Как галчонок есть научился. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и

Прищепова И.В. Дизорфография младших школников - СПБ.: Каро, 2006. - 106 c.
ISBN 5-89815-690-9
Скачать (прямая ссылка): dizorfografiyamladshih2006.doc Предыдущая 1 .. 71 > .. >> Следующая
- Как вы представляете себе эту сцену?
III часть текста.
- Прочти первое предложение. Как иначе можно сказать, изменив наречие тогда? (В таком случае орел полетел к морю.)
- Для чего автор использовал наречие тогда? (Для связи второй и третьей части текста.)
- Почему орел отправился за добычей?
- Прочти второе предложение. Почему Л. Н. Толстой употребляет в этом предложении местоимение он? (Чтобы избежать повтора слова орел.)
- Для чего автор использовал наречие «поздно»? (Л. Н. Толстой хотел показать, что большая часть вечера уже прошла. Орел очень долго охотился.)
- Прочти третье предложение. Скажи, что хотел подчеркнуть автор словом опять? (Орел еще раз, снова поймал птенцам рыбу.)
- Съели ли орлята рыбу, пойманную до этого? Почему?
- Прочти четвертое предложение. Что означает глагол оглядеться? (Посмотреть вокруг себя.)
- Почему орел огляделся? (Он хотел убедиться, что поблизости нет людей. Из-за них орел уронил рыбу накануне.)
- Почему орел сел на край гнезда? (Чтобы не раздавить птенцов. Орел - крупная птица.)
- Какое значение имеет приставка на- в глаголе накормил? (Глагол с этой приставкой приобретает значение завершенности действия, то есть птенцы, наконец, наелись.)
V. Орфографическая работа.
1. Назови слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением. (Орел, дороге, около и др.)
2. Объясни написание слов с проверяемыми безударными гласными и вставь пропущенные буквы в слова: гн...здо, б...льшой, дер...ва, подл...тел, к...гтях, бр...сать, к...мнями, выр...нил, пр...сили, л... екать, пт...нцы, кр...чали, веч...ром, огл...делся, нак...рмил, д...тей.
3. Назови слова с приставками.
VI. Самопроверка.

В. Работа с деформированным текстом (с использованием картинок). Материал - текст «Как галчонок есть научился», части которого напечатаны на трех карточках и серия сюжетных картинок. (Третий класс.)

КАК ГАЛЧОНОК ЕСТЬ НАУЧИЛСЯ
Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно. Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.
Вот зачерпнула полную ложку. С нее длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цап лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка и съел. Начал вниз в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи виднеются.
Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся все ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки прямо из тарелки. Вот и одолел всю премудрость еды!
По Г. А. Скребицкому

I. Работа с картинками. Учащемуся дается задание рассмотреть серию сюжетных картинок «Как галчонок есть научился», разложенных в беспорядке, и расположить их в логической последовательности. Затем ученик должен рассказать обо всем, что на них изображено, с помощью следующих вопросов:
- Какой будет текст? Почему ты так решил? Сколько в нем будет частей?
- О чем говорится в первой части? Где сидел галчонок во время обеда?
- Что делала мама?
- О чем идет речь во второй части? Придумай галчонку имя. Что он сделал?
- Какой момент изобразил художник? (Галчонок схватил лапшинку с ложки.) На кого похожа лапшинка? (На червяка, гусеницу.)
- Каким словом можно заменить глагол схватил? (Утащил, стянул, украл.)
- Какие эмоции у детей вызвало поведение галчонка?
- Чем закончилась эта история?
- О чем ты составил текст? (О том, как галчонок учится есть. Тема текста: «Галчонок научился есть».)
- Что в рассказе забавного, смешного?
- О чем хотел сказать художник, нарисовав эти картинки?
- Прочти название серии картинок.
II. Работа с деформированным текстом. Ученику предлагается прочесть три части текста, напечатанные на карточках. (Текст может состоять из предложений, представленных в беспорядке.) Затем ребенок объясняет, составляют ли прочитанные им предложения связный текст и почему.
III. Языковой анализ текста.
- Прочитай I часть текста. Объясни значение наречий самостоятельно и неожиданно.
- Какое значение приобретает наречие как-то во втором предложении? (В значении «однажды».)
- Прочти основную часть текста. Почему автор использовал глагол цап в третьем предложении? (Чтобы показать неожиданность действий галчонка.)
- Какими словами можно заменить наречие понемножку? (Понемногу, небольшими частями, порциями.)
- Какое значение имеет глагол приподнимать? (Не очень высоко поднимать.)
- Почему автор использовал именно этот глагол? (Чтобы показать, насколько маленьким и неопытным был птенец.)
- Как ты понимаешь значение глагола одолел? (Затратил много труда, сил и научился чему-то.)
- Каким словом можно заменить существительное премудрость? (Что-то мудреное, трудно понимаемое.) Подбери к слову премудрость родственные слова. (Мудрость, мудрый, премудрый.)
IV. Орфографическая работа. Ребенок объясняет написание тех слов, в которых подчеркнуты гласные или согласные буквы (используются графические изображения.)

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.Вот зачерпнула полную ложку. С неё длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел. Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с неё лапша свисает. Несёт мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз головой в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи являются.Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.Вот и одолел всю премудрость еды!(По Г. Скребицкому) Расскажите, как мама учила галчонка есть.Это было придумано заранее?Как понимаете значение слова «премудрость». Найдите в толковом словаре его лексическое значение.В каком смысле употреблено это слово в тексте? Слово премудрость - довольно устаревшее. Премудрым называют человека, исполненного мудрости, очень мудрого. Например, в русской народной сказке «Елена Премудрая» главная героиня была очень мудрой девушкой и находила выход из любого затруднительного положения. В рассказе «Как галчонок есть научился» говорится о том, что галчонок не знал и не понимал, как можно есть самостоятельно. О том, что он одолел премудрость еды, автор говорит с иронией, улыбаясь. В рассказе это слово употреблено в переносном значении. Объясните, как понимаете значение слово «клянчит»?Найдите лексическое значение этого слова в толковом словаре.Подберите синонимы к нему.Расскажите, как мог клянчить галчонок. Значениеунижаясь, просить о чём-либо; слёзно умолятьСинонимывыпрашивать, канючить Определите тип речи текста. Составьте план. Тип речи - художественное повествование, так как в тексте автор изображает события, передавая своё отношение к происходящему. План. 1. Галчонок клянчит еду.2. Галчонок схватил лапшинку.3. Мама потряхивает ложкой.4. Галчонок ест из тарелки. Найдите в тексте существительные с безударными падежными окончаниями на край (чего?) тарелк…приподнимать (над чем?) над тарелк…хватать (из чего?) из тарелк…свесились (с чего?) с ложк…потряс (в чем?) в клюв… ПРИПОДНИМАТЬПРЕМУДРОСТЬЯВЛЯЮТСЯЗАЧЕРПНУЛАНАКЛОНЯЛСЯ Составила презентацию учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1231 г.Москвы Петровская Ольга Игоревна Используемые материалы:Сборник изложений по русскому языку: 2-4кл. Для шк. с рус. яз. обучения; Пособие для учителя. – Мн.: ПКИП «Асар», 1995. – 160с.Викисловарь http://ru.wiktionary.org/wiki/%EA%EB%FF%ED%F7%E8%F2%FCИллюстрация галчонка http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%87%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA&pos=9&uinfo=ww-1343-wh-594-fw-1118-fh-448-pd-1&rpt=simage&family=yes&img_url=http%3A%2F%2Fwww.photohost.ru%2Fpictures%2F508971.jpg


Приложенные файлы

Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.

Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.

Вот зачерпнула полную ложку. С неё длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел. Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с неё лапша свисает. Несёт мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз головой в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи являются.

Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.

(По Г. Скребицкому)

Задания

  1. Определите тип речи текста.
  2. Составьте план.
  3. Напишите сжатое изложение. Ответьте письменно на вопрос: «Как вы понимаете значение слова премудрость?»

Ответы

  1. Тип речи - художественное повествование, так как в тексте автор изображает события, передавая своё отношение к происходящему.
  2. План.
    1. Галчонок на краю тарелки.
    2. Галчонок схватил лапшинку.
    3. Мама потряхивает ложкой.
    4. Галчонок ест из тарелки.
  3. Сжатое изложение может выглядеть так:

    Сел галчонок на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили.

    Мама ест суп с лапшой. Зачерпнула полную ложку, несёт осторожно, чтобы не расплескать. С ложки длинная лапшинка свесилась. Галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве и съел.

    Мама вторую ложку зачерпнула. Опять с неё лапша свисает Несёт мама ложку мимо галчонка и потряхивает. И эту лапшинку галчонок съел.

    Начал в тарелку заглядывать - откуда вкусные вещи являются. Мама решила ложечку чуть приподнять над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, потом стал хватать лапшинки прямо из тарелки.

    Вот и одолел всю премудрость еды!

    Слово премудрость - довольно устаревшее. Премудрым называют человека, исполненного мудрости, очень мудрого. Например, в русской народной сказке «Елена Премудрая» главная героиня была очень мудрой девушкой и находила выход из любого затруднительного положения. В рассказе «Как галчонок есть научился» говорится о том, что галчонок не знал и не понимал, как можно есть самостоятельно. О том, что он одолел премудрость еды, автор говорит с иронией, улыбаясь. В рассказе это слово употреблено в переносном значении.

Л.Л. Страхова "Изложения для младших школьников". Подсказки по теории и практике написания изложений. Тексты и планы изложений с выполнением творческих заданий.


Смотрите также: Изложение-повествование: «Храбрый утёнок (сказка)»