Как стать своим в. Что выдаёт русских? #4 Дайте этой группе быть такой, какая она есть

Я давно подумывал написать нечто подобное. Если хотите, это определенный свод правил, который поможет вам «влиться» в любой коллектив или компанию, если вам вдруг доведется попасть в столицу нашей необъятной Родины и, более того, возникнет необходимость здесь жить и нормально сосуществовать с обществом. Запомнив некоторые «нехитрые хитрости» можно легко «проканать под своего» и не стать белой вороной.

Всегда и везде представляйтесь по имени и будьте лаконичны. «Очень приятно. Вася.». И все, и точка, никакого пафоса, теперь это не в фаворе. Любой новый знакомый, который на корпоративе представился скромно Вася, может быть кем угодно, вплоть до председателя совета директоров. Руку жать вовсе не обязательно, но если предложили - не отказывайтесь, просто пожмите слегка и немедленно отпускайте, а то вас могут неправильно понять.

Говорить надо мало, больше слушать, и ни в коем случае не затрагивать проблем глобального потепления, политики и других важных проблем. Лучше обсудить последние сплетни – это всегда актуально. Не высказывайтесь ни о чем резко негативно, даже если речь идет об отдыхе в Анталии, а вам там жутко не понравилось. Оставьте свое мнение при себе, оно, собственно, никому не интересно.

Не стоит начинать разы словами: «А у нас не так…», а уж тем более рассказывать, как именно не так у вас в Казани, Торжке и т.д. Не травмируйте психику москвича. Ему и так не легко и страшно, ведь он уверен, что за пределами Белокаменной живут сплошь медведи и мужики в лаптях и с балалайками.

Стеб – первое и главное правило поведения. Лучше всего смеяться над самим собой – они это ой как любят. Кроме того, старайтесь шутить даже в тех ситуациях, в которых не видите ничего смешного. Для того чтобы постебаться, москвичам не нужен повод, и ты его не ищи – он рядом, он во всем.

Запомни, в музеи ходят только лохи. Настоящий москвич туда не ходит. Ну может был пару раз в детстве с мамой, но на этом энтузиазм иссяк. Сегодня модно посещать выставки, инсталляции и модные фотобиенале. На подобной выставке обычно пьют дармовое вино и едят халявные тарталетки. Все. Разбираться в происходящем вовсе не обязательно. В крайнем случае, можно, подобно оному широко известному в узких кругах герою сериала, подойти к самой непонятной фотографии и глубокомысленно произнести нечто вроде: «Да, апокрифично» и быстро ретироваться.

Чтобы найти много новых друзей – заведи собаку и запишись в фитнесс клуб. Сразу станешь своим парнем. Спорт и собаки – это модно. Причем стоит выбрать какой-нибудь модный спорт и модную собаку. Погугли – найдешь массу вариантов. Кроме прочего, наличие собаки делает тебя аборигеном автоматически. Если чувак выгуливает под мышкой бедного йорика – он точно живет где-то неподалёку и на постоянной основе.

Одежду выбери попроще, это называется «кич» и это круто. Ты можешь не бывать в модных клубах, но знать об их существовании обязан. А вот восторгаться всем подряд не стоит – москвичи с тобой не согласны, они живенько обсуждают конструктивные недостатки храма Василия Блаженного. И главное - пей чай! Зеленый, без сахара, с каким - нибудь трудно запоминающимся вычурным названием - главное сам его не забудь выучить!

Именно человек, описанный выше, сможет стать неприметным и «своим» в любой московской тусовке.

Когда новый руководитель приходит в компанию, он, как показывает мой опыт, выбирает один из двух стилей руководства.

Директивный руководитель — «плохой полицейский»

Быть «директивным руководителем» — значит, включать «плохого полицейского», раздавать указания сотрудникам направо и налево, а также применять систему материальной антимотивации: наказывать штрафами и понижением зарплаты.

Этот вариант встречается чаще, потому что менеджер стрессует в новой обстановке или комплексует из-за «незрелости» и неуверенности в своих силах. То есть не знает, как гармонично и без стресса для себя, коллектива и бизнеса в целом вписаться в уже существующую картину. Ему проще начать всё перестраивать «под себя», идти напролом, отказываться от ответственности за свои действия и слова. трусит, когда дела идут не так, как он планировал.

Мне довелось наблюдать это лично. Управленец стремился показать, «кто в доме хозяин», начал устанавливать свои порядки и пытался прогнуть под них . Стратегически его действия не привели к положительному результату, потому что сотрудники его побаивались и демонстрировали уважение лишь из страха. Они не могли работать продуктивно и с удовольствием, боялись открыться и рассказать о ситуации на предприятии или какой-то профессиональной проблеме, которую они пока решить не могут, боялись спросить совета и попросить дополнительные ресурсы.
Фото: Free-Photos, pixabay.com

Эта манера управления плохо сказывается и на бизнесе в целом.

«Добрый полицейский»

Руководитель-новичок может уйти в другую крайность: стать чрезмерно неравнодушным руководителем, то есть «добрым полицейским». Он везде влезает, старается навязать свою точку зрения и помочь.

Особенно явно эта тенденция прослеживается на начальном этапе, когда ему очень хочется быть полезным и показать себя, понять бизнес и все его внутренние процессы как можно быстрее. Да, это хорошая внутренняя мотивация (понимание всей глубины бизнеса и демонстрация своей полезности), но действия в корне неверны.

Желание быстро взяться за максимально широкий круг обязанностей, развернуть активные действия по улучшению/ухудшению каких-либо процессов, внедрить изменения — это большая ошибка руководителя-новичка. Стратегия «мне бы шашку да коня и на линию огня» едва ли принесет благо устоявшейся организации и коллективу.

Оптимальное поведение

Идеальный вариант для начальника, только пришедшего на предприятие — быть «ниже травы и тише воды» хотя бы первый месяц: не «лезть» в бизнес-процессы и не пугать сотрудников чрезмерной опекой или, наоборот, постоянными придирками. Новое руководящее лицо в компании — это стресс не только для него самого, но и для коллектива. Усугублять его не стоит.
Фото: 089photoshootings, pixabay.com

Многие менеджеры думают, что когда ты пришёл в старый бизнес, нужно срочно начинать действовать, показывать себя, чтобы отметиться или выделиться перед персоналом или партнёрами, показать свой авторитет и так далее. Также часто в дело вступает комплекс «стороннего мнения», когда люди спрашивают себя: «А что обо мне подумают в коллективе, если я буду сидеть тихо? У них наверняка сложится мнение, будто я ничего не делаю». Такие мысли и влекут вышеописанные ошибки.

Отличная тактика в начале пути — анализ, узнавание, знакомство с предприятием, бизнес-процессами, коллективом. От сотрудников можно получить много полезной информации, которая здорово поможет в руководстве.

Как стать «своим»


Фото: rawpixel, pixabay.com

В первые дни после прихода организуйте общее собрание, познакомьтесь со всеми подчинёнными.

  • Расскажите о себе спокойно и доброжелательно.
  • Потом дайте слово сотрудникам: выслушайте их, если они захотят вам что-то сказать, будь то рабочие вопросы или личные пожелания, а также послушайте, что они расскажут о компании, традициях в ней и рабочих процессах.
  • Поделитесь планами относительно бизнеса и рабочих процессов. Выслушайте мысли и идеи подчинённых по поводу сказанного вами.

Важно также успокоить их тем, что никаких резких изменений в коллективе или рабочих процессах не будет. Но если для вас принципиально выполнение некоторых ваших требований, дайте знать об этом сотрудникам и обязательно объясните, почему это важно не столько для вас, сколько для них.

Например, новая система отчётности или корпоративная система учёта часто воспринимаются сотрудниками с саботажем, потому что им кажется, что это лишняя работа. — «продать» им идею полезности этого нововведения, показать его положительные стороны и плюсы для каждого сотрудника.

Только после анализа и знакомства следующим шагом можно «действовать»: подтягивать ресурсы — как людские, так и материальные, постепенно внедрять новые бизнес-процессы, убирать неспешно «лишнее» и так далее.

На этом этапе как раз необходима контролирующая функция, когда руководитель следит за ходом нововведений и помогает коллективу, даёт обратную связь. И уже потом, если руководителю очень хочется быть полезным, он может взять на себя часть внутренних рабочих процессов на уровне исполнителя, делать что-то «своими руками», чтобы лучше понимать свою «зону ответственности» изнутри.

Вывод . Когда руководитель приходит в уже сложившийся коллектив, ему нужно расти «сверху вниз», то есть начинать с анализа и активного слушания и только потом постепенно спускаться на уровень исполнителя, чтобы понять процессы изнутри самому, а не наоборот. Такая модель поведения позволит избежать многих ошибок, от которых не застрахован даже опытный руководитель.


Часто бывает, что мы знакомимся с группой людей, с которыми нам хочется поддерживать отношения и в дальнейшем, причем именно с группой как таковой, а не с каким-то человеком в отдельности.

Это происходит, например, в том случае, когда людей объединяет совместная общественная деятельность, или если речь идет о соседях, с которыми мы неизменно сталкиваемся, выходя гулять с собакой, это могут быть и завсегдатаи кафе, в котором мы пьем кофе по субботам, или члены клуба по интересам, в который мы недавно записались. Подобные кружки оказываются в той или иной степени привилегированными, то есть внутри кружка каждый знает другого и знает всё про всех, поэтому новенький до такой степени ощущает себя чужаком, что сделаться среди них «своим» кажется ему несбыточной мечтой. В тесно сплоченной группе входящие в нее люди привыкают говорить между собой громко и оживленно и часто разражаются хохотом, в особенности если собирается большая компания.

Чтобы определить, с какой именно группой вы столкнулись - со сплоченным многолетним общением кругом друзей или, наоборот, с недавно сложившейся компанией, надо понаблюдать, как обстоит дело с личным пространством каждого из входящих в группу людей. Каким образом поделена территория? Тесно ли сближаются люди, когда разговаривают? Как они друг друга трогают, и выглядят ли эти прикосновения непринужденными? Склоняются ли эти люди голова к голове, не заботясь о нарушении интимного пространства? Если так оно и есть, можете не сомневаться, что вы имеете дело с тесно сплоченной группой, в которой все давно и хорошо друг друга знают.

В молодых, недавно сложившихся коллективах люди соблюдают некоторую дистанцию, не прикасаются друг к другу, а если и делают это, то с большой напряженностью; разговор у них не очень громкий и не столь оживленный, и они не часто разражаются хохотом.
В любом случае вы заметите, что независимо от стажа общения и численности группы в ней неизменно будет чувствоваться присутствие лидера, или «души компании». Не обязательно это будет всегда один и тот же человек - обычно зависит от ситуации, кто именно оказывается в этой роли, но так или иначе некто непременно будет играть лидирующую роль. Понаблюдайте за сидящей в баре компанией и определите, кто в данный момент главенствует за столиком. Спустя некоторое время вы заметите, как функция «заводилы» переходит от одного из присутствующих к другому в зависимости от темы разговора.

Новому человеку всегда бывает очень нелегко сделаться «своим» в уже сложившейся компании. Для начала надо понаблюдать за тем, какие элементы языка тела являются в данной группе общепринятыми; иными словами, выяснить, как люди себя ведут, как они садятся, придвигаются ли поближе друг к другу, возводят ли защитный барьер от других, стоя вместе.

Следующим шагом «новенького» должна стать попытка воспринять эти элементы как свои собственные. В результате его шансы быть принятым в компанию значительно возрастут, у людей создастся впечатление, что он естественно вписывается в группу. Однако если новенький заметно нервничает, его тело может транслировать послания, в которых явственно будет читаться, что ему не по себе. До всех членов группы, конечно же, незамедлительно дойдут эти сигналы, и это тут же внесет в дружескую атмосферу оттенок натянутости, вплоть до того, что присутствующие могут занять круговую оборону; причем возникшее у них чувство дискомфорта не исчезнет до тех пор, пока оно не вынудит чужака покинуть кружок.

Поэтому, если вы оказались в ситуации новичка в уже сложившейся компании, постарайтесь определить, какие знаки языка тела характерны для данной группы, после чего попытайтесь немедленно взять их на вооружение; не устанавливайте дистанции в общении с присутствующими, ведите себя открыто и как можно больше улыбайтесь.

До тех пор, пока на вас не обратят внимания, вы можете молча находиться «в тени». Случайная и дружелюбно настроенная компания в этом случае пригласит вас присоединиться, в то время как группа друзей со стажем, сложившимися традициями, общими секретами или принятой холодностью по отношению к чужакам по-прежнему останется закрытой и не даст вам «добро» на вхождение в свой круг.

Понаблюдайте, в какой манере протекает разговор между собравшимися, есть ли у них общие точки зрения и с чем они не соглашаются. Не спешите вклиниваться в беседу, потому что, вероятнее всего, ваше вторжение будет воспринято как угроза. Начать задавать вопросы - один из самых простых способов подключиться к разговору, а потом и продолжить беседу, не вызывая у присутствующих чувства опасности.

Уже в процессе общения старайтесь по возможности поддерживать визуальный контакт со всеми, улыбайтесь как можно чаще и избегайте длинных монологов, чтобы люди не подумали, что вы им что-то навязываете или представляете для них угрозу. Еще одна полезная рекомендация: прежде чем взять слово, понаблюдайте, как у этой группы принято завязывать, поддерживать и заканчивать разговор. Не забудьте следить за выражением лиц, взглядами, позами и тем, как собравшиеся выражают свое отношение к другим. Присмотритесь, как они располагаются относительно друг друга, насколько близко или далеко сидят, как громко и в каком тоне беседуют и какой жестикуляцией все это сопровождается.

Смотрите на того человека, с которым говорите, и избегайте «закрытых» жестов, например, не скрещивайте руки или ноги. В момент визуального контакта постарайтесь не смущаться и в то же время не создавайте у собеседника впечатления, что смотрите на него в упор. Слушая другого человека, слегка наклоняйтесь к нему. Такое положение тела будет означать проявление интереса как к личности говорящего, так и к смыслу произносимого. Постарайтесь выражать интерес к теме беседы и будьте неизменно внимательны к границам личного пространства говорящего, не спешите вторгаться в эти границы.

Если человек, с которым вы говорите, сидит с непроницаемым лицом, отвечает односложно и мало двигается, вероятнее всего, ему скучно. Если же ваш собеседник проявляет повышенную двигательную активность, барабанит пальцами, кивает и улыбается, пытаясь при этом сменить тему, очень вероятно, что он пытается отделаться от вас. Может быть, он увидел кого-то, с кем ему действительно хочется поговорить, и только и ищет возможности это сделать. Но обычно в таких ситуациях человек испытывает скуку и начинает позевывать. Хотя зевота может иметь и другое значение - она может свидетельствовать, например, об усталости собеседника.

Очень действенный способ прервать чью-то речь - беспрестанно кивать в знак согласия; в естественном, нормальном разговоре вполне достаточно кивнуть один или два раза, но когда кто-то кивает три раза или больше, он тем самым, как правило, выказывает желание самому вступить в разговор. Заметив подобный знак, вы поймете, что нужно передать слово другому.

Если же во время разговора вас то и дело прерывают, особенно когда вы затрагиваете какую-то определенную тему, это значит, что ваш разговор и эта тема собеседнику мало интересны и утомляют его.

Указанные рекомендации могут показаться на первый взгляд слишком затруднительными в применении, на самом деле это не так. Весь набор жестов, пусть даже очень широкий, в контексте социальных отношений легко свести к двум категориям: выражение коллективной приязни и выражение коллективного неприятия. Вам остается только наблюдать за жестами людей, за установленными между ними дистанциями и пытаться попасть с ними в резонанс, вооружившись улыбкой и действуя как можно более открытым и естественным образом. Вскоре вы увидите, что это не так уж и трудно. К тому же, как выяснилось, все мы знаем о языке тела гораздо больше, чем нам кажется; поэтому интуиция, здравый смысл и немного такта в отношениях с другими позволят вам без особого труда стать частью «чужой» дружеской компании.

Много лет назад я заметила, что как только мне предстояло оказаться в незнакомой компании, я тушевалась и с опаской ждала этого момента. И когда наступал момент «Х», я с дрожащими коленками, но с гордым видом присоединялась к новому коллективу. И первое время среди незнакомых людей я просто слушала, присматривалась, выделяла лидера, его правую руку, кто с кем общается и как. Одним словом, делала то, что советуют делать в популярных психологических статьях.

Что же происходило на самом деле?

Я медленно синхронизировалась с коллективом. В меня постепенно проникала энергия группы, и я ее осваивала.

Сейчас мое вхождение в новый коллектив происходит намного быстрее. Все зависит от целей, которые я себе ставлю: обаять, покорить, пройти как сквозь масло, оставив некую полезную информацию, и больше туда не возвращаться, и т.д. У вас цели и задачи могут быть свои. И среди них может быть цель стать своим/своей в конкретной компании или группе людей.

Давайте посмотрим, как это сделать.

Предположим, что вы не разведчик и не проходили специальные тренинги по вживанию в незнакомую обстановку. Но и без этого довольно легко наработать навык, который позволит вам быть принятым за своего в любой компании. И при этом вам не надо будет заливаться соловьем, быть клоуном или съесть пуд соли с аборигенами.

Все дело в энергетической составляющей, которая пронизывает компанию, коллектив, команду или группу. На ней мы и сосредоточимся.

Наверняка, в вашей жизни были моменты, когда вам было очень важно, чтобы коллектив вас принял, а не вставлял палки в колеса. На этом пути есть один подвох, но о нем мы поговорим в конце.

Итак, вот 5 достаточных и необходимых шага, чтобы стать своим в любой компании. Мы говорим о компании, которая уже существует. Уже имеет внутренние связи. Другими совами, это устоявшийся коллектив.

# 1 Подготовка

Подготовку к вливанию в новый коллектив желательно проводить заранее дома.

В чем она состоит?

В том, что вы уже что-то знаете об этом коллективе. Это могут быть люди с новой работы, из новой спортивной команды, из проектной группы. Короче, вы знаете, что это за группа и чем она занимается.

В информационном поле уже есть некая структура, которая сформирована именно этой группой. А это значит, есть некая энергетическая составляющая, некий маленький эгрегор. Вам требуется нащупать эту энергию.

Сделать это довольно легко. Достаточно выразить намерение почувствовать эгрегор нового коллектива. И вам сразу же его дадут почувствовать. Вам нужно оценить эту энергию и прикинуть, насколько вы ей соответствуете. Вполне возможно, что энергетически вы совпадаете с этой группой на 50 и более процентов. И требуется прикинуть, как вы будете взаимодействовать с энергетикой группы — давить, отстраняться, вливаться и вести за собой и т.д.

Если же вы совпадаете с энергетикой группы меньше 50%, встает вопрос, зачем вам быть своим в такой группе.

# 2 Первое впечатление

Кем вы хотите перед группой предстать? Как вы хотите, чтобы вас воспринимали? Своим парнем, демократичным или авторитарным боссом, чудаком, серой мышью, душой компании, умницей-красавицей и т.д.

Хоть какое-то представление желательно иметь на осознании. Иначе вы будете пытаться стать тем, кем вам привычно быть в своей компании, а это может быть нежелательным поворотом.

Вы транслируете группе то, какой вы. И это либо вызовет отторжение, либо принятие. Чтобы вас не отвергли, смотри пункт 1.

#3 Привлечение к себе внимания

Если вам нужно привлечь к себе внимание, то, когда войдете в комнату или зал, расширьте свое эфирное тело на все помещение. Таким образом, вы включаете в свои поля всех присутствующих. И они точно вас заметят. А потом вы уже ведете себя по заранее выбранной стратегии.

#4 Дайте этой группе быть такой, какая она есть

Некоторые так волнуются, что решают, что лучшая защита это нападение. И если даже они и слова не промолвят, то всем своим видом и посылом дают понять, что мы еще посмотрим, что здесь за болото, или еще хуже — я лучше вас.

Вы входите в группу, и у нее могут быть и, наверняка, есть свои слабости. Но есть и сильные стороны. Поэтому дайте людям право быть такими, какие они есть.

Вам что-то не нравится? Поставьте галочку в своем списке достоинств и недостатков, но думать, что с этим делать, будете позже.

Посыл у вас должен быть следующим: «я рад(а) быть с вами вместе».

#5 Энергетическое вливание

В большинстве случаев любой коллектив подомнет вас под себя. Если вы будете ему сопротивляться, эгрегор коллектива вытолкнет вас наружу или вы станете в нем белой вороной, козлом отпущения.

Вы сможете влиться в эгрегор группы, если вы с ним синхронизируетесь. Полное вхождение в него потребует времени. На первых порах уловите общий тренд группы: веселая, нейтральная, отстраненная, занудная, деловая и т.д. И ведите себя соответствующе, если ваша цель «стать такими, как они».

И да, если вы харизматичны, у вас много энергии, а группа не имеет четких целей, не знает, зачем она существует, связи между участниками слабы, то вы можете ее переформировать под себя.

Теперь о подвохе…

Осознавайте, зачем вам нужен этот коллектив и как долго вы собираетесь в нем пребывать. Если ценности группы будут противоречить вашим, то либо вы меняете свои ценности, либо вы уходите из группы.

Первое хорошо, когда благодаря этому вы растете духовно, финансово, вы больше знаете нужного, полезного и интересного.

Второе хорошо, когда вы понимаете, что группа тянет вас в болото, ломает вашу личность, заставляет мириться с тем, чем вы мириться не хотите.

Хотите больше узнать интересного? Читайте также:

Хотите о чем-то спросить?

То попадая в новую компанию вы, наверняка, стараетесь завязать дружбу с кем-то и влиться в новый коллектив. А может быть, вы недавно устроились на новую работу или перешли в другой класс, учась в школе. Во всех этих случаях – нужно уметь стать своим. Что нужно помнить, чтобы процесс «притирки» прошёл быстро и безболезненно для вас?

Человеку надлежит жить с самим собой и постоянно заботиться, чтобы это была хорошая компания.
С. Хьюз

Проявляйте инициативу

Не нужно становиться на стул, всех успокаивать и просить, чтобы вам «дали слово». Нет, просто познакомьтесь с кем-то из коллектива, с одним или двумя людьми. При этом, начинайте разговор с дружелюбной подачей, улыбаясь и задавая вопросы, показывающий ваш интерес к человеку. Если тот, с кем вы заговорили, не хочет продолжать беседу – не пытайтесь навязываться. Проявите проницательность и сохраняйте чувство собственного достоинства. Такое отношение к вам не вас позорит, а его самого.

Заговаривая с кем-то в первый раз, старайтесь сохранять спокойствие, потому, что уравновешенные люди всегда производят хорошее впечатление. Поэтому, если вы напряжены из-за смены коллектива или из-за большого количества незнакомцев рядом с вами, необходимо расслабиться.

Не цепляйтесь к человеку, с которым познакомились

Ваша цель – попасть в компанию, подружиться с коллективом, а значит – продвигайтесь к этой цели и знакомьтесь со следующим, но проявляйте дружелюбие и интерес к тем, кого уже знаете. Такая коммуникабельность покажет, что вы готовы сотрудничать и не закрываетесь от других. Когда к вам привыкнут, то вы будете выглядеть в глазах людей человеком, с которым всегда можно поговорить.

Создавайте хорошую атмосферу

Этим вы завоюете всеобщее признание даже в новой компании. Почему? Вы когда-нибудь видели человека, который весь такой хмурый и вечно всем недовольный, но вокруг которого всегда много людей и все с ним общаются и желают видеть в своей компании? Думаю, это сложно представить. Да – хмурые и пессимистично настроенные люди всегда и всех отталкивают. Поэтому, особенно на первых порах – не высказывайтесь о ком-то или о чём-то негативно, во всём ищите позитив. Также хвалите тех, кто рядом с вами за что-то конкретное, это тоже будет располагать других к вам.

Компания – это скопление людей, схожих по каким-то интересам или роду деятельности. Все они – одна команда. Поэтому, первое время избегайте споров и стычек, потому, что так вы настроите ВСЕХ против себя. Это не означает, что не нужно иметь своего мнения. Оно должно быть всегда, и никогда не меняйте его в угоду другим. Дело здесь в другом. Не нужно своё мнение демонстративно выражать и продвигать, если вы поставили цель влиться в новую компанию или коллектив.

Итог

Итак, следуя этим незамысловатым, но в то же время действенным советам – вы сможете стать своим в любой компании. Если же, несмотря на ваши старания, вы остаётесь «за бортом» нового коллектива – не отчаивайтесь. Оставайтесь самим собой и продолжайте интересоваться людьми – тогда всё у вас будет хорошо!