Какими тремя группами можно представить факторы социализации. Понятие о социализации. Стадии и факторы социализации личности

Факторы социализации

Пути социализации

Виды социального воздействия

Формы социализации

Личность. Основные факторы формирования личности.

Процесс социализации.

ЛЕКЦИЯ 3/2009

Понятие социализации. Функции, формы, этапы и содержание социализации. Первичная и вторичная социализация, ресоциализация, десоциализация. Агенты и институты социализации. Проводники социальных взаимодействий. Теории ʼʼзеркального Яʼʼ и ʼʼобобщенного другаʼʼ. Стадии процесса обучения социальным ролям. Индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека – основа запросов и потребностей человека. Их связь с социальной активностью.

Социализация – это совокупность всœех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определœенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Основная функция социализации – формирование личности, способной к сосуществованию с другими людьми и в соответствующей ожиданиям общества.

Сущность социализации .

Социализация - ϶ᴛᴏ двухсторонний процесс , включающий в себя:

· с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта͵ путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей;

· с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности.

Социализация имеет две основные формы:

· адаптация – пассивное приспособление к среде, в результате которого личность действует в соответствии с ее требованиями, нормами и ценностями;

· интеграция – активное взаимодействие личности со средой, в результате которого не только среда оказывает влияние на личность, но и личность изменяет среду.

Социализация включает в себя как:

· целœенаправленное, контролируемое, организованное воздействие на личность со стороны различных структур (воспитание);

· стихийное воздействие.

Социализация концептуализируется по нескольким путям:

· индивид добровольно, без навязывания из вне, превращает внешние нормы во внутреннюю потребность с целью приспособления к окружающей социальной среде;

· индивид повышает свой социальный статус, имидж, самооценку, добиваясь одобрения и оправдывая ожидание других;

· передача культурных ценностей и возможность функционировать обществу в целом.

Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации.

Из всœех существующих классификаций факторов социализации наиболее логичной и продуктивной является классификация А.В.Мудрика. Он выделил 4 основные группы факторов социализации:

· мегафакторы;

· макрофакторы;

· мезофакторы;

· микрофакторы.

Факторы социализации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Факторы социализации" 2017, 2018.

  • - Факторы социализации и их классификация.

    Соотношение социализации и воспитания. Воспитание как инструмент ускорения и корректировки процесса социализации. Общие принципы социализации и воспитания (гуманизации, гуманитаризации, природосообразности, культуросообразности, целостности и непрерывности). ... .


  • - ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    В работах социологов, социальных психологов и социальных педагогов по­нятие «фактор социализации» определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. Их принято выстраивать в такую иерархию: 1) мегафакторы (космос, планета,... .


  • - ТЕКСТ 1. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    В работах социологов, социальных психологов и социальных педагогов понятие «фактор социализации» определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. Их принято выстраивать в такую иерархию 1) мегафакторы (космос, планета, мировое... .


  • - Стадии социализации. Факторы социализации. Сферы социализации личности.

    Стадии социализации. В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовойдеятельности, поэтому отношение к ней служит основанием для классификации стадий. Выделены три основные... .


  • - Факторы социализации и формирования личности.

    Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами... .


  • 12.2. Факторы социализации

    В работах социологов, социальных психологов и социальных педагогов понятие "фактор социализации" определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. Их принято выстраивать в такую иерархию:
    1) мегафакторы (космос, планета, мировое сообщество);
    2) макрофакторы (этнос, страна, государство);
    3) мезофакторы (демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре);
    4) микрофакторы (семья, школа, группы ровесников).
    Обратимся к рассмотрению основных групп факторов социализации, чтобы понять, как они действуют в целостном процессе образования. Нередко представляется, что образование - это то, что взрослые дают детям. На самом деле основанием любого образования является личный опыт человека, его самостоятельное взаимодействие с культурой, преобразование одновременного влияния различных факторов социализации.
    1. Мегафакторы
    Влияние непознанных процессов, происходящих во Вселенной, на жизнь людей отмечали еще древние астрономы. В начале XX века выдающиеся деятели отечественного естествознания (В. И. Вернадский, Н. А. Умов, Н. Г. Холодный, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский), выступившие одновременно как философы-космисты, убедительно доказывали, что существует определенная зависимость отношений в социальной среде, событий человеческой жизни от количества энергии, поступающей из Космоса. Человека они считали "гражданином Вселенной", живущим с Космосом по единым законам.
    Так, А. Л. Чижевский обосновал "теорию космических эр" и заметил достаточно явные совпадения самых важных, часто трагических, событий в истории цивилизации (войн, революций) с моментами максимальной активности Солнца. В. И. Вернадский открыл биохимическую энергию живого вещества и утверждал, что она пронизывает тела живущих на Земле людей и после их смерти уходит в биосферу. Так вокруг Земли создается еще одна оболочка - ноосфера, состоящая из энергетических остатков духовной жизни человечества. Поэтому ноосфера естественно влияет на земные события, спонтанно управляет разумом, волей, чувствами людей.
    Современные исследования в области геополитики доказывают образование к концу XX столетия геопатогенных зон Альпийско-Гималайского пояса протяженностью более 10 000 км и шириной 100-300 км (страна Басков, Албания, Косово, Босния, Приднестровье, Абхазия, Чечня, Нагорный Карабах, Таджикистан, Афганистан, Иран, Джамна и Кашмир, Камбоджа, Вьетнам). Исследователи утверждают, что именно в ландшафтной оболочке Земли происходит превращение космической энергии Солнца в земные виды энергии. Человеческий труд (возделывание земли, добыча полезных ископаемых, строительство дорог и гидросооружений) связан с регулированием этих потоков энергии. В результате социальной и хозяйственной жизни людей в Альпийско-Гималайском поясе деградирует антропогенный ландшафт и происходят крупные социальные катастрофы, конфликты и войны.
    2. Макрофакторы
    В процессе социализации взрослеющий человек особым образом аккумулирует влияние своего этноса. Этнос - это социокультурное образование, члены которого осознают общность происхождения, языка, традиций. Еще древние путешественники описывали в своих путевых дневниках специфические особенности образа жизни людей на открываемых землях. С развитием наук (географии, этнографии, культурологии) научные исследования обосновывали у разных народов национальные особенности их социальной жизни и культуры. Географические и климатические условия жизни, характер труда и быта, способы борьбы за существование формировали у каждого этноса свойственные ему обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации.
    Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский, анализируя в середине XIX века воспитательные системы крупнейших европейских стран, обратил внимание на то, что, несмотря на сходство педагогических форм обучения детей и молодежи, у всех европейских народов существует "своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели". К. Д. Ушинский объясняет этот феномен именно мощным влиянием этнического фактора - "народности". Народность проявляется во множестве черт внешности человека, его темперамента и характера, в организации семейной жизни и в отношении к государству. Семейное воспитание, считает К. Д. Ушинский, с его народной (этнической) природой, является живым органом в историческом процессе народного развития. Поэтому нет и не может быть общей для всех народов системы воспитания, какие бы великие общественные идеалы ни рисовали мыслители и политические лидеры.
    Становление этнической идентичности человека складывается под влиянием:
    - общности крови (родители и кровные родственники становятся главными носителями жизненных ценностей);
    - освоения родного языка (ребенок усваивает не только лексику и грамматику родной речи, но смыслы, художественные образы);
    - усвоения традиций, обычаев, истории своего этноса ("любви к отеческим гробам").
    Выдающийся историк, географ и культуролог Л. Н. Гумилев, объясняя механизм действия этноса как фактора социализации, считает этническую общность биофизическим явлением и вводит понятие "этническое поле". Он пишет: "Этническое поле, т. е. феномен этноса как таковой, не сосредоточивается в телах ребенка и матери, а проявляется между ними. Ребенок, установивший связь с матерью первым криком и первым глотком молока, входит в ее этническое поле. Пребывание в нем формирует его собственное этническое поле, которое потом лишь модифицируется вследствие общения с отцом, родными, другими детьми и всем народом".
    Каждому этносу присущ свой опыт и своя культура рождения и выращивания ребенка (способы кормления, предохранения от болезней, обучения навыкам труда, быта, общения). Поэтому этнический фактор влияет, в первую очередь, на социализацию ребенка в семье.
    Влияние государства в качестве фактора социализации выступает как власть коллективного субъекта, который организует жизнь людей, определяет законы, охраняет права граждан и регулирует их деятельность. Государство, озабоченное социализацией граждан, устанавливает свою идеологию, систему идей, которые объясняют (и оправдывают) установленный социальный порядок, помогают человеку приспособиться к заданным условиям.
    3. Мезофакторы
    Жизнь граждан той или иной страны всегда определена сложившимися социально-экономическими отношениями. В эти отношения вовлечены отдельные люди, семьи, социальные и профессиональные группы, политические и общественные объединения.
    Образование человека и даже его судьба могут напрямую зависеть от тех демографических условий, в которых он оказался: живет ли он в столичном мегаполисе или в обыкновенном российском райцентре, на затерянной в тундре пограничной заставе или в кубанской станице. Демографическая ситуация во многом определяет его интересы, занятия в свободное время, доступность информационной среды, круг общения и даже способы решения многих жизненных проблем. Сейчас, когда так велико социальное влияние информационных технологий, место проживания человека еще означает и меру доступности для него информационной среды.
    Горожане (особенно жители крупных городов) более мобильны, у них широкие возможности в выборе профессии, получении образования, проведении свободного времени. Но они чаще переживают чувство "одиночества в толпе", свою ненужность окружающим людям, ощущение, что жизнь стремительно несется мимо и нужно все время напрягаться, чтобы успеть за ней и не остаться "на обочине".
    Сельские жители ближе к природе и могут жить, ощущая ее величие и красоту, они связаны с реальным трудом на земле, в среде родственников и соседей они хорошо чувствуют свои "корни", традиции дедов, но односельчане открыто контролируют их повседневное поведение. Однако у них меньше возможностей для получения качественного конкурентоспособного образования, их досуг нередко беден впечатлениями и далек от образцов городской жизни.
    Каждый человек входит в культуру, социализируется еще и в соответствии с определенной социальной принадлежностью к тому или иному слою общества (классу, сословию). Современные социологи, описывая социальную структуру общества, обращают внимание, что, кроме этнических и религиозных различий, социальная стратификация определяется такими "измерениями": степень власти; доход или богатство; престиж профессии; образование.
    В современном постиндустриальном обществе основным экономическим ресурсом становится образование. В общественном сознании складывается убеждение, что богатым и успешным может быть только тот человек, кто имеет достаточно высокий уровень образования. Поскольку знания быстро стареют, утрачивают свою конкурентоспособность, необходимо владеть способами их поддерживать, обновлять, иметь доступ к источникам информации и владеть достаточно современными информационными технологиями. А для этого нужны деньги и власть.
    Каждый социальный слой в обществе (экономическая и политическая элита, средний класс, интеллигенция, неквалифицированные рабочие, маргиналы) выстраивают свой стиль жизни, свои стереотипы социально одобряемого поведения, свои способы проведения свободного времени и свои формы образования. Уже существующая в нашей стране практика частных детских садов и школ, обучение за границей "развели" детей элиты с их ровесниками из других социальных слоев.
    Особенно сложна эта социальная стратификация для социализации подростков и молодежи. Они, оказавшись перед выбором на "перекрестке" жизненных дорог, обнаруживают, что привлекающая их взрослая жизнь очень противоречива и несправедлива, в ней можно надеяться только на себя и на своих близких. Это делает микрофакторы (в частности, семью) важнейшей областью построения образа социального мира у современных детей и подростков.
    4. Микрофакторы
    И в семье, и в референтной группе в общении со "значимыми другими" ребенок осваивает пространство культуры, присваивает общественные ценности.
    Семья - самый ранний институт социализации, значение которого сохраняется для человека на всю жизнь. Ее роль уникальна и незаменима, особенно в раннем и дошкольном детстве, в пору "первичной социализации". Неслучайно дети, выросшие без семьи, в детском доме или школе-интернате, даже живущие в определенном комфорте и достаточно материально обеспеченные, все равно оказываются плохо социализированными. В 16-18 лет, выходя в самостоятельную жизнь, многие из них не умеют жить автономно, своей семьей, не умеют решать самые простые бытовые проблемы, боятся самостоятельного выполнения своих социальных обязанностей, часто вообще их не осознают, а инфантильно ждут от окружающих привычной опеки.
    Семья оказывает серьезное влияние на формирование психологического пола ребенка: он усваивает атрибуты своего пола, "считывая" их в реальных образцах "женского" и "мужского" поведения членов семьи. Интересно, что исследуя социальный опыт детей, можно обнаружить своеобразные "линии матери" и "линии отца". "Линия матери" проецирует опыт детей на "мир людей": создает базовые отношения для таких нравственных качеств, как доброта, внимание к слабым и старым, терпение, снисходительность к недостаткам других людей, любовь к ближним. "Линия отца" активнее проецирует социальный опыт детей на "мир вещей": вносит ценности дисциплины, порядка, но вместе с тем и ценности состязательности, стремления к первенству, к борьбе и преодолению, обязательности и ответственности.
    Родители влияют на становление психологического пола ребенка и своим отношением к нему. Мать чаще относится к детям обоего пола одинаково, особенно в первые три года их жизни, а отец дифференцирует свое отношение сразу: к сыну - как к будущему мужчине, к дочери - как к будущей женщине. Семья очень важна для становления в социальном опыте взрослеющих детей и будущих социальных ролей мужчины и женщины.
    В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, стиль его жизни. Действие семьи как микрофактора социализации определяется тем социальным пространством, которое она создает. Образ семьи не случайно соотносят с образом "домашнего очага".
    Для социализации ребенка очень важна своя территория (свой уголок за шкафом, свой стол с ящиками и полками, свое место для игр). Стремление иметь свое обжитое место в доме укрепляет в сознании ребенка факт его собственного бытия в этом мире. Столь же важны для социализации собственные вещи каждого члена семьи, особенно изготовленные своими руками, переходящие по наследству от старших поколений. Любимая игрушка, чашка, шарф, связанный бабушкой, способствуют становлению у ребенка чувства идентичности и причастности к своим родным.
    Мир семьи с его непритязательными повседневностями необычайно богат и разнообразен. Он дает возможность ребенку почувствовать и осознать самые разные стороны жизни, от бытовых забот до высоких гражданских порывов. Именно близкие люди демонстрируют самые значимые для него поступки, отношения, потому что все происходящее в семье дети воспринимают как относящееся лично к ним самим. Переживание ребенком своих отношений в семье (даже еще не полностью осознаваемых) становится моделью его будущих отношений с другими людьми. Как свидетельствуют специальные социально-психологические исследования (А. И. Захаров, А. А. Реан, Г. Т. Хоментаускас), "сценарий" социального поведения складывается у детей рано и достаточно стабильно.
    На основе многолетних исследований литовский психолог Г. Т. Хоментаускас выделяет четыре типа социальных установок у детей, которые складываются в семейном общении и в дальнейшем серьезно определяют их социальное поведение:
    1. "Я нужен и любим, и я люблю вас тоже".
    Такая внутренняя позиция ребенка складывается в семье, где он постоянно переживает близость с родителями, их доверие и любовь, где его жизнь заполнена совместной с ними деятельностью и заботами.
    2. "Я нужен и любим, а вы существуете ради меня".
    Эта установка - продукт семейной социализации, где ребенок - "центр Вселенной", на котором сосредоточены все заботы, душевные силы, время и материальные средства членов семьи. В такой семье ребенок нередко является предметом гордости родителей, они усиленно развивают его ранние дарования (например, в области спорта, в музыке) или, напротив, панически оберегают его здоровье, занимаются лечением по особым методикам.
    3. "Я нелюбим, но я от всей души желаю пробиться к вам".
    Такой тип социальной установки складывается у детей, в семьях которых открыто демонстрируется, что им нет места в жизни родителей. Как правило, это происходит в семьях, где мать активно вовлечена в бизнес, а няни, гувернантки и домашние учителя не восполняют дефицит родительского внимания. Но подобная внутренняя позиция характеризует и детей из так называемых "неблагополучных" семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни. Пьянство, наркотики, как правило, не оставляют места для душевного общения с ребенком, а он все еще надеется и ждет их любви.
    4. "Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое".
    Подобная социальная установка - "закодированный" в социальном отношении крик о помощи: "Мне плохо, я никому не нужен, я один в этом мире!" Так себя ведут несчастные, брошенные своей семьей дети.
    Но наличие родителей нередко не спасает от такого результата семейной социализации. Он возникает в таких семьях, где взрослые всегда строят свои отношения с ребенком как с существом неполноценным, постоянно упрекают его за неуспеваемость в школе, за неумелость в домашних делах, за глупость в словах, за нелепый внешний вид - словом, за все. У ребенка в таких взаимоотношениях не остается шанса накопить хотя бы скудный опыт переживания чувства собственного достоинства, утвердиться хоть в каком-нибудь своем достижении. Поэтому такие дети чаще других стремятся избавиться от всяких отношений со взрослыми: замыкаются, уходят в себя, в болезни, в наркотики или вообще из дома.
    Стоит специально подчеркнуть, что общественное воспитание и обучение предполагают установление контакта с ребенком на его "психологической территории", поэтому педагогам придется учитывать, соотносить, насколько возможно преодолевать эти "сценарии" поведения, сложившиеся в процессе семейной социализации.
    Многие взрослые, в том числе профессиональные воспитатели, убеждены, что детское развитие целиком зависит от организованного воспитания в семье и школе. Между тем дети осваивают многие социальные ценности, в том числе формируют свои поведенческие навыки, опыт дисциплины и ответственности, развивают свои интересы и способности, в группах сверстников в школьном классе, в разновозрастных компаниях приятелей во дворе, в загородном лагере, в спортивной секции.
    Группа сверстников - ничем не заменимый микрофактор социализации. Это очень хорошо понимал Я. Корчак (1878-1942), который писал: "...следует помнить, что благополучие детей зависит не исключительно от того, как их расценивают взрослые, но и - это в равной, а быть может, и в большей степени - от мнения сверстников, у которых иные, но тем не менее твердые правила оценки членов своего ребячьего общества и их прав".
    С какими результатами социализации ребенка в группе сверстников должно считаться образование, какие достижения личностного развития складываются только в групповом общении? Их немало:
    - освоение поведения, соответствующего социальным, нравственным, культурным предпочтениям членов группы;
    - овладение полоролевым поведением;
    - организация и переживание своей автономии от мира взрослых (накопление и передача "секретов", "тайн", оформление своего стиля в одежде, прическах, проведении досуга);
    - создание условий для формирования "Я-концепции" членов группы (сравнения себя с другими, оценки своих действий и отношений, реализации себя в конкретных поступках);
    - обеспечение возможности выбора позиции "большинства" или "меньшинства", опыта отстаивания своей позиции.
    Группа сверстников, как детское сообщество, по-своему оформляет смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и общения и таким образом создает свою субкультуру. Латинская приставка "sub-" переводится как "под-" и указывает на то, что детская (подростковая, молодежная) культура занимает подчиненное место по отношению к официальной культуре общества взрослых. Она нередко развивается автономно и практически подпольно, о ее существовании не догадывается большое число педагогов и родителей.
    Содержание детской субкультуры необычайно богато. Это детский фольклор (считалки, дразнилки, рассказы-страшилки, анекдоты, сказки), детские самодеятельные игры, своеобразный детский правовой кодекс (правила споров и драк, правила обмена и взыскания долгов, клятвы и поручительства). Существует также детское колдовство ("секретики", гадания), детское словотворчество (сленг, клички и прозвища, стихи, песни), детская философия (ведение "дневников девочек", составление "тетрадей-анкет", альбомов с вопросами и ответами).
    Детская субкультура не должна восприниматься как подпольный, а потому неполноценный, ущербный пласт культуры. Она живет и развивается, подпитываясь от взрослой культуры, в первую очередь от поп-культуры. Поэтому в детских рассказах и играх легко угадываются аналогии с сюжетами из телесериалов, свои песни подростки часто сочиняют на мотивы популярных мелодий, а клички и прозвища прямо заимствуют из обихода взрослых.
    Фактором социализации является и образовательное пространство.
    В процессе социализации ребенка неизбежно возникают явления, которые требуют определенного согласования социального влияния и реального педагогического воздействия, конкретной педагогической инструментовки.
    Когда речь идет об образовании, оказывается недостаточным определять его сущность только через систему взаимодействия "учитель - ученик", "воспитатель - воспитанник". Содержательная характеристика образования у классиков отечественной педагогики и современных теоретиков нередко обнаруживает нетипичные категории: "дух школы", "нравственная атмосфера", "миропорядок учебного заведения", "образовательная среда". Все они в той или иной мере характеризуют скрытое образовательное влияние, способное порой серьезно противостоять официальным мерам. Выдающиеся педагоги всегда осознавали важность этого "поля" образования и неизменно подчеркивали личностную составляющую его природы. К. Д. Ушинский писал: "Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников".
    Существование в педагогическом сознании такой трансцендентной категории указывает на то, что педагогика достаточно давно пыталась понять природу социализирующих влияний тех педагогических условий, которые создают воспитатели и учителя. В современной научной литературе обнаруживается несколько уровней проработки понятия "образовательное пространство":
    - как "пространство мира взрослых" (И. С. Кон, М. В. Осорина);
    - как широкое проявление ценностей культуры в разнообразных видах детской деятельности - "игровое пространство", "познавательное пространство", "художественное пространство", "пространство детства" (О. С. Газман, И. Д. Демакова, И. П. Иванов);
    - как стратегическая основа государственной системы образования, как область функционирования государственных образовательных стандартов (Н. Д. Никандров, В. М. Полонский, В. В. Сериков);
    - как уклад жизнедеятельности школы, ее образовательной системы (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, А. Н. Тубельский, Н. Е. Щуркова);
    - как коммуникация в условиях личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич).
    Чтобы ответить на вопрос, как категория "образовательное пространство" характеризует процесс социализации ребенка, следует указать, что социальная среда (важнейшее понятие в теории социализации) - это по природе своей хаос, живая реальность со всей присущей ей непредсказуемостью и несовершенством бытия. Между тем образовательное пространство обозначает область упорядоченной и даже гармонизированной среды, подчиненной задачам развития, социализации и воспитания личности. Исходя из общефилософской природы этого педагогического явления, образовательное пространство следует считать педагогически организованной формой бытия социализирующейся личности.
    Образовательное пространство включает в сложных и разнообразных взаимосвязях достаточно определенные атрибуты:
    - материально-вещную среду (территории и природные объекты, помещения для разнообразной деятельности, оснащение и оборудование, в том числе книги, технические и мультимедийные средства);
    - образовательные учреждения на уровне микросоциума (дошкольные образовательные учреждения, школы, детские и юношеские учреждения культуры и дополнительного образования, общественные организации, спортивные, досуговые учреждения);
    - источники массовой коммуникации (теле- и радиопрограммы, детские и молодежные издания, самодельные журналы и стенгазеты);
    - содержание образовательного пространства (социальный опыт, "закодированный" в содержании обучения, в играх, в художественной деятельности, спорте, детской и молодежной субкультуре);
    - организацию образовательного пространства (режим, организацию времени и регламентацию жизни участников образовательного пространства, сложившуюся систему власти и управления, способы соорганизации участников образовательного пространства и формы самоуправления, нормы, заповеди, сложившиеся меры дисциплинирования).
    Такие разнообразные атрибуты образовательного пространства объединяются общим культурным основанием. Образовательное пространство всегда несет в себе образ человека культуры, но предъявляет его не императивно, а в реальном взаимодействии взрослых и детей. Поэтому нельзя понимать педагогическое пространство как одностороннее влияние специально организованной педагогической среды. Функциональную природу образовательного пространства определяет педагогическое взаимодействие. Социализирующаяся личность не только испытывает воздействие объектов образовательного пространства, но и сама на них действует, обусловливая состояние образовательного пространства. Например, по данным многочисленных социологических исследований (в частности, проведенных в России детским фондом ООН ЮНИСЕФ), известно, что среди любимых занятий современных школьников лидируют просмотр телепередач и видеофильмов, общение с друзьями, игры на компьютере, а педагогически организованные формы досуговой деятельности (кружки, экскурсии, чтение рекомендованных книг) значительно уступают тем, что школьники выбирают по своему желанию. Выходит, что эти атрибуты образовательного пространства, традиционно организуемые школой для того чтобы занять детей, отвлечь их от бесцельного времяпрепровождения, дать им дополнительные знания, современные дети оценивают с позиции значимости для своего социального опыта и тем самым реконструируют образовательное пространство.
    Образовательное пространство неправомерно рассматривать только в ассоциациях школьного уклада. Организованная государством система образования, работающие в ее недрах содержание и образовательные технологии, педагогически регламентируемый режим, сложившаяся практика жизнедеятельности образовательных институтов всегда одновременно "наполнены" социальным опытом всех участников образовательного пространства.
    Официальные функционеры от педагогики, теоретики и методисты, руководители школ, учителя и родители - реальные "строители" образовательного пространства. Их педагогическая философия, представление о целях образования и приоритетах в жизни детей воплощаются в модели и реформы образовательных систем, в учебные планы и программы, в организацию развивающих кружков и студий или, напротив, в поиск гувернеров и репетиторов (как расширение образовательного пространства силами конкретной семьи).
    Но образовательное пространство не прямо выстраивает заданные параметры социализации личности ребенка, а организует педагогически обогащенный образ жизни взрослых и детей. Искусство воспитания в том и состоит, чтобы представить детям сложный, небезопасный реальный мир и помочь выбрать и освоить ту форму социализации, которая соотносится с потребностями их индивидуальности и одновременно отвечает требованиям социума.

    Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

    дипломная работа

    1.3 Факторы и механизмы, влияющие на социализацию и формирование личности

    Социализация личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности.

    Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации.

    А. В. Мудрик выделил следующие факторы социализации, объединив их в три группы :

    Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

    Мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

    Микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.

    Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей.

    В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности.

    Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.

    Как отмечает Р. В. Овчарова, факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Отдельные исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль, считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно обусловленных психических особенностей. В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов .

    Действительно, мы можем подтвердить эту мысль, так как влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек - это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов, общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторы) и индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.).

    Большинство отечественных педагогов не отрицают влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводят ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями - это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.

    Вместе с тем, мы можем утверждать, что для формирования человека как личности наиболее важна социальная среда, в которой он воспитывается, ведет свою деятельность, взаимодействует с другими людьми.

    Д. Локк (1632- 1704) - английский философ, политик и педагог. Разработал эмпирическую теорию познания. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание [цит. по 29, С. 145]. Он полагал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске (tabula raza), что ему заблагорассудится. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

    Переоценка роли влияния социальной среды на человека привела мыслителей Гельвеция, Дидр и Оуэно к выводу: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это, прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, он тем самым изменяет самого себя .

    По нашему мнению, на протяжении человеческого общества под влиянием различных факторов идет саморазвитие как человечества, так и общества в целом (идеи мыслителей, формы правления, религия, военно-политические перевороты, борьба за права, система образования и др).

    Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова выделяют следующие факторы социализации :

    а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

    б) социально-психологические факторы социальной среды - это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации.

    Перечислив основные факторы социализации личности, рассмотрим классификацию механизмов социализации личности в контексте педагогических исследований.

    Так, например В. А. Аверин, выделяет несколько универсальных социально - педагогических механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах :

    1. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Автор полагает, что эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, "как надо", "что надо", но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут "всплыть" в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

    2. Институциональный механизм социализации, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.

    Мы можем утверждать, что и средства массовой информации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

    3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

    4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры.

    Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше факторов и механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. ных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

    Таким образом, мы можем выделить наиболее важные факторы социализации как влияние семьи, окружения личности, саморазвитие и самовоспитание, влияние коллектива, группы; механизмами социализации личности выступают традиционные, институциональные, стилизованные и межличностные, которые играют важную роль формирования личности.

    Влияние социально–психологических факторов на формирование коллектива класса начальной школы

    Исследование проблем демографии

    Существует несколько основных факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию. 1) Фактор политики государства. Абсолютно ясно, что политика, проводимая государством влияет и на экономическую ситуацию в стране...

    Особенности общения в городе

    Современная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20-30-е гг...

    Особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений на примере Санкт-Петербургского государственного учреждения "Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга"

    Анализ причинных факторов преступного поведения несовершеннолетних на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции...

    Политический пиар в современной России

    Правильное общение с целевой аудиторией, выявление истинного мнения - генератор коммерческого успеха любой фирмы и компании...

    Правовое сознание молодежи на современном этапе

    Внешние факторы, влияющие на формирование правосознания можно определить в зависимости от количества субъектов. К официальным источникам формирования правосознания относят: 1) органы власти и должностные лица...

    Проблема культурного диалога

    Просвещение родителей по проблеме негативного влияния СМИ в работе социального педагога

    В начале нам хотелось бы разобрать понятие «Средства массовой информации» и их функции, чтобы потом было легче увидеть механизмы влияния СМИ на подростка. Средства массовой информации представляют собой специальные учреждения...

    Роль скаутского движения в социализации личности

    Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы...

    Современные проблемы демографического развития РФ

    Существует несколько основных факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию: 1) Фактор политики государства. Безусловно понятно, что политика, проводимая государством, влияет и на экономическую обстановку в стране...

    Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет

    Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет (на примере добровольцев г. Ярославля)

    Доброволец, как и любой человек, развивается как личность и приобретает характерные ему черты под влиянием окружающего мира в общем, и социума в частности. В процессе социализации немаловажную роль играют определенные факторы...

    Социально-психологические аспекты семейной жизни моряков-подводников

    В психологии под удовлетворённостью браком понимают субъективную оценку каждым из супругов характера их взаимоотношений. По определению удовлетворенности браком А.В. Шавлова «супружеская удовлетворенность браком есть не что иное...

    Социально-экономические проблемы современной России

    В 2009 г. доля бедных в России составляла 16%, малообеспеченных - 56%, благополучных слоев населения - 28%. Малообеспеченность в России в настоящее время в большой степени, зависит от таких характеристик как тип населенного пункта, возраст...

    Субкультура как мезофактор социализации

    В современном обществе существует большое многообразие субкультур, однако само понятие находит наиболее частое применение в исследованиях подростковых субкультур, которые часто рассматриваются как девиантные...

    Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Их всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации). Давайте рассмотрим каждый из них по подробнее.

    Макрофакторы социализации

    Макрофакторы влияют на всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.

    Современный мир насыщен глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

    На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е годы XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.

    На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола. Например, равенство полов в Европе и патриархат в ряде обществ Азии и Африки.

    Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни. Верхний слой — политические и экономические элиты; верхний средний — собственники и менеджеры крупных предприятий; средний — предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый — интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший — неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно. Ценности и стиль жизни тех или иных слоев, в том числе и криминальных, могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

    Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.

    Мезофакторы социализации

    Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).

    Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.

    Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет — совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).

    Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

    Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.

    Микрофакторы социализации

    Это группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).

    Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет данный процесс через и агентов социализации (общепринятые нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).

    Ведущая роль в процессе наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям — детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием также является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. Учителя являются агентами социализации, ответственными за обучение культурным нормам и усвоение ролей.

    Каждый из нас способен стать личностью, только находясь в обществе. Если маленького ребенка изолировать от людей, поместить на необитаемый остров или в иное пространство, где никого нет, он не только не овладеет необходимыми навыками, но и не научится понимать самого себя. Все познается в сравнении, в общении с себе подобными. Человек - целая Вселенная, каждый из нас представляет собой индивидуальность, но стать самим собой можно только, если тебя окружают люди. Мы учимся друг у друга.

    Факторы социализации личности влияют на общее развитие индивидуума, оказывают непосредственное воздействие на формирование его взглядов, убеждений, мнений, жизненных ценностей. В данной статье мы рассмотрим, какие составляющие включает в себя социализация личности.

    Дом и семья

    Пожалуй, это самое главное, что есть у человека. Если ребенок растет в благополучной семье, то у него складываются положительные представления о браке, отношениях между супругами и т. д. Разумеется, в этом случае между матерью и отцом должны быть теплые доверительные отношения. Искренность и забота друг о друге - непременная основа счастья. Факторы социализации здесь выступают мощным стимулом в будущем иметь такую же крепкую семью, в которой все заботятся друг о друге. Вот почему, став взрослыми, мы так часто выбираем себе спутника жизни, похожего, в зависимости от пола, на отца или мать. Семья как фактор социализации играет ключевую роль в становлении и развитии человека.

    Детский сад

    Это первое социальное учреждение, куда попадает ребенок, отделившись от мамы. От того, каковы окажутся первые впечатления, часто и зависит дальнейшее отношение к детскому коллективу, воспитателям. Знакомить ребенка с группой и ребятами нужно постепенно. Сначала следует оставить ребенка в садике не более чем на три часа. Этого времени вполне хватит, чтобы немного освоиться. В последующие дни можно постепенно увеличивать длительность пребывания, особенно если вы замечаете, что малышу там нравится. Если знакомство прошло успешно, то результатом будет благополучие ребенка и непременное вхождение его в коллектив, приобретение друзей среди сверстников. Спустя какое-то время он и забудет о том, что надо печалиться, когда мама утром его покидает. Интерес побеждает страх!

    В случае получения ребенком негативного опыта необходимо как можно скорее разобраться в ситуации. Почему малышу не удалось подружиться с одногруппниками? Может быть, его не приняли ровесники? Или он испытывает робость, боится воспитателя? Факторы, влияющие на социализацию, могут сильно различаться. В каждом конкретном случае необходимо смотреть на проблему индивидуально. Родителям следует помнить о том, что для ребенка очень важно получать внимание, стать значимой фигурой в среде сверстников.

    Школа как социальный институт

    Адаптация ребенка при поступлении в первый класс занимает некоторое время. От того, насколько успешной она окажется, зависит не только внутреннее состояние малыша, но и степень его успешности в классе по сравнению с другими детьми. Факторы социализации могут казаться взрослому человеку несущественными и несложными, однако для ребенка они имеют большое значение.

    Чего не нужно делать, так это сравнивать одного ребенка с другим. Это золотое правило следует помнить как родителям, так и педагогам. Никогда не стоит заявлять, что «старший брат учился лучше» или в этом же возрасте «уже знал все буквы и читал довольно бегло». Все эти вполне себе безобидные высказывания могут отрицательным образом отразиться на самовосприятии ребенка, его способностях и желании учиться. Он может подумать, что ни на что не годен, раз не соответствует вашим требованиям.

    Компании по интересам

    Наверняка те родители, у кого имеются дети-подростки, так или иначе замечали, что они в какой-то момент общения между собой начинают «кучковаться», то есть образовывать небольшие компании. У каждой небольшой группы есть лидер, который постоянно наполняет остальных членов новыми идеями, предлагает способы весело провести время или узнать что-то интересное. Хорошо, когда ребята увлекаются чем-то достойным, совместно ищут себе цели в жизни, пробуют свои силы в реализации каких-то планов и проектов.

    Факторы социализации человека зависят во многом от того, каким он сам себя ощущает: удачливым или не очень, достойным успеха, творческим, активным или ленивым. Родителям не следует вмешиваться и запрещать ребенку проводить время с друзьями, когда они знают, что их чаду это на пользу. В ранней юности общение с единомышленниками, возможность быть услышанным, понятым так же важны, как создание семьи в будущем. Не препятствуйте развитию вашего ребенка! Пусть до полуночи бренчат на гитаре, устраивают собственные концерты, стремятся к новым свершениям и победам!

    Самореализация

    Социальные факторы социализации невозможно представить без осознания своего предназначения. Реализовав себя в каком-то деле, человек приносит неоспоримую пользу обществу, ведь благодаря этому шагу, вносится существенный вклад в становление родной страны. Именно по этой причине каждый из нас должен вовремя позаботиться о развитии своего таланта. Найдите дело, которое придется вам по душе. Уделяйте этому достаточно сил, времени и внимания, тогда оно, несомненно, начнет приносить свои плоды.

    Однако большинство людей живет скучной и однообразной жизнью. Они не только не занимаются своим самообразованием, но и откровенно не хотят узнавать ничего нового. Лишь немногие по-настоящему задумываются над тем, в чем заключается их истинное предопределение, и могут грамотно распределить свои силы. Факторы социализации во многом зависят от того, насколько человек сам себя считает успешным.

    Идеалы, ценности, стремления

    От нашего желания зависит почти все в этой жизни. Давно замечено, что чем человек целеустремленней, тем более активно он действует для того, чтобы достичь желаемого. Факторы социализации личности, несомненно, относятся к главным составляющим успешного продвижения вперед.

    Когда у человека есть мечта, любое дело буквально горит в руках: все замечательным образом складывается, получается. Если же цели как таковой нет, то и достичь ее сложно: ведь личность не имеет представления, как она должна выглядеть! Вот и мечется уже взрослый человек по жизни, ища для себя лучшей доли!

    Показатель успешной социализации

    Все мы хотим быть самодостаточными. Но многие ли действительно задумываются над тем, по каким критериям можно определить степень внешних и внутренних достижений человека? Здесь следует смотреть прежде всего на то, ощущает ли себя личность счастливой или нет.

    Единой мерки не существует, во всем нужен индивидуальный подход. Факторы социализации не должны указывать отдельному человеку, каким он должен быть. Они выступают в качестве анализа его жизнедеятельности и субъективного ощущения реализованности.

    Когда нужна помощь

    К сожалению, далеко не все люди четко представляют себе, чего должны достигнуть. Немногие на самом деле задаются серьезными вопросами о смысле жизни. Большинство вполне устраивает безбедное сытое существование, когда наиболее существенные запросы удовлетворены и можно спокойно лежать на диване перед телевизором. Или сидеть перед экраном компьютера. Не суть важно.

    Помощь может понадобиться в случае, когда человек понял, что его время проходит бесцельно, а он так еще ничего и не сделал полезного. Необходима консультация специалиста-психолога, который поможет, подскажет действительно верный путь. Разумеется, на данном этапе человек должен принимать всю ответственность на себя за те события и изменения, которые возможно произойдут в его жизни дальше. Немногие готовы меняться, потому что это иногда причиняет боль, требует смены привычных стереотипов. Но иначе и не бывает никакого развития.

    Вместо заключения

    Основные факторы социализации личности заложены в ее природе. Человеку свойственно искать правду, ошибаться, делать соответствующие выводы и пробовать снова. Можно десятки раз падать на одном и том же месте, пока, наконец, не придет ответ изнутри, как лучше поступить.

    Родители должны самым внимательным образом следить за тем, как проходит у детей вхождение в любой новый коллектив. Желательно в это время всячески ободрять ребенка, помогать ему поддерживать режим дня, не позволять переутомляться.