Какие жизненные ценности называются вечными и почему. Вечные духовные ценности человека. Творческая деятельность, групповая работа

Курс 2

группа

Урок 13

Тема: Вечные ценности человечества

Цель: расширение представлений учащихся о вечных ценностях человечества, о духовных и материальных ценностях, о цели жизни человека как постижении высших духовных ценностей; формирование навыков самостоятельной жизни, социализация личности; углубление представлений учащихся о знании, об источниках человеческого познания, о многообразии путей познания мира, о достижении мудрости и значения процесса самопознания.

Задачи:
- раскрыть значение и многогранность понятий «ценность», «общечеловеческие ценности», «духовные ценности», «материальные ценности»;
- развить умение видеть ценное в людях, событиях, обстоятельствах;
- развить умение успешного принятия решений, проявления инициативы;
- воспитывать уважительное отношение к общечеловеческим ценностям, духовному опыту человечества;
- воспитывать чуткость в восприятии действительности.

В ЭТОМ ДОМЕ ОНИ...

Генрик Ибсен

В этом доме они тихо жили вдвоем
И осенней и зимней порою.
Но случился пожар. И рассыпался дом,
И склонились они над золою.

Там, под нею, хранился ларец золотой,
Несгораемо прочный, нетленный.
Рыли землю лопатой, дробили киркой,
Чтобы клад отыскать драгоценный.

И находят они, эти двое людей,
Ожерелье, подвески, запястья, -
Не найти ей лишь веры сгоревшей своей.
А ему - его прежнее счастье.

Разговор по слайдам

Слайд 1 – Обсуждение эпиграфа.

Шкала ценностeй


1500 опpошенных: из 20 ценноcтных окрашенных cлов нужно был выбрать 5 наиболее важных

Сейчас вы выберите сами 5 наиболее значимых для вас ценностей. А потом посмотрим, как ваш выбор совпал с выбором опрошенных.

1. Семья-
2. Брaк -
3. Деньги-
4. Дружба -
5. Любовь -
6. Каpьеpа -
7. Успех –

8. Независимость –

9. Стабильность -
10. Профессионализм-
11. Справедливость -
12. Самоpеализация -
13. Свобода -
14. Комфоpт-
15. Саморазвитие -
16. Развлечeния -
17. Сoвесть -
18. Родина -
19. Духовность -
20. Твоpчество -

1. Семья-48%
2. Брaк -45%
3. Деньги-38%
4. Дружба - 42%
5. Любовь - 28%
6. Каpьеpа - 27%
7. Успех - 24%
8. Независимость - 22%
9. Стабильность - 19%
10. Профессионализм- 19%
11. Справедливость - 15%
12. Самоpеализация - 15%
13. Свобода - 12%
14. Комфоpт- 10%
15. Саморазвитие - 10%
16. Развлечeния - 8%
17. Сoвесть - 8%
18. Родина - 7 %
19. Духовность - 6%
20. Твоpчество - 5%

« У богача не счесть скота и златa, Зато у бедняка мечта крылата».
Киргизская пословица

БЕДНОСТЬ И БОГАТСТВО
Востoчная притча

Однажды Бедность и Бoгатство поспорили мeжду собoй, ктo из них красивее. Они долгo не могли решить этот вопрос самостоятельно, поэтoму peшили обрaтиться к первому встречномy человeку.
«Пусть пeрвый встретившийcя нaм мужчина разрешит нaш споp», - решили они и отпpавились впeрёд по дороге.
Навcтречу им шёл мужчина средних лет. Он не сразу зaметил, что к нему c двух сторoн подcкочили Бедность и Богатство.
- Только ты можешь разрешить наш спор! - затара­тоpили они. - Скажи, кто из нас красивее!
- Вот бедa! - подумaл про cебя мужчина, - скaжу, что Бедность краcивеe, Богaтство oбидитcя и уйдёт от меня. А если скaжу, что Богатство, тогда Бедность может разoз­литься и нaпасть на меня. Чтo же делать?
Мyжчинa подумал немного и говорит им:
- Я так cpазу не могу cказать, когда вы на месте стоитe. Вы cначала немного пройдитeсь по дороге туда-сюдa, а я погляжу.
Стали Бедноcть и Бoгатство разгуливать по дороге. И тaк пройдyт, и эдак. Каждой хoчется выглядеть получшe.
- Ну? - закричали они, наконец, в один голос. - Кто жe из нaс крaсивее?
Мужчина улыбнyлся им и ответил:
- Ты, Бедность, очень краcива и обвоpожительнa со спины, когда уходишь!
А ты, Бoгaтcтвo, просто превосходно, когда ты повора­чиваешьcя лицом и приходишь!

Слайд 2 – обсуждение

Игра «Купи – продай» - слайд 3, 4

Слайд № 5 – вывод по игре

Легенда – слайд 6, 7.

Духовные ценности - это cвоеобрaзный нравствeнный кaпитал челoвечества, накопленный за тысячелeтия, который не только не обесценивается, но и, кaк правило, вoзрaстает.


Мaтериaльныe ценности - итог человeческой деятельнoсти (спосoбcтвуют жизни людей):

Пpоcтейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потрeбления);
более выcoкого порядка (оpудия труда и материaль­ные средства производства).
Материальные ценности - это не примитивно вещи. Они призвaны вызывать у человeка высoкие чувства. Но обла­дают также и значимостью практической - они воздейст­вуют свoим oглaвлением на жизнь отдельного челoвекa и общeства в цeлом.

Следующая рубpикa «Задание» познакoмит учащихся c мнениями участников интeрнетфорума, позвoлит опредeлить учителю глубину понимания учaщимися важноcти дуxoвных ценностей. В учeбнике оставлены Ники (имена) учаcтников форумa тaк, кaк это принято в зоне Интернет.
Пpочитайтe мнения yчастников интернетфoрума нa тeму: «Что важнее: дyxовные или материальные цен­ности?». Кaкое из мнений вы разделяете? Почемy?

NОР. Зачем мне дeньги без внутpeнней гаpмонии, но зачем мне внутренняя гормония с кoркой хлеба и стаканом воды? Все должно быть сбаланcировано.

ЕхVоormindin. Для себя я ищу материальные цен­ности, т.к. моральные ценности и идеи я ужe для себя обозначил В других людяx в свою очередь, я ищу дyxовные ценности. С мешком зoлота не поговоришь

Мariпa 82. Матеpиальные ценности относятся к ценностям, определяющим повседневные потрeбности человека, скажем, к вeщам. В отличие от материaль­ных, духовные ценности соответствуют умствeнной, эмоционaльной и волевой способностям, или Истине, Доб­ру и Крaсоте. Я считаю, чтo важней духовные, вcпом­ните, когдa у вас было плохо на душе, разве в данный мо­мент можно думать о дeньгах. Цените дуxовные ценности, тогда и мaтериальные у вас появятся.


Silencia. Деньги дают человeку комфорт и уверен­ность в зaвтрашнeм дне. Но счастья ведь не купишь, будь у тебя хотя бы вce деньги мира. Нe верю тем, кто думaет иначе.


DesTincT. Жизнь показывает coвсем обpатное...Однo дело считать, что для вас значимей духовные ценности, но другое дело - cледовать этим yбeждeниям. Согласитесь, мало кому захочется связывать cвою судь­бy с мaлoобеспеченным человeком - это естeственнo...

Lizbur. Нам важны и дуxовные, и материальные, и вeчные ценности. Благодаря им мы сущecтвyем.

Слайд 8 – закончите фразу. Обсуждение.

Круг «От сердцa к сердцу» зaвершает тему «Вечные цeнности челoвечества». В учебнике, в этой рубрикe пpeдложено стихотворение поэтесcы Майи Бoрисовой. Его мoжно прочитaть гpуппе учащиxся. Обратитe внимание учащихся на тo, чтo мы можем дать цену каждому, чтo eсть в жизни человека, что eсть общечеловечeские ценноcти, одинаково paвнoценные для вcех, и ценности, котoрые личность определяет для себя. От глубины личныx ценностей и от правильнoсти приоpитетов зависят миропонимание и мирoощyщениe человека.


Майя Борисова
Есть ценноcти, которым нет цены:
Клoчок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в пeрвoй школьной cумке
И письма не вернувшихся с войны.
Есть ценнoсти - которым нет цены.
Тугие складки мрамоpной туники
У тонких ног Самофракийской Ники,
И крылья, что oтсутствуя - видны.
Есть ценности - cамих себя ценней.
Прозрачный камень с мaленького пляжa,
Но пo нoчам eгo целyют, плaча.
Что пo cровнeнью с ним - дары цаpей?
Нельзя велеть другому: так живи!
Но еcли зaнят ты одной заботoй -
Приобретать вещественноe что-то,
Не стоишь ты ни гнева, ни любви.
Да будут все стада твои цeлы!
Живя в расчётах мелочного толкa -
Прeуспевай! Не покушайся толькo
На ценности, которым нeт цены.

В жизни любого человека есть свои ценности . Для кого-то это богатство, собственность и имущество, для кого-то собственный бизнес, а для кого-то отношения близких и родных людей, которые в действительности дороже всех богатств мира. И порой некоторые люди даже не задумываются об этом. Они живут в шикарных особняках, в роскоши и не имеют ни малейшего понятия о настоящей реальной жизни. Главный герой этого фильма Рахул , как раз из таких людей, он единственный сын миллионера. Он всегда привык жить на всём готовом и никогда не задумывался над своим поведением, всегда делал то, что ему нравилось и то, что хотелось. Однажды он попал в ужасную ситуацию — из-за него происходит крупная автомобильная авария. Суд вынес наказание для Рахула — в течении одного месяца он должен работать в доме для престарелых. Рахул пока даже не подозревает, что эти тридцать дней перевернут всю его жизнь, его представление об этом мире и главное, отношение к жизни.

Посмотрела с большим удовольствием! Как и все индийские фильмы, наполнен танцами, улыбками, запутанной любовной историей с счастливым концом и чарующей музыкой. Хороший фильм. Очень хороший. О нас с вами сегодняшних и будущих. Безумно пытаемся мы откреститься от своей совести. Но настанет время, и каждый встретится с ней снова. Посмотрим ли мы ей прямо в глаза или будем прятать собственные? Или мы считаем, что чаша сия минует нас? И ещё — огромное спасибо авторам за отсутствие пустоты и мыла, так часто встречающихся в последнее время в фильмах других стран. СПАСИБО от чистого сердца!

Как же тут невероятно хорош Абхишек Баччан . Это полностью его роль. Лучше никто бы не сыграл, на мой взгляд. Только Абхишек может так натурально и душевно показать всю противоречивость своего персонажа. Было очень интересно наблюдать за тем, как избалованный донельзя, эгоистичный и нахальный юнец, превращается в нормального человека. Ведь в действительности он хороший человек, с добрым сердцем, очень искренний и непосредственный, только абсолютно беспечный и невероятно далёкий от реальной жизни. И вот Судьба подарила ему шанс осознать всё происходящее. И кто ещё, как не люди старшего поколения смогут ему в этом помочь? И они помогают. Абхишек в этой роли, просто неотразим. Высший балл ему за работу. На 100%.

Ришита Бхатт тоже очень порадовала. В последнее время она мне очень нравиться, вижу её уже не в первом фильме и всегда на отлично. И здесь она очень красива, нежна, мила, искренна . И именно Любовь её героини Нехи к Рахулу , помогла тому осознать всё происходящее вокруг и понять все свои ошибки.

И целая плеяда блестящих актёров прошлых лет, исполнивших роли жителей престарелого дома, это просто услада для глаз. Как всегда великолепный Амриш Пури , блистательная Хелен, Ом Пури, Тинну Ананд, А. К. Хангал, Шобха Кхоте, Виджу Хоте, Аджан Шривастава , всех и не перечислишь. Все они главное украшение этого фильма. Что в молодости, что в преклонном возрасте эти люди продолжают быть на высоте, всё исполнено безупречно и на высшем уровне. Впрочем как и всегда. Рада была снова увидеть их всех на экране.

А вот Мохниш Бехл опять в роли главного мерзавца. Хотя поначалу я уж обрадовалась, что наконец-то у него положительная роль. Так и было до середины фильма, простой, честный управляющий домом престарелых, очень добрый и сочувствующий. Но, я ведь забыла, в индийском кино всё всегда так неожиданно меняется и в итоге мерзавцем оказывается тот, кого даже не подозреваешь в этом.

Очень поучительный фильм! Заставил о многом задуматься… Мощный воспитательный и воспитывающий фильм. Грустно, что многие люди преклонный возраст принимают за глубокую старость, думая, что пожилым людям уже давно чужды все радости и чувства человеческие. Но, это не так. И жизнь не раз доказывала это. Очень душевная история , которая понравится всем любителям индийского кино и поклонникам Абхишека.

Вечные ценности

В предыдущем тексте мы говорили о самой обсуждаемой в мире теме - Любви. Оказалось, что

Любовь не имеет определения, хотя это главный мотив человеческого поведения. Но существует и

противоположность Любви - эгоизм, который, по сути, простое ее (Любви) отсутствие. В данном

тексте мы постараемся проследить следствия вышесказанного. И поговорим о Вечных ценностях.

Пролог.................................. ....................... 1

Черное и Белое........................................ . 2

Свобода........................................ ............. 3

Справедливость........................................ 5

Семья........................................ ................. 7

Соборность........................................ ....... 10

Патриотизм........................................ ....... 14

Пролог

За всеми человеческими идеалами - дружбы, понимания, чести и т.д. - стоит Любовь. Всеми

нашими поступками движет либо Любовь, либо её нехватка. Человек может увеличивать в себе

Любовь и уменьшать эгоизм. Правда, процесс этот не быстрый. Нет такой волшебной «таблетки».

Возрастание в Любви - это длительный и кропотливый процесс работы над собой.

Именно Любовь является источником того, что с древнейших времен в философии называется

добродетелью. Если заглянуть в этимологию этого понятия и связать ее со значением самого

слова, окажется: добро-детель - это то, что толкает человека на добро. Это нечто, что подвигает

человека на добрые поступки. Это деятельное стремление к добру. И это Любовь.

Добродетели обеспечивают духовный рост личности. Добродетелей достаточно много (мужество,

честность, искренность, спокойствие, скромность и др.) и все они ведут человека к добру. Обычно

в вопросах добродетелей (личного духовного роста) люди сходятся во мнениях. Все люди

примерно одинаково понимают, что такое добро. Человек на каком интуитивном уровне всегда

чувствует, добрый совершается поступок или нет.

Поэтому пока еще человечество сильно в своих позициях относительно добродетелей и лучших

духовных ценностях отдельного человека.

Мы хотим вступить на зыбкое поле человеческих взаимоотношений и поговорить о том, что

начинает размываться под воздействием современной цивилизации. Именно в области

взаимодействия людей обычно ломается большинство копий. Переплетение Любви и эгоизма в

человеке зачастую принимает настолько запутанный и причудливый характер, что одной

интуиции становится не достаточно.

Черное и Белое

Деление всех мотивов, а также целей и средств их достижения, человека на продиктованные

Любовью или эгоизмом позволяет легко и эффективно отделять черное от белого, доброе от злого.

При должной степени усердия такое понимание позволяет распутать все переплетения Любви и

эгоизма, чтобы следовать Любви. Это в корне отлично от предложений современных горе-

«философов», которые предлагают жить в серости мира, где нет ни черного, ни белого.

Наша позиция выражается в существовании идеалов, истины, а не многочисленных,

относительных и субъективных «правдах».

За свое существование человеческое общество нащупало идеалы, по которым стали строиться в

той или иной степени все цивилизации. Все культуры мира «болтаются» между этими идеалами.

Мы называем их Вечными ценностями. Вечные ценности означают нечто непреложное, истинное.

Вечное. Это ценности всего человеческого рода от начала времен и до их завершения.

Следует понимать, что эгоизм может легко искажать любые идеалы и добродетели. Поэтому

характерна или нет определенная ценность для конкретного временного промежутка данной

цивилизации не столь важно. Важно, что все общества возвращаются к этим ценностям в каком-

либо их проявлении.

Вечные ценности - достаточно интересное явление. Они помогают поддерживать и взращивать

Любовь в человеке за счет взаимодействия с другими людьми.

К нашему глубочайшему сожалению, современный мир насыщен искусственными концепциями,

на которых человечество пытается построить общество «нового типа». Исток этих концепций

коренится в революционных идеях прошлого столетия, болезненной жажде бунта «против всего

старого» и высокого (аристократичного), слепой вере в силу человеческого разума и многих

других ничем не обоснованных фантазиях их основателей.

же идеалов: добра, красоты и Любви. Поэтому человеку, который не проводил глубокий анализ

сложившейся ситуации, трудно разобраться во всех этих хитросплетениях и вывертах

человеческой мысли.

Искусственные концепции, на основе которых пытаются перестроить современного общество,

основаны либо на псевдонаучных выводах гуманитарных ученых (ведь их концепции нельзя

заранее проверить опытным путем, что является единственным критерием истинности в

настоящей науке), либо на откровенных фантазиях все тех же ученых, ничем не отличимых от

Результатом этого являются чудовищные эксперименты, один из которых длился на протяжении

70 лет в нашей стране и закончился грандиозным крахом, отзвуки которого звучат до сих пор.

Другой эксперимент вершится в западных странах, где под видом все тех же благих намерений

медленно, но верно подтачиваются Вечные ценности. Длительность «западного эксперимента»

приводит к одному любопытному факту. Мы уже сегодня можем наблюдать некоторые его

последствия. А ведь «по плодам их узнаете их» [Мф. 7:16].

Мы уверены, когда над головой светит идеал Любови, то идти по кромешной тьме современности

гораздо легче. Поэтому, чтобы не запутаться в хитросплетениях мысли, давайте направим этот

прожектор и взглянем на некоторые тенденции в «цивилизованном» обществе под светом Любви.

Свобода

Термин «свобода» на сегодняшний день является одним из самых затертых. О свободе вещают

СМИ. О свободе говорят на улицах и кухнях. Свободу пропагандируют фильмы. Свободу

воспевают художники, поэты и музыканты. Удивительно, но той свободе, о которой каждый из

нас уверен - «она у меня есть» - не так много лет. Последняя и наиболее общая редакция «свобод»

была принята менее 70 лет назад.

Если заглянуть вглубь веков и проследить, как развивалась «теория свободы», то достаточно

быстро окажется: идея свободы, как и все «человеческие изобретения», быстро выхолаживалась и

теряла свой истинный смысл. Философски обоснованная попытка юридически защитить индивида

от произвола другого индивида или государства и тем самым обеспечить прогресс общества,

стремительно вырождалась. Человек как-то быстро решает, что может думать, что угодно (свобода

совести), и говорить, что угодно (свобода слова).

Безосновательное отождествление теоретической «свободы» и прогресса приводило и приводит к

тому, что пропаганда свободы сводится к безудержному отвержению всего старого. Иногда без

разбора. Якобы все старое и традиционное априори является сдерживающим фактором

человеческого развития. К сожалению, зачастую это касалось и всего тысячелетнего опыта

духовного роста, накопленного в колыбели христианской цивилизации. И хотя свобода не должна

приводить к отказу от нравственных ориентиров, утрате смыслов и идеалов, искусственное

насаждение «свободы», лишенной главного своего качества - Любви, заканчивается плачевно.

Такая свобода вырождается в нечто абсолютно чуждое любому здравомыслящему человеку.

Русские люди во все века имели какое-то интуитивное понимание той самой правильной свободы.

Поэтому выверты западной философской мысли часто были не понятны нашему народу не в силу

их сложности, а в связи с утратой истинного звучания слова «свобода».

С философской точки зрения человек свободен, когда он (а) волен в своих мыслях, (б) волен в

своих речах и (в) волен в поступках.

Сначала следует оговориться о принципиальном моменте. Абсолютно свободным человек быть не

может. Человек не может контролировать или прогнозировать обстоятельства, в которых он

окажется. Единственное, что ему остается, это возможность выбора того, как поступить в тех или

иных ситуациях. Это свобода выбора.

Однако абсолютная (полная) свобода выбора - это иллюзия. По-настоящему свободный выбор

можно сделать лишь при полноте информации (и средств), что в принципе недостижимо. Любой

выбор диктуется набором знаний (факты, опыт, идеалы) и эмоций. Какие факты подсунуть

человеку, тот выбор он и сделает. У человека можно вызвать также эмоцию, которая спровоцирует

определенный поступок. Это все манипуляции, которые хорошо известны. Поэтому заведомо

ложны заявления о не нужности информационного просвещения, например, по теме аборта.

Якобы женщина сама может решить. Однако практика показывает, когда женщина узнает

реальные факты об абортах, жизни малыша в утробе и материнстве, она отказывается от этой

чудовищной операции.

Другая, более тонкая, ложь заключается в формуле: «Свобода одного кончается там, где

начинается свобода другого». Обычно под «свободой другого» понимается неприкосновенность

его личности (нельзя клеветать, оскорблять) и тела (нельзя бить, убивать). В остальном люди

свободны. Это лукавство. Но чтобы осознать это лукавство, нужно ознакомиться с другим

пониманием свободы.

Дело в том, что идея свободы зародилась в христианстве, где имела куда более глубокий и

потрясающей воображение смысл. Согласно учению Церкви человек был создан Богом. Бог

является всемогущим Творцом всего и вся. И всемогущий Бог, который может управлять,

создавать и разрушать абсолютно все, даровал человеку свободу. Единственное, что Бог не может

контролировать - это человек. Человек волен поступать, как ему заблагорассудится. Но вот как

раз «благого рассудка» человеку и не хватило.

Зачем человеку нужна свобода? Все очень просто. Свобода дана человеку, чтобы он мог просто

жить. Вспомните фразы типа «это не жизнь, а существование». Не это ли тяга к свободе? Да и в

целом, вы же не хотите быть бездушными машинами?

Но есть и другая сторона медали. Нельзя быть честным и верным, пока у тебя не появилось

возможность проявить честность или верность. Есть такое мнение: «Если ты не брал взятку,

значит, плохо предлагали или не предлагали вовсе». Человек может воображать о себе, что

угодно, но когда он в действительности встает перед выбором, один из которых «ну очень

может стать взятка, для кого-то непринужденная жизнь без ребенка, для кого-то «свободные

отношения без обязательств», для кого-то яблоко с древа познания добра и зла.

Противостояние Любви и эгоизма в человеке нарушает свободу выбора. Зараженный эгоизмом

человек всегда склонен делать выбор в пользу эгоизма. Поэтому самая глубокая наша свобода,

есть свобода от нашего собственного зла (эгоизма). Мы можем выбирать между эгоизмом и

Любовью. Но как только мы выбираем эгоизм, нас начинает затягивать в болото зависимости.

Простой пример: не пьющий человек может в любой момент начать пить, а вот пьющий человек

абсолютно точно не сможет с легкостью отказаться от выпивки. Также и с эгоизмом.

Укорененный в каких-то проявлениях эгоизма человек не сможет от них с легкостью отказаться. А

возможно вовсе не сможет.

Поэтому свобода выбора (как это пропагандируется массовой культурой) - это миф глобального

масштаба. Имея выбор, человек всегда будет склоняться к эгоистическому поступку из-за своей

сбитой природы. Путник может иметь свободу выбора, но полезна ли она, когда компас не

работает из-за магнитной аномалии?

Другой часто задаваемый вопрос: свободен ли человек в тюрьме? С одной стороны, очевидно, что

свобода его передвижения ограничена. Однако свобода мыслить и говорить нет. Известны тысячи

примеров, когда во времена гонений, несправедливых арестов и ссылок в лагеря, люди с

ограниченной свободой, сохраняли невероятною свободу воли. Их волю не удавалось сломить

никому. Чего нельзя сказать о людях, зараженных эгоизмом. Такие люди становятся придатком

своих страстей. Имея свободу совести, мысли и передвижения, они лишены главного - воли. Такая

свобода потакания страстям убога и однобока, это свобода наркомана.

Поэтому золотое правило морали (не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе) в

современном мире является необходимым, но недостаточным условием. Если человек испорчен

эгоизмом, не имеет идеалов, не следует нравственному закону, то мазохист вполне может не

вписаться в это правило…

При этом тема, которая напрямую связана со свободой, сегодня замалчивается, т.к. она, якобы,

пережиток «традиционного общества». Это тема обязанностей. Именно из этого, отчасти

противоположного свободе, феномена вытекают такие необходимые для борьбы с собственным

эгоизмом понятия как долг, честь и принципы.

Общество потребления табуирует все, что может ограничить его свободу потакания эгоизму. Ведь

хорошо известно, что ограничения, которые человек свободно на себя накладывает, ведут его к

духовному росту, укреплению воли, уменьшению эгоизма и возрастанию в Любви.

Таковыми являются множество духовных практик: пост, молитва, аскеза, отшельничество,

медитация, послушание и прочее. Достоверно известно, что в многодетных семьях дети вырастают

более приспособленными, социализированными, сплоченными и, главное, более

любвеобильными. В семьях с одним ребенком он, скорее всего, вырастит более эгоистичным.

Таким образом, свобода, в ее настоящем понимании, как свобода от эгоизма, зависимости и

страстей является одной из главных ценностей человека. Истинная свобода заключается в Любви.

И такую свободу нужно охранять справедливостью.

Справедливость

Справедливость является второй Вечной ценностью и, как и свобода, пронизывает все стороны

человеческой жизни. Однако в современном мире значение этого понятия зачастую ускользает от

понимания. Вместо него используется более архаичное «равенство». Хотя до сих пор многие

политические деятели поднимают на свои знамена лозунг «справедливости», в частности,

справедливости социальной, этот лозунг базируется все на том же пресловутом равенстве.

Идея равенства, как и идея свободы, зародилась на базе христианских идеалов. И также как и идея

свободы, в более поздние времена была лишена своего главного измерения - Любви. С точки

зрения христианства все люди равны перед Богом. Это единственное и необходимое их равенство.

Люди равны перед своим Творцом, также как дети равны для, по-настоящему любящих их,

родителей. Дети могут иметь разные таланты, могут по-разному вести себя, могут быть более или

менее вредными и т.д. Но материнская Любовь не будет делать между ними разницы.

В остальном человеческое общество иерархично. И, что главное, иерархичность - это естественное

и правильное устроение любого организма, в том числе социального. Недаром слово

«уравниловка» имеет негативный оттенок.

Если вглядеться в этимологию слова справедливость, то окажется, что сердцевина этого слова -

«правед», близка по смыслу к слову «правда». Помните, был такой первый русский свод законов -

«Русская Правда»? Если копать глубже, то древнеславянское прилагательное «правъ», означает

прямой, не отклоняющийся. Отсюда образуются слова «править» (выпрямлять), «направить»

(указать прямой путь), «выправить» (выровнять), «правило» (способ поведения), «исправлять»

(делать в соответствии с правилом) и др. Слово «праведный» означает соответствие (не

отклонение) правде (нравственной прежде всего). Отсюда справедливость - со-праведность -

дословно означает «вместе с праведностью», т.е. следование нравственному закону, совести.

Из всего этого можно сделать простой и логичный вывод: равенство перед Богом означает

равенство перед нравственным законом, т.е. в конечном итоге мы все после смерти будем судимы

одинаково и в соответствии с данным законом.

Впоследствии с развитием на Западе юриспруденции была выведена новая формула: все люди

равны перед законом. С одной стороны идеология «светского» государства с упомянутой выше

идеей «свободы совести» не может утверждать главенство какой-либо одной религии, хотя

очевидно, что основа законов была взята из христианской нравственности. С другой стороны

законотворчество ощущало себя полноценной юридической наукой, а любая наука может изучать

только то, что принципиально может быть познано. Бог в своей полноте познан быть не может,

поэтому он наукой изучаться не может. Этих двух условий, не считая пафоса атеизма, оказалось

вполне достаточно, чтобы «подменить» Бога абстрактным законом.

Чудовищная ошибка заключается в том, что по аналогии с вышесказанным юридическая наука не

может рассматривать Любовь, как основу и одну из главных действующих сил в обществе. Вы

ведь помните, что у Любви нет определения? Она для науки также сверхъестественна, как и Бог.

Наука не может ее измерить, а значит не в состоянии внедрить в свой инструментарий.

В конечном итоге, примат «закона без любви» приводит к тому, что судья в любом из дел ищет

только одного: соответствует или не соответствует действие имеющемуся своду законов. Суд не

ищет справедливости. А если вспомнить, что законы пишут люди, подверженные эгоизму,

становится совсем грустно. Поэтому несправедливо обвиненные стали часто прибегать к суду

присяжных, надеясь на оправдание другими людьми, которые выносят приговор, основываясь на

внутреннем чувстве справедливости.

В дальнейшем, к нашему глубочайшему сожалению, люди, лишенные нравственной системы

стало заменой Любви и единственным идеалом. Мерилом «правильности» общественного

развития. До сих пор как на дрожжах, появляются всевозможные борцы за равенство, чья борьба

питается не Любовью, а эгоизмом. Нам всем прекрасно знакомы примеры, как в целом

правильные идеи типа равенства полов (перед законом), лишенные нравственного измерения и

Духовные ценности человека - это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности - объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.


Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

09.10.2005. Урок любви №26 (Божественное слово):

«…Я, Бог ваш, открываю для вас все источники жизни на Земле, на небесах и в космосе. Вот они основные ценности, образующие кристалл целостности: Дело. Семья. Деньги. Дом. Любовь. Дети. Гармония. Здоровье. Сила. Вдохновение. Радость и Счастье. Из этих основных ценностей состоит жизнь человека нового времени (эры Огня). Они позволяют любить жизнь и жить любовью.
Единство в целостности – единство ценностей жизни человека.
Кристалл целостности есть внутренний источник блага.
Дело, семья, деньги, дом – земное благо.
Любовь, дети, гармония, здоровье – небесное благо.
Сила, вдохновение, радость, счастье – космическое благо.

Они раскрывают и насыщают друг друга. Кристалл целостности растет. Растет единство в целостности…»

Земные ценности человек отрабатывает.
Небесные ценности человек зарабатывает.
Космические ценности человек открывает в глубине души.

Жизненные ценности – это то, что человек должен ценить в жизни, то чем он должен дорожить и то, к чему он должен ответственно относиться. Это совсем не значит, что если у человека нет одной или нескольких ценностей, то он обездоленный и не может жить полной жизнью. Совсем наоборот, даже одна ценность при правильном к ней отношении может наполнить жизнь. Бог дал нам 12 вечных, истинных, жизненных ценностей и только от нашего с вами к ним отношения зависит, есть они у нас в жизни или нет:

1. Дело.
2. Семья.
3. Деньги.
4. Дом.
5. Любовь.
6. Дети.
7. Гармония.
8. Здоровье.
9. Сила.
10.Вдохновение.
11.Радость.
12.Счастье.


Порядок ценностей не определяет их значимости, порядок определяет их уровень:
Дело, семья, деньги, дом – земные ценности.
Любовь, дети, гармония, здоровье – небесные ценности.
Сила, вдохновение, радость, счастье - космические ценности.

Ценности доступны всем без исключения, но далеко не все понимают их значимость в жизни. Значимость ценностей определяет сам человек своим к ним отношением. Переоценить вечные ценности невозможно, кроме этого, их ценность не меняется ни при каких обстоятельствах. Но это не значит, что если у человека нет денег, он не может быть счастлив, или если человек болен, то к нему никогда не придет вдохновение, или если человеку негде жить, то он не сможет любить. Важно ценить и понимать общую, безличную значимость ценностей.

6.12.2005. Из «Пути домой»:
«Бог дал человеку душу, умеющую глубоко чувствовать. Глубинные чувства души – главное богатство человека. Оно позволяет ощутить высшие духовные ценности. Только глубоко чувствующие души могут оценить жизнь и ощутить радость и счастье бытия, ощутить истинный вкус жизни.
Чувство ответственности позволяет соблюдать основной закон вечности «не нарушь», сохраняет земные, небесные и космические ценности, полученные от Бога.
Чувство благодарности позволяет ценить жизнь, позволяет ценить истинные Божественные ценности…».

Обратите внимание: ни еда, ни одежда, ни мебель, ни произведения искусства, ни драгоценности, ни дружба, ни взаимопонимание и поддержка к ценностям не относятся. Что мы кушаем, как одеваемся, что есть у нас в доме, безусловно, имеет значение, но не первостепенное. Также не относится к ценностям то, что мы обычно ценим в людях: воспитание, образование, ум, чувство юмора. Не относятся к ценностям и самобытность, честность, благодарность, ответственность. Если человек ощущает гармонию с окружающим миром, то все эти навыки и качества будут для него естественны.

15.10.2005. Из «Пути домой»:
«…У вас идет процесс перевоплощения, процесс обогащения сознания. Основные жизненные ценности обретают свою настоящую ценность, обретают истинную подлинность и истинную стоимость…

… На Земле истинные ценности перепутаны и обесценены:
Дело уводит от семьи .
Погоня за деньгами разрушает семьи .
Дом и здоровье съедают большую часть денег .
Дети забирают здоровье и силу родителей.
Родители не дают детям строить свою собственную жизнь.
Любовь приносит минутную радость и забирает у человека силы .
Понятие гармонии есть только в музыке.
За вдохновение и счастье платят страданием и болью.

Таково серое существование. Таковы жестокие законы серого мира.
Погоня за внешней красотой требует невосполнимых жертв и не приносит ни душевного, ни физического здоровья…
…Процесс перевоплощения – процесс переоценки ценностей…, раскрытие красоты и гармонии внутреннего мира человека…»

06.12.2005. Из «Пути домой» (Божественное слово):
«Дети мои, слушайте меня, Бога вашего! Слушайте и запоминайте!
Каждый человек в ответе за дело свое, за семью свою, за деньги свои, за дом свой.
Каждый человек в ответе за любовь свою, за детей своих, за здоровье свое.
В ответе передо мной, перед Землей, перед всем человечеством и перед самим собой.
Каждый человек в ответе за чистоту, честь и совесть всего человечества перед всей вселенной, перед всем мирозданием».

07.09.2006. «Физика любви» - урок №2 (урок Великого Высшего Абсолюта):
«В новую жизнь может зайти только человек, выполняющий "Десять заповедей".
В Новой Жизни работает Божественное Решение. Как его выполнять говорит совесть. Человек становится одним целым со всем, что создал Бог.
Серый мир отрицает Божественное, не принимает Божественное Решение, поэтому он не может быть частью Единого Целого. Серый мир не живет. Серый мир существует.
Вечные жизненные ценности – это испытания вечности.
Жить – это быть свободным».

Если человек не ценит вечные жизненные ценности, то на их место приходят ложные ценности серого мира. Серый мир старается обмануть человека, обесценить вечные жизненные ценности. Он предлагает человеку свои ценности, ложные и коварные:

  1. Занятость вместо дела.
  2. Родственные связи вместо семьи.
  3. Доход и прибыль вместо денег.
  4. Жилье вместо дома.
  5. Секс и влечение вместо любви.
  6. Наследники вместо детей.
  7. Спокойствие вместо гармонии.
  8. Физическая сила вместо здоровья.
  9. Власть и образование вместо силы.
  10. Работоспособность и выносливость вместо вдохновения.
  11. Наслаждение, удовольствие и удовлетворение вместо радости.
  12. Беззаботность и забытье вместо счастья.

21.09.2008. Из урока новой жизни №39:
«…Переходного времени больше нет. Пропасть между старым и новым увеличилась. Ложные ценности серого мира обесценены . Сегодня они теряют силу. Завтра они потеряют власть…».

Переоценка ценностей – это всегда перестройка сознания, а перестройка сознания – это всегда и перестройка организма, и крушение несбыточных надежд.