Как называется человек который откладывает важные дела. Прокрастинация — что это, как побороть. Причины и следствия

Сидите и читаете эту статью, а на кухне вас ждет гора немытой посуды? Или, находясь на работе, вместо выполнения обязанностей «гуляете» по сайтам в поисках чего-нибудь интересного? Нет, конечно, нам очень приятно, что вы посвятили свое время визиту на «Клео». Делайте это как можно чаще! Но помните, что регулярно откладывая дела из разряда «надо» на потом, вы рискуете не только не успеть выполнить запланированное на день, неделю или месяц, но и испытать гнетущее чувство вины из-за неумения брать себя в руки.

В психологии это явление называется прокрастинацией . И речь идет о склонности откладывать на потом не только неприятные дела, но и мысли. Вам знакомо состояние, которое условно можно назвать «я подумаю об этом завтра»? Когда даже сама идея о сиюминутном решении сложного вопроса вызывает почти физический дискомфорт? Из-за подобных ощущений многие люди игнорируют выгодные возможности, пускают события на самотек тогда, когда этого делать нельзя.

Это состояние знакомо почти каждому из нас и даже в определенной мере может считаться нормой. Однако только до тех пор, пока человек не начинает отвлекаться на важные дела от прокрастинации, а не наоборот. Психологи утверждают, что среднестатистический прокрастинатор тратит на работу в два раза больше времени, чем на «раскачивание» перед нею. И, как правило, если ничего с этим не делать, с годами все становится только хуже.

4 Причины прокрастинации

1. Главной причиной откладывания дел на потом специалисты называют борьбу с тревогой. Если человек не хочет выполнять задание, считая, что это сложно и у него ничего не получится, или что это никому не нужно, то он невольно старается избежать напряжения, вызванного страхом потерпеть неудачу. Как правило, в таком случае прокрастинация вызвана неуверенностью человека в своих силах, негативным опытом, заниженной самооценкой.

2. Некоторые люди намеренно (пусть и не вполне осознанно) «тянут кота за хвост», так как просто не могут работать эффективно в условиях, когда все спокойно. Зато горящие сроки вызывают у них огромный прилив сил — адреналин, возникающий от понимания, что дедлайн был еще вчера, зашкаливает и творит чудеса: порой прокрастинатор выполняет обязанности лучше, чем кто бы то ни было. Однако такой подход нельзя считать успешным, и для построения карьеры он не подходит.

3. Существует теория, согласно которой люди, регулярно откладывающие сложные дела на потом, просто боятся стать успешными. Они не желают заявлять о себе как о способных сотрудниках, не хотят выделяться из толпы. Им удобнее занимать позицию «середнячка». Отсюда и стремление не «бежать впереди паровоза», а плестись где-то в его хвосте.

4. Есть и еще одно объяснение прокрастинации — биологическое: она возникает либо в результате фрустрации, либо во время противоречия между двумя взаимоисключающими задачами. Очень подробно об этом говорится в одном из выпусков программы «Все как у зверей».

Чем чревата прокрастинация

Основной угрозой для прокрастинаторов выступает чувство вины, которое неизбежно появляется тогда, когда люди осознают, что уже в который раз не могут совладать с собственным вниманием. На этом фоне может развиваться стрессовое состояние, приводящее не только к психологическим, но и к физическим заболеваниям. Последние появляются из-за стремления человека сделать все в крайний момент (часто ночами), при этом игнорируя необходимость регулярно питаться здоровой пищей и высыпаться.

Кроме того, человек, регулярно откладывающий обязанности на потом, вполне обоснованно вызывает недовольство со стороны близких людей и коллег. Окружающие считают, что прокрастинатору нельзя доверять важные дела и решение ключевых вопросов. Как следствие, появляются конфликты и непонимание.

Методы борьбы с прокрастинацией

1. Поймите причины. Попытайтесь разобраться, почему вы откладываете одни и те же дела с завидным постоянством. Возможно, вы просто не любите свою работу и вас вводит в состояние уныния все, что с ней связано. Возможно, в вас говорит бунтарский дух, берущий начало из подросткового периода и противостояния родителям. Причин может быть масса, ваша задача — понять, что мешает именно вам. Это действительно станет шагом на пути к решению проблемы.

2. Составляйте план действий. Этот метод потребует от вас собранности. Тщательно проанализируйте, что вам необходимо сделать сегодня, а что можно отложить на завтра. И приступайте к выполнению пунктов плана практически на автомате: справились с одним делом, вычеркнули его, передохнули десять минут, приступили к следующему. Поначалу будет непросто, вы захотите отвлечься на соцсети, разговоры с коллегами и друзьями и прочие «соблазны прокрастинатора». Но для мотивации представьте себе, сколько всего приятного вы сможете сделать, когда вычеркнете все пункты плана на сегодня. Причем без гнетущего чувства вины.

Многие люди тянут с выполнением определенных обязанностей из-за страха допустить ошибку.

3. Не бойтесь ошибаться. Многие люди тянут с выполнением определенных обязанностей из-за страха допустить погрешность. Но не зря говорят, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Пару раз набив себе шишку, человек будет знать, каким путем стоит идти, а какой надо обходить стороной. Попытки — верный путь к успеху. Поэтому если сейчас вам кажется, что ваша затея обречена на провал, не опускайте руки, не тяните с ее реализацией — пробуйте, и в следующий раз вы будете знать, чего стоит опасаться, а чего нет.

4. Найдите мотивацию. Каждое дело вы выполняете для чего-то. Чтобы не разгневать начальника, чтобы зарекомендовать себя, чтобы у вас были деньги оплачивать кредит, чтобы помочь другу или чтобы дома было уютно и чисто. Для всего есть причины. Вам надо лишь превратить их в мотивации.

Например, гнетущее «если не сделаю, шеф меня убьет» сформулируйте как «я стану выглядеть в глазах босса исполнительным сотрудником, на которого можно положиться». Вместо «надо помыть посуду, а то скоро есть не из чего будет» говорите себе «на кухне станет чисто и уютно, а после уборки я смогу попить вкусный чай». Позитивные установки всегда сильнее негативных.

123RF/Dean Drobot

Позволяйте себе отдыхать, но отличайте отдых от банального нежелания заниматься чем-то важным. Сделать это довольно просто — в первом случае вы будете наслаждаться процессом, а во втором не сможете расслабиться ни на секунду. Разве вы хотите постоянно жить в напряжении?

    Как ты борешься с прокрастинацией?
    Проголосовать

Сегодня я расскажу что такое прокрастинация, каковы её симптомы и как с ней бороться, в чем заключается лечение прокрастинации

Добрый день, уважаемые читатели. С вами Дмитрий Шапошников.

Сегодня мы поговорим с вами о таком явлении как прокрастинация.

Наверняка вы, также как и я, замечали за собой время от времени весьма странное поведение. Вам нужно выполнить конкретную важную задачу, однако какое-то непонятное внутреннее чувство мешает вам приступить к работе.

Вместо этого вы все время норовите отвлечь себя другими, более приятными вещами. А в итоге тратите время на второстепенное, что приводит к срыву сроков, перенапряжению, неудовлетворенности самим собой и даже стрессам. Может быть это лень, а может что-то другое? Что делать?

Ниже, я поделюсь с вами личным опытом. Вперед, друзья!

1. Что такое прокрастинация на самом деле?

Термин «прокрастинация» (procrastination) дословно означает «задержка» и «откладывание на завтра». Это понятие вошло в обиход в 1977, когда вышли две серьёзные научные статьи, посвященные данной проблеме.

В России этим вопросом никто не занимался вплоть до середины 2000-х. Понятно, что прокрастинация была всегда, но научным исследованием феномена ученые занялись относительно недавно.

Самое простое определение прокрастинации:

Прокрастинация - это откладывание на неопределенный срок важных, сложных и неприятных дел, которые, тем не менее, выполнить необходимо.

Наука психология определяет данный термин более многословно:

Прокрастинация – это склонность индивида к постоянному откладыванию конкретных важных и срочных задач путем их замещения посторонними делами.

Прокрастинатор хорошо понимает, что не сделанные дела грозят профессиональными и личными неприятностями, но ничего не может с собой поделать – игнорирует важную задачу, занимаясь чем угодно, только не её выполнением.

Прекрасно осознавая необходимость выполнения конкретных дел, человек замещает их развлечениями и отвлекается на бытовые мелочи.

Явление знакомое многим, даже если слово «прокрастинация» вы слышите в первый раз.

В отличие от ленивого человека, который просто лежит на диване перед монитором, прокрастинатор всегда чем-то занят, но этот вид деятельности непродуктивен, неэффективен и не приносит результатов в виде личного развития, совершенствования и умножения благосостояния.

Прокрастинация почти всегда приводит к жизненным проблемам и болезненным психологическим результатам.

Наиболее полное психологическое исследование явления проведено профессором Пирсом Стилом в его труде «Уравнение прокрастинации». Учёный считает, что ритм жизни современного человека почти полностью состоит из откладывания важных дел.

Проблему он видит в отсутствии привычки следовать собственным намерениям и особенностях человеческой психологии.

Типичный пример прокрастинации

Студенту пора выполнять дипломную работу, и он решает приступить к ней прямо сейчас, сроки «горят». Он включает компьютер, открывает нужные материалы и решает налить себе кофе.

Придя на кухню, обнаруживает, что кофе осталась одна ложка. Он откладывает дела (написание диплома), собирается в магазин, покупает кофе, приходит домой и снова садится за рабочее место. Тут он решает посмотреть почту или новые сообщения в соцсетях.

Смотрит, отвечает, вступает в переписку. Так проходит несколько часов, а работа ещё даже не начата. Неожиданно студент обнаруживает, что день прошёл, а диплом по-прежнему остался на нулевой стадии выполнения.

Я уверен, что у многих из вас бывали подобные ситуации.

2. Причины, симптомы и последствия прокрастинации

Лабораторное изучение прокрастинации показывает, что явление возникает вследствие противодействия 2-х зон головного мозга: лимбической системы и фронтальной коры.

Первая отвечает за сиюминутные удовольствия и относится к бессознательной сфере нашей личности. Вторая – наш планировщик, который заботится о благосостоянии в долгосрочной перспективе.

Конфликт между этими зонами лишает человека возможности работать в полную силу и делать свои дела именно тогда, когда это нужно сделать – то есть прямо сейчас.

Но не только физиология мозга – причина нашей неэффективности. Существуют и другие причины этого состояния, и их достаточно много.

Причины прокрастинации

Ниже я приведу самые распространенные причины. В любом случае, их может быть и больше у каждого конкретного человека.

Вот несколько из них :

  1. Пониженная самооценка. Это распространенное состояние. Неуверенность в своих силах: человек считает, что у него не получится выполнить конкретную задачу и сомневается, стоит ли тратить на неё время, силы и энергию. О том, на нашем сайте уже есть популярная статья.
  2. Склонность к перфекционизму. Перфекционизм - это желание в любом деле достичь идеального результата. Стремление к совершенству заставляет нас цепляться к деталям, переделывать готовые проекты и постоянно думать о качестве работы. Сам по себе перфекционизм не так уж плох, если он не сказывается на сроках выполнения задачи и выступает причиной полного отказа от работы.
  3. Самоограничение. Это следствие подсознательного страха человека выделиться из толпы, стать успешнее, чем другие, и превратиться в объект завышенных требований. Самоограничение часто обусловлено критикой человека со стороны.
  4. Дух противоречия. Многих людей раздражают навязанные им программы и планы и они подсознательно стремятся «вырваться на свободу». Откладывание дел, согласно данной причине, выступает своего рода демонстрацией независимости.
  5. Скучная и неприятная работа. В этом случае всё понятно – кому хочется заниматься тем, что ему не нравится. Наверное, это самая частая и объективная причина возникновения прокрастинации.
  6. Неумение определять приоритеты. Человек мечется от одного дела к другому и как следствие, выбирает самый легкий путь - ничего не делать.
  7. Неумение организовать своё время. В этом случае человек неграмотно распоряжается своим временем. В нашей статье про вы сможете найти рекомендации по эффективному планированию своего времени.

Теперь я расскажу о симптомах прокрастинации. Может и вы найдете у себя некоторые их них.

Симптомы прокрастинации

Симптомов, также как и причин прокрастинации, существует множество.

Перечислю здесь самые распространенные :

  1. Невыполнение запланированного объема работы. Например, вы планируете сегодня выполнить 5 дел и это действительно возможно сделать без проблем в вашей ситуации. Но по прошествии дня вы обнаруживаете, что сделали от силы 1-2 задачи. Не страшно, если это редкие случаи, но если так происходит довольно часто, задумайтесь, вдруг что-то идет не так.
  2. Срыв сроков важных дел. Соблюдение сроков и прибытие в назначенное время в определенное место называют пунктуальностью. Если у вас эта самая пунктуальность страдает, то это может быть грозным симптомом.
  3. Ухудшение отношений на работе и в семье. Ваши отношения с начальством, клиентами, коллегами или второй половиной могут ухудшиться вследствие промедления и невыполнения данных обещаний.

Если вы часто наблюдаете у себя такие негативные проявления, то эти симптомы могут свидетельствовать о том, что вы подвержены прокрастинации. Это первые «звоночки», которые должны вас насторожить.

Последствия прокрастинации

Они бывают довольно страшными, но все поправимо, так что не отчаивайтесь.

Среди них могут быть:

  • отсутствие карьерного роста;
  • увольнение;
  • низкая личная эффективность;
  • депрессия;
  • раздражительность;
  • недосыпание и бессонница;
  • постоянная фрустрация (подавленность);
  • прострация и нервное напряжение;
  • конфликты с окружающими;
  • финансовые проблемы.

Друзья, на самом деле все не так страшно. Известная поговорка гласит: «У страха глаза велики», в случае с прокрастинацией она подходит на 100%. В следующем разделе мы поговорим о том, стоит ли бороться с этим явлением.

3. Стоит ли бороться с прокрастинацией?

Большинство разумных людей считает прокрастинацию абсолютным злом: они намерены искоренять в себе стремление откладывать важные дела по мере сил и возможностей.

Однако часть ученых считает, что борьба с прокрастинацией бесполезна и нецелесообразна. Более того, говорят сторонники данной теории, в решении важных задач откладывание и замещение позволяет нам в конечном итоге сделать больше. Некоторым людям даже более комфортно работать в режиме «дедлайн», когда сжатые сроки заставляют мозг работать на «полных оборотах».

Сторонники пользы прокрастинации полагают, что откладывание каких-то дел позволяет нам решить, действительно ли важна данная задача, и понять, стоит ли тратить на неё собственную энергию. Прокрастинация позволяет нам экономить силы и выступает своеобразной страховкой от неудач и разочарований.

Данная теория будет верна лишь в том случае, если задача, которую мы откладываем, действительно незнакомая и совершенно новая. Если же целесообразность и польза откладываемых дел нам предельно ясна, то прокрастинация – лишь один из видов «деятельной лени».

Бороться с прокрастинацией, несомненно, стоит, но делать это надо разумно. Как и в решении многих других задач, наиболее эффективным является научный подход в сочетании с ежедневной практикой.

4. Как победить прокрастинацию – 5 действенных методов

Вылечить и победить прокрастинацию вполне возможно, если подойти к делу прагматично.

Стоит также запастись терпением – за один день от привычки откладывать избавиться невозможно. Лучшее лекарство здесь у каждого своё, но я выбрал наиболее действенные методики, которые помогают справиться с этим явлением мне и моим друзьям.

Метод 1. Работайте со списками дел

Поскольку наша личная эффективность во многом зависит от рационального использования времени, необходимо структурировать день заранее, составив список дел. В список вносятся задачи разной важности, которые действительно необходимо сделать именно сегодня.

В идеале всё просто: если дела нет в списке, значит, выполнять его не требуется.

Но самое главное даже не это: сам факт того, что вы записали все свои дела в один список уже будет работать на вас!

Список дел тоже надо составлять в соответствии с целесообразностью. Можно воспользоваться матрицей Эйзенхауэра: разбить все дела на 4 категории и в первую очередь обращать внимание только на срочные и важные задачи.

Пример

Если в вашем списке отсутствует переписка в социальных сетях с подругой о планах на выходные, то заниматься этим не следует (по-крайней мере, до того, как основная задача не будет решена).

Важные дела – это те, что напрямую влияют на ваше личное благосостояние, соответствуют вашим личным целям и жизненным ценностям.

Метод 2. Откажитесь от ненужных задач

Иногда мы можем откладывать какие-либо дела просто потому, что они для нас потеряли актуальность. Возможно, важность этих дел потеряна не совсем, а частично. Именно поэтому они откладываются.

По какой-то причине мы для себя не приняли решение отказаться от них или переформулировать, то есть не додумали этот вопрос до конца. В этом и заключается проблема!

«Висящая задача» забирает часть нашего ресурса, как открытое приложение в компьютере. Что делать? Нужно прояснять свою мотивацию!

Есть дела, от которых можно просто отказаться из соображений чисто профессионального характера. Мелкие дела и всякого рода отвлечения могут убить даже самый перспективный проект.

Метод 3. Дробите большие задачи на части

Старый, но весьма эффективный и проверенный способ – разбить одно большое дело на несколько маленьких «делишек». Главная задача остаётся неизменной, но теперь приступать к ней уже не так страшно.

Локальная неудача психологически не так опасна, как крупный провал – кроме того, если одно маленькое дело вдруг не заладилось, его всегда можно заменить другим.

Опять же, желательно производить разбивку наглядно: то есть на бумаге или в электронном ежедневнике. Любой большой проект можно разделить на множество подпунктов – нужна лишь регулярная практика в занятиях подобного рода.

Почаще вспоминайте китайскую поговорку: «Большая дорога начинается с маленького шага» . Забудьте на время о дороге – делайте шаги. Не пишите книгу, пишите абзацы.

Так, шаг за шагом вы будете уменьшать влияние прокрастинации на вашу жизнь.

Метод 4. Изолируйте рабочее место

Рабочее место должно быть только рабочим. Это означает, что свой рабочий ноутбук не стоит использовать для развлечений, дружеской переписки и игр.

Даже если вы трудитесь удаленно, и за вами не следят зоркие глаза начальника, отнимать у себя рабочее время, наполняя его посторонними делами, по меньшей мере, нецелесообразно.

По словам упомянутого выше профессора Стила, одно из главных препятствий нашей эффективности – импульсивность. Человеку свойственно отвлекаться от важных дел, особенно если его постоянно окружают раздражители.

Посмотрите вокруг себя и устраните из поля зрения все вещи, которые могут потенциально отвлечь вас. Это касается не только материальных предметов, но и, к примеру, закладок на компьютере. Порядок на рабочем месте способствует порядку в голове (и наоборот).

Метод 5. Примите свое несовершенство

Не стоит беспокоиться по поводу собственного совершенства, поскольку достичь его невозможно. Любой психолог вам скажет, что идеал – лишь наше представление о ситуации, а не сама ситуация.

Перфекционизм часто является причиной прокрастинации, наш страх сделать что-то не на «отлично» останавливает нас и мешает начать действовать.

Запомните правило

«Лучше плохо начинать, чем хорошо бездействовать!» - цитата .

Чувство неуверенности и страха мешают нам развиваться, творить, зарабатывать и получать то, что мы желаем получить. Достижения невозможны, если вместо их воплощения в жизнь мы занимаемся размышлениями о неудачах и трудностях.

Следует принять собственное несовершенство и делать дело, не особо думая о конечном результате.

Можете взять за правило следующее утверждение неизвестного мне автора: "Просто делай то, что должен и будь что будет! "

Для наглядности представляю методы борьбы с прокрастинацией в виде таблицы:

Метод Что делать Результат
1 Работа со списком дел Ежедневно записывать дела Ненужные задачи исключаются сами собой
2 Отказ от ненужных задач Анализ задач и отказ от несущественных Освобождается пространство для нужных дел
3 Дробление задач Разделить объёмную задачу на несколько частей Исчезает чувство страха и неуверенности
4 Изоляция рабочего места Убрать всё лишнее из поля зрения Возрастает сосредоточенность
5 Принятие собственного несовершенства Не пытаться достичь идеала Уменьшается страх критики

Как видите, если задаться целью, то можно успешно искоренить это явление.

5. Лечение прокрастинации – мнения известных ученых

О лечении прокрастинации написано большое количество научных трудов, книг-исследований. Наиболее доступными и ориентированными на практику мне показались работы Пола Грэма и Джона Перри.

Пол Грэм – известный бизнесмен, программист, эссеист. В своих трудах, посвященных повышению личной эффективности, он утверждает, что прокрастинацию вылечить невозможно, но зато можно использовать её с пользой для себя.

Грэм утверждает, что прокрастинировать нужно умело.

Он выделяет 3 варианта прокрастинации:

  • не делать ничего;
  • заниматься чем- то менее важным;
  • заниматься чем-то более важным.

Хорошая прокрастинация, по утверждению Грэма, это когда ты делаешь одно дело, а не занимаешься всеми делами сразу. Не быть у себя самого на побегушках довольно просто, нужно лишь свести к минимуму все отвлекающие факторы.

Джон Перри , профессор Стэндфордского университета, тоже предлагает использовать естественное стремление к откладыванию дел себе во благо.

Ученый советует структурировать ежедневные дела, но таким способом, чтобы во главе списка оказались неважные и не срочные дела, а в разряде второстепенных задач – наиболее важные и нужные проекты.

По сути, профессор предлагает прокрастинаторам заняться утонченным самообманом – искусством, которым любители откладывать владеют в совершенстве. Ученый также считает, что нужно не сокращать количество ежедневных задач, а увеличивать их, чтобы не лишить себя мотивации.

Может это кому-то и помогает, дай Бог, но лично для меня это метод самообмана и мне он не по душе.

Стоит также увидеть небольшое интересное видео Джона Келли, иллюстрирующее прокрастинацию:

6. Тест на прокрастинацию

Чтобы понять, насколько прокрастинация владеет вашей жизнью, пройдите небольшой тест.

Ответьте на несколько простых вопросов. За ответ «да» поставьте себе 1 балл, «нет» - 0 баллов.

  1. Я часто ловлю себя на мысли, что занимаюсь задачей, которую нужно было выполнить вчера (неделю, месяц назад).
  2. Планируя встречу, я всегда думаю о деталях.
  3. Я всегда отвечаю на письма, даже не на самые важные и срочные.
  4. Я редко принимаю решения сразу.
  5. Когда мне необходимо выполнить сложную работу, я долго обдумываю, как буду это делать.
  6. Я часто спешу, стараясь успеть выполнить работу вовремя.
  7. Я стараюсь не думать о приближении сроков задачи работы (заказа, проекта).
  8. Я часто говорю «Лучше сделать это завтра».
  9. Я легко отвлекаюсь на раздражители.
  10. Лучшие помощники в моей работе – кофе, чай, энергетики и другие бодрящие напитки.
  11. Я - фаталист: если работа не идёт, то с этим ничего не поделаешь.
  12. Я не могу начать работу, если не выполнены бытовые задачи.

Оценить результаты теста несложно: если набралось 5 и более «да» - вы настоящий прокрастинатор. Если менее 5, то у вас обычное состояние относительно этого явления.

7. Заключение

Подведём итоги, друзья! Прокрастинация – зло, но вполне преодолимое. Тысячи успешных людей занимаются этим ежедневно, совершенствуясь в своих навыках.

В заключение посмотрите видео от эксперта Марии Долиной о том, как победить прокрастинацию:

Главное – просто начать двигаться в нужном направлении, преодолевая трудности и решая локальные задачи по мере их поступления.

Своими наблюдениями и собственными секретами борьбы с этим «недугом» делитесь в комментариях! Желаю вам душевной гармонии!

В переводе с английского «прокрастинация» - промедление, оттягивание. Психологи называют этим термином привычку откладывать дела. В чем причины прокрастинации и как преодолеть эту вредную привычку, пока она не превратилась в образ жизни.

Прокрастинация свойственна многим людям. Правда, далеко не все знают, что в психологии под этим словом понимают состояние человека, постоянно откладывающего все дела на потом. В переводе с английского слово «прокрастинация» так и означает «промедление, оттягивание». Вместо того, чтобы заниматься необходимыми, порой срочными делами, человек делает прямо противоположное: говорит по телефону, заваривает чай, читает в Интернете новости, сидит в соцсетях – что угодно, только не то, что нужно в данную минуту.

При этом последствия такого поведения могут быть неприятны как для самого прокрастинатора, так и для окружающих. Во-первых, нередко он сам испытывает неудовлетворенность от того, что время потрачено непродуктивно, и чувство вины перед теми, кто на него понадеялся. А это впоследствии может стать причиной неврозов и стресса. Во-вторых, его начинают считать необязательным человеком, которому нельзя поручить серьезное дело.

Психологи считают, что людям, которые наблюдают в себе незначительную склонность иногда откладывать неприятные дела на потом, не стоит волноваться: в определенных пределах прокрастинация может быть нормой. Конечно, до тех пор, пока она не начинает оказывать существенное влияние на жизнь человека и его продуктивность.

Они делят прокрастинацию на два типа: расслабленную – когда человек откладывает неприятные дела и занимается тем, к чему у него сейчас больше лежит душа, и напряженную, для которой характерны неудовлетворенность своей жизнью и неуверенность в себе.

Некоторые считают прокрастинацию болезнью современности, однако стоит обратиться к историческим примерам, чтобы понять, что она существовала всегда. Самое древнее описания этого состояния встречается в Бхагаватгите – памятнике древнеиндийской философской мысли, который был написан в V веке до нашей эры. Просто в последние десятилетия этой проблеме стали уделять больше внимания, создавая методики, как можно избавиться от прокрастинации или хотя бы ее ослабить. Ведь, как говорил римский философ Сенека, «пока мы откладываем жизнь, она проходит».

Причины прокрастинации

Чтобы бороться с проблемой, нужно докопаться до ее причин, что и попытались сделать психологи. По одной из их теорий, причиной прокрастинации является беспокойство, и оно больше свойственно людям, подверженным стрессам. Чем же вызвано такое беспокойство? У одних людей оно связано со страхом перед будущим, поэтому они пытаются по-своему оттянуть момент его приближения. У других – страх не соответствовать надеждам и не оправдать ожидания. И мысль об этом причиняет им чуть ли не физическую боль.

В основе другой теории лежит мнение, что человек, который откладывает важную работу до крайних сроков, подсознательно ограничивает себя, потому что боится выделиться из серой массы, привлечь к себе внимание, быть не таким, как все.

Согласно еще одной теории, прокрастинации подвержены люди – по характеру бунтари, которые таким образом доказывают свою независимость от общественного мнения. Однако главное место отводится теории временной мотивации, в соответствии с которой чем больше наши личные цели совпадают с общественными, тем быстрее и качественнее мы выполняем работу.

Любопытно, что в книге «Решение загадки прокрастинации», написанной канадским доктором наук Тимоти Пичелом, сказано, что причина прокрастинации – противоборство зон головного мозга. Одна из них, лимбическая система, отвечает за радости и удовольствия, а другая, перфронтальная кора, является нашим внутренним планировщиком, обеспечивающим нам долгосрочные перспективы существования. И этим человек отличается от животных, руководствующихся лишь инстинктами. Если лимбическая система включается автоматически, то префронтальная кора – усилием воли. И прокрастинировать нас принуждает именно лимбическая система. Исходя из этой теории, получается, что причины прокрастинации – биологические.

Однако не стоит определять прокрастинацию как безусловное зло. Например, американский предприниматель Пол Грэм считает, что самые интересные люди, с которыми ему приходилось встречаться, были «ужасными прокрастинаторами».

Как «лечить» прокрастинацию?

  1. Мы откладываем какую-то работу, потому что не видим в ней смысла . Но если мы все-таки не можем от нее отказаться, смысл нужно найти либо придумать. Очень мотивируют слова Стива Джобса: «Вы должны определиться, чего вы хотите: провести остаток жизни, продавая газировку, или хотите изменить мир?».
  2. Правильно расставить приоритеты при определении первоочередности накопившихся дел поможет – 34-го американского президента. Ее суть в том, что все они делятся на 4 группы: важные и срочные; не важные, но срочные; важные, но не срочные; не важные и не срочные. От выполнения важных и срочных зависят, что называется, «вопросы жизни и смерти» – их просто невозможно не сделать в срок. Сюда не должны относиться более одного-двух дел. К примеру, сдача отчета в налоговую инспекцию и т. п. Не важные, но срочные – они требуют внимания, но не влияют на нашу жизнь. Важные, но не срочные – могут подождать. Если же их отложить слишком надолго, они могут перейти в разряд важных и срочных. Например, кредит нужно погасить до 25-го числа, а на календаре – 15-е. Дотянув до 24-го, мы сделаем эту задачу важной и срочной. Не важные и не срочные – чаще всего их можно вообще не делать. Они относятся к хронофагам – пожирателям времени. Классифицировав дела в соответствии с матрицей Эйзенхауэра, можно избежать завалов в работе и сосредоточиться на первостепенных задачах.
  3. Необходимо планировать свое рабочее и личное время – на день, неделю, месяц и держать план как напоминание на видном месте. Выполненные дела с удовольствием вычеркиваем, не забывая вознаградить себя за работу. (Кстати, решение сложной задачи вполне можно совместить с питьем вкусного кофе. А нудную работу «скрасит» сотрудник, с которым приятно общаться.)
  4. Не стоит обременять себя долгими раздумьями о том, что пора браться за неприятную работу: чем больше мы будем об этом думать, тем сложнее нам будет за нее взяться. Как говорится: «Просто сделай это!».
  5. Стоит начать с малого , таким образом можно будет обмануть себя и постепенно втянуться в работу. Например, сказать себе, что я прочитаю только одну страницу. Или напишу только один абзац. Или буду заниматься всего лишь полчаса. Китайская пословица гласит: «Путь длиной в тысячу ли начинается с первого маленького шага».
  6. Нас пугает объем работы . Тогда нужно разбить задачу на части. Взять простой пример – ту же уборку квартиры. Мы месяц не обращали внимания на беспорядок, и теперь нас пугает сама мысль о накопившемся объеме работы. Разбиваем задачу на части, и каждый день делаем что-то одно: сегодня вытираем пыль, завтра моем кафель и пр.
  7. Не лишне «заблокировать» все отвлекающие факторы , мешающие работать: телевизор, соцсети в Интернете, телефон и пр. Этот метод называется «выброси ключ».
  8. Мы начинаем волынить, потому что устали . Организм требует перезагрузки. Поэтому прислушаемся к тому, чего он хочет: вздремнуть, выпить чаю, прогуляться, принять ванну. Наверняка после отдыха откроется второе дыхание, и работа пойдет быстрее.

Есть два типа людей. Первый тип: человек успешен, добивается всего, что захочет, ему в сутки вполне хватает 24-х часов. Второй: прокрастинатор. Люди первого типа сюда, вероятнее всего, никогда не заглянут, у них много важных дел, которые требуют их непосредственного участия. А эта статья как раз для вас, представители второго типа.

Спешу заметить, что быть прокрастинатором нисколько не зазорно, более того, прокрастинаторов разной степени тяжести абсолютное большинство.

Само слово «прокрастинация », как нам говорит википедия, имеет латинские корни и в настоящее время в английском языке имеет значение «задержка, откладывание». Таким образом, «прокрастинация» — склонность к постоянному откладыванию «на потом» неприятных мыслей и дел. До определённого уровня откладывание дел является нормой (все мы знаем расхожую прибаутку про работу, которая не волк и в лес не убежит), но, перерастая этот предел, прокрастинация становится серьёзной проблемой. Лень и прокрастинация имеют много общего, однако это не одно и то же. Скорее лень — один из многих компонентов, которые образуют явление прокрастинации.

Так кто же он такой, загадочный «прокрастинатор»?

Прежде всего, прокрастинацией страдает тот, кто не привык к дисциплине. В самом деле, кто захочет чистить зубы по расписанию и заниматься зарядкой строго с 6:30 до 6:45? Кто вообще-то готов заниматься этой зарядкой даже не привязываясь к определённому времени? Правильно, только тот, кто эту статью читать не будет.

К слову, эту самую статью было задумано написать как минимум полгода назад. И всё это время она не была опубликована исключительно в силу наличия у автора этой статьи проблемы прокрастинации. Сложно, знаете ли, взять и написать, а вдруг не получится? А вдруг я что-то упускаю? А вдруг…? Ааа… ладно, не горит же, в самом деле. Лучше пойду чаю выпью.

И в этом вся суть прокрастинации.

Чем же занимается человек-прокрастинатор, когда у него на повестке дня стоят дела и он осознаёт их важность и необходимость завершения? Он, чаще всего, отвлекается и развлекается, до последнего момента стараясь не замечать этого неприятного во всех смыслах чувства, что время уходит, а ничего до сих пор и не сделано. Человек начинает отвлекаться и развлекаться с удвоенной силой, лишь бы забыть о гнетущих последствиях невыполнения всего того, что выполнить требуется.

Истинный прокрастинатор никогда не спешит доводить свои дела до конца. Всегда найдётся 1000 и 1 причина, по которым «весь мир подождёт». Рано или поздно, в особо запущенных случаях, сложно становится не только доводить до конца начатое, но и вообще начинать хоть что-то новое . Сразу же возникает страх, что к горе недоделанных дел прибавится ещё одно, которое только и будет докучать своим наличием.

Даже если прокрастинатор нашёл в себе остатки сил, чтобы завершить особо важное или особо долго тянущееся дело, то факт его завершения не приносит былого морального удовлетворения, только . Причина в том, что оставшаяся куча дел никуда не девалась и завершённый с таким трудом один проект безжалостно напоминает о том, что впереди ещё длинный список дел, каждый элемент которого потребует не меньших, а то и больших усилий.

Между прочим, хорошо бы, чтобы этот список был. Чаще всего прокрастинатор этого списка не имеет, наивно полагая, что все его многочисленные незавершённые дела укладываются у него в голове. Единственное, что эти дела делают у него в голове – вносят «разброд и шатание», не дают сосредоточиться, пугают своим количеством, которое зачастую «изнутри» кажется большим, чем оно есть на самом деле.

Поэтому отсюда следует вывод для тех, кто решил перейти из второго типа людей в первый:

Правило №1: Составь нумерованный список дел, которые уже накопились.

После составления такого списка, следует маленькое позитивное подкрепление: почти у каждого человека этот список в голове был гораздо обширнее, чем он есть на бумаге. А это значит, что дел не так уж и много, как казалось. Гора, на которую предстоит забраться, не так уж и высока. Для «запущенного» прокрастинатора – это добрый знак и некоторое облегчение.

Сразу скажу, выполнение этих правил – это тоже дело и оно тоже ляжет в ту же самую кучу, если не начать его выполнение сразу же, пока ещё не пришло в голову пойти попить чай. Если у вас есть время прочитать эту статью, то значит и есть время составить сортированный нумерованный список.Поэтому:

Правило №2: Составь этот список сейчас же.

Без приятных бонусов и в этом случае не обойдётся. Дело в том, что каждый раз, когда прокрастинатор будет доводить дело до конца, даже самое мелкое и даже самое незначительное, у него будет закрепляться эффект осознания того, что он-таки смог, что он чего-то стоит, что он может, когда хочет. Раз за разом эта уверенность будет крепнуть. И настанет день, когда вслед за маленькими делишками в ход пойдут и великие дела, которые человек (уже не прокрастинатор) сможет довести до логического конца. Хотите ли вы испытать немного радостного чувства от того, что стали ближе к решению своей проблемы? Тогда следуйте правилу №2.

Сразу за составлением списка текущих дел, категорически рекомендуется определиться с приоритетами. Это значит, что требуется пересмотреть важность, срочность и нужность каждого отдельно взятого пункта. Вот увидите, если подойти к этой задаче со всей серьёзностью, то ваша «гора» станет больше похожей на пригорок, чем на Эверест. А это, опять же, добавит энтузиазма.


Правило №3: Определи приоритеты (важность, срочность), отсортируй дела в соответствии с приоритетами выполнения. Исключи из списка те дела, которые уже потеряли актуальность или никогда не имели важности.

На этом пути могут возникнуть трудности. Человек привык считать, что все его дела важны и что без них он обойтись не может. В самом же деле, не зря он носил их всё время у себя в голове, чтобы потом взять вот так и выбросить из них, скажем, половину. Определённо не зря. Он носил их потому, что они казались ему важными , но настало время пересмотреть их и критически взглянуть на эту великую важность.

Здесь вам поможет простой тест. Для краткости я обозначу этот тест «критерием желанности». Берите каждый пункт и вслух произносите «Я хочу…» и вместо многоточия подставляйте ту формулировку дела, которое у вас там значится. Если вдруг выходит так, что вы не хотите, а, например, должны, то это дело вам не подходит и его можно смело убирать куда подальше из этого списка. Если вам страшно расставаться с теми делами, которые вы должны кому-то сделать, но сами не хотите, то заведите специально для них отдельный список. Вот увидите, к концу этой статьи его можно будет спокойно выбросить. Но пока всё же сделайте, это упражнение тоже сильно поможет вам на пути превращения из прокрастинатора в успешного человека, а также подарит ни с чем не сравнимое чувство «горы с плеч», когда вы всё-таки выбросите этот список.

Важность соблюдения критерия желанности невозможно переоценить. Дело в том, что вне зависимости от религиозных, философских и иных мировоззренческих взглядов, я надеюсь, что каждый из вас дорожит временем своей жизни. Пользуясь этим критерием, можно максимально освободить время своей жизни только для тех дел, которыми вы неизменно хотите заниматься. Эти дела будут делаться не столько ради результата, сколько ради самого процесса. А это значит, что время, проведённое за ними, пролетит незаметно, но от этого не менее приятно. Такие дела – это даже и не дела вовсе, а натуральный отдых.

Может показаться, что я советую оставить только какие-то несерьёзные дела, но как тогда жить? Как питаться? Как работать, в конце-концов? Много ли ты, автор, видел людей, которым нравится работать? А жить-то надо!

Безусловно надо. Но надо ещё знать зачем оно всё. Встаёт извечный вопрос «Мы живём для того, чтобы есть или едим для того, чтобы жить?» так же и со всеми остальными сферами. Мы живём, чтобы работать или работаем, чтобы жить?

Прокрастинация – это психологическая проблема человека, откладывание дел на потом, в результате они так и остаются невыполненными. Вначале эта проблема не кажется глобальной, однако, это не совсем так. Синдром откладывания важных дел является привычкой, с которой просто необходимо бороться.

Откладывание дел на потом – этот процесс знаком каждому человеку. Однако, если он входит в привычку и становится стереотипом поведения, это становится уже проблемой и называется прокрастинацией. Ее синдром таит в себе определенную опасность.

Человек, привыкший откладывать важные дела на потом, в результате отказывается от них, что ведет к деградации и развитию депрессии. Оглянувшись назад, можно увидеть массу упущенных возможностей. Для дальнейшей реализации человека как личности это становится опасным. Нужно срочно принимать меры. Иначе чувство хронического недовольства жизнь начнет пожирать вас изнутри.

Не стоит ожидать, что вам удастся перестать откладывать все на потом сразу и без усилий. Положительные результаты имеют место лишь в случае, если будут приложено максимальное количество сил со стороны самого человека. Привычка откладывать все на потом отступит, если правильно определить ее истинную причину, воспользоваться советами и рекомендациями.

С чего начать?

В сущности, синдром откладывания не является заболеванием. Однако стремление откладывать дела на потом может спровоцировать серьезные нарушения в здоровье человека. Чтобы этого не случилось, от нее рекомендуется избавиться. Перед началом процесса необходимо определить тип прокрастинаторов, к которому относится человек.

Напряженный прокрастинатор:

  • Страх перед достижениями. Некоторые боятся, что впоследствии от них будут требовать этого постоянно, некоторые боятся потерять из-за этого друзей, встречаются и такие люди, которые считают себя просто недостойными успеха. Установку такого типа следует менять на позитивную.
  • Страх неудачи. Получить неудачный результат будет более болезненно, чем совсем ничего не делать. Еще одна сторона этого типа хорошо сформулирована Авраамом Линкольном: «Лучше молчать, и казаться идиотом, чем сказать, и развеять последние сомнения».
  • Противостояние: «Меня невозможно заставить что-то сделать». В этом случае необходимо спросить у себя, кому станет хуже, если дело не будет сделано. Возможно, этот противостояние является просто протестом ради протеста. Стоит ли тратить всю жизнь, агрессивно доказывая свою личную свободу, вместо того, чтобы привнести в нее что-либо полезное?

Расслабленный прокрастинатор;

  • Неприятие отдельного вида деятельности и стремление ее избегать. Выходом будет новая установка – стремление откладывать неприятную работу является выбором студентов и необразованных людей.


От жизненных трудностей не спрятаться, раньше или позже с ними придется встретиться лицом к лицу. Перестать откладывать неприятные дела на потом можно, сделав всего семь шагов. Применить рекомендации следует незамедлительно, ибо отодвинув их на потом, человек опять окунется в прокрастинацию.

  1. Заведите ежедневник. Дела требуют учета, поэтому следует составить список дел, которые откладывались на потом, и определить приоритеты. Разным цветом маркера сделайте личные пометки – по срочности, по личной заинтересованности, по степени важности. Проставьте рядом примерную дату выполнения – вы увидите, что завтра будут следующие дела, поэтому откладывать ничего не следует. Совет: продумайте для себя систему поощрения и наказания.
  2. Большую работу из многих составляющих можно разделить на блоки: «Большого слона нужно есть по частям». Неприятную работу, на которую необходимо затратить много времени, можно разбить на временные промежутки: «Я поделаю 15 минут и отдохну». Психологически к такой работу будет гораздо легче подойти – она уже не будет казаться невыполнимой. Рекомендуем сделать между этапами перерыв.
  3. Запишите все стандартные фразы, используемые для прокрастинации, и для каждой подберите контраргументацию. «Я смогу сделать это завтра» — «Это следует сделать сегодня, а завтрашний день я потрачу на поход в кино, шопинг и т.д.». Ищите позитивные моменты, закладывайте в аргументы побольше положительного, и жизнь перестанет быть безрадостной.
  4. Не отвлекайтесь от основного дела. Сосредоточьтесь только на одном из дел и не отвлекайтесь на посторонние. Например, начиная уборку в шкафу, занимайтесь только уборкой, а не примеркой нарядов. Выполнив основное дело, вы сможете заняться более интересными для себя.
  5. Составьте детальный план реалистичных целей, определив каждую, как краткосрочную или долгосрочную. После достижения даже маленькой из них вознаграждайте себя за ответственность и трудолюбие. Похвалите и порадуйте себя, ведь вы выполнили дело в срок, не откладывая его надолго.
  6. Ищите правильную мотивацию и личную заинтересованность, ведь, по словам Кэлвина Кулича, «ничто в жизни не заменит упорства». Придумайте позитивную причину – и дело пойдет гораздо легче. К примеру, делая новый проект, вы приближаетесь к прибавке в зарплате.
  7. Если вы не представляете, как подступиться к какому – либо делу и правильно его выполнить, просто начните его делать. Наше поведение тоже подчиняется закону инерции. Это значит, что энергию необходимо затрачивать только вначале какого либо дела. А дальше становиться ощутимо легче – в силу в ступает закон инерции. В процессе деятельности решение придет само собой, вы втянетесь и незаметно даже для себя выполните задание. Похвалите себя! Ведь вы не потратили много времени, чтобы настроиться, подготовиться к выполнению и детально продумывать последовательность действий.

Как получить результат максимально быстро?

Любая привычка вырабатывается в течение 21 дня. Советуем выработать некий деловой режим – начинать дела в один и тот же час. Если начал в срок, непременно похвали себя, немного, слегка. Чтобы было не так скучно, разработайте личный ритуал включения в работу. После 21 дня, скорее всего, привычка откладывать дела на потом исчезнет, а вместо нее появится новая, полезная.

Кстати, причиной промедления может стать желание сделать работу суперсовершенно. И человек начинает терять время, собирая информацию. А нужно всего лишь приступить к работе. По принципу Парето, 20% имеющейся информации уже дают 80% необходимых для работы сведений. А остальное – это просто потеря времени, так как недостающие 20% можно вычислить только в процессе выполнения практической работы. Для сокращения времени поиска и обработки информации подойдет самый простой план, поэтому не нужно все усложнять.

Разрешите себе быть несовершенными, и вы сможете начать делать работу быстро. Самый лучший учитель – это практика, ее опыт бесценен. Сделав что-либо однажды, в последующем вы сделаете это гораздо быстрее и лучше. Научитесь радоваться малому, поощряйте себя за вовремя начатое и не отложенное на потом дело.

Если даже результат получится не совсем тем, как вы ожидали, ободрите себя – ведь вы сделали это!