми тиграми, парк для молодняка, парк африканских львов и пешеходный район. Все районы парка кроме последнего разрешено посещать только на специальном автомобиле. При парке есть также музей, в котором вам расскажут историю происхождения тигров.

Старый квартал

В этом районе сконцентрированы только русские постройки, возведенные более ста лет назад. Несмотря на некоторую мрачность, экскурсии здесь всегда интересны и познавательны. На территории можно даже встретить лавки с антикварными предметами.

Музей Хэйлунцзян

Основан музей в 1904 году. До него в этом здании был магазин, называвшийся «Москва», а потом почта. Крыша музея представляет собой целое произведение искусства во французском стиле. Площадь всего музея составляет 12 тысяч кв. метров. З

а всю свою историю было собрано более 107 экспонатов. Коллекция музея Хэйлунцзян разделена на 3 зала. В первом собраны археологические находки, во втором - животные современного мира, а в третьем - доисторические животные.

Научно-технический музей

Строительство началось в 2001 году. Официальное открытие произошло в августе 2003 года. На нескольких этажах собрано более 200 экспонатов.

На первом этаже представлены экспонаты, относящиеся к точным наукам.

Второй этаж представлен предметами, олицетворяющими новейшие технологии.

И наконец, самый верхний этаж содержит экспонаты, относящиеся к государственным ресурсам.

Софийский собор

Это крупнейший храм на Дальнем Востоке. Основан он в 1907 году. Построен храм был из дерева для поднятия русского духа. Однако через несколько лет его обложили кирпичом, а еще через десять лет отреставрировали и сделали больше.

В 1932 году во время захвата города, храм пришел в запустение и использовался в качестве складского помещения.

В 1996 году его признают государственным наследием, и начинается сбор средств на реставрацию Софийского собора. После он открывается в качестве музея.

На сегодняшний день Софийский собор являет собой величественное сооружение в русском стиле. В нем собраны иконы известных святых и статуя Иисуса Христа.

Храм Цзилэсы

Построен храм в 1924 году. С начала своего основания храм Цзилэсы стал священным местом для буддистов. Функционирует он до сегодняшних дней, сохранив все буддийские традиции и каноны.

Ежегодно в город приезжают паломники и просто туристы со всей земли, чтобы отпраздновать день рождения Будды. Около Цзилэсы расположился сувенирный магазинчик религиозной тематики.

Свято-Покровский храм

Это единственный российский храм в Харбине, работающий в наше время. Он не закрылся даже во время оттока населения.

В наше время храм интересен больше для туристов, чем для паломников, так как службы, проводимые тут, не соответствуют стандартным канонам.

Никольский собор

Построен храм в 1897 году. Действовал он до 1966 года, когда во время культурной революции его не разрушили. Через некоторое время собор восстановили и сделали одной из туристических остановок.

Вот мы и познакомились с самыми интересными достопримечательностями города Харбин. На самом деле красивых и богатых историей мест по городу очень много, и описывать их можно довольно долго.

Но чего стоят слова, когда можно приехать в удивительный город Харбин и увидеть все воочию. И что самое главное, вы не будете чувствовать себя гостями.

Харбин - это особый город в российско-китайской истории. Русский Харбин - тема столь обширная, что стоит, наверно, нескольких диссертаций, а не поста в блоге. Но всё же не могу о нём не написать. Благодаря своей близости к нашему Дальнему Востоку, он, наверно, самый посещаемый русскими город Китая. Поездка сюда позволяет объединить хороший шопинг (что традиционно ищет большинство приезжающих) с интересной культурной программой и просто отдыхом в этом стремительно растущем мегаполисе. Причем, в отличии от Даляня, большинство китайцев, с которыми контактируют русские туристы (продавцы, обслуга и т.п.) понимают русский в необходимых для взаимодействия пределах. Жаль, что большинство русских туристов очень мало знают русскую историю этого города.
Город, изначально посад, был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали.

Одним из основателей города был Николай Сергеевич Свиягин, руководивший строительством КВЖД (после революции умер и похоронен в Харбине).
Осенью 1897 г. в Маньчжурии в районе Хуланьган-Ашихэ проводил изыскания один из помощников князя С. Н. Хилкова - инженер Адам Иванович Шидловский. Он-то и нашел подходящее место для постройки центра будущей КВЖД - в точке пересечения дороги с широкой водной артерией (Сунгари), связывавшей строителей кратчайшим и наиболее удобным путем с русской территорией. Место под будущий город было выбрано в треугольнике между трассой КВЖД, рекой Сунгари и ее притоком Ашихэ.
До момента основания города в 1898 году на этом месте была небольшая рыбацкая деревня. Район этот населяли маньчжуры, а слово Харбин в переводе с маньчжурского языка означало - сушить сети.
Так возник этот необычный город - русский город, построенный русскими для русской железной дороги на китайской земле. Возведенный в самом центре богатой черноземной маньчжурской равнины, Харбин стал расти со сказочной быстротой. Яркую и точную характеристику возникновения и развития Харбина дал один из русских журналистов, оказавшийся в Маньчжурии в 1904-1905 гг.: "По своей идее, по своему географическому положению Харбин задуман превосходно. Немного найдется таких искусственно созданных городов, которые в 5-8 лет своего существования успели бы вырасти из никому не известной деревушки в огромный город и зажить собственною широкою торговою жизнью.

Правда, Харбин был озолочен сперва постройкой железной дороги, а затем пребыванием в Маньчжурии миллионной русской армии. Какова бы ни была дальнейшая судьба Маньчжурии, Харбин навсегда останется важным торговым и административным центром благодаря своему блестящему положению на перекрестке различных водных, сухих, железных и торговых дорог». Жизнь полностью подтвердила правоту последнего утверждения.


Все многообразие факторов - и то, что город вырос практически в безлюдной местности, и то, что создавался он по российским градостроительным образцам начала XX в., и значительный приток российского населения в полосу отчуждения, и реальная забота администрации КВЖД об устройстве именно русского быта и русского образа жизни на чужой земле, а также русская духовная и культурная жизнь - все это создало феномен Харбина - уникального города, не имевшего тогда аналогов в мире.


В 1901 году являлся штаб-квартирой Заамурского пограничного округа Отдельного корпуса пограничной стражи Министерства финансов, создан на базе Охранной стражи КВЖД. Наряду с китайской в городе была русская администрация и полиция. После Русско-японской войны многие русские покинули Маньчжурию, но многие из тех, кто прожил в Харбине долгое время, решили остаться.

К 1913 году Харбин был фактически русской колонией для строительства и ремонта КВЖД. Население города составляло 68 549 человек, в основном русских и китайцев. Перепись фиксирует наличие граждан 53 разных стран. Кроме русского и китайского, они говорили ещё на 45 языках. Только 11,5 % всех жителей родились в Харбине. К 1917 году число жителей Харбина перевалило за 100 тысяч. Из них русских насчитывалось более 40 тысяч. Вот ещё несколько видов этого города.

Харбин: начало

«Будущее России- в Азии»
Николай II

В 80-х годах девятнадцатого века на Дальнем Востоке российское правительство вело политику экспансии- тогда Россия могла себе это позволить. В конце XIX века уже было ясно, что война с Японией неизбежна. Транссиб еще не был построен и Приморье, да и весь Дальний Восток не был защищен ни в военном, ни в экономическом плане. Перед царским правительством встали геополитические, экономические и военно-стратегические проблемы, которые нужно было срочно решать.

Министр финансов С. Ю. Витте предложил проложить железную дорогу по территории Китая. Данный проект был намного дешевле, чем проект Транссиба, и мог быть воплощен в жизнь намного быстрее. Приморье получало связь с европейской частью России, и правительство могло быстро обеспечить бесперебойную доставку войск и вооружения в район будущих боевых действий. Конечно, проект КВЖД (Китайской Восточной железной дороги) имел один существенный недостаток- дорога должна была пройти по территории чужого государства со всеми вытекающими последствиями.

Но все-таки достоинств у проекта было больше, чем недостатков, и С. Ю. Витте удалось убедить в этом императора России.

Надо отметить, что Китаю строительство КВЖД также было выгодно: во-первых, железная дорога должна была быть проложена на территории слоборазвитой Маньчжурии за счет российской казны; во-вторых, осуществление проекта КВЖД автоматически делало Россию союзником Китая в приближающейся войне с Японией.

Посол России в Китае Кассини получил указание начать переговоры с цинским правительством. Предметом переговоров должна была стать поездка китайского правительства в Москву на коронацию Николая, но участие в церемониях не являлось главной целью визита. Царское правительство стремилось провести переговоры по двум основным вопросам: создание антияпонского русско-китайского союза и строительство Китайско-Восточной железной дороги.

Визиту придавалось большое значение. Дипломаты различных европейских стран, особенно английский посланник Макдональд, всячески пытались помешать отправке делегации, но Кассини блестяще справился с задачей. Послом в Россию был назначен сам Ли Хунчжан- канцлер Китая, один из наиболее влиятельных людей Поднебесной.

Высокий сановник прибыл в Петербург 18 апреля - за три недели до коронации. Его сопровождала многочисленная свита. По китайской традиции за Ли Хунчжаном следовал большой красивый гроб - на случай ухода в мир иной. Данное обстоятельство больше интересовало столичных журналистов, нежели российских чиновников - слишком значительными были обсуждаемые вопросы.

Переговоры проходили очень тяжело. Многие историки склоняются к тому, что для ускорения процесса и улучшения взаимопонимания, С.Ю. Витте пообещал китайскому канцлеру взятку в размере трех миллионов рублей (по тем временам сумма огромная!). Только после этого переговоры пошли по-деловому и без проволочек. Сам С.Ю. Витте в своих мемуарах данный факт отрицает, но слишком уж многие ученые упоминают о «лихунчжановском» фонде…

Был такой фонд или нет? По большому счету, это не важно. Важно то, что в 1896 году договор о строительстве КВЖД был подписан, а в мае 1898 года русские пароходы «Благовещенск» и «Св. Иннокентий» пришваровались к одному из берегов Сунгари и персонал управления строительством КВЖД ступил на незнакомый берег.

Местность, лежавшая поблизости, носила название Харбин. Недалеко раскинулось маковое (опийное) поле и небольшой ханшинный (водочный) заводик. Решили, что стройку нужно начинать здесь. В одном из бараков разместили первую контору Русско-Китайского банка и приступили к работе. Так начинался Харбин- город, который стал центром КВЖД, а впоследствии центром русской эмиграции на Дальнем Востоке.

Почему Харбин назвали Харбином?

Китайские источники утверждают, что у Харбина довольно длительная история. Предки маньчжуров - чжурчжени - на месте современного Харбина когда- то основали свое поселение «Элэцзинь». В переводе с чжурчженьского«Элэцзинь» означает «слава, почет». Официально считается, что в дальнейшем это название трансформировалось в «Харбин». Так написано в китайских справочниках.

Но историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения слова«Харбин». Слово это не китайское. Одни переводят его как«высокий берег», другие -«красивая могила», третьи- «арба, телега»; четвертые придерживаются мнения, что первоначальный смысл этого слова -«место, где забрасывают сети», а пятые - что это имя одного из маньчжурских князей. Поскольку возвышенность, на которой расположен город, напоминает баранью лопатку, некоторые филологи доказывают, что слово Харбин произошло от монгольского«хараба» (баранья лопатка). Один из самых авторитетных специалистов в данном вопросе, историк Г.В. Мелихов (уроженец Харбина), считает, что название«Харбин» образовано от маньчжурского «харба» (брод) с добавлением русского суффикса «ин». Действительно, в XVII-XIX веках на месте современного города была переправа через Сунгари.
Кто из ученых прав и насколько принципиален этот спор? Харбин- он и есть Харбин.

В 1998 году столетие Харбина широко отмечали во многих странах мира: в России, Австралии, Америке, Израиле, Аргентине и т.д. Только в самом Харбине эта дата осталась незамеченной. Китайцы считают, что русский период в истории Харбина очень важен, но это всего лишь часть истории китайского города. Харбин существовал до того, как сюда пришли русские, и продолжает существовать после того, как россияне этот город покинули.

«- На этом месте было только несколько небольших деревень. Реальная история города началась с приходом русских,- объясняют наши ученые.- И у нас есть масса доказательств».

«- Если хотите, считайте днем рождения Харбина дату прихода сюда русских пароходов со строителями КВЖД. Только это день рождения того русского Харбина, которого уже нет. Китайский Харбин, где мы сейчас беседуем, начинался намного раньше»,- возражают китайские ученые.

После чего все сходятся во мнении, что русскому и китайскому народу нужно дружить. Казалось бы, какая разница, когда водку пить? Оказывается, не все так просто. Дата основания города- вопрос большой политики, так что официально у Харбина до сих пор нет дня рождения.

В начале большого пути

Официально Российское государство в строительстве КВЖД участия не принимало, хотя всем было понятно, что через Русско-Китайский банк деньги поступают из российской казны. Кстати, сам банк был создан под идею КВЖД. Железная дорога считалась российско-китайским совместным предприятием, которому китайское правительство предоставило землю вдоль всего полотна. Отведенная полоса называлась«полосой отчуждения» (ширина 9 верст по сторонам от линии). В ее пределах действовали свои законы и были созданы специальная полиция, суды и органы управления. Но, как отмечали современники,«…у стороны, располагающей войсками, на сколько шагов она вышла из очерченной зоны интересоваться никто не будет. Маньчжурия фактически стала русской колонией».

Понятно, что для охраны дороги Россия не могла послать регулярные войска. Под началом министра финансов была создана охранная стража (что-то вроде вневедомственной охраны), куда набирались бывшие военные и дальневосточные казаки, пожелавшие служить в Маньчжурии.

В первые годы существования КВЖД охранной страже пришлось охранять дорогу не только от набегов хунхузов и прочих «лихих» людей, но и защищать Харбин от целой вооруженной армии ихэтуаней.

Всеми работами руководил главный инженер Александр Иосифович Югович и возглавляемое им Управление строительства КВЖД. Первостроители прибывали в Харбин на пароходах по Сунгари и по суше из Владивостока и Уссурийска. По воспоминаниям очевидцев,«все до последнего гвоздя приходилось доставлять чуть ли не кругосветным путем, даже обычные кирпичи были известны в Северной Маньчжурии до прихода русских лишь в самом примитивном изготовлении». Место, где начали строить город, было сплошным топким болотом. «Ну и сторонка! Будь она неладна! Куда это мы заехали? Почитай, на самый конец света, где бабы белье на небо вешают!»,- приговаривали первые русские железнодорожники.

В «болоте» в большом количестве водились утки, кулики и бекасы. Еще долго во время дождей глинистая почва превращалась в топкую непролазную грязь, где тонули груженые арбы и легковые дрожки вместе с лошадьми. Окрестности Харбина также представляли собой пустыню, безлюдную и унылую. Лишь кое-где среди клочков возделанного поля стояли убогие фанзы.

Боксерское восстание, 1900-1901

В конце девятнадцатого века в провинции Шаньдун вспыхнуло крестьянское антиимпериалистическое восстание под руководством общества«Ихэтуань» (кулак во имя справедливости и согласия). На флаге повстанцев был изображен кулак, поэтому иностранцы стали называть восстание Боксерским. Основной целью ихэтуаней было уничтожение и изгнание иностранцев из Китая. Вскоре восстание охватило весь Китай. Боксеры громили построенные«заморскими дьяволами» железные дороги, телеграфы, дома, церкви... Начав движение на востоке Китая против немцев, ихэтуани через два года заняли Пекин и двинулись на север- громить русскую дорогу.
Появились жертвы среди русских железнодорожников, а в Пекине на площади Тяньаньмэнь был казнен (распилен деревянной пилой) председатель правления КВЖД с китайской стороны Сюй Цзинчэн. Русское население полосы отчуждения стало отходить к Харбину и готовиться к обороне. Дети и женщины были эвакуированы в Хабаровск.
В Харбине произошли ожесточенные вооруженные столкновения, но горстка россиян держала оборону до тех пор, пока из Хабаровска не подошли войска генерала Сахарова. Осада была снята. Российские войска двинулись дальше, и дошли до Пекина. Всего в подавлении восстания участвовало 8 стран. Было задействовано 54 000 солдат: 20 840 японских, 13 150 русских, 12 020 британских, 3 520 французских, 3 420 американских, 900 немецких, 80 итальянских и 75 австро-венгерских.
Многие участники обороны Харбина были награждены серебряной медалью«За походъ в Китай. 1900- 1901 г.», а Сюй Цзинчэну в центре Харбина был установлен памятник и в его честь назван один из проспектов города.
В 1901 г. правительство Китая признало поражение, принесло извинения и обязалось возместить ущерб. Убытки КВЖД от разрушений, причиненных боксерами, составили 71 млн. рублей.

Первые годы КВЖД

КВЖД была построена за пять (!) лет, причем железная дорога- это не только рельсы и шпалы. Это мосты, туннели, подъездные пути, общежития для рабочих, здания вокзалов и управлений…Строительство было закончено в 1903 году. По тем временам, с технической точки зрения, КВЖД считалась одной из лучших дорог в мире.

Было спроектировано и построено 92 станции, 1464 моста, проложено 9 тоннелей. Самым грандиозным стал тоннель через Хинганский хребет длиной 3080 метров (высота над уровнем моря 970 м ). Остальные тоннели были относительно короткие: от 25 до 45 метров . Все эти сооружения служат до сегодняшнего дня. Интенсивно велось строительство административных зданий, путевых и станционных сооружений; одних жилых домов за это время построено 280 тысяч квадратных метров.

В 1903 году в эксплуатации находилось 367 паровозов, 2696 товарных и 903 пассажирских вагона. Затраты на строительство КВЖД за 1897- 1903 гг. составили более 375 млн. руб. золотом.

Благодаря новой дороге грузы из Европы стали поступать на Дальний Восток в 3 раза быстрее, чем морем.

Административным центром всей полосы отчуждения был Харбин. Здесь разместились заводы, банки, фабрики и представительства всевозможных фирм. Уже через несколько лет место, где пришвартовались первые русские пароходы, нельзя было узнать. Газеты того времени писали: «Харбин по справедливости считается русским городом. Он только начинает строиться, и здесь отсутствуют хорошие мостовые и тротуары, зато есть первоклассные театры, рестораны и кафэ-шантаны с невероятными ценами». Строительство Харбина проходило в тяжелых условиях. Кроме восстания ихэтуаней харбинцам пришлось пережить русско-японскую войну, дворцовый переворот в Китае 1908 года, эпидемию чумы 1910-11 годов. Тем не менее, город переживал бурный рост, и на его карте прочно закрепились русские названия: Фуражная, Биржевая, Амурская, Владивостокская…

Бородатый правитель

Дмитрия Леонидовича Хорвата без преувеличения можно считать самым известным харбинцем. Когда весной 1937 года Хорвата хоронили в Пекине, то перед его гробом несли 42 награды, а за ним шли не только русские и европейцы, но и десятки тысяч китайцев.

Хорват прожил достойную 77-летнюю жизнь, пройдя путь от помощника машиниста до управляющего КВЖД. Всего себя без остатка он посвящал русскому делу в Маньчжурии.

Участник войны с Турцией, в мирное время Хорват руководил различными российскими дорогами и в 1903 был назначен управляющим КВЖД.

«Высокий рост, богатырское сложение, лицо с крупными характерными чертами и патриархальная борода оставляли при встрече с ним неизгладимое впечатление», - вспоминали современники. Особенно ярко выраженные физические данные действовали на китайцев, которые в 1915 году даже поставили памятник бородатому русскому генералу.«Умение ладить с соседями- великий дар!»- написали они на двухметровой гранитной глыбе монумента.

Женой Хорвата была дочь известного художника Бенуа. Брат Дмитрия Леонидовича служил управляющим дворцом императора на Черном море. Сам Хорват имел 5 детей, разъехавшихся по всему миру.

Во времена Гражданской войны Хорват объявил себя Временным верховным правителем России, впоследствии сложив с себя полномочия в пользу адмирала Колчака. После передачи дороги СССР Хорват переехал в Пекин.

Чума, 1910-1911

Началась легочная азиатская чума. Болезнь передавалась воздушно-капельным путем. Вакцины, придуманные от других видов чумы, против легочной формы были бессильны. Смертность среди заболевших составляла 100%, т.е. тот, кто заражался, через несколько дней обязательно умирал. А заражались многие... В день приходилось сжигать по 3500 тел умерших.

Врачи и администрация КВЖД прекрасно понимали, что только жесткие карантинные меры могут спасти Маньчжурию от распространения эпидемии. Харбин был оцеплен войсками. Правительство Китая обратилось к мировому сообществу с просьбой о помощи.

Первыми откликнулись российские эпидемиологи. Из Москвы в Харбин выехали врачи во главе с профессором Заболотным. «Зажженная в безмолвии свеча. Из сердца вырвавшийся стон. Эпоха похорон»,- писал китайский поэт Хэ Цифан. Китайцы стали бежать из города. Те, кто был побогаче, вырывали из земли гробы со своими умершими от чумы родственниками и двигались на юг, унося чуму с собой. Смерть настигала их через три дня…

В борьбе с эпидемией российские врачи проявили образцы такой самоотверженности, что их работу без преувеличения можно назвать подвигом. В истории отечественной медицины навсегда останутся имена доктора Лебедевой, медсестры Снежковой, студента Мамонтова и нескольких десятков других российских медиков, погибших в Маньчжурии.

Жесткие ограничительные меры, на которые пошла администрация КВЖД, грамотная организация карантинных мероприятий, и, конечно, мужество врачей привели к тому, что эпидемия, бушевавшая в Маньчжурии, была остановлена к апрелю 1911 года.

«В борьбе с эпидемиями у нас есть, что написать на знамени,- сказал после укрощения эпидемии в Харбине профессор Заболотный,- но победа далась страшной ценой».

Верховный правитель России

Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 года. Российский морской офицер, адмирал, полярный исследователь и ученый-океанограф, участник русско-японской и Первой мировой войн. Первую половину своей жизни посвятил исследованию Тихого океана и северного побережья России. Во время Первой мировой войны Колчак стал адмиралом и командующим Черноморским флотом.

Весной 1918 г . недолгое время состоял членом правления КВЖД, командующим русскими вооружёнными силами в полосе отчуждения.

В ноябре 1918 года в Омске был избран Верховным Правителем Российского государства. Обращаясь к населению, Колчак заявил:«Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю, что не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности». Колчак также провозгласил цели и задачи новой власти: укрепление и повышение боеспособности армии, победа над большевизмом и возрождение и воскресение погибающего государства. Но этим планам не суждено было сбыться.

В январе1920 года адмирал Колчак был арестован в Иркутске, а 7 февраля 1920 г ., по приказу Ленина, иркутским военно-революционным комитетом приговорен к расстрелу.

До сих пор юридический процесс по реабилитации А. В. Колчака в России не завершен, что вызывает неоднозначную реакцию у части российского общества.

20-е годы в Харбине

В начале двадцатых годов, когда на весь мир прогремело«ешь ананасы, рябчиков жуй!», центр Маньчжурии стал еще и центром русской эмиграции. Здесь были сконцентрированы ударные силы атамана Семенова, генерала Каппеля и других вооруженных формирований. Позже выяснилось, что боролись они за правое дело, но выяснилось это далеко не сразу. В Харбине сложилась сюрреалистическая ситуация- в городе жили подданные империи, которой уже не было на карте мира.

Исследователи отмечают, что это был единственный город, где до середины двадцатого века сохранялись и старая русская культура, и настоящий русский уклад жизни. В Советском Союзе традиционный русский уклад был полностью уничтожен, в Париже и Нью-Йорке изменен до неузнаваемости, и только в далеком заснеженном Харбине все оставалось по-прежнему: купола православных церквей, рождественские елки, румяные гимназистки, катание на санках, поездки на дачи, неспешные беседы за вечерним чаем и обращения по имени-отчеству. Люди ходили на службу и исправно получали жалование. Так что беженцев из Советского Союза в Харбине ждал не только привычный уклад, но и работа. Все было хорошо, кроме одного обстоятельства: эмигрантам путь на родину был заказан уже навсегда.

М.И. Сладковский описывает такой случай, который произошел в«Погребке Рогозинского» - небольшом ресторанчике, где собиралась незнатная русская эмиграция:«… за соседним столиком двое не молодых, судя по осанке военных, всхлипывали под звуки пластинки Вертинского «Молись, кунак». При словах:«Пускай сейчас мы лишены родной семьи, родной страны, но верим мы- наступит час и солнца луч блеснет для нас»- незнакомцы страдальчески зарыдали. Нельзя было без слез смотреть на этих обездоленных людей, тосковавших по родине».

Конфликт на КВЖД

31 марта 1924 года были установлены советско-китайские дипломатические отношения и подписано соглашение о временном совместном управлении железной дорогой. Несмотря на то, что правительство СССР отказалось от многих неравноправных договоров, заключенных до октябрьского переворота, оно не собиралось отказываться от своего права на КВЖД- царским правительством в дорогу были вложены огромные средства (более 0,5 млрд. золотых рублей!).

Надо отметить, что в те годы международная обстановке на северо-востоке Поднебесной была крайне напряженной: во-первых, сам Китай начиная с Синьхайской революции был ввергнут в пучину междоусобиц и смут; во-вторых, советская Россия активно поддерживала китайскую революцию, что также не способствовало стабильности в регионе. Политика СССР противоречила интересам Чан Кайши, и в январе 1929 года его войска заняли Маньчжурию.

Против советских учреждений и работников КВЖД начались провокации: новыми китайскими властями был захвачен телеграф КВЖД в Харбине, закрыты и опечатаны все представительства советских торговых и хозяйственных организаций. Около 200 советских служащих было арестовано.

В ответ СССР разорвал дипломатические отношения с Китайской республикой. На советско-китайской границе начались столкновения, которые уже на китайской территории переросли в крупномасштабные боевые действия. После ожесточенных боев Особой Дальневосточной Армией (ОДВА) под командованием В. Блюхера была одержана убедительная победа и в декабре 1929 года состоялось подписание Хабаровского протокола, восстанавливавшего на КВЖД положение, предусмотренное соглашением 1924 года.

События 1929 года, в результате которых погибло несколько сотен советских воинов и несколько тысяч китайцев, получили название«конфликта на КВЖД».

После окончания военных действий консульство Японии выставило советскому командующему ОДВА В. Блюхеру иск на сумму в 22 500 японских йен за убитую шальным снарядом проститутку из японского публичного дома. В иске было подсчитано, сколько лет могла она прожить, сколько посетителей за эти годы обслужила бы и какой доход могла принести.

В. Блюхер иск отклонил.

Японская оккупация

«Чтобы завоевать мир, нужно завоевать Китай. Чтобы завоевать Китай, нужно завоевать Монголию и Маньчжурию»,- говорили японские генералы. В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию и создала в 1932 году на ее территории марионеточное государство Манчжоу-го. В то время количество русских в Харбине достигало 200 тыс. человек. Японцы разрешили русским выезжать из страны. У кого были деньги- уезжали, и центр русской эмиграции переместился в Шанхай. Что касается жизни оставшихся эмигрантов, то японская военная спецслужба создала Бюро по делам российской эмиграции в Маньчжурии (БРЭМ), которое строго регламентировало каждый их шаг. В Маньчжурии был установлен военно-полицейский режим.

В Харбине закрывались русские школы, институты, больницы, торговые дома... Современники вспоминали:«Не стало русских кондукторов и стрелочников, исчезли русские носильщики. Все заняли японцы. На смену русскому «здравствуйте» пришло японское «конничива», вместо«до свидания»-«сойонора», вместо «спасибо»- «аригато»».

Столицей страны был объявлен нынешний город Чанчунь, а Харбин стал одним из крупных административных центров. Во главе Манчжоу-го японцы поставили последнего императора Китая Пу И, но всеми делами фактически руководили японские советники и чиновники.

За время оккупации японские милитаристы увеличили численность части Квантунской армии, расположенной в северо-восточном Китае, до 780 тысяч человек, создали на границе с СССР систему укрепленных районов. В течение 1933- 1939 гг. с территории Манчжоу-го Япония неоднократно устраивала военные провокации против СССР и Монголии, в том числе крупные провокации в 1938 г . в районе озера Хасан и в 1939 в районе реки Халхин-Гол.

Государство Манчжоу-го просуществовало до 1945 года. Во время освобождения советскими войсками Маньчжурии Пу И был задержан и перевезен в Хабаровск, где провел пять лет. В 1950 году последний цинский император был передан КНР, где получил должность садовника в императорском дворце.

Умер Пу И в Пекине в 1967 году.

Дороги, которые не выбирают

Русских эмигрантов по всему миру оказалось так много, что проблемы русской эмиграции пришлось решать Лиге наций. Была организована выдача так называемого «паспорта русского эмигранта», а таким странам как Аргентина, Уругвай и Парагвай были перечислены деньги на перевозку, размещение и создание рабочих мест для русских, желающих переехать в Латинскую Америку.

Конечно, те у кого были деньги, уезжали в благополучные страны: Австралию, Америку, Японию, Новую Зеландию, но очень-очень многие оказались в Латинской Америке. В настоящее время в Парагвае проживает около миллиона русских. Самый известный и очень талантливый харбинский поэт Валерий Перелешин умер в Аргентине. Однако судьбу таких переселенцев можно еще назвать счастливой. Хуже пришлось тем, кто поверил Сталину.

В конце тридцатых годов советское правительство объявило амнистию всем русским харбинцам и разрешило вернуться. По воспоминаниям Натальи Ильиной, жители Харбина ликовали. Город разделился на тех, кто уезжает, и тех, кто остается. Люди ходили по магазинам и закупали все, что им может пригодиться на родине. Однако эшелоны с плакатами«Принимай, Родина, своих сыновей!» доходили до Читы, где составы переформировывались и направлялись прямиком… в сибирские лагеря.

Освобождение Харбина

Девятого августа 1945 года СССР объявил войну Японии и ввел войска в Маньчжурию. Узнав об этом, 16 августа 3000 человек местного русского эмигрантского населения совместно с консульством СССР организовали отряды обороны и взяли в свои руки радиостанцию, водокачку, железную дорогу и пристань, и удерживали их до прихода советских войск.

Однако сухопутные части Красной Армии пробивались к Харбину с большим трудом. Японцы оказывали мощное сопротивление и сражались с завидным упорством. В этих условиях было принято решение взять город с воздуха. На аэродром Харбина высадился десант генерала Г. А. Шелахова, состоявший из 120 десантников, и принудил к сдаче 40-тысячный японский гарнизон.

Освобождение от японцев Харбина стало настоящим праздником для жителей города. Многие старожилы Харбина с теплотой вспоминают советских солдат, которых здесь до сих пор называют«большие пальто»- такое впечатление произвели на местных китайцев добротные шинели красноармейцев.

На местном ипподроме была организована выставка трофейного японского оружия. Особое внимание привлекали длинноствольные пушки, которые могли стрелять по Владивостоку с территории Хэйлунцзяна. Эта выставка надолго стала самым посещаемым местом Харбина.

В сентябре в Харбине состоялся Парад Победы, на котором присутствовало 20 тысяч человек. Колонны советских солдат местное население забросало (в буквальном смысле) цветами. На параде прошли и отряды харбинских старожилов в старой парадной российской форме. Харбин стал центром советской администрации.

Именно в это время произошло еще одно событие, о котором мало говорят: представители советской власти в Харбине устроили большой прием в честь победы над Японией. На этот прием были приглашены все самые видные люди города- ученые, музыканты, коммерсанты, инженеры… Больше никто этих людей не видел. Говорят, что их прямо с торжественного ужина под конвоем отправили на вокзал, затолкали в вагоны и увезли. Куда ушел этот поезд, и что стало с его пассажирами никто не знает.

Артист драмы

В личном листке Василия Зарубина, хранящимся в архивах Приморья, отмечено, что его «основным занятием до войны 1914 г. была сцена,- профессия актер-музыкант, артист драмы». Как писал сам Зарубин: «Обладая музыкальными способностями, я старался получить музыкальное образование, но это мне не удалось. Самоучкой я выучился играть на балалайке, что было по средствам моей семье, на которой совершенствовался и был принят в Российский Великорусский Оркестр, где после был солистом». Впоследствии Зарубин стал настоящим артистом и солистом советской разведки в Харбине.

Работник ГПУ во Владивостоке Василий Зарубин, самостоятельно выучивший китайский язык, был направлен в Харбин, где не один год работал разведчиком под прикрытием должности завхоза консульства СССР.

В октябре 1941 года Зарубина вызвал Сталин и направил его в Америку с заданием собирать всю информацию по разработке уранового оружия. Через свою агентуру Зарубин работал с физиками-ядерщиками Оппенгеймером и Эйнштейном и внес огромный вклад в создание советской атомной бомбы.

Фотография Зарубина и сегодня размещена на официальном сайте ФБР США как фото одного из «значительных» российских шпионов.

Когда-то на месте парка Культуры находилось старое русское кладбище. В лучших советских традициях кладбище сровняли с землей, а на его месте разбили парк. Только один островок бывшего кладбища остался нетронутым- место, где захоронены останки 110 советских воинов, погибших при освобождении Маньчжурии в 1945 году. Правда, во избежание вандализма это место огородили кирпичной стеной и закрыли тяжелыми железными воротами. Приедет сын на могилу отца или ветеран навестить фронтовых друзей- ворота откроют. Хотя все понимают, что такая перестраховка в Харбине не нужна. Даже во времена культурной революции, когда хунвэйбины жгли и крушили все советское, на эти надгробия ни у кого не поднялась рука.

Несколько лет назад трое россиян ужинали в небольшом ресторанчике Харбина. С ними за столиком сидел седой китайский бизнесмен и молодой переводчик. В заведении, рассчитанном на шесть столиков, было много посетителей. В разговоре один из русских сказал, что его дед воевал в Харбине. Далее последовала поразительная реакция. Седой китаец поднялся и громко обратился ко всем присутствующим: «Друзья! Дед этого товарища воевал в Харбине. Давайте выпьем за воинов Советской армии и освобождение Китая от японцев!». Все присутствующие, подчеркиваю, все, поднялись и выпили. И не было в этом ничего показушного, натянутого... Советских солдат уважают в Маньчжурии.

Утром 16 августа 1897 г. жители пограничных сел и станиц Южно-Уссурийского края - Покровки, Константиновской и других - наблюдали интересную картину: двадцать две тройки одна за другой мчались по почтовому тракту в сторону китайской границы. В тройках ехали гости, приглашенные на церемонию официального открытия работ по постройке Китайско-Восточной железной дороги. На противоположном, китайском, берегу реки Уши на возвышенности раскинулся большой круглый павильон в китайском стиле: с красными лакированными колоннами по периметру стен, с окнами, забранными резными деревянными решетками. По конькам и краям выгнутой черепичной крыши возвышались фигурки обезьян, собак, львов и драконов. Над павильоном развевался странный флаг: наполовину китайский, наполовину русский. По диагонали полотнище разделялось на два цвета - белый и желтый, на одной половине - солнце и дракон, на другой, в левом верхнем углу, - российский бело-синий-красный флаг. Это было знамя нового Общества КВЖД. Оно символизировало дружбу и сотрудничество России и Китая в постройке железной дороги. Русские строители железной дороги, как и все иностранцы в Китае, пользовались правом экстерриториальности. В соответствии со статьей 6 контракта на постройку КВЖД в полосе отчуждения постепенно были созданы все обычные институты русской административной системы: полиция, в которой служили русские и китайцы, а также суд. По договоренности с китайскими властями КВЖД обязательно выкупала у частных владельцев отчуждаемые ею для нужд дороги земли. Ширина отчуждаемой земли на перегонах между станциями устанавливалась в 40 сажень (85,4 м) - по 20 сажень в каждую сторону, но фактически была меньше: по 15 сажень (32 м) с одной стороны и по 18 сажень (38,4 м) - с другой. Под большие станции отчуждалось по 50 десятин земли (54,5 га), под остальные станции и разъезды -до 30 десятин (32,7 га).

Основание города Харбин

Под Харбин первоначально было отчуждено 5650,03 десятины (6158,53 га) несколькими отдельными участками, а в 1902 г. площадь отчуждения увеличилась до 11102,22 десятины (12101,41 га). На правом берегу Сунгари (Харбин) отчуждалось 5701,21 десятины, палевом берегу (Затон) -5401,01 десятины. Вся эта площадь была объединена общей границей. Строительство Южной линии было одной из первоочередных задач, поставленных русским правительством перед Обществом КВЖД. Забегая вперед, замечу, что 5 февраля и 29 июня 1899 г правительство поручило Обществу устройство морского пароходства на Тихом океане. К 1903 г. КВЖД располагала двадцатью крупными океанскими пароходами. Они обеспечивали грузовое и пассажирское сообщение между портами Приморской области, портом Дальний и крупными портами Кореи, Китая и Японии, осуществляли транзит пассажиров из Западной Европы на Дальний Восток. Забегая вперед, скажу, что в ходе русско-японской войны флот КВЖД был полностью уничтожен. В Маньчжурии на КВЖД выросли новые города: Дальний, Маньчжурия и Харбин. Последний стал сердцем КВЖД. Ее 107 станций вскоре превратились в цветущие поселки. К 1903 г. Обществом КВЖД в них было выстроено 294 061 кв. м жилых помещений, а к 1910 г. - 606 587 кв. м, то есть 467,9 кв. м на I км главного пути. В 1903 г.общее число служащих дороги достигало 39 112 человек, из них русских было 18 123, а китайцев - 20 948, австрийцев, итальянцев, швейцарцев и турок было вместе 17 человек, еще 17 японцев и 9 корейцев. Стоимость КВЖД, включая содержание порта Дальний и города Дальний, составляла к 1903 г. 318 640 236 руб. золотом. К 1906 г. она возросла до 375 млн руб. В последующие годы эта сумма приблизилась к 500 млн. Так сколько же стоила вся КВЖД? На этот вопрос дать точный ответ невозможно. Для сокращения сроков постройки дороги администрация КВЖД решила создать крупный опорный пункт непосредственно на самой территории Маньчжурии, который бы отвечал одному, но главному требованию: сюда с наименьшими затратами должен быть обеспечен подвоз огромного количества строительных материалов, необходимых для сооружения этого гигантского транспортного предприятия. Этим пунктом было выбрано место пересечения железнодорожной магистралью реки Сунгари. И назван он был просто: Сунгари, или железнодорожный поселок Сунгари. Так был основан город Харбин. Происхождение названия Харбин точно не установлено. Есть версия, что
оно произошло от названия китайской деревни Хаобин, или Хабинь, которое можно перевести как Хороший берег или Веселая могила (?). Деревня эта будто бы располагалась недалеко от будущего Харбина. Однако никаких документальных подтверждений этой версии и самого факта существования оной китайской деревушки нет. Г.В. Мелихов175 считает, что слово «Харбин» имеет маньчжурские корни, скорее всего от слова «харба», обозначающее брод, переправа. Русские, видимо, добавили суффикс ин. По такому принципу словообразования составились названия многих старинных русских городов, например, Калязин на Волге. Первоначальное значение корня этого названия - грязный, грязниться. То же в полной мере относится и к названию Харбин. В пользу этого толкования можно привести тот дополнительный аргумент, что в разговорной речи харбинцев длительное время сохранялось ударение на первом слоге - Харбин. Отношение русских к основанию Харбина хорошо выразил поэт А.И. Митропольский (псевдоним Арсений Несмелое):
Под асфальт, сухой и гладкий, Наледь наших лет, - Изыскательской палатки Канул давний след... Флаг Российский. Коновязи. Говор казаков. Нет с былым и робкой связи, - Русский рок таков.
Инженер. Расстегнут ворот. Фляга. Карабин. Здесь построим русский город, Назовем Харбин. Для приема грузов, предназначенных для постройки новой дороги, 12 апреля 1897 г. Обществу КВЖД была передана во временное пользование часть бухты Золотой Рог во Владивостоке, а именно пристань Эгершельд. В феврале - марте 1898 г. была произведена сводка всех данных, необходимых для начала строительных работ. Одним из важнейших подготовительных мероприятий к постройке дороги стала организация речной флотилии КВЖД. На нее ложилась основная тяжесть доставки в Маньчжурию огромного количества грузов и оборудования, необходимых для строительства. Работами по созданию флотилии руководил инженер С.М. Ваховский. В 1897 г. он был командирован в Бельгию и Англию, где заключил контракт на поставку для КВЖД мелкосидящих пароходов и металлических барж, пригодных для плавания по перекатам Сунгари. Морским путем в разобранном виде они были доставлены из Европы во Владивосток, а оттуда для сборки и спуска на воду их перевезли на станцию Иман Уссурийской железной дороги, а затем и на Красную речку под Хабаровском. «Работы по сборке и склепке судов были поставлены инженером Ваховским весьма умело и быстро, что вызывало немалое удивление даже у испытанных в этом отношении иностранцев, которым довелось увидеть столь сложное техническое оборудование и кипучую работу в неожиданном и глухом уголке безлюдного Приамурья»176. Первый пароход, так и названный «Первый», был спущен на воду 20 июля 1898 г. Вскоре был спущен и «Второй» пароход. Всего было собрано и спущено на воду 18 пароходов, получивших названия с «Первого» по «Восемнадцатый», 4 катера, 40 стальных и 20 деревянных барж и одна землечерпалка. За время строительства дороги и города Харбин эта флотилия перевезла не менее 650 тыс. т различных грузов. Вместе с пароходством КВЖД на Сунгари были созданы и другие частные пароходства: Товарищества Амурского пароходства В.Н. Лютикова и М.И. Кожевникова, Г.Н. Косицина, Б.А. Алексеева, М.З. Буянова, Курбатова, А.Л. Вертопрахова, А.К. Лукьянова и др. 6 мая 1898 г. из Хабаровска вверх по Уссури в Харбин отправился первый пароход. Это был пароход «Благовещенск», арендованный у частного Амурского общества. На борту его находились руководители строительного управления во главе с С.В. Игнациусом в сопровождении рабочих, служащих и казаков Охранной стражи. Плавание проходило трудно. Главным препятствием были многочисленные сунгарийские перекаты и мели. Вода в реке была низкая. Это вызвало недоумение у строителей, привыкших видеть реки Европейской России после таяния снегов наиболее полноводными. Но в Маньчжурии, где зимой снега почти не бывает, его таяние не вызывает повышения уровня воды в реках. Но в период интенсивных и частых муссонных дождей - в июле и августе - вода в реках достигает своей наивысшей отметки. Из-за многочисленных задержек на мелях, когда приходилось сгружать с парохода наиболее тяжелые грузы, например рельсы, и оставлять их на островках, это путешествие по Сунгари длилось более 20 дней. 28 мая 1898 г. пароход «Благовещенск» прибыл в Харбин. Этот день многие авторы считают днем основания города. Но следует заметить, что рейс «Благовещенска» получил такую известность из-за присутствия на его борту начальства. Фактически первым пароходом, шедшим в Харбин, стал «Святой Иннокентий», привезший туда из Хабаровска рядовой персонал КВЖД. Поселок Сунгари как по волшебству стал превращаться в город. 28 мая 1898 г. во временном бараке открылась первая железнодорожная больница. Первыми европейскими врачами в Харбине стали главный врач КВЖД М.И. Полетика и хирург Свентицкий, которые практиковали в этой больнице в Старом Харбине. Вскоре в Новом Харбине открылась капитальная, превосходно оборудованная центральная больница КВЖД. В одной из фанз бывшего завода «Сян-фан» открылась небольшая столовая для строителей, которой заведовал грузин Агрести - первый частный предприниматель в Харбине. Открылась первая, тоже частная, гостиница «Номера для проезжих Гамартели». Хоть была она маленькая и грязноватая, но номера там не пустовали. К июлю в одном из бараков начало свои операции отделение Русско-Китайского банка во главе с С.Б. Габриелем. Начала торговлю популярная на Дальнем Востоке фирма И.Я. Чурина. Ю.П. Нациевский первым открыл в Харбине кафе-кондитерскую. 12 августа распахнул свои двери первый парфюмерный и галантерейный французский магазин и парикмахерская Руссиаль (позднее - Бланша). Руководители постройки позаботились и о типографии. В 1898 г. в саманном доме были установлены первые четыре новенькие типографские машины. 6 декабря 1898 г. открылась первая начальная школа для детей рабочих и служащих.
В феврале 1898 г. в доме Анпера в Старом Харбине открылась первая маленькая домовая церковь. А первым православным священником в Маньчжурии стал отец Александр Журавский, живший там с 1897 г. С прибывшими в Харбин в 1899 г. частями Охранной стражи появился здесь и отец Сергей Брадучан. Позднее в Старом Харбине между улицами Офицерской и Армейской построили небольшую, но очень красивую трехглавую церковь. Первое время у строителей дороги были большие проблемы с продовольствием. Отсутствовали основные, привычные для русских продукты, так как китайцы не выращивали в Маньчжурии ни картофеля, ни капусты, не держали молочный скот, и на рынках почти не было говядины и молочных продуктов. В.Н. Веселовзоров в своих воспоминаниях, опубликованных в харбинской газете «Русский Голос», писал: «Жители и служители дороги страдали от отсутствия ржаного хлеба и гречневой каши. Дичь - фазаны, козулятина, изюбрятина- была в изобилии, но приедалась, а обыкновенной говядины достать было почти невозможно, так как она тоже была привозная. Русская капуста, картофель были редкостью во времена постройки города. Их так же, как и сливочное масло, привозили из Сибири. Зато спиртных напитков было в изобилии благодаря беспошлинной торговле и свободным портам Владивостоку и Порт-Артуру. Например, коньяк лучшей марки «Три звездочки» - Мартель стоил 1 рубль 20 копеек бутылка, а четверть водки стоила 30-40 копеек! За пустую бутылку крестьяне давали курицу, за сотню яиц брали четвертак (25 коп.), а за пару фазанов - 20 копеек! В то же время побриться у парикмахера стоило 2 рубля золотом». В 1899 г. в Харбине жило около 14 тысяч выходцев из Российской империи, в основном русских, но были и поляки, евреи, армяне и другие национальности. Еще в 1898 г. Харбин был соединен с Россией телеграфной линией, что существенно облегчило строительство дороги, и вместе с тем в первый период постройки передавалась масса смешных и пустячных телеграмм, которые шли по всем крупным станциям. Например, однажды со станции Пограничная Восточной линии оповестили всю дорогу о краже петуха и кур у помощника начальника станции. В телеграмме во всех подробностях передавались приметы украденных кур: «Петух красный, бесхвостый, стоимостью в 70 коп. и 5 кур, из них одна черная с белыми пятнами, одна с рябинами, одна желтая и две светло-желтые с рябинами, стоимостью по 70 коп. Прошу принять меры розыска». А одну из телеграмм вообще не могли понять: «В 11 часов вечера Кирилл В. нанес ножом рану в правую холку Степану Л.», далее сообщалось о принятых мерах. Когда стали выяснять, какая часть тела имелась в виду под «холкой», то оказалось, что это ягодица. Полицейский употребил простонародный термин, который телеграфист отказался передать, тогда и придумали «холку». А одна телеграфистка передала с Южной линии: «При забивке свай утопили женщину. Срочно пришлите другую». Оказалось, что слово «баба», стоявшее в первоначальном тексте, показалось телеграфистке слишком грубым, и она отказалась передавать его в Харбин. В начале XX века резко возрос объем строительства в Харбине. С 1901 г. площадь вновь построенных жилых помещений возрастала ежегодно на 22 750 кв. м. Одновременно строилось здание Управления дороги площадью около 16 800 кв. м, штабы охраны (более 2270 кв. м), мужские и женские коммерческие училища (более 7280 кв. м), Железнодорожная гостиница (около 3640 кв. м), почтово-телеграфная контора, школы для мальчиков и девочек и здание Общественного собрания, достраивалась центральная больница. В начале 1903 г. на Вокзальном проспекте выросло большое красивое здание РусскоКитайского банка. По итогам первой в истории Харбина переписи, проведенной 15 марта 1903 г., население полосы отчуждения Харбина составило 44 576 человек (38 983 мужчины и 5593 женщины). Из них русских подданных было 15 579, китайских подданных - 28 338, японцев - 462, прочих - 200. Так что трудно сказать, был ли в то время Харбин больше китайским, или русским городом. Замечу, что к этому времени в районе Порт-Артура -Дальнего было свыше 17 тысяч русских, а всего в Маньчжурии их жило около 83 тысяч. Администрация уделяла большое внимание культурному досугу русских строителей. Одним из развлечений было посещение по вечерам открывшегося 25 декабря 1898 г. в Старом Харбине Железнодорожного собрания. Что же ставилось в этом первом маленьком Железнодорожном собрании? Харбинцы очень любили хоры, как светские, так и церковные. Они всегда пользовались в Харбине чрезвычайно широкой популярностью. Первый самодеятельный хор пел на маленькой сцене Железнодорожного собрания. Любители играли на различных музыкальных инструментах, привезенных ими из России. Большим праздником для харбинцев стали первые концерты профессиональных артистов. В мае 1899 г. состоялся один из первых на территории города концертов камерной музыки, который дало приехавшее сюда чешское семейство Эрмль. В начале 1900-х гг. в Харбин приезжали знаменитый в России скрипач Костя Думчев и певцы - чета Фигнер. Со временем наряду с такими видами отдыха в Харбине быстро стали появляться и места отдыха и развлечений несколько иного типа, например кафешантан под громким названием «Бельвю». Среди строителей, в подавляющем большинстве своем молодых и холостых мужчин, заведение это было чрезвычайно популярно. Для офицеров Охранной стражи, месяцами живших на пустынных полустанках и разъездах линии дороги, Харбин был притягательнейшим местом отдыха. Расстояние в 200 и даже в 300 верст до Харбина считалось для молодых офицеров пустяком и часто преодолевалось ими в оба конца верхом. Так что дощатый кафешантан постоянно был набит публикой и работал всю ночь. «Окутанный облаками табачного дыма, при свете керосиновых ламп и свечей на эстраде-помосте гремел "румынский" оркестр, выступали "французские" шансонетки, отплясывал кордебалет. Это была, так сказать, эстрада. А рядом, в стороне, за зелеными столами, между завсегдатаями, случайными игроками и непременными участниками подобных компаний - шулерами шла азартная игра в девятку, железку, штос и банчок. Стопки золотых монет переходили из рук в руки. Возникавшие недоразумения иногда разрешались ссорами и драками, однако без стрельбы. Русские предпочитали орудовать не револьверами, а кулаками»178. Теперь вряд ли удастся установить автора названия «Желтороссия», данного полосе отчуждения КВЖД и прилегающим к ней районам. Главное, что к концу 1890-х гг. термин Желтороссия широко использовался не только населением, но и прессой. Как уже говорилось, в Желтороссии появилась и своя армия - Охранная стража КВЖД. Первым начальником Охранной стражи стал бывший командир 4-й Закаспийской стрелковой бригады полковник А.А. Гернгросс179. Личный состав Охранной стражи служил по вольному найму, большую часть его составляли казаки. Первоначально было сформировано 5 конных сотен: одна - из Терского казачьего войска, две - из Кубанского, одна - из Оренбургского и одна сотня смешанного состава. 26 декабря 1897 г. все пять сотен прибыли на пароходе «Воронеж» во Владивосток и приступили к службе в Маньчжурии. Жалованье в Охранной страже было куда больше, чем в армии. Так, рядовые получали 20 руб. золотом в месяц, вахмистры - 40 руб. с готовым обмундированием и столом. Для казаков Охранной стражи была создана и своя форма: черные открытые тужурки и синие рейтузы с желтыми лампасами, фуражки с желтым кантом и тульей. В соответствии с договором, Россия не должна была вводить в Маньчжурию частей регулярной армии. И чтобы еще больше подчеркнуть отличие Охранной
стражи от частей регулярных войск, погоны они не носили. На офицерской форме их заменяло изображение желтого дракона. Такой же дракон украшал сотенные значки и был на пуговицах и на кокардах папах, из-за чего в уральской сотне даже произошли волнения. Казаки решили, что дракон - печать антихриста и носить такое изображение христианину не подобает. Они отказались носить на себе драконов, но начальство пригрозило, и казаки нашли выход - стали носить папахи кокардами назад, ведь печать антихриста ставится на лоб, а насчет затылка ничего не говорится. Кроме того, офицеры носили наплечные позолоченные жгуты. Но они очень болезненно переносили отсутствие погон, особенно во время поездок в Россию. Замечу, что армейские офицеры не любили офицеров Охранной стражи, а саму Охранную стражу именовали «таможенной стражей» или «гвардией Матильды» - по имени супруги шефа всего корпуса Пограничной стражи С.Ю. Витте Матильды Ивановны. Интересно, что в Охранной страже КВЖД в разное время служили прапорщик А.И. Гучков- будущий министр Временного правительства, будущие генералы и вожди белых армий А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, а также Е.И. Мартынов - впоследствии главный начальник снабжения Красной армии и генерал-лейтенант.
Военное ведомство отстало от других стран с принятием на вооружение скорострельных (патронных) полевых пушек180 . А тратить деньги на старые полевые пушки обр. 1877 г. Витте не пожелал и закупил для КВЖД через Аргентину 75-мм пушки Круппа. Эта акция вызвала буквально бурю гнева у великого князя Сергея Михайловича и верхушки Военного ведомства. Несколько забегая вперед, скажу, что Охранная стража 19 января 1901 г. была включена в состав Особого Заамурского округа отдельного корпуса пограничной стражи с доведением ее численности до 25 тыс. всех родов войск - конницы, пехоты и артиллерии. К маю 1911 г. на вооружении Заамурского округа пограничной стражи имелось 62 пушки: из них восемь 3-дюймовых обр. 1900 г., двадцать 75-мм Круппа, двенадцать 3-дюймовых горных обр. 1904 г. и 22 легкие (87-мм) обр. 1877 г. После вхождения в корпус пограничной стражи у Охранной стражи появилось лишь новое начальство в среднем звене. Дело в том, что сам корпус был в ведении министерства финансов и подчинялся лично С.Ю. Витте, а сам Витте подчинялся лично царю. Судя по воспоминаниям и мемуарам участников строительства КВЖД, службу свою Охранная стража несла исправно. Главной ее задачей являлась охрана строителей, станций и линий железной дороги. Вся линия дороги была поделена на отрядные участки, которые делились на ротные участки. Непосредственно вдоль линии дороги были установлены посты пехоты (от 5 до 20 человек в каждом). У каждого поста строилась вышка для наблюдения и «веха» - высокий столб, обмотанный просмоленной соломой. Во время тревоги или при нападении солому поджигали, что служило сигналом для соседних постов. (Непрерывно от поста к посту проводилось патрулирование линии. В первое время нападения хунгузов181 на посты происходили довольно часто. Охранная стража отражала все нападения, затем преследовала разбойников и учиняла над ними жестокую расправу. В результате хунгузы были так напуганы русскими казаками, что практически перестали нападать на КВЖД. Формально Охранной страже вменялось в обязанность контролировать местность на 25 верст в стороны от железной дороги (сфера непосредственной охраны) и вести дальнюю разведку еще на 75 верст (сфера влияния). Фактически же Охранная стража действовала на расстоянии 100-200 верст от железной дороги. Кроме того, стража охраняла и пароходные сообщения по Сунгари (конвой на пароходах и посты вдоль берегов реки), крупные лесные заготовки дороги, исполняла судебно-полицейские функции. Из Харбина строительство дороги велось одновременно по трем направлениям: к русской границе на запад и на восток, и на юг - на Дальний и Порт-Артур. Одновременно дорога строилась и с конечных пунктов: от Никольска-Уссурийского, со стороны Забайкалья и Порт-Артура, а также на отдельных отрезках между этими пунктами. Была поставлена задача как можно скорее сомкнуть пути, хотя бы на временной основе. Скорейшая организация движения стала главной целью. Дорога проектировалась однопутной. Расстояния между станциями на равнинных участках не должны были превышать 35 км, а на горных - 25 км. Путевые казармы строились на расстоянии 13-19 км одна от другой, а между ними были еще полуказармы. Расстояния между главными и оборотными депо составляли 100-170 км. Станциями с узловыми депо были назначены Пограничная, Ханьдаохэцзы, Бухэду и Маньчжурия. Пропускная способность была принята в 10 пар паровозов с перспективой доведения ее в будущем до 16 пар, то есть почти до верхнего предела для однопутных железных дорог, который составлял 18 пар поездов в сутки. К лету 1901 г. укладка пути достигла Бухэду и стала подниматься к Хинганскому хребту. Подход к будущему тоннелю по крутым восточным склонам хребта инженер Н.Н. Бочаров спроектировал в виде полной петли радиусом 320 м, в которой нижний путь проходил в каменной трубе под верхним. Это было также обусловлено необходимостью уменьшить длину будущего тоннеля. Уже по проложенному пути на Хинган были доставлены необходимые для строительства машины, оборудование и строительные материалы. Петля и тоннель строились с марта 1901 по ноябрь 1903 г. А в это время железная дорога от Хингана ушла далеко на запад, и 21 октября 1901 г. у Унура произошла смычка Западной линии.

Открытие Китайской железной дороги (КВЖД)

Путь от Харбина до Владивостока был соединен еще 5 февраля 1901 г. у станции Ханьдаохэцзы, а от Харбина до Дальнего - 5 июля того же года. Укладка пути на КВЖД была, таким образом, закончена на всем протяжении, и дорога открыта для рабочего движения поездов. Осенью 1901 г. после прибытия необходимого оборудования начались интенсивные работы по пробивке тоннеля. До завершения работ по строительству тоннеля и петли поезда пропускались в обоих направлениях по системе временных тупиков, устроенных на восточном склоне Большого Хингана, и нижнему заезду петли. Рабочий поселок, выросший у восточного портала Хинганского тоннеля, получил название Петля. В первую очередь прокладывалось железнодорожное полотно и устраивались тупики, с помощью которых Бочаров успешно решил задачу преодоления железной дорогой Хинганского хребта. Эти знаменитые бочаровские тупики начинались сразу же за станцией Петля. Строительство их было обусловлено необходимостью организации временного обходного железнодорожного сообщения для подвоза стройматериалов и оборудования для строившейся линии, а также для доставки пассажиров до тех пор, пока не будет готов тоннель. Для этого и служила система железнодорожных тупиков - отрезков пути по полкилометра длиной каждый, расположенных в три яруса в виде зигзага по склону хребта. Тупики позволяли поездам как спускаться с крутого восточного склона Большого Хингана, так и подниматься с низу на самую высшую точку перевала и обеспечивали, таким образом, возможность непрерывной железнодорожной связи в обход.
Движение поездов по тупикам было разработано до мельчайших деталей. Стоит привести описание поездки по тупикам Н.А. Байкова в феврале 1902 г.: «С перевала поезд спускался на тормозах по тупикам, которых было всего шесть. Таким образом, поезд двигался то вперед головой, то хвостом. Уклон был так велик, что паровоз, становившийся всегда в голове поезда, несмотря на усиленный "задний ход", мчался с головокружительной быстротой. Из-под тормозов сыпались искры и пахло горелым железом. Буксы горели во многих вагонах. Во время этого сумасшедшего бега нас качало, как на море, и многие пассажиры читали молитвы, вручая свои души Богу. На всех лицах был написан панический страх и ужас, даже поездная прислуга крестилась и слышались возгласы: "Пронеси, господи!" Каждое колено тупика длиною в одну версту мы пробегали в 20-30 секунд и каждый раз ожидали того момента, когда поезд, не будучи сдержан тормозящим паровозом, выскочит из тупика и пойдет "вверх тормашками" вниз по откосу горы. Но, к счастью, этого не случилось; мы благополучно доехали до нижнего тупика, и все с облегчением вздохнули... "Вот это езда, так езда! " - сказал мой Михаил». 1 июля 1903 г. КВЖД перешла в регулярную эксплуатацию, хотя и с большим числом недоделок, оцененных в 57 млн руб. Тоннель через Большой Хинган еще не был достроен. Зимой 1903/04 г. между Москвой и портом Дальний еженедельно ходили четыре роскошно оборудованных пассажирских поезда. Они отправлялись из Москвы по понедельникам, средам, четвергам и субботам. В полдень на третьи сутки поезд прибывал в Челябинск, утром на восьмые сутки - в Иркутск. Затем была четырехчасовая переправа через Байкал на пароме (или езда по Кругобайкальской дороге после введения ее в эксплуатацию). В полдень на двенадцатые сутки поезд прибывал на станцию Маньчжурия, а еще через пять суток - в порт Дальний. Вся поездка занимала 16 суток вместо 35 на океанском корабле. В 1904 г. Транссиб представлял собой комплекс железных дорог, протяженность которых приведена в таблице. Стоимость строительства дорог Транссиба составила около одного миллиарда рублей, средняя стоимость 1 км пути доходила до 120 тыс. руб. С началом строительства Транссиба встал вопрос о дополнительных железнодорожных подходах к нему из европейской части России. Для этого в 1896 г. построили линию от Екатеринбурга до Челябинска длиной 252 км, а к 1899 г. - от Перми до Котласа через Вятку (866 км). Таким образом, появился выход на Северную Двину, по которой далее грузы попадали в Архангельск, и новый подход к Транссибу. Для обеспечения кратчайшего выхода к Великому Сибирскому пути с северозапада решили провести линию Петербург - Вологда - Вятка. Царский указ о ее строительстве вышел в 1902 г. Для предпостроечных изысканий и последующего сооружения линию разделили на две части: Петербург - Вологда протяженностью 599 км и Вологда - Вятка протяженностью 642 км.