Какие авторы входят в программу гармония. Программа "Школа России". Фотогалерея фрагментов УМК «Гармония» с примерами формулировок заданий

Приложение___

к основной образовательной программе

начального общего образования

приказ № 395 от 07.06.2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 5»

Рабочая программа

по учебному предмету «Музыка»

1-4 класс

УМК «Гармония»

учитель начальных классов

Азанова Гульнара Рафкатовна

Программа составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лянторская СОШ №5», авторской программы по музыке под редакцией М. С. Красильниковой «Музыка. К вершинам музыкального искусства»

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.

У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

Развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ, в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Познавательные

Учащиеся научатся:

Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

Применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

Осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

Использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;

Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;

Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

ставить учебные цели, формулировать, исходя из целей, учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

Опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

Основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

Представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

Активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

Слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

Ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

Моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

Использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

Воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

Планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.

Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотеку, видеотеку).

    Содержание учебного предмета

1 класс МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ. Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки. Музыка вокруг нас. Творчество композитора–исполнителя–слушателя. Три основы музыки.

Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей человека. Разные способы исполнения и записи музыки.

Марш в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности.

Танец в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности. Танцевальная музыка Бетховена.

Разнообразие песен в музыке народной и композиторской. Особенности песенных мелодий. Мелодия напевная и речитативная.

Музыкальный материал П. И. Чайковский. «Мелодия», «Детский альбом»: пьесы «Полька», «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Мазурка»,«Камаринская».П. И. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица».С. С. Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир».

С. С. Прокофьев. «Вальс» из Детской музыки». Разучивание песни П.И. Чайковского «Осень», анализ строения её мелодии.Русская народная песня «Во поле берёза стояла», кант «Радуйся, Росско земле!», слова колыбельных, потешек, прибауток, закличек для импровизации. Мелодия для скрипки и фортепиано, хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин».

«О чём говорит музыка?» Музыкальный портрет. Воплощение в интонации внутреннего и внешнего облика музыкального героя.

Музыкальный материалЧайковский. «Мама», «Баба-яга», «Неаполитанская песенка», «Выходили красны девицы». Русская народная песня.

Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в балете. Создатели балетного спектакля. Специфика образов и их взаимодействие в балетной музыке. Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие. Музыкальный материал

П. И. Чайковский. Балет «Спящая красавица»

П.И. Чайковский. Интродукция, вальс и финал 1 действия из балета «Спящая

красавица».

«Как говорит музыка?» Речь музыкальная и разговорная. Сходство и отличие музыкальной и разговорной речи: представление о типах интонаций. Интонация в речи музыкальной и разговорной . Интонация как носитель смысла в музыке. Переинтонирование – изменение смысла в музыкальном высказывании. Интонация в музыкальной речи композитора и исполнителя. Скороговорка как способ (манера) разговорной и музыкальной речи.

Музыкальный материал М. И. Глинка. Интродукция из оперы «Иван Сусанин».Л. В. Бетховен. Главная тема первой части Пятой симфонии. «Солдатушки, бравы ребятушки». Русская народная песня. М. И. Глинка. Интродукция, из оперы «Иван Сусанин».С. С. Прокофьев. «Болтунья». Стихи Агнии Барто.

2 класс

МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ. Разнообразие музыкальных историй.

Балет как целостная музыкальная история.

Разнообразие музыкальных историй. Развитие в музыке преобразование, сопоставление, столкновение музыкальных интонаций, тем, образов. А. П. Бородин. Спящая княжна (сказка) Развёртывание музыкальной истории в романсе. Основные принципы развития в музыке (повтор и контраст) Единство содержания и построения романса. Развёртывание музыкальной истории в былине. Музыкальные образы былины.Варьирование напева в былине. Характер музыкальной речи сказителя и её инструментальное сопровождение.

Музыкальный материал «А мы просо сеяли». Русская народная песня

Н. А. Римский-Корсаков. Финальная сцена из оперы Снегурочка» (фрагмент). Былина о Вольге и Микуле М. И. Глинка. Интродукция к опере Руслан и Людмила». Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром. Вторая

С. С. Прокофьев. «Сказки старой бабушки». Пьесы для фортепиано С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление

Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония. Четвёртая часть. Финал. Функция четвёртой части (финала) в симфонии. Специфика развёртывания музыкальной истории в финале. Симфоническое развитие на основе повтора и контраста. Жанровая характеристика образов финала. Взаимосвязь характера тем и их развития. Тембровое варьирование. Подголосок.

П. И. Чайковский. Четвёртая симфония (IV-я часть). Жанровые основы образов финала. Взаимосвязь характера тем и их развития. Тембровое варьирование.

Музыкальный материал Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония. Третья часть Скерцо . Пиццикато струнных.

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Первое действие. В селе Домнине. Экспозиция образов русских людей: их отношение к Родине, к своему народу, его истории. Многоплановость образных характеристик русского народа. Музыкальный язык хоров крестьян, связь с русской народной песней. Типы хоров (мужской, женский, смешанный).

Музыкальный портрет Антониды. Особенности её музыкальной речи.

Распев. Двухчастное построение: каватина и рондо. Высокий женский голос сопрано. Сцена Сусанина с крестьянами и хор гребцов Музыкально-образная Характеристика Ивана Сусанина. Речитатив. Народно-жанровые истоки его музыкального языка. Низкий мужской голос бас. Интонационное родство музыкальной речи героев выразительность и изобразительность музыки хора дружинников (гребцов). Отражение сценического действия в развитии музыки хора.

Музыкальный материал.М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

П. И. Чайковский. Четвёртая симфония. Характеристика первой части симфонии. Основные этапы развития музыкального действия: интродукция, экспозиция, разработка, реприза, кода. Своеобразие симфонической сюжетности: значительность тем-образов и интенсивность их развития. Конфликт как движущая сила развития музыкальной истории. Единство симфонического цикла: содержание и построение частей, их соотношение в цикле как отражение многогранной жизни человека.

Мир музыкальных историй

М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Л. В. Бетховена, А. П. Бородина, А. К. Лядова.

3 класс

Как соотносятся контрастные музыкальные темы в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки? Сущность родства контрастных тем-образов крупного музыкального произведения. Производный контраст. Виды

преобразований тем: переинтонирование, варьирование, обращение.

Соотношение мелодических линий контрастных тем-образов, выявление путей их развития История создания кантаты С. С. Прокофьева

«Александр Невский».

Характеристика образного строя каждой части симфонического цикла. Основные темы всех частей Пятой симфонии Л. В. Бетховена и Четвёртой симфонии П. И. Чайковского в опоре на их графические конспекты, характерах и композиционных функциях главной, побочной и заключительной тем, их интонационных связях. Характеристика логики взаимодействия главной, связующей, побочной, заключительной тем, их конструктивное родство. Варианты развития главной темы в разработке.

Основные этапы развития музыкальной истории Симфонии № 40 В. А. Моцарта.

Сходство и отличие картин в музыке и изобразительном искусстве.

Музыкальный портрет героя произведения. Представление о композиционных функциях темы «Прогулки» в фортепианном цикле. Музыкальный образ гнома в опоре на представления об особенностях его движения и речи.

«Старый замок», образное содержание. Пьеса «Балет невылупившихся птенцов», особенности интерпретации пьесы. Пьеса «Два еврея, богатый и бедный», особенности музыкальной речи каждого героя, диалог с диалогами в оперной и симфонической музыке. Музыкальная пьеса «Лимож. Рынок»,

особенности её мелодии, ритма, динамики. Характер движения в пьесах «Лимож. Рынок» и «Избушка на курьих ножках». Пьеса Мусоргского «Богатырские ворота» характер музыки, её жанровые и интонационные особенности. Музыка Мусоргского в фортепианном и оркестровом

(М. Равель) звучании.

4 класс

МИР МУЗЫКИ МОЕГО НАРОДА . Лирико-эпическая опера Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Особенности музыкального действия оперы-сказания и музыкальных характеристик её героев. Интонации их музыкальной речи по ролям. С цены народного гуляния, молитвы Февронии и Гришки, конструктивное

родство контрастных тем. Лейттемы оперы, варианты их звучания в разных эпизодах оперы.

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. Моделирование кругов образов симфонии из жизни русских богатырей и плана произведения. Образ второго героя, преобразование интонаций первого героя. Изменения в характерах тем по сравнению с экспозицией. Образный строй финала симфонии Бородина. Основные этапы развёртывания музыкальной истории симфонии в разных видах музыкальной деятельности. Вторая симфония и опера «Князь Игорь» А. П. Бородина. Сходные по характеру темы из Второй симфонии и романса «Спящая княжна»

А. П. Бородина.

П.И.Чайковский. Опера» Пиковая дама.

«Музыкальные характеристики героев оперы «Пиковая дама»

П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама». Темы интродукции, примеры похожих тем из музыки П. Чайковского. Содержание оперы по её

названию, характеру, дуэт Лизы и Полины, романс Полины и

песню девушек. Характеристика по музыке обстановка бала, настроение гостей, жанровые признаки полонеза. Мелодия арии Елецкого, дуэт Прилепы и Миловзора. Построение оперы: её экспозиции, разработки,

репризы основные сюжетные линии оперы, отличие конфликтов в операх «Пиковая дама» П. Чайковского.

Музыкальный материал. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама». Картина 1 . В летнем саду.. Картина 2 . В комнате Лизы. Картина 3. Бал в доме знатного вельможи. Картина 4. В покоях Графини Картина 5 В казарме. Комната Германа. Картина 6. На набережной. Картина 7. В игорном доме

Народная музыка в произведениях русских композиторов. Образы природы в произведениях русских композиторов. Образы защитников Родины в творчестве русских композиторов. Государственный гимн России. По страницам произведений русской музыкальной классики. Мир музыки моего народа.

    Тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1 класс

МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки

9 ч

О чём говорит музыка?

7 ч

Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете

9 ч

Как говорит музыка?

8 ч

Итого

33ч

2 класс

МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ

Введение в тему года

1 ч

Разнообразование музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история

9 ч

Симфония как целостная музыкальная история

7 ч

Опера как целостная музыкальная история

10 ч

Симфония как целостная музыкальная история (продолжение)

7 ч

Итого

34ч

3 класс

КАК УСТРОЕНО КРУПНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

Родство контрастных тем-образов в симфонической сюите и кантате

9 ч

Контраст и единство тем-образов в симфонии

8 ч

Контраст и единство образов в опере

10 ч

Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле и симфонической фантазии

7 ч

Итого

34ч

4 класс

МИР МУЗЫКИ МОЕГО НАРОДА

Лирико-эпическая опера Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

9 ч

Эпическая симфония. Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородина

8 ч

Лирико-драматическая опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»

10 ч

Традиции музыкальной культуры моего народа

Итого

34ч

Приветствую вас, дорогие читатели моего блога. Рада вас снова видеть. Если вы открыли эту статью, — значит вам далеко небезразлично, какая будет преподноситься вашему ребёнку. Ведь учиться, пусть даже только и в первое время, придётся по ней и вам тоже, помогая малышу осваивать новые знания.

Сегодня хочу разузнать, что за образовательная программа Гармония для начальной школы, и поближе с ней познакомиться, если вы не против.

План урока:

В чём воплотили гармоничную программу?

Образовательная программа «Гармония» была идеей доктора педагогических наук профессора Натальи Истоминой, которая долгое время проработала в . Совсем неудивительно, что идея развивающего обучения является стержнем появившегося на просторах начального образования программного продукта.

Проект работает по утверждённому в 2009 году методическому комплекту, соответствующему требованиям и созданному на кафедре начального обучения педагогического университета М. Шолохова, для чего были привлечены практикующие педагоги, имеющие учёные степени:

  • кандидаты педагогических наук профессор М. Соловейчик и доцент Н. Кузьменко – авторы русского языка;
  • кандидат педагогических наук, доцент О. Кубасова разработала учебник литературы;
  • Н. Истомина – вдохновитель программы — является автором учебника по математике;
  • методика преподавания окружающего мира принадлежит кандидату педагогических наук, старшему преподавателю О. Поглазовой;
  • над учебником по труду работала доктор педагогических наук Н. Конышева.

Особенностями своего детища в сфере образовательных программ под названием «Гармония» авторский коллектив считает:

  • преодоление в процессе обучения разделения между традиционной и развивающейся системами, для чего они попытались объединить имеющие жизненный опыт положения с инновациями;
  • направленность процесса обучения на изменение школьного образования в сторону гуманизации.

Отвечая в своей концепции начального школьного образования на вопрос «Как учить детей?», главное внимание авторский коллектив решил уделить комфортности, с чем и связано такое название программы. Комфорт – это очень даже хорошо, только если в ногу со знаниями. А так ли, читаем дальше.

Изначально не вошли в список рекомендуемых для применения в образовательном процессе «Основы культуры народов России» Н. Ворожейкиной и английский «Милли» С. Азаровой, которые являются частью методического комплекта «Гармонии». Но это не самое главное, от чего сразу хочется истерически возмущаться. Всё впереди, следуйте за мной!

Может, для вас это уже и не секрет, но в январе 2016 года абсолютно все учебники комплекта «Гармония» Министерство образования исключило из перечня рекомендованных, оставив право образовательным учреждениям применять их ещё пять! лет. Так что, детей вполне могут чему-нибудь поучить за четыре года начальной школы по сомнительным, по мнению Минобразования, методикам. А вот над этим я бы, как мама, задумалась.

К чему стремиться, обучаясь гармонично?

  • научить детей пользоваться методами анализа, аналогии, синтеза, сравнения;
  • помочь применять школьниками при решении задач собственный опыт;
  • дать основы одновременного использования в работе нескольких моделей обучающего процесса со словами, графиками и схемами;
  • воспитать духовные ценности и нравственные приоритеты;
  • привить эстетический вкус;
  • отдать приоритет самостоятельной работы не только дома, но и на уроках.

«Опять сами», — скажете вы, и мне нечего вам возразить. Да, дорогие мои родители, программа «Гармония» предполагает не только самостоятельную работу, но и к моменту начала образования в школе наличие у первоклассника уже какого-то опыта, без которого гармонично, увы, не получится. Ваш ребёнок должен быть заранее подготовленным.

Цель «гармоничных» учебников – не передать готовые знания, их нужно добыть: самим или с учителем, познавая окружающий мир. Хорошо это или плохо – решать вам. Сможете ли вы помочь в запланированной самостоятельности, будем разбираться дальше. Ищем плюсы и минусы.

В «Гармонии» есть и мухи, и котлеты

Вообще всё новое, как говорят, — это хорошо забытое старое, и во многих случаях с этим нельзя не согласиться. Только вот когда это нажитое годами, пытаются с чем-то скрестить, привнеся свежую струю, результаты можно ожидать уникальные. А ещё если это первый «блин», то почти всегда «комом».

Так и программа «Гармония», основанная на пережитках школьного образования в советские времена, имеет свои плюсы и свои минусы.

  • В учебниках русского языка и математики авторы заложили, как им кажется, новый логический подход к выдаче материала: каждая последующая тема крепко завязана на предыдущей, обеспечивая так необходимое «повторенье – мать ученья». А что думают про это пользователи?

«…нет системы в учебниках. В 3-м классе по русскому языку изучается тема падежей существительных, которой уделяется совсем мало времени, так как подробно она будет рассматриваться только в 4-м. Как третьеклассникам определять падежи?»

«…задачи по математике начинают проходить только во 2-м классе, а контрольные начинаются уже на первом году обучения и требуют таких умений…»

«…геометрию начинают учить в 1-м классе и удачно её забывают к 4-му, так как она больше нигде не проскальзывает, зато нужную для решения задач и примеров таблицу умножения проходят только между 2-м и 3-м…»

«…окружающий мир скачет по всем темам: сначала немного про почву, затем тема из астрономии, потом изучаем анатомию, потом снова про почву, и так будете скакать по всем предметам все 4 года...»

  • В организации учебного процесса лежит идея добычи нужной информации, она не даётся в готовом виде. Причём, как убеждают авторы, дополнительные методические рекомендации для родителей дают возможность наверстать упущенное в домашних условиях. Но почему же это приводит к возмущениям родителей, желающих помочь своим ученикам:

«…если урок пропустил, самостоятельно не выучить, потому что в учебниках отсутствует описательные части, как и что делать...»

«… учебник русского языка без правил как таковых, либо они представлены мудрёным языком, запомнить их невозможно…»

  • Программа «Гармония» использует новые технологии преподавания, как предполагалось изначально, но родительские отзывы полны недопонимания, как такие новации могут научить грамоте и счёту:

«…введение в 1-м классе транскрипции напрочь спутало в голове звуки и буквы, пишем «йожик», «йаблаки» и «качаюца», ранее читающий и пишущий ребёнок к 3-му классу стал абсолютно безграмотным…»

«…по математике очень странный инновационный счёт до 9, в результате у ребёнка проблема с переходом через десяток…»

«…с трудом пришлось переучивать основные понятия русского языка про части речи и орфограммы…»

  • Многие хвалят литературу, отмечая интересные задания, но для правильного восприятия некоторых произведений придётся потрудиться, чтобы их правильно понимать. Хотя это и есть задача программы – добывать самим информацию.

Кому нужна «Гармония»?

Школьная программа «Гармония» предназначена для детей с «IQ в норме», но:

  • имеющих развитое наглядное мышление;
  • обладающих навыками логики;
  • способных к быстрому старту;
  • свободно переключающихся с одной задачи на другую;
  • богатых словарным запасом и развитой памятью.

Если к моменту поступления в школу ваш ребёнок обладает такими характеристиками, то добро пожаловать в гармоничный мир, учиться в котором таким детям, скорее всего, будет интересно. Среди обучающихся по программе «Гармония» есть и те, которых не смущают ни «йожыки», ни их «ношки».

В этом случае вам остаётся лишь поддержать детскую инициативу и не быть «тормозящим фактором», время от времени читая специально написанные родителям в методичках весточки авторов с разъяснениями хитростей программы, помогающие избежать ошибок.

А давайте заглянем на открытый урок к третьеклассникам, которые как раз и идут по программе «Гармония». Смотрите видео.

На сегодня всё. Плюс ещё одна образовательная программа, разобранная по молекулам, в нашей копилке. Желаю вам успехов и гармоничного подхода к воспитанию детей.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Анна Хрусталева , 20.09.08 11:27

В продолжение темы про Узорову-Нефедову, раз уж там разговор перешел на фонетику и т.п. то предлагаю продолжить более подробно в этой теме.
У средней дочери - программа Грамония (они, кстати, Узорову с Нефедовой не трогают).
Так вот, у родителей в нашем классе много вопросов. Математика - мало вычислений, много логики. Мне лично это кажется нормальным и правильным. Ничего страшного, счет они потом автоматизируют. НО! В первом классе они с помощью карточек тренировали счет в пределах 9-ти. Берется листок бумаги, на одной стороне пишется пример на сложение, на обороте - результат. И тренируются - на уроке и дома, сами и в паре. Удобный и простой способ, не такой скучный, как столбики. Только почему до 9-ти??? В итоге во втором классе у моей дочери проблемы с переходом через десяток. 8+4=11 То же самое с вычитанием.
Двузначные они тоже складывают-вычитают, но с теми же проблемами. А на днях было упражнение, повергшее меня в ужас
"Догадайся, по какому принципу составлены выражения, и вычисли:
80-7=80-1-6=73
50-9=50-1-8=
и т.п."
Мама догорая, зачем сначала единицу отнимать??? А вот затем, чтобы перейти через десяток, а потом уже оперировать с привычной девяткой. Получается не десятичная, а девятичная система какая-то

Так же мудрено все с русским.
В первом классе они упорно учили, что не надо писать Й в таких словах, как "Йолка, Йуля" (Елка, Юля) и т.п. Разве так кто-то из русскоговорящих детей пишет? Я не встречала. Явно надуманная проблема.
Сейчас проходят сочетания чк-чн-щн и т.п. Все это дается через фонетику: надо проверять мягкость/твердость парных согласных. Но самое ужасное, что просят подчеркивать опасные места по-разному: чертой, точкой, и чертой с точкой - "двойные опасности". Что это за "двойные опасности" ни я, ни дочка не понимали, пока я не выяснила у других родителей, что их, оказывается, отменили.

Милаша , 20.09.08 17:51

Батюшки свет А мне учителя говорят это самая лучшая программа.
Хорошо что тут обитаю Убедилась наконец, что лучше "Школы России" нет. А я ещё про дочь думаю, на какую программу отдать. Сомнения отпали все.
Петерсон мы и дома позанимаемся (с ихним окружающим миром и т.п.).Вот сын учится и пока заморочек в программе не замечено. Есть правила, есть алгоритмы решения. Достаточно просто, типа как нас учили. Дураками не выросли

vinsor , 20.09.08 22:33

Милаша , 20.09.08 22:48

ЦИТАТА (vinsor @ 20 сен 2008, 23:33)

А у нас школа России. Однако, математику в принудительном порядке заменили на Гейдмана, в русский добавили транскрипцию, и все это дополнили Узоровой/Нефедовой. Так что АУ, Школа России, где ты? А вроде бы на нее шли


Не у нас Моро, Зеленина и всё по программе. Узорова, Нефедова это уже дома по маминой инициативе концентрировать внимание учимся.

Анна Хрусталева , 21.09.08 17:09

Справедливости ради надо сказать, что в целом программа построена логично и интересно. Вообще ее основное достоинство - то, что детям не навязывают правила, а строят задания таким образом, чтобы они сами приходили к тем выводам, которые и являются правилами грамотного письма. Детей учат наблюдать, сопоставлять и размышлять. И это мне очень нравится.
При этом очень большую роль играет объяснение учителя: дома по учебнику родитель не сумеет так объяснить, в учебнике многого нет. Наверное, тут может помочь какая-нибудь дополнительная "книга для учителя", параллельная учебнику.
Кстати, несчет 9-тичного счета я оказалась не права. Сегодня поспрашивала дочку разные примерчики на сложение- вычитание, и поняла, что это ее на восьмерке переклинило, а 7+3, 6+4 она нормально воспринимает. 21-3, 27-9 сосчитала без проблем.

Милаша , 21.09.08 21:53

Мечты-мечты. Вот нашелся бы кто-нибудь умный, добрый и при власти и сделал бы детям супер программу без лишеих заморочек. Хотя справедливости ради надо заметить, что на всех не угодишь.
Вот какую программу не возьми ВЕЗДЕ есть плюсы и есть минусы. Печально как-то.

мама 123 , 22.09.08 08:04

Я думаю, что от учителя очень много зависит. Ведь "Гармония" - это не экспериментальная и не развивающая программа (как Эльконин-Давыдов или Занков). Гармония, а также школа 2100 и школа России тоже - это разные программы традиционной системы образования.
http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1541
Мы учимся по этой программе второй год. У нас таких прибамбасов - сложения до 9 не было! Наоборот, автоматизировался именно счет в пределах десятка. Что меня удивило в математике поначалу - практически полное отсутствие задач в первом классе. И уравнения мы не решали. А вот считали очень много, примеры всякие, и с "окошками" - это практически тоже уравнение, и с таблицами.
Вот это: "Догадайся, по какому принципу составлены выражения, и вычисли:
80-7=80-1-6=73
50-9=50-1-8=
и т.п."
мы тоже делали, но моя деть догадалась так, что 1+6 это 7, то есть в обоих случаях мы отнимаем 7, а 1+8=9, то есть оба раза отнимаем 9. Так что у нас нет девятеричной системы. Сотню прошли во стором полугодии первого класса, сейчас проходили дециметры-сантиметры, переводили одно в другое. Примеры типа такого: 24дм и 20дм 14см - нужно сравнить. Домашнюю работу дочка делает сама, я только смотрю вечером. У нее сверху карандашом было написано 240см и 214см, хотя вроде больше сотни они еще не учили, но объяснено правильно - пятерку поставили.
Вообще я не лезу в домашние задания, пока меня не попросит ребенок что-то объяснить. Обычно я проверяю вечером. Если нахожу какой-то явный "ляп", то исправляем. Я даже в учебник заглядываю редко.
Русский язык! И черточки, и точки! У нас многие родители на собрании высказывались - запутались в этих точках! Учительница сказала родителям, чтобы не заморачивались - это дети так отмечают опасные места. Для нашей учительницы главное, что ребенок видит опасное место, а две точки или черточки какие - она не придирается. Лично я в эти точки-черточки не лезла, хотя моя деть мне и объясняла, когда чего нужно ставить. Я выслушала, конечно, и похвалила её, но спроси меня сейчас - уже не скажу, где какие точки, мне это и не надо.
А фонетика - это у нас с первого класса было, с самых первых дней: глухие-звонкие, мягкие-твердые, очень много внимания к этому, все наизусть - и парные, и только мягкие и всякие. Деть моя в первом классе наповал сразила один раз СОНОРНЫМИ звуками... я и слова такого не знала.
Чтение. Читают много, упора на скорость чтения не делают. Основное - читать выразительно, внятно, не глотать и не переставлять буквы и слоги.
Со второго класса начали ставить оценки, за 2 недели дети уже написали 2 КР по математике, по русскому диктант и контрольное списывание, они и в первом классе почти еженедельно писали всякие проверочные и тестовые работы.
Вообще мы хоть и хотели обучаться по традиционной системе, но все-таки шли к учителю, и я нашей учительницей довольна. Дочка учится с удовольствием, на 4 и 5 - но она вообще у нас любит учиться. В принципе мы пока никаких трудностей с этой программой не испытываем.

Анна Хрусталева , 22.09.08 08:42

ЦИТАТА (Милаша)

Вот какую программу не возьми ВЕЗДЕ есть плюсы и есть минусы. Печально как-то

Да, наверное не без этого. И уж точно, на всех не угодишь. Выход - домашнее обучение по программе, составленной родителем

ЦИТАТА (мама 123)

Примеры типа такого: 24дм и 20дм 14см - нужно сравнить. Домашнюю работу дочка делает сама, я только смотрю вечером

Моя тоже без проблем с этим справляется.
Про сонорные не помню, кажется, наши это слово не использовали. Во всяком случае, я не слышала от дочери об этом.

ЦИТАТА (мама 123)

Читают много, упора на скорость чтения не делают. Основное - читать выразительно, внятно, не глотать и не переставлять буквы и слоги

То же самое.

ЦИТАТА (мама 123)

все-таки шли к учителю, и я нашей учительницей довольна

Мы тоже шли к учителю И учитель у нас была - просто золото!!! Вот только во время летнгих каникул новая директрисса ее выжила из школы
Та, что пришла вместо нее - тоже хорошая, но, но...

Povariha , 22.09.08 10:02

ЦИТАТА (мама 123)

Что меня удивило в математике поначалу - практически полное отсутствие задач в первом классе.


Задач нет, потому что ребенок еще не на столько хорошо читает, чтобы выделить в задаче главное, а "воду" убрать.

deva~n , 30.09.08 08:02

Всем привет.Моя дочь уже 4 год по этой программе учится. "Учителя,то говорят,что это самая лучшая программа", но кокого детям и их родителям. С математикой у нс все хорошо,НО ВОТ С РУССКИМ ПРЯМ БЕДА. С их ними отсутствием правил, это ужас. Я даже первое время звонила учителя,чтобы знать как выполнять упражнения.
Терпения всем!

Анна Хрусталева , 30.09.08 20:06

Почему отсутствие правил? Те же самые правила. Просто их не пытаются зазубрить, а стараются понять.

Olga S , 02.10.08 08:07


Так ведь сама г-жа Соловейчик училась по обычной программе, а детям мозги пудрят....

Милаша , 02.10.08 11:04

Тема мне близка. Мы занимаемся по программе 2-й год. У ребенка проблем нет, но, когда я делаю с ним уроки, у меня волосы дыбом встают. Темы безударные гласные, непроизносимые согласные в конце слова - это вообще уму непостижимо....


А поподробнее про безударные гласные?. Что именно трудно. То КАК подается материал или что вообще ТЕМА трудная. Просто мой сын учится по "Школе России", да и по всем другим программам учат одному и тому же, но разными способами. У нас как-то не возникло проблем именно с этой темой.

Olga S , 03.10.08 07:51


Бесконечные транскрипции. Я не понимаю зачем это нужно. Есть правило - пользуйся им. Зачем изобретать велосипед. Ребенок насмотрится этих транскрипций и в голове у него отложится неправильное написание, ведь зрительную память никуда не денешь [а г у р е ц], [т у л" п а н].

Толяшка , 03.10.08 08:28

Мой ребенок ни за что на эту программу не пойдет учиться. Это мое глубокое ИМХО, подкрепленное мнением мамы - директора лицея. К тому же, наблюдая как учиться племянница по этой программе 4 года, а она учиться по оценкам хорошо. Или отличница или одна 4-ка Не знаю как будет развита и изменена программа средней школы к тому времени как мы туда перейдем, но в данный момент продолжения в средней школе нет, все учатся по единой программе. Ну и для чего это все, для чего такие усложнения. Пока в средней школе детей, учившихся по этой программе отличает только неимоверная усталость от учебного процесса. Учителя сами вам этого никогда не скажут, т.к. не в их интересах. Буквально вчера муж помогал решить задачу племяннице. .. Вывод, который он вынес, абсолютное не восприятие такого понятия как задание, привязки задания к миру в котором живет нет. Самое интересное, что мой муж, в свое время выигрывал олимпиады, в институты поступал легко, то есть его мнение чего-то стоит Писать можно много про все эти недостатки программы обучения. Но самое удручающее, весь класс, в котором учиться ребенок учит уроки и день и ночь. Они не гуляют, все отдано урокам. Я считаю, что необходимо дать ребенку самому подойти к решению задач логически, а не навязывать. Пока я вижу только то, что даже в самой простой задачке девочка ищет какой-то подвох, решение не приходит само, автоматически, ей его нужно вымучивать. И это ребенок, который учился в развивающем саду и проходя все тесты, получал только похвалу.

Милаша , 03.10.08 09:08

Просто нас учили так: слышишь безударную гласную -подбери слово, чтобы она была под ударением, непроизносимая согласная поверялась след. образом (утюг - утюги) (т.е. при помощи проверочных слов), например слово "загадка". Ребенку предлагается усомниться в звуках: [з (а/о) г а (д/т) к а].


М-да, у нас в словах просто пропущена буква. Типа с..бака, а задание вставить пропущенные буквы. И если надо подобрать проверочное слово.
Мои знакомые, которые сами учителя началки СВОИХ детей учат по "Школе России". Только не подумайте, что я её рекламирую. Мой пошел на неё т.к. я точно знала что нечто посложнее он просто не потянет. А "Гармонию" мне рекламировали как нечто прям супер-пупер. Просто в той школе куда сын шел в первый класс её не было. А теперь думаю-повезло

Таликошка , 03.10.08 09:21

ЦИТАТА (Olga S)

непроизносимая согласная поверялась след. образом (утюг - утюги)

Это так учитель называет - непроизносимая согласная? Вообще-то непроизносимый согласный (звук - мужской род) - это нечто другое. Например, соЛнце - произносим [сонцэ], позДно - произносим [позна] и т.п.

Милаша , 03.10.08 09:25

Буквально вчера муж помогал решить задачу племяннице. .. Вывод, который он вынес, абсолютное не восприятие такого понятия как задание, привязки задания к миру в котором живет нет. Самое интересное, что мой муж, в свое время выигрывал олимпиады, в институты поступал легко, то есть его мнение чего-то стоит Писать можно много про все эти недостатки программы обучения. Но самое удручающее, весь класс, в котором учиться ребенок учит уроки и день и ночь. Они не гуляют, все отдано урокам. Я считаю, что необходимо дать ребенку самому подойти к решению задач логически, а не навязывать. Пока я вижу только то, что даже в самой простой задачке девочка ищет какой-то подвох, решение не приходит само, автоматически, ей его нужно вымучивать. И это ребенок, который учился в развивающем саду и проходя все тесты, получал только похвалу.


ОФФ Знаете, недавно прочитала книжку А.К.Звонкин "Малыши и математика". Автор-профессиональный математик-рассказывает о своём опыте занятий математики с дошкольниками. Так вот там он и про школу чуть писал (правда речь о 80-х), что учат в основном не КАК РЕШАТЬ задачи, а как их правильно оформлять. Ребенок до школы очень просто разбирался в дробях, системах счисления, умножении и делении, площади и т.п. А в школе сплошные двойки по математике. В ступор вводит та задача, к которой не могут сделать краткую запись. Сложение 6+4, значит 6+2+2. Если ответил что складываешь 6+4, то получишь двойку. Почему? Оказывается должно быть пошаговое сложение. Правда вот хоть прибейте меня не могу вспомнить чтобы нас так учили А ведь тоже 80-е. Может личные заморочки учителя.
В который раз убеждаюсь, что лучшее враг хорошего.

Толяшка , 03.10.08 09:43

Я мама еще дошкольника, вот мне интересно как и что Вам рассказывают в школе, перед поступлением в первый класс о программах обучения? В частности, что вам рассказали о "Гармонии" и почему Вы выбрали именно ее?

vinsor , 03.10.08 09:51

Просто нас учили так: слышишь безударную гласную -подбери слово, чтобы она была под ударением, непроизносимая согласная поверялась след. образом (утюг - утюги) (т.е. при помощи проверочных слов), например слово "загадка". Ребенку предлагается усомниться в звуках: [з (а/о) г а (д/т) к а].


,
Хотя у нас не гармония, а самая обычная программа. Но учитель любит эти идиотские транскрипции.

Милаша , 04.10.08 23:46

Вот почитала про программы и наткнулась на такое, что программа может быть одинаковой, а учебник можно заменять. Например в "Гармонии" можно русский язык изучать по учебнику Рамзаевой (может путаю чуть с именем), который признан самым лучшим.
Теперь, блин, добавилась ещё головная боль и про учебники расспрашивать
Так может поделитесь у кого какие учебники?
Офф. Если собрать все лучшие учебники, как программа будет называться?

Анна Хрусталева , 04.10.08 23:50


Но это у средней Гармония по всем предметам, а у старшей - только Литературное чтение от этой программы, а русский, математика и окружающий мир - другие. Это предоставляется на выбор учителя.
Милаша , я бы не заморачивалась программой, а искала учителя хорошего.

Милаша , 05.10.08 00:16

Странно как-то... у нас на всех учебниках в уголке пометка, что они относятся к программе Гармония.


Так вот именно, люди иной раз программой недовольны (а другие довольны). А заморочка может именно в учебниках.
А на учителя многие идут, а программу не тянут дети.
(Про себя-уже ищу, вот скоро подготовка начнется, посмотрим кто и как будет)
Есть знакомая от учителя в восторге, но программу (2100) охаивает Не бросают только из-за учителя.
Ну и потом человек я такой, всё-то мне интересно

Olga S , 06.10.08 08:27

Вот и мы "пошли на учителя". Хотя, нужно отдать ей должное, она всегда объсняет и родителям, если что-то непонятно.

Анна Хрусталева , 06.10.08 08:57

Милаша
А фактически, по всем основным программам ребенок одолевает один и тот же объем знаний, одни и те же правила. Просто подаются они по-разному. Поэтому говорить, что ребенок не тянет программу - мне кажется, не совсем правильно. Вот если бы они падежи и спряжения проходили в первом классе - тогда да, можно не потянуть.

Милаша , 06.10.08 12:40

Милаша , в учебнике Соловейчик за первый класс имеется памятка для родителей. Так вот, там говорится, что родителям программа может казаться сложной потому, что сами они учились иначе, и если они вникают в учебу ребенка, то им приходится переучиваться. А ребенок учится впервые, поэтому он легче воспринимает материал (если конечно учитель толково его подает - прим. А.Х.)


Убедили.
Наверное от учителя зависит объём дом.заданий. И если их слишком много, то плохо. Ну и подача материала в учебнике иногда не очень. Хотя вы правы, может это мы так думаем
Тут лично для меня заморочки. Сынок у меня по учебе Поэтому и приходится во всё вникать. Надеюсь доча и сама разберётся.

ТОРИ Я , 14.10.08 22:21

Мы тоже учимся по "Гармонии". Как и многие здесь шли к учителю.
Программа мне не очень нравится, особенно математика, дочь в 4 классе, а задачи их толком так и не научили решать, со счетом все в порядке.А вот русский для меня вообще был темный лес, но дочка разобралась во всем сама.Хотя в самом начале, в связи с изучением звуков и построением транскрипций слова все писала по звукам. Был прикол у нас, она упорно писала словой елка-"йолка", ежик-"йожик" и т.д., и переубедить ее было невозможно,ведь ойд пишется через "йо"
Но потом все встало на свои места, не знаю уж почему, может потому, что много читает, но пишет она достаточно грамотно.
Единственное где нам помогла транскрипция, так это в изучении английского.
Да и в шолу английского языка она поступила без проблем, хотя туда конкурс был большой.

bloomyykk , 14.10.08 22:28

тетя-учитель работала по Гармонии, очень хвалила чтение и русский (я сама печатала ей тематический план на год по чтению - была впечатлена толковой подборкой, да и вообще учебником), а вот математика слабовата.

Анна Хрусталева , 14.10.08 22:33

ЦИТАТА (ТОРИ Я)

Меня еще смущает то, что мало нам стихов наизусть задают, у ваших деток так же?

Мало - это сколько? У нас задают время от времени, раз в 2-3 недели, наверное.

Но самое ужасное, что просят подчеркивать опасные места по-разному: чертой, точкой, и чертой с точкой - "двойные опасности". Что это за "двойные опасности" ни я, ни дочка не понимали, пока я не выяснила у других родителей, что их, оказывается, отменили.


Вот задумалась о такой методике. А может это и неплохо, знать действительно опасные, т.е. сомнительные места. А то мой сынок даже и не задумывается вообще как чего писать, хотя правила вроде и знает. Самое интересное что пишет иной раз даже не так как слышит, а как и произнести то невозможно. Правда у нас ярко выраженный дефицит внимания, а вот подчеркивания наоборот привлекали бы внимание к правильному письму.

ТОРИ Я , 15.10.08 23:19

Мы учимся триместрами,в среднем получается 1 стихотворение в месяц. Правил же у нас нет, учить наизусть кроме таблицы умножения вообще нечего.Тренировки памяти практически нет.
Мы очень остро это ощутили когда пошли на английский. Сейчас занимаемся языком второй год, задают учить очень много, но и память натренирована. Школьные стихи дочь учит теперь очень быстро.
Когда мы поступали на английский дочь писала диктант по русскому, сделала всего одну ошибку, написала "досТчатый забор", проверила словом досТочка.
Диктант был очень сложный, я потом показывала его нашей классной, но она не рискнула дать его детям в классе написать.я удивилась, что дочка справилась с ним настолько хорошо. Так что русским языком по этой программе мы довольны.

Olga S , 16.10.08 07:33

Милаша, а что значит "отменили" двойные опасности? У нас их никто не отменял, мы их так и отмечаем.

vinsor , 16.10.08 07:40

Был прикол у нас, она упорно писала словой елка-"йолка", ежик-"йожик" и т.д., и переубедить ее было невозможно,ведь ойд пишется через "йо"

Вы думаете, это под влиянием учебника? Почему-то там много внимания этому уделяется.

Балейский филиал

Государственного профессионального образовательного учреждения

«Читинский педагогический колледж»

УМК «Гармония»

(сообщение на МДК 04.01)

Выполнила: Дружинина Е.А.,

студентка 413 группы

Проверила: Юсова В.И.,

преподаватель психолого-

педагогических дисциплин

Учебно-методический комплект «Гармония» вступил в работу примерно с 2000 года и действует по сегодняшний день. Создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.

Это одна из новых образовательных программ, ее относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему.

УМК «Гармония» - это учебный методический комплект под ред. профессора Н.Б. Истоминой.

В основе этого УМК лежат принципы проблемного развивающего обучения, авторы этого комплекта другим образом отвечают на вопрос «как учить ребенка?», огромное значение выделяют комфортному обучению (отсюда и название «Гармония»), и что еще очень важно, программа «Гармония» готовит ученика, его способности к мышлению для обучения в дальнейшем.

Одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В учебно-методическом комплекте реализованы:

Способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

Способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

Способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

В данной программе есть свои особенности:

Направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения, на основе ограниченного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем;

Методическое воплощение основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, личностно-ориентированного подхода к процессу обучения);

Осуществление преемственности в обучении;

Тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплекта и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект «Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования.

Программа «Гармония» дает ученику:

Интеллектуальное, эмоциональное развитие;

Понимание ребёнком изучаемых вопросов;

Обеспечивает ситуацию успеха, снятие страха перед ошибкой;

Самостоятельность, уверенность, ответственность;

Развитие умения сопереживать, сочувствовать;

Гармоничные отношения с учителем, детей друг с другом.

Программа «Гармония» дает родителям:

Возможность оказывать ребёнку помощь по всем предметам;

Уверенность в успешном будущем обучении ребёнка.

Программа «Гармония» дает учителю:

Формирует новое педагогическое сознание, изменяет взгляд на образовательный процесс и ученика;

Расширяет возможности для творчества;

Помогает выстраивать гармоничные отношения с учениками и их родителями.

Программа «Гармония» содержит свои плюсы и минусы:

Плюсы:

1) Много развивающих, проблемных заданий, много заданий на практику, система дифференцированной работы, яркая наглядность и моделирование в виде слайда, это облегчает и помогает учителю готовиться к уроку, повышает эффективность урока для самого ученика;

2) Представлена модернизация (обновление) школьного образования. Это одна из важных сторон развития общеобразовательной школы, где необходимо не только ориентироваться на усвоение знаний учащимися, но и развивать личность ребенка, его возможности;

3) Методический подход создает условия для понимания учеником изучаемых предметов, для комфортных (гармоничных) отношений между учителем и учениками, между учащимися;

4) Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование и конструирование.

5) Соблюдается баланс между интуицией и знанием.

6) Один и тот же объект или предмет при их изучении рассматриваются с разных сторон.

7) Существенная опора на опыт ребенка.

8) Входящие в УМК «Гармония» учебники имеют вспомогательные методики, используя их, родители смогут самостоятельно изучить и объяснить своему ребенку какую-либо тему, если он ее пропустил.

9) В комплекте предлагаются задания для детей с различным уровнем их подготовленности.

10) Формируется ситуация успеха, она же создает в детях здоровую личность.

Минусы:

1) В математике (автора Истомина Н.Б.) задачи решают только во 2-м классе, а контрольные работы для всех классов предоставляются одинаковые. В данное время уже решают вопрос о введении контрольных работ с их соответствием программам.

2) Для того, чтобы учиться по программе «Гармония», ваш ребенок должен быть уже подготовлен заранее. А, например, по «Планете знаний» могут учиться все дети, даже с детсадовской подготовкой.

3) Вне зависимости от системы ученик может получить одни и те же знания, необходимые государственным стандартом. А задания с повышенной трудностью, которые принято считать только для развивающей системы, есть во всех комплектах, но эти задания не предполагаются обязательными при обучении.

4) В русском языке «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик - учебник плохо иллюстрирован, что не привлекает внимания ученика, правила очень теоритизированы и сложны для запоминания. Нет системы в изучаемом материале. Например, в 3- м классе дана тема - «Падеж существительного», и уделяется на нее 5 часов. Затем эта тема изучается уже подробно в 4-м классе. Как при этом определять падеж существительного в 3- м классе, это вопрос.

Принципы программы:

Организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

Организация продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

Формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

В учебно-методическом комплекте "Гармония" реализованы:

способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Букварь «Мои первый учебник», предназначенный для курса «Обучение грамоте», обеспечивает не только освоение первоклассниками элементарного чтения и письма, но и развитие их мышления, познавательных интересов, чувства языка, формирование фонетического слуха, орфографической зоркости, речевых и читательских умений, введение в мир детских книг, а также накопление опыта работы с учебной книгой.

Курс русского языка, представленный в учебниках «К тайнам нашего языка», обеспечивает формирование у младших школьников языковых и речевых умений, их функциональной грамотности одновременно со становлением у них всего комплекса универсальных учебных действий.

Курс «Литературное чтение» предполагает формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения литературного произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

Курс математики, представленный в учебнике, в процессе усвоения программного материала целенаправленно формирует все виды универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Этому способствуют: логика построения содержания курса, разнообразные методические приёмы организации учебной деятельности младших школьников, система учебных заданий, направленных на выполнение учениками различных видов действий.

Особенностями содержания курса «Окружающий мир» являются: интегративный характер предъявления естественнонаучных, обществоведческих и исторических знаний; целенаправленное формирование УУД при освоении предметных знаний и умений.

Основной курс, представленный в учебниках «Технология», является предметная преобразующая деятельность, которая позволяет интегрировать понятийные (умозрительные), наглядно-образные, наглядно-действенные компоненты познавательной деятельности.

Курс музыки, представленный в учебниках «К вершинам музыкального искусства», имеет следующие особенности: развитие музыкального мышления школьников за счет освоения различных жанров музыки; отбор музыкального материала с ориентацией на шедевры мирового музыкального искусства, что помогает ребенку сформировать целостное представление о музыкальной культуре по её эталонным образцам.

Целью учебников «Физическая культура» является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия.

Целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);

Приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;

Активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;

Соблюдение баланса между интуицией и знанием;

Разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;

опору на опыт ребенка;

Единство интеллектуальных и специальных умений;

Создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Практическое обоснование:

Вашему вниманию я предлагаю вам посмотреть комплект учебников, методические рекомендации по данной программе и конспекты уроков.

О программе «Гармония» Программа начального образования (1-4) «Гармония» является результатом многолетнего научно- методического поиска путей совершенствования начального образования. Научный руководитель - Наталья Борисовна Истомина, доктор педагогических наук, профессор.



Учебно-методический комплект " Гармония" Создан в 2000 г. для 4-летней начальной школы. Все учебники комплекта "Гармония" рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников.





Русский язык. Коммуникативный подход к изучению языка - совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Обеспечивает базу для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.


Литературное чтение. Литературное чтение – в лучших традициях нашей литературы. Отобраны произведения духовно- нравственного содержания. Формирует мировоззрение детей. Развивает творческие способности (инсценирование, подбор рифм, сравнений, творческие пересказы). Развивает эмоциональную сферу.