История возникновения и этапы развития PR. Кратко об истории развития науки. Школа науки управления

История возникновения и развития менеджмента начинается со времён до нашей эры и продолжается сейчас. Для удобства все этапы разделяются по временной шкале:

  • I. Древний период.
  • II. Индустриальный период.
  • III. Период систематизации.

Также выделяются несколько школ управления с различными концепциями:

  • научная;
  • классическая;
  • человеческих отношений;
  • поведенческих наук;
  • управленческих наук.

Древний период

История развития менеджмента, кратко о которой мы постараемся рассказать ниже, начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке.

Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми.

Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента.

Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему.

Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему:

  • Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи.
  • Платон утверждал, что управление – главный элемент жизнеобеспечения общества.
  • Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам.

В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.

Индустриальный период

На этом этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это из-за замены ручного труда машинным.

Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих.

Период систематизации

Наука о менеджменте не стоит на месте. Появляются новые течения и меняются взгляды исследователей. Управляющие перешли от одной организации на всё общество.

На рубеже XIX–XX веков начали появляться огромные предприятия. Из-за этого потребовалась смена системы управления производством.

На этом заканчивается хронологическая история развития менеджмента. Школы управления развивали её далее.

Школа научного управления

Основное внимание в данной концепции уделено лучшей эффективности управления производства и труда.

Главные причины системы научного менеджмента:

  • попытка крупного бизнеса воспользоваться преимуществами техники;
  • желание людей достичь наиболее эффективных способов выполнения работы.

Основные принципы данной системы управления:

  • отбор рабочих согласно специально разработанным тестам;
  • изучение временных затрат рабочего;
  • разделение работы на специализации;
  • экономическое стимулирование труда;
  • разделение ответственности между сотрудниками и менеджерами.

Классическая школа

История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основы такой системы держались за счёт авторитарного руководства и строго обозначенных задач, исключающих индивидуальный подход сотрудников. Последователи классической школы управления подвергались неоднократной критике менеджеров из-за игнорирования человеческих потребностей.

В данной концепции выделены следующие организационные принципы, подходящие и для современного общества:

  • разделение труда;
  • передача целей от руководства к рабочим;
  • единство распределения;
  • ограниченное число сотрудников.

Школа человеческих отношений

Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления.

Представители концепции в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность.

Главные принципы школы человеческих отношений:

  • взаимное общение между руководителем и рабочими;
  • беседы сотрудников с психологами;
  • организация мероприятий;
  • приветствие неформальных групп.

К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем.

Школа поведенческих наук

Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы.

Основные задачи данной концепции:

  • исследование поведения человека;
  • улучшение межличностных отношений;
  • разработка проблем социальных коммуникаций;
  • поддержание авторитета в коллективе;
  • стереотипы в поведении;
  • изменение рабочих задач и уровня труда.

Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный.

Школа науки управления

В понимании данной школы управленческие проблемы решаются посредством разработки и применения определённых моделей. Математические науки составляют данную концепцию.

У научной школы управления присутствуют главные виды деятельности.

Исследование операций заключается в использовании научно-исследовательских методов для решения операционных задач организаций. Алгоритм такого способа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Разработка модели ситуации.
  3. Замена словесного анализа количественными значениями.

Ситуационный подход

Такая система позволяет определить ситуации, влияющие на предприятие в определённый временной промежуток. Школа науки управления открыла главные факторы, мешающие эффективной работе организаций.

Различные школы управления выделяли только внутренние проблемы, причём каждая концепция свои. Однако множество предприятий зависит от внешних переменных. Необходимость принимать во внимание и внешнюю среду обозначилась в конце 50-х годов.

Заслуга школы науки управления в ситуационном подходе в том, что она установила взаимосвязь как внешних, так и внутренних перемен.

Системный подход

Согласно данной методике, любая организация есть не что иное, как сочетание взаимосвязанных элементов, направленных на выполнение одной цели.

Изначально такой подход использовался только в точных науках. В менеджмент же эту систему ввели в конце 50-х годов, и она значительно повысила успех школы науки управления.

Системный анализ

Основная задача системного анализа заключается в построении общей модели, показывающей взаимоотношения реальных ситуаций.

Первоначально такой подход составлялся для военных действий, но в 50-х годах его стали использовать и в менеджменте.

Успех школы науки управления был гораздо меньшим по сравнению со школой поведенческих наук. Частично из-за того, что большинство проблем были связаны с человеческими отношениями, отчасти и по той причине, что малое количество предпринимателей понимали сложные методы научно-управленческой школы.

История развития менеджмента кратко описывает, как возникали цивилизации и города, показывает приход общества от первобытного строя к современному.

Но это в общих чертах, а теперь более подробно о его возникновении на родине – США.

Развитие менеджмента в США

История развития менеджмента в США до XX века не особо отличается от других стран. Поэтому в данном разделе раннее время рассмотрено не будет.

На начало XX в. выпало развитие производства. Все цели предпринимателей заключались в улучшении механизма массового производства.

Чёткое ограничение отраслей давало хорошие возможности роста. Внимание менеджеров сосредотачивалось только на работе механизма. Из-за этого появился производственный стереотип.

Однако в 30-х годах потребитель перестал довольствоваться только основными потребностями. И тогда задачей управления стало воздействие на покупателя.

Теперь конкуренция внутри одной организации превратилась в весьма распространённое явление. Но даже и без борьбы менеджеры пытались сопротивляться переменам из-за обязательного получения новых навыков.

В 50-х годах на смену индустриальной пришла постиндустриальная эпоха, продолжающаяся и сейчас. Но на этом не заканчивается история развития управления. Менеджмент востребован ещё больше.

Развитие менеджмента в России

Россия во многом отличается от западных стран. И история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания. Однако мы постараемся описать, как зарождалась история развития менеджмента кратко и в доступной форме.

Дореволюционный период

Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.

Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.

Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.

Постреволюционный период

После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов:

  • демократический централизм;
  • единство политических и хозяйственных руководителей;
  • ведение хозяйства по плану;
  • стимулирование труда материальным поощрением;
  • научность управления;
  • ответственность;
  • правильный подбор и расстановка кадров;
  • экономичность и эффективность;
  • наилучшее сочетание отраслевого и территориального управления;
  • преемственность хозяйственных решений.

История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.

Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.

Период с 30-х годов до распада СССР

В 30-х годах выпустили первый советский учебник по организации производства, ввели новую специальность – инженер-экономист. Но колоссальный урон менеджменту нанесли сталинские репрессии. Они унесли множество жизней высокообразованных учёных, и развитие менеджмента как науки, была остановлена на многие годы.

Во время Великой Отечественной войны устоявшаяся система управления не перенесла существенных изменений. Даже в годы войны российские управленцы создавали уникальные проекты для военного производства.

В конце 50-х годов тема исследований менеджмента стала расширяться. В начале 60-х годов появился новый раздел экономики – кибернетика, начавшая новый отрезок в истории развития менеджмента.

В 70-е годы начали появляться предостережения о несовместимости рынка и социализма. Попытка демонтажа едва не уничтожила экономическое положение страны.

В конце 70-х - начале 80-х были открыты лаборатории по проблемам управления. В их обязанности входили:

  • сбор и систематизация результатов во всемирной науке управления;
  • формирование и реализация научно-исследовательских планов;
  • внедрение консультирования по вопросам менеджмента.

90-е годы XX века

Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента.

Множество проблем при Горбачёве и Ельцине были обусловлены неготовностью страны к резким переменам.

Современный период

Главными принципами нынешней системы управления являются:

  • системный и ситуационный подход в управлении;
  • инновации;
  • ответственность менеджмента перед обществом;
  • ориентация на человеческие возможности.

В последние годы системе российского управления для нормальной работы требуются многие радикальные перемены.

В этом и состоит вся российская история управления менеджмента. Кратко говоря, все переходы от одного этапа к другому возникали не вследствие естественноисторического процесса, а из-за государственных переворотов.

История развития науки говорит о том, что самые ранние свидетельства науки можно найти в доисторические времена, такие как открытие огня, и развитие письменности. Ранние подобия записей содержат цифры и информацию о Солнечной системе.

Однако история развития науки со временем стала более важной для жизни человека.

Значимые этапы развития науки

Роберт Гроссетесте

1200-е годы:

Роберт Гроссетесте (1175 – 1253) основатель оксфордской философской и естественнонаучной школы, теоретик и практик экспериментального естествознания разработал основу для правильных методов современных научных экспериментов. Его работы включали принцип, согласно которому запрос должен основываться на поддающихся измерению доказательствах, подтвержденных путем тестирования. Ввел понятие о свете как телесной субстанции в первичной форме и энергии.

Леонардо да Винчи

1400-е годы:

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) итальянский художник, ученый, писатель, музыкант. Начал свои изучения в поисках знаний о человеческом теле. Его изобретения в виде чертежей парашюта, летательной машины, арбалета, скорострельного оружия, робота, подобия танка. Художник, ученый и математик также собрал информацию об оптике в виде прожектора и вопросах гидродинамики.

1500-е годы:

Николаус Коперник (1473 -1543) продвинулся в понимании солнечной системы с открытием гелиоцентризма. Он предложил реальную модель, в которой Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, которое является центром Солнечной системы. Основные идеи ученого были изложены в труде «О вращениях небесных сфер» который беспрепятственно распространялся по Европе и всему миру.

Йоханнес Кеплер

1600-е годы:

Йоханнес Кеплер (1571 -1630) немецкий математик и астроном. Основал на наблюдениях законы планетарного движения. Заложил основы эмпирического исследования движения планет и математических законов этого движения.

Галилео Галилей усовершенствовал новое изобретение, телескоп, и использовал его для изучения солнца и планет. В 1600-х годах также были достигнуты успехи в изучении физики, поскольку Исаак Ньютон разработал свои законы движения.

1700-е годы:

Бенджамин Франклин (1706 -1790) открыл, что молния — это электрический ток. Он также внес вклад в изучение океанографии и метеорологии. Понимание химии также развивалось в течение этого столетия, так как Антуан Лавуазье, названный отцом современной химии, разработал закон сохранения массы.

1800-е годы:

Вехи включали открытия Алессандро Вольты относительно электрохимических серий, которые привели к изобретению батареи.

Джон Дальтон также внес атомную теорию, которая гласит, что вся материя состоит из атомов, которые образуют молекулы.

Основу современного исследования выдвинул Грегор Мендель и раскрыл свои законы наследования.

В конце века Вильгельм Конрад Рентген обнаружил рентгеновские снимки, а закон Джорджа Ома послужил основой для понимания того как использовать электрические заряды.

1900-е годы:

Открытия Альберта Эйнштейна, наиболее известного своей теорией относительности доминировали в начале 20 века. Теория относительности Эйнштейна на самом деле две отдельные теории. Его особая теория относительности, которую он изложил в статье 1905 года «Электродинамика движущихся тел», пришла к выводу, что время должно изменяться в зависимости от скорости движущегося объекта относительно рамки отсчета наблюдателя. Его вторая теория общей относительности, которую он опубликовал как «Основу общей теории относительности», выдвинула идею, что материя вызывает искривление пространства вокруг себя.

История развития науки в области медицины навсегда изменилась Александром Флемингом с из плесневых грибов как исторически первого антибиотика.

Медицина, как наука, обязана также вакцине против полиомиелита в 1952 году которую открыл американский вирусолог Джонас Солк.

В следующем году Джеймс Д. Уотсон и Фрэнсис Крик открыли , которая представляет собой двойную спираль образованную с парой оснований, прикрепленных к сахарофосфатному остову.

2000-е годы:

В 21 веке был завершен первый проект , что привело к более глубокому пониманию ДНК. Это продвинуло изучение генетики, ее роли в биологии человека и ее использования в качестве предиктора заболеваний и других расстройств.

Таким образом, история развития науки всегда была направлена на рациональное объяснение, предсказание и контроле эмпирических явлений великими мыслителями, учеными и изобретателями.

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.


Рис. 1.8.

1.4. История развития психологического знания

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [ , C. 232]);
  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [ , С. 122];
  • "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, );
  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [ , С. 416];
  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [ С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

  • Дайте определения понятиям "психика" и "психические явления", опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  • Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  • Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  • Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  • Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.
  • Как наука, психология занимается изучением фактов, механизмов и их закономерностей в повседневной психической жизни. История психологии позволяет описывать и объяснять, каким образом данные факты и законы стали доступными человеческому уму. Основными задачами истории психологии можно выделить:
    • Необходимость в изучении закономерностей развития знаний о всех моментах психики;
    • Необходимость раскрытия взаимосвязи науки психологии с прочими науками, влияющими на ее развитие и достижения;
    • Необходимость получения знаний о зарождении и становлении науки;
    • Изучение роли личности и индивидуального пути ее развития.
    Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах. Основными этапами развития истории психологии являются:
    • I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;
    • II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;
    • III этап (экспериментальный этап - XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;
    • IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

    Предмет истории психологии и ее основные задачи.

    Предмет истории психологии заключается в изучении становления конкретного представления о психике на различных этапах развития научных знаний. Поскольку история психологии выделяется в качестве особой независимой области знаний, то ей присущ собственный предмет. Как непосредственный компонент культуры, история психологии возникает и развивается во все времена в разных странах мира. История психологии описывает и поясняет факты и законы, которые открывались человеческому уму. Таким образом, предмет истории психологии – это непосредственная деятельность людей, занимающихся познанием и развитием психического мира. Данная деятельность осуществляется в системе следующих координат: социальной, когнитивной и личностной. Так, научная деятельность имеет трехаспектную целостную систему:

    • Рассмотрение и изучение души – в данном случае душа выступает в качестве объяснительного принципа о всем происходящем с живыми существами;
    • Рассмотрение и изучение сознания – сознание выполняет две функции. Во-первых, является объектом изучения. Во-вторых, выступает в качестве объяснительного принципа;
    • Рассмотрение и изучение поведения – рассматривается в качестве последнего нового предмета. Его появление повлекло исчезновение объекта изучения, и.е. психики и сознания. Современный этап развития характеризуется тесной взаимосвязью между поведением и сознанием, а также самой деятельностью.
    Предмет истории психологии имеет следующие задачи:
    • Анализ возникновения и развития научных знаний о психике с точки зрения научного подхода изучения представлений о психике живых существ на всех этапах эволюции;
    • Анализ междисциплинарных связей с науками, от которых зависят всевозможные достижения психологии;
    • Зарождение знаний от культурных, социальных и идеологических влияний;
    • Изучение, анализ и развитие роли личности при становлении науки.

    Основные методы истории психологии.

    Методы истории психологии безусловно отличаются от методов науки психологии. Здесь невозможно применить ни один метод психической науки. Собственные методы истории психологии могут быть позаимствованы из таких смежных дисциплин, как истории, науковедения, социологии и т.д., поскольку они входят в контекст науки психологии, конкретной исторической ситуации и культуры.

    Рассматривая источники истории психологии (архивные материалы, труды ученых, анализ историко-социологических материалов и художественной литературы), были выделены несколько групп методов истории психологии:

    • Организационные методы, т.е. методы планирования историко-психологического исследования:
      • Сравнительно-сопоставительный метод;
      • Структурно-аналитический метод:
      • Генетический методж
    • Методы, основанные на сборе и интерпретации фактов логического материала:
      • Анализ продуктов деятельности;
      • Категориально-понятийный анализ;
    • Методы исторического анализа трудов и материалов:
      • Методы исторической реконструкции;
      • Проблемологический анализ;
    • Методы, основанные на тематических знаниях:
      • Тематический анализ;
      • Метод библиотричного анализа;
    • Метод источниковедческого анализа;
    • Метод интервью;
    • Биографический метод.
    Все вышеперечисленные методы истории психологии применялись в различных учениях: материалистическом учении в античной психологии, идеалистическом учении Платона и Сократа, учении Аристотеля о душе, учении античных врачей и т.д.

    История становления и развития социологии.

    Мировую историю социологии подразделяют на три периода:

    1) Донаучный (до начала XIXвека);

    2) Классический (с середины XIXвека до начала XX века)

    3) Современный (с 20-х гг. XXв)

    Донаучный период. Своеобразные взгляды на развитие общества были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских, и древнегреческих философов, европейских мыслителей средневековья и нового времени. (Будда, Конфуций, Заратустра (неизбежность соц. нер-ва), Сократ, Платон («Государство»), Аристотель (приоритет общественного интереса, приоритет интереса личности)).

    Эпоха просвещения и исторические события Великой Французской революции, ставшей во многом поворотным пунктом развития человеческой цивилизации. Именно тогда, после трагических событий и результатов французской революции возникла особая потребность в познании социально-политических условий жизни, и встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. (Ж-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, К. А. Гельвеции, Д. Дидро и др.), (преодоление неравенства, гражданская концепция, согласно которой преодоление всех форм несвободы осуществляется методом длительного морального совершенствования личности и общества, устранение церкви, как предмета деспотизма).

    Классический период социологии начинается в XIX веке. В этот период сложилось несколько направлений: французская социологическая школа (О.Конт, Э. Дюркгейм), английская (Г. Спенсер), немецкая школа (М. Вебер, Г. Зиммель), развивается марксистское направление в социологии.

    Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе стал французский ученый и философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857).(«КУРС ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ») О. Конт ввел в научный оборот понятие "социология". Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода "социальные атомы", существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.

    О.Конт - основатель первого направления в социологии - позитивизма. Социология должна быть наукой об обществе. Подобно естественнонаучным дисциплинам, социология должна: 1)опираться на объективные факты, а не на размышления о них; 2) полученные знания должны быть проверяемы; 3) наука должна приносить плоды для общества, подобно тому, как открытие законов механики способствовало появлению машин.

    О. Конт формулирует закон трех стадий (человеческий дух в своем развитии прошел три фазы: теологическую (господство идей, не имеющих доказательств), метафизическую (познание сущности, принимаемой за реальность) и научную (позитивизм, познание с помощью разума и наблюдения).

    и закон классификации наук, в которой науки располагаются от более общих к более частным и более сложным наукам: Математика – Астрономия - Физика-Химия – Биология - Социология.

    Социология у Конта - самая молодая и самая сложная наука, и поэтому она должна опираться на другие развившиеся науки. От себя социология приносит "исторический метод", с помощью которого выводятся закономерности развития.

    Социологию - социальную статику (законы функционирования социальной системы, идея порядка и гармонии) и социальную динамику (анализ законов социального развития, идея прогресса).

    Другим представителем французской социологической школы является Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). Родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель журнала «Социологический ежегодник». Основывается на теории социального факта. В своей работе «Метод социологии» излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки:

      «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешние для индивидов;

      «систематически отмежевываться от всех врожденных идей».

      признание первенства целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов

    социология основывается на познании социальных фактов. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

    Параллельно с французской социологической школой развивалась английская школа, ярким представителем которой является Герберт Спенсер (1820-1903) - последователь позитивистских идей О. Конта, является основателем органической школы в социологии. Основа - аналогия между биологическим и социальным организмами. Широко использовал историко-сравнительный метод в обосновании социологических взглядов.

    Большое внимание Спенсер уделил уточнению и разработке понятийного аппарата социологии. Можно сказать, он заложил фундамент понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода. Труд Спенсера "Основания социологии"(1877) был одним из первых в плане построения целостной социологической системы, поэтому он считается одним из основателей социологии наряду с О. Контом, а также родоначальником органической теории общества.

    Центральное понятие– эволюционизм. Согласно идее закономерной эволюции общественной жизни процесс социальных изменений совершается по естественным законам, независимо от желания людей.

    В Германии первой по настоящему профессиональной научной школой социологии стала “формальная социология”. Георг Зиммель (1858-1918). Формальная, или чистая социология исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их “от содержания, в котором живут эти формы”. Сумма этих форм связи образует собственно общество.

    Другим представителем немецкой социологической школы является Макс Вебер (1864-1920). Наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. Изучение объективных фактов – задача экономических, политических, юридических наук. Социология же должна дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия.

    Предметами социологии должны быть социальные действия:

    Осмысленны человеком с точки зрения целей и средств их достижения

    Ориентированы на других субъектов.

    Марксистская социологическая школа. Основными его представителями являются Карл Маркс (1818 -1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

    По общественной теории К. Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к удовлетворению своих основных потребностей определяют надстройку общества, т.е. культуру, духовную жизнь и окружающий мир символов.

    К. Маркс поставил своей целью раскрыть взаимоотношения экономического базиса и настройки общества, а также механизмы исторического развития общества.

    Труд является центральным понятием в теории К. Маркса

    Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями - с другой. В свою очередь производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе.

    Современный этап в развитии социологии начинается в 20-е г XX веке. Если на предыдущем этапе центром мировой социологической мысли являлась Западная Европа, то в XX веке он перемещается в США. В этот период появляется огромное количество направлений, теорий, парадигм. Наиболее значимые из них: 1) теория действия и теория социальных систем Толкотта Парсонса, 2) функционализм и теория аномии Роберта Мертона, 3) этнометодология Гарольда Гарфинкеля, 4) феноменологическая социология Альфреда Щюца, 5) драматургический подход Ирвинга Гофмана, 6) теории личности Джорджа Герберта Мида и Чарлза Кули.