Как защитить воздух от загрязнения? Рекомендации экологов

светлана мерченко
Конспект занятия «Берегите воздух»

Образовательная деятельность : Познание.

Интеграция образовательных областей :

познание : ребёнок открывает мир природы, развитие кругозора;

безопасность : формирование представлений об источниках и видах

опасности в природе и способах безопасного поведения;

здоровье : развитие умений избегать опасных для здоровья ситуаций;

коммуникация : развитие речи и коммуникативных способностей детей;

художественное творчество : формирование и активизация проявления

эстетического отношения к окружающему миру.

Тип : Интегрированное.

Возраст детей : 5-6 лет.

Формы непосредственной образовательной деятельности :

* ситуативный разговор;

* обсуждение;

* экспериментирование;

* индивидуальная деятельность

Задачи :

обучающие :

* познакомить с явлениями неживой природы :воздух ;

* побуждать к установлению причинной связи между не обду-

манными и неосторожными действиями и их негативными

последствиями.

развивающие :

* развивать осторожное и осмотрительное отношение к

опасным для ситуациям в природе.

* развивать умение избегать опасных ситуаций.

воспитывающие :

* воспитывать бережное отношение ко всему живому;

* способствовать проявлению эстетического отношения к миру

Материал : макеты деревьев, домика, зелёная ткань, украшенная

цветами 2м. х2м., голубая ткань 3м. х 0,4м., пакетики

из ткани с сухими цветами ромашки, липы, хвои,

ели или сосны, кувшин с водой, пластиковые одноразовые

стаканчики и трубочки

по количеству детей, планшеты с бумагой для рисования,

цветные карандаши по

количеству детей, на металлическом подносе обгоревшие

сухие ветки, листья,

имитирующие костёр, вентилятор для создания ветра,

Предварительная работа : целевые прогулки в природу, наблюдения

за жизнью птиц, насекомых, беседы о жизни животных в

лесу, проведение игр- экспериментирований

" Где прячется воздух ?", рассматривание картин

Л. Бродская" Опавшие листья", Ф. Васильев " Мокрый луг",

А. Рылов " Зелёный шум", И. Шишкин " Утро в сосновом

бору"; чтение художественных произведений : В. Бианки "

Синичкин календарь", М. Пришвин " Золотой луг".

Ход образовательной деятельности.

Дети входят в зал (в группу, на полу лежит зелёная ткань, имитирующая полянку

на ткани цветы, сделанные из цветной бумаги, по краям " плянки" макеты деревьев, синяя

ткань, имитирующая ручеёк, недалеко от полянки макет домика, у домика скамейка.

Воспитатель. Ребята, мы пришли с вами в лес и попали на цветочную полянку. Посмотрите,

чей- то домик, кто же в этом домике живёт? (стучит) . Никто не отвечает, кто может жить в ле-

су? (Ответы детей) . Я тоже думаю, что это домик лесника. Что делает лесник в лесу? (Ответы

детей). Давайте посидим и послушаем песню леса, может быть дождёмся хозяина домика.

(Включить запись " Звуки леса", где звучат звуки, издаваемые насекомыми, птицами.)

Воспитатель. Правда, ребята, у леса красивая песня? А ещё влесу очень приятно пахнет разны-

ми травами, хвоей. (Воспитатель даёт понюхать мешочки с сухой ромашкой, цветами ли-

пы, хвоинками и т. д.

Воспитатель. Отгадайте мою загадку : Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Воспитатель. О чём я загадала вам загадку? П очему вы так решили?

(Предполагаемые ответы детей : воздух мы вдыхаем через нос, он попадает в наши лёг-

кие, и обратно воздух выдыхаем через нос , без воздуха мы жить не можем .)

Воспитатель. Я предлагаю вам проверить, действительно мы не можем жить без воздуха ?

на секунду зажмите нос пальчиками, закройре рот. Долго можно так выдержать?

Дети. Нет.

Воспитатель. Воздух нам необходим , мы воздухом дышим .

(Включить за шторкой вентилятор)

Воспитатель. Ветерок подул. Он хочет с вами поиграть в игру.

Стихотворение С. Есенина " Ветер".

Остоорожно ветер Руки поднимают вверх,

За калитку вышел. Махают руками влево, вправо.

Постучал в окошко, Постучали кулачками,

Побежал по крыше. Потопали ножками.

Покачал тихонько Руки поднимают вверх

Ветками черёмух. Помахать влево, вправо.

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых.

И расправив гордо Руки в стороны,

Молодые крылья,

Полетел куда-то Движения по кругу.

Вперемежку с пылью.

Воспитатель. Воздух любит перемещаться из одного места в другое. Когда он перемещается,

появляется ветер. Так мы можем его обнаружить. Ветерок наш утих. (Выключить вентиля-

тор.) Мы сами можем создать ветер. Я вам раздам вееры. На слово " ветер"- вы будете

махать веерами, на слово-" нет ветра" спрячете веер за спинку.

(Проводиться игра) .

Воспитатель. Ребята, лесник оставил на скамеечке кувшин с водой, стаканчики для воды и тру-

бочки. Я предлагаю с помощью этих предметов найти воздух . Сначала я налью вам воду

в стаканчик, вы возьмёте трубочку в рот сделаете вдох через нос, и выдох в трубочку в во-

ду. Что вы увидели в воде (Ответы детей) . Прравильно, пузырьки в воде это и есть вздух,

который мы вдохнули, он попал в наши лёгкие и мы его выдохнули. В воде он превратил-

ся в пузырьки, так мы его увидели.

(За шторкой пджечь бумагу) .

Воспитатель. Я чувствую неприятный запах, а вы? Что жеслучилось? Пойдёмте посмотрим.

Заходят за домик и видят "костёр" (имтация тлеющего костра из сухих ветоки листьев) .

Надо быстро потушить костёр, чтобы не разгорелся пожар. (Льют воду из своих стаканчи-

ков и кувшина на " костёр".)

Воспитатель. Какой неприятный запах остался от костра. Воздух впитывает в себя не только при- ятные запахи, но и неприятные. А ведь запах гари может быть вреден, кому вреден и по-

чему? (Ответы детей.) Запах гари вреден птицам, зверям, насекомым и, конечно, людям.

Потому- что в воздухе становится мало кислорода, без кислорода всё живое может погиб-

нуть. Если бы мы не потушили костёр, что ещё могло бы призойти? (Ответы.) Чем опасен

пожар? Предполагаемые ответы детей (Во время пожара сгорают деревья, трава, деревья

" дают" кислород.)

Воспитатель. От чего ещё может испортиться воздух в лесу ? (Ответы детей.) Воздух в лесу мо-

жет испортиться от мусора, от того, что кто-то ломает и пилит деревья. От того, что кто- то

оставляет после себя мусор, а кто-то не задумываясь этот мусор поджигает.

Воспитатель. Я раздам вам планшеты с листочками, цветные карандаши, вы придумаете и нари- суете запрещающие знаки, они будут говорить о том, чего нельзя делать в лесу, эти знаки

вы дадите своим знакомым, друзьям и раскажите, что эти знаки обозначают, часть знаков

мы оставить леснику, что бы он их повесил в лесу для тех, кто в лес приходит.

Дети выполняют задание и уходят.

Как нарисовать плакат "Берегите воздух" (3 класс)?

    Воздух это что-то невидимое, легкое, прозрачное. Бесцветный газ. Мы его не видим, но мы его вдыхаем, без него нам не жить, он нам так необходим. Зелень, деревья очищают воздух.

    А отравляют воздух выхлопные газы от машин, многие промышленные предприятия, заводы, фабрики, промышленные выбросы.

    Людям нужен чистый воздух.

    С детьми можно нарисовать такой плакат: посередине листа рисуем большую каплю-шар, внутри которой дерево, трава, голубое небо. А фон к сожалению в серых тонах, это дымящие трубы или дорога, заполненная машинами.

    Так как это плакат, то рисунок дополнить надписью: Нам нужен чистый воздух!.

    Дети обычно имеют хорошую фантазию, им надо только немного направить в нужном направлении.Нарисовать плакат Берегите воздух можно так - клубившиеся дымом трубы заводов. Большое количество машин на дорогах, которые выделяют много вредных газов.Заводы выбрасывающие свои отходы в реки. А особенно хороший и актуальный плакат для детей на тему курения. Дым сигарет загрязняет не только воздух, но и легкие самих курящих.

    Чтобы нарисовать плакат Берегите воздух, надо сначала определиться, что его загрязняет - например, выхлопные газы машин, выбросы заводов, а также лесные пожары. Потом рисуем соответствующую картинку: завода с дымящей трубой, трубы авто с выхлопными газами и т.д, а потом перечеркиваем красным цветом.

    По-моему, это самая печальная из подобных экологических тем.

    Ладно еще, когда детям объясняют, что нельзя оставлять в лесу непотушенные костры (берегите лес!), необходимо уносить мусор (берегите природу!), не засорять водоемы и разумно расходовать воду (берегите воду!) и т.д. Ребенок еще может что-то предпринять. А что он сделает с воздухом? Заводы не закроются, машины не перестанут ездить по той лишь только причине, что так захотел ребенок. Будет здорово, если среди молодого поколения вырастут гении, пусть их даже будет немного, которые смогут действительно реализовать гениальную задумку в жизнь по борьбе с загрязнением воздуха.

    Ну а пока можно гениям и не гениям рисовать такие вот красивые плакаты:

    Нарисуйте с одной стороны большой черный завод, который выпускает в небо с труб черный стог дыма, а с другой стороны, играющих детей в песочнице. А в верху напешите: Здоровье детей в наших руках - берегите воздух. Както так).

    Когда нам такое задавали, мы нарисовали завод с трубами и дымом, машину с трубой и дымом и потом красными линиями перечеркнули. Еще можно мужика с сигаретой и зачеркнуть.

    Плакат должен побуждать к действиям и учить правильному поведению.

    Берегите воздух! Огонь уничтожает лес - легкие планеты. Это будет призыв.

    На рисунке мальчишка, разводящий костер в лесу. Порывы ветра разносят языки пламени на деревья. Угроза пожара вызывает беспокойство у животных леса, которые выглядывают на поляну. Сверху над костром птица с кувшинкой из которой течет вода в огонь. Птица тушит костер.

    На этом плакате объедены три составляющие природы - лес, животные и человек.

    Лес зависим от воздействия людей, от необдуманных шалостей детей с огнем, которые случайно могут привести к пожару. Дым лесных пожарищ является одним из основных загрязнителей воздуха.

    У ребятишек достаточно много фантазии, чтобы нарисовать плакат на тему Берегите воздух , особенно если на уроке они разобрали, что может сделать воздух вредным для живых организмов.

    Одним из вариантов рисунка может быть такой несложный сюжет: на заднем плане в нижней части листа нарисовать трубы завода, из которых идут клубы чрного дыма и недалеко зелную поляну с цветами, на которой стоит дом. А вверху - голубое небо и яркое солнце с лучами. Один луч можно нарисовать в виде тонкой ручки, которая поднята вверх и ладошкой делает запрещающее движение.

    Рисунок примерно такой:

    Оригинальный и несложный в исполнении плакат получился у Артемия Будкина из Набережных Челнов, который участвовал во Всероссийском конкурсе экологических плакатов.

    На плакате можно нарисовать черную трубу на крыше здания, из которой идет дым. Рядом поникшие деревья, покрытые листочки сажей. Солнце рядом не желтое, а блеклое. Красный крест сбоку в виде дорожного знака с надписью Спасем воздух. Все свободные места закрасить голубым цветом.На плакате необходимо противопоставить живое и мертвое. Знак с надписью показывает, что человек неравнодушен к проблемам планеты, ведь воздух ему жизненно необходим. И нарисованные черные от копоти живые растения показывают, что человек сам почернеет и умрет, если ему будет не хватать воздуха. Поэтому рисуем плакат, на котором идет противопоставление символов.

    Нарисовать плакат на тему необходимости беречь окружающий воздух необходимо так. Взять плакат и разделить его на две условные части линией. Слева нарисовать завод, дымящую трубу, увядшие деревья, цветы, грустных людей и животных. А справа нарисовать солнце, реку, луг и счастливое детство. То что справа интуитивно будет восприниматься детьми правильным и важным.

Известно, что без пищи человек может прожить больше одного месяца, без воды - только несколько дней, а вот без воздуха - всего лишь пару минут. Так он необходим нашему организму! Поэтому вопрос о том, как защитить воздух от загрязнения, должен занимать первоочередное место среди проблем ученых, политиков, государственных деятелей и чиновников всех стран. Чтобы не убить себя, человечество должно принять срочные меры по предотвращению этого загрязнения. Заботиться о чистоте окружающей среды обязаны и граждане любой страны. Это только кажется, что от нас практически ничего не зависит. Есть надежда, что совместными усилиями все мы сможем защитить воздух от загрязнения, животных от - исчезновения, леса - от вырубки.

Атмосфера Земли

Земля - единственная из известных современной науке планет, на которой существует жизнь, что стало возможным благодаря атмосфере. Она и обеспечивает наше существование. Атмосфера - это в первую очередь воздух, который должен быть пригодным для дыхания людей и животных, не содержащим вредные примеси и вещества. Как защитить воздух от загрязнения? Это очень важный вопрос, который предстоит решить в ближайшем будущем.

Деятельность человека

В последние столетия мы нередко ведем себя крайне неразумно. Полезные ископаемые бездарно транжирятся. Леса вырубаются. Реки осушаются. В результате нарушается природный баланс, планета постепенно становится непригодной для жизни. То же происходит и с воздухом. Он постоянно загрязняется всяческими попадающими в атмосферу. Химические соединения, содержащиеся в аэрозолях и антифризах, разрушают Земли, грозя глобальным потеплением и катастрофами, связанными с этим. Как защитить воздух от загрязнения, чтобы жизнь на планете продолжалась?

Основные причины актуальной проблемы

  • Газообразные отходы заводов и фабрик, в бессчетном объеме выбрасываемые в атмосферу. Ранее это происходило вообще бесконтрольно. А на базе отходов предприятий, загрязнявших окружающую среду, можно было организовывать целые заводы по их переработке (как это делают сейчас, например, в Японии).
  • Автомобили. Сжигаемый бензин и дизельное топливо образуют которые улетучиваются в атмосферу, серьезно загрязняя ее. А если при этом учесть, что в некоторых странах на каждую среднестатистическую семью приходится по два-три авто, можно представить глобальность рассматриваемой проблемы.
  • Сжигание угля и нефти в теплоэлектростанциях. Электричество, конечно же, крайне необходимо для жизнедеятельности человека, но добывать его подобным способом - настоящее варварство. При сжигании топлива образуется множество вредных выбросов, сильно загрязняющих воздух. Все примеси поднимаются в воздух с дымом, концентрируются в тучах, проливаются на почву в виде От этого в значительной мере страдают деревья, которые предназначаются для очищения кислорода.

Как защитить воздух от загрязнения?

Меры по предотвращению сложившейся катастрофической ситуации давно разработаны учеными. Остается только следовать предписываемым правилам. Человечество уже получило серьезные предупреждения от самой природы. Особенно в последние годы окружающий мир буквально кричит людям о том, что потребительское отношение к планете необходимо изменить, иначе - смерть всего живого. Что нужно делать? Как защитить воздух от загрязнения (картинки нашей удивительной природы представлены ниже)?


По мнению специалистов-экологов, такие меры поспособствуют значительному улучшению сложившейся ситуации.

Приведенные в статье материалы могут быть использованы на уроке по теме «Как защитить воздух от загрязнения» (3 класс).