Kлаудиo наранхо: вклад гештальт-терапии: я и ты, здесь и сейчас. Что такое гештальт простыми словами

С радостью представляем вам наш совместный с Юрием Пузановым проект «Жить здесь и сейчас. Саратов - гештальт».
Проект этот родился из нашей с Юрой безграничной любви к этому неоднозначному городу, ну и естественно, из буквально разрывающей нас обоих тяги к творчеству.

Творчество это или нет- вопрос спорный, а вот любви к Саратову стоит уделить особое внимание.

Примерно год назад, прогуливаясь по пустому утрене-субботнему Саратову, я поймала себя на том, что счастлива без видимой причины и окончательно поняла для себя, что я провинциал. Провинциал в самом классическом смысле этого слова. И более того - не стыжусь этого. Не стыжусь того, что не хочу завоевать мир, не хочу свалить в Москву или за границу, не хочу выйти из зоны комфорта и отправиться в неведомые дали за большой эфемерной мечтой.

Я просто хочу жить здесь, делать этот город, эту страну и этот мир хоть немного лучше теми инструментами, которые мне доступны. И еще считаю, что для того, чтобы выйти в большой мир и развиваться, совершенно не обязательно навсегда уезжать из мира маленького, мира, в котором ты родился и вырос, мира, так наполненного близкими людьми, знакомыми улицами, домами, звуками и запахами.

Ну а про особое отношение к этому городу Юрия Пузанова, думаю, даже не стоит говорить. Его огромная и нереально душевная фотолетопись Саратова и Саратовской области известна практически всем вам, и я уверена, не оставляет равнодушным ни одного думающего и чувствующего человек.

В общем, этот проект просто не мог не родиться, потому что мы, так же как и вы живем в этом непростом городе и каждый день задаем себе вопрос: почему мы еще до сих пор здесь?

В городе с дорогами, которые попросту нельзя назвать дорогами, в городе, в котором снег не чистится в принципе (ведь скоро все равно весна), в городе с круглогодичной грязью, сломанными лавочками и бордюрами, покрашенными прямо на пыль.

В городе с почти миллионом жителей, в котором нет ни одного полноценного торгового-развлекательного комплекса и в котором самой крутой концертной площадкой до сих пор считается цирк, а выступление звезд мировой величины непременно сопровождается запахом конского навоза.

В общем, город наш неоднозначен, но мы все равно его любим и пускаем корни, каждый по своей причине.
Кому-то нравится воздух, кому-то то, что из одного конца города в другой можно при желании дойти пешком, кому-то из-за того, что купание в Волге после летнего рабочего дня для нас обыденность, кому-то потому, что зайдя в любую кофейню, ты встречаешь как минимум 3-х человек, с которыми тебе хочется обняться. А кто-то просто фанатеет от полуразвалившихся и облупленных домов, которыми так богат наш исторический центр.

Мы решили собрать в нашем проекте людей, чей профессионализм, творчество и менталитет уже давно вышел за пределы Саратова, чьи работы признаны не только в России, но и за рубежом, но которые продолжают любить этот город, верить в него и жить здесь. Жить здесь и сейчас.

Мы решили продолжить формат фото-прогулки и позволить нашим персонажам самим вписываться в город, находя каждому свои кармические места и объекты.

Проект наш долгоиграющий, надеемся, что материала нам хватит на несколько месяцев, все материалы со съемок мы будем выкладывать на этой странице, и поэтому, если вы хотите быть в курсе новых историй, подписывайтесь на наши обновления. И конечно же нам очень важно ваше мнение, ваши мысли и идеи. В общем, приглашаем вас всех. Жить здесь и сейчас.

Ну, други, мои, а вот и фототчет о прогулке с Павлом Ерокиным. Если вдруг кто-то не знает, кто такой Павел: fashion designer, основатель брендов Doctor E и Pavel Yerokin, отец троих детей, человек, чьи таланты простираются далеко за пределы его основной профессии. Эссе, которое он написал по нашей просьбе, демонстрация еще одного его таланта - таланта писательского.
Вот что пишет Павел о своем отношении к нашему городу. "Говорят, не место красит человека, а человек место. И да, и нет. Не везде есть возможности для самореализации... С другой стороны, именно люди определяют облик места, где живут. Именно благодаря людям с непотухшими глазами вдруг появляется что-то новое и интересное: кафешка, магазин или новый дом, например, высотка на Предмостовой. Дом-вызов. Он, как выпрямленный средний палец. Интересно, он так и будет торчать один? Или рядом появятся его последователи? Было бы здорово... Вид с Волги был бы сумасшедший. "Саратов-сити"...
Я давно мечусь между Москвой и Саратовом. И, если раньше я подумывал переехать в Москву, то в последнее время вектор предпочтения переместился на Саратов. Сейчас Москва сильно преобразилась. Прекрасные скверы, парки, набережные. Но сколько раз я там гулял? Москва - это выставки, концерты, театры. Но я знаю москвичей, которые ни разу не были в Третьяковке, а в каком году последний раз были в театре не могут вспомнить... И не потому что им это не интересно. Просто некогда...
Живя и там и тут, понимаешь,что маршрут, в основном, у всех один:дом - работа - спортклуб(у меня) - дом. Только в Москве до спорта не всегда доходишь. Либо не успеваешь (пробки), либо выматываешься. МОСКВА ВЫМАТЫВАЕТ... Это город для зарабатывания денег, но дорогой ценой. В Саратове летом я могу поработать, сделать кучу дел и еще вечером
приехать на пляж в Энгельс и поиграть в пляжный волейбол с
людьми, которые это делают каждый день после работы. А зимой вечером, не выезжая из города, можно покататься на сноуборде по освещенным трассам. В Москве куда-нибудь выбраться проблематичнее.
Саратов - особенный город. Когда я говорю тем же москвичам, что у нас прямо в городе аэропорт и мне до него ехать минут 15, они удивляются. Как это - аэропорт в городе?
Саратовские дороги... Это понятие стало нарицательным. Несколько лет назад убрали трамвайные пути с улицы Большая Горная и ее закатали в новый гладкий асфальт. И я, если было по пути, всегда старался по ней проехаться. Это как глоток свежего воздуха... Бесшумное скольжение после тряски по "ямочноремонтным" улицам. Помню, я тогда сказал своей подруге: "Слушай, если я тебя назову "Большая Горная ты моя", не обижайся - это высший балл". Не понимаю людей,которые говорят: "Дергать нужно из этого города!". Во-первых, нужно понимать, что куда бы ты ни уехал, везде ты привезешь в первую очередь себя. И если ты не ладах с самим собой, переезд ничего не изменит. Во-вторых, это типично лузерский подход. Не тот город, не те люди, не те чиновники... Можно начать в Саратове, станет тесно - переезжай, расширяйся. Есть куча примеров наших саратовских старт-апов, которые работают по всей стране. Горжусь, когда вижу в Москве кухни "Мария" или "Тайзер" или "Рубль-Бум". Недавно разговорился с одним знакомым... Оказалось, что он с партнерами (трое молодых ребят, около 30-ти), живя в Саратове, строят по всей России огромные резервуары для нефтепродуктов. Вот с кого пример нужно брать, а не ныть - время не то, город не тот...
Вот еду я по Саратову, по новеньким дорогам, покрытым предвыборным асфальтом, и думаю: "А ведь можно теперь ассортимент комплиментов расширить. Можно, например: "Ты такая гладкая, как Чапаева... "или: "Мне с тобой так легко и приятно, как ехать по Горького."
Кстати, собой я тоже горжусь..)"

Герои нашей прогулки - группа «STEREOЛЮБОВЬ»

Летняя жара, давно запланированные отпуска и аномально высокая рабочая занятость очень сильно влияет на периодичность нашего проекта, но нам с Юрой Пузановым все-таки удалось найти время в своих плотных графиках и графиках наших героев, мы встали в понедельник в 5:30 и все равно попали под лучи саратовского безумного солнца.

Герои нашей прогулки - одна из самых творческих семейных пар нашего города и по чудесному стечению обстоятельств - милейшие люди с удивительно позитивной и умиротворяющей энергетикой.
Они работают по всей России, их музыка попадает в мировые чарты, но каждый раз они возвращаются на саратовскую землю, потому что искренне считают, что не место красит человека, а человек место, и хорошо там, где они есть.

И так, краткое резюме наших героев:
Юлия Андреева: солистка группы «STEREOЛЮБОВЬ»; кандидат социологических наук, доцент Института искусств СГУ имени Н.Г. Чрнышевского; инициатор и член оргкомитетов международных научно-практических конференций «Культурное наследие г.Саратова и Саратовской области», «Развитие личности средствами искусства», «Проблемы теории и практики постановки голоса»; член "Российской Общественной Академии Голоса" (Москва).

Дмитрий Андреев: директор первого светского портала Саратова сайт;
директор МУК "Культурный центр имени П.А. Столыпина"; музыкальный продюсер группы STEREOЛЮБОВЬ. Организатор городской конференции "Памятники истории, культуры и архитектуры города Саратова", соорганизатор международной научно-практической конференции «Культурное наследие г.Саратова и Саратовской области». Культуртрегер.

Прошу любить и жаловать!

Гештальт-терапия – психотерапевтический метод, созданный Фридрихом Перлзом. В нем объединяются методики нескольких направлений: традиционного психоанализа, феноменологии, гештальтпсихологии, психодрамы, телесно-ориентированной терапии и так далее.

Целостные образы
В переводе с немецкого gestalt значит «образ, форма, структура». В гештальт-терапии считается, что люди воспринимают реальность в виде гештальтов – именно целостных образов ситуаций.
В их формировании имеют значение любые мелочи, в том числе прошлый опыт, состояние организма в данный момент и другое. Все это влияет на восприятие объекта или явления.

Увидеть свои потребности
Создатель методики гештальт-терапии рассматривал человека как организм, способный самостоятельно регулировать свое состояние. В основе саморегуляции – эмоции и чувства. Они становятся проявлениями наших потребностей, а это один из главных факторов восприятия действительности. Доминирование определенной потребности влияет на то, в какие образы выльется это восприятие в текущий момент.
Однако люди, вследствие воспитания и других причин, нередко теряют навыки распознавания собственных потребностей. И это искажает восприятие реальности и создает большие проблемы.

Осознавание
Терапевт предлагает человеку не заниматься поиском причин своих проблем где-то в прошлом, а наблюдать за тем, что случается сейчас. Обращать внимание на свои чувства, мысли и действия. Осознавать.
Ведь именно от наших чувств и мыслей, по мнению гештальт-терапевтов, зависит, какой гештальт (образ) у нас складывается. И то, какой выбор мы делаем в этой ситуации.

Задача гештальт-терапии – помогать человеку научиться осознавать. И, понимая, как способ восприятия мира влияет на него самого, приводить процессы саморегуляции своего организма в порядок.

Увидеть и принять
Работа терапевта строится в форме бесед с пациентом. Затем человек выполняет «домашние задания» и таким образом осознает, какое участие он принимает в возникновении проблем. Тогда рождается решение: «ученик» сам понимает, что нужно делать. И делает это самостоятельно или с помощью гештальт-терапевта.
Если же речь идет о том, чего изменить нельзя, то цель терапевта – помочь пациенту увидеть реальность, признать, пережить, принять и двигаться дальше.

В гармонии с миром
Гештальт-терапия направлена на то, чтобы помочь жить в гармонии: с миром и с собой, с людьми. Уметь держать баланс между независимостью и близостью. Осознавать каждый момент своей жизни и быть ее автором. И, в конечном счете, получать больше радости от процесса бытия – быть живым.

В израильском психотерапевтическом центре клиники IsraVita активно практикуется медодика гельшат-терапии. Пациенты могут рассчитывать на наш профессионализм и актуальность методик лечения

Используя тематическое исследование с отключенным клиентом, современный гештальт-терапевт развенчивает мифы, которые остались со времен расцвета Фрица Перлса.

В клинической литературе хорошо известно, что терапевтические отношения имеют ключевое значение. Фокусирование на контакте клиент-терапевт - это полезная линза для любой терапевтической практики, независимо от ориентации.

Но как это разыгрывается в ходе нашей работы, может быть неясно. Легко увязнуть в срочно возникающих проблемах наших клиентов и попытаться «исправить» все, что не так.

Часть сила гештальт терапии заключается в том, что она сосредоточена не на решении проблем и не на том, чтобы заставить людей думать иначе, а скорее,

Гештальт призывает нас внимательно следить за отношениями «здесь и сейчас», создавая встречу, в которой клиент может развить осознание терапевтической встречи - что происходит с ним и между нами в данный момент.

Джим: тематическое исследование

Джим пришел на терапию, потому что он чувствовал себя «застрявшим» в своей жизни. Когда он впервые вошел в мой кабинет, схватил меня за руку и несколько раз пожал. Казалось, он спешит сесть на автобус. Но, несмотря на его энергичное поведение и изысканную внешность, Джим был глубоко несчастен. Сорок один год, разведенный, у Джима было двое детей от предыдущего брака. Он чувствовал, что находится на тупиковой работе в сфере финансов. Он также был недоволен своей способностью иметь глубокие, устойчивые позитивные отношения с женщинами и сверстниками.

В первые две минуты нашей первой сессии, когда я кратко рассказал о том, что я делаю и как я это делаю, Джим прервал меня. «Это действительно хорошо, - сказал он, - но вот то, о чем я хочу поговорить с тобой».

«Джим, позволь мне просто закончить», - ответил я и продолжил то, что говорил.

«Да, да, да, я понял». Затем Джим мчался вперед в мельчайших подробностях - ошеломляющих деталях - объясняя свои опасения.

Когда он закончил свой первый монолог, я попытался внести некоторые мысли о том, что он говорил; Я особенно хотел изучить его отношения с женщинами. Когда я задавал свои вопросы, он перебил меня и продолжил объяснять, что, по его мнению, мне нужно было знать - совершенно не обращая внимания на мысль о том, что я пытаюсь исследовать то, что он только что сказал. Я начал чувствовать разочарование.

Через некоторое время я сказал ему: «Джим, ты в курсе, что каждый раз, когда я хочу что-то сказать тебе, ты меня перебиваешь?»

Но вместо того, чтобы ответить на то, что я сказал, он помчался со своей историей об ужасном первом свидание, на котором он недавно был. Все время, пока он рассказывал свою историю, он не смотрел на меня.

Через несколько минут я снова остановил его и сказал: «Джим, я хочу, чтобы ты заметил, как мы говорим, что происходит. Я просто хочу, чтобы ты обратил внимание на то, что происходит между нами, пока мы разговариваем. Не только на то, что ты говоришь мне, не только идеи, но и то, что происходит между нами.

Он ответил мне взмахом головы. "Ладно ладно. Ну, ты же сказал, что я не даю тебе шанса. Он рассказал мне более подробно содержание некоторых из этих историй, которыми он развлекал эту прекрасную молодую женщину. «Я не могу понять, - сказал он, почему она не хотела снова встречаться со мной!»

Теперь, в ответ на мои неоднократные попытки ответить ему, Джим повысил голос, говорил еще больше быстро и наклонился ко мне, жестко жестикулируя, поскольку он объяснил мне в запутанных деталях, как, будучи настолько интересным в эту встречу, он, не смог привлечь внимание этой женщины.

Несколько минут спустя, когда я готовился что-то сказать, он высоко поднял руки, посмотрел прямо на меня и сказал: «Я знаю, я знаю. Мне нужно позволить тебе поговорить. Но он тут же опустил глаза и снова начал. Очевидно, он заметил, что я делаю, но затем погрузился в очередной порыв рассказа.

На этот раз я решительно вмешался..

«Ты не должен позволять мне говорить», - сказал я. «Я просто пытаюсь помочь тебе заметить, что происходит между нами, когда я пытаюсь вести этот разговор. Очень трудно вставить хоть слово..

Он остановился на минуту. Затем, более низким голосом с оттенком грусти в конце, он сказал: «Знаешь, некоторые женщины, с которыми я встречался, жаловались мне на это».

«Правда?» - криво сказал я с небольшим количеством ложного любопытства.

«Они говорят, что я настолько полон энтузиазма, что никогда не спрашиваю их о себе.

Как ты думаешь, каково это быть в отношениях с кем-то, кто делает это, Джим?»

Он снова сделал паузу. «Ааа... Возможно, не очень.

Знаешь, - сказал он, - то, что ты говоришь, напоминает мне о том, как это было за моим обеденным столом. Все говорили без перерыва, особенно мой отец и мои братья. Сложно было сказать слово. Мы все боролись за микрофона, пытаясь найти кого-то, кто бы нас послушал.

Ну, из того, как ты сейчас выглядишь, очевидно, что ты все еще занимаешься этим, - ответил я.

«Ты прав». Его лицо стало грустным. «Как ты думаешь, это как-то связано с моей проблемой развития близких отношений?»

Конечно, я знаю. Ты уже сказал мне, что люди указывали на это, но ясно, что их указание не оказало на тебя большого влияния.

Он смущенно покачал головой и посмотрел вниз. «Ты прав», повторил он. После этого он начал смотреть на меня с небольшим интересом, с большим уважением и любопытством. Он стал немного больше интересоваться тем, что я должен был сказать, а также замечать свой собственный голос. С точки зрения гештальта, он начал осознавать, как он взаимодействует на сессии. Это, в свою очередь, усилило его понимание своего внутреннего опыта, а также влияние его поведения на меня.

Когда сессия продолжалась, Джим стал больше осознавать не только то, что он говорил, но и то, как он это говорил. К концу он заметил, как часто он перебивал меня. Он казался печальнее, и его монолог замедлился. Когда я посмотрел в его глаза, я увидел легкое помутнение и начало печального взгляда, в отличие от его прежнего дикого, напряженного выражения. Когда он начал успокаиваться, он обратил на меня больше внимания, и в процессе, его печаль начала подниматься внутри него.

В конце сеанса он спросил: «Есть ли что-то, что я могу сделать?»

«Я просто хочу, чтобы ты обратил внимание на разницу между настоящим моментом и в следующий раз, когда мы встретимся, чтобы посмотреть, сможешь ли ты заметить, когда ты почувствуешь, что хочешь прервать кого-либо, прежде чем ты это сделаешь.

Это было действительно полезно, - сказал он, уходя.

Здесь и сейчас: историческая перспектива

В отличие от других форм психотерапии, для меня с Джимом на первом сеансе было важно не понять его историю или его проблемы в деталях. Скорее, с самого начала сессии я обращал внимание на то, как мы были вместе. Для меня важен был характер общения, как мы взаимодействовали друг с другом. В данном случае я сосредоточился на том, что Джим не мог слушать меня, он говорил милю в минуту, он не мог отметить, и тот факт, что он был полуотключен от меня, и того, что я говорил.

Итак, с самого начала сессии я сосредоточился на повышении его осведомленности, помогая ему начать замечать, как он говорит то, что он говорит, а также качество нашего контакта. На протяжении первой сессии я не сосредотачивался на сборе подробностей его жизни, не пытался научить его, как бороться с мыслями в голове,не пытался установить отношения, узнав его. В первую очередь я был заинтересован в том, чтобы помочь ему испытать процесс того, как мы вместе.

Гештальт-подход возник в конце 40-х годов, когда группа нью-йоркских интеллектуалов начала возражать против психоанализа, который они считали строго ограниченным, поскольку он фокусировался на патологии, а не на потенциале. Эти интеллектуалы - Лаура и Фриц Перлз, Пол Гудман и Ральф Хефферлайн, среди прочих - ответили на этот недостаток, создав более открытый, увлеченный, оживленный психотерапевтический опыт, ориентированный на освобождение и рост, который позволил человеческой личности преодолеть ограничения оборонительных сооружений.

Гештальт снял людей с дивана и встретил их лицом к лицу с терапевтом. Вместо интеллектуального анализа, основными инструментами Гештальта были осведомленность и контакт. Сосредоточив внимание на встрече «здесь и сейчас», Гештальт привнес идею опыта клиента в процесс терапии, а также присутствие терапевта во встрече. Это отношения, и терапевтический процесс возникает из отношений.

В первые дни своего существования гештальт был тесно связан с работой Фрица Перлса, который справедливо или неправильно воспринимался как нарциссический, а иногда и бесчувственный. Из-за его агрессивного подхода гештальт получил небезопасную, жестокую, почти групповую репутацию. Но Perls также был невероятно ярким и способным развивать глубокое понимание процессов клиентов. За годы своего существования гештальт сформировался как философско-методологический подход, используемый психотерапевтами во всем мире. Хотя он по-прежнему верен основным основополагающим принципам, изложенным его основателями, гештальт превратился в модель, которая действительно позволяет клиентам испытать себя и использовать свои ресурсы для создания фундаментальных изменений в себе.

Движение вперед

В гештальт-процессе, когда клиент вступает в контакт и начинает ощущать себя в отношениях с другим, его самость становится более видимой для него и для его терапевта. Когда Джим стал больше осознавать, что происходит внутри него, его личность начала проявляться в этот момент. Он начал получать доступ к своему внутреннему миру иначе, чем раньше, и он стал лучше осознавать влияние своего поведения на других.

По мере развития терапии он начал чувствовать и выражать грусть по поводу низкого качества жизни; и когда он почувствовал больше своих чувств, его взаимодействие со мной улучшилось. Вместо того, чтобы говорить со мной, он посмотрел в глаза и рассказал мне о своей грусти и одиночестве, а также о своей неспособности добиться успеха так, как он хотел быть с женщинами и со сверстниками.

Одна из вещей, которые он обнаружил в наших встречах, заключалась в том, что, когда он начал меньше прерывать и больше концентрироваться на том, что я должен был сказать, он стал более тревожным и неуверенным в себе.

Он понял, что много говорить - это попытка ослабить свое беспокойство - он боялся замедлить ход и привлечь людей в более интимной манере. Очевидно, что Джим начал сталкиваться на более глубоком уровне с основными проблемами, которые беспокоили его в его нынешнем существовании.

Оставаясь в настоящем, работая с прошлым

Один из мифов, которые летали в мире терапии в течение многих лет, заключается в том, что Гештальт только о настоящем. Каким-то образом, здесь и сейчас фокус гештальт-подхода создал впечатление, что прошлое никогда не рассматривалось в гештальт-терапии.

Когда я работал с Джимом через наши отношения в данный момент, его прошлое стало складываться историческим путем. Однажды, когда я указал ему, что он никогда не отвечал на то, что я сказал, а скорее говорил мне все, что приходило на ум в ответ на мои слова, некоторые детские воспоминания всплывали. Будучи ребенком, он сказал мне, что его родители всегда говорили ему, что делать, разговаривали с ним, и очень редко слушали его или воспринимали то, что он говорил, и фокусировали разговор. Другими словами, как я указывал на наших сессиях, о том, что происходило в настоящем, прошлое Джима начало проявляться органично.

В другой момент терапии, когда Джим настроился на чувство грусти из-за своего нынешнего отсутствия отношений, он начал говорить о том, насколько трудно было изолировать его семью. У них не было множества друзей в семье, и они не проводили много времени вместе как единое целое. В результате у Джима не было большой практики в построении отношений.

Таким образом, прошлое медленно разматывается и фильтруется в настоящее. Проблемы раннего детства возникают в данный момент и рассматриваются в данный момент, а не вызваны интеллектуально из прошлого..

Когда в гештальт-терапии появляется прошлое, мы часто возвращаем его в настоящее. Например, когда Джим воспитывал свою мать, я часто просил его представить ее в комнате и что-то сказать ей, чтобы он мог ярко ощутить свои чувства из прошлого, в настоящем. В результате он был более способен сталкиваться и изменять влияние прошлого на его поведение сегодня.

Поворот Джима

Джим постепенно стал замечать свою склонность к разговорам со своими мыслями, а не реагировать на то, что говорили другие. Он осознал, что это мешает ему углубить свои отношения. В процессе терапии Джима, он начал не только слушать, но и впервые реагировать на окружающих.

В этот момент он встретил женщину по имени Сара. Интересным моментом для Джима было то, что он встретил ее по пути домой из командировки. Пока он сидел рядом с ней в самолете, у него на плече было то, что он называл “маленькой нормандской птичкой”, которая сказала ему, что ему нужно слушать то, что она должна сказать, вытащить ее и попытаться понять ее перспективу, вместо того, чтобы потчевать ее, как он всегда делал с виньетками из своей жизни.
Он провел время, разговаривая с Сарой, и действительно использовал свои новые навыки. Они попали в то, что он назвал «замечательным разговором». Они так повеселились в самолете, что Сара дала ему свой номер. Он пригласил ее, и она согласилась. Они начали встречаться.

Для Джима было важно совершенно по-новому справиться с процессом знакомства. Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, чтобы заинтересовать ее в себе и тем самым отогнать ее, он фактически полностью изменил процесс и выслушал; и поскольку он проводил время, узнавая ее, она становилась все более заинтересованной в том, чтобы узнать о нем.

В дополнение к своим перспективным отношениям с Сарой Джим начал лучше работать в своей рабочей среде. Он всегда был полу-успешным в профессиональном плане, но, когда он стал более опытным и способен строить отношения с людьми, его связь с сотрудниками начала процветать. Ранее те, кто докладывал ему на работе, видели в нем только пустозвона и надсмотрщика. Когда он начал меняться, его удовлетворенность сотрудников выросла, и он даже получил повышение по службе, только потому, что его сотрудники стали воспринимать его как более эффективного менеджера и лидера.

Способность Джима жить полной жизнью: цель гештальта

Когда Джим стал более полно участвовать в жизни, активно слушая и реагируя на происходящее вокруг, жизнь, в свою очередь, вознаграждала его. Это одна из самых сильных частей психотерапии, особенно гештальт-терапии. Джим получил больше внимания от женщин, когда они начали чувствовать, что он интересуется ими. Коллеги Джима заметили его новую отзывчивость и относительную легкость в помолвке. Все эти изменения возникли в результате борьбы на встрече.

Конечно, моя работа с Джимом была намного богаче и многограннее, чем это было представлено здесь, но сосредоточение внимания на этом конкретном вопросе иллюстрирует, что происходит в процессе гештальт-терапии и как мир может начать казаться другим для наших клиентов. Он слышал больше. Он был более осведомлен. Он взял на себя больше личной ответственности. Он действительно слышал то, что говорили люди, и это имело большее влияние на него, он мог быть затронут другими. Он получил больше положительных отзывов и поддержки от мира, для своего саморазвития.

В этом и заключается суть гештальт-терапии: помогать нашим клиентам расширять и реализовывать свой потенциал для более полноценной и более полезной жизни, всегда начиная с момента, где бы они ни находились. Для гештальт-терапевтов укрепление терапевтических отношений путем присутствия на контактах здесь и сейчас на сессии - не просто самоцель; скорее, благодаря вниманию к качеству связи в тот момент, клиент учится присутствовать, как на основе своего внутреннего опыта, так и в отношениях с терапевтом. Само это осознание является катализатором перемен, открывая новые возможности для прошлого и будущего.

Норман Шуб

Запись на консультацию, терапию по тел. 8 920 303 20 48, skype sga1978

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Принцип «здесь и сейчас», или концентрация на настоящем моменте, является, пожалуй, самым важным принципом гештальт-терапии. Он берет свое начало в традициях дзен-буддизма и ряде других восточных практик, которые с присущей Перлзу тщательностью и основательностью, были им изучены.

*** Суть данного принципа состоит в том, что в процессе сеанса терапевт часто обращается с просьбой определить, что пациент в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту. В случае появления в процессе работы материала, связанного с какими-либо важными аспектами личности, терапевтом предпринимаются усилия перенести этот материал в настоящее время. К примеру, если пациент рассказывает о каких-то событиях прошлого, то его можно попросить перенести с помощью фантазии действие в настоящее и излагать события так, как если бы они происходили в данный момент. В таких случаях часто выявляется, как много людей избегают контакта со своим настоящим и склонны углубляться в воспоминания о прошлом и в фантазии о будущем.

*** Т.е. принцип «здесь и сейчас», - это принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.

Пациенту следует повторять основное предложение: "Сейчас я осознаю". Обязательно использование настоящего времени. Возможны следующие варианты вопроса: "Что вы осознаете сейчас?", "Где вы сейчас?", "Что вы видите? чувствуете?", "Что вы делаете рукой? ногой?" или "Осознаете ли вы, что вы сейчас делаете своей...?", "Что вы хотите?", "Чего ждете?".

Задача психотерапевта - привлечь внимание пациента к его поведению, чувствам, переживаниям, не давая им интерпретации. Задача состоит в том, чтобы выяснить как, а не почему - как пациент мешает собственному осознанию незавершенного или прерванного дела, "дыр", или недостающих частей личности, отвергаемых или диссоциированных ее аспектов. Осознание нельзя вызвать силой; формирование гештальтов - процесс автономный. Таким образом, если пациент сопротивляется работе с материалом, к которому привлекает его внимание психотерапевт, не следует его подталкивать. Придут другие времена, когда пациент будет готов к такой работе.

Незнакомое слово «гештальт» многим еще режет слух, хотя, если разобраться, гештальт-терапия – не такая уж незнакомка. Многие понятия и приемы, разработанные ею за 50 лет существования, стали буквально «народными», поскольку так или иначе включены в различные направления современной психотерапии. Это принцип «здесь и сейчас», позаимствованный из восточной философии; холистический подход, рассматривающий человека и мир как целостное явление. Это принцип саморегуляции и взаимообмена со средой и парадоксальная теория изменений: они происходят, когда человек становится тем, кто он есть, а не старается быть тем, кем он не является. Это, наконец, техника «пустого стула», когда ты высказываешь свои претензии не реальному, а воображаемому собеседнику – начальнику, другу, собственной лени.

Гештальт-терапия – самое универсальное направление психотерапии, дающее основу для любой работы с внутренним миром – от борьбы с детскими страхами до коучинга первых лиц. Гештальт-терапия воспринимает человека как целостное явление, в котором одновременно и постоянно есть сознательное и бессознательное, тело и разум, любовь и ненависть, прошлое и планы на будущее. И все это – только здесь и сейчас, поскольку прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. Человек так устроен, что не может существовать изолированно, как «вещь в себе». Внешний мир отнюдь не враждебен нам (как утверждал психоанализ), напротив, он является той средой, которая нас питает и в которой единственно возможна наша жизнь. Только в контакте с внешним миром мы можем взять то, чего нам не хватает, и отдать то, что нас переполняет. Когда этот взаимообмен нарушается, мы застываем и жизнь становится похожа на заброшенную арену цирка, где давно погас свет, ушли зрители, а мы привычно все ходим и ходим по кругу.

Цель гештальт-терапии даже не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром: мы вольны уходить и возвращаться, бегать по кругу или спать под открытым небом.

Внучка за бабку

Гештальт-терапию называют внучкой психоанализа. Ее основатель, австрийский психиатр Фредерик Перлз, в начале профессионального пути был фрейдистом, но, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя, объединив западные психотерапевтические школы с идеями восточной философии. Для создания нового направления (впрочем, как и для личной жизни Перлза) важную роль сыграло его знакомство с Лаурой, доктором гештальт-психологии, ставшей впоследствии его женой. Само слово gestalt (нем.) точного перевода не имеет. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную структуру. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Ее суть в том, что мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений (гештальтов). Нармипер, бкувы в солве могту слдеоавть в лоюбм пояркде – мы все равно понимаем смысл. Если мы видим что-то незнакомое, мозг сначала быстренько пытается отыскать, на что же это похоже, и под это подогнать новую информацию. И только если это не удается, включается ориентировочный рефлекс: «Что такое?»

На постулаты нового направления сильно повлияла теория «поля», разработанная гештальт-психологом Куртом Левиным. По сути, это открытие показало: в мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что хотим увидеть, что нам важно в данный момент нашей жизни, а остальное становится незаметным фоном, проносится мимо, как пейзаж за окном автомобиля. Когда нам холодно – мы мечтаем о тепле и уюте, когда ищем сапоги – смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины перестают для нас существовать.

Еще одна теория – «незавершенных действий» – экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. Пока работа не сделана, мы не свободны. Она нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти. Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в состоянии заняться чем-то другим.

В жизни Перлза случилась череда встреч, повлиявших на возникновение теории гештальт-терапии. Некоторое время он работал ассистентом у врача Курта Гольдштейна, практиковавшего целостный подход к человеку, не считая возможным разделять его на органы, части или функции. Благодаря Вильгельму Райху, который ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу, гештальт-терапия стала первым направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как один из способов переживания внутренних, эмоциональных конфликтов. На взгляды Перлза оказали также сильное влияние идеи экзистенциализма 20–30-х годов.

Ну и, наконец, суть и философия гештальт-терапии, ее взгляд на мир как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к истине, скрытой в глубине каждого, – все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма.

Миссия выполнима

В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, то есть по сути – о мудрости природы. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен – как дерево, растущее в благоприятных условиях, способное взять все необходимое для собственного роста. Мы дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья.

Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Из этого ощущения рождается желание – голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью и начинаете искать способы для его реализации. И наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности. Если все прошло как надо, вы довольны процессом и результатом, вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен.

В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы пошли на ланч с кем-то из коллег. Вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите (и можете себе позволить) именно сейчас. Точно так же сам обед мог быть включен в больший гештальт под названием «Деловая встреча» (или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся»). А этот гештальт – в еще больший («Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Создание семьи»). Так вся наша жизнь (и жизнь всего человечества) – как матрешка, сложена из разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до пятидесяти лет семейной жизни.

Причины нашей неудовлетворенности в жизни кроются в том, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются не завершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты (пока работа не выполнена, мы не свободны), а с другой – голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано (обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась).

И здесь – один из ключевых моментов гештальт-терапии. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми. Поскольку (вспоминаем теорию поля) в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Тот кто хочет – ищет способы, а кто не хочет – причины. И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник.

Задача терапии – найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе.

Стерео-эффект

Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция («чистый лист»). Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс. Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить – в себе или в своей жизни. Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные (и неэффективные) отношения. Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте. Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид. Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию – прямо здесь и сейчас – и свои новые возможности или ограничения. И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга. Он сам получает опыт нового, другого взаимодействия. Дальше он уже может встраивать этот опыт в свою жизнь.

Цель такой терапии – вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент – не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он – знает.

За все в ответе

Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия».

Осознавание – чувственный опыт, переживание себя в контакте. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. Это переживается как инсайт, а в какой-то момент жизни осознавание становится непрерывным.

Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий. Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение – мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ.

Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным – со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с решениями и поступками других людей. Мы смиряемся и принимаем не только этот мир, но и себя в нем, после чего терапия заканчивается, а жизнь продолжается.

Принцип реальности. Его легко объяснить, но трудно принять. Существует некая реальность (данная нам в ощущениях), но есть и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего. Эти реакции гораздо разнообразнее фактов, и они часто оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый?

Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Он избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Практика показала: достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага!». Распространенная реакция на встречу с реальностью – сопротивление, потому что человек лишается иллюзий, розовых очков. «Да, это была правда. Но какая-то вероломная правда», – призналась одна из участниц группы. Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает.

Здесь и сейчас. Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение.

Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе. И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом – и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться (в настоящий момент)?

Диалог в гештальт-терапии – это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент (иногда впервые!) получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не мной» при одновременном сохранении собственной идентичности. Это те Я–Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними (происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится).

Это уникальный опыт, поскольку терапевт – человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.

Гештальт-терапия – вне морали и политики. Единственная ее задача – сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нее нет воспитательных целей. Ей совершенно все равно, будет человек выращивать капусту или править королевством, – важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью.

Идущие вместе

В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной жизни у нас часто бывает представление (и ощущение), что другой человек ограничивает нашу свободу, поскольку она заканчивается там, где начинается нос соседа. Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем мы от них дальше, тем более мы свободны, тем легче быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество. В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира.

Возможно, на каком-то этапе это действительно необходимо. Но гештальт-терапия утверждает: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим. Иди к другому человеку – и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир – и там ты обретешь себя.

Но почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? Наедине с собой мы можем думать о себе все что угодно. Но мы никогда не узнаем, правда ли это, пока не вступим во взаимодействие с миром. Человек может думать, что легко поднимет автомобиль, пока не попробует, – на самом деле нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное Я, ложная уникальность. Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире.

Что происходит с нашей уникальностью, когда она встречается с уникальностью другого? Лишь при соприкосновении с миром (другим человеком) наша уникальность обретает практический характер. Сталкиваются две реальности, рождая третью. Таким образом происходит социализация индивидуальности: самобытность человека – неповторимость его функций, – и это определяет его ценность для других. Вынесенная на границу контакта индивидуальность превращается в функцию для других. Например: «Я авторитарный» – &ldauo;Ну, тогда руководи». «Я поэт» – «А сделай так, чтобы запела душа».

Таким образом, мы выходим за пределы определения социума как сдерживающих рамок и предписаний, они просто перестают играть определяющую роль. Значимым становится то, что в человеке представляет ценность для других. И что в других представляет ценность для этого человека. Это наш опыт, переживания и идеи, наши неповторимые особенности или просто способности, которых нет у другого. Это обусловливает нашу нуждаемость друг в друге и определяет наши отношения.

Глаз-алмаз

Помните молитву, которую приписывают оптинским старцам: «Господи, дай мне сил изменить то, что я не могу вынести! Господи, дай мне терпения вынести то, что я не могу изменить! И, Господи, дай мне мудрости отличить первое от второго!» У меня есть впечатление, что гештальт-терапия постепенно учит меня этой мудрости. Она сделала мою жизнь интересной, поскольку помогает быть очень избирательной, быстро отказываться от того, что мне не подходит, искать и находить то, что мне нужно. И все, что происходит в моей жизни: люди, дело, увлечения, книги, – это то, что мне нравится, интересно и нужно.

Еще гештальт-терапия подарила мне покой. Я могу доверять той реке, которой является моя жизнь. Она дает мне знать, когда и где я должна быть начеку, а когда и где я могу бросить весла и просто отдаться потоку и солнцу.